Статья по жестокому обращению с детьми – Статья 156 УК РФ «Жестокое обращение с детьми»

Жестокое обращение с детьми (статья 156 УК РФ). Проблема жестокого обращения с детьми :: BusinessMan.ru

Жестокое обращение с детьми, к сожалению, в современном мире – это вполне “нормальное” явление. Зачастую такое поведение просто скрывается. Подобного рода поведение наказывается. Статья 156 УК РФ предусматривает огромный штраф за жестокое обращение и уголовную ответственность, вплоть до лишения родительских прав. Давайте же сегодня затронем данную тему со стороны законодательной и психологической.

Закон

Итак, что же говорит закон о нашей сегодняшней теме? Статья 156 УК РФ гласит, что забота о несовершеннолетних детях и подопечных целиком и полностью лежит на плечах родителей/опекунов. При всем этом, необходимо обеспечивать правильное развитие деток и позволять им находиться в спокойной, уравновешенной атмосфере. Ненадлежащий уход карается законом. Как правило, могут выписать огромный штраф с исправительными работами, но в некоторых случаях может последовать даже лишение родительских прав.

Если родителей у ребенка нет, то все обязанности переходят к бабушкам и дедушкам, старшим братьям и сестрам или же опекунам. Кроме того, родители и опекуны должны не только заботиться о своих несовершеннолетних детях, но и защищать их права и интересы. К сожалению, в современном мире складывается несколько иная ситуация. Давайте посмотрим, что творится в мире на самом деле.

Вечная проблема

Жестокое обращение с детьми – это одна из главных проблем современного общества и родителей разных возрастов. По сути, ее быть не должно. Взрослые люди самостоятельно решают завести ребенка – это важный шаг. Следует понимать, что вся ответственность за воспитание и поступки малыша будет лежать на плечах родителей. А в случаях невыполнения своих обязанностей может последовать лишение родительских прав.

Вроде бы, все хорошо – решили, что сможете со всем справиться. Но вот рождается ребенок. И тогда приходит осознание того, что не все так гладко, как кажется. У малыша есть свои потребности, но с самого рождения он не может их выразить словами. Вместо этого он плачет. Отсюда приходит раздражение, которое потом перерастает в жестокое обращение родителей с детьми. Такое поведение ломает жизнь ребенку и растит из него ущербную личность. Тем не менее, стоит понимать, что же такое “жестокость с детьми”. Она бывает нескольких видов.

Мораль

Жестокое обращение с детьми может быть моральным. Оно, как правило, не влечет за собой никаких внешних и видимых побоев. Родители не кричат на несовершеннолетнего, не бьют его. Тем не менее, уход осуществляется ненадлежащим образом. Проявляется в отсутствии соответствующего возрасту жилья, одежды, еды, внимания, заботы, медицинских услуг и так далее. Например, в семье довольно часто выявляются “несчастные случаи”. Кроме того, сюда можно отнести запущенный кариес, отсутствие прививок, чесотку, “тормоза” в развитии речи, веса и роста. Задержка психического развития и неряшливая одежда – это тоже сигнал к тому, что в семье может осуществляться жестокое обращение с детьми.

Выявление моральной жестокости – дело довольно трудное. Здесь необходимо тщательно присматриваться к детям и их поведению. Можно отметить гиперактивность, инфантилизм, сосание пальцев, раскачивание на стуле, неразборчивое дружелюбие или наоборот, нежелание общаться, замкнутость, постоянный поиск внимания или попытки “показать себя”, жестокость к животным, принятие на себя роли взрослого человека. Правда, моральное насилие выявляется крайне редко. Да и встречается оно тоже реже, чем любой другой вид ненадлежащего ухода за несовершеннолетними.

Физическое насилие

Жестокое обращение с детьми, как правило, в открытую выявляется именно с проявлением физического насилия. Такой вид довольно трудно скрыть, так как при медицинском осмотре выявляются травмы, синяки, ссадины и прочие внешние повреждения. Это – наиболее распространенное явление, которое способна загубить жизнь ребенку и буквально “вогнать его в гроб”.

Физическим насилием можно назвать любое нанесение физических побоев ребенку. Сюда можно отнести драки, удары, пощечины, шлепки, оплеухи. Это – самые “мягкие” проявления плохого отношения к подопечным. Как правило, на этом проблема жестокого обращения с детьми не заканчивается.

Иногда можно отметить у детей и тяжелые повреждения, вплоть до сотрясений и серьезных переломов. Очень часто родители пытаются “списать” это на несчастный случай. Тем не менее, если в семье подобные “случаи” происходят уже не в первый раз, стоит обратить внимание на поведение ребенка и семейку в целом.

Очень часто проявлением физического насилия является и сексуальное насилие. Оно может проявляться как к подросткам любого пола, так и к совсем маленьким детям. Как правило, выявление жестокого обращения с детьми в данном случае будет сильно затруднено. Малыши будут бояться, а то и вовсе не понимать, что происходит, а подростки, как правило, этого стыдятся. О физическом и сексуальном насилии в отношении ребенка обычно знают оба родителя. Один – совершает, а другой просто молчит. Так что придется изрядно поработать, чтобы докопаться до истины.

Эмоции и воспитание

Среди всех видов насилия второе место по жестокости занимает эмоциональное насилие. Жестокое обращение с детьми в эмоциональном плане – это вечная проблема, которую невозможно решить, и предотвратить довольно трудно.

Дело в том, что всем с самого рождения приписывают те или иные стереотипы. Всем детям говорят, что родителей необходимо всегда слушаться и выполнять то, что они говорят. Да, действительно, слушать их нужно, только если при этом не происходит ущемление прав и интересов самого ребенка. В противном случае личность не сможет правильно развиться и вырасти здоровой.

Из-за этих самых стереотипов родители начинают чувствовать власть над своим ребенком. Тут и появляется эмоциональное насилие. Оно проявляется в “заставлении” ребенка делать то, что он категорически не хочет, унижении, угроз в адрес несовершеннолетнего, выдвижение к ребенку завышенных требований, ограничение в общении, требования жить “по правилам родителей” и так далее. Очень часто эмоциональное насилие проявляется в тот период, когда ребенок вступает в переходный возраст. Здесь он уже начинает четко понимать, где его интересы задеты, начиная отстаивать свои права (причем вполне законно и обоснованно), а родители “подминают” его под себя.

Если ребенок вовремя не дает отпор, то насилие будет продолжаться вечно. А в случаях, когда подросток сумеет постоять за себя, общество, в большинстве своем, начинает “гнобить” ребенка. Получается замкнутый круг, из которого можно выбраться только тогда, когда человек наберется силы воли, чтобы противостоять современному обществу.

Группа риска

Для того чтобы могла реализоваться защита детей от жестокого обращения, необходимо сначала выявить подобное поведение. Как уже говорилось, сделать это довольно трудно. Существует некая “группа риска”, к которой необходимо присматриваться.

Жестокому обращению могут быть подвержены дети, где хотя бы один из родителей употребляет алкоголь и вообще имеет вредные привычки. Не обязательно, чтобы он “напивался в стельку”. Может быть, даже выпив, человек остается вполне адекватным. Тем не менее, присматриваться к таким семьям необходимо.

Также жестокое обращение с детьми довольно часто появляется там, где хотя бы один из родителей (или близких родственников) подвержен постоянным депрессиям и перепадам настроения. Не стоит путать это с женскими гормональными сбоями. Здесь речь идет о более серьезных “скачках”.

Очень частный признак, по которому можно выявить жестокое обращение – это патриархальный уклад семьи и контролирующий стиль воспитания. Как раз-таки данный уклад – это и есть жестокость с детьми, так как подавлять волю своего ребенка – это непозволительно. Каждый на законных основаниях имеет право на свои интересы и их отстаивание. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Кроме того, следует обратить внимание и на те семьи, где дети родились инвалидами, с наследственными или генетическими заболеваниями, а также если известно, что малыши были нежеланными. Это тоже довольно часто становится следствием жестокости в адрес несовершеннолетнего.

Последствия у детей

Но каковы могут быть последствия жестокого обращения с детьми? К сожалению, исход подобных действий обычно заканчивается плачевно. Давайте посмотрим, что же может произойти с ребенком, если к нему применяется любое насилие.

Во-первых, у него будут наблюдаться отклонения в развитии и росте. Такие дети, как правило, значительно отличаются от своих сверстников. Кроме того, малыши выглядят зашуганными и стараются не приближаться лишний раз к своим родителям.

Кроме того, дети, в отношении которых применялось насилие, стараются избегать общества. Они имеют огромное множество страхов, порой необоснованных. Прежде чем начинать с кем-то дружить, ребята “спрашивают разрешения” у родителей.

Постоянные истерики, плохое поведение, низкая самооценка, плохая успеваемость – все это тоже следствие неправильного поведения в семье. Следует обратить внимание на таких детей.

У деток постарше может проявляться также черта “нежелания” слушаться. Причем, независимо от того, кто диктует правила – учитель или родитель. С детской точки зрения это вполне нормально – если все равно попадет, то почему необходимо плясать под чью-то дудку? Так хоть не будет столь обидно.

Гиперактивность и постоянное требование внимания в свой адрес – это тоже следствие жестокого обращения. Следует отвести ребенка к специалисту, чтобы тот вовремя помог справиться с проблемами, иначе последуют ужасные итоги.

Когда немного повзрослел…

А вот у ребят в более сознательном возрасте, особенно в подростковый период, жестокое обращение накладывает уже видимый и вполне серьезный отпечаток, который будет преследовать их всю жизнь. Давайте посмотрим, что же может произойти.

Для начала многие ребята, которые позволяли родителям проявлять жестокость в свой адрес, не прекратят плясать под их дудку никогда. Ни в 15 лет, ни в 20, ни в 40. Таким образом, личность ребенка и взрослого человека будет сломана.

Далее, ребенок не будет чувствовать себя счастливым. А ведь счастье малыша – это то, что должен обеспечить любой хороший родитель. Никому не хочется проживать чужую жизнь.

Кроме того, в мире нередки случаи детского и подросткового суицида. Это тоже один из исходов жестокости в отношении ребенка. Детская психика – вещь неуравновешенная, ее легко сломать.

Если родители – самодуры

Довольно часто последствия жестокого обращения с детьми переходят из поколения в поколение. Дело в том, что, если у малыша с детства родители – самодуры, то в конечном итоге он и сам станет таким. Или же, наоборот, вырастет зашуганным.

Итак, что же делать, если ваши родители заставляют жить вас так, как хотят они? Для начала, придется набраться терпения и сил – вам придется много выслушивать в свой адрес от родни и окружающих. После этого оторвитесь от родительского дома и зависимости от старшего поколения. Это относится к любому возрасту. После – отстаивайте свои интересы, старайтесь поменьше контактировать с “источниками” жестокости и насилия. В конце концов, поймите, что вы на законных основаниях имете право на собственную жизнь.

Откуда родом

Но откуда у родителей могут проявляться нотки жестокости и несправедливого обращения в адрес своих детей? Довольно часто – это психологические проблемы. Среди них можно выявить ряд основных причин.

Для начала, как уже говорилось выше, причиной подобного поведения может стать семья, в которой уже применялось насилие. Ребенок, с которым обращались жестоко, с большей вероятностью станет таким же самодуром, чем “забьется в угол”.

Кроме того, нереализованные мечты родителей – это тоже одна из причин проявления жестокости. Если, к примеру, человек чего-то не добился в жизни, то он или пытается реализовать свои планы через детей, проживая свою жизнь заново, или “срывается” на своих потомках.

Скверный характер – очередной пункт, который можно отнести к причинам жестокости. Как правило, таким свойством обладают избалованные дети или, наоборот, те, в адрес которых проявлялась несправедливость.

К причинам жестокого обращения с детьми довольно часто относят вредные привычки. Воздействие алкоголя, наркотических и психотропных веществ очень сильно меняет поведение человека, делая его неконтролируемым.

Жажда власти и ощущение контроля – это еще одна причина, по которой родители могут заставлять ребенка плясать под их дудку, при этом применяя все “методы воспитания”, которые, как им кажется, подходят для воспитания. Таким образом, причины жестокого обращения с детьми заключаются во вседозволенности и безнаказанности родителей, а также распространенных стереотипах.

Заключение

Как видите, жестокость в отношении несовершеннолетних детей – это огромная проблема современного общества. Если вы подозреваете, что в отношении какого-то малыша может применяться насилие, присмотритесь к этой семье и сообщите о своих подозрениях в органы опеки и попечительства. Они обязательно должны будут принять меры по устранению жестокости в адрес ребенка.

Малышу потребуется моральная и психологическая поддержка. Ребят, в отношении которых применялось насилие, следует водить на сеансы психотерапии. Там специалисты обязательно помогут справиться с проблемами, пока они не переросли во что-то более серьезное и намертво не засели в голове ребенка.

businessman.ru

Статья на тему: Статья о жестоком обращении с детьми

Уважаемые родители!

Прошу вас познакомиться со статьёй о жестоком обращении с детьми, отнеситесь внимательно к простым правилам, которые помогут вам в воспитании вашего ребёнка.

Советы

родителям по профилактике жестокого обращения с детьми в семье

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни…

1.   Обсудите с ребенком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.

2.   Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

3.   Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

4.   Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5.   Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.

6.   Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

7.   Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

8.    Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.

9.    Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

10.  Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11.  Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.      

12.  Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?..

13.  Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите  себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его  жизнь невозможна

14.  Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.                                                        

15.  Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.

16.  Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.

17.  Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую  трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.

Эмоциональное насилие

– длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.

Психологическое насилие

– длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

Примеры эмоционального и психологического насилия:

запугивание ребенка – 
• ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов,
• используют для запугивания свой рост, возраст,
• на него кричат,
• угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

использование силы общественных институтов – 
• религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.

использование изоляции – 
• контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если: 
• унижают его достоинство, 
• используют обидные прозвища,
• используют его в качестве доверенного лица,
• при общении с ребенком проявляют непоследовательность,
• ребенка стыдят,
• используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)

Над ребенком совершено экономическое насилие, если:
• не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.
• взрослыми растрачиваются семейные деньги.
• ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:
• угрозы бросить его (а в детском доме – исключить и перевести в другое учреждение),
• угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам. 
• используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным, 
• отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами, ребенка перебивают во время разговоров

Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг “системы воспитания”, и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых – забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие “воспитание”).

О  физическом наказании

Родителям о наказании

  • Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
  • Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
  • Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
  • Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.∙
  • Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
  • У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.
  • Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
  • Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказание?

  • Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
  • Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
  • Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.
  • Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

“Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Конвенция о правах ребенка.

Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

 Административная ответственность

 Уголовная ответственность.

 Гражданско-правовая ответственность.

nsportal.ru

Статья о жестоком обращении с детьми

Профилактика жестокого обращения с детьми.

Статью подготовила психолог Лозовской СШ:Копылова И.А.

Воспитание ребёнка – главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответсвующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями. 
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

·     Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

·     Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. 
К психической форме насилия относятся:

– открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

– угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

– замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

– преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

– ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

– однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

·     Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

– отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

– отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

– неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

– наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

– безработица, постоянные финансовые трудности;

– постоянные супружеские конфликты;

– статус беженцев, вынужденных переселенцев;

– низкий уровень культуры, образования;

– негативные семейные традиции;

– нежелательный ребенок;

– умственные или физические недостатки ребенка;

– «трудный» ребенок.

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране почти 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от родителей.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

·     физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

·     дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

·     когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

·     жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Помните, насилие – порождает насилие! Ребёнок выращенный в грубости и жестокости будет будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

– Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

– Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

– Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.

– Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

– Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Также в заключении хочется привести разработанные психологами 4 заповеди мудрого родителя:

1.  Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не ругайте за то, что умеют другие.

2.  Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.

3.  Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…»

4.  Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Помните, что ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

infourok.ru

Жестокое обращение с несовершеннолетними в контексте ст. 156 УК РФ (Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего)

Жизнь весьма многогранна: в ней и счастливые моменты и печальные. Наиболее остро жизненные ситуации переживаются детьми — наиболее уязвимыми членами общества, которым только предстоит занять свое место в социуме. Нельзя исключить существование людей, способных допустить преступную жестокость к ребенку, в силу его слабости. Жестокое обращение, сопряженное с невыполнением обязанностей по воспитанию ребенка запрещено Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания, то есть является преступлением. Но тут возникает вопрос, как же определить, является ли обращение жестоким, есть ли исчерпывающий перечень действий (бездействия) в рамках такого обращения, с какого момента обращение достигает уровня жестокости? Попробуем разобраться.

Жестокое обращение — это оценочное понятие, то есть оно не может быть подробно детализировано в законе. Использование в законоположении оценочных понятий, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации,  не свидетельствует о неопределенности содержания правовых норм: разнообразие фактических обстоятельств делает невозможным установление их исчерпывающего перечня в законе, а использование законодателем оценочной характеристики преследует цель эффективного применения нормы к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций.

 В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к “бесчеловечному обращению” относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.

Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей, систематическом нанесении побоев). К жестокому обращению при определенных условиях можно отнести лишение ребенка пищи либо кормление непригодными к приему в пищу продуктами, отказ от госпитализации ребенка длительное время нуждающегося в медицинском уходе, длительное оставление беспомощного ребенка в опасном для здоровье состоянии (голод, плач).

Вместе с тем уголовно-наказуемое жестокое обращение с ребенком может иметь место только с умышленной формой вины. Случай: несовершеннолетний нарушает порядок в классе, бросается бумажками, на замечания педагога не реагирует, препятствует проведению урока и обучению остальных учеников, нецензурно выражается. Противоправное поведение ученика, нарушающее образовательный процесс и порядок в классе, педагог обязан пресечь, поскольку остальные ученики не имеют возможности реализовать свое право на образование. При таких обстоятельствах учитываются особенности ситуации, вызвавшей ответную реакцию педагога, а также порядок его действий: намерение пресечь неправомерное поведение несовершеннолетнего может исключить преступность действий в отношении несовершеннолетнего.

Также Уголовный кодекс Российской Федерации отрицает преступность деяния, хотя формально и содержащего признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющего общественной опасности. Например, применение в отношении ребенка ремня является ненадлежащим способом воспитания и нарушает права ребенка, но в силу малозначительности — зачастую, не является преступлением.

Ребенок — это такой же субъект правоотношений, как и взрослый. Он вправе рассчитывать на уважительное отношение к себе со стороны окружающих. Государство должно оберегать ребенка от негативных воздействий. Если ребенок испытывает страх, ему причиняется боль – это недосмотр взрослых, ответственных за благополучие ребенка. Нельзя скрывать и терпеть такие факты: о них нужно рассказывать родителям, учителям, полицейским.

Подготовлено с использованием материалов судебной практики.

27.xn--b1aew.xn--p1ai

Статья «Жестокое обращение с детьми в семье»

Жестокое обращение с детьми в семье

Содержание

Введение 3

Глава 1. Насилие над детьми: причины и последствия 5

1.1. Причины и факторы риска насилия над детьми 5

1.2. Последствия пережитого насилия 7

Глава 2. Формы жестокого обращения с детьми в семьях 10

2.1 Физическое насилие 10

2.2 Сексуальное насилие 13

2.3 Эмоциональное (психическое) насилие 16

2.4 Пренебрежение нуждами ребенка 18

Глава 3. Теоретические основы психологической помощи детям-жертвам насилия 20

Заключение 24

Библиография 25

Введение

Жестокость по отношению к детям прослеживалась на протяжении всей

истории человечества и остается актуальной в современном обществе.

Буквально до конца XIX в. преобладающей оставалась позиция, согласно которой ребенок является собственностью, «имуществом» родителей и заменяющих их лиц (владельцев). [2, 43] Детей продавали и покупали, использовали в ритуальных целях, эксплуатировали, вовлекали в проституцию.

Насилие над детьми прослеживалось во всех странах мира, в том числе социально и экономически благополучных.

Точных данных о количестве детей подвергающихся насилию в России не существует, т.к. эта проблема считается внутрисемейной и не подвергается огласке. В силу, прежде всего, идеологических и ряда других причин проблема насилия над детьми в России была закрыта для обсуждения. [5, 16]

Между тем, в каждой четвертой российской семье имеют место факты насилия. Участились случаи умерщвления грудных детей: с 1993 по 1996 гг. количество таких преступлений возросло в 1,5 раза.

Однако сейчас, в связи с общим кризисом российского общества, интерес к проблеме жестокого обращения с детьми значительно возрос, и мы можем осознавать масштабы серьезности этой проблемы.

Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. [5, 16] Семья, к сожалению, не является исключением.

По данным ООН от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством [1, 78]

Учитывая все выше сказанное, мы считаем проблему жестокого обращения с детьми чрезвычайно актуальной в современном мире.

Цель исследования: изучить влияние жестокого обращения на развитие ребенка.

Задачи:

рассмотреть различные формы жестокого обращения с детьми

выявить последствия каждой из форм насилия на развитие ребенка

предложить методы психологической помощи

Объект исследования: отношения родителей и их детей.

Предмет исследования: жестокое обращение родителей с детьми.

Методы исследования:

теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ литературы

Глава 1. Насилие над детьми: причины и последствия.

1.1 Причины и факторы риска насилия над детьми

В самом общем виде под насилием понимают форму принуждения со стороны одной группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (отдельному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического, экономического и любого другого господства. [9, 28]

Если рассматривать насилие в семье, а именно насилие над детьми, то по результатам исследования разных авторов можно увидеть что распространенность случаев насилия над детьми составляет от 3% до 30% от общего количества детского населения.

Рассмотрим группу причин, приводящие к проявлению насилия над детьми:

Во-первых, насилие может иметь социокультурную природу. Если говорить о России, то в нашей стране наблюдается терпимое отношение к насилию и жестокому обращению. Особенность российского менталитета такова, что страдание и терпение являются ключевыми для русского народа.

Жертвенность признается одной из ведущих социальных установок в обществе. Более того, проявление насилия часто понимается как знак внимания («Бьет, значит, любит» – хорошо известная российская поговорка) [5, 31]

Вторая группа причин связана с «травмой детства», с пережитым в раннем возрасте разрушительным опытом, т.е. есть большая вероятность того, что ребенок, который подвергался жестокому обращению в детстве, будет обращается со своим детям таким же образом.

В-третьих, причинами насилия могут быть депрессия, низкая самооценка, социальная и психологическая декомпенсация родителей, а также алкоголизм и наркомания. Ряд этих причин вынуждает индивидов искать самоутверждение за счет слабых, неспособных дать отпор и защитить себя.

Четвертая группа причин связана с личностными особенностями родителей, избивающих своих детей. Им свойственно: агрессивность, сниженный уровень самоконтроля, стремление к доминированию, нереалистично высокий уровень ожиданий к ребенку, преувеличение ценности физических наказаний.

Необходимо также отметить факторы риска, способствующие жестокому отношению с детьми.

Жестокое обращение с детьми может присутствовать в семьях, для которых характерны следующие особенности:

низкий материальный уровень семьи

неполные или многодетные семьи, семьи с приемными детьми

постоянные супружеские конфликты

Фактором риска насилия могут стать особенности ребенка:

гиперактивность, импульсивность ребенка. Такие дети могут не выполнять правила родителей, что приводит к фрустрации родителей и склоняет к насилию

умственные или физические недостатки ребенка. Родители считают детей с врожденными аномалиями постоянным уязвлением самолюбия. Поэтому дети – инвалиды часто подвергаются насилию

Нелюбимый и «нежеланный» ребенок. Например, ребенок, родившийся в результате изнасилования, нежелательных связей и.т.п.

1.2. Последствия пережитого насилия.

Т.Я. Сафонова и Е.И. Цымбал [8] выделяют ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми.

К ближайшим последствиям относятся различные соматические нарушения (головные боли, потеря сознания, рвота). А также сюда можно отнести психические нарушения (чувство тревоги, агрессия, чувство собственной ущербности)

Среди отдаленных последствий насилия можно выделить: нарушения физического и психического развития ребенка, соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. [5, 46]

Нарушения физического и психического развития.

Дети, которые подвергаются насилию, имеют признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них наблюдаются отставания от своих сверстников в росте, массе тела. Для таких детей характерна плохая успеваемость, задержка речевого развития, наличие «вредных привычек» (сосание пальцев, кусание ногтей), неопрятный внешний вид, гигиеническая запущенность.

Соматические заболевания.

Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер. Например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей и др. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно – воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД. [5, 47]

При различных формах насилия у детей возможно развитие нерво–психических заболеваний: тики, энурез, энкопрез.

Психические особенности детей, переживших насилие.

У детей, пострадавших от жестокого отношения, остается психическая травма, которая отрицательно влияет на дальнейшую жизнь ребенка.

Дети часто испытывают агрессивность, вспышки гнева без видимой причины. Некоторые из них, напротив, пассивны. В обоих случаях происходит нарушение общения со сверстниками, а стремление привлечь к себе внимание иногда провялятся в виде эксцентричного поведения.

Дети, подвергшиеся сексуальному насилию, испытывают трудности в общения со сверстниками. Особенно это проявляется в подростковом периоде, когда девушка, пережившая инцест, совершенно не ценит свое тело. Такие девушки считают, что никому не нужны, и поэтому испытывают благодарность к любому, кто просто обращает на них опозоренных, грязных, внимание. [10, 69]

Реакцией на любую форму насилия является заниженная самооценка, чувство стыда, а также чувство собственной неполноценности. Поэтому, как было сказано выше, у ребенка появляются трудности в общении со сверстниками.

Социальные последствия.

Вследствие нарушения общения со сверстниками, отсутствия авторитета в школе, дети, пострадавшие от насилия, ищут решения своих проблем путем асоциальных действий: воровством и другими уголовно наказуемыми поступками. У них наблюдается пристрастие к алкоголю, наркотикам.

Последствиями сексуального насилия могут стать занятия проституцией у девочек и нарушение половой ориентации у мальчиков.

В результате жестокого обращения, дети из жертв превращаются в преступников. Дети и подростки сами совершают насилие, им свойственна агрессия, антисоциальное и неконтролируемое поведение, и как результат – они оказываются на скамье подсудимых [5, 50]

Таким образом, мы приходим к выводу о существенном влиянии семьи на развитие ребенка. Поэтому, если в семье присутствует насилие над детьми, у них наблюдается множество негативных последствий в развитии личности. Жестокое обращение с ребенком всегда ведет к заниженной самооценке, ощущению отверженности, испорченности. Все это в последствие приводит к депрессии во взрослом возрасте, чувства одиночества.

Следует отметить социальные потери от жестокого обращения. Это выражается в убийствах детей, а также их самоубийств.

Кроме того, следует сказать о росте насилия в обществе. Причиной данного явления может быть насилие над детьми, т.к. из детей подвергшихся насилию, в большинстве случаев, вырастают насильники. Это говорит обо всей серьезности проблемы жестокого обращения с детьми, т.к. по данным зарубежных исследований, 90% заключенных, осужденных за насильственные преступления, подвергались в детском возрасте различным формам насилия.

Глава 2. Формы жестокого обращения с детьми в семьях.

2.1. Физическое насилие.

Физическое насилие – преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. [5, 55]

Под физическим насилием детей можно рассматривать следующие действия родителей: удары по лицу, толчки, истязания, заключения в закрытые помещения, где дети удерживаются силой для ограничения свободы, прижигание горячими предметами, жидкостями, нанесение увечий тяжелыми предметами.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, дачу ему отравляющих средств или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.[5, 55]

По данным МВД РФ, родители ежегодно избивают до двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Спасаясь от насилия, более пятидесяти тысяч детей бегут из дома, а 25 тысяч из них находится в розыске.

Слово «насилие» ассоциируется с социально неблагополучной семьей, однако факты насилия также могут встречаться в «благополучных» семьях. Зачастую рядом с ребенком из непьющей семьи нет рядом никого, кто мог привести ребенка в соответствующее учреждение, чтобы помочь ему.

Благодаря широко распространенному мнению о том, что физическое наказание является необходимым и эффективным средством контролирования детского поведения, многие родители прибегают к нему хотя бы однажды в жизни в тех ситуациях, когда, по их убеждению, ребенок нарушил правила, установленные взрослыми.

«Мой ребенок – что хочу, то и делаю», – такую фразу можно услышать от многих родителей, которые подвергают насилию своих детей. Физическое наказание, по их мнению, позволяет ребенку «набраться ума-разума».

Среди основных причин, провоцирующих взрослых применять меры физического воздействия по отношению к детям, указываются следующие: плохое поведение, школьная неуспеваемость, невыполнение домашних обязанностей и.т.п. [5, 56]

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:

внешние повреждения, имеющие специфический характер (царапины и рубцы, ожоги, ссадины)

повреждение внутренних органов или костей (переломы ребер, челюсти, носа, гематомы на черепе; кровоизлияния в кишечнике, ушиб печени и.т.п.)

Существуют следующие особенности психологического состояния и поведения ребенка, подвергшегося физическому насилию:

страх взрослых, боязнь физического контакта

стремление скрыть причину травм

плаксивость, стеснительность, избегание контактов со сверстниками

повышенная тревога, когда плачут другие дети

агрессия, негативизм, жестокое обращение с животными

боязнь идти домой

тики, сосание пальцев, раскачивания, и др.

Насилие порождает насилие, так утверждают исследователи проблем

семьи. Люди, которые подверглись насилию в детстве, обычно также приобретают склонность к агрессии. Также наблюдаются такие черты характера и поведения как: тревожность, неумение сопереживать, заниженная самооценка, низкий социальный статус, пристрастие к алкоголю, наркомании.

Исследования, проведённые ОИНПС 1975 году, выявили закономерность: родители, наиболее чисто подвергавшиеся телесным наказаниям в своей семье (согласно их собственным воспоминаниям), оказались среди тех, кто с наибольшей вероятностью были способны на жестокое обращение со своими детьми.

Можно отметить следующие черты, характеризующие взрослого человека, не справившегося с травмой насилия в детстве, и его семью: [5, 59]

хаотичная или дезорганизованная семья

жестокость, насилие, неумение проявлять заботу в семье

потеря интереса к ребенку в семье или его неприятие

низкое качество общения членов семьи между собой

саморазрушающее поведение

Физическое насилие – самая распространенная форма насилия над детьми. Глобальность этой проблемы связана с тем, что наказание ремнем, пощечиной, подзатыльником является вполне нормальным явлением за провинность ребенка. Родители не осознают психологические последствия физического насилия. Для ребенка каждый случай физического наказание означает, что он нелюбимый, ненужный, плохой. Дети, с которыми так обращаются, лишены неоценимого чувства безопасности, которое необходимо для нормального развития.

2.2. Сексуальное насилие.

Сексуальное насилие над детьми – это вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

В сексуально – порочном обращении с ребенком по умыслу выделяют сексуальное злоупотребление (использование) и собственно сексуальное насилие. [4]

Есть две формы сексуального злоупотребления ребенком: инцестное, между членами семьи (внутрисемейное) и не инцестное, между не членами семьи (внесемейное).

Во всех случаях насилия над детьми 75-90% насильников (по разным источникам) знакомы жертвам, и только в 10-25% случаев насилие совершается незнакомыми людьми. В 35-45% случаев насильником является близкий родственник (отец, брат, отчим, свекор), а в 30-45% – более дальний знакомый (няня, сосед и.т.д.)

Сексуальные связи между кровными родственниками квалифицируются как самые тяжелые формы сексуального насилия, являясь не только преступлениями, но и свидетельствами серьезных и необратимых нарушений в функционировании семьи. [1, 79]

Действиями, которые предшествуют сексуальному насилию, могут быть ласки, сексуальные поцелуи, проникновения в гениталии, вуайеризм (подглядывание за ребенком в момент купания, переодевания или прибытия в туалете, а также принуждение ребенка к раздеванию), мастурбация в присутствие ребенка.

Сексуальное насилие над ребенком, особенно при эксбиционизме, ласках или инцесте, обычно не приводит к физическому повреждению. Поэтому наличие сексуального насилия над ребенком может оставаться незамеченным.

Однако сексуальное насилие можно заподозрить при следующих особенностях

внешнего вида, заболеваний и травм ребенка:

повреждения областей половых органов

наличие заболеваний, передающихся половым путем (трихомониаз, гонорея, сифилис)

наличие гематом и укусов на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах

беременность

Сексуальное злоупотребление также ведет к поведенческим изменениям у пострадавшего ребенка:

ночные кошмары, страхи, боязнь темноты; боязнь незнакомых, особенно мужчин

несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, необычная сексуальная активность

побег из дома

изменение в эмоциональном состоянии и общении: замкнутость, уход в себя, депрессия, стыд, вина, чувство собственной испорченности; враждебность, агрессия, быстрая потеря самоконтроля; трудности в общении с родственниками, избегания общения с ними, отсутствие друзей своего возраста.

В России до недавнего времени не уделялось никакого внимания проблеме внутрисемейных сексуальных злоупотреблений в отношении детей. Достоверных данных о том, какое количество детей подвергаются сексуальному насилию, не существует. Однако по оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, органы внутренних дел в России ежегодно регистрируют 7-8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела.

Замалчивание проблем внутрисемейных сексуальных злоупотреблений порождает неверные представления о том, что именно считать сексуальным злоупотреблением и каковы реальные масштабы этого явления. [1, 79]

Разумеется, сексуальное насилие над детьми встречается не только в России, но и в других странах. Данные, полученные в ходе исследования по выявлению фактов сексуального насилия, проводимого в 21 стране, показали, что 7-36% женщин и 3-29% мужчин подвергались в детстве сексуальному насилию.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о масштабности этой проблемы, т.к. сексуальное насилие над детьми, по своим последствиям, относится к самым тяжелым психическим травмам и является международной проблемой.

2.3. Эмоциональное (психическое) насилие.

Эмоциональное (психическое) насилие – это периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию патологических черт характера или нарушению психического развития. [5, 78]

Существуют различные формы психологического насилия, к которым относятся:

открытое неприятие и постоянная критика ребенка

угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме

замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка

преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка

ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний

длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей

Психическое насилие также сильно воздействует на ребенка, как физическое. Только в первом случае страдает психика ребенка, а не его тело.

В дошкольном и младшем школьном возрасте последствия эмоционального насилия могут проявляться в задержке физического, речевого развития, задержке роста ребенка; формирование таких личностных особенностей как импульсивность, взрывчатость, враждебность, агрессивность; формирование вредных привычек (сосание пальцев, вырывание волос)

В подростковом возрасте эмоциональное насилие может спровоцировать попытки совершения самоубийства. Подросток теряет смысл, цель в жизни.

Характерные особенности поведения и развития ребенка, подвергшегося эмоциональному насилию, следующие:

задержка физического и умственного развития ребенка

различные соматические заболевания

психосоматические расстройства (энурез, нервные тики и.т.д.)

нарушение сна

беспокойство, тревожность

агрессия в отношениях со сверстниками и взрослыми

склонность к уединению

низкая самооценка

суицидальные попытки

Эмоциональное насилие, в отличие от физического, труднее увидеть, но оно оставляет глубокие раны на всю оставшуюся жизнь ребенка.

Эмоциональное насилие практически всегда сопровождает другие виды насилия. Наиболее часто такая ситуация наблюдается когда ребенок растет в семье с аддиктивным поведением (семьи алкоголиков, наркоманов). У большинства детей, живущих в таких семьях, наблюдаются признаки задержки речевого, физического, нервно-психического развития, а также нарушение способности к установлению эмоциональной близости.

2.4. Пренебрежение нуждами ребенка.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспеченья основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. [5, 82]

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи

отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая

Причинами безразличного отношения к нуждам своих детей могут быть личностные особенности родителей, наличие случаев применения насилия в прошлом, стрессы, испытываемые личностью и связанные с финансовыми проблемами, потерей работы, состоянием здоровья, взаимоотношений в семье и.т.п. Во многом взаимоотношения детей и родителей зависят от социального статуса семьи. [5, 82]

Признаки, по которым можно заподозрить пренебрежение нуждами ребенка следующие:

утомленный, сонный вид

санитарно – гигиеническая запущенность

отставание в физическом развитии

задержка речевого и моторного развития

А также заброшенность ребенка можно предположить при следующем состоянии и поведении ребенка:

постоянный голод

кража пищи

требования внимания и ласки

низкая самооценка и низкая успеваемость

агрессивность и импульсивность

антиобщественное поведение, вплоть до вандализма

Статистика показывает что, пренебрежения нуждами ребенка наиболее распространено в младшей возрастной группе – 23% случаев касались детей в возрасте от рождения до двух лет. Плохой уход чаще исходит от женщин (61%), чем от мужчин (39%). [5, 83]

Итак, проанализировав эту главу, мы приходим к выводу о существовании четырех форм жестокого обращения с детьми. Последствия каждой из форм насилия оказывает мощнейшее негативное влияние на развитие личности ребенка, приводя к личностным деформациям – агрессии, низкой самооценки, тревожности.

Ребенок, находящийся в семье, где над ним совершается насилие (физическое, сексуальное или эмоциональное) теряет чувство безопасности и защищенности, которое необходимо для нормального развития.

По словам английского исследователя проблем сексуального насилия в семье П. Дейла, в основе любой формы семейного насилия лежит эмоциональное насилие (депривация, отвержение), которое автор называет «особенно коварным», «причиняющий значительный ущерб развитию личности».

Мы разделяем точку зрения П. Дейла, т.к. можно сказать о том, что физические последствия насилия над ребенком не так тяжелы, как психологические. Эмоциональная боль, присутствующая в ситуации жестокого обращения, становится пожизненной трагедией для ребенка.

Глава 3. Теоретические основы психологической помощи детям – жертвам насилия.

Посттравматическая интервенция в кризисную ситуацию ребенка – жертвы насилия начинается с первичной беседы.

До начала беседы необходимо осуществить сбор информации о семье ребенка, отношениях родителей между собой и детско-родительских отношениях. А также необходима информация из медицинских учреждений, позволяющая оценить интеллектуальное и физическое развитие ребенка, данные о перенесенных заболеваниях [7, 61]

Кроме того, до начала беседы необходимо составить план интервьюирования. Вопросы должны составляться с учетом уровня интеллектуального развития ребенка.

Дети, подвергшиеся насилию, часто воспринимают себя неспособными контролировать ситуацию. Это необходимо учесть и дать ребенку почувствовать, что он может управлять ситуацией: продолжительность, частота, количество встреч с психологом должны быть согласованы с ребенком, и строго соблюдаться. [10, 81]

При планировании беседы необходимо учитывать так называемую готовность ребенка к признанию. Ребенку бывает трудно сообщить о факте перенесенного насилия. Причиной этого может быть: недоверие к взрослым, чувство стыда, опасение того, что окружающие станут к нему хуже относиться; страх или привязанность к насильнику.

Проведение интервью – это наиболее сложный и ответственный этап работы с работы с ребенком, пострадавшим от внутрисемейного насилия. На этом этапе целесообразно выделить следующие стадии: [7, 62]

1. Установление консультантом контакта с ребенком.

Необходимо начать беседу с ребенком с безопасных тем, например, с рассказа о себе или любимых героев книг или телепередач ребенка.

2. Оценка развития ребенка.

Сложность задаваемых ребенку вопросов, используемые взрослым слова должны соответствовать интеллектуальному уровню ребенка и его жизненному опыту.

3. Получение информации.

Общим принципом интервьюирования детей-жертв насилия является получение полного объема сведений в процессе спонтанного рассказа ребенка.

Беседа начинается с открытых общих вопросов, затем следуют целенаправленные вопросы о насилии (о характере насилия, времени и обстоятельствах, о человеке, совершившем насилие и.т.п.). Важное значение имеют стимулирующие вопросы, направленные на уточнение и дополнение рассказа.

4. Завершение беседы.

В конце беседы необходимо выразить признательность ребенку за сотрудничество вне зависимости от того, сколь плодотворна была беседа. Если ребенок взволнован, то необходимо его успокоить, оказать психологическую поддержку, укрепив уверенность в его защищенности. При анализе полученной информации необходимо учитывать возможность искажения информации, поэтому очень важно учитывать информацию, полученную из разных источников.

5. Анализ полученных сведений.

Основными принципами проведения анализа являются объективность, профессионализм, опора на факты. Кроме того, следует проанализировать возможные искажающие влияния (искажения в показателях ребенка) и оценить их интенсивность. В качестве обстоятельств, подтверждающих достоверность показаний ребенка, могут выступать данные, полученные при медицинском осмотре ребенка, наличие вещественных доказательств, особенности поведения ребенка во время беседы и.т.д.

Способами оказания психологической помощи детям-жертвам насилия являются различные методы арт-терапии.

К группе арт-терапевтических методов относится рисование, лепка, создание коллажей. Одним из наиболее эффективным методом в работе с людьми, пережившими глубокие психотравмы, считается метод «проективный рисунок».[7, 80]

Рисунки, создаваемые в процессе терапии, рассматриваются как проекции определенных аспектов внутренней жизни человека. Это проекции недоступных, бессознательных, а также осознанных мыслей и чувств. Основная задача метода состоит в выявлении, осознании и проработке трудновербализуемых проблем, переживаний детей-жертв насилия. [7, 80]

В работе с детьми, пережившими насилие, проявляющими тревогу и страх, часто применяется метод психодрамы. К психодраматическим упражнениям относится, например, разыгрывания сказок. Это могут быть сюжеты, придуманные самими детьми, или готовые сюжеты. Во многих сказках, так или иначе, отражаются основные моменты психологической драмы. [10, 81]

При использовании драматизации необходимо учитывать следующие моменты. Сказки должны иметь позитивное разрешение. Всегда должен быть найден и проигран приемлемый выход из сложной ситуации, даже если его нет в самой сказке. После проигрывания сюжета должно последовать обсуждение того психологического опыта, который ребенок получил, находясь в роли. [10, 82]

К средствам неспецифической терапии относятся всевозможные песочницы и ванночки с водой, чтобы дети могли играть с водой и песком. Известно, что игры с водой и песком обладают сильнейшим терапевтическим эффектом.

Работа с пластилином позволит ребенку осуществлять тактильное познание и взаимодействие с миром, нарушенные в случаях насилия.

Таким образом, детям, пострадавшим от внутрисемейного насилия, должна оказаться психологическая помощь в преодолении чувства тревожности, страха, недоверия к людям, искаженной самооценки, импульсивности эмоциональных реакций.

С помощью различных терапевтических методов нужно помочь ребенку чувствовать себя спокойно и безопасно. Необходимо разрешить его неудовлетворенность внутрисемейной ситуации, помочь ребенку освободится от болезненного эмоционального опыта.

Заключение

В результате исследования мы достигли цели работы, выявив негативное влияние жестокого обращения на развитие ребенка и рассмотрев различные последствия насилия, такие как: ущерб соматическому здоровью, нарушения в психической сфере и социализации ребенка.

В ходе нашей работы были выполнены задачи:

были рассмотрены формы жестокого обращения с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие; а также пренебрежение нуждами ребенка)

проанализированы последствия пережитого насилия на жизнь ребенка

предложены методы психологической помощи в преодоление ребенком негативных последствий насилия

На основании нашей работы, можно сделать следующие выводы:

Семья занимает важнейшее место в формировании личности ребенка. Поэтому наличие в семье жестокое обращение с ребенком приводит к различным нарушениям в его развитии.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Библиография

Алексеева, Л.С. О насилии над детьми в семье/ Л.С. Алексеева// Социс. – 2003. – №4. – С. 78-84

Алексеева, Л.С. Проблемы жестокого обращения с детьми в семье/ Л.С. Алексеева// Педагогика. – 2006. – №5. – С. 43-51

Гуггенбюль, А. Профилактика детской агрессивности и жестокости/ А. Гуггенбюль/ пер. с нем. 2-е изд. – М.: «Конито-Центр», 2006. – 176 с.

Демоз, Л. Психоистория/ Л. Демоз// Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 510 с.

Защита детей от жестокого обращения / под ред. Е.Н. Волковой. – СПб.: Питер, 2007. – 256 с.

Курасова, Н.В. Психологическая реабилитация детей-жертв инцеста/ Н.В. Курасова// Семейная психология и семейная терапия. – 1997. – №2. – С. 106-110

Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие/ под ред. К.М. Платоновой и Ю.П. Платонова. – СПб.: Речь, 2004. – 154 с.

Сафонова, Т.Я. Жестокое обращение с детьми/ Т.Я. Сафонова, В.Г. Цымбал//. – М.: Психология и педагогика, 1993 – 341 с.

Ситаров, В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе/ В.А. Ситаров, В.Г. Маралов// М., 2000. – 216 с.

Черепанова, Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку/ Е.М. Черепанова//М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 96 с.

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Статья “Профилактика жестокого обращения с детьми”

    Ф.И. О. автора: Горбунова Ольга Юрьевна

    Место работы: Государственное Казенное Учреждение Республики Хакасии «Социально -реабилитационный Центр для несовершеннолетних»

    Должность: воспитатель

    Место жительства: Республика Хакасия, город Черногорск

    e-mail: [email protected]

    Профилактика жестокого обращения с детьми.

    Воспитание ребёнка – главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответсвующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

    Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

    Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

    Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

    Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
    Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

    ·     Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

    ·     Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

    ·     Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
    К психической форме насилия относятся:

    – открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

    – угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

    – замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

    – преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

    – ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

    – однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

    ·     Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

    – отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

    – отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

    Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

    – неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

    – наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

    – безработица, постоянные финансовые трудности;

    – постоянные супружеские конфликты;

    – статус беженцев, вынужденных переселенцев;

    – низкий уровень культуры, образования;

    – негативные семейные традиции;

    – нежелательный ребенок;

    – умственные или физические недостатки ребенка;

    – «трудный» ребенок.

    К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране почти 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от родителей.

    Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

    ·     физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

    ·     дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

    ·     когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

    ·     жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

    Помните, насилие – порождает насилие! Ребёнок выращенный в грубости и жестокости будет будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

    – Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

    – Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

    – Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.

    – Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

    – Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

    Также в заключении хочется привести разработанные психологами 4 заповеди мудрого родителя:

     

    1.  Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не ругайте за то, что умеют другие.

    2.  Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.

    3.  Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…»

    4.  Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

    Помните, что ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

     

    infourok.ru

    Статья по теме: Консультация для родителей на тему: «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

    «УТВЕРЖДАЮ»

    Заведующий  МБДОУ д/с № 4 «Солнышко»

    г. Пятигорска

    __________________ Едеменченко Г.М.

    Консультация для родителей на тему:

    «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

    Выполнил:

    педагог-психолог

    МДОУ деткого сада № 4 «Солнышко»

    г. Пятигорска

    Командин Е.Н.

    Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

    Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

    Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

    Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

    1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
    2. Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
    3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

    К психической форме насилия относятся:

    1. открытое неприятие и постоянная критика ребёнка
    2. угрозы в адрес ребёнка в словесной форме
    3. замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка
    4. преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка
    5. ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний
    6. однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
    7. Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

    К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

    1. отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи
    2. отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая

    Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

    Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

    – обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)

    – защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)

    – обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)

    – признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)

    – защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)

    – защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)

    – меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)

    Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

    – за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)

    – за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)

    Семейный кодекс РФ гарантирует:

    – право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)

    – право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)

    – лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)

    – немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)

    Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех  образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)

    Четыре заповеди мудрого родителя

    Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

    1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

    Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

    2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

    Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

    3. Перестаньте шантажировать.

    Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

    4. Избегайте свидетелей.

    Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

    Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

    Способы открыть ребёнку свою любовь

    Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.

    Три способа открыть ребёнку свою любовь

    1. Слово.

    Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

    2. Прикосновение.

    Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

    3. Взгляд.

    Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите

    nsportal.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о