Связь доу с другими дисциплинами – –

DOU_Lektsia_1

Лекция 1

Тема: Введение в дисциплину ДОУ.

1. Документоведение как научная дисциплина. Содержание и основные задачи современного ДОУ.

Делопроизводство – это отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с документами т.е. весь процесс от момента создания документа и до его уничтожения или передачи на хранение в архив. Первоначально термин появляется в устной речи (ок. XVII века) и означает сам процесс решения (производства дела). Уже в XVI веке употребляется слово дело, как собрание документов, относящихся к какому либо делу, вопросу. Параллельно с терном делопроизводство последние десятилетия используется термин ДОУ.

ДОУ – деятельность аппарата управления, охватывающая вопросы документирования и организации работы с документами, в процессе осуществления им управленческих функций.

Объектом ДОУ являются как отдельные документы так и вся совокупность документации в целом.

Предмет ДОУ – правильность оформления документов и надлежащая организация документооборота согласно требованиям ГОСТа.

Основные задачи ДОУ – отражение управленческой, производственной и иной деятельности предприятия в соответствующих документах; обеспечение рационального использования документов в деловой практики предприятия.

2. Связь ДОУ с другими дисциплинами.

Документоведение относится к циклу наук об обществе со многими из которых находится во взаимосвязи. Например, ДОУ связано с исторической наукой (источниковедение), связано с дипломатикой, связано с архивоведением, тесно связано с книговедением (изучает источники информации), связано с правоведением, связано с экономическими науками, связано с теорией управления и менеджментом. ДОУ испытывает влияние прикладных дисциплин. Например, социология управления, психология управления, деловое общение. ДОУ связано с прикладной лингвистикой, связано с науками об информации.

3. Служба ДОУ, ее задачи и структура.

Организация делопроизводства условно делится на две части:

  • Обеспечение своевременного и грамотного создания документов.

  • Организация работы с документами – получение, передача, обработка, учет, регистрация, контроль, хранение, подготовка в архив и уничтожение.

Основная задача служб ДОУ – своевременная обработка и передача на разные уровни управленческой информации.

В практике управления действуют следующие службы ДОУ:

Функции службы ДОУ:

  • Функция экспедиции – прием поступающей корреспонденции, ее сортировка и распределение по подразделениям, количественный учет документов, отправка и доставка корреспонденции в подразделения и адресатам.

  • Функции по учету и регистрации корреспонденции – учет и регистрация входящих, исходящих и внутренних документов, проверка правильности составления и оформления документов.

  • Функция архива – прием, учет, хранение и использование дел.

4. Документ, его свойства и функции.

Документ – это документированное на материальном носителе информация в виде текста, звукозаписи или изображения с реквизитами, предназначенная для передачи ее во времени и пространстве, в целях хранения использования в том числе в качестве доказательства.

Реквизит документа – обязательный элемент оформления официального документа, предающий ему юридическую силу (подпись, печать и др.).

Документ имеет два свойства:

  • Информативное – способность предавать информацию (актуальность, достоверность, доступность).

  • Эксплуатационное – определяют сохранность документа, которая зависит от материального носителя и средств письма (долговечность, прочность, способность противостоять различным воздействиям).

Функции документа:

  • Воспитательная (документ дисциплинирует исполнителя, требует повышенного уровня образовательной подготовки).

Основные свойства документа:

  • Атрибутивность – это наличие в документе как в целостной системе двух основных взаимосвязанных слагаемых, без которых она существовать может: информационной и материальной. Информационная слагаемая документа – это содержание (мысли, идеи), материальная – это форма, которая служит для закрепления и передачи информации. Форма документа обычно рассматривается с точки зрения материала (носителя фиксированной информации).

  • Функциональность – это предназначенность документа для передачи во времени и пространстве. Способность документа выполнять разнообразные функции позволяет рассматривать его как источник информации и как средство социальной документной коммуникации.

  • Структурность документа – это тесная взаимосвязь составляющих его элементов и подсистем, обеспечивающая его целостность и тождественность самому себе т.е. сохранение основных свойств и различных внутренних и внешних изменениях. Всякий документ обладает определенной структурой, а документы одного вида имеют типовую структуру (типовой формуляр). Типовой формуляр определяется соответствующими правилами, инструкциями, положениями и др. Документ должен отвечать установленным требованиям, быть составляющим образом оформленным с целью его использования и хранения.

Основные признаки документа:

  • Наличие смыслового содержания. Содержание документа заключает в себе выделенную с определенной целью и/или по определенному назначению информацию с реквизитами, позволяющими ее отожествлять и идентифицировать с конкретными субъектами. С наличием этой информации связаны определенные отношения или юридические последствия.

  • Стабильная вещественная форма, которая обеспечивает долговременную сохранность документа, возможность многократного использования и перемещения информации в пространстве и во времени. Форма документа представляет собой единое сочетание физической формы материального носителя, способа фиксации и представления информационных данных или атрибутов (внешняя форма) и организационной формы структуры представления, зафиксированной на материальном носителе информации (внутренняя форма). Такими образом, форму документа можно определить как совокупность содержательной информации и реквизитов, установленных в соответствии с целевой направленностью и характером правоотношений и расположенных в определенном порядке и формате на материальном носителе.

  • Завершенность сообщения, что обуславливается область применения документа. Незавершенное сообщение не может быть полноценным документом. При этом используется не только указанные основные признаки, но и признаки, выявляющие особенности из применения в общественных отношениях и отраслях права. Такими признаками считаются: назначение, доказательное значение (юридическая сила), время появления документа, стадии изготовления, сроки действия, средства фиксации, вид деятельности, характер правоотношений, субъектность и т.д.

4. Классификация документов.

Группы документов:

По способу документирования:

По сфере использования:

По содержанию:

По месту составления:

По степени гласности:

По происхождению:

По юридической силе:

По форме изложения:

По срокам исполнения:

По срокам хранения:

studfiles.net

Документоведение как научная дисциплина и ее связь с другими научными дисциплинами.

Поиск Лекций

Документ и его место в системе управления.

 

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» закреплено следующее определение понятия «документированная информация»:

Документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.

Таким образом, документ - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Анализ определений термина «документ» позволяет выделить три основных формулировки:

1) «документ» - материальный объект,

2) «документ» - носитель информации,

3) «документ» - документированная информация.

Управление – главная функция, посредством которой организуется и упорядочивается деятельность современного предприятия. В свою очередь неотъемлемой частью управленческой деятельности является документационное обеспечение управления (ДОУ).

Цель ДОУ состоит в упорядочении документооборота, совершенствовании работы аппарата управления и создании на этой основе условий для наиболее эффективного функционирования предприятия в целом.

В основе ДОУ лежит документирование управленческой деятельности, основанное на фиксации необходимой для реализации управленческих действий информации. Как правило, такая информация фиксируется и оформляется в виде управленческих документов, совокупность которых образует документацию предприятия.

 

Нормативно-методические акты, регламентирующие создание и оформление документов.

 

В настоящее время в Российской Федерации действует ряд общегосударственных нормативно-правовых актов, регламентирующих общие правила подготовки, оформления и организации работы с документами в организациях и учреждениях. Нормативно-методические документы по документационному обеспечению управления разрабатываются различными органами государственной власти и управления в соответствии с их компетенцией.

Нормативно-методическая база делопроизводства - это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания документов, их обработки, хранения и использования в текущей деятельности учреждения, а также деятельность службы делопроизводства: ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и некоторые другие аспекты.

Нормативно-методическая база делопроизводства регулирует правила оформления документов; правила работы с документами; обеспечение сохранности документов; порядок передачи документов на архивное хранение; работу службы делопроизводства; внедрение новых информационных технологий в работе с документами; работу с документами, имеющими гриф ограничения доступа; юридические аспекты, связанные с документами, и другие вопросы.

Нормативно-методическую делопроизводства составляют:

- законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и документации;

- указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие документационное обеспечение на федеральном уровне;

- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств, комитетов, служб и др.), как общеотраслевого, так и ведомственного характера;

- правовые акты нормативного и инструктивного характера, а также методические документы по делопроизводству учреждений, организаций и предприятий;

- государственные стандарты на документы;

- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

- унифицированные системы документации;

- нормативные документы по организации управленческого труда и охране труда;

- нормативные документы по организации архивного хранения документов;

- законодательные акты субъектов Российской Федерации и правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эти акты должны учитываться при организации делопроизводства, прежде всего органами представительной и исполнительной власти субъектов Федерации, а также организациями, учреждениями и предприятиями, действующими на их территории.

 

Документоведение как научная дисциплина и ее связь с другими научными дисциплинами.

Документоведение относится к циклу наук об обществе, со многими из которых находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Это взаимодействие проявляется в различных формах и происходит на разных уровнях, прежде всего на уровне объекта и предмета исследования, понятийного аппарата, методов исследования.

Документоведение самым тесным образом связано с исторической наукой. Так как объектом документоведения является документ в историческом развитии. Появление тех или иных документов, не говоря уже о системах документации, непосредственно связано с эволюцией общества, с определёнными её этапами. Поэтому функционирование документов и систем документации, складывание комплексов документов невозможно понять без знания социально-экономической, политической истории, истории культуры и т.д.

С другой стороны, сама форма документа характеризуется относительной самостоятельностью, наличием собственных закономерностей развития, которые, в свою очередь, оказывают определённое воздействие на те или иные стороны общественного развития. Поэтому изучение прошлого предполагает и знание генезиса документных форм.

По целям и объекту изучения документоведение тесно связано с архивоведением. Их объединяют общая задача - формирование эффективной информационной среды, единый объект исследования - документ, а также единство способов организации, хранения, поиска информации, выработки принципов документообразования.

Немало общего можно обнаружить также между документоведением и книговедением. Их сближают: информационная, социальная сущность объектов исследования - документа и книги; во многом одинаковые цели и функции; бумага как общий материальный носитель информации; письмо как одинаковый способ передачи информации.

Документоведение взаимосвязано с правоведением, прежде всего с такими его отраслями как конституционное, гражданское, административное, трудовое, предпринимательское право. В документоведении широко используются достижения правовой науки: придание юридической силы документам, правовые способы их введения в действие, классификация правовых актов и др. В современном законодательстве документация дифференцируется по видам, значимости, выделяются отдельные системы документов. Одним из объектов документоведения является система организационно-правовой документации.

Нельзя не сказать и о связи документоведения с экономическими науками. Оптимизация деятельности служб документационного обеспечения управления невозможна без определения их экономической эффективности, без всестороннего анализа использования финансовых и материальных ресурсов на создание и обработку документов, без составления соответствующих методик, нормативов трудозатрат и т.д. В число систем документации, изучаемых документоведением, входят и такие специальные системы, непосредственно отражающие экономическую сферу жизни и деятельности общества, как бухгалтерская, отчётно-статистическая, технико-экономическая, внешнеторговая, банковская, финансовая.

Традиционно прочными являются взаимосвязь и взаимодействие между документоведением и теорией управления, менеджментом, поскольку в документах находят непосредственное отражение и функции управления, и его организация.

В документоведении достаточно широко используются достижения прикладной лингвистики прежде всего с целью унификации текстов документов, стандартизации языковых единиц, а также в процессе редактирования служебных документов.

 


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Взаимосвязь ДОУ с семьей.

Выступление на педсовете «Взаимосвязь ДОУ с семьёй»


Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение семьи .
В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности учёных в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует. 
Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью , вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.
Среди методов изучения семьи достаточно распространёнными стали социологические методы: 
- социологические опросы, 
- интервьюирование и анкетирование. Метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респондентов. Продуктивность интервью возрастает, если оно проводится в неформальной обстановке, контакты педагога и испытуемых окрашены личными симпатиями.
Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных, интересующих педагога. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала. 
В работе по изучению семьи необходимо использовать - контактное проведения анкетирования, т.е. (сам педагог, организует анкетирование и собирает опросные листы). 
Изучение семьи должно вестись последовательно, системно, поэтому необходимо наметить направления работы, своеобразный план. 
1. Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребёнка.
2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи:
- дружелюбный тон общения друг к другу; 
- изменчивый, противоречивый характер отношений;
- своеобразная автономность каждого члена в семье.
3. Цель домашнего воспитания ребёнка.
4. Степень осознания родителями особой роли дошкольного периода детства в формировании личности ребёнка.
5. Приоритеты семьи в воспитании ребёнка: здоровье, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей, раннее образование ребёнка.
6. Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей:
- наличие определённых знаний и готовность к их пополнению, углублению;
- ограниченность знаний и податливость к педагогическому просвещению;
- низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобретению.
7. Особенности воспитательных воздействий:
- участие всех взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности;
- непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию;
- отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, условий для полноценного развития ребёнка.
8. Организация современных форм деятельности в семье:
- общность во всех семейных делах, вовлечение ребёнка в семейные дела, заботы;
- дифференциация обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребёнка к семейным делам;
- разобщённость взрослых в семейных делах, изоляция ребёнка от семейных дел и забот.
9. Отношение семьи к дошкольному учреждению:
- высоко оценивают образовательные возможности детского сада и готовы сотрудничать;
- настороженно и недоверчиво относятся к детскому саду, не видят необходимости сотрудничества;
- перекладывают все воспитательные функции на детский сад, к сотрудничеству не готовы;
- безразлично относятся к детскому саду, к воспитанию собственного ребёнка. 
План изучения опыта семейного воспитания реализуется с помощью различных методов, среди которых наиболее распространёнными являются методы беседы, наблюдения.
Беседа отличается от интервью большей свободой и в организации, и в содержании, более неформальной атмосферой и отношениями между собеседниками. Но это не значит, что беседа не должна быть организована заранее. В соответствии с намеченной целью педагог продумывает план беседы, вычленяет ключевые вопросы. В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. Это гибкий, целенаправленный, оперативно корректируемый метод. Беседа нужна для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов. Для успешного проведения беседы надо обладать способностью располагать к себе, вызвать доверие умением направлять разговор в нужное русло. 
Педагогу важно пользоваться методом эмпатического слушания суть, которого - создание атмосферы заинтересованного разговора, совместного поиска истины (а не утверждение своей правоты, как часто бывает в массовой практике). Важным условием эмпатического слушания является выработка наблюдательности. Педагог должен обращать внимание не только на слова собеседника, их интонацию, но и на жесты, мимику. По выражению лица собеседника, изменению отношения к задаваемым вопросам можно судить о психологическом состоянии, поэтому необходимо проявлять такт, стремиться сохранять доверительные отношения.
В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия, и повышать педагогическую эффективность беседы. Следует проявлять осторожность в оценке личностных качеств членов семьи, особенно ребёнка, уметь акцентировать положительные свойства, создать определённую «педагогическую надежду» у родителей.
Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется целенаправленностью. Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка их детского сада. Наблюдательному педагогу бросаются в глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению. Показателен интерес родителей к детским работам, советам и рекомендациям, помещенным на информационном стенде.
Педагог должен использовать не только наблюдение со стороны, но и включённое наблюдение, т.е. создавать специальные ситуации: 
- совместный труд; 
-досуг; 
-занятия с родителями и детьми.
В процессе включённого наблюдения педагог может увидеть те семейные стороны воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты. 
Следует помнить, что в неформальной обстановке и взрослые, и дети раскрываются разными своими гранями, поэтому рекомендуется вовлекать родителей, других членов семьи:
- в подготовку и проведение праздников, развлечений;
- в организацию экскурсии. 
Обычно в таких ситуациях все взрослые чувствуют себя ответственными за детей (а не только за своего ребёнка), их деятельность, безопасность, стараются активно проявить себя, поэтому педагог видит многие воспитательные приёмы своих помощников, что даёт основание судить о стиле, методах домашнего воспитания. 
Завесу особенностей домашнего воспитания позволяет приоткрыть такой метод, как выполнение ребёнком в присутствии мамы (папы, бабушки) какого-либо практического задания. Педагог специально конкретизирует ситуацию: перед приходом мамы предлагает Юле постирать кукольное платье, Саше - разобрать поделки из конструктора и разложить детали по ячейкам коробки и т.д. Педагог наблюдает и анализирует реакцию мамы на занятие дочери (сына), характер её помощи, приёмы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы, прилежания и старания ребёнка и т.д. 
Анализ результатов наблюдения, подкреплённый данными, полученные с помощью других методов, прольёт свет на причину многих «плюсов» и «минусов» в развитии ребёнка, даст возможность определить линии взаимодействия с семьёй , усилить свою образовательную работу в группе по этому направлению.
Воспитатели ДОУ должны помнить, по результатам единичного наблюдения делать выводы о специфике домашнего воспитания нельзя: необходимо наблюдать изучаемое явление многократно, в сходных и разных условиях.
Таким образом, педагог изучает семью , опыт семейного воспитания, преследуя прежде всего интересы ребёнка. На основе полученных материалов можно решать задачи взаимодополнения семейного и дошкольного воспитания, повышения результативности и того и другого. 
Работая с родителями, воспитатели дошкольных учреждений должны повышать педагогическую культуру родителей. А для этого им необходимо знать:
- в чём заключается организаторская деятельность дошкольного учреждения, направленная на повышение педагогической культуры семьи;
- какие формы работы использовать в повышении педагогической культуры семьи.
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

infourok.ru

Методологические основы тифлопедагогики

Методологической основой тифлопедагогики является гносеология (философия познания). Она рассматривает познание как процесс творческий и активный. Это не простое отражение окружающего мира в сознании человека, а исследование объективно существующих предметов и явлений, вскрытие их связей, взаимозависимостей, установление закономерностей.

Процесс обучения и воспитания детей с нарушением зрения следует рассматривать как процесс противоречивый и динамический, как развивающийся. Основным движущим противоречием является постоянно растущий поток информации, усложняющиеся требования обучения с одной стороны и возможности слепых и слабовидящих учащихся с другой. Совершенствование знаний, мотивации, коррекционных способов познания и приведение их в соответствие с все возрастающими требованиями обучения, воспитания и развития снимают противоречие в конкретный отрезок времени, а затем возникает новое противоречие в связи с новым витком требований, которые необходимо решать в ходе педагогического процесса. На основе такого движущегося противоречия происходит сложный процесс перехода от незнания к знанию.

Теоретической базой для организации и осуществления познавательного процесса с детьми, имеющими нарушения зрения, и естественнонаучной основой тифлопедагогики является учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о высшей нервной деятельности. Достижения отечественной и зарубежной дефектологии по проблемам компенсации зрения и коррекции вторичных отклонений в развитии детей и взрослых, положения о первичных и вторичных дефектах, о единых механизмах познавательного процесса в норме и патологии.

Связь тифлопедагогики с другими науками

Тифлопедагогика является составной частью специальной педагогики, которая в свою очередь является структурным компонентом общей педагогики.

Важной методологической проблемой является связь тифлопедагогики с другими науками, она не может успешно развиваться изолированно, вне этой связи.

Мы уже отметили диалектическую обусловленность развития тифлопедагогики, ее связь с философией. Необходимо обозначить и указать связи этой специальной педагогики с психологией, особенно с той ее составной частью, которая называется тифлопсихология. Эффективность обучения и воспитания слепых и слабовидящих не состоится, если тифлопедагог не будет знать особенности психики этого контингента учащихся, своеобразия их познавательной деятельности.

Сложность изучения психики слепых, слабовидящих, детей с косоглазием, амблиопией заключается в том, что очень широк спектр зрительной патологии, нарушения разнообразны по структуре, по характеру, по функциональным нарушениям. Многие школьники и дошкольники вместе с нарушением органа зрения имеют нарушения слуха, речи, развития интеллекта, опорно-двигательной системы и др.

Вследствие этого научное, глубокое и объективное изучение психики людей с нарушениями зрения очень важно и необходимо для разработки приемов, способов и методик коррекционно-педагогического процесса.

Для того чтобы связь тифлопедагогики и тифлопсихологии была тесная, глубока и органическая, чтобы она эффективно влияла на практику обучения людей с нарушенным зрением, необходимо за тифлопедагогическими исследованиями признать опережающий статус по отношению к исследованиям в области тифлопедагогики при выявлении недостатков усвоения учебного материала.

Тифлопедагогика органически связана с физиологией, которая изучает жизнедеятельность человека, функционирование его систем и отдельных органов. С потерей или нарушением зрения у человека происходят изменения во многих других функциональных системах, работа сохранных органов чувств видоизменяется, и они зачастую выполняют несвойственную им роль. Например, чтение рельефно-точечного шрифта с помощью осязания слепыми школьниками.

Физиологические данные помогают правильно организовать коррекционно-компенсаторную деятельность учащихся, физиология раскрывает механизмы управления этими процессами, показывает роль среды в развитии человека, в зависимости от его возрастных особенностей. Правильное понимание закономерностей онтогенеза человека в норме и патологии позволит более эффективно и целенаправленно организовать учебно-воспитательную работу в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

Многообразны связи тифлопедагогики и медицины, особенно с офтальмологией и гигиеной. Процесс восприятия учебного материала учащимися со зрительными нарушениями во многом зависит от клинической картины зрительного дефекта, от структурно-функциональных нарушений анализатора.

Тифлопедагог должен четко представлять, что и как видит ребенок или взрослый, какие у них зрительные возможности. В зависимости от функциональных нарушений органа зрения (острота, поле, бинокулярность, глубинное зрение, свето- и цветоразличие, фиксация взора и т.д.), организуется и методически направляется коррекционно-педагогическая работа, определяются различные эргономические рекомендации (зрительная, тактильная, физическая нагрузки, освещенность рабочей поверхности стола и др.).

Офтальмо-гигиенические рекомендации разрабатываются в отношении технических и оптических средств коррекции и компенсации зрительного дефекта, применительно к специальным средствам наглядности и раздаточному дидактическому материалу. Медицинская и педагогическая коррекция недостатков развития детей, вызванных нарушенным зрением, осуществляется в тесной связи, комплексно и системно.

У тифлопедагогики сложились тесные контакты и с социологией, наукой об обществе. Исследованы и вскрыты многие негативные социальные факторы, которые влияют на численность популяции детей с нарушением зрения. Данные социологических исследований обогащают специальную педагогику, помогают найти рычаги, влияющие и оказывающие помощь тифлопедагогическому процессу, особенно в части организации трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации слепых и слабовидящих детей.

Мы отметили лишь самые тесные и глубокие связи тифлопедагогики с другими науками, но этот перечень далеко не полный, поскольку имеются контакты и в отношении других научных дисциплин. Обучение, воспитание и развитие лиц с нарушением зрения осуществляется на стыке наук, и этот фактор во много определяет эффективность коррекционно-компенсаторного воздействия на нарушение.

studfiles.net

Связь дошкольной педагогики с другими науками — Студопедия.Нет

Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по различным признакам в зависимости от направленности изучения и желания получить ответы на те или иные вопросы.

Философия- фундамент педагогики и, в частности, та ее часть, которая специально, занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания.

Философия воспитания -это область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем.

История педагогики -исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических явлений.

Общая педагогика- базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический и прикладной (нормативный).

Дошкольная и школьная педагогика -подсистема возрастной Педагогики.Здесь изучают закономерности воспитания человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп.

Связь дошкольной педагогики с другими Науками

Психологические науки (общая психология, детская психология, возрастная, педагогическая, социальная психологии)

Общественные науки (философия, эстетика, этика, социология)

Естественные науки (анатомия, физиология, педиатрия, гигиена)

Кроме того, дошкольная педагогика связана и с рядом других наук (экономика, математика, кибернетика, языкознание, литература и др.).

Структура педагогической науки:

Общая педагогика (преддошкольная и дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы).

Педагогика взрослых, военная педагогика)

Специальная педагогика

Частные методики

История педагогики

Связь процесса воспитания и обучения в системе дошкольного образования

Понятие "образование" есть категория всеобщая, целостная, полифункциональная и полисмысловая. Однако, несмотря на различие подходов к толкованию понятия образования, в нем содержится нечто всеобщее, единое и сущее. Во многих учебниках, энциклопедиях и справочниках понятие "образование" трактуется как процесс и результат обучения, а процессуальная сторона образования ассоциируется с понятием "обучение".

Обучение и воспитание - два параллельно существующих, взаимосвязанных процесса в педагогической деятельности. На практике их невозможно разделить. Воспитывает вся система педагогической деятельности, весь педагогический процесс детского учебно-воспитательного учреждения.

Под обучением в современной науке и педагогической практике понимаются активный целенаправленный процесс передачи (трансляции) обучающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений (знаний, норм, обобщенных способов действий и т.д.) и организация освоения этого опыта, а также возможности и готовности применить этот опыт в различных ситуациях. Обучение соответственно предполагает в качестве своего условия процесс научения или учения как освоение этого опыта.

Воспитание есть целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним или вне его) на человека с целью формирования у него определенных (рассматриваемых обществом в каждый данный исторический период его развития как социально значимых, позитивных) ценностных ориентации, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру (А.Ф. Лазурский, В.Н.Мясищев). Воспитание рассматривается как целостное воздействие всей образовательной среды, хотя в аналитических и педагогических целях оно дифференцируется на нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и т.д.

Взаимосвязь понимаемых таким образом процессов обучения и воспитания может быть, по крайней мере, четырех типов:

- Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). "Обучая, мы воспитываем, воспитывая, мы обучаем", - отмечал С.Л. Рубинштейн. В такой форме воспитание входит в учебный процесс как воспитывающее обучение.

- Воспитание осуществляется в образовательном процессе параллельно (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь обучение должно действовать на воспитание.

- Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями и ценностями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и научение.

- Воспитание осуществляется и другими (необразовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением и научением.

Особую роль в воспитывающем образовании играет содержание образования.

Правильный отбор содержания образования имеет большое значение для качества обучения и его влияния на развитие личности ребенка.

Под содержанием образования в педагогике понимается вся совокупность основ наук, техники, искусства, культуры, общественной жизни, которую необходимо освоить учащимся. Оно отбирается из всего богатства культурного достояния человечества. Конечно, в детском саду и начальной школе мы не можем представить все многообразие компонентов содержания образования, здесь ограничения налагает возраст детей. Но даже в тех учебных предметах и видах деятельности малышей, которые запланированы в программах обучения и воспитания, содержание образования, чтобы быть истинно воспитывающим, должно отвечать определенным требованиям.

Сформированные в процессе обучения знания и умения являются ведущим средством умственного развития ребенка, формирования его творческого мышления, системы нравственных норм и правил, миропонимания, средством всестороннего развития личности ребенка. Знания и умения - это та база, на которой развиваются интересы и склонности, способности и индивидуальные особенности. Ведь только по тому, как ребенок усваивает математику или художественное произведение, с каким интересом он воспринимает живую природу или играет с конструктором, рисует или фантазирует, воспитатели могут определить его склонности и интересы. В дальнейшей учебно-воспитательной деятельности эти наблюдения помогают более эффективно построить индивидуальную работу с детьми.

studopedia.net

1 Цели и задачи дисциплины, ее связь с другими дисциплинами

Цель дисциплины

Учебная дисциплина «Муниципальное управление» входит в число специальных дисциплин для специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» и ставит своей целью освоение методов управления внутрирегиональными социально-экономическими системами.

Задачи изучения дисциплины «Муниципальное управление» следующие:

1. Изучение экономических, организационных, социально-психологических и правовых методов управления муниципалитетами.

2. Освоение экономических, организационных, социально-психологических и правовых методов регулирования отношений в процессе управления муниципалитетами.

3. Получение навыков нормо- и законотворческой деятельности в сфере местного самоуправления.

С помощью практических занятий студенты должны получить навыки:

навыки в выявлении проблем управления объектами системы муниципального управления;

навыки в применении экономических методов регулирования отношений в процессе управления муниципальным хозяйством;

навыки в применении организационных методов регулирования отношений в процессе управления муниципалитетами;

навыки в применении социально-психологических методов регулирования отношений в процессе управления муниципалитетами;

навыки в применении методов системного анализа к процессу управления муниципалитетами;

навыки в применении законодательства о местном самоуправлении к конкретным ситуациям.

Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами. Изучение данной дисциплины базируется на дисциплинах «Экономическая теория», «Муниципальное право», «Теория организации», «Управление персоналом», «Исследование систем управления».

  1. 2 Рабочая программа

Изучение дисциплины рассчитано на один семестр и включает в себя: теоретический раздел; практический раздел; итоговый контроль результата изучения дисциплины (см. табл. 1).

Таблица 1

Теоретический

раздел

Практический

раздел

Итоговый

контроль

Изучение разделов 1—7

Рабочей программы

Выполнение контрольных работ № 1

и № 2

Экзамен

    1. 2.1 Содержание теоретического раздела дисциплины

      1. 2.1.1 Введение в муниципальное управление

Понятие и предмет муниципального управления (определения муниципального управления; отличия муниципального управления от государственного управления на местах; объекты муниципального управления и субъект муниципального управления; превращение объекта управления в субъект управленческой деятельности; базовые определения курса муниципального управления: «муниципальное образование», «местное самоуправление», «муниципальная собственность», «муниципальный бюджет», «муниципальное хозяйство», «муниципальный заказ», «инфраструктура», «инфраструктура рынка», «инфраструктура инженерная», «инфраструктура социальная», «инфраструктура городская», «муниципальная служба»; предмет муниципального управления; принципы муниципального управления).

Правовые основы муниципального управления.

Методология исследования и организации систем муниципального управления (исследовательские методы организации муниципального управления; инструментальные методы организации муниципального управления (нормативный, балансовый, статистический). Три основных методологических подхода

к анализу систем муниципального управления (институциональный, функциональный, организационный).

Место муниципального управления в системе экономических и управленческих дисциплин.

Цели муниципального управления.

studfiles.net

предмет, категории, задачи, источники, основные этапы в развитии дошкольной педагогики. Связь дошкольной педагогики с другими науками.

Дошкольная педагогика– это педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу

Признаки науки

1. Наличие предметаисследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).

2 Наличие объектаисследования (ребенок, детский коллектив).

3. Наличие специфических законовзакономерностей, выраженных в теории.

4. Специфическое содержание.

5. Категориальный аппарат (воспитание, обучение, формирование, развитие личности)

Задачи педагогики

1. Разработка содержания, методов, форм организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду с учетом достижений в области смежных наук.

2. Изучение, обобщение, описание передового педагогического опыта.

3. Разработка методов, форм, содержания сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей.

4. Определение путей, форм взаимодействия, преемственности детского сада и школы.

Источники развития дошкольной педагогики:

1. Народная педагогика

2. Идеи выдающихся мыслителей прошлого о воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

3. Инструктивно-директивные документы в области дошкольного воспитания

4. Данные смежных наук: психологии, анатомии, языкознания, эстетики, этики и др.

5. Передовой педагогический опыт, современные прогрессивные теории и опыт зарубежных стран.

Этапы становления дошкольной педагогики:

Эмпирическая стадия:

1 стадия – зарождение первых педагогических воззрений, мыслей и идей, касающихся воспитания и обучения детей, в учениях древнегреческих философов – Демокрита, Сократа и др.

2 стадия – педагогическая мысль развивалась в условиях эпохи рабовладельческого строя и феодализма.

Дошкольная педагогика как наука:

1 стадия –развитие педагогических взглядов и идей в эпоху Возрождения

2 стадия –становления и развития дошкольной педагогики в эпоху Нового времени.

3 стадия –становление общественной системы дошкольного воспитания и образования под влиянием идей Просвещения.

Современный этап:

1 стадия – в конце XIX – начале XX в. центр педагогической мысли плавно смещается в США. Учеными были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования.

2 стадия – развитие идей дошкольной педагогики в рамках системы дошкольного образования и подчинение данной системы государственному заказу – как за рубежом, так и в России.

3 стадия – развитие дошкольной педагогики на современном этапе – в западных странах прошел ряд реформ системы дошкольного образования, немного позже, но у нас все-таки тоже принимается новая Концепция дошкольного воспитания (1989), издается "Временное положение о дошкольном учреждении", которое является юридическим документом, определяющим права ребенка и педагога и отменяющим единую программу как обязательный документ (1991).

Связьдошкольной педагогики с другими науками

  • Психологические науки (общая психология, детская психология, возрастная, педагогическая, социальная психологии)

  • Общественные науки (философия, эстетика, этика, социология)

  • Естественные науки (анатомия, физиология, педиатрия, гигиена)

  • Кроме того, дошкольная педагогика связана и с рядом других наук (экономика, математика, кибернетика, языкознание, литература и Др)

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о