Схема слова урок – уроки — фонетический (звуко-буквенный) разбор слова

Конспект урока русского языка по теме «Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Звуковая схема слова» (1 класс)

Тема: «Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Звуковая схема слова»

Цель урока: продолжить обучение различению твёрдых и мягких согласных звуков.

Задачи урока:

  • актуализировать знания о звуках русского языка;

  • закреплять навыки различения твёрдых и мягких согласных звуков;

  • развивать фонематический слух;

  • формировать умения соотносить звучащее слово с его звуковой схемой;

  • закреплять навыки оформления предложения на письме;

  • способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса учащихся;

  • организовать самооценивание учащимися работы на уроке;

Планируемые результаты обучения:

Предметные

Метапредметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Научатся различать твёрдые и мягкие согласные, соотносить звучащее слово с его звуковой схемой.

Ставят учебную зада-

чу, оценивают и анализируют результат своего труда.

Выделяют существенную информацию из текста,

анализируют.

Сотрудничают при работе в паре, строят монологические высказывания.

Проявляют интерес к новому учебному материалу.

Этапы урока, задачи деятельности

обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Актуализация знаний.

Вспомнить группы звуков.

Начинаем урок русского языка. Я желаю вам успехов. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и начинаем работать.

Откройте содержание учебника и прочитайте название главы, которую мы начали изучать.

Сегодня третий урок изучения этой темы. Что поможет нам найти страницу учебника?

Назовите страницу.

Прежде, чем начать работу по теме урока, вспомним, на какие группы делятся все звуки русского языка?

На какие группы можно разделить согласные звуки?

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Три кленовых листа.

Стр. 47

Гласные, согласные.

Звонкие и глухие, мягкие и твёрдые.

ПУУД: извлечение и представление информации,

ПУУД: классификация

  1. Целеполагание.

Поставить цель урока. Определить учебные задачи.

Сегодня на уроке речь пойдёт о мягких и твёрдых согласных. Исходя из темы поставьте цель урока.

Продолжать учиться различать мягкие и твёрдые согласные звуки.

РУУД: формулирование цели урока, принятие учебной задачи

  1. Открытие новых знаний.

Решают учебную проблему, учатся делать выводы.

Начинаем работу по учебнику. Упр 19. Прочитайте задание.

Чем интересен текст?

О каких растениях идёт речь в тексте?

Прочитайте, как относились к розе, а как к репью.

Почему отношение разное?

А теперь прочитайте задание после текста про себя и объясните, что нужно сделать.

Первую часть задания выполним все вместе. Подпишите в тетрадях число 16 апреля.

Как на письме обозначена мягкость [ р’]

Самостоятельно выпишите 3 слова с начальным звуком [р]

Проверим: зачитайте выписанные слова.

Встаньте те, у кого выписаны три слова из названных.

Как на письме обозначена твёрдость [р]

Прочитай текст Леонида Яхнина.

Один ученик читает текст.

Все слова текста начинаются с буквы

Р.

О розе и репье.

Розе радовались. Репей ругали.

Ответы детей.

Выписать слова с начальным звуком [ р’], а потом три слова с начальным звуком [р ].

Один ученик у доски, остальные в тетрадях выписывают слова репей, рядом.

Буквами е я

С/р

Рос, роза, разросся, расцвела, радовались, ругали, расстроился, разве, разные, растения.

Буквами о а.

ПУУД: анализ, выделение и представление информации

КУУД: монологические высказывания детей

ПУУД: выделение и представление информации

РУУД: самоконтроль

  1. Физкультминутка.

Организация двигательной активности.

  1. Включение в систему знаний.

Делают вывод о том, что уже умеют.

Продолжим читать задания учебника.

Чтобы выяснить, чья модель слова верная, что нужно сделать?

Запишем транскрипцию слова репей и дадим характеристику каждого звука, используя план:

звук

гласный согласный

звонкий или глухой

мягкий или твёрдый

А теперь, работая в парах, определите, звуковая схема Маши или Миши записана правильно.

Проверка. Докажите свой выбор.

Читают вопросы, связанные со словом репей.

Выполнить звуко-буквенный разбор.

Под руководством учителя записывают транскрипцию и характеризуют звуки.

[ р’ э п’ э й’]

Работают в парах.

ПУУД: анализ, моделирование

КУУД: совместная работа в парах

  1. Физкультминутка.

Организация двигательной активности.

  1. Практикум по самостоятельному применению полученных знаний.

Учатся применять полученные знания при выполнении самостоятельной работы.

Продолжаем работу по учебнику на

с. 48 упр.21. Прочитайте текст.

Прочитайте слова, выделенные цветом.

С какой буквы начинаются слова?

А одинаковый ли звук обозначает буква б в этих словах? Прочитаем ещё раз слова хором.

Какое слово здесь является лишним?

Прочитайте задание к упражнению.

Повторите задание.

Выполните самостоятельно.

Проверка: назовите слова, в которых буква б обозначает мягкий согласный.

Твёрдый согласный.

Оцените правильность своей работы с помощью «волшебной» линеечки.

Один ученик читает текст.

С буквы б.

Читают хором.

Банька, т. к. начинается с твёрдого звука.

Читает один ученик.

1-2 человека повторяют задание.

Бегемот, берегом, бежала, белочка.

Большой, барахтался, болоте.

Самопроверка.

Самооценка.

ПУУД: сравнение, нахождение лишнего

ПУУД: выделение информации

РУУД: самоконтроль, самооценка

  1. Рефлексия.

Формировать умения анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.

Наш урок подходит к концу. Подведём итог. Какую цель мы ставили в начале урока?

Кто считает, что задания, которые вы сегодня выполняли на уроке, способствовали достижению поставленной цели?

А сейчас сделайте вывод по уроку, закончив одно из предложений:

Всё понял, могу помочь другим…

Могу, но нужна помощь…

Мне было трудно…

Я не понял…

Урок окончен. Спасибо за работу.

Продолжить учиться различать мягкие и твёрдые согласные звуки.

Поднимают руку.

Высказывания детей.

РУУД: удержание цели урока

ЛУУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

infourok.ru

Консультация (1 класс) по теме: Как правильно составить звуковую схему слова

Как правильно составить звуковую схему слова

в 1 классе

Выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвета:

красный – для обозначения гласных звуков,

синий — для обозначения твёрдых согласных,

зелёный — для обозначения мягких согласных.

В русском языке 33 буквы:

10 букв, обозначающих гласные звуки:

А,   О,   У,   Ы,  Э  –  обозначают твёрдость впереди стоящих согласных;

Я,   Е,   Ё,     И,  Ю – обозначают мягкость впереди стоящих согласных; 

(буквы Я, Е, Ё, Ю – звуков не обозначают).

Гласные (   Я      Е      Ё      Ю – йотированные:

                 [й’а],   [й’э],   [й’о],   [й’у].

Они обозначают 2 звука:

  • в начале слова – яма –      [  й’   а      м   а  ];

                                           

  • если стоят  после мягкого или твёрдого знака –

съел –  [с      й’    э     л]                         льёт – [ л’     й    о     т    ];

  • стоят после гласного звука  –  поют –  [    п    а     й’   у    т    ].

В остальных случаях  Я, Е, Ё, Ю     обозначают 1 звук (соответственно: я – [а],       е – [э],      ё – [о],       ю – [у]). 

Например: мяч — [м’  а    ч’  ],    

лён — [ л’    о    н  ],                       люк — [   л’    у   к   ]).

21 буква, обозначающая согласные звуки:

Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ.

2 буквы:

Ъ и Ь – звуков не обозначают.

Всегда твердые согласные: [Ж], [Ш], [Ц]  –  жир – [    ж      ы   р  ],

цель-  [ ц     э      л’   ],            

Всегда мягкие: [Ч]. [Щ], [Й].  Чай  –  [   ч’   а     й’  ],  

щавель –  [щ’    а    в     э      л’  ].

Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.        

nsportal.ru

Урок с презентацией по литературному чтению 1 класс ЗНАКОМСТВО СО СХЕМОЙ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА. ПРОВЕДЕНИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ

ЗНАКОМСТВО СО СХЕМОЙ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА. ПРОВЕДЕНИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ

Цели: познакомить со схемой звукового состава слова; учить интонационному выделению звука в слове; развивать зрительное восприятие.

Ход урока

I. Организационный момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

II. Постановка цели урока. Слайд 1

– Отгадайте загадки:

За пнем бугорок,

А в нем – городок.

(Муравейник.)

Без рук, без топоренка

Построена избенка.

(Гнездо.)

У дуба-дубища

Проклёваны дуплища.

(Изба.)

На доске – иллюстрации-отгадки.

– Что объединяет эти предметы? (Это дома для птиц, людей, насекомых.)

– Звери, птицы, люди строят себе дома, а мы на уроке будем учиться строить домики для слов. Эти домики будем называть схемами слов.

III. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику (с. 16). Слайд 2

– Рассмотрите картинку в учебнике. Составьте рассказ о девочке. Что кричит девочка? («Ау!»)

– Произнесите это слово хором. Потяните первый звук в слове. ([ааааау].)

– Назовите первый звук. ([а].)

– Сейчас я буду рисовать комнату для этого звука.

Учитель рисует на доске желтым цветом □.

– Потяните следующий звук. ([аууууу].)

– Назовите этот звук. ([у].)

– Сколько звуков в слове «ау»? (2.)

– Я нарисую рядом с первой комнатой – вторую, для звука [у].

Учитель рисует рядом еще один – желтым цветом.

– Мы построили домик для слова «ау». А теперь научимся читать это слово по схеме. Я буду вести по доске указкой; на какую комнату покажу, тот звук и поете.

Учитель ведет указкой по схеме и поет звуки вместе с детьми: [ааа] – [ууу].

– Кто сможет сам прочитать это слово? (У доски ученик повторяет действия учителя, поет [ааа] – [ууу].)

– А теперь я покажу одну комнату, а вы спойте звук, который в ней живет.

– У нас на доске получился звуковой дом. Но чтобы звуковые дома получались красивые и прочные, нужен строительный материал – фишки желтого цвета. Каждая фишка – комната для звука.

2. Работа с фишками (см. вкладыш к «Букварю»).

– Приступаем к строительству слова «ау». Возьмите в руку одну фишку – это комната для первого звука. Сейчас мы будем «ловить» первый звук. Для этого надо произнести слово так, чтобы этот звук был слышен.

Учитель произносит «ааау» и одновременно берет фишку. Фишка прикрепляется к доске. Дети кладут свои фишки перед собой и называют «пойманный звук».

– Мы поймали звук [а]. Все слово разобрали? В нем есть еще звуки? Возьмем комнату-фишку для второго звука. Произнесем слово так, чтобы услышать второй звук «ауууу».

Интонирование звука сопровождается движением фишки. Вторая фишка ставится рядом с первой. Дети еще раз называют звук, обозначенный этой фишкой, – [у]; учитель вместе с детьми прочитывает слово.

– Что получилось? (Ау.)

3. Работа по картинкам в учебнике (с. 16). Нахождение места звуков [а], [у] в словах. Слайд 3

– Помогите каждому звуку пропеть его песенку. Найдите слова с одинаковыми звуками. (Ухо, жук, гусь, луна, арбуз. Лиса, луна, арбуз.)

– Какие слова встретились в первой и во второй группе? (Луна, арбуз.)

– У какого слова самый длинный домик-схема? (У слова «арбуз».)

– Сколько звуков в этом слове? Посчитайте комнаты в домике-схеме. (5 звуков.)

Физминутка

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Ну а шесть – тихонько сесть.

Семь, восемь – лень отбросим

И работать вновь начнём.

4. Работа в прописи (с. 18). Слайд 4

На доске – рисунки к сказке «Три поросенка».

– Жили на свете три поросенка. Были они кругленькие, маленькие, с одинаковыми хвостиками. Отгадайте, как их зовут?

Три весёлых поросенка по лесу гуляют,
Как прогнали злого волка, песню распевают.
Посчитай их: раз, два, три.
Имена их назови.

Дом построил из соломы –

Волк раздул его хоромы,

Оттого что был ленив
Братец старшенький… (Ниф-Ниф).

Сучья, ветки, листья, мох
Разметал по лесу волк,
Щёки серые раздув.
Потерял свой дом… (Нуф-Нуф).

Из камней построил дом,
Серый волк не страшен в нем.
Острый ум и добрый нрав –
Это третий брат… (Наф-Наф).

С.Черемисина

– Поросятам нужна ваша помощь. Слайд 5Рассмотрите рисунки в прописи. Какие линии нужно начертить? (Прямые линии.)

– На уроке мы будем тренироваться в проведении прямых наклонных линий. Кого поселим в первый домик? (Наф-Нафа.)

– Постройте ему два домика. Раскрасьте тот домик, который вам больше всех нравится. В нем и поселится Наф-Наф.

Аналогичная работа со следующими домиками.

– Домики готовы, но что-то наши поросята загрустили. Оказывается, маленьким поросятам скучно жить по одному в своих домиках. Решили поросята повеселиться в домике-крепости. Ребята, нарисуйте дом для братьев-поросят. (Дети рисуют.)

– Поросята очень довольны!

IV. Итог урока.

– Что вам больше всего понравилось на уроке?

Работа на нелинованной бумаге (дополнительное задание).

– Нарисуйте домик, в котором хотели бы жить вы.

Выставка домиков.

infourok.ru

Статья “Учимся составлять звуковую схему слова в 1 классе”

Учимся составлять звуковую схему слова

Уважаемые родители, для ребят, которые идут в 1 класс, будут очень полезны занятия по составлению звуковой схемы слова.

Давайте попробуем разобраться, как правильно составить звуковую схему слова или звуковую модель слова. Данный вид работы мы также можем назвать звуко-буквенным разбором слова или фонетическим разбором.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Звуки, которые произносит человек, мы называем звуками речи. Звуки речи образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. Речевой аппарат – это гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.

Гласные звуки состоят только из голоса, выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречая преграду. Гласные звуки можно долго тянуть, петь.

В русском языке гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом ( условные обозначения для звуков я взяла из программы “Школа России”).

Предлагаем большой выбор школьных рюкзаков для девочек и мальчиков. В нашем магазине вы можете купить школьный рюкзакдля первоклассников и для подростков, а также школьные сумки и мешки для обуви.

Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Одни согласные состоят только из шума – это глухие согласные. Другие – из голоса и шума. Это звонкие согласные.

Согласные также делятся на твёрдые и мягкие.

Твёрдые согласные обозначают синим цветом, мягкие – зелёным.

По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным мы обозначаем прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный.

Сделайте из цветного картона или бумаги карточки, чтобы составлять слова. Также понадобятся карточки со знаком ударения и разделительной чертой.

Можно рисовать схемы в тетради в крупную клеточку. Ещё лучше совмещать оба вида работы.

Начинайте работу с простых слов – односложных или двусложных.

Итак, вы сделали карточки и готовы к занятию.

Подумайте, как заинтересовать ребёнка.

Может вы научите составлять слова куклу Машу или любимого зайку?

Или будете отгадывать загадки и составлять схему слова-отгадки?

А может быть слово (карточка или картинка) спрятаны и вы поиграете в игру “холодно-горячо”?

Очень хорошо, если вы придумали что-то интересное и появился стимул к работе.

Фрагмент занятия.

Отгадай загадку.

Сидит дед в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

Давай, составим схему слова лук.

1. Делим слово на слоги.

Произносим с хлопком в ладоши – лук. В этом слове 1 слог.

2. Из каких звуков состоит слог?

Произносим протяжно л-у-к.

Первый звук – [л]. Это твёрдый согласный звук. Второй звук – [у]. Это гласный звук. Звуки [л], [у] сливаются вместе, получается слияние [лу]. Выбираем нужную карточку – слияние твёрдого согласного с гласным звуком.

Третий звук [к] – твёрдый согласный. Выбираем карточку для твёрдого согласного.

3. Обозначим звуки буквами. Звук [л] обозначаем буквой “эль”. Звук [у] – буквой “у”. Звук [к] – буквой “ка”.

Ударение в односложных словах не ставим. В слове один гласный звук, значит он ударный.

По программе “Школа России” нет обозначений звонкого и глухого согласного. Поэтому можно проявить фантазию и придумать свои обозначения для звонкого и глухого согласного. Например, в игре “Узнай звук” для обозначения звонкого согласного я выбрала колокольчик, а для глухого согласного – смайлик в наушниках. Картинки можно распечатать и использовать в схеме.

Потренироваться давать характеристику звуку можно в игре.

Игра “Узнай звук”

Дать характеристику звуку вам поможет лента букв.

На ленте очень хорошо видно какие звуки обозначают буквы.

Например, буква “эн” обозначает два звука – твёрдый [н] и мягкий [н’]. Поэтому прямоугольник двух цветов – синего и зелёного. Эти звуки звонкие, поэтому сверху – колокольчик.

Все звуки в верхнем ряду звонкие, а в нижнем – глухие.

Буква “жэ” обозначает один звук – твёрдый звук [ж]. Поэтому прямоугольник полностью синего цвета. Это звонкий звук.

Особое внимание надо обратить на йотированные гласные.

Буквы я, ё, ю, е могут обозначать два звука или один.

Если они стоят в начале слова или после гласного, они обозначают два звука:

я [й’ а], ё [й’ о], ю [й’ у], е [й’ э]

После согласного звука они обозначают один звук: я [а], ё [о], ю [у], е [э].

Составим схему слова Яна.

1. Делим слово на слоги.

Я – на

В этом слове два слога.

2. Первый слог – я. Это слияние двух звуков – [й’], [а]. Звук [й’] – мягкий согласный, звук [а] – гласный. Выбираем карточку – слияние мягкого согласного и гласного звука.

3. Ставим разделительную черту после первого слога.

3. Второй слог – на. Это слияние двух звуков – [н], [а]. Звук [н] – твёрдый согласный, звук [а] – гласный. Выбираем карточку – слияние твёрдого согласного и гласного звука.

4. Ставим ударение. Находим ударный слог. Говорим слово целиком, выделяя ударный слог. Ударный слог – первый. Чтобы ребёнок понял, что ударение поставлено верно, попробуйте поставить ударение и на второй слог.

5. Обозначаем звуки буквами.

Звуки [й’а] обозначают одной буквой – буквой я.

Звук [н] обозначают буквой “эн”.

Звук [а] обозначают буквой а.

Все условные обозначения звуков в статье взяты из программы “Школа России”. Но для нас самое главное, чтобы ребёнок научился давать характеристику звуку, умел работать с моделями. Если ребёнок научился давать характеристику звуку, то заменить обозначение не составит труда.

infourok.ru

Тема: «Знакомство со схемой звукового состава слова. Проведение параллельных линий».

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 17 имени героя Советского Союза Н. Ф. Гастелло

Конспект урока по русскому языку

в первом классе

Тема: «Знакомство со схемой звукового состава слова. Проведение параллельных линий».

Подготовила учитель начальных классов:

Кулагина Светлана Алексеевна

Тема: «Знакомство со схемой звукового состава слова. Проведение параллельных линий».

Цели: познакомить со схемой звукового состава слова; способствовать развитию зрительного восприятия.

Предметные: знают основные звуки речи; умеют различать звучание и значение слова; выделять изолированный звук; определять последовательность звуков в слове, место звуков в слове ; составлять схему звукового состава слова; проводить параллельные (прямые наклонные) линии; получат возможность

научиться интонационно выделять звук в слове.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – наблюдение за звуковым составом слов, интонирование звуков; логические анализ звукового состава слова, моделирование звуковой схемы слова.

Регулятивные: научатся ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге, соблюдая правильность речи.

Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; считаются с мнением другого человека; проявляют доброжелательность в диалоге и деловом сотрудничестве.

Ход урока

I. Организационный момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

II. Постановка цели урока.

– Отгадайте загадки:

Возле ёлок из иголок

Летним днём построен дом,

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион.

(Муравейник.)

Крепкий деревянный дом

С круглым окном.

Он стоит на длинной ножке,

Чтобы не залезли кошки.

(Гнездо.)

Курица — на курице,

А хохол — на улице.

(Изба.)

– Что объединяет эти предметы? (Это дома для птиц, людей, насекомых.)

– Звери, птицы, люди строят себе дома, а мы на уроке будем учиться строить домики для слов. Эти домики будем называть схемами слов.

III. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику.

– Рассмотрите картинку в учебнике. Что кричит девочка? («Ау!»)

– Произнесите это слово хором. Потяните первый звук в слове. ([ааааау].)

– Назовите первый звук. ([а].)

– Сейчас я буду рисовать комнату для этого звука.

На доске желтым цветом □.

– Потяните следующий звук. ([аууууу].)

– Назовите этот звук. ([у].)

– Сколько звуков в слове «ау»? (2.)

– Я нарисую рядом с первой комнатой – вторую, для звука [у].

Рядом еще один □ – желтым цветом.

– Мы построили домик для слова «ау». А теперь научимся читать это слово по схеме. Я буду вести по доске указкой; на какую комнату покажу, тот звук и поете.

Учитель ведет указкой по схеме и поет звуки вместе с детьми: [ааа] – [ууу].

– Кто сможет сам прочитать это слово?

– А теперь я покажу одну комнату, а вы спойте звук, который в ней живет.

– У нас на доске получился звуковой дом. Но чтобы звуковые дома получались красивые и прочные, нужен строительный материал – фишки желтого цвета. Каждая фишка – комната для звука.

2. Работа с фишками .

– Приступаем к строительству слова «ау». Возьмите в руку одну фишку – это комната для первого звука. Сейчас мы будем «ловить» первый звук. Для этого надо произнести слово так, чтобы этот звук был слышен.

– Мы поймали звук [а]. Все слово разобрали? В нем есть еще звуки? Возьмем комнату-фишку для второго звука. Произнесем слово так, чтобы услышать второй звук: «Ауууу».

– Что получилось? (Ау.)

3. Нахождение места звуков [а], [у] в словах.

– Помогите каждому звуку пропеть его песенку. Найдите слова с одинаковыми звуками. (Ухо, жук, гусь, луна, арбуз. Лиса, луна, арбуз.)

– Какие слова встретились в первой и во второй группе? уна, арбуз.)

– У какого слова самый длинный домик-схема? (У слова «арбуз».)

– Сколько звуков в этом слове? Посчитайте комнаты в домике-схеме. (5 звуков.)

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

4. Работа в прописи .

– Жили на свете три поросенка. Были они кругленькие, маленькие, с одинаковыми хвостиками. Отгадайте, как их зовут?

Три весёлых поросенка по лесу гуляют,
Как прогнали злого волка, песню распевают.
Посчитай их: раз, два, три.
Имена их назови.

Дом построил из соломы –

Волк раздул его хоромы,

Оттого что был ленив
Братец старшенький … (Ниф-Ниф).

Сучья, ветки, листья, мох
Разметал по лесу волк,
Щёки серые раздув.
Потерял свой дом … (Нуф-Нуф).

Из камней построил дом,
Серый волк не страшен в нем.
Острый ум и добрый нрав –
Это третий брат … (Наф-Наф).

С.Черемисина

– Поросятам нужна ваша помощь. Рассмотрите рисунки в прописи. Какие линии нужно начертить? (Прямые линии.)

– На уроке мы будем тренироваться в проведении прямых наклонных линий. Кого поселим в первый домик? (Наф-Нафа.)

– Постройте ему два домика. Раскрасьте тот домик, который вам больше всех нравится. В нем и поселится Наф-Наф.

– Домики готовы, но что-то наши поросята загрустили. Оказывается, маленьким поросятам скучно жить по одному в своих домиках. Решили поросята повеселиться в домике-крепости. Ребята, нарисуйте дом для братьев-поросят.

– Поросята очень довольны!

IV. Итог урока.

– Что вам больше всего понравилось на уроке?

– Нарисуйте домик, в котором хотели бы жить вы.

Выставка рисунков.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока.Упражнение в определении звуков,схемы звуков.Развитие речи ( составление предложений,работа со схемами слов).

Конспект урока. Школа дошколят.

Тема : Упражнение в определении звуков, схемы звуков. Развитие речи (составление предложений по картинке, работа со схемой предложения ).

  1. Орг.момент. (Звучит песня «Что ,где, почему…? ) «Шишкина школа» . Дети стоят около своих парт и поют хором песню.

  2. Ход урока:

На доске: схема предложения из 3 слов.

Вопросы учителя: Что это такое? (Схема предложения)

Из чего состоят предложения? (Из слов)

– Угадайте, какой сказочный герой пришёл к нам сегодня на урок?

Загадка: Деревянного мальчишку,

Шалуна и хвастунишку.

Знают все без исключений

Он любитель приключений.

Легкомысленным бывает,

Но в беде не унывает.

И синьора Карабаса

Обхитрить сумел не раз он.

Артемон, Пьеро, Мальвина

Неразлучны с …..(Буратино)

(Дети отвечают хором)

На доске появляется картинка с изображение Буратино.

Давайте покажем Буратино, чему мы уже научились в школе «дошколят».

На доске схема предложения из 3 слов.

-Придумайте предложение про Буратино. (Ответы детей)

-Буратино, придумал для нас ЗАДАНИЕ!

-Сколько слогов в слове Буратино? (Дети хлопают в ладоши и делят слово на слоги).

-Составим схему этого слова (дети составляют схему используя индивидуальные карточки на партах, один ученик выполняет задание у доски).

-Игра « День и ночь».

-Шалунишка Буратино всё нам перепутал в нашей схеме, кто сможет починить?

-Буратино придумал для нас еще одно задание, мы должны отгадать загадки и составит схемы слов.

ЗАГАДКИ:

  1. То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я ? (тетрадь)

2)Чёрный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где пройдет, там след остаётся. (карандаш)

  1. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.(книга)

-Молодцы! А теперь давайте составим предложения с этими словами. (ответы детей)

3) Итог урока.

-Молодцы, вы хорошо потрудились и Буратино приготовил для вас подарок. Дети получают портрет Буратино и раскрашивают его.

infourok.ru

Методическая разработка по чтению (1 класс) по теме: Применение схем-моделей на уроках обучения грамоте.

Сценарий спортивного праздника,

посвященного Дню Защитника Отечества

для детей старшего дошкольного возраста

Ведущий: Сегодня – День защитника Отечества. Это День рождения нашей славной Армии.

Дети:   Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка.

Над Кремлевскою стеной –

Самолетов звенья.

Слава Армии родной в День ее рожденья!

          День нашей Армии сегодня.

Сильней ее на свете нет.

Привет защитникам народа!

Российской Армии…(хором) привет!

Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в плен детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках.

Воины защищали не только свой город, но и помогали всем слабым.  И жители городов помогали воинам освободителям.  

В войне 1812 года опять проявилось геройство русского солдата. Именно благодаря ему застрял под Москвой непобедимый Наполеон.
А в 1941 году началась Великая Отечественная война. И опять весь народ – от мала до велика – встал на защиту своей Родины.

Это была самая страшная война, в которой  погибло много людей, разрушено множество городов.

В нашей стране этого славного звания удостоено… городов. Это ….

На долю этих городов выпали самые страшные испытания.  Каждый  год в честь этих городов проходят военные парады.

         

Нас пригласили принять участие в военном параде, который состоится в славном городе Волгограде. Покажем свои умения? Поплывем?

Нам предстоит дальний поход.  Обязательно надо провести разминку.

Исполняется комплекс ритмической гимнастики

 под песню “Бескозырка белая”

Ведущий: В славный город Волгоград мы поплывем на кораблях, которые сейчас построим.

Эстафета  «Построй корабль»

Участвуют по 5 человек из команды. Дети из частей составляют корабль

Назовем наши корабли – «Смелый»,  «Отважный».  

Назначаются дети, которые будут капитанами кораблей.

Прежде, чем выйти в плаванье, нам надо знать маршрут, чтобы не заблудиться.

Капитанам подойти к  глобусу – проложить маршрут похода.

Поплывем мы из города – героя  Москва  в город – герой Волгоград (капитаны смотрят, по каким рекам можно доплыть до  Волгограда)

Ведущий: команды готовы, маршрут проложили. Поднять якоря.

Конкурс «Поднять якорь»

Участвуют по 1 человеку из команды. На концах ленты привязаны палка и якорь. Ребенок накручивает на палку ленту.

Капитанам  занять место у штурвала.  Звучит аудиозапись «Шум моря»

Ведущий:  Вижу вражеские корабли.  Помощникам поднести к орудиям патроны. Попросим нам помочь наших гостей. (дети средней группы)

Конкурс «Доставь патроны»

Дети средней группы выстраиваются в 2 шеренги между обручами.  В одном из обручей – «боеприпасы», которые надо передать в пустой обруч.

Дети в шеренге передают «боеприпасы» друг другу.

Ведущий:  Снайперам   потопить вражеские корабли.

Эстафета  «Снайперы»

Участвуют по 5 человек из команды. Дети шариками бросают в цель

Ведущий: Дальше плыть нельзя. На пути могут быть неразорвавшиеся мины

Конкурс «Саперы»

Участвуют по 1 человеку из команды – собирают «неразорвавшиеся мины». Выигрывает участник, который больше наберет «мин».

Ведущий: Цель потоплена, но есть раненые. Санитарам оказать помощь раненым и доставить их в санчасть.

Конкурс «Помоги  раненым»

Участвуют по 3 человека из команды: медсестра, 2 санитара.

«Раненого» приглашаем из гостей

Ведущий:  Пришло время обеда. Надо бойцам подкрепиться.

Эстафета «Свари обед»

Участвуют по 5 человек из команды. Перенести ингредиенты для супа в кастрюлю, помешать, накрыть крышкой.

Ведущий: После обеда бойцам полагается отдых.  

Как здорово нам помогли наши гости. Мы видели, какие они смелые и ловкие. А что они делают, чтобы быть такими быстрыми? Пусть они нам покажут.

Дети средней группы исполняют разминку  

«Хочешь в Армии служить, то делай так».

Маршем обходят зал, садятся на места.

Я знаю, вы учили стихи к празднику. Давайте послушаем.

Дети читают стихи.

Отдохнули немного. Пора плыть дальше. Капитанам занять место у  штурвала. (шум моря)

Ведущий: Вижу берег. Вот мы и доплыли до пункта назначения. Командам сойти на берег. (пройти один круг маршем – чтобы вспомнили, собрались немного после игр)

Надо доложить  командующему парадом о своем прибытии.

Капитаны кораблей докладывают командующему парадом,

говорят девиз команды

Командующий парадом:   «Здравия желаю, товарищи матросы»

Дети. «Здравия желаем тов. Главнокомандующий»

Командующий парадом:     Разрешаю команде корабля «Отважный» («Смелый»)принять участие в параде

Конкурс «Строевой смотр»

Этапы соревнования     (правила)

  1. Построение в шеренгу  
  2. Равнение в шеренге
  3. Выполнение команд: «Равняйсь», «Смирно», «Вольно»
  4. Выход из строя и доклад капитана
  5. Девиз команды
  6. Повороты направо, налево, кругом
  7. Расчет на 1, 2; перестроение в 2 шеренги
  8. Марш двойками с песней по залу, перестроение в колонну по 4, в колонну по 1

Побеждает команда,

допустившая наименьшее количество ошибок. Учитывается четкость выполнения заданий.

Ведущий: конкурс для капитанов «Военные специальности»

Капитаны,  по очереди,  называют военные специальности. кто назовет последним, тот приносит своей команде 5 баллов

Командующий парадом:  (подведение итогов) Благодарю за участие в параде, посвященному Дню Защитника Отечества.

Команды награждаются ценными подарками.

Дети исполняют песню  «Служить России»

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *