Т буква т твердая или мягкая: Буква т твердая. Гласные и согласные буквы и звуки

Содержание

Согласные звуки [т],[т’], буквы Т, т

На берегу чёрного моря стоит красивый город. В этом городе на улице Тимирязева в доме 15 живут брат с сестрой: Таня и Тимур Тихомировы. Давайте познакомимся поближе.

̶ Здравствуйте. Меня зовут Таня. Мне 7 лет и я уже хожу в школу.

̶ А меня зовут Тимур. И мне 7 лет. Я тоже хожу в школу.

Таня и Тимур учатся в одном классе. И сегодня, вместе с Таней и Тимуром, мы будем знакомиться с буквой Т.

Итак, начнём. Имя у Тани начинается со звука [т], а имя у Тимура начинается со звука [т’]. У Тани есть тигрёнок Тим. В этих словах тоже есть звуки [т] и [т’]. А мы помним, что все звуки на письме обозначаются буквами. Вот и звуки [т] и [т’] на письме обозначаются большой буквой Т и маленькой буквой т. Причём, все звуки обозначаются в квадратных скобках.

Звуки [т] и [т’] – это согласные звуки. Согласные звуки нельзя петь, как гласные, и когда мы их произносим, то наши губы, или зубы, или язык мешают воздуху свободно проходить во рту и возникает преграда.

Давай попробуем произнести звуки [т] и [т’]. Язык и зубы мешает свободно произносить эти звуки. А значит они согласные.

А все согласные звуки могут быть или твёрдыми, или мягкими. А чтобы лучше запомнить, мы твёрдые звуки сделали синим цветом и произносим твёрдо. Например: в слове точилка звук [т] звучит твёрдо. А мягкие звуки сделали зелёным цветом и произносим мягко. Например: в слове стёрка звук [т’] звучит мягко. Причём к мягкому звуку мы добавим значок, похожий на запятую, который показывает, что этот звук мягкий.

А так как звуки на письме обозначаются буквами, то большую

букву Т и маленькую букву т обозначим сине-зелёным цветом. И вы должны запомнить, что эти буквы могут обозначать два согласных звука: твёрдый и мягкий.

̶ Ого, как интересно. А что ещё можно узнать про букву Т.

А ещё все согласные звуки могут звучать звонко или глухо. Вот послушайте, как глухо звучат звуки [т] и [т’]. Звуки [т], [т’] могут быть только глухими.

Ещё, вы должны запомнить, что звуки мы произносим и слышим, а буквы – видим и пишем. А теперь давайте посмотрим, как пишутся эти буквы.

Буква Т может быть большой (её называют заглавной) и маленькой (её называют строчной). Большая буква всегда больше чем маленькая, а маленькая буква всегда меньше, чем большая.

̶ Ой, как интересно. А мы тоже хотим написать буквы.

Хорошо. Вот вам листочек в клеточку. Раскрасьте, пожалуйста, клеточки так, чтобы получилась

буква т.

Так как буква т может обозначать твёрдый и мягкий звук, то Таня раскрасит букву сначала синим цветом, а потом Тимур – зелёным. Чтобы лучше запомнить.

Итак, начинайте.

Ну вот. Все очень хорошо получилось. Молодцы! Буквы мы научились писать, а теперь вспомним, в каких же случаях пишутся эти буквы. Если кому-то или чему-то даются имена, то эти имена пишутся с большой буквы. С большой буквы пишутся отчества и фамилии людей. Например: учительница Татьяна Тимофеевна. С большой буквы пишутся клички животных. Например: кот Тимох и бык Тарзан. Ещё с большой буквы пишутся названия городов, рек, озёр и деревень. А с маленькой буквы пишутся многие другие слова.

Ещё с большой буквы пишутся слова в начале предложения. Например:

Тетрадь и ручка – это школьные принадлежности.

̶ Теперь мы немного поиграем. Я вам буду загадывать загадки, а вы будете их отгадывать. И если правильно назовёте ответ, то перед вами появится картинка вместе со словом. Итак, начнём.

Таня, сначала, тебе загадаю загадку. Слушай внимательно.

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.

̶ Знаю, кисточка.

̶ Правильно. Теперь загадка для Тимура.

У меня внутри в порядке
В стопках книжки и тетрадки.

̶ Я тоже знаю. Это портфель.

̶ Следующая загадка.

Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино.

̶ Телевизор. Правильно Таня. И последняя загадка.

Поверчу волшебный круг –

И меня услышит друг.

̶ Телефон.

̶ Молодец Тимур.

А теперь давайте подумаем, в каких словах буква т обозначает твёрдый звук?

̶ Кисточка и портфель.

̶ Правильно. Тимур. А теперь, чтобы не забыть, мы обозначим букву синим цветом. Во всех остальных словах буква т обозначает мягкие звуки. Их мы сделаем зелёным цветом.

А ещё буква т может стоять в начале слова, в середине и конце.

Ну вот мы и познакомились с твёрдым звуком [т] и мягким звуком [т’], которые на письме обозначаются большой буквой Т, и маленькой буквой т.

А чтобы лучше запомнить букву т, можно вспомнить молоток, который стучит: «тук-тук», букве т он верный друг.

Ну вот и закончился наш урок. До новых встреч!

Звуки т, т’. Буква Т т » Республиканский центр дистанционных олимпиад

Фонетическая разминка.

Раз, да, три, четыре, пять

Вышли буквы погулять.

Много их посмотри: одна, две, три:

Как их нам различать?

Каждой надо имя знать.

А ещё, конечно, надо

Научиться их читать.

Работа в паре

-Какие мы буквы изучили?

– А,О,У,И,Ы ?

-М?

-Буквы мы ?

-Звуки мы?.

– У вас на столах карточки, где нужно подчеркнуть гласные  буквы, а согласные взять в круг.

– Чем гласные отличаются от согласных?

Проверка 

ФО «Хлопки»

Отгадайте загадки. «Загадки»

Для того, чтобы узнать, с какой мы познакомимся буквой, вам, необходимо отгадать загадки. Слова отгадки и будут вам подсказкой. Будьте повнимательней.

1.Через поле и лесок подается голосок

Он бежит по проводам

Скажешь здесь, а слышно там! (телефон)

2.То я в клетку, то в линейку

Написать на мне сумей – ка.

Можешь и нарисовать,

Что такое я? (тетрадь)

3.Овсом его не гонят

Кнутом не гонят,

А как пашет –

Семь плугов тащит. (трактор)

4.Золотая голова, велика, тяжела

Золотая голова, отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (тыква)

-Что общего у этих загадок?

Значит с какой буквой мы сегодня познакомимся?

-Какая буква пришла к нам в гости?

Давайте назовем эту букву хором.

[т] — звук согласный, потому, что при произношении звука воздушная струя встречает препятствие – язык и зубы;

-Назовите слова с буквой Тт. ( Дети называют слова, все вместе делим слова на слоги, ставим ударение)

ФО  «Смайлики»

б) На что похожа буква Т?

Послушайте стихи об этой букве

“Т” в антенну превратилась
И на доме очутилась.


Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток?


Буква “Т” тебя укроет
От дождя, от снега, зноя.

Физминутка «

Қызыл өрік»

– Ребята, буква Т принесла  нам игры.

Игра «Чистоговорки». Распределяем в домики мягкие и твердые слоги с буквой Т

Та-та-та – вот какая красота.
Ты-ты-ты – развели уже мосты.
Ту-ту-ту – дайте молока коту.
Ти-ти-ти – в магазине заплати.
То-то-то – дайте синее пальто.

Тя-тя-тя говорите не шутя.

Т.е.  буква Т может быть мягкой и твердой.

ФО «Хлопки»

Игра «Пазл» собрать картину и выполнить звуковой анализ слова .

( торт, тигр, зонт, тыква)

(К) Работа в прописи.

Учитель предлагает детям рассмотреть, из каких элементов состоит строчная буква т. Написание строчной буквы т.

Педагог обращает внимание детей на звуки, которые издают барабан и паровоз (записываются слоги).

«Загадки слов» – работа со схемами слов: тапки, труба.

(К, Д) Пальчиковая гимнастика.

Это разве пальчики? Это ж просто мальчики!

Вот большой – смешной толстяк. Любит хвастать просто так.

Как дела? – спроси его. Он, подпрыгнув, крикнет: – ВО! 

Если ослик мой не спит, указательный грозит,

Любит он указывать и на все показывать.

Средний палец – злой мальчишка. Щелкнет по лбу – сразу шишка! А потом он сам ревет: Больно! Больно! Дайте йод! 

Безымянный дотемна выбирает имена:

Юрий Дуров! – был циркач. Лев Иваныч! – детский врач.

Мальчик с пальчик! Фантомас! Все уж было тыщу раз… 

А мизинчик – мой любимчик. Поведу его в зверинчик. Эскимо ему куплю, очень маленьких люблю!

Работа по учебнику.

(К, И) Учитель предлагает детям превратиться в букву. Для этого нужно встать и вытянуть обе руки в сторону.

Динамическая пауза.

Давай с тобой попрыгаем

И ножками подвигаем.

Раз прыжок и два прыжок,

Поактивнее, дружок. (Прыжки на месте.)

Все, закончилась зарядка,

Мы пройдемся для порядка. (Ходьба на месте.)

Остановимся и снова

Мы к занятиям готовы. (Дети садятся за парты.)

Работа по учебнику.

(К, И) Педагог или читающие ученики читают стихотворение Л. Громовой «Мой дед» (задание № 4). Учитель предлагает детям ответить на вопрос: «Какой дедушка из стихотворения?» и составить рассказ о своем дедушке. Детям предлагается рассказать, как они проявляют заботу о дедушке. (К, И) 

Трехъязычие: ата, дедушка, grandfather.

(К, И) Учитель организует беседу о том, как нужно заботиться о своих близких, по вопросам:

Что ты будешь делать, если в твоей семье кто-нибудь заболеет?

Как будешь ухаживать?

Делается вывод, что буква т может обозначать звуки [т] – твердый согласный звук, [т’] – мягкий согласный звук. Звуки [т], [т’] – глухие согласные звуки.

Игра «Поймай звук»

Я называю слова , если в слове есть звук Тт  твердая , то топаете, если в слове есть звук Тт мягкая , то хлопаете.

Каток, кисти, труба, ата, компьютер, тарелка, труба, тишина, молоток, юрта.

Согласные звуки и буквы

ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ

Согласные

Все согласные звуки и буквы русского алфавита

В русском языке
21 согласная буква и 43 согласных звука.

Звуков больше, так как большинство согласных могут обозначать по 2 звука – твёрдый и мягкий. Существуют согласные – исключения. Всегда твёрдые звуки дают согласные буквы Ж, Ш, Ц, а всегда мягкие – Ч, Щ, Й.

Согласные делятся на 3 подгруппы:

  • сонорные (всегда звонкие) — Л, М, Н, Р, Й;
  • парные по глухости – звонкости — БП, ВФ, ГК, ДТ, ЖШ, ЗС;
  • всегда глухие — Х, Ц, Ч, Щ.

Бзвонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – П (лбы – [Б], лоб – [П]). Может быть мягким [Б’] (белка) и твёрдым [Б] (бочка).
Вторая буква алфавита. В алфавите произносится [БЭ].

 

Взвонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – Ф (ловлю – [В], лов – [Ф]). Может быть мягким [В’] (ловить) и твёрдым [В] (вол).
Третья буква алфавита. В алфавите произносится [ВЭ].

 

Гзвонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – К (луга – [Г], луг – [К]). Может быть мягким [Г’] (Герда) и твёрдым [Г] (гол).
Четвёртая буква алфавита. В алфавите произносится [ГЭ].

 

Дзвонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – Т (плоды – [Д], плод –[Т]). Может быть мягким [Д’] (Дима) и твёрдым [Д] (Дана).
Пятая буква алфавита. В алфавите произносится [ДЭ].

 

Жзвонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – Ш (лужа – [Ж], у луж – [Ш]). Что бы после него ни стояло:гласная второго ряда (жир), Ъ (молодёжь) – звук всегда произносится твёрдо.
Восьмая буква алфавита. В алфавите произносится [ЖЭ].

 

3звонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – С (коза – [3], много коз – [С]). Может быть мягким [3′] (зима) и твёрдым [3] (звон)ю
Девятая буква алфавита. В алфавите произносится [ЗЭ].

 

Йвсегда звонкий согласный (нет глухой пары). По-научному – сонорный. Всегда мягкий (нет твёрдой пары).
Одиннадцатая буква алфавита. В алфавите произносится И-КРАТКОЕ.

 

Кглухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – Г (кот – [К], год – [Г]). Может быть мягким [К’] (кит) и твёрдым [К] (кот).
Двенадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [КА].

 

Лвсегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким [Л’] (лето) и твёрдым [Л] (лов).
Тринадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭЛЬ].

 

Мвсегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким [М’] (мир) и твёрдым [М] (мошка).
Четырнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭМ].

 

Нвсегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким [Н’] (небо) и твёрдым [Н] (нота).
Пятнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭН].

 

П – глухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – Б (почка – [П], бочка – [Б]). Может быть мягким [П’] (пить) и твёрдым [П] (пони).
Семнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ПЭ].

 

Рвсегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким [Р’] (река) и твёрдым [Р] (роль).
Восемнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭР].

 

Сглухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – 3 (соя – – [С], Зоя – [3]). Может быть мягким [С’] (Сеня) и твёрдым [С] (сон).
Девятнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭС].

 

Тглухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – Д (том – – [Т], дом – [Д]). Может быть мягким [Т’] (Тема) и твёрдым [Т] (тыква)
Двадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ТЭ].

 

Фглухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – В (Фаня – [Ф], Ваня – [В]). Может быть мягким [Ф’] (фильм) и твёрдым [Ф] (шкаф).
Двадцать вторая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭФ].

 

Хвсегда глухой согласный (нет звонкой пары). Может быть мягким [X’] (хек) и твёрдым [X] (хурма).
Двадцать третья буква алфавита. В алфавите произносится [ХА].

 

Цвсегда глухой согласный (нет звонкой пары). Всегда твёрдый согласный (нет мягкой пары).
Двадцать четвертая буква алфавита. В алфавите произносится [ЦЭ].

 

Чвсегда глухой согласный (нет звонкой пары). Что бы после него ни стояло: гласная первого ряда (час), согласный (точный), стоит ли он на конце слова (луч) – звук всегда произносится мягко.
Двадцать пятая буква алфавита. В алфавите произносится [ЧЭ].

 

Шглухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – Ж (Луша – [Ш], лужа – [Ж]). Всегда твёрдый. Что бы после него ни стояло: гласная второго ряда (ширь), Ь (сушь) – звук всегда произносится твёрдо.
Двадцать шестая буква алфавита. В алфавите произносится [ША].

 

Щвсегда глухой согласный (нет звонкой пары). Всегда мягкий. Что бы после него ни стояло: гласная первого ряда (пощада), согласный (мощный), стоит ли он на конце слова (овощ) – звук всегда произносится мягко.
Двадцать седьмая буква алфавита. В алфавите произносится [ЩА].

 

Алфавит русского языка (русская азбука)