Тагильский поднос: Нижнетагильский музей-заповедник “Горнозаводской Урал”

Содержание

цветочные шедевры на металле в Нижнем Тагиле

Достоевский писал, что красота спасет мир. Человек всегда стремился к красоте – будь то люди, природа или дом. Благодаря желанию украсить свою жизнь в России появились гжель, хохлома, тульские самовары и другие народные промыслы. Хочу пригласить вас полюбоваться подносами из Нижнего Тагила – цветочными шедеврами на металле.

История подносов

Жостовский поднос более широко известен, тагильский – менее. Тем не менее, тагильский старше на 100 лет. Ремесло по изготовлению подносов зародилось в Нижнем Тагиле более 250 лет назад. Одной из главных причин рождения металлического подноса стало производство в Нижнем Тагиле высококачественного металла марки «Старый соболь». Этот бренд был известен далеко за пределами не только Урала, но и России. Производство «Старого соболя» и наличие квалифицированных мастеров, которые блестяще владели навыками работы с железом, превратили поднос в обязательный предмет домашнего обихода.

© museum-nt.ru/ Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

Благодаря этой тенденцией в моду вошли чаепития. Сначала большие металлические подносы использовались для домашних нужд, а позже их начали расписывать для красоты. Роспись по металлу была немедленно запущена в производство – на Демидовском металлургическом заводе была открыта школа по обучению мастеров росписи. Сюда приезжали даже зарубежные мастера, чтобы научиться этому прекрасному виду искусства.

Методы росписи

Основатели росписи подносов – художники Худояровы. В доме, где они жили, сейчас находится Музей истории подносного промысла. Худояровы изобрели «хрустальный» лак, который придавал произведению объем и глубину. Секрет лака прост: точная дозировка компонентов, включая льняное семя и конопляное масло. Именно так начался расцвет необычного вида росписи – росписи по металлу.

© museum-nt.ru/ Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

Сначала изображались сцены из Библии, а затем появилось то самое «маховое письмо», которым пишут до сих пор. При «маховом письме» на кисть берут две краски, поэтому мазок получается двойным, хотя движение кистью – одно. Этот мазок универсален, с помощью этой техники мастера могут рисовать всё – цветы, ягоды, листья, деревья, птиц, животных или людей.

© museum-nt.ru/ Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

Производство подносов достигло пика в середине XIX века. Роспись этого периода можно разделить на два типа: реалистическая и простая народная, похожая на лубок. Лубочной росписью расписывали недорогие изделия, которые расходились среди крестьян окрестных деревень и заводских рабочих. Подносы из высококачественного металла с реалистичными картинами – историческими сценами, красивыми пейзажами – приобретали состоятельные люди.

Цветочная роспись

Цветы – основной мотив росписи тагильского подноса. Маргаритки, клевер, колокольчики, незабудки, фиалки и пионы переплетаются в причудливый узор, создавая летнее настроение. Но больше всего художникам нравилось изображать розу, которая считается королевой цветов. В народных сказаниях и легендах цветы наделены тайной колдовской силой. Цветы – воплощение красоты. Они прекрасны, но недолговечны. Продлить жизнь цветов, остановить прекрасный момент цветения, чтобы мимолетная красота всегда сопровождала человека – вот к чему стремились мастера из Нижнего Тагила.

© museum-nt.ru/ Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

Музей истории подносного промысла

The History Museum of the Tray Crafts, Nizhny Tagil

Музей истории подносного промысла входит в состав Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Он имеет богатую коллекцию экспонатов от XVIII века и до наших дней. Здесь вы можете увидеть, как из куска металла рождается произведение искусства.

© museum-nt.ru/ Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

Тагильские мастера умели делать не только подносы. В музее представлены и другие уникальные творения их рук. Особенно мне понравилась небольшой элегантный столик, сделанный из меди. В центре столешницы – герб Российской империи и портрет Екатерины II. Вокруг – гербы русских губерний, а на внутренней стороне крышки – герб рода Демидовых.

© museum-nt.ru/ Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

В 18–19 веках расписные тагильские сундуки пользовались большой популярностью на русских ярмарках. Их покупали в подарок молодоженам. На стенках этих сундуков изображали сцены из семейной жизни, навеянные сентиментальными немецкими романами.

© museum-nt.ru/ Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

Красочные сувениры

Традиции старых уральских мастеров продолжаются и сегодня, и купить расписной поднос в Нижнем Тагиле очень легко. В городе есть специализированные магазины по продаже подносов. Кстати, они намного дешевле, чем подносы из Жостово. Кроме того, вы можете сами расписать для себя поднос, если посетите мастер-класс. Вы можете записаться на курсы в Нижнетагильском центре ремесел. В любом случае, нижнетагильские подносы – цветочные шедевры на металле – добавят ярких красок в вашу жизнь.

Nizhny Tagil Center of Crafts, Nizhny Tagil

Привет, меня зовут Наталья. Я - журналист из древнего сибирского города Тюмени, Уральского федерального округа. Я люблю свою сибирскую землю, ее богатую историю, суровую и величественную красоту природы. Надеюсь, вы тоже влюбитесь в нее, прочитав мои статьи.

Тагильский поднос Цветы 7 в Нижнем Тагиле (Подносы)

Цена: Цену уточняйте

за 1 ед.


  • Минимальный заказ - 1 ед.;
  • Дата добавления 22.06.2021;
  • Уникальный код - 18665393;
  • Предложение было просмотрено - 27;
Выбираете, где выгоднее заказать услугу или купить товар? “Тагильский поднос Цветы 7”, цену уточняйте. В данный момент предложение в наличии.

Описание товара

Тагильский поднос Цветы 7
Каждая работа - это ручной труд!!!
Здесь представлены подносы разных форм и размеров от самых простых(рябина, цветы), до самых сложных-пейзажи, виды городов (архитектура) и сюжеты на разные темы.

Подносный промысел возник в среде старообрядцев, среди которых было немало иконописцев. Расписывались металлические изделия- подносы, сундуки, шкатулки. В 19 веке существовало несколько семейных артелей художников. Известны изделия мастерских Худояровых, Перезоловых, Дубасниковых. Демидовы старались развить подносный промысел. Была создана школа, где обучались живописи дети крепостных. Из Италии привозились гравюры, сюжеты которых переносились на подносы. Гравюры были черно-белыми, поэтому художники сами подбирали цветовую гамму.
Именно с сюжетной росписи началась Тагильская роспись.
Наряду со сложными живописными подносами, в Тагиле писали и цветочные композиции.
"Маховое" письмо, когда кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха "лепит" цветочный венчик, стебли, листья.
Особенностью тагильской росписи является "двойной мазок", когда на кисть набирается сразу две краски, что придаёт особый объём цветочному лепестку или листку.
Технологические особенности:
Металлическая заготовка обезжиривается, покрывается грунтом и эмалью, после этого художник расписывает поднос. Дальше поднос дважды покрывается лаком, что придает росписи - объем, глубину, и защиту.
Цикл изготовления Тагильского подноса может занимать от 11 до 20 дней в зависимости от сложности лаковой росписи и формы подноса.

Характеристики тагильского подноса Цветы 7

  • — Бренд:: Тагильский поднос


Товары, похожие на Тагильский поднос Цветы 7

Лаковая роспись по металлу

Нижний Тагил – крупнейший промышленный центр Урала, является родиной русского расписного железного подноса. Искусство уральской лаковой росписи, зародившееся в 40-е годы XVIII столетия, обогатило художественную культуру России. Появление промысла в первую очередь связано с производством листового железа. Первые образцы служили рекламой демидовского металла марки «Старый соболь», славившегося своим качеством на всю Европу. Самые ранние архивные сведения о железных подносах с художественной отделкой относятся к 1746 году. В нем, как в проявлении особого «промышленного» искусства, воплотился сплав высокого профессионального мастерства, кропотливого труда мастеров по металлу, стремление к прекрасному и талант народных живописцев.

Именно Нижний Тагил является родоначальником этого удивительного по красоте и самобытности художественного промысла. Жостовская роспись по металлу возникла позже под влиянием уральской цветочной росписи.

У истоков зарождения промысла стояла династия Худояровых, а родоначальником ее стал Андрей Степанович Худояров (1722-1804), работавший в листобойном цехе тагильского завода Демидовых. Писал картины, иконы, а через некоторое время открыл собственную мастерскую, где начал расписывать лакированные железные изделия, высокое качество которых обеспечивал не только металл, но и собственное изобретение Худоярова – хрустальный лак. Сегодня музей истории подносного промысла располагается в историческом месте – двухэтажном деревянном доме, принадлежавшем художникам Худояровым.

Худояровский лак был известен далеко за пределами Урала, а писатель Павел Бажов посвятил ему свое произведение – «Хрустальный лак». Он был невероятно стойким, не терял прозрачности, не менял цвет красок.Последняя попытка воссоздания лака была предпринята в 1990 году, когда единственная дошедшая до наших дней работа Худояровых – стол-шкатулка для демидовской грамоты на дворянство, была передана для исследований. Экспертиза установила основные компоненты: шеллак, мастикс, смола неустановленных тропических деревьев. Таким образом, формула и пропорции состава остались тайной.

Тагильский поднос легко отличить от прочих – уральское маховое письмо позволяет создавать элегантные композиции с плавными цветовыми переходами. Поднос пишется за один приём без промежуточных слоёв. Мастер набирает на кисть сразу две краски и наносит мазки, создавая рисунок. Главным мотивом тагильских подносов является цветочная роспись, центральное место в которой занимает сказочный «тагильский розан». Законченность композиции, утонченная вязь орнаментов, декоративность в изображении цветка на долгие годы стали олицетворением промысла.

После революций начала XX в. жизнь промысла замерла, были утрачены почти все приёмы традиционного письма. В 1957 г. на базе разрозненных артелей был создан Нижнетагильский завод эмалированной посуды, ставший центром возрождения тагильской лаковой росписи. Знаковой фигурой в современной истории промысла стала Агриппина Афанасьева, соединившей цепь теории прошлого и практики современного искусства.

Владея приемами исконной уральской росписи, она помогла спасти от исчезновения исконный подносный промысел, возродив маховую роспись и тагильский розан. Художница воспитала плеяду талантливых мастеров, среди которых Светлана Парышева, Жанна Овчинникова, Сергей Веселков, Вера Полева, Алевтина Сидорова, Елена Отмахова и многие другие. Современные художники тагильского письма не только в совершенстве овладели традиционными приемами, но и значительно развили их в своем творчестве, подняв на новый уровень сюжетную и орнаментальную роспись. 

Жостовские и Тагильские подносы

Жостовский промысел известен на весь мир по, казалось бы, обычному в быту предмету – металлическому подносу. Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят поистине замечательные произведения искусства – расписные жостовские подносы.

Зарождение самого жостовского промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, которая изготавливалась в расположенном неподалёку с.Федоскино. В 1825 г. художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью.Творения жостовских умельцев хранятся в коллекциях Лоры Буш, Жака Ширака, английской королевы Елизаветы, испанского короля Хуана Карлоса II, в коллекциях первых лиц нашего государства. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными предметами, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства.

Жостовский промысел известен на весь мир по, казалось бы, обычному в быту предмету – металлическому подносу. Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят поистине замечательные произведения искусства – расписные жостовские подносы. Зарождение самого жостовского промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, которая изготавливалась в расположенном неподалёку с.Федоскино. В 1825 г. художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью.Творения жостовских умельцев хранятся в коллекциях Лоры Буш, Жака Ширака, английской королевы Елизаветы, испанского короля Хуана Карлоса II, в коллекциях первых лиц нашего государства. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными предметами, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства.

Возрождение легенды. Как в Нижнем Тагиле восстанавливают подносный промысел

Сродни птице Фениксу тагильский подносный промысел переживал времена упадка и расцвета. Отсчёт его истории ведётся с 1746 года. Именно к этому времени относятся первые упоминания о металлических изделиях с художественной росписью. Тагильская школа наиболее ярко раскрылась благодаря художникам Худояровым, с которыми многие и связывают историю и развитие подносного промысла на Урале. 18-19 века стали временем стремительного взлёта и расцвета лаковой росписи. Но затем последовал упадок. Революция смела не только российскую монархию, но и заставила забыть приёмы традиционного цветочного письма в Нижнем Тагиле.

В 1957 году на базе нескольких артелей, выпускавших небольшими партиями штамповки и готовые подносы, появился завод «Эмальпосуда». Тот самый, который в лучшие годы выпускал до 1000 подносов в день. Но и он пал под натиском гайдаровских реформ в начале 90-х годов. В условиях экономического краха магазины отказывались принимать продукцию тагильских мастеров, не зная, как расплачиваться за изделия. Нет, выпуск тагильских подносов не прекращался. Эту нишу заняли частные мастера и небольшие кооперативы. Им удалось сохранить традиции лаковой росписи. Но до нового подъёма было ещё очень далеко.

«Тагильское танго» Светланы Парышевой, персональная выставка

Камнерез Виктор Васильев в начале 2000-х годов основал мастерскую в помещении на Черноисточинском шоссе, 82б. Продажи камнерезных изделий постепенно падали, и Васильев сосредоточился на выпуске сувенирки, в том числе и подносов. Тогда и возникла идея развивать лаковую роспись. К Васильевым пришли мастера, оставшиеся в лихолетье 90-х без работы.

Так появилось предприятие народных художественных промыслов «Тагильский поднос». Сегодня здесь работают 12 художников, 2 лакировщика и 1 шлифовщик. Некоторые занимаются декоративной лаковой росписью с 80-х годов. Это Эльвира Ершова, которая готовится к открытию персональной экспозиции в выставочном центре НТМК, Раиса Смотрина, Елена Божина, Татьяна Воробьёва и другие. В месяц мастерская способна выпускать до 600 подносов. Цифра внушительная, если вспомнить, с чего всё начиналось: в первый год предприятие производило 150-200 подносов, в прошлом году – уже 450. Работы «Тагильского подноса» выставляются в музеях Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Сейчас цех Васильевых охватывает практически 90 процентов рынка. Лаковой росписью ещё занимаются в филиале Строгановки, «Метальной лавке» и частные мастера. Но в промышленных масштабах выпуск изделий они наладить не могут. Не хватает мощностей и ресурсов, считает Виктор Васильев.

Подносный промысел сегодня переживает вторую молодость. Художники используют как классическую цветочную роспись, так и переносят на металл творения голландских и русских живописцев. В столичных магазинах можно увидеть подносы с изображениями комплекса Московского Кремля, дворянских усадеб. В мастерской множество изделий с тагильской тематикой – Лисьей горой или местными пейзажами.

Производство разделено на две части. Во время подготовительной заготовка обезжиривается, грунтуется и покрывается эмалью. Только после этого художник расписывает поверхность.

— После росписи на два раза лаком покрываем. Мало ли, какая песчинка попала, или поверхность не очень ровная. Лак ещё придаёт работе объём и глубину. Только после этого сушим поднос и шлифуем. Цикл изготовления подноса может занимать от 11 до 20 дней в зависимости от сложности лаковой росписи и формы изделия. Роспись может длиться полсмены, а может затянуться на несколько дней, — рассказывает Васильев.

Купить работы тагильских мастеров-прикладников долгое время можно было в музее-заповеднике «Горнозаводской Урал». Сейчас там осталась только небольшая сувенирная лавка.

— Фактически город остался без сувенирной продукции, — говорят основатели «Тагильского подноса». — Мы поняли, что разговоры о том, что чиновники развивают промыслы, это всего лишь разговоры. А многие из тех, кто сейчас говорит о поддержке традиционных промыслов, приложили руку к их разорению. И тогда мы решили взять в аренду помещение на проспекте Ленина. Так появился наш первый магазин подносов.

Магазинчик по проспекту Ленина, 32 официально откроется 1 октября. Но уже сейчас там можно посмотреть на лучшую тагильскую роспись, изделия из камня и бересты. Большую часть ассортимента составили подносы разных форм и размеров. Сегодня на полках почти 500 металлических подносов.

— За всю историю это первый фирменный магазин подносов. Да, до революции в небольших лавках можно было приобрести работы, но такого выбора не было никогда. Мы берем на себя ответственность соблюдать ту технологию, по которой тагильский поднос изготавливался в советское время на заводе «Эмальпосуда». При этом качество и внешний вид сейчас даже лучше благодаря новым лакам, — считает Виктор Васильев.

Тот самый магазин «Тагильский поднос» на проспекте Ленина

Каждый поднос в фирменной упаковке с символикой. Внутри – памятка по применению изделия. Поднос можно использовать в сервировке стола или дизайне интерьеров. Но нельзя нагревать выше 80 градусов и ударять острыми предметами. Производитель принимает все претензии по качеству, если покупатель следовал простым правилам ухода за металлическим изделием.

— Тагильский поднос – это достояние России, — отмечают художники. – Без тагильской росписи мы бы не узнали о Жостово. Мастера из Подмосковья создали хорошую школу лаковой росписи, но она отличается от тагильской. Наш поднос доступнее и ближе. Нет заоблачных ценников. А разнообразие сюжетов и качество исполнения говорит о высочайшем уровне мастеров.

Мастера из Жостово, пусть и извечные соперники, всегда восхищались особым способом и манерой лаковой росписи уральской школы. Тайной «за семью печатями» для них оставался худояровский лак, которым так гордились в Тагиле и в Невьянске до начала 20 века. Секрет лака, который получил название «хрустального» так и не разгадан. Его рецепт утерян. А ведь худояровский лак и температуру держал и не поддавался кислотам.

— Я пытался понять, что такое хрустальный лак, — говорит Виктор Васильев. Невьянцы знали этот рецепт, но тоже его потеряли. Мы пытались делать что-то подобное. Но в процессе температурного воздействия свойства терялись. А хрустальный он ведь где-то посередине. При определённых сочетаниях и условиях можно попытаться приблизиться к идеалу. Но получить такой лак пока невозможно. Уж очень берегли уральские художники эту тайну.

- Новости

Выставка «Тагильский поднос. 275 лет» посвящена  самобытному художественному промыслу – уральской лаковой росписи по металлу, который в 2021 г. отмечает свой  юбилей – 275 лет.

Промысел зародился в первой половине XVIII в. Его быстрому развитию способствовали благоприятные условия: покровительство заводовладельцев, их стремление расширить рынок сбыта тагильского металла, производство качественного железа, наличие мастеров, искусных в обработке металла, иконописные традиции, принесенные на Урал  старообрядцами.

Металл, выплавляющийся из высококлассной руды, обладал хорошей ковкостью, пластичностью и мягкостью, что позволило делать различные формы подносов: прямоугольные, овальные, многогранные, фигурные. Подносные формы изготавливали, используя технологии клёпки и ковки. Клёпаные подносы собирали из нескольких деталей при помощи металлических штырьков и клёпок. Кованые, отковывали специальными молотками из  цельных листов кровельного железа, сложив  их стопой по 5-6 штук.

Чтобы уберечь изделия от коррозии, их стали воронить, а затем расписывать и покрывать лаком. Такие подносы очень хорошо продавались на ярмарках. В первой половине XIX в. главным мотивом росписи заказных подносов стали сюжетные композиции. Другим распространенным мотивом росписи подносов были фруктово-ягодные и цветочная композиции, когда основу букета в центре подноса составляли два-три крупных, ярких цветка, обрамленных более мелкими цветочками, листьями, травками. При этом тагильские художники использовали оригинальную технику махового письма – на кисть одновременно брали цветную и белую краску и несколькими мазками достигали эффекта объемного письма. Особую известность и популярность расписные изделия приобрели благодаря знаменитому «хрустальному лаку», секрет изготовления которого приписывают крепостному художнику Андрею Степановичу Худоярову. Этот лак отличался особой прозрачностью, прочностью, долговечностью.

30-40-ые гг. XIX в. принято считать периодом расцвета искусства тагильских мастеров лаковой живописи. Этому способствовало открытие  в Нижнем Тагиле «живописного училища» (1806 – 1820 гг.). Самые талантливые его выпускники  продолжали свое обучение в Санкт-Петербургской Академии художеств и за границей.

В начале XX в. процесс развития подносного промысла складывался сложно. В Нижнем Тагиле начали работать  металлообрабатывающие артели,  производившие домашнюю утварь. При них существовали цеха по росписи подносов, спрос на которые  возрастал из года в год. До 85% выпуска продукции шло на экспорт, преимущественно в Афганистан, Узбекистан и Монголию. В 1930 г. все артели были объединены в единую артель «Металлист».

В 1956 г. открылся новый завод «Эмальпосуда»,  где был цех по росписи подносов.

До 60-х гг.  ХХ в. подносы  украшались в основном незатейливыми букетиками в технике маховой росписи. 1970-е гг. стали периодом возрождения Уральской лаковой росписи по металлу. Неоценимый вклад в возрождение и сохранение  тагильских традиций внесли Г.П. Бабин, главный художник завода «Эмальпосуда», коллектив сотрудников НИИХП: В.А. Барадулин, московская художница А.В. Бабаева, краевед и собиратель старины И.А. Орлов, старейшая мастерица А.В. Афанасьева, воспитавшая в дальнейшем многих последователей и учеников.

1980 - 1990-е гг. – это время поиска новых художественных выражений. Благодаря таланту и настойчивости мастеров промысла,  Уральская лаковая роспись преобразилась и обогатилась новыми выразительными приёмами и разнообразными мотивами, которые продолжают  развиваться и совершенствоваться и в наши дни.

Нижнетагильский музей-заповедник имеет в своей коллекции уникальные образцы подносов, изготовленных в мастерских Худояровых, Кайгородова, Наболина, Голованова, Перезолова, Дубасникова  и других.

На нашей выставке мы рады представить вам лучшие работы тагильских мастеров XIX – XXI вв., три фильма расскажут о истории уральской лаковой росписи по металлу. На выставке можно будет познакомиться с каталогом «Ученики народного мастера», рассказывающем о мастерах современности, чье творчество родилось под влиянием их учителя Агриппины Васильевны Афанасьевой.

С 6 августа по 11 сентября 2021 года в Ирбитском историко-этнографическом музее будет работать выставка «Тагильский поднос. 275 лет» по адресу: г. Ирбит, ул. Кирова, д.74.

Мухаметшин открыл Спасскую ярмарку в Елабуге

Мед, халва и танцы под открытым небом

Елабуга на три дня стала центром народных культур и промыслов. Здесь проходит XIV Всероссийская Спасская ярмарка. В торговых павильонах на центральных улицах в исторической части города свою продукцию представляют гости из Дагестана, Карелии, Кабардино-Балкарии, Удмуртии, Тывы и других регионов страны. Здесь можно не только приобрести оригинальные изделия народных умельцев, сладости, речную рыбу, морепродукты, одежду и обувь, но и что-то смастерить своими руками. Для гостей ярмарки мастер-классы проводят ведущие мастера декоративно-прикладного искусства, художественных промыслов и народных ремёсел России.

«Спасская ярмарка традиционно собирает огромное количество гостей. Здесь многонациональный народ Татарстана передает самые лучшие традиции и обычаи каждого народа, который живет в братской, дружной семье. В 2008 году возрожденная Спасская ярмарка стала популярным мероприятием, широко известным не только в Татарстане и Поволжье, но и в целом по всей стране. С каждым годом количество заявленных участников и гостей мероприятия становится все больше», — сказал Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин на торжественной церемонии открытия ярмарки.

Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин

Спикер напомнил, что в Татарстане проживает 173 нации и народности. Люди говорят на разных языках, исповедуют разную религию, но являются членами одной большой семьи. Благодаря их дружности и сплоченности властям региона удается решать самые серьезные задачи. Кроме того, этот год в Татарстане объявлен Годом родных языков и народного единства. 

«Каждый народ хранит свое прошлое, бережет настоящее и заботится о будущем, сохраняя свои традиции, язык и культуру. В республике многое делается для того, чтобы сохранить дружбу, мир и согласие между многонациональным народом нашей страны, чтобы он был крепким и единым во имя процветания нашей большой Родины», — отметил Мухаметшин.

Спикер добавил, что в череде множества национальных праздников Спасская ярмарка отличается особым колоритом.

В своем выступлении на открытии праздника глава Елабужского муниципального района Рустем Нуриев поблагодарил мастеров и умельцев, которые приняли приглашение и приехали для участия в ярмарке в старинную Елабугу. Также он поблагодарил всех, кто принял участие в организации мероприятия. В числе почетных гостей праздника выступила председатель комитета Госдумы Федерального Собрания РФ по культуре Елена Ямпольская.

«Для меня великая честь быть в числе гостей Спасской ярмарки в Елабуге. Республика столько сил и души вложила в организацию этого праздника, в возрождение уважения к своим истокам. Комитет Госдумы РФ по культуре уже несколько лет прикладывает все возможные усилия, чтобы художественные решения как можно больше входили в нашу повседневную жизнь. Это то, что улучшает нашу атмосферу в обществе», — сказала Ямпольская в беседе с журналистами. 

Председатель комитета Госдумы Федерального Собрания РФ по культуре Елена Ямпольская

Трехдневная Всероссийская Спасская ярмарка проходит на территории исторической части Елабуги — в районе Шишкинских прудов, стадиона «Молодежный» и центральных улиц. На ней представлены ювелирные украшения, национальные костюмы, пуховые изделия, народно-прикладное творчество — роспись по дереву, художественное ткачество, керамика, гжель, художественная обработка кожи, лоскутное шитье, куклы, чеканка, гравировка, роспись по металлу, кружева из металла, изделия из лыка, стекла, лозы и многое другое. Для посетителей организованы интересные мастер-классы. Здесь можно смастерить куклу из травы, сделать гравировку на изделии из серебра и даже поработать за ткацким станком. 

Под выступления профессиональных артистов и фольклорных коллективов гости под открытым небом с удовольствием угощаются халвой и медом, приобретают продукцию сельскохозяйственных предприятий, рыбные деликатесы, сладости и оригинальные изделия народного промысла.

Народные умельцы проведут 270 мастер-классов

Некоммерческая организация «Сохранение культурного наследия Елабуги» и Елабужский государственный музей-заповедник в дни ярмарки запустили уникальный проект — «Мастеровой двор города Елабуги». Мероприятие проводится на средства гранта благодаря нацпроекту «Культура». Организаторы уверены, что в дальнейшем это новшество станет визитной карточкой Спасской ярмарки.

«Более 30 мастеров представляют свои работы на площади Ленина. Каждый из них все три дня будет проводить бесплатные мастер-классы. «Мастеровой двор» расположен очень удобно — на площади Ленина. Как раз отсюда все гости Спасской ярмарки начинают свою прогулку», — сообщила пресс-секретарь Елабужского государственного музея-заповедника Евгения Поликарпова. 

В день открытия Спасской ярмарки ее почетные гости ознакомились с изделиями мастеровых в павильонах народных умельцев. Так, Фарид Мухаметшин сначала осмотрел туристические сувениры, а потом побывал в лавке художественно-лаковой росписи металлических подносов, где ему подарили на память расписной тагильский поднос. Далее гость отправился в павильон представителей дагестанского села Унцукуль, славящихся орнаментальной насечкой по дереву. Спикер Госсовета РТ отметил, что это весьма кропотливая работа. 

На ярмарке народные умельцы показали, как делать узоры на изделиях из серебра. Кроме того, Председатель Госсовета РТ ознакомился с выставкой браного ткачества, изделий из камня и кожи. В павильоне расписных матрешек Мухаметшин расписался на громадной матрешке. Организаторы выставки обещали передать это изделие в Елабужский государственный музей. 

Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин

Участниками «Мастерового двора» стали представители 22 городов и населенных пунктов России, работающие в традиционных и авторских техниках. Они проведут 270 мастер-классов по 20 видам декоративно-прикладного искусства: плетению кружев, резьбе и росписи по дереву, художественной обработке бересты, керамике, валянию, ткачеству, изготовлению народных кукол, лоскутному шитью, народной глиняной игрушке — и другие.

Посетители смогут погрузиться в атмосферу творчества, пообщаться с мастерами, узнать историю народных промыслов России, познакомиться со свойствами разных материалов. В то же время для самих мастеров декоративно-прикладного искусства проект станет площадкой для профессионального диалога и обмена опытом.

Звон колоколов, переливы лиры и гуслей

На протяжении всех дней работы Спасской ярмарки жители и гости города будут наслаждаться волшебным звоном елабужских колоколов в исполнении лучших мастеров колокольного искусства со всей России. В эти дни здесь проходит Всероссийский фестиваль колокольного звона. 

«Неизменным спутником фестиваля является колокольный звон. У нас есть «Алексеевский перезвон», много храмов и мечетей, но переливы колокольного звона Спасской ярмарки — особо чарующие звуки, которые пробуждают дух предков и возрождают веру в будущее, сплачивают всех нас», — отметил Фарид Мухаметшин.

На фестиваль в Елабугу приехали мастера-профессионалы, служители храмов, учащиеся и выпускники школ колокольного искусства. В нем участвуют звонари, фольклорные коллективы, вокальные ансамбли, авторы и исполнители духовно-патриотических песен, мастера игры на древнерусских инструментах — колёсной лире и гуслях.

Выступления участников фестиваля проходят на колокольне Спасского собора и на передвижных звонницах, установленных на Шишкинских прудах. Кульминацией праздника станут традиционные звон-концерты на площади перед Спасским собором. В этом году в фестивале колокольного звона приникают участие около 200 участников, в том числе около 70 мастеров колокольного искусства из разных регионов России. Параллельно в Елабуге проходят фестивали авторской песни «Вдохновение» и родовых поместий. Спасская ярмарка в продолжит работу до 8 августа.

Фото: Расих Фасхутдинов

цветочных шедевров на железе в Нижнем Тагиле

Достоевский писал, что красота спасет мир. Люди всегда стремились к красоте - будь то человек, природа или жилище. В связи с желанием украсить жизнь, гжельских, хохломских, тульских самоваров , народных промыслов и других разработаны в России . Хочу пригласить вас полюбоваться подносами из Нижнего Тагила - цветочными шедеврами на утюге .

История лотков

Широко известен лоток Жостовский , меньше - Тагильский лоток .Однако последний старше на 100 лет. Подносное ремесло возникло в Нижнем Тагиле более 250 лет назад. Одной из основных причин появления на свет лотка чугунного стало производство в Нижнем Тагиле из высококачественного металла марки «Старый Соболь». Этот бренд был известен далеко за пределами не только Урал , но и Россия . Производство старого соболя и присутствие квалифицированных мастеров , блестяще владеющих навыками работы с железом, превратили эти подносы в незаменимые предметы каждого дома.

© museum-nt.ru/ Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

С этим трендом в моду вошли чайные вечеринки . Сначала больших металлических подносов использовались для бытовых нужд , а затем были окрашены для красоты. росписи по металлу были немедленно пущены в эксплуатацию - при Демидовском металлургическом заводе открыта школа по превращению учеников в мастеров маляров . Для обучения этому прекрасному виду искусства сюда были приглашены иностранных мастера .

Техника живописи

Основоположниками лоточного бизнеса являются художники Худояров . В доме, где они жили, сейчас находится Исторический музей подносных ремесел . Худояровы изобрели «хрустальный лак », который придал объем и глубину рисунку . Секрет лака прост: наиболее точная дозировка компонентов, в том числе льняного семени и . масло .Так и начался период расцвета необычного вида росписи - росписи по металлу .

© Museum-nt.ru/ Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

Сначала было изображено сцены из Библии , а потом появилась та самая «летучая буква» , которой пишут до сих пор. Рисунок на лету - это когда две краски нарисованы на кисти , поэтому штрих называется двойной , хотя движение кистью равно единице.Этот мазок универсален; В этой технике мастера могут раскрасить все - цветов , ягод , листьев , деревьев , птиц , животных , или человек .

© museum-nt.ru/ Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

высота из подносной индустрии пришлась на середину XIX века . картин этого периода можно разделить на два типа: реалистичные и народные примитивные , аналогичные популярной гравюре . Примитивные росписи были нанесены на недорогих изделий , разошедшихся между крестьянами окрестных деревень и фабрично-заводскими рабочими. Подносы из высококачественных металлов , с реалистичными рисунками - исторических сюжетов, красивых пейзажей - приобрели состоятельных людей .

Цветочные картины

Цветы - основной мотив для Тагильских подносов . Маргаритки , клевер , колокольчики , незабудки , фиалки и пионы переплетаются в причудливом узоре , создавая летнее настроение . Но больше всего художникам понравилась изобразить розу , которая считается королевой цветов . В народных сказках и легендах цветы наделяют тайной колдовской силой. Цветы - это воплощение красоты . Они красивы, но недолговечны.К продлите цветение , чтобы остановить прекрасный момент процветания и сделать так, чтобы изменчивая красота всегда сопутствовала человеку - к этому стремились мастера из Нижнего Тагила .

© museum-nt.ru/ Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

Исторический музей подносных ремесел

Исторический музей подносовых ремесел, Нижний Тагил

Исторический музей подносовых ремесел входит в состав Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»." В нем богатая коллекция из экспонатов , датируемых с 18 века до наших дней. Здесь вы можете увидеть, как произведение искусства рождается из куска металла .

© museum-nt.ru / Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

Тагильские мастера умели изготовить не только подносов . Остальные уникальных творений их рук также представлены в музее . Особенно понравился изящный столик ящик из меди. В центре столешницы - герб Российской Империи и портрет Екатерины Первой . На краю ящика стола гербов губерний России , а на внутренней стороне крышки герб рода Демидовых .

© museum-nt.ru/ Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

В 18-19 веках расписных тагильских сундуков пользовались большой популярностью на русских ярмарках .Куплены в подарок молодоженам . На стенах этих сундуков изображены сцены из семейной жизни , вдохновленные сентиментальными немецкими романами.

© Museum-nt.ru/ Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

Разноцветные сувениры

Традиции старых уральских мастеров продолжаются и сегодня, а на купите расписной поднос в Нижнем Тагиле очень просто. В городе специализированных лотков .Кстати они намного дешевле , чем лотки от Жостово . Также можно раскрасить себе поднос , посетив мастер-класс . Записаться на курс можно в Нижнетагильском центре ремесел . В любом случае нижнетагильских подноса - цветочные шедевры на утюге - добавят в вашу жизнь ярких красок .

Нижнетагильский центр ремесел, Нижний Тагил

Привет, я Наталья, журналист из старинного сибирского города Тюмень в Уральском федеральном округе.Я люблю свою сибирскую землю, ее богатую историю, суровую и величественную красоту ее природы. Надеюсь, вы тоже полюбите его, прочитав мои рассказы.

Жостовские металлические подносы - История жостовских промыслов

Жостово - всемирно известный центр русского народного творчества, популярный своими расписными подносами, украшенными яркими букетами цветов на черном фоне. Умелые и талантливые мастера Жостово превратили эту домашнюю утварь в настоящие шедевры искусства. Лучшие традиции этого народного народного искусства сохраняют современные жостовские художники, которым удается соединить традиционные приемы с импровизацией и индивидуальным талантом каждого мастера.Живопись в жостовском стиле всегда можно узнать по ярким цветочным композициям на лакированных металлических подносах.

Производство металлических подносов в России началось в 18 веке. Он стартовал на Урале на металлургических заводах Невьянска и Нижнего Тагила. Первым известным мастером был крестьянин из Нижнего Тагила А. Худяков. Согласно легенде, он не исследовал масляный лак, который не растрескивался на железных, медных и деревянных поверхностях, был лучше известных английских лаков и приравнивался к лучшим китайским лакам.Лаковая пленка защищает вещи и особенно масляную живопись. Он передал секрет этого лака своим сыновьям, которые рисовали яркие цветы и бабочек. Позже художники стали писать другие сюжеты и орнаменты. На рубеже 18-19 веков подносы уральских фабрик продавались по России. Позже

Торговля в Жостово началась в 1825 году с первых частных работ Осипа Вишнякова в селе Жостово. Первые подносы делали из папье-маше. С 1830 года стали вручную выковывать основания подносов из металла.Декоративные подносы не были новинкой для русских XIX века. Такие подносы использовались с 18 века. Самые ранние подносы, пережившие жизненные невзгоды, датируются 1870 годом. Точные даты изготовления были выбиты на обратной стороне подносов. Большинство этих подносов были изготовлены династией Вишняковых. Подносы были популярны в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Жостовские художники изображали не только цветы, но и фрукты, пейзажи и народные сюжеты. До сих пор наше искусство остается чисто декоративным.

После Октябрьской революции 1928 года жостовские художники объединились в кооператив "Металлоподнос". Так начался новый этап в развитии торговли. Жостовская фабрика декоративно-прикладного искусства была основана в 1960 году. Сегодня на ней работают 240 художников. Эти люди были тесно связаны с традициями прошлого. «Присмотритесь к этим украшениям, и, уверяю вас, вы почувствуете, что их сравнивают только с музыкой».

Жостовские художники начинают свое ученичество в невероятном возрасте 2 года.В столь раннем возрасте детям дают кисти, масла и материалы, чтобы они с помощью игры познакомили их с чудесами искусства. Затем детям, чьи таланты проявляются в полной мере, предоставляется внимание и наставления для их полного развития.

Края металлических подносов вывернуты вручную, что не только улучшает внешний вид, но и увеличивает прочность подноса. Жостовские мастера известны своим индивидуальным стилем росписи и необычной композицией создаваемых цветов.

Каждый поднос - это ручная роспись прямо от глаз и сердца, без трафарета или направляющих линий, по которым можно работать, а затем подписанное художником полное оригинальное единственное в своем роде произведение искусства. Хотя художественная структура и состав других подносов могут быть похожими. Художник намеренно каждый раз рисует новый, индивидуальный шедевр.

Жостовские мастера прекрасно знают биологическую структуру цветов, но намеренно смешивают истинные формы жизни с намеком на фантазию, давая нам невероятно красивые творения, которые создают жостовские мастера.

Силуэты цветочных букетов были созданы или нарисованы от руки белой или серебристой масляной краской на нескольких слоях лака. Овальные листья и цветы, организованные в сбалансированную композицию с использованием энергичной и ритмичной манеры письма, создают основу для будущей красоты. После высыхания (шаг второй) ... прозрачные масляные краски наносились на теневые области после того, как тонкая пленка льняного масла была нанесена на всю деталь, чтобы обеспечить легкое перемещение цвета краски и увеличить прозрачность этого цвета.Обычно часть листа или цветка, ближайшая к центру букета или обращенная к нему, оставлялась самой светлой. Опять же, после высыхания (шаг 3) льняное масло и тени были восстановлены, и были начаты важные слои штрихов, чтобы выделить и определить форму каждого листа и цветка.

Осветление красок и нанесение влажных прозрачных теней создавали постоянный переход от светлого к темному. Переходя от одного цвета к другому, создавая контраст и / или гармонию, цветочная композиция приобретала форму и волнение.Детальная работа в цветочных центрах, линия на листьях и вокруг них, брызги травы, бутоны, семена и усики были добавлены в качестве завершающих штрихов, с очень быстрым и легким прикосновением тонкого цвета с помощью того, что мы бы назвали кистью для подводки.

Бордюры, выполненные обычно золотой краской, с использованием множества группировок и расположения мазков, иногда пышных, а иногда просто выраженных, в сочетании с цветами и / или листьями, завершают образ Жостово.

Сегодня работы Жостовских мастеров выставляются по всему миру.Благодаря многочасовым занятиям с членами семьи, в художественной школе Федоскино, у мастеров Жостово и на фабриках, художники развивают свое мастерство.

Выкройки и инструкции с Жостовским цветочным рисунком доступны для рисования как маслом, так и акрилом. Лично я предпочитаю использовать масла или алкиды с льняным маслом или ликером, чтобы можно было добиться важного прозрачного наслоения цвета. В качестве цветов теней я использую Alizarin Crimson, Paynes Grey и Sap Green. Они точно повторяют те цвета, которые использовали жостовские художники.Красный кадмий, средний желтый кадмий, синий ультрамарин, виридиан и белый завершают мою палитру. Развитие управления кистью / техник, избавление от страха перед цветом и наблюдение за тем, как ваши собственные творческие соки всплывают на поверхность, когда вы рисуете, - ценные и полезные уроки, которые нужно извлечь, когда вы попытаетесь овладеть этой техникой. Появление глубины и систематическое развитие контраста побуждают вас к ....... и не могут не иметь положительного влияния на всю вашу будущую живопись.

Подносы можно использовать функционально, их можно мыть с помощью жидкого мыла и других чистящих средств. Необходимо соблюдать осторожность, чтобы не поцарапать поверхность, и красота искусства останется навсегда.

В настоящее время работы жостовских художников экспонируются на различных выставках и в музеях не только России, но и многих других стран мира. Сегодня работы жостовских художников экспонируются на различных выставках и в музеях не только России, но и многих других стран мира.

Тагильский лоток: история, описание и интересные факты

В наш век стремительного прогресса и высоких скоростей, развития электроники и высокоскоростного Интернета все большее количество граждан нуждается в отдыхе от суеты повседневной жизни.Стремление к самоопределению как нации направляет мысли на изучение обычаев и устоев наших предков. Стремление к реализации в чем-то повышает популярность изделий ручной работы. Возвращаясь к истокам, обратимся к народным промыслам. Один из удивительных предметов исконно русских традиций - тагильский поднос.

Историческая справка

История этого ремесла насчитывает более трехсот лет. Он восходит к деревням и деревням Урала.Когда появился первый железный поднос, украшенный росписью, сказать было невозможно. Где-то в глубине веков были утеряны имена мастеров, породивших настоящее искусство, ремесло, прославившее Великую Россию.

Официальная история Тагильского лотка начинается со сталелитейных заводов семьи Демидовых. В середине XVIII века эти промышленники начали отливку стали в Нижнем Тагиле (1725 г.), Невьянске и Вийске (1722 г.). К 70-м годам того же века, согласно летописям, ремесло расширялось и формировалось отдельные профессии: кузнец, лакировщик и цепной.

Весь XVIII век развития ремесла - это век художников Худоярова. Иконописцы нескольких поколений братья Вавила и Федор передали ключевые приемы росписи, лакирования и украшения икон для украшения предметов быта, подносов, сундуков, посуды. Этим мастерам тагильский поднос обязан «царской» технике росписи - золотая основа щедро залита цветным фоном. После застывания тонким инструментом верхний слой снимается до золота, получая необычные узоры.Также художникам приписывают изобретение «хрустального лака» - необычайно прозрачного и термостойкого. Расписанные по заказу Демидова подносы и утварь разошлись по дворцам двух столиц России.

Расцвет рыбной ловли

Конец XVIII - начало XIX века - время расцвета рыболовства. Его называют веком демидовских школ, о котором мы поговорим чуть позже. Демидовы превратили индивидуальное семейное ремесло в профессиональное, производственное русло.Колонны разрисовывали ящики, каштаны, подносы, сундуки и другие предметы быта, сделанные в «горном городе», как они называли Нижнетагильск, отправлялись на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки, а оттуда - в Нижний Новгород, Среднюю Азию и Европу. Это был золотой век рыболовства.

Упадок и возрождение

С середины XIX века, с наступлением эпохи индустриализации, начался упадок народных промыслов и почти всех ремесел. Ускоряющийся темп жизни заставил отказаться от тонкой ручной работы, заменив ее упрощенными, предельно стилизованными формами.Ручная ковка уступает место индустриальной, изысканные оригинальные детали заменяют трафарет.

К 20-м годам ХХ века жизнь рыболовства сохранилась в нескольких артелях мастеров, таких как «Пролетарская» и «Красная заря». Искусные подносы ручной работы остались невостребованными в Советской России, поэтому их отправляют на Ближний Восток и в Китай.

Единственным островком тагильской подносной индустрии остается цех Нижнетагильского завода эмалированных изделий.

С 90-х годов прошлого века, с эпохи перестройки и развития малого бизнеса начинается медленный и неуклонный подъем забытого рыболовства.Возрождение уникальной ручной росписи породило артели и кооперативы мастеров.

Школа художников Демидова

О Демидовской школе стоит сказать отдельно, ведь именно она дала нам династии таких мастеров, как Дубасниковы, Чаусовы, Кайгородовы и Перезоловы.

Купцы Демидовы прекрасно понимали, что главное в поле - кадры. Именно с целью обучения и подготовки профессиональных кадров в 1806 году они основали школу, куда пригласили В.И. Албычева, выпускника Императорской Академии художеств, по обучению основам живописи.

Четыре года в школе учились только мальчики, начиная с 12 лет. Но на производстве по-прежнему не хватало кадров. Потом стали водить в школу девочек и женщин. Интересно, что Демидовы в качестве стимула к желанию научиться «сильно писать» предусмотрели продвижение женщин в виде носовых платков. Постепенно создание расписных подносов переходит в руки женщин, что и есть сегодня.

Школа оказала огромное влияние на развитие индустрии как направления в изобразительном искусстве. Тагильская роспись подносов постепенно набирает обороты.

Вскоре на изделиях начинает «расцветать» настоящая тагильская роза - символический цветок, который на долгие годы стал олицетворением ремесла.

Тагильский поднос - поднос-роспись, с выразительными, отточенными деталями и чистой росписью, раскрывающая мифологические и исторические сюжеты.

Постепенно живопись приобретает многогранную клепаную форму.Фигурное листовое железо, узоры паутины и тончайшие элементы, созданные руками кузнецов, стали основой художественной росписи. Так был создан тагильский лоток.

Разработана особая тагильская живопись - техника двойного мазка. Затем сформировались основные направления сюжетных линий.

Секрет лака

Секрет лака династии Худояровых кроется в пропорциях копанного, конопляного масла и хвойного скипидара, растворенных в скипидаре.В отличие от восточного холодного лакирования, использовался метод быстрого горячего (при температуре 300 градусов) лакирования. В состав были добавлены свинец и оксид марганца - лак стал прозрачным и освежил краску. Его секрет так и не был разгадан.

Что такое тагиловый лоток?

Подносы производились и производятся в мастерских. Технологии меняются, но даже сегодня ручное творчество - это основа рыбной ловли.

Форма лотка изготовлена ​​методом штамповки и дважды покрыта грунтовкой, а затем черной эмалью.После высыхания изделие попадает в руки художника, затем художника-орнаментиста. После покраски изделие покрывается лаком.

город Нижний Тагил, путеводитель по России

Нижний Тагил обзор

Нижний Тагил - второй по величине город Свердловской области России, один из крупнейших и старейших горно-металлургических центров страны. Это один из важнейших промышленных и культурных центров Урала.

Население Нижнего Тагила составляет около 357 000 человек (2015 г.), площадь - 297 кв. Км.

Телефонный код - +7 3435, почтовые индексы - 622000-622051.

Местное время в Нижнем Тагиле - 2 сентября, 12:09 (+5 UTC).

История Нижнего Тагила

Нижний Тагил основан тульскими промышленниками Акинфием Демидовым и Никитой Демидовым в 1722 году. Город стал столицей их «железного царства», крупнейшим центром металлургии Российской империи.8 октября 1722 года - день пуска Выйского медеплавильного завода - был днём рождения шахтерского поселка Нижний Тагил. А через три года были построены чугунолитейный и чугунолитейный заводы.

Гора Высокая стала символом богатства недр Нижнего Тагила - железа и меди, золота и платины, малахита. Чугун местных заводов был хорошо известен в Англии, Франции и других странах Западной Европы. В 19 веке он постоянно удостаивался наград на международных выставках.

В первой половине XIX века рост Нижнего Тагила был связан, прежде всего, с развитием медно-золотой и платиновой промышленности, которая в то время была одной из ведущих отраслей Урала.

Еще исторические факты…

Промышленная направленность города определила не только его индустриальный характер, образ жизни, но и культуру, развитие ремесел, связанных с обработкой металла и дерева. Изготовленные из тонкого «мягкого» железа, ярко окрашенного очень прочным «хрустальным» лаком, нижнетагильские подносы пользовались большим успехом.

Тагил стал средоточием творческих мыслей и технического прогресса людей. Первый в Российской Империи паровоз сделали отец и сын Черепановы. К середине 19 века в городе было много построек, ставших впоследствии памятниками архитектуры. Население города составляло более 31 тысячи человек.

Хотя Тагил не имел официального статуса города, на самом деле это был довольно большой город с заводами, больницами, школами, собственным музеем и театром.Нижний Тагил превосходил по численности множество городов Российской Империи; в Пермской губернии это был третий по величине населенный пункт после Перми и Екатеринбурга.

Нижний Тагил официально стал городом в 1919 году. Интенсивное промышленное развитие города в 1930-е годы было предопределено целями строительства новой угольно-металлургической базы на востоке страны. Вся территория к востоку от старого города превратилась в одну огромную строительную площадку. К 1941 году наряду с традиционными горнодобывающими, золотодобывающими и металлургическими производствами в городе были развиты машиностроение и химическая промышленность.Во время Второй мировой войны большая часть танков Т-34 Красной Армии производилась в Нижнем Тагиле.

В 1940-1960-х годах население города резко выросло. В годы войны - из-за эвакуированных, многие из которых нашли здесь второй дом, в послевоенный период - из-за большого наплыва молодых специалистов и рабочих, которые прибыли на местные предприятия и строительные площадки со всего Советского Союза.

Сегодня Нижний Тагил продолжает развивать и укреплять оборонную и промышленную мощь России.Здесь традиционно проходит крупнейшая международная выставка вооружений.

ул. Нижнего Тагила

Нижний Тагил вид на улицу

Автор: Щукин Дмитрий Анатольевич

Нижний Тагил улица

Автор: Щукин Дмитрий Анатольевич

Нижний Тагил вид

Автор: Дмитрий А.Щукин

Нижний Тагил особенности

Город расположен на восточных склонах Уральских гор, в долине реки Тагил, примерно в 20-25 км от границы Европы и Азии на высоте 200 метров над уровнем моря.

Нижний Тагил расположен в зоне умеренно-континентального климата, характеризующегося резкой изменчивостью погодных условий, четко очерченными временами года. Средняя температура января - минус 14,5 градусов по Цельсию, июля - плюс 17.8 градусов по Цельсию.

Существует миф, что нижнетагильская медь использовалась при строительстве Статуи Свободы в Нью-Йорке. Согласно ему, отмеченный наградами медный лист, произведенный Верхневийским заводом, был куплен создателем памятника скульптором Ф. Бартольди, который использовал его для изготовления внешней оболочки статуи.

Нижний Тагил - крупнейший промышленный и транспортный центр Среднего Урала. В местной экономике лидируют предприятия тяжелой промышленности, развиваются легкая и пищевая промышленность.Нижнетагильский металлургический комбинат и Уралвагонзавод - основные предприятия города. Танки Т-90 производятся в городе («Уралвагонзавод»).

С 1999 года в Нижнем Тагиле проходят оружейные выставки на базе Нижнетагильского института испытаний металлов. Международная выставка вооружений, боеприпасов и военной техники Russian Expo Arms и международная выставка Russian Defense Expo проходят попеременно в начале июля. Также каждые два года, в начале сентября, в городе проходит Уральская выставка-ярмарка железнодорожной, специальной и дорожно-строительной техники «Магистраль».

В 2015 году для участников мероприятий был открыт отель международной сети отелей Park Inn by Radisson. Он расположен на берегу Нижнетагильского пруда (это первая гостиница такого уровня в городе).

Достопримечательности Нижнего Тагила

Главный символ Нижнего Тагила - Лисья гора - небольшая гора со сторожевой башней на вершине, расположенная у Тагильского пруда. Эта башня является памятником архитектуры и объектом культурного наследия России.

Нижнетагильский историко-краеведческий музей, «Дом Черепанова» и Музей ремесел («Дом Демидова») имеют массу интересных экспонатов эпохи промышленного освоения Урала.

На заводе-музее истории горного оборудования, расположенном под открытым небом, есть выставка, посвященная основным этапам металлургического производства. Музей создан на территории металлургического завода, основанного в 18 веке и действовавшего до 1987 года.

Музей изобразительных искусств Нижнего Тагила хранит самую большую коллекцию картин Худоярова. Также здесь находится небольшая коллекция гравюр известного немецкого художника Альбрехта Дюрера и одна из самых известных картин в мире «Святое семейство» великого итальянского художника Рафаэля Санти.

В Нижнем Тагиле много городской скульптуры, особенно в центре города. В городе четыре театра, цирк, филармония с джазовым, народным и симфоническим оркестрами, пять кинотеатров.

Нижний Тагил фотографии

Колесо обозрения в Нижнем Тагиле

Автор: Валентин Чистоусов

Нижнетагильский трамвай

Автор: Щукин Дмитрий Анатольевич

Администрация Нижнего Тагила

Автор: Валентин Чистоусов

Музеи Нижнего Тагила

Самые интересные музеи Нижнего Тагила:

  • Нижнетагильский музей-заповедник «Металлургический Урал» (проспект Ленина, 1),
  • Завод-музей истории горного оборудования (музей под открытым небом на проспекте Ленина),
  • Краеведческий музей (проспект Ленина, 1а),
  • Нижнетагильский музей изобразительных искусств (ул. Уральская, 4, 4/1, 5, 7),
  • Музей ремесел и быта местных жителей (Тагильская улица, 26),
  • Музей нижнетагильских лотков (улица Тагильская, 24),
  • Историко-технический музей «Дом Черепанова» (ул. Верхняя Черепанова, 1),
  • Музей бронетанковой техники (Восточное шоссе, 28/5),
  • Мемориально-литературный музей Бондина (ул. Красноармейская, 8),
  • Музей-усадьба «Демидовская дача» (ул. Красногвардейская, 5а).

Нижнетагильские театры и другие учреждения культуры

  • Драматический театр им. Д. Мамина-Сибиряка (проспект Ленина, 33),
  • Молодежный театр (улица Ильича, 37),
  • Театр кукол (проспект Ленина, 14),
  • Театр юного зрителя (проспект Космонавтов, 32),
  • Филармония (улица Циолковского, 2/3а, проспект Ленина, 25),
  • Цирк (улица Первомайская, 8а).

История, описание и интересные факты

В наш век стремительного прогресса и высоких скоростей, развития электроники и высокоскоростного Интернета, все больше и больше граждан нуждаются в отдыхе от шума и суеты.Стремление к самоопределению как нации направляет мысли на изучение обычаев и устоев наших предков. Стремление к реализации в чем-то повышает популярность рукоделия. Возвращаясь к истокам, обратимся к народным промыслам. Один из самых удивительных предметов исконно русских традиций - тагильский поднос.

Историческое происхождение

История этого национального ремесла насчитывает более трехсот лет. Он восходит к деревням и деревням Урала.Когда появился первый железный поднос, украшенный росписью, сказать невозможно. Где-то в глубине веков были утеряны имена мастеров, породивших настоящее искусство, ремесло, прославившее Великую Россию.

Официальная история Тагильского лотка начинается с сталелитейных заводов семьи Демидовых. В середине XVIII века эти промышленники начали отливку стали в Нижнем Тагиле (1725 г.), Невьянске и Вийске (1722 г.). К 70-м годам того же века, судя по летописям, рыболовство расширяется и формируется отдельные профессии: кузнец, лакировщик, овщик.

Весь XVIII век развития рыболовства - это век художников Худоярова. Иконописцы в нескольких поколениях братья Вавила и Федор перенесли ключевые приемы росписи, лакирования и украшения икон на предметы быта, подносы, сундуки, утварь. Этим мастерам тагильский поднос обязан технике росписи «кир» - золотая основа щедро залита цветным фоном. После затвердевания тонким инструментом до золота снимаем верхний слой, получая необычные узоры.Художникам также приписывают изобретение «хрустального лака», необычайно прозрачного и термостойкого. Расписные демидовые подносы и утварь, отправленные во дворцы двух столиц России.

Расцвет рыболовства

Конец XVIII - начало XIX века - время расцвета рыболовства. Его называют школьным возрастом Демидовых, о котором мы поговорим чуть позже. Демидовы перевели индивидуальное семейное ремесло в профессиональное, промышленное русло. Коробки, расписные коробки, печенье, подносы, сундуки и другие предметы быта, сделанные в «горном городе», как они называли Нижний Тагильск, отправлялись на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки, а оттуда - в Нижний Новгород, Среднюю Азию и Европу.Это был золотой век развития рыболовства.

Упадок и возрождение

С середины XIX века, с наступлением эпохи индустриализации, начинается спад народных промыслов и почти всех ремесел. Ускоряющийся темп жизни заставил отказаться от тонкой ручной работы, заменив ее упрощенными, предельно стилизованными формами. Ручная ковка уступает место индустриальной, изысканные оригинальные детали заменяют трафарет.

К 20-м годам ХХ века промысловая жизнь сохранилась в нескольких артелях мастеров, таких как «Пролетарий» и «Красная заря».Искусные подносы ручной работы остались невостребованными в Советской России, поэтому их отправляют на Ближний Восток и в Китай.

Единственный остров тагильских подносов - цех на Нижнетагильском эмалированном заводе.

С 90-х годов прошлого века, с эпохи реструктуризации и развития малого бизнеса, начинается медленное и уверенное восстановление забытого рыболовства. Возрождение уникальной ручной росписи зародилось артелями и кооперативами мастеров.

Школа Демидовых

О школе Демидова стоит рассказать отдельно, ведь именно она дала нам династии таких мастеров, как Дубасниковы, Чаусовы, Кайгородовы и Пересоловы.

Демидовские бизнесмены прекрасно понимали, что в рыболовстве главное - это рамы. Именно с целью подготовки и подготовки профессиональных кадров в 1806 году была основана школа, куда пригласили для обучения основам живописи выпускника Императорской Академии художеств В. И. Албычева.

В школе четыре года учатся исключительно мальчики, с 12 лет. Но на производстве по-прежнему не хватало кадров. Потом стали водить в школу девочек и женщин. Интересно, что Демидовы в качестве стимула к желанию научиться «сильно писать» предусмотрели поощрение женщин в виде платков.Постепенно создание расписных подносов превращается в женские руки, что и есть сегодня.

Школа оказала огромное влияние на развитие рыболовства как направления изобразительного искусства. Тагильская роспись подносов постепенно обрастает своими традициями.

Вскоре на продукции начинает распускаться «аутентичная» тагильская роза - цветок-символ, на долгие годы ставший олицетворением рыболовства.

Тагильский поднос - подносы, картины, с выразительной обточенностью деталей и чистейшей росписью, раскрывающие мифологические и исторические сюжетные линии.

Постепенно развивается роспись по многогранной клепаной форме. Фигурное листовое железо, узоры пауков и тончайшие элементы, созданные руками кузнецов, стали основой художественной росписи. Так создан тагильский поднос.

Разработана и специальная тагильская роспись - техника двойного мазка. При этом сформировались основные направления сюжетных линий.

Секрет лака

Секрет лака династии Худояровых кроется в пропорциях растворенных в скипидарном копале, конопляном масле и скипидаре хвойных пород.В отличие от восточного холодного лакирования использовался метод быстрого горячего (при температуре 300 градусов) лакирования. В состав добавлены оксид свинца и марганец - лак стал прозрачным, а краски освежили. Секрет не разгадан.

Что такое тагильский лоток?

Подносы изготавливались и производятся в мастерских. Технологии меняются, но сегодня в основе рыболовства лежит ручное творчество.

Метод штамповки придает форму лотку, который дважды покрывается грунтом, а затем черной эмалью.После высыхания изделие переходит в руки художника, затем орнаменталиста. После покраски изделие покрывается лаком.

Современное рыболовство

Создание произведений искусства в Нижнем Тагилецентр народных промыслов и промыслов. Торговые марки защищены патентами. Тагильский поднос неизменно вызывает интерес зарубежных мастеров и коллекционеров. Мастера принимают участие в выставках и аукционах в России и далеко за ее пределами. Музеи Нижнего Тагила и Екатеринбурга гордятся богатой коллекцией тагильских подносов, которые выставлялись в США, Франции, Польше и других странах.

Что такое тагильский поднос, сегодня знают далеко за пределами нашей Родины. Работы мастеров Худоярова и Дубасникова - жемчужины экспозиций российских музеев и частных собраний. Тагильские изделия преподносили князьям и монархам. Оригинальная тагильская «лаковая» роспись - уникальный образец народного промысла, который сохранился до наших дней и продолжает удивлять и радовать ценителей самобытного творчества.

Уральский колледж прикладного искусства и дизайна

Коллекции Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна (филиал Строгановской академии)
Город Нижний Тагил известен в истории как центр русского народного творчества.Успех уральского чугунного литья в середине XVIII века был связан с Нижним Тагилом. Именно там сначала возникли, а затем начали процветать искусство обработки металла и камня, а также художественные ремесла по росписи по металлу. Здесь началось производство расписных лаковых вещей. Подносы, ведра, сундуки с железом были покрыты лаковой росписью.
Нижний Тагил славится мягким и ковким чугуном очень хорошего качества. Кроме того, есть специальный масляный лак, известный как «Тагильский».Это был художник А.С. Худоярова, создавшего рецептуру лака и открывшего цех по производству расписных подносов. Он основал целую династию Худояровых художников. К сожалению, в конце XIX века мастерская развалилась, и рецепт знаменитого масляного лака был утерян.
Перед Второй мировой войной город стал свидетелем новой волны творческой активности. В декабре 1936 г. открылась изостудия Нижнетагильского историко-краеведческого музея. Будущий директор Нижнетагильского техникума А.Ю. Кравченко пошел именно в эту студию.
Эвакуация мирных жителей из-за нашествия немецких фашистов, привезенных в Нижний Тагил художников из западных городов страны (1941-1945 гг. - Великая Отечественная война в России). К ним присоединились местные художники. В 1942 г. было открыто Нижнетагильское отделение Союза художников Российской Федерации. Начали устраивать масштабные выставки. Эти выставки положили начало открытому 30 сентября 1944 года Музею изобразительных искусств.
Вскоре здесь появилось Художественно-промышленное училище (ныне - Уральский техникум прикладного искусства и дизайна).Колледж продолжает традиции Нижнетагильской школы живописи, основанной Н.Н. Демидова в 1806 году с целью подготовки художников декоративно-прикладного искусства. На первом курсе было всего два отделения - живопись и скульптура. В следующем году добавились еще два отделения искусства камня и металла. С тех пор студенты и выпускники колледжа внесли большой вклад в украшение общественных и жилых зданий.
В училище проводится много выставок. Первая выставка студенческих работ открылась через два года после создания колледжа.Это превратилось в традицию, и музей колледжа постоянно пополнялся новыми экспонатами.
В настоящее время колледж совмещает обучение с практикой в ​​мастерских декоративно-прикладного искусства. Мастерские полностью оборудованы, чтобы дать студентам возможность реализовать свои дипломные проекты на реальном материале. Студенты выставляют свои работы на городских, областных и всероссийских конкурсах и выставках, например, «Тагильский мастер», «Металл, камень, идея», «Лучший художник года», «Молодые таланты России», "Парусная лодка".С 2004 года Колледж и Музей горной промышленности Урала совместно проводят конференцию «Худояровские чтения». Цель конференции - изучение и сохранение традиций уральского декоративно-прикладного искусства.

Кафедра художественного металла
Истоки художественного металла уходят корнями в глубокую древность. Выпускники колледжа не только хранят традиции, но и смело знакомят с новыми темами, техниками и материалами. Владеют разными декоративными техниками: штамповкой, гравировкой, литьем. Кафедра известна своими украшениями с филигранной работой и полудрагоценными камнями Урала.Ювелирные работы молодых художников отличаются оригинальным дизайном, новизной, художественно-эмоциональной выразительностью и безупречным качеством. Они демонстрируют хорошее чувство пропорций, ритма и динамики орнамента. Они уходят корнями в народное искусство, которое проявляется в формах и декоре произведений.
Кафедра резьбы по камню
Студенты кафедры изучают традиционные камнерезные ремесла Урала под руководством опытных преподавателей. Они очень стараются улучшить свои навыки и научиться воплощать свои идеи в камне.Изготавливают вазы из картинной яшмы, тагильского мрамора и других поделочных камней. Маленькие анималистические скульптуры всегда привлекают их внимание. Мелкие предметы, столовые сервизы, шкатулки и панно выполнены в технике флорентийской мозаики. Студенты узнают удивительную красоту камня. Они учатся использовать декоративные особенности камня, чтобы их работа раскрывала яркий художественный образ.
Отделение росписи по металлу
Роспись по металлу - традиционное ремесло, раскрывающее талант и фантазию народных мастеров.Первые упоминания о росписи по металлу относятся к 40-м годам XVIII века. Он связан с металлургическими заводами Демидова в Нижнем Тагиле, где появились первые лотки из крашеного железа. Их называли тагильскими лотками. Сердце техники - роспись плоской кистью; основной узор - так называемая тагильская роза.
Выпускники училища отлично владеют мазком, сценическими и жанровыми композициями, цветочными мотивами и золотыми узорами. Богатство их художественного языка, тонкий вкус и безупречный стиль сочетаются с бережным отношением к традиционным методам декорирования.

Тагильский поднос: история, описание и интересные факты

В наш век стремительного прогресса и высоких скоростей, развития электроники и высокоскоростного Интернета, все больше и больше граждан нуждаются в отдыхе от суеты повседневной жизни. Стремление к самоопределению как нации направляет мысли на изучение обычаев и обычаев наших предков. Стремление реализовать в чем-либо повышает популярность поделок. Возвращаясь к истокам, перейдем к ремеслам.Один из удивительных предметов древнерусских традиций - тагильский поднос.

Историческая справка

Более трехсот лет истории этого народного промысла. Он восходит к деревням и деревням Урала. Когда появился первый железный поднос, украшенный росписью, сказать невозможно. Где-то в глубине веков теряются имена мастеров, породивших настоящее искусство, ремесло, прославившее Великую Россию.

Официальная история тагильского лотка начинается с сталелитейных заводов семьи Демидовых.В середине 18 века эти промышленники начали отливку стали в Нижнем Тагиле (1725 г.), Невьянске и Вийске (1722 г.). К 70-м годам того же века, согласно летописям, ремесло расширилось и сформировало отдельные профессии: кузнеца, лакировщика, кузнеца.

Весь XVIII век развития ремесла - это век художников Худояровых. Иконописцы нескольких поколений братья Вавила и Федор передали основные приемы росписи, лакирования и украшения икон для украшения предметов быта, подносов, сундуков, посуды.Этим мастерам тагильский поднос обязан технике росписи «цыр» - золотая основа обильно залита цветным фоном. После затвердевания тонким инструментом до удаления золота получается верхний слой с необычными узорами. Художникам приписывают изобретение «хрустального лака», необычайно прозрачного и термостойкого. Расписанные по заказам Демидовы подносы и утварь ходили во дворцы двух столиц России.

Расцвет рыбной ловли

Конец XVIII - начало XIX века - время расцвета ремесла.Его называют веком демидовских школ, о котором мы поговорим позже. Демидов перевел индивидуальное семейное ремесло в профессиональное, производственное направление. Расписные коробки, ящики, подносы, сундуки и другие предметы быта, сделанные в «горном городке», как назывался Нижний Тагильск, отправлялись на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки, а оттуда - в Нижний Новгород, Среднюю Азию и Европу. Это был золотой век развития рыболовства.

Распад и возрождение

С середины 19 века, с наступлением индустриализации, начался упадок народных промыслов и почти всех ремесел.Ускоряющийся темп жизни заставил отказаться от тонкой ручной работы, заменив ее упрощенными, предельно стилизованными формами. Ручная ковка уступает место промышленной, изысканные оригинальные детали заменяют трафарет.

К 20-м годам ХХ века жизнь рыболовства сохранилась в немногих артелях мастеров, таких как Пролетарий и Красная Заря. Искусные подносы ручной работы остались невостребованными в Советской России, поэтому их отправляют на Ближний Восток и в Китай.

Цех Нижнетагильского завода эмалированных изделий остается единственным островком тагильского отлова.

С 90-х годов прошлого века, с эпохи реструктуризации и развития малого бизнеса, начинается медленный и неуклонный рост забытого рыболовства. Возрождение уникальной ручной росписи породило артели и кооперативы ремесленников.

Школа художников Демидовых

О Демидовской школе стоит сказать отдельно, ведь именно она дала нам династии таких мастеров, как Дубасниковы, Чаусовы, Кайгородовы и Перезоловы.

Демидовские бизнесмены прекрасно понимали, что главное в этой области - кадры.С целью обучения и воспитания профессиональных кадров в 1806 году они основали школу, куда пригласили обучать основам живописи выпускника Императорской Академии художеств В. И. Албычева.

В школе четыре года, обучаются исключительно мальчики, начиная с 12 лет. Но на производстве по-прежнему не хватало кадров. Потом стали водить в школу девочек и женщин. Интересно, что Демидов в качестве стимула к желанию научиться «сильно писать» предусматривал поощрение женщин в виде носовых платков.Постепенно создание расписных подносов переходит в руки женщин, что и есть сегодня.

Школа оказала огромное влияние на развитие ремесла как направления изобразительного искусства. Роспись подносов Тагила постепенно обретает свои традиции.

Вскоре на изделиях начинает «расцветать» настоящая тагильская роза - символический цветок, на долгие годы ставший олицетворением торговли.

Тагильский поднос - это поднос-картины, с выразительными отточенными деталями и чистой росписью, раскрывающие мифологические и исторические сюжеты.

Постепенно роспись по многогранной клепаной форме развивается. Фигурные листы железа, узоры, паутина и тончайшие элементы, созданные руками кузнецов, стали основой художественной росписи. Так был создан лоток для тагила.

Разработана также особая тагильская роспись - техника двойной кисти. При этом сформировались основные направления сюжетных линий.

Секретный лак

Секрет лака династии Худояровых кроется в пропорциях растворенного в скипидаре копала, конопляного масла и скипидара хвойных пород.В отличие от Восточной холодной лакировки, был использован метод быстрой горячей (при температуре 300 градусов) лакировки. В состав добавили оксид свинца и марганца - лак стал прозрачным и освежил краску. Его секрет не раскрыт.

Что такое тагиловый лоток?

Подносы были изготовлены и продолжают делать в мастерских. Технологии меняются, но и сегодня ручное творчество - основа ремесла.

Форма лотка изготовлена ​​методом штамповки и дважды покрыта грунтом, а затем черной эмалью.После высыхания заготовка переходит в руки художника, затем орнаментора. После покраски изделие покрывается лаком.

Современная рыбалка

Создание произведений искусства в Нижнетагильском центре народных промыслов и ремесел. Торговые марки защищены патентами. Тагильский поднос неизменно вызывает интерес зарубежных художников и коллекционеров. Мастера принимают участие в выставках и аукционах в России и далеко за ее пределами. Музеи Нижнего Тагила и Екатеринбурга гордятся богатой коллекцией тагильских подносов, выставленных в США, Франции, Польше и других странах.

Что такое тагильский поднос сегодня известно далеко за пределами нашей Родины. Работы художников Худояровых и Дубасниковых - жемчужины экспозиций отечественных музеев и частных коллекций. Тагильские изделия преподносили в дар князьям и монархам. Оригинальная тагильская «лакнерная» роспись - уникальный образец народного творчества, дошедший до наших дней и продолжающий удивлять и радовать любителей самобытного искусства.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *