Темы исследовательских работ по литературе 5 класс – Темы исследовательских работ по литературе для 5 класса
Темы исследовательских работ по литературе для 5 класса
В этом разделе темы исследовательских работ и проектов по литературе для 5 класса посвящены античной мифологии, творчеству Астафьева Виктора Петровича, Гоголя Николая Васильевича, Крылова Ивана Андреевича, Пушкина Александра Сергеевича, Тютчева Фёдора Ивановича, Фета Афанасия Афанасьевича, Чехова Антона Павловича и др.
В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 5 класса, распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе общеобразовательной школы.
Представленные темы проектов по литературе 5 класса интересны детям, дают возможность проведения увлекательного исследования, более углубленного изучения выбранной темы, написания школьнику наиболее актуального индивидуального проекта.
Приведенные ниже темы проектных работ по русскому языку 5 класса можно по желанию изменять и расширять, добавляя новые задачи в предстоящее исследование.
Темы проектов по литературе 5 класс (античная мифология)
Примерные темы проектов по литературе для учащихся 5 класса:
Античная мифология в "Хрониках Нарнии" ("Лев, колдунья и волшебный шкаф").
Лексика любовной лирики русских поэтов.
Миф об Орфее в произведениях живописи.
Образ Геракла в произведениях живописи.
Образ дракона в детской литературе.
Подвиги Геракла на античных вазах.
Сказка – ложь, да в ней намёк...
Красна речь пословицей
Литературная сказка – прямая наследница сказки народной.
Мы в зеркале пословиц
Малые жанры фольклора
Мифологический сюжет в изобразительном искусстве.
Пословица не даром молвится.
Пословицы, поговорки, загадки нашего края.
Русская народная тематика в курсе математики 5 класса.
Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».
Сказка ложь, да в ней намек.
Фольклор моей семьи
Фольклорная шкатулка.
Астафьев Виктор Петрович
Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».
Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка».
Гоголь Николай Васильевич
Гоголь Н.В. - словесный кулинар.
Гоголь и Пушкин.
На родине Гоголя.
Предметный мир в повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики".
Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»
Славянские предания и легенды в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Крылов Иван Андреевич
Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова
Лесков Николай Семёнович
"Необычные" слова в повести Н.С. Лескова "Левша".
Повесть Н.С. Лескова "Левша" и ее кинематографическая интерпретация.
Сказ и его воплощение в повестях и рассказах Н.С. Лескова.
Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова.
Чехов Антон Павлович
Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова.
Врач Чехов и писатель Антоша Чехонте.
Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах А.П. Чехова.
Книга в жизни Чехова.
По чеховским местам (Мелихово).
Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова.
Приемы создания комического в ранних рассказах А.П. Чехова.
Рассказы "для детей" в раннем творчестве А.П. Чехова.
"Чины и звания" героев в ранних рассказах А.П. Чехова.
Человек и художественное пространство в «маленькой трилогии» А.Чехова
Энциклопедия жизни и творчества А.П. Чехова.
Пушкин Александр Сергеевич
Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.
Архетип старца в романтических поэмах А.С. Пушкина.
Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Пушкин и книги.
Тютчев Фёдор Иванович
Античные образы в поэзии Ф.И. Тютчева.
Античные образы в творчестве Ф.И. Тютчева.
Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.
Фет Афанасий Афанасьевич
Античные образы в поэзии А.А. Фета.
Кольцевая композиция в стихотворениях А.А. Фета.
Образы деревьев в стихотворениях А.Фета.
Тургенев Иван Сергеевич
Друзья и враги Герасима из рассказа «Муму».
Рассказ «Муму» в изобразительном искусстве.
Бажов Павел Петрович
Екатеринбург П.П. Бажова.
Сказ Бажова «Каменный цветок» и русская волшебная сказка.
Особенность языка сказа Павла Петровича Бажова «Каменный цветок».
Лермонтов Михаил Юрьевич
Лермонтов и книга.
Литературное путешествие по лермонтовским местам.
Темы исследовательских работ по литературе (дополнительно темы)
Примерные темы исследовательских работ по литературе для учащихся 5 класса:
Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».
Стихотворение Н.М. Рубцова "В горнице" и его черновые варианты.
Анализ стихотворения И. Бунина "Листопад".
Языковая игра в произведении Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес".
Герои английских лимериков.
Литературные портреты героев в "Приключениях Гекльберри Финна" и иллюстрации к книге.
"Приключения Гекльберри Финна": карта путешествий.
Кавказ в русской живописи.
Какие загадки знают современные школьники?
Читаем "Гарри Поттера" (анализ читательских предпочтений учащихся).
В лаборатории поэта
Интерпретация лирического произведения (не из школьной программы).
Исследовательская работа по рассказу Сетон-Томпсона «Медвежонок Джонни».
Исследовательская работа по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пес».
Литература и мой край
Мои любимые басни
Мои ровесники в литературных произведениях.
Ожившие картинки (мультфильм по любому прочитанному произведению).
Писатели, поэты рядом
Прозвища моих одноклассников и их значения.
Произведения в интерпретации иллюстраторов.
Противопоставление Жилина и Костылина.
Родная природа в лирике Сергея Есенина.
Родная природа в русской поэзии XX века.
Роза в произведениях литературы
Русские прозвища (происхождение, классификация, особенности).
Сборник сочинений нашего класса о животных.
Сборник стихов и рассказов о животных.
Сельская школа в XIX веке.
Толстой и Ясная Поляна.
Экранизация произведений Носова в отечественной анимации.
Энциклопедия одного слова. Счастье.
Энциклопедия слова "Ворона"
Энциклопедия слова "Декабрь"
Перейти к разделу:
Исследовательские работы по литературе
Темы исследовательских работ по литературе
Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте, блоге или форуме один из кодов:
Код ссылки на страницу "Темы исследовательских работ по литературе":
<a href="http://obuchonok.ru/node/1106" target="_blank">Темы исследовательских работ по литературе для 5 класса</a>
Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/node/1106]Темы исследовательских работ по литературе для 5 класса[/URL]
obuchonok.ru
Темы проектов по литературе 5 класс ФГОС
Темы исследовательских работ по литературе для 5 класса
В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 5 класса распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе школы.
Представленные темы исследовательских работ по литературе 5 класса интересны детям, дают возможность проведения увлекательного исследования, более углубленного изучения темы.
Темы проектных работ по русскому языку 5 класса можно по желанию изменять и расширять.
Античная мифология
Античная мифология в "Хрониках Нарнии" ("Лев, колдунья и волшебный шкаф").
Былина "Илья Муромец и Соловей разбойник" в современном кинематографе
(мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).
Лексика любовной лирики русских поэтов.
Миф об Орфее в произведениях живописи.
Образ Геракла в произведениях живописи.
Образ дракона в детской литературе.
Подвиги Геракла на античных вазах.
Сказка – ложь, да в ней намёк...
Красна речь пословицей
Литературная сказка – прямая наследница сказки народной
Мы в зеркале пословиц
Малые жанры фольклора
Пословица не даром молвится
Русская народная тематика в курсе математики 5 класса
Сказка ложь, да в ней намек
Фольклор моей семьи
Фольклорная шкатулка
Астафьев Виктор Петрович
Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».
Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка».
Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».
Гоголь Николай Васильевич
Гоголь Н.В. - словесный кулинар.
Предметный мир в повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики".
Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»
Крылов Иван Андреевич
Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова
Лесков Николай Семёнович
"Необычные" слова в повести Н.С. Лескова "Левша".
Повесть Н.С. Лескова "Левша" и ее кинематографическая интерпретация.
Сказ и его воплощение в повестях и рассказах Н.С. Лескова.
Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова.
Пушкин Александр Сергеевич
Античные образы в поэзии А.С Пушкина.
Архетип старца в романтических поэмах А.С. Пушкина.
Тютчев Фёдор Иванович
Античные образы в поэзии Ф.И. Тютчева.
Античные образы в творчестве Ф.И. Тютчева.
Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.
Фет Афанасий Афанасьевич
Античные образы в поэзии А.А. Фета.
Кольцевая композиция в стихотворениях А.А. Фета.
Образы деревьев в стихотворениях А.Фета.
Чехов Антон Павлович
Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова.
Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах А.П. Чехова.
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А.П. Чехова.
Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова.
Приемы создания комического в ранних рассказах А.П. Чехова.
Рассказы "для детей" в раннем творчестве А.П. Чехова.
"Чины и звания" героев в ранних рассказах А.П. Чехова.
Человек и художественное пространство в «маленькой трилогии» А.Чехова
Энциклопедия жизни и творчества А.П. Чехова
Дополнительно темы
Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».
Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».
Друзья и враги Герасима из рассказа «Муму».
Анализ стихотворения И. Бунина "Листопад".
Языковая игра в произведении Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес".
Герои английских лимериков.
Литературные портреты героев в "Приключениях Гекльберри Финна" и иллюстрации к книге.
"Приключения Гекльберри Финна": карта путешествий.
Какие загадки знают современные школьники?
Читаем "Гарри Поттера" (анализ читательских предпочтений учащихся).
Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит»
В лаборатории поэта
Интерпретация лирического произведения (не из школьной программы)
Исследовательская работа по рассказу Сетон-Томпсона «Медвежонок Джонни»
Исследовательская работа по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пес»
Литература и мой край
Мои любимые басни
Мои ровесники в литературных произведениях
Ожившие картинки (мультфильм по любому прочитанному произведению)
Особенность языка сказа Павла Петровича Бажова «Каменный цветок»
Писатели, поэты рядом
Прозвища моих одноклассников и их значения
Произведения в интерпретации иллюстраторов
Родная природа в лирике Сергея Есенина
Родная природа в русской поэзии XX века
Роза в произведениях литературы
Русские прозвища (происхождение, классификация, особенности)
Сборник сочинений нашего класса о животных
Сборник стихов и рассказов о животных
Фразеологизмы в рекламе
Энциклопедия одного слова. Счастье.
Энциклопедия слова "Ворона"
Энциклопедия слова "Декабрь"
Энциклопедия слова "Сентябрь"
infourok.ru
Темы проектов по русскому языку 5 класс
В данном разделе для пятиклассников подобраны темы исследовательских работ и проектов по русскому языку для 5 класса школы, которые можно использовать для осуществления исследовательской и проектной деятельности школьников общеобразовательных учреждений.
Любые темы проектов по русскому языку для 5 класса по фгос можно рассмотреть в качестве потенциальной темы для проведения исследования, как индивидуального, так и группой учащихся. Главное - выбрать тему интересную для ребенка и соответствующую его уровню знаний и предпочтениям.
Зачастую при просмотре любой темы исследовательской работы по русскому языку для 5 класса по фгос приходят на ум более расширенные формулировки тем, с дополнениями указанными преподавателем.
Подробнее о цели и задачах исследования в следующих разделах:
При выборе темы проекта по русскому языку для 5 класса по фгос стоит учитывать интересы учащегося, его любимые занятия и направления, в которых он бы хотел развиваться. Любую тему проектной работы можно расширить, включив дополнительные задачи и практические задания (анкетирование, статистика, опыт и т.д.) для исследования.
Темы проектов по русскому языку для 5 классов
Темы проектов по русскому языку для учащихся 5 класса:
12 месяцев (этимология названий месяцев )
Альбом правил русского языка «Кто командует корнями?»
Беглые согласные
Военная лексика в стихотворении М. Лермонтова «Бородино»
Волшебные слова
Восклицательные предложения
Все типы речи видим здесь…
Второстепенные члены предложения
Глагол в русском языке в теме о кулинарии
Глагол в русском языке в теме о кулинарии.
Говорить правильно, красиво престижно!
Грамматический род в растительном мире
Грамотным быть - модно!
Диалектизмы в порести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Достойные внимания знаки препинания.
Зазываем на глагол
Заимствование иноязычных аффиксов и их продуктивность
Заимствованные слова в русском языке
Зачем нужны псевдонимы?
Звуки спорят: кто важнее?
Звукопись в лирике русских поэтов
Знаки препинания и их роль в письменной речи
Из истории этикетных слов
Изучение процессов образования названий животных как условие развития познавательного интереса школьников
Имена собственные учащихся 5 классов
Имя числительное как часть речи
Интересные способы словообразования
Использование антонимов в пословицах и поговорках
Исторические фразеологизмы и их роль в формировании культуры речи современного человека
История падежей
Какого роду, племени
Книга и электронный словарь. За и против.
Лексика русского языка нашего времени
Лингвистическая сказка о деепричастии
Лингвистическая сказка о приставках ПРИ- и ПРЕ-
Лингвистический анализ названий улиц
Лингвистический журнал «Парад букв русского алфавита»
Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
Местоимение: смысл названия
Мини-сборник пословиц "О дружбе".
Мини-сборник пословиц "О Родине".
Мини-сборник пословиц "О семье".
Монограммы в современном русском языке
Морфологические признаки частей речи
Напиши мне письмо...
Наши домашние питомцы и русская фразеология
Нужно ли ставить точки над Ё?
Ода русскому языку
Омонимы в русском языке
Орфоэпия.
Осенние (зимние и др.) слова в лирике А. Пушкина
Основы телекоммуникационного этикета.
Откуда есть пошла грамота на Руси
Поверь, не так и сложное предложение сложное
Познавательная игра по Лексике
Портрет одного слова «Конь»
Пословица недаром молвится.
Предложения с обращением
Приставки, которые ходят парами
Происхождение русского языка и первые орфограммы.
Путешествие в страну "Синтаксис"
Работа Л. Толстого над языком
Разделительный ь и ъ
Разминка по русскому языку
Речевой этикет в разных профессиях
Роль системы знаков в современной жизни
Сборник сочинений нашего класса о животных
Сборник стихов и рассказов о животных
Славянские азбуки, их происхождение и взаимосвязь.
Слова-паразиты, языковые вирусы
Слова-пустышки
Словарь весёлых слов
Словарь запахов
Словарь футболиста
Словарь цветов
Слова-символы в русском языке
Слово «тунеядец» в контексте русского языка
Создание портрета слова
Способы выражения грамматической связи в словосочетании
Тайны названий домашних животных
Тематические группы наименования конфет русского происхождения
Типы речевых ошибок школьников
Тире между подлежащим и сказуемым
Транскрипция в русском и английском языках, её роль.
У меня зазвонил телефон (этика телефонного общения)
Ударение в художественной литературе.
Утерянные буквы русского алфавита.
Фразеологизмы со словом «рука»
Фразеологические обороты в русском языке
Что связывает конфеты и уроки русского языка?
Энциклопедия одного слова
Энциклопедия слова "Ванна"
Энциклопедия слова "Мороз".
Этикетные слова
Этикетные слова моей семьи
Языковой портрет ученика нашей школы.
Языковой портрет учащегося нашей гимназии.
Перейти к разделам:
Проектные работы по русскому языку
Темы проектов по русскому языку
Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте, блоге или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу "Темы проектов по русскому языку 5 класс":
<a href="http://obuchonok.ru/node/1161" target="_blank">Темы проектов по русскому языку для 5 класса</a>
Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/node/1161]Темы исследовательских работ по русскому языку, 5 класс[/URL]
obuchonok.ru
Название секции | Предлагаемая тематика работ |
Биология
|
|
Экология
|
|
Химия
|
|
Языкознание
| 1. Концепт … в произведениях русской литературы. (Опыт составления словаря). 2. Вопросы экологии языка в современном мире. 3. Эксперименты в области слова. (на материале, художественной, публицистической литературы, языка СМИ и Интернета…) 4. Жизнь и работа «пришельцев» (заимствованных слов) в русском языке. 5. Звук и смысл. (На примере анализа одного - двух стихотворений). 6. Славянские азбуки, их происхождение и взаимосвязь. 7. Отражение языческого мировоззрения славян в языке (фразеологии, пословицах, поговорках, ономастике). 8. Представления древних славян о цвете и их отражение в языке и литературе. 9. Представления древних славян о времени и их отражение в языке и литературе. 10. Вопрос о происхождении терминов «Русь», «Россия», «русский»… 11. Современное состояние вопроса о происхождении письменности у восточных славян. 12. Наименование предметов материальной культуры (одежда, обувь, предметы обихода и др.) в русском языке и связь их со словами языков-первооснов. |
Литература
| 1. Патриотическое звучание произведений русского фольклора. 1.Анализируем произведения разных жанров. 2.Обязательным элементом является сопоставление 2-3-х произведений. 2. Образ предмета-символа в русской и зарубежной литературе. (Обязательно раскрытие темы, связанное с образом одного предмета на примере 3-4 произведений). 3. Культурологические аспекты в произведениях русской и зарубежной литературы. 4. Интерпретация лирического произведения (произведение не из школьной программы) (для учащихся 5-6 –х классов) 5. Опыт интерпретации баллады ((произведение не из школьной программы) (для учащихся 7-8 –х классов) |
МХК (обобщающие темы)
| 1. Интеграция науки и искусства. 2. Героическая тема в произведениях русского искусства. 3. Языческая символика в народных промыслах. 4. Литература в содружестве с другими искусствами 1. Литература и музыка 2. Литература и живопись» 3. «Литература и музыка» 4. «Произведения литературы на театральной сцене» 5. «Экранизация литературных произведений» Пример собственной формулировки «Лермонтовский «дух изгнанья» во врубелевском Демоне» |
Компьютер и мы |
|
Математика вокруг нас | 1.Математика в быту. 2. Математика в искусстве. 3. Математика и естествознание. 4. Наследие великих открытий. 5. Математическая статистика. Здоровье и спорт. Олимпийское движение. |
География | 1. О чём говорят камни. 2. Изучение рекреационных ландшафтов города Дзержинска. 3. Географическая карта от А до Я. 4. Правда и вымысел в произведениях Жюль Верна. 5. О Магеллане, страницы истории географии. |
Технология | 1. На радость ребенку. 2. Проще простого. 3. Традиции трапезы. 4. Думай, Самоделкин. 5. Волшебная игла. |
Физика | 1. Физика в спорте. 2. Физические свойства тел. 3. Физик – самоделкин. 4. Юный астроном. |
История
| 1. Летописцы о начале русского государства. 2. Зарождение российской государственности. 3. Роль личности в формирование российской государственности. 4. «Кто к нам с мячом придет, от мяча погибнет». (770-летие Ледового побоища). 5. Последствия присоединения Казанского ханства к России. (460-лет) 6. Знамена Нижегородского ополчения. 7. Секреты русского оружия. 8. Роль Бородинского сражения в отечественной войне 1812 года. 9. Нижегородцы – участники событий 1812 года. 10. Начало книгопечатания в России. 11. История возникновения олимпийского огня. 12. Олимпийские медали. 13. Герои Дзержинского спорта. |
Обществознание
|
|
Английский язык | 1. Взаимовлияние русского и английского языка 2. Иностранные заимствования в лексике английского языка 3. Анализ использования имен собственных в идиоматических выражениях 4. Взаимопроникновение американской и английской культур 5. Использование русских слов в английском языке 6. Лингвистическая кулинария Русские названия на карте мира 8. Влияние Великобритании на мировой спорт |
Немецкий язык |
|
Французский язык |
|
Экономика |
|
nou.3dn.ru
Уроки литературы: Проекты.Темы работ
Представленные темы исследовательских работ по литературе 5 класса интересны детям, дают возможность проведения увлекательного исследования, более углубленного изучения темы.
Темы проектных работ по русскому языку 5 класса можно по желанию изменять и расширять.
Античная мифология
Античная мифология в "Хрониках Нарнии" ("Лев, колдунья и волшебный шкаф").
Былина "Илья Муромец и Соловей разбойник" в современном кинематографе
(мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).
Лексика любовной лирики русских поэтов.
Миф об Орфее в произведениях живописи.
Образ Геракла в произведениях живописи.
Образ дракона в детской литературе.
Подвиги Геракла на античных вазах.
Сказка – ложь, да в ней намёк...
Красна речь пословицей
Литературная сказка – прямая наследница сказки народной
Мы в зеркале пословиц
Малые жанры фольклора
Пословица не даром молвится
Русская народная тематика в курсе математики 5 класса
Сказка ложь, да в ней намек
Фольклор моей семьи
Фольклорная шкатулка
Астафьев Виктор Петрович
Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».
Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка».
Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».
Гоголь Николай Васильевич
Гоголь Н.В. - словесный кулинар.
Предметный мир в повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики".
Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»
Крылов Иван Андреевич
Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова
Лесков Николай Семёнович
"Необычные" слова в повести Н.С. Лескова "Левша".
Повесть Н.С. Лескова "Левша" и ее кинематографическая интерпретация.
Сказ и его воплощение в повестях и рассказах Н.С. Лескова.
Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова.
Пушкин Александр Сергеевич
Античные образы в поэзии А.С Пушкина.
Архетип старца в романтических поэмах А.С. Пушкина.
Тютчев Фёдор Иванович
Античные образы в поэзии Ф.И. Тютчева.
Античные образы в творчестве Ф.И. Тютчева.
Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.
Фет Афанасий Афанасьевич
Античные образы в поэзии А.А. Фета.
Кольцевая композиция в стихотворениях А.А. Фета.
Образы деревьев в стихотворениях А.Фета.
Чехов Антон Павлович
Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова.
Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах А.П. Чехова.
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А.П. Чехова.
Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова.
Приемы создания комического в ранних рассказах А.П. Чехова.
Рассказы "для детей" в раннем творчестве А.П. Чехова.
"Чины и звания" героев в ранних рассказах А.П. Чехова.
Человек и художественное пространство в «маленькой трилогии» А.Чехова
Энциклопедия жизни и творчества А.П. Чехова
Дополнительно темы
Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».
Стихотворение Н.М. Рубцова "В горнице" и его черновые варианты.
Друзья и враги Герасима из рассказа «Муму».
Анализ стихотворения И. Бунина "Листопад".
Языковая игра в произведении Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес".
Герои английских лимериков.
Литературные портреты героев в "Приключениях Гекльберри Финна" и иллюстрации к книге.
"Приключения Гекльберри Финна": карта путешествий.
Какие загадки знают современные школьники?
Читаем "Гарри Поттера" (анализ читательских предпочтений учащихся).
Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит»
В лаборатории поэта
Интерпретация лирического произведения (не из школьной программы)
Исследовательская работа по рассказу Сетон-Томпсона «Медвежонок Джонни»
Исследовательская работа по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пес»
Литература и мой край
Мои любимые басни
Мои ровесники в литературных произведениях
Ожившие картинки (мультфильм по любому прочитанному произведению)
Особенность языка сказа Павла Петровича Бажова «Каменный цветок»
Писатели, поэты рядом
Прозвища моих одноклассников и их значения
Произведения в интерпретации иллюстраторов
Противопоставление Жилина и Костылина
Родная природа в лирике Сергея Есенина
Родная природа в русской поэзии XX века
Роза в произведениях литературы
Русские прозвища (происхождение, классификация, особенности)
Сборник сочинений нашего класса о животных
Сборник стихов и рассказов о животных
Фразеологизмы в рекламе
Энциклопедия одного слова. Счастье.
Энциклопедия слова "Ворона"
Энциклопедия слова "Декабрь"
Энциклопедия слова "Сентябрь"
zelena11.blogspot.com
Славяночка: Выбираем тему исследовательского проекта
Представленные темы исследовательских работ по литературе и русскому языку для 5 класса интересны детям, дают возможность проведения увлекательного исследования, более углубленного изучения темы.
Добро и зло в русской литературе.
Почему Дед Мороз и Снегурочка? А где же родители Снегурочки?
Образ Бабы Яги в славянской мифологии.
О тайном смысле русской народной сказки "Репка".О тайном смысле русской народной сказки "Теремок".
О смысле самой древней сказки "Курочка Ряба"
Современная интерпретация русской народной сказки "Колобок"
Золото в русских сказках.
Почему русские сказки - послание наших предков?
О происхождении слов "мама", "папа", "бабушка", "дедушка" и др.
Родина или Отечество? История появления этих слов.
Путь и дорога в русских народных сказках.
Русские старинные названия частей тела.
Изображение национального характера в народных сказках.
Красота древних славянских имен.
Искусство создания книги.
О происхождении слов, обозначающих числа.
Об исконном смысле русской считалочки "Аты-баты".
Календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа.
Кот в мировой литературе.
Мое имя в литературе.
Образ сокола и его символика в литературных произведениях.
Образ птицы: от мифа к поэзии.
Образ кота в русском фольклоре.
Птичьи фамилии в литературе.
Символическое значение образа луны в произведениях русской литературы.
Сны и сновидения в русской литературе.
Тема пророчества в русской лирике.
Тема семьи в пословицах и поговорках.
Античная мифология в "Хрониках Нарнии" ("Лев, колдунья и волшебный шкаф").
Былина "Илья Муромец и Соловей разбойник" в современном кинематографе(мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).
Образ дракона в детской литературе.
Мы в зеркале пословицМалые жанры фольклораФольклор моей семьи
Фольклорная шкатулка
Мои ровесники в литературных произведениях
Ожившие картинки (мультфильм по любому прочитанному произведению)Особенность языка сказа Павла Петровича Бажова «Каменный цветок»
Писатели, поэты рядом
Прозвища моих одноклассников и их значения
Роза в произведениях литературы
Русские прозвища (происхождение, классификация, особенности)
Сборник сочинений нашего класса о животных
Фразеологизмы в рекламе
Энциклопедия одного слова. Счастье.
Энциклопедия слова "Солнце"
Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка».
Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».
Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова
"Необычные" слова в повести Н.С. Лескова "Левша".
Повесть Н.С. Лескова "Левша" и ее кинематографическая интерпретация.
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А.П. Чехова.
Приемы создания комического в ранних рассказах А.П. Чехова.Рассказы "для детей" в раннем творчестве А.П. Чехова.
"Чины и звания" героев в ранних рассказах А.П. Чехова.
Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».
Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».
Стихотворение Н.М. Рубцова "В горнице" и его черновые варианты.
Друзья и враги Герасима из рассказа «Муму».
Анализ стихотворения И. Бунина "Листопад".
Языковая игра в произведении Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес".
Литературные портреты героев в "Приключениях Гекльберри Финна" и иллюстрации к книге.
"Приключения Гекльберри Финна": карта путешествий.
Какие загадки знают современные школьники?
Читаем "Гарри Поттера" (анализ читательских предпочтений учащихся).
Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит»
В лаборатории поэта (анализ любого стихотворения)
Интерпретация лирического произведения (не из школьной программы)
Исследовательская работа по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пес»
Литература и мой край.
toryanik-96.blogspot.com
Исследовательская работа по литературе 5 класс
Христианские мотивы в русских народных сказках.
Исследовательская работа учащихся 5 класса
Авторы : Козлова О., Орехов Д.,
Сурова А.
Руководитель : Дрогайцева Ю.А.,
учитель русского языка и литературы.
МОУ «СОШ №15»
2010 г.
Оглавление
I. Введение. Вековая мудрость русской сказках.
II. Христианские мотивы в русских народных сказках:
1. Мотивы смирения и незлобивости в сказке «Морозко»
2. Тема добра в сказке «Несмеяна-царевна»
3. От «Заповедей блаженства» к логике развития сказочного сюжета .
III. Заключение. Русская сказка – кладезь духовности.
IV. Литература.
Н.С.Лесков.
Живите, государи мои люди русские, в ладу со своею старою сказкою!
Введение.
Вековая мудрость русской сказки
Сказки – это «душа народа», в них нашла
выражение его вера в торжество добра и справедливости.
Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Как и в жизни, герои сказок пахали землю, ловили рыбу, охотились, работали от зари до зари.
Задача этой работы – раскрыть христианские мотивы в русских народных сказках на примере прочитанных нами произведений.
Христианские мотивы в русских народных сказках. 1.Мотивы смирения и незлобивости в сказке «Морозко».
В известной сказке «Морозко» говорится о девочке-сиротке, которую невзлюбила злая мачеха.
«Осталась, бедненькая, трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:
– Добро пожаловать, Мороз, знать Бог тебя принес, по мою душу грешную.
Мороз хотел её тукнуть и заморозить, но полюбились ему её умные речи, жаль стало!»
- Девушка, девушка, я Мороз красный нос!
Мать посылает в лес родную дочь, но она преисполнена грубости и злобы. Дерзко отвечает Морозке и из-за этого погибает.
Почему же так случилось? Наверное, это расплата за грехи. И здесь чувствуется предупреждение всем детям и родителям.
Недаром сложена в народе поговорка: «Не в силе Бог, а в правде».
Только трудолюбие и честность могут сделать человека благородным.
Такова мораль этой сказки.
2 . Тема добра в сказке «Несмеяна-царевна»
Сказка «Несмеяна-царевна» начинается необычными
словами:
«Как подумаешь, куда велик Божий свет! Живут в
нём люди богатые и бедные, и всем им просторно, и всех их
презирает и рассуждает Господь. Живут роскошные – и
празднуют; живут горемычные – и трудятся; каждому своя
доля!»
Несмеяне противопоставлен бедный, но счастливый «честный работник». Самое ценное для этого человека не деньги, а добрые дела..
Вот, оказывается, что необходимо человеческой душе – радости, не связанной с материальными благами. Хлеба единого человеку мало, он радуется и улыбается тому, что, казалось бы, не даёт пользы.
Народ понимал, что материальная сторона – далеко не всё, что нужна жизнь духа. Недаром были сложены такие пословицы:
Злой плачет от зависти, добрый от радости,
От радости кудри вьются, от печали секутся,
Делай не ложью – всё выйдет по Божию.
3. От «Заповедей блаженства» к логике развития сказочного сюжета
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят...»
(Мф 5:3-10)
Заключение. Русская сказка – кладезь духовности
Русские народные сказки дарят человеку незримые духовные богатства. Пока рассказывают бабушки русские сказки внукам, в душе человека будет побеждать не злое начало, не стремление к призрачным материальным благам, а возвышенное стремление к правде и добру.
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого – то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому – то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря!
Литература
- Народные русские сказки. Из сборника А. Н.
Афанасьева. – М.: «Художественная литература», 1982
2. Седов А. К. Зачем детям нужны сказки? – «Русский дом», 2007, №9.
3. Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. – М.: «Лепта», 2000.
4. Шамаева С. Е. Апология сказки. – Воронеж: «Левый берег», 1996.
multiurok.ru