Темы исследовательских работ по литературе 5 класс – Темы исследовательских работ по литературе для 5 класса

Содержание

Темы исследовательских работ по литературе для 5 класса

В этом разделе темы исследовательских работ и проектов по литературе для 5 класса посвящены античной мифологии, творчеству Астафьева Виктора Петровича, Гоголя Николая Васильевича, Крылова Ивана Андреевича, Пушкина Александра Сергеевича, Тютчева Фёдора Ивановича, Фета Афанасия Афанасьевича, Чехова Антона Павловича и др.


В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 5 класса, распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе общеобразовательной школы.

Представленные темы проектов по литературе 5 класса интересны детям, дают возможность проведения увлекательного исследования, более углубленного изучения выбранной темы, написания школьнику наиболее актуального индивидуального проекта.

Приведенные ниже темы проектных работ по русскому языку 5 класса можно по желанию изменять и расширять, добавляя новые задачи в предстоящее исследование.

Темы проектов по литературе 5 класс (античная мифология)

Примерные темы проектов по литературе для учащихся 5 класса:


Античная мифология в "Хрониках Нарнии" ("Лев, колдунья и волшебный шкаф").
Былина "Илья Муромец и Соловей разбойник" в современном кинематографе (мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).
Лексика любовной лирики русских поэтов.
Миф об Орфее в произведениях живописи.
Образ Геракла в произведениях живописи.
Образ дракона в детской литературе.
Подвиги Геракла на античных вазах.
Сказка – ложь, да в ней намёк...
Красна речь пословицей
Литературная сказка – прямая наследница сказки народной.
Мы в зеркале пословиц
Малые жанры фольклора
Мифологический сюжет в изобразительном искусстве.
Пословица не даром молвится.
Пословицы, поговорки, загадки нашего края.
Русская народная тематика в курсе математики 5 класса.
Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».
Сказка ложь, да в ней намек.
Фольклор моей семьи
Фольклорная шкатулка.

Астафьев Виктор Петрович

Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».
Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка».

Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».

Гоголь Николай Васильевич

Гоголь Н.В. - словесный кулинар.
Гоголь и Пушкин.
На родине Гоголя.
Предметный мир в повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики".
Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»
Славянские предания и легенды в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Крылов Иван Андреевич

Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова

Лесков Николай Семёнович

"Необычные" слова в повести Н.С. Лескова "Левша".
Повесть Н.С. Лескова "Левша" и ее кинематографическая интерпретация.
Сказ и его воплощение в повестях и рассказах Н.С. Лескова.
Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова.

Чехов Антон Павлович


Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова.
Врач Чехов и писатель Антоша Чехонте.
Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах А.П. Чехова.
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А.П. Чехова.
Книга в жизни Чехова.
По чеховским местам (Мелихово).
Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова.
Приемы создания комического в ранних рассказах А.П. Чехова.
Рассказы "для детей" в раннем творчестве А.П. Чехова.
"Чины и звания" героев в ранних рассказах А.П. Чехова.
Человек и художественное пространство в «маленькой трилогии» А.Чехова
Энциклопедия жизни и творчества А.П. Чехова.

Пушкин Александр Сергеевич

Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.
Архетип старца в романтических поэмах А.С. Пушкина.
Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Пушкин и книги.

Тютчев Фёдор Иванович

Античные образы в поэзии Ф.И. Тютчева.
Античные образы в творчестве Ф.И. Тютчева.
Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.

Фет Афанасий Афанасьевич

Античные образы в поэзии А.А. Фета.
Кольцевая композиция в стихотворениях А.А. Фета.
Образы деревьев в стихотворениях А.Фета.

Тургенев Иван Сергеевич

Друзья и враги Герасима из рассказа «Муму».
Рассказ «Муму» в изобразительном искусстве.

Бажов Павел Петрович

Екатеринбург П.П. Бажова.
Сказ Бажова «Каменный цветок» и русская волшебная сказка.
Особенность языка сказа Павла Петровича Бажова «Каменный цветок».

Лермонтов Михаил Юрьевич

Лермонтов и книга.
Литературное путешествие по лермонтовским местам. 

Темы исследовательских работ по литературе (дополнительно темы)

Примерные темы исследовательских работ по литературе для учащихся 5 класса:


Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».
Стихотворение Н.М. Рубцова "В горнице" и его черновые варианты.
Анализ стихотворения И. Бунина "Листопад".
Языковая игра в произведении Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес".
Герои английских лимериков.
Литературные портреты героев в "Приключениях Гекльберри Финна" и иллюстрации к книге.
"Приключения Гекльберри Финна": карта путешествий.
Кавказ в русской живописи.
Какие загадки знают современные школьники?
Читаем "Гарри Поттера" (анализ читательских предпочтений учащихся).
Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит».
В лаборатории поэта
Интерпретация лирического произведения (не из школьной программы).
Исследовательская работа по рассказу Сетон-Томпсона «Медвежонок Джонни».
Исследовательская работа по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пес».
Литература и мой край
Мои любимые басни
Мои ровесники в литературных произведениях.
Ожившие картинки (мультфильм по любому прочитанному произведению).
Писатели, поэты рядом
Прозвища моих одноклассников и их значения.
Произведения в интерпретации иллюстраторов.
Противопоставление Жилина и Костылина.
Родная природа в лирике Сергея Есенина.
Родная природа в русской поэзии XX века.
Роза в произведениях литературы
Русские прозвища (происхождение, классификация, особенности).
Сборник сочинений нашего класса о животных.
Сборник стихов и рассказов о животных.
Сельская школа в XIX веке.
Толстой и Ясная Поляна.
Экранизация произведений Носова в отечественной анимации.
Энциклопедия одного слова. Счастье.
Энциклопедия слова "Ворона"
Энциклопедия слова "Декабрь"
Энциклопедия слова "Сентябрь".
Перейти к разделу:
Исследовательские работы по литературе
Темы исследовательских работ по литературе

Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте, блоге или форуме один из кодов:

Код ссылки на страницу "Темы исследовательских работ по литературе":
<a href="http://obuchonok.ru/node/1106" target="_blank">Темы исследовательских работ по литературе для 5 класса</a>

Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/node/1106]Темы исследовательских работ по литературе для 5 класса[/URL]

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

obuchonok.ru

Темы проектов по литературе 5 класс ФГОС

Темы исследовательских работ по литературе для 5 класса

В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 5 класса распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе школы.

Представленные темы исследовательских работ по литературе 5 класса интересны детям, дают возможность проведения увлекательного исследования, более углубленного изучения темы.

Темы проектных работ по русскому языку 5 класса можно по желанию изменять и расширять.

Античная мифология
Античная мифология в "Хрониках Нарнии" ("Лев, колдунья и волшебный шкаф").
Былина "Илья Муромец и Соловей разбойник" в современном кинематографе
(мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).
Лексика любовной лирики русских поэтов.
Миф об Орфее в произведениях живописи.
Образ Геракла в произведениях живописи.
Образ дракона в детской литературе.
Подвиги Геракла на античных вазах.
Сказка – ложь, да в ней намёк...
Красна речь пословицей
Литературная сказка – прямая наследница сказки народной
Мы в зеркале пословиц
Малые жанры фольклора
Пословица не даром молвится
Русская народная тематика в курсе математики 5 класса
Сказка ложь, да в ней намек
Фольклор моей семьи
Фольклорная шкатулка

Астафьев Виктор Петрович

Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».

Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка».
Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».

Гоголь Николай Васильевич

Гоголь Н.В. - словесный кулинар.
Предметный мир в повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики".
Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»

Крылов Иван Андреевич

Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова

Лесков Николай Семёнович

"Необычные" слова в повести Н.С. Лескова "Левша".
Повесть Н.С. Лескова "Левша" и ее кинематографическая интерпретация.
Сказ и его воплощение в повестях и рассказах Н.С. Лескова.
Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова.

Пушкин Александр Сергеевич

Античные образы в поэзии А.С Пушкина.
Архетип старца в романтических поэмах А.С. Пушкина.

Тютчев Фёдор Иванович

Античные образы в поэзии Ф.И. Тютчева.
Античные образы в творчестве Ф.И. Тютчева.
Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.

Фет Афанасий Афанасьевич

Античные образы в поэзии А.А. Фета.
Кольцевая композиция в стихотворениях А.А. Фета.
Образы деревьев в стихотворениях А.Фета.

Чехов Антон Павлович

Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова.
Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах А.П. Чехова.
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А.П. Чехова.
Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова.
Приемы создания комического в ранних рассказах А.П. Чехова.
Рассказы "для детей" в раннем творчестве А.П. Чехова.
"Чины и звания" героев в ранних рассказах А.П. Чехова.
Человек и художественное пространство в «маленькой трилогии» А.Чехова
Энциклопедия жизни и творчества А.П. Чехова

Дополнительно темы
Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».
Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».

Стихотворение Н.М. Рубцова "В горнице" и его черновые варианты.
Друзья и враги Герасима из рассказа «Муму».
Анализ стихотворения И. Бунина "Листопад".
Языковая игра в произведении Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес".
Герои английских лимериков.
Литературные портреты героев в "Приключениях Гекльберри Финна" и иллюстрации к книге.
"Приключения Гекльберри Финна": карта путешествий.
Какие загадки знают современные школьники?
Читаем "Гарри Поттера" (анализ читательских предпочтений учащихся).
Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит»
В лаборатории поэта
Интерпретация лирического произведения (не из школьной программы)
Исследовательская работа по рассказу Сетон-Томпсона «Медвежонок Джонни»
Исследовательская работа по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пес»
Литература и мой край
Мои любимые басни
Мои ровесники в литературных произведениях
Ожившие картинки (мультфильм по любому прочитанному произведению)
Особенность языка сказа Павла Петровича Бажова «Каменный цветок»
Писатели, поэты рядом
Прозвища моих одноклассников и их значения
Произведения в интерпретации иллюстраторов
Противопоставление Жилина и Костылина
Родная природа в лирике Сергея Есенина
Родная природа в русской поэзии XX века
Роза в произведениях литературы
Русские прозвища (происхождение, классификация, особенности)
Сборник сочинений нашего класса о животных
Сборник стихов и рассказов о животных
Фразеологизмы в рекламе
Энциклопедия одного слова. Счастье.
Энциклопедия слова "Ворона"
Энциклопедия слова "Декабрь"
Энциклопедия слова "Сентябрь"

infourok.ru

Темы проектов по русскому языку 5 класс

В данном разделе для пятиклассников подобраны темы исследовательских работ и проектов по русскому языку для 5 класса школы, которые можно использовать для осуществления исследовательской и проектной деятельности школьников общеобразовательных учреждений.


Любые темы проектов по русскому языку для 5 класса по фгос можно рассмотреть в качестве потенциальной темы для проведения исследования, как индивидуального, так и группой учащихся. Главное - выбрать тему интересную для ребенка и соответствующую его уровню знаний и предпочтениям.

Зачастую при просмотре любой темы исследовательской работы по русскому языку для 5 класса по фгос приходят на ум более расширенные формулировки тем, с дополнениями указанными преподавателем.

Подробнее о цели и задачах исследования в следующих разделах:

При выборе темы проекта по русскому языку для 5 класса по фгос стоит учитывать интересы учащегося, его любимые занятия и направления, в которых он бы хотел развиваться. Любую тему проектной работы можно расширить, включив дополнительные задачи и практические задания (анкетирование, статистика, опыт и т.д.) для исследования.

Темы проектов по русскому языку для 5 классов

Темы проектов по русскому языку для учащихся 5 класса:


12 месяцев (этимология названий месяцев )
Альбом правил русского языка «Кто командует корнями?»
Беглые согласные
Военная лексика в стихотворении М. Лермонтова «Бородино»
Волшебные слова
Восклицательные предложения
Все типы речи видим здесь…
Второстепенные члены предложения
Глагол в русском языке в теме о кулинарии
Глагол в русском языке в теме о кулинарии.
Говорить правильно, красиво престижно!
Грамматический род в растительном мире
Грамотным быть - модно!
Диалектизмы в порести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Достойные внимания знаки препинания.
Зазываем на глагол
Заимствование иноязычных аффиксов и их продуктивность
Заимствованные слова в русском языке
Зачем нужны псевдонимы?
Звуки спорят: кто важнее?
Звукопись в лирике русских поэтов
Знаки препинания и их роль в письменной речи
Из истории этикетных слов
Изучение процессов образования названий животных как условие развития познавательного интереса школьников
Имена собственные учащихся 5 классов
Имя числительное как часть речи
Интересные способы словообразования
Использование антонимов в пословицах и поговорках
Исторические фразеологизмы и их роль в формировании культуры речи современного человека
История падежей
Какого роду, племени
Книга и электронный словарь. За и против.
Лексика русского языка нашего времени
Лингвистическая сказка о деепричастии
Лингвистическая сказка о приставках ПРИ- и ПРЕ-
Лингвистический анализ названий улиц
Лингвистический журнал «Парад букв русского алфавита»
Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
Местоимение: смысл названия
Мини-сборник пословиц "О дружбе".
Мини-сборник пословиц "О Родине".
Мини-сборник пословиц "О семье".
Монограммы в современном русском языке
Морфологические признаки частей речи
Напиши мне письмо...
Наши домашние питомцы и русская фразеология
Нужно ли ставить точки над Ё?
Ода русскому языку
Омонимы в русском языке
Орфоэпия.
Осенние (зимние и др.) слова в лирике А. Пушкина
Основы телекоммуникационного этикета.
Откуда есть пошла грамота на Руси
Поверь, не так и сложное предложение сложное
Познавательная игра по Лексике
Портрет одного слова «Конь»
Пословица недаром молвится.
Предложения с обращением
Приставки, которые ходят парами
Происхождение русского языка и первые орфограммы.

Путешествие в страну "Синтаксис"
Работа Л. Толстого над языком
Разделительный ь и ъ
Разминка по русскому языку
Речевой этикет в разных профессиях
Роль системы знаков в современной жизни
Сборник сочинений нашего класса о животных
Сборник стихов и рассказов о животных
Славянские азбуки, их происхождение и взаимосвязь.
Слова-паразиты, языковые вирусы
Слова-пустышки
Словарь весёлых слов
Словарь запахов
Словарь футболиста
Словарь цветов
Слова-символы в русском языке
Слово «тунеядец» в контексте русского языка
Создание портрета слова
Способы выражения грамматической связи в словосочетании
Тайны названий домашних животных
Тематические группы наименования конфет русского происхождения
Типы речевых ошибок школьников
Тире между подлежащим и сказуемым
Транскрипция в русском и английском языках, её роль.
У меня зазвонил телефон (этика телефонного общения)
Ударение в художественной литературе.
Утерянные буквы русского алфавита.
Фразеологизмы со словом «рука»
Фразеологические обороты в русском языке
Что связывает конфеты и уроки русского языка?
Энциклопедия одного слова
Энциклопедия слова "Ванна"
Энциклопедия слова "Мороз".
Этикетные слова
Этикетные слова моей семьи
Языковой портрет ученика нашей школы.
Языковой портрет учащегося нашей гимназии.
Перейти к разделам:
Проектные работы по русскому языку
Темы проектов по русскому языку

Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте, блоге или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу "Темы проектов по русскому языку 5 класс":
<a href="http://obuchonok.ru/node/1161" target="_blank">Темы проектов по русскому языку для 5 класса</a>

Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/node/1161]Темы исследовательских работ по русскому языку, 5 класс[/URL]

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

obuchonok.ru

Темы исследовательских работ для 5-8 классов на 2013-2014 гг. - 25 Октября 2013

Название секции

Предлагаемая тематика работ

Биология

 

  1. Из чего и как пауки плетут сети?
  2. Растения и животные в государственной символике
  3. Удивительные памятники животным
  4. Пылеуловительные способности комнатных растений
  5. Использование лекарственных растений в повседневной жизни
  6. Прогноз погоды на завтра и на весь год (изучение достоверности народных примет)

Экология

 

 

  1. Природа и художник (образы природы в пейзажах художников)
  2. Музыка в природе (экологические мотивы современной музыки)
  3. Бездомные собаки в городе: проблемы и пути их решения
  4. Его Величество Портфель
  5. Моя квартира как экологическая среда
  6. Бытовая химия в нашем доме и альтернативные способы уборки

Химия

 

  1. Изучение секретов приготовления клея
  2. Секреты белозубой улыбки
  3. Что содержится в чашке чая?
  4. Сборник стихотворений «Химия и жизнь»
  5. Рецепты красоты
  6. Грани яркой натуры. Д.И.Менделеев

Языкознание

 

1.       Концепт … в произведениях русской литературы. (Опыт составления словаря).

2.       Вопросы экологии языка в современном мире.

3.       Эксперименты в области слова. (на материале, художественной, публицистической литературы, языка СМИ и Интернета…)

4.       Жизнь и работа «пришельцев» (заимствованных слов) в русском языке.

5.       Звук и смысл. (На примере анализа одного - двух стихотворений).

6.       Славянские азбуки, их происхождение и взаимосвязь.

7.       Отражение языческого мировоззрения славян в языке (фразеологии, пословицах, поговорках, ономастике).

8.       Представления древних славян о цвете и их отражение в языке и литературе.

9.       Представления древних славян о времени и их отражение в языке и литературе.

10.    Вопрос о происхождении терминов «Русь», «Россия», «русский»…

11.    Современное состояние вопроса о происхождении письменности у восточных славян.

12.    Наименование предметов материальной культуры (одежда, обувь, предметы обихода и др.)  в русском языке и связь их со словами языков-первооснов.

Литература

 

1.       Патриотическое звучание произведений русского фольклора.

1.Анализируем произведения разных жанров.

2.Обязательным элементом является сопоставление 2-3-х произведений.

2.       Образ предмета-символа в русской и зарубежной литературе. (Обязательно раскрытие темы, связанное с образом одного предмета на примере 3-4 произведений).

3.       Культурологические аспекты в произведениях русской и зарубежной литературы.

4.       Интерпретация лирического произведения (произведение не из школьной программы) (для учащихся 5-6 –х классов)

5.       Опыт интерпретации баллады ((произведение не из школьной программы) (для учащихся 7-8 –х классов)

МХК (обобщающие темы)

 

1.       Интеграция науки и искусства.

2.       Героическая тема в произведениях русского искусства.

3.       Языческая символика в народных промыслах.

4.       Литература в содружестве с другими искусствами

1.       Литература и музыка

2.       Литература и живопись»

3.       «Литература и музыка»

4.       «Произведения литературы на театральной сцене»

5.       «Экранизация  литературных произведений»

Пример собственной формулировки «Лермонтовский «дух изгнанья» во врубелевском Демоне»

Компьютер и мы

  1. 1.Я рисую на компьютере
  2. Компьютер и здоровье.
  3. Роль компьютера в социальной жизни человека (ведение блога).
  4. Создание Web-сайта (Сочи-2014).

Математика вокруг нас

1.Математика в быту.

2. Математика в искусстве.

3. Математика и естествознание.

4. Наследие великих открытий.

5. Математическая статистика. Здоровье и спорт. Олимпийское движение.

География

1. О чём говорят камни.

2. Изучение рекреационных ландшафтов города Дзержинска.

3. Географическая карта от А до Я.

4. Правда и вымысел в произведениях Жюль Верна.

5. О Магеллане, страницы истории географии.

Технология

1.       На радость ребенку.

2.       Проще простого.

3.       Традиции трапезы.

4.       Думай, Самоделкин.

5.       Волшебная игла.

Физика

1. Физика в спорте.

2. Физические свойства тел.

3. Физик – самоделкин.

4. Юный астроном.

История

 

1.       Летописцы о начале русского государства.

2.       Зарождение российской государственности.

3.       Роль  личности в формирование российской государственности.

4.       «Кто к нам с мячом придет, от мяча погибнет». (770-летие Ледового побоища).

5.       Последствия присоединения Казанского ханства к России. (460-лет)

6.       Знамена Нижегородского ополчения.

7.       Секреты русского оружия.

8.       Роль Бородинского сражения в отечественной войне 1812 года.

9.       Нижегородцы – участники событий 1812 года.

10.    Начало книгопечатания в России.

11.    История возникновения олимпийского огня.

12.    Олимпийские медали.

13.    Герои Дзержинского спорта.

Обществознание

 

  1. Герб, гимн, флаг – как символы объединения общества (на примере символики России).
  2. Формирование культуры русского народа.

 

  1. Формирование сословий в российском обществе.
  2. Доблесть и честь русского воинства.
  3. Семья в Древней Руси.
  4. Формирование класса буржуазии в России.
  5. Конфессии г. Дзержинска.
  6. Влияние национальных и религиозных традиций на образ жизни.
  7. Мое здоровье принадлежит только мне.
  8. Пропаганда здорового образа жизни.

Английский язык

1.       Взаимовлияние русского и английского языка

2.       Иностранные заимствования в лексике английского языка

3.       Анализ использования имен собственных в идиоматических выражениях

4.       Взаимопроникновение американской  и  английской культур

5.       Использование русских слов в английском языке

6.       Лингвистическая кулинария

Русские названия на карте мира       

  8.   Влияние Великобритании на мировой спорт

Немецкий язык

  1. Немецкий язык-вчера, сегодня, завтра.
  2. Немецкая кухня.
  3. Особенности национальной музыки, танца и кино в жизни современного немца.
  4. Обряды, обычаи и традиции празднования значимых дат стран изучаемого языка

Французский язык

  1. Пословицы и поговорки страны изучаемого языка.
  2. Отражение национального характера на примере героев сказок страны изучаемого языка.
  3. Роль Франции в возрождении олимпийского движения.

Экономика

  1. Роль личности в экономике.
  2. Семейная экономика.
  3. Банковская система.

nou.3dn.ru

Уроки литературы: Проекты.Темы работ

 Представленные темы исследовательских работ по литературе 5 класса интересны детям, дают возможность проведения увлекательного исследования, более углубленного изучения темы.

Темы проектных работ по русскому языку 5 класса можно по желанию изменять и расширять.

Античная мифология


Античная мифология в "Хрониках Нарнии" ("Лев, колдунья и волшебный шкаф").
Былина "Илья Муромец и Соловей разбойник" в современном кинематографе
(мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).
Лексика любовной лирики русских поэтов.
Миф об Орфее в произведениях живописи.
Образ Геракла в произведениях живописи.
Образ дракона в детской литературе.
Подвиги Геракла на античных вазах.
Сказка – ложь, да в ней намёк...
Красна речь пословицей
Литературная сказка – прямая наследница сказки народной
Мы в зеркале пословиц
Малые жанры фольклора
Пословица не даром молвится
Русская народная тематика в курсе математики 5 класса
Сказка ложь, да в ней намек
Фольклор моей семьи
Фольклорная шкатулка

Астафьев Виктор Петрович

Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».
Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка».
Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».

Гоголь Николай Васильевич

Гоголь Н.В. - словесный кулинар.
Предметный мир в повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики".
Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»

Крылов Иван Андреевич

Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова

Лесков Николай Семёнович

"Необычные" слова в повести Н.С. Лескова "Левша".
Повесть Н.С. Лескова "Левша" и ее кинематографическая интерпретация.
Сказ и его воплощение в повестях и рассказах Н.С. Лескова.
Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова.

Пушкин Александр Сергеевич

Античные образы в поэзии А.С Пушкина.
Архетип старца в романтических поэмах А.С. Пушкина.

Тютчев Фёдор Иванович

Античные образы в поэзии Ф.И. Тютчева.
Античные образы в творчестве Ф.И. Тютчева.
Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.

Фет Афанасий Афанасьевич

Античные образы в поэзии А.А. Фета.
Кольцевая композиция в стихотворениях А.А. Фета.
Образы деревьев в стихотворениях А.Фета.

Чехов Антон Павлович

Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова.
Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах А.П. Чехова.
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А.П. Чехова.
Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова.
Приемы создания комического в ранних рассказах А.П. Чехова.
Рассказы "для детей" в раннем творчестве А.П. Чехова.
"Чины и звания" героев в ранних рассказах А.П. Чехова.
Человек и художественное пространство в «маленькой трилогии» А.Чехова
Энциклопедия жизни и творчества А.П. Чехова

Дополнительно темы

Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».
Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».
Стихотворение Н.М. Рубцова "В горнице" и его черновые варианты.
Друзья и враги Герасима из рассказа «Муму».
Анализ стихотворения И. Бунина "Листопад".
Языковая игра в произведении Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес".
Герои английских лимериков.
Литературные портреты героев в "Приключениях Гекльберри Финна" и иллюстрации к книге.
"Приключения Гекльберри Финна": карта путешествий.
Какие загадки знают современные школьники?
Читаем "Гарри Поттера" (анализ читательских предпочтений учащихся).
Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит»
В лаборатории поэта
Интерпретация лирического произведения (не из школьной программы)
Исследовательская работа по рассказу Сетон-Томпсона «Медвежонок Джонни»
Исследовательская работа по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пес»
Литература и мой край
Мои любимые басни
Мои ровесники в литературных произведениях
Ожившие картинки (мультфильм по любому прочитанному произведению)
Особенность языка сказа Павла Петровича Бажова «Каменный цветок»
Писатели, поэты рядом
Прозвища моих одноклассников и их значения
Произведения в интерпретации иллюстраторов
Противопоставление Жилина и Костылина
Родная природа в лирике Сергея Есенина
Родная природа в русской поэзии XX века
Роза в произведениях литературы
Русские прозвища (происхождение, классификация, особенности)
Сборник сочинений нашего класса о животных
Сборник стихов и рассказов о животных
Фразеологизмы в рекламе
Энциклопедия одного слова. Счастье.
Энциклопедия слова "Ворона"
Энциклопедия слова "Декабрь"
Энциклопедия слова "Сентябрь"

zelena11.blogspot.com

Славяночка: Выбираем тему исследовательского проекта

Представленные темы исследовательских работ по литературе и русскому языку для 5 класса интересны детям, дают возможность проведения увлекательного исследования, более углубленного изучения темы.


Добро и зло в русской литературе.

Почему Дед Мороз и Снегурочка? А где же родители Снегурочки?

Образ Бабы Яги в славянской мифологии.

О тайном смысле русской народной сказки "Репка".

О тайном смысле русской народной сказки "Теремок".

О смысле самой древней сказки "Курочка Ряба"

Современная интерпретация русской народной сказки "Колобок"

Золото в русских сказках.

Почему русские сказки - послание наших предков?

О происхождении слов "мама", "папа", "бабушка", "дедушка" и др.

Родина или Отечество? История появления этих слов.

Путь и дорога в русских народных сказках.

Русские старинные названия частей тела.
Изображение национального характера в народных сказках.

Красота древних славянских имен.
Искусство создания книги.

О происхождении слов, обозначающих числа.

Об исконном смысле русской считалочки "Аты-баты".
Календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа.
Кот в мировой литературе.
Мое имя в литературе.
Образ сокола и его символика в литературных произведениях.
Образ птицы: от мифа к поэзии.
Образ кота в русском фольклоре.
Птичьи фамилии в литературе.
Символическое значение образа луны в произведениях русской литературы.
Сны и сновидения в русской литературе.
Тема пророчества в русской лирике.
Тема семьи в пословицах и поговорках.

Античная мифология в "Хрониках Нарнии" ("Лев, колдунья и волшебный шкаф").

Былина "Илья Муромец и Соловей разбойник" в современном кинематографе(мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).

Образ дракона в детской литературе.

Мы в зеркале пословиц

Малые жанры фольклораФольклор моей семьи

Фольклорная шкатулка

Мои ровесники в литературных произведениях

Ожившие картинки (мультфильм по любому прочитанному произведению)
Особенность языка сказа Павла Петровича Бажова «Каменный цветок»
Писатели, поэты рядом
Прозвища моих одноклассников и их значения
Роза в произведениях литературы
Русские прозвища (происхождение, классификация, особенности)
Сборник сочинений нашего класса о животных
Фразеологизмы в рекламе
Энциклопедия одного слова. Счастье.
Энциклопедия слова "Солнце"

Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка».
Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».

Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова

"Необычные" слова в повести Н.С. Лескова "Левша".
Повесть Н.С. Лескова "Левша" и ее кинематографическая интерпретация.

“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А.П. Чехова.

Приемы создания комического в ранних рассказах А.П. Чехова.
Рассказы "для детей" в раннем творчестве А.П. Чехова.
"Чины и звания" героев в ранних рассказах А.П. Чехова.
Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».
Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».
Стихотворение Н.М. Рубцова "В горнице" и его черновые варианты.
Друзья и враги Герасима из рассказа «Муму».
Анализ стихотворения И. Бунина "Листопад".
Языковая игра в произведении Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес".
Литературные портреты героев в "Приключениях Гекльберри Финна" и иллюстрации к книге.
"Приключения Гекльберри Финна": карта путешествий.
Какие загадки знают современные школьники?
Читаем "Гарри Поттера" (анализ читательских предпочтений учащихся).
Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит»
В лаборатории поэта (анализ любого стихотворения)
Интерпретация лирического произведения (не из школьной программы)
Исследовательская работа по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пес»
Литература и мой край.




toryanik-96.blogspot.com

Исследовательская работа по литературе 5 класс

Христианские мотивы в русских народных сказках.

Исследовательская работа учащихся 5 класса

Авторы : Козлова О., Орехов Д.,

Сурова А.

Руководитель : Дрогайцева Ю.А.,

учитель русского языка и литературы.

МОУ «СОШ №15»

2010 г.

Оглавление

I. Введение. Вековая мудрость русской сказках.

II. Христианские мотивы в русских народных сказках:

1. Мотивы смирения и незлобивости в сказке «Морозко»

2. Тема добра в сказке «Несмеяна-царевна»

3. От «Заповедей блаженства» к логике развития сказочного сюжета .

III. Заключение. Русская сказка – кладезь духовности.

IV. Литература.

Н.С.Лесков.

Живите, государи мои люди русские, в ладу со своею старою сказкою!

Введение.

Вековая мудрость русской сказки

Сказки – это «душа народа», в них нашла

выражение его вера в торжество добра и справедливости.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Как и в жизни, герои сказок пахали землю, ловили рыбу, охотились, работали от зари до зари.

Задача этой работы – раскрыть христианские мотивы в русских народных сказках на примере прочитанных нами произведений.

Христианские мотивы в русских народных сказках. 1.Мотивы смирения и незлобивости в сказке «Морозко».

В известной сказке «Морозко» говорится о девочке-сиротке, которую невзлюбила злая мачеха.

«Осталась, бедненькая, трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:

– Добро пожаловать, Мороз, знать Бог тебя принес, по мою душу грешную.

Мороз хотел её тукнуть и заморозить, но полюбились ему её умные речи, жаль стало!»

- Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

Мать посылает в лес родную дочь, но она преисполнена грубости и злобы. Дерзко отвечает Морозке и из-за этого погибает.

Почему же так случилось? Наверное, это расплата за грехи. И здесь чувствуется предупреждение всем детям и родителям.

Недаром сложена в народе поговорка: «Не в силе Бог, а в правде».

Только трудолюбие и честность могут сделать человека благородным.

Такова мораль этой сказки.

2 . Тема добра в сказке «Несмеяна-царевна»

Сказка «Несмеяна-царевна» начинается необычными

словами:

«Как подумаешь, куда велик Божий свет! Живут в

нём люди богатые и бедные, и всем им просторно, и всех их

презирает и рассуждает Господь. Живут роскошные – и

празднуют; живут горемычные – и трудятся; каждому своя

доля!»

Несмеяне противопоставлен бедный, но счастливый «честный работник». Самое ценное для этого человека не деньги, а добрые дела..

Вот, оказывается, что необходимо человеческой душе – радости, не связанной с материальными благами. Хлеба единого человеку мало, он радуется и улыбается тому, что, казалось бы, не даёт пользы.

Народ понимал, что материальная сторона – далеко не всё, что нужна жизнь духа. Недаром были сложены такие пословицы:

Злой плачет от зависти, добрый от радости,

От радости кудри вьются, от печали секутся,

Делай не ложью – всё выйдет по Божию.

3. От «Заповедей блаженства» к логике развития сказочного сюжета

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят...»

(Мф 5:3-10)

Заключение. Русская сказка – кладезь духовности

Русские народные сказки дарят человеку незримые духовные богатства. Пока рассказывают бабушки русские сказки внукам, в душе человека будет побеждать не злое начало, не стремление к призрачным материальным благам, а возвышенное стремление к правде и добру.

Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого – то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому – то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря!

Литература

  • Народные русские сказки. Из сборника А. Н.

Афанасьева. – М.: «Художественная литература», 1982

2. Седов А. К. Зачем детям нужны сказки? – «Русский дом», 2007, №9.

3. Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. – М.: «Лепта», 2000.

4. Шамаева С. Е. Апология сказки. – Воронеж: «Левый берег», 1996.

multiurok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о