Теоретические аспекты проблемы развития воображения дошкольников – . , – .

Обзор литературы по проблеме развития воображения у дошкольников — МегаЛекции

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:

"Специальная психология"

 

на тему:
Развитие воображения у детей дошкольного возраста

 

Выполнил студент II курса

направления Специальное (дефектологическое) образование

заочной формы обучения

Землянухин Алексей Иванович

Руководитель: Фуртаева Т.В.

 

Допустить к защите

Зав. кафедрой

_____________ / Фуртаева Е. И./

«____»_______________20__ г.

 

ТУЛА – 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития воображения в старшем дошкольном возрасте 5

1.1 Обзор литературы по проблеме развития воображения у дошкольников. 5

1.2 Особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте. 13

Глава 2. Методологические аспекты развития воображения у старших дошкольников 21

2.1 Современные методики диагностики развития воображения у дошкольников старшего возраста. 21

2.2 Методы и средства развития воображения у детей старшего дошкольного возраста 25

Список использованных источников. 37

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы.Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.

Воображение - создание новых образов на основе предшествующего опыта. Это необходимый элемент в творческой деятельности человека в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью (дефицитом информации). В отечественной психологии исследования, посвященные развитию воображения у детей дошкольного возраста, занимают значительное место. Многие авторы связывают генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка, а также с овладением детьми-дошкольниками видами деятельности: конструктивной, музыкальной, художественно-литературной, изобразительной.



Целью данной работы является изучение основных аспектов развития воображения в старшем дошкольном возрасте.

Цель работы предопределила круг задач, которые необходимо решить для её достижения:

- провести обзор литературы по проблеме развития воображения у дошкольников;

- рассмотреть особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте;

- изучить современные методики диагностики развития воображения у дошкольников старшего возраста;

- описать методы и средства развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом работы является воображение у дошкольников, предметом работы являются развитие воображения у детей старшего возраста.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

Обзор литературы по проблеме развития воображения у дошкольников

 

Одной из важнейших линий познавательного развития ребенка является развитие воображения. Изучая развитие воображения, многие исследователи отмечают, что, на основе игровой деятельности у ребенка формируется ряд психологических новообразований. «Это, прежде всего, воображение и символическая функция, которые позволяют ребенку производить в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие, замещение одного предмета другим». В работах большинства отечественных авторов подчеркивается роль образов в функционировании воображения. Так, Л.С. Выготский писал: «…привнесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, ранее не существующий образ, составляет, как известно, саму основу той деятельности, которую мы называем воображением». Л.С. Выготский отмечает, что деятельность воображения зависит от опыта, который в детском возрасте складывается и растет постепенно, от потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются. Также оно зависит от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности. [6, с. 563]

В силу своей специфичности воображение до сих пор не имеет устойчивого и общепринятого определения. Каждый исследователь предлагает свое определение данного процесса. Однако, воображение не следует сводить к разновидности творческого мышления. Традиционно (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, А.Я. Дудецкий) выделяют активное и пассивное воображение.

Пассивное может быть преднамеренным, (грезы), и непреднамеренным (сновидения, галлюцинации). Активное воображение подразделяют на воссоздающее, направленное на создание образов в соответствии с описанием, и творческое, имеющее целью создание совершенно новых образов без опоры на образец. По мнению А.В. Петровского, творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, закрепленных в оригинальных и ценных продуктах деятельности человека. Им отмечается, что работа воображения связана с существенной неопределенностью познаваемых ситуаций, которым соответствует выделенных Рейтманом ряд «открытых» задач, то есть, предполагающих несколько вариантов ответов (сочинение рассказов, дополнение образов, придумывание заголовков рассказов). Некоторые подобного рода задачи допускают конечное число вариантов решения, а другие – неограниченное разнообразие вариантов ответов.

А. Р. Лурия выделяет этапы решения подобного рода задач:

1. ориентировка в условиях задачи, то есть, определение цели и путей ее достижения;

2. выбор одного из нескольких альтернативных решений;

3. построение стратегии и выбор тактики решения задачи;

4. реализация избранных стратегий и нахождение ответа. [20, с. 687]

Большинство авторов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский) утверждают, что специфика воображения заключается в особом перекомбинировании образов, характеризуемом своеобразным отлетом от действительности. По мнению С. Л. Рубинштейна, специфика формы организации воображения заключается в том, что в воображении происходит слияние предметного содержания образа одного объекта с предметным содержанием образа другого. А.Н. Леонтьев, Э.В. Ильенков считают, что эта особенность воображения обнаруживается при анализе воображения ребенка, включенного в различные виды детской деятельности, а прежде всего, в игре; можно привести слова Л.С. Выготского о двойной природе игры (ребенок «плачет как пациент и радуется как играющий»). [19, с. 369]

Воображение, соединяя два слоя реальности, способно переводить, воплощать идею, образные представления о действительности, эмоциональные состояния в метафорические, символические формы, выражать их косвенным путем.

Таким образом, специфичным для формы организации воображения выступает трансформация предметных содержаний, когда на одном объекте раскрываются существенные характеристики другого.

Весьма распространено мнение о том, что воображение ребёнка богаче, оригинальнее воображения взрослого, что маленький ребёнок вообще живёт наполовину в мире своих фантазий. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало и у некоторых психологов и педагогов. Однако уже в 30-е гг. ХХ в. крупнейший отечественный психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им определённого опыта. Все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые человек получает в реальной жизни. Поэтому вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребёнка богаче воображения взрослого. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребёнок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся взрослым неожиданными и оригинальными.

Ряд исследователей относят появление воображения к началу раннего возраста, находя его зачатки в составе сенсомоторного интеллекта к одному году восьми месяцам, когда ребёнок начинает создавать внутренние образы сенсомоторных задач и открывать новые практические схемы действия с предметами в результате активной манипулятивной деятельности.[11, с. 342]

Есть мнение, что воображение ребёнка начинает своё развитие с трёх лет, так как оно в качестве психического процесса может формироваться только при условии наличия действующего полноценного сознания.[12, с. 368]

Принято появление зачатков воображения относить к концу раннего возраста, т. к. именно в этот период ребёнок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Вначале этот процесс дети совершают в игре, ибо «сама детская фантазия необходимо порождается игрой, возникая именно на этом пути проникновения ребёнка в реальность». [16, с. 744]

Начав развиваться в два-три года, воображение поэтапно достигает подлинного расцвета в старшем дошкольном возрасте.

На первом этапе развития (2,5 года) воображение разделяется на аффективное и познавательное. Такая двойственность воображения связана с двумя психологическими новообразованиями раннего детства, во-первых, с выделением личностного «Я» и в связи с этим переживанием ребёнком своей отдельности от окружающего мира, а, во-вторых, с возникновением наглядно-действенного мышления.

Благоприятный фактор развития воображения как на данном, так и на последующих этапах развития – развитая речь. Она позволяет ребёнку лучше представить предмет, который он не видел, оперировать этим образом, т. е. мыслить. Развитая речь освобождает ребёнка от власти непосредственных впечатлений, позволяет ему выйти за их пределы, а значит, построить более адекватные (непротиворечивые) образы окружающей действительности.

Развитие познавательного воображения осуществляется ребёнком в оперировании игрушками, когда им разыгрываются знакомые действия взрослых и возможные варианты этих действий. Развитие аффективного воображения осуществляется посредством проигрывания ребёнком переживаний.

Механизм построения воображения предполагает наличие двух последовательных элементов: порождение образа идеи и составление плана её реализации. На первом этапе развития воображения присутствует только первый из них – образ идеи, который строится путём опредмечивания, когда ребёнок свои отдельные и неполные впечатления от действительности достраивает с помощью воображения до некоторого предметного целого. Планирования же воображаемого действия, как и его продуктов, на этом этапе воображения нет. Воображение творит саму идею, которая затем опредмечивается в изображении.

Второй этап развития воображения начинается в четыре-пять лет. Идёт активное усвоение норм, правил и образов поведения, что, естественно, укрепляет «Я» ребёнка, делает его поведение более осознанным в сравнении с предыдущим периодом. Возможно, именно это обстоятельство является причиной снижения творческого воображения. В данном возрасте снижается частота возникновения устойчивых страхов (аффективное воображение), поскольку с развитием сознания уменьшаются эффекты искажённого восприятия окружающей действительности.[17, с. 464]

Познавательное воображение в этом возрасте тесно связано с развитием ролевой игры и продуктивных видов деятельности – рисования, лепки, конструирования. В этом возрасте ребёнок пока ещё следует за образом (образ «ведёт» действия ребёнка), и потому он в основном воспроизводит известные ему образы поведения взрослых и сверстников в ролях, рисунках и т. п. Но поскольку ребёнок уже хорошо владеет речью, у него появляются элементы планирования. Ребёнок планирует один шаг действий, затем совершает, выполняет его, видит результат, затем планирует следующий шаг и т. д. С четырёх–пяти лет дети переходят к ступенчатому планированию. Возможность ступенчатого планирования подводит детей к направленному словесному творчеству, когда они сочиняют сказки, как бы нанизывая одно событие на другое.

Третий этап в развитии воображения начинается в шесть–семь лет. В данном возрасте ребёнок осваивает основные образцы поведения и получает свободу в оперировании ими. Он может отходить от стандартов, комбинировать их, используя эти стандарты при построении продуктов воображения.

В рамках данного этапа аффективное воображение направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путём многократного варьирования в игре, рисовании и других видах продуктивной, творческой деятельности. В случае устойчивых конфликтов с реальностью дети обращаются к замещающему воображению.

В старшем дошкольном возрасте творчество ребёнка носит проективный характер, что символизирует устойчивые переживания. Творческие виды деятельности могут выступать как способы компенсации травмирующих переживаний.

Познавательное воображение на этом этапе претерпевает качественные изменения. В старшем дошкольном возрасте воображение ребёнка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом. Воображение перестаёт сопутствовать рассматриваемым рисункам, прослушиваемым сказкам. Оно приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности.

Воображение начинает предварять практическую деятельность; объединяясь с мышлением в процессе творчества, воображение выполняет в нём специфическую функцию, отличную от той, которую выполняет в нём мышление. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует её разрешению.

Воображение как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребёнок начинает контролировать и определять характер своего воображения – воссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения.

В отечественной психологии наряду с остальными психическими функциями воображение выступает в качестве отражения окружающей действительности, являясь социальным по своей природе, и активно развивается именно в дошкольном возрасте. Так, Л.С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с реальностью. Первая форма заключается в том, что любой образ воображения строится из элементов действительности и прошлого опыта человека. Второй формой является связь между продуктом воображения и явлением действительности. Третья форма характеризует связь с эмоциями. И, наконец, четвертая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что продукт воображения может не соответствовать реально существующему предмету, но, обретя материальное воплощение, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. [6, с. 563]

Л.С. Выготский прямо указывает на возникновение воображения из самого существа игры, а не как следствия проявления особенностей поведения ребенка в ней. Такое понимание природы воображения акцентирует внимание на его активном, действенном характере.

Некоторые исследователи отмечают, что специально развитие воображения в игре дошкольника практически не изучалось. Но при исследовании самой игры выявлялись значимые для развития воображения моменты. Выделяются две линии анализа игры, где она – основной источник развития воображения дошкольника.[25, с. 298]

Первая линия связана с развитием самих особенностей игры (Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко). В работах этих авторов были показаны возможности развития воображения ребенка по мере овладения им предметной и сюжетно-ролевой игрой. Вместе с игровым действием развиваются и зачатки воображения, которое определяется возможностью вхождения в элементарную игровую ситуацию с вариативным использованием сначала отдельных предметов, а затем цепочек ролевых действий. Кроме того, Д.Б. Эльконин утверждает, что в игре зарождаются наиболее значительные стороны продуктивного воображения: его направленность на решение самых различных задач и возможность в специфической форме раскрывать существенные характеристики реальности. В работе Н.Я. Михайленко отмечаются существенные сдвиги в развитии игры старших дошкольников после направленного обучения их сюжетосложению. Зарождаясь в игре и развиваясь вместе с ней, воображение, в свою очередь, определяло развитие игровой деятельности. [33, с. 406]

Вторая линия анализа игры связана с возможностями интериоризации воображения, перехода его в план представлений (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Так Л.С. Выготский подчеркивает, что игра преддошкольника неотрывна от предмета, начинается с него и предполагает его обязательное использование. В более старшем возрасте воображение уже не требует постоянных внешних опор, может полностью протекать во внутреннем плане, т.е. в игре происходит становление воображения как собственно внутренней, психической деятельности ребенка. Отрыв воображения от предмета и его переход во внутренний план особенно явно прослеживается в рубежных играх, одной из форм которых, по мнению А.Н. Леонтьева, является игра - фантазирование.[19, с. 369]

В игре зарождаются другие виды деятельности, имеющие существенное значение для развития воображения ребенка. Как указывает Л.С. Выготский, игра «служит подготовительной ступенью художественного творчества ребенка». Из нее выделяют отдельные, более или менее самостоятельные виды детского творчества (рисование, драматизация, сочинения). Он полагал, что любой вид детского творчества сходен с игрой по своему характеру (одномоментность творческого акта, отсутствие длительной работы над произведениями) и по связанности с эмоциями ребенка. Но при общем происхождении от игры каждый вид продуктивной деятельности имеет свои специфические особенности, которая заключается в том, что их выполнение позволяет прямо ставить перед ребенком творческую задачу (придумать, сочинить, сделать самостоятельно). Это позволяет наиболее полно актуализировать воображение и всецело проявить творческий потенциал ребенка.

При анализе развития различных видов деятельности выделяются, но специально не анализируются две линии становления творческих способностей:

· первая – овладение специальными средствами деятельности;

· вторая – развитие воображения как такового, безотносительно к специфике вида деятельности.[23, с. 460]

Но, тем не менее, вопрос о соотношении развития специфических для каждого вида деятельности творческих возможностей и воображения ребенка так и остается открытым. Его решение возможно только при анализе самих механизмов воображения и их развития на протяжении дошкольного периода. К подобному анализу и обращается в своей концепции В.В. Давыдов. Он считает, что воображение является одним из основных новообразований дошкольного возраста, которое формируется на основе игровой деятельности ребенка и позволяет ему производить в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие, замещение одного предмета другим. Главной особенностью воображения, по мнению данного автора, является возможность выделять целое раньше части и переносить черты одного объекта реальности на другой. Само воображение понимается им как основная форма познания в дошкольном возрасте, которая обязательно сопровождает все виды умственной деятельности ребенка.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста



В статье рассматриваются особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Автор перечисляет методы обучения, способствующие формированию творческого воображения, а также выделяет психолого-педагогические условия его эффективного развития.

Ключевые слова: творческое воображение, старшие дошкольники, возрастные психологические особенности развития, психолого-педагогические условия

В современном обществе, претерпевающем серьезные изменения во всех его сферах, требуется самостоятельная творческая личность, обладающая системными знаниями и способная применять эти знания в практической деятельности. Решение глобальных проблем современности и разработка высоких информационных технологий возможны при наличии определенных творческих способностей и стиля мышления, выводящего человека на осознание новых связей между объектами и обеспечивающего создание нового в духовной или материальной сфере. Формирование творческой личности — одна из важнейших педагогических задач на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, ведь способность к творчеству является специфической особенностью человека, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. В дошкольном возрасте эту задачу возможно решить через развитие у детей творческого воображения. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для обеспечения успешности развития воображения детей необходимо создать в условиях детского сада художественно‐эстетическую психологически комфортную образовательную среду, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями [4].

Процесс воображения является предметом многих психолого-педагогических исследований в отечественной и зарубежной науке.Ученые рассматривали психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей и отмечали как различные виды детской деятельности влияют на развитие творческого потенциала ребенка. Психология искусства представлена работами А. Н. Леонтьева, А.Я Пономарева, С. Л. Рубинштейна; исследования по совершенствованию педагогического процесса проведены Ю. К. Бабанским, Н. Ф. Талызиной, М. М. Поташником, В. А. Сластениным, В. А. Черкасовым; проблема развития детского воображения нашла отражение также в исследованиях отечественных психологов и педагогов, таких как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко.

В работе «Воображение и его развитие в детском возрасте» Л. С. Выготский говорил о творческой деятельности как о «деятельности, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувств, живущим обнаруживающимся только в самом человеке. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее». [1, c.120].

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать следующее определение «творческое воображение» — это воображение, в ходе которого, человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Наиболее активно процесс воображения происходит в дошкольном возрасте и оказывает влияние на психическое развитие детей.

Воображение играет в жизни ребенка главную роль. Работа воображения — это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и планы их реализации. В первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, т. е. там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов в воображаемых ситуациях.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемые в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию. В старшем дошкольном возрасте воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. Воображение, как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребенок начинает контролировать и определять характер своего воображения — воссоздающего или творческого.

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л. С. Выготским, воображение является центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста. Воображение возникает как самостоятельная психическая функция в начале дошкольного периода развития. По мере взросления ребенок овладевает различными видами воображения и учатся произвольно им пользоваться. [1, c.114].

Процесс воображения включает навык сопоставления, выявление важных свойств объекта, мысленное достраивание объекта, воплощение слов в художественный образ, преобразование объекта различными приемами. В таком контексте развитие воображения является основой для совершенствования творческих способностей ребенка, в том числе важнейшей характеристикой и условием развития детей дошкольного возраста. В отличие от творческого воображения взрослого, фантазия ребенка не является частью процесса создания новых, социально значимых общественных продуктов труда, но активно участвует в развитии операций воображения, в создании предпосылок для «взрослого» творчества в будущем. Как показывает практика, дети с развитым воображением сохраняют творческий подход к решению любых задач, у них больше шансов занять лидирующие позиции в социуме. Старший дошкольный возраст сензитивен для развития воображения. Дети в процессе воображения осваивают алгоритм преодоления стереотипов, установленных рамок реального: чем сильнее развита их фантазия, тем смелее их мечты, тем интереснее задумки и результаты деятельности. Творческое воображение старших дошкольников отличается подвижностью образов, вариативностью решения заданной темы, индивидуально-оригинальным подходом. И всегда творчество детей сопровождается положительными эмоциями, благодаря чему «обладает большой притягательной силой» для дошкольников. Для развития воображения большие возможности имеет изобразительное искусство. Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии творческого воображения детей. Процесс рисования помогает лучше понять ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы ребенка. Процесс развития воображения должен осуществляться с учетом следующих принципов построения занятий: идти от простого к сложному; обеспечить дозированный дефицит информации; осуществить интеграцию образовательных областей; применить комплексно‐тематический подход; использовать соотношение известного и неизвестного на оптимальном уровне.

Анализ практических работ и диссертационных исследований позволил выделить ряд условий, способствующих эффективному развитию творческого воображения детей:

‒ проведение оперативной диагностики для получение первичной информации об индивидуальном развитии личности каждого ребёнка, их жизненном опыте. Воспитатель, обладающий готовностью к проектированию психологически безопасной образовательной среды способен диагностировать количественные и качественные изменения в когнитивном и личностном развитии ребенка. [2, c.30];

‒ работа с детьми должна выступать в форме целостной системы и предполагать педагогическую поддержку увлеченности детей, их потребности в самоутверждении;

‒ творческая переработка прошлого опыта ребенка, который рождает новые фантазии. Чем обширнее знания и опыт ребенка, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения;

‒ полноценное эмоциональное общение детей со взрослыми. Эмоция собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения;

‒ использование игровых методов на занятиях по развитию творческого воображения, так как в игре дети раскрепощаются, чувствуют родную стихию, и это способствует полету фантазии, обучение приемам фантазирования;

‒ использование нетрадиционных методов работы с детьми: кляксография, монотипия, рисование нитями, рисование углем и др. Данные техники способствуют развитию творческого воображения, притягивают своей непредсказуемостью и индивидуальностью результата, доступностью, увлекательностью. Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками позволяют использовать многообразие способов и средств рисования, способствуют проявлению индивидуальности ребенка, вызывают положительные эмоции, прививают любовь к изобразительному искусству, а также непринужденно развивают мелкую моторику рук.

‒ создание комфортной и психологически безопасной среды. Ребенок должен стать соучастником творческой деятельности, при этом необходимо поддерживать его неповторимую индивидуальность, личностную активность, ориентировать на успех. Необходимо обеспечить условия, способствующие свободной самореализации каждого ребёнка в разных видах деятельности, развитию его самооценки. При этом характер взаимодействия с детьми и организация общения должна осуществляться в форме диалога и иметь доверительный характер [3, c.26].

В заключении хотелось бы отметить, что у человека врожденны не сами способности, а способности к их развитию. Таким образом, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей, оказывать ему помощь в индивидуальном и творческом росте, обеспечивать атмосферу психологического комфорта.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии 1972. № 2. С. 114–123.
  2. Ежкова Н. С., Трухина Н. М. Проблема развития творческого воображения дошкольников // сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции «Современная психология: методология, парадигмы, теории»: 25 марта 2016 г. Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2016. — 71 c.
  3. Основы проектирования психологически безопасной образовательной среды в современной школе: учеб. пособие / И. Л. Федотенко, А. В. Сергеева, Т. В. Губарева, Д. В. Малий; Под ред. И. Л. Федотенко. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2013. — 132 с.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета — Федеральный выпуск № 6241 (265). Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 12.12.2016г.).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, творческое воображение, процесс воображения, развитие воображения, творческая деятельность, старший дошкольный возраст, воображение, развитие, творческое воображение детей.

moluch.ru

Глава 1 Теоретические аспекты развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования детских музыкальных инструментов

1.1 Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в исследованиях зарубежных и отечественных педагогов

Жизнь в современном информационном обществе новой культуры сопровождается быстрым обновлением знания, стремительным увеличением его объемов, что требует от сегодняшних детей, завтрашних взрослых членов общества таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. Поэтому проблема развития творческих способностей детей на протяжении всего детского периода жизни человека остается актуальной на современном этапе и внимание к ней усиливается во многих странах мира.

Э. Кей предлагала для развития творческих способностей включать детей в различные виды творческой деятельности, организовать среду, с которой взаимодействует ребенок, создать условия для упражнения природных сил в реальной жизни. М.Монтессори способности ребенка предлагала развивать посредством создания простора свободного и естественного проявления личности ребенка. К проблеме детского творчества, развития творческих способностей детей в нашей стране в XX веке обращаются В.А. Левина, Р.С. Немов, Б.М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А.Н. Лук, А.А. Мелик-Пашаев.

Развитие творческих способностей, по мнению ряда психологов и педагогов – это осуществление процесса передачи опыта творческой деятельности. Накопление опыта в творческой деятельности и овладение уже накопленным опытом становится возможным, когда ребенок сам оказывается в ситуации, требующей непосредственного осуществления аналогичной деятельности [36].

По мнению В.А. Левиной за формой творчества, за его результатами всегда должно стоять нравственно-духовное содержание; результаты творчества должны отражать отношение ребенка к миру, представления его о себе, о мире, о людях окружающих его. В.А. Левина считала, что наилучшей применительно к каждому возрасту является особым образом организованная творческая деятельность в процессе общения, которая субъективно выглядит, как деятельность по практическому достижению общественно значимого результата [19].

Р.С. Немов, Б.М. Теплов, рассматривая проблему развития творческих способностей, считают, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это нечто другое, что объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике. Давая определение способностей, Б.М. Теплов уточняет понимание развития творческих способностей и считает, что творческие способности имеют три признака:

1) под творческими способностями понимается индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) творческими способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

3) понятие «творческие способности» не сводится к знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [28].

Творческие способности, по мнению С. Л. Рубинштейна – есть сложное синтетическое образование личности, о способностях человека можно судить по выполнению им определенной деятельности.

Немов Р.С. указывал на обязательное присутствие творчества в любой деятельности, в которой развивается интерес ребенка. Творческая деятельность ребенка должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности. Еще одним условием к деятельности, в которую включаются дети, Р.С. Немов называет ее развивающий характер, который заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой, или, как указывает сам автор, деятельность должна находиться в зоне потенциального развития ребенка [28].

Для развития творческих способностей большое значение придается воображению, о чем указывал в своей работе «Педагогика искусства и творческие способности» А.А. Мелик-Пашаев. Ведущую роль в развитии творческих способностей А.Н. Лук отводил творческому воображению.

Современные психологи и педагоги (А.Н.Лук, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и Р.С. Немов и др.) указывают, что одним из условий развития творческих способностей у учащихся в школе, у детей в детском саду выступает личность самого педагога.

По мнению А.Н. Лука, если педагог обладает высшими творческими возможностями, то одаренные дети добиваются блистательных успехов. Если же преподаватель сам находится внизу шкалы «творческие способности», успехи менее способных учащихся оказываются более высокими. В этом случае ярко одаренные ребята не раскрываются, не реализуют своих возможностей [23].

Американский психолог Э. Фромм считал, что понятия творческие способности - это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Творческие возможности, как описывает И.В. Шкляева могут проявить себя в разном возрасте (детском, подростковом, юношеском и взрослом), в том числе и уже в дошкольном детстве. В последнем случае они могут быть выявлены еще до поступления ребенка в школу, что создает предпосылку для последующего творческого обучения и творческого развития, а значит, имеет важнейшее значение для дальнейшей его учебы и жизни [36].

Один из создателей системы измерения творческих способностей – Торренс отмечал, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Для ребенка дошкольного возраста основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, есть игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов, она в значительной мере способствует (стимулирует) развитию творческих способностей ребенка. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей [22].

Еще одно исключительно важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. По мнению И.А. Великосельской дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. И взрослым остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. При этом очень важно иметь в виду, что при развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-нибудь конкретного результата игры [5].

В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Различные творческие задания дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов.

С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать [8].

Для развития творческого потенциала дошкольника С.И. Шоломович считала необходимым систематически обращаться к эмоциональным переживаниям. Возможность выразить свое эмоциональное состояние дает человеку ощущение реализованности собственной уникальной индивидуальности, что позволяет ему воспользоваться всеми имеющимися в его распоряжении потенциальными возможностями [38].

А.А. Анистратова описывала, что старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию всего нового, отличающиеся оригинальностью, вариативностью, гибкостью, любознательностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности [2].

Е. Юдина основными показателями творческой активности старшего детского возраста выдвигает предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности, а именно, понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий [35].

Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не испорчено стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

В творческой деятельности ребенка К.В. Тарасова выделяет три основных этапа деятельности:

1) Формирование замысла. На этом этапе у ребенка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребенок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных - первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.

2) Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).

3) Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников [27].

Е.А. Суханова важным считала уделять особое место самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Она отмечала, что дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребенка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребенка [26].

Таким образом, мы проанализировали различные точки зрения на проблему развития творческих способностей детей. Как отмечается педагогами-гуманистами, наиболее полное раскрытие творческих способностей детей становится возможным при создании педагогических условий. В качестве таких условий может выступать специально организованная среда, спланированная целенаправленная работа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах развития творческих способностей.

studfiles.net

Развитие воображения дошкольников посредством игровой деятельности на примере детского садика (ДОУ) (2018)

Презентация + защитное слово - в ПОДАРОК!

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития воображения дошкольников посредством игровой деятельности 6

1.1 Проблема происхождения и развития воображения у дошкольников 6

1.2 Развитие воображения дошкольников посредством игровой деятельности 15

1.3 Концепция психологического консультирования в обучении 21

Глава 2. Исследование организации консультирования воспитателей по развитию воображения дошкольников 30

2.1 Исследование уровня развития воображения у дошкольников 30

2.2 Содержание, формы и методика психологического консультирования воспитателей по развитию воображения у дошкольников 36

2.3 Результативность проведенной работы 42

Заключение 47

Список литературы 51

Приложения 56

 

Поэтому очень важным условием для развития воображения у ребёнка, является создание соответствующих условий в любом месте, где находится ребёнок. Как в дошкольном учреждении, так и в домашних условиях, должно иметься достаточные количество наборов для игр детей, в то же время игрушек не должно быть слишком много, во избежании рассеивания внимания у детей.

В игре любого вида нужно соблюдать условие соответствия игры возрасту ребенка и уровню его интеллектуального развития. Ребенку необходимо понимать предназначение той или иной игрушки, а также он должен уметь с ней обращаться, нужно, чтобы игра вызывала у него интерес и желание поиграть. Слишком простые игры могут не заинтересовать ребенка, а слишком сложные игры он может просто не понять, тем самым потерять интерес к игре. Любая игра должна развивать способности ребенка, способствовать его развитию в целом и формировать навыки самоорганизации.

 Навык моделирования ситуаций помогают сформировать предметные и ролевые игры, и это является очень важным аспектом.

Особенностью игр является направление дошкольников на моделирование мира через последовательности сюжетных событий, которые воссоздают целостные жизненно-смысловые контексты [51, с. 48].

 

На третьем этапе проведем консультацию для воспитателя группы «Карлыгаш» КГКП «Ясли – сад №29 «Балдәурен» по правильной организаций игровой деятельности для развития воображения и разработаем  план работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста по средствам игр.

На четвертом этапе проведем контрольный срез и сравним с результатами первого констатирующего эксперимента.

Диагностика уровня развития воображения дошкольников осуществлялась по следующим методикам:  методика  В. Синельникова и В. Кудрявцева. Данные методики предназначены для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

1. Методика «Солнце в комнате»....


2.2 Содержание, формы и методика психологического консультирования воспитателей по развитию воображения у дошкольников

Опытно-поисковая работа по развитию творческого воображения детей осуществлялась в период с марта 2018 года по апрель 2018 года  (4 недели в ходе преддипломной практики).

Программа опытно-поисковой работы представлена в таблице 2.

Конспект

Вводное слово

В процессе развития воображения оптимальной методикой для дошкольников являются творческие задания, которые даются детям через игры. Необходимо учитывать предметно-игровую среду, которая дает детям возможность воображать, придумывать, творить. Именно творчество играет решающую роль при развитии воображения.

Развитие воображения в нашем комплексе мероприятий осуществляется при помощи основной формы и метода работы – игры.

Весь комплекс мероприятий необходимо выполнять ежедневно, чтобы не потерять интерес ребёнка. Так же необходимо учитывать индивидуальные особенности развития и способности.

Для дошкольника важен его собственный опыт, разнообразные, богатые представления. Поэтому необходимо предпринять все необходимое для его обогащения. Ведь с личным опытом развивается и воображение.

Список литературы

  1. Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499. «Об утверждении Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения на 2016 – 2019 гг.» [Интернет ресурс]// Электронное правительство http://egov.kz
  2. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников: учебное пособие. Изд. 2. [Текст] // под ред. Л.Н. Азаровой. – М.: Просвещение, 2003
  3. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика: учебник для вузов. Изд. 2. [Текст] // под ред. М.К.Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб: ПИТЕР, 2012.
  4. Алиева Т.И. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка дошкольного возраста [Текст] // под ред. Т.И. Алиевой, Т.В. Антоновой, Е.П. Арнаутовой. – М.: Просвещение, 2003.
  5. Алябьева Е.А. Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения [Текст] // под ред. Е.А. Алябьевой. – М.: Сфера, 2009.

 

examenna5.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о