Традиции народов краснодарского края 2 класс окружающий мир – Традиции русского народа, окружающий мир, 2 класс?

Обычаи на Кубани

При упоминании о Кубани, в голове возникает картина с лихими казаками на конях и девушками в нарядных костюмах. Северо-Запад Кавказа, на большей части которого, в основном, располагается территория современной Кубани, славится разнообразием и обилием растительного и животного мира, привлекает местность и своим территориально-географическим расположением. Северный Кавказ – это кладезь природных ресурсов, многообразие рельефа, необыкновенная красота и прелесть местной природы. Как и любой народ, казачество имеет свои обряды и традиции, которые формировались на протяжении нескольких столетий и складывались, благодаря культурам Запада и Востока, которые перекликались между собой на этой благодатной земле. 


Кубанские обычаи

Быт кубанской семьи

Так исторически сложилось, что самобытный и своеобразный быт и уклад Кубанской семьи имеет свои особенности, вот некоторые из них:

  1. Казачья семья практически всегда состояла из большого количества людей. В семье рождалось пятеро – семеро детей. Многодетные семьи создавались с учетом того, что сельское хозяйство велось своими силами, а работы всегда было много.
  2. Гостеприимство и щедрость были неотъемлемой частью Кубанского народа. Это связано с приравниванием гостя, особенно незнакомого или чужестранца, к Божьему посланнику.
  3. Воспитание детей начиналось с уважения к старшим. Их учили прислушиваться к советам и не встревать в разговоры взрослых.
  4. К женщине, будь то мать, жена или сестра, мужчины относились с особым уважением. По христианскому писанию, жена не должна вмешиваться в дела мужа и наоборот, муж в дела жены.
  5. Когда кто-либо входил в дом, то обязательно крестились на образа, а мужчины снимали головной убор.

Быт казаков

Знаете ли вы, какой из праздничных напитков считался самым любимым и общепринятым у казаков?

Такой напиток назывался «Варена». В нем смешивались мед, водка, различные сушеные фрукты (яблоки, груши, изюм, виноград), которые варились с разного рода пряностями и имбирем.


Напитки казаков

Народные обычаи

Народные обычаи Кубани очень разнообразны и интересны. При возведении жилья, на землю бросались кусочки шерсти и перьев, дабы в доме все водилось, при этом в строительстве принимали участие все население станицы. Для того, чтобы сошло благословение на жителей будущего жилища, в стену вмуровывали деревянный крест. 


Народные обычаи

Праздники и торжества

Празднование торжеств разного рода имели свои нюансы и правила: на свадьбе могли присутствовать только женатые и замужние пары, играли свадьбы исключительно осенью или зимой. Выбором суженого для дочери или невесты для сына занимались родители. Интересно проходило празднование Нового Года. В ночь с 31 декабря на 1 января жгли костры, гадали, устраивали различного рода ритуалы, ходили по домам с колядками и щедровками. Накануне Крещения народ посещал церковь, и домой обязательно возвращались со святой водой. Все, что оставалось на столе после празднования, а также солому и сено отдавалось и подкладывалось скотине и птице, чтобы в доме был достаток в новом году. Весной на Кубани праздновали Масленицу, в домах готовилась обрядовая пища, состоявшая из блинов и вареников. Последнее воскресенье перед постом считался днем «всеобщего прощения».


Праздники и торжества
Совет

Если вы собрались в гости на Кубань, обязательно запаситесь большим количеством подарков. Этот обычай у казаков существует испокон веков и берет свое начало с тех времен, когда мужчины, уходя на войну, обязательно возвращались с подношениями.

Вывод:

Кубань представляет собой великий край, который сочетает в себе разнообразие культур, народа, колорита и внутреннего уклада. Все это было выстрадано и отвоевано с большим трудом, и хранится с особым трепетом и заботой.


Культура кубанского казачества

www.xn-----6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai

Тема: Обычаи народов Кубани.

Тема: Обычаи народов Кубани

Цель: помочь учащимся детально ознакомиться и закрепить знания об особенностях бытовой культуры, обычаях населения Кубани.

Задачи формирование УУД:

Регулятивные: -формулировать и удерживать учебную задачу; адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению ошибок

Познавательные: - поиск и выделение, передача информации устным способом, построение рассуждения, контролировать и оценивать результат деятельности.

Коммуникативные: -ставить вопросы; формулировать свои затруднения; аргументировать свою позицию; -проявлять активность для решения задач; -строить понятные для одноклассников высказывания.

Личностные: -принятие образа «хорошего ученика»; -уважительное отношение к мнению одноклассников; -осуществлять самоконтроль.

Оборудование:

Ход мероприятия

Организационный момент. Приветствие.

Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Не зря гласит кубанская мудрость «Народ без традиций, что дерево без корней». - Сегодня мы с вами познакомимся с обычаями и праздниками на Кубани.

Основная часть.

1) Обычаи народов Кубани.

В Краснодарском крае живут люди разных национальностей. Греки, например, в апреле отмечали праздник Сирандонас и готовили блюдо из сорока трав – хортарике. Весну они встречали 1 мая.

В армянских поселениях перед Новым годом ряженые забирались на крыши домов и опускали в дымоход мешок. Чтобы хозяева дома положили в него подарки. Наши соседи адыги устраивали игрища, которые проходили в большом дворе.

2) Уважение к старшим.

А вот казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Одно из главных обычаев – уважительное отношение к старшим.

3) Уважение родителей.

Почитание родителей, крестного и крестной были не просто обычаем, а внутренней потребностью заботы о них сына или дочери.     Авторитет отца с матерью был настолько почитаем, что без благословения      родителей не начинали никакую работу. Этот обычай до сих пор сохранен в казачьих семьях до сегодняшнего дня. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату». Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше.

Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.   Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но и все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить»  легкой оплеухой, сообщить об этом родителям, которые незамедлительно «добавят».

4) Рождение казака.

Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением. Рожденного младенца холостые казаки нянчили все, и когда у него появлялся первый зубок, непременно приходили смотреть и восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене. Отец надевал на ребенка портупею от шашки, сажал на коня и потом возвращал сына матери. Когда у младенца прорезывались зубы, отец и мать сажали его снова на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану – воину. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади, а к пяти годам скакали по степи. - Послушайте «Колыбельную».

 5.) Одежда казака.

Одежду казак воспринимал как вторую кожу, содержал ее в чистоте и никогда не позволял себе носить чужую одежду. У казаков были в обычае мужские беседы без женщин и женские беседы. Если собирались вместе, то женщины садились по одну сторону стола, мужчины по другую.

6). Культ подарка.

Существовал культ подарков и гостинцев. Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, и в гости не ходили без гостинца.

7) Оружие казака.

У казаков и кубанцев считалось за позор покупать кинжал. Кинжал обычно или передается по наследству, или в качестве подарка,        или, как ни странно, крадется или добывается в бою. Шашка. Шашку казак должен был себе приобрести. Ему никто оружие не выдавал. Идти в поход казак был обязан в обмундировании, с оружием и, обязательно, на коне.

8)Работа с поговорками. - Поговорки о коне и оружии казака. Как вы понимаете значение поговорок?

Казак без коня, что воин без ружья (конь для казака - как часть вооружения) 
Казак с конём и ночью и днём (казак и конь неразлучны) 
Вся родня не стоит коня (высока цена строевого коня) 
Конь познаётся в езде, а друг - в беде (достоинства проверяются в трудные минуты) 
В бою казак себя славит не языком, а конём да клинком (только делом завоёвывается слава) 
Добрый конь в беге, что сокол в небе (т.е. лёгок в скачке) 
Не вини коня, вини дорогу (причину неудачи ищи по справедливости) 
Коня гони не кнутом, а овсом (поощрение полезнее наказания) 
Справный конь спит стоя (важный показатель здоровья) 
Надёжное у коня стремя - цело в бою темя (проверяй амуницию - останешься жив в бою) 
Кони в лугах, что жемчуг в шелках (красивы и ценны) 

9) Конь казака.

 У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату, на палисадник.

Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора. Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими обрядами. Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина.

10) Строительство жилья.

Обряд при строительстве жилья. На место строительства бросали клочки шерсти животных, перья -  «чтобы  все водилось». Деревянные брусья поднимали на полотенцах, «чтобы в доме не было пусто». После окончания строительных работ хозяева устраивали угощения вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

11). Казак и гости.     

 Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Заслуженно подвергался презрению тот, кто не  оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе.

Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня, на постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах. К чести казаков, этот обычай и в наше время не претерпел особых изменений.        

Казачье гостеприимство  давно было известно не только историкам, но и простому люду.

12). Праздники на Кубани.    

- А какие праздники отмечаются на Кубани?

Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали Рождество, Новый год, Масленицу, Пасху, Троицу, но на Кубани их отмечали особенно. (показываю слайд, дети называют праздники)

13). Сообщения детей.

Пасха– светлый и торжественный праздник. В этот день стремились надеть все новое. Обновлялся и стол. Заранее готовили обрядовую пищу: красили яйца, пекли куличи, жарили поросенка. Яйца красили в разные цвета: красный – огонь, кровь, солнце. Голубой – небо, вода. Зеленый – трава. В некоторых станицах на яйца наносили рисунок – «писанки».

Обрядовый хлеб – пасха, был настоящим произведением искусства. Старались, чтобы был он высоким, украшали его шишками, цветами, фигурками птиц, посыпали цветным пшеном. Пасха – дерево жизни, поросенок – символ плодородия, яйцо – начало жизни. Возвратившись из церкви, умывались водой, в которой находилась красная «крашенка», чтобы быть красивым и здоровым. Очень насыщенной была развлекательная сторона праздника: вождение хороводов, игры с крашенками, качели.  

Свадьба на Кубани  - праздник со строгими правилами. Самым предпочтительным временем года для свадьбы  считались осень и зима, когда не было полевых работ и, к тому же, это время хозяйственного достатка после уборки урожая. Благоприятным для брака считался возраст 18 – 20 лет. Не разрешалось выдавать девушек в другие станицы, если в своей было много холостяков и вдовцов. Молодые были лишены права выбора. Решающее слово в выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Большое значение в свадебном обряде славянского населения Кубани имело полотенце (рушник). Держась за полотенце, жених и невеста шли в церковь венчаться. На рушник ставили свадебный каравай. Все свадебные полотенца были богато украшены кружевом ручного плетения.       

По обычаю свадебный стол накрывался в двух домах: жениха и невесты.

За   ним могли присутствовать только гости жениха. Второй день свадьбы проходил  у родителей невесты. Заканчивалась свадьба тем, что  ловили кур по дворам участников гулянья, варили на костре лапшу. Это называлось «тушить»  свадьбу.   

14) Праздник урожая.

Это крупный праздник плодов. Приходится этот праздник примерно на 6 сентября, устраивался он после того, как урожай был убран и надо отблагодарить богов за новую пищу. Через несколько дней после праздника добывают живой огонь, который будет храниться в печах всю зиму до весны.

С тлеющей головней от живого огня обходят засеянные поля и так оберегают их от «лиха и призора». Происходит при этом обходе и ритуальное опахивание поля, так, что вокруг полей движется целая процессия с огнем и плугом. В этот день переходят на новое жилище. День новоселья и переноса домового из старого очага. Делалось это так. В старой избе старуха топит печь. В полдень угли складывают в горшок. Обращаясь к запечному углу, старуха говорит: «Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье». Горшок охватывают полотенцем, закрывают крышкой и несут до нового дома. Там бабка стучит в верею и спрашивает: «Рады ли хозяева гостям?» - «Милости просим дедушку на новоселье», - отвечают ей. В доме угли кладут в печку. Горшок разбивается и хоронится под передним углом дома.

По поверью считалось, что утром на мокрые луга вылезает угорь и стряхивает на росу Все свои недуги. Потом они цепляются к людям. Знахари гадали угрями. Бросали их на угли и гадали по тому, как угорь скачет. И, наконец, приходила на землю матушка Осенина, всего на месяц. И время ее прохладное, но красивое и сытное.

15) Инсценирование. Щедровки.

Вечер под Новый год называется «щедрым вечером». В этот вечер в каждом доме обязательно варят вареники с сыром и картошкой, жарят колбасу, пекут пирожки с капустой. Мальчики и девочки идут щедровать.

Они подходят к окну какой – нибудь хаты и кричат: - Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!  Разрешите пощедровать Вам? Получив разрешение, они поют щедровки: Щедривочка щедрувала

До виконца припадала.

Що ти, титка, напыкла

Ныси нам до викна.

Як горячее – ныси нам,

Як холодно – ныхай вам.

Щедрык, ведрык

Дайте варэнык.

Грудочку кашки,

Кильцэ ковбаски.

  Хозяева выносили полную чашу вареников и колбасы, пироги с мясом, с картошкой, угощали тех, кто щедровал.

16). Посевание.

Был еще один обряд. Посевание на Новый год. Утро Нового года начиналось приходом посевальщиков. Считалось, что от первого дня зависит благополучие и удача в течение всего года.

Посевать ходили мальчики и парни. Иногда они наряжались в женское платье. Ребята надевали через плечо большие холщовые сумки, полные семян хлебных злаков, гороха, подсолнечника, фасоли. Появляясь на пороге, они говорили: «Здравствуйте, хозяева! С Новым годом!»

Мальчиков первым делом сажали на порог и просили «поквохтать» как курицы, чтобы квочки хорошо несли яйца. Когда они садились, их окропляли свяченой водой. Затем начинали посевать. Чтобы урожай был обильным, зерна бросали сначала в святой угол, а потом подбрасывали вверх.

Подкидывая зерна к потолку, посевальщики приговаривали:

Сею – вею, посеваю

С Новым годом поздравляю.

Тах –тох, тарарох!

Зароди, Боже, горох!

Жито, пшеницу,

Всяку пашницу (все, что сажают).  

Зерна потом сметали и отдавали домашней птице, чтобы она была здорова и хорошо неслась.

17) Вождение козы.

Накануне Нового года водили козу. Этот красочный веселый обряд был призван обеспечить счастье и изобилие в наступающем году.

Недаром пели: Дэ коза ходэ – там жито родэ. Дэ коза рогом – там жито стогом. Дэ коза топ – топ – там жита сто коп

.   Самое главное – сделать маску козы. Иногда маска представляла собой холщовый мешочек с бородой из овчины, соломенными рожками. Чаще маску полностью делали из дерева. Нижнюю челюсть делали подвесной и коза могла разевать рот. К рогам козы был подвешен колокольчик. Свита козы была немногочисленна.

Обычно были дид, цыган, поводырь и михоноша (нес мешок для угощений), музыкант и группа исполнителей песни в праздничных костюмах.

Вот обряд, записанный в станице Брыньковская.

Поводырь: Хозяин, пустите козу?

Хозяин с хозяйкой: Ой, заходьте, заходьте!

Поводырь: Только коза – то у нас непоседливая, шкодливая.

Хор: Добрый вычир вам, честным господам,

Мы ни самы йдем, мы козу ведем.

И рогатую, бородатую.

Нидавно бралы – булла молода,

А тэпэрычки состарилася,

Своих деточек нэ прокормыла.

Та й пишла коза в Михайливку,

А в Михайливке вси люди – стрэльци.

Хочут козу вбыть и с свита сгубыть.

Тут коза впала, ны жива стала. (поводырь причитает над козой).  

Поводырь: Ой, моя коза! Ой, моя роднэнька! Да что ж я тэпэрь буду робыты! Господи Боже мой! Ой, да усе було хорошо. Да ты ж мэни молчком обслуживала. Да я же усим дарыл то молоко. Молока много було.А тэпэрь що ж мэни робыть? Хлопцы! Кто у вас лэчить умеет?

Казак: Я лэчу!

Поводырь: Ты? А много бэрешь?

Казак: Ни-и!

Поводырь: Если устанэт коза – заплачу! (Казак делает движения руками).

 Казак: Я в одын мых вылэчу. Я знаю таку молытву… шо ой-ой-ой!

Бегала коза через мист,

Четыре лапы, пяты хвист

Шеста голова,

Хай ей и бог помога! (коза начинает шевелиться)

Поводырь: Ой-ой! Вжэ и головочкой щевэлить! Ой, да ты ж моя козюлечка!  

18). Слушание песни. - Ни один праздник на Кубани не обходился без песни.

Итог урока.

- Назовите обычаи народов Кубани.

- Как назывался праздник, в котором участвовали только мальчики?

- Для чего при строительстве жилья бросали шерсть и перья?

multiurok.ru

План-конспект урока (1, 2 класс) на тему: Традиции и обряды на Кубани

Урок кубановедения

ТЕМА:  «Традиции и обряды на Кубани»

 Планируемые результаты:

Личностные:   Научиться самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.  

Метапредметные:  Ученики должны научиться   формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные:   Учащиеся должны  научиться  различать обряды и традиции  Кубани. 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.  

                                                                               

                   Приветствие гостей.

                                                                                                     
Мы рады приветствовать вас в классе нашем  


Возможно, есть классы и лучше и краше.


Но пусть в нашем классе вам будет светло,


Пусть будет уютно и очень легко!


Поручено нам вас сегодня встречать,


Начнѐм же урок, не будем зря время терять.


- Ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями. Повернитесь ко мне лицом.     Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
 

- Какое сейчас время года?  
 -  Вы знаете, ребята, осень такая разная! Их как будто две. Одна - радостная, теплая, солнечная, в пышном убранстве, с богатыми подарками. Она как принцесса.

     И вдруг она же, но уже грустная, печальная, с тихим плачем мелкого дождя, в лоскутах опадающей листвы - словом, будто Золушка.  

-  Что это за две осени такие?
- Несколько листьев   к нам прилетели на урок. Но это необычные листья.  

 вопросы о крае.

             Сегодня на нашем уроке

             Мы в прошлое края вернёмся.

            Узнаем о быте казаков,

            Традициях , обрядах,  законах.

            Чтоб помнили мы наших предков,

            И гордо несли своё имя.

            Чтоб край наш Кубанский вовеки,

            Прославлен был во всём мире.

- Обратите внимание на доску и прочтите слова,  написанные на ней.

(на доске)  « Помни , что у казаков

                      Дружба – обычай;

                      Товарищество – традиции;

                      Гостеприимство – закон».

Эти слова будут девизом на протяжении всего нашего урока.

- Как вы думаете, о ком и о чём мы будем говорить на нашем уроке? (речь идет о казаках, о жизни казаков,   о гостеприимстве  кубанцев)

Вика  Ты был на Кубани? А ты побывай:

  Отличные люди, прославленный край.

Там примут тебя как хорошего друга.

    Артем  Покажут,  как землю ворочают плугом,

     Как хлеб убирают, как стол накрывают,

Как в горнице гостя у нас угощают.

            Андрей   Кубанцы на зависть умеют трудиться.

Люблю тебя,  край мой,

 простор Краснодарский,

и труд хлебороба,

и песни, и пляски.

       Красивое стихотворение, неправда ли? Действительно в нашем крае                                                                                                                                                                                                                                                                                   живут отличные люди,  гостеприимные.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

-Сегодня мы поговорим об особенностях   быта, обрядах  и традициях родного края.

А для этого мы совершим путешествие по станциям в историческое прошлое.

2.Основная часть.

- Первая наша остановка на станции под названием «Быт жителей родного края».  3 мин

 Я думаю, вам будет интересно вспомнить о том, как  начиналась наша Кубань.  А начиналось всё с Указа царицы  Екатерины II.  

 ( Выступление императрицы). Звучит запись колокола.

 И потянулись обозы по пыльным  степным дорогам. И стали стекаться  на необжитые земли переселенцы с  Запорожской  Сечи – казаки – запорожцы. Так  появились наши предки-казаки  на Кубани. Казаки начали обживать кубанские земли. Это была настоящая военная крепость. Они насыпали вокруг нее земляной вал, установили сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трех сторон  и надежно защищала от врагов.

( слайд 1)

 .

  Обживая земли, казаки строили себе дома (жильё) их называли: мазанки, хаты. (слайд 2)

Группа (из чего делали хаты)

        Ребята, а сейчас вы должны подобрать строительный материал тот, как вы считаете, использовали раньше наши казаки в строительстве  хаты. Перед вами лежит рисунок хаты,  вы выбираете название строительного материала,  и наклеиваете на рисунок.

(  глина, вода, солома, цемент, кирпич, штукатурка, гипсокартон, шифер)

Хаты строили из самана. Саман – это строительный материал, который делали из глины, соломы и воды. Месили саман лошади.  (Вывешивается слово саман)                         

 Хата внутри  и снаружи обязательно белилась.

Для чего?

 Белый  цвет – это символ чистоты и опрятности (аккуратности).   Крыши крыли камышом и соломой. Пол  обмазывали  глиной. Хату огораживали вот таким плетнём.

  Все гости, которые заходили в дом, крестились на правый угол, красный угол его называли,  где находились иконы, убранные вышитым рушником.  

(Вывешивается слово рушник – полотенце) 

(слайд 3)

    Вдоль стен стояли  длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать ,  по середине стоял деревянный стол. Стол являлся одним  из самых  традиционных и почитаемых предметов в доме у казака, а  сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви .  

       Украшением стола в хате был самовар.

В каждом доме   находились печь. Печь топили, готовили на ней еду, спали старики и дети. В старой казачьей пословице говорится «Печь – царица в доме.»  

А теперь давайте соберем  кубанские пословицы .

 

Пришло время навести порядок  в хозяйстве  у казака. (доска)

 Слева картинки с предметами быта, а справа слова вразброс.

«лавы» - деревянные лавки.

 

«пряха» - прялка.

 «бешмет» - одежда.

«кохточка» - кофта,  

 «кабыця»  - летняя печь.  

 

Следующая станция под названием «Обычаи и традиции».

Кубань богата на обряды. Это наша культура .

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи, их много: одни появляются, другие исчезают.

 Самая главная традиция гостеприимство.

Давайте постучимся   в двери, нам открывают радушные хозяева.

Здравствуйте, гости дорогие, божьи посланцы!

Мы гостей любим, уважаем,

На лучшее место в доме сажаем.

Трое суток у вас спрашивать не будем,

Куда едете, да какие цели.

 

Издавна так повелось, что главный запах Кубани – душистый кубанский хлеб.  

Кубанцы встречают гостей хлебом – солью. Хлеб – соль – символы гостеприимства и радушия.    

- Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла. (Угощают гостей караваем)     

Казаки соблюдали заповеди Господние, чтили основные церковные праздники, регулярно посещали церковь.    

  Сообщение детей о традициях  

1.Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. В присутствии старшего человека не разрешалось сидеть, курить и  разговаривать (без его разрешения). Считалось непристойным обгонять старика, надо было спросить разрешения, чтобы пройти. Младший старшему обязан уступить дорогу. Слова старшего человека для младшего были обязательными. При конфликтах, спорах, драках слово старшего являлось решающим (главным) и требовалось его выполнять.

 При встрече молодой  парубок (парень), казачонок должен поклониться и снять шапку. Если он проходил, задрав голову, не кланяясь, то прохожий, даже не знакомый, мог побить загордившегося молодца. Отец потом еще спасибо скажет за воспитание сына.

2.Казак голоден, а конь сыт. Без коня казак кругом сирота. Перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена. Жена кланялась в ноги коню, чтобы уберёг мужа. При проводах казака в последний путь за гробом шёл боевой конь, а уже за ним шли родные и близкие.

3.Казак рождался воином, и с появление на свет начиналась его военная школа.  Ребёнку дарили подарки: патроны, пули, лук, стрелы, ружьё. Когда ребёнку исполнялось 40 дней, отец сажал его на коня и возвращал матери, поздравляя её с казаком. Когда у него появлялись зубы, его снова сажали на коня и везли в церковь.  В 3 года дети уже свободно ездили на лошади, а в пять скакали по степи.

                А мать надевала на шею сына ладанку , в которую была зашита горсть земли и молитва от врага. Эта ладанка была своего рода талисманом, и, считалось, что защищала казака от худого.

        4.Девочки же с самого раннего детства приучались к хозяйству: шили, вышивали, рукодельничали. Любили украшать вышивками свою одежду.  Помогали по хозяйству, воспитывали младших братьев и сестер.  

Сегодня мы остановимся на Свадебном обряде. Свадьбы на Кубани  обычно проводили после уборки урожая. На Кубани говорят «А на Покров можно и свадебку сыграть». Покров отмечает православная церковь  14 октября.   Выделяли три свадебных периода ( слайд 4)

Осенний (от Успения до Филипповки)

    Зимний (от Крещения до Масленицы)

    Весенний (от Красной горки до Троицы)

     В старину свадьбы длились не менее недели . К таким свадьбам начинали готовиться  с самого рождения детей.   Свадьба была настоящим событием для всей станицы, вобравшим вековые устои дедов и прадедов. В наши дни побывать на такой казачьей свадьбе можно вряд ли, однако кое-какие элементы ее все же сохранились.    

    В субботу казаки свадеб не играли. Считалось, что это сулит тяжелую жизнь. С наступлением утра обращали внимание на погоду: ясная и солнечная,  сулила молодым счастливую супружескую жизнь, ненастная — тоскливую и унылую.

( слайд  )

В день бракосочетания невеста вставала до восхода солнца. Она обходила весь свой двор, прощаясь со всем, что ей было дорого. Затем шла в сад и начинала причитать (голосить). Вскоре появлялись ее подруги.   Потом девушки несли жениху подарок невесты — свадебную рубаху. Важно было застать его в постели и надеть на него дар непременно с застегнутыми пуговицами, что давало возможность дольше мучить жениха и получить хороший выкуп. Как правило, откупался жених от подружек цветами, конфетами, духами и помадой. Помимо этого, девушки получали свадебное платье, туфли и спешили в дом наряжать невесту.  Платье невесты могло быть белым, голубым или нежно-розовым. В свадебном наряде казачки обязательно присутствовал белый искусственный цветок, который прикалывали к платью, такой же цветок был на костюме жениха. Чтобы уберечь невесту от дурного глаза, в подол ее платья закалывали крест-накрест с четырех сторон иголки без ушек из непочатой пачки, иногда за пазуху с той же целью клали кусочки ладана. Кудри — основной элемент прически.  Делали их так: брали большой толстый гвоздь, накаляли его на жару, натирали о кусок сала и накручивали на него волосы. Завитки укладывали в несколько рядов вокруг лба и закрепляли сверху венком — этот символ девичьей чистоты хранился всю жизнь, а казачки, повторно вступавшие в брак, не надевали венок и фату. Остальные волосы заплетали в косу.

  И вот слышен конский топот, стук экипажей, песни, выстрелы. Это жених со своими гостями подъехал ко двору.

Ну, а сейчас мы посмотрим, как же проходил выкуп невесты.  

   
Настя Цыганенко  Понаехало гостей
Со всех дальних волостей.
При параде все, красивы,
Это диво, так уж диво!
Раз пришли - не отступайте,
Хором дружно отвечайте!
Что ж вы, да всей толпой
К нам приехали домой?
Что влечёт вас в это место?
Отвечайте нам...

 отвечают: Невеста!

Вика Боурош  Ах, невеста, говорите,
Ну, тогда уж не взыщите.
Приготовьтесь дань платить,
Чтоб невесту раздобыть

Женя Вертепа Наша  невеста.
Из самого сдобного теста,
Уста — словно сахар медовый,
Глаза — с солнцем спорить готовы.
Слова — что халва — это ж надо,
А голос — для слуха услада.

Настя Кондра Наш товар - Ваш купец.
Расплатись-ка, молодец.
Чтобы дальше путь продолжить
Нужно наш пакет наполнить,
Можно чистыми монетами,
Можно  и конфетами.

Жених выбирает бочонок из первой коробки. Варианты надписей на карточках: "Каланча пожарная", "Метр в шапке"  

Каланчу вы не хотите?
Что ж, пожалуйста, платите!

 
"Метр в шапке". Не нужна?
Заплатите нам сполна.


Жених выбирает бочонок, в котором теперь карточка с именем. Варианты надписей на карточках: "Тракторина", "Олимпиада

   
-Что у вас такая мина?
Не устроит Тракторина?

-Олимпиада!?

 И такую вам не надо.

А что ж ваш жених так мало говорит, може у него голоса нет? А ну -  ка спой нам.

Ну а теперь мы посмотрим, целы руки- ноги у вашего жениха. Ну – ка станцуй нам!

 Все ты сделал по порядку,
Песню спел, сплясал вприсядку,
Откупился ты с полна,
Получай, она твоя!

Молодые стоят в воротах из цветов. 

 Сыплю на вас рожь,
Чтоб ваш род был хорош,
Посыпаю пшеницей ярой,
Чтоб вы дружной были парой!

Ребята,  как вы думаете,         какой должна быть основа дома ,какими кач   должен обладать чел. чтобы построить семью?

Кубанская песня лучший рассказ о жизни казака.  Как бы трудно не жилось народу в прошлом, но без песни - ни шагу. В песнях душа народа .    Песня – целительница, песня – плач, песня – пляска.

 «Ой да на Кубани зори ясны».  

  1. Щедра наша Кубань! Но щедрость свою она дарит тем людям, кто заботится о ней ,кто лелеет ее, кто хранит яркие страницы истории нашей Кубани и передает все из поколение  в поколение.  

Ты цвети моя Кубань,

Становись всё краше.

Не уронит честь казачью

Поколенье наше!

Закрепление.

 Игра «Подкова» В старину на Кубани считалось: «Кто найдёт подкову, тому она и счастье принесет»

V. Итог урока.    

 

VI. Домашнее задание.

- Нарисуйте то, что запомнилось каждому на уроке:     казак, хата и т.д.

nsportal.ru

«Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани»

Тема: «Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани»

Учебник «Кубановедение» Мирук М.В., рабочая тетрадь по кубановедению – Т.А. Науменко

Цель: познакомить учащихся с обычаями и традициями народов, живущих на Кубани.

Задачи:

Образовательная: формировать представления о народах Кубани

Воспитательная: воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению, доброту и уважение к традициям.

Развивающая: прививать любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям кубанского народа;

Планируемые результаты:

-Предметные: формировать в сознании детей целостную картину жизни древних славян; переносить информацию с карты учебника в контурную карту;

-Метапредметные результаты: взаимодействовать в группе; формулировать выводы из изученного материала; осуществлять самопроверку и оценку своих достижений на уроке.

-Личностные результаты: понимать важность изучения древней истории России.

Оборудование: учебник «Кубановедение» Мирук М.В 4 класс, предметы быта, рисунки с изображением народов, живущих на Кубани, компьютер, мультимедийный проектор.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемый метод обучения

Орг.момент

-Проверка готовности к уроку и кол-во детей

-Концентрация внимания детей на учителе

-Приветствие

-готовятся к уроку

-приветствуют учителя

Мотивационный

-Проверка дом.задания

Вводная беседа:

-Определение темы, цели и задач урока с обучающимися с наводкой учителя.

-Ребята, как вы понимаете значение выражения «духовная культура народа»? (Обычаи, традиции, фольклор народа.)

- А какие вы знаете народы, проживающие на территории Краснодарского края? (Русские, адыги, украинцы, белорусы, греки, грузины, армяне, немцы и многие другие.) Правильно.

Итак, сформулируйте тему урока (Тема нашего урока «Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани»)

-Отвечают домашнее задание

-В соавторстве с учителем определяют тему урока, цели и задачи.

-Определяют зачем им нужна, важна эта тема

Словесный

Изучение нового материала (учебно-познавательный этап)

- Каким общим словом можно назвать все народы, проживающие на территории Кубани? Ответить на этот вопрос вам поможет ребус.

(Приложение 2)

- Кто такие земляки?

Отвечают на поставленные вопросы:

-Земляки

-Люди, живущие в одной местности, у которых одна малая родина. Земляк – рождённый с кем-нибудь в одной местности, области, государстве.

Словесный

Понятия

- проработать понятия: земляки, фольклор

-Записывают определения

План изучения материала

Рассказ учителя:

Мы такие разные, но нас всех объединяет наш общий дом – Кубань.

Кубань - многие народы прошли через эту землю. И кто хоть раз попал в её бескрайние объятья, ощутил дыхание кубанского чернозема, окунулся в бездонную черноморскую синь, тот так и остался на этой земле.

Всех жителей городов, станиц, посёлков Краснодарского края можно назвать одним словом - кубанцы. А ещё все мы – Земляки. Среди наших земляков-кубанцев – люди ста двадцати национальностей. Наиболее многочисленные группы населения: русские – 4 миллиона 300 тысяч, армяне - свыше 240 тысяч, украинцы – 200 тысяч, белорусы – 38 тысяч, греки - 30 тысяч. Проживают на территории края абхазы, адыги, корейцы, азербайджанцы, немцы, поляки, кубанские казаки, крымские татары и др.

-Предлагает посмотреть рисунки с изображением народов)

У каждого народа, каждой национальности своя история. Каждый народ обладает своими праздниками, традициями, обычаями и мы обязательно должны чтить и уважать культуру наших соседей, земляков.

Готовясь к уроку, ребята нашего класса разделились на группы. Каждая группа собирала информацию, изучала обычаи и традиции тех народностей, представители которых учатся в нашем классе, живут и работают в нашем городе.

Представление групп:

1 группа - армяне

2 группа – адыги

4 группа – кубанские казаки

У каждого народа много своего, не похожего на других, и в этом мы сейчас убедились, но каждому из нас, хочется жить в мире и согласии. Каждому хочется, чтобы ярко светило солнце, чтобы тебя понимали и любили. И именно в это сложное время мы должны говорить о толерантности. Это понятие уже вам знакомо, так как мы не раз проводили классные часы с данной тематикой. Поэтому давайте вспомним, что же такое «толерантность».

С традициями каких народов мы сегодня познакомились?

- Мы узнали, что все народы имеют свою историю, а что объединяет народы? (У всех народов есть обычаи, традиции)

-слушают учителя

-просматривают рисунки с изображением народов

-Учащиеся, заранее разделённые на группы представляют народы определённой национальности. (приложение 1)

-отвечают на вопросы учителя

Толерантность - это милосердие.

Толерантность - это сострадание.

Толерантность - это уважение.

Толерантность - это терпение.

Толерантность - это дружба.

Словесный

Наглядный

Практический

Контроль и оценка достижений

- С традициями каких народов мы сегодня познакомились?

- Какие народные обычаи вам известны?

-отвечают на вопросы

Словесный

Дом. задание

-прочитать материал на стр. 94-95 учебника

-Записывают информацию о домашнем задании

Рефлексия

«Что вы уже знали по теме?»

«Что узнали нового?»

-Отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность

Приложение 1

Учащиеся, заранее разделённые на группы представляют народы определённой национальности:

1 группа - армяне

1 ученик:

С вершин Арарата, той древней земли

Обычаи предков с собой принесли

Армяне – веселый и дружный народ,

Который прекрасные песни поет.

2 ученик:

Армянин в поле вышел

Нежно тронул руками лады.

И запела зурна о великой любви

К той земле, где живет армянин.

Ученики рассказывают о национальных праздниках.

2 группа – адыги

Знакомит с традициями и обычаями адыгейского народа.

1 ученик:

О, Адыгея, родная моя!

Благословенная предков земля. Здесь по законам чести живут,

Чтут стариков и обычаи чтут.

2 ученик:

Каждый адыг может гостя принять,

Может коня на скаку оседлать.

Адыг друга не оставит в беде,

В горе поможет ему и в нужде.

Ребята собирают пословицы:

Ласковое слово смягчает сердце.

Дружба и братство – дорогие богатства.

Есть вместе - вкуснее, работать вместе – веселее.

В жизни человеку нужны три вещи: терпеливость, сладкий язык и умение хранить тайну.

3 группа – греки

Родную Кубань полюбили навеки

Веселые, щедрые, вольные греки.

Покинув когда-то родную Элладу,

В Кубани цветущей нашли мы отраду

Кубани мы песни свои посвящаем

И Щедрое сердце ее прославляем

Работа по карте

4 группа – кубанские казаки

-В пятнадцатом веке в России возникло казачество. А в восемнадцатом веке царица Екатерина вторая повелела казакам заселить Кубань, чтобы охранять южные рубежи России от кочевников. С тех пор и живут казаки на Кубани вот уже 200 лет. В мирное время они возделывают поля и разводят скот, а в тревожные военные времена все, как один, становятся под ружьё. Жили казаки на Кубани, хранили казачьи традиции, и для них не пустыми словами были такие понятия, как честь, доблесть, любовь к родной земле.

2 ученик:

-Родители с раннего детства учили детей: не убивай, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи женской честью, помогай бедным, не обижай сирот, защищай от врагов Отечество, но прежде всего крепи веру православную, и добавляли: если кому-то что то можно, то нам нельзя – мы Казаки!

Вот какие заповеди были у казаков.

Приложение 2


multiurok.ru

Методическая разработка (2 класс) по теме: Урок кубановедения по теме: «Кубань - многонациональный край». 2 класс

Цыганкова Светлана Владимировна                            


Тема урока: Кубань - многонациональный край.   2  класс

Цель.

1. Воспитание гуманной личности в духе братства народов, интернационалистических убеждений.

Задачи урока.

  1.  Формирование у школьников знаний об истории,  культуре и традициях Кубани.
  2. Развитие умения анализировать,  обобщать, делать выводы, сравнивать.
  3.  Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине.

Ход урока.

1.Организация класса.

Прозвенел звонок для нас!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.
Урок кубановедения  начнём.

     -  Прочитать девиз урока.                                                    

     ,,Где есть желание, там всегда будет … результат.

     - А что для вас результат?

     - А я хочу еще добавить, что  “Лучший способ изучения чего - либо - это    открыть самому”.

     - Сегодня мы будем работать на результат, открывая новые знания.

2. Аукцион знаний.

    (Аукцион – публичная продажа чего-то, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.)

- За каждый полный правильный ответ я буду давать сову- символ мудрости.

1). Назвать край, в котором мы живём.

2). Почему Краснодарский край иногда называют Кубанью?

3).  Назвать домашнее животное, которое было помощником казаку на военной службе, на работе,  в поле?  

4). Основное занятие казаков?

5). Какие цвета составляют флаг Краснодарского края? Что обозначает каждый цвет?

3. Сообщение темы урока.

    - Есть ещё одна трактовка, т.е. объяснение смысла цветов флага:

Синий - донцы, казаки-переселенцы с Дона;

Малиновый - запорожцы;

Зелёный - горцы.

 - Ребята, флаг объединил в единое целое несколько народностей.

- «Кубань - многонациональный край» - это тема нашего урока.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О дружбе, национальностях, населяющих Кубань, о толерантности, о культуре и традициях Кубани).

- В  словаре Ожегова дано такое объяснение этого  слова:

-«Национальность (народность) - исторически сложившаяся общность людей с общим языком, культурой, экономикой и территорией».

 4. Введение в тему урока.

- В вашем классе тоже учатся дети разных национальностей?

- Назовите свою национальность на родном языке.

- А в крае по последней переписи населения проживают более 120 национальностей: русские, армяне, украинцы, белорусы, греки, адыгейцы, немцы.

-Все мы живём одной дружной семьёй и гордо называем себя кубанцами.

- Чтобы больше узнать  о Кубани я предлагаю нам вместе с вами создать устный журнал.

- Давайте назовём его по теме урока.

5. Работа по теме урока.

И первая стр. нашего журнала будет называться «История заселения Кубани».  (С Дона, Тульской Воронежской, Курской губерний).

      По мнению ученых первые люди на Кубани появились более 500 тыс. лет назад, пройдя  с юга по рекам и горным перевалам Кавказа. Кубань – земля древних цивилизаций с мировой культурой.
    Коренным населением Прикубанья являются меоты – предки современных  адыгов.

Русские заселили Кубань с конца XVIII века.

      В феврале 1792г в С-Петербург отправилась депутация от казаков во главе с войсковым судьей Антоном Головатым  с просьбой о разрешении переселиться на земли Кубани.

           30 июля 1792 г.  Екатерина II  подписала грамоту о пожаловании Черноморскому казачьему войску «В вечное владение» правобережье р. Кубань».      

   Весной 1793 г., подойдя к высокому берегу реки Кубани,  казаки заложили крепость,. В знак  благодарности   казаки  назвали свой «войсковой  град»  именем  Екатерины.    Это был будущий город Краснодар.

  2 страница Духовность и культура Кубани. Сейчас Краснодар – не только административный, но и православный центр Кубани, в котором находятся действующие храмы. При храмах созданы воскресные школы и интернаты для обездоленных  детей разных национальностей. В Армавире действует армянская церковь, в аулах - мечети.

        Всему миру известен Кубанский казачий хор, бессменным руководителем которого является Виктор Гаврилович Захарченко. В 2011 году хору исполняется 200 лет. Посмотрите фрагмент выступления. Казаки очень любили песни. В них отражены нелегкая судьба казачества, труд и подвиг.

- Вы,    конечно, обратили внимание, что поют на русском, танцуют по - кавказки, а папаху и черкеску  позаимствовали  у соседей с Северного Кавказа.

-А как одеты казачки? (Одежда удобная, нарядная украшена вышивкой).

- И даже в вышивке переплелись традиции двух народов.  (РУШНИК)

- Люди, которые заселяли Кубань, принесли свои обряды, обычаи, говор. Культура и обычаи тесно переплелись, дополняя друг друга.

- Мы не можем не вспомнить замечательного композитора Григория Фёдоровича Пономаренко, который родился на Украине, но долгие годы жил на Кубани.(Песня «Рапрягайте хлопцы коней)

3 стр. Фольклор Кубани.  

      У Кубанского фольклора есть свои особенности, кубанская речь представляет собой объединение украинского и русского языков, а также заимствованные слова из языков горцев.

- Среди бытующих на Кубани  пословиц и  поговорок немало общерусских, но произносятся на свой лад, на кубанском диалекте.

        Очи бояться, а руки роблять.

           (Глаза боятся, а руки делают.)

          Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы.

          (Не будет скуки, если заняты руки.)

          Живэ, як мыша в крупах.

         (Живет, как кот в сметане.)

         Що посеешь, то и пожнешь.

         (Что посеешь, то и пожнешь.)

Игра «Собери пословицу».

  1. Казак без седла - что черкес без кинжала.
  2. Куда казака доля не закинет - все будет казак.
  3. Казак голоден, а конь его сыт.
  4. Человек без родины, что соловей без песни.
  5. Береги землю родимую, как мать любимую.

  4 стр.  Литература Кубани.

 - Литература Кубани интересна и многогранна. И сегодня мы не можем не вспомнить замечательного писателя Адыгеи Исхака Машбаша, кот. Исполнится  80 лет.

Адыги на земле своей живут
Их издавна черкесами зовут
Смеются солнцу, добрых ждут дождей
Живут адыги на земле моей 

Давно не пахнут порохом ущелья
И песен мести пули не поют.
Бывает жарко только от веселья,
Когда невесту замуж выдают 

И выстрелами миру возвестят,
Что человека нового растят.
Адыги на земле своей живут
Их издавна черкесами зовут. 

Живут адыги на земле своей –
Смеются солнцу, добрых ждут дождей.
Детей растят и собирают в путь,
Благословляя: Человеком будь!  

- К чему призывает поэт?

- Когда должны звучать выстрелы?

Учитель.  Прочитать стихотворение В.Б. Бакалдина.

- Работа по тексту стихотворения.

- Строки выходят из души такого человека, который безгранично любит свою Родину, свой край.

5 стр. Спортивная жизнь Кубани.

В с. Коноково живёт замечательная девушка  Шаинова Марина, выпускница МОУСОШ №4 , которая защищала на олимпийских играх честь не только нашей большой страны, нашего края, но и нашего района. Но посмотрите на сборную команду, ведь там спортсмены разных национальностей, т.е. можем сказать, что и победа наша многонациональна.

6 стр. Помнит мир спасённый.

- Какая приближается дата, очень важная для нашей страны? (9 мая)

- Только сражаясь плечом к плечу, воины разных национальностей  смогли одержать победу. На героической Малой земле  воевали кубанские пионеры Витя Коваленко- украинец, Женя Барабаш - белорус, Ваня Савинов - русский. Все они удостоены орденов и медалей, но не дожили до победы.

Учитель.  Я хочу рассказать притчу (иносказательный рассказ с нравоучением)

«Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете : ну и что, мало ли больших семей на свете, но дело в том , что семья была особая- мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли люди говорят. Прибыл он в село и видит: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Владыка взял бумагу и удивился. На листе было написано сто раз любовь, сто раз терпение, сто раз прощение. Прочёл владыка и спросил: - И всё?

-Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой ладной семьи».

Учитель. - Встаньте, возьмитесь за руки. Посмотрите, какая большая дружная семья. О каких словах  должны помнить?  (Любовь, терпение, прощение). Мы должны крепко держаться за руки, чтобы нас никто не мог разъединить.

Дети Мира, за руки возьмитесь!
Шар земной обнять под силу вам.
Войны на Земле остановите!
Мир подвластен детским голосам.

Милые мальчишки и девчонки,
Научите взрослых мирно жить.
Детские, прекрасные ручонки,
Постарайтесь Мир наш сохранить.

Итог урока.

- В каком году переселились на Кубань казаки черноморцы?

- Сколько национальностей живёт в Краснодарском крае?

- На каких трёх словах держится лад в семье?

Рефлексия.

Источники информации: 

  1. Путешествие по родному краю. Природоведение. Учебное пособие для учащихся 4 класса начальной школы. ОИЦП «Перспективы образования» Краснодар 1999г.;
  2. История Кубани в рассказах и иллюстрациях. Учебник для 4,5 классов общеобразовательных учреждений. ОИЦП «Перспективы образования» Краснодар., 2002г.;
  3. Занимательное краеведение. В.И. Борисов. Краснодарское книжное издательство. Краснодар, 2005;
  4. South of Russia Краснодарский край - land of two seas.
  5. Сайт кубановедения  http://www.kubanoved.kubannet.ru/ 
  6.  Сайт  культура Кубани http://http://kultura.kubangov.ru/http://kultura.kubangov.ru 
  7. Сайт Кавказский заповедник http://kgpbz.ru/ 

Сайт  юга России http://www.yuga.ru/

nsportal.ru

Урок кубановедения на тему "Обряды и традиции на Кубани"

Разделы: Начальная школа


Планируемые результаты:

Личностные: научиться самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: ученики должны научиться формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные: учащиеся должны научиться различать обряды и традиции Кубани.

1. Организационный момент.

Приветствие гостей

Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнем же урок, не будем зря время терять.

- Ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями. Повернитесь ко мне лицом. Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей.

- Какое сейчас время года?

- Вы знаете, ребята, осень такая разная! Их как будто две. Одна - радостная, теплая, солнечная, в пышном убранстве, с богатыми подарками. Она как принцесса.

И вдруг она же, но уже грустная, печальная, с тихим плачем мелкого дождя, в лоскутах опадающей листвы - словом, будто Золушка.

- Что это за две осени такие?

- Несколько листьев к нам прилетели на урок. Но это необычные листья.

Вопросы о крае.

1. Как называется наш край?

2. Назовите главную реку края?

3. Как зовут губернатора нашего края?

4. Посмотрите на герб и скажите, что символизирует гостеприимство края?

5. Назовите главный город нашего края?

Сегодня на нашем уроке
Мы в прошлое края вернёмся.
Узнаем о быте казаков,
Традициях, обрядах, законах.
Чтоб помнили мы наших предков,
И гордо несли своё имя.
Чтоб край наш Кубанский вовеки,
Прославлен был во всём мире.

- Обратите внимание на доску и прочтите слова, написанные на ней.

(На доске)

“Помни, что у казаков
Дружба – обычай;
Товарищество – традиции;
Гостеприимство – закон”.

Эти слова будут девизом на протяжении всего нашего урока.

3. Решение учебной задачи.

Ты был на Кубани? А ты побывай:
Отличные люди, прославленный край.
Там примут тебя как хорошего друга.

Покажут, как землю ворочают плугом,
Как хлеб убирают, как стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают.

Кубанцы на зависть умеют трудиться.
Люблю тебя, край мой,
Простор Краснодарский,
И труд хлебороба,
И песни, и пляски.

- Красивое стихотворение, не правда ли?

- Как вы думаете, о ком и о чём мы будем говорить на нашем уроке? (Речь идет о казаках, о жизни казаков, о гостеприимстве кубанцев)

- А для этого мы совершим путешествие по станциям в историческое прошлое.

4. Путешествие по станциям.

- Первая наша остановка на станции под названием “Быт жителей родного края”. 3 мин.

Я думаю, вам будет интересно вспомнить о том, как начиналась наша Кубань. А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II.

(Выступление императрицы). Звучит запись колокола.

И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. И стали стекаться на эти земли переселенцы с Запорожской Сечи – казаки – запорожцы. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Казаки начали обживать кубанские земли. Это была настоящая военная крепость.

(Слайд 1)

.Обживая земли, казаки строили себе дома (жильё) их называли: мазанки, хаты. (Слайд 2)

Группа (из чего делали хаты)

- Ребята, а сейчас вы должны подобрать строительный материал тот, как вы считаете, использовали раньше наши казаки в строительстве хаты. Перед вами лежит рисунок хаты, вы выбираете название строительного материала, и наклеиваете на рисунок.

(Глина, вода, солома, цемент, кирпич, штукатурка, гипсокартон, шифер)

Хаты строили из самана. Саман – это строительный материал, который делали из глины, соломы и воды. Месили саман лошади. (Вывешивается слово саман)

Хата внутри и снаружи обязательно белилась.

Для чего?

Белый цвет – это символ чистоты и опрятности (аккуратности). Крыши крыли камышом и соломой. Пол обмазывали глиной. Хату огораживали вот таким плетнём.

Все гости, которые заходили в дом, крестились на правый угол, красный угол его называли, где находились иконы, убранные вышитым рушником.

(Вывешивается слово рушник – полотенце)

(Слайд 3)

Вдоль стен стояли длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать, по середине стоял деревянный стол. Стол являлся одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака, а сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви.

В каждом доме находились печь. Печь топили, готовили на ней еду, спали старики и дети. В старой казачьей пословице говорится “Печь – царица в доме”.

А теперь давайте соберем кубанские пословицы.

Биз Бога ни до порога. (Без благословения не делается ничего)

  • Каждый казак государь в своем дворе.
  • Без хозяина двор плачет, а без хозяйки дом – сирота.
  • Нэ сыды сложа рукы, тай не будэ и скукы.
  • Живэ, як мыша в крупах.
  • Вик жыви - вик учись.

Пришло время навести порядок в хозяйстве у казака. (Доска)

Слева картинки с предметами быта, а справа слова вразброс.

“Лавы” - деревянные лавки.

“Пряха” - прялка.

“Кохточка” - кофта.

“Кабыця” - летняя печь.

Следующая станция под названием “Обычаи и традиции”.

Кубань богата на обряды. Это наша культура.

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи, их много: одни появляются, другие исчезают.

Самая главная традиция - гостеприимство.

Давайте постучимся в двери, нам открывают радушные хозяева.

Здравствуйте, гости дорогие, божьи посланцы!
Мы гостей любим, уважаем,
На лучшее место в доме сажаем.
Трое суток у вас спрашивать не будем,
Куда едете, да какие цели.

Издавна так повелось, что главный запах Кубани – душистый кубанский хлеб.

Кубанцы встречают гостей хлебом – солью. Хлеб – соль – символы гостеприимства и радушия.

- Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла. (Угощают гостей караваем)

Казаки соблюдали заповеди Господние, чтили основные церковные праздники, регулярно посещали церковь.

5. Сообщение детей о традициях.

1. Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. В присутствии старшего человека не разрешалось сидеть, курить и разговаривать (без его разрешения). Считалось непристойным обгонять старика, надо было спросить разрешения, чтобы пройти. Младший старшему обязан уступить дорогу. Слова старшего человека для младшего были обязательными. При конфликтах, спорах, драках слово старшего являлось решающим (главным) и требовалось его выполнять.

При встрече молодой парубок (парень), казачонок должен поклониться и снять шапку. Если он проходил, задрав голову, не кланяясь, то прохожий, даже не знакомый, мог побить загордившегося молодца. Отец потом еще спасибо скажет за воспитание сына.

2. Казак голоден, а конь сыт. Без коня казак кругом сирота. Перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена. Жена кланялась в ноги коню, чтобы уберёг мужа. При проводах казака в последний путь за гробом шёл боевой конь, а уже за ним шли родные и близкие.

3. Казак рождался воином, и с появление на свет начиналась его военная школа. Ребёнку дарили подарки: патроны, пули, лук, стрелы, ружьё. Когда ребёнку исполнялось 40 дней, отец сажал его на коня и возвращал матери, поздравляя её с казаком. Когда у него появлялись зубы, его снова сажали на коня и везли в церковь. В 3 года дети уже свободно ездили на лошади, а в пять скакали по степи.

А мать надевала на шею сына ладанку, в которую была зашита горсть земли и молитва от врага. Эта ладанка была своего рода талисманом, и, считалось, что защищала казака от худого.

4. Девочки же с самого раннего детства приучались к хозяйству: шили, вышивали, рукодельничали. Любили украшать вышивками свою одежду. Помогали по хозяйству, воспитывали младших братьев и сестер.

Сегодня мы остановимся на Свадебном обряде. Свадьбы на Кубани обычно проводили после уборки урожая. На Кубани говорят “А на Покров можно и свадебку сыграть”. Покров отмечает православная церковь 14 октября. Выделяли три свадебных периода. (Слайд 4)

  • Осенний (от Успения до Филипповки).
  • Зимний (от Крещения до Масленицы).
  • Весенний (от Красной горки до Троицы).

В старину свадьбы длились не менее недели.

В субботу казаки свадеб не играли. Считалось, что это сулит тяжелую жизнь. С наступлением утра обращали внимание на погоду: ясная и солнечная, сулила молодым счастливую супружескую жизнь, ненастная — тоскливую и унылую.

(Слайд)

В день бракосочетания невеста вставала до восхода солнца. Она обходила весь свой двор, прощаясь со всем, что ей было дорого. Затем шла в сад и начинала причитать (голосить). Вскоре появлялись ее подруги. Потом девушки несли жениху подарок невесты — свадебную рубаху. Важно было застать его в постели и надеть на него дар непременно с застегнутыми пуговицами, что давало возможность дольше мучить жениха и получить хороший выкуп. Как правило, откупался жених от подружек цветами, конфетами, духами и помадой. Помимо этого, девушки получали свадебное платье, туфли и спешили в дом наряжать невесту. Платье невесты могло быть белым, голубым или нежно-розовым . Чтобы уберечь невесту от дурного глаза, в подол ее платья закалывали крест-накрест с четырех сторон иголки без ушек из непочатой пачки, иногда за пазуху с той же целью клали кусочки ладана. Кудри — основной элемент прически.  Делали их так: брали большой толстый гвоздь, накаляли его на жару, натирали о кусок сала и накручивали на него волосы. Завитки укладывали в несколько рядов вокруг лба и закрепляли сверху венком — этот символ девичьей чистоты хранился всю жизнь, а казачки, повторно вступавшие в брак, не надевали венок и фату. Остальные волосы заплетали в косу.

И вот слышен конский топот, стук экипажей, песни, выстрелы. Это жених со своими гостями подъехал ко двору.

Ну, а сейчас мы посмотрим, как же проходил выкуп невесты.

Инсценировка выкупа невесты

Настя Цыганенко:

Понаехало гостей
Со всех дальних волостей.
При параде все, красивы,
Это диво, так уж диво!
Раз пришли - не отступайте,
Хором дружно отвечайте!
Что ж вы, да всей толпой
К нам приехали домой?
Что влечёт вас в это место?
Отвечайте нам...

Отвечают: Невеста!

Вика Боурош:

Ах, невеста, говорите,
Ну, тогда уж не взыщите.
Приготовьтесь дань платить,
Чтоб невесту раздобыть

Женя Вертепа:

Наша невеста.
Из самого сдобного теста,
Уста — словно сахар медовый,
Глаза — с солнцем спорить готовы.
Слова — что халва — это ж надо,
А голос — для слуха услада.

Настя Кондра:

Наш товар - Ваш купец.
Расплатись-ка, молодец.
Чтобы дальше путь продолжить
Нужно наш пакет наполнить,
Можно чистыми монетами,
Можно и конфетами.

Жених выбирает бочонок из первой коробки. Варианты надписей на карточках: "Каланча пожарная", "Метр в шапке"

Каланчу вы не хотите?
Что ж, пожалуйста, платите!

"Метр в шапке". Не нужна?
Заплатите нам сполна.

Жених выбирает бочонок, в котором теперь карточка с именем. Варианты надписей на карточках: “Тракторина”, “Олимпиада”.

- Что у вас такая мина?
Не устроит Тракторина?

- Олимпиада!?
- И такую вам не надо.

А что ж ваш жених так мало говорит, може у него голоса нет? А ну-ка спой нам.

Ну а теперь мы посмотрим, целы руки - ноги у вашего жениха. Ну-ка станцуй нам!

Все ты сделал по порядку,
Песню спел, сплясал вприсядку,
Откупился ты с полна,
Получай, она твоя!

Молодые стоят в воротах из цветов.

Сыплю на вас рожь,
Чтоб ваш род был хорош,
Посыпаю пшеницей ярой,
Чтоб вы дружной были парой!

Каждая семья стремится построить свой дом, используя самый лучший строительный материал, чтобы дом был крепким, уютным.

- Подумайте, а чтобы семья была крепкая, какие качества могут быть её основой. У вас на столе лежат кубики выберите те, которые по вашему мнению могут быть основой семьи.

(Строительство дома из кубиков) доброта, взаимопомощь, вежливость, ненависть, внимание, любовь, дружба, верность, зло, справедливость, честность, доверие, ссоры, месть, взаимопонимание,

Такой дом будет стоять вечно!

Кубанская песня лучший рассказ о жизни казака. Как бы трудно не жилось народу в прошлом, но без песни - ни шагу. В песнях душа народа. Песня – целительница, песня – плач, песня – пляска.

“Ой, да на Кубани зори ясны”.

Закрепление. Рефлексия

Настоящий казак должен посадить дерево, построить дом, родить и воспитать сына. На Кубани в каждом дворе росли вишни. Из них пекли пироги, варили вареники. У нас тоже есть вишня. И если вы узнали что-то новое для себя, вам понравился урок, повесьте на наше дерево красную вишню. Ну, а если, что-то не совсем получилось, повесьте зеленую.

Игра “Подкова”

В старину на Кубани считалось: “Кто найдёт подкову, тому она и счастье принесет”.

Щедра наша Кубань! Но щедрость свою она дарит тем людям, кто заботится о ней, лелеет ее, кто хранит яркие страницы истории нашей Кубани и передает все из поколение в поколение.

Ты цвети моя Кубань,
Становись всё краше.
Не уронит честь казачью
Поколенье наше!

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

- Нарисуйте то, что запомнилось вам на уроке: казак, хата и т.д.

Презентация

20.07.2012

urok.1sept.ru

Краснодарский край – многонациональный край

Разделы: География


Цели урока:

  1. Обучающая – познакомить с особенностями национального состава населения Краснодарского края.
  2. Развивающая – развивать умение работать с Интернетом (требуемыми сайтами).
  3. Воспитывающая – воспитание культуры межнационального общения в современном мире.

Тип урока: комбинированный урок.

Научно-методическое содержание урока. Краснодарский край – многонациональный край. Формирование современного национального состава края. Многообразие культур и народов Кубани. Межэтнический мир и согласие.

Ведущие понятия: народ (этнос), толерантность, ассимиляция.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о нашей Кубани как многонациональном крае.

Богат наш край садами и хлебами.
Цемент и нефть он Родине дает…
Но самый ценный капитал Кубани –
Простой и скромный труженик – народ.

(В. Подкопаев.)

- О чем это стихотворение? (Ответы учеников.)

- Какие особенности имеет национальный состав населения Краснодарского края, как он сформировался? На эти вопросы поможет нам ответить изучение темы: Краснодарский край – многонациональный край.

- Общая численность населения края составляет 5,2 млн. человек (по данным на 1 января 2010 года). Краснодарский край занимает 3-е место среди регионов Российской Федерации по числу жителей – после Москвы и Московской области. Удельный вес городского населения составляет 52,5%, сельского – 47,5%. Плотность населения – 67,9 чел/км2 (данные 2010 года).

- На территории Краснодарского края проживают представители более ста народов. Основную часть населения составляют русские. Для нашего региона характерно компактное расселение групп различной национальности, как проживающих с древних времен – греки, армяне, украинцы, адыги, так и появившихся сравнительно недавно – немцы, турки-месхетинцы, крымские татары. С конца 1980-х годов в регион усилился приток мигрантов, как русских, в основном из республик Закавказья, так и других национальностей. В крае проживает:

  • 4300 тыс. русских,
  • 246 тыс. армян,
  • 193 тыс. украинцев,
  • 38 тыс. белорусов,
  • 30 тыс. греков,
  • 20,2 тыс. немцев,
  • 19,3 тыс. адыгейцев.

- Наша школа – дом, в котором уютно детям разных народов. А наш класс – многонациональная семья. Ребята, какие национальности представлены в нашем классе? (Ответы учеников.)

  Мир Россия Краснодарский край
Количество народов 4000 130 120
Крупнейшие по численности народы. Китайцы – 20%
Хиндустанцы – 7,2%
Англичане – 6,1%
Бенгальцы – 4,1%
Русские – 3,6%
Русские – 43%
Татары – 3,7%
Украинцы – 3%
Народы Дагестана – 1,5%
Русские – 82,3%
Армяне – 5,4%
Украинцы – 2,6%
Греки – 0,5%
Адыгейцы – 0,2%

- Какова причина многонационального состава населения Краснодарского края? Как шло формирование современного национального состава Кубани?

Учитель: Близость к Черному морю и Кавказу определила историю края. Несмотря на благоприятные природные условия, он был мало освоен до присоединения к России, так как земледельцы все время подвергались набегам воинственных горцев. Первые поселения здесь появились не позднее, чем 10 тысяч лет назад. От эпохи каменного века остались многочисленные дольмены. В античное время здесь основывали колонии древние греки. Адыгейские племена расселились здесь в середине второго тысячелетия до нашей эры. В Средние века были основаны колонии генуэзских купцов, поддерживавших тесные связи с различными адыгейскими племенами. Впервые славяне появились здесь в 10 веке. Русский город Тмутаракань на Северном Кавказе просуществовал до монголо-татарского нашествия. В начале 18 века на Кубани оседают старообрядцы-некрасовцы – сторонники казацкого вождя Игната Некрасова. Планомерное заселение Кубани российскими подданными началось после побед России в войнах с Турцией во второй половине 18 века. Екатерина II переселила на Кубань Запорожское казачье войско. В 19 веке между Турцией и Россией был произведен обмен населением – из Турции были выселены православные (греки и болгары), с Северного Кавказа – черкесы, исповедующие ислам.

- Как вы думаете, люди разных национальностей живут обособленно или взаимодействуют друг с другом? (Ответы учеников.)

Учитель: Правильно, процесс слияния одного народа с другим путем усвоения его языка, культуры называется ассимиляцией. Многие из русских, особенно на западе и севере края, в быту «балакают», то есть употребляют в речи много украинизмов. Армяне Краснодарского края проживают в основном на юге края. Греков, немцев и турок в крае снизилось после репрессивных переселений 1930-1940-х годов; адыги (шапсуги, натухайцы и др.), сейчас немногочисленные, являются аборигенными обитателями края.

- Как общаются между собой люди разных национальностей? (Русский язык является государственным и языком межнационального общения.)

- Мы с вами выяснили, что Краснодарский край – многонациональный край. Какая проблема стоит перед людьми наиболее остро? (Проблема межнациональных отношений.)

- Что необходимо делать, чтобы избежать межнациональных конфликтов? (Необходима политическая стабильность, экономическое благополучие, соблюдение законов (Конституция РФ), формирование способностей предупреждать межнациональные конфликты и разрешать их ненасильственными средствами. Толерантность.)

Интересные факты.

- В VI веке до нашей эры на Таманском полуострове и Черноморском побережье располагались древнегреческие колонии: Фанагория, Кепа, Гермонасса, Горгиппия.

- В I веке нашей эры реку Кубань греки называли Гипанис.

- В 944 году князь Игорь заключил с Византией договор, свидетельствующий о ранней эпохе владычества русских на крайнем юге.

- После войны с Турцией (1787-1791) река Кубань стала границей, и вся правобережная часть Кубанского края вошла в состав России.

III. Итог урока.

Рефлексия.

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Что было для вас непонятным?
  3. Что особенно запомнилось?

Учитель: Кубань – многонациональный край. Наша малая родина является составной частью российской гражданской нации. И вам, ребята, необходимо научиться понимать и принимать культуру и духовные традиции многонационального народа России. Освоение культуры межнационального общения в современном мире – это залог межэтнического мира и согласия в стране, крае, городе и у нас: в школе.

- Спасибо за работу, урок окончен.

Домашнее задание. С помощью Интернета найти интересные сведения о культурных традициях народов, проживающих на территории Краснодарского края.

20.01.2012

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *