Традиции орловского края для детей в доу – Презентация на тему: Традиции Орловского края

Народное искусство и традиции Орловщины.

Народное искусство и традиции Орловщины.

Истоки России, ее самобытности, русской души, лежат в народной культуре, традициях, творческом наследии наших предков. Традиционная песня, танец, народные промыслы продолжают нести то исконное, что тысячелетия назад сформировало русскую цивилизацию. Даже новшества, пришедшие к нам из-за границы, творчески переосмысливались и приобретали свои традиционно русские черты – музыкальные инструменты перестраивались на лад народных песен, в кружево и вышивку вносились традиционные, часто языческие народные мотивы. Все могла вписать народная культура, переработать и сделать своей частью, согласной всех других сторон народной жизни. Сегодня во многих местах России и Орловщины возрождается народная культура, народные промыслы. Часто можно найти старого потомственного мастера, который готов передать народную традицию подрастающему поколению, иногда какой-нибудь народный самородок подхватывает из слабеющих рук мастера его потомственный промысел. Для возобновления традиций в Национальном парке «Орловское Полесье» возрожден праздник «Троицкие хороводы», ставший сегодня крупным международным фольклорным фестивалем, куда съезжаются творческие коллективы и народные мастера не только из Орловщины, но из соседних областей и государств.

Особенностью формирования Орловских народных промыслов можно назвать историческую удаленность наших земель от центров русской государственности – Киева и Москвы. Вятичи, населявшие наши земли, только в XIV веке, одними из последних, приняли христианство, так что традиционные символы, обычаи и традиции сохранялись здесь дольше всего и получили свое отражение в народных промыслах, игрушках и вышивке. На территории области сохранились и развиваются такие виды искусства, как резьба по дереву, домовая резьба, изготовление мебели из лозы, ковроткачество, плетение мценского кружева, создание плешковской и чернышенской игрушки из глины, изготовление чернолощеной посуды из распоповской глины, плетение из соломки, пеньки, вышивка в стиле орловского «списа», создание ливенских гармошек.

Орловский спис

Одним из характерных орловских ремесел является вышивка «Орловский спис». Корни этой вышивки уходят глубоко в старину в те времена, когда на территории Орловщины жило племя вятичей – язычников, которые одними из последних, лишь в XIV веке, уступили христианству. Границы распространения списа удивительно совпадают с ареалом проживания вятичей в Орловской области. Охранительный смысл древних образов долго сохранялся в обрядовых действах и сопутствующих им предметах. Изображения древних символов по-прежнему почитались знаками доброй магии.

До нас дошли вышивки XVIII - начала XX века: полотенца, скатерти. Спис включает в себя сочетание двух технических приемов: «набора» и «росписи». Преобладающий цвет – различные оттенки красного, достигаемые за счет плотности настила различных «бранок» – узорных заполнений внутри контура. Также добавлялся синий, а позднее – черный, желтый, зеленый. Характерными особенностями орловского списа являются необычные очертания рисунка и большое разнообразие бранок: «стожок», «вороний глазок», «сумка с кочергой», «волна», «дробнушки», «сосна», «подковка» и др. В списе преобладают традиционные мотивы: «древо жизни», «птица-пава», «лягушка-рожаница». Сами причудливые формы подсказаны вышивальщицам окружающей природой: морозные узоры на окнах, облака, парящие в небе.

Сегодня традиции орловского списа продолжают развиваться орловскими мастерицами-вышивальщицами, используются новые образы и мотивы, но и старинные традиции сохраняются и передаются ученицам.

Народный костюм

В народном костюме отразились традиции, верования, обычаи и образ жизни крестьян. Народный костюм не только защищал от холода и плохой погоды, но и украшал, информировал окружающих о статусе одетого в него человека, оберегал от дурного глаза и колдовских чар. Наиболее разнообразной, конечно же, была женская одежда. Орловские крестьянки использовали множество видов и способов украшения одежды: вышивку, узорное ткачество, крашение, разнообразные вставки из кумача и набивного сатина; нашивки из цветных полос, атласных лент, блесток, кружев.

Примечательно, что русский женский костюм при значительных особенностях для разных местностей обладал общими чертами – малорасчлененным компактным объемом, мягким лаконичным контуром. Когда женщина шла, костюм ее сохранял плавность, текучесть линий. Этот характер движения был настолько органичен для русской женщины, что сохранился во многих плясках и хороводах: в озорной динамичной орловской «Матане» и в лирическом хороводе «Алые цветочки», популярном на Орловщине. Основной орловский крестьянский костюм, как и все костюмы южновеликорусского края, издревле состоял из рубахи, поневы, передника-завесы, сложного головного убора из нескольких элементов и шейных украшений – «ожерелка», бус либо гайтана. Излюбленным сочетанием цветов было красное с черным. Вариации украшения и покроя основных элементов одежды значительно разнились в восточных и западных уездах Орловской губернии и даже в отдельных деревнях.

Важное место в женском одеянии занимал головной убор. В западных и центральных районах Орловского края повсеместно встречающимся головным убором была кичка в соединении с «сорокой». «Сорока» – это особым образом выкроенный и сшитый кусок ткани с вышитым очельем, который служил верхней частью головного убора. Поверх «сороки» надевался низанный из бисера «позатылень», называемый в некоторых местностях «бороной». Такие головные уборы «сороки» украшались гарусом, золотым шитьем, бисером, дутыми бусами, бахромой. Праздничные уборы крестьянок были настолько яркими и блестящими, что в Дмитровском уезде их называли «златоглавами». Кичка и позатыльник должны были полностью закрывать волосы замужней женщины, так как по древним поверьям человеческий волос обладал магической силой. Выйдя замуж, женщина становилась членом чужого рода, и, чтобы не принести несчастья родне мужа, она не имела права «опростоволоситься», то есть показаться на людях с «простой» – непокрытой головой. Такое дозволялось девушкам, оставлявшим открытой длинную косу – девичью красу. Вплоть до замужества часто единственной одеждой девочек и девушек на выданье была длинная холщовая рубаха («замашняя»), подвязанная узким пояском.

Мужская крестьянская одежда в Орловской губернии шилась, в основном, как и женская, из домотканых материалов: холста, пестряди, набойки, сукна и овчины.

Глиняная чернышинская игрушка


Одним из древнейших народных промыслов является изготовление глиняной игрушки. На Орловщине сохранилась живая традиция Чернышинской глиняной игрушки, названной так по деревне Чернышино Новосильского района. Окрестности деревни богаты разнообразными глинами: красными, белыми, синими. Есть среди них и те, которым приписывают лечебные свойства, а есть необычно вязкая, из которой издревле мужчины лепили посуду, а женщины делали игрушки и свистульки. Брали эту глину под горой ранней весной и хранили в погребе или в других холодных местах. При изготовлении игрушек эту глину не мяли, а гладили, как бы сдвигая. После изготовления игрушки долго сушили на верхушках печей. Обжи­гали в общем горне, который выкладывали из камня в земле для каждого обжига. Раскрашивали игрушки мине­ральными и анилиновыми красками петушиным пером. Продавали их на двух ярмарках - Препловенской и Троицкой. Во время ярмарки улицы даже самых глухих дере­вень оглашались звуками свистулек.

Чернышевский игрушечный промысел тесно связан с верова­ниями и обрядами новосильских крестьян. Сюжеты игрушки в основном традиционны: женщины, птицы, коньки. Особенно хороши Чернышинские куклы-барыни, кормилки и девушки с косами. Также популярны кукушки и трехголовые кони, иногда с седоком. В самом начале XX столетия этим промыслом было занято в деревне Чернышино значительное количество женщин, но как только появилась фабричная игрушка, местное производство стало сни­жаться. Сегодня на территории Новосильского района проживает потомственный мастер чернышинской игрушки Анна Харитоновна Афанасова, которая передает свое мастерство юным мастерам.

Глиняная плешковская игрушка

Знаменита на Орловщине и плешковская игрушка (село Плешково Ливенского района). Село Плешково находилось вблизи месторождения уникальной огнеупорной глины, из которой предположительно в начале XVII века плешковцы начали делать кирпичи, гончарные изделия и игрушку. Игрушечным промыслом занимались женщины и девочки. Игрушки отличались внешней простотой и лаконичностью. Глина после обжига приобретала светло-розовые, телесные оттенки, а слюда, входящая в состав глины, делала ее нарядной, словно обсыпанной серебром. Раскраска обычно выполнялась в два цвета: синий и красный. Иногда использовался и зеленый. Рисунок наносился в виде кругов, пятен, параллельных линий, эффектно выглядевших на телесного цвета глине. Синяя краска готовилась из сушеных ягод бузины и голубых первоцветов, красная – из толченого кирпича, зеленая – из сока листьев лопуха или конопли. Сюжеты традиционны – конь, баба, солдат, уточка, петушок, корова, баран. Часто игрушка была свистулькой.

Ливенская гармошка

По селу тропинкой кривенькой
В летний вечер голубой
Рекрута ходили с ливенкой
Разухабистой гурьбой.
С. Есенин

Далеко за пределами Орловской области известна гармошка «Ливенка» – один из изначальных вариантов русской ручной гармоники, простой и легкодоступный для музыканта. Ее возможности изумительно демонстрирует широкой публике ансамбль «Ливенские гармошки».

Изобретена ливенка была в 1830-1940 гг. для исполнения народных песен, в основном – плясовых. Традиционно на «ливенке» на правой клавиатуре располагались 15 кнопочек в один ряд, которые мастерились из перламутровых пуговичек, делавшихся в свою очередь из раковин моллюсков из реки Сосны. На левой клавиатуре было всего 5 «лапочек» – одиночных басов, их размещали на передней части корпуса так близко друг от друга, чтобы одним пальцем нажать 2-3 клавиши, и в зависимости от расположения звучали кварта или трезвучие. С другой стороны корпуса находились 2-3 клавиши, настроенные по второй или первой малой октавах – по договоренности с заказчиком – и назывались хрипками. В верхней части встраивался дополнительный клапан – писчик, настроенный во второй октаве. Здесь же, на тыльной части гармоники, находился клапан шестерик. Размеры гармоник были различными, в зависимости от диапазона правой клавиатуры – 22-30 см. высоты и 8-9 – ширины. Объем меховой камеры при столь узком корпусе стал недостаточным и был увеличен за счет количества борин (складок). Их число у ливенки достигает 40, и меха могут быть растянуты до двух метров. Ливенка – самая длинная гармошка в мире!

Сегодня традиции изготовления ливенки продолжают в «Мастерской по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов» при Центре молодежи «Лидер» города Ливны. Кроме традиционных гармошек делают там и миниатюрные сувенирные ливенки в расписных футлярах и стилизованных подставках в виде балалайки, нотки, пенька.

Мценское кружево

Мценское кружево одно из самых старинных на Руси. Еще в ХVIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек. Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.

В конце ХIХ - начале ХХ веков много сделала для жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева. Она строила школы и больницы для неимущих в городе и окрестных селах. В 1899 году она открыла во Мценске школу кружевниц для девочек 8 - 12 лет. Девочек учили не только ремеслу, но и грамоте, и основам рисунка, а так как количество обучающихся росло, то при школе был создан интернат для наиболее способных жительниц окрестных сел. Девочки там жили на полном пансионе.

Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго - почетного диплома.

И вот школа кружевниц работает во Мценске вновь. Обучаются здесь дети три года. За это время они должны научиться плести мерное кружево, делать копии старинных образцов. Лучшие работы юных кружевниц можно увидеть в музее кружева, как и работы их преподавателей. Открыто ателье «Мценские узоры».

Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается более воздушным.

Тряпичная кукла

Тряпичные куклы в свое время создавались во всех деревнях и городах области. Исстари считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье, если небрежно обращаться с игрушками. Кукла в семье была символом про­должения рода, и занимательные игры в куклы только по­ощрялись.

Куклы делали так: брали ненужные тряпочки, нит­ки, а чаще всего путаную коноплю, оставшую­ся от вычесывания. Сдавливали ее, связывали нитка­ми в комочек, чтобы она имела форму головы, затем заворачивали в белую тряпочку. Когда голову скрутят, брали хи­мический карандаш, и рисовали лицо. Некоторые мастерицы вышивали лицо. На куклах-оберегах лицо не рисовалось, поскольку считалось, что в этом случае в куклу могла вселиться нечистая сила. А потом заплетали косы, чаще из конопли пле­ли недлинную косу и подсовывали под платок или са­модельную шапку. Потом делали туловище, руки пришьют – возьмут палочки и обмотают тряпкой, так же ноги, а потом обшивали тканью. Дальше кроили одежду: для мальчика фуражка из тряпки и кафтан; а для девочки – кофточка, юбочка. Юбка пришивалась по талии иголкой с ниткой, а кофту опускали пониже, чтобы она прикрывала шов. На ноги шили обувь наподобие малень­ких тапочек, или делали типа валенок или сапожек.

Для кукол делали кроватку, кто как мог, и отводили специальный уголок в избе. На кровать шили маленькие подушечки, набивали их тра­вой сухой или овечьей шерстью. Куклу сажали или на кровать или ставили рядом.

Различают куклы-обереги, «пеленашки», «столбушки», «неразлучники», «кувадки» для подвешивания над люлькой, «кукла тещи», «кукла свахи», «цыганка», «бабочка», «зерновушка», набитая зернышками, которые после зимних игр ребенка особенно хорошо всходили.

Список литературы

1. А.Лысенко, О. Попов, В. Сидоров. Орёл вчера и сегодня. 
2. Орёл из века в век. Летопись событий.1566-2000г.
3. А.В. Гольцова . Орёл и орловцы. 
4. Л.И.Алексеева. Краеведческие записки. Выпуск 6. Дважды рождённый.
5. В. Матвеев. Орловская губерния.
6. http://www.tourism-orel.ru/?2/iskusstvo_i_traditsii , http://orel.moscow/orlovskaya-oblast/kultura.html.

kopilkaurokov.ru

традиции и современность – тема научной статьи по искусству и искусствоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

УДК 745 (470.319) Н.В. ЕГУПОВА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дизайна, скульптуры и теории искусства, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]

UDC 745 (470.319) N.V. EGUPOVA

Candidate ofPedagogics, Associate Professor, Department of design, sculpture and theory art, Orel State University E-mail: [email protected]

ОРЛОВСКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ OREL HANDICRAFTS: TRADITIONS AND MODERNITY

В статье рассмотрена история развития орловских народных промыслов. Анализируются основные этапы становления таких видов народного творчества, как ковроткачество, кружевоплетение, вышивка, глиняная игрушка. Освещается современное положение художественных промыслов на Орловщине.

Ключевые слова: народные промыслы, игрушка, ковроткачество, ремесло, мастера, традиции, искусство, цвет, кружево, вышивка.

The article regards the history of the development of Orel handicrafts. The main stages of the formation of such kinds offolk art as carpet weaving, embroidery, clay toys are analyzed. It throws some light on the current situation of arts and crafts in Orel region.

Keywords: crafts, toy, carpet weaving, crafts, craftsmen, traditions, art, color, lace, embroidery.

Одной из форм народного творчества Орловской области, представляющих неотъемлемую часть крестьянского искусства, являются народные художественные промыслы.

Орловская земля издавна славилась народными промыслами, такими как гончарное ремесло, игрушечный промысел, ковроткачество, вышивка, кружевоплетение, изготовление гармоний и др.

Ковроткачеством стали заниматься в Орловской губернии во второй половине 19 века, сначала в Малоархангельском, после в Ливенском, Мценском, Орловском уездах. Часть людей ткавших ковры, делали их на заказ, поэтому этот вид творчества нельзя отнести к промыслам полностью. Применение ковров в крестьянском быту было самым разнообразным: их вешали на стенах, использовали для накрывания сундуков, саней, в качестве одеяла. Параллельно мастера занимались изготовлением половиков, дорожек, шерстяных одеял. Орловские ковры в зависимости от их использования отличались по технологии изготовления и рисунку.

Ковры, которыми накрывали сундуки, имели мелкий цветочный узор, на стены вешали ковры с орнаментом ярких цветов, для накрывания саней использовали ковры с крупным растительным или геометрическим орнаментом. Орловские ковры в основном были гладкими, реже ткались ворсовые.

Для изготовления ковров использовали овечью шерсть весенней или осенней стрижки, ткали как на вертикальных, так и на горизонтальных станах. Красили волну мастерицы корой дуба, березы, получался черный и желтый цвет, также использовали и другие натураль-

ные красители. Позже стали применять и искусственные, покупные красители, волну кипятили в краске с добавлением соли, служившей закрепителем.

Санные ковры, как и ковры для сундуков, ткали на горизонтальных станах. Санные ковры состояли из нескольких небольших ковров, соединенных вместе, в просторечье их называли каролинками или попонками.

Настенные ковры, наоборот, не имели шва и изготавливались на вертикальном станке. Как правило, в центре такого ковра был яркий большой букет, а по периметру шел повторяющийся цветочный орнамент. Рисунок на таком ковре выглядел объемным благодаря множеству оттенков цветов, используемых при изготовлении ковра.

Ковры, которые изготавливали орловские мастерицы, отличались разнообразием рисунков и цветовой палитрой. Чаще всего встречались изделия с изображением полосок, ромбов, клеток, зигзагов. В образцах ковров раннего периода фон не использовался, цветными были геометрические орнаменты на коврах. Позже мастерицы стали использовать в качестве фона черный цвет, в геометрическом орнаменте преобладали красный, зеленый, желтый, оранжевый и голубой цвета. В связи с появлением черного фона рисунок узора на ковре стал проще, приобрел мозаичный характер.

Искусству ковроткачества обучали с детства. Девушки ткали санный ковер в приданое, именно он являлся главным украшением на свадебных санях. Красивый, качественный ковер говорил о трудолюбии и мастерстве девушки. Как правило, ковер хранился в сундуке и переходил по наследству от матери к дочери.

Ковроткачеством крестьянки занимались до 40-х

© Н.В. Егупова © N.V. Egupova

ХХ столетия. Самыми известными орловскими мастерицами были В. Алешина, Л. Горохова, Н. Коробова, А. Сухинина, Н. Гладких, А. Маслова, Р. Королева.

Ковроделие занимает важную часть в региональном декоративно-прикладном искусстве. Образцы орловских ковров можно увидеть в Областном краеведческом музее, в картинной галерее.

Не менее интересным промыслом Орловщины является кружевоплетение. Кружевной промысел в Орловской губернии зародился в середине 19 века в Елецком уезде. Плетением кружев занимались городские жительницы, позже с 1873 года кружевоплетением стали заниматься крестьянки и дети. По числу занятых людей в Орловской губернии кружевоплетение занимало первое место среди прочих промыслов.

Промыслом кружевоплетения занимались в основном женщины и девочки, иногда, если не находили себе работу, мужчины. Технику кружевоплетения использовали парную и сцепную. В зависимости от ширины кружевной полосы, парные кружева изготавливались несколькими парами коклюшек.

Особенностью елецких кружев является использование растительных и геометрических мотивов. Олень - символ города Ельца, поэтому его изображение часто использовали мастерицы в своих кружевах. Елецкие кружева отличаются тонкостью и изяществом, бывают черными и серыми по цвету. Издавна елецкие кружевницы плели черные косынки, в треугольную форму которых органично вписывался рисунок с растительным мотивом. Серый цвет создает впечатление элегантности, изящества.

Мценские кружева отличаются симметричностью композиции, простотой линий. Форма кружев чаще всего прямоугольная. Мастерицы используют в своем творчестве растительные мотивы, такие как ветки деревьев, снежинки.

Традиции кружевоплетения продолжают орловские мастерицы Т. Маслова, А. Шалыгина, Н. Савенкова и другие. Изделия этих мастериц радуют всех, кто любит истинную красоту, ценит и понимает ее.

Одним из традиционных и древних видов народного творчества Орловщины является вышивка. Самым известным шитьем является списовое. «Орловский спис» был распространен во многих селах и деревнях Орловского уезда. Крепостные крестьянки вышивали свои узоры, глядя на морозные окна и перенося рисунок на ткань, поэтому эта техника получила название «спис». Полотенцами, скатертями, вышитыми орловским списом, украшали дома. Орловский спис, так же как и елецкие кружева, был очень популярен не только в России, но и за ее пределами.

Особенностью списа являются причудливые формы его вышивки, напоминающие фигуры птиц, животных, растений. Интересно также заполнение контура вышивки, так называемые бранки. Благодаря бранкам внутри контура вышивки образовывались разные фактуры: сеточки, мерцающие, волнистые линии, клеточки, зигзаги. Мастерицы выдумывали бранки по ходу работы,

наряду с традиционными, такими как «дробнушки», «сосны», «вороний глаз». Украшали орловским спи-сом полотенца, фартуки, скатерти, покрывала. Вышивка служила декором на рубахах, кокошниках. Спис присутствовал не только в крестьянских избах, но и в помещичьих усадьбах. Особенную красоту «орловскому спису» придают разнообразие оттенков цветных ниток.

В цветовой палитре «списа» доминирует красный цвет с оттенками от алого до светло-розового. Красный цвет дополнял голубой, который символизировал небо и воду. Красный цвет - это символ жизни. Элементы вышивки объединены в одном контуре, растительные и животные формы располагаются очень близко друг к другу, от этого создается впечатление единого сплошного вышитого поля.

Самыми популярными мотивами у вышивальщицы были «древо жизни» и «птица счастья». Вышивка спи-сом - очень трудоемкое занятие, мастерице приходилось работать месяц, иногда и больше над украшением скатерти.

В Орловском областном краеведческом музее представлена богатая коллекция образцов вышивки «орловский спис». Сегодня на Орловщине продолжают традиции этого шитья такие мастерицы, как З. Воропаева, М. Диденко, В. Черногорова, М. Семенова.

Орловская земля знаменита также своими гончарами. Наиболее ярко представлен игрушечными промыслами, самые известные из них плешковская и чернышенская игрушки.

Богатые залежи глины способствовали развитию гончарного производства в деревне Чернышено Новосильского уезда. По предположениям, развитие гончарного промысла идет от казаков, вызванных царем Иваном Грозным для охраны рубежей на Орловщине и крепости Новосиль (1576 г.) Археологические находки начала века подтверждают развитие гончарного производства. От гончарного производства жители деревни Чернышено перешли к игрушке. У крепостных крестьян к основному доходу добавлялся доход от промысла. Традицией было то, что женщины пользовались средствами, заработанными от продажи молока, творога, сметаны, холста, пряжи и глиняных игрушек. Игрушечный промысел был женским занятием, мужчины игрушки не делали. Для изготовления игрушек глину добывали весной, в это время она была пластичной и вязкой. Хранили глину в прохладном месте, в основном в погребе, подвале. После того как игрушки были готовы, их сушили на печке, обжигали в ней же. Расписывали чернышенские мастерицы свои глиняные игрушки петушиным пером, используя минеральные и анилиновые краски. Продавали свои изделия черны-шенские крестьяне во время праздников Вознесения и Троицы на ярмарках. Лепили в основном известную всем птицу - кукушку, домашнюю птицу чернышенские игрушечники не делали, что являлось главной отличительной чертой от плешковской пластики. Связано это с древним культом кукушки. Именно кукушка у черны-

шенских крестьян символизировала весну, считалась «божьей» птицей, именно эта вещая птица предсказывала сроки жизни человека, а также природных явлений. В кукушке был заключен образ женского божества, наделенный высшей силой пророчества, связано это с древним культом бога Рода. Считалось так же, что в кукушку превращалась несчастная женщина, нарушившая нормы общественного поведения. Многие легенды древних славян связаны с появлением птицы кукушки.

Манера росписи глиняной игрушки кукушки отразилась на декорировании других чернышенских игрушек - коровок, барашков, коньков, всадников, кукол, их так же как и кукушку раскрашивали чередующимися полосками, напоминавшими оперение живой птицы кукушки. О магической связи женщины с птицей свидетельствуют чередующиеся полоски на шее кукол - кормилок.

Чернышенская глиняная игрушка узнаваема с первого взгляда, фигурки имеют приземистую форму, короткие ноги и вытянутую шею, маленькую голову. Большой интерес представляют женские фигурки кукол-кормилок, барынь. Роспись одежды и головных уборов повторяет элементы декора женского костюма Х1Х-начала ХХ века. Четко очерченная высокая грудь куклы является символом плодородия, что свидетельствует о крепкой связи чернышенской глиняной игрушки с культом плодородия у древних славян, сохранившейся в изделиях чернышенских мастериц. Это ярко демонстрирует принадлежность куклы к язычеству, к тому времени, когда она являлась не игрушкой, а предметом поклонения, связанным с почитанием богинь Рожаниц. Негативно повлияло на промысел черны-шенской игрушки производство фабричной игрушки. В истории развития чернышенской игрушки навсегда останутся фамилии таких мастериц, как Чумичева П.П., Фомина М.Л., Аленкина Т.П., Клинина П.П. В послевоенное время продолжали традиции чернышенского промысла мастерицы Шеляева Е.А., Афанасова А.Х. На сегодняшний день возрождением традиций черны-шенской игрушки занимается народный мастер Наталья Николаевна Фролова и ее дочь Анна.

Промысел плешковской игрушки зародился в XVII веке в деревне Плешково Ливенского района Орловской области. Название деревни происходит от слова «плешина», места, в почве которого было много глины, вследствие чего образовывались проплешины на земле, так и появилась деревня Плешково. Земледелием крестьяне заниматься не могли, но благодаря богатому месторождению глины получило развитие гончарное ремесло и игрушечный промысел. Деревня Плешково издавна была известна своими мастерами, ярмарками, глиняными изделиями, за которыми съезжались люди как из ближних сел и деревень, так и из Орла.

Глиняная игрушка участвовала в магических обрядах и несла в себе символы божеств и тотемов. Их изображения наполнялись божественным понятием неба и солнца. Звери-тотемы были наделены особым космическим и божественным смыслом. Плешковские игрушки

монументальны, порой, кажется, что это уменьшенные копии с каких-то больших изваяний, а не самостоятельный вид искусства. В них есть что-то общее с половецкими бабами из приволжских степей. Любимые сюжеты мастеров - это птицы и домашние животные, также встречаются всадник на коне, изображения женских фигурок.

Изделия плешковских мастеров отличались лаконичностью и простотой. Плешковская пластика занимает особую нишу в русской декоративной скульптуре. Игрушечные звери и птицы в Плешково примитивно вылеплены, они статичны и приземисты, куклы торжественны, величественны. Иногда игрушечники лепят фигурку женщины с ребенком на руках, очень часто одна рука выполнена в виде небольшого бугорка, она приподнята и отведена в сторону.

Игрушки расписывались отточенной лучиной или птичьим пером. При расписывании плешковской бабы использовались солярные знаки: пятна с точками, кресты, круги, вертикальные и волнистые линии.

После обработки плешковская глина становится почти белой, а включенная в ее состав слюда дает многочисленные блески. Обожженные в печи игрушки имеют слегка сиреневый отлив, так как обжиг получается неполным. Обожженная глина впитывает краску, словно губка. Наши предки расписывали игрушки красками, сделанными своими руками: это был сок черноплодной рябины, лопуха, шелухи лука, также использовали тертый в порошок кирпич, замешанный на клейстере из муки. Реже использовали синьку. Впитываясь в глину, краска приобретала очень нежные светлые тона, необыкновенно красиво сочетающиеся с необычным природным цветом глины. При раскрашивании плеш-ковской народной игрушки краску использовали очень мало или же совсем не применяли. Местная глина имела особенные золотистые оттенки и поэтому не требовала дополнительного декорирования. Плешковским мастерам-игрушечникам необходимо было лишь провести по своим игрушкам-свистулькам вертикальные полосы, волнистые линии - и игрушка была готова.

На подсознательном уровне у мастера и его творения реализовывалась связь крестьянина с кормилицей-землей. Наряду с росписью красками часто использовался рельефный орнамент. Мастера наносили заостренной палочкой точки по поверхности глиняных игрушек.

Мастерицы, которые смогли возродить плешков-скую игрушку, - Ольга Даниловна Малютина (18851974) и Александра Михайлова Иванилова (1911-1990), которые жили и работали в деревне Плешково, недалеко от города Ливны.

У большинства игрушечных животных в хвосте расположен свисток с двумя отверстиями. У кукол свисток находится в одной из рук. В игрушках нет плавности линий, зато есть динамика, цельность, они непосредственны, в них достигнуто полное равновесие формы. В росписи плешковской игрушки используют, как правило, две краски - синюю и красную, реже зе-

леный цвет. Обычно игрушки покрывают круглыми и овальными пятнами, иногда параллельными полосками - «ребрами» на груди животных. Пятна на игрушках могу переходить в «запятые», так же вместо круглых пятен по поверхности плешковской игрушки встречаются мазки кисти мастерицы.

Полная коллекция плешковской игрушки О. Д. Малютиной и А.М. Иваниловой хранится в Орловской областной картинной галерее.

За последние годы в керамике Орловщины явственно наметились сдвиги. Среди авторов, ведущих плодотворные поиски, параллельно работающих с детьми, особенно заметны творческие сподвижники В.В. Якумова (Болховская школа искусств), О.М. Степанова (Малоархангельская школа) и Л.Н. Воропаева (Стрелецкая школа искусств).

Сохраняют и продолжают традиции плешков-ской народной игрушки ученики и последователи А.М. Иваниловой народные мастера Александр Викторович Фролов, Наталья Николаевна Фролова.

Мастера из поколения в поколение передают пластику плешковской игрушки, сохраняя традиции народного творчества, внося небольшие изменения, тем самым наделяя ее новым смыслом.

В Ливенском и Малоархангельском уездах занимались изготовлением гармоней. Впервые ливенская гармонь была изготовлена в первой половине XIX века. Занимались этой работой в основном мастера-самоучки, имеющие музыкальный слух. Гармони де-

лились на ливенские, русские, тальянские, немецкие, также мастера ремонтировали старые гармони. Самыми известными мастерами были Федор Занин и его сын Иван. Продолжил традицию Валентин Иванович Занин, он создал ансамбль музыкальных инструментов.

Еще один орловский мастер Кудрявых Константин Федорович разработал свою технологию изготовления гармоней. Он изобрел новую облицовку. Придуманным им специальным раствором Константин Федорович покрывает детали гармони, используя любой цвет. Благодаря такому покрытию у гармони сохраняется естественность звучания.

Талантливый мастер создал множество музыкальных инструментов, звучание которых можно услышать со сцен как в России, так и за рубежом.

Известные мастера, изготавливавшие гармони в конце Х1Х начале ХХ веков, это: И. Вахнов, К. Черных, Г. Остриевский, И. Мартынов, М. Гладков.

Сегодня сохраняют и продолжают традиции изготовления ливенской гармони Д. Сопов, Е. Воскобоева, О. Кузьмин, М. Рязанов, А. Антонов, В. Филатов.

Орловские народные промыслы отличаются особым художественным колоритом, они характеризуют природу народного творчества. Особенность художественных промыслов Орловщины определяется единством художественных и прикладных качеств. Современные народные мастера с любовью хранят и передают из поколения в поколение вековые традиции народного искусства.

Библиографический список

1. БаланюкМ.Г. Роспись деревянной матрешки // Начальная школа. 1989. №10.С.88-92.

2. Блинов Г.М. Русская народная игрушка. М.: Радуга, 1983. 163 с.

3. ВасиленкоВ.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве. Х - ХХ вв. М.: Советский художник, 1974. 294 с.

4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985. 45с.

5. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1994. 287 с.

6. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М.: Легкая пищевая промышленность, 1981. 192 с.

References

1. BalanyukM.G. Painting of hollow wooden dolls.// Elementary School. 1989. №10. Pp.88-92.

2. Blinov G.M. Russian folk toy. M.: Raduga, 1983. 163 p.

3. Vasilenko V.M. Folk art. Selected works of folk art. X - XX centuries. M .: Soviet Artist, 1974. 294 p.

4. GalperinP.Ya. Teaching methods and mental development of a child. M .: MSU, 1985. 45p.

5. Dine G.L. Masters of the toy. Book for students. M .: Prosveschenie, 1994. 287 p.

6. Dine G.L. Russian folk toy. M .: Light food, 1981. 192 p.

cyberleninka.ru

«Народные промыслы Орловской области» (подготовительная группа) Образовательный портал 2011 Конкурсы для педагогов, воспитателей ДОУ, учителей ...

Автор: Сумина Тамара Яковлевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №33 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
Месторасположение: г. Орел, Россия

Программные задачи:

1.Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на народные изделия, интерес к народному декоративно-прикладному искусству (глиняные игрушки, соломенные изделия, резьба по дереву)

2.Познакомить детей с искусством орловских мастеров по созданию вышивки Орловский спис, с приемами ее создания.

3.Знакомить детей с фольклором Орловской области.

4.Познакомить детей с характерными элементами узоров Орловского списа и учить самостоятельно, рисовать некоторые несложные элементы, вызвать желание самостоятельно творить по мотивам русского народного творчества.

Материалы: изделия народного промысла, игрушки, рушники , изделия из соломки, свистульки, образцы — Елецкие и Мценские кружева ,силуэт женского народного костюма, эскиз резьбы по дереву, картинки народного костюма, ливенская гармошка, сундук со старинными вещами, изобразительные материалы : кисти ,краски, вода ,трафареты.

Зал украшен в народном стиле «Народная изба»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня у нас с вами необычное занятие мы с вами отправимся в старину, в гости, а поможет нам в этом волшебный клубочек.

Воспитатель:

Клубочек в руки я возьму,

Волшебство призову,

Чудо в гости к нам придет,

В старину нас унесет.

(Воспитатель бросает клубочек, под музыку открывается занавес и дети попадают в старинную избу. Здесь в народном костюме сидит, вышивая и напевая песенку, Хранительница старины)

Хранительница:

Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу! Садитесь поудобнее, начнем наш разговор.

Пришла к вам издалека,

Я сказительница — старины хранительница.

У меня в сундуке много интересных вещей, сделанных руками людей. (Показывает сундук). Вот мой волшебный сундук, его мне подарила моя матушка, а ей бабушка оставила и сказала: «Сундуку этому 200 лет, береги его — он полон интересных вещей, старинных». Вот я берегу, да людям показываю. Ребята, а как вы думаете, что в нем? (ответы детей) А хотите заглянуть и посмотреть, что внутри? (ответы детей). Давайте я буду доставать по одной вещи и вам рассказывать. (Достает первый предмет)

1.Соломенная игрушка.

Золотистая солома,

Без сомненья всем знакома.

Чтобы изготовить игрушку, люди соломку собирали, отбирали самую лучшую, затем обваривали кипятком, чтобы она стала мягкой и эластичной, потом скручивали и украшали ее.

2.Плешковская игрушка — (достает из сундука). Одним из видов промысла было изготовление игрушки. На Орловщине сохранилось изготовление Чернышевской и Плешковской игрушки. Игрушку сначала изготавливали из глины, затем ее сушили на окне, обжигали и расписывали.

3.Народный костюм. В костюме отражен образ жизни крестьян .Важное место в женском костюме занимает головной убор (показывает картинку), он расшивался в ручную красными цветами. А на самом костюме изображали птицу паву и древо жизни.

4. Кружевоплетение. Мценские и Елецкие кружева (показывает салфетку и картинку). Основные центры изготовления это город Елец и Мценск. Кружевоплетением занимались в основном молодые девушки. Изготовлялась салфетка из шелковистых ниток разных цветов. Лучшие работы мастериц можно увидеть в музее кружева.

5. Ливенская гармошка. Ливенка, самая длинная гармошка в мире (достает и показывает). Под гармошку люди отдыхали, плясали и веселились, пели песни, люди изготовившие гармонь всегда были в почете.

Воспитатель:

Ребята, пора бы и нам с вами отдохнуть:

Как у наших у ворот,

Собирается народ,

Собирается народ,

На веселый хоровод

(дети становятся полукругом и исполняют песню «Роза Белорозовая»).

Затем хранительница старины говорит о том, что и ей пора возвращаться домой, прощается с детьми.

Воспитатель вновь берет волшебный клубочек и говорит такие слова:

-Волшебный клубочек помоги,

В детский садик нас верни.

(под музыку закрывается занавес, и дети садятся вдоль зеркал на стулья).

Педагог ИЗО:

-Ребята сегодня вы побывали в гостях у Хранительницы старины. Она вас познакомила с различными видами народного творчества. На занятиях по рисованию мы в вами знакомились еще с одним видом народного творчества.

Кто мне напомнит каким? Ответы детей — (Орловский спис)

Почему он так называется? (потому что его списывали с окон в морозные дни)

Какие цвета использовали мастерицы для вышивания Орловским списом (ответы детей).

А какие самые известные элементы для Орловского списа? (древо жизни и птица пава)

Кто мне поможет вспомнить, и назовет элементы Орловского списа?

( ответы детей).

А сейчас я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Угадай узор»

(на столе выкладываются карточки с изображением орнамента, нужно отгадать название этого орнамента и где вышивался? (сарафан ,рубаха) затем задание усложняется — добавляются карточки с другим узором ( гжель, дымковский элемент) дети должны назвать и в конце не названные карточки проговариваем все вместе).

После игры педагог приглашает детей в художественную мастерскую, в которой нужно расписать рубахи и сарафаны элементами Орловского списа. Дети садятся за столы и приступают к работе, педагог садится вместе с ними и расписывает сарафан, по ходу занятия идет обсуждение, помощь по необходимости (на все 5-7 минут).

Когда закончили роспись вывешиваем работы на доску обсуждаем , кто какой нарисовал орнамент подводим итог. Сегодня мы с вами более близко познакомились с таким видом искусства, как Орловский спис попробовали, быть мастерами, а еще мастера по окончании работы всегда устраивали праздники и гулянья. Давайте и мы повеселимся, наши дети знают частушки, которые сейчас для вас исполнят (частушки)

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с различными видами народного творчества воспитатель подводит итог. (чтение стихотворения).

Очень часто за событиями,

И за сутолокою дней,

Стороны своей не помним

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну

Не забывайте русские обычаи,

Ценить умейте старину!

После чтения стихотворения воспитатель говорит о том, что нам пора возвращаться в детский сад и провожает детей в группу.

Конкурсы для педагогов. Номинация: «Лучшая авторская публикация»

portal2011.com

Впервые прошёл фестиваль «Фольклор Орловского края» для детей старшего дошкольного возраста

- Цель фестиваля - ​сохранить и популяризовать традиции народной культуры орловского края, приобщить подрастающее поколение к истокам и ценностям традиционной культуры Орловской области, воспитать чувство любви к Родине на основе лучших образцов устно-поэтического, песенного, инструментально-танцевального фольклорного творчества, - ​рассказала методист центра Тамара Любимова.

Фестиваль прошёл в два этапа. В ходе первого, заочного, организаторы определили финалистов - ​команды дошколят, которые под руководством воспитателей показали наиболее интересные фольклорные программы. Во втором этапе соревновались 16 команд.

В течение месяца члены жюри фестиваля - ​методисты Центра технического творчества ездили по детским садам и знакомились с программами, которые подготовили дошколята. Детишки душевно пели песни орловского края, задорно исполняли частушки и русские народные танцы, в форме небольших театрализованных представлений рассказывали о традициях Орловщины.

- Мы были поражены, насколько ребята заинтересовались этой темой! - ​рассказала Тамара Любимова. - ​Приятно было осознать, что орловский фольклор не уходит в прошлое, а становится интересен молодому поколению.

По итогам фестиваля организаторы определили победителей в нескольких номинациях. В номинации «Художественное решение фольклорной программы» победила команда детского сада №86, в номинации «Формирование игровой культуры подрастающего поколения» - ​детского сада №8, в номинации «Сохранение и развитие фольклорной культуры Орловского края» - ​детского сада №18, а лучший сценарий фольклорной программы подготовили ребятишки и воспитатели детского сада №73.

Заведующие дошкольных учреждений отметили, что дети с огромным удовольствием готовились к фестивалю и отрабатывали номера. Особенно им понравились красивые русские костюмы, в которых им посчастливилось выступать впервые. После участия в фестивале дети с ещё большим интересом начали читать русские сказки и заниматься фольклорным творчеством.

- Надеюсь, фестиваль станет ежегодным, - ​отметила Тамара Любимова. - ​Ребята будут готовиться к нему весь год. Это значит, их творческие номера станут ещё интереснее и разнообразнее.

regionorel.ru

"Народные промыслы Орловского края"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – школа № 52 города Орла

Проект в рамках темы краеведческих работ

"Народные промыслы Орловского края"

Выполнил: Кирячкова Елизаветта ,

8 класс, МБОУ школа №52.

Научный руководитель: учитель изо и черчения

Афанасьева Олеся Викторовна

Орел 2017

Оглавление

Введение.....................................................................................3

Орловский спис .........................................................................4

Народный костюм .....................................................................5

Глиняная чернышинская игрушка...........................................6

Глиняная плешковская игрушка..............................................8

Ливенская гармошка..................................................................9

Деревянная резьба....................................................................10

Мценское кружево...................................................................11

Тряпичная кукла.......................................................................12

Список литературы….……………………………………….13

Введение

Особенностью формирования Орловских народных промыслов можно назвать историческую удаленность наших земель от центров русской государственности – Киева и Москвы. Вятичи, населявшие наши земли, только в XIV веке, одними из последних, приняли христианство, так что традиционные символы, обычаи и традиции сохранялись здесь дольше всего и получили свое отражение в народных промыслах, игрушках и вышивке. На территории области сохранились и развиваются такие виды искусства, как резьба по дереву, домовая резьба, изготовление мебели из лозы, ковроткачество, плетение мценского кружева, создание плешковской и чернышенской игрушки из глины, изготовление чернолощеной посуды из распоповской глины, плетение из соломки, пеньки, вышивка в стиле орловского списа, создание ливенских гармошек.

Целью проекта является формирование любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение к культуре и традициям народа. Задачи решаемые в ходе работы это анализ и систематизация материала по теме Орловские традиционные промыслы.

Орловский спис

Одним из характерных орловских ремесел является вышивка «Орловский спис». Корни этой вышивки уходят глубоко в старину в те времена, когда на территории орловщины жило племя вятичей – язычников, которые одними из последних, лишь в XIV веке, уступили христианству. Границы распространения списа удивительно совпадают с ареалом проживания вятичей в Орловской области. Охранительный смысл древних образов долго сохранялся в обрядовых действах и сопутствующих им предметах. Изображения древних символов по-прежнему почитались знаками доброй магии.

До нас дошли вышивки XVIII - начала XX века: полотенца, скатерти. Спис включает в себя сочетание двух технических приемов: набора и росписи. Преобладающий цвет – различные оттенки красного, достигаемые за счет плотности настила различных бранок – узорных заполнений внутри контура. Также добавлялся синий, а позднее – черный, желтый, зеленый. Характерными особенностями орловского списа являются необычные очертания рисунка и большое разнообразие бранок: стожок, вороний глазок, сумка с кочергой, волна, дробнушки, сосна, подковка и др. В списе преобладают традиционные мотивы: древо жизни, птица-пава, лягушка-рожаница. Сами причудливые формы подсказаны вышивальщицам окружающей природой: морозные узоры на окнах, облака, парящие в небе.

Сегодня традиции орловского списа продолжают развиваться орловскими мастерицами-вышивальщицами, используются новые образы и мотивы, но и старинные традиции сохраняются и передаются ученицам.

Народный костюм

В народном костюме отразились традиции, верования, обычаи и образ жизни крестьян. Народный костюм не только защищал от холода и плохой погоды, но и украшал, информировал окружающих о статусе одетого в него человека, оберегал от дурного глаза и колдовских чар. Наиболее разнообразной, конечно же, была женская одежда. Орловские крестьянки использовали множество видов и способов украшения одежды: вышивку, узорное ткачество, крашение, разнообразные вставки из кумача и набивного сатина; нашивки из цветных полос, атласных лент, блесток, кружев.

Примечательно, что русский женский костюм при значительных особенностях для разных местностей обладал общими чертами – компактным объемом, мягким лаконичным контуром. Когда женщина шла, костюм ее сохранял плавность, текучесть линий. Этот характер движения был настолько органичен для русской женщины, что сохранился во многих плясках и хороводах: в озорной динамичной орловской «Матане» и в лирическом хороводе «Алые цветочки», популярном на Орловщине. Основной орловский крестьянский костюм, как и все костюмы южновеликорусского края, издревле состоял из рубахи, поневы, передника-завесы, сложного головного убора из нескольких элементов и шейных украшений – «ожерелка», бус либо гайтана. Излюбленным сочетанием цветов было красное с черным. Вариации украшения и покроя основных элементов одежды значительно разнились в восточных и западных уездах Орловской губернии и даже в отдельных деревнях.

Важное место в женском одеянии занимал головной убор. В западных и центральных районах Орловского края повсеместно встречающимся головным убором была кичка в соединении с «сорокой». Сорока» – это особым образом выкроенный и сшитый кусок ткани с вышитым очельем, который служил верхней частью головного убора. Поверх «сороки» надевался низанный из бисера «позатылень», называемый в некоторых местностях «бороной». Такие головные уборы «сороки» украшались гарусом, золотным шитьем, бисером, дутыми бусами, бахромой. Праздничные уборы крестьянок были настолько яркими и блестящими, что в Дмитровском уезде их называли «златоглавами». Кичка и позатыльник должны были полностью закрывать волосы замужней женщины, так как по древним поверьям человеческий волос обладал магической силой. Выйдя замуж, женщина становилась членом чужого рода, и, чтобы не принести несчастья родне мужа, она не имела права «опростоволоситься», то есть показаться на людях с «простой» – непокрытой головой. Такое дозволялось девушкам, оставлявшим открытой длинную косу – девичью красу. Вплоть до замужества часто единственной одеждой девочек и девушек на выданье была длинная холщовая рубаха (замашняя), подвязанная узким пояском.

Мужская крестьянская одежда в Орловской губернии шилась, в основном, как и женская, из домотканых материалов: холста, пестряди, набойки, сукна и овчины.

Глиняная чернышинская игрушка

Благодаря работе исследователей народного искусства Орловской области стала известна орловская игрушка д. Плешково Ливенского района и с. Чернышино Новосильского района. Наличие залежей белых огнеупорных глин способствовало развитию гончарного и игрушечного промыслов. В сравнении с другими игрушками, например дятьковскои и филимоновской, орловская игрушка отличается самобытностью. Это женские фигуры, всадники, животные и птицы. А лепка и роспись, как и в каждом промысле, оригинальны. В персонажах есть своя выразительность. Мастера расписывают игрушки, сдержанно позволяя любоваться фактурой и цветом. (Народные промыслы Орловской области. - С. 10)издревле мужчины лепили посуду, а женщины делали игрушки и свистульки. Брали эту глину под горой ранней весной и хранили в погребе или в других холодных местах. При изготовлении игрушек эту глину не мяли, а гладили, как бы сдвигая. После изготовления игрушки долго сушили на верхушках печей. Обжигали в общем горне, который выкладывали из камня в земле для каждого обжига. Раскрашивали игрушки минеральными и анилиновыми красками петушиным пером. Продавали их на двух ярмарках - Препловенской и Троицкой. Во время ярмарки улицы даже самых глухих деревень оглашались звуками свистулек.

Чернышевский игрушечный промысел тесно связан с верованиями и обрядами новосильских крестьян. Сюжеты игрушки в основном традиционны: женщины, птицы, коньки. Особенно хороши Чернышинские куклы-барыни, кормилки и девушки с косами. Также популярны кукушки и трехголовые кони, иногда с седоком.

Глиняная плешковская игрушка

Игрушечным промыслом занимались женщины и девочки. Игрушки отличались внешней простотой и лаконичностью. Глина после обжига приобретала светло-розовые, телесные оттенки, а слюда, входящая в состав глины, делала ее нарядной, словно обсыпанной серебром. Раскраска обычно выполнялась в два цвета: синий и красный. Иногда использовался и зеленый. Рисунок наносился в виде кругов, пятен, параллельных линий, эффектно выглядевших на телесного цвета глине. Синяя краска готовилась из сушеных ягод бузины и голубых первоцветов, красная – из толченого кирпича, зеленая – из сока листьев лопуха или конопли. Сюжеты традиционны – конь, баба, солдат, уточка, петушок, корова, баран. Часто игрушка была свистулькой История сохранила имена самобытных игрушечниц из Плешково Ольги Даниловны Малютиной (1885-1974), Александры Михайловны Иваниловой (1911-1990), мастериц из Чернышино П.П.Чумичевой, её дочерей М.Л.Фоминой, П.П.Клининой, Т.П.Аленкиной. Ныне возрождением чернышинского промысла занимаются народные мастера Анна Харитоновна Афанасова (1929) и Наталья Николаевна Фролова (1955). Плешковская и Чернышинская игрушка представлены в экспозиции единственного в России музея игрушки в г. Сергиев Посад Московской области.

Ливенская гармошка

По селу тропинкой кривенькой
В летний вечер голубой
Рекрута ходили с ливенкой
Разухабистой гурьбой.
С. Есенин

Полюбилась во многих уголках России и ливенка - разновидность гармони, впервые изготовленная в г.Ливны в первой половине XIX века. В давнее время свадьба ли, вечеринка ли, проводы в армию не обходились без ливенки. Патриархом гармони, вероятно, по праву можно назвать Е.Ф.Занина. Он основоположник династии Заниных - мастеров, исполнителей и популяризаторов самобытного инструмента: сына Фёдора, внука Ивана, правнука Валентина. Кстати Валентин причастен к возрождению инструмента в 60-х гг. ХХ века, создал ансамбль «Ливенские гармошки». Ливенка звучала и звучит у нас в стране и за рубежом. О ливенке восхищённо писали А.А.Фет, Н.С.Лесков, И.А.Бунин, С.А.Есенин, К.Г.Паустовский. Лев Толстой, говорят, специально приезжал в Ливны её послушать. И местный поэт хорошо назвал ливенку «королевой крестьянского бала». (Рыжкин Г. Ливенские дали. - С.204-206; Народные промыслы Орловской области. - С. 13).

Далеко за пределами Орловской области известна гармошка «Ливенка» – один из изначальных вариантов русской ручной гармоники, простой и легкодоступный для музыканта. Ее возможности изумительно демонстрирует широкой публике ансамбль «Ливенские гармошки».

Сегодня традиции изготовления ливенки продолжают в Мастерской по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов при Центре молодежи «Лидер» города Ливны. Кроме традиционных гармошек делают там и миниатюрные сувенирные ливенки в расписных футлярах и стилизованных подставках в виде балалайки, нотки, пенька.

Деревянная резьба.

Издавна человек украшал своё жилище. Один из самых древних элементов дома - деревянная резьба. В Орловской области наиболее распространены следующие мотивы резьбы: 1. Морская волна; 2. Копьеобразный; 3. Растительный; 4. Сердца; 5. Солнца.Немало домов с оригинальной резьбой находится в Орле на улице Посадской. Своеобразная резьба и на доме, где вместе с родителями, братьями и сестрами жила будущая жена Л.Н.Андреева Александра Михайловна Велигорская (ул.2-я Посадская, 9). (Орловский вестник. – 2006. - 23 августа. - С.20). Деревянные избы с резьбой строили люди зажиточные: купцы, служащие, чиновники, дворяне... В родовых гнёздах прописались новые люди. Забыты имена резчиков и заказчиков. Редкое исключение - Дом-музей Л.Н.Андреева (ул. Пушкарная, 41). Известно, что здание построено в 1874 году по проекту отца писателя. Да ещё один восхитительный особняк на улице Панчука. В огромном доме, украшенном необычным для Орла профилированной накладной резьбой в стиле барокко, живут в окружении соседей потомки первого хозяина дома. Это был некий орловец Ильманин. Для себя и одной из любимых дочерей ко дню её свадьбы он заказал срубить великолепный дом... Орловский деревянный декор выполнен, в основном, методом пропиловки. Метод пришёл во второй половине ХIХ века на смену пышной корабельной рези, характерной для поселений на Волге и нижней Оке. (Орловский вестник.- 2001. - 14 декабря.- С. 7).

Мценское кружево

Мценское кружево одно из самых старинных на Руси. Еще в ХVIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек. Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.

В конце ХIХ - начале ХХ веков много сделала для жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева. Она строила школы и больницы для неимущих в городе и окрестных селах. В 1899 году она открыла во Мценске школу кружевниц для девочек 8 - 12 лет. Девочек учили не только ремеслу, но и грамоте, и основам рисунка, а так как количество обучающихся росло, то при школе был создан интернат для наиболее способных жительниц окрестных сел. Девочки там жили на полном пансионе.

Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго - почетного диплома.И вот школа кружевниц работает во Мценске вновь. Обучаются здесь дети три года. За это время они должны научиться плести мерное кружево, делать копии старинных образцов. Лучшие работы юных кружевниц можно увидеть в музее кружева, как и работы их преподавателей. Открыто ателье «Мценские узоры».Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается более воздушным.

Тряпичная кукла

Тряпичные куклы в свое время создавались во всех деревнях и городах области. Исстари считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье, если небрежно обращаться с игрушками. Кукла в семье была символом продолжения рода, и занимательные игры в куклы только поощрялись.

Куклы делали так: брали ненужные тряпочки, нитки, а чаще всего путаную коноплю, оставшуюся от вычесывания. Сдавливали ее, связывали нитками в комочек, чтобы она имела форму головы, затем заворачивали в белую тряпочку. Когда голову скрутят, брали химический карандаш, и рисовали лицо. Некоторые мастерицы вышивали лицо. На куклах-оберегах лицо не рисовалось, поскольку считалось, что в этом случае в куклу могла вселиться нечистая сила. А потом заплетали косы, чаще из конопли плели недлинную косу и подсовывали под платок или самодельную шапку. Потом делали туловище, руки пришьют – возьмут палочки и обмотают тряпкой, так же ноги, а потом обшивали тканью. Дальше кроили одежду: для мальчика фуражка из тряпки и кафтан; а для девочки – кофточка, юбочка. Юбка пришивалась по талии иголкой с ниткой, а кофту опускали пониже, чтобы она прикрывала шов. На ноги шили обувь наподобие маленьких тапочек, или делали типа валенок или сапожек.

Для кукол делали кроватку, кто как мог, и отводили специальный уголок в избе. На кровать шили маленькие подушечки, набивали их травой сухой или овечьей шерстью. Куклу сажали или на кровать или ставили рядом.

Различают куклы-обереги, пеленашки, столбушки, неразлучники, кувадки для подвешивания над люлькой, кукла тещи, кукла свахи, цыганка, бабочка, зерновушка, набитая зернышками, которые после зимних игр ребенка особенно хорошо всходили.

Список литературы

-А.Лысенко, О. Попов, В. Сидоров. Орёл вчера и сегодня.
- Орёл из века в век. Летопись событий.1566-2000г.
- А.В. Гольцова . Орёл и орловцы.
- Л.И.Алексеева. Краеведческие записки. Выпуск 6. Дважды рождённый.
- В. Матвеев. Орловская губерния.
- http://www.tourism-orel.ru/?2/iskusstvo_i_traditsii , http://orel.moscow/orlovskaya-oblast/kultura.html.

infourok.ru

Изучение празднично-обрядовой культуры Орловского края как средство духовно-нравственного воспитания школьников

Авраменко Ю.Ю. МБОУ г.Мценска «Средняя школа №2»

Изучение празднично-обрядовой культуры Орловского края как средство духовно-нравственного воспитания школьников

Александр Сергеевич Пушкин писал: “Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому”. Нельзя не согласиться с этими словами. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. В Средней школе № 2 реализуется историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, а это в свою очередь способствует формированию толерантной личности как носителя национальных культурных традиций, становлению гражданской позиции у учащихся. Руководят этой работой учитель истории Авраменко Юлия Юрьевна и учитель технологии Старых Ольга Викторовна.

Знание народных традиций, зачастую связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей любви к Родине, бережного отношения к национальной культуре. Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежечасно, ощущает на себе силу их воздействия. Простые и красивые изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей любить родную культуру, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представление народа о красоте, добре, зле и предназначении человека.

Целью нашей работы мы считаем изучение культурного национального наследия родного края для формирования национальной идентичности у ребенка.

Для достижения поставленной цели предполагается решение ряда задач:

– формировать знание культурных традиций предков, обучать конкретным технологиям, умениям и навыкам различных видов декоративно-прикладного искусства;

– воспитывать способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности;

– воспитывать у подрастающего поколения бережное отношение к культурному наследию, к истории и традициям России, уважение к труду;

– развивать образное и логическое мышление, творческие способности, эстетический и художественный вкус; развивать навыки самообразования и самоанализа; содействовать формированию всесторонне развитой личности.

В ходе изучения празднично-обрядовой культуры Орловского края у школьников развиваются разнообразные компетенции: общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально – трудовые.

Актуальность работы по изучению орловской народной культуры обусловлена целью современного образования, так как изучение, сохранение и воспроизведение народных традиций по-прежнему является одной из важнейших государственных задач.

Новизна проявляется в нетрадиционном подходе к изучению народной культуры и быта Орловского края: интеграция таких предметов, как история и технология. Интегрированная работа обеспечивает повышение познавательной активности детей, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации, дает стимул к самостоятельной работе.

Изучение празднично-обрядовой культуры Орловского края в нашей школе имеет прикладной характер, так как объектами изучения стали явления народного быта и культуры, и ведется по следующим направлениям: народный костюм, обряды, вышивка, куклы, предметы крестьянского быта.

Формирование духовно-нравственных ценностей школьников является одним из приоритетных направлений современного образования. Успешность этого процесса зависит от многих факторов, в то числе и от выбора оптимального системообразующего компонента. В нашем случае такими системообразующими компонентами стали: программа дополнительного образования «Наследие» и программа элективного курса «Из прошлого – в настоящее». Опыт работы показал, что разработанная структура программ, их содержание, ведущие формы деятельности являются наиболее эффективными при решении задач духовно-нравственного воспитания школьников.

Как известно пути и методы изучения истории родного края разнообразны. В нашей школе приобщение к изучению культуры родного края начинается с младшей школы и рассчитано на 3 возрастных ступени:

Подготовительная ступень, к которой относятся учащиеся младшего звена. На этой ступени происходит знакомство детей с народной культурой.

Учащиеся среднего звена находятся на основной ступени, где происходит формирование основных навыков получения информации о культуре, идет становление духовно-нравственных ориентиров ребенка.

На третьей ступени, к которой относятся учащиеся старшего звена, происходит реализация полученных знаний, умений, навыков; распространение своего опыта среди учащихся подготовительной ступени.

Основными источниками по изучению истории родного края мы считаем: произведения печати, использование музейных фондов, ресурсы Интернет и свидетельства современников. В фондах кабинета краеведения собраны базы данных по всем перечисленным источникам: газетные статьи, книги по краеведению, список Интернет-сайтов, CD диски, базы информантов.

Следует отметить особенности работы по изучению народной культуры Орловщины, в основе которой лежит учебно-практическая деятельность учащихся. Под учебно-практической деятельностью мы понимаем исследование культурного феномена с последующим созданием его макета. Ребенок сам выбирает тему своей работы: народный костюм, народная кукла, предметы народного быта.

Под руководством учителя истории он изучает этимологию этого феномена по книгам, используя ресурсы Интернет. Следующим шагом юного исследователя станет общение с людьми – представителями народной культуры Орловщины с целью уточнения полученных данных. На основе собранной информации под руководством учителя технологии школьник делает макет. На этом в работе не ставится точка, так как юный краевед должен презентировать свой проект среди учащихся младших классов.

Наша краеведческая работа началась в 2005 году, ее центром стала тема народного костюма. Отправной точкой можно считать изготовление свадебного костюма орловской крестьянки. В 2006 году поле наших исследований расширилось: исследование костюмов подтолкнуло нас к изучению обрядов в которых они использовались. На городской краеведческой конференции в 2006-2007 учебном году учащиеся представили поисковый материал «Вечности живая нить», посвященный изучению свадебного обряда нашего края. Проект «Празднично-обрядовая культура орловского края» и приняли участие в республиканском конкурсе «Краевед-2008». Работа была отмечена специальным дипломом Российской Академии наук, а также принимала участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ учащихся «Человек в истории. Россия – ХХ век».

Отметим, что в нашей школе в последние годы значительно увеличилось количество школьников, выполняющих исследовательские работы по истории родного края. Расширилась и тематика исследований, охватывающая различные виды декоративно-прикладного искусства: рушники, вышивка, тряпичная кукла. Учащиеся принимали участие в первой городской научно-практической конференции школьников «К вершинам познаний» и областном фестивале «Народные ремесла Орловского края».

Мы считаем, что нельзя закрываться в рамках одной школы, нужно распространять свой опыт среди коллег. Начиная с первого года работы, мы активно делимся своим опытом среди педагогов и представителей общественности, привлекаем к работе не только детей, но и их родителей.

Важным событием в распространении своего опыта стало участие во Всероссийском празднике «Первая победа», посвященном 300-летию победы в Полтавской битве, который проходил в селе Великое Ярославской области. На ярмарке старинных ремесел мы провели мастер-класс по изготовлению народной игрушки и представили нашу коллекцию народных костюмов.

В рамках Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» был опубликован элективный курс «Из прошлого – в настоящее». Элективный курс одобрен специалистами Областного института усовершенствования учителей и получил высокую оценку методистов кабинетов истории и технологии, с 2010 года элективный курс является авторским.

Программа дополнительного образования «Наследие» стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса работ в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» на 2011 год.

Прикладной характер накопленного материала усилил аттрактивность изучения народной культуры и позволил приступить к организации кабинета краеведения в школе № 2, проводимой в рамках региональной экспериментальной площадки «Активная школа». Итак, работа продолжается…

infourok.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Экскурсия в Орловское полесье"

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе:

«Экскурсия в Орловское полесье»

Программные задачи:

        1. Формировать представления детей о животном мире национального парка Орловское полесье.

        2. Продолжать работу по развитию речи детей:

- активизировать природоведческий словарь;

- упражнять в подборе синонимов к словам «стройное дерево», «могучее дерево», определений (какой олень, какие рога)

3. Развивать  операции классификации и сравнения.

4. Формировать экологические представления у детей (правила поведения в лесу, природоведческие знаки)

5. Закреплять исполнительские способности и навыки художественной деятельности

6. Формировать гражданские и эстетические чувства в процессе ознакомления с природой родного края.

7. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Предварительная работа: беседы об Орловском полесье, рассматривание фотографий, изготовление панно с изображением улицы города; разучивание песни «Край, в котором ты живешь».

Оборудование: панно с изображением улицы города, проектор, экран, заготовки деревьев из бумаги, клеящие карандаши, природоохранные знаки, аудиозапись  зимнего леса (метель, скрип снега, дятел).

Ход:

Воспитатель читает стихотворение:

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете – есть Родина своя.

И там, где мы родились, где радостно живем,

Края свои родные мы Родиной зовем!

О чем это стихотворение? Что такое родина? (наш город, дом, место, где мы родились и живем)

Да, у каждого человека есть свой дом. Но общим домом для всех людей земли является природа.

Древние люди были мудрыми. Они относились к природе как к живому существу и называли уважительно, ласково. Обращаясь к земле, говорили «матушка сыра земля», к солнцу – «красно солнышко», обнимая березу – «березка подруженька», а медведя – «медведь – батюшка».

А вы любите природу? Недалеко от Орла в Орловской области есть место, где люди берегут, заботятся и охраняют природу и даже открыли национальный парк. Вы помните, как он называется? (Орловское полесье) Что такое национальный парк? (уголок природы, где охраняют животных, которых мало на земле и они могут совсем исчезнуть).

Сегодня я приглашаю вас в путешествие по Орловскому полесью. А поедем мы на экскурсионном автобусе. А пока мы едем, давайте вспомним правила поведения в лесу. Что в лесу делать нельзя? (дети называют правила: нельзя кричать, включать громкую музыку, топтать муравейники, трогать птенцов и т.д.)

Вот мы и приехали. Нас встречает тетушка Сова (слайд на экране), которая расскажет нам много интересного об Орловском полесье.

(Слайд) У входа в парк стоит статуя девушки. Она просит нас зайти и полюбоваться красотой леса. Посмотрите, кто выглядывает из-за спины девушки? (олененок) Он доверчивый, очень надеется, что гости парка его не обидят.

Пойдем по узкой лесной тропинке и будем внимательно смотреть и слушать. Я слышу шум деревьев. (слайд) Посмотрите, какие красивые деревья! Что это за деревья? (сосны). Как называется лес, где растут одни сосны? (сосновый бор)

Послушайте стихотворение:

Край родной, Орловское полесье!

Ты же наша гордость и краса.

Высоко взметнулись в поднебесье

Стройные могучие леса!

Как вы понимаете – «стройные, могучие леса»? (лес, в котором растут стройные и могучие деревья). Как можно сказать по-другому о стройном дереве? (красивое, с прямым, ровным, тонким стволом)  Какое дерево можно назвать стройным? (березу, рябину).

Изобразите стройное дерево (дети имитируют стройное дерево). Вот подул ветерок, и дерево закачалось. Ветер усилился, дерево стало качаться еще сильнее.

«Могучее дерево» какое? (сильное, крепкое, мощное, с толстым стволом, длинными и крепкими ветвями, мощными, длинными корнями)

Какие деревья можно назвать могучими? (дуб) Покажите могучее дерево. Если подует слабый ветер, это дерево будет качаться? Почему? (у него крепкий ствол, сильные корни) А когда оно закачается? (когда подует сильный ветер). Как можно сказать по-другому о сильном ветре? (ураган, буря)

(Слайд) Вот мы подошли к самой крупной реке Орловского полесья, которая называется Вытебеть. Давайте присядем на берегу, полюбуемся рекой и послушаем (звучит аудиозапись звуков зимнего леса (ветер, скрип снега, пение птиц и т.д.) Что вы слышали? А что еще можно услышать в лесу? (хруст веток, голоса птиц и зверей и т.д.)

(Слайд) В Орловском полесье обитает много разных животных. Как можно назвать одним словом синицу, лебедя, индюка, петуха? (птицы) Какие из них домашние? Кого еще вы узнали? Как их можно назвать? (дикие звери) Где они живут? (в лесу) Как их можно еще назвать? (лесные)

(Слайд) Вот навстречу нам вышли  какие-то звери. Кто это? (зубры) Какие они? Зубры очень сильные и крупные животные. В наших лесах они не водятся. Они живут только в Орловском полесье. На кого они похожи? (на быка, корову).

(Слайд) Давайте сравним зубра и быка. Чем они отличаются? Что у них общее?

(Слайд) Посмотрите на этих красивых грациозных животных. Кто это? (олени). Они очень любопытные и рассматривают нас. Что у них есть на голове? (рога) Обратите внимание, что рога есть не у всех оленей. Рога есть только у оленей пап (самцов), а у оленей мам и оленят рогов не бывает.

(Слайд) Давайте рассмотрим рога оленя. Какие они? (ветвистые, сильные, острые) На что похожи? Зачем нужны рога оленю?

Давайте представим, что олени. Покажите, как они двигаются.

(Слайд) А вот появился странный зверек. Узнали, кто это? (выхухоль) Запомните, что выхухоль – русское животное, обитает только в России. Послушайте стихотворение:

Выхухоль в реке ныряет,

Всё улиток собирает,

Всюду длинный нос суёт,

Важно и легко плывёт.

Где обитает выхухоль? Чем она питается? Рассмотрите выхухоль. На что похожи её лапы? (на ласты). На лапах есть перепонки, чтобы было удобно плавать. На что похож нос? (на хоботок)

(Слайд) В Орловском полесье люди заботятся о животных: строят для них домики, большие домики называются вольеры, (слайд) организуют кормушки.

(слайд) Нам пора прощаться с тетушкой Совой. Поблагодарим её за интересный рассказ. Пора возвращаться домой  (садятся в автобус). Приятно возвращаться домой, в родной город. Назовите улицу, на которой расположен детский сад; на каких улицах живете вы.

Посмотрите, как пусто и скучно в городе (показывает на панно). Чего-то не хватает. Как можно украсить город? (посадить цветы, деревья)

Коллективная аппликация (дети наклеивают деревья возле домов на панно). Как изменилась улица? Какой она стала? (зеленой, праздничной)

Давайте споем песню о родном доме (дети исполняют песню «Край, в котором ты живешь»)

Подведение итогов: Где мы сегодня побывали? Что вы узнали нового? Что вы расскажете дома своим родителям?

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о