Учебная ситуация это по фгос – Статья на тему: Учебная ситуация на уроках при реализации ФГОС НОО

Статья на тему: Учебная ситуация на уроках при реализации ФГОС НОО

«Учебная проблемная ситуация на уроке при реализации ФГОС НОО».

-Добрый день уважаемые коллеги. Я учитель начальных классов МБОУ «Сармановская гимназия». Зовут меня   Рузиля Ильгизаровна и я очень рада встрече с Вами.

Тема моего выступления: «Учебная проблемная ситуация на уроке при реализации ФГОС НОО».

Цель: повышение уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию   учебных ситуаций в организации непосредственно образовательной деятельности

Задачи:

  1. Раскрыть сущность использования учебных ситуаций  при организации образовательного процесса;
  2. Научить  использовать методы  проблемного обучения  на примере  проблемных  ситуаций;
  3. Вызвать у участников  интерес к  технологии проблемного обучения и желание использовать ее в своей деятельности.

Для того, чтобы немного дать разрядку нашим напряженным нервам, давайте проделаем небольшую практическую работу.

– Возьмите в руки любой предмет и вытяните вперед.

-Как вы думаете, сколько весит ваш предмет?

-Спасибо, сейчас мы не знаем, сколько весят наши предметы . Это и неважно, теперь скажите пожалуйста, что произойдет с предметом,  если мы  будем держать его в течении несколько минут? (Ничего)

– Действительно, ничего. А что будет если  будем держать 2 часа? (устанем )

– А если целый день? (очень устанем)

– А как вы думаете, изменится ли вес предмета, если мы будем держать его целый день? (нет)

– А, что нужно сделать? (поставить, положить)

Спасибо!

-Точно! Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Стоит подумать о какой-нибудь проблеме несколько минут, и она окажется рядом. Если думать о ней несколько часов, она начнет нас засасывать. Если думать о ней целый день, она нас парализует. Можно думать о проблеме, но, как правило, это, ни к чему не приводит. Еѐ «вес» не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Нужно решить еѐ, или отложить в сторону.

Этому же нужно учить наших детей: уметь решать проблему, а не держать в себе.

Для того, чтобы ребенок научился решать жизненные проблемные ситуации, нужно, чтобы он научился решать учебные проблемные ситуации на уроках. В этом и помогает технология проблемного обучения.  Перейдем к учебным проблемным ситуациям.

Проблемная ситуация – это некая жалоба на то, что определённые процессы в организации протекают не так, как было запланировано.

Учебная ситуация – это особая структурная единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия.

Задача учителя создавать такие учебные ситуации, в результате которых у ребенка появляется потребность в открытии. Учебные  ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи.

Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.

Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет.

Для того, чтобы создать  такую ситуацию на уроке, необходимо учителю владеть некоторыми технологиями, методами, приемами.   Умелое их использование делает акцент с обучающей деятельности учителя на познавательную деятельность школьника.

Что значит создать учебную ситуацию?

  1. Определиться с педагогической задачей (развивать умения….)
  2. Отобрать учебный материал
  3. Определить способ организации учебной ситуации (кто, что делает)
  4. Спрогнозировать действия детей.
  5. Спровоцировать детей на активные действия, на создание мотивации учения.

Формировать внутреннюю мотивацию к учению,  самостоятельную познавательную деятельность обучающихся позволяет технология  проблемного обучения. Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе.

Например, урок русского языка  в 1 классе по  теме «Алфавит». У учеников сформировано умение располагать слова по алфавиту. Ученикам предложила практическое задание:  

Практическое задание. Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на доске появляется карточка с данным словом): морковь, капуста, ежевика, горох, малина (появляются  предметные картинки)

– Напишите слова в алфавитном порядке.  

Создана проблемная ситуация: как определить порядок слов, начинающихся на одинаковую букву: морковь или малина.

Думаю, что на уроках английского языка приучении темы «Алфавит», также можно использовать подобную ситуацию.

Дети выдвигали различные гипотезы:

Проверка гипотез приводит учащегося к тому, что проблемная ситуация для ученика становится учебной задачей.  Через создание проблемной ситуации и  ведение проблемного диалога ребята обучаются и целеполаганию.

Детские рассказы, сказки, мультфильмы – кладезь проблемных вопросов, которые на уроке – «яркое пятно», привлекут внимание ребенка и замотивируют на разрешение вопроса. (сказка «Колобок»)

Например, на  уроке окружающего мира: лягушка «Если я зеленая, значит я растение!!»

На какую тему может вывести эта картинка и фраза? (признаки живых организмов, признаки растений).

Также удачно подобранная картинка на любом вашем уроке может вывести на проблемную ситуацию.

На уроках часто создаются такие ситуации, когда реплика, удивление, вопрос, наблюдение жизненных ситуаций впоследствии становятся темой проектных и исследовательских работ.

Например, ребенок заметил, что в школьной столовой никогда не дают кофе, отсюда возникла проектно-исследовательская работа.

Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка. Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить. И очень хочется надеяться, что, войдя в жизнь, ребенок будет защищен от стрессов.

Создавать интересные нестандартные учебные ситуации можно на любом уроке. Например, на уроке физкультуры учитель учит строиться и перестраиваться.

  • Вопрос  «Зачем нам нужны построения и перестроения?».

В ходе предположений, обсуждений учащиеся убеждаются в важности действовать по строевым командам.

Задание  Дорожная ситуация: несколько машин мчатся по узкой горной дороге, внезапно одна из них тормозит. Задаю вопрос: «Как должны поступить при этом водители других машин?».  

Проблемное обучение дает возможность учителю по-новому открывать знания  с учениками. Главное  – научить детей видеть проблему, уметь задать интересующий вопрос. Этот вопрос выведет детей на размышление, а  по словам Рубинштейна мышление обычно начинается   с проблемы или вопроса, с удивления или с недоумения – иначе говоря с противоречия. Противоречие в проблемном задании, продуктивной задаче приводит к переживанию учеником состояния интеллектуального затруднения и осознанию недостаточности ранее усвоенных знаний.

Завершить, я хочу следующими словами «То, что я хочу познать – это яблоня. Что я познаю – это ветвь яблони. То, что я передам ученику – это яблоко. То, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня.» И если я увижу эту яблоню, значит я вижу результаты своего труда и это для учителя большое счастье. Удачи Вам!

nsportal.ru

Статья по теме: Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода при обучении младших школьников.

«Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода»

Цель: познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной деятельности и способом формирования компетентностей школьников.

«Расскажи – и я узнаю,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(Китайская пословица)

      Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу?
В основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, способом реализации которого является учебная ситуация. И сегодня я хочу с вами поговорить об учебной ситуации.   

 

(СЛАЙД 2) Шаг первый: Расскажи – и узнаю…

       Если обратиться к Стандартам, то мы узнаем, что Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

(СЛАЙД 3)  Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества. Временная продолжительность образовательной ситуации может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии с учениками.   

Наиболее «мощной» является та учебная ситуация, в которую вместе с учащимися вовлекается сам учитель. Результаты такого взаимодействия «учитель-ученики» на уроке будут наиболее продуктивными.

Вспомните фрагмент из второй главы М. Твена «Приключения Тома Сойера», в котором описана покраска забора. 

Из этой сцены мы видим, как Том Сойер искусно превратил скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, за участие в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища.

«Мы знаем, что дети любят играть и не любят заниматься неинтересными для них делами. Им не нравится сидеть на скучных уроках, запоминать массу информации, а затем  ее пересказывать. Поэтому, включение учебной ситуации в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая  даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности.

(СЛАЙД 4) Проектирование учебных ситуаций зависит от:

  • возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка),
  • специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений),
  • меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

(СЛАЙД 5) Шаг второй: покажи – и я запомню…

(СЛАЙД 6) В настоящее время в литературе описано огромное количество учебных ситуаций. Часть из них перед вами.

  • ситуации стимулирования;
  • ситуации выбора;
  • ситуации успеха;
  • конфликтные ситуации;
  • ситуации критики и самокритики;
  • ситуации помощи и взаимопомощи;
  • ситуации угрозы наказания;
  • ситуации самооценки;
  • ситуации общения;
  • ситуации соревнования и соперничества;
  • игровые ситуации;
  • ситуации проявления невнимания;
  • ситуации ответственных решений;
  • ситуации освоения новых способов деятельности;
  • ситуации выражения веры и доверия;
  • ситуации предъявления требований;
  • ситуации сопереживания;
  • проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных задач;

Об организации некоторых расскажу подробнее.

(СЛАЙД 7) Для создания учебной ситуации в начале урока можно использовать различные  приемы входа в урок:

– прием «привлекательная цель». Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Например для освоения вопросительной  формы предложения разыгрывается ситуация поиска потерявшегося питомца, в которой дети примеряют различные роли;

– прием «удивляй». Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

– прием «отсроченная отгадка». Иногда удивительное не просто привлекает внимание “здесь и сейчас”, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

– прием «фантастическая добавка». Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; придумать фантастическое растение/животное; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека…

– прием «лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Приучая детей мгновенно реагировать на ошибки, мы поощряем внимание и готовность вмешаться. Ученик получает текст  со специально допущенными ошибками — пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками.

(СЛАЙД 8) Для повторения пройденного материала можно использовать следующие приемы для создания учебной ситуации:

– пресс-конференция. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.

Например, при изучении темы “Животные”. Можно вести разговор от имени семьи животных. Или провести игровой сюжет: пресс-конференцию неизвестного героя, «маски», по ответам которой можно ее «рассекретить».

Бывает на уроке и так, что ученикам необходимо поработать с текстом учебника самостоятельно. Создать ситуацию, мотивирующую работу с текстом можно, применив прием

– вопрос к тексту.  Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих.

(СЛАЙД 9) Домашнее задание тоже может стать ситуацией, мотивирующей ребенка к изучению материала.  С этой целью можно использовать такие приемы, как:

– особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению ученика воспользоваться этим правом.

– творческое домашнее задание. Составить кроссворд для одноклассников, сочинить стихотворение, песню, презентацию.

– обсуждаем домашнее задание. Вместе с учащимися обсуждаем вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен. При этом, естественно, изученный материал еще раз просматривается.

– идеальное задание. Задания никакого нет, но функция домашней работы выполняется. Детям предлагается выполнить работу по их собственному выбору и пониманию. Одни просто выполнят упражнения из рабочей тетради, другие  подберут пример или нарисуют иллюстрацию к изучаемой теме.

(СЛАЙД 10) Для приобщения детей к коллективному сотворчеству, необходимо создавать ситуации, в которых детям было бы необходимо работать сообща, на общий результат. В этом случае можно предложить следующие  приемы организации работы в группах

– группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают. Дети могут придумывать загадки о животных, роботах и т. д.

– группы получают разные задания. Тогда группы (или их спикеры) отчитываются перед классом. Или, поочередно меняясь, спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой.  Результаты заносятся  результат в таблицу, которая затем обсуждается сообща.

– группы получают разные, но работающие на один результат задания. Каждая группа получает свой небольшой рассказ, который нужно перевести и инсценировать.

– Прием «лови ошибку». Дети спорят, обсуждают, вместе ищут ошибки и заменяют их верными вариантами. Так можно проверять и закреплять лексику и грамматику.

Создавать учебные ситуации помогают игры – тренинги. Например, представь, что ты редактор, в текст закрались ошибки, их нужно найти и исправить. Игра «логическая цепочка» – это игра в слова, когда нужно назвать слово на последнюю букву слова, предложенного предыдущим ребенком. Игры в случайность, когда отвечающего выбирает не учитель, а подбрасываемые кубики. Игра «да-нетка». Ученики находят ответ на загадку, задавая учителю вопросы о цвете, размере, месторасположении, умениях  объекта и т. д. Учитель отвечает только «да» или «нет».

(СЛАЙД 11) Шаг третий: Дай попробовать – и я пойму…

  1. Вы сейчас посетите уроки и внеклассные мероприятия.
  2. Ориентируясь на предложенные учебные ситуации, выберите или разработайте и кратко сформулируйте  свою учебную ситуацию.
  3. Представьте ответ (по каждой учебной ситуации) в следующем формате:
  • предмет
  • тема
  • учебная задача
  • описание учебной ситуации

III. Рефлексия

nsportal.ru

Современные подходы к формированию качеств личности через учебные задачи и учебные ситуации на уроках русского языка

Цветкова Ольга Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МАОУ «Гимназия «Гармония»

Великого Новгорода

Современные подходы к формированию качеств личности через учебные задачи и учебные ситуации на уроках русского языка

Системно –  деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, в рамках которой результаты образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме.

    Среди всех личностных результатов обучения остановимся более подробно на одном – формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Эмоционально – ценностное отношение к учению является одним из важнейших показателей личностного развития школьников. Данный результат базируется на субъектности обучающихся в процессе учебной деятельности.

Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и управленца этого процесса. Роль педагога в  осуществлении системно-деятельностного подхода   велика, так как  именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. В процессе реализации системно-деятельностного подхода в образовании  формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».  То есть одним из ключевых понятий ФГОС является учебная деятельность.

В работах многих психологов предпринята попытка определить структурный состав учебной деятельности

. Ряд исследователей считает, что она, как и любая другая деятельность, включает три основных компонента: мотивационный, содержательный, операционный. (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Репкин и др.)

В рамках данной темы необходимо остановиться на операционном компоненте. Операционный компонент – это определённая учебная задача и совокупность учебных действий (способов учебной деятельности, позволяющих достичь поставленной цели) Учебные действия включают:

  1. Анализ задачи

  2. Принятие учебной задачи

  3. Актуализация имеющихся знаний, необходимых для её решения

  4. Составление плана решения

  5. Контроль и оценка решения задачи, осознание способов осуществления деятельности

Учебная задача – ключевое звено в организации деятельности. Теория учения может называться деятельностной только в том случае, если она опирается на понятия «действие» и «задача». Учебная задача – это задача, с помощью которой дети обнаруживают основание решения целого класса задач. Что же такое

учебная задача? Любое ли задание из учебника ей является?

Для того чтобы разобраться в этом важнейшем вопросе, стоящим перед каждым учителем, организующим учебную деятельность на уроках русского языка предлагаем Вам сравнить два задания по одной и той же теме:

Задание №1

-Приехал, приплыл, прилетел, прискакал

-Придорожный, приморский, привокзальный, пригородный

-Презабавный, преинтересный, предобрый, преогромный

И т.д.

  • Определите значение приставок в каждой группе слов

  • Сделайте вывод о связи значения приставки и её правописания

  • Проверьте правильность своего предположения по учебнику

Задание №2

Пр…ехал, пр…плыл, пр…летел, пр…скакал, пр…дорожный, пр…морский, пр…вокзальный, пр…городный, пр…забавный, пр…интересный, пр…добрый, пр…огромный

Как видим, тема одна та же, но между заданиями существует принципиальные отличия: цель задания, результат, способ решения. Задание № 1 является учебной задачей, так как оно позволяет организовать самостоятельную поисковую деятельность учащихся, направленную на открытие нового способа действий. Задание № 2 – конкретно-практическая задача, направленная на применение известного способа действий, это привычное тренировочное упражнение, которых может быть как угодно много. Различия между двумя типами заданий представим в виде таблицы:

Задание №1 – учебная задача (УЗ)

Задание №2 – конкретно-практическая задача (КПЗ)

Цель УЗ – открытие нового понятия или способа действий

Цель КПЗ – получение результата-ответа при использовании известного способа, при помощи которого можно решать любое количество подобных задач

УЗ одна в своём роде

Однотипных КПЗ может быть много

При решении УЗ изменения происходят в субъекте действия (в ученике). Т.Е. результат является не только предметным, но и метапредметным, личностным

При решении КПЗ изменения происходят не внутри субъекта деятельности, а во вне (в тексте и п.п.). Результат решения исключительно

предметный.

Примеры УЗ и КПЗ
при работе с понятиями

КПЗ по теме: «Синонимы»

УЗ по теме: «Синонимы»

Примеры заданий

Гиппопотам – очень крупное и грозное животное. Другое его название – бегемот.

Гиппопотам – очень крупное и грозное животное. Другое его название – бегемот.

  • Сравни слова бегемот и гиппопотам

  • Зафиксируй свои наблюдения в таблице «сходства-различия», а затем графически в модели или словесно в форме вывода

  • Выясни в учебнике, как называются такие слова

Комментарии

КПЗ предлагается на этапе, когда понятие детям уже известно, в процессе его решения происходит использование уже известного понятия и способа действия с ним.

УЗ становится способом открытия нового, ещё неизвестного детям понятия. И открытие нового происходит в результате самостоятельной деятельности детей. К учебнику дети обращаются, только чтобы найти термин, называющий открытое явление.

Ответы

Гиппопотам – бегемот

сходства

различия

Одинаковое лексическое значение

Разное звучание

Одна и та же часть речи

Разное написание

Модель:

≠ ≠ = =

*Условные обозначения, использованные в модели:

ЛЗ – лексическое значение

ГЗ – набор грамматических значений (часть речи)

буквенная оболочка слова

[…] – звуковая оболочка слова

= – совпадает

не совпадает

Определение открытого понятия:

Синонимы – это слова одной части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но совпадают по лексическому значению.

В рамках технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова описана методика организации учебной задачи. В этом есть некоторая этапность:

1 этап – создание «ситуации успеха»: решение конкретно – практической задачи, которая опирается на прошлый опыт ребёнка, т.е. решается известным способом

2 этап – возникновение ситуации «интеллектуального разрыва»: детям предлагается задача, которая внешне может быть похожа на предыдущую, но решить её известным способом невозможно. Выявление скрытого различия задач – основание для открытия нового способа.

3 этап – фиксация места «разрыва» в графико – знаковой форме: дети оценивают границы своего знания – незнания

4 этап – формулировка учебной задачи в словесной форме (формулирование цели учебной деятельности)

Итак, учебная задача – ключевое понятие в теории учебной деятельности. Но любому педагогу понятно, что организовать на каждом уроке решение учебной задачи невозможно, на это может просто не хватить учебного времени, тем более что вслед за открытием нового понятия и способа должен следовать этап решения частных задач, а также этап контроля и оценки. Поэтому необходимо в каждом разделе русского языка определить те понятия, открытие которых учитель сможет организовать как учебную задачу. А как же организовать учебную деятельность в остальное время?

ФГОС  вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. То есть в строгом смысле решения учебной задачи не происходит, но дети при этом всё равно находятся в субъектной позиции.

Таким образом, в связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности.

Попробуем смоделировать учебные ситуации, формирующие такие личностные результаты обучения, как:

  • ценностное отношение обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Создание учебных ситуаций

Приёмы создания учебной ситуации

Примеры учебных ситуаций

Предъявление и обсуждение противоречивых лингвистических фактов, теорий. Нахождение аргументов в пользу каждой позиции и определение собственной позиции по спорному вопросу.

  • 2 точки зрения на причастие и деепричастие (отдельные части речи или особые формы глагола?)

  • 2 точки зрения на местоимения (отдельная часть речи или местоимённая группа в составе других частей речи: местоимённые существительные, местоимённые прилагательные и др.?)

  • 2 точки зрения на назывные предложения (односоставные или двусоставные с нулевым сказуемым)

  • Вопрос о сочинительных словосочетаниях (словосочетание это или другая синтаксическая единица?)

Использовать приёмы «Яркое пятно», «Удивляй», «Актуальность»*

  • Занимательные задания

  • Факты из истории языка

  • Ребусы и олимпиадные задания по изучаемой теме

  • Притча как начало урока

  • Межпредметные связи

  • Лингвистические сказки

  • Предъявление материала в непривычной форме (лингвистические трапеции)

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста

При подготовке к изложению анализируется текст и заполняется таблица:

Содержание микротемы

Заголовок смысловой части

Ключевые слова

Составление алгоритма по определенному правилу или нескольким правилам

(В процессе работы у детей могут получиться разные алгоритмы, важно разрешить им пользоваться тем, который дети выберут сами, конечно, при условии, что с предметной точки зрения алгоритм верен. Возможность выбора повышает значимость результатов собственной деятельности, воспитывает ответственность за результат деятельности.

  • Любое орфографическое правило можно представить в виде алгоритма (способа проверки). Алгоритмизация – это одно из УУД, которые необходимо формировать у обучающихся

Например, О-Ё после шипящих

  1. Определи часть речи

Глагол слово, не связанное

отглагольное слово с глаголом

пиши Ё

2.Определи морфему


Корень суффикс, окончание


3.Найди чередование 3. Поставь

с буквой Е ударение


есть чередование нет


пиши Ё пишиО под ударением О

без ударения Е

Старший учит младшего (ситуация, при которой ученик обучает или консультирует младшего)

  • Этот приём можно использовать во внеурочной деятельности при обучении исследовательской деятельности. Старший ученик осуществляет критериальную оценку исследовательской работы младшего товарища, помогает увидеть слабые места и ошибки, помогает исправить их, готовит к защите исследовательской работы. При этом учатся оба.

  • Ученикам предлагается возможность составить задание или текст проверочной работы по какой-либо теме для младших школьников

Составление плана сочинения по критериям оценки

Через анализ критериев оценивания экзаменационного сочинения вырабатываем план такого сочинения

Теоретический текст с пропущенными понятиями:

«Местоимённые слова – слова вторичные, слова – заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено», – утверждал А.А.Реформатский. С этой точкой зрения невозможно не согласиться.

Слова языка очень разнообразны по своим грамматическим свойствам и особенностям лексического значения. Знаменательные слова …….. предметы, признаки и количества, это слова-названия. ……….. слова лишь указывают на эти значения, их можно назвать словами-указателями. Например, в предложении №2 местоимение «она» указывает на …….., а местоимение «несколько» из предложения №4 указывает на ………., чётко не называя его. Значение этих местоимённых слов становится понятным лишь при условии, что в ближайшем контексте употреблены соответствующие ………………. Слова.

На основную функцию местоимений в языке намекает само название части речи: местоимение – слово, которое используется вместо имени, то есть является его заместителем в тексте. В предложении №2 автор использовал местоимение «она», которое указывает на предмет, названный в первом предложении соответствующим существительным – «………». В этом случае замена существительного на местоимение позволила ……………….

Местоимения помогают объединять предложения в связный текст (слово «такая» в предложении №4), избегать неоправданных повторов слов, служат средством связи частей сложного предложения (предложение №5). Но при этом их значение нам было бы непонятно, «обесценено», если бы в тексте не было соответствующих …………… частей речи.

…………….., несмотря на всю важность местоимений в языке, это всё-таки, как утверждал Реформатский, «слова вторичные, слова-заместители».

Ситуации – «ловушки», «лжеситуации»:

Ученица пятого класса так объяснила написание слов: «В слове ц…рковный надо писать букву И, так как мы знаем правило, что в корнях слов после Ц пишется буква И, кроме слов – исключений (цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц)»

«В слове ж…мчужный надо писать буку И по правилу ЖИ – ШИ».

Ученик шестого класса считает что в словах общность и человечность одинаковые суффиксы. Как он пришёл к такому мнению? Согласен ли ты с ним?

Приёмы «идеальное домашнее задание», «своя опора»*

Любые ситуации, предполагающие возможность самостоятельного выбора учащимися задания на уроке, домашнего задания, формы представления теоретического материала (текст, схема, алгоритм и др.)

И др.

* Примечание: При анализе мы использовали классификацию приёмов, предложенную А.А. Гином (Гин А.А. «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М: Вита-Пресс, 1999. – 88с.)

Таким образом, основные принципы постановки учебной задачи в деятельностной парадигме можно сформулировать следующим образом:

  • Вводимое понятие должно быть предельно общим, с тем чтобы на последующих этапах работы с понятием дети могли конкретизировать и уточнять исходное понятие.

  • Прежде чем вводить новое знание, необходимо создать ситуацию необходимости его появления.

  • Знания не даются в готовом виде. Даже если невозможно организовать на уроке «открытие» нового знания, организовав учебную задачу, всегда есть возможность создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез.

  • Если учителю удалось поставить учебную задачу правильно, то ученики смогут, получив ответ, самостоятельно поставить следующую учебную задачу.

  • Изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы), осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Литература

  1. Аствацуров Г.О. Tехнология целеполагания уроков / Г.О.Аствацуров, канд. ист. Наук. – Волгоград: Учитель,2009. – 118 с.

  2. Воронцов А.Б.Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова / Из опыта работы ЭУК «Школа развития». – М.:ЦПРО «Развитие личности», 1998 – 360 с.

  3. Гин А.А. «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М: Вита-Пресс, 1999. – 88с.

  4. Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А.К.Дусавицкий, Е.М.Кондратюк, И.Н.Толмачёва, З.И.Шилкунова. – М.: Вита – Пресс, 2008 – 288с.

  5. Формирование учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений [Текст]: учебно – методич. пособие / авт. – сост. Н.П.Попова; НИРО. – Великий Новгород, 2011. – 105 с.

kopilkaurokov.ru

Методическая разработка урока русского языка в первом классе с использованием технологии создания учебных ситуаций

Библиографическое описание:

Соколова О. А. Методическая разработка урока русского языка в первом классе с использованием технологии создания учебных ситуаций // Школьная педагогика. — 2017. — №1. — С. 85-87. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/53/2012/ (дата обращения: 15.10.2019).



Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

ФГОС вводит новое понятие — технология создание учебных ситуаций.

Что же такое технология создание учебных ситуаций?

Учебная ситуация — это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д., частично — запоминают.

Урок — это решение «цепочки» учебных задач. Учебную задачу можно перевести в учебную ситуацию, т. е. поставить задачу в такие условия, чтобы она провоцировала детей на активные действия, создавала мотивацию учения, не вынуждала, а побуждала.

Перед учителем ставится задача научиться создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появляется потребность в открытии, при этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т. е. приобретает некоторые способности.

Учебная ситуация может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии с учениками. При этом роль учителя сводится не к передаче готовых знаний, а к координации действий обучающихся.

Виды учебных ситуаций:

ВыборДается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное решение.

Неопределенность — Неоднозначные решения ввиду недостатка данных

НеожиданностьВызывает удивление необычностью, парадоксальностью.

КонфликтСитуация, рассматривающая противоположности.

Несоответствие — Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.

Можно ли обойтись на уроке без создания учебной ситуации? Конечно, можно прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о спряжении глагола», но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать ребенка, включить в познавательный поиск? Учебная ситуация на уроке мотивирует ребенка к обучению. С помощью учебной ситуации учитель может искусно превратить обычный урок в увлекательное занятие.

Я предлагаю урок русского языка в 1 классе, на котором я использовала разные виды учебных ситуаций.

Тема урока: «Речевой этикет: слова приветствия. Интонация предложений».

Базовый учебник: Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И. Русский язык: 1 класс / под ред. Л. Е. Журовой, С. В. Иванова. М.: Вентана-Граф, 2012 (Начальная школа XXI века).

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения

Задачи:

Образовательные:

− развитие умения работать со словарем, правильно писать слова- приветствия;

− знакомство с правилами постановки знаков препинания в конце предложения;

− формирование умений овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;

− способствовать усвоению приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Воспитательные:

− воспитание уважительного отношения к языку;

− стремление использовать в своей речи слова, соответствующие нормам речевого этикета;

− воспитание вежливости.

Развивающие:

− развитие умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, технология создания учебной ситуации «удивление», «неопределенность», «конфликт», технология поэтапного формирования умственных действий, игровая технология, технология оценивания.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся безошибочно списывать текст, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные — овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; уяснение интонационных особенностей восклицательных предложений; понимание текста с опорой на содержащуюся в нем информацию и на интонационное оформление предложений; логические — осуществление анализа этикетных слов и определение ситуаций, в которых они могут быть использованы.

Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.

Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.

Ход урока

  1. Организационный момент.

− Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

Вы многое узнаете и многому научитесь!

  1. Мотивация кучебной деятельности. Постановка учебной цели изадач.
  1. Создание учебной ситуации «удивление».

− Послушайте стихотворение Г. Остера.

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Вот такие «Вредные советы» дает вам Григорий Остер.

− Понравился ли вам эти советы? Почему?

Вы правильно догадались, что стихи написаны в шуточной форме и следовать им нельзя.

− Какие слова произносят люди при встрече?

− Как можно поприветствовать своего товарища?

− Каждому ли человеку можно сказать «привет»?

− Какие слова-приветствия мы сейчас назвали?

− Попробуйте сформулировать тему урока. (слова-приветствия)

Сегодня на уроке мы будемучиться использовать слова-приветствия в разных ситуациях, будем их писать и произносить с правильной интонацией.

  1. Актуализация новых знаний.
  1. Речевое общение.

Что такое «здравствуй»? Лучшее из слов!

Потому что «Здравствуй», значит «Будь здоров!»

Правило запомни, знаешь-повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй» говорить пора!

− Какое слово-приветствие вы услышали в этом стихотворении?

− Зачем люди приветствуют друг друга при встрече?

− А кто из вас самый внимательный, тот услышал, что означает слово «здравствуй»?

Вежливые люди всегда при встрече желают друг другу самого главного — здоровья.

− Сейчас я прочитаю маленький отрывок из рассказа. В нём ответ на мой вопрос.

«…Я одного деда спросил: «Чего здороваешься? Знаешь меня, что ли?» А он мне: «А зачем мне тебя знать?… Я про тебя плохого не слыхал, ты про меня тоже, стало быть, ты добрый человек, и я добрый. Вот и будь здоров».

— Конечно, люди приветствуют, чтобы подтвердить хорошее отношение друг к другу. Например, фраза: «Он перестал со мной здороваться» означает: «Он прервал со мною добрые отношения» Согласны? Именно по этому, не ответить на приветствие — это неуважение к человеку. Так считалось во все времена и у всех народов.

  1. Словарно-орфографическая работа.

Создание учебной ситуации «неопределенность».

− Коля сел писать письмо бабушке. Как вы думаете, с каких слов он должен начать письмо? (Здравствуй, бабушка!)

И у Коли возникли сомнения при написании этого слова, то ли «здравствуй», то ли «здраствуй». Мы с вами тоже пока еще не знаем, как пишется данное слово. Значит, какая у нас задача? (Задача: научиться правильно писать новое слово)

− Как помочь Коле? (Если испытывает затруднения в написании слова, то обращаемся к словарю)

Работа сорфографическим словарем.

Запись слова «здравствуй» в тетрадь. Выделение «опасного места»

  1. Речевое общение.

− С какой интонацией произносят слова — приветствия?

Произнесите слово «Здравствуйте» радостно (нежно, удивлённо, раздраженно, огорчённо, равнодушно)

  1. Создание учебной ситуации «конфликт» (разные мнения учеников).

Попробуем применить наши знания в конкретных ситуациях.

а. Ты вошёл в автобус с задней площадки и увидел, что у передней двери стоят твои друзья. Надо ли здороваться с ними? (Невежливо приветствовать издалека. Надо подойти поближе и поздороваться. А так же разрешается поздороваться кивком головы или с помощью жестов)

б. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них ты увидел свою классную руководительницу. Как ты её поприветствуешь? (В школе надо здороваться со всеми взрослыми.)

в. Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли тебе здороваться?

Существуют правила этикета:

  1. Приветствуй старших первым.
  2. Обращайся на «Вы».
  3. Знакомых называй по имени и отчеству.
  4. Здороваясь, нужно смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
  5. Если учитель-родственник, то в школе только по имени и отчеству.
  1. Физминутка.
  2. Включение всистему знаний иповторение.
  1. Работа по учебнику. Упражнение 4.

Какие знаки препинания стоят в конце слов приветствия?

Как вы думаете почему?

Прочитайте сведения о языке «Обрати внимание» (Правило, учебник стр.13)

Что такое интонация?

  1. Рубрика «Хочу всё знать».

Работу голоса, его усиление, повышение и понижение учёные назвали научным словом «интонация». Предложение мы всегда произносим с какой-то интонацией, а его конец- с интонацией конца мысли. Чаще всего это небольшое понижение голоса, этим мы показываем, что мысль завершена. В предложении мы выражаем мысль, чувства, о чём-то и что-то сообщаем, спрашиваем.

− Как надо произносить предложение, если в конце стоит восклицательный знак? (Произносить надо бодро, торжественно, восторженно)

− Какие ещё знаки препинания существуют?

− Поставьте знаки препинания в конце предложений и подготовьте выразительное чтение по ролям.

− Как обозначается цель высказывания на письме? (знаками препинания)

− А как в устной речи? (с помощью интонации)

− Какая бывает интонация?

− Выразительное чтение по ролям.

  1. Самостоятельная работа ссамопроверкой. Упражнение 5.

Прочитайте и запишите пословицу. Как вы понимаете её смысл?

  1. Игра «Добавь словечко».

У меня есть одна загадка-стихотворение О. Дриза. Я буду читать, а вы — подсказывать (добавлять) нужные слова. Не буду возражать, если вы их произнесёте хором.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым…(утром)!» – я кричу.

Ну, а что кричу я вслед

Всем идущим на обед?

«Добрый…(день)! Добрый…(день)!» –

Ну, а как же я встречаю

Всех домой идущих к чаю?

«Добрый…(вечер)!» – говорю,

Чай я мигом заварю!

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

− Какие слова-приветствия вы научились сегодня писать?

− С какой интонацией произносятся эти слова?

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад;

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться всем спешат.

Лестница настроения.

Если вы успешно справлялись с заданиями, вам было легко — расположи смайлик на верхних ступеньках лестницы; если были затруднения — в середине лестницы, если было очень трудно — на нижних ступеньках лестницы.

Литература:

  1. Русский язык. 1 класс: система уроков по учебнику С. В. Иванова, А. О. Евдокимовой, М. И. Кузнецовой / авт.-сост. С. В. Николаева, И. Г. Смирнова. — Волгоград: Учитель, 2013.
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/ Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984.
  3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2010. — 223 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная ситуация, речевой этикет, слово, урок, ситуация, друг, Задача, знак препинания, бытовое общение, Выразительное чтение.

moluch.ru

Презентация к уроку по теме: Учебная ситуация, как способ реализации деятельностного подхода.

Учебная ситуация, как способ реализации деятельностного подхода.

«Великая цель образования-

это не знания, а действия!»

Герберт Спенсер

Разработка  новых   государственных стандартов  2 поколения базируется на деятельностном подходе.

 При деятельностном подходе – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Все сказанное придает особую актуальность вопросу реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников.

Благодаря деятельности происходит развитие познавательных процессов у ребенка, поэтому ее необходимо организовывать. А это значит, что задача образования организовать условия, провоцирующие детское действие.  

Эти условия могут задаваться и описываться с помощью:

  • образцов деятельности;
  • различных методических или дидактических средств;
  • последовательности выполняемых действий;
  • особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса;

Можно также использовать понятие учебной ситуации, как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в котором дети с помощью  учителя

  • обнаруживают предмет своего действия;
  • исследуют его, совершая разнообразные учебные действия;
  • преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.п.;
  • частично запоминают;

Примеры учебных ситуаций

Чтение:

Пересказ с помощью опор

        Эту деятельность можно осуществлять индивидуально или в группах.

Подготовьте знакомые рассказы или стихи с опорами на иллюстрации, и предложите детям выбрать рассказ или стихотворение, чтобы попрактиковаться в пересказе с опорой на иллюстрации.

        Читая детям вслух, делайте паузу в соответствующих местах и позволяйте им угадывать.

        Дети могут последовательно, при помощи опоры, пересказать избранный рассказ или стих.

        Дети могут дать правильные ответы, когда преподаватель, читая вслух, делает паузу в том или ином месте.

Прочитай и перескажи

        Учащиеся получают задание выбрать из иллюстрированной книги и подготовить чтение вслух короткого рассказа.

        На следующем уроке дети по очереди читают эти рассказы вслух всему классу. Сразу после того, как будет выслушан первый рассказ, учащимся предлагается повернуться к соседу и пересказать его своими словами товарищу. После второго рассказа пара меняется ролями.

        Задание со временем можно усложнить, предлагая детям при пересказе пользоваться определенной лексикой, круг которой можно установить всем вместе.

        

Берем интервью у героя

        После прочтения книги учащиеся берут интервью у друг друга. Один партнер задает герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя.

        Учащиеся ведут интервью в соответствующей манере и успешно изображают героя рассказа.

Математика

Прогулка «В поисках цифр»

        Пригласите класс на прогулку «В поисках цифр»: по классной комнате, по школьному зданию или по территории школы. Дети начинают указывать числа в непосредственном окружении и использовать их для создания стенда “Числа, которые мы можем видеть”.

        Дети могут узнавать числа в непосредственном окружении и могут читать числа на часах или на клавиатуре компьютера.

Числа

Читаем и пишем числа

        Дети пользуются карточками с цифрами для обозначения множеств объектов.

        Дети выводят пальцами цифры на песке, закрашивают цифры и лепят их из пластилина.

        Дети могут записать число, которое получается, когда они сосчитали предметы.

Числа. Счет

Подсчитываем

        Дети подсчитывают предметы, размещенные вдоль одной линии или беспорядочно.

        Дети подсчитывают считают барабанные удары, или ритмичные хлопки в ладоши.

        Дети подсчитывают число прыжков, которые требуется, чтобы пересечь комнату.

        Дети подсчитывают и сравнивают количество букв в своих именах. Измеряем с помощью стандартных единиц

        Учащиеся сравнивают размеры детской площадки в шагах и в метрах. пользуясь метровой линейкой.

        Учащиеся используют метровую линейку для измерения больших предметов, расположенных в классной комнате: парт, подоконников. Они решают, к какому целому числу метров ближе всего измеренные длины. Умение округлить значительно важнее, чем умение записать размер в метрах и сантиметрах.

        Учащиеся с помощью термометра отмечают температуры в различных помещениях школы в разное время дня.

        Учащиеся с помощью эталонной массы в 1 кг и весов с двумя чашками сортируют различные предметы, принесенные из дома или имеющиеся в классной комнате на весящие точно 1 кг; больше, чем 1 кг, и меньше, чем 1 кг.

        Дети с высокой надежностью могут подсчитать количество объектов в наборе.

Окружающий мир

В мире животных

        Учащиеся могут изобразить в виде схемы путь размножения для рыб, земноводных, птиц, насекомых и млекопитающих, назвать и описать представителей различных классов животных, указывая особенности внешнего вида, питания, размножения.

        Используя определитель животных, адаптированный для младших школьников, они могут определить по внешнему виду названия различных животных; составлять небольшие рассказы об их особенностях привлекая дополнительные источники информации

Также интересны для детей учебные ситуации созданные виде проблемы.

Приемы создания проблемной ситуации на уроке:

 Учебная проблема существует в двух основных формах: в форме темы урока; в форме не совпадающего с темой урока вопроса, ответом на который и будет новое знание. Следовательно, поставить учебную проблему – значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Если проблема возникла на уроке как вопрос для исследования, то тему урока уместно сформулировать на этапе воспроизведения знаний.

Описанные в статье приемы постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию, которую не обеспечивает традиционное сообщение темы урока. У детей возникает желание изучить тему, которая сформулирована ими лично или которой их умело заинтриговал учитель.

 Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

Пример:

2. Окружающий мир, 3 класс*.

Лена: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.

Миша: Грибы не зеленые, значит, они животные.

Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока…? (“Грибы”, “Что такое грибы”.)

Прием 2. Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.  

3. Математика, 3 класс.

Учитель: Решите примеры. Вспомните алгоритм. Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради. (Решают примеры, проговаривают алгоритм. Примеры: 367 – 143,534 – 216,328-174. Далее следует практическое задание на новый учебный материал.) Решите следующий пример, работайте на листочках. (Фронтально решают пример: 400 – 172.) Решили пример? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученики: Да, решили.

Учитель: Какие получились ответы? (Называют разные ответы.) Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да.) А ответы получились какие? Ученики: Разные. Учитель: Почему?

Ученики: Мы еще не решали такие примеры.

Учитель: Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали? Ученики: В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки. Учитель: Значит, какие примеры будем учиться решать?

Ученики: Примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.

Учитель: Верно. Тему фиксируем на доске.

Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания “на ошибку”. Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.

2. Окружающий мир, 2 класс.

Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики: Очень мало, почти нет. (Шаг 1.)

Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи.

(Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле – шаг 2. Обучающиеся испытывают удивление.)

Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?

Прием 4. Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.

2. Русский язык, 3 класс.

Учитель: Продолжаем работать с существительными, образованными суффиксальным способом. Прочитайте слова и образуйте от них существительные с помощью суффикса -ник-. (Выполнимое задание. Обучающиеся образуют существительные: пожар – пожарник, сапог – сапожник, чай -чайник, соус – соусник, ель – ельник.)

Проделайте то же самое с другим столбиком слов. (Слова: шкаф, пол, портрет. Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.) В чем затруднение?

Ученики: От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-.

Учитель: Какой возникает вопрос?

Ученики: Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-? (В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему урока “Существительные с суффиксом -ник-“.)

 

Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее.

 

1. Математика, 2 класс.

Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.) Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?

Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.

 

 

Такие приемы постановки учебной ситуации обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках.

Итак с помощью учебных ситуаций  решаются многие педагогические задачи:

  1. Самостоятельный поиск новой информации.
  2. Самостоятельная работа с учебником.
  3. Овладение навыком решения задачи.
  4. Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.
  5. Развитие личностных качеств.
  6. Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.
  7. Решение проблемы психологического комфорта на уроках.

nsportal.ru

Методическая разработка по теме: мастер – класс Создание учебной ситуации на уроках русскогоязыка в начальной школе

МБОУ «Новотаволжанская СОШ имени Героя Советского Союза И.П.Серикова Шебекинского района  Белгородской области»

Создание учебных ситуаций на уроке русского языка в начальной школе

Выполнила: Опанасенко С.Н.

учитель начальных классов

2012год

Цель: познакомить с приемами и ситуациями постановки учебных задач.

              Послушай – и ты узнаешь,

 Посмотри – и ты поймёшь,

            Сделай – и ты научишься.

                                                                                                           Китайская пословица

I. Вступительное слово  (слайд 1)

Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.

Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей  в работу?

Я хочу рассказать об учебных ситуациях, которые я использую на уроках русского языка в начальной школе.

II.Проведение мастер-класса

1шаг: Презентация педагогического опыта.

В Федеральном компоненте государственного стандарта второго покаления подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели начальной школы.  Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

ФГОС вводит новое понятие  – учебная ситуация. Это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации.

Задача учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появляется потребность в открытии. Поэтому ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи. Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.

Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет. (слайд 2)

Учение – это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.

Итак, мы на первом этапе: Послушай – и ты узнаешь.(слайд 3)

Можно ли обойтись на уроке без ситуаций? Конечно, прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о роде имён существительных. Будем учиться проверять безударные гласные .» ,  но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать, включить в познавательный поиск?

2 шаг: Представление системы учебных занятий.

Приведу примеры ситуаций, которые, я использую на уроках русского языка.

  1.  Ситуация выбор.                 (слайд 4)

 (до)ехал (до)б…рёзы  

 (по)бежал (по)д…ревне  

 (про)читал (про) город  

(на)кричал (на)с…баку  

Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

   1) слова из словарика и не из него.

   2) слова с приставками и предлогами.

   3) глаголы и прилагательные

У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.

Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.

  1. Ситуация неопределенность.(слайд 5)

Подберите проверочные слова к словам , записанным на доске зап[и]вал, запишите их вместе с проверочными. Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова , одинаковые по звучанию.

  1. Ситуация несоответствие.(слайд 6)

Помогите проверить орфограмму в слове    хв . стуны.

Ребята предлагают проверить так: Петя – хвост, Ира – хвастун, Даша – хвастаться.

Рассуждая, ребята сделают вывод, что способ проверки Пети не подойдёт, потому что слова хвост и хвастуны разные по значению. Слово хвастун не подходит, т.к. безударная гласная не в сильной позиции. А вот можно ли проверить словом хвастаться мы не знаем. Гласная в слове в сильной позиции, но мы не знаем что это за изменение? С 1 класса ребята узнали, что для проверки безударной гласной у слов, называющих предмет, надо слово изменить по числу или падежу. Задача урока: узнать, что это за изменение. Эта задача решается на протяжении нескольких уроков. И ребята узнают, что это не изменение слово, а родственное слово, поэтому такой способ проверки подходит.

  1. Ситуация неожиданность.(слайд 7,8)

Сидят на ветке воробьи,

Болтают про дела свои,

Вспорхнули с ветки воробьи!

Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово ветка. На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята – объяснить не могут. Задача урока: познакомить с падежами.

Приемы создания проблемной ситуации

Прием создания проблемной ситуации

Вопросы и предложения для противоречия

Вопросы и предложения для формулирования проблемы

1.Предъявить противоречивые факты

Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите?

Какой вопрос возникает?

2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием

Сколько мнений?

Какова будет задача урока?

3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Что вы предполагали сначала?

Что получилось?

Сформулируйте проблему.

4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение?

Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно?

5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока?

6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний.

Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено?

Какова будет тема урока?

3 шаг: Проведение имитационной игры.

Переходим к следующему этапу: Посмотри – и ты поймёшь.

Предлагаю вам «роль» учеников. Представьте себя на уроке русского языка в 4 классе.

 1. Самоопределение к деятельности.

Учитель (У.):

Что без меня предметы? Лишь названия.

А я приду – все в действие придет.

Летит ракета. Люди строят здания.

Цветут сады. И хлеб в полях растет.

О какой части речи говорится в этом четверостишии?

Дети (Д.): Речь идет о глаголе.

2. Актуализация знаний и мотивация (подготовка мышления детей к проектировочной деятельности).

У.: Что вы знаете о глаголе?

Д.: Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы …, обозначает

действие и состояние, имеет три времени, в прошедшем времени изменяется

по родам, имеет начальную форму,

I и II спряжения.

У.: Для чего нужно уметь определять спряжение?

Д.: Чтобы правильно писать окончания глагола._

3. Постановка проблемы (проблемная ситуация создается на основе затруднения при выполнении практического задания  «несоответствие»).

У.: Определим спряжение и вставим пропущенные окончания глаголов, которые записаны у вас на листочках. (слайд 9)

 Поставь ударение, определи спряжение

и вставь пропущенные окончания в глаголах

Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т

за успехи, собаки ла_т, просп_т завтрак,

кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за работу

(работа в парах)

У.: Какие окончания вы вставили?

Обратите внимание: задание было одно, а получились разные варианты.

Что вам нужно было сделать?

Д.: Поставить ударение, определить спряжение, вставить пропущенную

букву.

У.: Почему возникло затруднение?

Д.: Окончания безударные.

У.: Следовательно, чему нам надо научиться сегодня?

Д.: Определять, какую букву писать в безударном окончании глагола.

У.: Итак, какая тема нашего урока?

На доске: (слайд 10)

Правописание безударных личных окончаний глаголов

 У.: На какие вопросы нам нужно найти ответ?

На доске:

Как определить спряжение у глаголов с безударным окончанием?

Какую гласную букву надо писать у глаголов I спр., II спр.?

4. «Открытие» нового знания (выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации).

У.: Тема есть, вопросы поставлены. Есть ли какие-то предположения, как

определить спряжение глаголов с безударными окончаниями?

Если дети затрудняются с ответом, учитель продолжает:

У.: Поставьте эти глаголы в неопределенную форму. Попросим компьютер помочь нам. (слайд 11)

На экране:

I спр.                    II спр.

Собрать               просить

Лаять                  благодарить

Проспать            хвалить

Полоть                клеить

У.: Компьютер разделил слова на две группы. Что общего у этих слов?

Д.: Формообразующий суффикс _ть.

У.: Чем эти слова различаются?

Д.: Глагольным суффиксом.

На экране выделяются суффиксы.

У.: Какой вывод мы можем сделать?

Д.: Если в неопределенной форме глагола суффикс _и_, то это глагол

II спр., остальные глагольные суффиксы указывают на I спр.

У.: Как нам надо действовать, чтобы определить спряжение глагола?

На экране появляется алгоритм: (слайд 12)

   

1.Поставить ударение. Выделить окончание глагола.

2. Если окончание

ударное, то:

-е, -ут (ют) – I спр.

-и, – ат –(ят) – II спр

2. Если окончание

безударное, то: поставить глагол в неопределенную форму

(что делать ? что сделать? )

3. Выделить глагольный суффикс

4. Если –и,то II спр.

5. Если -а,-е, -о, – у, то I спр.

 

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (на данном этапе урока используется индивидуальная форма деятельности: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая свои ответы с эталоном).

У.: Готовы ли вы самостоятельно применить эти знания? Предлагаю вам

задания разной сложности. Те, кто не очень уверен в своих силах, могут вы_

брать задание на зеленых карточках:

Вставь пропущенные буквы.

Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.

Тем, кто более уверен в себе, предлагаю задание на красных карточках:

Вставь пропущенные буквы. Выпиши глаголы в столбики.

Скромность украша_т  ч_ловека. Правда и реку ост_нов_т. Тру_  корм_т, а лень порт_т. От гнева ст_ре_шь, от смеха м_л_де_шь.  Сл_вами поля не засе_шь.

I спр.                                                          II спр.

У.: Сравните свою работу с эталоном.( слайд 13 )

I спр.

II спр.

украшает

остановит

стареешь

кормит

молодеешь

портит

не засеешь

4 шаг: Моделирование.

Наверное, самый сложный этап: Сделай – и ты научишься.

Используя, ситуации  поставьте учебную задачу.

1 группа

«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

 Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

 – Мяч будет, – сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

 – Почему так получилось?

 – Какое правило не знал автор записки?

 – Как правильно записать это слово?

 с м…чом – мяч – с мячом

 – Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

 (Правописание безударной гласной в корне слова.)

2 группа

Картинки :

Солнце, сердце, лестница.

 У доски работают 2 ученика. Запись слов по картинкам

 Запись слов: Солнце, сердце, лестница.

 – Помощники мои готовы? Садитесь, пожалуйста.

 – Какое было задание? (Записать слова под диктовку.)

 – Проверим.

 Доска открывается.

 – Смотрим, сравниваем.

 Видят несоответствия в написании. Если нет, сама даю другую запись.

 – А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа.

 – Ребята, диктовала я для всех одинаково, а почему написали по-разному?  

 – Сколько мнений в нашем классе? (Два.)

 – Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать согласную в слове.)

 – А почему получились разные мнения? Как вы думаете? (Мы этого ещё не знаем.)

 – … , ты почему не написал согласную … в слове … ? (Согласную не слышно при

 произношении.)

 – У кого другое мнение?

 Дети поднимают руки. Если нет, сама нахожу ребёнка сделавшего другую запись или

 предлагаю свою.

 – … , а ты … почему написала согласную … в слове…? (Я могу её произнести,

 значит её надо писать.)

 – Чем похожи записанные слова?

– Так чего мы ещё не знаем? (Нужно или не нужно писать согласную в слове, если

 её не слышно.)

 – Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему исследовать

– Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (Непроизносимые согласные … Где ? В корне слова)

 Да. Тема нашего урока (открываю) Непроизносимые согласные в корне слова. И чему же мы должны сегодня научиться? (писать слова с непроизносимыми согласными)

5шаг: Рефлексия.

Спасибо за работу. Я думаю, что вы с пользой для себя посетили «Мастер-класс». Я буду рада, если вы для себя взяли что-то полезное.

Вы сегодня были …(самой активной)

У вас ситуация была …(интересная)

Закончите предложения:

После «Мастер-класс» я буду в своей работе использовать…

Мне понравилось…

                                       

                         

                     

                                 

Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.

Несоответствие

Ситуация, рассматривающая противоположности.

Конфликт

Вызывает удивление необычностью, парадоксальность.

Неожиданность

Неоднозначные решения ввиду недостатка данных.

Неопределенность

Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.

Выбор

Виды ситуаций

nsportal.ru

Учебная ситуация на уроке | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов


Учебная ситуация
Учебная ситуация на уроке мотивирует ребенка к обучению. С помощью учебной ситуации учитель может искусно превратить обычный урок в увлекательное занятие.Если обратиться к Стандартам, то мы узнаем, что Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества. Временная продолжительность образовательной ситуации может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии с учениками.   
Наиболее «мощной» является та учебная ситуация, в которую вместе с учащимися вовлекается сам учитель. Результаты такого взаимодействия «учитель-ученики» на уроке будут наиболее продуктивными.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД учащихся.
 Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста сильным учеником слабому в паре или практическая работа и т.д. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия. Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Виды ситуаций:
Выбор
   
Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.
Неопределенность Неоднозначные решения ввиду недостатка данных
Неожиданность
  Вызывает удивление необычностью, парадоксальность.
 
Конфликт

educontest.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *