Уголок в детском саду по патриотическому воспитанию: Консультация для педагогов. Как правильно оформить уголок патриотического воспитания в детском саду | Консультация на тему:

Содержание

Консультация для педагогов. Как правильно оформить уголок патриотического воспитания в детском саду | Консультация на тему:

Консультация для педагогов.

 Как правильно оформить уголок патриотического воспитания в детском саду

Патриотическое воспитание — важная составляющая становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются семьёй и обществом начиная с детского сада. Станут ли воспитанники патриотами своей Отчизны, захотят ли юноши и девушки в случае необходимости защищать интересы государства — это во многом зависит от формирования их мировоззрения в самом раннем возрасте.

1 Цели создания и работы патриотического уголка в детском саду

2 Оформление патриотического уголка своими руками

Подготовила воспитатель Старкова Ю.В.

Школа №2051, Д/О №2, группа №8

Патриотическое воспитание дошкольников — обязательная составляющая часть деятельности педагогов-воспитателей ДОУ. Она заключается не только в воспитании любви к нашей общей Родине России, но и обучению бережного отношения к самым близким: семье, дому, к тому месту, где родился, природе, которая тебя окружает. В настоящее время, в связи с изменениями в обществе, патриотизм — это тот якорь, на котором держится понятие «государство». И формированию этого качества в новом поколении отводится такая важная роль. Как и любое воспитательное воздействие на ребёнка, формирование патриотических чувств использует методы наглядности, словесные методы и другие. Создание хорошо оформленного патриотического уголка поможет воспитателю в решении этой сложной, многокомпонентной задачи.

 Какими правилами необходимо руководствоваться при организации патриотического уголка Достаточная информативность представленного материала с учётом возраста дошкольников. Постоянное наличие патриотического уголка в предметно-развивающей среде. Обновление представленного материала для поддержания интереса детей (в зависимости от возраста детей). Использование этих материалов в НОД. Как и любая другая составляющая предметно-развивающей среды детского сада, патриотический уголок должен соответствовать требованиям ФГОС: Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы. Возможность видоизменения в зависимости от обучающей ситуации. Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановки для всестороннего развития детской активности. Возможность вариативности — создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку.

По каким направлениям подготавливается информационная база для патриотического уголка Знания о государстве. Информация о родном городе. Изучение народных традиций и культуры. Страна в которой мы живём. Семья — самое важное в жизни.

 Особенности подборки материала в зависимости от возраста детей.

Младшая группа Государство: Родной край; Народная культура; Малая родина, Семья, семейные традиции и нравственность; Символика государства: изображение герба, государственного флага. Портрет президента. Иллюстрации красоты и природного богатства родного края; Атрибуты народного творчества: матрёшки, свистульки, примеры национальной одежды; традиционные игрушки России (из соломы, из ниток). Фотографии, открытки, сувениры, фотоальбомы, папки, объёмные макеты — города, района, своего детского сада. Семья: фотографии, картинки отображающие семью, родителей, их любовь и заботу к детям, взаимное уважение и поддержку, совместные игры, выполнение обязанностей по дому. Мой дом: изображение различных архитектурных зданий, отличающихся внешнему виду и назначению. Поведение: иллюстрации и папки, рассказывающие о правилах поведения в различных ситуациях. Народные сказки, песни, пословицы, стихи о родном крае.

Средняя группа Та же символика сохраняется. Флаг России может быть представлен как иллюстрация, как трёхцветное полотно или в виде сувенирного флажка. Флаг, герб и карта области, портрет президента. Символика наиболее значимых предприятий. Добавляется информация о семейных праздниках и традициях. Объём художественной литературы можно увеличить, представленная тематика та же.
Старшая и подготовительная К государственной символике добавляется гимн России. Присутствует карта страны, желательно с отображением главных достопримечательностей, атласы с иллюстрациями природных зон, животного и растительного мира различных областей. Выделяются новые подразделы: Россия — мировая держава. Имеется глобус, подборки иллюстрированного материала о жизни людей в других странах. На страже Отечества. Представляется художественный материал о защитниках Родины, начиная с исторических времён (баллады, сказки, картины) до наших дней, используются дидактические игры с патриотической тематикой. Более подробно представляется материал о родном крае, его природе, занимаемом месте в экономике страны. Выделяются тематические направления, представленные подбором печатного материала, иллюстраций, макетов: Уклад жизни на Руси. Традиции национального костюма. Народный календарь. Русская игрушка. Народные праздники.
Информация о Великой Отечественной войне», «Наука и образование в нашем городе», «Спортивные достижения», карта города. «Герб нашей семьи». Добавляются рассказы для детей о героических поступках в современное время и во время войны. Добавляется новый раздел: «Православии».

Представлен материал, дающий начальное представление о религии, основных праздниках и традициях.

 Оформление патриотического уголка своими руками: Каким требованиям должно удовлетворять оформление уголка Логика размещения материала. Эстетичность и привлекательность оформления. Наполняемость и демонстрационным материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток). Соответствие материала возрасту детей. Творческий подход педагога в оформлении уголка. В детском саду необязательно иметь символы государства стандартного вида. Детей будет больше привлекать необычное оформление, выполненное родителями и воспитателями необычной техникой. Какого типа материалы можно использовать в оформлении Наглядные дидактические материалы (иллюстрации, флажки, красочные буклеты, предметы народной культуры, фотографии). Папки и материалы с дидактическими играми (настольные игры военной тематики, мозаики и складные картинки и т.д.). Разнообразные творческими заданиями с примерами выполнения на тему патриотического воспитания. Куклы, одетые в народные костюмы; игрушки, подходящие по тематике, объёмные модели. Творчество самих воспитанников. Художественная литература (книги с иллюстрациями, распечатки сказок, стихов, баллад и т.д.).

 Названия для патриотического уголка: Моя Родина. Родной край. Уголок России. Вперёд, Россия! С чего начинается Родина. Наша Родина — Россия.  

 Работа в патриотическом уголке детского сада: Кроме размещения информации на стендах уголка, рассчитанной на самостоятельную деятельность дошкольников, патриотической работа может включать небольшие сообщения, беседы, чтение рассказов и стихов с использованием представленных материалов. Обязательными атрибутами для патриотического уголка являются: гимн, флаг России, портрет президента и герб России.

Оформление патриотического уголка в детском саду в современных условиях дошкольного образования

Уголок по патриотическому воспитанию в группе

Автор: Семешко Галия Ахатовна,

воспитатель 1 категории,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Снежинка», п. Нижнесортымский,

Тюменская область, ХМАО,Сургутский район

 Уголок по патриотическому воспитанию в группе

Чувство любви к Родине – одно из слагаемых патриотизма. Именно с её воспитания можно и нужно начинать патриотическое воспитание дошкольников.

Малая родина … У каждого она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет многое, если не сказать – всё!

     Годовая задача по патриотическому воспитанию и объявление конкурса на лучший патриотический уголок в нашем детском саду ,  подтолкнуло найти такой уголок в стеснённых условиях детской группы. Наш уголок называется «Моя родина Россия!»

С использование краеведческого материала «Моя Югра»

     Расположение уголка по патриотическому воспитанию предоставляет возможность выстраивать материал постепенно, по мере получения новой информации.

 Во время учебного процесса воспитатель может обратиться к материалам расположенных в уголке, а дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для ролевой игры, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.

 

  Внимание детей дошкольного возраста ещё недостаточно сформировано, поэтому расположение материала должно на разном уровне .Для этого подходят стеллажи, полочки , столики разной величины. 

 

 

Литература

  1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» - М.: ЦГЛ, 2005.
  2. Банников В.Н., Петрук О.И. «Изобразительное искусство в национальной школе: метод.пособие. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.
  3. Гончарова Е.В. «Экология для малышей: методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений/ Е.В.Гончарова. Под общ.ред.Г.Н.Гребенюк. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005
  4. Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя дет.сада/сост.А.В.Кенеман; Под ред.Т.И. Осокиной - М.: Просвещение, 1988
  5. Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Г. «Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров» - М.: Издательство ИКАР, 2003
  6. Соловар В.    Н., Морокко С.Д. «Хантыйские народные загадки», Ханты-Мансийск, 1997
  7. Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. «Мансийские орнаменты/ Е.И.Ромбандеева - отв.редактор. - 2-е изд.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001.

 

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321

2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Детский сад № 74 общеразвивающего вида

Смотр-конкурс уголков по патриотическому воспитанию

В соответствии с годовым планом работы нашего детского сада на 2015-2016 учебный год, был проведен смотр – конкурс уголков по патриотическому воспитанию «Уголок России – Отчий дом».

В смотре конкурсе приняли участие 10 групп. В группах оформлены уголки патриотического воспитания, которые содержат информацию по ознакомлению детей с ближайшим окружением, краеведению, ознакомлению с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, орга­низации жизни детей по народному календарю.

 

Уголок в группе "Рябинка"

 

Отмечен творческий подход воспитателей к оформлению уголков, использование фотоматериала, разных компьютерных программ, материал расположен в соответствии с возрастом детей.

В уголках по патриотическому воспитанию дошкольников во всех возрастных группах большое количество наглядного материала, художественной литературы, символика края и Российской Федерации.

 

Уголок в группе "Рябинка"

 

Также в уголках групп расположены предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

Уголок в группе "Радуга"

 

Уголок в группе "Теремок"

 

Весь собранный материал хранится в доступных местах, дети проявляют интерес к данной теме, имеют необходимые знания, участвуют в викторинах, занятиях, праздниках, досугах.

Много макетов микрорайона Эжва и его достопримечательностей в группах №4 «Рябинка», №6 «Теремок» - в этих группах проходил конкурс макетов и все макеты изготовлены родителями воспитанников.

Макеты в группе  "Рябинка"

 

Макеты в уголке группы "Теремок"

 

В группах №1 «Ягодка» и №5 «Лисичка» очень большое количество фотоматериала: альбомов, наборов открыток, тематических папок.

Уголок в группе "Ягодка"

 

Уголок в группе "Лисичка"

 

В группе №10 «Сказка» большое количество различных карт России и Республики Коми.

 

В группе №3 «Петушок» есть глобус, материалы по духовно-нравственному воспитанию – детская Библия.

 

В группе №2 «Мишутка» - пример генеологического древа, предметы народно-декоративно-прикладного искусства коми – изделия ручной работы.

 

В группе №7 «Радуга» уголок по патриотическому воспитанию оригинально оформлен: художественная литература по социально-нравственному и патриотическому воспитанию выделена в отдельный уголок.

 

В группах №8 «Зайчата» и №9 «Солнышко» уголок отсутствует, но воспитатели работают над его созданием: проводят работу с родителями по сбору материала о семье, родном доме. Но в данной группе очень богаты материал по фольклору: различные книжки, есть картотека потешек, изготовленная педагогами,  собран материал для прослушивания на электронных носителях.

Однако, во многих  возрастных  группах отсутствуют макеты микрорайона, улицы, архитектурные сооружения поселка. Недостаточно материала  о великих соотечественниках, в основном есть информация о спортсменах и писателях, но нет данных о людях других профессий. Мало материала  по приобщению детей к народному декоративно-прикладному искусству, а именно различных кукол из соломы, ткани, ниток, кожи, обереги; вышивки, игрушек из дерева; предметов старины. Необходимо пополнить уголки по теме «Моя семья»: фотографиями на тему «Дом, в котором ты живешь», тематическими альбомами «Моя семья», материалами по эмоциональному состоянию человека, о семейных праздниках и традициях

Оценка уголков по патриотическому воспитанию групп ДОО осуществлялась на основании критериев, указанных в положении о проведении смотра-конкурса уголков патриотического воспитания в ДОУ. Все номинации оценивались  по 5-ти балльной системе. 

Решением жюри были выбраны следующие победители.

Младший возраст

  • I место –  группа №7 «Радуга»
  • II место – группа № 4 «Рябинка»
  • III место – группа № 2 «Мишутка».

Средний возраст

  • I место –  группа №6 «Теремок»
  • II место – группа № 1 «Ягодка»

Старший возраст

  • I место –  группа №3 «Петушок»
  • I место – группа № 10 «Сказка»
  • II место – группа № 5 «Лисичка».

 

Группы №8 «Зайчата» и №9 «Солнышко» - благодарность за участие.

 

Педагогам, занявшим призовые места в смотре-конкурсе уголков по патриотическому воспитанию в ДОУ «Уголок России – Отчий дом» были вручены грамоты.

 

 

< К списку новостей

Патриотическое воспитание. | Дошкольное учреждение "ДЕТСКИЙ САД № 127"

      В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике.

     «Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду – это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребенка и его семьи».

     Многие события, факты не осознаются детьми в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но, пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, трудолюбие, здоровый ритм жизни.

     Малыши усваивают, что Родина только тогда станет краше, богаче, сильной и независимой, когда все, в том числе и они, приложат усилия к становлению ее могущества и непоколебимости.

     Ребята понимают, что им необходимо многому учиться, чтобы внести свой вклад в развитие города, в котором они живут, будут учиться и работать. Начиная знакомство с малой Родины, дошкольники постепенно усваивают свою принадлежность к большой Родине – России.

      Быть гражданином РФ, значит, быть сыном великого государства, высоко нести его знамя и быть в ответе за его стабильность и благополучие.

Цель нравственно-патриотического воспитания детей — сформировать у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа своей страны.

Задачи:

  • Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
  • Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города. Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
  • Воспитывать уважение к труду разных профессий.
  • Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.
  • Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать. Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.
  • Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.
  • Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.
  • Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
  •  Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

Планируя занятия в детском саду, воспитатель учитывает основные принципы работы с детьми:

— регионализации;
— непрерывности;
— доступности; научности;
— целостности;
— системности;
— преемственности;
— культурообразности;
— стимулирования детской деятельности.
     Работа по воспитанию патриотических чувств у дошкольников может быть разбита на тематические блоки для удобства детского восприятия.

Вот эта улица, вот этот дом

Цель: Закрепить и расширить знания дошкольников об улицах города, на которых они живут.
Задачи: Познакомить ребят с историей возникновения названий улиц, предприятий, объектов социального назначения, расположенных на них.
     Воспитатель раскрывает детям неизведанное на улице, где они проживают, учит замечать, как строится город, кто его строит, и как от этого улица становится еще краше. Обращается внимание малышей на чистоту и порядок вокруг домов. Дети приобщаются к благоустройству и озеленению территории детского сада и своих домов.

Вместе дружная семья

Цель: Расширение знаний дошкольников о структуре семьи, необходимости укрепления семейных связей.
Задачи: Развивать интерес к представителям старших поколений, их роли в семейных отношениях. Воспитывать уважение к самым старшим родственникам, желание заботиться о них.
     В ходе работы с детьми воспитатель формирует представление о семейных корнях: родители, дедушка с бабушкой, прадеды. Изучение биографии своей семьи может превратиться в увлекательное занятие – оформление родословного дерева, где будет фотография и малыша. Педагог может оформить уголок «Делай, как мы», где найдется место фотографиям малышей с родителями в походе, в цирке, в лесу, по дороге в детский сад. Красочно оформленный стенд будет способствовать трансляции позитивного родительства, профилактике раннего неблагополучия.

Город, в котором я живу

Цель: Раскрыть красоту города, в котором живут дети, показать его социальную значимость в развитии страны.
Задачи: Рассказать дошкольникам, что такое – продукция предприятия города, на котором работают их близкие родственники. Показать значимость производства на мировом рынке. Познакомить детей с объектами культурного назначения, памятниками старины, культовой архитектурой.
     Воспитатель показывает значимость труда родителей дошкольников, их вклад в развитие экономики страны. Ребята знают историю храмов, кому и за какие заслуги воздвигнуты памятники, о чем напоминают нам стелы, братские могилы. Дети, соприкасаясь с историей города, учатся чтить память погибших воинов, заботиться о ветеранах войны и труда.

Наша кладовая

Цель: Познакомить ребят с разнообразием природных богатств родного края, учить бережно и экономно расходовать их.
Задачи: Развивать представление дошкольников о природных ресурсах страны, их добыче и назначении. Учить детей профессиональной ориентации.
     Воспитатель вместе с воспитанниками изучает «кладовую» страны и определяют пути ее приумножения. Консультации для родителей помогают комплексному воспитанию у ребят экономии водных, электро — тепло ресурсов. Дети учатся хозяйствованию, плановому распределению материальных благ.

Ожидаемый результат

      Младшая группа. Дошкольники знают всех членов семьи, помогают старшим по дому. Знают, в каком городе живут, где находится их дом. Ребята знакомы с объектами культурного назначения. Дети осознают, что они россияне, что их страна самая большая и могучая.
     Средняя группа. Ребята могут самостоятельно убирать свои игрушки. Знают, где работают родители, что они делают на производстве. Знакомы с профессиями в детском саду. Умеют бережно относиться к природным ресурсам. Ориентируются в своем городе, могут рассказать о местонахождении тех или иных объектов соцкультбыта.
     Старшая группа. Дети имеют свои обязанности в доме, заботятся о старших членах семьи. Знают, какие крупные заводы находятся в городе, что на них выпускают. Знакомы с профессиями взрослых, всех членов семьи. Могут подсказать родителям, как сэкономить тепло в доме, электричество, воду. Ребята знакомы с ветеранами войны и труда, знают, какие праздники им посвящены. Рассказывают о корнях своей семьи, ее традициях и своем участии в семейных праздниках. Знают президента, символику РФ, герб своего города.

Формы и методы работы :

  • беседы с рассматриванием фотографий;
  • экскурсии на известные объекты;
  • игры «Узнай, где это расположено», «Мой дом самый красивый»; «Кто это делает?»;
  • Викторины, брен-ринги, круглый стол;
  • кинолекторий;
  • иллюстрирование своего города, зарисовки к календарным праздникам;
  • конкурсы на лучшую газету семьи, плакат к празднику, подарок ветерану;
  • обмен традициями семьи;
  • туристические походы с семьей по местам боевой славы;
  • вылазки на природу;
  • создание музея «Никто не забыт».

Игры по воспитанию у детей патриотизма  

       Вопросы патриотического воспитания дошкольников включаются в план работы ежемесячно, носят систематический целенаправленный характер.

Игры по воспитанию патриотизма у дошкольников классифицируются на:
дидактические: «Чьи родители это делают», «Узнай, что растет в нашем крае», «Расскажи, где ты был»;
настольно-печатные: «Экономим свет, тепло», «Распредели всем поровну», «Стань лидером»; «Биржа»;
подвижные: «Мы туристы», «Кто быстрее?», «Военные сборы», «Кто первый добежит до флажка»;
музыкальные: «Янка», «Во поле береза стояла», «Сбор урожая», «Помоги бабушке распутать клубочек»;
спортивные: «Зарница», «Россия, вперед!», «Олимпийские игры»;
сюжетно-ролевые: «Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника», «Библиотека», «Банк».
     Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины. Малыш быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись. Учите своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.

Навстречу Победе! | НИОС

В последние годы в нашей стране  происходят огромные изменения. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине. Поэтому возрождение патриотического воспитания подрастающего поколения является актуальной и одной из основных задач дошкольного образования.

В Ленинском районе при методической поддержке территориальной группы методистов МКУДПО «ГЦРО» прошел районный этап городского конкурса среди образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, «Навстречу Победе». Модератором районного этапа конкурса выступила методист МКУДПО «ГЦРО» Марина Валерьевна Светоносова.

Конкурс «Навстречу Победе» не оставил равнодушным ни одного педагога и руководителя образовательных организаций. Участие в конкурсе – это дань признательности и уважения к ныне живущим ветеранам той страшной войны, это возможность прикоснуться к тем испытаниям, которые выпали на долю всего советского народа, это совместная работа всех участников образовательных отношений.

Для работы в качестве экспертов районного этапа конкурса были приглашены заместители руководителей по УВР, старшие воспитатели, воспитатели и узкие специалисты ДОО Ленинского района.

Дошкольные образовательные организации, в том числе и дошкольные отделения при СОШ, считают необходимым разрабатывать образовательные программы, направленные на воспитание патриотизма и гражданственности с учётом региональных особенностей.

В номинации «Программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников “Великой Победе посвящается...”» свои программы представили три ДОО. Основной целью программ является воспитание нравственных качеств юных граждан чрез формирование интереса к истории и современной жизни нашего района, города, страны. Педагогами предложены разнообразные формы реализации программ в зависимости от возрастной группы детей. Чем взрослее дети, тем шире информация для познания, начиная от близкого окружения до интересных фактов из истории города, области, страны. Наряду с историей дошкольники знакомятся и с культурой разных национальностей, населяющих Россию, достопримечательностями Новосибирска и других крупных городов (например, Москвы, Санкт-Петербурга), с именами знаменитых людей города и страны.

В номинации «Педагогический проект по нравственно-патриотическому

воспитанию детей дошкольного возраста “Мы помним, мы гордимся!”» было представлено 23 проекта, описывающих работу педагогов по данному направлению. В ходе реализации проектной деятельности воспитанники знакомятся с историями семей, фотографиями и вещами далёких военных лет; яркими личностями героев войны и, прежде всего, героями-новосибирцами; названиями улиц, названных в их честь, памятниками и многими фактами из истории войны, доступными понимаю дошкольников.

Представленные методические разработки (программы и проекты) направлены на вовлечение всех участников образовательного процесса в активную деятельность и предусматривает большое разнообразие форм её организации: совместную поисково-исследовательскую деятельность детей и взрослых, ролевые игры, театрализации, праздники, спортивные соревнования, творческие выставки и многое другое.

Время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной Войны и, к сожалению, её ветеранов с каждым годом остаётся всё меньше. Очень важно сейчас не прервать живую нить о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте сохранить ростки памяти о доблести и славе русского солдата. Хорошей традицией является создание уголка, посвящённого 9 мая, в создании которого дети и родители могут участвовать наряду с воспитателями.

В номинацию «Уголок памяти в детском саду “Память сильнее времени”» 27 дошкольных организаций прислали видеоматериалы об экспозиции памяти защитников Родины. Уголки были представлены в виде стендов, застеклённых витрин, где можно увидеть фотографии героев ВОВ, фотографии родственников воспитанников, документальную хронику, предметы и солдатские вещи, макеты военной техники и самые ценные экспонаты - это медали и ордена участников ВОВ. Особенно интересными были уголки в виде имитации солдатского блиндажа или землянки, где экспонаты расположены в открытом доступе для ребёнка. Каждый может прикоснуться к понравившемуся экспонату, «погреться у печки-буржуйки», примерить солдатскую каску, взять в руки фляжку или планшет. Все участники приложили немало усилий. Жюри был отмечен творческий подход к презентации экспозиций, в которой участвовали педагоги и воспитанники.

Каждый человек вправе гордиться своей семьёй, частичкой которой он является. Семейный альбом, фотографии даже спустя десятки лет помогают ощутить неразрывную связь родных людей, понять и почувствовать, что это самое дорогое, и останется с нами на всю жизнь. Наиболее сложным в работе экспертов конкурса стала задача оценить номинацию «Детско-родительский проект “Семейный альбом”». На конкурс представлено 43 исследовательские работы, выполненные детьми и родителями по поиску материалов о ветеранах ВОВ – членах семей воспитанников.

Членами жюри была оценена оригинальная форма, техника выполнения альбомов: макет «Монумент Славы», видеопроектор, санитарная сумка. Альбомы выполнены из самых разных материалов: картон, разнообразная по фактуре бумага, ткань, дерево и пр. Самое ценное – это содержание альбома. Родителями и детьми бережно храниться в пожелтевших фотографиях память о прадедах, ушедших на фронт, истории подвигов и военных наград, треугольники писем, повестки и извещения, военные билеты, описаны сведения из архивов Новосибирска и других городов.

Спутницей истории, судьбы великой нашей страны, участницей многих великих подвигов, и просто отрадой для бойцов в перерывах между боями была песня. Время проходит, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. И мы, внуки и правнуки победителей в той войне, сами неравнодушны к прошлому и обязаны всеми адекватными средствами воспитать это чувство в наших детях.

В номинации «Творческий музыкально-театральный проект “Песни, опалённые войной”» 30 творческих детских коллективов из дошкольных учреждений (в том числе из дошкольных отделений при СОШ) представили инсценированные музыкальные произведения - песни о Великой Отечественной Войне. Номинация была организована в формате мини-концерта со своим сценарием и репертуаром на площадках детских садов №№ 133, 348, 445, 465 и МБОУ СОШ № 15.

Вниманию жюри были представлены такие музыкальные композиции как «Землянка», «Дорожка фронтовая», «Алёша», «Смуглянка», «Катюша», «Казаки в Берлине», «День Победы» и др. Это песни, не потерявшие своей актуальности, живущие в сердцах ни одного поколения россиян. Так же педагоги не обошли вниманием и современные песни о ВОВ: «Закаты алые», «Огонь памяти», «Красные маки», «Жди меня, родная», «Победная весна 45-го года».

Все творческие номера яркие, индивидуальные, костюмированные, сопровождаются элементами инсценирования с привлечением атрибутов, помогающих передать содержание и настроение музыкального произведения. В голосах, движениях, глазах юных артистов каждая песня – это прожитый кусочек жизни, затрагивающий до глубины души нас взрослых.

Победители районного этапа представили свои методические и творческие работы на городском уровне конкурса «Настречу Победе».

Конкурс «Навстречу Победе» объединил всех участников образовательных отношений на разных уровнях: руководителей и педагогов, детей и родителей. Позволил реализовать огромный потенциал семьи при участии в образовательном процессе. Педагоги смогли обобщить и поделиться опытом по внедрению исследовательской и проектной деятельности.

Личное соприкосновение подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые своими боевыми и трудовыми подвигами прославляли имя родной страны, является прочной основой для формирования духовно-нравственных, патриотических ориентиров, проявления уникальных знаний о военном периоде страны, усиления позитивной системы жизненных ценностей, куда особой составляющей войдет более бережное, внимательное отношение к историческому прошлому страны, гордость за ветеранов военных действий, за своих дедов и прадедов. Война для взрослого поколения – это очень личное, это касается близких членов семьи – отцов, матерей, бабушек, дедушек. Для детей, которым сейчас 5-7 лет, это уже далекое прошлое. Поэтому именно от нас, взрослых, зависит, какими вырастут наши дети, станут ли они гордиться страной, в которой родились, будут ли чтить и помнить подвиги своих предков.

...Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война;
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила нам нужна.

(Ю. Воронов «Опять война, опять блокада»)

Светоносова М.В.,
методист МКУДПО «ГЦРО»

Патриотическое воспитание

Чувство патриотизма у детей дошкольного возраста выражается через любовь к своим близким, малой и большой Родине, уважение к опыту старших, родному языку, истории, культуре. Воспитывается оно с малых лет, у каждого ребенка формируется индивидуально. Целью патриотического воспитания в ДОУ является забота о становлении целостной личности, развитие у нее нравственности и культуры.

Чтобы достичь такой многогранной цели, воспитателю детского сада приходится решать сразу несколько задач:

  • Сформировать у каждого дошкольника активный интерес ко всему живому вокруг, заложить основу экологической культуры, разбудить увлеченность историей сначала своего небольшого городка, а потом страны.
  • Воспитывать у детей чувство красоты, привязанности к своей семье, дому, а затем ко всему народу, его традициям, развивать у воспитанников любознательность, стремление к учебе.
  • Привлечь родителей к совместным мероприятиям, самому стать крепким звеном цепочки между семьей, детьми, дошкольным учреждением.

Актуальность патриотического воспитания в ДОУ

Призывы гражданского общества к возрождению России звучат все громче. Но идеологические установки прошлых лет забыты, а новые не обрели пока четких очертаний. На исходе 90-х работу дошкольных учреждений старались излишне не политизировать, особенно учитывая то, что отношение ко многим историческим событиям не было однозначным. Итогом отсутствия работы в этом направлении стал дефицит духовности молодежи.

 

 

Сейчас МО РФ стало уделять больше внимания формированию гражданского самосознания, воспитанию дошкольников в духе уважения истории, ценностей своего народа. На первый план выдвинулись проблемы социализации молодых, их своевременного правового развития.

С детьми самого младшего возраста на базе ДОУ реализуется программа по духовно-нравственному воспитанию, лежащему в основе патриотизма. Малыши постепенно приходят к выводу, что для того, чтобы реализовать себя как личность, необходимо много учиться, потом работать. Именно так можно помочь любимому городу и стране стать процветающими. От них зависит, насколько благополучной будет жизнь родных, всех друзей, знакомых. В свою очередь, стабильность страны делает жизнь каждого радостной и интересной.

Предписания ФГОС

Суть требований ФГОС, касающихся патриотического воспитания, сводится к соблюдению согласованности воспитательных технологий, программ со следующими образовательным сферами:

  1. Социально-коммуникативной. Развитие дошколят в этом направлении формирует у них чувство единства со страной, отзывчивости по отношению не только к близким. У детей закладываются практические навыки того, как следует вести себя в рамках правовой культуры.
  2. Образовательной. Она призвана расширить кругозор, дать основные исторические знания, представления об этнической, художественной культуре. У детей формируется гуманное отношение к представителям всех народов.  Будущий гражданин должен отличаться активным, ответственным поведением, веротерпимостью, интернационализмом. 
  3. Речевого развития. Дети познают увлекательный мир художественной литературы, красоту родной речи, исконных традиций, знакомятся с уникальными героями и окружающей природой.
  4. Физического развития. Оно направлено на осознание правильности здорового образа жизни.  Судьба страны напрямую зависит от здоровья того человеческого потенциала, которым являются ее пока еще маленькие граждане. 

Рекомендуем ознакомиться с нашей подборкой физкультминуток для дошкольников.

Работа с учетом возрастного мировосприятия

Младший и средний дошкольный возраст – время не только физического становления. Именно в этот период у ребенка зарождаются благородные чувства и социальные установки, развиваются черты характера, которые во взрослом будущем будут связывать его со своим народом, страной.

Истоки такого влияния происходят из народных песен, музыки, родной природы, традиционных игр, обычаев той местности, где малыш растет. Патриотическое воспитание в раннем возрасте рождается из совместной деятельности детей и взрослых, приобщения младших к региональной культуре, воспитания у них эмоционально-действенной реакции на все, что окружает.

Младшая группа детского сада

Воспитанники младшей группы пока не способны воспринять понятие «город» или «страна». На этом этапе воспитатель в форме беседы подводит ребят к пониманию смысла подобных слов. Работа по теме идет во время проведения праздников, когда старшие обращают внимание ребят на красиво украшенные улицы, красоту городского пейзажа. На занятиях с группой обсуждается, что произвело наибольшее впечатление. Культура народа доносится через сказки, потешки, игры, изучение предметов народно-прикладного творчества.

Хорошим подспорьем в работе станет уголок патриотического воспитания, который должен быть оформлен, исходя из потребностей возраста. О том, что там должно быть представлено, на чем сделать акцент, создавая его в младшей или старшей группе, подробно излагает следующая публикация: https://vospitanie.guru/patrioticheskoe/ugolok

Средняя группа

Ребятам из средней группы уже можно устроить экскурсию в краеведческий или исторический музей, встречу с героем, интересной личностью. На уроках лепки и рисования дети под руководством воспитателя создают знакомые образы окружающей природы, рисуют свою семью. Для родителей организуется выставка, где могут быть представлены открытки, фотографии с занятий, поделки малышей.

Старшая группа

У детей старшей группы проекты по патриотическому воспитанию включают мероприятия, среди которых ролевые игры, создание стендов, выставок своими руками, организация праздников, концертов для родителей к Дню Победы, другим памятным датам.

Детей наверняка увлечет совместное создание тематического лэпбука, работа над которым не только раскроет творческий потенциал воспитанников, но и поможет формированию у детей правильных представлений о достопримечательностях родного края, его важных социокультурных объектах.

Что можно включить в план лэпбука:

  • Фотографии, рисунки символов города;
  • открытки с изображениями памятных мест, музеев;
  • семейные фото и рисунки детей с природой края;
  • подробный план или карту местности;
  • раскраски, пазлы, другое.

Подготовительная группа в ДОУ

При правильной и планомерной работе в ДОУ, дети подготовительной группы, готовящиеся к поступлению в первый класс, уже имеют довольно высокую степень патриотического самосознания, о чем свидетельствуют такие показатели:

  1. Ребенок знает свою страну и город, где он живет, не затрудняется рассказать, какой детский сад он посещает, назвать улицу, дом, где обитает.
  2. Ему известны место работы родителей, имена воспитателей, друзей.
  3. Знает о редких и вымирающих животных своего края, может рассказать о его флоре, фауне.
  4. Воспитанник имеет представление о народных промыслах и костюме, знаком с традиционными предметами быта людей, славными земляками, местными достопримечательностями.
  5. Подготовишки уже различают государственные флаг и герб, могут рассказать о значении цветов флага, напеть гимн.
  6. Ребята знают столицу России, могут найти ее и другие важные города на карте страны.

Взаимодействие ДОУ с родителями

Патриотическое воспитание в детском саду ведется во всех направлениях: развитии речи, знакомстве с художественными произведениями, получении навыков самообслуживания, уходе за территорией, питомцами.

Особую значимость при этом получает тесный контакт с родителями ребенка. Их помощь проявляется в энтузиазме и выдумке. Без творческой фантазии родителей не обходятся выставки рисунков воспитанников, их поделок. Участие старших членов семьи в конкурсах и проектной деятельности трудно переоценить.

Высокие скорости и технологии оставляют мало времени, а порою и желания для воспитания своего ребенка в духе патриотизма.

Важно, чтобы в совместной деятельности старших дети учились быть внимательными и благодарными, преодолевали эгоистические склонности, старались быть бескорыстными. Именно умение не только брать, но и делиться определяет настоящего гражданина, того, кто делает, а не провозглашает громкие лозунги.

Лучший уголок нравственно-патриотического воспитания

       Любовь к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, к ближайшему окружению - родным местам. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей.

       В целях реализации задачи по совершенствованию системы патриотического воспитания в ДОУ прошёл смотр-конкурс «Лучший уголок нравственно - патриотического воспитания» во всех возрастных группах ДОУ. Цель конкурса - активизация деятельности воспитателей в работе по патриотическому воспитанию дошкольников, пополнение предметно-развивающей среды в группах по данному разделу.

       В каждой группе уголки выполнены по-разному, с творческим подходом, эстетическим вкусом в соответствие с возрастом детей. Воспитатели пополнили уголки государственной и местной символикой, материалами с видами достопримечательностей страны, детской художественной литературой, консультациями для родителей на заданную тематику. Педагоги смогли создать такую предметно – развивающую среду, которая интересно и доступно формирует интерес к «Малой Родине», расширяет представления детей о родной стране, государственных и народных праздниках, народных традициях, труде взрослых, способствует развитию совместной деятельности. Конкурсная комиссия отметила, что весь материал в уголках систематизирован, имеет привлекательный, эстетичный вид, расположен в доступном для детей месте.

Итоги конкурса:

1 место

группа «Капельки», воспитатели Параева Татьяна Павловна и Володина Ирина Юрьевна;

               группа «Звёздочки», воспитатель Непогодина Юлия Сергеевна

2 место

группа «Радуга», воспитатели Якунина Тамара Витальевна и Кленкова Альфия Фатиховна,

               группа «Теремок» - воспитатели Путилина Галина Геннадьевна, Шелухина Валентина Владимировна

3 место

группа «Пчёлки», воспитатели Лентищева Елена Юрьевна, Комисарчук Ольга Филипповна

Всех воспитателей благодарим за активное участие в смотре-конкурсе. Желаем дальнейших успехов!

Дата публикации — 20.02.2017

Патриотический уголок в средней группе | Учебно-методическое пособие (средняя группа):

Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одним из главных целей в системе российского образования.

Сила страны - в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам.

Детям нужно рассказывать о самых важных событиях нашего прошлого, о том, какие героические поступки совершали их деды и прадеды во имя сохранения своей Родины, как самоотельно они защищали родную землю в боях, и как честно трудились для ее процветания в мирное время. Чтобы дети гордились, они тоже являются частью такого замечательного народа, и они являются частью их семьи напрямую причастны к истории страны.

Работа в ДОУ по патриотическому воспитанию следующие формы, позволяющие развить у детей нравственно-патриотические чувства:

• Рассказ воспитателя о родном крае (городе или селе).

• Прогулка по интересам.

• Экскурсия в местный краеведческий музей.

• Посещение памятных мест.

• Встреча с ветеранами войны и труда.

• Чтение рассказов о защитниках Родины.

• Беседа в виде вопросов и ответов.

• Разучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине.

• Прослушивание народной музыки, разучивание песен о Родине.

• Тематический фольклорный утренник.

• Изготовление поделок, связанных с местными ремеслами.

Первое представление у ребенка о Родине начинается с его семьи: он любит маму, папу, брата, сестру, бабушку и дедушку. Следующий объект после семьи –детский сад: дети, воспитательница, няня. Постепенно круг расширяется: улица, на которой находится дом и детский сад, родной город или деревня, столица Родины - город Москва, вся Россия.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному и дому, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Патриотические уголки в детском саду дают зародить и усилить чувство любви к своей Родине. А это начинается чувство с любви к своей семье и близким. Оформление патриотических уголков в детском саду, направленно на ознакомление с историей родного края, с государственными символами страны, с русскими народными промыслами.

Целью создания уголка - воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности. Мы должны воспитать патриотов своего края, города, страны.Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная.

Консультация для педагогов. Как правильно оформить уголок патриотического воспитания в детском саду | Консультация на тему:

Консультация для педагогов.

Как правильно оформить уголок патриотического воспитания в детском саду

Патриотическое воспитание - важная составляющая становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство.Все эти качества воспитываются семьёй и обществом начиная с детского сада. Станут ли воспитанники патриотами своей Отчизны, захотят ли юноши и девушки в случае необходимости защищать интересы государства - это во многом зависит от формирования их мировоззрения в самом раннем возрасте.

1 Цели создания и работы патриотического уголка в детском саду

2 Оформление патриотического уголка своими руками

Подготовила воспитатель Старкова Ю.В.

Школа №2051, Д / О №2, группа №8

Патриотическое воспитание дошкольников - обязательная составляющая часть деятельности педагогов-воспитателей ДОУ.Она заключается не только в воспитании любви к нашей общей Родине России, но и обучению бережного отношения к самым близким: семье, дому, к месту, где родился, природа, которая тебя окружает. В настоящее время, в связи с изменениями в обществе, патриотизм - это тот якорь, на котором держится понятие «государство». И формированию этого качества в новом поколении отводится такая важная роль. Как и любое воспитательное воздействие на ребёнка, формирование использует методы наглядности, словесные методы и другие методы.Создание хорошо оформленного патриотического угла поможет воспитателю в решении этой сложной, многокомпонентной задачи.

Какими предписаниями руководствоваться при организации патриотического угла Достаточная информативность представленного материала с учётом возраста дошкольников. Постоянное наличие патриотического уголка в предметно-развивающей среде. Обновление представленного материала для поддержания интереса детей (в зависимости от возраста детей). Использование этих материалов в НОД.Как и любая другая составляющая предметно-развивающая среда детского сада, патриотический уголок должен соответствовать требованиям ФГОС: Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы. Возможность видоизменения в зависимости от обучающей ситуации. Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановки для всестороннего развития детской активности. Возможность вариативности - создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку.

По каким направлениям подготавливается информационная база для патриотического угла Знания о государстве. Информация о родном городе. Изучение народных традиций и культуры. Страна в которой мы живём. Семья - самое важное в жизни.

Особенности подборки материала в зависимости от возраста детей.

Младшая группа Государство: Родной край; Народная культура; Малая родина, Семья, семейные традиции и нравственность; Символика государства: изображение герба, государственного флага.Портрет президента. Иллюстрации красоты и природного богатства родного края; Атрибуты народного творчества: матрёшки, свистульки, пример национальной одежды; традиционных игрушки России (из соломы, из ниток). Фотографии, открытки, сувениры, фотоальбомы, папки, объёмные макеты - города, района, своего детского сада. Семья: фотографии, картинки отображающие семью, родителей, их любовь и заботу к детям, взаимное уважение и поддержку, совместные игры, выполнение обязанностей по дому. Мой дом: изображение различных архитектурных зданий, отличающихся внешнему виду и назначению.Поведение: истории и папки, рассказывающие о правилах поведения в различных ситуациях. Народные сказки, песни, пословицы, стихи о родном крае.
Средняя группа Та же символика сохраняется. Флаг России может быть представлен как иллюстрация, как трёхцветное полотно или в виде сувенирного флажка. Флаг, герб и карта области, портрет президента. Символика наиболее значимых предприятий. Добавляется информация о семейных праздниках и традициях. Объём художественной литературы можно увеличить, представленная тематика та же.
Старшая и подготовительная К государственному символике добавляется гимн России. Присутствует карта страны, желательно с отображением изображений, атласы с иллюстрациями природных ресурсов, животного и растительного мира различных областей. Выделяются новые подразделы: Россия - мировая держава. Имеется глобус, подборки иллюстрированного материала о жизни людей в других странах. На страже Отечества. Представляется художественный материал о защитниках Родины, начиная с исторических времён (баллады, сказки, картины) до наших дней, используются дидактические игры с патриотической тематикой.Более подробно представлен материал о родном крае, его природе, занимаемом месте в экономике страны. Выделяются тематические направления, представленные подбором печатного материала, иллюстраций, макетов: Уклад жизни на Руси. Традиции национального костюма. Народный календарь. Русская игрушка. Народные праздники. Информация о Великой Отечественной войне »,« Наука и образование в нашем городе »,« Спортивные достижения », карта города. «Герб нашей семьи». Добавляются рассказы для детей о героических поступках в современное время и во время войны.Добавляется новый раздел: «Православии».

Представляющий материал, дающий начальное представление о религии, основных праздниках и традициях.

Оформление патриотического уголка своими руками: Каким требованиям удовлетворять оформление уголка Логика размещения материала. Эстетичность и привлекательность оформления. Наполняемость и демонстрационным материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток). Соответствие материала возрасту детей. Творческий подход педагога в оформлении уголка.В детском саду необязательно иметь символы государства стандартного вида. Детей будет больше привлекать необычное оформление, выполненное родителями и воспитателями необычной техникой. Какого материалы типа можно использовать в оформлении Наглядные дидактические материалы (иллюстрации, флажки, красочные буклеты, предметы народной культуры, фотографии). Папки и материалы с дидактическими играми (настольные игры военной тематики, мозаики и складные картинки и т.д.). Разнообразные творческие задания с примерами выполнения на тему патриотического воспитания.Куклы, одетые в народные костюмы; игрушки, подходящие по тематике, объёмные модели. Творчество самого воспитанников. Художественная литература (книги с иллюстрациями, распечатки сказок, стихов, баллад и т.д.).

Названия для патриотического угла: Моя Родина. Родной край. Уголок России. Вперёд, Россия! С чего начинается Родина. Наша Родина - Россия.

Работа в патриотическом углу детского сада: Кроме размещения информации на стендах угол, рассчитанной на самостоятельную деятельность дошкольников, патриотической работы может небольшие сообщения, беседы, чтение рассказов и стихов с использованием представленных материалов.Обязательными атрибутами для патриотического угла являются: гимн, флаг России, портрет президента и герб России.

Оформление патриотического уголка в детском саду в современных условиях дошкольного образования

Уголок по патриотическому воспитанию в группе

Автор: Семешко Галия Ахатовна ,

воспитатель 1 категории,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Снежинка», п. Нижнесортымский,

Тюменская область, ХМАО, Сургутский район

Уголок по патриотическому воспитанию в группе

Чувство любви к Родине - одно из слагаемых патриотизма. Именно с её воспитания можно и нужно начинать патриотическое воспитание дошкольников.

Малая родина… На протяжении всей жизни определяет многое, если не сказать - всё!

Годовая задача по патриотическому воспитанию и объявлению конкурса на лучший патриотический уголок в нашем детском саду, подтолкнуло найти такой уголок в стесненных детской группе.Наш уголок называется «Моя родина Россия!»

С краеведческого материала «Моя Югра»

Расположение угол по патриотическому воспитанию возможность выстраивать постепенно.

Во время учебного процесса воспитатель может обратиться к материалам в углу, а дети по желанию рассматривать экспонаты, обсудить их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для ролевой игры, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.

Внимание дошкольного возраста ещё недостаточно сформировано, поэтому расположение материала на разном уровне .Для этого подходят стеллажи, полочки, столики разной величины.

Литература

  1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» - М .: ЦГЛ, 2005.
  2. Банников В.Н., Петрук О.И. «Изобразительное искусство в национальной школе: метод.пособие. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.
  3. .
  4. Гончарова Е.В. «Экология для малышей: методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений / Е.В.Гончарова. Под общ.ред.Г.Н.Гребенюк. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005
  5. Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя дет.сада / сост.А.В.Кенеман; Под ред.Т.И. Осокиной - М .: Просвещение, 1988
  6. Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Г. «Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров» - М.: Издательство ИКАР, 2003
  7. Соловар В. Н., Морокко С.Д. «Хантые народные загадки», Ханты-Мансийск, 1997
  8. Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. «Мансийские орнаменты / Е.И.Ромбандеева - отв.редактор. - 2-е изд.- СПб .: филиал изд-ва «Просвещение», 2001.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер - классы (в т.ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции Министерства образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ" .pdf

Патриотическое воспитание. | Дошкольное учреждение "ДЕТСКИЙ САД № 127"

В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностей начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике.

«Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду - это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребенка и его семьи».

Многие события, факты не осознаются в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но, пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, трудолюбие, здоровый ритм жизни.

Малыши усваивают, что Родина только тогда станет краше, богаче, сильной и независимой, когда все, в том числе и они, приложат усилия к становлению ее могущества и непоколебимости.

Ребята понимают, что им необходимо многому учиться, чтобы внести свой вклад в развитие города, в котором они живут, будут учиться и работать. Начинается знакомство с малой Родины, дошкольники постепенно усваивают свою принадлежность к большой Родине - России.

Быть гражданином РФ, значит, быть сыном великого государства, высоко нести его знамя и быть в ответе за его стабильность и благополучие.

Цель нравственно-патриотического воспитания детей - сформировать у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений своей народа страны.

Задачи :

  • Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
  • Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города. Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
  • Воспитывать уважение к труду разных профессий.
  • Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и замеч.
  • Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать. Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.
  • Дать представления о правах ребенка, на защиту каждого интересов дошкольника.
  • Расширить представления детей регионов о странах, ее больших городах.
  • Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
  • Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, культуре, традициям.

Планируя занятия в детском саду, воспитатель учитывает основные принципы работы с детьми:

- регионализации;
- непрерывности;
- доступность; научности;
- целостности;
- системности;
- преемственности;
- культурообразности;
- стимулирование детской деятельности.
Работа по воспитанию патриотических чувств у дошкольников может быть разбита на тематические блоки для удобства детского восприятия.

Вот эта улица, вот этот дом

Цель: Закрепить и расширить знания дошкольников об улицах города, на которых они живут.
чи : Познакомить ребят с историей возникновения названий улиц, предприятий, объектов социального назначения, расположенных на них.
Воспитатель раскрывает детям неизведанное на улице, где они проживают, учит замечать, как строится город, кто его строит, и как от этого становится улица еще краше. Обращается внимание малышей на чистоту и порядок вокруг домов. Дети приобщаются к благоустройству и озеленению территории детского сада и своих домов.

Вместе дружная семья

Цель : Расширение знаний дошкольников о структуре семьи, необходимость укрепления семейных связей.
Задачи: Развивать интерес к представителям старших поколений, их роли в семейных отношениях. Воспитывать уважение к самым старшим родственникам, желание заботиться о них.
В ходе работы с детьми воспитатель представление о семейных корнях: родители, дедушка с бабушкой, прадеды. Изучение биографии семьи может превратиться в увлекательное занятие - оформление родословного дерева, где будет фотография и малыша. Педагог может оформить уголок «Делай, как мы», где найдется место фотографиям малышей с родителями в походе, в цирке, в лесу, по дороге в детский сад. Красочно оформленный прибор будет трансляции позитивного родительства, профилактика раннего неблагополучия.

Город, в котором я живу

Цель: Раскрыть красоту города, в котором живут дети, показать его социальную значимость в развитии страны.
чи: Рассказать дошкольникам, что такое - продукция предприятия города, на котором работают их близкие родственники. Показать значимость производства на мировом рынке. Познакомить детей с объектами культурного назначения, памятниками старины, культовой архитектурой.
Воспитатель показывает значимость труда родителей дошкольников, их вклад в развитие экономики страны.Ребята знают историю храмов, кому и за какие заслуги воздвигнуты памятники, о чем напоминают нам стелы, братские могилы. Дети, соприкасаясь с историей города, учатся чтить память погибших воинов, заботиться о ветеранах войны и труда.

Наша кладовая

Цель: Познакомить ребят с разнообразными природными богатствами родного края, учить бережно и экономно расходовать их.
: Развивать представление дошкольников о ресурсах страны, их добыче и назначении.Учить детей профессиональной ориентации.
Воспитатель вместе с воспитанниками изу «кладовую» страны и определяет пути ее приумножения. Консультации для родителей помогают комплексному воспитанию у ребят экономии водных, электро - тепло ресурсов. Дети учатся хозяйствованию, плановому распределению материальных благ.

Ожидаемый результат

Младшая группа . Дошкольники знают всех членов семьи, дают старшим по дому. Знают, в каком городе живут, где находится их дом.Ребята знакомы с объектами культурного назначения. Дети осознают, что они россияне, что их страна самая большая и могучая.
Средняя группа . Ребята могут самостоятельно убирать свои игрушки. Знают, где работают родители, что они делают на производстве. Знакомы с профессиями в детском саду. Умеют бережно относиться к природным ресурсам. Ориентируются в своем городе, могут рассказать о местонахождении тех или других объектов соцкультбыта.
Старшая группа .Дети имеют свои обязанности в доме, заботятся о старших членах семьи. Знают, какие крупные заводы находятся в городе, что на них выпускают. Знакомы с профессиями взрослых, всех членов семьи. Могут подсказать родителям, как сэкономить тепло в доме, электричество, воду. Ребята знакомы с ветеранами войны и труда, знают, какие праздники им посвящены. Рассказывают о корнях своей семьи, ее традициях и своем участии в семейных праздниках. Знают президента, символику РФ, герб своего города.

Формы и методы работы:

  • беседы с рассмотрением фотографий;
  • узнаии на известные объекты;
  • игры «Узнай, где это расположено», «Мой дом самый красивый»; «Кто это делает?»;
  • Викторины, брен-ринги, круглый стол;
  • кинолекторий;
  • иллюстрирование своего города, зарисовки к календарным праздникам;
  • конкурсы на лучшую газету семьи, плакат к празднику, подарок ветерану;
  • обмен традициями семьи;
  • туристические походы с семьей по местам боевой славы;
  • вылазки на природу;
  • создание музея «Никто не забыт».

Игры по воспитанию у детей патриотизма

Вопросы патриотического воспитания дошкольников включаются в план работы ежемесячно, носят систематический целенаправленный характер.

Игры по воспитанию патриотизма у дошкольников классифицируются на:
- дидактические : «Чьи родители это делают», «Узнай, что растет в нашем крае», «Расскажи, где ты был»;
- настольно-печатные : «Экономим свет, тепло», «Распредели всем поровну», «Стань лидером»; «Биржа»;
- подвижные : «Мы туристы», «Кто быстрее?», «Военные сборы», «Кто первый добежит до флажка»;
- музыкальные : «Янка», «Во поле береза ​​стояла», «Сбор урожая», «Помоги бабушке распутать клубочек»;
- спортивные : «Зарница», «Россия, вперед!», «Олимпийские игры»;
- сюжетно-ролевые : «Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника», «Библиотека», «Банк».
Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком роли в жизни и развитии Родины. Малыш быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись. Учите своих добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.

Детский сад № 74 общеразвивающего вида

Смотр-конкурс уголков по патриотическому воспитанию

В соответствии с годовым планом работы нашего детского сада на 2015-2016 учебный год, проведен смотр - конкурс уголков по патриотическому воспитанию «Уголок России - Отчий дом».

В смотре конкурсе приняли участие 10 групп. Предоставление информации по ознакомлению с ближайшим окружением, краеведению, ознакомлению с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организации жизни детей по народному календарю.

Уголок в группе "Рябинка"

Отмечен творческий подход воспитателей к оформлению уголков, использование фотоматериала, разных компьютерных программ, материал расположен в соответствии с возрастом детей.

В уголках по патриотическому воспитанию дошкольников во всех возрастных группах большое количество наглядного материала, художественной литературы, символика края и Российской Федерации.

Уголок в группе "Рябинка"

Также в уголках размещены предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

Уголок в группе "Радуга"

Уголок в группе "Теремок"

Весь собранный материал хранится в доступных местах, дети проявляют интерес к данной теме, имеют необходимые знания, участвуют в викторинах, занятиях, праздниках, досугах.

Много макетов микрорайона Эжва и его использование в группах №4 «Рябинка», №6 «Теремок» - в этих группах проходил конкурс макетов и все макеты изготовлены родителями воспитанников.

Макеты в группе "Рябинка"

Макеты в уголке группы "Теремок"

В группах №1 «Ягодка» и №5 «Лисичка» очень большое количество фотоматериала: альбомов, наборов открыток, тематических папок.

Уголок в группе "Ягодка"

Уголок в группе "Лисичка"

В группе №10 «Сказка» большое количество различных карт России и Республики Коми.

В группе №3 «Петушок» есть глобус, материалы по духовно-нравственному воспитанию - детская Библия.

В группе №2 «Мишутка» - пример генеологического древа, предметы народно-декоративно-прикладного искусства коми - изделия ручной работы.

В группе №7 «Радуга» уголок по патриотическому воспитанию оригинально оформлен: художественная литература по социально-нравственному и патриотическому воспитанию выделена в отдельном уголке.

В материалах №8 «Зайчата» и №9 «Солнышко» уголок отсутствует, но воспитатели работают над его созданием: проводят работу с родителями по сбору о семье, родном доме. Но в данной группе очень богаты материал по фольклору: различные книжки, есть картотека потешек, изготовленная педагогами, собранный материал для прослушивания на электронных носителях.

Однако, во многих возрастных группах отсутствуют макеты микрорайона, улицы, архитектурные сооружения поселка.Недостаточно материала о великих соотечественниках, в основном есть информация об спортсменах и писателях, но нет данных о людях других профессий. Мало материала по приобщению детей к народному декоративно-прикладному искусству, а именно различных кукол из соломы, ткани, ниток, кожи, обереги; вышивки, игрушек из дерева; предметов старины. Необходимо пополнить уголки по теме «Моя семья»: фотографиями на тему «Дом, в котором ты живешь», тематическими альбомами «Моя семья», материалы по эмоциональному состоянию человека, о семейных праздниках и традициях

Оценка уголков по патриотическому воспитанию групп ДОО осуществлялась на основании критериев, указанное положение о проведении смотра-конкурса угол патриотического воспитания в ДОУ.Все номинации оценивались по 5-ти балльной системе.

Решением жюри были выбраны следующие победители.

Младший возраст

  • I место - группа №7 «Радуга»
  • II место - группа № 4 «Рябинка»
  • III место - группа № 2 «Мишутка».

Средний возраст

  • I место - группа №6 «Теремок»
  • II место - группа № 1 «Ягодка»

Старший возраст

  • I место - группа №3 «Петушок»
  • I место - группа № 10 «Сказка»
  • II место - группа № 5 «Лисичка».

Группы №8 «Зайчата» и №9 «Солнышко» - благодарность за участие.

Педагогам, занявшим призовые места в смотре-конкурсе уголков по патриотическому воспитанию в ДОУ «Уголок России - Отчий дом» были вручены грамоты.

<К списку новостей

Патриотическое воспитание

Чувство патриотизма у детей дошкольного возраста выражается через любовь к своим близким, малой и большой Родине, уважение к опыту старших, родному языку, истории, культуре.Воспитывается оно с малых лет, у каждого ребенка формируется индивидуально. Целью патриотического воспитания в ДОУ является забота о становлении целостной личности, развитие у нее качества и культуры.

Чтобы достичь такой многогранной цели, воспитанию детского сада приходится решать сразу несколько задач:

  • Сформировать у каждого дошкольника активный интересный мир экологической культуры, разбудить увлеченность историей сначала своего небольшого городка, а потом страны.
  • Воспитывать у детей красоты, привязанности к своей семье, дому, а затем ко всему народу, его традициям, развивать у воспитанников любознательность, стремление к учебе.
  • Привлечь родителей к совместным мероприятиям, самым стать крепким звеном цепочки между семьей, детьми, дошкольным учреждением.

Актуальность патриотического воспитания в ДОУ

Призывы гражданского общества к возрождению России звучат все громче. Но идеологические установки прошлых лет забыты, а новые не обрели пока четких очертаний.На исходе 90-х работу дошкольных учреждений старались излишне не политизировать, особенно, что отношение ко многим историческим событиям не было однозначным. Итогом отсутствия работы в этом направлении стал дефицит духовности молодежи.

Сейчас МО РФ стало уделять больше внимания формированию гражданского самосознания, воспитанию дошкольников в духе уважения истории, ценностей своего народа. На первый план выдвинулись проблемы социализации молодых, их своевременного правового развития.

С детьми младшего возраста на базе ДОУ реализует программу по духовно-нравственному воспитанию, лежащему в основе патриотизма. Малыши постепенно приходят к выводу, что для того, чтобы реализовать себя как личность, необходимо много учиться, потом работать. Именно так можно помочь любимому городу и стране стать процветающими. От них зависит, насколько благополучной будет жизнь родных, всех друзей, знакомых. В свою очередь, стабильность страны делает жизнь радостной и интересной.

Предписания ФГОС

Суть требований ФГОС, сводится к соблюдению согласования воспитательных технологий, программ со своим образовательным сферами:

  1. Социально-коммуникативной. Развитие дошколят в этом формировании у них единства со страной, отзывчивости по отношению не только к близким. У детей закладываются практические навыки того, как вести себя в правовой культуре.
  2. Образовательной. Она призвана расширить кругозор, дать основные исторические знания, представления об этнической, художественной культуре. У детей формируется гуманное отношение к представителям всех народов. Будущий гражданин должен отличаться активным, ответственным поведением, веротерпимостью, интернационализмом.
  3. Речевого развития. Дети познают увлекательный мир художественной литературы, красоту родной речи, исконных традиций, знакомятся с уникальными героями и окружающей природой.
  4. Физического развития. Оно направлено на осознание правильного здорового образа жизни. Судьба страны напрямую зависит от здоровья того конкретного человека, которым являются ее пока маленькие граждане.

Рекомендуем ознакомиться с нашей подборкой физкультминуток для дошкольников.

Работа с учетом возрастного мировосприятия

Младший и средний дошкольный возраст - время не только физического становления.Именно в этот период у ребенка зарождаются благородные чувства и социальные установки, развиваются черты характера, которые в этом периоде вызывают его со своим народом, страной.

Истоки такого поведения из народных песен, музыки, родной природы, игр, обычаев местности, где малышоки растет. Патриотическое воспитание в раннем возрасте рождается из совместной деятельности детей и взрослых, приобщения младших к региональной культуре, воспитания у них эмоционально-действенной реакции на все, что окружает.

Младшая группа детского сада

Воспитанники младшей группы пока не способны воспринять понятие «город» или «страна». На этом этапе воспитатель в форме беседы подводит ребят к пониманию смысла подобных слов. Работа по теме идет во время проведения праздников, когда старшие обращают внимание ребят на красиво украшенные улицы, красоту городского пейзажа. На занятиях с группой обсуждается, что произвело наибольшее впечатление. Культура народа доносится через сказки, потешки, игры, изучение предметов народно-прикладного творчества.

Хорошим подспорьем в работе станет уголок патриотического воспитания, который должен быть оформлен, исходя из потребностей возраста. О том, что там должно быть представлено, на чем сделать акцент, создавая его в младшей или старшей группе, подробно излагает следующую публикацию: https://vospitanie. guru/patrioticheskoe/ugolok

Средняя группа

Ребятам из средней группы уже можно устроить экскурсию в краеведческий или исторический музей, встречу с героем, интересной личностью.На уроках лепки и рисования дети под руководством воспитателя знакомые образы окружающей природы, рисуют свою семью. Для родителей организуется выставка, где могут быть представлены открытки, фотографии с занятиями, поделки малышей.

Старшая группа

Ультрасовременное воспитание включает в себя мероприятия, среди которых ролевые игры, создание стендов, выставок своими руками, организация праздников, концертов для родителей к Дню Победы, другим памятным датам.

Детей наверняка увлечет совместное создание тематического лэпбука, работа над не только раскроетическим творческим потенциалом воспитанников, но поможет сформировать у детей правильные представления о достопримечательностях родного края, его важных социокультурных объектах.

Что можно включить в план лэпбука:

  • Фотографии, рисунки символов города;
  • открытки с изображениями памятных мест, музеев;
  • семейные фото и рисунки детей с природой края;
  • подробный план или карту местности;
  • раскраски, пазлы, другое.

Подготовительная группа в ДОУ

При правильной и планомерной работе в ДОУ, дети имеют официальную государственную систему самосознания, о чем свидетельствуют такие показатели:

  1. Ребенок знает свою страну и город, где он живет, не затрудняется рассказать, какой детский сад он посещает, назвать улицу, дом, где обитает.
  2. Ему известны место работы родителей, имена воспитателей, друзей.
  3. Знает о редких и вымирающих животных своего края, может рассказать о его флоре, фауне.
  4. Воспитанник - представление о народных промыслах и костюме, знакомых с традиционными предметами быта людей, славными земляками, местными достопримечательностями.
  5. Подготовишки уже различают флаг и герб, могут рассказать о значении цветов флага, напеть гимн.
  6. Ребята знают столицу России, могут найти ее и другие важные города на карте страны.

Взаимодействие ДОУ с родителями

Патриотическое воспитание в детском ведении во всех направлениях: развитие речи, знакомство с художественными произведениями, получение навыков самообслуживания, уходе за территорией, питомцами.

Особую значимость при этом получает тесный контакт с родителями ребенка. Их помощь проявляется в энтузиазме и выдумке. Без творческой фантазии родителей не обходятся выставки рисунков воспитанников, их поделок.Участие старших членов семьи в конкурсах и проектной деятельности трудно переоценить.

Высокие скорости и технологии оставляют мало времени, а порою и желания для воспитания своего ребенка в духе патриотизма.

Важно, чтобы в совместной деятельности старшие дети учились быть внимательными и благодарными, преодолевали эгоистические склонности, старались быть бескорыстными. Именно умение не только брать, но и делиться настоящим гражданином, того, кто делает, а не провозглашает громкие лозунги.

Уголок патриотического воспитания

Данная презентация будет полезна практикующим педагогам в качестве угла оформления патриотического воспитания в детском саду

Вам также может понравиться:

Викторины

Интеллектуальная викторина к Дню славянской письменности и культуры «АЗ, БУКИ, ВЕДИ »

01 Апреля - 30 Мая

Конкурсы

Олимпиады 34 работы

Всероссийская олимпиада по ОБЖ для 1-4 классов «БЕЗОПАСНАЯ ЗИМА» »

15 Января - 28 Февраля

Свидетельство участника экспертной комиссии. Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО ! Подробнее

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо - это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальные сети 🙂

Также вас может заинтересовать
  • Презентации по географии, краеведению для 6 класса «Вода на земле» География, краеведение
  • Презентации по географии, краеведению для дошкольников «Моя малая Родина» География, краеведение
  • Конспект занятия по географии, краеведению для 7 класса «Открытый урок по теме" Природа Австралии "» География, краеведение
  • Конспект занятия по географии, краеведению для дошкольников «Сценарий мероприятия - музейный квест« В ГОСТЯХ У ПОРУЧИКА ЛЕРМОНТОВА »» География, краеведение
  • Конспект занятия по географии, краеведению для дошкольников «Зимующие птицы» » География, краеведение
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *