Упражнения части речи 3 класс – Картотека (3 класс) на тему: Карточки по русскому языку по теме “Части речи” для 2 – 3 классов

Содержание

Картотека (3 класс) на тему: Карточки по русскому языку по теме "Части речи" для 2 - 3 классов

Карточки по русскому языку по теме «Части речи» для 2 – 3 классов.

№1. Прочитайте текст. Выпишите в первый столбик имена существительные, во второй – глаголы, в третий – имена прилагательные.

Падает пушистый снег. В снежный наряд оделись дома и деревья. Радостные дети встречают зиму.

№2. 1. Прочитайте предложения. Выпишите однокоренные слова и напишите вопросы, на которые они отвечают. Укажите, какими частями речи являются эти слова.

  1. Горняки добывают золото. 2. Победителю вручили золотой кубок.

3.Солнце золотит верхушки деревьев.

  1. Подчеркните окончания выписанных слов.

№3. 1. Из данных слов составьте предложения о снеге и о ребятах.

Сегодня, ребята, весёлые, играют, выпал, в снежки, снег, пушистый, на дворе.

2.Подчеркните одной чертой существительные, двумя – глаголы, волнистой линией – прилагательные.

№4. Выпишите пары существительных, близких по значению.

Образец. Сумерки и мрак.

Сумерки, жара, шум, веселье, буря, смех, мрак, зной, грохот, радость, улыбка, ураган.

№5. Спишите текст. Выпишите вместе с существительными прилагательные, с которыми они связаны. В скобках напишите вопросы. Проверьте окончания прилагательных окончаниями вопросов.

Образец. Облако (какое?) чёрное.

Чёрное облако закрыло солнце. Густая пыль поднялась на дороге. Задрожала осиновая роща. Вспыхнула яркая молния. Упали крупные капли дождя.

№6. 1.Спишите предложения. Вместо точек вставьте прилагательные духовой, душистый, душный.

1.В парке играл . . . оркестр. 2.Сестре подарили букет . . . ландышей. 3.В . . . комнате нельзя спать.

2. Придумайте и напишите предложения с прилагательными пушной, пуховый, пушистый.

№7. 1. Выпишите парами глаголы с противоположным значением. Напишите вопросы, на которые они отвечают.

1.Лето припасает, а зима поедает. 2.Мир строит, а война разрушает. 3. Смелый там найдёт, где робкий потеряет. 4.Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.

2. Выпишите парами другие слова противоположного значения. Укажите части речи.

№8. Спишите. Подчеркните окончания вопросов и глаголов.

1.Девочка (что делала?) играла. 2. Солнце (что делало?) играло. 3.Дети (что делали?) играли.

№9. Прочитайте текст. Выпишите подлежащее и сказуемое из каждого предложения. Вставьте окончания глаголов: - о, - а, -и. Подчеркните окончания.

Наступил…   утро. Вот уже погасл…   последняя звезда. На вершине ели заиграл…   лучи солнца. Солнце взошл…   над лесом. Роса заблестел…   всеми цветами радуги. Под тяжестью тракторов загудел…   земля. Около реки лежал…   зелёное поле.

№10. 1.Спишите предложения. Измените данные в скобках сказуемые по смыслу.

1.Солнце (осветить) поляну. 2.Речка (сверкать) на солнце. 3.Ласточки весело (щебетать).

2. Подчеркните окончания глаголов.

№11. 1. Составьте предложения с данными глаголами.

Вошёл (во что?), взошёл (на что?), зашёл (за кем?), одел (кого?), надел (что?).

  1. Подчеркните приставки в глаголах.

№12. Спишите предложения. Поставьте перед глаголами не, чтобы получилась пословица.

Образец. Руки не протянешь, так и ложки не достанешь.

  1. Руку протянешь, так и ложку достанешь. 2. Потрудишься, так и хлеба поешь. 3. Посмотришь – увидишь, расспросишь – найдёшь. 4. Кто работает, тот и ест. 5. Кто сеет, тот и веет. 6. Вырастишь овощи – сваришь щи.

№12. Напишите о том, как нужно беречь книгу. Подчеркните не с глаголами.

Образец. Не перегибай переплёта книги.

№13. 1. Выпишите в первый столбик имена существительные, во второй – глаголы, в третий – имена прилагательные.

Пробуждение цветов.

   Вот открывает лепестки жёлтый козлобородник. За ним раскрывает широкие лепестки шиповник. Вспыхивает ярким огнём мак. Поднимает золотую головку одуванчик. Позже открывает лепестки красная полевая гвоздика. За ней раскрывает белоснежный венчик водяная лилия.

                                                                                                           По В. Ветлиной.

2.Напишите, что означают слова каждой части речи. На какие вопросы они отвечают?

№14.  1.Подберите к данным именам существительным однокоренные имена прилагательные и глаголы.

Честь, грусть, мороз, жар, свет, вид, боль, соль.

2.Укажите части речи.

Образец. Честь (сущ.), чествовать (гл.), честный (прил.).

№15.  1.Подберите к выделенным существительным другие существительные, близкие по значению.

Труд, метель, буря, жара, работа, вьюга, зной, ураган, пекло, вихрь, занятие.

  1. Подчеркните существительные, которые обозначают явления природы.

№16. Выпишите в один столбик существительные мужского рода, в другой – женского, в третий – среднего. Вставьте пропущенные буквы.

За…ц, с…бака, гн…здо, м…л…ко, к…рова, р…бота, м…тро, …рех, аллея, п…года, б…лото, с…лома, шофёр, п…мидор, космос, яблоко.

№17.  Спишите пары слов. Вставьте пропущенные окончания.

  Честное слов…  . Любимое дел…  . Яркое солнц…   . Ясное неб…  . Спелое яблок…  . Вишнёвое варень…   . Новое плать…  . Тёплое одеял…  .

№18. Напишите загадки и отгадки к ним. Подчеркните их окончания.

Летом в шубе, а зимой голо. Что выше леса, краше света? Пушистая вата плывёт куда – то. Живёт без тела, говорит без языка.

Отгадки: солнце, дерево, облако, эхо.

№19. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните окончания существительных среднего рода.

Радостная жизнь веселит сердц…  . Красно пол…  рож…ю. Не украшай плать…, украшай ум. Ум да здоровь… всего д…роже.

№20. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите род существительных.

Наступило утр…  . Ярко светит солнц…  . Ясное неб…  . По нему плывёт белое облак…  . Передо мной высокое дерев…  . Это яблоня. Вот упало спелое яблок…  . За садом пол…  .

№21. Спишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу имена существительные. Обозначьте род имён существительных.

По дороге мчался … лошадей. Высоко летела … журавлей. Возле реки паслось … коров.

Слова для вставки: стая, стадо, табун.

№22. Из данных слов составьте и напишите предложения. Вставьте пропущенные окончания. Укажите род существительных. Подчеркните окончания.

Показалось, солнц… , яркое. Заблестело, пол…, росой. Проснулось, стад… , на лугу.

№23. 1. Прочитайте слова. Спишите в один столбик существительные женского рода, а в другой – мужского.

Дочь, мяч, вещь, плащ, рожь, нож, печь, ключ, дрожь, пляж.

Образец.                   Ж. р.                             М.р.

        дочь                           мяч

2.Сравните столбики и подумайте, какие существительные пишутся с ь на конце после шипящих.

№24.  1.  Прочитайте слова. Поставьте существительные в единственном числе. Спишите пары слов.

Образец. Красивый плащ (м.р.).

Красивый (плащи). Дорогая (вещи). Летучая (мыши). Горячий (калачи). Резиновый (мячи). Осенняя (ночи). Электрическая (печи). Школьный (врачи). Железный (обручи). Верный (товарищи).

2.Подчеркните ь . Укажите род имён существительных.

№25. Данные существительные поставьте в единственном числе. Укажите род имён существительных. Подчеркните ь .

Образец. Ночи – ночь (ж. р.).

Товарищи, дочери, ландыши, вещи, плащи, ночи, лучи, печи, кирпичи, ножи, мыши, ковши, броши, чижи, ключи, речи, силачи.

nsportal.ru

Материал по русскому языку (3 класс) на тему: Карточка по русскому языку "Части речи" 3 класс

Фамилия, имя ……………………………………………………………………..

Вариант 1.

  1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Капел…ка,  сп…лзёт,  н…га,  пл..хой,  сл…ны,  в…сна,  д…бреть,

 

б…льные,  в…сьмой,  г…ревать.

  1. Выпиши слова из задания 1 по группам:

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Имя числительное

  1. Прочитай предложение. Подчеркни грамматическую основу. Подпиши части речи.

Я прочитала интересную книгу про космос.

…………………………………………………………………………………….

Фамилия, имя ……………………………………………………………………..

Вариант 2.

  1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Дв…ры,  см…хнул,  к…вровый,  кл…довая,  л…шадка, ш…гнуть,

 с…дьмой,  св…ча,  с…стра ,сб…жит.

  1. Выпиши слова из задания 1 по группам:

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Имя числительное

  1. Прочитай предложение. Подчеркни грамматическую основу. Подпиши части речи.

Мы спели красивую песню о зиме.

nsportal.ru

Задания по русскому языку 3 класс: для самостоятельной работы

Кажется, только вчера малыши стали учениками, и вот они уже третьеклассники. С каждым годом они узнают все больше и больше, полученные знания делают их умнее, придают школьникам уверенности в себе. Задания по русскому языку для самостоятельной работы помогут ученикам третьих классов лучше овладеть полученными знаниями в школе, правильно писать и высказывать свои мысли. Все задания мы приведем в разных тематических разделах, а родители сами смогут составлять подобные упражнения, ориентируясь на наши.

Задания по теме «Словосочетание, предложение, текст»

Задания и упражнения этой тем помогут школьникам научиться определять тип текстов (рассуждение, описание, повествование), определять цели высказывания, интонацию предложений. Третьеклассники должны запомнить и понимать, что текст – это высказывание, которое имеет одно или несколько предложений в своем составе. Они объединяются по смыслу в текст и связываются общей темой.

Задание 1.

Нужно вдумчиво прочитать текст, доказать, что был прочитан именно текст. Определить тему текста и главную мысль. Дать тексту название.

В старой тенистой роще за тихим маленьким озером жил соловей. Он был робкий, маленький и совсем незаметный. Его коричневато-серое оперение делало его похожим на воробушка. Но стоило ему запеть, как раздавался такой чудесный птичий голосок, что равных ему не было по всей округе.

Далее нужно записать текст и подчеркнуть в каждом предложении главные члены.

Задание 2.

Нужно вдумчиво прочитать текст, придумать к нему заголовок. Переписать его в тетрадь.

Возле лужи гуляет утка с утятами. Утка крякает, а утята пищат.
Девочка подбежала к луже и увидела, что в воде плещется маленький пушистый желтый шарик. Лежит на спинке, вертит головкой, крылышками и ножками трепыхает, а выбраться никак не может.
Девочка помогла утенку: достала его из лужи и отпустила на землю. Утенок помчался к матери и братьям с сестрами.

Объяснить, почему автор разбил текст на три абзаца. Придумайте заголовки к каждой части. В переписанном тексте подчеркните двумя линиями все глаголы. Какое значение они имеют в тексте?

Задание 3.

Прочитайте еще раз текст из первого и второго задания. К каким типам они относятся? Какой из них является текстом описанием, а какой – текстом-повествованием? Поясните свои ответы.

Задание 4.

Прочитать варианты заголовков к текстам. Определить по названию тип текстов.

  1. Как мы ходили на речку купаться.
  2. Почему нельзя собирать несъедобные грибы?
  3. Красив Днепр-батюшка!

Объясните свои ответы.

Задание 5.

Необходимо прочитать предложения. Подумайте, как из них можно составить связный текст. Придумайте название составленному тексту и запишите его в тетрадь.

1. Да какой орех! 2. Всем орехам орех! 3. В лесу рос куст орешника. 4. Вот из-под листика выглядывает большой орех. 5. Листья у орешника крупные, бархатистые, ветки длинные, гибкие. 6. Сам круглый, бока золотистые, сверху светлая шапочка набекрень. 7. К осени на ветках созрели орешки.

Определите, к какому типу относится этот текст: повествование или описание? Объясните значение следующих слов и выражений: «шапочка набекрень», «всем орехам орех!», «да какой орех!» Волнистой линией подчеркните все прилагательные. Какое значение они имеют в тексте?

Задание 6.

Прочитайте написанное. Можно ли прочитать это с выражением?

Прошложаркоелетонаступаетхолоднаядождливаяосеньна деревьяхпоявляютсяжелтыелисточккраснеюталыегроздьярябины.

Нужно выделить предложения, расставив все знаки препинания. Записать текст с учетом расставленных знаков препинания. К какому типу относят предложения в этом тексте?

Задание 7.

Прочитайте текст.

Маша вместе с бабушкой пошли на поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. Маша спросила у бабушки.
-А что тут растет?
-Хлеб растет, внученька!
-А булочки?
-И булочки тут растут.
-А баранки?
-И баранки.
-А прянички?
-И прянички тоже здесь, все здесь растет.
Смотрит девочка на колоски и гадает, где тут прянички, где булочки, а где хлеб.

Поясните, что означает словосочетание «видимо-невидимо»? В каком значении в тексте употребляется слово «хлеб»? Почему в разных предложениях в коне стоят разные знаки препинания?

Найдите диалог в тексте, поясните, по каким чертам вы его отыскали. Перепишите в тетрадь диалог. Прочитайте его выразительно, соблюдая знаки препинания.

Задание 8.

Прочитайте текст.

Что за растение – овес? Это хлебный злак. Листья у него узкие и длинные, а на конце стебля имеется метелка с колосками. В колосках зреют овсяные зерна. Как люди используют зерна овса? Что можно приготовить из овсяной муки?

Найдите предложения, в которых содержится вопрос. Поясните свой выбор. Почему в тексте использовались вопросительные предложения? Какую информацию несут остальные предложения в тексте. Назовите их. Подчеркните в каждом предложении главные члены.

Задание 9.

Прочитайте тест с выражением.

Будьте внимательны друг к другу. Берегите природу! Не обижайте животных! Любите и уважайте своих родителей. Не радуйтесь чужой беде. Не разоряйте птичьих гнезд. Уступайте старшим место в транспорте.

Как называется этот тип предложений? Что выражается в каждом предложении: просьба, совет, приказ и т.д.? С какой елью в текстах используются побудительные предложения?

Задание 10.

Прочитайте тексты с выражением.

  1. «Ребята! В предложениях
    Стою я для того,
    чтоб выделить волнение,
    тревогу, восхищение,
    победу, торжество!
    Где я, те предложения
    с особым выражением
    произносить должны!»
  2. «В дремучий темный лес пришла осень.
    Много шишек, ягод и грибов принесла с собой.»
  3. «Москва! Как много в этом звуке
    Для сердца русского слилось!
    Как много в нем отозвалось!»

Каким чувством наполнены стоки в этих текстах? Какие это предложения по интонации? Поясните свой ответ. Что вы знаете о восклицательных предложениях? Что вы знаете о невосклицательных предложениях? Перепишите в тетрадь тексты с восклицательными предложениями. Подчеркните существительные.

Задания по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

Прежде, чем начать выполнение заданий по этой теме, рекомендуем ознакомиться с темой «Члены речи в русском языке». Для выполнения нужно знать, какая часть речи имеет синтаксические функции.

Задание 1.

Прочитайте текст. Разделите его на предложения по смыслу, прочитайте текст вновь и требуемой интонацией.

Когда барсук готовит на зиму постель он заталкивает в нору целый ворох сухих листьев глухой стук заставил его вздрогнуть от неожиданности что это а это упал спелый желудь с дуба.

Поясните, почему вы поставили именно такие знаки препинания? Запишите текст в тетрадь, используя нужные знаки. Подчеркните в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Задание 2.

Прочитайте текст. Из каждой группы предложенных слов составьте предложения по смыслу.

  1. Уже, прошло,красное, лето.
  2. Теплые,журавли,стран,в,улетели.
  3. Еж,гнездо,в,под,стрятался,корнями,сосны.
  4. Деревьев,жуки,в,скрылись,кору.
  5. Зарылись,мох,в,ящерицы,теплый,змеи.
  6. Место,для,медведь,берлоги,выбрал.

Запишите в тетрадь составленные предложения. Подумайте, в какую тему их можно объединить. Придумайте свое предложение на эту же тему. Подчеркните главные члены предложения. Поясните, какое значение имеют второстепенные члены в каждом предложении.

Задание 3.

Прочитайте текст.

1.Белочка сидела (на, рыжая, пеньке). 2. Она грызла (шишку,еловую). 3. Подбежал медвежонок (белочке, маленький, к, вдруг). 4. Он хотел поиграть (ней,с). 5. Зверек прыгнул (быстро, ель, на, рыжий, высокую).

Используя дополнительные члены предложения в скобках, распространите главные члены предложения. Можно ли утверждать, что составленные предложения образуют единый текст? Поясните свой ответ. Придумайте заголовок к тексту.

Задание 4.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания.

Лист_я на дерев_х пож_лтели. В гн_зде сидел мал_нький с_венок. Белые ч_йки круж_лись над в_одой. Осенний вет_р жалобно шумит.

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Разберите по членам любое предложение.

Задание 5.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания. Дополните главные члены предложения дополнительными, делая из нераспространенного предложения распространенное.

  1. Светит мес_ц.
  2. Расцв_ла душ_стая сирень.
  3. Дож_ь м_росил.
  4. К_ртоф_ль сварился.
  5. Мы ехали по л_есной дороге.
  6. В ог_роде созрели п_м_доры.

В составленных предложениях подчеркните главные члены.

Задания по теме «Лексическое значение слова»

Каждая часть речи имеет свое лексическое значение. Выполняя предложенные задания, нужно обязательно повторить соответствующие темы учебника. Кроме того, в этот раздел мы включили задания на изучение синонимов и антонимов.

Задание 1.

Прочитайте текст.

Сколько замечательных слов в русском языке! Слова мир, дружба, родина, Россия звонкие и громкие, радостные и светлые гордые и богатые. Другие покоряют своей прелестью, нежностью и легкостью – береза, солнце, счастье, весна, радость. Удивительно лаской, теплом и светом лучится слово мама. Хорошие, добрые, нежные слова!

Поясните смысл этих слов. Спишите предложения в тетрадь. В первом предложении объясните лексическое значение каждого слова.

Задание 2.

Прочитайте текст.

Утро. Трава на лужайке, листья на деревьях, гроздья винограда, желтые сливы усыпаны росой. Солнышко осветило капельки росы. В каждой капельке загорелись солнечные искорки.

Мы берем альбом, рисуем в нем стебелек травы, солнце и капельки росы с горящими искорками. Под рисунком пишем слово роса.

Поясните, какое явление природы названо красивым словом роса. Выберите любое предложение из текста и определите его лексическое значение.

Задание 3.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания. К каждому слову подберите синоним (слово, похожее по значению) и антоним (слово, противоположное по значению).

Здра_ствуйте, сах_р, вес_ло, р_бота, сп_сибо, м_ороз, до св_дан_я, х_о_шо, изв_ните.

Подчеркните «вежливые» слова. Поясните, когда их нужно употреблять в речи, приведите примеры. Составьте предложения с каким-либо «вежливым» словом. Запишите его в тетрадь.

Задание 4.

Напишите синонимы к следующим словам: интересный, красивый, высокий, далекий, глубокий, вежливый, добрый, ласковый, пушистый.

Задание 5.

Напишите антонимы к следующим словам: интересный, плаксивый, высокий, радостный, глубокий, невежественный, добрый, ласковый, колючий.

Задания по теме «Части речи»

При выполнении заданий по этой теме, нужно вспомнить, что такое существительное, прилагательное, глагол и прочие части речи, а также то, какую лексическую функцию в предложении они выполняют.

Задание 1.

Прочитайте текст.

«Стальной конь» — так народ метко назвал трактор. Современный трактор на пахоте заменяет несколько десятков лошадей. Он выполняет все трудоемкие работы и в сельском хозяйстве, и на строительных площадках, и на благоустройстве городских территорий. А управляет трактором тракторист.

Запишите в тетрадь предложение, в котором содержится сразу два существительных. Подчеркните их карандашом. С новой строки выпишите предложения, в котором содержится одушевленное существительное.

Задание 2.

Прочитайте текст. На места пропущенных точек впишите прилагательное, которые относятся к существительным.

Дерево …, мальчик …, город …, село …, корова …, собака …, коза …, кошка …, озеро …, конь …, село …, река…, куст …, перец …, дорога …, диван …, телевизор …, парта …, вода … .

Составьте предложения с любыми тремя словосочетаниями.

Задание 3.

Прочитайте текст.

В лесу ребята собирали ягоды и грибы. Под елкой ребята нашли семейство рыжих лисичек. Птенец выпал из гнезда. Птенец лежал на тропинке и тихонько и жалобно пищал. Из-за тучи выглянуло солнышко. Солнышко светило очень жарко. На пенек выползла ящерица. Ящерица хотела погреться на солнышке.

Перепишите предложения в тетрадь, заменяя, где нужно существительное местоимением или существительным-синонимом. Поясните свой выбор.

Задание 4.

Прочитайте текст.

Березки и осинки начинают осыпать золотые и красные пятачки на мололые елочки сверху вниз. В золотистом кораблике из березового листка на тонкой паутинке спускается в гибком блюдце паучок.

Перепишите текст, подчеркните пары существительного и прилагаттельное, соединенных руг с другом по смысле и соедините их дугой.

Задание 5.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания. Придумайте название.

Мес_ц сентябрь … . Пора пестрых листьев. Лист_я л_тят, кружатся, падают, скачут. Устилают землю и воду таким же пестрым к_вром, что в глазах рябит и кружится г_лова. По всему лечу слышны шорохи, шелесты, шепоты, шуршанье.

Перепишите текст, подчеркните глаголы. В каком числе они употреблены в тексте. Подумайте, о чем могут шептаться листья?

Задание 6.

Прочитайте текст. Перепишите его, вписывая куда нужно слова из справок.

Сколько дней в неделе? Сколько месяцев в году? Сколько углов в прямоугольнике? Сколько нот в музыке? Сколько гласных букв в алфавите? Сколько ног у паука? Сколько крыльев в сороки?

Справка: два, восемь, десять, семь, семь, двенадцать, четыре.

Задание 7.

Прочитайте текст.

Вот неделя. В ней – семь дней, поскорей знакомься с ней. Первый день по всем неделькам назовется понедельник. Вторник – это день второй, он стоит перед средой.

Жили-были два кота – восемь лапок, два хвоста.

Перепишите текст в тетрадь, подчеркните в тексте числительные. Поясните, как вы их узнали.

Задание 8.

Прочитайте текст. Спишите текст. Выпишите вместе с существительными прилагательные, с которыми они связаны. В скобках напишите вопросы. Проверьте окончания прилагательных окончаниями вопросов.

Образец. Облако (какое?) чёрное.

Чёрное облако закрыло солнце. Густая пыль поднялась на дороге. Задрожала осиновая роща. Вспыхнула яркая молния. Упали крупные капли дождя.

Задание 9.

Прочитайте текст. Выпишите подлежащее и сказуемое из каждого предложения. Вставьте окончания глаголов: — о, — а, -и. Подчеркните окончания.

Наступил… утро. Вот уже погасл… последняя звезда. На вершине ели заиграл… лучи солнца. Солнце взошл… над лесом. Роса заблестел… всеми цветами радуги. Под тяжестью тракторов загудел… земля. Около реки лежал… зелёное поле.

Задание 10.

Прочитайте текст. Спишите предложения. Поставьте перед глаголами не, чтобы получилась пословица.

Образец. Руки не протянешь, так и ложки не достанешь.

1.Руку протянешь, так и ложку достанешь. 2. Потрудишься, так и хлеба поешь. 3. Посмотришь – увидишь, расспросишь – найдёшь. 4. Кто работает, тот и ест. 5. Кто сеет, тот и веет. 6. Вырастишь овощи – сваришь щи.

childage.ru

Тест по русскому языку "Части речи" (3 класс)

Проверочная работа по русскому языку. 3класс. Части речи.

Ф.И._______________________________________________________

1. Определите (надпишите) части речи в предложениях.

На парте лежит тетрадка с чистыми страницами.

С севера подул холодный ветер.

Они строили снежную горку.

Подчеркните грамматические основы предложений.

2. Допишите имена существительные, определите число и род.

тёплое___________________________

весеннее_________________________

маленькие________________________

сухая____________________________

сосновые_________________________

старый___________________________

3. Запишите однокоренные слова к слову МОРОЗ. Обозначьте части речи.

__________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выпишите из текста словосочетания сущ.+ прил.

Последние дни стояла ясная погода. Повеяло тёплым ветром. По оврагам бегут весёлые ручейки. Зазеленела молодая травка. Звенит золотой голосок малиновки.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подчеркните в тексте глаголы, определи вид.

5. Определите число и род имен прилагательных.

холодный (___________________) ледяное (____________________)

прохладная (__________________) осенние (_____________________)

тёплые (_____________________) синее (_______________________)

горячий (______________________) ранняя(_______________________)

6. От данных имён существительных образуйте глаголы.

свет-______________________ мороз-___________________________

ночь-_______________________ дело-____________________________

бег-________________________ боль-____________________________

7. Выпиши все личные местоимения. Укажи их лицо и число.

Я знаком с одним учёным. Он изучает астрономию. Вместе ходим мы любоваться звёздным небом. А вы любите наблюдать за звёздами. Они хорошо видны на ночном небе.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Вставьте пропущенные буквы, в скобках пишите проверочные слова. Надпишите части речи.

заморо…ки (________________), см…треть (__________________),

переска… (__________________), ре...кий (____________________),

к…рмить (__________________), зам…розить (___________________),

к…рмушка (_________________), х…лодная (____________________)

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Русский язык (3кл) Программа 1-4 Упражнения в распознании частей речи.

Тема: Упражнения в распознании частей речи.

Цель: развивать умения распознавать части речи;

           учить правильно употреблять части речи в предложении;

           развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма;

           воспитывать интерес к родному языку, к истории своего села, уважение к людям.

Ход урока.

  1. Организация класса.
  2. Слово учителя: Начинаем урок русского языка, он будет проходить в форме игры «Что? Где? Когда?» За нашей игрой наблюдает умнейшая Сова. За правильные ответы вы будете получать ордена «Умнейшая сова»

               Игру начинаем с разминки

  1. К нам обращается учитель истории Ю.В.Мачнев с заданием:

         ( на доске слова: библиотека, газета, календарь, человек, Родина).

          Разбор слов, объяснения написания.

Вопрос: «Почему слово «Родина» пишем с заглавной буквой?»

     Слово «Родина»- пишем с заглавной буквой, наша  большая Родина, но       есть и маленькая Родина, там, где мы родились и живём.

- что можете сказать об этом слове?

Родина- 6 букв, 6 звуков, 3 слога, ударный 1 слог, 3 гласных, 3 согласных.

Для нас с вами наша малая родина – наше родное село.

  1. А сейчас вы сами определите тему нашей игры.

       На доске карточки со словами:

          имя существительное,

          имя прилагательное,

          глагол,

          предлог

         сказуемое.

    Выберите только части речи. Сегодня мы вспомним все, что знаем о частях речи. Ответим на вопросы жителей нашего села.

  1. Раунд I.

     Со знатоками играет учитель начальных классов Сасыкольской средней школы, ныне пенсионер Алевтина Игнатьевна Ельчанинова.

    Запись на пленке:  Уважаемые знатоки!  Знаете ли вы своё село, его улицы, парки. Постарайтесь ответить на вопросы.

- Прочитайте, пожалуйста, предложения, которые записаны у вас на карточках. Вставьте пропущенное слово.

1 вариант.

…….,   …… нашего села хранят память о великих писателях (Парки, улицы)

- какой частью речи являются слова, на какой вопрос отвечают?

- Какие улицы названы именами писателей? ( получают орден Совы)

2 вариант  

Река Ашулук ……, в нашем селе.

- Какое слово пропущено? Какой части речи? Почему?

 Какие реки в нашей местности протекают?  ( получают орден)

3 вариант.

 Около школы растут …..,  …… ели.

Какие слова пропущены?  Какой части речи? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? ( получают орден)

Вывод:           Какие части речи вы знаете? Как их распознать? ( поставить вопрос, определить, что обозначает данное слово).

  1. Давайте представим, что в нашем селе есть улица частей речи. Совершим путешествие по  этой улице и расселим по домам части речи.

       -  на доске появляются слова;

 памятник, огромная, сохранился, смотришь, улица, широкая, стоит, неповторимая, дома, белые, создал, удивительный, застроили, старинная, фермер, школа, торжественный, прославить, задумчивая, разместился.

Задание: выписать  1 вариант- имена существительные

  1. вариант – имена прилагательные
  2. вариант -  глаголы

  - Как определили, что это имена  существительные, имена прилагательные, глагол?

      ( получают ордена)

 - Используя слова составьте предложения ( устно). Разбор по членам предложения.

- Ребята! Все ли из записанных слов вам понятны ? ( нет). Слово фермер.

 Кого  мы называем фермером?

Фермер – владелец или арендатор земли. ( получают ордена)

VII.  Раунд II.

 Со знатоками играет бывший агроном колхоза, ныне глава крестьянского хозяйства, добрый, отзывчивый человек С.К. Журавлёв.

  Внимание, чёрный ящик!

Запись:  Ребята!  Я выращиваю  фрукты и  овощи. По перечисленным признакам определите, что я выращиваю:

- Сочные, сладкие, бывают желтого, зеленого и красного цвета. Очень питательный продукт. Что это? ( яблоки)

- Как вы определили?

- На какие вопросы отвечают?

- Что такое имя прилагательное? ( к таблице «имя прилагательное»- добавляются вопросы).

Физкультминутка.

  VIII .Раунд III.

Со знатоками играет заслуженный учитель РФ Бобровская З.С.

   Запись: Уважаемые ребята! Я давно живу в с.Сасыколи  и очень люблю своё село, уважаю его жителей.

   Вопрос: На карточках записаны слова. Мне  бы хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашем селе.

Запишите рядом с этими « запрещенными » словами  противоположные по смыслу ( антонимы) и пусть чаще они звучат в нашем селе.

Злость -             доброта

Вражда –         дружба

Грубость –      нежность

жадность –     щедрость

ненависть –    любовь.

Проверяем. Дети получают ордена.

- К какой части речи относятся эти слова?

- Что такое имя существительное?

К таблице «Имя существительное»  добавляются вопросы.

IX. Раунд IV.

С вами играет Смирнова Л.А., заведующая школьным краеведческим музеем.

Запись: Уважаемые знатоки! Я работаю в школьном музее и совсем недавно в музее я обнаружила письмо, написанное  давно, буквы в нем стёрлись.

- Постарайтесь восстановить слова ( на доске появляется письмо).

Ст . ят  тёплые деньки. С раннего утра до познего вечера р. ботаем  в поле. Никита и Павел пом. гают родителям. Рядом п. сеется наша корова Бурёнка, она д. ёт нам много молока.

- Вставляем буквы, повторяем правило. ( Получают ордена)

- К какой части речи  относятся слова, в которых пропущены буквы. ( глагол)

- Что такое глагол?

 К таблице «Глагол» - добавляются вопросы.

X. Итог  урока .

О чём мы сегодня говорили? Какие части речи знаете? Кто же из нас самый лучший знаток, определим по количеству набранных орденов. Отметки за урок.

Подходит к концу наша игра. Мне хочется пожелать вам любить своё родное село, относиться к нему как родному дому, уважать и понимать язык тех людей, которые живут рядом с вами. И я думаю, что грамотное употребление разных частей речи поможет вам в этом.

 Без имён существительных невозможно высказать свою мысль, имена прилагательные украшают, уточняют нашу речь.

Глаголы обозначают  действие, которое происходит. А стихи, которые мы сейчас услышим, помогут нам не путать части речи. / выходят дети с таблицами «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»- читают стихи/.

Наша игра закончена. Всего доброго.

nsportal.ru

Конспект урока "Упражнение в распознавании частей речи"

Тема урока: Упражнения в распознавании частей речи.

Цели урока: развивать умения распознавать имя существительное, имя

прилагательное, глагол, местоимение, предлог;

разбирать предложение по членам; правильно употреблять

разные части речи в предложении;

развивать внимание, речь;

воспитывать интерес к предмету, воспитывать интерес к

природе, бережное отношение ко всему живому.

Ход урока.

  1. Орг. момент

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке :
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь! 

2.Сообщение темы и целей урока.

       Русский язык всегда был и остается важной частью жизни не только
в России, а ещё 45 странах мира, где интересуются русским языком. Мне
бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его, гордились им, и
однажды повторили слова Константина Паустовского: «Нам дан во
владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский
язык»

3. Актуализация знаний. 1. Разминка

На магнитной доске даны слова: существительное, подлежащее, сказуемое, корень, приставка, суффикс, окончание, прилагательное, глагол, предлог, второстепенные. Задание: а) найдите закономерность и распределить эти слова в три столбика.

На доске появились три столбика слов.

части речи                  члены предложения          части слова.
существительное        подлежащее                       корень   
прилагательное          сказуемое                           приставка
глагол                          второстепенные                суффикс
предлог                                                                    окончание

 б) Обобщение

– Для чего служат части слова?
– Какую роль выполняют главные члены предложения, второстепенные?
– Для чего служат части речи?

Перед детьми остаётся слова первого столбика и появляется слово МОРФОЛОГИЯ. 

Формулировка темы урока – учиться распознавать части речи т.е. продолжим изучать морфологию.
Учитель: Сегодня на уроке продолжим работу над частями речи.

4. Чистописание

1)Откройте тетради, запишите число, Классная работа.

2)Отгадайте загадку

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (Зима)

Учитель: Сегодня у нас на чистописании буква, которая соответствует первому звуку в слове зима.

- Назовите этот звук. (З)

Какой это звук? (Согласный, звонкий, мягкий).

Повторим написание элементов буквы (з)

Запишем на первой строчке:

    ззз зз з ззз зз з

4)Посмотрите на вторую строчку и скажите, какие слова на ней написаны.

Зима, зимний, зимует

- Однокоренные.

Докажите (У них одинаковый корень)

Запишите эти слова, укажите часть речи.

Проверка (сверяют с доской – 1 ученик работает у доски).

5) Запись предложения под диктовку.

Стоят жгучие морозы.

Разберите это предложение по членам предложения, укажите части речи.

- Какие стояли морозы?

- Какие ещё могут быть морозы?

Назовите синонимы. (Сильные, крепкие, трескучие)

- Какая часть речи наиболее точно помогает нам сказать о морозах? (Имя прилагательное)

Что такое имя прилагательное?

5. Словарная работа.

У: На нашей планете живут чудесные создания.

Они летают и поют

И землю свято берегут.

- Дети, о ком идет речь?

- О птицах.

У: Птицы наши друзья. Зимой земля покрыта снегом. Птицам трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы, тогда для наших пернатых друзей наступают холодные дни.

- Как мы с вами можем помочь птицам?

У: Отгадайте загадки, отгадки запишите в столбик.

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

Днем спит, а ночью летает

Мышек с детками пугает. (Сова)

Сова за год уничтожает 1000 мышей полевок.

Ты откуда, ты откуда?

Прилетел к нам красногрудый?

Облетел Я всю Сибирь.

Как зовут меня? (Снегирь)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица. (Воробей)

- Прочитайте слова, которые вы записали.

Дятел (молодой)

Сова (мудрая)

Сорока (говорливая)

Воробей (серый)

- Какая это часть речи?

Что такое имя существительное?

Подберите каждому существительному подходящее по смыслу прилагательное.

6. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке,

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке.

Мы попрыгаем как зайки.

На пенечке отдохнем.

Встанем и домой пойдем.

6. Работа по теме урока.

У: Назовите части речи.

Что такое существительное?

Что такое прилагательное?

Что такое глагол?

Как определить часть речи?

7. Работа с учебником.

У: Ребята , откройте учебники. Найдите упражнение 378. прочитайте.

Каких животных вы знаете? Назовите.

Запишите пять названий животных. Составьте предложение с одним из них.

Лиса, заяц, медведь, волк, слон.

Зимой медведь живет в берлоге.

- Разберите предложение по членам предложения.

- Каким членом предложения является подлежащее?

- Каким членом предложения является сказуемое?

8. Работа в тетрадях. Упражнение «Добавь слово».

Я читаю отрывки из произведений, а вы запишите пропущенные слова.

  1. Ветер на море гуляет и кораблик ……

  2. Ель растет перед ……., под ней хрустальный дом.

  3. Белка песенки………., да орешки все грызет.

  4. А орешки непростые, все скорлупки……..

(Подгоняет, дворцом, поет, золотые).

- Определите части речи пропущенных слов.

- Какую безударную гласную написали в каждом слове?

Докажите.

Кто автор этих строк?

9. Самостоятельная работа. Работа по карточкам.

К имени существительному подбери подходящее по смыслу имя прилагательное. Напиши.

Деревья какие? ________________

Работа какая? ________________

Фильм какой? ________________

Песня какая? _________________

Класс какой? ________________

Проверка самостоятельной работы.

  1. (Устно) .Прочитайте слова в столбиках, найдите лишнее слово и замените его.

Сущ.

Прилаг.

Глагол

Иней

Снег

Мороз

Молчит

лес

Серебристый

Зимний

Снеговик

Сказочный

пушистый

Серебрит

Лежит

Блестит

Падает

заснеженный

  1. Работа с деформированными предложениями.

Шуба, снежная, покрыла, деревьев, ветки.

Серебрится, на, алмазами, солнце, снег.

Лес, зимний, красив, удивительно.

  1. Итог урока.

Чему учились на уроке?

И вот прощальная игра, урок заканчивать пора.

Узнал ты много слов и если ты запомнил их
Урок наш проведён не зря.

Определите о какой части речи говорится.

1 ученик:

Являюсь я важнейшей частью речи.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам

2 ученик:

Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

3 ученик:

Интересная часть речи в русском языке живёт.
Кто что делает расскажет: чертит , пишет и поёт.

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание. Упр. 375, с.7

МБОУ – Андрейковичская СОШ

План-конспект открытого урока

по русскому языку в 3 классе.

Учитель: Дрикоз А. В.

2012 г.

videouroki.net

Конспект урока для 3 класса "Части речи. Закрепление"

Учитель читает стих.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке :

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

-Сегодня у нас урок закрепления и свою работу вы будете оценивать в баллах.

1. Разминка

На магнитной доске даны слова: существительное, подлежащее, сказуемое, корень, приставка, суффикс, окончание, прилагательное, глагол, предлог.

- Найдите закономерность, распределить эти слова в три столбика.

На доске появились три столбика слов.

части речи члены предложения части слова.

существительное подлежащее корень прилагательное сказуемое приставка

глагол суффикс предлог окончание

- Для чего служат части слова? (Части слова служат для образования новых слов и связи слов в предложении).

- Какую роль в предложении выполняют подлежащее и сказуемое? (Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они сообщают о ком или о чём говорится в предложении).

- Сегодня мы закрепим знания о морфологии и будем упражняться в распознавании частей речи.

(Перед детьми остаются слова первого столбика и добавляется слово морфология).

Морфология - это наука о частях речи, об их категориях и о формах слов.

2. Чистописание

- Обратите внимание на написание слова морфология.

- Какая гласная в этом слове повторяется?

- Пропишите безотрывное написание слова морфология.

1 На какие две группы делятся все части речи?

(Части речи бывают самостоятельные и служебные).

Части речи

самостоятельные служебные

1.имя существительное 1.предлог

2.имя прилагательное 2.союз

3.глагол

4.наречие

5.местоимение

- Чем отличаются части речи?

(Они отличаются вопросом и тем, что обозначают).

- Какую роль выполняют служебные части речи?

(Служат для связи слов в предложении).

Составьте алгоритм, как определить часть речи? ( На доске даны «шаги»)

- определи части речи 4

- определи, что оно обозначает 3

- прочитай слово 2

- задай к слову вопрос 1

3. Игра «Добавь слово».

Учитель читает отрывки из произведений.

1) Ветер на море гуляет и кораблик …

2) Ель растет перед … , а под ней хрустальный дом.

3) Белка песенки … , да орешки все грызет.

4) А орешки не простые, все скорлупки …

- Определите части речи пропущенных слов.

-К какой группе относятся эти части речи? (Это самостоятельные части речи.)

- Кто автор этих строк? Из какого произведения строки? 4.Дифференцированная работа. Задание: вставить пропущенную часть речи.

повис ( ) деревьях

падает ( ) неба

отрывок ( ) рассказа

полезно ( ) здоровья

-Как называется пропущенная часть речи? (Предлоги)

-Что вы знаете о предлогах?

- Как понимаете последнее словосочетание? Что может быть полезным для здоровья?

- Молодцы! Назвали слова вы все по порядку

Теперь приглашаю я вас на зарядку.

1.Работа на компьютере.

1)повторение правил техники безопасности

2)на рабочем столе найти тему урока

3) составить алгоритм определения части речи

задать вопрос

прочитать слово

определить часть речи

определить, что обозначает слово

- Найдите лишнее слово и замените его.

(Программой заложено заранее 3 столбика слов с ошибкой)

Существительное Прилагательное Глагол

иней серебристый серебрит

снег зимний лежит

мороз снеговик блестит

молчит сказочный падает

лес пушистый снежный Физминутка для глаз.

2.Работа с картиной на тему зимний лес.

-Что изображено на картине? (Изображён зимний пейзаж).

- Нравится ли вам картина? Чем? (Яркие цвета, снег на деревьях, как настоящий).

- К этой картине я составила предложение: Лежит снег.

- Можно сказать, что моё предложение также красиво, как

эта картина? (Нет)

- Почему? (Нет второстепенных членов)

- Распространите моё предложение.

- Какую роль играют второстепенные члены предложения? (Помогают точнее передать мысль, настроение).

- Послушайте, как об этом пишет С. Есенин. Учитель читает.

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

- С чем автор этих строк сравнивает снег? (С белой косынкой)

- Каким называет лес? (Заколдованным).

- Чтобы красиво и правильно выразить свои мысли надо иметь богатый словарный запас, а для этого нужно много читать.

3.Работа с деформированными предложениями. (Задание напечатано на листке).

Идёшь, лесу, по, тихому, зимой, на, лыжах, и, любуешься.

Шуба, снежная, покрыла, белая, деревья, ветки.

Серебрится, на, алмазами, солнце, снег.

Лес, зимний, красив, удивительно

(Если не позволяет время, можно только пронумеровать слова, а предложения записать выборочно).

Подсчёт баллов на листках памятках.

- Встаньте те, кто набрал 11 баллов,8баллов, меньше 8 баллов.

- Выберите себе домашнее задание по количеству баллов:

11 баллов - стр.88 упр.315 9 (написать мини - сочинение по опорным словам)

8-10баллов - стр.87 упр. 314 меньше 8 баллов - стр.86 упр.310

Итог урока.

- Чему учились на уроке?

И вот прощальная игра, урок заканчивать пора.

Урок наш проведён не зря, коль ты запомнил все слова.

1) Являюсь я важнейшей частью речи.

Давно живу я в мире этом, даю названия предметам.

2) Определяю я предметы, они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь, меня вам надо знать, беречь.

3) Интересная часть речи в русском языке живёт.

Кто, что делает расскажет: чертит , пишет и поёт.

Перед учащимися лист с заданиями.

Самостоятельно на дополнительном листке, 3 ученика распределяют слова на магнитной доске.

Фронтальная работа – ответы на вопросы.

Пользуясь толковым словарем, дети дают объяснение значения слова морфология.

Прописывают на кальке по образцу букву о с верхним и нижним соединением.

Работа по схеме на дополнительных листах.

Повторяют правила о частях речи.

Дети на листочках

нумеруют порядок действий с последующей самопроверкой.

Работа в тетради: учащиеся записывают недосказанные слова: подгоняет, дворцом,

поёт, золотые.

Проверка орфограмм в словах через обратную связь - сигналы гласных.

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. Для слабых слова даны в скобках (из, с, для, на)

Танцевальные движения под музыку.

Выполняют команды по памятке

Самопроверка

2 1 4 3

Печатают на компьютере. Оценивают свою работу - создавая цветовой фон монитора. Справился с 1столбиком-синий

2столбика-зелёный всё верно - красный

Устно.

Распространение предложения.

На деревьях лежит снег. На деревьях лежит пушистый белый снег.

Работа в парах. Дифференцированное задание.

Сильная группа выполняет синтаксический разбор 3 предложения..

3 ученика читают стишки, а класс определяет, о какой части речи говорится.

doc4web.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о