Урок 4 класс новые слова – Конспект урока по русскому языку 4 класс “Новые слова”

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Новые слова"

Анкета «Отношение к предмету» Имя______________4 « Б » класс Дата

Люблю, но не всегда понимаю____________________________________

Трудно, не всегда понимаю______________________________________

Результаты анкетирования 4 « Б » класс Дата_________________

№16

Дата: 4.10.16 Класс: 4

Тема урока: Грамматическая тема:

«Новые слова».

Неологизмы

Ссылки:

Календарное планирование, учебник «Русский язык».

Цель:

Задачи:

Знать новую лексику по теме.

1. Обогащение словарного запаса учащихся.

2.Формирование умения определять лексическое значение слов.

Результат обучения:

Знать новую лексику по теме.

Ключевые идеи:

Развитие связной речи..

Ресурсы:

Раздаточный материал: карточки с новыми словами, листочки с вопросами.

Этапы проведения урока Вид работы:

Действия преподавателя

Действия учащихся

Орг. момент.

Психологический настрой на урок. Установи свой прогноз настроения.

2м.

МПМ (матрица посадочных мест)

Детям предлагается определить своё настроение с помощью рисунков: если настроение хорошее учащиеся рисуют солнышко, если настроение плохое -рисуют тучку.

Определяют своё настроение с помощью рисунков: если настроение хорошее учащиеся рисуют солнышко, если настроение плохое рисуют тучку.

Проверка дом. задания

3 м

Оформление тетради.

Орфографическая минутка

Оформление тетради.

Орфографическая минутка

Мозговой штурм.

5м.

Учащимся предлагается 30 сек прочитать, запомнить и записать словарные слова.

Фиксирование результата МПМ учителем.

ОГОРОД, ПОМИДОР, ВИНОГРАД, АБРИКОС, ВАННА, ВИНЕГРЕТ, ВОСТОК.

Учащиеся на доске читают: Записывают в своих тетрадях, обмениваются с соседом, проверяют, ставят количество слов, расписываются

Деление на группы.

2м.

Деление на группы. Как можно больше набрать баллов для всей группы.

Учащиеся соответственно по номерам делятся на три группы.

Группа № 1, 2, 3.

Изучение новой темы.

Взаимооценивание

3м.

Объяснение новой темы. Упр 117.

Найти новые слова. С помощью словаря определить лексическое значение.

Батисфера- глубоководный аппарат в форме шара.

Полимер- высокомолекулярное соединение, вещество с большой молекулярной массой.

Космонавты- человек, проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полёте.

Звездолет- космический аппарат (космический корабль), способный перемещаться между звёздными системами.

Оценщики ставят баллы за правильность выполнении задании.

Упр 118 (устно)

Упр119 Записать примеры устаревших и новых слов. (по пять слов на группу)

Упр 117.

Найти новые слова. С помощью словаря определяют лексическое значение слов.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают устаревшие и новые слова.

Физминутка.

2м.

Включает музыку

Учащиеся повторяют движения за мульт героями.

Перекрестный опрос. Работа по учебнику

6м.

Упр 120.

Списать, подчеркнуть новые слова.

Упр 120.

Списывают, подчеркивают новые слова.

Работа по учебнику.

15

Упр 123.Минутка для шутки.

Объяснение слов которые придумали дети.

Мама, я такая распутица!

И показала веревочку, которую удалось ей распутать.

***

– Вы и шишку польете?

– Да.

– Чтобы выросли шишенята?

***

Сережа двух с половиной лет впервые увидел костер, прыщущий яркими искрами, захлопал в ладоши и крикнул:

– Огонь и огонята! Огонь и огонята!

***

– Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато.

***

Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала:

– Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!

***

– Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния.

***

Трехлетняя Ната:

– Спой мне, мама, баюльную песню.

Упр 123.Минутка для шутки.

Объясняют смысл слов которые придумали дети.

Рефлексия

Оценивание по МПМ

Раздача анкет:

Оценивание по МПМ

Заполнение анкет

Дом. задание

2 м

Упр.124 стр. 61

Записывают домашнее задание в дневник.

infourok.ru

Устаревшие и новые слова (4 класс)

Урок «Русский язык» в 4 «Б» классе.

Тема: «Устаревшие и новые слова»

Цели:

1. Познакомить учащихся с новыми понятиями: новыми и устаревшими словами ; углубить знакомство с лексическим запасом русского языка.

2. Развивать ОУУН учащихся на основе дидактического материала; развивать умение решать частично-поисковые задачи; творческое мышление; развивать умение осуществлять само и взаимопроверку.

3. Воспитывать осмысление и усвоение важности изучения темы и информации в ней; любовь к родному языку.

Оборудование: карточки – таблицы, презентация Microsoft Power Point.

Метод: частично-поисковый.

Тип урока: усвоение и изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности учащихся: работа в парах; индивидуальная работа, общеклассная работа.

Ход урока:

Найдите и исправьте ошибки в словарных словах:

Боярин,горнитца,дайвенг,зиница,принтир,палушалок,ассистэнт.

Индивидуальная работа, общеклассная работа.

Слайд № 1

III. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

Тема урока – «Устаревшие и новые слова». Сегодня вы узнаете, как называются слова, которые в нашей речи давно уже не употребляются, а также слова, которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники.

Слайд №2

IV. Знакомство с устаревшими словами

V. Знакомство с новыми словами (неологизмами).

Просмотр слайдов

1. Закончи формулировку определения.

Слова, вышедшие из активного употребления, называются…(устаревшими)

Показ картинок

Неологизмы(от греч.neos – новый) – новые слова, возникшие в языке.

Неологизмы служат для обозначения понятий, которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники.

Например:

Принтер, саммит, Интернет, менеджер, маркер, модем, хакер

Работа с книгой упр 97стр 39

5. Найдите «четвёртое лишнее».

  • Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

  • Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

  • Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Работа с книгой упр 100 стр 39

Слайд №3

Общеклассная работа.

Рассматривают слайды

Индивидуалная работа,общеклассная работа

Просмотр слайдов

Слайд № 4-9

Работв в тетрадях

Слайд №13- 17.

Работа в парах.

Самопроверка.

Просмотр слайдов

Индивидуальная работа

Работа у доски

Работа в тетрадях

Домашнее задание: дать определение этим словам

Саммит – съезд, встреча на высшем уровне.
Интернетглобальная компьютерная сеть.
Менеджер – специалист по управлению производством.
Модем – устройство для передачи цифровой информации. Без модема нельзя выйти в интернет.

Хакер – специалист в области компьютерных технологий, способный получить несанкционированный доступ к системам с секретной (конфиденциальной) информацией.

Слайд №19

VI. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке.

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь

3.Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Слайд №20

Слайд №21

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь

3.Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Урок по курсу «Русский язык» в 4 «А» классе.

Тема: «Устаревшие и новые слова»

Цели:

1. Познакомить учащихся с новыми понятиями: устаревшими словами (историзмами и архаизмами) и неологизмами; углубить знакомство с лексическим запасом русского языка.

2. Развивать ОУУН учащихся на основе дидактического материала; развивать умение решать частично-поисковые задачи; творческое мышление; развивать умение осуществлять само и взаимопроверку.

3. Воспитывать осмысление и усвоение важности изучения темы и информации в ней; любовь к родному языку.

Оборудование: карточки – таблицы, презентация Microsoft Power Point.

Метод: частично-поисковый.

Тип урока: усвоение и изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности учащихся: работа в парах; индивидуальная работа, общеклассная работа.

Ход урока:

Найдите и исправьте ошибки в словарных словах:

Биседа, плоток, партред, ограном, спосиба, облоко, чорный, мебиль, канверд, Пийзаш.

Обменяйтесь тетрадями, проверим (1 учащийся выходит к доске и исправляет ошибки, учащиеся проверяют работу соседа и оценивают её).

Индивидуальная работа, общеклассная работа.

III. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

Тема урока – «Устаревшие и новые слова». Сегодня вы узнаете, как называются слова, которые в нашей речи давно уже не употребляются, а также слова, которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники.

IV. Знакомство с устаревшими словами (архаизмами и историзмами).

Просмотр слайдов

1. Закончи формулировку определения.

Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…

  • Найдите случаи неоправданного употребления устаревших слов.

  • Запишите предложение в исправленном виде.

  • К какой группе устаревших слов относятся данные? Докажите.

Проверка. Исправленный вариант. При ответе на экзамене ученик поднимает глаза и, приставив палец ко лбу, соображает… (Это архаизмы.)

5. Найдите «четвёртое лишнее».

  • Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

  • Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

  • Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

- Почему найденные вами слова лишние?

- К какой группе устаревших слов они относятся? (Историзмы)

- Для чего необходимо изучать устаревшие слова?

Слайд с №1-33.

Общеклассная работа.

Работа в парах.

Слайд №34- 35. Работа в парах. Самопроверка.

Слайд №36- 37.

Работа в парах.

Самопроверка.

Слайд №38- 39.

Работа в парах.

Самопроверка.

V. Знакомство с новыми словами (неологизмами).

Знакомство с новым понятием.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

  1. Прочитайте выписанные слова. Почему их можно считать неологизмами?

  2. Составьте с одним из неологизмов предложение.

Проверка.

Саммит – съезд, встреча на высшем уровне.
Интернетглобальная компьютерная сеть.
Менеджер – специалист по управлению производством.
Модем – устройство для передачи цифровой информации. Без модема нельзя выйти в интернет.

Хакер – специалист в области компьютерных технологий, способный получить несанкционированный доступ к системам с секретной (конфиденциальной) информацией.

- Какую роль в языке играют неологизмы?

(За счёт появления новых слов обогащается словарный состав языка. Необходимы названия для новых предметов, явлений.)

Слайд №40.

Слайд №41.работа в парах.

Слайд №42.Самопроверка

VI. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке.

Слайд №43.

VII. Домашнее задание.

Выписать из художественного произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» 5 предложений с устаревшими словами. (Стр. 37-45)

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде.

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде.

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде.

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде.

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде.

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде.

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде.

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде.

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде.

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде.

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде.

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Заимствованные и устаревшие слова

Минутка чистописания.

Запишите две пословицы. О чем они? Как нужно относиться к людям,ребята?

Открываем тетради, пишем число, кл.раб

Цифровой диктант. Взаимопроверка

Вспомните, что такое лексическое значение слова?

- То, что они обозначают.

- А теперь, я буду называть лексическое значение слов, а вы будете записывать слова-отгадки, которыми будут, нами ранее изученные, словарные слова. Запишите слова по их лексическому значению. Поставьте ударение, подчерните непроверяемые орфограммы.

1. Плод некоторых деревьев или кустарников со съедобным ядром в твёрдой оболочке. (орех)

2. Одна из четырёх стран света и направление, противоположное западу. (восток)

3. Хлебный злак, а также зёрна его, из которых приготовляют белую муку. (пшеница)

4. Тетрадь в переплете для рисунков. … для рисования.(альбом)

5. Плод яблони. (яблоко)

Проверка.

Хч ве хо че

Хорошему человеку везде хорошо, а худому везде худо.

Человек без человека не проживет.

У.61, с.43.Поразмышляем: какие слова вышли из употребления?

Ямщик, фломастер, кольчуга, флешка, карета, купец, компьютер, кроссовки, нетбук, царь.

- Ямщик, кольчуга, карета, купец, царь.

- Слова, которые вышли из употребления называются устаревшими словами.

- Какие слова появились совсем недавно?

- Слова, которые появились совсем недавно называются новыми словами.

Прочитаем первое слово: ямщик.

- Что означается слово «ямщик»?

- Возница, кучер на ямских, почтовых лошадях.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «ямщик»?

Прочитаем следующее слово: фломастер.

- Что означается слово «фломастер»?

- Принадлежность для письма, рисования.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «фломастер»?

Прочитаем следующее слово: кольчуга.

- Что означается слово «кольчуга»?

- Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «кольчуга»?

Прочитаем следующее слово: флешка.

- Что означается слово «флешка»?

- Мобильное устройство хранения информации.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «флешка»?

Прочитаем следующее слово: карета.

- Что означается слово «карета»?

- Большой закрытый четырехколесный конный экипаж на рессорах.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «карета»?

Прочитаем следующее слово: купец.

- Что означается слово «купец»?

- Лицо, ведущее частную торговлю, владеющее торговым предприятием.

- Слово «купец» мы отнесём к устаревшим словам.

Прочитаем следующее слово: компьютер.

- Что означается слово «компьютер»?

- Электронно-вычислительная машина.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «компьютер»?

Прочитаем следующее слово: кроссовки.

- Что означается слово «кроссовки»?

- Спортивная обувь.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «кроссовки»?

Прочитаем следующее слово: нетбук.

- Что означается слово «нетбук»?

- Меньшего размера электронно-вычислительная машина.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «нетбук»?

Прочитаем следующее слово: царь.

- Что означается слово «царь»?

- Правитель земли, народа, государства.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «царь»?

Запишите их у себя в тетради в два столбика.

Устаревшие: Ямщик Кольчуга Карета Купец Царь

Новые: Фломастер Нетбук Компьютер Кроссовки Флешка

- Послушайте стихотворение Я.Козловского

А из Англии

Футбол

Прямо в бутсах к нам пришёл,

Вслед за ним пришёл хоккей,

А до этого жокей,

Теннис, яхта, бокс, рекорд,

Чемпион, тайм-аут, спорт.

- А теперь найдите это стихотворение в учебнике ( с.45 у.62).

- Прочитаем выделенные слова.

- Футбол, бутсы, хоккей, жокей, теннис, яхта, бокс, рекорд, чемпион, тайм-аут, спорт.

- Кто может объяснить лексическое значение этих слов?

1) - Узнаем о лексическом значении этих слов в словаре иностранных слов (с.175) . Обратимся к словарю иностранных слов на с.175

- Слова, заимствованные из других языков называются заимствованными.

Прочитайте слова, заимствованные из других языков с 45, у.63

Запишите слова любой группы по алфавиту, объясните их значение.

- В каком словаре можно узнать о происхождении слов?

- Фломастер, нетбук, компьютер, кроссовки, флешка.

- Слово «ящик» мы отнесём к устаревшим словам.

- Слово «фломастер» мы отнесём к новым словам.

- Слово «кольчуга» мы отнесём к устаревшим словам.

- Слово «флешка» мы отнесём к новым словам.

- Слово «карета» мы отнесём к устаревшим словам.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «купец»?

- Слово «компьютер» мы отнесём к новым словам.

- Слово «кроссовки» мы отнесём к новым словам.

- Слово «нетбук» мы отнесём к новым словам.

- Слово «царь» мы отнесём к устаревшим словам.

- Бутсы (англ.) – ботинки с шипами или поперечными планками на подошвах для игры в футбол.

- Жокей (англ.) – профессиональный наездник в цирке, на скачках.

- Тайм – аут (англ.) – перерыв в спортивной игре по просьбе команды, тренера.

2) - Футбол (англ.) – командная спортивная игра с мячом на специальной площадке.

- Хоккей (англ.) – командная игра на коньках с мячом, сходная по правилам игры с футболом.

- Теннис (англ.) – парная спортивная игра, состоящая в перебрасывании маленького мяча ударами ракеток.

- Яхта (англ.) – большая парусная лодка легкой конструкции для спорта.

3) - Бокс (англ.) – спортивное единоборство, кулачный бой по особым правилам.

- Рекорд (англ.) – наибольший показатель, высший предел успешности, достигнутый в спортивном упражнении.

- Чемпион (англ.) – победитель в соревнованиях по какому-нибудь виду спорта на первенство города, страны.

- Спорт ( англ.) – физические упражнения, преимущественно в форме различных игр или состязаний.

nsportal.ru

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Образование новых слов с помощью приставок".

«Образование новых слов с помощью приставок»

Дата проведения: 9 декабря 2015 года.

Тема: Образование новых слов с помощью приставок.

Цели: Продолжать изучения семантики приставок; повторить алгоритм отличения приставки от предлога на письме; развивать речь детей при образовании слов посредством приставок

.

Формируемые УУД: п.- выбор оснований и критериев для классификации объектов; к.- умения выражать свои мысли в устной речи в соответствии с поставленной задачей; р.- способность к рефлексии собственной деятельности; умения смотреть, видеть и понимать увиденное; л.- устойчивая положительная мотивация учебной деятельности; готовность к самосовершенствованию.

Оборудование: толковые словари, карточки, «дерево познания», компьютерная презентация

ХОД УРОКА.

Организационный момент (самоопределение к деятельности)

Минутка чистописания

- Громко прозвенел звонок,

Он позвал нас на урок.

Всё у вас уже в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

Ребята, посмотрите на наших гостей. Улыбнитесь своему соседу.

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем.

- Запишите число, классная работа.

- Спишите буквосочетания, записанные на доске:

об от до за на над по под

- Что они вам напоминают? (Это приставки)

2.Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового)

-Что такое приставка?
-Где стоит приставка?

- Какие еще части слова вы знаете?

Разберите по составу слова поломка, подснежники.

3.Постановка учебной задачи

. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте слова

Отвёртка от друга

Запел за грибами

Подрезать под крышкой

Сшить с шитьём

- По какому признаку слова разделены на две группы? ( В первом столбике- слова с приставками, во втором- с предлогами)

- Чем отличается написание приставки от написания предлога?

- Как понять, что это предлог или приставка?

- У какой части речи нет предлога?

-Для чего служит приставка?

- Сформулируйте задачи урока. ( Вспомнить что мы знаем о приставках и предлогах, как их различать, учиться различать приставку и предлог на письме, образовывать новые слова )

- На доске вы видите «Дерево познания». Посмотрите – оно сейчас не очень красивое. Нам надо помочь этому дереву вырасти. Надеюсь, что к концу урока но будет красивым и пушистым.

4.Открытие нового знания (работа в учебнике и в рабочей тетради)

Работа в парах

Работа по учебнику

Упр. 157 стр. 96 ( По очереди у доски с объяснением)

- Как отличить предлог от приставки?

- Между предлогом и словом можно вставить слово или вопрос, а в словах с приставкой этого сделать нельзя. Глаголы с предлогами не употребляются.

Физкультминутка

Встать , потянуться, руки на пояс. Наклонить туловище вправо, если в слове есть приставка и влево, если нет приставки.


зашел, слез, за товарищем, с дерева ,пошли, подметал, по дороге, под столом, отплыл, наскочил, от берега, на пенек

Упр. 158 стр. 96 ( Комментированное письмо)

- Чем отличается значение слов? (Упустил- что-то или кого-то не удержал. Впустил- дал пройти куда-либо)

- Составьте словосочетание.( Упустил рыбку. Впустил друзей.)

( Работа со следующими словами ведётся по аналогии. При работе с паронимами надеть- одеть обращаю внимание на различия в значении этих слов.)

- Найдите толкования этих глаголов в словаре.

- Что вы можете сказать об этих словах?

Глагол одеть употребляется в словосочетаниях с одушевлёнными предметами и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека( кукла, манекен), а надеть- только с неодушевлёнными имена существительными.

- Послушайте стихотворение Новеллы Матвеевой

Одеть, надеть….. Два слова

Мы путаем так бестолково!

Морозный выдался рассвет,

Оделся в шубу старый дед.

А шуба, стало быть, надета.

Одеть, надеть… Давай глядеть:

Когда одеть и что надеть.

Я полагаю, что на деда

Три шубы может быть надето.

Но я не думаю, что дед

На шубу может быть надет!

-Сделайте вывод о различии в употреблении этих глаголов.

-С одним из словосочетаний составьте предложение.

5. Закрепление изученного.

Работа в парах

6.Включение знаний в систему (работа на карточках)

1.Работа в парах.

-Чтобы помочь дереву стать красивым, вам нужно образовать от глагола «плыть» как можно больше новых слов. Попробуем ?!!

- У меня на столе лежат листочки , на которых написаны разные приставки. Вы будете по очереди выходить к доске, называть новое слово и прикреплять к нашему дереву тот листочек, на котором написана нужная приставка. Победит та группа, которая образует больше слов и не допустит при этом ошибок.(выплыл, доплыл, приплыл, уплыл, переплыл, проплыл, поплыл, заплыл, подплыл, отплыл)

- Какая часть слова изменялась при образовании новых слов?

- Какую же роль выполняют приставки в русском языке? (служат для образования новых слов)

- Какая часть речи употребляется только с приставками?

2.Запись под диктовку

( На) ступила ( на) стоящая зима. ( По ) льду ( через) реку (про) тянулась дорога.

(На) стёклах мороз (на) рисовал (на) рядные узоры. (По) земле, (по) крытой голубым снегом, хорошо ходить (на) лыжах.

- Обозначьте приставки, подчеркните пробел между предлогом и словом.

- Сейчас вы будете работать на карточках, самостоятельно прочитайте и выполните задание.

- Прочитайте стихотворение, выпишите однокоренные слова. Выделите корень и приставки.

Двор, весь заснеженный, ярко блестит.

Снежная крепость в нём смехом звенит.

Лепит снежинки детвора день-деньской.

Хвалятся крыши каймой снеговой.

С новой метёлкой стоит снеговик.

Снега излишки увёз грузовик.

К ёлке готовим снежинки, фигурки.

Ставим спектакль весёлой Снегурке.

Мы не скучаем пока по весне,

Но вот подснежники видим во сне.

( Взаимопроверка)

7. Итог урока.

Домашнее задание

Рефлексия.

- Скажите, чему мы сегодня учились?

- Какую часть слова называют приставкой?

- Какую роль играют приставки в формировании лексического значения слова?

- Что вы узнали об употреблении глаголов надеть- одеть?

- Как отличить приставку от предлога?

Домашнее задание

Рабочая тетрадь- упр. 103 стр. 64

- Я очень довольна вашей работой на уроке. Вы получаете следующие оценки - …….

- У меня на столе лежат яблочки зеленого, желтого и красного цвета. Сейчас вы пойдете на перемену, возьмите каждый яблочко и повесьте на наше «Дерево познания». Если вы все поняли на уроке и готовы двигаться дальше – красное, если у вас остались какие-то вопросы – желтое, а если вам кажется, что вы совсем ничего не поняли, то зеленое.

1. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык, 4 класс, первая часть. М.: Просвещение. 2013

2. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык,. Рабочая тетрадь..4 класс, первая часть. М.: Просвещение. 2013

3.Н.Ю. Васильева . Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Перспектива»М.: ВАКО, 2014

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Образование новых слов с помощью суффиксов

Дата:.

Класс: 4 б класс

Тема: Образование новых слов с помощью суффиксов

Цель: закрепление умений учащихся образовывать новые слова при помощи суффиксов.

Познавательные умения: определять способы словообразования с помощью

суффикса и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при

выполнении учебного задания, выделять суффикс в словах, знание семантики ряда

морфем как основы грамотного использования слова в различных  речевых  ситуациях

Регулятивные умения: выполнять учебное задание, используя правило; выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; ориентироваться в разных способах выполнения задания; соотносить поставленную цель и полученный результат.

Образовывать новые слова, используя суффиксальный способ словообразования. Писать  орфограммы  в новых словарных словах. Писать  текст,  вставляя пропущенную орфограмму и раскрывая скобки результат деятельности.

Коммуникативные умения: действовать по правилам сотрудничества,

принимая во внимание позиции партнёров; формулировать понятные высказывания,

используя термины, в рамках учебного диалога; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе; учитывать общепризнанные правила в совместной деятельности;

Оборудование: учебник « Русский язык 4 класс, автор Климанова Л.Ф», плакаты, карточки с заданиями, тесты, изображение домов.

Ход урока:

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Каждый день, всегда,  везде

На  уроке и в труде

Смело,  четко говорим

И тихонечко сидим.

2.Актуализация знаний

 -Давайте с вами повторим, “Вспоминай, быстро хором отвечай!”.

- Без чего не может существовать слово? (без корня)

- Что такое корень? (общая часть родственных слов)

- Как найти в слове корень? (надо подобрать родственные слова)

- Часть слова без окончания это… (основа), что такое основа?

- Окончание изменяет….(форму слова), что такое окончание?

- Для чего служит окончание? (для связи слов в предложении)

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием

- Откройте тетради, запишите число после образцов, образцы пропишете дома

- Запишите посередине строчке «словарный диктант»

- Я буду диктовать вам слова, а вы их записывайте, в строчку.

Апельсин, бетон, гардероб, гостиница, женщина, здание, здоровье, корабль, фонарь, халат, хоккей, чувство.

- Поставьте ударение в словах и подчертите орфограмму.

- Давайте проверим, ваши диктанты, поменяйтесь с соседом тетрадкой

- На доске весит плакат с правильными словами, проверти, так ли у вашего соседа, если нет, исправьте и поставьте рядом минус.

- Поставьте оценку 5 если нет ни одной ошибки, 4 если  2-3 ошибки, 3 если 3-4 ошибки, 2 если более 4 ошибок.

3 Самоопределение к деятельности.

После корня он стоит

Перед окончанием.

Если я его сменю

Другое слово получу.

Обозначаю уголком

Называю «СУФФИКСОМ»

- Правильно, ребята тема сегодняшнего урока образование новых слов с помощью суффиксов. Сегодня мы с вами продолжим  работать над образованием новых слов с помощью суффиксов.

-Ребята давайте, вспомним, что такое суффикс?

Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов.

- Откройте учебники на странице 100, найдите упражнение 165

- Прочтите его. Кто нам прочтет? Читайте задание внимательно. Запишите в тетради слова, которые у вас получились и выделите в словах суффиксы.

Образуйте от данных имен существительных новые слова с помощью суффиксов -енье- , -енок- , -ик. Выделите суффиксы.

- Назовите, существительные, которые вы нашли?

- Утенок, тигренок, домик.

- С помощью этих суффиксов,  какие получились слова (ласковые) 

Уменьшительно-ласкательные значения слов образуются с помощью суффиксов -енье, -енок, -ик.

Обратите  внимание на доску, придумайте  слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 4.Работа по теме урока

-Найдите упражнение 166

- Прочтите его. Кто нам прочтет? Запишите предложения в тетрадь, кто выйдет к доске и запишет?

Спишите предложения. Выпишите пары слов, которые передают разную оценку предметов. Какая часть слова помогает это сделать? Подберите и запишите другие слова с этими же суффиксами. Выделите суффиксы.

1. Глазищами-ножищами (суф.- ищ., ножище, волчище)

2. Глазки-ножки(суф.-к, рожки, сапожки)

3. Хвостик- хвостище(суф.- ик.,ище, ключик, замочек)

Обратите внимание на последнее предложение.

У кого больше хвост?

Как вы это поняли? (Хвостик- хвостище)

Увеличительные оттенки существительных также обозначаются при помощи суффиксов, посмотрите на доску (домик-дом-домище), приведите свои примеры

-Давайте, с вами немного отдохнем

Физминутка

Наши плечики устали

Мы читали, мы писали,

Наши плечики устали.

Чтобы плечики размять,

Надо ручками махать.  

А теперь давайте, братцы,

За учёбу приниматься!                

- Найдите упражнение 167

- Прочтите его. Кто нам прочтет? Кто пойдет к доске?

От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов  еньк -, -очк-,  -ок-, -ик-, -чик-, образовывайте новые слова только от существительных.

Курносый нос. Зеленая ель. Белый кот. Молодой петух.  Маленький шкаф. Шерстяная кофта. (Носик, ёлочка, котик, петушок, шкафчик, кофточка)

- Разберите получение слова по составу, остальные 3 запишите самостоятельно

- Давайте, с вами поиграем в игру «Переведи», я буду говорить вам предложения, а должны назвать это одним словам.

1.Преврати большой дом в маленький. (Домик)

2.Преврати большую табуретку в маленькую. (табуреточка)

3. Назови глупого человека ласково. (глупенький)

4. Преврати слово «трактор» в человека. (тракторист)

5. Преврати слово «стол» в комнату. (столовая)

6. Преврати слово «рыба» в человека. (рыбак)

7. Преврати маленький хвостик в большой. (хвостище)

- Найдите упражнение 168

- Прочтите его. Кто нам прочтет?

Образуйте с помощью суффиксов слова - название разных профессий и специальностей. Запишите эти слова. Выделите суффиксы.

- Как вы думаете, какие суффиксы мы будем использовать

(Вертолет-вертолетчик, скрипка- скрипач, двор- дворник, пианино- пианист, учить- учитель, химия- химик, барабанить- барабанщик)

- Какой частью речи являются эти слова?

Название лица по характерному для него действию образуется при помощи суффиксов (резать - резчик, носить -носильщик, )

Название лица по предмету, характерному для его деятельности, профессии, образуется при помощи суффиксов

- Найдите упражнение 169

- Прочтите его. Кто нам прочтет?

Выпишите слова с суффиксами, которые указывают на ласковые отношение к героям сказки. Выделите суффиксы.

- Какие слова вы записали?

5. Рефлексия

- Наш урок подходит, к концу давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили, решим, маленький тест, у вас на столах лежат листочки с тестами нужно прочитать и выбрать, подчеркнуть один правильный ответ  

Имя:

Фамилия:

1.Суффикс- это

А) это часть слова, которая стоит после корня перед окончанием

Б) это часть слова, которая образует форму слова и служит для связи

В) это общая часть родственных слов

2. Как обозначают суффикс?

А)¬

Б)^

В)         

3.Найдите уменьшительно-ласкательные суффиксы

А) –ище, ищ

Б)-тель,-чик, щик

В) -енье, -енок, -ик.

4.Найдите увеличительные суффиксы?

А)-очк,-чик

Б) –ище, ищ

В)- ак,-ник

5. Найдите лишнее

А) петь - певец

Б) танцевать - танцор

В) готовить - повар

Давайте проверим, ваши тесты, поменяйтесь с соседом

-Я буду говорить правильный ответ, если у вашего соседа правильно ставьте плюсик, если нет то минус.

- Поставьте оценку 5, если нет ни одной ошибки, 4, если  1 ошибка, 3, если 2 ошибки, 2, если более 3 ошибок.

– С какой частью слова мы сегодня работали?
– Что же такое суффикс?
– Для чего служит? Где стоит?
– Какие суффиксы помогают образовать ласковые слова и слова, обозначающие маленькие предметы?

- Запишите домашние задание страница 101, упражнение 171

nsportal.ru

Разработка урока русского языка 4 класс на тему "В мире словарей"

Урок русского языка в 4 классе

Тема: "В мире словарей"

Тихонова Наталья Яковлевна,

учитель начальных классов

Предметные: расширение знаний о словарях русского языка; формирование умения работать с книгой-словарём; развитие умения извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач, привитие интереса к слову, воспитание культуры речи.

Личностные: развивать речевые навыки учащихся.

Метапредметные: воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса русского языка.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты:

- формирование способности выполнять действия поиска и отбора заданной информации, ее моделирования;
-формирование умения структурировать изучаемую информацию, выполнять логические действия и операции (сравнивать и анализировать, выделять главное).

Личностные результаты:

-воспитание интереса к родному языку.

Метапредметные результаты:

-овладение навыками речевого самоконтроля;

-совершенствование навыков владения языком, как средством общения.

Используемые методы

и технологии обучения

Проблемный, поисковый, беседа, анализ, синтез, информационно - коммуникационный, личностный

Наглядно - демонстрационный материал

Словари: выставка словарей, раздаточный материал, проектор, презентация, словари, текстовые задания для работы в парах и в группах, карточки со знаками . ! ?

Основные

понятия

Словарь, словарная статья, орфограмма, лексическое значение слова, антонимы, синонимы, фразеологизм, этимология.

Перечень использованных в работе словарей

Словарь В.И.Даля,  Словарь русского языка С.И.Ожегова, Словарь синонимов русского языка, Словарь антонимов русского языка, Фразеологический словарь, Этимологический словарь, Словарь иностранных слов.

Сценарий урока

Формирование

конкретного образовательного результата

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

Виды и формы организации деятельности учащихся

Этап 1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Умение самостоятельно организовать свою деятельность.

Учитель: Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

И тихонечко садитесь.

У: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Надеюсь, наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

Слушают, осмысливают сказанное учителем

Этап 2. Актуализация знаний. Формулирование темы, постановка цели урока.

Умение выделять главное, формулировать цель.

У: А начнём мы наш урок со стихотворения. Послушаем Олесю.

Стихотворение «Слова» (читает ученица 4 класса).

Разные слова живут на белом свете,

Всякие слова гуляют по планете:

Ясные и смелые,

Добрые и злые…

Лишь бы говорили,

Лишь бы не немые.

Словом можно вылечить,

А можно и обидеть,

Словом можно выручить,

Можно ненавидеть.

Есть слова любимые,

Нежные, приятные,

Есть слова счастливые,

Всем всегда понятные ---

Добро и радость, мир и счастье

Помогут нам в любых несчастьях.

Улыбки, детство, мама, дом

Для нас растопят лёд кругом,

В сердце проникают,

В нём живут и зреют,

Наше настроение выразить умеют.

(Юркина Вероника, 5 класс, 1995 г.)

У: Догадались о чём пойдёт речь на уроке? (Дети: о словах)

У: А где хранятся все слова русского языка? (Д: в словарях)

У: Прочитайте тему урока. «В мире словарей» (слайд 1) У: Соберите свои знания и дайте ответ на вопрос: какие словари вам известны? (Дети отвечают).

У: Постарайтесь теперь сформулировать цель урока. (формулируют).

Этап 3. Работа по теме.

Умение высказывать свое мнение, аргументировать его.

Умение извлекать главную информацию из прочитанного текста;

-умение отвечать на вопросы, аргументировать их, приводить примеры.

Обогащение словарного запаса;

-умение работать со словарем.

Эпиграф к уроку:

«Словарь – это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова – дело плоти, крови и души родины и человечества».

                                                            Анатоль Франс.

У: А как вы, ребята, понимаете значение слова "словарь"? (Ответы детей).

Давайте заглянем в "Школьный толковый словарь" и уточним значение этого слова.

У: А для чего необходимы словари? Какую помощь человеку они могут оказать?

У: Хорошо, сегодня вы поработаем с различными видами словарей, их назначением, строением словарной статьи, вы научитесь правильно пользоваться словарями.

У: Прочитаем эпиграф к уроку, как вы его понимаете? (слайд 2)

У: Молодцы! Итак, давайте вспомним, что все словари делятся на энциклопедические и лингвистические. Конечно, на уроках русского языка мы будем работать с лингвистическими словарями, потому что их цель – дать информацию о слове.

У: А кто вам помогает узнать значение незнакомого слова?

Д: (Мама, учитель,…)

У: А ещё что?

Д: (Толковый словарь).

У: Как вы понимаете Толковый словарь?

Толковый словарь представляет собой не просто сборник слов, он раскрывает смысл и поясняет значение каждого слова.

«Толковый словарь Живого великорусского языка» содержит в себе примерно около двухсот тысяч (200000) слов. До сегодняшнего дня этот словарь не потерял своей актуальности, и мы с вами можем познакомиться с ним лучше.

Это один из крупнейших словарей русского языка, помимо слов он содержит около 30 тысяч загадок, поговорок, пословиц. Над словарем автор работал 53 года.

Всю данную работу проделал один человек Владимир Иванович Даль. Именно он собрал и объяснил каждое слово, которое есть в словаре. (слайд 3)

Знакома ли вам эта фамилия?

В. И. Даль жил давным - давно, в старые незапамятные времена. Даль был близко знаком с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, И.А. Крыловым. А. С. Пушкин подарил Далю свою знаменитую «Сказку о рыбаке и рыбке».

А сейчас слово Денису.

(Сообщение ученика 4 класса)

Владимир Иванович Даль был человеком необыкновенным. Он был писателем, натуралистом, моряком, врачом. Он много путешествовал, ходил по морям, воевал, делал хирургические операции, сочинял повести и сказки, строил мосты, написал учебники «Ботаника», «Зоология». Умел построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла. И где бы не был Владимир Иванович Даль, что бы он не делал, он всегда собирал слова. «Человек рождён на труд» - говорил Даль. Полвека посвятил он собиранию слов, так как любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово. Даль первым назвал свой словарь толковым.

У: Ребята, в день рождения В.И. Даля, 22 ноября, в России отмечается уже ставший традиционным праздник русской словесности - День словаря.

- И вот, наконец, пора обратиться непосредственно к материалам словаря. Один из важных вопросов, который нам с вами предстоит обсудить, - какие способы использовал Даль для толкования слов.
Давайте обратимся к распечаткам, лежащим у вас на партах (лист 1). Работа в парах.

Звезда - одно из светящих (самосветных) небесных тел, видимых в безоблачную ночь.
Зебра - вид животного из рода лошадей, в Южной Африке; полосатая поперек, тигровая.
Багровый - червленый, пурпуровый, самого яркого и густого красного цвета, но никак не с огненным отливом, а с едва заметною просинью.
Говорить - сказывать, вещать, молвить, баять, гуторить, бакулить, голдить, голчить, произносить слова; выражать мысли свои; сообщаться устною речью, даром слова. Повествовать, писать в сочинении, в книге.
Ваза - от франц. сосуд древнего или иного изящного образа, кувшин с перехватом, б.ч. кверху раструбистый, для украшения покоев и зданий.

У: Какие же способы толкования слов использует Даль?

Молодцы! Познакомимся с другим, не менее известным словарем, толковым словарем С. И. Ожегова. Однотомный толковый словарь под редакцией Сергея Ожегова является первым словарем после Первой мировой войны и революции. Содержал 53000 слов. Это при том, что обычный человек использует в своей речи около 5 тысяч слов. Словарь последовательно пополнялся Н.Ю. Шведовой. В данный момент является уникальным и самым популярным словарем русского языка.

Рассмотрите словарную статью и расскажите об её структуре.
Что вы можете рассказать о слове на основе словарной статьи толкового словаря?

Теперь мы с вами познакомимся с другими словарями: словарями синонимов и антонимов. Для начала вспомним, какие слова называются синонимами, а какие антонимами?

Разделимся на группы. Одна группа будет подбирать синонимы к словам, которые записаны на доске, другая группа будет подбирать антонимы к этим же словам. Подберите синонимы к словам (слайд 4):

Легкий

Ходить

Сверкать

Печаль

Жесткий

Смеяться

У: Как построены словарные статьи в этих словарях?

Следующий словарь, к которому мы обратимся – этимологический словарь. Как вы думаете, каково назначение этого словаря?

Наиболее известный четырёхтомный «Этимологический словарь русского языка» М.Фасмера, переведенный с немецкого языка и дополненный О.Н.Трубачевым. Это издание ориентируется на ученых-лингвистов, преподавателей, студентов-филологов, для вас же более удобен «Краткий этимологический словарь русского языка» и «Школьный этимологический словарь русского языка» под ред. Шанского Н.М.

Выполните этимологический анализ следующих слов, рассуждая по следующему плану (слайд 5):

1. Почему этот предмет так называется?

2. Какая часть слова помогает объяснить название предмета?

3. Почему мы можем использовать корень для объяснения названия?

При выполнении этого задания обратите внимание на то, как построена словарная статья.

Перина, ведьма, шиповник, домовой, богатырь, снегирь. 

У: Ребята! Издавна люди общались с соседними народами. Вели торговлю и налаживали культурные связи. При общении в их речь проникали иноязычные слова, обозначавшие новые понятия. Ещё один словарь, с которым мы сегодня поработаем - словарь иностранных слов. Для чего необходим этот словарь?

Найдите слово “толерантность” в словаре и объясните его значение и происхождение.

Идет работа в микрогруппах. Учащиеся ищут слово и узнают, что это слово по своей этимологии (происхождению) латинское и означает - терпение, терпимость.

Запишите в тетрадях слово толерантность и объяснение этого слова:

Толерантность(в переводе с латинского языка) - терпимость, терпение к чужому мнению, культуре, религии.

Как мы видим, любое непонятное для нас иностранное слово объясняется в этом словаре.

Словарь - сборник слов в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или переводом на другой язык; совокупность всех слов данного языка, а также слов, употребляемых каким-нибудь писателем.

Ответы детей.

Ответы учеников.

«Толковать – объяснять, давать (чему -н.) толк, смысл, значение».

Слушают и запоминают основные мысли.

(Описание, подбор синонимов, сочетание описательной конструкции и синонимического ряда , указание на происхождение слова.

В алфавитном порядке слова. Род, многозначность слова, многочисленные примеры, разъяснение слова и т.п.

Сино́нимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Анто́нимы  — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».

Работают в группах со словарем, подбирают значения.

(Происхождение от слов: перо, ведать (знать), шипы, дом, богатый, снег.)

Толерантность(в переводе с латинского языка) - терпимость, терпение к чужому мнению, культуре, религии.

Этап 4. Физминутка.

Этап 5. Тренировочные упражнения. Самостоятельная работа учащихся.

Умение самостоятельно организовывать свою деятельность.

 Работа по карточкам в группах.

Задание № 1. Работа с орфоэпическим словарём.

Расставить ударения в следующей фразе: Девочка с бантом ела сливовое варенье.
Задание №2. Работа с фразеологическим словарём.

Объясните значение фразеологизмов, поберите к ним синонимы.

Бить баклуши –

Засучив рукава (работать) –

Задание № 3. Работа со словарём иностранных слов.

Найдите в словаре иностранных слов примеры слов, заимствованных из разных языков: английского, греческого, латинского, немецкого, французского, тюркского (по 1-2 примера).

Выступления групп со словарной статьей.

Девочка с бантом ела сливовое варенье.

Бить баклуши – бездельничать или заниматься пустяками.

Это выражение пришло к нам с тех давних времён, когда простые люди ели деревянными ложками. Кто-то делал ложки с большим мастерством, кто-то хуже, а кто-то вовсе не умел. Тогда ему поручали раскалывать полено на части – рубить чурки для будущих ложек. Эти – то чурки и назывались баклуши, раскалывать палено - считалось самым легким дело в мастерстве изготовления деревянных ложек. Теперь, если человек лениться, то о нем говорят, что он бьёт баклуши. «Пора нам делом заниматься, довольно тебе баклуши бить».

Засучив рукава (работать) – трудиться усердно и много, не жалея сил. В  Древней Руси одежда имела очень длинные рукава, и закрывали кисти рук. При работе, их приходилось подворачивать кверху, т.е. засучивать. Засучив рукава работать становиться удобнее, а значит сделать можно было все лучше и больше. Отсюда понятно выражение – антоним «спустя рукава» что-то делать, т.е. плохо, кое – как работать или учиться.

«В прошлом году мы решили вырастить на пришкольном участке богатый урожай тыквы. Все ребята работали засучив рукава».

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия.

Овладение навыками самоконтроля.

У: Что нового вы узнали на уроке?

Что понравилось на уроке?

Какое задание показалось самым интересным?

С какими словарями вы познакомились впервые?

У: У вас на партах у каждого лежит набор знаков ( ! ? . ). Выразите своё понимание темы знаком (слайд 6).

Теперь я знаю многое о словарях и умею ими пользоваться(. ! ?).

Если вы хорошо усвоили тему и сможете помочь освоить её учащимся, которые что - то не поняли, поднимите восклицательный знак. Если вы усвоили тему, но не готовы оказать помощь тем, кто что - то не понял, то поднимите точку. Если же у вас ещё остались какие - то вопросы по теме, поднимите вверх знак вопроса.

Оценка учащимися своих результатов.

Этап 7. Задание на дом.

Умение самостоятельно организовывать свою деятельность;

-умение анализировать языковые факты.

(слайд 7) Напишите сочинение - размышление на тему: «Наши друзья – словари».

infourok.ru

Устаревшие слова (4 класс)

Урок по курсу «Русский язык» в 4 «Б» классе.

Тема: «Устаревшие и новые слова»

Цели:

1. Познакомить учащихся с новыми понятиями: устаревшими словами (историзмами и архаизмами) и неологизмами; углубить знакомство с лексическим запасом русского языка.

2. Развивать ОУУН учащихся на основе дидактического материала; развивать умение решать частично-поисковые задачи; творческое мышление; развивать умение осуществлять само и взаимопроверку.

3. Воспитывать осмысление и усвоение важности изучения темы и информации в ней; любовь к родному языку.

Ход урока:

Организационный момент.

Словарная работа.

Найдите и исправьте ошибки в словарных словах:

Биседа, плоток, партред, ограном, спосиба, облоко, чорный, мебиль, канверд, Пийзаш.

Обменяйтесь тетрадями, проверим (1 учащийся выходит к доске и исправляет ошибки, учащиеся проверяют работу соседа и оценивают её).

Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

Тема урока – «Устаревшие и новые слова». Сегодня вы узнаете, как называются слова, которые в нашей речи давно уже не употребляются, а также слова, которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники.

Знакомство с устаревшими словами (архаизмами и историзмами).

Просмотр слайдов. Слайд с №1-33.

1. Закончи формулировку определения.

Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника. Работа в парах.

3. Выпишите устаревшие слова: Слайд №34- 35. Работа в парах. Самопроверка.

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение. Слайд №36- 37.

Работа в парах. Самопроверка.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…

  • Найдите случаи неоправданного употребления устаревших слов.

  • Запишите предложение в исправленном виде.

  • К какой группе устаревших слов относятся данные? Докажите.

Проверка. Исправленный вариант. При ответе на экзамене ученик поднимает глаза и, приставив палец ко лбу, соображает… (Это архаизмы.)

5. Найдите «четвёртое лишнее». Слайд №38- 39.

Работа в парах. Самопроверка.

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

  • Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

  • Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

- Почему найденные вами слова лишние?

- К какой группе устаревших слов они относятся? (Историзмы)

- Для чего необходимо изучать устаревшие слова?

Знакомство с новым понятием. Слайд №40. Слайд №41.работа в парах.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

  1. Прочитайте выписанные слова. Почему их можно считать неологизмами?

  2. Составьте с одним из неологизмов предложение.

Проверка.

Саммит – съезд, встреча на высшем уровне.
Интернетглобальная компьютерная сеть.
Менеджер – специалист по управлению производством.
Модем – устройство для передачи цифровой информации. Без модема нельзя выйти в интернет.

Хакер – специалист в области компьютерных технологий, способный получить несанкционированный доступ к системам с секретной (конфиденциальной) информацией.

- Какую роль в языке играют неологизмы?

(За счёт появления новых слов обогащается словарный состав языка. Необходимы названия для новых предметов, явлений.) Слайд №42.Самопроверка

Рефлексия. Слайд №43.

Домашнее задание.

Выписать из художественного произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» 5 предложений с устаревшими словами.

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Содержание задания

Выполнение задания

Оценка

1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника

3. Выпишите устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде.

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *