Урок изо 1 класс рисовать можно пятном – Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 1 класс) на тему: Презентация для урока ИЗО, 1 класс» Изображать можно пятном»

Технологическая карта урока ИЗО в 1 классе «Изображать можно пятном»

Конспект урока ИЗО

Автор

Чернова Ирина Юрьевна

учитель начальных классов МБОУ «Вёлсовская ООШ»

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

1 класс

Автор УМК

Б.М. Неменский «Изобразительное искусство»

(УМК «Школа России»)

Тема урока

Изображать можно пятном

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цель урока

Научить видеть изображения в пятнах; познакомить с иллюстрациями Е.Чарушина, где пятно – основной художественный замысел изображения животных.

Задачи урока

Обучать созданию изображения на основе пятна методом от целого к частностям; использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения иллюстраций.

Воспитывать уважительное отношение к культуре и искусству.

Универсальные учебные действия

Предметные: научатся компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ.

Метапредметные:

Регулятивные: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: воспринимать и анализировать изображение на основе пятна.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Зрительный ряд

Фотографии животных и примеры пятен вокруг нас, которые можно дофантазировать.

Музыкальный ряд

Э.Григ «Бабочка»

Оборудование к уроку

Для учащихся: одноцветная краска (гуашь или акварель, тушь), кисть, вода, чёрный фломастер.

Для учителя: проектор, ноутбук, экран; фотографии животных; выставка книг с иллюстрациями

Е. Чарушина.

План урока

  1. Организационный этап (1 мин.).

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин.).

  3. Освоение нового материала (12 мин.).

  4. Физкультминутка (1 мин).

  5. Творческая практическая работа (25 мин.).

  6. Домашнее задание (2 мин.).

  7. Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин.).

Ход урока

Этап урока

Время,

мин.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

  1. Орг. момент

1

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Усердно будем мы трудиться,

Ведь задания нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация УД.

2

— Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете тему нашего урока: 
Замарашка, озорница

Вдруг уселась на страницу

Из-за этой баловницы

Получил я единицу (клякса)

— О чём идет речь? Это конечно — же клякса, но сегодня клякса станет не замарашкой, а главной героиней вашей композиции.

– Сегодня на уроке вы научитесь изображать предметы необычным способом. Каким, вы узнаете позже, а поможет нам Мастер… 

Ученики отгадывают загадку, используют ассоциации.

Дети отвечают: «Изображения». 

П — развитие способности смыслового восприятия текста.

 

 

Р — в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи.

  1. Освоение нового материала

12

Вступительная беседа.

– Вы любите сказки?

– Послушайте внимательно одну интересную сказку, написанную автором учебника.

Учитель читает текст на стр.20 учебника

– О чем эта сказка?

– Почему клякса считала себя несчастной? 

– Кто согласился помочь кляксе? 

– Как вы думаете, в кого превратилась клякса-пятно? 

Далее учитель демонстрирует презентацию с изображением животных, а также животных из произведений Е.Чарушина.

— Посмотрите на фотографии животных, на пятна. Давайте попробуем пофантазировать. Во что их можно превратить?

Какой вывод мы можем сделать?

Ответы детей

Ответы детей.

— Ее огорчила бумага.

— Мастер Изображения.

Дети высказывают свои предположения.

Ответы детей.

— Изображение пятном – это интересный и своеобразный прием изображения, позволяющий вообразить, где в природе можно увидеть что-либо подобное, пофантазировать, дорисовать.

Р – принимают и сохраняют учебные задачи; планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения.

К – умеют слушать друг друга, могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса.

Л – осознают свои возможности в учении.

  1. Физкультминутка

1

— А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть перед самостоятельной работой.

Всем нам надо постараться

Физкультурой заниматься.

Крылья выше подними,

А потом их опусти.

Крылья шире разведи,

А потом сведи вперед,

А потом поскорей

Хлопай крыльями веселей!

А потом поскорей

Топай, топай веселей!

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – вспорхнула и взлетела,

На четыре – полетела.

Выполняют упражнения,

изображают бабочку.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку на здоровый образ жизни.

  1. Творческая практическая работа

25

Ну, а чтобы придать вам больше уверенности в себе для выполнения творческой работы, послушайте стихотворение «О том, что может получиться из кляксы».

Вчера принесла в подарок сестра

бутылочку чёрных- чёрных чернил.

Я стал рисовать, но сразу с пера

кляксу огромную уронил.

И расплылось на листе пятно,

стало по маслу расти оно:

слева – хобот, справа – хвост,

ноги – как тумбы, высокий рост…

Я немедленно к чёрной туше

пририсовал огромные уши,

и получился, конечно, он –

индийский слон.

Далее учитель организует деятельность по применению новых знаний.

Ученики выполняют творческое задание.

Практическая работа: Нарисовать произвольное одноцветное пятно на альбомном листе, затем увидеть, но кого оно похоже, какой зверь в нём как бы спрятался, и дорисовать ему уши, лапы, хвост, усы и т.д.

Р – осуществляют, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

К – используют речевые высказывания в ходе решения учебно-познавательных задач.

Л – осуществляют смыслообразование.

  1. Домашнее задание

2

Присмотреться к любым пятнам (на мебели, узоры на поверхности, и др.), вглядеться в любые подтёки, осыпи на стене и попытаться увидеть в них то, что напоминает изображения. Рассказать в классе о своих находках.

Задают уточняющие вопросы

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для её выполнения.

  1. Рефлексия

2

В заключении я хочу поделиться с вами приметами о бабочках из разных стран:

На Сицилии бабочка залетела в дом — к счастью. Ее стараются не выпускать как можно дольше.

Увидеть три бабочки вместе — к счастью.

В наш класс сегодня залетело несколько раз по три бабочки, значит вы подарили друг другу счастье.

А теперь закончите фразу:
«Мне понравилось…»

«У меня получилось…»

«Я знаю…»

«Я понимаю…»

Выставка работ учащихся.

– Молодцы, все постарались. Получилось много разных зверушек. Вам понравилось рисовать пятном?

Уборка рабочего места.

Дети делятся впечатлениями, что получилось, что вызвало затруднение, осуществляют самооценку собственной деятельности.

Ответы детей.

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют познавательный интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

 

infourok.ru

1 класс конспект урока «Изображать можно пятном»

Конспект открытого урока

Класс 1 (по программе Б.М.Неменского)

Тема четверти: «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения»

Тема урока: «Изображать можно пятном»

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Цель: учить использовать пятно как одно из главных средств изображения развивать воображение и аналитические возможности глаза.

Задачи:

обучающие: познакомить детей с анималистическим жанром; формирование основ изодеятельности, опираясь на первообразы искусства (наскальную живопись).

развивающие: развивать творческое воображение учащихся, фантазию посредством дорисовывания пятна до задуманного образа животного; развивать наблюдательность, внимание, восприятие.

воспитательные: воспитывать аккуратность; воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения художников-анималистов, наскальную живопись.

Оборудование:

для учителя: проектор, документ-камера, презентация; иллюстрации фрагментов наскальной живописи; музыкальный фрагмент; стекла, гуашь; дополнительный раздаточный материал.

для учащихся: гуашевые краски, кисть №3, цветная бумага, клей-карандаш, лист А-3, 3 листочка А-5, черный маркер, палитра, тряпочка.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Введение в тему урока.

Ребята, любите ли вы рисовать? А всегда ли люди умели рисовать? Когда появились первые изображения, рисунки?

Да, действительно…давным-давно….в эпоху первобытного человека…. около 33 тыс. лет до н. э!

Посмотрите, пожалуйста, вот так выглядел первобытный человек (слайд №1)

Еще в конце XIX века ученые были уверены в том, что пещерные люди не обладали ни художественным воображением, ни талантом для создания настоящих шедевров. А пересмотреть устоявшуюся теорию помог один удивительный случай…

Однажды в пещере Альтамира, которая находится в Испании, местный житель – охотник Модесто Перес, заметил полуобвалившийся, засыпанный землей и камнями вход. О находке вскоре стало известно ученым, и на место прибыл владелец земельного участка Марселино Сан де Суатуола. Он очень активно интересовался историей и археологией, поэтому начал исследовать пещеру… В течение нескольких лет, он сантиметр за сантиметром прочесывал подземные переходы и сделал несколько важных и интересных находок. Здесь были древние орудия труда, кости доисторических животных, в том числе пещерного медведя, следы очага. Год за годом изучая пещеру, ее лабиринт он все же пропустил главное ее сокровище. Низкие потолки пещеры не позволяли взрослому человеку передвигаться внутри нее в полный рост. Именно поэтому, однажды взяв с собой свою девятилетнюю дочку Марию, он услышал слова: «Папа, смотри! Там быки!», эта фраза вошла в учебники истории и стала отправной в развитии новой науки — изучении наскальной живописи, первобытного искусства.

Что же увидела Мария?… (Слайд №2)

Да… изображение животных, выполненные первобытным человеком. Всего в этой пещере удалось найти 15 различных рисунков животных, на которых находятся 23 изображения. Подобные пещеры, как Альтамира широко разбросаны по всей нашей планете ( в Сибири, на Дону, в Италии, Англии, Германии, в Алжире. Вплоть до недавно открытых и произведших сенсацию во всем мире гигантских многоцветных росписей горного плато Тассили в Сахаре, среди песков пустыни). В потайных скалистых пещерах, куда археологи проникали с трудом, ощупью, иногда вплавь — через подземные реки, им случалось обнаруживать целые «музеи» первобытной живописи.

(Слайд № 3, 4, 5)

Каких животных вы узнали? (На потолке и стенах нарисованы бизоны, олени, кабаны, лошади, быки, медведи). Рассматривать нарисованных животных можно бесконечно. Каждая отдельная фигура не похожа на остальные. Их «реалистическому мастерству» мог бы позавидовать современный художник-анималист. А может быть кто-то из вас знает, кто такой анималист (термин вывешивается на доску).

Ребята, а теперь прищурьте глазки и посмотрите на изображение на экране, что вы видите?…

Да, бизон — это пятно, только приоткрыв глазки мы видим рога, копыта, глаз! Тема нашего урока «Изображать можно пятном».

Сегодня мы научимся работать с пятном, фантазировать и дорисовывать его до необходимого задуманного образа животного.

Рассмотрите еще раз внимательно фрагменты наскальной живописи (учителем открываются иллюстрации на доске) какими цветами пользовались первобытные люди? Что служило материалом для красок? (Да, это черный, красный, охра и белый. Цвета взятые из природы черный – это…(уголь), белый -… мел, красный — …(глина, кровь, растения и др.))

А вы хотите побывать в роли первобытного художника, представить, что вы в пещере и изобразить животных? Тогда я вас приглашаю в мир искусства первобытного человека, в мир загадочной пещерной живописи.

3.Самстоятельная работа учащихся №1

Перед вами 3 листочка (А-5 серо-бежевого оттенка). Возьмите, пожалуйста, первый листочек, из цветной бумаги красного цвета методом отрывания сделайте небольшое пятно. С помощью клея-карандаша наклейте пятно посередине вашего листочка. Теперь посмотрите на нашего бизона и дорисуйте маркером черного цвета рога, копыта, глаз и все, что хочется до завершения задуманного вами образа.

4. Динамическая пауза

Молодцы, у вас здорово получилось! Для настоящего художника очень важно войти в образ, а мы сегодня в образе кого? Да…первобытного человека…

Звучит музыка (Слова: Юрия Энтина, музыка: Владимира Шаинского из к/ф «Утро без отметок»)

Слайд №7,8

Текст песни «Если б не было школ»

(первоклассники встают, шагают)

Если б не было школ,

До чего человек бы дошёл!

До того б человек докатился:

В дикаря бы опять превратился (руки в верх).

До того б человек докатился:

В дикаря бы опять превратился (приседают).

Припев:

Если б не было,

Если б не было,

Если б не было школ! (делают вращение головой)

Если б не было,

Если б не было,

Если б не было школ!( шагают)

Если б не было школ,

До чего человек бы дошёл:

Ел руками бы мясо сырое

И на первое, и на второе! (делают вид, что едят руками)

Ел руками бы мясо сырое

И на первое, и на второе!

Припев: ( шагают)

Если б не было школ,

До чего человек бы дошёл:

Весь лохматый и в шкуре звериной,

Он являлся бы в гости… с дубиной! (изображают)

Весь лохматый и в шкуре звериной,

Он являлся бы в гости… с дубиной!

5. Самостоятельная работа учащихся №2

Возьмите, пожалуйста, второй листочек, на палитре разведите пятно используя гуашь: белую, красную и охру. Затем наложите листочек на разведённое пятно. С помощью дополнительного материала (изображение животных) дорисуйте животное черным маркером.

6. Самостоятельная работа учащихся №3

Посмотрите, пожалуйста, на экран, что это?

Да, отпечатки рук, первобытные художники очень часто оставляли отпечатки рук на стенах пещеры.

Мы воспользуемся этой техникой и выполним третью работу. Приготовьте свои правые ладошки, загните рукава и подходите ко мне (около учителя большое стекло на котором разведены красная, белая и охра). Правой рукой размажьте краски, теперь отправляйтесь за свое рабочее место и своей рукой сделайте отпечаток на оставшемся третьем листочке. Вымойте ручки. Покрутите отпечатки своих рук. Закройте глазки и придумайте животное, которое не существует, фантазийное, дайте мысленно ему название. Откройте глазки и черным маркером доработайте свой отпечаток по задуманному образу.

У вас получились просто необыкновенные, фантастические животные!

6. Презентация своих работ

Давайте оформим наших животных. На белый листок А-3 приклеим наших животных.

Слайд №10

Приглашаю вас вывесить ваши замечательные работы на нашу доску!

7. Подведение итогов урока

Ребята, посмотрите на свои работы и работы одноклассников. Кто помнит тему нашего урока? (Изображать можно пятном). Чему мы сегодня научились, что нового узнали?

8. Рефлексия

У каждого из вас на парте 3 ладошки красного, желтого и белого цвета (учитель вывешивает плакат с изображением горы, пещеры), кто считает, что он очень активно поработал на уроке и у него получилась очень хорошая работа прикрепите к горе красную ладошку; кто считает, что он не очень активно работал и у него получилась просто хорошая работа – желтую; а кто считает, что он был не активен и у него не получилась работа – белую

(Ребята прикрепляют ладошки).

Мне тоже кажется, что сегодня было очень интересное и незабываемое путешествие в мир первобытного человека, состоялось чудесное знакомство с наскальной живописью!

Я желаю вам дальнейших творческих успехов, фантазируйте, рисуйте, каждый из вас талантлив и индивидуален!

Список использованной литературы.

  1. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 1990.

  2. Бергер Д. Искусство видеть. М., 2012.

  3. Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. — М.: Просвещение, 1996.

  4. Тайлор Э. Б. Первобытная культура: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1989.

infourok.ru

План-конспект урока (изобразительное искусство, 1 класс) по теме: Урок ИЗО по теме:»Изображать можно линией»

Тема: «Изображать можно точкой, линией, штрихом»

Цель: Развитие образных представлений и осознание изобразительно-выразительных возможностей таких графических средств, как точка, линия, штрих.

Тип: Комплексный, развивающий графические навыки.

Вид: Репродуктивная, поисковая и творческая деятельность.

Задачи:

  1. Раскрыть особенности графических средств в образной поэтической форме.
  2. Учить детей перевоплощаться, проигрывать различные роли и характеры перед другими детьми.
  3. Учить детей с помощью различных графических средств изображать окружающий мир.

Зрительный ряд: на доске вывешиваются графические изображения тех объектов, о которых говорится в стихотворении, изображения животных, птиц.

Материалы и инструменты: 2 листа бумаги формата А4, цветные фломастеры.

Ход занятия

Начинаю урок с чтения стихотворения Ю.Филиппова “Три приятеля больших – точка, линия и штрих”:

Дорогие мои дети,

Может в шарик превращаться

Много есть чудес на свете.

И в зигзаги изгибаться,

Смело их рисуют люди:

Может сеточки плести,

Это яблоко на блюде,

Ведь она всегда в пути.

Дом, забор, собака, миска,

По секрету всему свету

Вертолет, корабль и киска,

Я хочу совет вам дать.

Сковородка, стол, вагон,

Подружиться с ними можно,

Дерево, магнитофон.

Научившись рисовать!

Только кто же их создал,

Точкой, линией, штрихом

а точней нарисовал?

Можно буквы написать

Три приятеля больших —

И зверей изображать –

Точка, линия и штрих!

Что хотите рисовать.

Штрих – от линии кусочек,

Только помните, друзья,

Точка – маленький кружочек,

Рисовать старательно –

Ну, а линия большая,

Это обязательно!

И прямая, и кривая,

Вот!!!

 Обращаю внимание детей на изображения на доске, спрашиваю, видят ли они на этих изображениях точки, штрихи, разные линии и прошу желающих выйти к доске и показать.

А теперь давайте подробнее поговорим о линиях. Линии бывают очень разные. У всего на свете есть характер. Например, у вас в классе есть ребята спокойные, со спокойным характером. Есть и другие – с драчливым и характером. У линии тоже бывает характер. Например, ленивая линия – любит подолгу спать. Прыгучая линия, наоборот, все время скачет и прыгает по листу бумаги. Чтобы нарисовать такие линии, нужно на секунду представить себя линией, превратиться в нее, почувствовать ее характер. Давайте мы с вами потренируемся в изображении линий. Возьмите первый лист бумаги. Начиная рисовать, подбирайте нужный цвет к каждой линии и к ее характеру.

Спокойная линия (замедляю голос). Спокойная-преспокойная линия. Она медленно тащится по листу бумаги, еле-еле слышно. Настройтесь сейчас и подберите подходящий цвет к спокойной линии. Рука сама нарисует эту линию на вашем листе. А кто, ребята, хочет изобразить эту линию пластикой движения? Выходите по очереди к доске! Кто не успеет показать эту линию, обязательно покажете другую, ведь разных линий много. Вы можете изображать линии и на своем месте. (Такие предложения делаю после каждого вида линий).

Радостная, веселая линия (уже бодрым голосом). А теперь линия радостная, веселая. Как ее нарисовать? Как заставить двигаться руку, чтобы она нарисовала веселую линию? Это настроение вам очень поможет выразить цвет.

Хитрая линия. Следующая линия – хитрая. Давайте представим хитрую линию: как она будет выглядеть на бумаге, какой цвет надо к ней подобрать. Цвет хитрости найти очень сложно, особенно когда негде подсмотреть и некому подсказать.

Зубастая линия. А сейчас мы подошли к самой любимой детьми линии – зубастой.

(Дети без труда изображают эту линию, потому что ее легко представить).

Волнистая линия. (С этим заданием все справляются очень быстро).

Больная линия. Очень важно почувствовать эту линию, она двигается с большим трудом, еле дышит.

Прыгучая линия. И, наконец, чтобы не заканчивать на грустном,  попробуем изобразить прыгучую линию.

Ну вот, ребята, со сколькими видами разных линий мы познакомились. А теперь представьте, что вы пошли на прогулку по лесу. Как много там интересного! Красивая природа, много разных животных, птиц. Представьте, что вы идете с пригорка на пригорок. Какой линией лучше изобразить лесную тропинку? Каждый пригорок лучше заполнить разными линиями и разным цветом. Так рисунок будет не скучным. Кроны деревьев тоже заполняем разными линиями, а вот стволы лучше заполнить штрихами и точками. При изображении животных и птиц используем все изученные графические средства: линии, точки, штрихи. Вспомните, в каком лесу вы были, что там видели и приступайте к выполнению работы. Для изображения леса возьмите второй лист бумаги (чистый).

В конце урока устраивается выставка работ и их обсуждение.

nsportal.ru

Конспект урока по ИЗО на тему «Изображать можно пятном»

Урок 5
изображать можно пятном
(урок-сказка)

Образовательные ресурсы:

художественные материалы: гуашь, альбом;

зрительный ряд: фотографии животных; выставка книг с иллюстрациями Е. Чарушина, мультимедийная презентация, подготовленная учителем самостоятельно.

План урока

1. Рассказ учителя «Тень – пример пятна в реальной жизни».

2. «Сказка про кляксу». Творческая практическая деятельность учащихся.

Цели: помочь овладеть первичными навыками изображения на плоскости; учить использовать пятно как одно из главных средств изображения; развивать воображение и аналитические возможности глаза.

Задачи художественного развития учащихся:

 формирование навыков работы краской одного цвета;

 развитие воображения и аналитических возможностей глаза;

 развитие способности к творческому самовыражению.

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

УУД (умение учиться).

Регулятивные: создает рисунок на основе пятна неопределенной формы, использует свою фантазию и творческое воображение, оценивает результат своего труда.

Познавательные: развитие воображения и аналитических возможностей глаза; знакомство с пятном – одним из главных средств изображения.

Личностные: овладение первичными навыками изображения на плоскости, формирование навыков работы красками, умение использовать пятно для достижения своего замысла; проявление авторского стиля; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.

Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.

Школьнику на память

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь –

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись.

С. Маршак

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение изученного материала.

Познавательные и коммуникативные УУД.

– С каким мастером мы познакомились? (С Мастером Изображения.)

– Чему учил нас Мастер Изображения на прошлом уроке? (Он учил нас видеть, подмечать в обычных предметах что-то интересное, особенное.)

– Еще мы с вами учились сравнивать форму листьев и деревьев. Давайте рассмотрим изображения животных на с. 18 и 19. Сравните форму разных животных. Чем они отличаются друг от друга? Что общего?

III. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

– Сегодня на уроке вы научитесь изображать предметы необычным способом. Каким, вы узнаете позже, а поможет нам Мастер… (Дети отвечают: «Изображения».)

IV. «Сказка про Кляксу». Введение в тему урока.

1. Эвристическая беседа.

Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

– Вы любите сказки? Послушайте внимательно одну интересную сказку, написанную автором учебника. (Читает.)

– О чем эта сказка?

– Почему Клякса считала себя несчастной? (Ее огорчила бумага.)

– Кто согласился помочь Кляксе? (Мастер Изображения.)

– Как вы думаете, в кого превратилась Клякса-пятно?

Дети высказывают свои предположения.

V. Педагогический рисунок.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учитель демонстрирует изображение Винни-Пуха с шариком, полученное из пятна.

– Давайте попробуем пофантазировать! Я сейчас тоже сделаю пятно на бумаге темной краской и попробую кого-нибудь дорисовать. Беру фломастер и дорисовываю. (Показывает на доске).

– Кто получился у меня?

– А кого еще можно было бы дорисовать?

– При помощи чего можно изображать различные предметы, животных, птиц? (При помощи пятна.)

– Вот вы и узнали еще один секрет Мастера Изображения – изображение пятном.

VI. Работа по учебнику.

Познавательные УУД: умение работать с учебной книгой – осуществлять поиск и сравнивать рисунки разных художников, выполненные приемом изображения пятном.

– Рассмотрите рисунки на с. 21. Какие зверушки получились из обычного пятна? (Собачка, зайчик.)

– На нашей выставке книг есть книги Е. Чарушина «Тюпа, Томка и сорока», «Про Томку» и другие. Иллюстрации к книге нарисовал сам автор. Он воспользовался приемом изображения пятном. Посмотрите, какие забавные зверушки получились!

– Сравните работы художников на с. 22–23.

– Обратите внимание, что тень на стене от руки – это тоже пятно.

– Каких зверушек изображают люди?

Вывод: изображение пятном – это интересный и своеобразный прием изображения, позволяющий вообразить, где в природе можно увидеть что-либо подобное, пофантазировать, дорисовать.

Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за учителем слова.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку, Ходьба на месте.

Очень нравится нам

Делать по порядку: Приседания.

Весело шагать, Ходьба.

Руки поднимать, Руки вверх.

Приседать и вставать, Приседания.

Прыгать и скакать! Прыжки.

VII. Творческая практическая деятельность учащихся.

Регулятивные УУД: демонстрирует умение изображения пятном при создании своего авторского рисунка, используя выразительные свойства художественного материала.

Личностные УУД: демонстрирует способность моделировать новые образы, проявляя творческое воображение и фантазию; ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.

– Хотите ли вы научиться изображать пятном?

– Вспомним правила работы кистью, краской и водой. Сделайте пятно на листе бумаге и превратите его в изображение зверушки, дорисовав ему лапы, хвост, уши, то есть все что необходимо, чтобы разглядеть в вашем рисунке этого зверя. Дорисовывать можно черным фломастером.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

Регулятивные УУД: оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносит некоторые изменения в рисунок.

– Молодцы, все постарались. Получилось много разных зверушек. Вам понравилось рисовать пятном?

2. Обобщение.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

– Что нового узнали сегодня на уроке? Чему учились? (Учились изображать пятном.)

3. Уборка рабочего места.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы; сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.

videouroki.net

Разработка урока соответственно с ФГОС по изобразительному искусству 1 класс «Изображать можно пятном»

Тема года: «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»

Тип урока: изучение нового материала, закрепление нового материала.

Цель урока: овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы с кистью и краской. Выполнить практическую работу – превращение произвольно сделанного краской и кистью пятна в изображение зверушки (дорисовать лапы, уши, хвост и т.д.).

  • Личностные УУД личностное, жизненное самоопределение, смыслообразование, установление обучающимися связи между целью и учебной деятельности и ее мотивом , формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, нравственно – эстетическая ориентация , оценивание усваиваемого содержания;

  • Регулятивные УУД целеполагание, планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, оценка, саморегуляция, коррекция;

  • Коммуникативные УУД – описывать объект, передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; составлять небольшие устные высказывания, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответсвии с задачами условиями коммуникации;

  • Познавательные УУД – осуществлять сравнение, постановка и решение проблемы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, постановка и формулирование прлблемы.

  • Основные термины и понятия: тень, пятно.

    Межпредметные связи: литература, география, математика.

    Методы используемые на уроке: словесный, наглядный, практическая работа, проблемно – поисковый, объяснительно-иллюстративный, проблемный, стимулирующий, контрольно-оценочный, диалогический.

    Принципы используемые на уроке: доступность, системность, научность, сознательность и активность, системность и последовательность, прочности, связь теории с практикой.

    Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

    Технологии применяющиеся на уроке: здоровье сберегающая, информационная, эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные.

    Дидактическая структура урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

    УУД

    Организационный момент (1 мин)

    Добрый день мои друзья!

    На уроке изобразительное искусство очень рада видеть вас я!

    Красотой здесь опять мы будем любоваться!

    И конечно же творчеством заниматься!

    Пожалуйста, присаживайтесь.

    Эмоциональное приветствие учителя. Слушают стихотворение.

    Фронтальная форма работы.

    Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Сообщение темы и цели урока

    (5 мин)

    Я сейчас вам прочитаю сказку, а вы внимательно, внимательно слушайте и хорошенько подумайте, о чем эта сказка.

    Однажды с кисточки сорвалась большая капля, упала на бумагу и растеклась.

    — Фу! – возмутилась бумага. – Как меня уродует эта клякса!

    — Ах, какая я несчастная, — подумала клякса. – Я не хочу никого огорчать.

    — Не грусти, — вдруг услышала она. – Я волшебник Мастер Изображения. Я помогу тебе!

    Клякса вскоре забыла, что она была просто пятном… Как вы думаете во что превратилась клякса?

    Как вы думаете, что мы будем сегодня делать? Молодцы!

    Давайте встанем из-за парт, немножко отдохнем и продолжим работать дальше.

    Оздоровительная физминутка!

    Все ребята встали 
    Ручки вверх подняли.
     
    Хлопнули 5 раз.
     
    А теперь морганье глаз:
    БЫСТРО-БЫСТРО поморгали
     
    И ножками постучали.
     
    Влево наклонились
     
    И тихонько распрямились!
     

    Вправо наклонились и потихоньку распрямились.
    Как пингвины покрутились.

    Прямо встали, замолчали.
    И за парты тихо сели!

    Слушают сказку про кляксу.

    Строят устные высказывания.

    Выдвигают свое мнение.

    Выполняют движения повторяя за учителем.

    Фронтальная форма работы.

    Чтение сказки про кляксу.

    Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности;

    Коммуникативные: развиваем умение строить речевое высказывание, умение общаться с учителем и одноклассниками;

    Регулятивные: развиваем умение оценивать учебные действия.

    Изучение нового материала (5 мин)

    Давайте откроем учебник на стр. 21.

    Сверху ручки видим? Тень от руки похожа на пятно? (да) Конечно, а на что тень похожа? На каких животных? (на собаку и на зайца) Посмотрите, чуть ниже детские работы, кого вы видите на этих работах?( черного лебедя, зайца и волка)

    Так, хорошо! Эти работы выполненные в 2 этапа: 1- делается пятно или клякса и 2- ушки, хвостик, носик, лапки дорисовываются уже фломастером.

    Посмотрите на доску.

    Эти замечательные рисунки для детских книг художники сделали с помощью пятна. Сначала художник что сделал? (пятно), а потом? (ушки, хвостик, носик, лапки дорисовываются фломастером). Да, правильно.

    Давайте немножко отдохнем и разомнемся.

    Оздоровительная физминутка!

    Все ребята встали 
    Ручки вверх подняли.
     
    Хлопнули 5 раз.
     
    А теперь морганье глаз:
    БЫСТРО-БЫСТРО поморгали
     
    И ножками постучали.
     
    Влево наклонились
     
    И тихонько распрямились!
     

    Вправо наклонились и потихоньку распрямились.
    Как пингвины покрутились.

    Прямо встали, замолчали.
    И за парты тихо сели!

    Работают с учебником.

    Рассматривают пример детских работ, выполненные от пятна с дорисовкой дополнительных деталей.

    Переключают внимание на доску. Рассматривают работы художника к для детских книг.

    Строят алгоритм выполнения работы.

    Выполняют движения повторяя за учителем.

    Фронтальная работа.

    Работа с учебником, выстраивание алгоритма выполнения практической работы.

    Познавательные: умеют правильно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме; осуществляют поиск существенной информации из рассказа учителя;

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостатчность своих знаний;

    Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; рассуждать и находить ответы на вопросы.

    Практическая работа

    (18 мин)

    Открываем альбом и первое, что мы должна сделать… Кто подскажет? (Сделать пятно) Правильно, делаем пятно, только темной краской. И второе, что нужно сделать? (дорисовать лапки, ушки, глазки, хвостик) Молодцы, у вас должна получиться зверушка, приступаем к работе.

    Повторяют алгоритм выполнения практической работы.

    Выполняют практическую работу зверушку с помощью пятна и дорисовки дополнительных деталей.

    Индивидуальная форма работы.

    Выполнение практической работы: зверушка с помощью пятна и дорисовки дополнительных деталей.

    Познавательные: имеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

    Регулятивные: составляют план и последовательность действий и его результата;

    Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка.

    Подведение итогов урока(3 мин)

    Кто готов выйти и рассказать о своей зверушке?

    Какие вы у меня молодцы! А хотите я вам покажу свою работу? Посмотрите, кого я нарисовала? Я справилась с задачей урока?

    У вас на столах лежат пчелки, грустная и веселая. Поднимите веселую пчелку, если вам понравился урок, а грустную, если не понравился урок и у вас что то не получилось.

    Ученики выходят и рассказывают о своей зверушке. Оценивают работу друг у друга.

    Анализ работы учителя. Рефлексия.

    Рассказывают у доски о своей зверушке, одноклассники высказывают свое мнение и оценивают работу у друг друга.

    Анализ работы учителя.

    Рефлексия.

    Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

    Личностные: понимают значение знаний для человека, связывают свои высказывания с природой родного края;

    Общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Домашнее задание

    (2мин)

    Запишите домашнее задание в свои блокнотики, принести на следующий урок пластилин, клееночку, ножички-стеки для пластилина.

    Записывают домашнее задание в блокнотик.

    Записывают домашнее задание в блокнотик.

    Уборка рабочего места (1мин)

    Ребята, наш урок подошел к концу, мне очень приятно было с вами работать, у вас такие красивые зверушки получились сегодня, вы такие молодцы! Сейчас строимся в столовую!

    Уборка рабочегоместа.

    kopilkaurokov.ru

    План-конспект урока ИЗО по теме » ИЗОБРАЖАТЬ МОЖНО ПЯТНОМ (урок-сказка)», 1 класс, Школа России

    Урок 5
    изображать можно пятном
    (урок-сказка)

    Образовательные ресурсы:

    художественные материалы: гуашь, альбом;

    зрительный ряд: фотографии животных; выставка книг с иллюстрациями Е. Чарушина, мультимедийная презентация, подготовленная учителем самостоятельно.

    План урока

    1. Рассказ учителя «Тень – пример пятна в реальной жизни».

    2. «Сказка про кляксу». Творческая практическая деятельность учащихся.

    Цели: помочь овладеть первичными навыками изображения на плоскости; учить использовать пятно как одно из главных средств изображения; развивать воображение и аналитические возможности глаза.

    Задачи художественного развития учащихся:

     формирование навыков работы краской одного цвета;

     развитие воображения и аналитических возможностей глаза;

     развитие способности к творческому самовыражению.

    Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

    УУД (умение учиться).

    Регулятивные: создает рисунок на основе пятна неопределенной формы, использует свою фантазию и творческое воображение, оценивает результат своего труда.

    Познавательные: развитие воображения и аналитических возможностей глаза; знакомство с пятном – одним из главных средств изображения.

    Личностные: овладение первичными навыками изображения на плоскости, формирование навыков работы красками, умение использовать пятно для достижения своего замысла; проявление авторского стиля; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.

    Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

    Сценарий урока

    I. Организационный момент.

    Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.

    Школьнику на память

    Если хочешь строить мост,

    Наблюдать движенье звезд,

    Управлять машиной в поле

    Иль вести машину ввысь –

    Хорошо работай в школе,

    Добросовестно учись.

    С. Маршак

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    II. Повторение изученного материала.

    Познавательные и коммуникативные УУД.

    – С каким мастером мы познакомились? (С Мастером Изображения.)

    – Чему учил нас Мастер Изображения на прошлом уроке? (Он учил нас видеть, подмечать в обычных предметах что-то интересное, особенное.)

    – Еще мы с вами учились сравнивать форму листьев и деревьев. Давайте рассмотрим изображения животных на с. 18 и 19. Сравните форму разных животных. Чем они отличаются друг от друга? Что общего?

    III. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.

    Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

    Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    – Сегодня на уроке вы научитесь изображать предметы необычным способом. Каким, вы узнаете позже, а поможет нам Мастер… (Дети отвечают: «Изображения».)

    IV. «Сказка про Кляксу». Введение в тему урока.

    1. Эвристическая беседа.

    Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

    – Вы любите сказки? Послушайте внимательно одну интересную сказку, написанную автором учебника. (Читает.)

    – О чем эта сказка?

    – Почему Клякса считала себя несчастной? (Ее огорчила бумага.)

    – Кто согласился помочь Кляксе? (Мастер Изображения.)

    – Как вы думаете, в кого превратилась Клякса-пятно?

    Дети высказывают свои предположения.

    V. Педагогический рисунок.

    Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Учитель демонстрирует изображение Винни-Пуха с шариком, полученное из пятна.

    – Давайте попробуем пофантазировать! Я сейчас тоже сделаю пятно на бумаге темной краской и попробую кого-нибудь дорисовать. Беру фломастер и дорисовываю. (Показывает на доске).

    – Кто получился у меня?

    – А кого еще можно было бы дорисовать?

    – При помощи чего можно изображать различные предметы, животных, птиц? (При помощи пятна.)

    – Вот вы и узнали еще один секрет Мастера Изображения – изображение пятном.

    VI. Работа по учебнику.

    Познавательные УУД: умение работать с учебной книгой – осуществлять поиск и сравнивать рисунки разных художников, выполненные приемом изображения пятном.

    – Рассмотрите рисунки на с. 21. Какие зверушки получились из обычного пятна? (Собачка, зайчик.)

    – На нашей выставке книг есть книги Е. Чарушина «Тюпа, Томка и сорока», «Про Томку» и другие. Иллюстрации к книге нарисовал сам автор. Он воспользовался приемом изображения пятном. Посмотрите, какие забавные зверушки получились!

    – Сравните работы художников на с. 22–23.

    – Обратите внимание, что тень на стене от руки – это тоже пятно.

    – Каких зверушек изображают люди?

    Вывод: изображение пятном – это интересный и своеобразный прием изображения, позволяющий вообразить, где в природе можно увидеть что-либо подобное, пофантазировать, дорисовать.

    Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

    Дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за учителем слова.

    Каждый день по утрам

    Делаем зарядку, Ходьба на месте.

    Очень нравится нам

    Делать по порядку: Приседания.

    Весело шагать, Ходьба.

    Руки поднимать, Руки вверх.

    Приседать и вставать, Приседания.

    Прыгать и скакать! Прыжки.

    VII. Творческая практическая деятельность учащихся.

    Регулятивные УУД: демонстрирует умение изображения пятном при создании своего авторского рисунка, используя выразительные свойства художественного материала.

    Личностные УУД: демонстрирует способность моделировать новые образы, проявляя творческое воображение и фантазию; ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке.

    Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

    Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.

    – Хотите ли вы научиться изображать пятном?

    – Вспомним правила работы кистью, краской и водой. Сделайте пятно на листе бумаге и превратите его в изображение зверушки, дорисовав ему лапы, хвост, уши, то есть все что необходимо, чтобы разглядеть в вашем рисунке этого зверя. Дорисовывать можно черным фломастером.

    VIII. Итог урока. Рефлексия.

    1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

    Регулятивные УУД: оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносит некоторые изменения в рисунок.

    – Молодцы, все постарались. Получилось много разных зверушек. Вам понравилось рисовать пятном?

    2. Обобщение.

    Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    – Что нового узнали сегодня на уроке? Чему учились? (Учились изображать пятном.)

    3. Уборка рабочего места.

    Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы; сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.

    videouroki.net

    Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 1 класс) на тему: Презентация к уроку «Изображать можно пятном»

    Слайд 1

    Автор презентации: Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области 2017 Изображать можно пятном Изобразительное искусство 1 класс

    Слайд 2

    Братья-Мастера Мастер Изображения Мастер Украшения Мастер Постройки

    Слайд 3

    Рассмотрите фотографии животных Жираф Слон Белка

    Слайд 4

    Рассмотрите фотографии животных Собака Цыплёнок Кошка

    Слайд 5

    Однажды с кисточки сорвалась большая капля, упала на бумагу и растеклась. — Фу! – возмутилась бумага. – Как меня уродует эта клякса! — Ах, какая я несчастная, подумала клякса. — Я не хочу никого огорчать.

    Слайд 6

    — Не грусти, — вдруг услышала она. – Я волшебник Мастер Изображения. Я помогу тебе! — Клякса вскоре забыла, что она была просто пятном, ведь теперь она превратилась в … В кого?

    Слайд 8

    Изображать можно пятном

    Слайд 9

    Пятно — место, отличающееся по цвету от остальной поверхности

    Слайд 10

    Тень — это тоже пятно

    Слайд 11

    Какие зверушки получились из обычного пятна?

    Слайд 12

    Какие зверушки получились из обычного пятна?

    Слайд 13

    Какие зверушки получились из обычного пятна?

    Слайд 14

    Какие зверушки получились из обычного пятна?

    Слайд 15

    Какие зверушки получились из обычного пятна?

    Слайд 16

    Какие зверушки получились из обычного пятна?

    Слайд 17

    Евгений Иванович Чарушин

    Слайд 18

    Иллюстрация Е. И. Чарушина

    Слайд 19

    Татьяна Алексеевна Маврина

    Слайд 20

    Иллюстрация Т. А. Мавриной

    Слайд 21

    Возьмите одну тёмную краску и большую кисточку. Смело сделайте большую кляксу-пятно на листе бумаги. Дорисуйте любыми краской, карандашом, ручкой, фломастером пятно так, чтобы получилась зверушка.

    Слайд 22

    Информационные источники Фон Художник Мастер Украшения Мастер Постройки Жираф Слон Белка Цыплёнок Собака Кошка Клякса с кисточкой Лиса Пятна Тень кошки Котёнок Улитка Лось Рыбка Лев Кот Е. И. Чарушин Т. А. Маврина Мишка Волк Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011

    nsportal.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о