Урок окружающего мира 4 класс моря озера и реки россии – Урок окружающего мира “Моря, озера и реки России”. 4-й класс
Урок окружающего мира “Моря, озера и реки России”. 4-й класс
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.
Задачи:
- Сформировать представление о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.
- Развивать познавательную активность детей, работать над развитием Речи.
- Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Оборудование:
- медиапроектор;
- экран;
- презентация;
- учебник, рабочая тетрадь;
- Физическая карта России;
- Карта полушарий;
- Географический атлас Башкортостана;
- карточки индивидуальных заданий.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
«Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней!»
Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта.
III. Проверка домашнего задания по теме «Горы и равнины на территории России».
На карточке для самостоятельной работы нужно выполнить задания: (Приложение 1)
- Провести соответствие типа равнины и ее названия и соединить стрелкой.
- Провести соответствие контура гор и их названия и соединить стрелкой.
- Работа с картой: на контурной карте рабочей тетради стр.20-21 подписать названия географических объектов.
- Среднесибирское плоскогорье (1)
- Восточно-Европейская равнина (2)
- Западно-Сибирская равнина (3)
- Самые высокие горы России (Кавказские горы)
- Каменный пояс земли (Уральские горы)
- Горы, которые внесены в список Всемирного наследия (Саяны и Алтай)
- Вулканы Камчатки (4)
IV. Объяснение нового материала. (Презентация)
На прошлом уроке мы совершали путешествие по суше: по равнинам и горам. А сегодня отправляемся в путешествие по водным просторам (по ходу объяснения на карту прикрепляются кораблики кораблики).
– Что называют водными просторами?
– Как называются самые большие водоемы? (Слайд 3)
– Сколько океанов на нашей планете? (Показ по карте)
– Какой океан самый маленький и какой океан самый глубокий. Нужно правильно вставить букву в словах ребуса. (Слайды 4–7)
1. Мы начинаем путешествие с Тихого океана. (Рассказ сопровождается показом на карте, работой в тетрадях, на контурной карте) (Слайды 8, 9) Моря Тихого океана: Японское, Охотское, Берингово. На этих морях дуют сильные ветры, часто случаются туманы.
2. Через Берингов пролив мы попадаем в моря Северного Ледовитого океана: Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море. (Слайды 10–12)
– Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? Как вы думаете? (Эти моря холодные, они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.) (Слайд 13)
3. На Западе нашу страну омывают моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море. (Слайды 14, 15)
О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. Именно за выход к Балтийскому морю воевал Петр I и, победив в Северной войне, «прорубил окно в Европу». А Черное море теплое, это место отдыха. Здесь расположены курорты, здравницы. Некоторые из вас возможно уже побывали там.
– Что вы можете сказать о составе воды в морях и океанах? (Она соленая и непригодна для питья)
– Какое море наименее соленое? (Слайды 16, 17)
Физминутка. Игра «Море волнуется раз…»
4. Озера. Отправляемся в спокойное путешествие на озера страны. (Кораблики другого цвета прикрепляются на карту) Сколько на земле озер?
На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо?
- Байкал. Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро. (Слайд 19)
- Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют: «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка». (Слайд 20) В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург.
- Чудское озеро. Во время Великой отечественной войны оно было дорогой жизни. На этом озере произошло и другое историческое событие – сражение дружины А. Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище. (Слайд 21)
– Какое озеро самое большое в мире? (Слайды 22–24)
- Каспийское море.
5. Реки. (Слайд 25)
Загадка.
«Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)Перед нами стоит задача познакомиться с крупными реками на территории России.
Самостоятельная работа. Каждый ряд отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит карточку с пропущенными словами. (Самостоятельная работа по учебнику и Атласу в парах.) (Приложение 2)
- 1 вариант – реки Восточно-Европейской равнины.
- 2 вариант – реки Западно-Сибирской равнины.
- 3 вариант – реки Среднеcибирского плоскогорья.
После выполнения задания записи озвучиваются и проверяются. (Слайды 26–29)
Физминутка.
Вышли на палубу (встали)
Потянулись, солнце печет, жарко… (вытирают пот со лба)
Решили искупаться, нырнули в воду… (наклон)
Поплыли брасом, смотрим по сторонам… (показ, как плывут)
Вдруг … акула…
Подплыли к кораблю и забираемся на борт… (перебираем руками канат вверх)
Вздохнули с облегчением, опасность миновала. (садятся)
V. Закрепление материала. Работа с учебником.
- Прочитать текст учебника с.72-77 и выполнить задания №1, 2 в рабочей тетради на стр. 22-23. (№1. Исправить ошибку. №2. Отметить на карте реки Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена)
- Познакомиться с Дальневосточным Морским заповедником. (Слайды 30–31)
VI. Закрепление пройденного. Викторина. (Слайд 32)
(Ответы сопровождаются показом по карте)
- Назовите океаны, омывающие Россию.
- Назовите моря Тихого океана.
- Назовите моря Северного Ледовитого океана.
- Назовите моря Атлантического океана.
- Какие самые крупные озера страны запомнили?
- Назовите реки Восточно-Европейской равнины.
- Назовите реки Западно-Сибирской равнины.
- Назовите реки Среднесибирского плоскогорья.
- Вода какого озера самая чистая?
- Какое озеро имеет соленую воду?
VII. Итог урока. (Слайд 33)
- Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали?
- Какие сведения показались наиболее интересными?
- Какую роль играют водные просторы в жизни человека?
«Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов…
Мы с детства о море мечтаем
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки –
Привет от родимой земли
И ночью, и днём
В просторе морском
Стальные идут корабли.»
VIII. Оценивание.
Оцениваются устные ответы детей, работы по карточкам, сообщения.
IX. Домашнее задание.
- Прочитать текст учебника с. 72–77.
- Сделать сообщения о путешественниках, чьим именем названы моря.
- Сделать сообщение о реках и озерах Башкортостана.
- Подготовить сообщение об экологических проблемах водных пространств и возможных путях их решения.
urok.1sept.ru
«Моря, реки и озёра России» УМК «Школа России» 4 класс
Конспект урока по окружающему миру на тему:
«Моря, реки и озёра России»
УМК «Школа России»
4 класс
Автор:
Фетисова Лидия Карловна
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ № 3» г. Поворино
Воронежская область
2018 год
Цель: Формировать умение работать по карте.
Задачи:
1. Находить на физической карте географические объекты.2. Рассказывать о географических объектах по карте.
3. Обозначать (отмечать) географические объекты на контурной карте.
Личностные результаты:
– готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;
– адаптирование к окружающему миру, сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
– умение работать в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнениям одноклассников, гибкость в суждениях в процессах диалогов со сверстниками и взрослыми;
– понимание и сопереживание чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
– понимать, принимать и формулировать учебную задачу;
– сохранять УЗ в течение всего урока;
– планировать свои высказывания и свои действия;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение к концу действия и по ходу ее реализации;
– проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
– осуществлять поиск необходимой информации из различных источников; – использовать знаково-символические средства, в т.ч. модели и схемы для решения УЗ;
– устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;
– включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться и задавать вопросы;
– договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;
– понимать различные позиции других людей, отличных от собственных, признавать свои ошибки, озвучивать их;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные результаты:
– находить на карте мира РФ, на карте России — Москву, свой регион, его главный город;
– показывать на карте границы России, местоположение географических объектов.
Оборудование для учителя:
– политическая карта мира,
– физическая карта России,
– карта полушарий,
– презентация.
Оборудование для ученика:
– учебник,
– рабочая тетрадь,
– 3 цветных карандаша (красный, жёлтый, синий.)
Ход урока:
Организационный момент.
Повторение изученного материала.
Проверка домашнего задания по теме «Горы и равнины на территории России».
– Какая тема была прошлого урока? (Равнины и горы России)
Россия – страна огромных равнин и величественных гор.
Работа с картой на доске и в учебнике на с.64-65: на физической карте России ученики показывают географические объекты (учитель прикрепляет карточки):
Среднесибирское плоскогорье (1),
Восточно-Европейская равнина (2),
Западно-Сибирская равнина (3),
Крупнейшие равнины России – Восточно-Европейская равнина (Русская), Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье. Наиболее известные горы нашей страны – Уральские, Кавказские, Алтай, Саяны.
– Назови и покажи на карте равнины России. (Работа в паре). (Соблюдать правила показа географических объектов: площади обводить по контуру; транспортные пути по линиям движения; реки – по направлению течения; горы – по направлению хребтов; города – по условному знаку)
– Какая из известных тебе равнин России относится к холмистым равнинам, а какая – к плоским?
– Какие горы нашей страны знаешь? Покажи их на карте. (Работа в паре)
самые высокие горы России (Кавказские горы),
Каменный пояс земли (Уральские горы),
горы, которые внесены в список Всемирного наследия (Саяны и Алтай),
вулканы Камчатки (4)
– Молодцы! Сделаем вывод!
– Вывод: Россия богата земельными ресурсами (много равнин и гор).
3. Постановка проблемной ситуации.
Как-то раз поспорили люди, что же можно считать богатством: один предположил – что это деньги и золото, другой назвал богатством любовь и человеческие взаимоотношения, третий утверждал, что богатство-это то, что дает нам матушка-природа: вода, воздух, земля. Долго они – спорили. А вы, ребята, как думаете, кто из них прав? (Ученики выдвигают свои предположения). Да, каждый из вас прав по-своему. Но все же мы совсем не можем обойтись без природы. Человек не может жить без воздуха и воды.
Мы знаем, что Россия богата земельными ресурсами. (Россия занимает 1 место в мире по территории, 2 место-Канада, 3 м.- КНР, 4 м.- США)
– А как вы думаете, богата ли наша страна водными ресурсами? (да, по карте видно, что много морей, озер, рек).
– Какие моря, озера, реки России вы уже знаете? Возможно, на каких-то из них вам довелось побывать? Расскажите об этом. Молодцы, Хорошо, озера, реки России знаете, можете рассказать про них.
– А вы можете показать на карте эти объекты? Да, покажите.
– Что мы не умеем, ребята?
Задача нашего урока какая:
1. Находить и показывать на карте географические объекты;
2. Рассказывать о географических объектах по карте; (получить информацию по карте)
3. Отмечать географические объекты на контурной карте.
Операционно-содержательный этап.
План:
Какие моря омывают берега России?
Какие озера самые крупные?
Какие реки самые крупные?
Откройте в учебнике на с.58-59 физическую карту России.
Работа в паре.
Найдите на карте моря Северного Ледовитого океана (Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), Тихого океана. (Моря надо обводить указкой вокруг).
Найдите Балтийское, Черное и Азовское моря.
С помощью карты полушарий убедитесь, что Балтийское, Черное и Азовское моря являются частью Атлантического океана, очень глубоко вдающейся в сушу. ( Море-часть океана, отделенная от него сушей и отличающаяся особенностями вод, течениями, обитателями)
Что вы можете рассказать по карте о морях России? (или Работа с учебником) (Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом.)
(Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы.)
(Балтийское, Черное и Азовское моря – это моря Атлантического океана, они особенно глубоко вдаются в сушу. Черное море теплое, большая часть его никогда не замерзает. Летом здесь отдыхает очень много людей.)
Правила работы с к/к.
1. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя.
2. Названия морей, озер и рек пишите четко, печатным шрифтом.
3. Объекты рельефа наносятся черным цветом, водные объекты – синим.
4. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в условных знаках.
ПР. Используя карту в учебнике, в РТ подпиши на контурной карте с.30-31 моря России. (12 морей).
Тихий океанСеверный Ледовитый океан
Атлантический океан
Охотское море
Белое море
Балтийское море
Японское море
Баренцево море
Чёрное море
Берингово море
Карское море
Азовское море
Море Лаптевых
Чукотское море Восточно-Сибирское море
Вывод: Берега России омывают моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов. Показ на карте 12 морей.
-Найдите на карте Каспийское море, озеро Байкал, Ладожское озеро, Онежское озеро.
– Что вы можете рассказать о них по карте? (В России множество озер. Самое большое Каспийское. Из-за огромных размеров его называют морем. Это крупнейшее озеро в мире. А самое глубокое озеро в мире Байкал. Его глубина- 1637 м. Крупнейшие озера в Европейской части России – Ладожское и Онежское. Ладожское озеро – самое крупное в Европе. Онежское озеро – второе по величине в Европе.)
ПР. Используя карту в учебнике, в РТ подпиши на контурной карте с.30-31 озера России.
Сделаем вывод! Крупнейшие озера России – Каспийское море, Байкал, Ладожское, Онежское. Показать на карте.
– Найдите на карте реки Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. Расскажите об этих объектах.
(В нашей стране около 120 тысяч рек длиной более 10 км. Самые крупные реки – Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. На берегах рек издавна строились села, деревни, города. Москва стоит на реке Москва. Еще какие города стоят на реках?)
– Научитесь правильно показывать на карте реки: их всегда показывают от истока к устью.
ПР. Используя карту в учебнике, в РТ подпиши на контурной карте с.30-31 эти объекты.
Сделаем вывод!
Вывод: Крупнейшие озера России – Каспийское море, Байкал, Ладожское, Онежское. Крупнейшие реки – Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Показ на карте.
5. Рефлексивно-оценочный этап.
Задача урока – …. Мы выполнили задачи урока? Да.
Работа в тетради «Проверь себя». Задание на с. 22, 23.
Проверка работ. Оценивание.
Оценивание работ. Итог урока.
Мне хотелось бы закончить урок одним поучительным преданием, которое напомнит нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими.
На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданным им. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство». Давайте будем беречь богатство, данное нам природой – воду!
Спасибо за урок!
infourok.ru
Конспект открытого урока по окружающему миру на тему “Моря, озёра и реки России” (4 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Холмовская средняя школа» Холм-Жирковского района
Смоленской области
Открытый урок окружающего мира в 4 «Б» классе
Тема: Моря, реки и озёра России
Провела: учитель начальных классов
Багаева Наталья Борисовна
2016 г.
Цель урока:
Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.
Задачи:
Сформировать представление о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.
Развивать познавательную активность, память и связную речь детей.
Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к Родине.
Оборудование: учебник, компьютер, презентация, физическая карта России.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель:
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Вы готовы? Стол в порядке?
Начинается урок.
2. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания по теме «Горы и равнины на территории России».
Работа с картой на доске и в учебнике на с.58-59: на физической карте России ученики показывают географические объекты Среднесибирское плоскогорье, Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, самые высокие горы России, Каменный пояс земли (Уральские горы), горы, которые внесены в список Всемирного наследия (Саяны и Алтай), вулканы Камчатки.
2. Тест
1.Наш посёлок расположен на:
А) Среднесибирском плоскогорье
Б) Восточно-Европейской равнине
В) Западно-Сибирской равнине
2. «Каменным поясом земли Русской» называли:
А) вулканы Камчатки
Б) Кавказские горы
В) Уральские горы
3.Самые высокие горы России – это:
А) Саяны
Б) Алтай
В) Кавказские горы
4.Восточно-Европейская равнина – это:
А) холмистая равнина
Б) плоская равнина
В) плоскогорье
5.В список Всемирного наследия включены:
А) вулканы Камчатки
Б) Саяны
В) Алтай
6.Ильменский заповедник расположен:
А) на Кавказе
Б) в Саянах
В) на Урале
3. Работа с таблицей
Мудрая Черепаха предлагает вам воспользоваться картой как источником информации и получить важные сведения о горах России. Используя карту в учебнике, заполните таблицу.
Высота некоторых гор России.
Высота горы3. Изучение нового материала
Что такое Россия?
– Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. И сегодня следующий этап изучения природы нашей Родины.
– Отгадайте наши загадки: (загадывают дети)
Читаю на карте названия разные:
Черное, Белое, Желтое, Красное…
А с виду – зеленое, серое, синее,
Когда не взгляни – оно очень красивое./море/
Давай-ка слово назовем:
Большой природный водоем,
Что заперт прочно берегами.
Ответ мы точно знаем с вами./озеро/
Эта лента голубая,
Неспокойная такая,
Меж лесами вьется
И о берег бьется.
Манит лента рыбака.
Что за лента? То…/река/
Подготовленные ученики читают стихотворение
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
– Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта. Наш кораблик отправляется в путешествие. (кораблик прикрепляется к карте)
– Как называются самые большие водоемы? Назовите океаны.
– А какой океан самый глубокий? Тихий океан.
– Наш кораблик начинает путешествие на востоке с морей Тихого океана.
Начнем по порядку.
Первое море Охотское (показ по карте). Другое море Берингово (показ по карте, СЛАЙД).
– Моря этого океана довольно холодные. Здесь часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы, часто бывают шторма.
– Наш кораблик перемещается в моря Северного Ледовитого океана. Начнем с востока. (Чукотское Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море. Смотрим СЛАЙДЫ).
– Как вы думаете, что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? (Эти моря холодные, они покрываются льдами и замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами).
– Наш кораблик попадает на Запад нашей страны. Здесь расположены моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море (показ по карте).
– О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. И еще здесь добывают янтарь. СЛАЙДЫ.
– А Черное море теплое, это место отдыха и развлечений. Здесь расположены курорты, здравницы. Черное море прекрасно в любую погоду. Некоторые из вас возможно уже побывали там. СЛАЙДЫ
Физминутка.
Игра «Море волнуется раз…»
2 часть нашего урока посвящается озерам России.
На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо? (Байкал) Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро (СЛАЙД).
– Более подробно об озерах России нам расскажет….. (заранее подготовленный ученик).
Сообщение: (учитель перемещает кораблик на озера). Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка» СЛАЙД. В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург. Во время Великой Отечественной войны оно было дорогой жизни. Недалеко от них есть Чудское озеро СЛАЙД. На этом озере произошло важное историческое событие – сражение дружины Александра Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище СЛАЙД. А самое большое озеро в мире – это Каспийское море. Из-за огромных размеров это озеро называют морем. Это самое огромное озеро в мире. СЛАЙД.
– Продолжаем наше путешествие
Отгадайте загадку: «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)
Дальше наш разговор пойдёт о реках России.
– Чтобы познакомиться с крупными реками на территории России, вы поработаете самостоятельно.
– Каждый ряд отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит карточку с пропущенными словами. Названия рек ищите на карте в учебнике с. 58-59. (Самостоятельная работа по карте в парах.) СЛАЙД
1 ряд – реки Среднеcибирского плоскогорья.
____________ – это самая крупная река Восточно-Европейской равнины.
На Севере есть реки Северная __________ и __________ .
На юге Д_____ и У_______ , а в центре К_________ и О________ .
2 ряд – реки Западно-Сибирской равнины.
Крупными реками Западно Сибирской равнины являются ________
и ______________. Обе реки впадают в К____________ море.
Река _______ имеет много притоков, одним из них является И______.
Река Е_________ берет свое начало в Саянах.
3 ряд –реки Восточно-Европейской равнины.
Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья Л_______ и А______.
Еще приток Енисея- А_________. Реки Л_______, И____________
и К_____________ несут свои воды в С___________________ океан,
а А_________ в Охотское море.
(После выполнения задания записи озвучиваются).
4. Закрепление материала.
Викторина. (Ответы детей сопровождаются показом по карте)
Назовите моря Тихого океана.
Назовите моря Северного Ледовитого океана.
Назовите моря Атлантического океана.
Какие самые крупные озера страны запомнили?
Назовите реки Восточно-Европейской равнины.
Назовите реки Западно-Сибирской равнины.
Назовите реки Среднесибирского плоскогорья.
Вода какого озера самая чистая?
5. Рефлексия.
Мне запомнится урок вашими выступлениями. Вы умеете работать в парах, группах, рассуждать. Анализировать, делать выводы. А вам, чем запомнился урок? Какие сведения показались наиболее интересными?
6. Итог урока.
7. Домашнее задание: стр.66-69,подготовить рассказы о морях, озерах и реках России. Желающие подготовят рассказы о путешественниках, чьим именем названы моря.
infourok.ru
Моря, озера и реки России. Видеоурок. Окружающий мир 4 Класс
На этом уроке мы совершим увлекательное путешествие по водным просторам России, узнаем множество удивительных фактов об истории, названиях, характере и особенностях, животном и растительном мире морей, рек и озер нашей страны. Поймем, почему Каспийское озеро называют морем, почему Байкал такой прозрачный, почему суда тонут в Ладожском озере, почему Волгу называют матушкой и многое другое.
Россия – мировая морская держава, поскольку омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Атлантическим и Тихим (рис. 1).
Рис. 1. Россия на карте (Источник)
Если внимательно посмотреть на карту России, станет понятно, что ее площадь огромна, общая протяженность границ – 60 тысяч километров, из которых 40 тысяч километров – морские границы. На севере нашу страну омывают Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море – моря Северного Ледовитого океана (рис. 2).
Рис. 2. Россия на карте (Источник)
Море Лаптевых (рис. 3) было названо в честь русских полярных исследователей двоюродных братьев Харитона и Дмитрия Лаптевых.
Рис. 3. Море Лаптевых (Источник)
На востоке Россию омывают Берингово, Охотское и Японское моря – моря Тихого океана. Берингово море было названо в честь российского офицера, мореплавателя, командора Витуса Беринга (рис. 4), под руководством которого оно исследовалось в 1725–1743 гг.
Рис. 4. Витус Беринг (Источник)
Все северные и восточные моря характеризуются суровым климатом: температура летом не поднимается выше 5–12°, зимой большая часть морей покрывается льдом и снегом. В Японском море часто бывают сильные штормы и тайфуны, в Охотском и Беринговом морях – густые туманы (рис. 5).
Рис. 5. Берингово море (Источник)
Но животные все же приспособились к суровым условиям жизни. Благодаря толстому слою подкожного жира хорошо там обитают нерпы, моржи, тюлени, акулы, различные виды китов (рис. 6–10).
Рис. 6. Нерпа (Источник)
Рис. 7. Морж (Источник)
Рис. 8. Тюлень (Источник)
Рис. 9. Акула (Источник)
Рис. 10. Кит (Источник)
Черное и Балтийское моря (бассейн Атлантического океана) очень глубоко вдаются в сушу. Балтийское море опасно – там много островов, подводных скал и рифов, поэтому там очень много маяков (рис. 11).
Рис. 11. Балтийское море. Шторм. Маяк (Источник)
Санкт-Петербург – главный порт Балтийского моря, основанный Петром І около 300 лет назад (рис. 12).
Рис. 12. Санкт-Петербург (Источник)
Черное море – самое теплое море России, зимой оно практически не замерзает, а летом на его берегах множество отдыхающих (рис. 13).
Рис. 13. Сочи, побережье Черного моря летом (Источник)
Здесь живет около 200 видов рыб, акулы катраны и дельфины, на мелководье хорошо видны разноцветные водоросли и крабы, морские собачки и зеленушки, морские улитки и креветки (рис. 14–21).
Рис. 14. Акула катран (Источник)
Рис. 15. Дельфин афалина (Источник)
Рис. 16. Краб (Источник)
Рис. 17. Водоросли (Источник)
Рис. 18. Морская собачка (Источник)
Рис. 19. Морская зеленушка (Источник)
Рис. 20. Морская улитка (Источник)
Рис. 21. Креветка (Источник)
Самая яркая рыба Черного моря – троепер (рис. 22).
Рис. 22. Троепе (Источник)
А на огромной глубине, куда добираются только водолазы, обитают морские лисицы (скаты) (рис. 23) и морские петухи (рис. 24).
Рис. 23. Морская лисица (Источник)
Рис. 24. Морской петух (Источник)
Каспийское море на самом деле – крупнейшее озеро в мире (рис. 25), а морем называется из-за своей огромной площади – его протяженность с севера на юг 1200 км. За многие годы разные народы дали этому морю около 70 названий, последнее появилось при картографировании во времена Петра І.
Рис. 25. Каспийское море (Источник)
Озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире (наибольшая глубина – 1642 м). В его котловане умещается пятая часть всей пресной воды мира, а в ложе Байкала можно уместить всю воду Балтийского и около сотни Азовских морей (рис. 26).
Рис. 26. Озеро Байкал (Источник)
В России около 3 миллионов озер, но Байкал – самое внушительное: на его территории могут уместиться Голландия, Бельгия или Швейцария. Это очень древнее озеро, ему более 30 миллионов лет, поэтому его называют музеем живых древностей. Здесь есть омуль, нерпа, хариус, живородящая рыба голомянка, чей богатый витаминами жир издревле используется в медицине, рачок эпишура (важнейший обитатель озера, поскольку именно он отвечает за чистоту воды) (рис. 27–30).
Рис. 27. Омуль (Источник)
Рис. 28. Хариус (Источник)
Рис. 29. Голомянка (Источник)
Рис. 30. Эпишура (Источник)
Благодаря работе эпишуры прозрачность озера составляет 40 м (для сравнения: прозрачность в Каспийском море только 25 метров). Для охраны удивительного природного богатства Байкала создано около 10 заповедников и национальных парков.
Ладожское озеро – крупнейшее озеро европейской части России (32 реки несут сюда свои воды) (рис. 31).
Рис. 31. Ладожское озеро (Источник)
От Ладожского озера берет свое начало полноводная река Нева (рис. 32).
Рис. 32. Нева (Источник)
Ладожское озеро издревле имело дурную славу для судоходства, суда настолько часто шли на дно, что русские судовые компании отказывались страховать суда, которые ходили по Ладоге. Причиной частой гибели судов была сложная система высоких волн (до 5 м), порождаемой своеобразной формой котлована. В водах Ладожского озера обитают уникальные виды рыб: минога, рипус, ладожская корюшка, несколько видов сигов (рис. 33–36).
Рис. 33. Минога (Источник)
Рис. 34. Рипус (Источник)
Рис. 35. Ладожская корюшка (Источник)
Рис. 36. Сиг (Источник)
Онежское озеро – второе по величине в Европе (рис. 37).
Рис. 37. Онежское озеро (Источник)
Крупнейшие реки России – это Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.
Волга – крупнейшая река Европы и одна из самых длинных рек в мире (ее длина – более 3 тысяч километров) (рис. 38).
Рис. 38. Волга (Источник)
Она берет начало на Валдайской возвышенности, где подземные воды выходят на поверхность, течет по Восточно-Европейской равнине и впадает в Каспийское море. Почти 200 рек являются притоками Волги. На ее берегах построено много крупных городов. В городе Ульяновск через Волгу перекинут самый длинный мост в России (почти 6 км) (рис. 39).
Рис. 39. Мост через Волгу в г. Ульяновск (Источник)
В России есть реки длиннее Волги – Обь, Енисей, Лена, Амур, длина каждой – более 4 тысяч километров. Енисей и Обь пересекают Западно-Сибирскую равнину с юга на север и впадают в Карское море. Обь – самая длинная из них (5410 км) (рис. 40).
interneturok.ru
План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему: Конспект открытого урока по окружающему миру по теме “Моря,озера и реки России” и презентация.
Окружающий мир
Открытый урок
4 класс
Тема: Моря, реки и озёра России
Провела: учитель начальных классов
Лазнева Елена Владимировна
Октябрь 2017 г.
Цель урока:
Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.
Задачи:
Сформировать представление о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.
Развивать познавательную активность, память и связную речь детей.
Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к Родине.
Оборудование: компьютер, презентация, учебник, физическая карта России.
Ход урока:
- Организационный момент.
Учитель:
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок? (Урок)
Вы готовы? Стол в порядке? (Да)
Начинается урок.
- Проверка домашнего задания по теме «Горы и равнины на территории России».
1.Работа с картой на доске и в учебнике на с.58-59: на физической карте России ученики показывают географические объекты (учитель прикрепляет карточки): Среднесибирское плоскогорье (1), Восточно-Европейская равнина (2), Западно-Сибирская равнина (3), самые высокие горы России (Кавказские горы), Каменный пояс земли (Уральские горы), горы, которые внесены в список Всемирного наследия (Саяны и Алтай), вулканы Камчатки (4)
2. Тест
1.Наш город расположен на:
А) Среднесибирском плоскогорьеБ) Восточно-Европейской равнинеВ) Западно-Сибирской равнине
2. «Каменным поясом земли Русской» называли:
А) вулканы КамчаткиБ) Кавказские горыВ) Уральские горы
3.Самые высокие горы России – это:
А) СаяныБ) АлтайВ) Кавказские горы
4.Восточно-Европейская равнина – это:
А) холмистая равнинаБ) плоская равнинаВ) плоскогорье
5.В список Всемирного наследия включены:
А) вулканы КамчаткиБ) СаяныВ) Алтай
6.Ильменский заповедник расположен:
А) на КавказеБ) в СаянахВ) на Урале
3. Мудрая Черепаха предлагает вам воспользоваться картой как источником информации и получить важные сведения о горах России. Использую карту в учебнике, заполните таблицу.
Высота некоторых гор России.
Название горы | Высота горы |
II. Введение в тему урока. Что такое Россия?
– Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. И сегодня следующий этап изучения природы нашей Родины.
1.Объяснение нового материала.
– Отгадайте наши загадки: (загадывают дети)
Читаю на карте названия разные:
Черное, Белое, Желтое, Красное…
А с виду – зеленое, серое, синее,
Когда не взгляни – оно очень красивое./море/
Давай-ка слово назовем:
Большой природный водоем,
Что заперт прочно берегами.
Ответ мы точно знаем с вами./озеро/
Эта лента голубая,
Неспокойная такая,
Меж лесами вьется
И о берег бьется.
Манит лента рыбака.
Что за лента? То…/река/
Подготовленный ученик читает стихотворение
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
– Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта. Наш кораблик отправляется в путешествие.(кораблик прикрепляется к карте)
– Как называются самые большие водоемы? Назовите океаны.
– А какой океан самый глубокий? Тихий океан.
– Наш кораблик начинает путешествие на востоке с морей Тихого океана.
Начнем по порядку. (Надпись на доске МОРЯ). Первое море Охотское (показ по карте, прикрепление надписи). Другое море Берингово (показ по карте, прикрепление надписи, СЛАЙД).
– Моря этого океана довольно холодные. Здесь часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы, часто бывают шторма. Закройте глаза (учитель перемещает кораблик в Северный Ледовитый океан).
– Наш кораблик перемещается в моря Северного Ледовитого океана. Начнем с востока.
Первое Чукотское (дети называют моря, учитель прикрепляет надписи), Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море. Смотрим СЛАЙДЫ.
– Как вы думаете, что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? (Эти моря холодные, они покрываются льдами и замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами). Закройте глаза (учитель перемещает кораблик в Атлантический океан).
– Наш кораблик попадает на Запад нашей страны. Здесь расположены моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море (учитель прикрепляет надписи).
– О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. И еще здесь добывают янтарь. СЛАЙДЫ.
– А Черное море теплое, это место отдыха и развлечений. Здесь расположены курорты, здравницы. Черное море прекрасно в любую погоду. Некоторые из вас возможно уже побывали там. СЛАЙДЫ
Физминутка. Игра «Море волнуется раз…»
Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется – два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, замри! (Присели.)
– 2 часть нашего урока посвящается озерам России. (Надпись на доске ОЗЕРА). На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо? Байкал. (Учитель прикрепляет надпись). Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро СЛАЙД.
– Более подробно об озерах России нам расскажет Игорь.
Сообщение: (учитель перемещает кораблик на озера). Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка» СЛАЙД. В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург. Во время Великой Отечественной войны оно было дорогой жизни. Недалеко от них есть Чудское озеро СЛАЙД. На этом озере произошло важное историческое событие – сражение дружины Александра Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище СЛАЙД. А самое большое озеро в мире – это Каспийское море. Из-за огромных размеров это озеро называют морем. Это самое огромное озеро в мире. СЛАЙД.
– Продолжаем наше путешествие
Загадка. «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)
(Надпись на доске РЕКИ).
– Чтобы познакомиться с крупными реками на территории России, вы поработаете самостоятельно.
– Каждый ряд отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит карточку с пропущенными словами. Названия рек ищите на карте в учебнике с. 58-59. (Самостоятельная работа по карте в парах.) СЛАЙД (Приложение)
1 ряд – реки Среднеcибирского плоскогорья.
2 ряд – реки Западно-Сибирской равнины. Учитель прикрепляет надписи
3 ряд –реки Восточно-Европейской равнины.
После выполнения задания записи озвучиваются. СЛАЙДЫ ПО ВРЕМЕНИ
2.Закрепление материала.
Викторина. (Ответы детей сопровождаются показом по карте)
- Назовите моря Тихого океана.
- Назовите моря Северного Ледовитого океана.
- Назовите моря Атлантического океана.
- Какие самые крупные озера страны запомнили?
- Назовите реки Восточно-Европейской равнины.
- Назовите реки Западно-Сибирской равнины.
- Назовите реки Среднесибирского плоскогорья.
- Вода какого озера самая чистая?
- Рефлексия.
Мне запомнится урок вашими выступлениями. Вы умеете работать в парах, группах, рассуждать. Анализировать, делать выводы. А вам, чем запомнился урок? Какие сведения показались наиболее интересными?
- Итог урока. (Слайд 18)
– Наш кораблик приплыл в гавань, которая находится на реке Ока возле города Горбатов.
Над чем еще надо поработать?
- Оценивание.
- Домашнее задание: Стр.66-69,подготовить рассказы о морях, озерах и реках России. Желающие подготовят рассказы о путешественниках, чьим именем названы моря.
Приложение.
Карточки для учащихся.
I ряд: ____________ – это самая крупная река Восточно-Европейской
равнины. На Севере есть реки Северная __________ и __________ .
На юге Д_____ и У_______ , а в центре К_________ и О________ .
II ряд: Крупными реками Западно Сибирской равнины являются ________
и ______________. Обе реки впадают в К____________ море.
Река _______ имеет много притоков, одним из них является И______
Река Е_________ берет свое начало в Саянах.
III ряд: Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья Л_______ и А______
Еще приток Енисея- А_________. Реки Л_______, И____________
и К_____________ несут свои воды в С___________________ океан,
а А_________ в Охотское море.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Читаю на карте названия разные:
Черное, Белое, Желтое, Красное…
А с виду – зеленое, серое, синее,
Когда не взгляни – оно очень красивое.
Давай-ка слово назовем:
Большой природный водоем,
Что заперт прочно берегами.
Ответ мы точно знаем с вами.
Эта лента голубая,
Неспокойная такая,
Меж лесами вьется
И о берег бьется.
Манит лента рыбака.
Что за лента? То…
Тест
1.Наш город расположен на:
А) Среднесибирском плоскогорье
Б) Восточно-Европейской равнине
В) Западно-Сибирской равнине
2. «Каменным поясом земли Русской» называли:
А) вулканы Камчатки
Б) Кавказские горы
В) Уральские горы
3.Самые высокие горы России – это:
А) Саяны
Б) Алтай
В) Кавказские горы
4.Восточно-Европейская равнина – это:
А) холмистая равнина
Б) плоская равнина
В) плоскогорье
5.В список Всемирного наследия включены:
А) вулканы Камчатки
Б) Саяны
В) Алтай
6.Ильменский заповедник расположен:
А) на Кавказе
Б) в Саянах
В) на Урале
Тест
1.Наш город расположен на:
А) Среднесибирском плоскогорье
Б) Восточно-Европейской равнине
В) Западно-Сибирской равнине
2. «Каменным поясом земли Русской» называли:
А) вулканы Камчатки
Б) Кавказские горы
В) Уральские горы
3.Самые высокие горы России – это:
А) Саяны
Б) Алтай
В) Кавказские горы
4.Восточно-Европейская равнина – это:
А) холмистая равнина
Б) плоская равнина
В) плоскогорье
5.В список Всемирного наследия включены:
А) вулканы Камчатки
Б) Саяны
В) Алтай
6.Ильменский заповедник расположен:
А) на Кавказе
Б) в Саянах
В) на Урале
Мудрая Черепаха предлагает вам воспользоваться картой как источником информации и получить важные сведения о горах России. Использую карту в учебнике, заполните таблицу.
Высота некоторых гор России.
Название горы | Высота горы |
I I I вариант: На территории Восточно-Европейской равнины протекают 2 крупные реки __________, ___________. Река Волга впадает в К________________море.
I I вариант: На территории Западно-Сибирской равнины протекают 2 крупные реки __________, ___________. Они впадают в К_____________море.
I вариант: На территории Среднесибирского плоскогорья протекают крупные реки ____________, ________________, ________________, _________________. Река Амур впадает в О_______________море. Остальные реки впадают в моря С______________Л_________________океана.
I I I вариант: На территории Восточно-Европейской равнины протекают 2 крупные реки __________, ___________. Река Волга впадает в К________________море.
I I вариант: На территории Западно-Сибирской равнины протекают 2 крупные реки __________, ___________. Они впадают в К_____________море.
I вариант: На территории Среднесибирского плоскогорья протекают 4 крупные реки ____________, ________________, ________________, _________________. Река Амур впадает в О_______________море. Остальные реки впадают в моря С______________Л_________________океана.
nsportal.ru
План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе На тему « Моря, озера и реки России»
План-конспект
урока по окружающему миру в 4 классе
На тему « Моря, озера и реки России»
Учитель: Муржук Е.Н.
Цели: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.
Задачи: Сформировать представление о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.
Развивать познавательную активность, память и связную речь детей.
Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к Родине.
Оборудование: компьютер, конструктор Лего Ведо, презентация, учебник, рабочая тетрадь, физическая карта России.
Работа в группах.
Класс делится на 3 группы.
Выбор модели для проектирования.
Строим модель.
Постановка целей и задач.
Отправляемся в путешествие.
Моря России. Погодные условия. Изменение колебаний в зависимости от погодных условий. Фиксирование в таблице частоту колебаний.
Озера России. Погодные условия. Изменение колебаний в зависимости от погодных условий. Фиксирование в таблице частоту колебаний.
Реки России. В зависимости от погодных условий и рельефа местности измеряем частоту колебаний и фиксируем в таблице.
Определяем виды рек. Даем характеристику и подбираем частоту колебаний для каждого вида.
Рефлексия.
Каждая группа получает название водоема. Ищет его на карте, определяет рельеф и погодные условия. Подбирает частоту колебаний водоему и дает ему характеристику.
Конспект урока
Введение в тему урока.
– Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. И сегодня следующий этап изучения природы нашей Родины.
Объяснение нового материала.
– Ребята, как вы думаете, что называют водными просторами? (Подготовленный ученик читает стихотворение»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
– Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта.
– Как называются самые большие водоемы? Назовите океаны.
– А какой океан самый глубокий? Тихий океан.
Работа в группах.
Класс делится на 3 группы.
Выбор модели для проектирования.
Строим модель.
– Наш кораблик начинает путешествие на востоке с морей Тихого океана.
Начнем по порядку. (Надпись на доске МОРЯ). Первое море Охотское (показ по карте, прикрепление надписи). Другое море Берингово (показ по карте, прикрепление надписи,СЛАЙД).
– Моря этого океана довольно холодные. Здесь часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы, часто бывают шторма. Закройте глаза (учитель перемещает кораблик в Северный Ледовитый океан).
– Наш кораблик перемещается в моря Северного Ледовитого океана. Начнем с востока.
Первое Чукотское (дети называют моря, учитель прикрепляет надписи), Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море. Смотрим СЛАЙДЫ.
– Как вы думаете, что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? (Эти моря холодные, они покрываются льдами и замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами). Закройте глаза (учитель перемещает кораблик в Атлантический океан).
– Наш кораблик попадает на Запад нашей страны. Здесь расположены моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море (учитель прикрепляет надписи).
– О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. И еще здесь добывают янтарь. СЛАЙДЫ.
– А Черное море теплое, это место отдыха и развлечений. Здесь расположены курорты, здравницы. Черное море прекрасно в любую погоду. Некоторые из вас возможно уже побывали там. СЛАЙДЫ.
Погодные условия. Изменение колебаний в зависимости от погодных условий. Фиксирование в таблице частоту колебаний.
Физминутка. Игра «Море волнуется раз…»
– 2 часть нашего урока посвящается озерам России. (Надпись на доске ОЗЕРА). На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо? Байкал. (Учитель прикрепляет надпись). Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро СЛАЙД.
– Более подробно об озерах России нам расскажет Игорь.
Сообщение: (учитель перемещает кораблик на озера). Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка» СЛАЙД. В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург. Во время Великой Отечественной войны оно было дорогой жизни. Недалеко от них есть Чудское озероСЛАЙД. На этом озере произошло важное историческое событие – сражение дружины Александра Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище СЛАЙД. А самое большое озеро в мире – это Каспийское море. Из-за огромных размеров это озеро называют морем. Это самое огромное озеро в мире. СЛАЙД.
Озера России. Погодные условия. Изменение колебаний в зависимости от погодных условий. Фиксирование в таблице частоту колебаний.
– Продолжаем наше путешествие
Загадка. «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)
(Надпись на доске РЕКИ).
– Чтобы познакомиться с крупными реками на территории России, вы поработаете самостоятельно.
– Каждый ряд отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит карточку с пропущенными словами. Названия рек ищите на карте в учебнике с. 64-65. (Самостоятельная работа по карте в группах) СЛАЙД (Приложение)
1 ряд – реки Среднеcибирского плоскогорья.
2 ряд – реки Западно-Сибирской равнины. Учитель прикрепляет надписи
3 ряд –реки Восточно-Европейской равнины.
В зависимости от погодных условий и рельефа местности измеряем частоту колебаний и фиксируем в таблице.
Определяем виды рек. Даем характеристику и подбираем частоту колебаний для каждого вида.
Рефлексия.
Каждая группа получает название водоема. Ищет его на карте, определяет рельеф и погодные условия. Подбирает частоту колебаний водоему и дает ему характеристику.
После выполнения задания записи озвучиваются. СЛАЙДЫ ПО ВРЕМЕНИ
infourok.ru
Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме: Моря, озёра и реки России
Слайд 1
Моря, озёра и реки России Автор презентации Картовенкова В.Ф. учитель начальных классов МОУ лицея №10Слайд 2
Северный Ледовитый океан
Слайд 3
Тихий океан
Слайд 4
Атлантический океан
Слайд 5
Балтийское море Балтийское море глубоко вдается в сушу Европы, омывает берега России , Эстонии , Латвии , Литвы , Польши , Германии , Дании , Швеции и Финляндии . Крупные реки, впадающие в Балтийское море — Нева , Нарва , Западная Двина (Даугава) , Неман , Преголя , Висла , Одер и Вента .
Слайд 6
Средняя глубина Балтийского моря – 51 метр, максимальная глубина -470 метров. Богато морепродуктами, имеются запасы нефти и янтаря.
Слайд 7
Чёрное море Море омывает берега России , Украины , Румынии , Болгарии , Турции , Абхазии и Грузии .
Слайд 8
Наибольшая глубина Чёрного моря — 2210 м, средняя — 1240 м.
Слайд 9
Чёрное море – крупнейший курортный регион Евразии .
Слайд 10
Каспийское море – самое большое на Земле бессточное озеро , расположенное на стыке Европы и Азии .
Слайд 11
Каспийское море представляет собой бессточное озеро , и вода в нём солёная , максимальная глубина — 1025 м. В него впадают 130 рек. Самые крупные из них – Волга и Терек .
Слайд 12
Экологические проблемы Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи и транспортировки нефти на континентальном шельфе, поступлением загрязняющих веществ из Волги и других рек, впадающих в Каспийское море, жизнедеятельностью прибрежных городов, а также затоплением отдельных объектов в связи с повышением уровня Каспийского моря. Хищническая добыча осетровых и их икры, разгул браконьерства приводят к снижению численности осетровых и к вынужденным ограничениям на их добычу и экспорт.
Слайд 13
На побережье и каспийском шельфе ведётся добыча нефти и газа , соли , известняка , камня , песка , глины .
Слайд 14
Озеро Байкал находится на юге Восточной Сибири, в него впадает 336 рек и ручьев, половину объема воды приносит Селенга. Из Байкала вытекает единственная река – Ангара. Байкал – самое глубокое озеро в мире, ближайший претендент на это звание, африканское озеро Таньганьика, отстает на целых 200 метров. На Байкале 30 островов. Самый крупный – остров Ольхон.
Слайд 15
Байкал -Бай-Куль(тюркск.) – богатое озеро
Слайд 16
Байкал – объект Всемирного природного наследия
Слайд 17
В озере насчитывается 58 видов рыб. Наиболее известные – омуль, сиг, хариус, таймень, осетр, голомянка, ленок. На побережье Байкала произрастает около 2000 видов растений. На берегах гнездится 200 видов птиц. В Байкале встречается уникальное, типично морское млекопитающее – байкальская нерпа .
Слайд 18
Озёра России Каспийское море Байкал Ладожское Онежское Таймыр Ханка Чудское Чаны Белое Топозеро Ильмень Имандра Хантайское Сегозеро Кулундинское Телецкое Виштынецкое Неро Плещеево Угличское водохранилище
Слайд 19
В Ладожское озеро впадают 32 реки – большие и совсем крошечные, но самой главной рекой Ладоги является Нева .
Слайд 20
Онежское озеро
Слайд 21
Река Волга – самая большая в Европе
Слайд 22
В презентации использовались материалы с сайтов : h ttp://www.magicbaikal.ru/album/northwest/pages/baikal-60f04.htm http://www.atyrau-city.kz/index.php?get_page=nature&photo=4&l=r http://yablor.ru/blogs/delta-volgi-i-nachalo-kaspiyskogo-morya/1170531
nsportal.ru