Урок по теме сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс – Конспект урока по литературному чтению (3 класс) на тему “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”

План-конспект урока по чтению (3 класс): Урок литературного чтения "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сергиев Посад

Конспект открытого урока литературного чтения

«Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Составила и провела: Борзова Наталия Геннадиевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2018год

Тема: Русская народная сказка « Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Характеристика героя сказки.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Продолжать знакомство детей со спецификой сказочного жанра на материале русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения, воспитывать бережное отношение друг к другу; уважение к культуре русского народа.

Задачи:

  • познакомить с русской народной сказкой « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
  • учить характеризовать героя сказки по его поступкам;
  • учить рассказывать о книге на основе внетекстовой информации.

Межпредметные связи: Изобразительное искусство, тема «Художники – иллюстраторы русских народных сказок»

Планируемые результаты

Предметные:

  • рассказывать о книге на основе ее обложки, содержания;
  • знать содержание русской народной сказки « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
  • характеризовать героя произведения по его поступкам

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;
  • находить информацию о персонажах на основе выборочного чтения;
  • Учить работать в группе.

Личностные:

  • проявлять интерес к чтению русских народных сказок;
  • ценить в героях русских народных сказок доброту, честность, верность.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности. Психологический настрой учащихся на урок.

« Добро творить, как воздухом дышать –

Потребность, людям данная от Бога

Лучами солнца мир отогревать,

И отдавать, и не считать,

Что отдал много.»

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своем выборе, при этом не забывать об уважении мнений других.

Личностные:

- настроить на работу;

- организация рабочего места.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

2. Актуализация необходимых знаний

  • Много жанров есть на свете

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас.

 Узнайте героев и назовите, откуда они.

Удивляется народ:

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка называется...

(«По щучьему велению»).

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки...

(«Маша и медведь»).

Укатился он из дома

По дороге незнакомой...

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный,

Говорливый, несмышленый

И румяный...

(Колобок).

—  О ком эти стихи? (О героях сказок.)

—  По какому признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные.)

– По авторству: на какие группы делятся сказки? (Народная; авторская)

– По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки.

Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.

Сказки про животных – главные герои – животные.

Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды.

  • Элементы разных сказок
    Мы собрали в кузовок.
    Отгадай названье сказки
    Будь внимателен, дружок.

3.В этом кузовке спрятаны предметы из сказок. Ваша задача – вспомнить и назвать в какой сказке они встречаются.

Костюм мальчика. - “Гуси-Лебеди”, “Мальчик с пальчик”, “Иванушка-Дурачок”.

Кукла девочки. - “Снегурочка”, “Царевна-лягушка”, “Крошечка-Хаврошечка”.

Камень. – “Иван-Царевич и серый волк”.

Вода. – “По щучьему веленью…”, “Лягушка-путешественница”, “Золотая рыбка”.

Козленок.– “Волк и семеро козлят”, “Волк и коза”.

А все эти предметы в какой сказке встречаются? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)

4Сформулируйте цели урока:

познакомиться …

учиться читать……

учиться отвечать на вопросы…

  • Самостоятельно определяют цели урока.

Коммуникативные:

- владение диалогической речью.

Познавательные:

- формирование умения извлекать информацию из текста;

- развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельно выводы.

Регулятивные:

- планировать свои действия.

Физминутка. Упражнения для глаз.

5.Мотивация познавательной деятельности

  • Организация чтения русской народной

Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

- Прочитайте начало сказки.

- Какие сказки начинаются так же? Как они называются?

- Могли ли события, описываемые в первой части, произойти в реальной жизни?

- С какого действия начинается сказочное повествование?

- Прочитайте, что случилось в сказке?

- Чем закончилась сказка?

- Как можно объяснить такой конец?

6.Обсуждение высказывания «Все сказки похожи друг на друга» (работа в парах)

  • Читают сказку с остановками, отвечают на вопросы по содержанию сказки, какая беда случилась, куда отправилась Аленушка, о чем просил ее братец, почему Аленушка не разрешала ему испить водицы из копытца, почему купец не распознал ведьму в Аленушке, а козленочек узнал, почему ведьма приказала зарезать козленочка. Читают заданные фрагменты сказки.
  • Выясняют, чем похожи сказки.

Коммуникативные:

- работа в парах;

- контроль оценки действия партнера;

- сотрудничество с товарищем;

- умение читать выразительно.

- самооценка.

Познавательные:

- развитие умения находить ответы на вопросы, используя текст произведения.

Личностные:

- формировать умения видеть внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания.

7.Физминутка.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли, (руки на пояс)

За природой наблюдали. (повороты головы влево, вправо)

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели. (поднялись на носочки)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети. (присели)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

8.. Чтение по ролям.

—  Прочитайте по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Аленушку водицы напиться.

—  Найдите слова, которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день, их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз? (В сказке есть троекратный повтор. Это признак сказки.)

9.. Выборочное чтение.

(Дети зачитывают отрывок: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».)

—  Сколько раз просил Иванушка воды напиться? На какой раз случилась беда? (Он просил воды три раза. Беда случилась на третий раз.) 

- Проследите по сказке, какие несчастья случились с Иванушкой и Аленушкой. (Дети зачитывают отрывки: «Сначала они остались одни», «Иванушка превращается в козленочка», «Ведьма топит Аленушку», «Ведьма хочет зарезать козленочка».)

—  Как проявили себя герои в несчастьях? Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга? (Они не оставляли друг друга в беде.) (Дети зачитывают предложения.)

—  Как жилось Аленушке и Иванушке в доме купца? Как вы понимаете выражение «наряжу в злато-серебро»? (Им жилось там хорошо. Жили они в достатке, богато.)

—  Какую неосмотрительность допустила Аленушка и что из этого вышло? (Аленушка пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма.)

—  Можно ли идти куда-то с незнакомым человеком, если даже он зовет вас ласково и что-нибудь обещает? (Нет, это очень опасно.)

—  Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает?

10.   Найдите вопрос 7 на с. 27. Ответьте на него. (Аленушка добрая, ласковая, преданная, доверчивая.)

—  А какая была ведьма? Расскажите о ней.

—  Какие слова характеризуют Аленушку, а какие — ведьму? Соедините линиями.

                                                       добрая

                                                       злая

АЛЕНУШКА                                ласковая

                                                       преданная

                                                       доверчивая

                                                       заботливая

ВЕДЬМА                                       грубая

                                                       хитрая

                                                      жестокая

Познавательные:

- развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельно выводы.

Коммуникативные:

- умение формировать собственное мнение.

11.Первичное закрепление нового знания.

1. Определение вида сказки.

—  К какому виду сказок мы ее отнесем?

—  Что же в этой сказке волшебного?

—  Какие волшебные предметы есть в сказке?

—  Найдите в сказке троекратный повтор.

—  Где в сказке добро, а где зло? Что победило?

Признаки сказки (повторяем, записываем в рабочую тетрадь):

1)зачин;

2) волшебные предметы;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

2. Беседа по иллюстрации

—  Ребята, только что вы дали описание Аленушки, ее характера. А сейчас подумайте и скажите, как она выглядит, какой вы себе ее представляете? (Аленушка красивая, стройная, в стареньком сарафане, так как она бедная.)

—  А вот какой представлял ее себе художник Иван Яковлевич Билибин, можно видеть на с. 23 учебника. Такой ли вы ее себе представляли? (Ответы детей.)

Рассмотрите внимательно репродукцию картину Виктора Васнецова "Алёнушка".

Какай же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет: найдите его.

"Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет".

- Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (рассмотрите её позу)

Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени.

Волосы у неё распущены, смотрит на тёмную воду речки или пруда.

А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый? (именно с водой связаны все грустные события сказки)

- Какие грустные моменты в сказке связаны с водой? (найдите эти строчки и прочитайте)

Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца. Именно в воду бросила ведьма Алёнушку.

- Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки (эти поэтические тексты должен ещё раз вслух прочитать учитель. С.123. -Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца: .Напился и стал козлёночком. СТР.123. Привела ведьма Алёнушку на реку : и бросила её в воду. Стр. 124 .Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнонёхонько закричал.).

Таким образом, - вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности.

Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное; Ключевая вода оживляет Алёнушку).

- Так что же роднит сказку и картину?

- Грустное настроение, лирическая тональность.( Пояснение: "лирический", "поэтический" могут обозначать сферу чувств и переживаний человека. Когда говорят, что человек "лирически" настроен, имеют ввиду, что его душа открыта самым тонким восприятия и чувствам, что он поэтически смотрит на мир).

- Какими же средствами переданы эти два произведения? Литературное произведение - словом. Картина - красками.

12.Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

- Что нового узнали? С какой сказкой вы познакомились?

Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

- Какие задания вам понравились? Почему? Чему учит эта сказка?

Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»

- Кто испытывал трудности?  

Закончи фразу « Мне было трудно…»

13.Подведение итогов

- Докажите, почему данное произведение является сказкой, какой?

- Вспомните другие волшебные сказки.

- Чему учит сказка, с которой мы ознакомились сегодня?

  • Объясняют, почему это произведение можно отнести к волшебным сказкам, называют другие волшебные сказки.
  • Ответы детей.

Личностные:

- подведение итога урока;

- самооценка критериев успешности.

Коммуникативные:

-- выражение своих мыслей;

- использование критериев для обоснования суждений.

Регулятивные:

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Познавательные:

- умение сформировать вывод по всему уроку.

Домашнее задание:

  1. Разделить текст сказки на части, подготовить чтение без ошибок.
  2. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.
  3. Выразительное чтение сказки.

nsportal.ru

« Сестрица Аленушка и братец Иванушка» УМК «Школа России» Климанова Л.Ф.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе .

Тема: « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

УМК «Школа России» Климанова Л.Ф.

Цель урока: Организация деятельности учащихся по изучению русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Задачи:

Образовательная: формировать знание различать жанры и виды устного народного творчества, учить находить нужный отрывок в тексте по вопросу, формировать навык беглого, осознанного чтения.

Развивающая: развивать память, внимание, речь учащихся.

Воспитательная: воспитывать уважение и любовь к народной сказке, уверенность в победе добра над злом.

Тип урока: урок - практикум.

Вид урока: традиционный.

Оборудование: учебник, тетрадь, наглядность.

Планируемые результаты: Учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки, соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план, рассказывать по иллюстрациям, по плану.

УУД.

Личностные УУД: 

1. Обеспечить мотивацию к изучению нового материала;

2.сформировать способность к самооценке;

3. сформировать способность высказывать суждение и давать им обоснование.

4.Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.


Регулятивные УУД: 

1. принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

2. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

3. самостоятельно оценивают свою готовность к уроку.

4. Оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.
Коммуникативные УУД: 

1. планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

2.умение оформлять свои мысли; слушать и понимать речь других.

3. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Познавательные УУД: 

1. Сформировать знания и умения по данной теме.

2. осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника.

3.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

Оформление доски

Число.

Тема.

д/з

Подготовить выразительной чтение сказки.

Ход урока.

Регулятивные:

-принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

-самостоятельно оценивают свою готовность к уроку;

Коммуникативные УУД: 

- планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Речевая разминка

На опушке в избушке

Живут старушки –болтушки.

У каждой старушки лукошко.

В каждом лукошке кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

Прочитайте .

Что прочитали?

Какой звук повторяется в скороговорке?

Прочитайте скороговорку тихо, громко, ещё громче.

А сейчас начнем читать медленно, постепенно ускоряя темп.

Можно ли назвать текст этой скороговорки сказочным?

Почему?

Скороговорку.

Повторяется звук [ш].

Чтение хором.

Дети читают.

Да, можно.

Так как здесь говорится о кошках в лукошках, которые шьют старушкам сапожки.

Коммуникативные УУД: 

умение оформлять свои

мысли; слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: 

- Сформировать знания и умения

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника.

Регулятивные УУД: 

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

Актуализация знаний

Какие произведения устного народного творчества вы читали?

Какие сказки мы читали?

Что значит докучные?

Кроме докучных сказок, какие бывают ещё?

Почему они называются народными?

Ребята ,в одной сказочной стране злой волшебник заколдовал интересные добрые сказки. Почти все слова из сказочных текстов разлетелись по свету. Названия стерлись. Но остались некоторые слова. Не поможете ли вы мне расколдовать эти сказки, вспомнить, как они называются?

Заяц, избушка, Лиса, Баран, Петух, дружно, выгнала.

Коза, козлята, Волк, кузнец, съел.

Аленушка, Иванушка, козленок, купец, ведьма, утонула, зарезать, ожила.

Какие вы молодцы! Расколдовать сказки. Сейчас мы с вами отдохнем и продолжим работу.

Выступление детей.

Докучные.

Надоедливые.

Русские народные.

Их сочинил народ .

Лиса и Заяц.

Волк и семеро козлят.

Сестрица Аленушка и братец Иванушка.


Коммуникативные УУД: 

1. планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

2.умение оформлять свои мысли; слушать и понимать речь других.

3.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Личностные УУД: 

1. Обеспечить мотивацию к изучению нового материала;

2. сформировать способность высказывать суждение и давать им обоснование.

Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

в стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели – вновь за дело.

Дети выполняют вместе с учителем.

Коммуникативные УУД: 

1. планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

2.умение оформлять свои мысли; слушать и понимать речь других.

Изучение нового материала.

Работа по теме урока.

Читают учитель и учащиеся (по выбору учителя).

Первичная проверка понимания.

Что вы узнали об Аленушке и Иванушке из первых строк сказки?

Куда пошла Аленушка и почему она братца взяла с собой?

В кого превратился братец Иванушка?

Как это случилось?

Ребята, как вы думаете, почему мальчик не послушал свою старшую сестру?

Хорошо ли это не слушать старших - и почему вы так считаете?

Что предложил Аленушке купец?

Хорошо ли им жилось вместе?

А кто помешал их счастью?

Как это случилось?

Кто знал о ее обмане?

Стал ли козленок снова мальчиком?

Что сделали с ведьмой?

Аленушка и Иванушка были братом и сестрой. Родители их умерли, и остались они одни.

Аленушка пошла на работу, а Иванушку не с кем было оставить.

Он превратился в козленочка.

Он выпил воды из лужицы из козьего копыта.

Он очень-очень хотел пить, ведь было жарко.

Старших надо слушать. Они лучше знают ,что может случиться.

Он предложил выйти за него замуж.

Да , жили они хорошо.

Им помешала ведьма.

Она утопила Аленушку, а сама превратилась в нее.

Все знал козленочек.

Он и не дал осуществить задуманное.

Да. Он от радости 3 раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком.

Ее привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле.)

Коммуникативные УУД: 

1. планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

2.умение оформлять свои мысли; слушать и понимать речь других.

3. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.


Личностные УУД: 

3. сформировать способность высказывать суждение и давать им обоснование.

4.Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Познавательные УУД: 

1. Сформировать знания и умения по данной теме.

2. осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника.

3.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

Подведение итога

С какой сказкой вы познакомились?

Чему учит сказка?

Мы познакомились с русской народной сказкой « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Личностные УУД: 

2.сформировать способность к самооценке;

Домашнее задание

Подготовить выразительной чтение сказки.

Дети записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД: 

1. принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

Рефлексия

Кто доволен своей работой?

Дети оценивают свою работу.

Личностные УУД: 

2.сформировать способность к самооценке;

Регулятивные УУД: 

2. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

4. Оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курганский педагогический колледж»

Конспект урока

литературному чтению

по теме « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Студент: Карева Ю.Ю.

Группа: 40

Методист:

Учитель:

Класс: 3

Оценка:

Курган 2015г

infourok.ru

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Этапы
урока

Цель этапа

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Содержание деятельности учителя

 

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые

действия)

Формы
органи-

зации совзаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Мотивация
(само-опреде-ление)
к учебной деятель-
ности

 (2 мин)

Мотивировать учащихся к учебной деятельности;

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная под-
готовка
к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

– Для чего вы пришли на урок?

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

– Я рада, что у вас хорошее настроение.

– Почему важно начинать работать с хорошим настроением?

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место. Психологически настраиваются на урок.

Предлагают варианты ответов.

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверст-никами.

Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

II. Постановка цели урока

Создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия  произведения, актуализировать знания о сказках;

Речевая разминка

Жужжащее  чтение.

Конкурс чтецов «Лучший комментатор телевидения»

Беседа о сказках

– Какие виды устного народного творчества вы знаете? ( вид-пример )

Прочитаем  предложение.                               Проворонила  ворона  воронёнка.  

- Как это относится к нашей теме? ( Это  вид  устного народного творчества-  скороговорка )

- Прочитаем  медленно.

- Кто  прочитает  быстрее?

- Ещё быстрее!

- Все  желают  прочитать! Тогда читаем  вместе!

  Чтение  скороговорки  с  выражением.

- Прочитайте  с  таким  подтекстом:  так  ей  и  надо, что проворонила!

- А  теперь с  таким  выражением  (показываю  улыбающееся личико)

- А  может  вам  жалко?

- Кого?

- Не верю! Прочитайте  так,  чтобы  было  видно,  что  вам  жалко  ворону!

- Прочитайте  так  чтобы,  было видно, что  вам  жалко  воронёнка.

- Прочитайте  с  таким  выражением  (показываю  плачущее  личико)

  Выбираем  лучшего  чтеца.

-Я думаю, это …..

-Это моё мнение. А кого вы отметите?

- А зачем читать выразительно?

- Какой  жанр  произведений  ещё  относится  к  устному  народному  творчеству? ( Сказки)

- Читаем  произведения,  которые  принесли  на  урок     вполголоса.

Жюри – за  столом!  На  парту -  макет  телевизора.

 

– Какие виды сказок вам известны?

Звучит музыка «Сказка гуляет по свету».

– Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

– Что такое сказка?

– Сказки называют народной мудростью. Их сочинил народ. Сказки передавались из уста в уста. Автора народной сказки нельзя определить. Есть научное толкование слова сказка. Из предложенных мной вариантов выберите верный.

Сказка – это…

•  научно-фантастическое произведение;

•  произведение о вымышленных событиях, чаще с участием волшебных сил, в котором добро всегда побеждает зло.

- В нашем классе продолжает работу “Поисковая группа”. Ребята выполнили задание опережающего характера. Они расскажут о том, как в нашей жизни появились сказки.

  1. Сказки в нашей жизни возникли давно, когда ещё не было письменности. Их не записывали, а передавали из “ уст в уста”.
    Сказки рассказывали в зимние вечера, когда на улице потрескивал жгучий мороз, а в окна скреблась вьюга. Люди собирались в комнатах около печек и начинали рассказывать разные причудливые и забавные небылицы.
  2. Мы с затаённым дыханием слушаем удивительные истории о хитрой лисе, глупом волке, о мудрых волшебниках и героях. В сказках люди “летали по воздуху”, “ходили в сапогах – скороходах”, “воскрешали убитых”, “в одну ночь строили дворцы”.
  3. Сказка – это мечты о будущем, за ними чувствовалась великая сила. Они учат познавать жизнь, прививают такие благородные черты, как мужество, трудолюбие, воспевают справедливость, правдивость, доброту, любовь.

Вывод: Сказка и сейчас живёт в народе. Её охотно слушают и взрослые и дети.

Элементы разных сказок мы собрали в кузовок.
Отгадай названье сказки, будь внимателен, дружок.

– В этом кузовке спрятаны предметы из сказок. Ваша задача – вспомнить и назвать, в какой сказке они встречаются.

•  Костюм мальчика. («Гуси-лебеди», «Мальчик-с-пальчик», «Иванушка-дурачок».)

•  Кукла девочки. («Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Крошечка-хаврошечка».)

•  Камень. («Иван-царевич и серый волк».)

•  Вода. («По щучьему веленью…», «Лягушка-путешественница», «Золотая рыбка».)

•  Козленок. («Волк и семеро козлят», «Волк и коза».)

– Все эти предметы встречаются в какой сказке?

– Сформулируйте цели урока:

познакомиться…

учиться читать…

учиться отвечать на вопросы…

– Загадки, былины, небылицы, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, докучные сказки и т. д.

– Волшебные, бытовые,
о животных…

– Сказке.

Предлагают варианты ответов.

Внимательно слушают

Читают «жужжащим чтением»

Выбирается жюри (3 ученика).

Учащиеся  по  желанию  читают  выразительно  отрывки  произведений, сидя за макетом телевизора. Другие  дети  говорят  название  сказки.

Выполняют задания

– Сестрица Аленушка
и братец Иванушка

Фронтальная

Групповая, фронтальная

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать речь других.

Личностные УУД

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Познавательные УУД

  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

III. Изучение нового материала.

Обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению.

Прогнозирование содержания сказки по ее названию.

Отработка техники чтения

Первичное чтение сказки учащимися.

Словарная   работа- работа в паре

Повторное чтение сказки учащимися (по цепочке).

4. Беседа по содержанию прочитанного

Физкультминутка

– Сказки вы помните хорошо. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой сказкой. – Прочитайте название сказки. (Название сказки записано на доске.)

– По названию определите главных героев.

– Что заметили в названии?

– Почему автор назвал главных героев ласково: сестрица Аленушка и братец Иванушка?

– Какие отношения между героями?

- В народе любили трудолюбивых, добрых, отзывчивых людей.

Вот к таким простым людям мы сейчас отправимся в гости.

- Прочитаем длинные и трудные слова, которые встретятся при чтении сказки по слогам, а затем плавно, целыми словами:

Од-ни – о-ди-нё шень-ки          

   Одни-одинёшеньки    

Же-ре-бё-ноч-ком                    жеребёночком

 Пос-лу-шал-ся                          послушался

О-бо-ро-ти-лась                         оборотилась

Жа-лоб-нё-хонь-ко                   жалобнёхонько

Пе-ре-ки-нул-ся                        перекинулся

До-ни-ма-ет                               донимает

А теперь вам предстоит послушать, как прочитают русскую народную сказку “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” наши любители чтения (5 человек). Ребята читают сказку, а вы  следите  за  ними  с карандашом  в руках, вдруг ещё какие-то слова покажутся вам непонятными.

Проведём работу по уточнению предложений, словосочетаний.

  • Объясните, что обозначают следующие слова и выражения,  соедините  слова с их толкованием:
  • Мочи нет – нет сил терпеть и ждать.
  • Села под стожок – села под стог сена.
  • Хоромы – богатый дом.
  • Распознал – угадал.
  • Ведомо – знакомо.
  • Ножи булатные – стальной клинок, меч.
  • Проведал – узнал.
  • Ключевая вода – вода из ключа (родника).
  • Перекинулся через голову – перекувыркнулся.

– Прочтем сказку еще раз, вслушиваясь в интонации, сопереживая, и подумаем

над вопросом: повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой?

И как повлияли?

– Понравилась ли вам сказка?

– Послушался ли Иванушка свою сестру?

– К чему это привело?

– Как отнеслась Аленушка к брату, ставшему козленочком?

– Кто помог Аленушке освободиться от колдовства и как?

– Стал ли козленочек снова мальчиком? Как?
– Как поступили с ведьмой?

– Почему ведьму никто не распознал, только Иванушке всё было ведомо?

– Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть тот, кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козленочком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит то, что в земном мире, и другую, волшебную сторону событий.

– Повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой?

Вывод: отношения близких людей одинаковы и в радости и в горе.

ЛЕШИЙ

По тропинке леший шел,

На полянке гриб нашел.

(Ходьба)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок.

(Приседания)

Леший охает: устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся,

А потом назад прогнулся,

А потом вперед прогнулся,

И до пола дотянулся.

А потом вперед пошел

И опять грибок нашел.

Прогнозируют содержание по заголовку.

Читают хорошо читающие ученики цепочкой.

Делают выводы
и обобщения.

Внимательно читают , совещаются, выполняют.

Читают по цепочке.

Отвечают на вопросы.

Внимательно слушают.

Делают вывод.

Выполняют физкультминутку согласно тексту

IV. Закрепление нового материала.

1. Беседа по картине и иллюстрации.

– Мы прочитали сказку и узнали, что происходит с Аленушкой. Но в сказке нет описания, какая она, главная героиня.

Какой Аленушка вам представляется?

Есть полотно, красиво оно,

Но печально и грустно девице одной.

– Рассмотрите картину, написанную Виктором Васнецовым, подмечая все детали.

– Что роднит сказку и картину?

– Художник Иван Билибин вот такими увидел Аленушку и Иванушку.

– Какой здесь изображена Аленушка?

– Эту иллюстрацию  к сказке нарисовал Иван Билибин еще в 1901 году, ей сейчас более 100 лет. Как видите, и 100 лет назад эту сказку любили не только дети, но и взрослые. Билибин – художник-график, известный главным образом своими иллюстрациями к русским народным сказкам, былинам и сказкам А. С. Пушкина.

– Какой эпизод изобразил иллюстратор?

– Когда и в какой момент вы особенно переживали за Аленушку?

– А как вы представляете себе облик Аленушки в тот момент, когда случилась беда?

– Художник В. М. Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку в момент ее горя. Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление от представления художника?

– Можно ли эту работу назвать иллюстрацией к сказке? Почему?

– Правильно. Это не иллюстрация, это картина, на которой В. М. Васнецов показывает нам как бы обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней.

– Посмотрите, какое настроение у Аленушки?

– Как вы думаете, почему она грустит?

– Почему В. Васнецов изобразил Аленушку у воды?

– При помощи каких средств художник показал, что девочка сирота?

– Как он отразил свое отношение к ней?

– Чем отличается изображение Аленушки на картине Васнецова от изображения

на рисунке Билибина?

– Сидя у воды, о чем она думает? О своем одиночестве? Корит брата или сетует, что недоглядела за ним?

– Найдите в тексте и прочитайте, как Аленушка уговаривала братца не пить из лужи.

– Как ведьма утопила Аленушку?

– Как козленок звал свою сестру?

– Что отвечала ему сестра?

– Прочитайте отрывок, где ведьма просит купца избавиться от козленка.

– Прочитайте, как спасли Аленушку.

– Зачитайте слова Иванушки, которые он произносит как плач-заклинание.

– Прочитайте ответные слова Алёнушки. С какой интонацией нужно читать эти отрывки? (Мелодично, жалобно.)

– Какую бы музыку вы подобрали к этим отрывкам?

– Сказки неразрывно связаны с фольклором, русскими напевами, где раскрываются нравы и быт русского народа. Если рассмотреть сказку по авторству и содержанию, то какой вывод можно сделать: какая это сказка? (Русская народная, волшебная.) Докажите.

– Добрая, ласковая, спокойная, нежная, заботливая, внимательная.

Рассматривают картину Васнецова.

Рассматривают иллюстрацию Билибина.

Внимательно слушают.

– Лицо у нее хотя и печальное, но красивое и доброе.

– Все грустные события связаны с водой. Иванушка обернулся козленочком как раз потому, что очень хотел воды испить. Именно в воду бросила ведьма Аленушку.

– На ней старая одежда, девочка босая.

Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится)

Фронтальная

VI. Итог урока

Цель:

Определить, как эмоционально дети откликнулись на произведение.

– А. С. Пушкин говорил «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Вы согласны с этим высказыванием?

– Какой урок нам дала эта сказка?

– Слушаться старших, любить друг друга и не оставлять близких в беде.

Рефлексия

 Цель:

Осознать путь, который помог учащимся осмыслить идею произведения;

 оценить деятельность учащихся

– Выберите и продолжите любое предложение:

•  На уроке я узнал…

•  Сегодня я сумел…

•  Я похвалил бы себя за…

– Оцените свою работу. Какую оценку за урок каждый поставит себе? Обоснуйте, кто хочет, свой ответ.

- А теперь я оценю вашу работу на уроке. - Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке.

-За большую работу и подготовку материала к уроку получают оценку участники “Поисковой группы”…

- За правильное, беглое, выразительное чтение сказки, за работу на уроке получают оценку…

С каким настроением вы уходите с урока? Поднимите соответствующие смайлики (улыбающегося или грустного колобка)

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Дифференцированное домашнее задание

Цель:

Закрепить умения, полученные на уроке

  • Выполнить задания в рабочей тетради на с. 20.
  • Нарисовать иллюстрации к сказкам.
  • Подготовить выразительное чтение сказки

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

nsportal.ru

Урок литературного чтения в 3 классе Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка!

12.09.2017 Литературное чтение, 3 класс Кастырина И.В.

Тема: Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Цели: Продолжить работу над формирование навыка чтения и литературного анализа сказки.Выявить признаки и структуру волшебной сказки .Учить высказывать и обосновывать мысли, делать выводы, умозаключения.

Развивать познавательную активность, вызывая у ребёнка положительное отношение к учению, предмету.

Формировать культуру речи. Прививать интерес к чтению.

Оборудование:  группы и виды сказок, иллюстрации к сказке, картина В.Васнецова «Алёнушка», особенности волшебной сказки.

Ход урока.

І. Организационный момент.

IІ. Проверка домашнего задания.

- Какой раздел изучаем ? Почему от так называется ?

- С какими произведениями этого жанра мы познакомились?

- Что вы знаете о гжеле, дымковской игрушке, хохломе ?

IІI. Актуализация знаний.

- С какими произведениями УНТ мы ещё не познакомились?

- Что такое сказка? Сказки называют «народной мудростью». Их сочинил народ. Сказки передавались из уста в уста. Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки – это один из основных жанров фольклора и появились давно.

Есть научное толкование слова « Сказка». Из предложенных мной вариантов, выберите верное.

Сказка

- научно-фантастическое произведение

- произведение о вымышленных событиях, чаще с участием волшебных, сил, в котором добро всегда побеждает зло. 

Итак, мы отправляемся в сказку!

ІV. Сообщение темы и цели урока.

 Сегодня мы с вами глубже познакомимся со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», найдём все особенности русской народной сказки, и постараемся определить, какая она по своему характеру. Будем читать, фантазировать, наблюдать, рассказывать и конечно проверим ваши знания.

V. Работа над сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Прочитаем данные слова вполголоса.

Старик да Старуха

Алёнушка да Иванушка

Одни - одинёшеньки.

Как вы понимаете значение слов одни - одинёшеньки?

Вспомним данный фрагмент сказки, найдите и прочитайте его. (Выборочное чтение)

- Чтение цепочкой, а последнее предложение прочитывается чтением «Будь внимателен». (Каждый учащийся читает, до слов учителя стоп, а другой продолжает….)

Ребята, как начинается данная сказка, с каких слов?

Как называется это в сказке?

В русской народной сказке это называется зачином.

А ещё как могут начинаться сказки?

В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь….

А теперь внимательно рассмотрите иллюстрацию к сказке и вспомните, к какому эпизоду принадлежит данная картинка? 

 Ребята, обратите внимание, сколько раз Алёнушка упрашивала Иванушку не пить из копытца?

Три раза. Сначала было коровье копытце, лошадиное копытце, а потом козье копытце. Число 3 число волшебного мира!

Найдём и зачитаем данный эпизод по ролям.

Ребята, именно это предложение (Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца) является завязкой сказки. И оно нас как бы насторожило, что же дальше будет. 

Какие слова помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их мучила жажда?

Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.

Как вы понимаете выражение пот донимает?

Это значит, что Иванушке стало сильно жарко.

Ребята, а какие слова в этом отрывке повторялись?

Шли-шли, идут, идут.

Значит, для сказки ещё характерны повторы, которые часто в них используются.

А теперь внимательно прочитайте вопрос глазами и как бы вы на него ответили?

Вопрос: Хорошо ли это: не слушать старших – и почему вы так считаете?

Я считаю, что это очень плохо, старшие всегда подскажут как правильно сделать, у них богаче жизненный опыт, иначе может случиться беда с нами.

-Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный и покладистый мальчик?

Нет. Он не послушался старшую сестру.

VI. Работа по вопросам.

- Далее ребята, у нас идёт основной сюжет сказки.

1. Что предложил Алёнушке купец? (Чтение выразительное) 

2. Что произошло, пока купца не было дома?

-Пришла ведьма и увела Алёнушку.

- Ребята, какую неосторожность допустила Алёнушка и что из этого вышло?

-Алёнушка пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма.

- Можно ли идти с незнакомым человеком, если он даже зовёт вас ласково и что-нибудь обещает?

Выборочное чтение. Первый человек находит, и все читают за ним, чтение за диктором.)

3. Зачем побежал козлёнок на речку?

Прочитайте, что ответила ему Алёнушка?

( Чтение дуэтом выразительное)

Как козлёнок звал свою сестру? Жалобно и печально.

Ребята, а как же заканчивается сказка? Найдём и прочитаем этот момент. ( Чтение квартетом). Это предложение ставит точку в развитии сюжета. Концовка сказки. 

-Ребята, а как может закончиться ещё сказка? Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец.

- Обычно сказки заканчиваются богатым свадебным пиром и часто используются такие слова: - и стали жить-поживать и добра наживать.

Как и в любой сказке, добро победило зло. Чему же учит нас эта сказка?

Зло всегда будет наказано, слушаться старших, любить друг друга, не оставлять близких в беде.

- Ведь Алёнушка и Иванушка выдержали испытание, только потому что они не оставили друг друга в беде и любили друг друга.

Разные виды чтения:

- Жужжащее хоровое чтение с логическим ударением на подчёркнутые слова;

- Чтение по рядам;

- Чтение выразительное дуэтом;

- Чтение с убыстрением темпа скорости.

VIII. Рефлексия. 

- На уроке я узнал……

- Сегодня я сумел……

- Я похвалил бы себя за……

IX. Оценки за урок. Домашнее задание.

Дома, прочитайте эпизоды из сказки, которые вам больше всего понравились и нарисовать иллюстрацию к этому отрывку. Дополнительно: прочитать русскую народную сказку и рассказать.

__________________________________________________

1.Определите     вид        сказки

Волшебная,   бытовая,      докучная ,    о животных.

2.Почему  Сестра и брат остались одни? ___________________________________________________________________________

3.Расположите по порядку:

Козье копытце, коровье копытце, лошадиное копытце.

4. Почему Иванушка превратился в козлёночка?

____________________________________________________________________________

5. Почему с Алёнушкой  случилась  беда? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Почему Алёнушка не могла выплыть к братцу?

____________________________________________________________________________

7. После чего Иванушка превратился обратно в мальчика?

____________________________________________________________________________

8.Что поучительного в этой сказке?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

__________________________________________________

1.Определите     вид        сказки

Волшебная,   бытовая,      докучная ,    о животных.

2.Почему  Сестра и брат остались одни? ___________________________________________________________________________

3.Расположите по порядку:

Козье копытце, коровье копытце, лошадиное копытце.

4. Почему Иванушка превратился в козлёночка?

____________________________________________________________________________

5. Почему с Алёнушкой  случилась  беда? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Почему Алёнушка не могла выплыть к братцу?

____________________________________________________________________________

7. После чего Иванушка превратился обратно в мальчика?

____________________________________________________________________________

8.Что поучительного в этой сказке?

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

__________________________________________________

1.Определите     вид        сказки

Волшебная,   бытовая,      докучная ,    о животных.

2.Почему  Сестра и брат остались одни? ___________________________________________________________________________

3.Расположите по порядку:

Козье копытце, коровье копытце, лошадиное копытце.

4. Почему Иванушка превратился в козлёночка?

____________________________________________________________________________

5. Почему с Алёнушкой  случилась  беда? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Почему Алёнушка не могла выплыть к братцу?

____________________________________________________________________________

7. После чего Иванушка превратился обратно в мальчика?

____________________________________________________________________________

8.Что поучительного в этой сказке?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

__________________________________________________

1.Определите     вид        сказки

Волшебная,   бытовая,      докучная ,    о животных.

2.Почему  Сестра и брат остались одни? ___________________________________________________________________________

3.Расположите по порядку:

Козье копытце, коровье копытце, лошадиное копытце.

4. Почему Иванушка превратился в козлёночка?

____________________________________________________________________________

5. Почему с Алёнушкой  случилась  беда? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Почему Алёнушка не могла выплыть к братцу?

____________________________________________________________________________

7. После чего Иванушка превратился обратно в мальчика?

____________________________________________________________________________

8.Что поучительного в этой сказке?

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

multiurok.ru

Урок литературного чтения "Добро и зло в русской народной сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". 3-й класс

Этапы урокаЗадача этапаПланируемое времяДеятельность учителяДеятельность учащихся
I. Организационный моментМотивация к уроку.30 секВидеоролик. (Нажать на слово “Пусть новый день принесёт только хорошее)

Чудесным пусть будет у вас настроение,
легко и прелестно даётся учение.

Показывают готовность к уроку.

Приветствуют учителя

II. Речевая разминкаРазвитие артикуляционного аппарата3 минНа доске речевая разминка

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.

 
-Прочитайте, что написано на доске?

-Какой звук повторяется в скороговорке?

-Прочитайте хором.

-Прочитайте медленно.

-Прочитайте обиженно.

-Прочитайте весело

Прочитайте быстро.

-Для чего вы выполняли эту работу?

Для чего вы выполняли эту работу?

Скороговорка

Повторяется звук [ш]

Дети читают все вместе.

Читает один ученик

Читает один ученик

Читает один ученик

Читает один ученик

Чтобы красиво, выразительно, правильно говорить.

III. Постановка цели урокаСоблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.5 минПослушайте песню и скажите, чему будет посвящён наш урок.

Аудио “Сказка гуляет по свету” В. Толкунова (Нажать на солнышко).

Наш урок будет посвящён сказкам.
Ребята, в одной сказочной стране Злой Волшебник заколдовал добрые сказки. Почти все сказки исчезли, разлетелись по свету. Названия сказок стёрлись. Остались картинки. Не поможете ли вы мне расколдовать сказки, вспомнить как они называются.

Какие вы молодцы! Расколдовали сказки.

– Сказки называют народной мудростью. Их сочинил народ. Сказки передавались из уста в уста. Автора народной сказки нельзя определить. Есть научное толкование слова сказка. Из предложенных мной вариантов выберите верный.

Гуси-лебеди,
Лиса и Заяц,
По щучьему велению,
Волк и семеро козлят,
Царевна-лягушка
Сказка – это...

• научно-фантастическое произведение;

• произведение о вымышленных событиях, чаще с участием волшебных сил, в котором добро всегда побеждает зло.

- Найдите самое главное в этом определении.

Всегда ли добро побеждает зло?

Докажите.

Проблема.

В нашем учебнике есть замечательная сказка, которая поможет ответить на этот вопрос.

Предлагают варианты ответов.

Добро всегда побеждает зло

Прочитайте название сказки на доске.

СGЕСIТ1РИDЦSА АSЛ6ЁZНUУ9ШYК8А И БQРNАRNJТ5ЕVЦ ИJВIА7НGУFШSКZА

Сформулируйте цели урока.

- Познакомимся...

- Будем развивать...

- Обогащать...

- Пополнять...

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

...со сказкой “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

... навыки осознанного, выразительного чтения.

...свою речь.

...свой багаж новыми сказками

IV. Изучение нового материалаСоблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.8 мин

 

6 мин

1. Первичное чтение сказки.

(Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой 3 класс (нажать на картинку “Алёнушка и козлёнок”)

Прослушайте сказку, представьте героев. Придумайте вопросы к сказке.

2. Первичная проверка понимания.

- Понравилась ли вам сказка?

Назовите героев сказки и опишите их. Можете пользоваться “Словариком прилагательных”.

- Что помогло нам дать характеристику героям?

Для чего мы давали характеристику героям?

Кто больше понравился? Почему?

У вас на столах листочки разного цвета.

Зелёный – высокий уровень.

Жёлтый – средний уровень.

Красный – низкий уровень.

Оцените себя на этом этапе работы.

 

Эпитеты

Мы узнали, что все герои разные.

Минута самостоятельной работы.

Придумайте свои вопросы к сказке. Запишите в тетрадь.

Что мы сейчас проверили?

Продолжим работу над текстом.

- Что вы узнали об Алёнушке и Иванушке из первых строк сказки?

Внимательно ли прослушали сказку.

 

 

Алёнушка и Иванушка были брат и сестра. Родители их умерли и остались они одни - одинёшеньки.

Куда пошла Алёнушка и почему она братца взяла с собой?

В кого превратился Иванушка? Как это случилось?

Найдите эти стоки и прочитайте.

Алёнушка пошла на работу. Иванушку не с кем было оставить дома.

Он превратился в козлёночка, потому что напился водицы из козьего копытца.

Как вы думаете, почему мальчик не послушался свою старшую сестру?

Как отнеслась Алёнушка к брату, ставшему козлёночком.

Хорошо ли это не слушать старших – и почему вы так считаете?

Было очень жарко. Иванушка очень хотел пить.

Алёнушка его любила, как раньше.

Старших надо слушать. Они лучше знают, что может случиться, т. к. у них больше опыта.

Что предложил Алёнушке купец? Найдите эти строки.

Хорошо ли им жилось вместе?

Кто помешал их счастью? Как это случилось? Найдите эти строки и прочитайте.

Он предложил выйти за него замуж.

Да, жили они хорошо.

Им помешала ведьма. Она утопила Алёнушку, а сама превратилась в неё.

Кто знал об её обмане?

Стал ли козлёночек снова мальчиком? Как это случилось?

Что сделали с ведьмой?

Козлёночек.

Да. Он от радости перекинулся через голову 3 раза.

Её привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле.

Зачем я вам задавала вопросы?

Сделайте вывод.

Оцените свою работу на этом этапе урока.

Чтобы ещё лучше понять сказку

Отношения близких людей одинаковы и в радости и в горе.

V. Физкультминутка 1 минСейчас мы с вами отдохнём и продолжим работу дальше (нажать на слово “ФИЗМИНУТКА”).Выполняют движения под музыку.

Лиса

Дети называют сказки

VII. Работа в парахУчатся полно и точно выражать свои мысли. Владеют навыками самостоятельной работы12 минРабота в парах.

Продолжим работу над проблемным вопросом. поработаем в паре.

Вам надо собрать рассыпанные пословицы.

Что такое пословица?

Минутка самостоятельной работы.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Делая зло, на добро не надейся.

Добра желаешь, добро и делай.

Добро не лихо – ходит тихо.

За добро добром и платят.

Выполняют задание самостоятельно.

Краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.

– Прочтите собранные пословицы.

– Что их объединяет?

Какие пословицы о добре вы знаете?

- Итак, вернёмся к сказке “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.

– Какие из собранных

urok.1sept.ru

технологическая карта урока чтение 3 класс Сестрица Аленушка и братец Иванушка.docx

VII.
Ф и з к у л ь т
м и н у т к а
VIII. Работа
по теме урока
2. Работа по
вопросам.
А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – вновь за дело.
Выполняют физкультминутку
согласно тексту.
– В этой сказке есть положительные и отрицательные герои.
– Положительный герой – это…
­ Олицетворением зла в этой сказке является…
Внимательно слушают.
Отвечают на вопросы.
АЛЕНУШКА
ВЕДЬМА
– Многое мы узнали об этих героях, и я предлагаю проанализировать главных героев,
подобрать соответствующие слова.
ВЕДЬМА – злая, жестокая, хитрая, грубая.
АЛЁНУШКА – добродушная, ласковая, преданная, заботливая.
– Дополнительно запиши любые слова, которые характеризуют наших героев.
– Зачем побежал козлёнок на речку?
– Прочитайте, что ответила ему Алёнушка?
– Как козлёнок звал свою сестру: весело или печально?
– Как заканчивается сказка? Найдите и прочитайте этот момент. Это предложение ставит
точку в развитии сюжета.
Печально
Отвечают на вопрос.
Читают отрывок – концовку сказки.
– Как ещё может закончиться сказка? Обычно сказки заканчиваются богатым свадебным
пиром, и часто используются такие слова: «И стали жить­поживать и добра наживать».
– Как и в любой сказке, добро победило зло. Чему учит нас эта сказка?
– Зло будет наказано. Слушаться
старших, любить друг друга. Не
бросать близких в беде.
– Ведь Алёнушка и Иванушка выдержали испытание только потому, что они не оставили друг
друга в беде и любили друг друга.
X. Тест
Проводит тестирование (см. ресурсный материал)
Выполняют тестовые
задания оценивают работы друг друга
(взаимопроверка)
XI.
Итог – Как вы думаете, к какому виду сказок мы можем отнести сказку «Сестрица Алёнушка и – Волшебные, бытовые,
Выполняют
физкультмину
тку согласно
инструкции
учителя.
Умеют
слушать в
соответствии
с целевой
установкой.
Принимают и
сохраняют
учебную цель
и задачу.
Дополняют,
уточняют
высказанные
мнения.
Находят
ответы на
вопросы в
тексте
(читают
вдумчиво,
понимают все
слова,
представляют,
о чём
говорится).
Владеют
навыками
самостоятель
ной работы
Осуществляю

znanio.ru

Урок 4. сказка «сестрица аленушка и братец иванушка» - Литературное чтение - 3 класс

Литературное чтение, 3 класс

Урок 4. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Волшебные сказки, их особенности, нравственное содержание
  2. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

 

Глоссарий по теме

Устное народное творчество - это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет во время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет - это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Троекратный повтор - один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

 

Ключевые слова

Устное народное творчество. Волшебная сказка. Зачин. Концовка. Волшебный предмет. Троекратный повтор. Победа добра над злом.

 

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., - 223с.:ил. С.22-27
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 20
  3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

На уроке мы узнаем  о   жанре устного народного творчества – волшебной сказке;

Научимся  характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

 

Основное содержание урока

1.Начнём знакомство со сказками.

Сказка – жанр устного народного творчества. Появились они очень давно. Родители, рассказывая детям сказки, учили их обычаям своего народа, что такое добро и зло, как правильно поступать в разных ситуациях.

Раньше сказки не записывались, а передавались из поколения в поколение, из уст в уста.

Позже писатели – собиратели фольклора стали записывать сказки со слов рассказчиков и появились книжки – сборники русских народных сказок. Самым известным собирателем народных сказок в России был Александр Николаевич Афанасьев. Он записал множество русских народных сказок и издал сборник из нескольких выпусков.

Сказки бывают бытовые, волшебные, о животных.

  1. Сегодня мы познакомимся с особенностями волшебной сказки на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Сказка всегда начинается с зачина. В нём обычно сообщается о том, кто является героями сказки, где и когда происходит действие. Прочитав зачин, вы узнали, что Алёнушка и Иванушка были сиротами, родители у них умерли, и остались они одни-одинёшеньки.

Действие сказки начинается в дороге – Алёнушка отправляется на работу и берёт с собой младшего братца. По дороге братец трижды просит разрешения напиться воды их копытца. Троекратный повтор характерен для волшебной сказки. В нашей сказке есть ещё троекратный повтор – прежде чем снова стать человеком, козленочек трижды перекидывается через голову.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке Алёнушка – добрая, ласковая, работящая, преданная - положительный герой, а ведьма –  злая, жестокая, хитрая, грубая - отрицательный.

В волшебных сказках происходят волшебные события. Обратимся к нашей сказке. Какие волшебные события произошли в ней?

 - Иванушка превратился в козлёночка;

 - злая ведьма обернулась Алёнушкой;

- Алёнушка утонула, но осталась жива и могла разговаривать с братцем;

 - козлёночек снова стал мальчиком.

События сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» показывают, что непослушание и неосторожность ведут к беде. Не послушался Иванушка сестру – стал козленочком. Сказка подсказывает нам: чтобы избежать беды, надо слушаться старших.

Пошла Алёнушка купаться с ведьмой, а та её утопила. «Не доверяйте незнакомым людям!» - учит сказка.

В сказке добро побеждает зло, ведь героиня сказки Алёнушка заслужила помощь. Алёнушка не бросила братца в несчастье, и он тоже старался выручить её из беды. Любовь и преданность друг к другу помогла героям сказки преодолеть трудности.

События сказки происходят в определенной последовательности. Читая сказку, обратите внимание на основные эпизоды сказки – это поможет вам пересказать её.

- Смерть родителей

- Дорога в поле

 - Коровье копытце

 - Лошадиное копытце

 - Козье копытце

 - Встреча с купцом

 - Ведьма

 - Разговор козленка

 - Прощание козлёнка

 - Спасение Алёнушки

 - Превращение козленочка в мальчика.

При пересказе народной сказки нужно обращать внимание на язык сказки. Многие слова и выражения характерны для сказки, они помогают лучше передать её напевность, неторопливость, плавность повествования. Например, жили-были, одни-одинёшеньки, красна девица, злато-серебро, залилась слезами, по дальнему пути, по широкому полю, братец, сестрица и другие.

Концовка сказки обычно ставит точку во всех происходящих событиях. В варианте, предложенном вашим учебником концовка – превращение козлёнка в мальчика. В другом варианте этой же сказки концовкой является наказание злой ведьмы. Часто концовка звучит как намёк на продолжение событий: «и стали они жить-поживать и добра наживать» или благодарностью рассказчика к слушателям: «Вот и сказке - конец, а кто слушал – молодец».

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» учит   быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончиться хорошо и добро обязательно победит.

Главная мысль сказки:

Чтобы не было беды, всегда слушайте, что говорят старшие, знающие люди.

Подведем итоги.

Волшебная сказка — это жанр фольклора, в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

Признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

Для пересказа сказки нужно уметь выделять в ней основные события и учитывать её особенности.

 

Разбор типового тренировочного задания

Сортировка элементов по категориям

 Текст вопроса:  Подберите слова, характеризующие Алёнушку и ведьму. Заполните таблицу.

Алёнушка

Ведьма

 

 

 

Слова для выбора:  добрая, злая, ласковая, грубая, преданная, доверчивая, хитрая, жестокая, наивная, коварная, работящая

 

Ответ:

Алёнушка

Ведьма

 добрая, ласковая, преданная, доверчивая, наивная, работящая

злая, грубая, хитрая, жестокая, коварная

 

Разбор типового контрольного задания

Множественный выбор

Текст вопроса

Выбери из списка признаки волшебной сказки

1 вариант

1.зачин

2.события соответствуют реальной жизни

3.концовка

4.троекратный повтор

5.стихотворная форма

 2 вариант

 1.волшебные герои

2.пятикратный повтор

  1. добро побеждает зло

4.волшебные события

5.стихотворная форма

 

Ответ

1 вариант

1.зачин

3.концовка

4.троекратный повтор

2 вариант

1.волшебные герои

3.добро побеждает зло

4.волшебные события

resh.edu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *