Узор из геометрических фигур в полосе – Ой!

Содержание

Урок на тему "Составление геометрического узора в полосе"

Цель: учить составлять геометрический узор в полосе.

Задачи:

  • закрепить умение узнавать и называть геометрические фигуры, цвета;
  • обучение правильной (экономной) разметке фигур на бумаге по образцу;
  • совершенствование резания бумаги ножницами по линиям разметки, смазывание поверхности бумаги клеем;
  • формирование умения составлять план выполнения работы и оценивать своё изделие по вопросам учителя;
  • коррекция мелкой моторики: развитие дифференциации движений пальцев;
  • воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование: ножницы, клей, кисточка, салфетка, цветная бумага, картон.

Словарь: геометрический узор, шаблон, закладка.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Сядем прямо, не согнёмся
За работу мы возьмёмся.

2. Проверка готовности.

- Итак, у нас урок ручного труда.

- Проверим, готовы ли вы к уроку. Я называю, а вы проверяете глазками.

- Инструменты лежат с правой стороны: кисточка, клей, ножницы, а необходимые для урока нам материалы с левой стороны: цветная бумага, шаблоны, салфетка.

3. Повторение правил.

- К уроку вы готовы, а теперь повторим правила работы на уроке труда.

<приложение 1>, (дети читают по одному правилу)

- Сегодня на уроке мы будем пользоваться ножницами, вспомните, как правильно их держать, передавать и резать ими бумагу. <приложение 2>

4. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем составлять узор. А вы знаете, что такое узор?

- Узор - это рисунок состоящий из различных линий, красок, фигур.

- Узоры бывают разные: из цветов, листьев, из фигур животных, птиц, бабочек и из геометрических фигур (образцы).

- Ребята, а где вы видели узоры?

- Узоры бывают в полосе, в круге, в квадрате.

- Сегодня на уроке мы составим вот такой геометрический узор.

- Что мы можем украсить таким узором? (закладку)

- Да ребята, мы сделаем закладку для ваших библиотечных книг, чтобы вы не потеряли ту страницу на которой остановились при чтении.

5. Анализ образца.

- Из чего состоит наш узор?

- Из каких геометрических фигур состоит узор?

- Сколько кругов в узоре?

- Какого цвета круги?

- Сколько треугольников в узоре?

- Какого цвета треугольники?

- Сколько квадратов в узоре?

- Какого цвета квадрат?

6. Планирование работы.

- Для того чтобы составить такой узор мы должны заготовить все детали, т.е. геометрические фигуры. И для этого нам нужно их обвести и вырезать.

- Сколько нам нужно кругов?

- Для того чтобы нам вырезать 2 круга мы должны сложить лист красной бумаги пополам, обвести по шаблону круг и ножницами вырезать.

- Сколько нам нужно треугольников?

- Для того чтобы нам вырезать 2 треугольника мы должны сложить лист синей бумаги пополам, приложить шаблон к краю, обвести и ножницами вырезать.

- Сколько нам нужно квадратов?

- Для того чтобы нам вырезать квадрат мы должны приложить шаблон к жёлтой бумаге к самому краю, обвести и вырезать.

- А затем мы будем на полоску наклеивать геометрические фигуры.

- Сначала наклеиваем треугольники по краям полосы.

- Потом посередине наклеиваем квадрат.

- Затем наклеиваем круги, один внизу, другой вверху.

7. Физминутка.

8. Выполнение работы.

- Итак, что мы сейчас будем делать? (составлять узор)

- Что будем вырезать? (круги)

- Какого цвета? (красного)

- Взяли красную бумагу, сложили пополам, приложили шаблон, обвели, вырезали.

- Что будем вырезать дальше? ( треугольники)

- Какого цвета? (синего)

- Взяли синюю бумагу, сложили пополам, приложили шаблон к краю бумаги, обвели, вырезали.

- Что будем вырезать дальше? (квадрат)

- Какого цвета? (жёлтого)

- Взяли жёлтую бумагу, приложили шаблон к краю бумаги, обвели, вырезали.

- А теперь составили узор в полосе.

- Сейчас самостоятельно наклеиваем геометрические фигуры.

9. Словесный отчёт, оценивание.

- (выходит ученик) Нравится ли тебе узор, который ты сделал?

- А почему он тебе нравится?

- Ты правильно расположил фигуры?

- Ты наклеил аккуратно?

- Кому нравится узор :.

(оценивание учителем)

10. Итог урока.

- Что мы с вами сегодня научились составлять?

- Что мы украсили этим узором?

- Теперь у вас есть закладка, которая поможет вам не потерять ту страницу на которой вы читали.

Урок окончен.

urok.1sept.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО) по теме: конспект урока по изобразительной деятельности: Тема: Узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник- готовая форма). (по И.А. Грошенкову).

Конспект урока по ИЗО.

Тема: Узор в полосе для косынки треугольной формы

(треугольник- готовая форма).

2 класс ( по И.А. Грошенкову).

Цель: учить детей рисовать геометрический орнамент в полосе.

Задачи урока: образовательные: тренировать учащихся в проведении прямых горизонтальных и вертикальных линий, в делении полосы на равные части с помощью трафарета-мерки; закреплять навыки изображения несложных по форме предметов (круг, квадрат) по шаблону; совершенствовать умения чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету (преодолевать недостатки, обусловленные недоразвитием способности выполнять ритмичные построения). Воспитательные: воспитывать чувство ритма; формировать представление о гармоничности цветовых отношений между декоративными элементами. Воспитывать интерес к урокам изобразительного искусства.  Коррекционная: корригировать пространственные представления, внимание, память.

Материалы: простой карандаш, цветные карандаши, готовая треугольная форма- косынка (с метками), шаблон-мерка, мультимедийная презентация, образцы работ учителя.

Словарная работа: утварь.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  Цель: Проверка готовности учащихся к уроку. Создание эмоционально-комфортной обстановки на уроке через игру «Назови цвет предмета».

  В начале урока каждый ученик получает вырезанный из ватмана треугольник, вырезанный из картона квадрат-мерку.

  1. Вводная беседа.

Цель: актуализация опорных знаний детей о том, что такое орнамент; виды орнамента; где и как используется орнамент.

 А). У. Ребята, мы с вами уже говорили об орнаментах. Давайте вспомним, что такое орнамент?

Д. Узор. Это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния.

У. Как вы считаете, для чего нужен орнамент?

Д. Чтобы украшать им вещи. Так они становятся красивее.

Б). Показ мультимедийной презентации и беседа.

У. Какие бывают орнаменты?

Д. Растительные и геометрические. (Слайды 1-2).

У. Орнамент можно располагать в круге (слайд 3), в квадрате (4) в полосе (5).

Орнаментом украшают посуду (6-7), одежду (8-9) и многое другое. Например, платки и косынки (10-11), сумки (12), стены и окна домов (13), и всевозможную домашнюю утварь (14-15), (попутно У. объясняет детям слово «утварь»- означает изделия ручного труда. Исходя из этого значения, к утвари относят посуду— емкости, предназначенные для напитков и пищи, приготовления еды и, в традициях народного творчества, для украшения стола и интерьера, всевозможные шкатулки, украшения. Поэтому утварь — традиционный предмет народных промыслов и художественных ремесел.)

Ф.М. Вверх-вниз, влево-вправо.

  Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Затем, зажмуриться, снять напряжение, считая до 10.

Круг.

Представить себе большой круг и обводить его глазами сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

Квадрат.

Представим что перед нами большой квадрат. Находим правый верхний угол и переводим взгляд левый нижний угол, затем в левый верхний и в правый нижний.

  1. Основная часть.

Цель: подготовить детей к самостоятельной работе на уроке.

А).У. Ребята, скажите, а вам понравились косынки, которые мы с вами видели на экране? Правда, очень красивые. Мы с вами сегодня тоже будем расписывать косынку, рисовать узор в полосе.

Посмотрите какие косынки получились у меня. (Рассматривание образцов выполненных учителем).

Б). Рассматривание образца косынки, которую предстоит выполнить детям.

У. Посмотрите внимательно на образец и назовите что это.

Ребята, а как вы думаете, для чего нужна косынка?

Какой формы эта косынка? (Д. треугольной).

Из чего сделана косынка?

Давайте внимательно рассмотрим узор косынки. Как вы думаете, ребята, к какому виду орнаментов относится орнамент, который нарисован на этой косынке? (Д. геометрическому). А как вы догадались?

Из каких геометрических фигур состоит орнамент? (Д. круг и квадрат). Какого они цвета?

В. Обобщение.

 Сегодня мы с вами будем украшать косынку узором из геометрических фигур, который расположен в полосе- геометрическим орнаментом расположенном в полосе. Как вы уже знаете, в орнаменте фигуры расположены в определенном порядке. Посмотрите, красный круг, желтый квадрат, затем опять красный круг и желтый квадрат. Этот порядок нарушать нельзя- если мы нарушим порядок изображения фигур, то орнамента не получится.

Для того чтобы точно распределить орнамент мы с вами будем пользоваться шаблонами-мерками, которые лежат у вас на парте. Поднимете шаблоны-мерки вверх, чтобы я видела, у всех они есть?

Г. Определение последовательности построения рисунка. (Приложение).

Д. Указания к работе.

У. рассказывает о том, какие учебные принадлежности потребуются сегодня на уроке: простой и цветные карандаши, стирка, шаблон-мерка и шаблоны для рисования геометрических фигур (круг, квадрат), как расположить эти предметы на парте, чтобы было удобно работать. Напоминаю детям как правильно держать карандаш и шаблон-мерку, как правильно расположить треугольную форму косынки.

4. Самостоятельная работа учащихся.

  А. Дети под руководством У. рисуют широкую полосу (соединяют прямыми линиями заранее поставленные в треугольнике точки), а затем делят полосу с помощью шаблона-мерки на равные части. Затем приступаем к выполнению геометрического орнамента: сначала берем шаблон круга и обводим его в первом квадрате, затем один пропускаем, снова обводим круг, пропускаем один квадрат, а в следующем снова обводим круг. В оставшихся пустых квадратах с помощью шаблона обводим маленькие квадратики.

Б. Перед тем как дети приступят к раскрашиванию, обращаю их внимание на то, что необходимо соблюдать цвет геометрических фигур- соблюдение цветового ритма. Напоминаю, что штрихи цветным карандашом делают короткие и стараемся красить в одном направлении для того чтобы работа была ровно и красиво закрашена.

5. Ф.М.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять, пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

6. Итог работы.

А. Чем мы сегодня занимались на уроке?

Б. Анализ детских работ:

Давайте рассмотрим ваши работы. Как вы думаете чья косынка получилась самая красивая? Почему? А почему работа у ребенка N не самая удачная. Какие ошибки были допущены?

Ребята, вы все молодцы! Старались на уроке. Теперь давайте развесим ваши работы в уголке рисования, чтобы все могли полюбоваться нашими красивыми косынками.

Конспект составила студентка з/о отделения группы 8701 Волкова Н.Н.

nsportal.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 1 класс) на тему: Урок изобразительного искусства.1 класс. Декоративное рисование.Геометрический орнамент в полосе.Пас.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Проверим готовность к уроку. Сегодня нам на урок понадобятся полоски из бумаги и цветные карандаши.

У всех всё готово?

Дети проверяют принадлежности, настраиваются на урок.

Вступительная беседа

Ребята, чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, вам нужно разгадать ребус.

Посмотрите на экран (слайд 1).

Ребята, кто разгадал ребус  и  может сказать ответ?

Давайте произнесем это трудно е слово ор-на-мент.

Верно, сегодня мы с вами будем говорить об орнаменте.  

Ребята, а кто знает, что такое орнамент?

Посмотрите на экран (слайд 2) , кто может сказать, что такое орнамент.

Орнаментов называют  узор, состоящий из повторяющихся элементов. Такое повторение узора называется ритмом (на доске появляется слово ритм) .  

Также слово орнамент означает «украшение».

Ребята, скажите, почему орнамент еще называют украшением?

А как вы думаете, где можно увидеть орнамент?

Ребята, посмотрите на экран (слайд 3-4) .

На платье, на платках, варежках, поясах, носках и даже на гербе города Сыктывкара он тоже присутствует.

А у вас есть одежда, на которой есть орнамент?

Ребята, а как вы думаете, может ли орнамент, что- то  обозначать?

Раньше, орнамент служил не только украшением, он выполнял и другие функции: он предохранял от сглаза, от нечистой силы, помогал охотнику не заблудиться  в лесу.

Также с помощью орнамента можно было узнать много интересного о его владельце: откуда он родом, сколько ему лет, по какому случаю так одет.

 Вот какую полезную функцию раньше выполнял орнамент.

Ребята, посмотрите снова на этот орнамент. (Слайд 5)   Он называется геометрический орнамент. Давайте хором произнесем это трудное слово.  От какого слова образовалась слово геометрический?  

Геометрический образовалось от слова геометрия. А кто-нибудь знает,  что такое геометрия?

Ребята, геометрия-это наука, которая изучает линии, фигуры, квадраты, точки.

Как вы думаете, как геометрические фигуры связаны с нашей темой?

Ребята, в какой республике мы живем?

А как вы думаете, у нас в Республике Коми  есть свой орнамент?

Кто точнее скажет теперь, что мы будем рисовать?

Дети смотрят на экран.

Орнамент.

Дети произносят.

Дети, если знают, отвечают.

Это рисунок, узор.

Потому что он что-то украшает.

На одежде, на платье, варежках и т.д.  

Дети смотрят на экран.

Дети отвечают.

Может.

Дети хором произносят слово геометрический.

Дети если знают говорят.

Дети предлагают свои варианты.

Мы будем, используя фигуры, точки, линии рисовать орнамент.

Республике Коми.

Есть.

Мы будем рисовать коми орнамент, используя геометрические фигуры.

Анализ образца

Ребята, коми орнамент состоит из пасов. Пас-это родовой знак.

Кто из вас может сказать, что значит родовой знак?

Совершенно верно, это связанно с  семьей. Ребята посмотрите на экран. (слайд 6)

У каждого есть семья, у каждого  в семье должен быть знак, но ведь каждый член семьи не мог пользоваться одним и тем же знаком, поэтому каждый раз добавлялись новые элементы и  они усложнялись.  

Ребята, бывает орнамент прерывный и непрерывный. Как вы понимаете прерывный узор?

Совершенно верно, посмотрите на экран

 ( слайд 7-8), здесь представлен прерывный орнамент, так как все элементы прерываются, отдельно друг от друга находятся.

А бывает непрерывный.  Значит  эти элементы не прерываются, держаться за ручки.

Ребята, элементы орнамента симметричные. Кто может сказать, что такое  симметрия?

Совершенно верно, если провести линию, то есть ось симметрии,  то должно получиться две одинаковые половинки.

Кто выйдет к доске и попробует найти ось симметрии на пасах.  

Ребята, при рисовании нам нужно будет помнить про ось симметрии, потому что пасы должны быть симметричны, обе половинки должны быть одинаковые.

Ребята, давайте посмотри на экран (слайд 10)

Скажите, какие элементы вы видите на первой полосе?

Учитель записывает на доске элементы.

Скажите, какие это элементы?

Какими цветами изображен узор?

Хорошо, посмотрим на следующий узор. А здесь, какой элемент?

Какие это элементы?

Какие цвета преобладают?

Посмотрим на следующий слайд (слайд 11)

Кто попробует выйти и нарисовать  главный элемент в первой полоске.

Ребята, какие это элементы прерывные или непрерывные?

Посмотрите, я сейчас  сделаю эти элементы непрерывными, посмотрите, они стали держаться за ручки. Посмотрите, получается совершенно новый узор.

Какие цвета встречаются в этом орнаменте?

Рассмотрим последний рисунок. Кто выйдет показать пасы.

Какие цвета встречаются в этом орнаменте?

Ребята, скажите, какие основные цвета встречаются в коми орнаменте?

Ребята, какие геометрические фигуры встречаются в орнаментах?

Принадлежит родственникам, семье.

Он прерывается.

Если провести линию и две половинки будут одинаковые , то это и будут симметрия.

Один ученик выходит и показывает.

Крестики и точки.

Прерывные, симметричные.

Желтым и синим, есть еще красная линия.

Крестик и квадрат.

Прерывные, симметричные.

Красный, желтый и синий.

Один ученик выходит и пробует нарисовать элемент.

Прерывные.

Красный, черный, желтый.

Один ученик выходит и показывает.

Красный, синий.

Красный, желтый, синий, черный.

Линии, точки, квадраты.

Планирование образца

Ребята, посмотрите на доску, сейчас я вам буду показывать последовательность рисования орнамента, а вы будете мне помогать.

 Прежде, чем рисовать узор, скажите, что нужно сделать?

Что делаем дальше?

Хорошо, цвет я выбрала. Что  дальше?

Я буду рисовать элемент, который дан на нижнем рисунке. Дальше , что делаем?

Я  буду рисовать с левого края полоски. Что я делаю дальше?

Хорошо, нарисовала, что дальше?

 Почему, мне нужно повторить элемент?  

Совершенно верно, теперь я буду этот узор повторять, до конца полоски, оставляя при этом одинаковое расстояние.

Посмотрите, что получилось.

Оставшуюся часть я хочу закрасить другим цветом.

Вот что у меня получилось.

Ребята, чтобы узор выглядел объемней я могу пририсовать линии и раскрасить их. Узор получится толще.

Ребята, посмотрите на экран.

У меня здесь три ряда . Эти три ряда  обозначают ваши колонки. Первый ряд –это первая колонка, 2 ряд -2 колонка, третий ряд -3 колонка.

В каждом ряду предложены узоры. Вам сейчас нужно будет данные узоры нарисовать на своих полосках.

Первая колонка посмотрите, какие узоры у вас должны быть нарисованы. Скажите, какой узор будет следующий?

Проверим. Верно. Какой узор следующий?

Вторая колонка посмотрите. Третья…

Так обсуждается с каждой колонкой.

Что вы должны помнить, когда будете рисовать?

Верно, элементы должны повторяться, при этом у вас ширина элементов должна быть одинаковой. Два элемента,  которые вы рисуете должны быть одинакового цвета, а вот оставшееся место можно закрасить другим цветом.

 Рисовать, ребята, будем сразу цветными карандашами.

Давайте,  с вами определим критерии,  по которым будем оценивать работу.

Ребята, приступайте к выполнению. Не забывайте , о чем мы с вами говорили.

Нужно взять полоску.

Нужно выбрать цвет, которым будете рисовать.

Нужно выбрать элемент, который будем рисовать.

Нужно подумать , как расположим узор.

Рисуем первый элемент.

Рисуем второй элемент.

Рисуем первый элемент.

Потому что орнамент- это узор,  в котором повторяются элементы.

Дети смотрят орнамент.

Первый узор.

Второй узор.

Элементы должны повторяться, оставлять одинаковое расстояние между элементами.

Элементы должны  повторяться.

Узор должен соответствовать коми орнаменту.

Цвет соответствует коми орнаменту.

Самостоятельная работа

Учитель проверяет выполнение работы учеников.

Дети выполняют работу.

Подведение итогов

Ребята, давайте посмотрим, что у  вас получилось. Сейчас свою работу с места покажет первая колонка. Остальные колонки смотрят.

2 колонка показывает сначала первой колонке, потом второй.

Третья колонка, покажите свои работы.

Ребята, посмотрите, какие у всех получились красивые орнаменты.

Сейчас каждый посмотрите на свой орнамент, на свою работу и скажите, все ли критерии вы выполнили, если нет, то у кого, что не получилось.

Ребята, какая задача у нас стояла в начале урока?

Смогли нарисовать?  

Что является главным в рисовании орнамента?

С каким видом орнамента познакомились? Какие фигуры рисовали?

Спасибо, ребята за работу. Урок окончен.

Первая колонка показывает, остальные смотрят.

Дети показывают.

Дети показывают.

Дети высказывают свое мнение.

Мы должны были научиться рисовать  орнамент, используя геометрические фигуры.

Да.

Элементы должны повторяться и они симметричны.

Геометрический. Линии, квадраты…

nsportal.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 2 класс) на тему: Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс " Узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник- готовая форма)"

Конспект урока по изобразительному искусству

Тема: Узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник- готовая форма).

2 класс  

Цель: учить детей рисовать геометрический орнамент в полосе.

Задачи урока:

Образовательные:

-  тренировать учащихся в проведении прямых горизонтальных и вертикальных линий, в делении полосы на равные части с помощью трафарета-мерки;

- закреплять навыки изображения несложных по форме предметов (круг, квадрат) по шаблону;

- совершенствовать умения чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету (преодолевать недостатки, обусловленные недоразвитием способности выполнять ритмичные построения).

Воспитательные:

- воспитывать чувство гармоничности цветовых отношений между декоративными элементами.

- Воспитывать интерес к урокам изобразительного искусства.  

Коррекционно-развивающие:

- корригировать пространственные представления, внимание, память.

Материалы: простой карандаш, цветные карандаши, готовая треугольная форма- косынка (с метками), шаблон-мерка, мультимедийная презентация, образцы работ учителя.

Словарная работа: утварь.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  В начале урока каждый ученик получает вырезанный из ватмана треугольник, вырезанный из картона квадрат-мерку.

  1. Вводная беседа.

Актуализация опорных знаний детей о том, что такое орнамент; виды орнамента; где и как используется орнамент.

 А). У. Ребята, мы с вами уже говорили об орнаментах. Давайте вспомним, что такое орнамент?

Д. Узор. Это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния.

У. Как вы считаете, для чего нужен орнамент?

Д. Чтобы украшать им вещи. Так они становятся красивее.

Б). Показ мультимедийной презентации и беседа.

У. Какие бывают орнаменты?

Д. Растительные и геометрические. (Слайды 1-2).

У. Орнамент можно располагать в круге (слайд 3), в квадрате (4) в полосе (5).

Орнаментом украшают посуду (6-7), одежду (8-9) и многое другое. Например, платки и косынки (10-11), сумки (12), стены и окна домов (13), и всевозможную домашнюю утварь (14-15), (попутно У. объясняет детям слово «утварь»- означает изделия ручного труда. Исходя из этого значения, к утвари относят посуду— емкости, предназначенные для напитков и пищи, приготовления еды и, в традициях народного творчества, для украшения стола и интерьера, всевозможные шкатулки, украшения. Поэтому утварь — традиционный предмет народных промыслов и художественных ремесел.)

Ф.М. Вверх-вниз, влево-вправо.

  Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Затем, зажмуриться, снять напряжение, считая до 10.

Круг.

Представить себе большой круг и обводить его глазами сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

Квадрат.

Представим что перед нами большой квадрат. Находим правый верхний угол и переводим взгляд левый нижний угол, затем в левый верхний и в правый нижний.

  1. Основная часть.

Цель: подготовить детей к самостоятельной работе на уроке.

А).У. Ребята, скажите, а вам понравились косынки, которые мы с вами видели на экране? Правда, очень красивые. Мы с вами сегодня тоже будем расписывать косынку, рисовать узор в полосе.

Посмотрите какие косынки получились у меня. (Рассматривание образцов выполненных учителем).

Б). Рассматривание образца косынки, которую предстоит выполнить детям.

У. Посмотрите внимательно на образец и назовите что это.

Ребята, а как вы думаете, для чего нужна косынка?

Какой формы эта косынка? (Д. треугольной).

Из чего сделана косынка?

Давайте внимательно рассмотрим узор косынки. Как вы думаете, ребята, к какому виду орнаментов относится орнамент, который нарисован на этой косынке? (Д. геометрическому). А как вы догадались?

Из каких геометрических фигур состоит орнамент? (Д. круг и квадрат). Какого они цвета?

В. Обобщение.

 Сегодня мы с вами будем украшать косынку узором из геометрических фигур, который расположен в полосе- геометрическим орнаментом расположенном в полосе. Как вы уже знаете, в орнаменте фигуры расположены в определенном порядке. Посмотрите, красный круг, желтый квадрат, затем опять красный круг и желтый квадрат. Этот порядок нарушать нельзя- если мы нарушим порядок изображения фигур, то орнамента не получится.

Для того чтобы точно распределить орнамент мы с вами будем пользоваться шаблонами-мерками, которые лежат у вас на парте. Поднимете шаблоны-мерки вверх, чтобы я видела, у всех они есть?

Г. Определение последовательности построения рисунка. (Приложение).

Д. Указания к работе.

У. рассказывает о том, какие учебные принадлежности потребуются сегодня на уроке: простой и цветные карандаши, стирка, шаблон-мерка и шаблоны для рисования геометрических фигур (круг, квадрат), как расположить эти предметы на парте, чтобы было удобно работать. Напоминаю детям как правильно держать карандаш и шаблон-мерку, как правильно расположить треугольную форму косынки.

4. Самостоятельная работа учащихся.

  А. Дети под руководством У. рисуют широкую полосу (соединяют прямыми линиями заранее поставленные в треугольнике точки), а затем делят полосу с помощью шаблона-мерки на равные части. Затем приступаем к выполнению геометрического орнамента: сначала берем шаблон круга и обводим его в первом квадрате, затем один пропускаем, снова обводим круг, пропускаем один квадрат, а в следующем снова обводим круг. В оставшихся пустых квадратах с помощью шаблона обводим маленькие квадратики.

Б. Перед тем как дети приступят к раскрашиванию, обращаю их внимание на то, что необходимо соблюдать цвет геометрических фигур- соблюдение цветового ритма. Напоминаю, что штрихи цветным карандашом делают короткие и стараемся красить в одном направлении для того чтобы работа была ровно и красиво закрашена.

5. Ф.М.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять, пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

6. Итог работы.

А. Чем мы сегодня занимались на уроке?

Б. Анализ детских работ:

Давайте рассмотрим ваши работы. Как вы думаете чья косынка получилась самая красивая? Почему? А почему работа у ребенка N не самая удачная. Какие ошибки были допущены?

Ребята, вы все молодцы! Старались на уроке. Теперь давайте развесим ваши работы в уголке рисования, чтобы все могли полюбоваться нашими красивыми косынками.

Этапы работы

Рассмотрение и готовой работы и ее разбор.

  1. Обучающиеся получают заготовку ;

При делении полосы на части в первоначальный период обучения можно также использовать опорные точки. На последующих этапах, когда учащиеся овладевают некоторыми техническими умениями, деление полосы проводится в таком порядке: сначала, найдя середину, делят полосу на две равные части (пополам), после чего каждую из этих частей, в свою очередь, также делят пополам. При необходимости деление можно продолжить.

  1. Младшим школьникам в тетрадях учитель заранее ставит опорные точки, показав, например, ширину полосы;

  1. Обучающиеся проводят линии полосы, в которой будет расположен орнамент.

  1. Деление полосы на части, с которых будут находиться фигуры орнамента.

При делении полосы на части в первоначальный период обучения можно также использовать опорные точки. На последующих этапах, когда учащиеся овладевают некоторыми техническими умениями, деление полосы проводится в таком порядке: сначала, найдя середину, делят полосу на две равные части (пополам), после чего каждую из этих частей, в свою очередь, также делят пополам. При необходимости деление можно продолжить.

  1. Рисунок геометрического орнамента

nsportal.ru

Урок ИЗО по теме "Декоративное рисование. Создаем красивые узоры из геометрических фигур". 3-й класс

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Цель урока: Ознакомить учащихся с техникой печатания.

Знать: орнамент, особенности выполнения орнамента из геометрических фигур

Уметь: выполнять приемы печатания в заданной цветовой гамме

Новые термины: геометрический орнамент, техника печати

Практическое применение: народоведение, культура Урала, литература.

Реализация воспитательного потенциала урока:

  • воспитывать интерес и любовь к искусству своего народа,
  • способствовать формированию художественного вкуса

Связь учебного материала с жизнью:

Межпредметные связи: математика, технология, информатика

Методы обучения: беседа, рассказ, практическая работа, демонстрация, работа с наглядным материалом.

Повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся:

  • Орнамент-узор, основанный на повторе и чередовании элементов,
  • теплые и холодные цвета,
  • особенности выполнения узора в полосе.

Дидактические средства урока: Инструкционные карты, тест “Цветоведение”.

Применение ТСО, ИКТ: компьютер, проектор, музыкальные диски, колонки.

Методические пособия: учебные таблицы, выставка из предметов быта школьного музея, образцы работ детей из методического фонда кабинета.

Оборудование к уроку: таблицы “Русский орнамент”, “Цветоведение”, вышитые полотенца, печати из ластика, диск “Народная музыка”

На доске: геометрический орнамент, техника печати.

Для учащихся: простой карандаш, гуашь, палитра, кисти, альбом, салфетка, печати геометрической формы, инструкционные карты, образцы работ, картон для образца, картон для творческой работы, геометрические фигуры разного цвета на партах из картона в коробочках.

Конспект урока

I. Сообщение темы урока и его задач. Постановка цели урока.

Учитель: Добрый день! Вы, конечно, сразу обратили внимание, что сегодня у нас в классе не совсем обычно: что-то вы видели, а что-то видите в первый раз. Оглянитесь еще раз.

Какая тема урока, по вашему мнению, у нас сегодня? (Дети отвечают.)

Действительно, тема нашего урока – “Декоративное рисование. Создаем красивые орнаменты”.

II. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Цель: актуализация знаний и практических умений и навыков, являющихся опорой.

Учитель: Ранее мы с вами знакомились ранее с узорами в полосе, в которых чередовались растительные элементы “Дубовые листья”, во 2 классе выполняли декоративную полосу “Мои любимые игрушечные животные”. Сегодня мы будем учиться выполнять орнамент из геометрических фигур.

Чтобы наш орнамент получился красивым и правильным, нам нужно вспомнить, что такое узор, или орнамент, как он создается, какие вам известны геометрические фигуры, из которых мы и будем создавать орнамент, какие цвета относятся к теплым, а какие к холодным.

1. Учитель: Где в окружающем мире встречается орнамент?

Учащиеся:

а) Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Орнамент встречается в нашей жизни везде. Он украшает наши дома, например, каменный орнамент. Или очень красивы деревенские дома: ставни окон могут быть украшены орнаментом, который вырезали резчики. Он может быть очень красивым, например, из треугольников.

Учитель: Приведите примеры, где дома мы можем увидеть орнамент?

б) Орнамент можно встретить и у себя дома – на обоях, на дорожке, на посуде. Орнаментом и раньше украшалась не только одежда и полотенца, узор покрывал прялки, шкатулки, лавки и сундуки. Его даже можно его увидеть на печенье, которое все мы любим. Он может состоять из ромбиков, кружочков, квадратиков. То есть орнамент украшает нашу жизнь.

Учитель: С чем можно сравнить орнамент?

в) Орнамент – это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния или интервалы. Что такое интервал? Вот например, салют… Салют, потом маленький перерыв. А мы ждем. Когда появятся новые огоньки в небе. Потом снова салют, потом ждем, и так повторяется много раз. Вот также интервал есть и в орнаменте.

Учитель: Вывод: орнамент придает предметам нарядный и праздничный вид.

Учитель: Изначально в глубокой древности изображения на орнаментах должны были защищать дом от злых сил, то есть это были не просто рисунки, а магические символы, которые должны были защищать их обладателей от нечистой силы.

Каждый элемент орнамента имел смысл. То есть зная, что обозначает в орнаменте тот или иной символ, можно было “прочитать”, что хотел выразить автор орнамента. (Показать на таблице.)

Позже орнамент превратился просто в элементы украшения дома.

Сегодня мы будем выполнять геометрический орнамент. А раз орнамент геометрический, то нам нужно вспомнить геометрические фигуры, которые вам известны. А вспоминать мы будем, отгадывая загадки.

2. Геометрические фигуры.

Загадки:

  1. Узнает очень просто
    Меня любой дошкольник:
    Три стороны и три угла –
    Зовусь я – треугольник!
  2. Он давно знакомый мой.
    Каждый угол в нем прямой.
    Все четыре стороны
    Одинаковой длины.
    Вам его представить рад,
    А зовут его? Квадрат!
  3. Я – известный всем овал.
    У меня есть верный друг.
    Без него я никуда.
    А зовут его все – круг!
  4. Это всем известно в мире
    Что у нас всего четыре.
    Четыре стороны
    И столько же вершин.
    Четырежды важные дела
    Мы четырежды совершим!
    Прямоугольник.

3. Задание: перед вами различные геометрические фигуры разных цветов. Разделите на две группы по цвету эти фигуры. Задание в виде теста. (Приложение 1)

На листе вверху две надписи: теплые цвета и холодные цвета. Под надписями – разные геометрические фигуры разных цветов. Распределите их на две группы.

Один ученик выполняет задание на компьютере.

Проверим! Проверяют друг у друга. В столбике “холодные цвета” должно сложиться слово “верно”.

III. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.

Итак, мы вспомнили все необходимое.

Ну что ж, начинаем упражняться в составлении сложного орнамента из геометрических фигур. Давайте поиграем в “Веселую мозаику” и составим сначала узоры из картонных фигур, чередуя их в полосе по форме и цвету. На каждой парте в коробочках есть фигуры, прошу составить из них узор. Работаем в парах. Кто быстрее и интереснее составит.

А один ученик теперь попробует составить орнамент на компьютере. (Приложение 2)

Задание: составить орнамент из геометрических фигур, но орнамент должен быть сложным. Используйте наложение одной фигуры на другую или фигуры расположить в 2–3 ряда.

Работа по группам. Проверьте себя – повторяются ли элементы орнамента, нет ли путаницы?

IV. Тренировочные упражнения на освоение новых умений по образцу, алгоритму, инструкции.

Цель: Знакомство с техникой печатания.

Итак, орнамент составлять из геометрических фигур мы попытались, вспомнили, что такое теплая и холодная цветовая гамма, и попробовали составить орнамент, используя возможности компьютера.

А сейчас мы попробуем выполнить орнамент сами, и сделаем это немного необычным способом. Прошу подойти к моему столу.

Мы сегодня воспользуемся печатью, с помощью которой можно сделать орнамент. Но сначала научимся приемам работы.

  • Перед вами уже готовые печати, изготовленные из обычного ластика и представляющие из себя различные геометрические фигуры.
  • Нанеси на палитру гуашь.
  • Возьми печать.
  • Приложи нижнюю часть ластика к палитре с краской и сделай на бумаге отпечаток. Это нужно повторять перед каждой печатью.
  • Попробуй сделать то же самое другим цветом.

Дети выполняют эскиз геометрического орнамента на своих местах.

После выполнения работы вопросы к учащимся:

  • Довольны ли вы своей работой?
  • Получилось ли то, что ты хотел?
  • Как ты считаешь, почему получилось не то, что ты ожидал?
  • На что обратить внимание?

Работы вывесить на доске.

V. Творческое применение знаний и умений.

А сейчас вам предстоит творческая работа.

Задание: выполни геометрический орнамент в полосе в теплой или холодной цветовой гамме (по желанию). Работаем по инструкционным картам.

(Приложение 3)

На экране – образцы орнаментов, выполненных в технике печати. (Приложение 4)

  • Нанеси на палитру гуашь (используй теплые или холодные цвета – по выбору).
  • Возьми по выбору одну печать.
  • Приложи нижнюю часть ластика к палитре с краской и сделай на бумаге отпечаток. Это нужно повторять перед каждой печатью. Сделай ряд таких отпечатков до конца полосы.
  • Возьми по выбору другую печать. Под каждым отпечатком первого ряда сделай ряд других отпечатков. Нужно, чтобы у тебя получилось несколько таких рядов.
  • Можно использовать одну печать, но отпечатки делать разным цветом.
  • Можно на отпечатки сверху накладывать отпечатки другого цвета.

Музыкальный фон во время работы учащихся. (Приложение 5)

После выполнения работы вопросы к учащимся:

  • Получилось ли то, что ты хотел?
  • Что получилось особенно удачно?
  • Как ты считаешь, почему получилось не то, что ты ожидал?
  • Можешь ли ты сам назвать свои ошибки?
  • Почему ты их совершил?
  • На что обратить внимание, что сделать, чтобы их не было?

Оцените свою работу:

Работа выполнена аккуратно.

Проявил творчество (использовал наложение или более 2 рядов фигур).

Использовал более трех печатей.

Работа выполнена в цветовой гамме – холодной или теплой.

Орнамент выполнен правильно – есть повторение элементов.

4 или 5 плюсов – Все отлично! Ты почти что мастер орнаментов!

3 плюса – Молодец! Ты зачислен в подмастерья!

2 плюса – Еще не все потеряно! Потренируйся дома!

Подпишите фамилию и имя вверху, а внизу творческое название получившегося орнамента.

VI. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Вопросы к детям:

  • Чему вы сегодня научились?
  • Что вы узнали для себя нового?
  • Довольны ли вы своей работой?

VII. Домашнее задание (или если останется время):

  1. Дай творческое название своей работе, свяжи название с каким-нибудь временем года.
  2. Подумать и ответить на вопрос: Из чего можно в домашних условиях изготовить печати?

VIII. Уборка рабочих мест.

Литература.

  1. Рисование. Учебное пособие для педагогов, воспитателей и родителей. И.Г. Мосин.
  2. Рисование – 2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей и родителей. И.Г. Мосин.
  3. Справочник администрации по организации учебно – воспитательного процесса.
  4. Уотт. Ф. Я умею рисовать/Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М.: ООО “РОСМЭН – ИЗДАТ”, 2004. – 96 с.

urok.1sept.ru

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Узор на полосе из чередующихся геометрических фигур"

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе.

Тема: «Узор на полосе из чередующихся геометрических фигур»

 Цель: Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра.

Задачи:    - продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных умельцев;

- учить работать по технологической карте, рисовать простейшие геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе;

- совершенствовать технические навыки (делить отрезки на равные части, проводить прямые линии);     - развивать глазомер, внимание, кругозор, словарный запас;     - воспитывать усидчивость, аккуратность.

Материалы и оборудование:

демонстрационный материал: технологическая карта построения орнамента;

 раздаточный материал: наборы геометрических фигур; мерные линейки, геометрические фигуры-шаблоны - круг и треугольник; полоска бумаги белого цвета,простой графитный карандаш,краски гуашь,стаканы с водой,салфетки.

 

Ход НОД.

I. Организационный момент.      Дымка, Гжель и Городец

     -Народного творчества венец,

     Декоративным искусством называется,

     Русскому народу очень нравится!

II. Введение в тему.      1. Вступительная беседа. Показ изделий народных умельцев (кружева, вышивка, салфетки, тесьма, подносы, разделочные доски и т. д.). Рассказ воспитателя о декоративно-прикладном искусстве.

 

2. Актуализация опорных знаний.

  - Внимательно рассмотрите представленные изделия. Какую закономерность вы заметили? (На всех изделиях есть узор.)

- Сегодня мы будем рисовать  узор - орнамент. 

 - Ребята, давайте вспомним, что такое орнамент? (Узор, в котором элементы  повторяются  по форме и по цвету.)

- Где можно увидеть орнамент? ( На обоях, на скатертях, на салфетках, на посуде, на одежде, на шкатулках .) Для чего люди стали наносить орнаменты на предметы? ( Для того, чтобы предметы были более красивыми.)

- Итак, орнамент придает предметам нарядный, праздничный вид.

- Скажите, а какие бывают орнаменты? (Геометрические и растительные.)

 - Если элементы орнаменты имеют геометрическую форму , такой орнамент называется геометрическим, а если элементы орнамента – листочки, цветочки и др. растения, орнамент называется растительным.

 -Сегодня мы будем рисовать в полосе узор из геометрических фигур. Воспитатель предлагает детям рассмотреть узор. 

- Скажите, какой это орнамент? (Геометрический).

-Почему?  ( Он состоит из геометрических фигур).

 

3.Работа с геометрическими фигурами «Сделай сам».

 - Составьте этот орнамент из элементов мозаики, которые лежат в конвертах на столах.  Работайте в парах.  Молодцы!

 

Физкультминутка

Много ль надо нам, ребята,      Для умелых наших рук?      Нарисуем два квадрата,      А на них огромный круг.      А потом еще кружок,      Треугольный колпачок,      Вот и вышел очень-очень      Развеселый чудачек.

 - Сегодня мы будем рисовать в полосе узор из геометрических фигур.  

 

4.Объяснение построения рисунка    - С помощью мерной линейки делим полоску на четыре части.

   - Через полученные точки проводим вертикальные линии. Получили четыре  « окошка» .

   - С помощью шаблонов  рисуем в каждом  «окошке» два треугольника и два  круга .

   - Сверху и снизу оформляем полосу каймой – узкой полосой.

   - Оформляем узор из геометрических фигур в полосе указанными цветами.

  

5.Самостоятельная работа.

- Раскрасьте полученный узор в полосе по образцу. При раскрашивании не выходите за границу рисунка.

 

III. Итог занятия.

Анализ рисунков.

- Что мы рисовали?

- Что нового вы сегодня узнали, чему научились?

- Что получилось легко, а что вызвало затруднения?

- Чем хочется поделиться с папой и мамой?

Узор получился яркийгеометрические фигуры правильной формы.

- Молодцы!

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Узор на полосе из чередующихся геометрических фигур"»

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе.

Тема: «Узор в полосе из чередующихся геометрических фигур»

 Цель: Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра.

Задачи:
- продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных умельцев;

- учить работать по технологической карте, рисовать простейшие геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе;

- совершенствовать технические навыки (делить отрезки на равные части, проводить прямые линии);
- развивать глазомер, внимание, кругозор, словарный запас;
- воспитывать усидчивость, аккуратность.

Материалы и оборудование:

демонстрационный материал: технологическая карта построения орнамента;

раздаточный материал: наборы геометрических фигур; мерные линейки, геометрические фигуры-шаблоны - круг и треугольник; полоска бумаги белого цвета,простой графитный карандаш,краски гуашь,стаканы с водой,салфетки.

Ход НОД.

I. Организационный момент.
Дымка, Гжель и Городец

-Народного творчества венец,

Декоративным искусством называется,

Русскому народу очень нравится!

II. Введение в тему.
1. Вступительная беседа.
Показ изделий народных умельцев (кружева, вышивка, салфетки, тесьма, подносы, разделочные доски и т. д.). Рассказ воспитателя о декоративно-прикладном искусстве.

2. Актуализация опорных знаний.

- Внимательно рассмотрите представленные изделия. Какую закономерность вы заметили? (На всех изделиях есть узор.)

- Сегодня мы будем рисовать узор - орнамент. 

 - Ребята, давайте вспомним, что такое орнамент? (Узор, в котором элементы  повторяются  по форме и по цвету.)

- Где можно увидеть орнамент? ( На обоях, на скатертях, на салфетках, на посуде, на одежде, на шкатулках .) Для чего люди стали наносить орнаменты на предметы? ( Для того, чтобы предметы были более красивыми.)

- Итак, орнамент придает предметам нарядный, праздничный вид.

- Скажите, а какие бывают орнаменты? (Геометрические и растительные.)

- Если элементы орнаменты имеют геометрическую форму , такой орнамент называется геометрическим, а если элементы орнамента – листочки, цветочки и др. растения, орнамент называется растительным.

-Сегодня мы будем рисовать в полосе узор из геометрических фигур. Воспитатель предлагает детям рассмотреть узор. 

- Скажите, какой это орнамент? (Геометрический).

-Почему?  ( Он состоит из геометрических фигур).

3.Работа с геометрическими фигурами «Сделай сам».

- Составьте этот орнамент из элементов мозаики, которые лежат в конвертах на столах.  Работайте в парах.  Молодцы!

Физкультминутка

Много ль надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг.
А потом еще кружок,
Треугольный колпачок,
Вот и вышел очень-очень
Развеселый чудачек.

- Сегодня мы будем рисовать в полосе узор из геометрических фигур.  

4.Объяснение построения рисунка
- С помощью мерной линейки делим полоску на четыре части.

Через полученные точки проводим вертикальные линии. Получили четыре « окошка» .

- С помощью шаблонов рисуем в каждом «окошке» два треугольника и два круга .

- Сверху и снизу оформляем полосу каймой – узкой полосой.

- Оформляем узор из геометрических фигур в полосе указанными цветами.

5.Самостоятельная работа.

- Раскрасьте полученный узор в полосе по образцу. При раскрашивании не выходите за границу рисунка.

III. Итог занятия.

Анализ рисунков.

- Что мы рисовали?

- Что нового вы сегодня узнали, чему научились?

- Что получилось легко, а что вызвало затруднения?

- Чем хочется поделиться с папой и мамой?

Узор получился яркийгеометрические фигуры правильной формы.

- Молодцы!

multiurok.ru

Урок ИЗО "Узор в полосе"

Копаева Наталья Викторовна,

Учитель музыки и ИЗО

МОУ СШ № 75 Красноармейского района Волгограда

Урок ИЗО

Тема: Узор в полосе.
Цель: познакомить обучающихся с основными видами орнамента, научить изображать элементы орнамента.

Задачи: познакомить с художественными промыслами :Гжель, Жостово, Городец, Скопин, Опошня; уточнить понятие контрастные цвета;

развивать познавательные потребности, способности;

воспитывать интерес к произведениям народного изобразительного искусства, к собственному творчеству;

Познавательные результаты: знакомство с видами орнамента, с художественными промыслами, с выразительными сочетаниями контрастных цветов

Предметные: учащиеся получают знания об орнаменте и в дальнейшем будут применять эти знания на практике

Личностные: формирование понимания орнамента как необходимости для выразительности и красоты окружающих предметов, воспитание чувства гордости

Коммуникативные: формирование умения выслушивать и уважать мнение других учеников

Место урока в системе уроков : повторение и уточнение основ цветоведения,
совершенствование графических навыков, творческой фантазии и воображения,
продолжение знакомства с художественными промыслами, закрепление понятий орнамента и его элементах.

Этапы:1. Усвоение знаний
2. Творческая работа учащихся
3. Рефлексия
4.Оценивание работ.. (СЛАЙД№ 1)

Ход урока.

1.    Организация класса.

2.   Постановка проблемы.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд, подумайте и скажите, какое изображение лишнее. (СЛАЙД№2) ( Белая рубаха).

Почему? (На ней нет узоров)

Как грамотно называют узоры? (Орнамент)

Верно. А как вы думаете, о чем же мы будем с вами говорить на уроке? (Об орнаменте) .

Как вам кажется, зачем нужен орнамент? (Чтобы вещи были красивыми)

Конечно. А давайте подумаем и вспомним, только ли на одежде был орнамент? (На посуде, скатертях, занавесках и т.д.)

Совершенно верно.

Из уроков истории вы знаете, что во все времена человек стремился к прекрасному. Орнамент появился несколько тысячелетий назад. Древние люди пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким образом, делались первые украшения на предметах.

Древний человек украшал свое жилище. В дальнейшем, по мере развития человеческого разума, он стремился изготовить себе оружие, орудия труда: грабли, косы, вилы;

посуда, а сделана она была из глины: кувшины, тарелки и т.д. ;

это и одежда: рубахи, платья, кофты;)

это и вещи, предназначенные для убранства русской избы: дорожки, рушники, занавески. (СЛАЙД№3)

Все эти предметы он украшал по-своему. Одежду в давние времена умела изготавливать каждая женщина. На Руси незамужняя девушка готовила себе сундук с приданным. Считалось, что размер приданого говорит о том, какая из нее получится хозяйка. Чем тяжелее сундук и красивее изготовлены вещи, тем лучше. Значит девушка – настоящая рукодельница. Узоры придумывали и составляли сами. Говоря современным языком, каждой вещи был присущ свой узор, то есть орнамент. Что же обозначает это слово? В переводе с латинского «орнамент» - это узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Источником создания оригинальных композиций для орнамента современного человека стала природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков: плоды и листочки разных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц. Поэтому орнамент имеет декоративные формы, заимствованные из внешних форм животных, растений, путем упрощения и обобщения.

Посмотрите на слайд. (СЛАЙД№4) На нем представлены орнаменты, но все ли они одинаковы? Может быть они чем-то отличаются друг от друга? (На одном орнаменте видны элементы растений, на другом силуэты животных, а также орнамент, на котором изображены геометрические элементы)

Молодцы, вы правильно это заметили. И таким образом, приходим к выводу, что существует несколько видов орнамента. (СЛАЙД№5)

Орнаменты бывают:

Геометрические состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).

Растительные - разновидность орнамента, основными элементами которого являются декоративно переработанные цветы, листья, ветки каких-либо растений. Формы его могут сильно отличаться от природных форм.

Животные (зооморфные) - разновидность орнамента, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

Символические представляют собой определенный символ. Он выражал очень широкие, многообразные понятия. К примеру, птица в древности была образом, связанным с небесной, воздушной стихией, прислужницей солнца, образом, соединившим небо и землю. Означало тепло и сулила богатый урожай

Комбинированные сочетает в себе разные виды орнамента (СЛАЙД№6)

Русский орнамент очень разнообразен. В старину декоративные элементы составлялись из символов и отражали чувство и интересы крестьянина. Например: фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай.

Виды орнамента. Орнамент имеет три разновидности:

Ленточный

Замкнутый

Сетчатый

Ленточный – орнамент обычно располагается в полосе с вертикальным или горизонтальным чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся: бордюры, обои, кайма.

Замкнутый – орнамент в круге, в квадратной или прямоугольной фигуре (салфетка, скатерть).

Сетчатый – орнамент строится при помощи сетки, на которой расположены различные узоры. Он применяется в оформлении потолка, стен, пола в помещении. (СЛАЙД№ 7)

А сейчас мы разделимся на 4 группы по 6 человек. Каждой группе представлены несколько вариантов орнамента в цвете. Ваша задача- рассмотреть орнаменты и подумать какие более выразительны.(СЛАЙД№8)

(Те орнаменты, в которых присутствуют контрастные цвета)

Да, контрастные цвета усиливают эмоциональное воздействие. Давайте вспомним их.

Красный – зеленый

Оранжевый – синий

Фиолетовый – желтый (СЛАЙД№9)

Хочу добавить, что цвет в узоре имел особое значение. Красный выражал восторг, радость, это цвет солнца, огня и жизни. Белый цвет связывался со светом, чистотой. Желтый – цвет солнца. Зеленый сочетался с природой, окружавшей человека.

Черный цвет придает выразительность узору.

На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых, духов. На воротниках и рукавах рубашек делались вышивки, которые «охраняли» от всякой нечисти.

Орнамент является стилем эпохи, признаком принадлежности произведения к данному времени и народу: Россия, Украина, Молдавия, Узбекистан и т.д.

Я предлагаю обратиться к искусству мастеров разных мест нашей Родины, посмотреть как они умели украшать свой быт и полюбоваться красотой и выразительностью произведений искусства. Вспомните о каком художественном промысле речь уже шла на наших уроках?

(Хохлома) (СЛАЙД№10)

Совершенно верно. А теперь мы с вами обратимся к произведениями искусств других мастеров)

Гжель (СЛАЙД№11)

Жостово (СЛАЙД№12)

В промысле жостовского расписного подноса основным мотивом становится цветочный букет, преимущественно на черном или красном фоне, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

Городец (СЛАЙД№ 13)

Городецкая роспись яркая, лаконичная (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери, сувениры.

Скопин (СЛАЙД№14)

Скопинский гончарный промысел обязан глине, залегающей в окрестностях города Скопина. Это производство гончарных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.

Опошня(СЛАЙД№15)

В росписи присутствует растительный орнамент, компонуемый в виде букета или венка из переплетающихся цветов, гроздьев винограда, колосьев, стеблей, веток. Теплые коричнево-красные краски оживлены вкраплениями зеленого и синего цветов.

Ребята, подумайте, каким образом можно нанести орнамент?

(Орнамент можно вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву, металлу. Его можно сплести из кружева, нарисовать красками, карандашами, гуашью.)

Ребята, а вам бы хотелось научиться выполнять такие красивые узоры?

Тогда сейчас мы будем рисовать орнамент.

Задание: выполнить узор в полосе. Мотивы - геометрический, растительный.

В полосе может быть несколько повторяющихся узоров из каких-либо элементов, но они должны чередоваться.

Прорисовывание узора простым карандашом.

Правильный подбор цветовой гаммы.

Роспись узора при помощи кисти, сохраняем последовательность ритмического чередования.

3.    Творческая работа обучающихся.

Работу выполняют под музыку П.Чайковского «Вальс цветов».

4.    Рефлексия.

- Что такое орнамент?

-Какие орнамента бывают?

- Каковы особенности орнамента?

5. Анализ работ обучающихся, выставление оценок. Оценивается яркость и чистота цвета, выразительность, четкость и соразмерность рисунка.

multiurok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о