В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме – Консультация по логопедии на тему: Консультация для родителей “Особенности развития речи детей в разном возрасте”

Консультация по логопедии на тему: Консультация для родителей “Особенности развития речи детей в разном возрасте”

Дети уже могут высказывать простейшие суждения о предметах и окружающих явлениях, делать умозаключения. Велика потребность общения, поэтому активно задаваемы вопросы: Зачем?, Почему?, Для чего?, но из-за неустойчивости внимания не дослушивают ответ взрослого.

        Активный словарь представлен уже различными частями речи, однако малыши испытывают трудности при передаче содержания сказки или при описании события, участниками которого они являлись, в их словаре отсутствуют обобщающие слова: одежда, овощи, мебель, и другие. Отсутствуют слова-названия частей предметов.

        Дети постепенно усваиваю звуковую систему языка, осваиваются свистящие звуки: с, з, ц. 

 

     0-1 год

1-2 года

3-4 года

4-5 лет

   5 лет

а, у, и,

п, б, м

о, н, нь, т, ть, д, дь, к, г, х, в, ф

й, ль, э, с, сь, з, зь, ц

ш, ж, ч, щ

л, р, рь


В 3-4 года происходит укрепление речевого аппарата. Появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением согласных, например танк, бант.

        Не является патологией неправильное произношение свистящих звуков – с,з,ц, шипящих звуков – ш,ж,щ, а также звуков р и л. Это физиологические, т.е. возрастные ошибки. Все остальные звуки должны произноситься правильно.

        Дети уже замечают ошибки в произношении других, но не всегда слышат свои недостатки в речи.

Предложения становятся более развернутыми, появляются предложения с союзами чтобы, потому что, который.

3 года – это критический период, т.к. речь вызывает не только психическое, но и эмоциональное напряжение. Ребенок хочет рассказать вам очень много, поделиться своими впечатлениями, но его реч.аппарат не готов к потоку речи, поэтому могут появиться паузы, причем не только между отдельными фразами, но и в середине слов.

        Также для этого возраста характерно повторение слогов, слов или словосочетаний. Часто речь сопровождается учащением дыхания, покраснением, общим мышечным напряжением.

        Этот возраст крайне опасен тем, что различные стрессы, расстройства могут привести к возникновению заикания. Поэтому, уважаемые родители, будьте бдительны. При ребенке старайтесь разговаривать спокойным тоном и в умеренном темпе, а также попытайтесь оградить детей от лишних нервных напряжений.

         Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1, 5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от 3-х до 5-ти тысяч слов.

        Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трём годам часто и правильно произносят слова, а другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова, третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замены звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов- тамва, вместо трамвай, неправильное ударение) .

         Речь трёхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещё ограничено. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. плохо говорящих сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно.

        Ребёнок ещё не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установит их последовательность, разложить слово на части (слоги звуки) .

        Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привлекают звуковое оформление слов.

Увеличение активного словаря дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, излагать мысли, но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводит к тому, что дети допускают грамматические ошибки, например, не согласовывают слова в роде, числе, падеже, не верно употребляют предлоги.

        В этом возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится рифмовать слова, придумывать стихи. Такое стремление закономерно и способствует формированию речевого слуха. Значительно улучшается звукопроизношение.

 

Примерные сроки формирования звуков.

     0-1 год

1-2 года

3-4 года

4-5 лет

   5 лет

а, у, и,

п, б, м

о, н, нь, т, ть, д, дь, к, г, х, в, ф

й, ль, э, с, сь, з, зь, ц

ш, ж, ч, щ

л, р, рь

 На пятом году жизни у детей увеличивается подвижность речевого аппарата. Это дает возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков.

        Большинство детей правильно произносят шипящие звуки, сонорные — л, р, ръ, у некоторых из них остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков. В простых словах дети четко произносят данные звуки, а в сложных и малознакомых — заменяют.

        Дети иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены свистящими и шипящими согласными одновременно, звуками [л] и [р] (старушка, лаборатория). Это объясняется тем, что у дошкольников не закреплены некоторые звуки или они нечетко различают их на слух и в собственном произношении. Под влиянием обучения такие недостатки со временем исчезают.

        В этом возрасте дети уже узнают определенный звук в потоке речи и могут подобрать слово на заданный звук. В 4-5 лет они легко запоминают и рассказывают стихи, сказки. Речь становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию.

Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, дети способны до конца выслушивать ответы взрослых. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

Рост словаря, употребление более сложных предложений нередко приводят к грамматическим ошибкам: дети неправильно изменяют глаголы (хочут вместо хотят), не согласовывают слова (например, воробеи клювают, двое ухов).

        В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа. В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырех-стишия. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

 Больше всего в ребёнке четырёх-пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь. Ребёнок хочет осмыслить значение слов, объяснить их происхождение. Его интересует все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и музыкальность. Ребёнок как бы играет словами, как раньше он тщательно и долго обследовал различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана с содержанием с содержанием, а лишь по-особому звучит. В речи ребёнка, кроме простых предложений, начинают появляться и сложноподчинённые. Малыш меняет части речи местами, часто использует союзы и предлоги.

        В этом возрасте в какой-то момент ребёнок начинает говорить только вопросительными предложениями – столько, зачем и почему обрушивается на родителей! Этот возраст называют иногда возрастом «почемучек». Ребёнок даже способен задавать вопрос-предвидение: что будет? Вся его вербальная (словесная) активность направлена на решение глобальных проблем. Как ребёнок 2-3 лет использует свои двигательные способности для тщательного и мгновенного исследования пространства, так 4-5-й ребёнок, освоив язык, использует его для изучения этого неизвестного внешнего мира. Ребёнок стремиться понять: что хорошо, что плохо и почему?

        К 5-ти годам он уже способен понимать пассивные конструкции, легко использует и применяет прошедшее и будущее время глагола. Малыш в этом возрасте как никогда лёгко усваивает правила грамматики и запоминает буквы. При правильной организации обучения ребёнка грамоте он способен легко и быстро научиться читать.

        В этом возрасте у ребёнка проявляется сильнейшая тяга к изучению слова. Он пытается читать и писать буквы. Было бы большим упущением не дать малышу знания, которых он так жаждет. В возрасте 4-х 5-ти лет ребёнок может пересказать услышанную сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.

         

Активный словарь ребенка в этом возрасте очень широк Ребенок может назвать 5-6 и более характеристик одного предмета (речка широкая, холодная, синяя, глубокая, красивая). К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении. При оформлении фразы используются все основные части речи. В норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В речи ребенка, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только отдельные трудные и малознакомые слова («экскаватор»). Развитие контекстной речи проявляется способностью к пересказу сказок, рассказов, собственных впечатлений.

 Примерные сроки формирования звуков.

     0-1 год

1-2 года

3-4 года

4-5 лет

   5 лет

а, у, и,

п, б, м

о, н, нь, т, ть, д, дь, к, г, х, в, ф

й, ль, э, с, сь, з, зь, ц

ш, ж, ч, щ

л, р, рь

         На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменяется л или и; л заменяется л’.         Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.

        В пять лет дети еще ошибаются при согласовании слов во множественном числе, например, говорят: один стул – много стулов, одно ухо – много ух или ухов. Но могут правильно произносить сложные слова, такие как строительство, милиционер, аквариум.

        Фраза детей построена грамматически правильно и состоит из 5-6 слов.

        Дети начинают замечать неправильное произношение звуков у себя и у окружающих. На данном этапе все звуки речи произносят правильно, но еще встречаются недостатки произношения звуков Р и Л, р заменяется л или й, л заменяется ль.

        В этом возрасте словарный запас детей увеличивается, они начинают употреблять слова, выражающие их эмоциональное состояние, понимать и употреблять слова, противоположные по смыслу.

 Правильно употребляют слова во множественном числе, умеют образовывать слова по образцу (например, стекло – стеклянный, дерево – деревянный). Также умеют обобщать предметы, сравнивать их.

        Дети должны уметь выделять звук в начале, середине, конце слова. Этот фактор является наиболее важным при обучении чтению в школе.

        Этот возраст крайне опасен тем, что различные стрессы, расстройства могут привести к возникновению заикания. Поэтому, уважаемые родители, будьте бдительны. При ребенке старайтесь разговаривать спокойным тоном и в умеренном темпе, а также попытайтесь оградить детей от лишних нервных напряжений.

 На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антонимии-синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребёнок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, санорные) .

        Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребёнок встречается с историческими чередованиями (например: косил – кошу, гость- гощу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу, представляющимися сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и

 слухо – произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих – шипящих и санорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.

        В фонематической системе каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твёрдость и мягкость, звонкость и глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.

        В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчинённые предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна.

        Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и в конце). Некоторые дети, этого возраста идут в школу.

 

Речевая готовность к школе

        В 6-7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических заболеваний дети овладевают правильным произношением всех звуков речи.

Как правило, они могут определять, сколько звуков в слове и в какой они стоят последовательности.

        Также дети должны строить полные предложения, состоящие из 10-15 слов, рассказывать и пересказывать сказки и небольшие рассказы, и сочинять свои.

        Дети 6 лет могут быстро находить нужное слово, которое выражает их мысль. Иногда встречаются ошибки при изменении слов по падежам (например, у меня нет перчатков, сапогов).

Примерные сроки формирования звуков.

     0-1 год

1-2 года

3-4 года

4-5 лет

   5 лет

а, у, и,

п, б, м

о, н, нь, т, ть, д, дь, к, г, х, в, ф

й, ль, э, с, сь, з, зь, ц

ш, ж, ч, щ

л, р, рь

 У старших дошкольников 6-7 года жизни формируется фонематическое восприятие и слухо- произносительные дифференцировки следующих оппозиционных фонем: С-З, Ш-З (отличаются работой голосовых связок) ; С-Ш, Сь-Щ, З-Ж (отличатся местом образования) ; Т-Ц. С-Ц, Ть-Ч, Щ-Ч, р-Л (отличаются способом образования).

        Ребёнок уже понимает, что изменение одной фонемы в слове («дар-дал», «сор-бор-хор») или их последовательности («соль-лось, «замок-мазок») меняют смысл или разрушает слово.

        Умение выделить из множества звуков, воспринять, отделить от других и запомнить определённые смыслоразличительные признаки фонем – плод совокупной работы нескольких систем мозга: речеслухового и рече – двигательного анализаторов (преимущественно первого, слухового и зрительного, сохранной пространственно-временной и двигательной систем.

        Однако в период обучения чтению, счёту и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно-пространственных восприятия и представлений у детей. Многие дети путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются писать, читать и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, означающие пространственные отношения.

 встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой (пальчиковой) и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.

Язык при артикуляции перемещается во рту с большой скоростью. А точность его движения исключительно важна для членораздельной речи.

        Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют. И. Кант отмечал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».

 Школьное обучение предъявляет такие требования к речи ребенка:

– четкое произношение всех звуков;

– умение слышать и различать звуки;

– умение находить звук в любой позиции слова, т.е. дети должны уметь выделять гласные и согласные в начале, середине, конце слова, также должны знать, чем отчаются звук от буквы, гласные звуки от согласных, твердые от мягких, звонкие от глухих;

– умение пользоваться развернутой фразой, правильно строить предложения, составлять предложения по опорным картинкам и словам, владеть пересказом рассказа.

Итак, каким образом вы можете самостоятельно проверить, готов ли ваш ребенок к школе:

– спросите ребенка, отличаются ли слова крыша-крыса, дрова-трава, коса-коза. Если ребенок отвечает утвердительно и может объяснить свой ответ, то по этому пункту можно не беспокоиться;

– попросите ребенка назвать последовательно звуки в простом слове: мама, кошка или в собственном имени;

– попросите ребенка назвать деревья, овощи или транспорт, которые он знает. Внимательно следите, чтобы ребенок не допустил ошибки;

– попросите рассказать вам о каком-либо предмете, например, о лимоне или лисице, спросите, какой он? Ребенок должен назвать вам не менее 5-6 прилагательных к каждому предмету;

– поиграйте в игру «Слова наоборот». Вы называете ребенку слово, а он должен назвать вам слово наоборот, например, большой – маленький, больной – здоровый, сухой – мокрый. Ответы типа большой – не большой, худой – не худой не принимаются;

 – поиграйте в игру «Один – много»: вы называете один предмет, а ребенок должен назвать много таких предметов, например, один дом – много домов, один утенок – много утят. Внимательно следите за окончаниями в ответе ребенка;

– попросите ребенка составить рассказ о каком-то событии или о каком-то предмете и проследите, насколько он будет последовательным, красочным и из скольких предложений будет состоять.

 

Логопункт ДОУ «Огонек»

Подготовила учитель-логопед Меньшикова А.Н.

nsportal.ru

лингводидактика – Стр 2

На четвертом году жизни дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться к взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеет свое название, т. е. обозначается словом. Однако следует помнить, что у детей четвертого года жизни еще недостаточно устойчиво внимание и поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.

К концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные

(один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребёнокначинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка). Активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, передать событие, участником которого он был сам. Здесь он часто допускает неточности. Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные). Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания. В этом возрасте ребенок еще не способен последовательно, логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказать о событиях, свидетелем которых он был, не может толково пересказать содержание прочитанной ему сказки, рассказа. Речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания ребенка содержат короткие распространенные предложения, часто лишь отдаленно связанные между собой по содержанию; понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда можно, еще нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи. Ребенок четвертого года жизни также не может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают
(прыгает, умывается).
Имея хорошую память, малыш способен запомнить и воспроизвести небольшие по объему стихотворения, потешки, загадки при неоднократном чтении одной и той же сказки может почти дословно передать содержание, часто не понимая смысла слов.

На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). В этом возрасте ребенок еще не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп речи. Совершенствуется речевой слух ребенка. К концу четвертого года жизни произношение детей значительно улучшается, закрепляется правильное произношение свистящих звуков, начинают появляться шипящие. У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных и т. п. Воспитателю следует обратить особое внимание на таких детей, выявить причины отставания в развитии речи и совместно с родителями принять меры к устранению недостатков.

Итак, на четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: названия игрушек, посуды, одежды, мебели. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи преобладают простые, но уже распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Инициатива к общению все чаще и чаще исходит от ребенка. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленить в слове звуки, но они легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, со стороны произношения еще недостаточно чиста и правильна.

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семейное и общественное воспитание.

Увеличение активного словаря (от 2500 до З000 слов к концу года) создает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений; для определения цвета, кроме основных, называют дополнительные

(голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка), слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако их ребенок употребляет еще очень редко. Свое высказывание четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, чем на предыдущем возрастном этапе, но все же еще мало. Рост словаря употребление ребенком более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо
хотят),
не согласовывают слова (например, глаголы и существительные в числе, при­лагательные и существительные в роде), допускают нарушения в структуре предложений.

 В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами.

У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов.

 В этом возрасте велико тяготение детей к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух, четырехстишия. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

 На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность ребенку осуществлять более точные движения языком, губами, четкое и правильное дви­жение и положение их необходимо для произношения сложных звуков.

 В этом возрасте значительно улучшается звукопроизношение детей: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на заданный звук. Все это доступно, конечно, лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у детей фонематическое восприятие.

Достаточно развитой речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых (конечно, если дано в сравнении) повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные используемые взрослым интонационные средства выразительности, передавая в сказочных ситуациях, как говорит то или иное животное — ласково, грубо, в низком или высоком тоне. К концу пятого года жизни многие дети правильно произносят все звуки родного языка, однако некоторые из них все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук р.

 Итак, к пяти годам отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливей. Возрастает речевая активность детей, они все чаще и чаще задают вопросы взрослым. Дети начинают овладевать монологической речью.

Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут употреблять предложения, состоящие из 10 и более слов) часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок. Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.

 В старшем дошкольном возрасте у детей на этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. Ребенок не только вычленяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было ясно и понятно, что он им хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ре­бенка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать к ним свое эмоциональное отношение. Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет ознакомления с новыми предметами, их свойствами и качествами, новыми словами, обозначающими действия, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, за счет использования новых суффиксов, приставок, которые дети начинают широко употреблять. Все чаще в речи ребенка появляются обобщающие существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается на 1000 — 1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К концу шестого года жизни ребе­нок более тонко дифференцирует обобщающие существительные, например не только называет слово

животное,
но и может ука­зать на то, что лиса, медведь, волк — это дикие звери, а корова, лошадь, кошка — домашние животные. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса слов переходят в активный словарь.

 Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем овладения словарем является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова.

Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На шестом году ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно. Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец. У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Вэтом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р. С их усвоением они начинают четко и внятно произносить различной сложности слова.

Пятилетний ребенок имеет достаточно развитой фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, произвести подбор слов на определенные звуки, выполнить другие более сложные задания. Однако некоторые дети не все звуки одинаково легко различают на слух

Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда в речи встречаются трудные для произношения новые слова или слова, насыщенные сочетаниями звуков, которые, произнося, они еще недостаточно четко дифференцируют. Но к семи годам при условии систематической работы над звукопроизношением дети и с этим вполне хорошо справляются.

 Итак, к концу шестого года ребенок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания.

 На седьмом году жизни в количественном и качественном отношении словарь ребенка “достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную для понимания в его возрасте. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. В активном словаре ребенка все чаще встречается дифференцируемый подход к обозначению предметов (машина легковая и грузовая, а не просто машина; одежда, обувь зимняя и летняя).Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом некоторые действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, использует эти слова в своей игре. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось)“. Расширяется многозначность употребления слов (чистая рубашка, чистый воздух), ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы (близкие по смыслу слова) , которые бы более точно отражали качество, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно, подобрать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие (белый, как снег), все чаще и чаще пользуется сложными предложениями, включает причастные и деепричастные обороты, Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им. Большое влияние на формирование грамматически правильной речи оказывает состояние культуры речи взрослых, умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки ребенка.

 На седьмом году жизни речь ребенка становился все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, чувствуется завершенность высказывания. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно дать описание игрушки, предмета, раскрыть содержание картинки, пересказать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма, сам может придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Он способен передать содержание картинки, не видя ее, только по памяти, не только рассказать о том, что изображено на картинке, но и представить события, которые могли бы предшествовать им, придумать и рассказать, как бы могли развиваться события малышу. Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы, говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом, умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения, пользуется интонационными средствами выразительности.

 В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается для ребенка процесс овладения речью. Да и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически пра­вильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться в школьные годы, на протяжении всей жизни.

 Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. В частности, ребёнок должен:

  1. Быть психически и соматически здоровым;

  2. Иметь нормальные умственные способности;

  3. Иметь полноценный слух и зрение;

  4. Обладать достаточной психической активностью;

  5. Обладать потребностью в речевом общении;

  6. Иметь полноценное речевое окружение.

Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказов, описывать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

Показатели развития речи детей дошкольного возраста.

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. В раннем возрасте в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, малыш овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает значительный запас слов. Родителям и педагогам следует быть чуткими к ребенку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребенок благополучно пройдет, все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж.

В дошкольном возрасте (3—7 лет) начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период (в среднем в 5 лет) завершается становление речи. Становление речи означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми.

Наряду с развитием речи в дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое и слоговое строение слова; знакомится с ударением; с синонимами и антонимами; со словесным составом предложения и пр.. В старшем дошкольном возрасте он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога). Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у ребенка произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). Все это заставляет обратить серьезное внимание на развитие речи ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

Нормально развивающийся ребенок активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми — одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время наличие перечисленных умений является показателем нормального развития. Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник — мозг человека. Если познавательные (психические) процессы — восприятие, память, внимание, мышление — развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна. Именно поэтому перечисленные выше познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка.  Развитое восприятие, наличие познавательных интересов являются серьезной базой для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) напрямую связано с формированием объяснительной речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулируют развитие связных форм речи — диалога и монолога.  Особо необходимо отметить значение развитой связной речи, так как именно в ней концентрируются достижения ребенка не только в речевом развитии, но и в личностном. Две формы связной речи — диалог и монолог — неравномерно формируются в дошкольном возрасте и играют разную роль в жизни ребенка.  В диалоге зреет монологическая, более сложная форма речи, элементы которой появляются в высказываниях детей лишь на пятом году жизни. Монолог требует от ребенка умения осознанно строить высказывания. Поэтому без специального обучения (разъяснения), к которому можно приступить уже в старшем дошкольном возрасте, монологическая речь формируется крайне трудно и искаженно.  В раннем и дошкольном возрасте круг проблем и задач речевого развития ребенка постепенно расширяется. Показателем развития ребенка дошкольного возраста является именно развитая устная речь.  Именно поэтому в программе предусмотрена серьезная работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь). В рамках программы речевые задачи решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности детей. Это позволяет не только перераспределить учебную нагрузку, но и организовать нормальное функционирование речи в жизни детей.

В программе предусмотрена специальная, обязательная работа по выявлению исходного уровня и динамики речевого развития каждого ребенка и группы в целом. На основании полученных данных определяются перспективы работы по развитию речи детей.

Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую (звуковая культура ), лексическую, грамматический строй, связную речь. На протяжении дошкольного возраста связная речь развивается в направлении от диалогической к монологической.

Таким образом, все достижения речевого развития детей дошкольного возраста представляем в таблице:

Показатели речевого развития

Воз­раст

Фонетическая сторона речи

Грамматический строй речи

Лексическая борона речи

Связная речь

3-4 года

Ребенок может заниматься звукоподражательными упражнениями (ква-ква, пи-пи-пи, ду-ду-дуи т.п.), произнося громко гласные звуки. У него появляется особая чувствительность к звуковой стороне речи

Активно употребляет грамматические формы.

Различает единственное и множественное число предметов (посуда, одежда, игрушки).

Правильно   употребляет слова, обозначающие детенышей животных.

Выделяет признак предметов (форма, цвет, величина).

Согласовывает глагол во времи с существительным.

Понимает назначение предлогов.

Пользуется разной интонацией (вопросительной, повествовательной, побуждающей)

Отражает в речи сначала предметы ближайшего окружения, потом признаки предметов, затем животных,  овощи, фрукты, растения и т.д.

Ребенку  свойственна диалогическая речь.

Он в состоянии начать пересказ сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»),   а иногда с помощью   вопросов взрослого и продолжить ее.

Умеет  рассматривать картинки, игрушки; отвечая на вопросы.

Способен поделиться   увиденным и пережитым.

Вычленяет индивидуальные

обращения к нему.  Показателем является инициативная речь

4-5 лет

В  большинстве своем произносит четко все звуки   родногоязыка.

Легко подражает окружающим звукам и шумам в природе:

  • ветру,

  • водичке,

  • жукам,

  • насосу и др.

Может варьировать темп и интонационную выразительность, читая сказки и сти хи.

Различает слово, звук.

Творчески применяет усвоенное: упражняется в употреблении   родительного падежа множественного числа существительных, глаголов повелительного наклонения.

Словотворчество является нормой.

Выделяет    в предметах свойства, качества, детали, части и словесно   их   обозначает. Умеет подбирать   к предмету соответствующие действия. Способен  к  элементарному обобщению предметов   в родовые кате гории (мебель, посуда, одеж да)

Может отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, рассказывать по картине, описывать особенности игрушки, передавать своими словами личные впечатления.

studfiles.net

Персональный сайт – развитие речи детей 5 года жизни

Развитие речи детей 5 года жизни. 

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Дети начинают выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь становится разнообразней, точнее и  богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих.

    Увеличение словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов, начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около), появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи и др.)

   В речи детей среднего возраста преобладают простые распространенные предложения. Увеличивается число распространенных предложений с однородными членами (дополнениями, определениями). Относительно свободно четырехлетние дети пользуются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

   Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки

    Высказывая развернутые суждения и следя при этом за ходом своих мыслей, ребенок затрудняется одновременно следить и за грамматической формой изложения. Об этом говорят ошибки в согласовании слов в предложении, пропуски отдельных членов, затруднения в конструировании каждого из простых предложений, входящих в состав сложного.

      У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в речь взрослого, ребенок пытается установить сходство в звучании  слов и нередко сам подбирает пары слов: Маша-каша, Миша-Гриша. В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные двустишия. Такое стремление требует всякого поощрения со стороны взрослых, т. к. оно развивает речевой слух.

    На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает ребенку возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения более сложных звуков.

     В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение:  исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками Т и Д; исчезает замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, свистящими  С, З, Ц.

 Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки Л, Р.

    Дети отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру, правильно употребляют в словах ударение.

     На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, вычленять его из слова, подбирать слова на заданный звук.

      Значительно расширяются возможности детей в использовании своего голосового аппарата. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более точно выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения..

 

  Чтобы речь развивалась в соответствии с возрастом, необходимо чтобы взрослые общались с детьми, дети должны слышать речь. Речь взрослого является образцом для ребенка, она должна быть спокойная, неторопливая, содержательная.

 

 Формирование речи идет по нескольким направлениям:

Развитие словаря, фразы:

 – называние предметов по различным лексическим темам: овощи, фрукты, одежда, животные, птицы, зима, посуда.  Называние деталей этих предметов. Машина – кузов, кабина и т. д.  Не просто  рубашка, а петля, воротник манжеты, рукава.

 – называние действий по этим темам (Фрукты: растут, созревают, поливают, срывают…)

 – называние признаков предметов (красный, круглый, сладкий, мягкий, гладкий, спелый..)

 – составление предложений по демонстрируемым действиям, по картинке, по представлениям.

 

Развитие грамматического строя речи

– ум.-ласк. суффиксы (домик, куколка, платьице)

– мн. ч. И. П. сущ – х (дом – дома, зеркало – зеркала, перо – перья)

 – Р.п. мн. ч.  (Стулья – много стульев, медведь – много медведей). Следует обращать внимание детей на окончания слов.

 – изменение сущ-х по падежам. Это мяч. Нет мяча. Играю мячем. Подошел к мячу. Акцентируем внимание на окончаниях слов.  

 

   Воспитанию чистой и правильной речи у детей способствует   развитие   речевого слуха. Используют такие игры. «Едят или не едят?»  (взрослый называет вперемешку продукты питания и предметы, которые есть нельзя -капуста, редиска, хлеб, машина, сахар, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит название продуктов питания),  «Можно ездить или нет» (взрослый называет средства передвижения и другие предметы -санки, самолет, стул, сапог, автобус, сок, а ребенок говорит, можно ездить или нет), отгадывание загадок, договаривание строчек стихов – «Зайку бросила… (хозяйка), «Найди ошибку» (взрослый называет правильные и неправильные действия, например,  «лошадь пищит, ежик летает, собака лает, кошка мяукает, корова рычит», а ребенок исправляет ошибочные высказывания).  

  Подготовка детей среднего возраста к обучению в школе заключается не в изучении букв и упражнении в чтении, а в развитии фонематического слуха, т. е. в умении услышать звук на фоне слова, выделить звук из слова и т. д. Чтобы правильно произнести звук «С» в речи, сначала надо научиться слышать его.

     Можно использовать такие игры:

   «Найди игрушки (предметы, картинки) в названии которых есть звук «С» (Сь, З, Зь, Ц, Ш…)».  Ребенок повторяет за взрослым слово, выделяя голосом заданный звук, например, сссобака, ссслон, ссскакалка, мяч, кубик и отбирает те игрушки, в названии которых есть звук «С».

    Или «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук «З». Взрослый медленно произносит слово, чтобы ребенок мог услышать каждый звук: зайка, мышка, замок, зонт, машина.

   «Скажи как я». Взрослый произносит слово, выделяя какой-то звук, например, мммышь, соммм, комммок, а ребенок также повторяет.

   «Найди предмет». Ребенку предлагают посмотреть вокруг и найти предметы на определенный звук. (стакан, сумка, совок, стол..)

   «Какой звук потерялся?»   (взрослый читает стихотворение, в одном или в нескольких словах пропуская звук, например, «Подготовлен …амолет, он отправится в полет», а ребенок должен правильно произнести слово с пропущенным звуком).

 

 

                                                 Статью подготовила учитель-логопед Булахова М. В.

lesok-mdou15.ucoz.ru

Статья на тему: Речевое развитие ребенка на пятом году жизни

Речевое развитие ребенка на пятом году жизни

Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят), не согласовывают слова в роде, в числе.

В этом возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится играть со словами, рифмовать их и создавать собственные стихи. Такое стремление закономерно, игры со словами способствуют развитию у ребенка речевого слуха, и взрослым их следует поощрять.

У малышей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение, полностью исчезают ошибки в произношении мягких согласных звуков вместо твердых, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

Однако малыши могут испытывать трудности при произнесении слов с согласными звуками с, з, ш,р,р’, л, л’, например: Пара, пластилин, вытирала и других, и особенно слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими согласными, например: сапожки, Саша и др.

Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребенок будет общаться о взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь. Речь взрослых должна быть:

  • четкой, неторопливой;
  • доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями; 
  • грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

Речь взрослых — образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребенком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется и даже прекращается. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребенком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.

то же время не следует оценивать как положительное явление случаи раннего речевого развития. Так, если у ребенка первые слова появляются до одного года, от года и пяти месяцев до года и восьми месяцев сформирована фраза, а от двух лет до двух лет и пяти месяцев он начинает говорить развернутыми фразами, ускоренным темпом, как бы «захлебываясь», то все это может повлечь за собой невротическую форму заикания. Такого малыша нельзя «перегружать» речевым общением, напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации.

Главная роль в коррекции речи ребенка раннего возраста принадлежит матери, и от того, насколько она готова к его воспитанию, к проведению с ним коррекционных занятий, будут зависеть результаты развития малыша и психологический климат в семье.

Своевременная диагностика, а также коррекционно-педагогическое, медицинское воздействие на раннем этапе развития позволяют ребенку с психоречевыми нарушениями к 4-6-и годам приблизиться к возрастной норме по уровню общего и речевого развития.

nsportal.ru

МБОУ ЦПМСС Компас – Рекомендации по воспитанию речи в среднем дошкольном возрасте

        Особенности речевого развития у детей пятого года жизни.


На четвертом и пятом году у детей заметным образом совершенствуется координация движений, они становятся более ловкими, овладевают сложными движениями (кувырканием, стоянием и прыжками на одной ноге, а потом на двух ногах одновременно, приземляясь на полусогнутые ноги, кидать мяч одной рукой).

Развитие мелких движений кистей и пальцев расширяет возможности ребенка в конструировании, рисовании, лепке, овладении достаточно сложными бытовыми навыками (застегивание пуговиц, завязывание шнурков). В этом возрасте ребенку доступно обучение гимнастике, ходьбе на лыжах, он охотно танцует под музыку, повторяя довольно сложные движения.

Одновременно с совершенствованием движений происходит развитие всех психических функций. Прежде всего это интенсивное развитие речи. На 4 –5 году жизни ребенок становится «почемучкой», проявляет интерес к звучанию слов, даже пытается исправлять неправильно говорящих сверстников, придумывает новые слова по аналогии с уже известными.

Чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, временных и пространственных отношений. Кроме основных цветов, ребенок называет голубой, оранжевый, коричневый. Начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка. Появляются собирательные существительные посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты.

Дети в этом возрасте начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы (вместо хотят – хочут), не согласовывают слова (мальчики бежит, красный яблоко), допускают нарушения в структуре предложений.

У детей пятого года велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух – четырехстишия. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всяческого поощрения со стороны взрослых.

В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки Ш Ж Ч Щ, звуки Л РЬ Р, отчетливо произносят многосложные слова, сохраняя слоговую структуру. Но у некоторых детей еще неустойчивое произношение некоторых звуков, неотчетливое произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они не четко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. Под влиянием обучения такие недостатки со временем исчезают.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Все это возможно, если на предшествующем этапе у ребенка развивали фонематическое восприятие.

Дети уже умеют говорить не только громко, но и следить за громкостью голоса окружающих. Они способны менять громкость голоса с учетом содержания высказывания. Возможности ребенка в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Меняя темп речи, громкость, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более четко выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения.

Итак, малыш пятого года жизни начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предмета, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает наиболее устойчивое внимание, ребенок способен до конца выслушивать ответы взрослых. Отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, речь в целом становится чище, отчетливей. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

 

 

Пальчиками играем – речь развиваем.

Предлагаем  поиграть с детьми в пальчиковые игры, которые развлекут  малышей и обогатят  их активный  словарь

                        

 

У девочек и мальчиков

На руках 5 пальчиков.

Палец большой – парень с душой.

Палец указательный – господин внимательный.

Палец средний – тоже не последний.

Палец безымянный – с колечком ходит чванный.

Пятый мизинец – принес вам гостинец!

 

Перчатки 

Пять пальчиков –                         Раскрывают пальчики на правой ладони.

 Пять чуланчиков.              Раскрывают пальчики на левой ладони.

Разошлись пальчики                   Сгибают  одноимённые пальчики  по очереди

В тёмные чуланчики.                                          в кулачки(начиная с больших).

Каждый пальчик –              Раскрывают по очереди одноимённые пальчики.

В свой чуланчик.                                  

        

   В гости к дедушке

 

В гости к дедушке больному                Кончики пальцев ( указательного,

Вместе мы пришли из дому.                среднего, безымянного и мизинца )

Здравствуй, старенький наш   дед,      поочерёдно нажимают на кончик

Проживёшь ещё 100 лет.                                большого.

Здравствуй, здравствуй, не болей,

Поправляйся поскорей.

 

Помощники

Раз, два, три, четыре –        Кончики пальцев ( указательного , среднего,

Мы посуду перемыли.        безымянного и мизинца ) поочерёдно нажи –

Мы посуду перемыли,                          мают на кончик большого.

На сушилку положили.

 

 

Грибок

Землю пробуравил – Левая ладошка раскрыта вниз, правый кулачок её

                                                                                              “буравит”.

Корешок оставил.

Сам на свет явился –          Левую ладошку в кулачок,

Шапочкой прикрылся.     правой ладошкой кулачок прикрыть.

 

                  

 

Апельсин.

 

Мы делили апельсин                                        руки изображают апельсин.

Много нас, а он один                показать все пальцы, потом один

Эта долька для ежа,                 потрясти пальцами по одному

Эта долька для чижа.                      Другим пальцем

Эта долька для утят,                     третьим пальцем

Эта долька для котят,                                       четвертым

Эта долька для бобра,                                       пятым

А для волка – кожура.              Встряхивание кисти руки

Он сердит на нас – беда!          Показать пасть волка руками

Разбегайтесь, кто куда!           Бегут пальцы по коленкам, затем спрятать за спину.

 

Ананас.

 

Если на нас упадет ананас    показать руками над головой круг

 

Сок ананасовый польется на нас     Встряхнуть кисти

 

Но ананас упадет не на нас –   большие пальцы назад, указать на себя.

Он не растет в огороде у нас.   Погрозить пальцем.

 

Колючая вода.

 

Любит ежонок вишневый компот        Сделать кружку правой рукой, сымитировать питье

И молоко с удовольствием пьет.    Сделать кружку левой   рукой, имитация питья

А газировку не пьет никогда –    показать «нет» головой

 

Очень колючая эта  вода.           Растопырить пальцы.

 

 

 

 

   Неумеха.

 

Каша, каша, простокваша            хлопки-перевертыши

Повариха Утка наша –                  показать «клювик» рукой

Вместо каши на обед      скрестить руки, хлопать по предплечью

Приготовила омлет.                    Поочередно.

 

 

   Встреча.

 

Повстречались два котенка                       встречаются мизинцы

Мяу, мяу                                     ………………………………….

Повстречались два щенка                         встречаются безымянные пальцы

Гав, гав                                                         ………………………………….

Повстречались жеребята       встречаются средние пальцы

И – го – го                                                     ………………………………….

Повстречались два тигренка    встречаются указательные пальцы

Р – р – р                                                        …………………………………..

Повстречались два быка           встречаются большие пальцы

Вот такие вот рога                     показать рога двумя руками

Му – му – му                              «бодаются» две руки

 

Замок.

 

На двери висит замок.         соединение пальцев двух рук в замок

 

Кто его открыть бы смог?        …………………………………..

 

Потянули,            пальцы сцеплены в замок, руки тянуть в разные стороны.

 

Покрутили,          движение сцепленными пальцами от себя, к себе

 

Постучали           пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга

 

И открыли.          Развести руками в стороны.

 

 

 

Человечки.

 

Бежали мимо речки                 шагать пальцами по коленям

 

Смешные человечки               ……………………..

 

Прыгали, скакали               прыгать пальчиками рук по коленям

 

Солнышко встречали.    Две ладошки соединить, пальцы в стороны

 

Забирались на мостик     сделать мост «поза первоклассника»

 

И забивали гвоздик.                  Постучать кулачками

 

Потом бултых в речку                  уронить руки

 

Где же человечки?                 Спрятать ладони за спину.

 

 

Печурочка

Я колю, колю дрова- ( постукивающее движение

большими пальцами)

Я колю, колю дрова (-.-.-.-.-указ.пальцами)

.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.( средн.пальц.)

-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-( безым.пальц.)

Колю дрова на чурочки( мезинцем)

Горит огонь в печурочке( руки соединены в 

                                           замок, шевелить

                                            пальцами)

Гори, гори жарче печь

Будут детки пышки печь( сильно трут ладонями,

                                      чтобы они стали

                                       горячими)

 ( затем пробуют пышки, дуют на них)

 

                            Учитель – логопед Муратова Н.А.

cpmss-kompas.ucoz.ru

5 год жизни – 1 – Материал – Каталог статей

   На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Дети начинают выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь становится разнообразней, точнее и  богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих.

    Увеличение словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов, начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около), появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи и др.)

   В речи детей среднего возраста преобладают простые распространенные предложения. Увеличивается число распространенных предложений с однородными членами (дополнениями, определениями). Относительно свободно четырехлетние дети пользуются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

   Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки

    Высказывая развернутые суждения и следя при этом за ходом своих мыслей, ребенок затрудняется одновременно следить и за грамматической формой изложения. Об этом говорят ошибки в согласовании слов в предложении, пропуски отдельных членов, затруднения в конструировании каждого из простых предложений, входящих в состав сложного.

      У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в речь взрослого, ребенок пытается установить сходство в звучании  слов и нередко сам подбирает пары слов: Маша-каша, Миша-Гриша. В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные двустишия. Такое стремление требует всякого поощрения со стороны взрослых, т. к. оно развивает речевой слух.

    На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает ребенку возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения более сложных звуков.

     В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение:  исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками Т и Д; исчезает замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, свистящими  С, З, Ц.

 Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки Л, Р.

    Дети отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру, правильно употребляют в словах ударение.

     На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, вычленять его из слова, подбирать слова на заданный звук.

      Значительно расширяются возможности детей в использовании своего голосового аппарата. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более точно выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения..

 

  Чтобы речь развивалась в соответствии с возрастом, необходимо чтобы взрослые общались с детьми, дети должны слышать речь. Речь взрослого является образцом для ребенка, она должна быть спокойная, неторопливая, содержательная.

 

 Формирование речи идет по нескольким направлениям:

Развитие словаря, фразы:

 – называние предметов по различным лексическим темам: овощи, фрукты, одежда, животные, птицы, зима, посуда.  Называние деталей этих предметов. Машина – кузов, кабина и т. д.  Не просто  рубашка, а петля, воротник манжеты, рукава.

 – называние действий по этим темам (Фрукты: растут, созревают, поливают, срывают…)

 – называние признаков предметов (красный, круглый, сладкий, мягкий, гладкий, спелый..)

 – составление предложений по демонстрируемым действиям, по картинке, по представлениям.

 

Развитие грамматического строя речи

– ум.-ласк. суффиксы (домик, куколка, платьице)

– мн. ч. И. П. сущ – х (дом – дома, зеркало – зеркала, перо – перья)

 – Р.п. мн. ч.  (Стулья – много стульев, медведь – много медведей). Следует обращать внимание детей на окончания слов.

 – изменение сущ-х по падежам. Это мяч. Нет мяча. Играю мячем. Подошел к мячу. Акцентируем внимание на окончаниях слов.  

 

   Воспитанию чистой и правильной речи у детей способствует   развитие   речевого слуха. Используют такие игры. «Едят или не едят?»  (взрослый называет вперемешку продукты питания и предметы, которые есть нельзя -капуста, редиска, хлеб, машина, сахар, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит название продуктов питания),  «Можно ездить или нет» (взрослый называет средства передвижения и другие предметы -санки, самолет, стул, сапог, автобус, сок, а ребенок говорит, можно ездить или нет), отгадывание загадок, договаривание строчек стихов – «Зайку бросила… (хозяйка), «Найди ошибку» (взрослый называет правильные и неправильные действия, например,  «лошадь пищит, ежик летает, собака лает, кошка мяукает, корова рычит», а ребенок исправляет ошибочные высказывания).  

  Подготовка детей среднего возраста к обучению в школе заключается не в изучении букв и упражнении в чтении, а в развитии фонематического слуха, т. е. в умении услышать звук на фоне слова, выделить звук из слова и т. д. Чтобы правильно произнести звук «С» в речи, сначала надо научиться слышать его.

     Можно использовать такие игры:

   «Найди игрушки (предметы, картинки) в названии которых есть звук «С» (Сь, З, Зь, Ц, Ш…)».  Ребенок повторяет за взрослым слово, выделяя голосом заданный звук, например, сссобака, ссслон, ссскакалка, мяч, кубик и отбирает те игрушки, в названии которых есть звук «С».

    Или «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук «З». Взрослый медленно произносит слово, чтобы ребенок мог услышать каждый звук: зайка, мышка, замок, зонт, машина.

   «Скажи как я». Взрослый произносит слово, выделяя какой-то звук, например, мммышь, соммм, комммок, а ребенок также повторяет.

   «Найди предмет». Ребенку предлагают посмотреть вокруг и найти предметы на определенный звук. (стакан, сумка, совок, стол..)

   «Какой звук потерялся?»   (взрослый читает стихотворение, в одном или в нескольких словах пропуская звук, например, «Подготовлен …амолет, он отправится в полет», а ребенок должен правильно произнести слово с пропущенным звуком).

 

 

Вернуться на страницу “Развитие речи”

 

 

 

demosfen-plus.ucoz.ru

Развитие речи детей пяти лет. – Советуют специалисты – Каталог статей

Развитие речи детей 5 года жизни

 

 

   На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Дети начинают выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь становится разнообразней, точнее и  богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих.

    Увеличение словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов, начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около), появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи и др.).

   В речи детей среднего возраста преобладают простые распространенные предложения. Увеличивается число распространенных предложений с однородными членами (дополнениями, определениями). Относительно свободно четырехлетние дети пользуются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

   Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки

    Высказывая развернутые суждения и следя при этом за ходом своих мыслей, ребенок затрудняется одновременно следить и за грамматической формой изложения. Об этом говорят ошибки в согласовании слов в предложении, пропуски отдельных членов, затруднения в конструировании каждого из простых предложений, входящих в состав сложного.

      У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в речь взрослого, ребенок пытается установить сходство в звучании  слов и нередко сам подбирает пары слов: Маша-каша, Миша-Гриша. В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные двустишия. Такое стремление требует всякого поощрения со стороны взрослых, т. к. оно развивает речевой слух.

    На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает ребенку возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения более сложных звуков.

     В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение:  исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками Т и Д; исчезает замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, свистящими  С, З, Ц.

 Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки Л, Р.

    Дети отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру, правильно употребляют в словах ударение.

     На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, вычленять его из слова, подбирать слова на заданный звук.

      Значительно расширяются возможности детей в использовании своего голосового аппарата. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более точно выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения.

 

  Чтобы речь развивалась в соответствии с возрастом, необходимо чтобы взрослые общались с детьми, дети должны слышать речь. Речь взрослого является образцом для ребенка, она должна быть спокойная, неторопливая, содержательная.

 

 Формирование речи идет по нескольким направлениям:

Развитие словаря, фразы:

 – называние предметов по различным лексическим темам: овощи, фрукты, одежда, животные, птицы, зима, посуда.  Называние деталей этих предметов. Машина – кузов, кабина и т. д.  Не просто  рубашка, а петля, воротник манжеты, рукава.

 – называние действий по этим темам (фрукты: растут, созревают, поливают, срывают…)

 – называние признаков предметов (красный, круглый, сладкий, мягкий, гладкий, спелый.)

 – составление предложений по демонстрируемым действиям, по картинке, по представлениям.

 

Развитие грамматического строя речи

– уменьшительно-ласкательные суффиксы (домик, куколка, платьице)

– мн. ч. И. П. существительных (дом – дома, зеркало – зеркала, перо – перья)

 – Р.п. мн. ч.  (Стулья – много стульев, медведь – много медведей). Следует обращать внимание детей на окончания слов.

 – изменение существительных по падежам. Это мяч. Нет мяча. Играю мячом. Подошел к мячу. Акцентируем внимание на окончаниях слов.  

 

   Воспитанию чистой и правильной речи у детей способствует   развитие   речевого слуха. Используют такие игры. «Едят или не едят?»  (взрослый называет вперемешку продукты питания и предметы, которые есть нельзя – капуста, редиска, хлеб, машина, сахар, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит название продуктов питания),  «Можно ездить или нет» (взрослый называет средства передвижения и другие предметы -санки, самолет, стул, сапог, автобус, сок, а ребенок говорит, можно ездить или нет), отгадывание загадок, договаривание строчек стихов – «Зайку бросила… (хозяйка), «Найди ошибку» (взрослый называет правильные и неправильные действия, например,  «лошадь пищит, ежик летает, собака лает, кошка мяукает, корова рычит», а ребенок исправляет ошибочные высказывания).  

  Подготовка детей среднего возраста к обучению в школе заключается не в изучении букв и упражнении в чтении, а в развитии фонематического слуха, т. е. в умении услышать звук на фоне слова, выделить звук из слова и т. д. Чтобы правильно произнести звук «С» в речи, сначала надо научиться слышать его.

     Можно использовать такие игры:

   «Найди игрушки (предметы, картинки) в названии которых есть звук «С» (Сь, З, Зь, Ц, Ш…)».  Ребенок повторяет за взрослым слово, выделяя голосом заданный звук, например, сссобака, ссслон, ссскакалка, мяч, кубик и отбирает те игрушки, в названии которых есть звук «С».

    Или «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук «З». Взрослый медленно произносит слово, чтобы ребенок мог услышать каждый звук: зайка, мышка, замок, зонт, машина.

   «Скажи как я». Взрослый произносит слово, выделяя какой-то звук, например, мммышь, соммм, комммок, а ребенок также повторяет.

   «Найди предмет». Ребенку предлагают посмотреть вокруг и найти предметы на определенный звук (стакан, сумка, совок, стол).

   «Какой звук потерялся?»   (взрослый читает стихотворение, в одном или в нескольких словах пропуская звук, например, «Подготовлен …амолет, он отправится в полет», а ребенок должен правильно произнести слово с пропущенным звуком).

 

 

 

skazka7.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *