Вариативная часть – . , – .

Консультация по теме: Вариативная часть образовательной программы

Вариативная часть образовательной программы

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОО включает в себя две части:

Обязательная часть 60%. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с примерной общеобразовательной программой для ДОО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

В содержательный компонент вариативной части программы 40% включены:

  • педагогическая технология музыкального образования детей дошкольного возраста «Камертон» Э.П. Костиной;
  • технология ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста, разработанная Г.С. Альтшуллером.

В соответствие с требованиями ФГОС ДО к структуре и разделам ООП ДОО, каждый – целевой, организационный, содержательный включают как обязательную часть, так и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С. Альтшуллер.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ-технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ-технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка-дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В нашем детском саду мы используем следующие методы ТРИЗ:

- Метод мозгового штурма. Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Например: как не намокнуть под дождем;

как выгнать лесу из зайкиной избушки;

как потушить пожар, если в доме нет воды;

как не дать медведю залезть на теремок и развалить его.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

- Метод каталога. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. 

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. 

- Данетка. Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. 

- Метод «Системный оператор». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу. 

Задача педагога научить детей мыслить системно с помощью системного оператора, используя таблицу, схемы. Развивать представление о строении и этапах развития системы развивать образное представление творческих потенциалов.

В младшем дошкольном возрасте необходимо начинать работу с развития умений анализировать и обобщать; развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.

В младших группах мы рассматриваем подсистемные признаки, сразу после названия системы (объекта, а потом уже определяем в какую надсистему она входит. 

А также формирования у детей представления об изменениях объекта во времени, используя в работе технологические цепочки. В зависимости от возраста увеличиваем длину цепочки. В младшем возрасте достаточно двух-трех вариантов. Для демонстрации детям младшего возраста можно использовать, например, паровозик с вагонами.

В среднем дошкольном возрасте продолжаем обучать использовать компонентный и генетический подходы для закрепления представлений и получение более развернутых знаний о над-системах и под-системах объектов живой и неживой природы. Знакомим детей с моделью анализа объектов «пятиэкранки» (с волшебным телевизором, где мы можем рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект. Познакомить детей с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх; а так же позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы. 

Для более успешного запоминания порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение Марата Семеновича Гафитулина «Что-то»

Если мы рассмотрим что-то.

Это что-то для чего-то.

Это что-то из чего-то.

Это что-то часть чего-то.

Чем-то было это что-то.

Что-то будет с этим что-то.

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

В старшем дошкольном возрасте детей знакомим с настоящим названием - «системный оператор». Продолжаем использовать модель анализа объектов «пятиэкранку», «шестиэкранку» для придумывания сказки или рассказа. Целесообразно предлагать детям закреплять полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта).

Затем начинаем работу с полной версией «системного оператора» - «девятиэкранкой» - таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т. д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п.

В старших группах мы соблюдаем правильную последовательность, так как она дает более многоплановый взгляд на рассматриваемую систему. Эту систему можно рассмотреть с детьми с разных точек зрения, в зависимости от того, в какой надсистеме она рассматривается.

5 2 8

4 1 7

6 3 9

Также как и в предыдущих возрастных группах для рассматривания объектов можно использовать стихотворение.

Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.

nsportal.ru

Методическая разработка на тему: Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

Слайд №1

Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы.

Слайд №2

В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования основная общеобразовательная программа дошкольного образования дошкольной образовательной организации (далее - Программа) должна содержать две части: основную и часть, формируемую участниками образовательных отношений (часто её называют вариативная часть).

Слайд №3

 Вариативная часть - это не отдельный документ в Программе, а именно часть каждого раздела (слайд №4) (целевого, содержательного и организационного). Обе части являются взаимодополняющими Для удобства работы и оценки Программы её рекомендуется оформлять с новой страницы, выделяя название данной части.

 Для создания вариативной части Программы необходимо учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности:

Слайд №5

 специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

Слайд №6

 выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива;

Слайд №7

 поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

Слайд №8

 сложившиеся традиции Организации (группы).

Слайд №9 (1 этап)

 Поэтому на начальном этапе создания данной части Программы необходимо провести мониторинг учета образовательных потребностей, интересов и мотивов воспитанников, членов их семей и педагогов. А именно:

 Изучить результаты диагностического обследования воспитанников за прошедший период, что даст представление об усвоении детьми системы знаний, их потребностях, интересах, развитии мотивации. (Проводят педагоги – воспитатели, педагог-психолог дошкольной организации, старший воспитатель).

 Провести анкетирование и опросы среди родителей воспитанников и членов их семей на предмет выявления их образовательных потребностей касательно их детей, интересов и мотивов родителей воспитанников как членов образовательного процесса, либо учесть результаты такого анкетирования за предыдущий учебный год.

 Определение возможностей окружающего макросоциума и использования его в процессе воспитания и обучения ребенка. Каким образом можно организовать взаимодействие между образовательным учреждением и учреждениями культуры, образования и т. п.

Слайд №9 (2 этап)

 На следующем этапе необходимо провести отбор нескольких образовательных программ различной направленности из числа парциальных или созданных самостоятельно образовательной организацией и отвечающих требованиям всех участников согласно их запросов и мотивации. Важное дополнение: все авторские и модифицированные программы, реализуемые в учреждении должны соответствовать ФГОС ДО (для этого они должны пройти экспертизу на региональном или муниципальном уровне). Для обсуждения выбранных программ важно привлекать не только педагогов, но и родителей.

 Для реализации выбранных программ необходимо определить формы организации работы с воспитанниками.

Слайд №9 (3 этап)

 Далее осуществляется собственно написание части программы с учетом выбранных программ и форм организации работы с воспитанниками.

Слайд №9

 Как известно, части программы распределяются следующим образом: 60 на 40. То есть обязательная часть Программы должна занимать 60 и более %, а вариативная - 40 и менее %. Распределение осуществляется по времени реализации и считается вцелом на учебный год. Но если дошкольная организация создаёт несколько Программ для работы (с учётом разных видов групп, на основании различных примерных образовательных программ, то это соотношение может видоизменяться. Так для групп общеразвивающей направленности это соотношение будет оптимально, а для групп компенсирующей направленности соотношение может быть 80 на 20, а для группы кратковременного пребывания - 90 на 10. Конечно, это уже должен решать педагогический коллектив конкретно для своей организации, благо такая возможность предоставлена ФГОС ДО п. 2.10.

 Составляя часть Программы, формируемой участниками образовательных отношений, можно оформить её в соответствии с п. 2.11. ФОС ДО в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

 Таким образом, работа по составлению вариативной части Программы, на мой взгляд, требует большой углублённой и длительной работы всего педагогического коллектива организации.

В нашем детском саду данная часть программы разрабатывается творческой группой. В ее состав вошли заведующий, зав. зам. По ВМР, инструктор по физкультуре и опытные воспитатели, заинтересованные в инновационной деятельности, активные родители, проявляющие интерес к проблемам воспитания. За основу нами были взяты  парциальная программа Е.Г.Сайкиной, С.В.Кузьминой   «Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах»», работа С.В.Кузьминой «Комплексное воздействие упражнений фитбол – аэробики на развитие физических способностей детей», пособие А.А.Потапчук, Т.С.Овчинниковой «Двигательный игротреннинг для дошкольников». И методы мнемотехники…..

nsportal.ru

Инвариантная часть базисного плана

Инвариантная часть учебного плана – это та часть базисного учебного плана (БУП), которая определяет структуру содержательной части образования, обязательной для всех общеобразовательных учреждений. Она представляет собой перечень обязательных предметов и отводимое на их изучение время по годам обучения.

Инвариантная часть учебного плана - это элемент концепции учебного плана

В базисном учебном плане школы определяются основные нормативы учебного процесса:

  • продолжительность обучения: по каждой из ступеней школы и общая;
  • недельная и годовая учебная нагрузка;
  • состав основных компонентов содержания образования (учебных предметов, образовательных областей).

БУП школы с 12-летним обучением разрабатывается по нескольким принципам. Во-первых, структура учебного плана включает две составляющие:

  • ядро, или инвариантная часть учебного плана – это часть, которая обеспечивает приобщение детей к национально значимым и общекультурным ценностям, помогает сформировать определенные личностные качества;
  • вариативная часть позволяет учесть индивидуальный характер развития обучающихся, их интересы, особенности и склонности.

Структура инвариантной части общего среднего образования строится с учетом взаимосвязи двух факторов: структуры совокупного объекта изучения и общей структуры деятельности человека. В этой части базисного учебного плана указывается минимальный необходимый набор предметов для каждой из ступеней школы. Он может дополняться школьным или национально-региональным компонентом.

Во-вторых, при составлении учебного плана находит свое отображение деление образования на технологическое и фундаментальное. Технологическая, или трудовая, подготовка реализуется в своей общетрудовой, допрофессиональной части. Начальная профессиональная подготовка возможна на старшей ступени в рамках профильного обучения. Фундаментальная составляющая образования основывается на общекультурной и общенаучной подготовке учащихся и проявляет себя, в основном, в начальной и основной школе.

В-третьих, учебный план включает школьный, национально-региональный и федеральный компоненты.

Благодаря федеральному компоненту обеспечивается единство школьного образования в стране. Что такое инвариантная часть базисного учебного плана? Это федеральный компонент, который включает учебные курсы общенационального и общекультурного значения.

Национально-региональный компонент призван учитывать интересы и потребности в области образования народов субъектов Российской Федерации. Сюда относятся такие образовательные области, как «Родной язык и литература», а также учебные курсы и предметы, отражающие своеобразие национальной культуры и региональные особенности.

Для достижения педагогических целей имеет смысл проводить дифференциацию образования, которая будет направлена на реализацию интересов, склонностей и возможностей школьников. В школьном компоненте реализуется вариативная часть содержания образования, которая закрепляется в разнообразных курсах и предметах по выбору. При этом используются вариативные, или параллельные, учебники и программы, а также разные технологии обучения при изучении предметов, включенных в базисную часть.

Старшая ступень (11-12 классы) характеризуется более выраженной профильной составляющей и включает сравнительно небольшое инвариантное ядро, которое призвано обеспечить развитие общих познавательных и интеллектуальных способностей, умений и качеств личности. Преобладающая вариативная часть учебного плана дает возможность развивать школы разных профилей, типов с учетом различных индивидуальных запросов учеников и особенностей конкретного региона.

Какова структура вариативной и инвариантной части учебного плана?

Как уже упоминалось, базисный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.

Инвариантная часть – это часть, которая обозначает образовательные области и помогает обеспечить единство образовательного пространства и культурного развития в разных частях страны, в условиях многообразия учебный заведений. В этой части определяется количество часов, которое необходимо для формирования целостности образовательных областей, представленных набором учебных предметов и интегрированных курсов. Рассмотрим примеры.

В образовательную область «Язык и литература» могут входить русский, родной и иностранный языки, литература. Русский как государственный язык является обязательным для изучения во всех школах РФ. На его изучение отводится часов не меньше, чем определено в инвариантной части базисного плана. Образовательная область «Язык и литература» может быть увеличена за счет использования часов вариантной части БУП.

Образовательная область «Искусство» включает мировую художественную культуру, музыку, изобразительное искусство, различные интегративные курсы, которые отражают традиции и специфику региона.

К «Общественным дисциплинам» можно отнести всеобщую историю, история отечества, человек и общество, право, современный мир, основы современной цивилизации, граждановедение.

«Естественные дисциплины» включают физику, биологию, географию, естествознание, химию, астрономию, зоологию. Набор предметов и длительность их изучения определяются в зависимости от характера региона и школы.

В начальной школе вводят курсы «Природоведение» и «Ознакомление с окружающим миром», которые знакомят учеников с вопросами естественнонаучного и обществоведческого характера. Могут включаться курсы, которые рассказывают школьникам об особенностях уклада жизни и природы региона.

Образовательная область «Математика» включает алгебру, геометрию, алгебру и начала анализа, статистику, логику, теорию вероятностей, комплексный курс математики.

«Информатика» может организовываться как самостоятельный курс. Если проводится дифференцированное обучение, ученики получают специализированные знания, то могут использоваться часы, отведенные на вариативную часть БУП.

«Физическая культура» предполагает обучение основам физической культуры, ритмики, основам безопасности жизнедеятельности, физической подготовки, поведения в экстремальных условиях.

«Военная подготовка» на факультативной основе проводится силами и за счет заинтересованных ведомств.

«Технология – трудовое и профессиональное обучение» – конструирование и ЭВТ, художественный труд, изобразительное искусство, черчение, техника как среда жизнедеятельности человека.

Если в школе или классе производится углубленное изучение предметов, проводятся мероприятия по профессиональной ориентации, то вводятся интегрированные курсы по получаемой специальности или профилю обучения.

В этом случае используются часы вариативной и инвариантной частей учебного плана. Таким образом, комбинация образовательных областей остается инвариантной, однако их наполнение предметами может значительно отличаться по регионам и школам. Благодаря этому достигается эквивалентность образования по стране, в то же время учитываются местные, региональные и национальные условия.

На федеральном уровне разрабатывается основное содержание таких образовательных областей:

  • «Родной язык и литература»: русский язык, если он родной, русская литература;
  • «Второй язык»: русский язык для нерусских школ, иностранные языки;
  • «Окружающий мир»;
  • «Естественные дисциплины»;
  • «Общественные дисциплины»;
  • «Математика»;
  • «Информатика».

Региональный уровень предусматривает разработку содержания образования по родному языку и литературе. Частично на федеральном и региональном уровнях разрабатывается содержание «Физической культуры», «Искусства», «Технологии».

Вариативная часть БУП должна учитывать национальные, региональные и местные социокультурные особенности и традиции, склонности и интересы детей. К этой части относятся часы на обязательные занятия по выбору, а также факультативные, групповые и индивидуальные занятия.

С учетом особенностей региона, школы и возможностей учителя можно использовать часы на обязательные занятия по выбору и конструироваться различные учебные планы. К примеру, часы из обязательной вариативной части могут переноситься в инвариантную часть для углубленного изучения предметов, добавления языков, введения дополнительных предметов. Можно строить индивидуальный учебный график для одаренных учеников.

Вариативная факультативная часть может направляться на групповые или индивидуальные занятия.

Советы учебных заведений решают вопросы организации общественно полезного производительного труда и трудовой практики с согласия учеников и родителей. При определенных условиях допускается использование различных форм организации общественно полезного труда и трудовой практики.

БУП финансируется государством во всех типах учебных заведений по итоговой нагрузке обучающихся, не превышающей 36 часов в неделю. При увеличении нагрузки дополнительно финансируются родителями или спонсорами.

Таким образом, вариативная и инвариантная часть учебного плана соединяются в том соотношении, которое позволит оптимально сочетать образовательную нагрузку по основным и дополнительным предметам, а также учитывать региональные особенности образовательной организации.

www.menobr.ru

Базисный учебный план

В статье подробно рассмотрена структура базисного плана.

Базисный план состоит из 2-х частей: инвариантной и вариативной.

Инвариантная часть содержания общего среднего образования, в которой обозначены образовательные области, призвана обеспечить единство образовательного пространства, культурного развития молодого поколения в условиях многообразия учебный заведений.

В ней определено количество часов, необходимое для формирования целостности той или иной образовательной области. Каждая образовательная область в учебном плане конкретной школы представлена набором соответствующих учебных предметов и интегрированных курсов.

Например,

Образовательную область «Язык и литература» могут составлять — русский язык, родной язык, иностранный язык, литература.

Русский язык как государственный язык является обязательным учебным предметом для всех школ РФ и изучается в объеме не меньшем, чем это определено инвариантной частью, базисного плана.

Объем изучения области «Язык и литература» может быть увеличен за счет часов вариантной части Базисного учебного плана.

Кроме перечисленных выше школа может ввести и другие учебные предметы образовательной области «Язык и литература» так же за счет часов вариативной части Базисного учебного плана.

«Искусство» — изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура, различные интегративные курсы, отражающие специфику и традиции региона.

«Общественные дисциплины» могут быть представлены таким набором предметов: История Отечества, всеобщая история, школьникам о праве, человек и общество, основы современной цивилизации, современный мир, граждановедение и др.

«Естественные дисциплины»: естествознание, география, биология, физика, астрономия, химия, зоология в том наборе часов и предметов, которые необходимы региону и школе.

В начальной школе водятся интегрированные курсы «Ознакомление с окружающим миром», «Природоведение», в которых рассматриваются вопросы обществоведческого и естественно-научного характера, а также интегрированные курсы, знакомящие школьников с особенностями природы и жизни региона.

«Математика»: алгебра, геометрия, алгебра и начала анализа, комплексный курс математики, статистика, теория вероятностей, логика и др.

«Информатика» может быть представлена как самостоятельный курс.

При дифференцированном обучении, при получении специальности или квалификации, связанной с образовательной областью, могут быть использованы часы вариативной части базисного учебного плана.

Принимая во внимание большие возможности знаний по информатике при обучении большинству предметов, целесообразно изучение данного курса начинать в более раннем возрасте.

«Физическая культура» — обучение основам физической культуры, ритмика, курс основ безопасности жизнедеятельности, интегративные курсы физической подготовки, включающие знания о поведении в экстремальных условиях и др.

«Военная подготовка» в гражданских образовательных учреждениях монет проводиться на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) родителей (лиц их заменяющих) за счет средств и силами заинтересованных ведомств.

«Технология — трудовое и профессиональное обучение», а также интегрированные курсы, такие, как конструирование и ЭВТ, изобразительное искусство и художественный труд, техника как среда жизнедеятельности человека, черчение.

Для школ (классов) с углубленным изучением ряда предметов, а также в целях обеспечения профессиональной ориентации и обучения вводятся интегрированные курсы (отдельные предметы) по профилю обучения или получаемой специальности (квалификации).

В этом случае на предмет «Технология» используются как часы, отведенные инвариантной частью Базисного плана, так и необходимое количество часов, предусмотренное обязательной и факультативной составляющей вариативной части.

Т.о., набор образовательных областей остается инвариантным, тогда как их наполнение конкретными предметами может заметно отличаться в разных регионах и разных школах.

Это способствует обеспечению эквивалентности образования в стране в условиях децентрализации и дифференциации, и в то же время это дает возможность создать варианты учебных планов в зависимости от национальных, региональных и местных условий.

На федеральном уровне осуществляется разработка основного содержания следующих образовательных областей:

«Родной язык и литература» — русский язык как родной, русская литература. «Второй язык» — русский язык для нерусских школ, иностранные языки, «Окружающий мир», «Общественные дисциплины», «Естественные дисциплины», «Математика», «Информатика» в полном объеме, указанном в базисном учебном плане.

На региональном уровне разрабатывается содержание образования по родным языкам и литературе. Содержание таких образовательных областей, как «Искусство», «Физическая культура», «Технология» разрабатывается частично на федеральном, частично на региональном уровне.

Вариативная часть учебного плана отвечает целям учета национальных, региональных и местных соцкультурных особенностей и традиций, личностных интересов и склонностей детей. Она состоит из часов, отведенных на «Обязательные занятия по выбору» и «факультативные, индивидуальные и групповые занятия».

Использование школой или регионом часов на обязательные занятия по выбору позволяет конструировать разнообразные учебные планы с учетом особенностей региона, возможностей школы, учителя.

Например, часы обязательной вариативной части могут быть использованы на предметы инвариантной части (в том числе для углубленного изучения предметов), а также на изучение второго и третьего языков, на введение дополнительных предметов (ритмика, уроки развития, этика, экология, введение в экономику и т.д.).

Используя вариативную обязательную часть учебного плана, школа может создать учебные планы с курсами по выбору для учащихся X-XI классов, с индивидуальным учебным планом для одаренных учащихся.

Обязательная учебная нагрузка учащегося складывается из часов инвариантной и обязательной вариантной частей. В случае перехода на пятидневную рабочую неделю за регионом остается право уменьшить нагрузку (с VII по XI кл.) до 30 часов в неделю за счет часов обязательной вариативной части.

Вариативная факультативная часть используется на индивидуальные и групповые занятия.

Вопросы организации общественно полезного производительного труда, проведения трудовой практики решаются Советами учебных заведений на основе добровольности и согласия со стороны учащихся и их родителей.

Использование различных форм организации общественно полезного производительного труда и трудовой практики допускается при создании соответствующих условий.

Базовый учебные план полностью обеспечивается финансированием за счет государства во всех типах учебных заведений (средней школы, лицея, гимназии и др.) по итоговой нагрузке учащихся (не более 36 час).

В случае увеличения нагрузки учащихся (как правило, за счет второй половины дня) эти часы финансируются спонсорами или родителями.

Похожие записи:

neudoff.net

Вариативная часть содержания программного материала уроков — КиберПедия

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

 

Глубокоуважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации для работы с учащимися начальных классов.

 

В них обращено внимание на основные стороны деятельности педагога. В разделе 1 изложены сведения по целевым установкам, задачам и содержанию физического воспитания учащихся начальной школы. В разделе 2 раскрыты анатомо-физиологические особенности детей 6-10 лет. В разделе 3 даны советы по обучению двигательным действиям, а в разделе 4 — по развитию физических (двигательных) способностей.

 

Кроме данных рекомендаций, советуем учителю познакомиться с дополнительной литературой. Она поможет лучше организовать работу по тем разделам, которые не нашли здесь подробного рассмотрения («Формирование знаний по предмету «физическая культура», «Обучение умениям осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность», «Контроль и оценка успеваемости», «Воспитание потребностно-мотивационной сферы, нравственных и волевых качеств», «Методика физкультурно-оздоровительных занятий в режиме учебного и продлённого дня» и др.).

 

Материал по данным разделам пополняется в настоящее время с исключительной быстротой. Поэтому рекомендуем вам также следить за публикациями журнала «Физическая культура в школе».

 

Выражаем благодарность всем учителям и методистам, которые после ознакомления с учебником и методическими рекомендациями для учителя вышлют в наш адрес свои замечания, пожелания и предложения.

 

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Целью физического воспитания в начальной школе является содействие всестороннему и гармоничному развитию личности. Это понятие включает в себя крепкое здоровье, соответствующий уровень развития двигательных способностей и физического развития, необходимые знания и навыки в области физической культуры, мотивы и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

 

Конкретными задачами физического воспитания учащихся I-IV классов являются:

 

— укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

 

— овладение «школой движений»;

 

— развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, силовых и временных параметров движений, равновесия, ритма, скорости и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;



 

— формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

 

— выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

 

— приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, использование их в свободное время на основе формирования интереса к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

 

— воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представлений, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

 

Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содер­жания уроков физической культуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы и самостоятельных занятий.

 

В программный материал I-IV классов входят простейшие виды построений и перестроений, большой круг общеразвивающих упражнений без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазанье и перелезании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения и упражнения на гимнастических снарядах.

 

Большое значение принадлежит общеразвивающим упражнениям без предметов. С их помощью можно успешно решать самые разнообразные задачи, и прежде всего образовательные. Выполняя эти упражнения по заданию учителя, а затем самостоятельно, учащиеся получают представления о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них необычным. Именно новизна и необычность являются несомненными признаками, по которым их можно отнести к упражнениям, содействующим развитию различных координационных способностей. Количество общеразвивающих упражнений безгранично. При их выборе для каждого урока следует идти от более простых, освоенных, к более сложным. Затрачивая на каждом занятии примерно 3-6 мин на общеразвивающие упражнения без предметов, уже через несколько месяцев регулярных занятий можно улучшить кинестезические восприятия и представления о скорости, ритме, темпе, амплитуде и степени мышечных усилий. Учитель должен постоянно уделять внимание правильному, а также своевременному выполнению общеразвивающих упражнений. В каждый урок следует включать варианты общеразвивающих упражнений, так как многократное выполнение одних и тех же упражнений не даёт нужного эффекта и снижает интерес учеников.



 

Важнейшим средством всестороннего развития координационных способностей, освоения разнообразных навыков (письмо, рисование, резьба, лепка, конструирование) и стимулирования умственной активности младших школьников являются общеразвивающие упражнения с предметами: малыми и большими мячами, палками, флажками, лентой, обручем. Упражнений и комбинаций с предметами может быть неограниченное количество. Упражнения с предметами должны быть неизвестными. Если для этой цели применяются знакомые упражнения, их следует выполнять при изменении отдельных пространственных, силовых и временных параметров или всей формы привычного двигательного действия. Среди упражнений с предметами наибольшее внимание следует уделять упражнениям с большими и малыми мячами.

 

Большое значение в физическом воспитании младших школьников принадлежит также акробатическим и танцевальным упражнениям. Это связано с их разнообразием, высокой эмоциональностью, возможностью разносторонне влиять на организм, минимальной потребностью в специальном оборудовании.

 

Выполняя программный материал по построению и перестроению, не рекомендуется много времени тратить на их осуществление, желательно чаще проводить их в игровой форме. Особое значение следует придавать сохранению правильной осанки, точности исходных и конечных положений, движений тела и конечностей.

 

Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его двигательных способностей и совершенствования умений. Подвижные игры направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умений выполнять правила общественного порядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению, нежели собственно к содержанию, игр.

 

Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает также комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей. В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование, прежде всего, естественных движений — ходьбы, бега, прыжков, метаний; элементарных игровых умений — ловли мяча, передачи, бросков, ударов по мячу; технико-тактических взаимодействий — выбора места, взаимодействия с партнёром, командой и соперником, необходимых при дальнейшем овладении спортивными играми в старших классах.

 

В результате обучения ребята должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с друзьями в свободное время.

 

Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры.

 

Обязательными и непременными условиями построения занятий по подвижным играм (в особенности с мячами) являются чёткая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя; обеспечение преемственности при освоении неизвестных упражнений; строгое соблюдение дидактических принципов.

 

Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную «школу мяча». Очень важно, чтобы этой «школой» овладел каждый ученик начальных классов. Движения с мячом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног.

 

Легкоатлетические упражнения — бег, прыжки, метания,— будучи естественными видами движений, занимают важное место в физическом воспитании младших школьников. Применяя эти упражнения, учитель решает две задачи. Во-первых, он содействует освоению основ рациональной техники движений, необходимой в средних и старших классах, во-вторых, обогащает двигательный опыт ребёнка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и условия их проведения.

 

В результате освоения данного раздела программы ученики приобретают основы умений бега на короткие и длинные дистанции, прыжков в длину и высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях. Поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие прежде всего координационных способностей. Одновременно велико их значение и в развитии кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых, выносливости).

 

Следует учесть, что одни и те же упражнения можно использовать как для обучения двигательному умению, так и для развития координационных и кондиционных способностей. Их преимущественное воздействие в этом возрасте на умения или способности определяется только методической направленностью.

 

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме. Они должны доставлять детям радость и удовольствие. Проведение этих упражнений позволяет ученикам овладеть простейшими формами соревнований и их правилами. Грамотная, объективная оценка их достижений является стимулом для дальнейшего улучшения результатов. Всё это в совокупности содействует формированию морально-волевых качеств личности ребенка, таких, как дисциплинированность, уверенность, выдержка, честность, чувство товарищества и коллективизма.

 

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущест­венно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект.

 

Для закрепления и совершенствования навыков легкоатлетических упражнений рекомендуется использовать различные подвижные игры, в том числе и те, которые приведены в настоящем учебнике.

 

Овладение навыком плавания жизненно необходимо для всех учащихся. За время занятий школьники должны овладеть основами плавания в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой, правильно дышать и проплывать одним из способов 50 м.

 

Плавание как вид двигательной деятельности предъявляет высокие требования, прежде всего к координационным способностям занимающихся, в особенности к равновесию, ориентированию в пространстве, чувству ритма. Систематические занятия плаванием содействуют также развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Оно является одним из важнейших средств закаливания учащихся.

 

Учитывая большие индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста в освоении техники плавания, различия в исходном уровне плавательной подготовленности, в занятиях с хорошо успевающими учитель может использовать материал программы более старших классов за счёт освоения других способов плавания, увеличения дистанции проплывания, использования игр на воде и других упражнений.

 

Начинать освоение навыка плавания рекомендуется с IV класса. Однако в школах, имеющих соответствующие условия, можно приступать к обучению с I класса. Для обучения плаванию следует широко использовать близко расположенные бассейны, в тёплое время года — близлежащие открытые водоёмы, занятия плаванием в загородных лагерях. В отдельных случаях целесообразно организовать краткосрочные курсы. Большую помощь в этом деле могут оказать родители.

 

На освоение навыков единоборств (в основном простейших в парах, в игровой форме) выделяется примерно 3-4 ч.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

 

Глубокоуважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации для работы с учащимися начальных классов.

 

В них обращено внимание на основные стороны деятельности педагога. В разделе 1 изложены сведения по целевым установкам, задачам и содержанию физического воспитания учащихся начальной школы. В разделе 2 раскрыты анатомо-физиологические особенности детей 6-10 лет. В разделе 3 даны советы по обучению двигательным действиям, а в разделе 4 — по развитию физических (двигательных) способностей.

 

Кроме данных рекомендаций, советуем учителю познакомиться с дополнительной литературой. Она поможет лучше организовать работу по тем разделам, которые не нашли здесь подробного рассмотрения («Формирование знаний по предмету «физическая культура», «Обучение умениям осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность», «Контроль и оценка успеваемости», «Воспитание потребностно-мотивационной сферы, нравственных и волевых качеств», «Методика физкультурно-оздоровительных занятий в режиме учебного и продлённого дня» и др.).

 

Материал по данным разделам пополняется в настоящее время с исключительной быстротой. Поэтому рекомендуем вам также следить за публикациями журнала «Физическая культура в школе».

 

Выражаем благодарность всем учителям и методистам, которые после ознакомления с учебником и методическими рекомендациями для учителя вышлют в наш адрес свои замечания, пожелания и предложения.

 

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Целью физического воспитания в начальной школе является содействие всестороннему и гармоничному развитию личности. Это понятие включает в себя крепкое здоровье, соответствующий уровень развития двигательных способностей и физического развития, необходимые знания и навыки в области физической культуры, мотивы и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

 

Конкретными задачами физического воспитания учащихся I-IV классов являются:

 

— укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

 

— овладение «школой движений»;

 

— развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, силовых и временных параметров движений, равновесия, ритма, скорости и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

 

— формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

 

— выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

 

— приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, использование их в свободное время на основе формирования интереса к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

 

— воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представлений, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

 

Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содер­жания уроков физической культуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы и самостоятельных занятий.

 

В программный материал I-IV классов входят простейшие виды построений и перестроений, большой круг общеразвивающих упражнений без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазанье и перелезании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения и упражнения на гимнастических снарядах.

 

Большое значение принадлежит общеразвивающим упражнениям без предметов. С их помощью можно успешно решать самые разнообразные задачи, и прежде всего образовательные. Выполняя эти упражнения по заданию учителя, а затем самостоятельно, учащиеся получают представления о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них необычным. Именно новизна и необычность являются несомненными признаками, по которым их можно отнести к упражнениям, содействующим развитию различных координационных способностей. Количество общеразвивающих упражнений безгранично. При их выборе для каждого урока следует идти от более простых, освоенных, к более сложным. Затрачивая на каждом занятии примерно 3-6 мин на общеразвивающие упражнения без предметов, уже через несколько месяцев регулярных занятий можно улучшить кинестезические восприятия и представления о скорости, ритме, темпе, амплитуде и степени мышечных усилий. Учитель должен постоянно уделять внимание правильному, а также своевременному выполнению общеразвивающих упражнений. В каждый урок следует включать варианты общеразвивающих упражнений, так как многократное выполнение одних и тех же упражнений не даёт нужного эффекта и снижает интерес учеников.

 

Важнейшим средством всестороннего развития координационных способностей, освоения разнообразных навыков (письмо, рисование, резьба, лепка, конструирование) и стимулирования умственной активности младших школьников являются общеразвивающие упражнения с предметами: малыми и большими мячами, палками, флажками, лентой, обручем. Упражнений и комбинаций с предметами может быть неограниченное количество. Упражнения с предметами должны быть неизвестными. Если для этой цели применяются знакомые упражнения, их следует выполнять при изменении отдельных пространственных, силовых и временных параметров или всей формы привычного двигательного действия. Среди упражнений с предметами наибольшее внимание следует уделять упражнениям с большими и малыми мячами.

 

Большое значение в физическом воспитании младших школьников принадлежит также акробатическим и танцевальным упражнениям. Это связано с их разнообразием, высокой эмоциональностью, возможностью разносторонне влиять на организм, минимальной потребностью в специальном оборудовании.

 

Выполняя программный материал по построению и перестроению, не рекомендуется много времени тратить на их осуществление, желательно чаще проводить их в игровой форме. Особое значение следует придавать сохранению правильной осанки, точности исходных и конечных положений, движений тела и конечностей.

 

Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его двигательных способностей и совершенствования умений. Подвижные игры направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умений выполнять правила общественного порядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению, нежели собственно к содержанию, игр.

 

Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает также комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей. В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование, прежде всего, естественных движений — ходьбы, бега, прыжков, метаний; элементарных игровых умений — ловли мяча, передачи, бросков, ударов по мячу; технико-тактических взаимодействий — выбора места, взаимодействия с партнёром, командой и соперником, необходимых при дальнейшем овладении спортивными играми в старших классах.

 

В результате обучения ребята должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с друзьями в свободное время.

 

Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры.

 

Обязательными и непременными условиями построения занятий по подвижным играм (в особенности с мячами) являются чёткая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя; обеспечение преемственности при освоении неизвестных упражнений; строгое соблюдение дидактических принципов.

 

Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную «школу мяча». Очень важно, чтобы этой «школой» овладел каждый ученик начальных классов. Движения с мячом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног.

 

Легкоатлетические упражнения — бег, прыжки, метания,— будучи естественными видами движений, занимают важное место в физическом воспитании младших школьников. Применяя эти упражнения, учитель решает две задачи. Во-первых, он содействует освоению основ рациональной техники движений, необходимой в средних и старших классах, во-вторых, обогащает двигательный опыт ребёнка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и условия их проведения.

 

В результате освоения данного раздела программы ученики приобретают основы умений бега на короткие и длинные дистанции, прыжков в длину и высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях. Поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие прежде всего координационных способностей. Одновременно велико их значение и в развитии кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых, выносливости).

 

Следует учесть, что одни и те же упражнения можно использовать как для обучения двигательному умению, так и для развития координационных и кондиционных способностей. Их преимущественное воздействие в этом возрасте на умения или способности определяется только методической направленностью.

 

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме. Они должны доставлять детям радость и удовольствие. Проведение этих упражнений позволяет ученикам овладеть простейшими формами соревнований и их правилами. Грамотная, объективная оценка их достижений является стимулом для дальнейшего улучшения результатов. Всё это в совокупности содействует формированию морально-волевых качеств личности ребенка, таких, как дисциплинированность, уверенность, выдержка, честность, чувство товарищества и коллективизма.

 

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущест­венно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект.

 

Для закрепления и совершенствования навыков легкоатлетических упражнений рекомендуется использовать различные подвижные игры, в том числе и те, которые приведены в настоящем учебнике.

 

Овладение навыком плавания жизненно необходимо для всех учащихся. За время занятий школьники должны овладеть основами плавания в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой, правильно дышать и проплывать одним из способов 50 м.

 

Плавание как вид двигательной деятельности предъявляет высокие требования, прежде всего к координационным способностям занимающихся, в особенности к равновесию, ориентированию в пространстве, чувству ритма. Систематические занятия плаванием содействуют также развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Оно является одним из важнейших средств закаливания учащихся.

 

Учитывая большие индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста в освоении техники плавания, различия в исходном уровне плавательной подготовленности, в занятиях с хорошо успевающими учитель может использовать материал программы более старших классов за счёт освоения других способов плавания, увеличения дистанции проплывания, использования игр на воде и других упражнений.

 

Начинать освоение навыка плавания рекомендуется с IV класса. Однако в школах, имеющих соответствующие условия, можно приступать к обучению с I класса. Для обучения плаванию следует широко использовать близко расположенные бассейны, в тёплое время года — близлежащие открытые водоёмы, занятия плаванием в загородных лагерях. В отдельных случаях целесообразно организовать краткосрочные курсы. Большую помощь в этом деле могут оказать родители.

 

На освоение навыков единоборств (в основном простейших в парах, в игровой форме) выделяется примерно 3-4 ч.

 

Вариативная часть содержания программного материала уроков

 

Материал вариативной части, связанный с региональными и национальными особенностями, и время на его освоение определяют республиканские и областные органы народного образования.

 

Другую составляющую вариативной части определяет сам учитель по согласованию с дирекцией школы.

 

При выборе материала вариативной части предпочтение следует отдавать национальным видам физических упражнений, игр, единоборств, а также упражнениям, имеющим большое прикладное значение (прежде всего упражнениям зимних видов спорта).

 

Варианты примерного распределения учебного времени, отводимого на различные виды материала этой части программы, могут быть такими.

 

1. Преподаватель может всё время, выделяемое на вариативную часть программы (16 часов), посвятить освоению только зимних видов спорта (лыжного, конькобежного, катания на санках, хоккея с шайбой), причём как всех видов вместе, так и только одного из них.

 

2. По согласованию с дирекцией школы учитель начальных классов имеет право осуществлять занятия физическими упражнениями в соответствии с выбором самих учеников. Желательно, однако, чтобы это время не превышало 50% от времени, отводимого на освоение материала вариативной части.

 

3. Часть времени, выделяемого на материал вариативной части программы, может быть потрачена на углублённое изучение одного или нескольких видов спорта, например мини-спортивных игр или восточных единоборств. Для этого необходимо, чтобы учитель имел соответствующую подготовку, а учащиеся — желание и интерес.

 

4. В соответствии с тем, что конкретная общеобразовательная школа имеет определённые традиции по культивированию какого-либо одного вида спорта, например баскетбола, волейбола, гимнастики, лёгкой атлетики и т.п., время, отводимое на вариативную часть, может быть частично и даже полностью отдано на освоение именно этого раздела программы.

 

При этом не имеет значения тот факт, что материал по данному виду программы включён уже в содержание базовой части. В этом случае речь идёт об углублённом изучении этого вида спорта.

 

5. Часть времени вариативной части программы учитель может посвятить освоению национальных видов физических упражнений, игр, забав, единоборств (этот вариант приветствуется особо).

 

Состав основных компонентов материала вариативной части программы учитель по согласованию с дирекцией школы может менять каждый год, сохраняя материал, отражающий региональную и национальную специфику.

 

cyberpedia.su

Вариативная часть

Задание 1. Ведение психологического словаря (+0,2 балла к оценке за инвариантную часть самостоятельной работы).

Задание 2.Рефераты, доклады (+0,3 балла к оценке за инвариантную часть самостоятельной работы). См. темы см. в разделе 8.5.

Задание 3. Планирование экспериментального исследования по заданной теме (+0,3 балла к оценке за инвариантную часть самостоятельной работы).

Примерные темы:

  • изучение эффективности коррекционной программы,

  • изучение взаимовлияния нового содержания и новых методов обучения на усвоение материала учащимися,

  • изучение факторов, влияющих на продуктивность запоминания,

  • сравнительное изучение эмоциональности женщин и мужчин.

Литература:

  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2000.

  2. Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование. – СПб.,1994.

Модуль 2 инвариантная часть

Задание 1.Творческая письменная работа - составление комплекса развивающих игр и упражнений для развития памяти у детей (0 – 1,5 балла).

Изучите рекомендованную научно-методическую литературу и отберите развивающие упражнения и игры, направленные на развитие различных видов памяти. Заполните предложенную ниже таблицу. Ниже укажите научно-методическую литературу, которой Вы пользовались.

Виды памяти

Характеристики видов памяти

Возраст наиболее интенсивного развития

Описание упражнений и игр

Эмоциональная

Двигательная

Образная:

1.Тактильная

2.Зрительная

3.Слуховая

4.Обонятельная

Словесно-логическая

Литература:

1.Андреев О.А.Тренируем свою память. - Ростов н/Д.: Феникс,2004.-221 с.

2.Исследования по когнитивной психологии.- М.: Изд-во Ин-та психологии РАН,2004.- 477 с.

3.Когнитивная психология: учебник для вузов / Ред. В.Н. Дружинин, Д.В. Ушаков.- М.: Пер Се, 2002.-479 с.

4.Рогов Е.И.Я и самопознание. Развиваю мышление, память, воображение. - М.: Ростов н./Д.: МарТ, 2006.-219 с.

5.Ильина М.Н.Подготовка к школе: развивающие игры и упражнения. -СПб. : Питер, 2006.-204 с.

6.Лорейн Г. Как развить мощную память. – Екатеринбург,1995.

7. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: псих. программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 кл. - М.: Ось-89. Ч.1: Книга для учителя.-2006.-270 с.

Задание 2. Творческая письменная работа – составление комплекса развивающих игр и упражнений для развития мышления и воображения у детей (0 – 1,5 балла).

Изучите рекомендованную научно-методическую литературу и отберите развивающие упражнения и игры, направленные на развитие различных видов мышления. Заполните предложенную ниже таблицу. Ниже укажите научно-методическую литературу, которой Вы пользовались.

Виды мышления

Характеристики видов мышления

Возраст наиболее интенсивного развития

Описание упражнений и игр

Наглядно-действенное мышление

Наглядно-образное мышление

Словесно-логическое мышление

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о