Викторина к дню народного единства для детей с ответами – » * !*

Содержание

Материал по теме: Игра-викторина "День народного единства".

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

 Центр детского технического творчества.

        

Игра - викторина

Тема:   День народного единства.

                                                                                           Подготовила:

                                                          Педагог дополнительного образования

                                                      ІI квалификационной категории

                                                Сидорина Анна Михайловна

.

                                   

 

г. Выкса.

2010г.

 Цель: Содействовать гражданско – патриотического воспитанию детей.

 

Задачи:

  1. Воспитывать любовь к родному краю.
  2. Приобщать к историческому прошлому.
  3. Развивать внимание, мышление, умения работать в коллективе.

 

Материалы и инструменты 

  Для проведения занятия по данной теме необходимо: карта нарисованная на доске, два магнита, кубик с цифрами.

 

Хронометраж игры-викторины:

- вводная часть -15 мин.

- основная часть -40мин.

- заключительная часть -5мин.

План занятия

  1. Вводная часть: приветствие, тема игры, организационный момент, предисловие.
  2. Основная часть: игра.
  3. Заключительная часть: подведение итогов игры.

   

Конспект занятия

1. Вводная часть.

Педагог:   Добрый день, дорогие ребята! Ребята, а вы знаете, какой праздник отмечает вся Россия 4 ноября.

Обучающиеся: День народного единства. (Если дети затрудняются ответить, педагог помогает)

 Педагог:   Ребята, знаете ли вы, с какими историческими событиями связан этот праздник?

Обучающиеся:  Этот день, когда вся Россия объединилась.(Если дети затрудняются ответить, педагог помогает).

Педагог: Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. Сегодня мы с Вами проведем игру-викторину посвященный  государственному празднику День народного единства.

-Сейчас я вам расскажу предисловие из истории, слушайте внимательно. Здесь есть правильные ответы на вопросы.

Обучающиеся: Внимательно слушают.

Педагог: В 17 веке, 4 столетия назад в России началось смутное время. Умер царь Иван Грозный. Старший сын неспособен был царствовать, а младший, Дмитрий, погиб, при загадочных обстоятельствах играя в ножик. Без царя как без хозяина в доме, сразу начался беспорядок. А как говорят в народе: пришла беда - отворяй ворота. Сразу же 2 года подряд были неурожайные годы, и начался голод. Многие хотели в эти трудные для всех годы занять русский престол. И даже иностранцы, поляки и шведы, обманным путем хотели посадить на престол ложных царей. Их так и звали: Лжедмитрий-I и Лжедмитрий-II. Начались в России грабежи и разбои, а порядок навести некому. Так и разорилась наша страна, и захватили ее поляки. Целый год царствовал самозванец Лжедмитрий I, но обмануть русский народ ему не удалось, его разоблачили и убили. Но порядок в стране так и не установился, потому-то не было в стране единства. Вскоре объявился еще один самозванец Лжедмитрий-II.   А люди не знали, что делать и кому верить. Враги продолжали захватывать русские земли, разорять страну, унижать людей.

Но всегда, когда Родина в опасности, находятся героические люди, чтобы спасти ее.

Купец Кузьма Минин отправился в Нижний Новгород к воеводе Дмитрию Пожарскому собрали они народное ополчение. Преподобный Иринарх Затворник Борисоглебский благословил иконой Минина и Пожарского на святое дело - изгнание захватчиков или интервентов. Долгий путь до Москвы предстояло пройти народному ополчению, в течение целого года освобождали они захваченные поляками и шведами русские земли. Все помогали, чем могли, тоже вступали в ряды ополченцев.

Освободили Москву от интервентов в 1612году. Победили врага, потому, что были вместе, потому, что Родину защищали, не хотели потерять ее.

Победили благодаря заступничеству иконы Казанской Божьей Матери (Богородица). 

Верили люди русские, что не оставит их в неравной битве с врагом Богородица – Заступница Руси.

В России выбрали нового царя Алексея Михайловича Романова. И наступил в стране мир и покой. А героям - освободителям Минину и Пожарскому на деньги, собранные народом был поставлен памятник.

     История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе.

Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, – уж дом готов!

Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо.

Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина!

 Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник-День народного единства.

Основная часть.

-Давайте мы с вами делимся на две команды и выбираем командира.

Обучающиеся: Делятся на две команды и выбирают командира.

Педагог: На доске нарисована карта, по которой мы с вами будем передвигаться от Нижнего Новгорода до Москвы (бросая кубик на котором отмечены числа).

У меня есть два магнита: красный магнит - первая команда, зеленый магнит - вторая команда. Я их ставлю на начало нашей карты, т.е. дороги по которой мы с вами будем передвигаться, и отвоевывать русские земли.

Обучающиеся: Внимательно слушают задания.

Педагог: Каждая команда по очереди будет кидать кубик с цифрами и отвечать на вопросы, если команда не отвечает на вопрос, то другая команда может ответить на этот вопрос и передвинуться вперед.

Первая команда кидает – красная.

Обучающиеся: Выходит командир – красных и кидает кубик.

Педагог: И так первый вопрос слушаете внимательно обе команды.

Как зовут Минина?

Обучающиеся: Обе команды внимательно слушают вопрос. Обсуждают ответ.

Педагог: Я слушаю ответ командира красной команды.

Обучающиеся: Командир красной команды отвечает. Если красная команда не отвечает, то отвечает команда зеленых. Команда передвигается на цифру, которая выпала на кубике. Если одна из команды отвечает правильно, то передвигается по карте. Еще Минина звали Косьма.

Педагог: Теперь кидает кубик друга команда 

Обучающиеся: Выходит командир – зеленой команды и кидает кубик.

Педагог: Второй вопрос команде – зеленых.

Как зовут Пожарского?

Обучающиеся: Обе команды внимательно слушают вопрос. Обсуждают вопрос.

Педагог: Я слушаю ответ командира зеленой команды.

Обучающиеся: Командир зеленой команды отвечает. Если команда не отвечает, то отвечает другая команда. Команда передвигается по карте на цифру, которая выпала на кубике.

Педагог: Теперь кидает кубик друга команда. 

Обучающиеся: Выходит командир – красных и кидает кубик.

Педагог: Следующий вопрос командам.

В какой город Кузьма Минин пришел к Дмитрию Пожарскому и от куда они начали свой путь освобождения?

Обучающиеся: Команды внимательно слушают вопрос. Обсуждают ответ.

Педагог: Я слушаю ответ командира команды.

Обучающиеся: Нижний Новгород отвечает командир команды. Если команда не отвечает, то отвечает другая команда. Команда передвигается по карте на цифру, которая выпала на кубике.

Педагог: Теперь кидает кубик другая команда. 

Обучающиеся: Выходит командир – зеленой команды кидает кубик.

Педагог: Следующий вопрос четвертый.

Как по-другому называют Россию?

Обучающиеся: Отечество или Родина отвечает командир команды. Если команда не отвечает, то отвечает другая команда. Команда передвигается по карте на цифру, которая выпала на кубике.

Педагог: Молодцы, у вас хорошо получается! Теперь кидает кубик другая команда. 

Обучающиеся: Выходит командир – красных и кидает кубик.

Педагог: Пятый вопрос командам.

Как на Руси называли почтальона?

Обучающиеся: Гонец отвечает командир команды. Если команда не отвечает, то отвечает другая команда. Команда передвигается по карте на цифру, которая выпала на кубике.

Педагог: Молодцы, у вас хорошо получается! Теперь кидает кубик другая команда. 

Обучающиеся: Выходит командир другой команды и кидает кубик.

Педагог: Шестой вопрос командам.

Как называли людей на Руси живущие в городе?

Обучающиеся: Обе команды внимательно слушают вопрос. Обсуждают ответ.

Педагог: Слушает ответ командира команды.

Обучающиеся: Горожане отвечает командир зеленой команды. И передвигается по карте.

Педагог: Молодцы, у вас хорошо получается! Теперь кидает кубик другая команда. 

Обучающиеся: Выходит командир другой команды и кидает кубик.

Педагог: Седьмой вопрос командам.

Какой иконой благословляли русских воинов на священную битву?

Обучающиеся: Обе команды внимательно слушают вопрос. Обсуждают вопрос.

Педагог: Слушает ответ командира команды.

Обучающиеся: Отвечает командир красной команды. Если командир не отвечает, то отвечает другая команда, и передвигаются по карте.

Обучающиеся: Выходит командир другой команды и кидает кубик.

Педагог: Восьмой вопрос командам.

4 ноября 1612 года , а по старому какова числа?

Обучающиеся: Обе команды внимательно слушают вопрос. Обсуждают. Отвечают на вопрос и передвигаются по карте.

Обучающиеся: Выходит командир другой команды и кидает кубик.

Педагог: Девятый вопрос командам.

С кем сражались русские воины? 

Обучающиеся: Команды внимательно слушают вопрос. Обсуждают. Отвечают на вопрос и передвигаются по карте.

Педагог: Молодцы, у вас хорошо получается! Теперь кидает кубик другая команда. 

Обучающиеся: Выходит командир другой команды и кидает кубик.

Педагог: Десятый вопрос командам.

Какое время на Руси наступило 400 лет назад после смерти царя Ивана Грозного?

Обучающиеся: Команды внимательно слушают вопрос. Обсуждают.

Отвечает командир зеленой команды. Если команда не отвечает, то отвечает другая команда. Команда передвигается по карте на цифру, которая выпала на кубике.

Педагог: Молодцы, у вас хорошо получается! Теперь кидает кубик другая команда. 

Обучающиеся: Выходит командир красной команды и кидает кубик.

Педагог: Одиннадцатый вопрос командам. Слушайте внимательно. Он в виде загадки.

Вчера, было, сегодня есть и завтра будет?

Обучающиеся: Команды внимательно слушают вопрос. Обсуждают.

Педагог: Если обе команды не отвечают на вопрос, то педагог по возможности подсказывает им.

Обучающиеся: Передвигаются по карте друг за другом с помощью магнитов красного и зеленого цвета.

Педагог: Теперь кидает кубик другая команда. 

Обучающиеся: Выходит командир зеленой команды и кидает кубик.

Педагог: Двенадцатый вопрос. Слушайте внимательно.

Как называлась письмо царя к народу, написанное пером?

Обучающиеся: Команды внимательно слушают вопрос. Обсуждают.

Педагог: Отвечает команда зеленых.

Обучающиеся: Отвечает командир зеленой команды.

Педагог: Молодцы, и ваша команда передвигается дальше. У вас хорошо получается! Теперь кидает кубик другая команда. 

Обучающиеся: Выходит командир красной команды и кидает кубик.

Педагог: Тринадцатый вопрос.

Каким оружием сражались Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин?

Обучающиеся: Команды обсуждают. Отвечает командир красной команды.

Педагог: Молодцы! Вот мы с вами  и подошли к Москве. Последний вопрос для зеленой команды.

Как по-другому называли захватчиков шведов и поляков?

Обучающиеся: Команды внимательно слушают вопрос. Обсуждают.

Педагог: Если обе команды не отвечают на вопрос, то педагог по возможности подсказывает им.

Вот мы с вами и дошли до Москвы, объединился народ и выгнали всех захватчиков русской земли.

Заключительная часть.

Педагог: Ребята вам понравилось?

Обучающиеся: Да.

Педагог: А что вам больше всего понравилось?

Обучающиеся: Соревнования кто быстрей дойдет до конца пути.

Педагог: Какой же праздник мы отмечаем 4 ноября?

Обучающиеся: День народного единства.

Педагог: Теперь вы знаете, почему он так называется. И мы с вами поняли из этого: Когда мы едины,  мы непобедимы!

На этом наша игра закончена, спасибо всем и до свидания!  

Обучающиеся: До свидания!

 

Вопросы:

  1. Как зовут Минина? Ответ (Кузьма).
  2. Как зовут Пожарского? Ответ (Дмитрий).
  3. Где жил Дмитрий Пожарский? Ответ (Нижний Новгород).
  4. Как по-другому называют Россию? Ответ (Родина, Отечество).
  5. Как на Руси называли почтальона? Ответ (Гонец).
  6. Как на Руси называли людей, живущие в городе? Ответ (Горожане).
  7.  Какой иконой благословляли русских воинов на священную битву? Ответ (Богородица).
  8. Каково числа по - старому отмечают праздник? Ответ (22октября).
  9. С кем сражались русские воины? Ответ (Поляки, Шведы).
  10.  Какое время наступила 400лет назад после смерти царя Ивана   Грозного? Ответ (Смута, Смутное время).
  11.  Вчера, было, сегодня есть и завтра будет? Ответ (Время).
  12.  Как называлась письмо царя к народу, написанное пером? Ответ (Грамота).
  13.  Каким оружием сражались Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин? Ответ (Сабля).
  14.  Как по-другому называли захватчиков шведов и поляков? Ответ (Интервенты).

nsportal.ru

Викторина ко дню единства

«В единстве наша сила»

(урок-викторина ко Дню народного единства)

Учитель первой квалификационной категории Перова Ольга Васильевна истории и обществознания

Цели:

Образовательная - в ходе урока-викторины обучающиеся должны усвоить тему борьбы русского народа против польской интервенции, образы К. Минина и Д. Пожарского, их соратников, людей, взявших ответственность за судьбу своей страны, создание народных ополчений, борьбы за Москву, необходимо довести до сознания учащихся, что это был период безвластия и что именно народ взял функцию организатора сопротивления интервентам, создав органы самоуправления, что благодаря героизму простых людей, их самоотверженности удалось отстоять независимость Родины.

Воспитательная - формирование таких личностных качеств обучающихся, как гражданственность, патриотизм, чувство сопричастности с судьбой своей страны, своего

народа, воспитания ответственности за судьбу Родины.

Развивающая – в ходе урока-викторины необходимо продолжить формирование следующих умений: специальных – проводить параллели и устанавливать связь времен

(современных событий и уроков прошлого).

Предварительная

подготовка:
- беседы по истории и культурным традициям России;
- проведение творческого конкурса на тему Родины: стихотворения, рисунки; 
- разучивание гимна России.

Оборудование:

1. Сигнальные карточки для команд и нарезанные жетоны для жюри.

3. Чистые листы, ватман.

4.Фломастеры, шариковые ручки

4. Грамоты для награждения.

5 Компьютер, проектор, экран, презентация, фонограммы песен о России.

6.Песочные часы на 3 минуты.

7. Галстуки для команд трёх цветов (белый, голубой, красный).

Ход викторины

Учитель: Ребята! Сегодня у нас необычный урок.

Урок будут вести мои помощники, знакомьтесь

ведущий 1_______________

Ведущий2________________________________

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые гости!

Ведущий 2: Здравствуйте!

Ведущий 1: Мы рады видеть Вас на уроке мужества «Россия – это мы!», посвященный Дню Народного Единства, который отмечается 4 ноября.

Звучит Гимн России

Ведущий 2: День воинской славы России — День народного единства - российский государственный праздник. Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года. Последний праздничный (нерабочий) день года в России. 29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — сказал Патриарх Алексий.

23 ноября 2004 на рассмотрение Думы был внесён законопроект, предполагающий внесения поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования 7 ноября — годовщины Октябрьской революции и введения нового праздника 4 ноября.

27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом. 327 депутатов проголосовали «за», 104 (все коммунисты) — против, двое воздержались.

Ведущий 1: В День народного единства в городах нашей страны различные политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

- В нашем классе мы решили провести викторину «В единстве наша сила» в память

о тех знаменательных событиях, которые помнит и чтит вся страна.

В связи с этим на нашей викторине встречаются 3 команды. В каждой команде есть свой капитан. У каждой команды цвет одежды соответствует трем цветам российского флага : белый, синий, красный.

Ведущий 2 : Представляет состав жюри.

Ведущий 1: И так, наша историческая викторина посвящена Дню народного единства.

I т у р

Разминка

(Вопросы задаются по очереди каждой команде. За каждый правильный ответ-1 очко)

1.Внимательно послушайте отрывок из стихотворения К.Д. Бальмонт «Время Бориса

Годунова»:

В глухие дни Бориса Годунова

Во мгле Российской пасмурной страны

Толпы людей скитались без крова,

А по ночам всходило две луны.

Два солнца по утрам светило с неба,

С свирепостью на дальний мир смотря.

И вопль протяжный: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!»

Из тьмы лесов стремились на царя.

2. Из какого исторического района Москвы были изгнаны поляки? (Китай - город)

3. Какое значение имела эта икона и как она называется? (Символ ополчения Минина и Пожарского, Икона Казанской Божьей Матери)

4. Что означают цвета флага? (белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий — цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество)

5. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь? (Казанский собор на Красной площади в Москве)

6. В каком году был открыт памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади? (4 марта 1818 года)

7. Какой русский царь был последним царем из Рюриковичей?

(Федор Иванович)

8. Как называется опера М.И. Глинки, рассказывающая о событиях того времени? (звучит отрывок из оперы) («Иван Сусанин», первоначально опера называлась «Жизнь за царя»)

9. Одна особа была женой 2-х людей, одинаково ложно носивших одно имя и под одинаковыми же именами вошедших в историю. Кто она?

(Мария Мнишек)

10. Где было сформировано и кто возглавил 1-е народное ополчение для борьбы с интервентами?

(Рязань; Ляпунов, Трубецкой, Заруцкий)

11. Когда Михаил Романов был избран на русский престол? Назовите других презентов на русский престол.

(21 февраля (3 марта) 1613 года; польский королевич Владислав,

сын Сигизмунда III; шведский королевич Карл Филипп, сын Карла IX;

представители знати Голицыны, Воротынские, Годуновы, Шуйские и др.)

12. О ком говорили москвичи в 1605 г.: «Недолго царствовать Борисовым детям! Вот Дмитрий Иванович придет в Москву!»

(Лжедмитрий I)

II т у р

«О ком говорится?»

1. О ком говорится в русских летописях XVII в.?

… был он светлодушен и нравом милостив и нищелюбив. И многие люди от дарований руки его досыта напитались. И так бы и цвел добродетелями, как финик листьями, если бы тернии завистливой злобы не помрачили дел его… И навлек на себя негодование всех чиноначальников Русской Земли»

(Б. Годунов)

2. Патриарх Гермоген писал о тех, кто обещал своими сторонниками «давать боярство, и воеводство, и окольничество, и дьячество… и жены их и вотчины, и поместья». Кто давал такие обещания?

(самозванцы)

3. Как вы думаете, о ком, так остроумно заметил историк В.О. Ключевский: «Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве», а поэт А.С. Пушкин в произведении «Борис Годунов» писал, что он имел «грудь широкую, одну руку

короче другой, глаза голубые, волосы рыжие, на щеке бородавку, на лбу другую». О ком шла речь?

(Лжедмитрий I)

4. Об одном из деятелей Смутного времени в официальной летописи говорилось:

«Пришел из Кромы, из Путивля всему злу вор и заводчик, и всех злых дел начальник». О ком шла речь?

( о И. Болотникове)

5. О ком написал В.О. Ключевский: «Это был пожилой 54-летний боярин, небольшого роста, невзрачный, подслеповатый, человек не глупый, но более хитрый, чем умный. Свое царствование он открыл рядом грамот, распубликованных по всему государству»?

(В. Шуйский)

6. Кто из исторических фигур Смутного времени мог иметь такую характеристику: «не способнейший, а удобнейший?»

(Михаил Романов)

III т у р

Колллаж

На столе лежит множество картинок, на тему нашей Родины: от государственной атрибутики, до народных промыслов, кулинарные русские блюда, пейзажи и т.п. Двум представителям, по одному от каждой команды нужно за 10 секунд отобрать понравившихся 5-10 изображений, вернуться к команде, обсудить будущий коллаж и выполнить его на листе ватмана, который состоит из трех цветов: белый, голубой и красный. На выполнение работы отводится 3-4 минуты. Оценивается конкурс по 5-ти балльной шкале.

Во время выполнения коллажа прозвучит песня: Я, ты, он, она – вместе целая страна»

III т у р

Конкурс капитанов

Продолжи предложения»:

  1. Самое дорогое для человека – это…

  1. Патриот своей Родины – это…

  1. Вдали от родного дома я буду вспоминать…

  1. Долг для меня – это…

  1. Свет в окнах моего дома – это…

  1. Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было…

  1. Из традиции моей семьи мне бы хотелось взять в мою будущую семью…

  1. Помогать Отечеству – значит…

  1. Смыслом семейной жизни для меня является…

  1. Закон для меня – это…

  1. Когда звучит гимн нашей страны, я чувствую…

  1. Символы нашего государства для меня…

Тур IV

(конкурс спича)

Команды готовят спич в течении 6-7 минут

Пока команды готовят спич, проводится конкурс болельщиков:

Подготовить для команды за которую болеют: плакат и «кричалку»

Ведущий 1: Вот и подошла наша викторина к концу. Наступает момент подведения итогов. Прошу жюри объявить результаты.

Жюри

Ведущий: Несмотря на то, что сегодня кто-то лучше, или хуже отвечал, все мы

являемся победителями. Живя тысячелетия на этой земле, наш народ сеял через невидимое сито культурные ценности, и то, что дошло до нас, должно быть дорого нам.

Вудущий 2: Вот почему мы должны хранить и оберегать и колыбельные песни, и

национальную одежду, и народные праздники и танцы, и художественные ремесла, и живопись и архитектуру.

Ведущий 1: Мы должны хранить память об их творцах, о тех, кто мужественно бился за независимость нашей Родины, о тех, кто боролся за свободу и счастье нашего народа.

Ведущий 2: Ибо Родина – это не только день сегодняшний, но это и наши корни,

питавшие и питающие нас.

Ведущий 1: И эти корни – славная история нашего народа – питают не только

настоящее, но и будущее.

Ведущий 2:Спасибо всем за участие в нашей викторине. Надеюсь, что каждый из вас вырастет настоящим патриотом нашей великой Родины. В заключении позвольте закончить нашу викторину поэтическими строчками:

Люби цветы, леса, простор полей,
Всё, что зовётся Родиной твоей!

Рефлексия: Выставляются баллы, подводятся итоги. Вручаются грамоты победителям.

(Звучит финал оперы “Иван Сусанин” со знаменитым хором “ Славься!”

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

1.Раздать участникам викторины Текст песни М. Глинка - Славься (Финал оперы "Иван Сусанин")

Современный вариант
(Музыка: М.Глинка)

Славься, славься, родная земля!
Славься, святая Отчизна моя!
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша родная страна.

Славься, славься из рода в род
Славься великий наш русский народ
Врагов посягнувших на край родной
Сражай (вариант: рази) беспощадно могучей рукой

Слава, слава героям бойцам
Родины нашей отважным сынам
Кто кровь за Отчизну свою прольёт,
Того никогда не забудет народ

Славься, славься, родная земля!
Славься, святая Отчизна моя!
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша родная страна.
Ура! Ура! Ура!

Оригинальный вариант
(Музыка: М.Глинка)

Славься, славься, наш Русский Царь!
Господом данный нам Царь-Государь!
Да будет бессмертен твои царский род,
Да им благоденствует русский народ.
Источник teksty-pesenok.ru

Славься, славься, ты Русь моя,
Славься, ты русская наша земля.
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша родная страна.

Славься, славься, из рода в род
Славься, великий наш русский народ.
Врагов, посягнувших на край родной,
Рази беспощадной могучей рукой.

Славься, славься, родная Москва
Родины нашей, страны голова.
Живи возвышайся на радость нам
На счастье народов, на гибель врагам.

Слава, слава, героям бойцам,
Родины нашей отважным сынам.
Кто кровь за Отчизну свою прольет,
Того никогда не забудет народ.

Слава, слава, греми Москва!
Празднуй торжественный день Государя,
Ликуй, веселися твой Царь грядет!
Царя-Государя встречает народ.

Слава, слава, нашему Царю!
Слава, слава, земли родной!
Слава героям Руси Святой!
Ура! Ура! Ура!

Приложения 2

ПАМЯТКА

(Спич произносится по схеме)

  1. Оригинальное обращение к аудитории.

  2. Цель или тема выступления

  3. Проблемная ситуация или интрига, специальное обострение для привлечения внимания.

  4. Пути решения проблемной ситуации

  5. Вывод, лозунг или реклама своих путей решения.

  6. Благодарю за внимание (Этими словами заканчивается любой спич)

Спич- 3 минуты

infourok.ru

Викторина "День народного единства"

Викторина «День народного единства» (6-11 классы)

Цель: привлечь внимание школьной аудитории к изучению истории Российского государства.

Задачи:

  1. Содействовать формированию у обучающихся представления о государственном празднике – День народного единства.

  2. Показать, основываясь на факты, значение действий народного ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского в деле освобождения Родины от польских интервентов.

  3. Развить у учащихся чувство патриотизма к своей Родине, уважения своих предков, исходя из событий далекого прошлого.

Сроки проведения

Викторина проводится в течение двух дней в ноябре 2012 г.

Участники викторины

Ученики 6-11 классов, интересующиеся историей Российского государства. Участие в викторине является добровольным и индивидуальным. Можно обращаться за помощью к классным руководителям, учителям (кроме учителей, преподающих историю), родителям, в библиотеку.

Содержание викторины

Задания викторины включают 23 вопроса по истории Российского государства.

Форма представления материалов

Ответы на вопросы викторины принимаются только в письменном виде, на специальном бланке. Участник пишет полностью фамилию, имя и класс. Подписанный бланк сдается ответственному организатору. В момент подачи бланка руководитель проставит на нём дату и время поступления ответа.
Подведение итогов

Бланки с ответами будут рассмотрены жюри. На победу в викторине могут претендовать только те участники, которые дали наиболее правильные полные ответы по всем вопросам викторины. Победителями станут первые пять человек (определяются по маркировке бланков с ответами – дата и время) в возрастных группах: 6-8 классы, 9-11 классы.

Награждение

Победители викторины в каждой возрастной группе будут награждены дипломами, активные участники (ответившие правильно более чем на 50% заданий) будут отмечены сертификатами.

Вопросы и задания викторины:

1.Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?
2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года?
3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?
4. Кому принадлежат слова призыва: «...буде намъ похотеть помощи Московскому Государству, и то нам не пожалети животов своих, да не токмо животов своих, и дворы свои продавати, и жены и детей закладывать...»?
5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения вновь прибывавшими силами перед походом на Москву.

6. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"?

7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь?

8. Под руководством какого архитектора в 1925—1930 гг. была проведена серьёзная реконструкция и реставрация этого храма?

9. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси?
10. В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября?
11. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
12. В каком городе находится усыпальница князя Пожарского?

13. Назовите город и памятник, на котором изображён Дмитрий Пожарский.

14. В начале XIX века на народные средства был создан первый в России скульптурный памятник Минину и Пожарскому и установлен на Красной площади в Москве. Кто автор этого памятника?

15. В каком городе находится точная копия памятника Минину и Пожарскому, правда, она немного уменьшена по сравнению с московским подлинником.

16. Назовите имя художника и картину. Когда она была написана?

17. Перед вами отрывок из стихотворения К.Рылеева. О ком идёт речь? Кто и какой подвиг совершил?

«Известно мне: погибель ждёт

Того, кто первый восстаёт

На угнетателей народа, -

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной, -

Я это чувствую, я знаю...

И радостно, отец святой,

Свой жребий я благословляю!»

18. Какую оперу в 4 актах с эпилогом Михаил Иванович Глинка написал о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву.

19. Внимательно рассмотрите иллюстрацию, как вы думаете какое событие на ней отражено? Укажите событие и год.

20. Перед вами картина нижегородского художника С.В. Малиновского “Нижегородский подвиг. 1611 год”, в основу которой положена идея духовности русского народа, объединённого православной верой. Назовите имя Священномученика патриарха, который держит в руках грамоту и благославляет ополченцев.

21. Найдите слова, которые были произнесены этим патриархом и стали лозунгом ополчения?

22. Перечислите царские регалии, изображённые на картине С.В. Малиновского.

23. Творческое задание.

 Найдите и запишите пословицы, поговорки, строчки из стихотворений о единстве государства, патриотизме граждан. (В этом задании должно быть не более 8 строк + не забудьте указать автора и название стихотворения или отметить: пословицы, поговорки).

Ответы викторины:

1.Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?
(Речь Посполитая)

2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года?
(Прокопий Петрович Ляпунов)

3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?
(Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город)

4. Кому принадлежат слова призыва: «...буде намъ похотеть помощи Московскому Государству, и то нам не пожалети животов своих, да не токмо животов своих, и дворы свои продавати, и жены и детей закладывать...»?
(Козьме Минину)

5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения вновь прибывавшими силами перед походом на Москву.
(г. Ярославль)

6. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"?
(Лжедмитрия II)

7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь?
(Казанский собор на Красной площади в Москве)

8. Под руководством какого архитектора в 1925—1930 гг. была проведена серьёзная реконструкция и реставрация этого храма?

(Петра Дмитриевича Барановского)

9. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси?
(С воцарением Михаила Романова в 1613г.)
10. В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября?
(в 1649 г.)
11. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
(День народного единства)
12. В каком городе находится усыпальница князя Пожарского? (г.Суздаль)

13. Назовите город и памятник, на котором изображён Дмитрий Пожарский.

(Дмитрий Пожарский на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде)

14. В начале XIX века на народные средства был создан первый в России скульптурный памятник Минину и Пожарскому и установлен на Красной площади в Москве. Кто автор этого памятника? (Скульптор И.П. Мартос)

15. В каком городе находится точная копия памятника Минину и Пожарскому, правда, она немного уменьшена по сравнению с московским подлинником. (г. Нижний Новгород)

16. Назовите имя художника и картину. Когда она была написана?

(М. И. Скотти, Минин и Пожарский, 1850)

17. Перед вами отрывок из стихотворения К.Рылеева. О ком идёт речь? Кто и какой подвиг совершил?

(Речь идёт о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина, который, чтобы поляки не прошли и не убили русского царя, пожертвовал своей жизнью, заведя интервентов в болото).

18. Какую оперу в 4 актах с эпилогом Михаил Иванович Глинка написал о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву.

(«Жизнь за царя» ,«Иван Сусанин»)

19. Внимательно рассмотрите иллюстрацию, как вы думаете какое событие на ней отражено? Укажите событие и год.

(Манифестация возле памятника Минину и Пожарскому в первые дни первой мировой войны, 1914 г.)

20. Перед вами картина нижегородского художника С.В. Малиновского “Нижегородский подвиг. 1611 год”, в основу которой положена идея духовности русского народа, объединённого православной верой. Назовите имя Священномученика патриарха, который держит в руках грамоту и благославляет ополченцев. (Патриарх Гермоген)

21. Найдите слова, которые были произнесены этим патриархом и стали лозунгом ополчения?

(«Да будут благословенны те, кои идут на очищение Московского государства»)

22. Перечислите царские регалии, изображённые на картине С.В. Малиновского.

(Скипетр, держава, шапка Мономаха)

Источники

  1. http://www.solnet.ee/holidays/s31.html#03

  2. http://edu.tomsk.ru, Методические рекомендации по организации и проведению учебно-воспитательных мероприятий ко Дню народного единства (4 ноября).

  3. http://ru.wikipedia.org 

  4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007, CD, М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

multiurok.ru

Викторина и игры ко Дню народного единства

Викторина «4 ноября – День народного единства» (с ответами)

День народного единства – праздник, сближающий народы. Он относится к государственным праздникам России. Является одновременно и старым и новым российским праздником. Для России наших дней День народного единства — праздник, в который мы отдаём дань истинным традициям патриотизма, согласия народа, веры в Отечество.

Викторина «4 ноября – День народного единства» содержит 12 вопросов с ответами.

Около четырёхсот лет назад было смутное время в Русском государстве. Со смертью царевича Дмитрия царский род Рюриковичей прекратился. Много охотников явилось на Московский царский трон. Долго святая Русь истекала кровью и казалось, что нет надежды на спасение: Москва — в руках поляков, король польский Сигизмунд осадил Смоленск и требовал московскую корону уже для себя, а не для сына своего Владислава. Но не допустил господь погибели святой Руси. Нашлись борцы за наше дорогое Отечество. Патриарх Гермоген отказался утвердить свой подписью грамоту об избрании Владислава, и умер после долгих мучений в темнице голодной смертью. Тогда выступила на защиту святой Руси Троицко-Сергиева Лавра. Её грамоты (о дружной борьбе всех истинно русских людей, любящих свою Родину) рассылались по всем городам и селам России. Одна из таких грамот прибыла в Нижний Новгород и воспламенила горячее сердце торговца Кузьмы Минина.

Наступило утро великого дня, в который незабвенный и незначительный торговец Минин положил основание утверждения и могущества нашего теперь государства. Горячая, правдивая речь простого торговца сплотила наших граждан в одно непобедимое целое…

4 ноября 1612 года – великий День в истории России. Народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-город и освободило многострадальную Москву от польских интервентов…

1. В честь какого события отмечается День народного единства?
Ответ: В 1612 году народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов

2. Какой собор сооружён в Москве в память об избавлении Москвы от поляков?
Ответ: Казанский собор

3. Перед каким московским собором установлен памятник Минину и Пожарскому?
Ответ: Памятник Минину и Пожарскому расположен перед Собором Василия Блаженного на Красной площади

4. В каком году в России начали отмечать День народного единства?
Ответ: в 2005 году

5. Какие две крупные задачи ставили Минин и Пожарский?
Ответ: изгнать интервентов и подготовить условия для формирования русского правительства, пользующегося доверием населения

6. Россия – многонациональное государство. Сколько народов населяет её территорию?
Ответ: более 180 народов

7. Кто автор стихотворения «Два единства»?
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может, спаяно железом лишь и кровью…»
Ответ: автор стихотворения — Фёдор Иванович Тютчев

8. Что означает слово «единство»?
Ответ: общность, сходство, сплочённость, спаянность, слитность

9. Какие пословицы со словом «единый» вы знаете?
Ответ: «Когда мы едины, мы непобедимы»
«Не хлебом единым жив человек»
«Наша сила – в единстве»

10. Праздник какой иконы отмечает церковь 4 ноября?
Ответ: праздник Казанской иконы Божией Матери

11. В каких городах установлены памятники князю Пожарскому?
Ответ: в Суздале, Зарайске, Борисоглебском

12. Кто автор стихотворения?
«И огнем не сожжешь – перетерпит пожары;
И водой не зальёшь – степи все не отдаст;
И насквозь не пробьёшь – не пропустит удара,
Потому что земля – это ты, это я,
Это каждый из нас»
Ответ: поэт Анатолий Софронов

День народного единства, а это значит, что, чтобы победить, надо быть в команде, надо быть вместе. Поэтому в каждой команде по три человека. А также надо приобрести ленточки одинаковой длины и трех цветов – красного, белого и синего. И надо «сплести» косу из трёх ленточек, и эту косу держит один человек. Задача каждой команды из трёх человек. Размотать свою косу. Они должны действовать дружно и сообща, чтобы распутать косу, ведь она, как вы знаете, плетётся замысловато. Какая команда справится быстрее со своей задачей, та и победила.

Идём далее и опять командный конкурс. Делимся на две команды, и игроки каждой команды встают плечом друг к другу. Получается, что они касаются друг друга левым и правым плечом. И им завязывают руки – левую руку одного с правой рукой другого. И они поднимают руки вверх. Первому участнику дают мяч или воздушный шарик в его свободную правую руку. И он также поднимает руку вверх. И задача каждой команды передать шар или мячик в самый конец своей команды. Но передавать верхом, а так как руки связаны, то это будет сложно, ведь надо будет действовать сообща, потому что связаны две руки разных людей. В общем, какая команда вперёд передаст инвентарь, та и победила.

Интересный конкурс для забавы детям. Все дети встают в круг, и двум любым детям, которые стоят друг против друга, дают в руки игрушки: кошку и мышку. Соответственно одному мышку, другому кошку. Ведущий дает старт, и он передают по часовой стрелки кошку и мышку. Когда кошка догоняет мышку, то игрок, на котором она догнала, выбывает из круга. И так несколько раз, пока не останется меньше пяти человек. Ведь когда будет пять или меньше человек, то играть в эту игру не получится.

Каждой команде из восьми человек даются буквы, из которых надо сложить слово – ЕДИНСТВО. Но дети не знают, какое слово им надо сложить. Они видят только набор букв. И когда ведущий им говорит, что надо составить слово и встать с буквами так, чтобы его можно было прочитать, то дети должны сообразить, что это за слово и встать так, как положено. Держа буквы в руках. Команда, которая всё сделала быстрее, та и победила.

multiurok.ru

Интеллектуально-познавательная игра "Колесо истории", посвященная Дню народного единства

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Задачи:

1. Развитие у школьников интереса к изучению истории своей Родины.

2. Воспитание творческих способностей учащихся посредством сценического искусства.

3. Совершенствование умений и навыков коллективной деятельности.

Оформление:

  1. Название познавательной игры “Колесо истории”.
  2. Стенд “День народного единства”.
  3. Символика России.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал (тексты с ответами тестов, карточки с текстами стихотворений).
  2. Таблички с названиями команд.
  3. Жетоны трех цветов.
  4. Костюмы.

Подготовительная работа:

  1. Репетиция сцен с участниками исторического кружка.
  2. Оформление стенда “День народного единства”.
  3. Деление на три команды, выбор капитанов.
  4. Подготовка грамот и призов для победителей и участников мероприятия.

Правила игры:

  1. Игра состоит из трех туров, в каждом из которых команды набирают определенное количество верст (за каждый правильный ответ – 10 верст).
  2. Перед началом каждого тура команды по очереди вытягивают жетон. Если цвет вытянутого жетона совпадет с цветом команды, то на счет команды записываются дополнительные 10 верст.
  3. После каждого тура проводится игра со зрителями – болельщиками. Болельщики могут принести своей команде 10 верст во время игры, правильно ответив на вопрос.
  4. Игра заканчивается подсчетом верст команд. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество верст.

Ход мероприятия

1. Вступление.

Впервые в нашей стране с 2005 года 4 ноября отмечается как День народного единства. День народного единства также совпадает по времени с одним из наиболее почитаемых русской православной церковью праздников – Днем Казанской иконы Божьей Матери, с заступничеством которой предание связывает и изгнание интервентов.

Казанскую икону святитель Иннокентий Херсонский называл “Русским покровом”. Осеннее празднование Пресвятой Богородице, в честь иконы Ее, именуемой “Казанская”, установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Время то было страшное и смутное. Вопрос стоял о самом существовании нашего Отечества! В этот смутный период страна осталась без царя и без царской династии, которая долгое время объединяла народ в государство, державу. Всюду царило безвластие, более страшное и для знати, и для простого народа, чем самая жестокая власть. Поляки, обманным путем овладев Москвой, глумились над православной верой. Казалось, что русское государство погибло, что Россия не сможет подняться с колен и никогда не обретёт былого могущества. И тогда по призыву патриарха Ермогена весь русский народ встал на защиту своей Родины. В ополчение, которое возглавляли князь Дмитрий Пожарский и нижегородский купец Кузьма Минин, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. “Станем, как один, за Русь, за Дом Пресвятой Богородицы!” - восклицал народ.

И произошло великое чудо: представительством Богоматери суд Божий об Отечестве нашем был преложен на милость! Русские войска освободили Москву от врагов! Вскоре и вся русская земля была очищена от иноземных захватчиков.

  • За морем теплее, а у нас милее.
  • На чужой стороне Родина милее вдвойне.
  • Где кто родился, там и пригодился.

Вот некоторые пословицы о Родине, которые сложил русский народ. Русский человек всегда готов отдать свою жизнь, преданность, любовь Родине, своему народу. Такого человека называют патриотом своего Отечества.

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо истории мы повернем
И рассказывать начнем,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!

На нашей викторине “Колесо истории” встречаются три дружины: красная, зеленая и синяя. Начинаем игру.

2. Основная часть

I тур
“Сценки”
Сценка 1.

К киевскому князю Мстиславу Романовичу прибыл гонец.

Гонец: Великий князь! Беда страшная идет – кочевники. Вооружаться надо!

Князь: Сколько же их?

Гонец: Тьма воинов, князь! На три дня конного пути растянулось их войско!

ВОПРОС. Что же означает слово “тьма” в то время?

  1. 1000.
  2. 10000.
  3. 100000.

Сценка 2.

Сидит нищий, просит милостыню, мимо проходит господин с дамой.

Нищий: Подайте, господа хорошие, Христа ради.

Дама (господину): Дай же убогому на пропитание.

Господин (даме): Перестань. На всех никакой мошны не хватит.

Нищий: У-у-у, мироеды проклятые.

ВОПРОС. Многие знают, что слово “мироед” является оскорбительным прозвищем. Какое же значение это слово имело в XVIII веке?

  1. Куркуль, богатый человек;
  2. Старик, живущий за счет общины;
  3. Человек, обирающий других.

Сценка 3.

В трактир входит барин и сталкивается с бедняком-тарачонком.

Барин (дает бедняку подзатыльник): Ах ты, рожа неумытая, вертишься под ногами. Не видишь, барин идет.

Бедняк (кланяясь): Прошу прощения, барин (Убегает).

Барин: Ах ты, негодник! Развели тут нехристей-инородцев тьму тьмущую!

ВОПРОС. В Российской империи существовал термин “инородец”. Кого же так называли?

  1. Живущих на окраине страны, людей другой религии;
  2. Жителей Сибири;
  3. Иностранцев.

Сценка 4.

На сцене бедно одетый юноша читает книгу. Входят двое малышей.

1-й мальчик: Вася! Слышь, а это что за детина?

2-й мальчик: А-а-а… Этот. Из Холмогор пришел с рыбным обозом. Учиться надумал.

1-й: Ой, да сколько же ему лет?

2-й: Годков двадцать будет.

Маличики смеются и дразнят юношу.

1-й: Эй ты, детина! Какой болван. В двадцать лет пришел латыни учиться!

2-й: Тавива газа! Чистая доска – пустая башка!

Юноша: Цыц, несмышленыши! Выучу я латынь и другие науки, ибо сказано: “Через тернии – к звездам!”.

ВОПРОС. Кто был этот человек, который хотел выучить латынь?

  1. Петр I;
  2. Менделеев Дмитрий Иванович;
  3. Ломоносов Михаил Васильевич.

Сценка 5.

Сидит царь, в ногах бьет челом холоп.

Царь: И поселить этого холопа в курной избе на хлеби на квас, чтоб навсегда запомнил, как перечить своему государю. Убрать его!

ВОПРОС. Что за помещение “курная изба”, просуществовавшая на Руси до XIX века?

    1. крестьянская изба, топившаяся по черному – без трубы;
    2. избушка, где содержали кур;
    3. тюремная камера.

ПЕРЕЕЗД. Команды вытягивают жетоны.

Вопросы зрителям:

  1. Каков был рост Петра I? (2 метра 4 сантиметра).
  2. Назовите первую печатную книгу на Руси (Апостол, И. Федоров. XVI век).
  3. Кого из князей прозвали “денежный мешок”? (Иван Калита, XIV век).

II тур
“Ответь словами поэта”

1. А впереди, по звонким льдинам,
Гремя тяжелой чешуей,
Ливонцы едут грозным клином,
Свиной железной головой.
Был первый натиск немцев страшен
В пехоту русскую углом
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.

(Ледовое побоище – 5 апреля 1242 г.)

2. Как мне о битве на Дону
Рассказ продолжить мой?
Читатель я не обману,
Сказав о битве той,
Что не было еще такой.
И хоть кого спроси,-
Великое побоище
Все знают на Руси!…
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья…
А князя Дмитрия Донским
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живет.

(Куликовская битва – 8 сентября 1380 г.)

3. Когда на востоке забрезжил рассвет,
Поредела завеса тумана,
На другом берегу вдруг увидел Ахмат
Рать московского князя Ивана…
Государь прочитал и, спокоен и строг,
Повернулся к Ахматовым людям,
Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог
И сказал: “Дань платить мы не будем!”
С той поры не решалась нас грабить Орда,
Иго тяжкое сброшено было,
И в Орде началось несогласье, вражда,
И распалась татарская сила.

(Стояние на реке Угре – 1480 г.)

4. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!…
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день не мало,
Что значит русский бой кровавый,
Наш рукопашный бой!..

(Бородино – 26 августа 1812 г.)

5. От москвичей призыв идет…
Дошел до Нижнего призыв,
До старосты, до мужика,
Что звался Минин- Сухорук.
Он весь народ собрал вокруг…
Поволжье Минин собирал,
Он ополчение собирал,
Всех одевал, всех обувал,
Кормил, поил и снаряжал,
И всех вооружал.
И эту рать в туманной мгле
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвел,
К Москве, к столице он повел.
Та рать от каждого села
Все прибывала и росла.
Сюда пришел Пожарский князь,
За ним текла людей река,
И, с Мининым объединясь,
Сплотились русские войска.
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.

(Освобождение Москвы от интервентов ополчением Минина и Пожарского – 1612 г.)

6. Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление кипит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает тут и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.

(Полтавский бой – 27 июня 1709 г.)

7. Не меряна вдоль и не пройдена вширь,
Покрыта тайгой непроезжей,
У нас под ногой разостлалась Сибирь
Косматою шкурой медвежьей.
Пушнина в сибирских лесах хороша
И красная рыба в струях Иртыша!
Мы можем землей этой тучной владеть,
Ее разделивши по-братски.
Мне в пору Кучумовы бармы надеть
И сделаться князем остяцким.

(Освоение Сибири под руководством Ермака – 1581 – 1585 гг.)

8. На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.

(Основание Петербурга – 1703 г.)

9. Ни разу ни одни войска
Еще не шли по этим тропам.
На них взирает вся Европа.
Во всех углах материка
Гадают, спорят и судачат:
Пройдут они иль не пройдут,
Что ждет их – гибель или сдача?
Пусть их гадают! Только тут,
Среди лишений и страданий,
Среди камней и снежных груд,
Солдаты знали без гаданий,
Что русские всегда пройдут.

(Швейцарский поход Суворова через Альпы – 1799 г.)

10. То свободы русской зарево
Разгоралося вокруг –
Против силы государевой
Города восстали вдруг.
Слава казака победная
По Руси пошла теперь,
В каждом доме люди бедные
Раскрывали Стеньке дверь.
И дорогами короткими
С Дона к Волге, по степям,
В снаряжении и с лодками
Рать свою повел Степан.

(Восстание Степана Разина – 1667 – 1671 гг.)

ПЕРЕЕЗД. Команды вытягивают жетоны.

Вопросы зрителям:

  1. Каков вес царь-пушки? (40 тонн)
  2. У какого русского города был “злой характер”? (Козельск)
  3. Как звали третьего из братьев, основавших Киев? Два первых – Кий, Щек. (Хорив)

III тур
“Ситуации”

1. Сидит царь на троне, думает.

Царь:

Царь или не царь!
Помиловать или казнить…
Решить или подождать…
Эх! Тяжела ты, шапка Мономаха…

ВОПРОС: Почему “шапка Мономаха” тяжела?

  1. Много украшений было на венце;
  2. Царь решает много государственных вопросов;
  3. Опасная служба – быть царем.

2. На новгородском вече бояре обсуждают вопрос: кого пригласить руководить войском для борьбы с немецкими рыцарями. Посадник пригласил позвать Александра Ярославовича, хоть не молодого, но очень опытного полководца. Вече поддержало предложение посадника.

ВОПРОС: Кто такой посадник?

  1. Человек, который сажал людей в тюрьму;
  2. Человек, занимающийся посадкой растений;
  3. Человек, который руководил городом.

3. В годы правления Петра I был выпущен гражданский календарь.

ВОПРОС: Что было впервые напечатано в календаре?

  1. родословная Романовых;
  2. заметки о Европе;
  3. астрологический прогноз.

4. Многие древние знатные дворянские, княжеские семьи вели отсчет рода от Рюрика.

ВОПРОС: Кто такой Рюрик?

  1. Князь варягов;
  2. Первый московский князь;
  3. Основатель Киева.

5. “Куда ни махнет, тут и улицы лежат. Куда отвернет – с переулками…

ВОПРОС: Кем был Илья Муромец?

  1. Князь;
  2. Крестьянский сын;
  3. Дружинник.

6. Одним из важнейших деяний Петра I было создание Российского флота.

ВОПРОС: Какой город считается родиной Российского флота?

  1. Санкт- Петербург;
  2. Архангельск;
  3. Воронеж.

7. В дохристианской Руси старые люди пророчили, что быть Змею убитому от молодца.

ВОПРОС: Как звали богатыря-змееборца?

  1. Алеша Попович;
  2. Добрыня Никитич;
  3. Илья Муромец.

3.Заключительная часть

За эти праздником в нашей стране предполагается закрепить неформальное название – День добрых дел. Это позволит привлечь внимание общества к вопросам благотворительной деятельности, служения интересам общества, будет способствовать развитию традиций милосердия, добровольчества, различных форм самоорганизации и самоуправления.

Подведение итогов. Награждение.

7.08.2009

urok.1sept.ru

Познавательная викторина "День народного единства" (6 класс)

День народного единства

6 классы

4 ноября Россия отмечает День Народного Единства.

Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Это праздник, сближающий народы. Для России День народного единства – праздник, в который мы отдаем дань истинным традициям патриотизма, согласия народа, веры в Отечество. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины.

ВИКТОРИНА

1 тур

Вопросы

1. Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.

2. Наша Родина — Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? Ответ: Союз, объединение.

3. Человек, любящий свою Родину. Ответ: Патриот.

4. Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.

5. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.

6. Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.

7. Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.

8. Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий — волю к миру, красный — готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

9. Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы.

10. Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства. Ответ: Референдум.

2 тур

1. Какой ещё праздник отмечается в этот день 4 ноября?
a. Праздник в честь иконы Казанской Божьей матери
b. Праздник в честь освобождения Руси
c. Праздник многонациональности России
(ответ: Праздник в честь иконы Казанской Божьей матери)

3. В честь какого события празднуется День народного единства?
a. Освобождение Москвы от польских захватчиков
b. Объединение народа
c. Появление России, как единого государства
(ответ: Освобождение Москвы от польских захватчиков)

4. Кто является героями данного праздника?
a. Все люди
b. Вся страна
c. Минин и Пожарский
(Ответ: Минин и Пожарский)

5. В каком году начали отмечать День народного единства в России?
a. 2001
b. 2005
c. 2008
(ответ: 2005)

6. Основным событием праздника в 2005 году стало?
a. Открытие памятника Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде
b. Праздничные крестные ходы
c. Возложение венков президента России к памятнику Минина и Пожарского в Москве
(Ответ: Открытие памятника Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде)

7. Какой похожий праздник отмечался в начале ноября до 2005 года?
a. День всемирного наследия
b. День распада СССР
c. День согласия и примирения
(Ответ: День согласия и примирения)

10. Закончите пословицу: «Когда мы едины…»
a. …- мы непобедимы!
b. … - мы горы свернём!
c. … - нет нам равных!
(Ответ: Когда мы едины – мы непобедимы!)

Проникнутый идеями национального согласия и сплочения общества, упрочения российской государственности, День народного единства также является праздником добра, днем заботы о людях, своих согражданах. Любое, даже самое малое доброе дело в этот день для каждого должно стать первым шагом к исцелению души, а добрые дела миллионов добровольцев, вместе взятые, приведут нас к духовному оздоровлению всего общества.

Вопросы для беседы с учащимися. Подведение итога мероприятия.

  • 1. Когда ещё в истории нашего государства народ демонстрировал своё единство против захватчиков?

  • 2. Почему, как вы думаете, Государственной Думой было принято решение о праздновании этого дня как общегосударственного праздника?

  • 3. Какую опасность несут национальные распри и конфликты?

  • 4. В чём проявляется современное единство России?

5. Подумайте, что бы вы сделали для укрепления национального единства в обществе на месте президента? 
  Итак, ребята, подводя итог нашего мероприятия, мы делаем закономерный вывод: учиться гордости за свою страну, верности  и единству, гражданственности и честности, ответственности за прошлое и будущее мы должны у наших предков. Наша родина, наша земля сохранена ими, и мы должны беречь и защищать её, в горе и в радости быть вместе со своей страной! Никто – ни поляки, ни французы, ни американцы – не помогут нам. Только мы сами – соотечественники - должны отдать все силы и даже жизнь для защиты и процветания нашей любимой России, как когда-то это сделали в Смутное время наши предки, изгнав польских интервентов и предотвратив распад государства.  

infourok.ru

Классный час (8, 9, 10, 11 класс) на тему: викторина "День народного единства"

Слайд 1

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

Слайд 3

В начале XIX века на народные средства был создан первый в России скульптурный памятник Минину и Пожарскому. В каком городе и где он установлен?

Слайд 4

Установлен на Красной площади в Москве. Автор этого памятника. Скульптор И.П. Мартос

Слайд 5

Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?

Слайд 6

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

Слайд 7

В честь какой иконы было установлено празднование 4 ноября в 1649 году?

Слайд 8

в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября 1649 г.

Слайд 9

Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения вновь прибывавшими силами перед походом на Москву.

Слайд 10

город ЯРОСЛАВЛЬ

Слайд 11

ПОСЛОВИЦА

Слайд 12

ПОСЛОВИЦА

Слайд 13

Кем был Кузьма Минин?

Слайд 14

ЗЕМСКИЙ СТАРОСТА 20

Слайд 15

Какие враги были у России в «смутное время»?

Слайд 16

ПОЛЯКИ и ШВЕДЫ

Слайд 17

Какую роль в ополчении играл князь Пожарский.

Слайд 18

20 Князь Пожарский командовал народным ополчением

Слайд 19

В каком веке происходили события, которые называют «смутное время»? .

Слайд 20

20 конец 16 – начало 17 века

Слайд 21

Кого решено было поставить на царство, чтобы прекратить беспорядки в стране? . ?

Слайд 22

Михаила Федоровича Романова, сына Федора Романова, которому в то время исполнилось 16 лет

Слайд 23

Перед вами картина нижегородского художника С.В. Малиновского “Нижегородский подвиг. 1611 год”, в основу которой положена идея духовности русского народа, объединённого православной верой. Перечислите царские регалии, изображённые на картине

Слайд 24

Скипетр, держава, шапка Мономаха

Слайд 25

В каком городе находится точная копия памятника Минину и Пожарскому, правда, она немного уменьшена по сравнению с московским подлинником.

Слайд 26

г. Нижний Новгород 30

Слайд 27

Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"?

Слайд 28

Лжедмитрий II

Слайд 29

Кому принадлежат слова призыва: "...буде намъ похотеть помощи Московскому Государству, и то нам не пожалети животов своих, да не токмо животов своих, и дворы свои продавати, и жены и детей закладывать..."?

Слайд 30

Эти слова принадлежат Козьме Минину

Слайд 31

В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь?

Слайд 32

Казанский собор на Красной площади в Москве ,

Слайд 33

Какую фамилию носила первая жена Ивана Грозного

Слайд 34

АНАСТАСИЯ РОМАНОВА

Слайд 35

Перед вами отрывок из стихотворения К.Рылеева. О ком идёт речь? Кто и какой подвиг совершил? «Известно мне: погибель ждёт Того, кто первый восстаёт На угнетателей народа, - Судьба меня уж обрекла. Но где, скажи, когда была Без жертв искуплена свобода? Погибну я за край родной, Я это чувствую, я знаю... И радостно, отец святой, Свой жребий я благословляю!»

Слайд 36

Речь идёт о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина, который, чтобы поляки не прошли и не убили русского царя, пожертвовал своей жизнью, заведя интервентов в болото.

Слайд 37

Что написано на постаменте памятника Минину и Пожарскому в г. Москве?

Слайд 38

На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год" .

Слайд 39

В каком году по призыву нижегородского купеческого старосты К. Минина началось формирование Второго ополчения

Слайд 40

Осенью 1611 г. по призыву нижегородского купеческого старосты К. Минина началось формирование Второго ополчения

Слайд 41

Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?

Слайд 42

. Государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время называлось Речь Посполитая

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *