Вокальные распевки для детей – Распевки — Backing Tracks (34)

Распевки — Backing Tracks (34)

Sign In / Sign Up Last Uploads TOP 100 Categories Remove Vocals from a Song Home Backing Tracks

↵ Find

Search Help

Total tracks: 34

By SongnameBy PopularityBy Upload Date
  1. Арпеджио Ломаное Октава 2:33192 kbps
    -
  2. Бра Бра Бра Бра Бра 1:28192 kbps
    -
  3. До ре до ре до ре до 1:59128 kbps
    -
  4. Ёо 1:02320 kbps
    -
  5. Зиииии зооооо 2:28256 kbps
    -
  6. И и и (жен быстр) 6:00160 kbps
    -
  7. И-и-и (жен медл) 7:19160 kbps
    -
  8. ИиИиИ 1:29320 kbps
    -
  9. Лё ли лё ли лё о о 2:11128 kbps
    -
  10. ЛЁ О О О О (стаккато) 2:43128 kbps
    -
  11. Лрии Лрии Рлуууу 2:58192 kbps
    -
  12. М М М М М 1:41256 kbps
    -
  13. МИ ИИИ ЙА 1:28128 kbps
    -
  14. Ми ре ми ре ми 1:35128 kbps
    -
  15. Ми-И-И 2:03256 kbps
    -
  16. Мими Жен 3:07128 kbps
    -
  17. Ммм жен 5:38128 kbps
    -
  18. Мэй Мэй Мэй жен 2:15128 kbps
    -
  19. Ни и и я а а 2:19192 kbps
    -
  20. Нэй нэй нэй нэй ма ма ма ма ма ма 1:48192 kbps
    -
  21. Пррр жен 3:30128 kbps
    -
  22. Распевка 1 1:12192 kbps
    -
  23. Распевка 2 1:27192 kbps
    -
  24. Распевка 3 3:17192 kbps
    -
  25. Распевка №3 2:20320 kbps
    -
  26. Распевка №4 1:21320 kbps
    -
  27. Распевка №5 4:47320 kbps
    -
  28. Распевка для голоса 1 3:20320 kbps
    -
  29. Распевка для голоса 2 3:20320 kbps
    -
  30. Распевка для голоса 3 2:20320 kbps
    -
  31. Распевка для голоса 4 2:28320 kbps
    -
  32. Упраж Ль Мм Жен 13:24160 kbps
    -
  33. Упраж Нго Льо Но Нга Ма Ля Лей Жен 3:24160 kbps
    -
  34. Упраж Фарэси Жен 3:43160 kbps
    -
Report Abuse FAQ Upload Backing Track Change Pitch or Tempo Remove Vocals from a Song © 2012-2019 x-minus.me

Feedback

x-minus.me

Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста

Выдающийся деятель в области вокальной педагогики, доктор искусствоведения профессор В. А. Багадуров писал: «История детской вокальной педагогики на протяжении ряда столетий с совершенной ясностью показывает, что специальных теорий постановки именно детского голоса никогда не существовало. Некоторые особенности работы с детскими голосами, обусловленные возрастом и детской психикой, спецификой детского восприятия, разумеется, должны быть учитываемы, но это относится не к принципам воспитания голоса, а к педагогическим приемам обучения».

Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь в специфике воспитания детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте. Обязательно при работе с детьми, особенно в мутационный период, применение голососберегающих технологий. Кроме того, вокальное воспитание детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале.

Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

  • певческую установку;
  • певческое дыхание и опору звука;
  • высокую вокальную позицию;
  • точное интонирование;
  • ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
  • использование различных видов звуковедения;
  • дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

Примером универсальности приемов служит «концентрический» метод М. И. Глинки. Являясь фундаментом русской вокальной школы, он может быть и основой певческого воспитания детей. Сформулированные М. И. Глинкой требования эффективны в работе с детьми и с взрослыми, с мало подготовленными певцами и с певцами профессиональными. Данные современных исследований подтверждают правильность всех основных положений Глинки. Конечно, постепенно они дополняются на основе выявленных закономерностей развития голоса.

«Концентрический» метод включает в себя стабильные упражнения, которые разработаны М. И. Глинкой для систематического использования из года в год. В них представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. Сущность метода такова:

  • Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.
  • Объем, диапазон голоса, в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) – всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.
  • Работать надо постепенно, без торопливости.
  • Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.
  • Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).
  • Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.
  • Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.
  • Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Хочется отметить, что абсолютно все рекомендации М.И. Глинки отвечают современным требованиям здоровьесбережения. Ведь, как мне кажется, основная задача преподавателя вокала научить пользоваться голосом во всём многообразии его нюансов, выявить красоту тембра, развить выносливость голосовых связок. Наши ученики далеко не всегда становятся профессиональными исполнителями, но навык правильного использования голосового аппарата поможет им не только в профессиональной деятельности, связанной с большой голосовой нагрузкой, но и в общении с людьми, поможет сделать речь интонационно разнообразной и грамотной.

Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

Влияние певческой нагрузки на здоровье детей.

Чрезвычайно важно знать влияние певческой нагрузки на состояние здоровья обучающихся. Знание преподавателем возрастных особенностей развития детского голоса (особенно в мутационный период) способствует правильному формированию вокальных навыков, несоблюдение же их ведёт к нарушению и даже заболеваниям голосового аппарата. Пение – сложный психофизический процесс, в котором задействованы все жизненно важные системы организма. На певческую нагрузку, кроме певческих органов реагируют также сердечно-сосудистая и нейроэндокринная системы, отвечающие на пение изменением пульса, артериального давления, температуры тела. При правильной певческой нагрузке эти изменения незначительны и не опасны для организма. Более того: систематические занятия пением при постоянном контроле педагога могут играть оздоравливающую роль, в частности улучшается дыхание и кровообращение, снижается внутричерепное давление, смягчаются последствия логоневроза и т.д. Также исследования врачей-отоларингологов показывают, что лечение тонзиллита, обострений катаров носоглотки и верхних дыхательных путей облегчается у детей, занимающихся пением в европейской академической смешанно-прикрытой манере. Нельзя также исключить важность овладения навыком певческого дыхания на опоре для снятия бронхоспазма, что немаловажно для лечения детей, страдающих бронхиальной астмой.

Таким образом, можно сделать вывод, что определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто грезит об оперной сцене, и тем, кто мечтает стать инженером. Правильное певческое развитие способствует не только формированию личностных качеств, но и более гармоничному физическому развитию ребёнка. Исходя из всего сказанного, мы приходим к выводу, что основная форма охраны голоса – это правильное певческое воспитание.

Перейдём к вокальным упражнениям, которые я использую на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формирования основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a capella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.

В работе с детьми 7-9 лет я широко использую русские народные песенки-попевки, что помогает вызвать в детях интерес и привить любовь к национальному мелосу. Кроме того, они обычно лаконичны по своей музыкальной мысли, часто имеют поступенную структуру, помогающую маленьким детям не заострять внимание на сложности интонирования.

1. Самая первая наша распевка – это песенка-дразнилка. Формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты.

2. Упражнение помогающее усвоить широкое интонирование большой секунды и твёрдое, уверенное пение тоники. Можно провести параллель в звучании больших, средних колоколов и совсем маленьких колокольчиков. При переходе во вторую октаву дети показывают рукой движение, имитирующее встряхивание маленького колокольчика. Такое лёгкое мышечное движение передаётся на связки, и звучание голосов становится лёгким и более интонационно точным.

3. Одно из любимейших упражнений моих детей. Перед его исполнением я прошу их представить, что на ладошке у них сидит маленький зайчик (интересно бывает спросить, а какой именно зайчик у каждого – тут и серые с зелёными глазками, и рыжие с голубыми!). Во время исполнения четверти на слог «по» мы показываем, как гладим его, а на последующие восьмые делаем лёгкие движения руками, изображая, как зайчик убегает. Так легко, в игре дети знакомятся со штрихами legato и staccato.

4. Следующие упражнение чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда. Если в исполнении верхнего звука присутствует вялость, я прошу детей сымитировать руками движение по лесенке вверх и вниз, но прошу обязательно на верхнюю ступеньку наступить сверху, а не «вползать» на неё. Обычно такое предложение вызывает улыбки и смех, и, впоследствии, правильное исполнение поставленной задачи.

5. Следующее упражнение состоит из 5 звуков. Таким образом, в каждом упражнении мы прибавляем по одному звуку. Когда впервые обращаешь на это внимание детей, они обычно принимают такую закономерность с восторгом. И, впоследствии, любят подсказывать, сколько звуков в том или ином упражнении.

6. Завершаем стандартную распевку упражнением, где сочетается необходимость правильного интонтрования и чёткость исполнения штрихов.

Этот комплекс распевок является обязательным для каждого урока. Повторюсь, что упражнения всегда следуют в этом порядке и начинаются в заданных тональностях. Но для формирования других навыков, или с целью разнообразить процесс распевки, после него могут использоваться следующие упражнения.

7.

8.

9.

10. Хочу обратить внимание, что, несмотря на очевидную пользу этого упражнения, его мелодичность и любовь детей, в последние годы я всё реже могу использовать его в групповой работе. К сожалению, всё больше детей воспитывается без мам, поэтому перед тем как приступить к его разучиванию, необходимо выяснить, всё ли благополучно в семьях обучающихся. Обычно это упражнение исполняется с распевом в двух последних тактах слова «мама». Но в своей практике я его не использую, так как, как правило, поступенное движение вниз с распевом в младшем возрасте приводит к детонации.

 

В возрасте 10 лет дети переходят к другим упражнениям. Можно проследить преемственность в мелодических оборотах, но поются они, в основном, на классические для вокального исполнительства слоги, что повышает в глазах ребёнка важность и значимость данного этапа урока, помогает ощутить ему свою «взрослость».

1. Упражнение в движении вверх мы поём активно акцентируя каждую ноту, а при движении вниз используя штрих legato.

2. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания – всего три ноты, но насколько насыщенным можно сделать пение этого упражнения, если обращать внимание на все детали! Естественно, что на начальном этапе обучения мы заостряем внимание на каком-либо определённом моменте, но потом постепенно прибавляем и другие задачи.

3. Вариант предыдущего упражнения.

4. Отдельное точное звучание каждой ноты и гласной, при переходе в верхний регистр целесообразно петь это упражнение на слова «лес весной». А можно предложить (не часто, в виде исключения, для преодоления рутинности распевочного процесса) спеть слово «пылесос» - и полезно для формирования гласной «ы», и вызывает у детей улыбку и радость, а разве не для этого, по большому счёту, мы учим их петь!

5. Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

6. В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте.

7. Усложнённый вариант предыдущего упражнения.

8. Штрих staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона.

9. Усложнённый вариант предыдущего упражнения, требующий более широкого дыхания и ровности звука по всему диапазону.

10.Преодоление зажатости гортани, ровность звука по всему диапазону, сглаживание регистров, использование резонаторов.

Данной распевкой заканчивается комплекс обязательных упражнений. Следующие упражнения используются для детей с более высокими учебными возможностями.

11. В распевах в 5 и 6 тактах нужно заострить внимание на исполнение второго звука. Я обычно прошу несколько замедлить их и почувствовать насколько широко и свободно, без «заваливания» звучат секунды.

12. Упражнение, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса.

13. Акцент на верхней ноте и staccato.

 

 

14. Высокая позиция звука, активность артикуляции.

14. Для освоения дикционно сложного упражнения, исполняющегося в быстром темпе, я использую визуальное расположение слогов в пространстве, отмечаемое рукой с постепенным нарастанием темпа. В графической записи это выглядит так:

ЛЯ-ли → ЛЕ-ли ← ЛЁ-ли.

В заключении следует отметить, что только те упражнения будут полезны детям, целесообразность которых понятна преподавателю. Вокальных упражнений множество, но для работы мы должны отбирать только те, которые по нашему мнению наиболее отвечают потребностям именно наших учеников. Если понравившееся упражнение не получается у самого преподавателя или если ему не понятно, какие нав

urok.1sept.ru

Распевка голоса для начинающих вокалистов

Певец, который не подготовил свои голосовые связки к определённым нагрузкам, возникающим в процессе исполнения некоторых сложных фрагментов произведения, так же, как и спортсмен, не совершивший разминку, может получить травму и лишиться возможности продолжать свою деятельность.

Люди, желающие научиться исполнять качественно вокальные произведения, хотят узнать, как правильно распеваться для того, чтобы разогреть голос. Хорошим подспорьем в этом вопросе может послужить видео-урок Елизаветы Боковой, в ходе которого она предлагает шесть распевочных упражнений с постепенным усложнением голосовых партий, а также поясняет некоторые нюансы, касающиеся правильного певческого дыхания и звукоизвлечения. Уроки подходят как для опытных, так и для начинающих вокалистов.

Смотрите урок прямо сейчас:

Если вы хотите получить ещё больше полезных и, самое главное, эффективных упражнений по вокалу, то вам сюда:

Что есть общего для любой распевки?

Все упражнения можно объединить одним руководящим принципом. Он заключается в том, что для пения выбирается тональность, главный тон которой соответствует нижнему пределу вашего голосового диапазона, после чего, начиная с этого звука, исполняется распевочная партия, которая повторяется каждый раз на полтона выше, совершая движение вверх (пока не достигнет верхнего предела), а потом вниз по хроматическому звукоряду.

Грубо говоря, упражнения поются так: начинаем снизу и повторяем то же самое (один и тот же напев) всё выше и выше, а потом снова спускаемся вниз.

Кроме того, содержание каждой следующей партии требует более высокой техники исполнения. А чтобы достичь эффективности, выполняя подготавливающие к пению упражнения, нужно учесть некоторые факторы, способствующие успеху, среди которых:

  • правильное дыхание;
  • соответствующая постановка певческого аппарата, то есть тех органов, которые задействованы при звукоизвлечении;
  • определённая направленность звукового потока;
  • чёткое следование рекомендациям к каждому отдельному упражнению.

Рекомендации в отношении правильного дыхания

Одна из рекомендаций, касающаяся того, как правильно распеваться, относится к режиму дыхания, которое осуществляется только животом. При этом важно следить, чтобы плечи и грудь не двигались, и не было никаких напряжений мышц шеи. Дышать следует очень спокойно, расслаблено, почти не заметно для окружающих, а гласные извлекать без обдумывания, как можно быстрее избавляясь от звука и не задерживая в себе ничего.

Распевка первая: поём с закрытым ртом

В первом упражнении, автор видео-урока советует распеваться с закрытым ртом с помощью звука «хм…», повышая на полтона его при каждом следующем извлечении, при этом, важно, чтобы зубы были разжаты, а сам звук направлялся на губы.

Спев, таким образом, несколько нот, можно продолжить упражнение уже с открытым ртом, используя по очереди звуки «ми», «мэ», «ма», «мо», «му», а достигнув предельных высот, постепенно возвратиться к начальному тону.

Следующим этапом этого упражнения является воспроизведение последовательности звуков «ма-мэ-ми-мо-му» на одном дыхании, не изменяя высоту тона, после чего порядок гласных меняется и партия исполняется в последовательности «ми-мэ-ма-мо-му».

Вокальная аксиома. При правильном пении все звуки направляются в одно и то же место, а расположение речевых органов во время пения чем-то напоминает ситуацию, когда во рту находится горячая картошка.

Распевка вторая: поиграем на губах

Второе упражнение, которое практикуется для распевки мастерами техники виртуозного пения «bel canto» очень полезно для развития певческого дыхания и достижения необходимой направленности звука. Также оно поможет убедиться в правильности дыхания, критерием оценки которого является непрерывность звучания голоса.

Используемая в данном случае артикуляция напоминает то, как маленький ребенок имитирует звук машины. Извлечение звука происходит через рот с закрытыми, но расслабленными губами. В этом упражнении пение звуков осуществляется по мажорному трезвучию, подымаясь вверх и возвращаясь на начальный тон.

Распевка третья и четвёртая: глиссандо

Третье упражнение такое же, как и второе, только вокальная партия исполняется приёмом глиссандо (скольжение), то есть при воспроизведении звучат уже не три отдельных ноты, а одна, которая плавно повышается до верхнего тона, а потом, не прерываясь, возвращается на начальную позицию.

Четвёртое упражнение, исполняемое тоже приёмом глиссандо, лучше начинать с нот «ми» или «ре» второй октавы. Его суть в том, чтобы петь в нос, препятствуя воздуху выходить из глотки. При этом рот должен быть открыт, но звук всё равно направляется в нос. Каждая фраза включает три звука, которые, начиная с верхнего, только понижаются на тон друг от друга.

Распевка пятая: вьени, вьини, вьяни???

Пятое упражнение поможет ещё лучше усвоить, как нужно правильно и результативно распеваться, а также подготовит дыхание к исполнению длинных фраз. Партия заключается в воспроизведении итальянского слова «вьени» (то есть «где»), но с разными гласными и звучит  как: «вьини», «вьени», «вьяни».

Такая последовательность гласных строится в зависимости от сложности достижения звонкости их воспроизведения. Каждый элемент упражнения строится на пяти звуках мажорного звукоряда и начинает исполняться с восьмого тона, опускаясь вниз, а его ритмический рисунок гораздо сложнее, чем в предыдущих упражнениях. Воспроизведение принимает вид «вье-вье-вье-э-э-э-ни», где первые три слога исполняются на одной ноте, а остальные звуки опускаются по ступеням упомянутого выше звукоряда, при этом гласные  «…э-э-э…»  исполняются приёмом легато.

Исполняя данную партию, важно петь все три фразы на одном дыхании и открывать рот таким образом, чтобы звук распространялся в вертикальной плоскости, а проверять правильность артикуляции можно надавливая указательными пальцами на щеки во время извлечения звука. Если челюсти достаточно разведены, то пальцы будут свободно проваливаться между ними.

Распевка шестая – стакатто

Шестое упражнение исполняется  приёмом стаккато, то есть обрывистыми нотами. Это создает такое впечатление, как будто звук выстреливает в голову, что чем-то напоминает смех. Для упражнения используется  слог «лё», который при воспроизведении принимает вид последовательности обрывистых звуков «Лё-о-о-о-о…» исполняемых парными квинтовыми шагами с постепенным понижением по полтона. При этом чтобы не было занижения звуков, важно представлять, что движение идет вверх.

Конечно, чтобы научиться, должным образом, исполнять вокальные партии, может быть не достаточно лишь почитать о том, как правильно распеваться, но приведённая выше информация в сочетании с материалом, представленным в видеоролике, может обогатить практические занятия и помочь достичь впечатляющих результатов.

Автор – В. Прозоров



music-education.ru

Материал по музыке на тему: Распевки и голос ребёнка

Можно использовать следующую систему распевок:

Ми-Мэ-Ма-Мо-Му на одной ноте, постепенно повышая.
Мм-Мм-Мм-Мм / Мо-Ми-Мо-Ми-Ма по тризвуку (два раза)
То же самое только по всем нотам до квинты.
Мо-Ме-Ми-Му-Ма по тризвуку. Резко, отрывчато.

Универсальный вариант для всех голосов: Ми-йо-ми-йо-ми. (обратить внимание, чтобы голос не "заваливался" на "о").

Для настройки резонатора: у-у-у-у-у отрывчасто через очень мальенькое отверстие в губах. Губы напряжены, зубы максимально раскрыты.

Для очистки связок: с квинты плавно по гамме вниз Льо-о-о-о / стакатто: льо - о - о - о - о по тризвуку туда и назад.

Предпоследняя распевка: Ой!-Ой!-Ой!-Ой!-Ой! очень резко и отрывисто по тризвуку. Это должно быть похоже на одноименный крик, только с определенной высотой звука. Следите, чтобы звук ударялся в корни передних зубов.

Последняя распевка - гамма. Сначала плавно, потом на стакатто. Особое внимание обратите на "ре" и "си" - они должны быть "овально-вертикальные". "Си" и "фа" имеют сильную тенденцию к занижению, контролируйте по инструменту.

Советы по эффективной распевке

- После того, как вы проснулись, нельзя петь в течение 2 часов.
- Пейте много воды комнатной температуры в течение дня и особенно во время репетиции или распевки.
- Делайте физические упражнения – это разгоняет кровь и ускоряет распевку
- Не напрягайтесь.
- Если нет возможности распеться, то перед пением почитайте вслух 15-30 минут, тщательно артикулируя.

Голос ребенка… Хрупкий, ломкий, неустойчивый. От хриплого до гортанно-визгливого, от шипящего до родниково чистого и мягкого. Именно с такими голосами дети приходят в школу, именно с ними и приходится работать учителю музыки. Чтобы сделать голос ребенка ровным, устойчивым, красивым, полнозвучным нам с вами, уважаемые коллеги, придется потрудиться основательно.

Обратите внимание на то, как мы говорим. Речь любого человека насыщена всевозможными интонациями, тембровыми вариациями, динамическими нюансами. Вспомните, как мы рассказываем собеседнику о чем-то интересном, увлекательном. Переполненные чувствами, захлестнутые эмоциями, мы выдаем такие яркие, неповторимые монологи, что позавидовал бы любой драматический артист.

Но вот мы начинаем петь. И сразу понимаем, ощущаем, что куда-то подевалась, улетучилась, испарилась свобода владения голосовым аппаратом. Мы не узнаем свой голос, ставший вдруг непослушным, корявым, визгливым. Что же случилось?

Думаю, что в данном случае сказалось отсутствие элементарной практики пения. Чтобы голос при пении звучал свободно, непринужденно нужны определенные певческие навыки, добываемые систематической работой над вокальной техникой.

Начиная занятия со школьным вокальным коллективом (хор, ансамбль), педагогу следует неустанно внушать детям, что безголосых людей нет, что умение петь тренируемо и легко развивается особенно в раннем возрасте. С самых первых занятий вокалом ученик должен осознать свою певческую перспективу, ощущать результат занятий пением.

Начало вокальной работы с детским хором – приведение голосового аппарата участников в оптимально-рабочее состояние. Достигается это путем выполнения всевозможных распевочных упражнений, выбор которых зависит от состояния голосов учеников, уровня и однородности их вокального развития.

Распевание – прописная истина, которой ни в коем случае нельзя пренебрегать. Даже взрослые, опытные вокалисты без распевания испытывают большие затруднения при пении.

Распевочные упражнения выполняются стоя, что позволяет максимально освободить мышцы, участвующие в звукообразовании. Спина прямая, плечи расправлены, живот подтянут.

Первое упражнение, которое я обычно использую для распевания с детьми, как на уроках, так и в хоровой практике это гудение, жужжание, шипение. По команде дети издают гудящий звук с закрытым ртом. При этом они должны ощутить и зафиксировать вибрацию в лобных и гайморовых пазухах, проследить, как движется воздух при образовании звука. Выполняя это упражнение, дети должны научиться усиливать и ослаблять резонирование, отыскивая при этом удобное положение гортани. Гудение, а затем жужжание и шипение выполняются на цепном дыхании. Атака (начало звука) должна быть мягкой, свободной, естественной. Ученики обычно с удовольствием гудят и шипят. Дайте им возможность поупражняться в этом с различной динамикой до достижения при этом полного выдоха. Следите за тем, чтобы ваши вокалисты равномерно, экономно расходовали запас воздуха. Не допускайте излишне резких воздушных атак на резонаторы.

Открытое пропевание гласных позволяет певцу прочувствовать, как работает грудной резонатор. Использование грудного резонатора в пении дает дополнительную силу звуку, придает голосу мягкость, бархатистость. При распевании поем гласные четвертными нотами в следующем порядке, записанном для учеников на доске: А-Я-О-Е-Э-Е-Я. Полезно отдельно поработать с каждым из перечисленных звуков, добиваясь предельной отчетливости звучания гласных. Частенько случается так, что звук лишь в начале атаки соответствует заданной гласной, а затем смазывается, расплывается, становится неопределенным. Ваша задача – добиваться отчетливости звука на протяжении заданной длительности ноты. Перечисленные выше упражнения я считаю необходимым минимумом для первых занятий с хоровым школьным коллективом. Не затягивать надолго разучивание.

  1. Брать посильный репертуар.
  2. Знакомство с содержанием текста.
  3. Учитель сам исполняет песню.
  4. Показ строения песни: одинаковые и различные фразы.
  5. Указать, где брать дыхание.
  6. Разучивание текста первой мелодической фразы.
  7. Разбор направления движения мелодия.
  8. Изображение мелодии графически.
  9. Разбор ритмического рисунка.

Рекомендует уделять большое внимание развитию творческих способностей детей. Маслов считает, что творческая деятельность может проявиться:

  1. В исполнении заученных песен на свой лад.
  2. В единоличном сочинении мелодии на данный текст.
  3. В совместном сочинении песен на заданный или свой текст.
  4. В написании окончания к данному четырехтактному предложению.
  5. В написании мелодии на заданный текст или ритм.

nsportal.ru

Распевка перед пением для детей

Наша сегодняшняя тема - распевка перед пением для детей. Это явление можно сравнить с разминкой, которая проводится перед тренировкой. В голосовых складках находятся мышцы, они называются мускулис вокалис.

Функции

Распевка перед пением нужна для разогрева и предшествует основной вокальной работе. Подготовленные голосовые связки приятнее управляются, таким образом, они становятся более послушными. Кроме того, распевка перед пением предохраняет голосовой аппарат от возможного травматизма. По сути, речь идет о наборе вокальных упражнений. Они также могут решать разнообразные вокальные задачи. Главная задача такой подготовки - расширение диапазона. К низким и высоким нотам нужно подходить последовательно.

Распевка перед пением для детей 7 лет позволяет в раннем возрасте развивать музыкальный слух умение координировать его с голосом. У ребенка формируются вокальные навыки, такие как кантилена и ровность диапазона. В результате можно проработать различные приёмы и штрихи. Ребенок благодаря подготовке может сконцентрироваться, сосредоточиться, настроиться, подготовиться психологически.

Основные правила

Распевка перед пением начинается с середины доступного диапазона - примарной зоны. Сначала следует идти вверх по хроматической гамме. Затем происходит спуск вниз. В начале упражнения обладают небольшим диапазоном. Можно стартовать с одной ноты либо диапазона терции. Далее следует квинта. В конце доходим до диапазона октавы.

Однако ребенок может не справиться с последней частью, так что следует оценивать его умения. Набор упражнений и длительность определяется исходя из определенных задач. Сначала упражнения составляют весомую часть от всего урока вокала. Если голос не звучит, распеватья следует более аккуратно. При такой подготовке следует выкладываться в полный голос. Можно использовать одни и те же любимые упражнения. Замена и чередование также могут быть весьма эффективны.

Высота голоса

Распевка перед пением практически не зависит от этой характеристики. Можно применять одинаковые упражнения. Начинать, независимо от высоты голоса, следует с центра. В случае лирико-колоратурного сопрано первое место следует отдать упражнениям в быстром темпе. Они направлены на выработку подвижности и лёгкости голоса. При низких частотах актуальна работа над кантиленой и тягучестью. Такие задачи решаются при помощи медленных темпов. Если предстоит работа с хором, она становится более стандартизированной.

Для самых маленьких

В данном случае требуется предельно щадящее обращение с голосовым аппаратом. Особый контроль необходим в мутационный период. Распевка перед пением «до-ре-ми» является универсальной и подойдет для любого возраста. Дополнительно можно использовать шуточные тексты. Сначала следует применять упражнения с небольшим диапазоном. В основу могут быть положены одна или несколько соседних нот. В конце можно захватить квинту. Избегайте высокой интенсивности и большой длительности занятия. Обучение ребенка вокалу обязательно должно проходить под профессиональным контролем. Отметим, что распространенное выражение «распевка для голоса» является неправильным, так как представляет собою тавтологию. Не применяйте это словосочетание.

Примеры

Вы уже знаете, какую роль играет распевка перед пением. Ноты – неотъемлемая часть подобной гимнастики, так как ребенку предстоит ориентироваться именно на музыку. Начинающим подойдет вариант «ми-мэ-ма-мо-му». Гласные здесь располагаются последовательно от светлых и близких к тёмным и глубоким. Удобно проработать гласные – форму их. В начальном этапе такое упражнение позволяет объяснить понятия кантилены и легато. Данная распевка удобна тем, что построена на одной ноте. Задача - вести к последней ноте и петь целую фразу. Проводить вокал сквозь согласные и проговаривать «м» следует очень мягко и быстро, наполняя звуком и голосом каждую гласную.

Гласный «и»

Иногда используется более усложнённый вариант следующего вида: «бри-брэ-бра-бро-бру». Диапазон терции удобен для начала распевания. Гласный «и» в распевках используется часто. Он делает звук ярким. Когда «и» выступает в упражнении основным, необходимо, чтобы он не был плоским и резким. Последнюю ноту подставляем аккуратно. Распевку можно немного упростить. Главное - не отрывать ноты. При помощи упражнений можно выработать кантилену.

Звук «а»

Объяснить понятие зевка легче всего, исполняя «а». Чтобы добавить пению уверенности, следует сделать на первой ноте крещендо. Обязательно ребенок должен открыть рот. Далее делается зевок. Первая нота берется аккуратно. После обретения уверенности делается крещендо. В конце следует петь максимально громко. Нижние ноты не должны звучать грузно и грубо. Упражнение можно усложнить. Для этого добавим более высокую вторую ноту. Далее следует нисходящее движение. На второй ноте увеличиваем зевок и объём. Можно также практиковать пение с закрытым ртом. Хотя его эффективность ниже.

Советы

Полезно и удобно поработать над звуком «л». Произносим его в начале мягко, затем мгновенно открываем рот. Быстро и свободно опускаем нижнюю челюсть. Поем: «лё-о-о». Если петь достаточно активно, можно почувствовать движение диафрагмы. Перед каждой 16-й ноткой можно делать небольшую паузу. Распевки в быстром темпе отлично расширяют диапазон. Как только достигается верхняя нота, мгновенно опускаем челюсть вниз. Существуют упражнения, которые используются специально для гортани. На начальной нижней ноте опускаемся. А после оставляем гортань в одном положении.

Чтобы усложнить упражнение, не следует делать паузы. Можно использовать в распевке быстрый темп. Поем наверх одним движением. Также опускаемся вниз. Перед верхней нотой добавляем объём. Сохраняем целостность нот. Особенно это касается верхушки. Запросто можно менять слоги. Существуют вокальные упражнения на лёгкость. Они позволяют развить диапазон. В данном случае все ноты, за исключением последней, следует исполнять staccato.

Лучшая распевка перед пением чаще всего отличается особой активностью. Однако все зависит от поставленных задач. В любом случае активность позволяет почувствовать движение диафрагмы. Упражнение, которое развивает кантилену, можно усложнить при помощи разных гласных. К вариантам, направленным на совершенствование лёгкости, можно добавить чередование штрихов. В зависимости от темпа исполнения меняются и задачи, которые можно решить при помощи распевки. Кантилена будет вырабатываться при медленном исполнении. Для развития подвижности следует увеличить темп до предельного. Необходимо избегать глиссандирования. Речь идет о скольжении, когда ноты непонятны, ясно лишь направление мелодии. Необходима особая аккуратность. Главным образом это относится к исполнению предпоследней нижней ноты. Менять вокальную позицию в завершении нет необходимости.

Распевки педагог может придумывать на ходу, если речь идет об индивидуальном занятии, а учитель обладает должным опытом. Однако большая часть вокальных упражнений является общепринятой, поскольку такие варианты прошли испытание временем. Для создания распевки главное – это выбрать подходящий диапазон.

fb.ru

План-конспект урока по теме: "Распевки-скороговорки - как зарядка для голоса"

БОУ ДОД «Сямженская детская школа искусств»

Открытый урок

по предмету

«Вокальное исполнительство»

Тема: «Распевки – скороговорки

как зарядка для голоса»

Преподаватель:

С. Ю. Сигалёва

 Учащиеся  II класса:

 Руслан Житков и Марина Потанина

   24.01.2013г.

с. Сямжа

Тема урока:  «Распевки – скороговорки  как зарядка для голоса».

 Цель урока для учащихся:  Закрепить вокальную зарядку (голосовую технику) с помощью  упражнений и скороговорок.

Цель урока для преподавателя: Создать условия учащимся для закрепления  учебного материала.

Задачи урока:

  1. Образовательные

- обеспечить усвоение  учащимися  знаний методов и техник разогрева голосового аппарата, используемых на уроках вокала;

-    обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме урока;

-  Обучить  правильному произношению скороговорок.

- Обучить пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкальных произведений.

2. Развивающие  -     создать условия  для развития у  учащихся:

-   осознанных вибрационных ощущений певческого процесса;

-   активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;

- эмоционально - образной сферы  психологических процессов         (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

-    нижнерёберно-диафрагматического дыхания.

3. Воспитательные  - создать условия для

-   воспитания сознательного подхода к обучению;

-   повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию  и творческой самореализации;

Тип урока: индивидуальный, парный.

 Методы работы: 

 по источнику знаний:

     наглядные  –  наглядно - иллюстративный,  личностный показ;

     словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;

    практические  –  упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Методы вокальной педагогики:  концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, сравнительного анализа.

Технологии: развивающего обучения, межпредметных связей, арттехнологии, здоровьесбережения; элементы проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности;

исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.

Межпредметные связи: сольфеджио, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент.

Оборудование: фортепиано, зеркало, пробка, носовой платок, шейкеры, аудиоаппаратура.

Используемая нотная литература:        

  1. Сборник песен на Детской эстрадной танцевальной волне.  

В. Чистяков. Изд-во «Композитор»,  С-П, 1999.

                                           План урока:

I.Объявление темы, цели и задач урока через беседу-диалог с учениками: - 3 мин.

II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.

  1.  Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой:  – 3 мин
  2. Распевание. Использование вокальных упражнений – скороговорок: - 9 мин.

3.  Элементы артикуляционной  гимнастики В. В. Емельянова: - 5 минут.

4. Работа   над  исполнением песни «Людоед» - муз. В. Чистякова, сл. М. Яснова:  - сольфеджирование, контрастные эмоции, аккомпанемент, - 5 мин.

5. «Маленький кораблик», муз. и сл. В. Колесникова - прочтение вокальной фразы, мысленное пропевание   мелодии с активной, хотя и беззвучной артикуляцией, исполнение песни под фонограмму «-»: - 6 мин.

6. «Простая песенка», муз. и сл. К. Ситник - пропевание мелодии a kap.,исполнение под фонограмму «-»: - 5 мин.

III. Подведение итогов, выводы. Рефлексия:  – 4 мин.

Ход  урока:

  1. Объявление темы, цели и задач урока через беседу - диалог с учениками.

Друзья мои, вы заметили как много существует в мире музыкальных инструментов? И каждый из них сделан руками человека. А чтобы они звучали чисто и красиво, за ними нужно ухаживать: настраивать, мыть, чистить, лелеять. Но самый удивительный инструмент, оказывается, находится внутри нас. Вопрос ученику: Что же это за инструмент?... Человеческий голос. Это самый древний инструмент, возникший в результате появления самого человека.  Голос – это не игрушка.  А сколько труда, здоровья, психологического настроя нужно, чтобы он зазвучал.

Интересный момент. Чтобы спортсмен стал чемпионом, ему нужно много и упорно трудиться. Но прежде чем он начнёт свой цикл упражнений ему требуется хорошо разогреть свои мышцы. Иначе, он может получить  физическую травму. То же самое происходит и с человеческим голосом. Прежде, чем мы запоём, нам нужно разогреть голосовые связки. Нам нужна зарядка! Нам нужна распевка! Нам нужна скороговорка! Чтобы включились в работу все органы, из которых состоит наш голосовой аппарат. Вопрос ученику: А какие это органы? – ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань, трахея, лёгкие. (см. рисунок). Всё, что мы с вами перечислили это называется?... Артикуляционный аппарат. Наши песни состоят из слов, а слова из гласных и согласных звуков. Работа органов артикуляционного аппарата называется артикуляцией. Но эти звуки речи должны быть понятны при общении людей или пении всем окружающим. Для этого существует дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение звуков.

Но вернёмся к нашей зарядке, которая будет состоять…. Вопрос ученику: - А из чего может состоять зарядка вокалиста? …Из вокальных упражнений и скороговорок. Нам нужно подготовить свой музыкальный инструмент, точнее – настроить его. Вопрос ученику: А зачем нам это нужно? Может быть это совсем и необязательно? ….. Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.   Преп.: Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат. Вопрос ученику: - Таким образом, на что мы обратим главное внимание на этом уроке? Будем делать зарядку для голоса. Вопрос ученику: – А из чего состоит зарядка вокалиста? … Из распевок и скороговорок. А так как мы эту зарядку делаем на каждом уроке, поэтому мы будем её просто закреплять. Соответственно, цель нашего урока….? Закрепить вокальную зарядку с помощью распевок и скороговорок.

II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.

1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).          

       Мы начинаем наш урок с дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Сделаем несколько упражнений, необходимых именно для пения, настройки нашего дыхательного аппарата для вокальной работы. Это упражнения «Обними плечи», «Насос». Вопрос ученику: - Объясните,  а зачем мы выполняем этот вид работы? – Мы настраиваем дыхательный аппарат, потому что знаем, что дыхание – это основа пения.

2. Распевание. Использование вокальных упражнений:

      А теперь наш класс превращается в луг. Время года – лето. Друзья по школе, Руслан и Маришка, пошли в лес за ягодами. Замечательная погода. Светит солнце. И вдруг ваше внимание привлекает странный звук (закрытым ртом низко «мм»). Кто это? – корова, теленок (рука на груди - ощущение грудного резонирования – поем в 3-4 тональностях). По дороге проехала машина («пр-р», в высокой тесситуре -  «машина едет в горку и с горки»). Сколько цветов! Летают бабочки, стрекочут кузнечики. Вот пролетел жук (в низкой тесситуре «ж-ж» - рука на груди, ощущение тканевых вибраций грудного резонирования, звук хорошо помогает при кашле. Чистка интонации. Опевание ступеней).

       Вот и лес. Уже на опушке девочки услышали, как по лесу разносится «ау» (упражнение на широкий интервал  октаву – от грудного резонирования к головному - поем в нескольких тональностях). В лесу звенят комары («з-з» - «большой комар»- смешанное резонирование, «зь-зь» - «маленький комар » - головное резонирование, рука при этом на шее - звук помогает при болезненных ощущениях в горле). Но налетел ветерок, и комары исчезли  («вв»- головное резонирование - поем в нескольких тональностях поступенное восходящее и нисходящее движение I-Y-I ступени в очень быстром темпе). Как интересно в лесу! Где-то поет свою песню кукушка («ку-ку» - поем в нескольких тональностях). Вот пробежал ёжик («фу-фу-фу» маркатированное движение по терциям Y-III-I, рука ощущает, как двигается животик). Он так смешно бегает (« дук-дик-дак-дик» - упражнение с ощущением смеха – стаккато, поступенное восходящее и нисходящее движение, с опорой на тонику)! Смешной ёжик вызвал смех у Маришки и Руслана. (Упр. «Ха-ха-ха», активная работа диафрагмы). Друзья решили его погладить и укололись («о-о-ой» - легато - Y-III-I ст.) Но они быстро успокоились, поели ягод и пошли домой. (Упр. «Там-тики-тики»).

3.Элементы артикуляционной  гимнастики В. В. Емельянова.

     Идти было скучно. Дорогой друзья придумывали разные игры. «Поцокали» языком (высоко - низко), изображая лошадку, играли в «Зеркало», показывая друг другу разные выражения лица (грустное - нижняя губа вперед, обиженное - верхняя губа вверх, веселое - верхняя губа растянулась в улыбке, обнажив верхние зубы).

Обращение к ученикам: - Ребята, а зачем мы сейчас делаем эти упражнения? –  Развиваем   мышцы лица, артикуляционный  аппарат.

  А потом друзья стали давать друг другу различные задания на основе скороговорки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» с разным эмоциональным подтекстом: радость, грусть, восхищение, удивление и т.д.

       Сегодня наше распевание проходило нетрадиционно. Оно вплеталось в музыкальную историю. Вы молодцы! Замечательно справились с поставленной задачей. А теперь, давайте вспомним наши главные правила вокалиста (прочтение – памятка «Наказ вокалисту»).

Трактат о пении (XVI в. архимандрит Матфей)

Чтоб красиво петь до гроба
Купол сделайте из нёба,
Станьте полым, как труба,
И начните петь со лба.
Ощутите точки две:
В животе и в голове.
Чтобы петь и не давиться,
Не забудьте удивиться.
Вдох короткий, как испуг,
И струной тяните звук.
Если вы наверх идете,
Надо глубже опираться.

Всех тогда перепоете,
Хоть и нечем заорать.
Если ж вниз идете вы,
Не теряйте «головы».
Не рычите, словно зверь,
«Открывайте» мягко дверь.
Что такое звук прикрыть,
Очень трудно объяснить.
Чтоб прикрытие найти,
Надо к «е» прибавить «и»,
«А», где «о», а «о», где «у»,
Но не в глотке, а во лбу.
И со лба до живота
Лишь провал и пустота.

Пойте мягко, не кричите, молча партии учите.

И не слушать никого, кроме Бога одного!

 А теперь, когда наш вокальный аппарат хорошо разогрет и готов к работе, давайте прочитаем отрывок из скороговорной сказки.

 «Скороговорина»


В четверг , четвертого числа, в четыре с  четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал

дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе,  где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи,
а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то,
что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл;
да и Клара-к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет,  а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, - вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей;
зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова,  и два дровосека, два- дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла;  цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сам овца,  которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках:  санки - скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб,  затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел;
Сонька же — Сашкина подружка,  шла по шоссе и сосала сушку,  да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, - перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа — ужата, а у ежа - ежата,  а у него высокопоставленный гость унес  трость,
и вскоре опять,  пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, - о всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбургский  бессперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить.

  4. Работа   над  исполнением песни «Людоед» - муз. В. Чистякова, сл. М. Яснова - сольфеджирование, контрастные эмоции, аккомпанемент.

      Друзья мои, а сейчас, на примере данной песни, мы попробуем закрепить то, что делали на зарядке, в скороговорках. Мы попробуем «рисовать» звуком разные картины, образы.  (Поём песню, используя шейкеры, как ударный инструмент - аккомпанемент, каждый куплет которой исполняется  различными образными картинами, развивающими разные виды резонирования, с разным эмоциональным подтекстом).

5.   «Маленький кораблик», муз. и сл. В. Колесникова:

- ученик вокально выразительно читает текст первого куплета, используя музыкальную фразу;

-  мысленно пропевает мелодию с активной, хотя и беззвучной артикуляцией;

-  исполняет  песню под фонограмму «-».

     Руслан, а давай попробуем выразительно исполнить песню, может быть,  даже инсценируя её. А для этого тебе необходимо зрительно представить каждый образ. Возможно, такой способ сконцентрирует  твоё внимание  на эмоциональности исполнения.

6. «Простая песенка», муз. и сл. К. Ситник:

- ученица показывает мелодию песни a kap.;

- исполняет  песню под фонограмму «-».

  1. Подведение итогов, выводы. Рефлексия.

     Подведём итоги нашего занятия. Вопрос ученику: Что мы делали на уроке?... Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными звуками в скороговорках и распевках. Повторили вокальные правила. Вопрос ученику:  Получилось – ли у нас приблизиться к образцу?  В чём были трудности? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Мы сегодня хорошо потрудились! Спасибо за плодотворную работу!

Приложение №1.

           Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

  Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.

      Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

  1. восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
  2. улучшают дренажную функцию бронхов,
  3. положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
  4. повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
  5. улучшают нервно - психическое состояние организма.

     Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем.  Мы делаем по 32 движений  дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

     Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).

 Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

     Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

Приложение №2.

                     Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

         «Жевательная резинка»: Четыре раза слегка прикусить зубами кончик языка. Повторить 4 раза. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все далее стоящие поверхности. Покусывайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

 «Щеточка»: Сделайте языком круговые движения  между губами и зубами с закрытым ртом. Повторите в противоположном направлении.

 «Иголочка»: Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю  губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

        «Лошадка»: Пощелкайте         языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменение щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.

       «Массажист»: Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутренние поверхности.

        «Обезьянка»: Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.

 «Мартышка»: Сделайте нижней челюстью круговые движения «вперед-вправо-назад-влево-вперед». Соедините движение нижней челюсти «вперед-вниз» с поднятием верхней губы с обнажением десен. Соедините движение челюсти «вперед-назад» с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением десен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. Глаза широко открыты, брови приподняты. В этом положении сделайте 4 резких движения языком «вперед-назад» при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно.

      Исполнение упражнений, связанных  с работой губ и открытием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань, 2010 – 192с.
  2. Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 2-е       изд. –   М., 2005 – 367с.  

3.В. Федонюк . Детский голос. Изд. Союз художников. С-П, 2003 г.

nsportal.ru

Распевки для школьников и маленьких детей

          Распевка – это очень важный элемент в занятиях вокалом. Так же как и опытному певцу, начинающему вокалисту нужно обязательно распеваться. Во время распевок – голосовые связки разогреваются, настраиваются на рабочий лад. Распевки для детей преследуют те же задачи, что и распевки для взрослых, но они имеют некоторые особенности. Во-первых, музыкальные распевки для детей должны проводиться в форме игры, иметь весёлый и интересный сюжет для того, чтобы ребёнку было интересно и весело заниматься пением. Конечно же, сейчас речь идёт о маленьких детях. С детьми школьного возраста элемент игры постепенно уходит. Во-вторых, детский голос постоянно развивается, связки растут вместе со всем организмом, и тут главное не перегрузить их и не нанести вред слишком активными занятиями. Поэтому вокальные распевки для детей не должны занимать много времени, в среднем они длятся примерно 5-10 минут. Какие существуют распевки для маленьких детей и вокальные распевки для детей школьного возраста?

          Для начала нужно подготовить голосовой аппарат к работе. И начинаем, конечно же, с дыхания. Для детей можно придумать такие игры-образы, как например «задувание свечки». Для этого дети должны сделать вдох и представить, что нужно задуть свечку. Или «надувание шарика» — надо представить, что мы надуваем шарик – набрать воздух и сквозь узкие губы делать активный выдох. Хорошее упражнение – «погреть руки дыханием» и «изобразить холодный ветер». В этих упражнениях задействованы разные позиции гортани и связок, что развивает будущие вокальные позиции и разогревает голосовой аппарат. При этом нужно следить, чтобы руки у детей лежали на рёбрах, чтобы они чувствовали как надуваются и сдуваются рёбра и живот – это первые наработки правильного вокального дыхания, прививание правильных вокальных привычек.

          Также, в качестве распевок для детей хорошо использовать различные скороговорки, которые нужно произносить чётко и активно артикулируя. Впоследствии, эти же скороговорки можно пропевать на разные интервалы или трезвучия. Такой метод считают хорошим помощником для развития дикции и так же разогрева речевого и голосового аппарата.

           Занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста – это совсем другой подход к обучению вокальному искусству, дети учатся играя, им тяжело долго концентрировать внимание на выполнения скучных упражнений, которые для взрослых таковыми не кажутся. А занятия с маленькими детьми лучше всего организовывать в группах, так дети, подражая друг другу и будучи вовлечёнными во всеобщую игру, скорее и незаметно для себя приобретут необходимые навыки пения, которые впоследствии очень пригодятся им как для продолжения занятий музыкой, так и для общего развития.

singlikeme.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о