Выкройка татарской тюбетейки – Как смастерить тюбетейку к Сабантую: пошаговая инструкция

Методическая разработка по технологии (9 класс) на тему: Тюбетейка

Слайд 1

Из опыта работы учителя технологии МКОУ «Ишимовская СОШ» Шамидановой Лилианы Адибовны

Слайд 2

Технология изготовления тюбетейки

Слайд 3

Цель урока: Расширить знаний о культуре татарского народа Задачи: Познакомить с вышивкой бисером. Научить подбирать материалы и инструменты. Научить вышивать тюбетейку.

Слайд 4

Татарские национальные головные уборы Мужские головные уборы Женские головные уборы Технология вышивания и изготовления тюбетейки. Проектирование головных уборов

Слайд 5

Тюбетейки – татарские мужские головные уборы Существовали два основных вида татарских тюбетеек - такыя полусферической формы и каляпуш в форме усеченного конуса.

Слайд 6

Калфак — татарский женский головной убор Калфак уже не надевается на голову, а является лишь своеобразным украшением. С XIX века в орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже - цветной бисер. Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене. Зато полюбились калфаки типа тюбетеек - такыя, поверх которых так же можно носить шаль или платок.

Слайд 7

Технология вышивания Мужской головной убор – тюбетейка Необходимые материалы: бархат черного или фиолетового цвета, хлопчатобумажная основа для подкладки, около 15 метров шпагата большим ушком иглы, бисер, стеклярус, нитки. Женский головной убор - калфак Необходимые материалы: бархат зеленого или красного цвета, хлопчатобумажная основа для подкладки, около 15 метров шпагата, большим ушком иглы, бисер, стеклярус, нитки.

Слайд 8

Использованные цвета в изделиях: Красный — цвет любви, крови и огня. Зеленый - зелень, возрождение. Алый - одерживает победу. Белый - чистота. Желтый — беспокойный.

Слайд 9

Изготовление выкройки Тюбетейка состоит из верха круглой формы и боковой части (края). Выкройку делают из картона. Боковая часть представляет собой форму параллелограмма высотой 10 см, длина основания соответствует размеру головы плюс 2 см на сборки при вдевании шпагата и плюс 1 см на шов. Например, размер 58. Длина основания параллелограмма: L =58 cm +2 cm +0,5 cm x 2=61 см. Верхняя часть имеет форму круга. Диаметр его вычисляется следующим образом: например, размер головы 60. С — длина окружности = 60 см. С= 2  R C =  D  =З,14 D = С/  , D = 60 см/3,14 = 19 см. ПРИМЕР

Слайд 10

Изготовление выкройки НАЗАД

Слайд 11

Раскрой тюбетейки Выкройка боковой части. На изнаночную сторону бархата разложить выкройку «по косой» так, чтобы долевая нить ткани совпала «по косой», расчертить и раскроить. Белую ткань и бортовку кроят также по косой. Раскрой верхней части. Круглый верх выкраивается так, чтобы длина окружности соответствовала размеру головы. ПРИМЕР

Слайд 12

Раскрой тюбетейки

Слайд 14

НАЗАД

Слайд 15

Выбор узора

Слайд 16

Перевод узора Переводим узор на бархат с помощью зубной пасты и щетки. На боковину обычно переводится три узора.

Слайд 17

Подготовка выкройки к вышивке узора Наложить на изнаночную сторону бархата любую ткань, зафиксировать по краям крупными стежками.

Слайд 18

Подготовка пяльцев к работе и вышивке узора Бархат с узором натягивается на пяльцах

Слайд 19

Вышивка тюбетейки Подготовка инструментов и бисера Вышивка верхней части Вышивка боковой части Подготовка деталей для дальнейшей обработки

Слайд 20

бисер иголки стеклярус бусы пайетки

Слайд 21

Красота изделия зависит от художественного вкуса, чувства цвета, аккуратности изготовителя

Слайд 24

Раскрой подкладки Подкладка раскраивается из однотонного сатина ( или саржи) темного цвета. Подкладка для края тюбетейки выкраивается также по косой, как бархат, но она должна быть длиннее и шире бархатной части на 2 см. ПРИМЕР

Слайд 25

НАЗАД

Слайд 26

Соединение бархата с подкладкой. Бархат и подкладку сложить лицевыми сторонами внутрь, уровнять их срезы, закрепить английскими булавками, оставляя от среза 5 мм, приметать прямыми стежками белыми нитками, а затем на швейной машинке прострочить черными нитками, оставляя от срезов 5 мм. 1 этап ПРИМЕР

Слайд 27

НАЗАД

Слайд 28

Выдернуть сметочные нитки и вывернуть изделие на лицевую сторону. Для того, чтобы снаружи тюбетейки не выступала подкладка, выверните изделие так, чтобы бархатная ткань на 2 мм заходила на изнаночную сторону и обтачайте белыми нитками. Потом на машинке прошейте по низу боковины со стороны бархата, оставляя снизу 5 мм. 2 этап ПРИМЕР

Слайд 29

НАЗАД

Слайд 30

На боковине и верхней частях тюбетейки между бархатом и подкладкой разложить бортовку. Чтобы ткани не сместились, приметать светлыми нитками, по краям боковины оставляя 1 см и 5-7 мм - на верхней части тюбетейки. 3 этап ПРИМЕР

Слайд 31

НАЗАД

Слайд 32

На подкладке верхней части с помощью лекала прочертить строчки для стегания. Верхнюю часть тюбетейки по дугообразным линиям простегать нитками цвета ткани. 4 этап ПРИМЕР

Слайд 33

лекала НАЗАД

Слайд 34

Боковину стегать по долевой нитке параллельными линиями. Чтобы стежки были параллельными, на боковине через каждый 7-10 сантиметров прочертить между собой параллельные линии и наметить белыми нитками, которые потом снимутся. 5 этап ПРИМЕР

Слайд 35

НАЗАД

Слайд 36

Инструменты и приспособления 6 этап

Слайд 37

В каждую дорожку между строчками стеганого верха с помощью изогнутой иглы проденьте шпагат. Иголку введите с края в центр по самой длинной дугообразной дорожке, выведите иголку через подклад наружу и отрежьте шпагат. Чтобы концы шпагата не «выглядывали», подтяните ткань так, чтобы шпагат вошел во внутрь изделия. Проденьте шпагат во все дорожки. 7 этап ПРИМЕР

Слайд 38

НАЗАД

Слайд 39

На боковине шпагат вдевают сверху вниз в сторону шва и в последнюю очередь размерный шпагат по длине боковины. Шпагат вдевается, чтобы тюбетейка имела красивую форму. Старайтесь подобрать шпагат не очень тонкий, иначе тюбетейка не сохранит форму и получится мягкой. 8 этап ПРИМЕР

Слайд 40

НАЗАД

Слайд 41

Концы боковины соединяются по крайним стежкам по долевой нитке. 9 этап

Слайд 42

Разделив верх на 4 равные части, отметить точки английскими булавками. Боковую часть разделить на 4 равные части, начиная с надлобной части. Эти точки попарно соединить булавками. 10 этап

Слайд 43

Соединение частей тюбетейки. Детали соединяют с изнаночной стороны по намеченным точкам белыми нитками. С верха изделия захватывают 5 мм, а боковину сшивают по намеченной линии. Проверить, все ли места правильно соединены и расстояния соблюдены, затем пришить черными нитками. 11 этап ПРИМЕР

Слайд 44

НАЗАД

Слайд 45

Внутренние срезы верха и края тюбетейки обработать, подгибая их внутрь в сторону верха изделия. 12 этап

Слайд 46

13 этап Форма из дерева

Слайд 47

С изнаночной стороны намочить желатином, выверните на лицевую сторону и установите ее на форму. Затем поставьте сушить на теплое место. 14 этап

Слайд 48

Надеемся, что вышитая вами тюбетейка, которой отдана вся душевная теплота и старания, будет приносить радость вашим близким. 15 этап

Слайд 49

Спасибо за внимание!

nsportal.ru

Ателье "LuiZa" - Татарская тюбетейка. Как сшить

 

Существовали два основных вида татарских тюбетеек - такыя полусферической формы и каляпуш в форме усеченного конуса.

Такыя, сшитая из отдельных клиньев, относится к наиболее старинным видам. Как считают исследователи, происхождением своим она обязана подшлемнику древнего воина.

Каляпуш с твердым краем и плоским верхом появился в середине XIX века и популярен по сей день. Существуют однотонные и расшитые тюбетейки. Каляпуши из бархата расшивались шелковой нитью, золотой или серебряной канителью, позже - жемчугом и бисером. Наиболее нарядны со вкусом расшитые парчовые тюбетейки.

Более старинные тюбетейки первой половины XIX века отличаются тем, что крупные волнообразные цветочно-растительные композиции и геометрические мотивы покрывали всю украшаемую поверхность убора.

Со временем узор тюбетеек меняется. Ко второй половине XIX века на верхней части тюбетейки узор по окружности с розеткой посередине заменяется орнаментом, составленным из трех-четырех крупных букетиков, покрывающих весь круг.

К концу XIX - началу XX века крупные цветочные букеты заменяются мелкими, менее выразительными букетиками. В наши дни широкое распространение получила практика пошива тюбетеек на базе небольших предприятий, акционерных обществ и отдельными мастерами.

Изготовление тюбетейки

Необходимые материалы: бархат черного, зеленого или другого цвета (либо шелк, парча), хлопчатобумажная основа для подклада, около 15 м шпагата (можно использовать крученые и смазанные воском нити от распущенных льняных мешков, белые и цвета выбранного вами бархата катушечные нитки, тонкая, средняя и большая со слегка согнутым концом и большим ушком иглы, бисер или золотая, серебряная нить, канитель).

Ход работы
1. Изготовление выкройки необходимого размера.
2. Выкраивание частей из бархата.
3. Раскрой подкладки.
4. Вышивание верха и края тюбетейки.
5. Простегивание частей.
6. Сшивание частей тюбетейки.

Изготовление выкройки

Тюбетейка состоит из двух частей: из плоского круглого верха и жесткого края. Боковая часть выкраивается по косой. Ее длина равна окружности головы плюс 2 см на шов.

Ширина (высота тюбетейки) - 8-9 см плюс 1,5-2 см на шов, равна 10-11 см. Значит, для 58 размера тюбетейки делаем выкройку края длиной 60 см и шириной 10-11 см. Высота головного убора не должна превышать 8-9 см.

Раскрой тюбетейки

С припусками на шов подготовленную выкройку края кладут на бархат так, чтобы долевая нить ткани располагалась по косой линии. Из прямоугольного отреза кроят сразу несколько (около 10) тюбетеек. Подкладка края тюбетейки выкраивается также по косой. Она должна быть на 1 см длиннее и шире бархатной части. Для 58 размера понадобится подкладка длиной 61 см, шириной 10-12 см. Диаметр верха тюбетейки - 19 см (радиус - 9,5 см). Размеры даны с припусками на шов. Сделав из жесткой бумаги лекало, скроите верх и его подклад.

Вышивка тюбетейки

Большой популярностью пользуются и не вышитые тюбетейки. Особо нарядны уборы, вышитые золотой, серебряной канителью, жемчугом или бисером. В центре верха некоторых тюбетеек пришивали кисточку. Иногда тюбетейки шили из шелка и парчи.

Процесс вышивания частей происходит до простегивания, сразу же после раскроя. Принцип бисерной вышивки такой же, как и при изготовлении калфаков. Бисер можно использовать как одного цвета (например, желтого, под золотое шитье), так и нескольких сочетающихся по тону цветов.

Красота изделия зависит от художественного вкуса, чувства цвета, аккуратности изготовителя.

До натягивания на пяльцы детали тюбетейки пришиваются к хлопчатобумажной основе, на изнаночную сторону которой наносится узор. Швом "вперед иголку" узор выводится на рабочую поверхность.

Шитье и простегивание деталей

Основой тюбетейки являются выполненные вручную тонкие, мелкие стежки. Для придания жесткости между рядами стежков вдеваются веревочки типа шпагата.

Шитье необходимо начинать с нижней части края тюбетейки. Для этого подкладку сложите с бархатной полосой лицевыми сторонами и притачайте на машинке нижнюю часть. Для того чтобы снаружи тюбетейки не торчала подкладка, выверните изделие так, чтобы бархатная ткань на 1-2 мм заходила на изнаночную сторону, и по низу тюбетейки сделайте аккуратный шов.

Отступив на 3 мм от него вверх, сделайте еще один шов. Для придания жесткости нижней части убора проденьте шпагат в образовавшуюся кулиску. Надлобная часть готова .

Снизу по лицевой стороне отметьте высоту тюбетейки - 8-9 см - и светлыми нитками линию, по которой будет сшиваться боковая и верхняя часть тюбетейки. Простегайте швом "вперед иголка" наклонными линиями участок, образовавшийся между стежками так, чтобы между ними свободно проходили веревочки. Старайтесь подобрать не очень тоненькие веревочки. Тогда тюбетейка будет хорошо держать форму. Иначе она получится неустойчивой и будет мяться. Веревочки продеваются снизу вверх, начиная от нижнего стежка. Доведя большую иглу со слегка согнутым концом до верхнего стежка, выньте через подклад наружу, отрежьте веревку. Так обработайте все ряды между вертикальными стежками. Подтяните ткань так, чтобы торчащие концы веревок вошли вовнутрь изделия.

При сшивании концов полосы соедините два последних стежка вместе, чтобы соединительный шов был менее заметен.

Теперь надо простегать верх тюбетейки. Верхний круг тюбетейки необходимо дугообразными линиями разделить на 6 частей. И каждую часть по отдельности, как и сами дуги, простегать и проложить веревочками. Для того чтобы дугообразные линии получились одинаковые и ровные, сделайте лекало. На бумажной основе, подставляя лекало к заранее начерченным сторонам 6 треугольников, получите 6 дугообразных линий. Эти линии переведите через копировку на подкладку. После этого подкладку притачайте к изнаночной стороне верха тюбетейки по намеченному шву. Сначала простегайте все 6 дугообразных линий и проденьте в них веревочки. Большую иглу с веревочкой можно вести от края к центру круга по дорожкам, образованным стежками. Проткнув прокладку в центре, выведите иглу, отрежьте нить и, слегка потянув ткань, уберите вовнутрь торчащие концы. Так простегайте всю поверхность круга.

Сшивание частей тюбетейки

Чтобы сшить детали равномерно, верх и боковой околышек тюбетейки разделите на четыре одинаковые части. Соедините детали с изнаночной стороны по намеченным точкам. Притачайте их по ранее намеченным стежкам. Выступающую полоску подклада боковой части подогните за края только что соединенных частей тюбетейки и аккуратно пришейте.

Затем выверните тюбетейку, внутри слегка опрысните водой, наденьте на специальную форму до высыхания. Безусловно, собственноручно изготовленная тюбетейка является ценным подарком.

Нурзия Сергеева. "Татарская вышивка", Казань, издательство "Магариф", 2005

 


www.luiza-m.narod.ru

Татарская тюбетейка | Страна Мастеров

 

Свое название слово «тюбетейка» получило от тюркского «тюбе», что переводится как «верх, вершина». Тюбетейку носят народы Средней Азии, а также в Афганистане, Иране, Турции, в Поволжье татары, башкиры. Наряду с сохранением общих черт, тюбетейку всегда отличает индивидуальный почерк создавших ее мастеров. Об орнаментах стоит поговорить особо. Практически все они, даже самые простенькие, имели когда-то символическое значение. Например, волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетия. Плетеная "веревочка" - союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент - символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы. Один из основных элементов цветочного орнамента тюркских народов, особо любимый татарами, - упрощенное изображение тюльпана, воспоминание о далеких степях, символ весеннего возрождения. Орнаменты в виде парных завитков, напоминающие рога баранов, тоже восходят к далекому кочевому прошлому - чтобы у хозяина не переводился скот, был бы он богат и благополучен.

Существовали и детские тюбетейки. Их надевали на головы новорожденным младенцам в качестве оберега. Детские тюбетейки имели конусообразную форму со свисающей с верхушки тесемочкой с кисточкой на ее конце.

С древних времен тюбетейка являлась неотъемлемой частью национальной одежды. Тюбетейка являлась не только простым головным убором, но подчеркивала человека как скромного, благовоспитанного, верующего. Поэтому о человеке, истинно верующем, живущем по правилам Корана, говорили, что «он родился в тюбетейке.

Особенность татарским тюбетейкам придает способ скрепления подкладки с верхом, при котором применялась мелкая стежковая техника: между рядами стежков закладывался шнур или скрученный конский волос. В результате на внутренней стороне получалась ребристая поверхность.
   Во второй половине 19 века у татар имелось два вида тюбетеек: в первом случае она кроилась из четырех клиньев, во втором - из твердого околышка и плоского верха.
Первый тип тюбетеек - более ранний, второй более поздний, получил распостранение в конце 19 - начале 20 века. Тюбетейки обоих типов носили мужчины всех возрастов. Использование при пошиве разнообразных тканей и орнаментов позволяло создавать огромное количество вариантов тюбетеек, каждый человек выбирал себе тюбетейку по вкусу. Хотя яркие, вышитые предназначались в основном молодежи, а более скромные, а часто и не вышитые, людям более старшего возраста.

 

 

stranamasterov.ru

Татарская тюбетейка

Татарская тюбетейка. Как сшить.

right0Существовали два основных вида татарских тюбетеек - такыя полусферической формы и каляпуш в форме усеченного конуса.

Такыя, сшитая из отдельных клиньев, относится к наиболее старинным видам. Как считают исследователи, происхождением своим она обязана подшлемнику древнего воина.

Каляпуш с твердым краем и плоским верхом появился в середине XIX века и популярен по сей день. Существуют однотонные и расшитые тюбетейки. Каляпуши из бархата расшивались шелковой нитью, золотой или серебряной канителью, позже - жемчугом и бисером. Наиболее нарядны со вкусом расшитые парчовые тюбетейки.

Более старинные тюбетейки первой половины XIX века отличаются тем, что крупные волнообразные цветочно-растительные композиции и геометрические мотивы покрывали всю украшаемую поверхность убора.

Со временем узор тюбетеек меняется. Ко второй половине XIX века на верхней части тюбетейки узор по окружности с розеткой посередине заменяется орнаментом, составленным из трех-четырех крупных букетиков, покрывающих весь круг.

К концу XIX - началу XX века крупные цветочные букеты заменяются мелкими, менее выразительными букетиками. В наши дни широкое распространение получила практика пошива тюбетеек на базе небольших предприятий, акционерных обществ и отдельными мастерами.

Изготовление тюбетейки

Необходимые материалы: бархат черного, зеленого или другого цвета (либо шелк, парча), хлопчатобумажная основа для подклада, около 15 м шпагата (можно использовать крученые и смазанные воском нити от распущенных льняных мешков, белые и цвета выбранного вами бархата катушечные нитки, тонкая, средняя и большая со слегка согнутым концом и большим ушком иглы, бисер или золотая, серебряная нить, канитель).

Ход работы
1. Изготовление выкройки необходимого размера.
2. Выкраивание частей из бархата.
3. Раскрой подкладки.
4. Вышивание верха и края тюбетейки.
5. Простегивание частей.
6. Сшивание частей тюбетейки.

Изготовление выкройки

Тюбетейка состоит из двух частей: из плоского круглого верха и жесткого края. Боковая часть выкраивается по косой. Ее длина равна окружности головы плюс 2 см на шов.

Ширина (высота тюбетейки) - 8-9 см плюс 1,5-2 см на шов, равна 10-11 см. Значит, для 58 размера тюбетейки делаем выкройку края длиной 60 см и шириной 10-11 см. Высота головного убора не должна превышать 8-9 см.

Раскрой тюбетейки

С припусками на шов подготовленную выкройку края кладут на бархат так, чтобы долевая нить ткани располагалась по косой линии. Из прямоугольного отреза кроят сразу несколько (около 10) тюбетеек. Подкладка края тюбетейки выкраивается также по косой. Она должна быть на 1 см длиннее и шире бархатной части. Для 58 размера понадобится подкладка длиной 61 см, шириной 10-12 см. Диаметр верха тюбетейки - 19 см (радиус - 9,5 см). Размеры даны с припусками на шов. Сделав из жесткой бумаги лекало, скроите верх и его подклад.

Вышивка тюбетейки

Большой популярностью пользуются и не вышитые тюбетейки. Особо нарядны уборы, вышитые золотой, серебряной канителью, жемчугом или бисером. В центре верха некоторых тюбетеек пришивали кисточку. Иногда тюбетейки шили из шелка и парчи.

Процесс вышивания частей происходит до простегивания, сразу же после раскроя. Принцип бисерной вышивки такой же, как и при изготовлении калфаков. Бисер можно использовать как одного цвета (например, желтого, под золотое шитье), так и нескольких сочетающихся по тону цветов.

Красота изделия зависит от художественного вкуса, чувства цвета, аккуратности изготовителя.

До натягивания на пяльцы детали тюбетейки пришиваются к хлопчатобумажной основе, на изнаночную сторону которой наносится узор. Швом "вперед иголку" узор выводится на рабочую поверхность.

Шитье и простегивание деталей

Основой тюбетейки являются выполненные вручную тонкие, мелкие стежки. Для придания жесткости между рядами стежков вдеваются веревочки типа шпагата.

Шитье необходимо начинать с нижней части края тюбетейки. Для этого подкладку сложите с бархатной полосой лицевыми сторонами и притачайте на машинке нижнюю часть. Для того чтобы снаружи тюбетейки не торчала подкладка, выверните изделие так, чтобы бархатная ткань на 1-2 мм заходила на изнаночную сторону, и по низу тюбетейки сделайте аккуратный шов.

Отступив на 3 мм от него вверх, сделайте еще один шов. Для придания жесткости нижней части убора проденьте шпагат в образовавшуюся кулиску. Надлобная часть готова .

Снизу по лицевой стороне отметьте высоту тюбетейки - 8-9 см - и светлыми нитками линию, по которой будет сшиваться боковая и верхняя часть тюбетейки. Простегайте швом "вперед иголка" наклонными линиями участок, образовавшийся между стежками так, чтобы между ними свободно проходили веревочки. Старайтесь подобрать не очень тоненькие веревочки. Тогда тюбетейка будет хорошо держать форму. Иначе она получится неустойчивой и будет мяться. Веревочки продеваются снизу вверх, начиная от нижнего стежка. Доведя большую иглу со слегка согнутым концом до верхнего стежка, выньте через подклад наружу, отрежьте веревку. Так обработайте все ряды между вертикальными стежками. Подтяните ткань так, чтобы торчащие концы веревок вошли вовнутрь изделия.

При сшивании концов полосы соедините два последних стежка вместе, чтобы соединительный шов был менее заметен.

Теперь надо простегать верх тюбетейки. Верхний круг тюбетейки необходимо дугообразными линиями разделить на 6 частей. И каждую часть по отдельности, как и сами дуги, простегать и проложить веревочками. Для того чтобы дугообразные линии получились одинаковые и ровные, сделайте лекало. На бумажной основе, подставляя лекало к заранее начерченным сторонам 6 треугольников, получите 6 дугообразных линий. Эти линии переведите через копировку на подкладку. После этого подкладку притачайте к изнаночной стороне верха тюбетейки по намеченному шву. Сначала простегайте все 6 дугообразных линий и проденьте в них веревочки. Большую иглу с веревочкой можно вести от края к центру круга по дорожкам, образованным стежками. Проткнув прокладку в центре, выведите иглу, отрежьте нить и, слегка потянув ткань, уберите вовнутрь торчащие концы. Так простегайте всю поверхность круга.

Сшивание частей тюбетейки

Чтобы сшить детали равномерно, верх и боковой околышек тюбетейки разделите на четыре одинаковые части. Соедините детали с изнаночной стороны по намеченным точкам. Притачайте их по ранее намеченным стежкам. Выступающую полоску подклада боковой части подогните за края только что соединенных частей тюбетейки и аккуратно пришейте.

Затем выверните тюбетейку, внутри слегка опрысните водой, наденьте на специальную форму до высыхания. Безусловно, собственноручно изготовленная тюбетейка является ценным подарком.

Нурзия Сергеева. "Татарская вышивка", Казань, издательство "Магариф", 2005

http://luiza-m.narod.ru/smi/tarih/29-tybeteyka-r.htm

freedocs.xyz

Ой красота! Татарские народные головные уборы.

В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое место. Об их великом разнообразии и большом декоративном значении говорил этнограф Н. И. Воробьёв, профессор, автор изданного в 1953 г. фундаментального труда «Казанские татары».


  


 В группе женских головных уборов мы выделим богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования.

Этот девичий головной убор, бытовавший среди татарок в XIX – начале XX вв., по своей форме представлял, как это ни прозаично, простой колпак. Именно так называет его Н. И. Воробьев.

Калфак, вязаный из белых ниток на спицах вкруговую, «чулком», складывался пополам, одна половина вставлялась внутрь другой так, что форма старинного убора напоминала трикотажную спортивную шапочку с треугольным верхом, к вершине которого пришивалась кисть.

Калфак, вязаный из белых ниток и достигавший в длину семидесяти сантиметров, надевали на голову, надвигая на лоб, а конусообразный конец, откидывали назад или слегка набок. В комплекте с таким калфаком носилась налобная повязка укачачак, которая и являлась его основным украшением. 


  


 Надо сказать, что уже в первой половине XIX в. традиционный девичий калфак имел варианты фасона и отделки. Например, появились калфачки из трикотажного полотна с поперечными цветными полосками. Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан богато украшен: вся его поверхность покрыта вышивкой, а в свисающей на лоб золотой бахроме видны также нитки жемчуга.

В уборе городских красавиц укачачак, которую прежде повязывали сверху, пришита и украшает калфак по периметру. Золотой и серебряной бахромой часто бывает обшита не только налобная, но и ниспадающая назад часть убора; покачивающаяся масса сверкающей металлической бахромы, местами унизанной бусинами и жемчугом, создает при движении шумящий эффект, вторя легкому позвякиванию закрывающих волосы накосников-чулп, длинных серег, воротниковых застежек с подвесками.


  


Двухцветные калфачки также шились из полосок бархата, в их украшении дошла до наших дней редкая «ушковая» техника тканевой аппликации. Особым образом сложенные крошечные кусочки цветного шелка напоминают треугольные «ушки», – ими выкладываются пышные многолепестковые цветы и бутоны, с сердцевинками из блесток и жемчуга на золоченых и жемчужных стеблях.

В каждом ярусе массивного калфака расположена оригинальная цветочная композиция, стыки бархатных полос замаскированы цепочками из лиххака – скрученной в пружину металлической нити. Интересно, что прославленный татарский калфак был, по сути, нижним головным убором, то есть не носился автономно, а обязательно дополнялся покрывалом или платком.


  


В девичьем варианте калфака отчетливо выражена его первоначальная функция волосника. В костюме замужней женщины головной убор должен был закрывать не только волосы, но также шею, плечи и спину.

 Традиционный калфачок видоизменялся, во второй половине XIX в. его стали шить преимущественно из однотонного бархата, а налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жесткой основе (тонкий картон; бумага, простеганная с тканью).

Миниатюрные калфаки-наколки – особая разновидность старинного убора, вошедшая в моду в начале XX в. в сочетании с фабричным платком; среди казанских татарок они были распространены повсеместно. 


  


 Промысел, организованный предпринимателями-татарами во второй половине XIX в. в Казани, обеспечил быстрое и широкое распространение бархатных калфаков в разных регионах с компактным проживанием татар. О хорошо воспринятых модных тенденциях можно судить по фотографиям того времени, на которых небольшой бархатный калфачок неизменно увенчивает прическу горожанки. В Казани было несколько крупных золотошвейных артелей, в том числе производивших женские калфаки для «ичижно-каляпушного промысла». 


  


В коллекции Музея изобразительных искусств РТ (Казань) хранятся два редких образца – шитые золочеными нитями бархатные калфачки-наколки с марками торговой фирмы «Исхак Карташев в Казани» (надписи сделаны как кириллицей, так и старинным татарским письмом на основе арабской графики). Бумажная марка, наклеенная на подкладку, не только указывает имя производителя, но и содержит сведения о содержании серебра в золоченой нити - 94%. На её качестве стоит остановиться особо, поскольку поверхность, выложенная серебряной, тонко золоченной нитью, не имеет однородного слепящего блеска, но таинственно мерцает.


  


В узорных композициях околышей и верха закрепились, стали традицией многие декоративные мотивы и схемы. Излюбленные букеты и отдельные цветочные мотивы сочетаются с полумесяцем и звездами, фор­мируют цветущие кусты с изображениями животных, бабочек и птиц. Особенно популярным был мотив «золотое перо» с плавно изогнутой и вбирающей все разнообразие мотивов ветвью, которая украшала вер­хнюю поверхность больших калфаков из бархата. Этот мотив имел обычно глубокий темный тон – красный, синий,
фиолетовый, зеленый.

Обращаясь к старинным образцам, мастерицы создавали в традиционных композициях новые акценты, умело используя нити серебряные и золотые, плоские и фактурные, а также блестки разной формы. В орнаментации околышей, восходящей к древней традиции украшения налобной части женского головного убора, еще прослеживаются компоненты, связанные с прежней охранительной функцией. Таковы узкие околыши, заполненные спиралями, побегами, листьями и завитками.

 

В высоких налобниках поздних калфачков-наколок узор укрупняется, самостоятельную ценность приобретает повторенный трижды сложный мотив или отдельная композиция. Шитые золотом казанские калфачки ныне украшают коллекции многих музеев России. 


 

Если интересно, в метке *костюм* можно полистать и найти еще ранние интересные посты про народные костюмы России,  там есть фотки музейных экспонатов - красивые богатые костюмы, в том числе и татарские.

А это сайты по теме может кому-то пригодится:

Про национальный татарский народный костюм и как сшить калфак, тюбетейку и т.п.

Традиционные татарские женские головные уборы
 

 

А теперь невероятно красивые богатые старинные и стилизованные под старину татарские национальные костюмы, женские калфаки и мужские тюбетейки. Всё так ярко, бархатно, шелково, расшито и вышито. Полюбуемся =))

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

gellachara.livejournal.com

Исследовательская работа "Рукотворное чудо (тюбетейка калфак)"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Яксатовская средняя общеобразовательная школа»

(тюбетейка и калфак)

Работу выполнила

Ученица 5 А класса

Алиева Лиана

Руководитель проекта:

Бондаренко Л.Д.

Яксатово 2011 год.

План.

  1. Введение.

  2. Основная часть.

    1. Происхождение слова тюбетейка.

    2. Формы тюбетейки.

    3. Мужской головной убор – тюбетейка.

    4. Женский головной убор – калфак.

    5. О чем говорит орнамент.

    6. Технология изготовления мужского головного убора – тюбетейка.

  3. Заключение.

  4. Литература.

  1. Тема моего исследования:

« Рукотворное чудо»

( тюбетейка и калфак)

Цель работы – изучить историю происхождение названия тюбетейки, узнать о разновидностях головного убора тюбетейки и калфака, выяснить значение узоров и цветовой гаммы, познакомиться с технологией пошива тюбетейки.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Определить источники информации, которые помогут выяснить происхождение слова «тюбетейка».

2. Изучить историю создания национальных головных уборов.

3. Исследовать технологическую последовательность изготовления тюбетейки.

Актуальность: история происхождения татарского национального головного убора является национальной достоянием.

При исследовании были использованы методы:

изучение литературы, описание, сравнение, обобщение, систематизация полученных результатов.

Считаю, что мои исследования помогут не только расширить кругозор школьников и их словарный запас, но и вызвать интерес к изучению истории родного края.

Где б найти мне тюбетейку,

Чтоб орнамент был арабский -

Я б ее надел и сразу

Говорить стал по-татарски.

Где б найти мне тюбетейку –

Месяц, крест, звезда, Путь Млечный,

Я б ее надел и сразу,

Понимать стал все наречья.

2.1. В ходе своего исследования я выяснила, что тюбетейка тат. Түбәтәй, каз. Топы или Тақия, туркм. Tahya, уйг. Dopa — круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская легкая шапочка, надеваемая прямо на голову; получила название от тюркского слова тобе/тюбе, означающего верх, вершину. В некоторых тюркских языках называется такыя.

Такыя, сшитая из отдельных клиньев, относится к наиболее старинным видам. Как считают исследователи, происхождением своим она обязана подшлемнику древнего воина.
Каляпуш с твердым краем и плоским верхом появился в середине XIX века и популярен по сей день. Каляпуш – слово фарси: каля – голова, пушидан – покрытие, т.е. «перед намазом накрой голову».

Каляпуш.

Такыя.

2.2. История тюбетейки уходит в далекое прошлое. Свидетельство о существовании головного убора, подобного тюбетейке, носимого в античные времена, было найдено в скульптуре, нумизматике, стенных картинах, книжных миниатюрах XV — XVI столетий.

Сейчас носят в основном в сельской местности в Центральной Азии (например, Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Туркменистане) или пожилые люди, а также в Башкирии и Татарстане.

Тюбетейки, созданные в районах с различными природно-географическими признаками, различаются настолько, что часто именно по этому головному убору определяли район, жителем которого являлся её владелец.

Таджикская тюбетейка – куляб.

Татарская тюбетейка – каляпуш.

Туркменская тюбетейка - тахья.

Узбекская тюбетейка - дуппи или калпок.

Казахская тюбетейка – топы.

Формы тюбетеек разнообразны: низкие, высокие, остроконечные и с плоской верхушкой, с кистью и без нее, в форме цилиндра.

Существуют несколько видов тюбетеек-такыя: полусферической формы и квадратные.


Полусферическая Квадратная

Разноцветные узоры

Всеми красками горя,

Украшают тюбетейку,

Посмотрите на меня!

2.3. Косвенное подтверждение существования головных уборов, напоминающих тюбетейки, уже в глубокой древности находят в скульптуре, настенной живописи, терракотовых статуэтках, в период мусульманского средневековья   в восточной миниатюре XV-XVI вв.

С древних времен тюбетейка являлась неотъемлемой частью национальной одежды. Тюбетейка не только простой головной убором, он подчеркивал человека как скромного, благовоспитанного, верующего. Поэтому о человеке, истинно верующем, живущем по правилам Корана, говорили, что «он родился в тюбетейке».

Тюбетейки различаются по половозрастным признакам:

  • мужские, женские, детские;

  • формам,

  • материалу,

  • орнаментальному убранству (узорные вышивки),

  • знакам художественной символики.

Мужские головные уборы были не так сложны и делились на домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним относится тюбетейка (түбәтәй) - небольшая шапочка, надеваемая на макушку, поверх которой надевали всевозможные верхние головные уборы: чалма (ритуальный убор), войлочные шляпы (тула эшләпә), матерчатые и меховые шапки (бүрек). Тюбетейки с яркими вышивками предназначались для молодежи, а более скромные — взрослым мужчинам и старикам. Со временем тюбетейки стали шить с твердым околышем и плоским верхом. Эта форма головного убора сохранилась и до сегодняшнего дня.

Если вы спросите почтенного старца, зачем носить тюбетейку, он скажет о ее предназначении: "Чтоб шайтан в башку не залез". Нынешнюю молодежь шайтаном не испугаешь, и потому на городских улицах редко встретишь молодых людей в тюбетейке. Но по традиции без этого головного убора не обходится ни одно торжество. В тюбетейке приходят в мусульманские святыни - мечети, ее надевают, когда провожают в последний путь близких людей и на свадьбу.

На меня вокруг все смотрят,

Как идет мне мой калфак.

Ах, татарочка какая!

Все вокруг мне говорят.

2.4. Самым распространенным девичьим убором являлся калфак. Его закрепляли на голове с помощью специальной повязки украшения (ука-чачак), а конусообразный конец вместе с кисточками откидывали назад или набок. Стоит заметить, что на раннем периоде развития татарской культуры в женских головных уборах можно было четко проследить возрастную дифференциацию. Так, у замужних женщин они были более сложные и разнообразные и, в отличие от девичьих, они обязательно должны были закрывать не только голову, но и плечи, шею и спину татарки.

Татарская семья 19 век.

Если рассматривать период с конца XVIII до начала XX века, то форма, размеры, орнаментация калфаков, как и весь национальный костюм, постоянно изменялись. Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. Затем появляются большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч. К середине XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Большую декоративную функцию берет на себя твердый прямоугольный околышек. Часто такие калфачки носились под платком или шалью.

Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене, зато полюбились калфаки типа тюбетеек - такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок.

2.5. Об орнаментах стоит поговорить особо. Практически все они, даже самые простенькие, имели когда-то символическое значение. Узор тюбетейки – это не только характерный художественный рисунок, но и оберег. Многие узоры сохранились еще со времен зороастризма. Рисунок, расположенный сверху тюбетейки, означает солнце, узоры по бокам – «ширози» – от сглаза.

Например, волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетия. Плетеная "веревочка" - союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент - символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы. Один из основных элементов цветочного орнамента тюркских народов, особо любимый татарами, - упрощенное изображение тюльпана, воспоминание о далеких степях, символ весеннего возрождения. Орнаменты в виде парных завитков, напоминающие рога баранов, тоже восходят к далекому кочевому прошлому - чтобы у хозяина не переводился скот, был бы он богат и благополучен. А есть орнаменты, общие для евразийских народов, например солярные, солнечные знаки - это обереги, отгоняющие, по поверью, болезни и несчастья.

Цвет головного убора всегда имел большое значение.

Цвет тюбетейки – насыщенного черного оттенка, изображает бездну вселенной, которая сопоставима с черной дырок. И если на секунду представить, что черный лоскут тюбетейки - это черная дыра, в которой сжимается вся Вселенная в точку и из нее же она и рождается, то голова является носителем бесконечной информации.


На узбекских тюбетейках орнамент не что иное, как изображение трехмесячного эмбриона. По Исламской версии именно в этот период создание в чреве матери получает душу и его можно назвать живым существом.

Белый цвет – это цвет паломников, совершающих хадж в Мекку. Многие вернувшиеся из хаджа мусульмане начинают носить белые тюбетейки и привозят их в подарок своим близким и знакомым, чтобы и их коснулась благость священной Мекки.

Так, зеленый цвет означал бессмертие, красный — мужество, синий — удачу, желтый считался застывшим солнечным светом, приносящим удачу.

Один из самых древних, еще доисламский, симметричный орнамент с центральным крупным цветком принято считать упрощенным изображением древа жизни, символа жизни на земле, связи с ушедшими в мир иной предками и небесными покровителями. Это пожелание здоровья и плодородия, основной узор для женских калфаков – как говорили, «во лбу звезда горит».

Вышиванием занимались самые одаренные художницы каламкаш или чизмакаш.

Для вышивания тюбетеек используют крученый шелк, окрашиваемый натуральными красителями, украшают золотой или серебряной канителью, бусами, блестками, камнями, бисером, стеклярусом, жемчугом.

Для такой вышивки были характерны глубокие мягкие переливчатые тона. Черную краску изготовляли из кожуры граната на травильном растворе железа, чернильных орешков, фисташек или цветков мальвы. Красную краску получали из марены и щитовки-кошениля, желтую — из цветка испарак или из цветков растения тухмак, голубую и синюю — из индиго.

Среди цветочных мотивов встречаются ирис, гвоздика, тюльпан, петушиный гребешок, цветок яблони, а среди плодов — изображение граната, вишни и черешни, миндаля и перца и др.

Каляпуш я свой надену,

Песню звонко запою.

И джигитом сразу стану,

Лихо танцевать пойду.

2.6. Что бы изготовить тюбетейку надо: бархат, хлопчатобумажная основа для подкладки, около 15 м шпагата, катушечные нитки в цвет ткани, тонкая, иглы, нитки для вышивания.

Ход работы
1. Изготовление выкройки необходимого размера.
2. Выкраивание частей из бархата.
3. Раскрой подкладки.
4. Вышивание верха и края тюбетейки.
5. Пристёгивание частей.
6. Сшивание частей тюбетейки.

Изготовление выкройки

Тюбетейка состоит из двух частей: из плоского круглого верха и жесткого края. Боковая часть выкраивается по косой. Ее длина равна окружности головы плюс 2 см на шов.

Ширина (высота тюбетейки) - 8-9 см плюс 1,5-2 см на шов, равна 10-11 см. Значит, для 58 размера тюбетейки делаем выкройку края длиной 60 см и шириной 10-11 см. Высота головного убора не должна превышать 8-9 см.

Раскрой тюбетейки

С припусками на шов подготовленную выкройку края кладут на бархат так, чтобы долевая нить ткани располагалась по косой линии. Из прямоугольного отреза кроят сразу несколько (около 10) тюбетеек. Подкладка края тюбетейки выкраивается также по косой. Она должна быть на 1 см длиннее и шире бархатной части. Для 58 размера понадобится подкладка длиной 61 см, шириной 10-12 см. Диаметр верха тюбетейки - 19 см (радиус - 9,5 см). Размеры даны с припусками на шов. Сделав из жесткой бумаги лекало, скроите верх и его подклад.

Вышивка тюбетейки

Процесс вышивания частей происходит до пристёгивания, сразу же после раскроя.

До натягивания на пяльцы детали тюбетейки пришиваются к хлопчатобумажной основе, на изнаночную сторону которой наносится узор. Швом "вперед иголку" узор выводится на рабочую поверхность.

Шитье и пристёгивание деталей.

Основой тюбетейки являются выполненные вручную тонкие, мелкие стежки. Для придания жесткости между рядами стежков вдеваются веревочки типа шпагата.

Шитье необходимо начинать с нижней части края тюбетейки. Для этого подкладку сложите с бархатной полосой лицевыми сторонами и притачайте на машинке нижнюю часть. Для того чтобы снаружи тюбетейки не торчала подкладка, выверните изделие так, чтобы бархатная ткань на 1-2 мм заходила на изнаночную сторону, и по низу тюбетейки сделайте аккуратный шов.

Отступив на 3 мм от него вверх, сделайте еще один шов. Для придания жесткости нижней части убора проденьте шпагат в образовавшуюся кулиску. Надлобная часть готова .

Снизу по лицевой стороне отметьте высоту тюбетейки - 8-9 см - и светлыми нитками линию, по которой будет сшиваться боковая и верхняя часть тюбетейки. Простегайте швом "вперед иголка" наклонными линиями участок, образовавшийся между стежками так, чтобы между ними свободно проходили веревочки. Старайтесь подобрать не очень тоненькие веревочки. Тогда тюбетейка будет хорошо держать форму. Иначе она получится неустойчивой и будет мяться. Веревочки продеваются снизу вверх, начиная от нижнего стежка. Доведя большую иглу со слегка согнутым концом до верхнего стежка, выньте через подклад наружу, отрежьте веревку. Так обработайте все ряды между вертикальными стежками. Подтяните ткань так, чтобы торчащие концы веревок вошли вовнутрь изделия.

При сшивании концов полосы соедините два последних стежка вместе, чтобы соединительный шов был менее заметен.

Теперь надо простегать верх тюбетейки. Верхний круг тюбетейки необходимо дугообразными линиями разделить на 6 частей. И каждую часть по отдельности, как и сами дуги, простегать и проложить веревочками. Для того чтобы дугообразные линии получились одинаковые и ровные, сделайте лекало. На бумажной основе, подставляя лекало к заранее начерченным сторонам 6 треугольников, получите 6 дугообразных линий. Эти линии переведите через копировку на подкладку. После этого подкладку притачайте к изнаночной стороне верха тюбетейки по намеченному шву. Сначала простегайте все 6 дугообразных линий и проденьте в них веревочки. Большую иглу с веревочкой можно вести от края к центру круга по дорожкам, образованным стежками. Проткнув прокладку в центре, выведите иглу, отрежьте нить и, слегка потянув ткань, уберите вовнутрь торчащие концы. Так простегайте всю поверхность круга.

Сшивание частей тюбетейки

Чтобы сшить детали равномерно, верх и боковой околышек тюбетейки разделите на четыре одинаковые части. Соедините детали с изнаночной стороны по намеченным точкам. Притачайте их по ранее намеченным стежкам. Выступающую полоску подкладка боковой части подогните за края только что соединенных частей тюбетейки и аккуратно пришейте.

Затем выверните тюбетейку, внутри слегка опрысните водой, наденьте на специальную форму до высыхания.

Вывод.

Формирование головных уборов тюбетейки и калфака было процессом длительным и сложным. Появление разнообразных узоров и цветовой гаммы головных уборов связывают с географическим положением проживания народов, с особенностями национальной культуры.

Головные уборы демонстрировали возрастное, семейное, социально-имущественное положение человека на протяжении длительного исторического периода. В настоящее время многие из тех, кто носит, этот удивительный головной убор не подозревают, о том какую смысловую нагрузку несёт её форма, цвет и орнамент. Тюбетейка – это головной убор не только представителей мусульманства, но и людей других конфессий. В 21 веке тюбетейка стала всенациональным и всевозрастным головным убором, мода на который никогда не пройдет.

4. Литература.

Нурзия Сергеева. "Татарская вышивка", Казань, издательство "Магариф", 2000 г.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

videouroki.net

помогите с пошивом тюбетейки для папы

Изготовление тюбетейки Необходимые материалы: бархат черного, зеленого или другого цвета (либо шелк, парча) , хлопчатобумажная основа для подклада, около 15 м шпагата (можно использовать крученые и смазанные воском нити от распущенных льняных мешков, белые и цвета выбранного вами бархата катушечные нитки, тонкая, средняя и большая со слегка согнутым концом и большим ушком иглы, бисер или золотая, серебряная нить, канитель) . Ход работы 1. Изготовление выкройки необходимого размера. 2. Выкраивание частей из бархата. 3. Раскрой подкладки. 4. Вышивание верха и края тюбетейки. 5. Простегивание частей. 6. Сшивание частей тюбетейки. Изготовление выкройки Тюбетейка состоит из двух частей: из плоского круглого верха и жесткого края. Боковая часть выкраивается по косой. Ее длина равна окружности головы плюс 2 см на шов. Ширина (высота тюбетейки) - 8-9 см плюс 1,5-2 см на шов, равна 10-11 см. Значит, для 58 размера тюбетейки делаем выкройку края длиной 60 см и шириной 10-11 см. Высота головного убора не должна превышать 8-9 см. Раскрой тюбетейки С припусками на шов подготовленную выкройку края кладут на бархат так, чтобы долевая нить ткани располагалась по косой линии. Из прямоугольного отреза кроят сразу несколько (около 10) тюбетеек. Подкладка края тюбетейки выкраивается также по косой. Она должна быть на 1 см длиннее и шире бархатной части. Для 58 размера понадобится подкладка длиной 61 см, шириной 10-12 см. Диаметр верха тюбетейки - 19 см (радиус - 9,5 см) . Размеры даны с припусками на шов. Сделав из жесткой бумаги лекало, скроите верх и его подклад. Удачи!

в Ташкенте прям в аэропорту киоски

touch.otvet.mail.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о