Хохлома как нарисовать – Роспись хохлома — как научиться рисовать

основные правила узоров, поэтапная раскраска элементов и примеры изделий

Работы, созданные своими руками, ценились ещё с давних времён. А расписная посуда всегда была главным украшением стола. Визитной карточкой русского народного творчества считают хохломскую роспись. Это сложная технология, которая состоит из нескольких этапов. Не всем получается её освоить. Но если постараться, можно добиться впечатляющих результатов.

Содержание материала

Главные отличия

Все виды росписей хохломы бытовой кухонной утвари имеют свои особенности. Именно по ним специалисты или просто знающие люди могут рассказать о технике создания. Название «хохлома» является одним из самых популярных среди росписей. Научиться рисовать поэтапно могут не только опытные художники, но и дошкольники. К узорам хохломской росписи для начинающих относятся:

  1. Травяные узоры — линия, выгнутая в сторону. Чтобы её получить, необходимо сначала прижать в центре кисточку, а затем, отводя в сторону, плавно сбавлять давление и постепенно толщину.
  2. Лист — это один из самых простых узоров. Рисуются зеркально травинки, выгнутые наружу. Все пустые места заполняются аналогичного цвета краской.
  3. Скрученный, словно улитка, завиток встречается реже, так как его рисовать сложнее. Важно поддерживать одинаковое давление на кисть.
  4. Капелька — кисточка ставится на основание ворсинок и медленно разворачивается на 180 градусов, слегка выводясь вперёд и отрываясь от поверхности. Рисование капелек помогает натренировать руку для правильного нажима.
  5. Кустик — это несколько капелек, выстроенных в виде веера. В его основание ставится небольшая точка.

Существуют простые элементы, придуманные специально для творчества детей. Их рисуют при помощи подготовленных штампов. Для создания штампа используют трубочку и бумагу, которые просто макают в краску. В конце работы тонкой кисточкой дорабатывают узоры.

Трафареты и шаблоны хохломской росписи:

  1. Ягоды брусники — маленькие кружочки красного или чёрного цвета. Они сами по себе гармонично смотрятся, поэтому украшать их чем-либо ещё совсем необязательно.
  2. Плоды смородины — для основания узора рисуется травинка, затем к ней добавляются при помощи штампа кружочки ягод. По завершении на плодах ставятся золотистые точки.
  3. Рябина — уже более сложный элемент. Сначала при помощи трафаретов хохломских узоров создаются небольшие ягодки, после чего придётся дорисовывать рисунок кистью, так как потребуется добавить тонкие завитки, продолговатые капельки, листочки и золотые вкрапления на них.
  4. Плоды малины — шесть равных кругов, слегка наложенных друг на друга. Блики на кружочках рисуют в виде травинок, а кисточкой добавляют точки.
  5. Чашелистик — рисуется несколько соединённых травинок. От них отводят веточку и пару листиков.

Особенности техники

Принято расписывать хохломой деревянные изделия: игрушки, посуду и прочее. Готовое изделие можно преподнести в подарок или оставить у себя для украшения интерьера. Прежде чем приступать к росписи, необходимо подготовить все материалы и инструменты.

Для работы понадобятся:

  • деревянная доска для разделки еды либо любой другой предмет под основу;
  • клейкое вещество;
  • гуашь или другие краски;
  • яичный белок;
  • листы бумаги;
  • карандаши;
  • кисточки для рисования разной толщины;
  • лак для закрепления рисунка;
  • малярная кисточка.

После того как вышеперечисленный список и трафареты хохломской росписи будут собраны, можно приступить к работе.

Поэтапный мастер-класс:

  1. Деревянную основу хорошо обмазать яичным белком и дать ему немного впитаться.
  2. Подготовить на отдельном листе эскизный рисунок.
  3. Покрыть разделочную доску или иной предмет золотой краской и дождаться её полного высыхания.
  4. Аккуратно перерисовать карандашом рисунок с листа на основу.
  5. Раскрасить в красный оттенок все орнаменты цветов и ягод.
  6. Тонкой кистью дорисовать завитки, листочки и прожилки.
  7. Обозначить границы узоров и обвести их пожирнее.

Хоть основа была покрашена в золотой цвет, конечный рисунок должен создавать ощущение, что фон всё-таки чёрный. Готовому изделию нужно дать высохнуть, затем проверить и дорисовать недостающие элементы и зелёную траву. Закрепить рисунок тонким слоем лака.

Примеры изделий

Современные мастера уже давно используют хохломскую роспись для разных целей. Ею чаще всего украшают следующие деревянные изделия:

  1. Тарелка. Лучше всего для рисования использовать акриловые краски. Весь процесс такой же, как и с доской, только рисуют чаще не цветы и ягоды, а животных и птиц (лошадей, петухов и т. д. ). Ободок тарелки оставляют чёрным, лишь вдоль краёв добавляют капельки.
  2. Шкатулка. Помимо основного списка инструментов для её создания понадобятся малярный скотч, наждачная бумага и калька. Нужно тщательно обработать и подготовить наждачкой поверхность, чтобы не оставалось шероховатостей и заусенцев. Таким же способом украшают кувшин.

Не стоит забывать, что назначение предмета особой роли не играет. На любом деревянном изделии можно нарисовать орнаменты:

  1. Узоры травинок — это не привычная луговая трава, а лишь её тень. Обычно она чёрного или красного цвета. Её оттенок зависит от того, какого цвета основной фон.
  2. Рыжик — его главное назначение заключается в обрамлении краёв заготовки. Это элемент, созданный из нескольких травинок.
  3. Кудрина используется в основном для украшения круглых и плоских изделий (стульев, столов и т. д. ). Содержит различные завитки, кружочки, ягоды или цветы.
  4. Пряничные элементы — в качестве границ геометрически рисуют квадрат или ромб, после этого вписывают в центр фигуры солнце с лучами.

Любое творчество — целое искусство, но раскраска хохломской росписью по дереву имеет своё особое очарование. Освоить технику может каждый, нужно только иметь достаточно желания, усидчивости и аккуратности. Сейчас есть множество вспомогательных материалов для облегчения рисования орнамента, но это совсем не влияет на качество результата.

natrukodel.ru

РИСУНОК ХОХЛОМЫ КАРАНДАШОМ: Роспись хохлома — как научиться рисовать

Ну и после того, когда рисунок вазы будет полностью закончен, вы можете нарисовать цветок, розу например. Сама пробовала выполнить роспись в стиле хохломы, понимаю как это непросто. Как правило, роспись хохлома в этой технике использует узор «пряник» — крупный рисунок в центре, который опоясывают круги из более мелких орнаментов.

Роспись хохлома – особый вид рисования, который появился примерно в ХVII столетии в районе Нижнего Новгорода. Основная технология создания изделий, к которым применяется роспись хохлома, состоит из нескольких этапов.

Поэтапное рисование — роспись хохлома на доске

Новички, в силу отсутствия опыта, могут использовать трафареты, чтобы роспись хохлома получилась красивой. Еще одну простую технику росписи изделий хохломой в домашних условиях вы можете узнать из следующего видеоурока.

Упражнение 5. Узор «листочки» В хохломском узоре «листочки», кроме красного и черного цветов используются также зеленый и желтый. В росписи главное различные лепестки и завиточки. Но рисунок сложный для школьников, если они не живут в Семенове и не использован метод тычка для ускорения и упрощения росписи. Давайте попробуем поэтапно нарисовать вазу и научиться рисовать предметы объемными.

Название данное творчество получило благодаря городку Хохлома — крупному в то время центру, в который сходились торговцы со всей округи. Объединившись, оба человеческих умения дали начало красивейшей посудной росписи. Сторонники же второй версии утверждают, что способ придания золотистости кухонной утвари и последующей ее росписи нижегородцы использовали еще до появления старообрядцев. Эта технология подготавливает предмет к следующему этапу — лужению, который заключается во втирании в изделие алюминиевого порошка.

Однако, мастера часто прибегают и к животным орнаментам, изображая сказочных птиц, зверей и насекомых в движении, образуя незамысловатые сценки. Несмотря на то, что тематика росписи четко определена, мастера должны творчески подходить к процессу, каждый раз выдумывая уникальные рисунки.

Роспись под хохлому — технология

Повторив узор несколько раз, вы набьете руку и создавать интересные рисунки масляными красками для вас будет так же просто, как и научиться рисовать карандашом. На схемах видно, что при рисовании используются не только кисточки разного размера и формы — некоторые рисунки можно сделать штампами. Таким же способом выполняется роспись хохлома сувенирной тарелки, ложек или любого другого изделия.

Роспись хохлома — история творчества

Изучение народных промыслов России, с историей промысла и произведениями декоративно – прикладного искусства, с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.Шаблоны для росписи. Здесь даны основные приемы хохломской росписи. Материал изложен по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов хохломской росписи и упражнений на повтор, до заданий на импровизацию и роспись объемных изображений.

Упражнение 2. «Подарок для мишутки» Во всех заданиях на импровизацию сначала рассматривают роспись, выполненную мастером, затем самостоятельно расписывают рисунок изделия. Праздничный и торжественный колорит росписи придается сочетанием золотого, красного и черного цветов. Самостоятельно придумайте и украсьте ложку элементами травного орнамента, используя два цвета- черный и красный. Упражнение 4. Роспись чашки Рассматривая солонку с травным узором, обращайте внимание на ритмичное чередование элементов орнамента.

4. Уточните контуры рисунка вазы

Упражнение 9. Орнамент с «ягодками» и «листочками» Упражняйтесь в рисовании хохломского орнамента с использованием ранее изученных элементов, дорисовывая орнаментальную полосу по образцу. Упражнение 10. Вазочка для цветов Рассматривая вазочку, расписанную мастуром, обратите внимание на соответствие узора и формы предмета. В этом упражнении используйте все ранее изученное. Затем эти заготовки можно вырезать и сделать из них аппликацию в виде красочного хохломского букета.

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Вот и мы сегодня попробуем расписать тарелку и ложку хохломскими узорами. Роспись не сложная, а с возможностями интернета проблем с композицией не возникнет, вместо пластиковой тарелки можно взять бумажную или расписать фарфоровую (специальными красками).

А в вашей работе очень хорошо показан и рассказан весь процесс. Я восхищаюсь мастерами — художниками , которые владеют навыками хохломской росписи! В детстве рассматривала посуду расписанную хохломской росписью и удивлялась как так можно красиво и натурально передать листочки, завитушки, ягодки.

К примеру, у многих дизайнеров в коллекциях встречается роспись хохлома, которая привлекает своим ярким, почти сказочным рисунком. Только после этих подготовительных этапов выполняется хохлома — роспись картинки в цветочном или животном орнаменте. На этом уроке мы научимся рисовать цветы в букете поэтапно простым карандашом.

Что еще написала Аманта:

amanfertul.ru

Хохлома как нарисовать. Роспись хохлома — как научиться рисовать


Рисование узора «под Хохлому»

В этом уроке мы займемся росписью кулона (или тарелки) в традиционном русском стиле — под хохлому.

Хохлома — традиционный Русский орнамент которым расписывались, посуда игрушки, и прочие предметы быта Русского человека.

Урок наглядно демонстрирует каких впечатляющих эффектов можно добиться используя самые простые инструменты и эффекты

Adobe Illustrator. Ну что же…приведем народное искусство в массы!

Примечание переводчика. Прошу прощения, но в посте отсутствует название применяемых инструментов на Русском. т.к. Сам Я пользователь Англоязычной версии программы.

Этап 1. Создание Основы для кулона.

Шаг 1Начнем с создания нового документа, с такими настройками:

Шаг2Возмите инструмент Rectangle Tool (M) и создайте квадрат по размерам рабочей области (600х600 px) Залейте его радиальным градиентом от белого по центру к 10% процентному, по прозрачности, черному по краям.

Шаг 3Включите инструмент Ellipse Tool (L) и создайте окружность диаметром приблизительно 460х460 px Примените к нему заливку радиальным градиентом от бордового цвета по центру #62001a до темно-бордово-красного по краям. #27000b

Шаг 4Давайте добавим золотую окантовку к нашему кулону.Выделите созданный в прошлом шаге круг и выполните команду: Object > Path > Offset Path. укажите значение Offset равным 20 пикселям остальные параметры оставьте без изменений. Залейте получившуюся окружность золотым линейным градиентом настройки которого показаны ниже.Далее создайте еще одну окружность на несколько пикселей больше чем окружность золотой окантовки и залейте ее градиентом потемнее. для этого выделяем созданный круг и снова идем в Object > Path > Offset Path автор не указал значение, мое значение «Offset» 5px.Настройки второго градиента

Шаг 5

Добавим легкую тень под наш кулон, для этого выделите первую окружность залитую бардовым градиентом и идете в Object > Path > Offset Pathпараметр offset на «0» получившуюся окружность залейте радиальным градиентом от светло серого в центре до белого по краям. (мой серый 160.160.160), установите режим наложения на Multiply Переместите окружнось на самый дальний план, и трансформируйте как показано на скрине ниже, так же настройте градиент с помощ

gepur-shop.ru

Конспект НОД с презентацией поэтапной росписи "Золотая Хохлома".

План – конспект НОД по теме: Хохломская роспись. Золотая Хохлома.

Образовательная область: Художественное творчество (изобразительная деятельность), социально – коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание), познавательное развитие (приобщение к социокультурным ценностям), речевое развитие (обогащение словарного запаса).

Цель занятия:

 Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.

 Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Задачи:

·         Развивать познавательную  активность  детей, творческую фантазию, художественный  вкус. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

·         Формировать практические умения и навыки рисования. Учить детей составлять узор по мотивам Хохломской  росписи.

·         Воспитывать интерес к искусству  Хохломской росписи, уважение к творческому наследию.

·         Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами. 

 

 Оборудование:

                        модель для раскрашивания «Блюдце»

                        гуашь

                        кисти

                        баночка для воды

                        печатка-тычок (ватные палочки 2 шт.)

                        лист бумаги

                        салфетка

                        простой карандаш

                        стирательная резинка

                       
            Демонстрационный материал:
            изделия с хохломской росписью, открытки, репродукции

                        плакат «Хохломская роспись»

                        презентации «Хохломская роспись»

 

                        Организационный момент. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией хохломской      росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10 мин.

                        Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15 мин.

                        Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

 

Ход НОД:

 

 

Воспитатель:

 

Хохломская роспись,

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

 

Рощи, перелески,

Шелковые всплески,

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

 

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

 

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

(П. Синявский)

 

Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

 

(Далее рассказ ведется с демонстрацией изделий Хохломы)

 

- Эти липовые ложки,

Блюдца, ковшики, матрешки,

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

 

- Стулья, доски и полати,

И кроватки и кровати,

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

 

- Нет наряднее раскраски,

Будто к нам пришла из сказки,

Где цари и терема,

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

 

Но прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовляли “золотые” руки мастеров. Как придумали мастера окрашивать деревянную посуду в золотистый цвет без применения золота? Это до сих пор остается загадкой даже для специалистов. Но отработанный веками процесс и сейчас превращает обычное белое дерево в блестящее золотом изделие.

В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».

 

По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

 

Вопрос: Какие цвета используют мастера?

Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?

Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки.

Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Ответ: У природы – веточки, листки, травка.

 

Воспитатель: Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике – всяким плодам, цветам и травам раздолье.

Посмотрим внимательнее и увидим, что хохломская роспись делится на два вида: “верховое” письмо и “фоновое”.

Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.

Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.

            Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.

 

Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.

Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.

Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.

            «Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

Из таких элементов можно составить узор.

 

«Мир волшебной хохломы»

Удивляя,

Прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая,

Непростая,

Чёрно-красная трава.

Листья рдеют,

Не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея -

В мир волшебной Хохломы.

(Б. Дубровский)

 

И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним «травный» узор. Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.

 

Вопрос: Согласны ли вы с этим?

Ответ: Да!

 

Воспитатель: А если согласны, то за работу.

 

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка. Ребята устанавливают свои блюдца на специальную подставку и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы. Воспитатель не забывает похвалить каждого ребенка, отметить то, что лучше всего удалось.

 

 

infourok.ru

Золотая хохлома (к теме будущего флешмоба) / Флудилка / Бусинка

Хохломская роспись выполняется черными (киноварь и сажа) и красными красками на золотистом фоне, или наоборот – на черном фоне присутствует золотистый рисунок.

Для оживления узора допускается использование желтых, коричневых и зеленых цветов. Интересно, что при выполнении росписи на дерево наносят вовсе не золотой порошок, а серебряный оловянный, после чего дерево покрывают специальным составом и несколько раз обрабатывают в печи, получая, таким образом, медово-золотистый цвет, который придает легким деревянным изделиям эффект массивности.

Традиционными элементами хохломской росписи являются веточки и цветы, ягоды земляники и рябины. Нередко встречаются звери, птицы и рыбы.

Как появилась хохломская роспись

История возникновения хохломской росписи до сих пор остается загадкой. Существует множество теорий и версий возникновения хохломы, но наибольшее распространение получили следующие две теории. По одной из них считается, что первыми начали окрашивать деревянную посуду «под золото» старообрядцы, жившие в лесном Заволжье, и хохломская роспись, как промысел зародилась именно у них.

В давние времена в небольших деревушках, скрытых в глухомани лесов, проживало немало утеклецов – людей, которые спасались от гонения за «старую веру». Многие из этих старообрядцев были иконописцами или мастерами книжной миниатюры, которые привезли с собой рукописные книги с яркими картинками, древние иконы, каллиграфию кистевого письма, тонкое живописное мастерство и богатейшие образцы растительного орнамента.

Местные мастера в свою очередь непревзойденно владели токарным мастерством, передавая из поколения в поколение искусство объемной резьбы и навыки производства посудных форм. Так, в начале XVIII века лесное Заволжье превратилось в настоящую художественную сокровищницу. Хохломское искусство унаследовало от местных заволжских мастеров уникальные формы токарной посуды и гибкую пластику резных форм ложек и ковшей, а от иконописцев – мастерство живописной культуры, а также секрет создания «золотой» посуды без использования золота.

Однако существуют и другие документы, которые свидетельствуют о том, что имитация «позолоченного» дерева, очень близкая по духу хохломскому искусству, зародилась еще до появления старообрядчества в 1640-х годах. Еще в те времена ремесленники, проживающие в больших нижегородских селах Мурашкино и Лысково, а также в маленьком селишке Семеновское (ныне г. Семенов, являющийся одним из центров хохломы), изготавливали деревянную утварь – блюда, ковши, братины, окрашенные при помощи оловянного порошка. Считается, что этот способ окраски деревянной посуды сложился из местных поволжских традиций посудного ремесла и был прародителем хохломской росписи.

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

Техника выполнения хохломской росписи

С чего начинается хохлома? С битья баклуш, но не в смысле ничего неделанья, а в смысле заготовки брусков из дерева, ведь в стародавние времена баклушей назвали обрубок древесины, который чаще всего был изготовлен из липы, березы или осины. После того, как деревянная заготовка готова, мастер снимает с нее излишки древесины (раньше это делали вручную, сейчас используют токарный станок) и придает изделию нужную форму. Таким образом, получают неокрашенную основу или «бельё» — чашки, ложки, ковши, поставцы и др.

Затем изделия сушат и грунтуют очищенной жидкой глиной, которую мастера называют вапой. После грунтовки изделия сохнут на протяжении 8 часов и затем обязательно покрываются несколькими слоями льняного масла (олифы). Для этого в миску с олифой окунается специальный тампон, изготовленный из вывернутой наизнанку телячьей или овечьей кожи, и затем быстро втирается в поверхность изделия так, чтобы льняное масло распределилось равномерно. Во всем процессе производства эта процедура наиболее ответственная, именно от нее зависит качество будущей деревянной посуды и прочность хохломской росписи. В течение суток деревянное изделие покрывают олифой до 3-4 раз. Последний слой сушат до так называемого «небольшого отлипа»: имеется в виду, что нужно поймать тот момент, когда олифа еще слегка прилипает к пальцам, но уже не пачкает их.

На следующем этапе выполняют лужение – втирают в поверхность изделия алюминиевый порошок. Эту процедуру также выполняют вручную при помощи кожаного тампона. После лужения деревянные изделия приобретают удивительный бело-зеркальный блеск и полностью готовы для росписи. В хохломской росписи используются масляные краски и тонкие кисти, изготовленные из беличьих хвостов. Расписанные изделия покрывают специальным лаком 4-5 раз, причем между каждым покрытием происходит сушка предыдущего слоя. Затем их ставят в печь на 3-4 часа и закаливают при температуре +160°C до тех пор, пока не образуется масляно-лаковая плёнка золотистого цвета.

Хохломские орнаменты

В хохломе выделяют роспись верховую и «под фон». Верховая роспись характеризуется черными и красными цветами на золотистом фоне. В росписи «под фон», как правило, преобладают золотистые рисунки на цветном фоне. Основное отличие этих двух видов росписи заключается в технике их нанесения. При верховой росписи рисунок наносится непосредственно на металлизированную поверхность, в росписи же «под фон» наносится фон, а рисунок остается не закрашенным, при этом такой рисунок может быть дополнен так называемой припиской – мелким узором поверх фона.

Следует отметить, что роспись «под фон» более сложная, такой росписью в старину украшали эксклюзивные подарочные изделия, например, шкатулки для дворянок, и дорогую мебель.

Из хохломских узоров и орнаментов можно выделить следующие виды.

Травка — имеет вид узора из мелких и крупных травинок или веточек.

Пряник — чаще всего встречается внутри чаш или блюд, и представляет собой геометрическую фигуру в виде ромба или квадрата, украшенную ягодами, цветами, травой.

Кудрина – узор из цветов и листьев, имеющих вид золотых завитков на черном или красном фоне.

Листок – изображения овальных ягодок и листочков, расположенных, как правило, вокруг стебля.

www.youtube.com/watch?v=RuKCZRPDQXo

www.youtube.com/watch?v=lUAmIUSVrro

Перечисленные выше виды орнаментов являются сложными, однако в некоторых случаях мастера используют упрощенные орнаменты. Одним из таких орнаментов является крап, наносящийся штампиком, который изготовлен из особым образом свёрнутых кусочков ткани или пластинок гриба-дождевика. Все хохломские изделия расписываются вручную, роспись при этом нигде не повторяется.

Интерьер под хохлому

Почему-то в последнее время очень часто, рассуждая об интерьерах в народных (этнических) стилях, люди начинают представлять себе какие-то невообразимые экзотические вещи: маски африканских аборигенов, заморские циновки под ногами, красочные японские ширмы и даже бонсай, произрастающий в плошке. Конечно, все это хорошо, и культурные традиции других народов могут быть не менее привлекательны, чем русские. Но временами становится обидно за то, что мы, к сожалению, очень редко вспоминаем о дизайне интерьера, выполненном в исконно русском стиле, который, надо признать, не менее, а порой и более оригинален и этничен, чем чужеземные веяния интерьерной моды.

Дизайнеры утверждают, что оформить интерьер в русском стиле – задача не из легких, где порой так непросто избежать крайностей и «не перегнуть палку». Ведь по неосторожности можно запросто превратить свой дом в краеведческий музей или сувенирную лавку. Главное здесь подобрать ключик к своему интерьеру, и тогда русские мотивы заиграют в нем яркими красками.

Что касается хохломской росписи, то ее можно смело назвать беспроигрышным вариантом для создания красочного и колоритного дизайна интерьера. Однако здесь нужно отметить, что хохлома в интерьере достаточно требовательна к окружению, она не всегда, не везде и не ко всему подходит. Конечно, находятся и такие любители русского народного стиля, которые заказывают себе полностью «хохломские» комнаты, однако, повторимся, делать это нужно с осторожностью.

В некоторых помещениях хохломская роспись будет уместна во всяком виде и практически без ограничений, например, детская комната и кухня. Здесь в хохломском стиле можно украсить не только стол и стулья, но и стиральную машинку, и холодильник и даже компьютер, что сегодня случается нередко. Понятно, что для нанесения подобных рисунков на бытовую технику использовать «натуральный» способ изготовления хохломской росписи не предоставляется возможным, поэтому здесь можно воспользоваться более современными методами, например, аэрографией.

Всегда к месту в русском интерьере придутся сундуки, буфеты и шкафы-поставцы, украшенные хохломской росписью. Восхитительным образом будут выглядеть на полках чашки, блюда и ковши-лебеди. Замечательным является и тот факт, что посуда, украшенная хохломской росписью, может быть не только элементом декора, но и выполнять свое прямое предназначение. Детская комната, отмечает Ремонт позитивный, является наилучшим местом для традиционных хохломских матрешек. А хохломское настенное панно украсит любую столовую или гостиную, взбодрив собой весь интерьер, независимо от того, в каком стиле он выполнен.

businka.org

Хохломская роспись


На левом берегу Волги, среди густых лесов, вокруг старинного села Хохлома возник этот удивительный промысел. Из поколения в поколение совершенствовалось доселе не виданное искусство здешней "огненной" росписи. В самом селе ею никто не занимался, зато на еженедельных торгах продавали целые горы расписной деревянной посуды. Отсюда и пошло название- "хохломская роспись" или просто "хохлома".

В расположенных вокруг деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи и других жили мастера- токари, резчики и художники. Небольшие наделы неплодородной к тому- же земли не оправдывали крестьянских надежд. Окончив сбор урожая, местные жители начинали усердно трудиться в своих мастерских- красильнях и токарнях. Работали целыми семьями, создавая вещи удивительной красоты. А получали за свой труд буквально гроши. Зато скупщики продавали на крупных ярмарках их товар втридорога.

Как возник промысел- никто не знает. Известно, однако, что густые заволжские леса издавна служили убежищем раскольникам, среди которых были искусные ремесленники- переписчики книг, резчики, иконописцы. Другое обстоятельство: земли вокруг Хохломы принадлежали Троице- Сергиеву монастырю, в мастерских которого, вероятно, работали и уроженцы здешних мест. Учились, перенимали опыт у подмосковных мастеров, умевших покрывать сусальным золотом и расписывать деревянную посуду. Иногда те поступали иначе- "обкладывали" изделие дешевой оловянной фольгой, а сверху промазывали слоем золотистой олифы. Был известен мастерам- иконописцам и такой прием: для создания "золотого" фона икону покрывали порошком серебра, а затем тоже олифили.

Эти- то приемы и положили заволжские мастера в основу своего производства. Правда, дороговизна сусального золота и серебряного порошка делали эти материалы недоступными. Не беда- хохломичи начали изготовлять серебристый порошок из олова. Но самой интересной их находкой стала закалка луженых изделий в печи, после чего посуда казалась золотой.

Липы и осины, древесина которых шла на их изготовление, в лесах Заволжья росло много. На быстрых лесных речках мастера ставили токарни, где, как и на мельницах, использовалась сила падающей воды. А уж ложки делали чуть- ли не в каждом доме.

Неокрашенные изделия- резные ковши и ложки, точеные бочата, поставки и чашки называли "бельем". После сушки его грунтовали жидкой очищенной глиной- вапой, как ее здесь называли. Затем полуфабрикат снова сушили, пропитывали сухую глину льняным маслом и втирали, вгоняли ее в поры дерева. После очередной сушки изделия покрывали несколькими слоями олифы, которую крестьяне изготовляли сами. Последний слой высушивали, как здесь опять- же говорили, до небольшого отлипа- когда олифа слегка прилипала к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап- лужение: порошок олова втирали в изделие, которое приобретало красивый бело- зеркальный блеск. Теперь, только теперь его расписывали и снова сушили. Затем покрывали несколькими слоями и лака (с промежуточной сушкой каждого слоя) и, наконец, закаливали в печи до образования масляно- лаковой пленки золотого цвета.

В основе хохломской росписи- богатейшие традиции. Скажем, большое влияние на ее развитие оказал "травный" орнамент, который часто встречается в росписях церквей, рисунках изразцов, белокаменной резьбе. Вот и на хохломских изделиях можно увидеть плавно вьющиеся стебли трав. Не менее важный источник здешнего орнамента- декоративное оформление церковных рукописей. Удивительно похожие элементы встречаются в заставках рукописных книг и в хохломской "кудрине". Сходной была даже цветовая гамма- сочетание ярко- красной киновари, черной сажи и золота. Несомненная и связь с мотивами домовой резьбы, у которой свои богатые традиции. Возможно, некоторое влияние на искусство заволжских мастеров оказали узоры восточнх тканей, шалей и ковров- все это в большом количестве продавалось на Макарьевской и потом Нижегородской ярмарках.

Виды хохломской росписи


Поначалу сложились два основных вида хохломской росписи- "верховое" письмо и "кудрина". Основу любой композиции составляют плавно изгибающиеся, как- бы вырастающие друг из друга ветви, которые сами художники называют "ведущей", или "корнем". Вокруг ведущей располагаются другие детали росписи, чередование которых подчиняется определенному ритму. В центре помещают крупный- главный элемент (например, гроздь рябины или цветок), вокруг- более мелкие- второстепенные (листья, травку, отдельные ягоды и цветы).

При "верховом" письме рисунок выполняют на серебристом фоне, который после лачки и закалки становится золотым. Один из наиболее древних вариантов- "травка"- узор из крупных и мелких травинок, составляющих ведущую и все элементы. Орнаменты, в которые, помимо травки, мастера включают листья, ягоды и цветы, носят характерные названия "под листок" и "под ягодку". Оригинальная роспись "пряник" которую выполняют обычно внутри чашки или блюда. Это геометрическая фигура- чаще всего квадрат или ромб, украшенная травкой, ягодами, цветами.

"Кудрину" отличает стилизованное изображение листьев, цветов, замысловатых завитков. Незанятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко- красном или черном фоне. У возникшей позже росписи "под фон" с "кудриной" много общего. Сначала рисуется "ведущая" с листьями и цветами, а иногда и главными элементами. Затем точно так- же незанятое пространство записывается краской- чаще всего черной. И уже по закрашенному фону рисуют ягоды и цветы, украшая все элементы "травкой".

Природные орнаменты

Несмотря на довольно строгие правила хохломской росписи, у художника достаточно простора для фантазии. Изначально жившие среди красивейшей природы Заволжья, хохломские мастера учились у нее бесконечному разнообразию красок и форм, творчески перерабатывая которые перенесли в роспись. Тут и ягоды- малина, клубника, рябина, и фантастические птицы, и различные цветы. Своеобразная роспись "древко", при которой все элементы располагаются вокруг вертикального стебля. Сюжет этот, вызывающий в памяти знаменитое "древо жизни", еще одно наглядное доказательство кровного родства хохломской росписи с другими видами декоративно- прикладного искусства России.

Используют мастера и упрощенные орнаменты. Скажем, "крап", который наносят штампиком, вырезанный из пластинок гриба- дождевика, или особым образом свернутым кусочком ткани. Разнообразные "витейки" обычно выполняют кистью. Этот узор в виде нешироких поясков, расположенных на внешней или внутренней поврехности чашек, шкатулок, поставцов, с боков основного рисунка.

Заволжская земля всегда была богата талантами. Но произведения свои русские мастера, как правило, не подписывали, оттого мы почти не знаем их имени. Постепенно из обыденных предметов домашнего обихода "хохлома" превратилась в украшающие наш быт сувениры, подчас отнюдь не дешевые. Зато многие из них- подлинные шедевры народного искусства.



paintmaster.ru

Раскраска Хохлома для детей

Как работать с раскрасками Хохломские узоры.

Как-как, раскрашивай в красный, чёрный да жёлтый и живи да радуйся что детки приобщаются к народному искусству, чего ещё хотеть?

Ну, мы-то с вами понимаем, что всё не так просто. Если уж берёмся за раскрашивание, так уж с ясной реалистической целью. Я вам сразу скажу - дети не запоминают особенности этих народных игрушек, росписей, узоров... Вот "проходим" мы несколько занятий дымку по программе, а потом через полгода спроси - что это за конёк или барыня такая, вспомнят один-два человека из класса. Так что не будем обольщаться, дети никакой-такой близости к народным корням и истокам от того, что поглядели на игрушки да утварь и пораскрашивали шаблончики по образцу, не обретают.

А поэтому мы поставим себе иные цели. Конечно же - развитие рук и глазомера. Вот тут уже есть для чего стараться. Сейчас расскажу, как я это делаю.

Итак, берём раскраску с хохломскими узорами. Например:

Сначала  обведём фломастерами. Чёрным и красным. Хохлома, конечно, золотая, но обводить жёлтым цветом по серым линиям -толку нет, не видно ничего (хотя дети этого, обычно, не замечают).

Обвели:

Обводилки - дело очень полезное. При любом удобном случае я стараюсь сделать так, чтобы ученики не просто  что-то красили, но перед этим чётко обводили рисунок - у детей нарабатывается очень верная рука. Но теперь пора уже красить. Работать будем либо фломастерами, либо цветными карандашами.

Я предвижу вопрос - а почему карандашами, а не красками? Ведь Хохломская-то  роспись по-идее. Работа кистью тоже ведь руки здорово развивает.

Но тут отвечу так: по опыту знаю, что это не вариант, на раскрасках особенности народной росписи не освоить.

Сейчас сделаю лирическое отступление по теме. Как-то водили нас на экскурсию в цех росписи деревянной утвари хохломскими узорами. Я долго наблюдала за мастерицами: одни расписывали сразу, без эскиза, полагаясь только на чутьё и глазомер. Вы же понимаете, что характерные завитушки получаются так: сначала тонко - кончиком кисти, потом нажим - и мазок расширяется, потом без нажима - опять тонко. Это нарабатывается с опытом. С долгим опытом постоянных тренировок. Вторая категория мастериц в цехе действовали так - они рисовали карандашом на чашах и братинах узоры и потом их как-бы заштриховывали кистью. Морока!

Я вот сама без рисунка - просто из головы нарисовала (на спор с самой собой) так:

А вот готовую раскраску раскрашивать буду мелкими мазочками, потому что за контур выйти нельзя:

Кистью заполнять чётко очерченный контур - это маета и профанация идеи. Да!

Поэтому вернёмся к нашим фломастерам - пользы для рук будет больше.

 

Да не спешите, сначала я произнесу напутствие, что мы вот сейчас будем тренировать дугообразное движение запястья, затем и выбрана картинка с большим количеством завитушек. Красить надо по дуге, по ходу завитушек. Если вы не скажете этого ученикам, они быстро раскрасят так:

Поэтому показываем  способ правильной штриховки:

Ну, теперь главное не спешить и за контур не выходить:

Вот и раскрасили раскраску Хохлома. Цель достигнута - мелкую моторику рук потренировали.

А вот вам ещё раскраска Хохлома - для разнообразия можете потренироваться на ней.

Как выполнять раскраску Хохлома правильно и с пользой вам рассказала Марина Новикова.


Метки: народная роспись, развивающие раскраски, хохлома, хохломские узоры

Читайте также:

Google+

Марина Новикова

handykids.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о