Храбрый еж читать – Даниил Хармс – Храбрый еж: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

Читать онлайн Рассказы для детей

Menu Menu Auth Онлайн Библиотека
  • Авторизация
    • OdnoklassnikiMailruYandexGoogleFacebook
Поиск Фантастика 7345Детективы и Триллеры 8270Проза 2216
  • Классическая проза 380
  • Историческая проза 525
  • Современная проза 636
  • Контркультура 21
  • Русская классическая проза 447
  • Советская классическая проза 292
  • Иностранная проза 151
  • Эпическая проза 1
Любовные романы 10588Приключения 6417Детское 7686
  • Сказка 1112
  • Детские стихи 93
  • Детская проза 3396

litra.info

Читать сказку Как еж храбрым стал (Донская)

Как еж храбрым стал  (донская сказка)


 У ежей, как и у всех зверей, раньше вместо колючек шерсть была. Незавидная шерсть, так, вроде редкой свиной щетины.
Все знают, что невелик зверь еж, силы у него немного и отбиться ему от своих недругов нечем. Нет ни острых когтей, ни рогов, ни крепких зубов. И жить ежу на белом свете, между хитрых и сильных зверей, совсем было неуютно.
Вот сел как-то еж под кустиком и задумался горько о том, как дальше жить. И стало ему так жалко себя, что сердце на части разрывалось и слеза прошибла.
Но слезами делу не поможешь, того и гляди, кто-нибудь из зверей — серый волк или премудрая лиса — набегут, сожрут и косточек не оставят. Смахнул еж лапкою слезу с глаз, вздохнул и побрел дальше по лесу, — харчишки себе искать.
Бредет он по лесу да себя подбадривает, лапкой о лапочку похлопывает. А как зашуршит что в кустах, еж и с места тронуться боится. Знает, что все равно от волка или лисы никуда уйти не сможет. Ощетинится еж от злости на себя за то, что он такой маленький да слабенький.
Раз ходил по лесу еж, топорщился, до самого вечера себе еду разыскивал, а вечером в дупло залез и улегся. Но что-то не спится ему. И так повернется, и эдак, а все как-то неловко лежать, за все шерстью своей цепляется. К его шерстке все стало приставать — и сухой листок, и птичий пушок, и травинка — все так и липнет, покою ему не дает. Взяла ежа досада, хотел он сор сгрести. Закинул лапку за шею — и всю в кровь исколол.
«Набрался я в лесу репьев колючих», — подумал еж.
Покряхтел он, с бока на бок поворочался и решил зубами репьи из шерсти выбрать. Сунул нос в бок, да тут же и отдернул. Оказалось, что у него на боку колючки растут.
Удивился еж. Стал лапками потихоньку себя ощупывать, куда ни дотронется — везде колючки: и на голове, и на спине, и на боках, и на хвосту. Только на животе немного шерстки осталось.
Крепко задумался еж: «Что же это со мной такое приключилось? К худу это или к добру?».
Всю ночь, до самого утра, еж думал и только на утренней заре, когда в ближней станице третьи кочета прокричали, догадался, отчего у него вместо шерсти колючки выросли.
«А ведь это оттого, что я вчера сильно сердитым был. От моей злости вся шерсть на мне в колючки обратилась. А к худу или к добру это — скоро узнаю».
Рано утром выбрался еж из дупла. Идет по лесу, а навстречу ему хитрая лиса бежит. Еж, как увидел ее, в клубок свернулся и во все стороны колючки нащетинил.
Подбежала лиса, лапочкой его потихоньку тронула, другой раз тронула, третий раз хотела тронуть — лапочку больно наколола, хвостом закрутила и в лес поскорее убежала.
Идет еж дальше, а навстречу ему серый волк бежит. Еж тотчас в клубок свернулся и во все стороны колючки нащетинил. Подбежал серый волк, лапой его тронул, другой раз тронул, третий раз хотел тронуть, да лапу больно наколол, хвостом закрутил и в лес поскорее убежал.
Идет еж дальше, а навстречу ему сам косолапый мишка-медведь спешит. Хворост под ним за версту хрустит. Еж как увидел его, тотчас в клубок свернулся и во все стороны колючки нащетинил. Подошел к нему косолапый медведь, лапищей тронул, другой раз тронул, третий раз хотел тронуть, да лапу больно наколол, дурным голосом заревел и в лес поскорее убежал.
Побежал еж дальше. По лесу гуляет спокойно и думает: «Теперь и я сильным стал. Ни лиса, ни волк, ни медведь взять меня не могут, сами от меня в лес бегут. С моими колючками некого мне теперь бояться».
 – КОНЕЦ –

vini-puh.ru

Рассказ Ёж читать онлайн полностью, Пришвин М. М.

Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога - он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

- А, ты так со мной! - сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.

Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.

Мышей у меня было много. Я слышал - ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.

Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.

Когда стемнело, я зажёг лампу, и - здравствуйте! - ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам.

И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.

Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна и облако, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ёжику: он так и шнырял между ними, понюхивая и почёсывая иголками задники у моих сапог.

Прочитав газету, я уронил её на пол, перешёл в кровать и уснул.

Сплю я всегда очень чутко. Слышу- какой-то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажёг свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая:

„Зачем это ёжику газета понадобилась?" Скоро мой жилец выбежал из-под кровати - и прямо к газете; завертелся возле неё, шумел, шумел, наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.

Тут я и понял его: газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для гнезда. И, оказалось, правда: в скором времени ёж весь обернулся газетой и сделал себе из неё настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу-луну.

Я подпустил облака и спрашиваю:

- Что тебе ещё надо? Ёжик не испугался.

- Пить хочешь?

Я встал. Ёжик не бежит.

Взял я тарелку, поставил на пол, принёс ведро с водой и то налью воды в тарелку, то опять волью в ведро, и так шумлю, будто это ручеёк поплёскивает.

- Ну иди, иди.- говорю. - Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот тебе вода...

Смотрю: будто двинулся вперёд. А я тоже немного подвинул к нему своё озеро. Он двинется, и я двину, да так и сошлись.

- Пей, - говорю окончательно. Он и залакал. А я так легонько по колючкам рукой провёл, будто погладил, и всё приговариваю:

- Хороший ты малый, хороший! Напился ёж, я говорю:

- Давай спать. Лёг и задул свечу.

Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа.

Зажигаю свечу, и что же вы думаете? Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит, на колючках другое яблоко тащит в гнездо.

Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко - выпьет, то булочки дам - съест.

vseskazki.su

Конспект урока чтения Д. ХАРМС «ХРАБРЫЙ ЁЖ». Н. СЛАДКОВ «ЛИСИЦА И ЁЖ»

Урок38. Д. Хармс «Храбрый ёж».
Н. Сладков «Лисица и Ёж»

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития речевых умений; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.

Личностные:умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: ребусы; иллюстрации с изображением животных; карточки с опорными словами; энциклопедия о животных.

Урок

I. Актуализация знаний.

1. Конкурс рисунков о лягушке.

2. Выразительное чтение наизусть стихотворения В. Берестова «Лягушата».

II. Постановка цели урока.

– Сегодня на уроке мы продолжим чтение произведений из раздела «О братьях наших меньших». Разгадайте ребусы, и вы узнаете, о ком мы будем сегодня читать.

а) б)

(Лиса.) (Ёжик.)

– Где можно встретить лисицу и ежа?

– Что вы знаете о лисице?

– Что вы знаете о еже?

III. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

– Прочтите чистоговорки:

Ужу-жу-жу – молоко дадим ежу.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи – здесь живут ежи.

Же-же-же – дождь прошел уже.

Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.

2. Отработка навыка чтения.

– Прочтите скороговорки сначала по слогам, затем целыми словами чётко и ясно:

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки,

А внизу, похожие на маленьких ежат,

Шишки прошлогодние на траве лежат.

Встретил в чаще ёж ежа:

– Как погода, ёж?

– Свежа.

И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и ежонком,

Чиж с чижихой и чижонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Ужат обливают ежата

Прохладной водой из ушата.

Жарко ужатам,

Их жалко ежатам.

3. Чтение рассказа Д. Хармса «Храбрый ёж».

– Прочтите название рассказа.

– Кто его автор?

– Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображён?

– Как вы думаете, о ком это произведение?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

по-до-шли – подошли

о-смат-ри-вать – осматривать

об-ню-хи-вать – обнюхивать

об-ли-зы-вать – облизывать

от-крыл-ся – открылся

вы-ско-чи-ла – выскочила

ис-пу-га-лись – испугались

раз-бе-жа-лись – разбежались

ки-нул-ся – кинулся

за-кри-чал – закричал

Далее учащиеся читают рассказ вслух по цепочке.

4. Анализ произведения.

– Что стояло на столе?

– Кто подошел к ящику?

– Что стали делать звери?

– Что произошло с ящиком?

– Как поступили звери?

– Как поступил ёж?

– Как закричал ёжик, когда сел на ящик?

– Кричат ли ежи?

– Какие звуки произносят ежи?

– Что интересного о ежах вы узнали из этого шуточного рассказа?

– Что ещё вы знаете о ежах?

Учитель дополняет и обобщает ответы учащихся.

5. Подготовка к пересказу рассказа Д. Хармса «Храбрый ёж» по опорным словам и картинному плану.

– Сколько частей в тексте?

– Прочтите первую часть. Как её можно озаглавить?

– Прочтите вторую часть.

– Почему звери разбежались?

– Как озаглавить вторую часть?

– Прочтите третью часть.

– Как поступил ёжик?

– Озаглавьте заключительную часть рассказа.

Запись плана на доске:

1) Ящик на столе.

2) Звери разбежались.

3) Храбрый ёж.

– Расположите карточки с опорными словами по порядку:

– Используя опорные слова и план, подготовьте пересказ рассказа.

Физкультминутка

Жили дружно, жили тихо – Не жалей, ежиха, ножек!

Ёж, ежата и ежиха. И ежиха убежала,

Ёж с ежихой для ежат В лапках гриб она держала.

Припасали всё подряд. Ёжик дальше побежал…

Вот ежиха у дорожки В луже жёлтый лист лежал.

Видит гриб на толстой ножке. Ёж на иглы лист нанижет,

Гриб большой ежихе нужен, Подбежит к норе поближе,

Чтобы съесть его на ужин. Там положит для ежат,

Пожелал ежихе ёжик: Пусть зимой в тепле лежат!

IV. Продолжение изучения нового материала.

1. Чтение рассказа Н. Сладкова «Лисица и Ёж».

– Прочтите название рассказа.

– Кто его автор?

– Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком это произведение?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

не-кра-си-вый – некрасивый

с ко-люч-ка-ми – с колючками

не-ук-лю-жий – неуклюжий

не-съе-доб-ный – несъедобный

– Объясните значение слов:

Неуклюжий – неловкий в движениях, неповоротливый, нескладный.

Пригож – красивый.

Учитель читает вслух рассказ Н. Сладкова «Лисица и Ёж».

2. Анализ произведения.

– Назовите героев рассказа.

– Как хитрая Лиса называла Ежа?

– Почему она сказала, что колючки Ежу не к лицу?

– Прочтите, как лиса сначала обратилась к Ежу.

– С какой интонацией надо прочитать слова Лисы?

– Почему Лиса сразу не сказала Ежу правду о том, что она хочет его съесть?

– С какой интонацией надо прочитать слова Ежа?

– Как должны звучать последние слова Лисы: ласково, нежно или с интонацией сожаления?

– Прочтите рассказ по ролям, передавая интонацией слова героев (соблюдая знаки препинания).

– Что интересного вы узнали из разговора Лисы с Ежом?

– Что вы ещё знаете о Лисице?

3. Игры Деда Буквоеда.

Игра «Вигвам».

Однажды слон, лиса,

Уж, ёж, сова, удод,

Чиж, грач, кабан, коза,

Бизон, барсук, енот,

Акула, крот и … (Но

Должны найти вы сами,

Кто с ними был ещё.)

Сошлись в большом вигваме.

V. Итог урока. Рефлексия

– С какими произведениями мы познакомились на уроке?

– Что нового вы узнали о еже?

– Что вы узнали о лисице?

– Дайте характеристику этим животным.

– Внимательно ли вы читали рассказ Д. Хармса?

– Прочтите слова, назовите тех животных, которые не встречались в этом рассказе:

рикуца (курица) жикё (ёжик)

язме (змея) собака (собака)

цалиси (лисица) какош (кошка)

– Как можно назвать этих животных? (Домашние.)

Внеурочная деятельность: нарисовать лису или ежа; подготовить выразительное чтение рассказов.

Дополнительный материал к уроку

Справочный материал для учителя.

I. Ежей на Земле около 15 видов. Четыре вида живут в нашей стране. А из этих четырёх самый известный – европейский, или обыкновенный, ёж. Его можно встретить и в лесу (если лес не сырой), и в роще, и в парке, и совсем рядом с человеком – в саду. Ёж бегает, не таясь, шуршит листьями, громко посапывает, причмокивая, когда ест. Почувствовав опасность, он свертывается клубком (для этого у него на спине множество специальных мышц), прячет незащищенную мордочку и брюшко и выставляет свои иглы. Эти иглы (их часто называют еще «колючками»), конечно, помогают. Однако ёж все-таки не переоценивает их: у некоторых хищных птиц достаточно длинные когти, к тому же «ладони» у них покрыты толстой кожей, и колючки ежа им не страшны. У лисы таких «рукавиц» нет, но и она, говорят, может полакомиться ежатиной, если поблизости имеется водоём или хотя бы лужа: осторожно, чтобы не наколоть лапы, покатит она колючий клубок к воде. Закатит его в воду, а там еж волей-неволей должен развернуться. Лисе же только этого и надо. А ведь ёж мог бы заранее, едва заметив лисицу, постараться ускользнуть от нее, например, спрятаться в какую-нибудь нору, забраться под валежник. Но ёж не делает этого – видимо, слишком надеется на свои силы.

Ежей люди знают давно и их колючки – тоже: ещё две тысячи лет назад в античном мире из высушенных и натянутых на дощечки шкурок ежей делали гребни-чесалки для овечьей шерсти. В результате количество этих зверушек настолько сократилось, что сенат Древнего Рима вынужден был издать закон об охране ежей!

Известно, что у ежа необыкновенное обоняние: он может почувствовать добычу, находящуюся в земле на глубине нескольких метров. Слух у ежа более тонкий, чем у кошки, лисы, собаки, волка, а вот зрение очень слабое. Впрочем, ночному животному, может быть, зрение не так уж и важно, а ведь ёж активен, как правило, ночью.

Летом ёж спит где придётся, и лишь перед тем, как на свет должно появиться потомство, строит гнездо. Обычно ежат 5–6, но бывает и меньше – 3–4, и больше – до 10. Они слепые, глухие и голые. А на ярко-розовой кожице явственно выделяется множество бугорков. Пройдет всего несколько часов, бугорки эти полопаются и на их месте появятся мягкие белые иголочки. Иголочки будут расти по миллиметру в сутки, темнеть, твердеть, и недели через две эти молочные иголочки превратятся в настоящие, прочные иголки. Их у ежа много – 6–7 тысяч.

Зимуют ежи в одиночку, спят.

II. В Европе обитает рыжая лисица.

Обоняние и тонкий слух помогают лисице не только спасаться от врагов, но и добывать еду. Особенно зимой, так как она ловит бегающих под снегом грызунов – мышкует.

Весной или в начале лета в норе лисиц появляются лисята. Иногда их бывает больше десятка. Когда лисятам исполняется 4–6 месяцев, они перестают нуждаться в родительской опеке и покидают гнездо.

В степях и полупустынях Азии и Юго-Восточной Европы живет степная лисица корсак. Корсак меньше рыжей лисы, но шкурка его так же высоко ценится. Пользу корсак тоже приносит немалую, уничтожая множество грызунов.

В песчаных пустынях Северной Африки живет маленькая – сантиметров 40 в длину и сантиметров 30 в высоту – лисичка фенек, имеющая непропорционально длинные (более 15 сантиметров) уши. В пустыне еды не так уж много. Приходится прислушиваться к каждому шороху и ловить любую живность – грызунов, ящериц, саранчу. Уши фенека улавливают малейший звук. Затем молниеносный прыжок – и добыча поймана. Самим лисичкам часто тоже грозит какая-нибудь опасность. Но фенек не убегает, быстро закапывается в песок, и это его часто спасает.

Если фенек знаменит своими ушами, то серая лисица, живущая в Северной и Центральной Америке, знаменита тем, что она умеет лазить по деревьям.

Даниил Иванович Хармс (1905–1942). В пьесе «Елизавета Бам» (постановка 1927 г.), повести «Старуха» (1939, опубликована в 1991 г.), в гротескных рассказах (цикл «Случаи», 1933–1939, опубликован посмертно) показал абсурдность бытия, обезличивание человека, ощущение надвигающегося кошмара. Комические парадоксы, игровой принцип в стихах для детей («Иван Иваныч Самовар», «Игра»). Репрессирован (1941), симулировал сумасшествие, умер в психиатрической больнице.

Родители Хармса, и в особенности отец, оказали на него большое влияние. Сам Даниил Ювачёв в детстве был одаренным ребенком, хорошо рисовал, имел большие музыкальные способности, был выдумщиком и сочинителем. Первыми слушателями и критиками будущего писателя были его сестры – Наташа и Елизавета. Для них он сочинял сказки и фантастические истории.

Родители отдали мальчика в одну из самых лучших школ Петербурга – немецкое училище Петершуле, которое славилось безукоризненной дисциплиной и высоким уровнем преподавания. Здесь Даня Ювачёв в совершенстве изучил немецкий язык, серьезно занимался английским. Он хорошо знал английскую литературу в оригинале и очень увлекался ею.

Свое школьное обучение будущий писатель завершил в Царскосельской гимназии (ныне г. Пушкин), в которой когда-то училась Анна Ахматова, а Иннокентий Анненский был директором.

Необычной была у Хармса внешность: очень высокий, как правило, экстравагантно одетый, он курил трубку, носил монокль, ходил с тростью.

Какая странная фамилия – Хармс – могут спросить. Похожа на Холмс, англичанин он, что ли?

Нет, отец и мать Хармса были русскими. Отец, Иван Ювачёв, одно время служил мичманом на военном корабле. Мать, Надежда Колюбакина, была начальницей приюта.

Откуда же взялась фамилия Хармс? Очень просто, писатель сам её придумал.

В детстве он любил удивительные истории о волшебниках. И любил играть в игру: «Замри!». Бегают ребята по двору, а крикнешь им «Замри!», и они точно окаменеют. Кто с протянутой рукой, а кто с поднятой ногой. Вот где колдовство, только недолгое.

Настоящие волшебники были в цирке. Они носили звонкие имена: Бен-Али, Пассо – и доставали из воздуха разноцветные шарики, а из шляпы – белого кролика.

Даня Ювачёв подрос и… вы скажете: понял, что колдунов нет. Вот как раз наоборот. Он подрос и понял, что сила воображения творит чудеса. Он решил стать писателем – колдуном слова, управлять вниманием и настроением людей. А решив так, он задумал изменить фамилию. Называться не Даниил Ювачёв, а Даниил Колдун.

Но всем известно, что при колдовстве не называют вещи своими именами, а говорят загадочно, вроде «брэкс-кэкс-мэкс». И Даня Ювачёв назвал себя как артист – Даниэль Шарм. По-французски, да и по-немецки, и по-английски charm означает «околдовать», «очаровать».

Но слишком красиво, как импортная этикетка, звучало «Даниэль Шарм». И тогда Даня Юваёв чуть подправил слово, изменил его в «Хармс» – и непонятно, и звучно. Так появилось литературное имя писателя – Даниил Хармс.

infourok.ru

Даниил Хармс - Заяц и ёж: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

Однажды ёж оступился и упал в реку. Вода в реке была холодная и ёж очень озяб. Хотел ёж на солнце погреться, а погода была пасмурная, солнце было покрыто облаками.

Сел ёж на полянку и стал ждать, когда солнце из-за облаков выглянет.

Сидит ёж на полянке. С него вода капает. Холодно ему.

Вдруг видит — бежит по полянке заяц.

— Эй, заяц! — крикнул ёж. — Пойди-ка сюда!

Подошёл заяц к ежу и говорит:

— Ты чего меня звал?

— Вот, — говорит ёж, — я давно хотел с тобой поговорить. Все говорят, что ты трус. Как тебе не стыдно?

— Да ты что? — удивился заяц. — Зачем же ты меня обижаешь?

— Потому, — сказал ёж, — что ты трус и я хочу научить тебя, как храбрым стать.

— Я и без твоей помощи очень храбрый, — сказал заяц. — Я и так ничего не боюсь.

— Нет, — сказал ёж, — ты трус, а вот я…

Ёж вдруг замолчал, открыл рот, закрыл глаза и поднял голову.

Заяц посмотрел на ежа и испугался.

— Что это с ним? — подумал заяц. — Он, должно быть, сумасшедший!

Заяц прыгнул в сторону и спрятался в кусты.

А ёж дернул головой и вдруг чихнул: апчхи! Потом ёж вытер лапкой нос, открыл глаза, посмотрел и видит: нету зайца.

— Вот так штука? — сказал ёж. — Куда же это он пропал? Эй, заяц, где ты?

А заяц сидит за кустом и молчит.

Ёж собрался домой пойти, но вдруг остановился, закрыл глаза, открыл рот, сначала немного, потом пошире, потом ещё шире и вдруг мотнул головой в сторону и громко чихнул: апчхи!

— Будьте здоровы! — сказал кто-то около ежа. Ёж открыл глаза и увидел перед собой зайца.

— Где ты был? — спросил его ёж.

— Как, где был? — сказал заяц. — Нигде не был. Так всё тут и стоял.

— Не может быть, — сказал ёж, — я тебя не видел. Я тебя даже крикнул, а ты…

Ёж вдруг замолчал, вытянул вперёд свой нос, потом поднял его кверху, потом поднял его ещё выше, потом ещё выше, потом зажмурил глаза, поднял нос ещё выше и вдруг опустил его к самой земле и громко чихнул: апчхи!

— У меня, кажется, начинается насморк, — сказал ёж, открывая глаза. И вдруг увидел, что заяц опять исчез.

Еж посмотрел кругом и почесал лапкой затылок.

— Нет, — сказал ёж. — Этот заяц просто… ап… ап… апчхи! — чихнул еж.

— Исполнение желаний! — сказал кто-то около ежа.

Ёж открыл глаза и увидел зайца.

— Да что же это такое? — сказал ёж, пятясь от зайца.

— А что? — спросил заяц.

— Послушай, — сказал ёж, — ты всё время был тут?

— Да, — сказал заяц, — я всё время тут стоял.

— Тогда я ничего не понимаю! — сказал ёж. — То ты исчезаешь, то опять… ап… ап… ап… апчхи!

Ёж осторожно открыл один глаз, но сейчас же закрыл его и открыл другой. Зайца не было.

— Он опять исчез! — сказал тихо ёж, открывая оба глаза. — Это не заяц, а просто… ап… ап… ап… апчхи!

— Будьте здоровы! — сказал заяц над самым ухом ежа.

— Караул! Спасите! — закричал ёж, сворачиваясь шариком и выставляя во все стороны свои острые иголки.

— Ты чего кричишь? — спросил заяц.

— Отстань! — закричал ёж. — Я на тебя смотреть боюсь! Ты всё время исчезаешь! Я ничего не понимаю! Уходи прочь!

— Подожди, — сказал заяц, — ты хотел научить меня как храбрым стать.

И с этими словами заяц опять прыг в кусты.

— Чтобы стать храбрым, — сказал ёж, высовывая мордочку, но вдруг увидел, что заяц опять исчез.

— Ай-ай-ай! Опять… апчхи! опять исчез! — закричал ёж и кинулся бежать.

Бежит ёж, остановится, чихнёт и дальше бежит. Чихнёт и опять бежит. А заяц выскочил из кустов и давай смеяться.

— Ха-ха-ха! — смеется заяц. — Вот храбрец нашёлся! меня храбрости учить хотел! Ха-ха-ха!

Вот какую историю рассказал мне мой знакомый дрозд.

Он сам это всё видел. Потому что невдалеке на дереве сидел.

skazki.rustih.ru

Д. ХАРМС. «ХРАБРЫЙ ЁЖ», Н. СЛАДКОВ. «ЛИСИЦА И ЁЖ»

22.05.2018

Литературное чтение 

Д. ХАРМС. «ХРАБРЫЙ ЁЖ», Н. СЛАДКОВ. «ЛИСИЦА И ЁЖ» 

Цели: 

– совершенствовать навык чтения целыми словами и навык выразительного чтения; 
– развивать речевые умения, творческие способности, память, внимание; 
– воспитывать бережное отношение к природе, к животным. 

Оборудование: ребусы; изображения животных; карточки с опорными словами; энциклопедия о животных. 

                                               Ход урока 

I. Организационный момент. 

II. Проверка домашнего задания.

1. Конкурс рисунков о лягушке. 
2. Выразительное чтение наизусть стихотворения В. Берестова «Лягушата». 

III. Постановка цели урока. 

– Сегодня на уроке мы продолжим чтение произведений из раздела «О братьях наших меньших». Разгадайте ребусы, и вы узнаете, о ком мы будем сегодня читать. 

               
     
– Где можно встретить лисицу и ежа? 
– Что вы знаете о лисице? 
– Что вы знаете о еже? 

IV. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка. 

– Прочтите чистоговорки. 

                   Жу-жу-жу – молоко дадим ежу. 
                   Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. 
                   Жи-жи-жи – здесь живут ежи. 
                   Же-же-же – дождь прошел уже. 
                   Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок. 

2. Отработка навыка чтения. 

– Прочтите скороговорки сначала по слогам, затем целыми словами четко и ясно: 

                   Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки, 
                   А внизу, похожие на маленьких ежат, 
                   Шишки прошлогодние на траве лежат. 

                                *** 

                   Испугались медвежонка 
                   Ёж с ежихой и ежонком, 
                   Чиж с чижихой и чижонком, 
                   Стриж с стрижихой и стрижонком. 

                               *** 
                   Встретил в чаще ёж ежа: 
                   – Как погода, ёж? 
                   – Свежа. 
                   И пошли домой, дрожа, 
                   Сгорбясь, съежась, два ежа. 

                               *** 

                   Ужат обливают ежата 
                   Прохладной водой из ушата. 
                   Жарко ужатам, 
                   Их жалко ежатам. 

3. Чтение рассказа Д. Хармса «Храбрый ёж». 

– Прочтите название рассказа. 
– Кто его автор? 
– Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен? 
– Как вы думаете, о ком это произведение? 
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами: 

                   по-до-шли – подошли 
                   о-смат-ри-вать – осматривать 
                  об-ню-хи-вать – обнюхивать 
                   об-ли-зы-вать – облизывать 
                   от-крыл-ся – открылся 
                   вы-ско-чи-ла – выскочила 
                   ис-пу-га-лись – испугались 
                   раз-бе-жа-лись – разбежались 
                   ки-нул-ся – кинулся 
                   за-кри-чал – закричал 

Далее учащиеся читают рассказ вслух по цепочке. 

4. Анализ произведения. 

– Что стояло на столе? 
– Кто подошел к ящику? 
– Что стали делать звери? 
– Что произошло с ящиком? 
– Как поступили звери? 
– Как поступил ёж? 
– Как закричал ёжик, когда сел на ящик? 
– Кричат ли ежи? 
– Какие звуки произносят ежи? 
– Что интересного о ежах вы узнали из этого шуточного рассказа? 
– Что еще вы знаете о ежах? 

Учитель дополняет и обобщает ответы учащихся. 

                                      Справочный материал для учителя. 

Ежей на Земле около 15 видов. Четыре вида живут в нашей стране. А из этих четырех самый известный – европейский, или обыкновенный, ёж. Его можно встретить и в лесу (если лес не сырой), и в роще, и в парке, и совсем рядом с человеком – в саду. Ёж бегает не таясь, шуршит листьями, громко посапывает, причмокивая, когда ест. Почувствовав опасность, он свертывается клубком (для этого у него на спине множество специальных мышц), прячет незащищенную мордочку и брюшко и выставляет свои иглы. Эти иглы (их часто называют еще «колючками»), конечно, помогают. Однако еж все-таки не переоценивает их: у некоторых хищных птиц достаточно длинные когти, к тому же «ладони» у них покрыты толстой кожей, и колючки ежа им не страшны. У лисы таких «рукавиц» нет, но и она, говорят, может полакомиться ежатиной, если поблизости имеется водоем или хотя бы лужа: осторожно, чтобы не наколоть лапы, покатит она колючий клубок к воде. Закатит его в воду, а там еж волей-неволей должен развернуться. Лисе же только этого и надо. А ведь еж мог бы заранее, едва заметив лисицу, постараться ускользнуть от нее, например, спрятаться в какую-нибудь нору, забраться под валежник. Но еж не делает этого – видимо, слишком надеется на свои силы. 

Ежей люди знают давно, и их колючки – тоже: еще две тысячи лет назад в античном мире из высушенных и натянутых на дощечки шкурок ежей делали гребни-чесалки для овечьей шерсти. В результате количество этих зверушек настолько сократилось, что сенат Древнего Рима вынужден был издать закон об охране ежей! 

Известно, что у ежа необыкновенное обоняние: он может почувствовать добычу, находящуюся в земле на глубине нескольких метров. Слух у ежа более тонкий, чем у кошки, лисы, собаки, волка, а вот зрение очень слабое. Впрочем, ночному животному, может быть, зрение не так уж и важно, а ведь еж активен, как правило, ночью. 

Летом еж спит где придется, и лишь перед тем, как на свет должно появиться потомство, строит гнездо. Обычно ежат 5–6, но бывает и меньше – 3–4, и больше – до 10. Они слепые, глухие и голые. А на ярко-розовой кожице явственно выделяется множество бугорков. Пройдет всего несколько часов, бугорки эти полопаются, и на их месте появятся мягкие белые иголочки. Иголочки будут расти по миллиметру в сутки, темнеть, твердеть, и недели через две эти молочные иголочки превратятся в настоящие, прочные иголки. Их у ежа много – 6–7 тысяч. 

Зимуют ежи в одиночку, спят. 

5. Подготовка к пересказу рассказа «Храбрый ёж» Д. Хармса по опорным словам и картинному плану. 

– Сколько частей в тексте? 
– Прочтите первую часть. Как ее можно озаглавить? 
– Прочтите вторую часть. 
– Почему звери разбежались? 
– Как озаглавить вторую часть? 
– Прочтите третью часть. 
– Как поступил ежик? 
– Озаглавьте заключительную часть рассказа. 

Запись плана на доске: 

1) Ящик на столе. 
2) Звери разбежались. 
3) Храбрый еж. 

– Расположите карточки с опорными словами по порядку: 
          
          
          
– Используя опорные слова и план, подготовьте пересказ рассказа. 

                     Физкультминутка 

                   Жили дружно, жили тихо 
                   Ёж, ежата и ежиха. 
                   Ёж с ежихой для ежат 
                   Припасали всё подряд. 
                   Вот ежиха у дорожки 
                   Видит гриб на толстой ножке. 
                   Гриб большой ежихе нужен, 
                   Чтобы съесть его на ужин. 
                   Пожелал ежихе ёжик: 
                   – Не жалей, ежиха, ножек! 
                   И ежиха убежала, 
                   В лапках гриб она держала. 
                   Ёжик дальше побежал… 
                   В луже жёлтый лист лежал. 
                   Ёж на иглы лист нанижет, 
                   Подбежит  к норе поближе, 
                   Там положит для ежат, 
                   Пусть зимой в тепле лежат! 

V. Продолжение изучения нового материала.

1. Чтение рассказа Н. Сладкова «Лисица и Еж». 

– Прочтите название рассказа. 
– Кто его автор? 
– Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком это произведение? 
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами: 

                   не-кра-си-вый – некрасивый 
                   с ко-люч-ка-ми – с колючками 
                   не-ук-лю-жий – неуклюжий 
                   не-съе-доб-ный – несъедобный 

– Объясните значение слов «неуклюжий», «пригож»: 

неуклюжий – неловкий в движениях, неповоротливый, нескладный; 
пригож – красивый. 

Учитель читает вслух рассказ Н. Сладкова «Лисица и Еж». 

2. Анализ произведения. 

– Назовите героев рассказа. 
– Как хитрая Лиса называла Ежа? 
– Почему она сказала, что колючки Ежу не к лицу? 
– Прочтите, как лиса сначала обратилась к Ежу. 
– С какой интонацией надо прочитать слова Лисы? 
– Почему Лиса сразу не сказала Ежу правду о том, что она хочет его съесть? 
– С какой интонацией надо прочитать слова Ежа? 
– Как должны звучать последние слова Лисы: ласково, нежно или с интонацией сожаления? 
– Прочтите рассказ по ролям, передавая интонацией слова героев (соблюдая знаки препинания). 
– Что интересного вы узнали из разговора Лисы с Ежом? 
– Что вы еще знаете о Лисице? 

                   Справочный материал для учителя. 

В Европе обитает рыжая лисица. 

Обоняние и тонкий слух помогают лисице не только спасаться от врагов, но и добывать еду. Особенно зимой, так как она ловит бегающих под снегом грызунов – мышкует. 
Весной или в начале лета в норе лисиц появляются лисята. Иногда их бывает больше десятка. Когда лисятам исполняется 4–6 месяцев, они перестают нуждаться в родительской опеке и покидают гнездо. 

В степях и полупустынях Азии и Юго-Восточной Европы живет степная лисица корсак. Корсак меньше рыжей лисы, но шкурка его так же высоко ценится. Пользу корсак тоже приносит немалую, уничтожая множество грызунов. 

В песчаных пустынях Северной Африки живет маленькая – сантиметров 40 в длину и сантиметров 30 в высоту – лисичка фенек, имеющая непропорционально длинные (более 15 сантиметров) уши. В пустыне еды не так уж много. Приходится прислушиваться к каждому шороху и ловить любую живность – грызунов, ящериц, саранчу. Уши фенека улавливают малейший звук. Затем – молниеносный прыжок, и добыча поймана. Самим лисичкам часто тоже грозит какая-нибудь опасность. Но фенек не убегает, быстро закапывается в песок, и это его часто спасает. 

Если фенек знаменит своими ушами, то серая лисица, живущая в Северной и Центральной Америке, знаменита тем, что она умеет лазить по деревьям. 

3. Игры Деда Буквоеда. 

Игра «Вигвам». 

                   Однажды слон, лиса, 
                   Уж, ёж, сова, удод, 
                   Чиж, грач, кабан, коза, 
                   Бизон, барсук, енот, 
                   Акула, крот и … (Но 
                   Должны найти вы сами, 
                   Кто с ними был ещё.) 
                   Сошлись в большом вигваме. 

 
  
VI. Итог урока. 

– С какими произведениями мы познакомились на уроке? 
– Что нового вы узнали о еже? 
– Что вы узнали о лисице? 
– Дайте характеристику этим животным. 
– Внимательно ли вы читали рассказ Д. Хармса? 
– Прочтите слова, назовите тех животных, которые не встречались в этом рассказе: 

                   рикуца        (курица) 
                   язме            (змея) 
                   цалиси        (лисица) 
                   жикё            (ёжик) 
                   собака        (собака) 
                   какош          (кошка) 

– Как можно назвать этих животных? (Домашние.) 

Домашнее задание:

1) нарисовать лису или ежа; 
2) подготовить выразительное чтение рассказов. 

                  ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 33 

Даниил Иванович Хармс(1905–1942). В пьесе «Елизавета Бам» (постановка 1927 г.), повести «Старуха» (1939, опубликована в 1991 г.), в гротескных рассказах (цикл «Случаи», 1933–1939, опубликован посмертно) показал абсурдность бытия, обезличивание человека, ощущение надвигающегося кошмара. Комические парадоксы, игровой принцип в стихах для детей («Иван Иваныч Самовар», «Игра»). Репрессирован (1941), симулировал сумасшествие, умер в психиатрической больнице. 

Родители Хармса, и в особенности отец, оказали на него большое влияние. Сам Даниил Ювачев в детстве был одаренным ребенком, хорошо рисовал, имел большие музыкальные способности, был выдумщиком и сочинителем. Первыми слушателями и критиками будущего писателя были его сестры – Наташа и Елизавета. Для них он сочинял сказки и фантастические истории. 

Родители отдали мальчика в одну из самых лучших школ Петербурга – немецкое училище Петершуле, которое славилось безукоризненной дисциплиной и высоким уровнем преподавания. Здесь Даня Ювачев в совершенстве изучил немецкий язык, серьезно занимался английским. Он хорошо знал английскую литературу в оригинале и очень увлекался ею. 

Свое школьное обучение будущий писатель завершил в Царскосельской гимназии (ныне г. Пушкин), в которой когда-то училась Анна Ахматова, а Иннокентий Анненский был директором.


Необычной была у Хармса внешность: очень высокий, как правило, экстравагантно  одетый,  он  курил  трубку,  носил  монокль,  ходил  с тростью. 

Какая странная фамилия Хармс – могут спросить. Похожа на Холмс, англичанин он, что ли? 
Нет, отец и мать Хармса были русскими. Отец, Иван Ювачев, одно время служил мичманом на военном корабле. Мать, Надежда Колюбакина, была начальницей приюта. 

Откуда же взялась фамилия Хармс? Очень просто, писатель сам ее придумал. 

В детстве он любил удивительные истории о волшебниках. И любил играть в игру «Замри!». Бегают ребята по двору, а крикнешь им «Замри!», и они точно окаменеют. Кто с протянутой рукой, а кто с поднятой ногой. Вот где колдовство, только недолгое. 

Настоящие волшебники были в цирке. Они носили звонкие имена: Бен-Али, Пассо – и доставали из воздуха разноцветные шарики, а из шляпы – белого кролика. 

Даня Ювачев подрос и… вы скажете: понял, что колдунов нет. Вот как раз наоборот. Он подрос и понял, что сила воображения творит чудеса. И тогда он решил стать писателем – колдуном слова, управлять вниманием и настроением людей. А решив так, он задумал изменить фамилию. Называться не Даниил Ювачев, а Даниил Колдун. 

Но всем известно, что при колдовстве не называют вещи своими именами, а говорят загадочно, вроде «брэкс-кэкс-мэкс». И Даня Ювачев назвал себя как артист – Даниэль Шарм. По-французски, да и по-немецки и по-английски charm означает «околдовать», «очаровать».


Но слишком красиво, как импортная этикетка, звучало «Даниэль Шарм». И тогда Даня Ювачев чуть подправил слово, изменил его в «Хармс» – и непонятно, и звучно. Так появилось литературное имя писателя – Даниил Хармс. 

infourok.ru

Как еж храбрым стал (Донская)

Подробности
Категория: Сказка народов России

Как еж храбрым стал  (донская сказка)


 У ежей, как и у всех зверей, раньше вместо колючек шерсть была. Незавидная шерсть, так, вроде редкой свиной щетины.
Все знают, что невелик зверь еж, силы у него немного и отбиться ему от своих недругов нечем. Нет ни острых когтей, ни рогов, ни крепких зубов. И жить ежу на белом свете, между хитрых и сильных зверей, совсем было неуютно.
Вот сел как-то еж под кустиком и задумался горько о том, как дальше жить. И стало ему так жалко себя, что сердце на части разрывалось и слеза прошибла.
Но слезами делу не поможешь, того и гляди, кто-нибудь из зверей — серый волк или премудрая лиса — набегут, сожрут и косточек не оставят. Смахнул еж лапкою слезу с глаз, вздохнул и побрел дальше по лесу, — харчишки себе искать.
Бредет он по лесу да себя подбадривает, лапкой о лапочку похлопывает. А как зашуршит что в кустах, еж и с места тронуться боится. Знает, что все равно от волка или лисы никуда уйти не сможет. Ощетинится еж от злости на себя за то, что он такой маленький да слабенький.
Раз ходил по лесу еж, топорщился, до самого вечера себе еду разыскивал, а вечером в дупло залез и улегся. Но что-то не спится ему. И так повернется, и эдак, а все как-то неловко лежать, за все шерстью своей цепляется. К его шерстке все стало приставать — и сухой листок, и птичий пушок, и травинка — все так и липнет, покою ему не дает. Взяла ежа досада, хотел он сор сгрести. Закинул лапку за шею — и всю в кровь исколол.
«Набрался я в лесу репьев колючих», — подумал еж.
Покряхтел он, с бока на бок поворочался и решил зубами репьи из шерсти выбрать. Сунул нос в бок, да тут же и отдернул. Оказалось, что у него на боку колючки растут.
Удивился еж. Стал лапками потихоньку себя ощупывать, куда ни дотронется — везде колючки: и на голове, и на спине, и на боках, и на хвосту. Только на животе немного шерстки осталось.
Крепко задумался еж: «Что же это со мной такое приключилось? К худу это или к добру?».
Всю ночь, до самого утра, еж думал и только на утренней заре, когда в ближней станице третьи кочета прокричали, догадался, отчего у него вместо шерсти колючки выросли.
«А ведь это оттого, что я вчера сильно сердитым был. От моей злости вся шерсть на мне в колючки обратилась. А к худу или к добру это — скоро узнаю».
Рано утром выбрался еж из дупла. Идет по лесу, а навстречу ему хитрая лиса бежит. Еж, как увидел ее, в клубок свернулся и во все стороны колючки нащетинил.
Подбежала лиса, лапочкой его потихоньку тронула, другой раз тронула, третий раз хотела тронуть — лапочку больно наколола, хвостом закрутила и в лес поскорее убежала.
Идет еж дальше, а навстречу ему серый волк бежит. Еж тотчас в клубок свернулся и во все стороны колючки нащетинил. Подбежал серый волк, лапой его тронул, другой раз тронул, третий раз хотел тронуть, да лапу больно наколол, хвостом закрутил и в лес поскорее убежал.
Идет еж дальше, а навстречу ему сам косолапый мишка-медведь спешит. Хворост под ним за версту хрустит. Еж как увидел его, тотчас в клубок свернулся и во все стороны колючки нащетинил. Подошел к нему косолапый медведь, лапищей тронул, другой раз тронул, третий раз хотел тронуть, да лапу больно наколол, дурным голосом заревел и в лес поскорее убежал.
Побежал еж дальше. По лесу гуляет спокойно и думает: «Теперь и я сильным стал. Ни лиса, ни волк, ни медведь взять меня не могут, сами от меня в лес бегут. С моими колючками некого мне теперь бояться».


 - КОНЕЦ -

www.planetaskazok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о