Храмы и монастыри абхазия – . , – .

Абхазия (храмы) — Азбука паломника

Абхазия

Пицундский храм, он же – Патриарший собор Андрея Первозванного, возвышается в пределах государственного заповедника «Великий Питиунт», основанного в 1991 году для сохранения культурного наследия Абхазии.

История храма уходит корнями в IV столетие, когда на месте римского поселения Питиунт была построена первая древнехристианская базилика.

Собор расположился на пересечении двух улиц, ведущих к морю — Кипарисовой аллеи и ул. им. Т.И. Гицба. Вообще, трудно не заметить массивный забор, окружающий музейный комплекс.

Адрес: ул. Гицба 8, Пицунда, Гагрский район, Абхазия.

Подробнее...

Драндский собор был построен предположительно в VI—VII веках. В Средние века он служил резиденцией епископов. Во время турецкого ига храму был нанесён большой урон, однако он был восстановлен.

Российский и грузинский историк, археолог и этнограф Дмитрий Бакрадзе, посетив Драндский собор в 1860 году, сообщал, что храм был расписан фресками. Однако со временем они полностью разрушились, и во время реставраций храма восстановлены не были.

В 1880 году при соборе был учрежден мужской монастырь, закрытый в 1928 году.

Адрес: Республика Абхазия, Гульрипшский район, село Дранда.

Телефон: +7 940 772-69-42

Проезд:

  • Личным автотранспортом из Сухума в сторону Грузии по посёлка Дранда. На Центральной площади повернуть налево (висит указатель), далее около 800 метров и справа будет виден Драндский собор.
  • На рейсовом автобусе до Ткуарчала, Очамчыры, Гала до остановки "Дранда" (лучше заранее скажите водителю, куда Вы направляетесь), далее 800 метров в гору (есть указатель). 3. С экскурсией, которую можно заказать в любом курортном населенном пункте Абхазии.

Подробнее...

В 1909 году на средства греческой православной общины города Сухума в центре города начал возводиться крестово-купольный, трёхнефный храм в неовизантийском стиле, строительство которого было завершено в 1915 году. Первоначально храм был освящён в честь святителя Николая Чудотворца и до 1940-х годов именовался как «греческий Никольский храм».

После Второй мировой войны храм стал кафедральным собором Сухумо-Абхазской епархии Грузинской православной церкви. В 1980-х годах при митрополите Давиде (Чкадуа) в соборе прошли значительные работы по реконструкции в связи с чем появился придел в честь святителя Николая и ряд боковых пристроек.

В марте 2010 года в соборе прошли восстановительные работы и установлен позолоченный купол, изготовленный челябинской фирмой ООО «Марион» — «Златосфера».

До 1990 года в соборе хранилась гробница Иоанна Златоуста (позднее была перенесена на место его кончины — в село Коман, в храм Команского монастыря). В соборе также находится икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей.

10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало Благовещенский собор Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.

Адрес: Абхазия, г. Сухум, ул. Абазинская, д. 75

Подробнее...

Гагрский храм святого Ипатия (Покровский храм) расположен в крепости Абаата.

Он был построен в VI-VIII веках и относится к числу древнейших культовых сооружений на территории Абхазии.

Фактически находится в ведении неканонической Абхазской православной церкви, принадлежность оспаривается Грузинской православной церковью.

Один из древнейших образцов трехцерковных базилик на территории Абхазии. Пережив период генуэзских факторий и турецкого господства, храм почти полностью сохранил свои древние формы и неповторимый облик.

Адрес: Абхазия, г. Гагра, пр-т Нартаа, д. 17.

Подробнее...

Илорская церковь святого Георгия (груз. ილორის წმინდა გიორგის ეკლესია) — христианский храм в селе Илор в Абхазии, образец грузинской архитектуры XI века. Комплекс Илорской церкви составляют само здание церкви и подсобные строения. Территория обнесена булыжной оградой, над воротами имеется колокольня.

Адрес: Республика Абхазия, Очамчырский район, поселок Илор.

Проезд:

1) На личном автотранспорте из Сухума в сторону Грузии до правого поворота на Очамчиру. Далее проезжаем по набережной (в Очамчире набережная является центральной улицей) через весь город и никуда не сворачивая едем по главной дороге около 3 километров, пока справа не покажется Илорский храм (указателей нет).

2) Рейсовым автобусом от ж/д вокзала города Сухум до Очамчыры, далее около 5 километров пешком или на попутке (не рекомендую 2 вариант).

3) С экскурсией, на которую можно записаться в любом курортном населенном пунтке Абхазии.

Подробнее...

Собор был построен в 999 году абхазским царём Багратом III в честь Влахернской иконы Божьей Матери. В храме находится его усыпальница. В XIII веке Бедийский собор реставрировался, заново были сооружены фасад и купол. В плане собор по своей форме приближается к купольным. Стены сложены из тёсаного камня. В XVII веке церковные службы в храме прекратились, возобновлены в XIX веке.

Вопрос о возрождении Бедийского собора ставился в 1912 году епископом Сухумским Андреем (князем А. А. Ухтомским), организовавшим к нему массовое паломничество.

В 100 метрах к западу от Бедийского собора находятся развалины большого каменного дворца с остатками сводов и колонн нижнего этажа, где располагалась трапезная и зал для собраний. На недостроенном втором этаже находились жилые помещения бедийских епископов. С севера к дворцу примыкала колокольня, через первый этаж которой имелся проход на территорию собора.

Адрес: Абхазия, Ткварчельский район, с. Агубедиа

Подробнее...

Лыхненский храм на окраине поляны Лыхнашты в селе Лыхны был построен в X–XI веках. Здание храма, каменная ограда и внутренняя отделка хорошо сохранились до наших дней.

В середине XIX века император Николай I распорядился обратить эту церковь в монастырь и место пребывания священников. В начале XX века епископ Уфимский Андрей подарил храму икону Знамения Божьей Матери с надписью на абхазском языке.

Лыхненский храм является усыпальницей владетельного князя Абхазии Сафарбея Чачба (Георгия Шервашидзе), умершего в 1821 году. Его останки были перенесены сюда из Сухумской крепости.

Лыхненский храм относится к тем немногим культовым сооружениям, которые фактически не прекращали свою деятельность не только в период насаждения ислама в Абхазии, но и в советское время.

Адрес: Абхазия, с. Лыхны

Проезд: Село Лыхны находится сразу к северу от Гудауты. Немного восточнее гудаутского вокзала есть заметный поворот, от которого можно пройти на север ровно 4 километра. Сначала справа будет видна большая поляна, а за ней - храм. Сюда можно быстро добраться на такси. Автобусы наверняка есть, но искать их в Гудауте бывает неудобно.

Подробнее...

Ныне имеющийся небольшой деревянный храм (часовня) христианского мученика святого Василиска возведен на средства от частных пожертвований на месте более древнего храма, построенного на месте захоронения святого мученика.

Близ места, где по преданию был убит Василиск, по сей день бьет святой источник.

Адрес: Абхазия, Сухумский район, гора Гумбиху недалеко от селения Команы (Каманы)

Проезд: Часовня и источник святого Василиска находится недалеко от небольшого села Гума, в Абхазии. Если спуститься к реке Гумиста, вы увидите развилку – справа дорога в село Каманы, а слева крутая, горная тропа приведет вас в маленькую часовню, построенную в честь великомученика святого Василиска. Дальше, справа от проселочной дороги, находится источник Святого Василиска.

Подробнее...

azbyka.ru

Древние монастыри и храмы Абхазии

В течение последних нескольких лет Абхазия гостеприимно принимает у себя всё больше и больше туристов. Экскурсионные маршруты пополняются новыми объектами, удлиняются и разрабатываются в зависимости от интересов и возраста участников экскурсионной группы. Организаторы туристических поездок и местные жители прилагают много усилий для возвращения стране её довоенного имиджа популярного места отдыха. Несмотря на уже минувшие боевые действия, культура страны и её древняя история всё ещё незаслуженно преданы забвению, особенно в глазах подрастающего поколения. Именно по этой причине во время многих экскурсий по древним христианским святыням большое внимание уделяется прошлому Абхазии, тем временам, когда страна была местом развития христианства.

Со времён раннего средневековья и до 20 века в Абхазии было основано и возведено много храмов и монастырей. Почти все они сохранились в своём оригинальном виде. Упоминая православные монастыри в регионе Кавказа, в первую очередь приходит на ум рассказы о Новоафонском монастыре. Он был основан близ грота апостола Симона Кананита на абхазском морском побережье. Абхазия хранит ещё более 10 значимых храмов и монастырей, исследуя которые можно понять, как развивались события в этом регионе сотни лет назад, и что влияло на формирование местных традиций и культуры.

Новоафонский монастырь

Этот монастырь является наиболее популярным объектом на картах туристических маршрутов. В 1875 году в Новый Афон прибыли русские монахи из греческого Свято-Пантелеймоновского монастыря и основали на склоне Афонской горы монастырь. С тех пор Новоафонский монастырь стал главным православным центром на Кавказе. Во время строительства монастырского комплекса были проделаны невероятные на первый взгляд работы. Место для монастыря тщательно подготавливалось, очищалось от зарослей и огромных валунов, выравнивалось и осушалось от некогда находившихся на месте стройки болот и топей. Помимо трудностей, связанных с большим объёмом работ, которые выполняли монахи, в регион пришло несчастье, русско-турецкая война. Она сильно тормозила строительство. Однако, как говорят, чем дольше путь к цели, тем дороже её достижение. На открытие Новоафонского монастыря в 1900 году собралось более двадцати тысяч паломников! Монахи этого монастыря активно участвовали в просветительских программах, способствовали развитию инфраструктуры региона и сельского хозяйства.

Вся деятельность обители была моментально прекращена после прихода на территорию страны советского режима. Все хозяйственные объекты монастыря оказались в чрезвычайно плачевном состоянии. Без крепких хозяйских рук сады пропали, пруды заилились. После Великой Отечественной войны в отстроенном доме игумена монастыря была обустроена дача для И.Сталина. Были периоды, когда строения монастыря выполняли функцию госпиталя.

Уже 20 лет в Новоафонском монастыре правят службы, в монастырь вернулись иноки. Первоначальная красота этого места была возрождена: огромный парк с прудами, водопадами и фруктовыми садами манят прохладой и ухоженностью, а в тихих залах обители, как и сто лет назад, висят старинные иконы и удивляют изысканностью фрески и роспись на стенах.

Команский монастырь и грот апостола Кананита

Если маршрут поездки пролегает от Сухуми до Апры, обязательно стоит увидеть ещё одно святое место, Команский монастырь Иоанна Златоуста в селе Коман. Это действующий монастырь, в нём правят службы Абхазская православная церковь. Здесь нет нескончаемых групп туристов, от этого атмосфера в обители и окрестностях способствует неспешному исследованию. Самому монастырю насчитывается не более 30 лет, однако ценность для православных паломников и туристов представляет собой место, на котором он был построен. В средние века на месте обители стояла церковь, в которой почил Иоанн Златоуст. И хотя через некоторое время останки

turtella.ru

Монастыри и храмы Абхазии • Блог о Сочи

Илорский храм, храм Святого Георгия Победоносца
Имеет особое значение в Абхазии. Паломники и путешественники всегда стремились попасть в Илорский храм. Считалось, что любая просьба, произнесенная здесь, исполнится. Итальянские миссионеры Арканджело Ламберти и Кристофоро Кастелли, посетившие храм в 17 веке, описывали, как в Средние века возле храма устраивались большие ярмарки, куда стекались жители всех районов Западного Кавказа.

Драндский собор
Своими архитектурными чертами и внешним видом собор отличается от остальных сооружений Кавказа. Его относят к ранневизантийской архитектуре. В Драндском соборе купол лежит на сводах. Благодаря их прочности собор сохранился до нашего времени. Сегодня Драндский Успенский собор – одно из из главных в Абхазии мест паломничества православных христиан. В храме проходят богослужения.

Монастырь Святого апостола Симона Кананита


Крупнейшее культовое сооружений в Абхазии и одна из главных ее достопримечательностей. Расположен на высоте 75 м над уровнем моря у подножья Афонской горы. Он был основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеймона из греческого города Афон.

Бедийский собор
Храм даже по абхазским меркам уникальный. Собор 999 года постромки парит над склонами Кавказского хребта. Храм неоднократно реконструировался, разрушался, ветшал и вновь возвращался к жизни.
село Агубедиа, Ткуарчалский район

Моквский собор
Храм в Мокве был возведен в период наивысшего расцвета Абхазского царства. Леон III повелел учредить Моквское епископство и построить кафедральный собор. На рубеже 11-12 веков собор был расписан греческими мастерами. Патриарх иерусалимский Досифей II, посетивший в 1659 году Мокву, нашел надпись, согласно которой росписи были сделаны «во время Алексея Комнина и Давида, великого Царя Абхазского».

rutasochi.ru

Храмы и святые места Абхазии

Итак, заключительная часть моего рассказа об Абхазии.


Храмов в Абхазии тоже очень много, и посетить их все сразу очень непросто, особенно те, которые находятся в горах. И, к сожалению (хотя, наверное, к счастью), большинство храмов находится на реконструкции, а хотелось бы увидеть их во всем великолепии, а не в строительных лесах и горах щебенки.
Как вы знаете, христианство пришло на Кавказ гораздо раньше, чем на Русь, в VI веке. Только представьте, когда на Руси еще даже не призвали Рюрика на княжение, здесь уже стояли христианские храмы!

Начать бы хотел с Новоафонского монастыря. Основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона (Греция) при участии российского императора Александра III.
Вид на монастырь от Новоафонских пещер.

Внутри Пантелеймоновского собора.

Вот такие сиденья установлены в соборе.

Вид на монастырь с Анакопийской крепости.

Анакопийский храм. На рубеже VIII-IX веков, у северной стены цитадели на самом краю обрыва, был построен храм в честь великомученика Феодора Тирона. Анакопийский храм неоднократно перестраивался, первоначальные очертания сохранила лишь его алтарная часть в виде широкой полуциркулярной апсиды.

Церковь Симона-Кананита в Новом Афоне. Она была сооружена в VI-VIII веках, в эпоху возвышения Анакопии, как административного и религиозного центра Абхазского царства. Находится на реставрации.
Стены храма, как и утраченных теперь притворов, были когда-то покрыты изнутри штукатуркой с фресковыми росписями. Церковные и мирские историки этот храм обычно связывают с именем апостола Симона, уроженца Каны Галилейской, спутника апостола Андрея Первозванного. Они согласно церковной традиции с проповедью прошли с южного Черноморского побережья в Вифинию и Понт и достигли в 55-году н.э. пределов Абхазии, где Апостол Андрей Первозванный оставил Симона Кананита в районе реки Псырцха с целью распространения христианства среди местного населения. В том же году Симон Кананит подвергся гонении и принял мученическую смерть. В последствии на месте его погребения был возведен белокаменный храм в память первых контактов абхазов с христианством.

Дорога к келье, где жил Симон Кананит.

Вход.

Внутри кельи.

Гагрский храм Покрова Пресвятой Богородицы относится к числу древнейших культовых сооружении на территории Абхазии. Строительство храма относят к VI веку.

Пицундский Патриарший Собор в честь апостола Андрея Первозванного, построенный в начале X вв.

В настоящее время в соборе размещается концертный зал и установлен орган.

Внутри собора, в западной ее части находится усыпальница, в которой видны две гробницы. Эти гробницы устроены апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чем свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы.

В селе Лыхны Гудаутского района расположен храм Успения Пресвятой Богородицы построенный в Х вв. Само село является историческим центром Бзыбской Абхазии. С 1808 по 1864 являлось официальной резиденцией владетельного князя Абхазии и её столицей.

Недалеко от форелевого хозяйства, где мы были, располагается наскальный монастырь. Доподлинно неизвестно ни время постройки, ни точное назначение этого объекта. По одной из версий, он построен в XII веке как убежище для абхазской знати во время пиратских набегов с моря. Об этом косвенно свидетельствует ряд бойниц, направленных на тропу. В мирное время замок облюбовали монахи-аскеты, которые предположительно занимались разведением рыбы.

Илорская церковь святого Георгия, сооружена в XI веке.

Моквский собор, построенный в третьей четверти Х века Абхазским царем Леоном III (955-957 гг).

Узор на внешней стене храма.

Остатки росписи внутри храма.

Успенский собор Драндского монастыря. Предположительно, был построен в VI-VII веках.

Сейчас в одном из сохранившихся монастырских помещений располагается единственная в Абхазии тюрьма.

В заключении поста – Каманский храм святого Иоанна Златоуста. Этот древний храм относится к XI веку.

Двери.

Вот и все, спасибо за внимание.

Предыдущие посты об Абхазии:
http://andrewboykov.livejournal.com/17574.html
http://andrewboykov.livejournal.com/17691.html
http://andrewboykov.livejournal.com/18118.html

ru-travel.livejournal.com

Святые монастыри и храмы Абхазии

Абхазия – это государство с давней христианской историей. Здесь святых мест – церквей, монастырей, целебных источников, пожалуй, не меньше, чем на территории современной Палестины.

Первыми проповедниками в стране были Андрей Первозванный и Симон Кананит (его также именовали Зилот) – апостолы, а храмы Абхазии (большая их часть) возведены еще в первом тысячелетии. Из 140 церквей около 20 – действующие.

Новый Афон и его святыни

Проповедник Симон поселился в пещере близ реки Псырцха. В этих местах, после мученической смерти от рук римлян, он был похоронен. Здесь же была возведена сначала деревянная, в VI веке, а затем, в X веке, каменная церковь святого апостола Симона Кананита.

В XIX веке русские отшельники из Афона (известный монастырь в Греции на одноименном полуострове) обратились к правителям России с просьбой построить на берегу Черного моря, вблизи от места гибели апостола, монастырь. И в 1875 году он был основан, получив название Ново-Афонского Симоно-Кананитского.

Место было выбрано красивое, однако, труднодоступное: между хребтами Кавказа и крутым склоном, идущим к Черному морю. По преданиям, стройматериалы для возведения монастыря поднимали в горы и сами монахи, и прихожане, желавшие очиститься, искупить грехи. Каждый мог пройти трудную высокогорную дорогу к месту стройки с камнем в руках.

В освещении христианского чуда на берегу Черного моря участвовала российская императорская чета – Александр III и Мария Федоровна.

Свои кельи (более сотни) послушники расположили в стенах монастыря, а на свободной территории построили несколько храмов. Самый большой из них воздвигнут в честь Пантелеймона, великомученика, и освящен в 1913 году в присутствии Николая II. Собор может вместить более трех тысяч прихожан. Любопытно, что расписывали помещение лучшие мастера из русского города Палех (это недалеко от города Владимира).

Еще одна церковь на монастырской территории – это храм Покрова Пресвятой Богородицы.

В окрестностях Нового Афона – отпечаток стопы Симона в граните, еще одна святыня для христиан.

Монашеский городок живет и сегодня, для гостей он открыт каждый день, исключение – понедельник и дни Великого поста. Вообще монастыри Абхазии также гостеприимны, как и местное население. Даже в советское время в местных горах создавались монашеские общины, куда стекались послушники из закрываемых повсеместно в СССР обителей.

Целебный источник и церкви Коман

Вторая действующая монашеская обитель, святого Иоанна Златоуста, находится в селе Команы. На ее территории две церкви: Иоанна Златоуста и мученика Василиска.

Храм Златоуста построен в XI веке, но был разрушен в годы турецкого нашествия и восстановлен лишь в конце прошлого века. Известно, что святой скончался в Команах в 407 году, проезжая через поселок к месту ссылки. Тело святителя спустя много лет было перевезено в Константинополь, а саркофаг, высеченный из известняка, хранится в местном приходе и сейчас.

Также трепетно в Команах относятся к мученику Василиску, в честь которого построены храм и деревянная часовня. Недалеко от поселка находится целебный источник. По легенде, он появился на месте, где от жажды скончался святой Василиск.

Памятники из Средневековья

Церкви времен Средневековья, а именно это период христианского расцвета в Абхазии, расположены в Очамчирском районе.

Собор Успения Божией Матери (это в селе Моква) знаменит тем, что здесь находятся усыпальницы крупных священнослужителей Абхазии, местных князей.

Церковь Святого Георгия Победоносца в селе Илор известна за пределами Абхазии благодаря мироточащей иконе Георгия, а также иконе Евстафия Апсильского, великомученика абхазского. Обе святыни, по словам верующих, совершают чудеса. Сама церковь невелика, состоит из одного зала. Рядом находится святой колодец, к которому стремятся попасть верующие и обычные туристы.

Храм в селе Бедия – архитектурный памятник Абхазии, воздвигнутый в X веке, в годы правления Баграта Третьего. Церковь облицована плитами песчаника и украшена большим крестом. А вот богатое внутреннее убранство и росписи стен за долгие века были утеряны. Из числа сохранившихся дорогих вещей – золотая чаша (или потир) 990-го года с надписью и рельефными фигурами, в том числе апостолов.

Для церкви ее строители выбрали живописное место: она стоит на высоком плато в окружении гор Кавказа, а под ней расстилается Черное море.

Все три культовые заведения функционируют, сюда едут паломники из Абхазии, России и других стран.

Фрески в церкви Лыхны и резиденция епископа в Дранде

В числе очень старых, но действующих церквей, и та, что находится в селе Лыхны. Приход в церкви Успения Богородицы небольшой, но есть священник, тоже очень старый, так что службы здесь ведутся.

В здании – сохранившиеся старые иконы, фрески. К примеру, над входом в помещение – панно с изображением Богоматери.

Собор в Дранде построен в VIII веке, он был резиденцией главы местной церкви. Однако в XVII веке был сожжен турками и восстановлен только в 1885 году – монахами Нового Афона, которые открыли здесь мужскую обитель. Больше 40 лет, до 1928 года, в Дранде рядом с собором располагался монашеский городок со школой, типографией, госпиталем, книжной лавкой и богатым хозяйством (мельницей, кузницей, большими фруктовыми садами).

Сегодня в соборе проводятся службы.

Концертный зал

Украшением Пицунды является местный храм, датируемый концом X — началом XI века и освященный во имя Андрея Первозванного.

Основание здания собрано из массивных камней известняка, а стены сооружены из камня и кирпича. Внутри – когда-то были богатые росписи, которые оказались под слоем побелки в результате неудачной реставрации в 1845 году.

В окрестностях не так давно обнаружены останки дворца местного епископа Стратофила Пицундского, жившего в IV веке.

Пицундский храм обладает удивительной акустикой. Как считают специалисты, все дело – в правильной архитектуре. 40 лет назад в церкви немецкие мастера установили орган высотой 11 метров и весом 20 тонн. И сегодня здесь проходят вечера органной музыки и выступления вокалистов из разных стран.

Церкви Абхазии, а среди них около сотни разрушенных и полуразрушенных, также хранят в себе историю Абхазии и ее христианской веры.

Орган в Пицундском храме

abkhaziago.ru

Apsny.ru | Действующие храмы

В Древней Абхазии, истину Христова учения проповедовали Святые Апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит.

Абхазская земля обагрена кровью первых христианских мучеников. И сейчас известно место мученической кончины святого апостола Симона Кананита и святого Василиска. В Абхазии, будучи в изгнании, закончил жизнь святитель Иоанн Златоуст (до настоящего времени хранится саркофаг над его гробницей).

Повсюду в Абхазии можно встретить множество древних православных храмов, которые свидетельствуют о святости места, где они стоят. Ибо, по учению Церкви, при освящении храма Богом приставляется Ангел-хранитель престола, который никогда уже не отходит от него и будет свидетельствовать на суде Божием о всем, что происходило в храме. Все это, как семена, которые до поры лежат под спудом, но наступают благоприятные времена, когда они прорастают и дают обильные плоды.

В Абхазии помнят и чтят свои духовные корни Православной веры.

Действующие храмы Абхазской Епархии

Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы.
Настоятель собора – священник Виссарион Аплиаа.
Священнослужители собора: иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Сильвестор, диакон Григорий.
Адрес: г.Сухум, ул.Абазинская 75. Тел. +7 (840) 226-33-33.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра.
Настоятель - иеромонах Павел (Харченко).
Адрес: г. Гагра

Храм-часовня Пицундских Святых в п.Пицунда.
Настоятель - иеромонах Дорофей (Дбар).
Адрес: Гагринский район, п.Пицунда. Тел. +7 (840) 227-25-04.

Храм Покрова Богородицы в г.Гудаута.
Настоятель – иеромонах Василиск (Лейба). Священнослужители храма: иеродиакон Савватий (Лагутин).
Адрес: г.Гудаута, ул.Харазия 26.

Храм Успения Богородицы в с.Лыхны.
Настоятель - протоиерей Петр (Самсонов).
Служащий священник - иеромонах Игнатий (Киут).
Адрес: Гудаутский район, с.Лыхны. Тел. +7 (840) 223-25-11.

Храм Покрова Богородицы в г.Новый Афон.
Настоятель иеромонах Дорофей (Дбар).
Адрес: Гудаутский район, г.Новый Афон. Тел. +7 (840) 227-25-04.

Храм Святого Апостола Симона Кананита в г.Новый Афон.
Служащий священник – иеромонах Дорофей (Дбар).
Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. +7 (840) 227-25-04.

Храм Преображения Господня в с.Яштуха.
Настоятель - иеромонах Григорий (Хоркин).
Адрес: Сухумский район, с.Яштуха.

Храм Святых Равноапостольных Константина и Елены в с.Акапа.
Настоятель – иеромонах Иоанн (Свинухов).
Адрес: Сухумский район, с.Акапа. Тел. +7 (840) 226-31-64.

Храм Пророка Илии в п.Агудзера.
Адрес: Гульрипшский район, п.Агудзера. Тел. +7 (840) 227-44-70.

Драндский Успенский собор.
Настоятель – иеромонах Дорофей (Дбар).
Адрес: Гульрипшский район, п.Дранда. Тел. +7 (840) 227-25-04.

Храм Архангела Гавриила в п.Дранда.
Адрес: Гульрипшский район, п.Дранда.

Моквский Успенский собор.
Священнослужитель – иерей Игорь Артемьев.
Адрес: Очамчирский район, с. Моква. Тел. +7 (840) 227-23-48.

Храм Святого Георгия Победоносца в с.Елыр.
Настоятель - иеромонах Сергий (Джопуа).
Адрес: Очамчирский район, с.Елыр.

Храм Святого Георгия Победоносца в с.Чубурхинджи.
Служащий священник – иерей Никита Адлейба.
Адрес: Галльский район, с.Чубурхинджи.

Действующие монастыри Абхазской Епархии

Монастырь Святого Апостола Симона Кананита в г. Новый Афон.
Настоятель – иеромонах Андрей (Ампар).
Количество насельников – 25 человек.
На территории монастыря функционируют два храма: собор святого великомученика Пантелеимона и храм мученика Иерона.
Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон, монастырь. Тел. +7 (840) 227-19-71.
Монастырь открыт для посещения ежедневно с 12.00 по 19.00, за исключением понедельника и Великого поста.

Монастырь Святого Иоанна Златоуста в с.Каман.
Настоятель – иеромонах Дорофей (Дбар).
Количество насельников – 5 человек.
На территории монастыря функционируют два храма: храм святого Иоанна Златоуста и храм мученика Василиска.
Адрес: Сухумский район, с.Каман, монастырь. Тел. +7 (840) 227-25-04.

Перечень храмов и монастырей Абхазской Православной Церкви

    Гагринский район
  • Храм в с. Гечрипш.
  • Храм в с. Хашупса ( VI век).
  • Базиликальный храм в п. Цандрипш ( VI век).
  • Храм в с. Ачымарда.
  • Храм в устье реки Бегерепста (Холодная).
  • Храм св. Ипатия Гагрского (Званба) в старых Гаграх ( VI век).
  • Пещера св. Ипатия Гагринского (Мамзышьха).
  • Храм Преображения Господня г. Гагра ( XX век).
  • Патриарший собор Андрея Первозванного в п. Пицунда ( X век).
  • Храм-часовня в честь Пицундских Святых п. Пицунда.
  • Комплекс храмов в Пицунде ( IV - VII века).
  • Храм в Сосновой роще п. Пицунда ( VI век).
  • Храм в с. Лдзаа ( IV - V века).
  • Храм Ахаш-ныха в Алахадзы ( VI век).
  • Храм Богородицы на Бзыбе ( X век).
    Гудаутский район
  • Храм в с. Амбара (Мугудзырхуа).
  • Наскальный монастырь в с. Отхара ( X век).
  • Храм в с. Джирхуа.
  • Храм Айлага-Абыкуа в с. Бамбора.
  • Храм Марии Магдалины в с. Бамбора ( XIX век).
  • Храм Покрова Богородицы в г. Гудаута ( XX век).
  • Храм в крепости Абатаа в с. Лыхны ( VI век).
  • Храм Успения Богородицы в с. Лыхны ( IX - X века).
  • Храм-часовня в честь Пицундской иконы Божией Матери в с. Лыхны (2003 год).
  • Храм в с. Дурипш.
  • Храм Воскресения Христова на горе Дыдрипш (с. Ачандара).
  • Храм Гудил-иху в с. Хуап.
  • Второй храм Амбара в с. Хуап.
  • Третий храм в с. Хуап.
  • Храм в с. Куланурхуа.
  • Храм Мсыгухуа в с. Приморское.
  • Храм в с. Кутидзра (Аацы).
  • Храм Св. Ап. Симона Кананита в Н. Афон ( IX - X века).
  • Храм Анакопийской Богородицы в Н. Афоне ( VII - XI века).
  • Второй храм в Анакопийской крепости (Н. Афон).
  • Храм Покрова Богородицы в Н. Афон (1876 год).
  • Храм Св. Георгия Победоносца в с. Анухва.
  • Храм Ап. Андрея Первозванного в с. Анухва.
  • Храм Ачануа в с. Анухва.
  • Храм Аквача в с. Анухва.
  • Храм в с. Веселовка (Анухва).
  • Храм Св. Иоанна Крестителя в с. Анухва ( XIX век).
  • Монастырь Св. апостола Симона Кананита в г. Н. Афон ( 1875 г ).
  • Храм Вознесения Господня на территории Новоафонского монастыря (1894 год).
  • Храм Св. Ап. Андрея Первозванного на территории Новоафонского монастыря (1895 год).
  • Храм Всех Святых Афонских на территории Новоафонского монастыря (1896 год).
  • Собор великомученика Пантелеимона на территории Новоафонского монастыря (1900 год).
  • Храм мученика Иерона на территории Новоафонского монастыря.
  • Храм иконы Богоматери «Избавительница» на территории Новоафонского монастыря.
  • Часовня Святого Александра Невского ( XIX век).
  • Грот Св. Ап. Симона Кананита.
  • Святой источник Живоначальной Троицы на Анакопийской горе.
    Сухумский район
  • Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (1915 год).
  • Храм св. Георгия Победоносца на территории гостиницы «Аитар».
  • Октогональный храм в районе развалин Себастополиса ( V век).
  • Второй храм в районе развалин Себастополиса ( VI - VII века).
  • Храм на Сухумской горе.
  • Храм в с. Басла.
  • Монастырский храм в с. Басла.
  • Храм Святых равноапостольных Константина и Елены в с. Акапа.
  • Храм Преображения Господня в с. Яштуха ( XX век).
  • Храм в с. Верхняя Яштхуа.
  • Храм в с. Гумиста.
  • Храм в с. Абыгрдзых в Верхней Эшере.
  • Монастырь Святого Иоанна Златоуста в Команах.
  • Храм Св. Иоанна Златоуста в Команах.
  • Храм Священномученика Василиска Команского в Команах.
  • Храм на горе Гумбиху.
  • Храм Илии Пророка в окрестности Коман (1910 год).
  • Храм Св. Андрея Первозванного в окрестности Коман (1894).
  • Храм в с. Шрома.
  • Храм в с. Келасур.
  • Втора церковь в с. Келасур.
  • Святой источник священномученика Василиска в Команах ( IV в).
  • Место Третьего обретения главы Иоанна Крестителя ( IX век).
  • Наскальные монашеские кельи в с. Басла.
    Гульрипшский район
  • Храм Илии Пророка в п. Агудзера ( ??? век).
  • Успенский собор в п. Дранда ( VI век).
  • Храм Святого Феодосия (один из корпусов Драндской тюрьмы).
  • Храм Св. Пантелеимона в окрестности Дранд.
  • Храм архангела Гавриила в с. Дранда.
  • Храм в с. Георгиевская.
  • Храм в с. Владимировка ( ??? век).
  • Храм в с. Багмаран.
  • Храм в с. Азанта.
  • Храм в с. Амткьал.
  • Крепостной храм в с. Чхалта.
  • Храм в с. Лата.
  • Храм в с. Мархеул.
  • Храм в с. Герзеул.
  • Крепостной храм с. Герзеул.
  • Храм в с. Октомбери.
  • Второй храм в с. Октомбери.
  • Третий крепостной храм в с. Октомбери.
  • Храм в с. Полтавка.
  • Храм на горе Чижоуш, с. Полтавка.
  • Крепостная церковь в п. Краевичи (Цебельда).
  • Вторая крепостная церковь, там же.
  • Храм в п. Марамба.
  • Храм в с. Юрьевка.
  • Храм на горе Апианча.
  • Храм на горе Адагуа.
  • Храм в с. Наа.
  • Церковь в крепости Цебельда ( VI век).
  • Вторая церковь в крепости Цебельда ( VI век).
  • Третья церковь в крепости Цебельда ( VII век).
  • Драндские пещеры, в которых до революции размешался небольшой храм и монашеские кельи.
    Очамчирский район
  • Храм Мармал-Абаа в с. Адзюбжа.
  • Храм в с. Адзюбжа ( XIX век).
  • Храм в с. Атара ( XIX век).
  • Храм в с. Кындга.
  • Храм Тлут в с. Тхина.
  • Второй храм в с. Тхина.
  • Храм Куланба в с. Арасадзыхь.
  • Храм в с. Кутол ( XIX век).
  • Храм Бзаркалоу в с. Кутол.
  • Храм Качь-наха в с. Джгьарда.
  • Храм Пскал в с. Джгьарда.
  • Храм Гурчух в с. Джгерда.
  • Храм в п. Джгаруалу.
  • Храм в с. Гуада-Ахуца.
  • Храм в п. Амзара.
  • Храм в с. Кацихалба (Пакуашь).
  • Собор Успения Богородицы в с. Моква ( X век).
  • Храм в с. Беслаху.
  • Храм в с. Джал.
  • Храм в с. Меркула.
  • Храм в с. Отап.
  • Крепостная церковь в с. Члоу.
  • Храм в п. Андроу.
  • Храм в с. Гуп.
  • Храм в с. Акуаскьа.
  • Храм в с. Заган.
  • Храма в с. Гудаа.
  • Второй храм в с. Гудаа.
  • Гюэносский храм в Очамчирах ( VI век).
  • Храм Святого Георгия Победоносца в с. Елыр ( XI век).
    Ткуарчальский район
  • Лашкиндарский храм.
  • Храм в г. Ткварчал.
  • Домовая церковь в честь иконы Богоматери «Скоропослушница».
  • Бедийский собор ( X век).
  • Второй храм в кафедральном комплексе в с. Агу-Бедиа.
  • Третий храм в кафедральном комплексе в с. Агу-Бедиа.
  • Храм в с. Чхортол.
  • Храм в с. Аджапазара.
  • Второй храм в с. Аджампазра.
  • Храм Джгериан-Абаа в с. Джгериан (Река).
    Гальский район
  • Храм в Святого Георгия Победоносца с. Чубурхинджи.
  • Храм в с. Гумуриш.
  • Часовня в с. Гумуриш.
  • Крепостная церковь в с. Мухури.
  • Храм в с. Набакеви.
  • Храм в с. Саберио.
  • Храм в с. Речхо-Цзири.
  • Храм в с. Царче.
  • Храм в с. Зени.

***

  • Гагрский район – 14 храмов.
  • Гудаутский – 32 храма.
  • Сухумский – 20 храмов.
  • Гульрипшский – 30 храмов.
  • Очамчирский – 30 храмов.
  • Ткварчальский – 10 храмов.
  • Гальский – 8 храмов.
  • ВСЕГО: 144 храма.

В данном списке не перечислены деревянные храмы, они полностью уничтожены. Их количество достигало около 20. В среднем, общее количество храмов на территории Абхазии в прошлом достигало 160.

apsny.ru

Село Команы и святыни Абхазии


Абхазская Православная Церковь,  существовавшая исторически церковь как автономная единица в настоящее время не получила признания со стороны поместных православных церквей.

На 1993 год всю Абхазию обслуживали только 4 священника из которых трое были русских и один абхазец.

Богослужения совершаются на абхазском и церковно-славянском языках. В феврале 2014 года в Сухуме открыто духовное училище имени Святого Иоанна Златоуста.

Православная церковь с неурегулированным самопровозглашённым автономным статусом в Абхазии, над территорией которой де-юре признаётся иными поместными Церквами, включая Московский Патриархат, юрисдикция Грузинской Церкви.
Де-факто, православные клирики в Абхазии с начала 2000-х годов состоят в ведении Майкопской епархии РПЦ.


Храм в г.Гагры
Попасть в Абхазию сейчас непросто. Хотя въезд безвизовый, но для мужчин-мирян доступ практически невозможен - в Абхазии опасаются нового военного конфликта. Для женщин препятствий нет. Духовных лиц пропускают, но с проблемами.

Абхазия - это земля Божией Матери. Рядом с Новоафонским монастырем находится гора, называемая Иверской. На ней есть чудотворный источник Иверской иконы Божией Матери. Удивительно, что вода течет на высоте порядка 2000 метров. Когда-то воды там не было, но по молитвам монахов Богородица благоволила дать им источник.
До революции в этом монастыре находилась икона Божией Матери "Целительница", которая была передана из Староафонского монастыря. Эта келейная икона небольших размеров сейчас хранится у одного архимандрита, живущего на Украине, близ Почаевской лавры. Я слышал о том, что новоафонские монахи просили архимандрита вернуть святой образ в обитель, и тот ответил: еще не время, но настанет день - и икона возвратится в монастырь..

Село Команы (Коман, Каманы) в Абхазии — одно из самых почитаемых христианами мест, история которого насчитывает более двух тысяч лет. Центр христианской культуры Абхазии. Расположено оно в Сухумском районе, в 15 км от центра абхазской столицы Сухуми на берегу реки Западная Гумиста. Название поселения переводится как «Святое место».

Согласно христианским преданиям, в 308 году здесь умер и был погребен Святой Мученик Василиск, который был племянником святого мученика Феодора Тирона пострадал с братьями Клеоником и Евтропием во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия. Гробница святого мученика Василиска Команского с его мощами находится в храме IV века. Рядом протекает и его святой источник. В IV или V веке была предпринята попытка извлечь мощи св. Василиска Команского наружу, но из могилы вышел огонь - святой таким образом не благословил, чтобы его мощи были обретены. По преданию, в этом же храме совершил свою последнюю литургию святитель Иоанн Златоуст.


В селе функционирует деревянная часовня христианского мученика, а также есть святой источник, который пробился из-под земли в том месте, где святому отрубили голову. Считается, что вода из этого источника обладает целебной силой. Каждый год во время Крещения к источнику приезжает большое количество верующих не только со всей Абхазии, но и из других стран. В соответствии с поверьем, тот, кто окунется в этот день в воде источника, получит прощение своих грехов и благословение Всевышнего. Именно поэтому даже в самые холодные зимы, в Крещение здесь можно наблюдать много желающих почувствовать на себе чудодейственную силу этой воды.

В селе Михайловка рядом с кладбищенской церковью похоронен последний глинский старец - схиархимандрит Серафим (Романцов). Он был духовником Глинской пустыни, а когда жил в Абхазии, то и здесь окормлял духовно монахов. Умер схиархимандрит Серафим в 70-е годы нашего века..

Столетие спустя, в 407 году в Команах умер Святитель  Иоанн Златоуст, который был одним из трех Вселенских святителей и учителей наряду с Василием Великим и Григорием Богословом. До 483 года тело святителя находилось в селе, после чего его перенесли в Константинополь. Перенесение мощей из Команы в Константинополь Церковь празднует 9 февраля.


В Команах действует мужской монастырь Иоанна Златоуста. При строительстве колокольни в земле была обнаружена гробница, в которой, предположительно, был погребен святитель до переноса его тела в Константинополь.


В настоящее время гробница находится в храме, а место первоначального погребения Иоанна Златоуста стало центром паломничества православных верующих.

В селе Команы в недалеко от храма Иоанна Златоуста находится еще одно святое место, куда приезжают паломники со всей России — грот, где была спрятана голова Иоанна Креститетя, являющегося ближайшим предшественником Иисуса Христа.


В 18 веке реликвия была похищена и тайно вывезена из Византии в Абхазию. Спустя век, она была найдена и возвращена в Константинополь, а грот в Команах стал почитаться как священное место для христиан всего мира.


На стене грота проявился нерукотворный образ главы Иоанна Крестителя.

Сегодня небольшое село Команы в Абхазии является крупнейшим центром паломничества и экскурсионным объектом. С 1898 по 1924 годы здесь находился женский монастырь, который был разрушен в период СССР.

Сама Абхазия является одной из стран самого раннего распространения христианства. Здесь еще в I в. н.э. проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и его спутник Симон Кананит, посланные Богородицей для просвещения народов Кавказа. Согласно древнему преданию, апостолы перед отправлением метали жребий, кому в какую страну направиться для проповеди Евангельской веры. Богородице достались земли Иверии, но перед самым отправлением Ей явился Ангел Божий, повелев остаться в Иерусалиме и послать вместо себя Андрея и Симона. Так апостолы оказались в этих землях. Симон Кананит просвещал здесь, а Андрей Первозванный ушел далее в земли горцев. Во времена гонения христиан иверским царем Аркадием Симон был обезглавлен римским легионером в 55 г. на берегу реки Псырцха (нынешний Новый Афон), где он жил и где был погребен. В VI в. на месте упокоения святого был возведен храм, существующий и поныне.


Один из самых старых действующих храмов Нового Афона – Храм Святого Симона Канаита расположен на левом берегу реки Псырцхи. Под основанием храма погребен сводный брат Иисуса Христа, апостол Симон Зилот из Канны Галилейской. Симон был сыном Иосифа Обручника и вел свою проповедническую деятельность в Абхазии.

Строительство храма над его могилой началось еще в IX-X веках. С этого времени храм неоднократно перестраивался, последний раз это было в 1882г. До наших дней сохранились некоторые фрагменты древних фресок. В престольный праздник храма – 23 мая множество паломников съезжаются сюда.

Также православным верующим стоит посетить еще одну православную святыню - пещеру, где располагалась келья апостола Симона Канаита. Келья представляет собой неглубокий естественный грот в ущелье реки Псырцхи. Апостол жил тут в 53-55 гг н.э. и неподалеку от этой пещеры Симон Канаит был убит.


Христианская община в Абхазии неизменно росла, и уже в IV в. здесь были свои пресвитеры и епископы. Одним из важнейших очагов распространения раннего христианства в регионе стала нынешняя Пицунда. Документально известно, что в 325 г. пицундский епископ Стратафил принимал участие в I Никейском Вселенском соборе.

Утверждение христианства в Абхазии во многом связано с именем византийского императора Юстиниана I, развернувшего массовое церковное строительство во всей империи. Здесь, на месте древнего языческого святилища в Пицунде, им возводится храм Богородицы и присылаются сюда священнослужители. При нем христианство в 529 г. официально становится государственной религией Абхазии. По мере роста влияния Абхазского государства христианство распространяется и дальше на северокавказские народы. Так, по инициативе абхазских царей, проводится крещение аланских племен.

В Абхазии сохранилось пять храмов VIII—XI вв., которые можно считать классикой абхазской архитектуры. Это соборы в Пицунде, Лыхны, Новом Афоне, Мокве и Архызе. Пицунда исстари служила местопребыванием абхазских католикосов, она считалась центром православной жизни в Абхазии.


Другим не менее значимым религиозным центром было село Моква, бывшее «матерью Абхазии», где размещалась архиепископская кафедра, игравшая для абхазов громадное значение. В древнем Моквинском храме во имя Успения Божией Матери (XIVв.) упокоились многие абхазские епископы, владетельные князья и иереи. Храм отличался богатством и великолепием, был украшен мраморными колоннами, имел даже мраморный иконостас. Он по-прежнему удивляет своей величественностью, лишь утратив свое былое внутреннее благолепие. Полчища персов, турков-сельджуков, арабов не раз проходили по этой земле, разоряя храмы и сёла, истребляя огнем и мечом христианские святыни. Поэтому так мало осталось драгоценных святынь, что пощадило жестокое время.

С приходом в Абхазию турок в XVII в. начинается исламизация населения. Христианские храмы пустеют, святыни прячутся в безопасных местах. Однако ислам не становится основной религией для абхазов. Лишь часть абхазского народа, которая живет в Турции, - мусульмане. Вообще абхазцы - нация малочисленная. Всего по миру их около 300 тысяч человек. В самой Абхазии проживает только 100 с небольшим тысяч человек, это православные христиане.


храм г.Пицунда
Именно на территории современной Пицунды находятся самые древние церкви. Это объяснимо тем, что именно здесь в 4-м веке была основана первая христианская община.


Остатки языческих верований плотно переплетаются здесь с приходящими религиями. Религия абхазов, по замечаниям тогдашних современников, представляла собой смесь христианства с пантеизмом. Когда русские войска впервые вошли в Пицундский храм, то нашли его переполненным рогами животных и другими языческими приношениями. После добровольного присоединения в 1810 г. к России принимаются меры к восстановлению истинного Православия в Абхазии и проводится массовое крещение абхазов. Прекращается независимость Абхазской церкви, ставшей епархией.


До войны с Грузией в 1990 г. Сухумо-Абхазская епархия входила в состав Грузинской православной церкви, получившей свою независимость от РПЦ в СССР по распоряжению И.В. Сталина. Но сегодня грузинское духовенство покинуло Абхазию. Из 140 абхазских храмов в настоящее время действует лишь 15 и два мужских монастыря — Новоафонский и Команский. На великодушное предложение Патриарха Московского  прислать сюда для исполнения церковных обрядов русских священников Грузинская церковь ответила категорическим отказом, не желая никого пускать на свою «каноническую территорию».


Храм г.Гудаута
Храм 10 века, который ни разу со времен освящения не прекращал богослужения несмотря ни на какие бедствия, происходившие за его стенами.


По сегодняшний день в горах Кавказа на территории Абхазии живут порядка 30-40 монахов-отшельников.

.

filaretuos.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о