Художественная литература ушакова подготовительная группа – Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему: перспективный план Чтение художественной литературы подготовительная группа | скачать бесплатно

Содержание

"Перспективное планирование по художественной литературе в подготовительной группе по ФГОС"

Вид деятельности

Тема и задачи

Сентябрь

1 – я неделя

2 – я неделя

3 – я неделя

4 – я неделя

Тема: «Откуда пришла книга» А.Барков, Р. Сурьянинов

Тема: «У слонёнка день рождения» Д.Самойлов

Тема: «Тайное становится явным» В. Драгунский

Тема: «Осень» Е. Трутнева стихотворение

(заучивание наизусть)

Задачи: формировать представления детей о книге как источнике знаний; развивать слуховое внимание; воспитывать бережное отношение к книге

Задачи: учить детей читать в лицах отрывок из стихотворения, развивать умение передавать жестами, мимикой своё отношение к героям, воспитывать интерес к поэтическому слову.

Задачи: учить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев, видеть связь названия текста с его содержанием, развивать связную речь, воспитывать доброжелательные черты характера

Задачи: учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы, подбирать эпитеты, метафоры для описания осенних пейзажей, развивать речь, воспитывать любовь к природе

Словарная работа

Школа, школьники, ученики, первоклассники, букварь, книга

День рождения, гости, подарок

Поступок, тайна, обман, «тайное становится явным»

Осеннее убранство, сыплются, шелестят

Материал и оборудование

Книги различной тематики, иллюстрация «Первое сентября»

Иллюстрация

Мешочек, шило или большая игла

Детские рисунки на осеннюю тему, иллюстрации

Методическая литература

Н.С. Голицына, «Конспекты комплексно тематических занятий» (ДЛ №18, стр. 6)

Интернет ресурсы

О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 159

О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 140

Вид деятельности

Тема и задачи

Октябрь

1 – я неделя

2 – я неделя

3 – я неделя

4 – я неделя

Тема: «Почему Земля живая» М.Ляшенко, А. Мусатов

Тема: «Стрекоза и муравей» И. А. Крылов (басня)

Тема: «Лесные домишки»

В.Бианки (рассказ)

Тема: «Хлебный голос» С.Ремизов (мудрая сказка), либо К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

Задачи: формировать представление о культуре природопользования, развивать интерес к прочтению рассказов, воспитывать любовь к природе

Задачи: формировать представление о басни, её жанровых особенностях, подводить детей к аллегории басни, её идеи; развивать интерес к басни, воспитывать чуткость к образному строю языка басни

Задачи: познакомить с творчеством В.Бианки; учить понимать главную мысль рассказа; развивать знания о жанровых особенностях рассказа; воспитывать сочувствие к героям книги

Задачи: закрепить знание структуры сказки, формировать оценочное отношение к героям; помочь разобраться, почему эту сказку называют «мудрой»; развивать связную речь; воспитывать эмоциональное отношение к героям сказки

Словарная работа

Земля, планета, плод, плодородная, богатая

Человек, мастер, рукодельница, трудиться

Гнездо, домик

Бог, царь, дурёха, сноха, голос, Русь, Хлебный

Материал и оборудование

Карта климатических зон России, иллюстрации фруктов

Портрет И. А. Крылов

Портрет В.Бианки

Портрет писателя, книга, иллюстрации про хлеб

Методическая литература

Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» ДЛ №18 стр. 48

О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 148

Н.В. Лободина «Комплексные занятия» стр.336

И.А. Осина; Е.В.Горюнова «Перспективное планирование « ДЛ №39 стр. 69, либо ПР №4 стр. 70

Вид деятельности

Тема и задачи

Ноябрь

1 – я неделя

2 – я неделя

3 – я неделя

4 – я неделя

5 – я неделя

Тема: «Хроменькая уточка» Л.Нечаев

Тема: «Уж небо осенью дышало» А. Пушкин (заучивание)

Тема: «Василиса прекрасная» ( русская народная сказка)

Тема: «Что за прелесть эти сказки» (сказки А.Пушкина)

Тема: «Айога» (нанайская сказка)

Задачи: познакомить с украинской народной сказкой; учить понимать главную мысль; развивать представления о художественных образах сказки; воспитывать бережное отношение к птицам

Задачи: познакомить с творчеством А. Пушкина; учить читать наизусть стих-е; развивать интонационную выразительность речи; воспитывать чувство радости от восприятия стихов

Задачи: учить осмысливать характеры персонажей сказки; формировать образность речи, понимание выражений; развивать творческие способности; воспитывать любовь к сказкам

Задачи: уточнить представления о сказках А.Пушкина; помочь почувствовать своеобразие их языка; воспитывать потребность рассматривать книгу

Задачи: учить осмысливать характер персонажей сказки; понимать образное содержание; развивать умение связно передавать содержание произведения, воспитывать любовь к маме

Словарная работа

Двор, осень, стоял

Царевна,

Нанаец, стойбище, ровдуга, растопырила, бултыхнулась

Материал и оборудование

Портрет писателя, иллюстрации перелётных птиц

Портрет А.Пушкина

Иллюстрации к сказке

Иллюстрации к сказкам, книги А.Пушкина

Иллюстрации жителей народа -нанайцы

Методическая литература

О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 147

И.А. Осина, Е.В.Горюнова «Перспективное планирование» ДЛ №39 стр. 68

И.А.Осина, Е.В.Горюнова «Перспективное планирование» ДЛ №39 стр. 72

И.А. Осина, Е.В.Горюнова «Перспективное планирование» Дл №39 стр. 69

И.А. Осина, Е.В.Горюнова «Перспективное планирование» Дл №39 стр. 68

Вид деятельности

Тема и задачи

Декабрь

1 – я неделя

2 – я неделя

3 – я неделя

4 – я неделя

Тема: «Мороз Иванович» В.Одоевский (сказка)

Тема: «Снегурочка» русская народная сказка

Тема: « Кошкин дом» С.Маршак (чтение по ролям)

Тема: «Старик – годовик» В.Даль

Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать её идею; показывать связь идеи сказки со значением пословицы; развивать слуховое восприятие; воспитывать любовь к природе

Задачи: учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев; развивать интерес к прочтению сказки; воспитывать любовь к русскому народному творчеству

Задачи: учить чувствовать ритм стихотворения; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; воспитывать бережное отношение к огню

Задачи: учить выделять главную мысль сказки, её мораль; использовать пословицы для формулировки идеи сказки; развивать память, речь; воспитывать любовь к природе

Словарная работа

Деревня, старики, Снегурочка, лепить

Выскочила, выпучила

Материал и оборудование

Книга со сказкой, краски, бумага

Книга со сказкой, иллюстрации к сказке

Книга со стихотворением

Портрет В.Даля, книга с иллюстрациями

Методическая литература

О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр.156

О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр.153

Интернет-ресурсы

И.А. Осина, Е.В.Горюнова «Перспективное планирование» Дл №39 стр. 73

Вид деятельности

Тема и задачи

Январь

1 – я неделя

2 – я неделя

3 – я неделя

4 – я неделя

Тема: каникулы

Тема: «Ворона и лисица» И.Крылов (басня)

Тема: «Сказка про храброго зайца – длинные уши, короткий хвост» Д.Мамин - Сибиряк

Тема: «Гуси - лебеди» А.Ремизов (сказка)

Задачи: учить понимать аллегорию, её обобщённое значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые средства текста басни; развивать чуткость к восприятию образного строя языка; воспитывать сострадание к героям

Задачи: закреплять знания об особенностях разных литературных жанрах; учить целостно воспринимать текст сказки; развивать умение подбирать сравнения. Синонимы. Антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению

Задачи: учить выделять главную мысль сказки, её мораль; использовать пословицы для формулировки идеи сказки; развивать память, речь; воспитывать любовь к природе

Словарная работа

Свет зеркальце, я ль милее

«Душа в пятки ушла»; «задал стрекоча», «выбился из сил», «задрать нос»

Братец, сестрица, кисельные берега

Материал и оборудование

Книга с басней, иллюстрации к басне

Книга со сказкой

Книга со сказкой

Методическая литература

Интернет ресурсы

О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр.144

Интернет ресурсы

Вид деятельности

Тема и задачи

Февраль

1 – я неделя

2 – я неделя

3 – я неделя

4 – я неделя

Тема: «Слепая лошадь» К.Ушинский (литературная сказка)

Тема: «Друзья здоровья»

Юлия Шалева (сказка)

Тема: «Сивка - Бурка» М.Булатов» (русская народная сказка)

Тема: «Илья Муромец и Соловей разбойник» (былина)

Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к домашним животным

Задачи: учить выделять главную мысль сказки, её мораль; использовать пословицы для формулировки идеи сказки; развивать память, речь; воспитывать любовь к природе

Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к домашним животным

Задачи: учить понимать главную мысль басни; развивать умение использовать в речи средства интонационной выразительности; воспитывать чувство радости от процесса чтения книги

Словарная работа

Лошадь, животное, слепая, домашнее

Окраина, микроб, по-соседству, незнакомец, хмуриться, закалять, прохладная

Сивка, бурка, сеновал, гонец, перстень, лукошко, терем, клич кликать, вкопанный

Разбойник, соловей, былина

Материал и оборудование

Портрет писателя

Портрет писателя

Иллюстрации к сказке

Иллюстрации к былине

Методическая литература

Интернет ресурсы

Интернет ресурсы

О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 138

И.А. Осина, Е.В.Горюнова «Перспективное планирование» ДЛ №39 стр. 68

Вид деятельности

Тема и задачи

Март

1 – я неделя

2 – я неделя

3 – я неделя

4 – я неделя

5 – я неделя

Тема: «Сынко – Филипко» обр. Карнауховой

Тема: «Сказка о комнатном растении»

Тема: «Машина каша» Н. Нищева (стихотворение)

Тема: «Ты лети к нам, скворушка» В.Орлов (заучивание)

Тема: «Если бы…» О. Бедарёв (стихотворение)

Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к маме

Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать заботу о комнатном растении

Задачи: учить чувствовать ритм стихотворения; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; воспитывать бережное отношение к посуде

Задачи: учить выразительно читать стихотворение наизусть, менять силу голоса, интонацию; развивать связную речь детей; воспитывать бережное отношение к природе

Задачи: основываясь на стих-е учить правилам дорожного движения; развивать навыки пересказа, воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь других людей.

Словарная работа

Паромщик, старость, ветошка, зыбко, кулешок, ельник, худо, заскрежетала, пестовать

Цветок, растение, комнатное, заботиться, ухаживать

Посуда, чайная, столовая, кухонная

Скворушка, перелётная птица

Гражданин, переход, шофёр, тормоза, постовой, пост, регулировщик, правила

Материал и оборудование

Фотографии мам, бабушек, мяч

Иллюстрации с комнатными растениями

Иллюстрации о посуде

Картинки перелётных птиц, портрет поэта

Портрет поэта, иллюстрации о правилах дорожного движения

Методическая литература

Интернет ресурсы

Интернет ресурсы

Интернет ресурсы

Интернет ресурсы

ПР №4 стр. 315

Вид деятельности

Тема и задачи

Апрель

1 – я неделя

2 – я неделя

3 – я неделя

4 – я неделя

Тема: «Царевна - лягушка» русская народная сказка

Тема: «Земля наш общий дом» (стихотворение)

Тема: «Апрель» Я. Аким (заучивание стихотворения)

Тема: «Малые фольклорные формы»

Задачи: учить воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; развивать поэтический слух; воспитывать любовь к животным

Задачи: учить чувствовать ритм стихотворения; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; воспитывать бережное отношение к родной земле

Задачи: учить выразительно читать стихотворение наизусть, менять силу голоса, интонацию; развивать связную речь детей; воспитывать бережное отношение к природе

Задачи: повторить известные произведения малых форм фольклора, познакомить с новыми произведениями; развивать творческие способности; воспитывать дружелюбие

Словарная работа

Диво, царевич, квакушка, закручинился, голову повесил, затужил

Земля, планета, космос, ракета

Апрель, капель, весна

Считалка, песенка, потешка

Материал и оборудование

Силуэты изображения животных пруда

Серии картин на тему: «Космос»

Рисунки-схемы, предметные картинки

Предметные картинки с разными праздниками

Методическая литература

О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 136

ПР №4 стр. 346

Интернет ресурсы

Интернет ресурсы

Вид деятельности

Тема и задачи

Май

1 – я неделя

2 – я неделя

3 – я неделя

4 – я неделя

Тема: «Ночной таран» С.Алексеева

Тема: «Дюймовочка» Г.Х. Андерсен

Тема: « Откуда стол пришёл» С. Я. Маршак

Тема: «Цветик - семицветик» В. Катаев

Задачи: продолжать учить понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки; развивать навыки пересказа; учить применять в речи образные выражения, сравнения; воспитывать бережное отношение к подвигам народа

Задачи: : учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к природе

Задачи: учить выделять главную мысль стихотворения; развивать интонационную выразительность речи; воспитывать бережное отношение к вещам, сделанными руками человека

Задачи: учить понимать нравственный смысл сказки; определять характер поступков героини; развивать связную речь; воспитывать бережное отношение к своей жизни

Словарная работа

Война, героизм, подвиг, бесстрашие, смелость

Крот, женщина, скорлупа, король Эльфов

Мебель, электроинструменты

Лети, лети лепесток; Быть по-моему вели

Материал и оборудование

Картина: «День Победы», иллюстрации ордена победы и других орденов

Картинки к сказке; портрет писателя

Предметные картинки о мебели, портрет поэта

Предметные и сюжетные картинки по теме

Методическая литература

«Перспективное планирование под ред. Н.Е. Вераксы» ДЛ №39 стр. 74 цель

ПР №4 стр. 295

Интернет ресурсы

О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 165

kopilkaurokov.ru

Перспективное планирование по художественной литературе в подготовительной группе - «Дошколенок.ру»

Дата Организованная образовательная деятельность Темы в соответствии с комплексно – тематическим планированием
Месяц Неделя Тема ООД Цель Дополнительное методическое обеспечение
Сентябрь

1.

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Чтение малых фольклорных форм -  «Чистоговорки»

 

 

 

 

Чтение рассказов о природе:  Пришвин М.М «Начало осени».

 

 

 

 

 

Заучивание стихот-ворения «Осенний» наряд

 

 

 

 

 

 

Чтение и заучивание скороговорок о птицах

Уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях чистоговорок.

Продолжать учить произносить правильно звуки в словах.

 

Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказами. Закрепить  знания детей об изменении в осенней природе. Вызвать любование красками осенней природы в процессе слушания художественных текстов.

 

Учить детей выразительно читать стихотворения, передавая интонацией красоту осенней природы. Продолжать развивать поэтический слух у детей, упражнять в умении видеть сравнение для описания пейзажа.

 

Уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях чистоговорок и скороговорок.  Продолжать учить произносить правильно звуки в словах.

Сборник чистогово-рок.

Интернет ресурсы.

 

 

 

 

Сборник рассказов об осени. Пришвин М. М

 

 

 

 

 

 

Ушакова О.С.

Интернет-ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

Сборник чистогово-рок.

Интернет ресурсы.

«Здравствуй, Осень!»

 

 

 

 

 

Моя семья, мой дом, семейные традиции.

 

 

 

 

 

 

 

Детский сад. Профессии детского сада и моих родителей на ж\д  транспорте.

 

 

 

 

Труд людей осенью. Проект одного дня «День дошкольного работника»

Октябрь

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Чтение Н Гернет, Д Хармс. «Очень вкусный пирог»

 

 

 

 

 

 

Заучивание стихотворения  А. Фета «Ласточки пропали»

 

 

Ознакомление с новым жанром – басня. Чтение «Стрекоза и муравей»

 

 

 

 

 

Чтение сказки Козлова Ю.П. «Жадный Чик и кот Васька»

Учить детей понимать юмор ситуации; уточнить представления об особенностях стихотворения, его композиции, отличии от других литературных жанров. Воспитывать у детей выдержку, умение отвечать на слова чтеца.

Закрепить знания детей о признаках осени в процессе слушания стихотворений, вызвать эмоциональный отклик на красоту осенней природы.

Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чувство к образному строю языка басни. Продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний.

Учить детей понимать нравственный смысл поступков героев произведения, его образное обобщение в пословицах.

Сборник стихов для заучивания для подготовительной группы.

 

 

 

 

 

Ушакова О.С.

 Презентация «Осень в лесу»

 

 

 

Ушакова О.С., 170

Интернет-ресурсы

Презентация "Северобайкальск"

 

 

 

 

 

 

Ушакова О.С.

Книга для чтения. Парамонова ЛА, 783

Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью. Грибы и ягоды

 

 

 

 

 

Что нам осень принесла. Дары осени. Домашние заготовки.

 

 

Моя малая Родина – город Северобайкальск

 

 

 

 

 

 

 

«Птицы вокруг нас» - птицы Северного Байкала

Ноябрь

2

3

4

Чтение В. Бианки «Первая охота»

 

 

 

 

 

Чтение басни С. Михалкова «Ошибка». Анализ фразеоло-гизмов, пословиц.

 

 

 

 

 

О.С: «Верные друзья» - чтение малых фольклорных форм.

Познакомить с творчеством писателя В. Бианки. Учить детей понимать смысл произведения, углублять представление детей о соответствии названия текста и его содержанием.

Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чувство к образному строю языка басни. Продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний.

Учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения.

«Полная хрестоматия 5-6 лет»,  стр 140

Интернет-ресурсы

 

 

 

Полная хрестоматия

Ушакова О.С, 189

Интернет-ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

Ушакова О.С, 175

Интернет-ресурсы

Наши добрые дела.  Животные, которые живут рядом с нами.

 

 

 

 

Декоративно-прикладное искусство. Дикие животные и их детеныши.

 

 

 

 

 

Мы модельеры: одежда, обувь, головные уборы. Проект одного дня -  «День матери»

Декабрь

1

2

3

4, 5

О.С: «Каким бывает снег» - чтение рассказа Г. Иванова

О.С: «Как я ловил человечков» Чтение рассказа Б. Житкова, беседа по содержанию

Заучивание  стихотво-рения И. Сурикова  «Детсво»

- Чтение рассказа В. Драгунского «Закол-дованная буква»

- Варанокова Л. «Таня выбирает елку»

 

Формировать у детей умение внимательно слушать текст, запоминать его содержание, интонационно передавать любование зимней природы.

Уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров.

Способствовать развитию речевого общения детей, обогащению и расширению словаря. Способствовать формированию интереса к народному творчеству. Продолжать формировать у детей  чувств любви и привязанности к своей культуре, к своему народу через знакомство с традициями и обычаями.

Ушакова О.С., 168

 

 

 

 

Книга для чтения

Интернет-ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

Интернет-ресурсы.

Книга для чтения.

Ушакова О.С

Здравствуй, зимушка – зима.

 

 

 

«Из чего сделаны предметы» - мир предметов, мебели, техники.

Народная культура и традиции бурятского народа.

 

 

 

Любимое озеро Байкал. «Новый год на  озере Байкал».  Проект «Снежный петушок»

Январь 2  - 4

- Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

- Чтение сказки  С. Аксакова «Аленький цветочек»

- Чтение ГХ Андерсена «Елка»

-  Чтение словацкой сказки в обр. С. Маршака « Двенадцать месяцев».

Познакомить детей с авторскими сказками, воспитывать у детей любовь к устному творчеству, желание слушать сказки.

Полная хрестоматия

Детская литература

Интернет ресурсы.

Проект «Театральное Рождество»
Февраль

1

2

3

4

Чтение сказки Г. Цыферова «Паровозик из Ромашкова»

А. Членов «Как Алёша жил на Севере» (отрывок из книги «Кто живет  в Арктике»)

 С. В. Сахарнов

 «Почему щука в море не живет»

Заучивание стихот-ворения Е. Благининой «Шинель»

Познакомить детей с авторской сказкой. Развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать новые события и названия.

Познакомить с новым произведением о животных севера. Дать детям представление, о том, почему такие животные живут на севере. Закрепить знание детей о литературном жанре «рассказ».

Дать детям представление о морских обитателях, подвести детей к пониманию, где может обитать щука. Продолжать учить детей видеть юмор в произведениях. Продолжать учить отвечать детей полными ответами на поставленный вопрос.

Учить детей читать стихотворение наизусть, передавать интонацией гордость о воспоминаниях прошедших военных днях. Воспитывать патриотические чувства.

См. сборник «Почитай со мною, мама»

 

 

 

 

Интернет-ресурсы

См. сборник «Почитай со мною, мама»

 

 

 

 

Интернет-ресурсы

См. сборник «Почитай со мною, мама»

 

 

 

 

 

Интернет-ресурсы

См. сборник «Почитай со мною, мама»

 

«Транспорт. Профессии на  ж\д. Безопасность.

 

 

 

 

Путешествие по странам и континентам. Животные Севера и жарких стран.

 

 

 

Путешествие в прошлое и будущее. Подводный мир.

 

 

 

 

 

 

«Наша Армия родная. Хочу быть таким, как папа». «Сагаалган – бурятские традиции»

Март

1

2

3

4

5

Заучивание П Соловьев

 «Подснежник»

 

 

 

 

 

Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка»

 

 

 

Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детсва»

 

 

 

О.С: «Литера-турный марафон»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О.С: «Времена года в стихах АС Пушкина»

Учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, интонационно передавать радость пробуждения природы. Развивать поэтический слух. Развивать речетворческие способности детей.

Помочь понять и оценить характер героев ненецкой народной сказкой «Кукушка». Обеспечить понимание детьми новых слов (тундра, ненцы, чум, малица, пимы).

Вызвать у детей эмоциональное отношение к литературному произведению. Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным.

Учить детей воспринимать эмоционально образное содержание произведения, осмысливать идею; закрепить представление о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ). Осмысливать значение образных выражений.

Вызывать интерес к книге и чтению, закреплять знания о любимых произведениях, книгах, развивать воображение и чувство юмора, создавать условия для сочинительства.

Продолжать знакомить детей со стихами Пушкина, привлечь внимание детей к поэтической образности, приблизить ее к детскому опыту, развивать художественное восприятие и воображение.

См. сборник «Почитай со мною, мама»

Интернет-ресурсы

«Коммуникация», В.В. Гербова.

Сборник «Сказки Севера»

О С Ушакова стр 196, См сборник рассказов В. Драгунского «Денискины рас-сказы»

Ушакова ОС Парамонова Л.А., 882

Ушакова ОС Парамонова Л.А., 404

В Северное Забайкалье пришла весна

 

 

 

 

 

Моя милая любимая мамочка.  Женские профессии.

 

 

 

«Уроки вежливости» - мальчики и девочки.

 

 

 

Неделя книги. Мужские профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«День и ночь – сутки прочь»

Апрель

1

2

3

4

Чтение басни Крылова «Лисица и виноград»

 

 

 

 

 

Заучивание стихот-ворения  В Орлова «Летит корабль»

 

 

Чтение М. Пришвина «Золотой луг»

 

 

Чтение стихов о Родине

Продолжать учить детей осмысливать содержание басни, аллегорию, образность строя языка, уточнить представление о жанровых особенностях басни, развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли

Продолжать учить детей выразительно читать стихи наизусть. Воспитывать уважение и гордость за профессию космонавта.

Продолжать знакомить детей с произведениями М Пришвина. Познакомить с понятиями первоцветы, закрепить знания о жанре рассказ

Формировать у детей представление о происхождении слова Родина, его смысле, создавать условия для личностно-значимых ассоциаций, связанных с родным краем. Познакомить с текстом гимна Российской Федерации.

Интернет-ресурсы.

Детская литература сборник «Басни Крылова»

Ушакова О.С.

См. сборник «Почитай со мною, мама»

Интернет-ресурсы

Ушакова О.С.

Ушакова О.С.

Парамонова Л.А. 912

Юмор в нашей жизни. «Веселые истории».

 

 

 

 

 

«Тайна третьей планеты» Космические просторы.

 

   «Все начинается с семени» – огород на северном окне.

 

 

Единство и дружба народов планеты Земля

Май

1, 2

3

4

- Заучивание «День Победы»  А. Токмакова

- Чтение «Мешок овсянки». А Митяев

 

 

Басня Эзопа «Орел и жук»

 

 

 

Заучивание «Чита-лочка» В. Берестов

Продолжать знакомить с традициями празднования Дня Победы, рассказать о значении этого праздника для нашей страны; продолжать учить выразительно читать наизусть стихотворения.

Продолжать расширять представления детей о жанровых особенностях басни, рассказа, их отличии от произведений других жанров.

Учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, интонационно передавать содержание стихотворения. Развивать поэтический слух.

Парамонова, 924, интернет-ресурсы

 

 

 

 

 

Ушакова О.С. 91, интернет-ресурсы.

 

 

 

Парамонова Л.А

Интернет-ресурсы

Ушакова О.С.

Проект «День Великой Победы».  Обычаи и традиции моей семьи.

 

 

 

Экологическая тропа: «Гуляет весна по лугам и полям Бурятии». Разговор о насекомых

«Скоро в школу».  Школьные принад-лежности

blog.dohcolonoc.ru

Перспективный план на год по чтению художественной литературе в подготовительной группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 9

Образовательная область «Речевое развитие» (Чтение художественной литературы)

Перспективное планирование в подготовительной группе.

воспитатель:

Тарасова Светлана Юрьевна

Первой квалификационной категории

2017-2018 год

Образовательная область «Речевое развитие» (Чтение художественной литературы)

Перспективное планирование в подготовительной группе.

Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина-Сибиряка.

Воспитание читателя, способного испытывать чувство сострадания и сочувствия к героям произведения.

Уточнить представления о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц.

Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста.

Ноябрь

9.  К. Паустовский «Теплый хлеб»

10. ДМамин-Сибиряк «Медведко»

11. Сказка Ф.Зальтена «Бемби». Фрагмент с начала сказки до слов

« - Бемби, - говорила она, - мой маленький Бемби!»

12. Былина «Садко»

Программное содержание

Учить осмысливать содержание рассказа, давать оценку поступкам героев, способствовать развитию связной речи

Помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя. Учить определять, к какому жанру относится каждое произведение. Развивать интерес и любовь к книге

Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки, помочь понять мотивы поступков героев.

Декабрь

13. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

14. Заучивание стихотворения И. Суриков «Зима»

15. Коваль «Стожок»

16. Сказка по народным сюжетам «Снегурочка»

Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С. Пушкина. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

Помочь почувствовать красоту описанной природы в стихотворении, выучить его наизусть. Закрепить знания о различиях стихотворного и прозаического жанров. Учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию

Познакомить с новым литературным произведением. Учить определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы поступков героев

Учить понимать: - образное содержание сказки; - характеры героев; - оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству

Январь

17. С. Топелиус «Три ржаных колоска» (литовская сказка)

18. Чтение В Драгунского «Тайное становится явным»

19. Маршак «Тает месяц молодой...» (разучивание)

20. Русская народная сказка «Семь Симеонов - семь разбойников»

Учить: - различать жанровые особенности сказки; - осмысливать содержание прочитанного; - связно передавать содержание прочитанного средствами игры. Формировать оценочное отношение к героям сказки

Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представление детей о соответствии названия текста его содержанию.

Продолжать знакомить с творчеством С. Маршака. Помочь вспомнить содержание прочитанного ранее произведения. Закрепить знание стихотворения и умение читать его выразительно. Познакомить с новым стихотворением.

Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями. Повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка). Учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ. Развивать умение пересказывать сказку по плану. Формировать образность речи, понимание образных выражений

Февраль

21. Рассказ М.Зощенко «Великие путешественники»

22. С. Есенин «Береза»

23. Великий сказочник Х.-К. Андерсен «Гадкий утенок» (чтение)

24. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, развивать у детей чувство юмора, продолжать знакомить с иллюстрациями художников. 

Учить: - чувствовать ритм стихотворения; - видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении

Помочь вспомнить знакомые сказки Х.-К. Андерсена, познакомить с новой сказкой. Упражнять в пересказе простых коротких произведений с помощью воспитателя, с использованием различных театров. Развивать интонационную выразительность речи

Продолжать знакомство с русской народной сказкой. Учить осмысливать характеры персонажей. Формировать образность речи, понимание образных выражений. Развивать творческие способности

Март

25. Сказка Х.-К. Андерсена «Дюймовочка»

26. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

27. В. Даль «Старик-годовик»

28. Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»

Продолжать учить различать жанровые особенности сказки; формировать оценочное отношение к героям; учить осмысливать содержание  прочитанного; совершенствовать умение связно передавать содержание  средствами игры.

Продолжать знакомить с жанровыми особенностями литературных произведений. Учить: - понимать главную мысль былины; - придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании; - использовать средства связи частей предложения рассказа

Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки. Учить: - выделять главную мысль сказки, ее мораль; - использовать образные выражения, народные пословицы для формулировки идеи сказки

Учить различать жанровые особенности сказок, осмысливать содержание прочитанного, формировать оценочное отношение к героям сказки

Апрель

29. Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»

30. Заучивание Я. Аким «Апрель»

31. Чтение В.Бианки «Лесные домишки»

32. Сказка братьев Гримм «Горшок каши»

Продолжать учить различать жанровые особенности прозы. Формировать оценочное отношение к героям. Учить: - осмысливать содержание прочитанного; - связно передавать содержание средствами игры

Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. Учить чувствовать ритм стихотворения, читать его наизусть.

Продолжать знакомить с творчеством В. Бианки; работу по развитию знаний о жанровых особенностях сказки и рассказа. Учить понимать главную мысль литературной сказки, связно передавать ее содержание.

Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл. Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки. Подвести к пониманию идеи произведения. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли

Май

33. Алексеев «Первый ночной таран»

34. Заучивание П. Соловьева «Подснежник»

35. Чтение и обсуждение сказкиА.Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы».

36. Время загадок, скороговорок и считалок

Учить эмоционально воспринимать содержание рассказа. Закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Развивать умение воспринимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оценивать поведение героев

Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в стихотворении выразительные средства.

Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги;

Повторить известные произведения малых форм фольклора. Познакомить с новыми произведениями

Литература:

- О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». М. 1999

-  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд. - М. : Мозаика-Синтез, 2014

infourok.ru

Чтение художественной литературы в подготовительной группе: картотека, рекомендуемая литература

Ознакомление детей с художественной литературой в подготовительной группе детского сада проходит разными методами. Используют произведения как народного творчества, так и авторские на любых занятиях, в играх, театральной деятельности, праздниках.

Роль чтения в развитии детей

Дети, которым часто читают художественную литературу, имеют грамматически правильную речь, могут выражать свои мысли красиво. Помимо этого, знакомство с книгой помогает малышам познавать окружающий мир, вырабатывает оценочные суждения, развивает умение различать добро и зло, учит моральным ценностям, развивает патриотические чувства, любовь к природе и многое другое.

Рассмотрим примерную картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе, а также как данные литературные творения влияют на формирование личности ребенка и готовят его к дальнейшей учебе в школе.

Задачи программы

  • Развивать интерес к литературным произведениям, желание слушать сказки и рассказы, учить выразительно рассказывать стихи, узнавать продолжение начатой книги, рассматривать с любопытством картинки, иллюстрации к произведениям.
  • Знакомить с разнообразием литературных форм: пословица, поговорка, потешка, колыбельная, загадка, скороговорка, считалочка, стихотворение, рассказ, сказка. Уметь их узнавать и различать, понимать значение пословиц.
  • Знакомить детей со средствами выразительности произведений, как можно образно описать предмет, человека, событие. При этом важно научить детей понимать, как такими образными выражениями, эпитетами и сравнениями возможно охарактеризовать литературного персонажа.
  • Учить детей выразительно декламировать стихотворения или пересказывать сказку, используя громкость и силу голоса, изменяя тембр и выбирая эмоции, подходящие для данного произведения, развивать произвольную память и внимание.
  • Развивать грамматически правильную литературную речь для успешной учебы в школе.
  • Учить сопереживать героям произведений, развивать чувство юмора.
  • Знакомить детей с русскими и зарубежными писателями и поэтами, а также со знаменитыми художниками-иллюстраторами, учить узнавать их изображения на портретах.
  • Знакомить с историей народа с помощью былин и сказаний.

Художественная литература в подготовительной группе по ФГОС

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дан примерный список литературных произведений, которые рекомендованы для ознакомления детьми в детском саду. Конечно, на этом ни один воспитатель не останавливается. Педагоги - творческие люди, которых невозможно поставить в жесткие рамки цензуры. Используется, помимо основных, еще и целый ряд дополнительных произведений.

Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе имеет основные разделы. Это малые литературные формы - песенки, потешки, например, "Чигарики-чок-чигарок", "Идет матушка-весна", Когда солнышко взойдет..." и т. д.

Небольшие стихотворные формы применяют в календарных обрядовых песнях. При знакомстве с традициями народной культуры читают и заучивают наизусть колядки, например, "Коляда, коляда, ты подай пирога" или "Как пошла коляда...", на Масленицу - "Как на масленой неделе..." или "Тин-тин -ка...".

Учат посмеиваться над недостатками прибаутки - "Федул, что губы надул?" или "Где кисель - тут и сел". Развивают чувство юмора небылицы - "Богат Ермошка" или "Вы послушайте, ребята".

Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе предусматривает и знакомство с поэтическими произведениями русских поэтов, таких как А. Блок, "Ветер принес издалека", М. Волошин, "Осень", С. Есенин, "Пороша", М. Лермонтов, "На Севере диком", Ф. Тютчев, "Весенние воды" и т. д.

Когда знакомят детей с поэзией

Восприятие художественной литературы в подготовительной группе происходит не только во время отдельных занятий. Читают детям стихотворения воспитатели и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при изучении правил дорожного движения читают стихи про светофор и как переходить дорогу.

На занятиях по ознакомлению с природой загадывают загадки про животных, овощи и фрукты. Например, когда знакомят детей с жизнью пернатых, то используется художественная литература о птицах. В подготовительной группе можно почитать В. Жуковского "Жаворонок", А. Пушкина "Птичка", В. Орлова "Ты лети к нам, скворушка". Времена года помогут изучить творения таких авторов: И. Суриков, "Зима", П. Соловьева, "Подснежник", Ф. Тютчев, "Зима недаром злится", Я. Аким, "Апрель", П. Воронько, "Лучше нет родного края", Л. Станчев, "Осенняя гамма".

Чтение стихов во время игровой деятельности

В театральных постановках часто обыгрываются такие стихотворные произведения, как: К. Аксаков, "Лизочек", С. Маршак, "Кошкин дом", Л. Левин, "Сундук".

Во время сюжетно-ролевых игр можно предложить детям спеть колыбельную песенку. А на праздники (например, в Рождество) походить по другим группам и кабинетам детского сада, устроив костюмированное колядование с мешком для подарков.

Помимо программных произведений много стихотворений дети непроизвольно запоминают по ходу подвижных игр или физкультминуток, которые проводятся в свободное время или с целью отдыха от статического сиденья на занятии.

Что за праздник без стихов

При подготовке к утренникам или организации спектаклей дети также заучивают огромное количество стихотворений и песен, как своих, так и чужих, которые по сценарию предназначаются для других детей.

Это все развивает память и интерес к стихотворным произведениям. Есть еще целый ряд словесных игр, применяемых воспитателем на занятиях по развитию речи, которые дают возможность детям самим придумывать рифмы.

Моральное воспитание через художественную литературу

Во время чтения литературных произведений дети знакомятся с разными персонажами, как положительными, так и отрицательными. Слушая текст, ребята учатся сопереживать героям, сочувствовать их бедам и неприятностям, проявлять заботу о ближнем, различать хорошее от плохого, добро и зло. После прочтения произведения, особенно такого морального смысла, воспитатель обязательно проводит беседу, стараясь укрепить уверенность детей в моральных принципах, понятых в ходе прослушивания литературного творения.

Список художественной литературы для подготовительной группы детского сада содержит целый ряд таких произведений.

Рассмотрим несколько из них.

В. Катаев, "Цветик-семицветик"

Это знаменитое произведение Валентина Петровича Катаева, конечно, с детства знакомо почти всем. По мотивам этого произведения для детей был снят мультфильм. Напомним вкратце содержание сказки. Девочка Женя по просьбе мамы пошла в магазин за баранками, по дороге отвлеклась, и незнакомая собака съела все бублики. Когда Женя пыталась ее догнать, то попала в незнакомое место и заплакала. Вышедшая навстречу ей старушка дала ей волшебный цветочек с 7 лепестками. Если оторвать лепесток и произнести нужные слова, то желание тотчас же исполнится. Так девочка вернулась домой.

Потом она на всякую ерунду потратила все свои лепестки, кроме последнего. Встретив в парке мальчика-инвалида, Женя последний лепесток с пожеланием посвятила выздоровлению этого незнакомца. После волшебного воздействия цветка мальчик вскочил на ноги и побежал с девочкой дальше играть.

Произведение В. Катаева "Цветик-семицветик" учит детей понимать важность человеческой жизни и здоровья по сравнению с ненужными капризами, такими как отправиться на Северный полюс, отремонтировать чашку или заказать целую кучу игрушек.

Воспитание отзывчивости сказками

Не зря мудрые люди говорят: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Каждое произведение рекомендованной литературы, в том числе и сказки, учит детей мудрости, соблюдать золотое жизненное правило - как ты относишься к человеку, так и он будет относиться к тебе.

Возьмем, например, сказку в обработке известного писателя и педагога Константина Ушинского "Не плюй в колодец - пригодится воды напиться". Она тоже включена в картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе детского сада.

Отзывчивая падчерица Машенька угостила мышку кашей, и та ей помогла обмануть медведя. За свою доброту девочка получила щедрые подарки. А родная дочь старухи Наташка не была такой сердобольной, мышка осталась голодной. Соответственно, и злая девочка получила вместо награды сплошные тумаки от медведя, еле ноги унесла.

Та же нить прослеживается во многих русских и зарубежных сказках - "Кот в сапогах", "Дюймовочка" Х. Андерсена, "Айога" и других.

Словесные игры

Часто в детском саду воспитатели организовывают литературные викторины. Их можно придумать великое множество. Одним из вариантов игры может быть угадывание названия сказки по прочитанному небольшому отрывку. Еще рекомендуется поиграть в игру "Узнай персонаж сказки". Воспитатель зачитывает отрывок или описывает устно какого-то литературного героя, а дети его должны правильно назвать.

Следующий вариант словесных игр по мотивам произведений художественной литературы - это игры "Назови положительных героев и их качества", "Назови отрицательных героев, чем они тебе не нравятся".

Можно пересказывать или узнавать сказку по алгоритмам. Например, воспитатель дает несколько ключевых слов в правильном порядке (это могут быть картинки), а дети по ним составляют сказку. Можно даже, развивая фантазию, самим придумывать сказки.

Поможет запомнить виды литературы игра "Назови, что это?". Воспитатель читает отрывок сказки, рассказа или стихотворения, а дети угадывают вид литературы.

Развитие речи и памяти дошкольников

При постоянном знакомстве с различными произведениями у детей откладывается в памяти грамматически правильная речь, а заучивание стихотворений и пересказ прозы - рассказов и сказок - закрепляет эти навыки. Скороговорки способствуют развитию фонематического слуха, малыши лучше произносят слова, а это важно, так как дети подготовительной группы - это выпускники детского сада. Им нужно иметь для обучения чтению в школе навыки правильной речи.

В запоминании участвует произвольная и непроизвольная память. При чтении произведений в стихотворной форме дети все равно запоминают отрывки или отдельные строки произведения.

Художественная литература для подготовительной группы детского сада имеет большое значение в разностороннем развитии детей. Просмотрев данный каталог для чтения, родители дома могут тоже заниматься воспитанием моральных качеств ребенка с помощью произведений известных авторов.

fb.ru

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе «Полёт в сказку»

Номинация: конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.
Автор: Головкова Галина Николаевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории

 

«Полёт в сказку»
(Развитие дошкольников в игре)

Цель: Развивать интерес к художественной литературе.

Ход мероприятия: (Дети заходят и стоят у входа в музыкальный зал)

Организационный момент: (Тихо звучит музыка «В гостях у сказки»)

Воспитатель:

— Сегодня нас ждёт что-то необычное – мы попадём в сказку.

— когда то люди что бы порадовать своих маленьких деток сочиняли сказки. Детки подрастали – своим детям их рассказывали, каждый, что-нибудь своё в них добавлял. Так и дошли сказки до нас через века.

— А кто скажет, почему сказки называют русскими народными?

Дети: (Их написал русский народ)

Воспитатель — А чем отличается сказка от рассказа?

Дети: (Сказка – это то, чего не может быть на самом деле, это вымысел)

Воспитатель — А какие бывают сказки?

Дети отвечают.

Воспитатель — А в сказках, на чём путешествуют?

Дети: (На ковре самолёте, на метле, на воздушном шаре, на ласточке, на лошади, на печке, на гусях, в карете, пешком, в летающем домике) (музыка замолкает)

Воспитатель — Мы полетим сегодня на ковре – самолёте, вот он – садитесь.

(Звучит музыка – релаксация) Давайте закроем глаза и чуть — чуть помолчим.

Воспитатель — Что вы видите. Где мы летим? Вот мы летим над полями, лесами, морями, мимо городов и деревень. Как красиво кругом.

Воспитатель — Откройте глаза. (Музыка замолкает)

(ОТКРЫВАЕТСЯ ШИРМА)

Воспитатель – Вот мы и на месте.

— Посмотрите. Какой- то сундук. Интересно, что там? (Открывает).

Воспитатель — Там записка: «Вы в сказочной стране и вас ждут сказочные задания. Идите по страницам сказок по стрелке и выполняйте их. Если вы выполните их все вас, ждёт сюрприз, а если нет- то я заколдую вас, и вы не сможете найти дорогу домой. Волшебница Бастинда.»

Воспитатель Вот это да! Ну, что ж, будем выполнять задания? Ну, мы не боимся, потому, что знаем: В сказках добро всегда побеждает зло! Проверим? Тогда тихонечко идём. Вот и стрелка.

Игра с заданиями.

Воспитатель — А вот и первая страница. Что здесь?

— А здесь, портреты писателей и книги. Как вы думаете, что нужно сделать?

Дети: Назвать автора и его книгу.

Воспитатель — Да, нужно узнать автора и рядом с его портретом положить его сказку.

(Дети по портрету называют автора и название сказки)

Воспитатель: Молодцы! С первым заданием мы справились. Идём дальше по стрелке?

— А вот и следующая страница.

Воспитатель — Посмотрите, экран какой — то с нотками, значит, эта страница – музыкальная. ( На мультипроекторе нарисованы нотки) Я догадалась, нужно угадать героя по песне. Послушаем? Тогда давайте присядем. (Дети садятся на расставленные мягкие модули).

(Звучат отрывки песен крокодила Гены, Винни Пуха, Бременских музыкантов, кота Леопольда – дети отгадывают героя и на экране появляется отрывок – видео)

И тут всё у нас получилось. А вот опять стрелка. Продолжим путешествие? (Дети идут по стрелке)

Воспитатель — А вот и следующая страница. Ребята вы знаете, что в сказках любой предмет может оказаться волшебным. Вот обычные вещи, а вы скажете, в какой сказке они упоминаются.

Предметы: сапоги, яйцо, горошина, рукавичка, дудочка, яблоко.

Дети отвечают.

Физминутка.

Воспитатель — И с этим заданием мы справились. Только что — то я устала. Давайте встанем в кружок – Сказочная физминутка “Машенька”

Вышла Маша погулять,

И грибы пособирать.

Раз нагнулась, два нагнулась.

Посмотрела, оглянулась.

И тропинки не нашла

А к медведю в дом пришла.

Воспитатель — Идём дальше? Где у нас стрелочка? — Посмотрите, здесь иллюстрации к сказкам и какие-то пословицы.

Воспитатель – Что такое пословицы?

Дети: (Пословицы – это меткое, короткое слово, это поучения, как надо поступать и как не надо.

Воспитатель — Мы с вами знаем много пословиц и применяли их в разных ситуациях. Вы знаете, что пословицы хороши, когда сказаны к месту. Нужно знать, когда их сказать. И мы сейчас посмотрим, как у вас это получится.

— Посмотрите на эти иллюстрации. Назовите названия сказки и автора, а потом подберите пословицы. Согласны? Тогда начнем. (Воспитатель выставляет картины)

Дети:

  1. «Дудочка и кувшинчик» (В. Катаев) — (Собирай по ягодке – наберешь кузовок, Лениться, да гулять – добра не видать)
  2. «Лиса и Журавль» (русская – народная) – (Пословицы о гостеприимстве: Красна изба углами, а дом – пирогами; Гость рад – хозяин доволен)
  3. «Федорино горе» (К. Чуковский) – (Каков мастер – такова и работа, Какова пряха, такова и рубаха)
  4. «Три поросенка» (английская) — (Делу время, потехи час, В согласном стаде и волк не страшен, Палец слаб, а кулак силён)

Воспитатель — Ну, вот ещё одну страницу прошли.

Воспитатель — Всё получилось? Тогда в путь, я вижу последнюю стрелку.

Появляется Бастинда: «АААА, вот я вас и жду. Через волшебный экран я видела, как вы выполняете все задания – не понимаю, как это у вас всё получается? Решила за последними заданиями лично проследить.

Бастинда: У каждой сказки есть свой сюжет, соберите каждую сказку по порядку, по сюжету. Если вы правильно соберете и назовёте сказку, на моём волшебном экране эта сказка тотчас появится.

(Дети собирают сказки по картинкам и называют)

Дети: «Снегурочка» (русская народная), «Лиса и волк» (русская народная), «Гуси – лебеди» (русская народная). (На проекторе появляются сюжеты сказок)

Бастинда: Глянь, какие умные. Да разумные. Ладно – вот моё последнее задание.

— Посмотрите, сколько сказок, да вот только на всех иллюстрациях отсутствует или предмет какой — нибудь, или герой – вот они – все перепутаны. Посмотрим, как вы справитесь.

Воспитатель: Конечно, справимся. Сейчас только пальчики наши подготовятся к работе (пальчиковая гимнастика)

Пальчики считаем, сказки называем:

Заяц Хваста, Колобок.

И, конечно, Теремок.

Илья Муромец – дружок.

И, конечно же, царевна,

Наша Марьюшка Моревна.

Вот Хаврошечка идёт и Бурёнушку ведёт.

Тут же рядом Буратино и красавица Мальвина.

Сказок всех не перечесть и, конечно, не прочесть.

(Дети подбирают к каждой иллюстрации предмет или героя и вставляют по типу паззла)

Бастинда: Надо же справились. Ну, вот вам сундук – я отпускаю вас из своей сказочной страны. До свидания. (Уходит)

Воспитатель — На сундуке написано: «СЮРПРИЗ» Посмотрите в ларце книга русских народных сказок. Мы нашли настоящее сокровище — книгу.

И подтвердили: «В сказках добро побеждает зло»

Воспитатель — Давайте сядем на наш ковёр – самолёт и вернёмся в детский сад и почитаем сказки. Садимся.

— До свидания, сказочная страна. ( Машем) Мы полетели! (Звучит музыка)

Скачать конспект НОД по художественной литературе в подготовительной группе «Полёт в сказку».

Номинация: конспект чтение художественной литературы в подготовительной группе.
Автор: Головкова Галина Николаевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 7 «Незабудка»
Месторасположение: город Усть-Илимск, Иркутская область.

portal2011.com

Ознакомление с художественной литературой в подготовительной группе. Список литературы в подготовительной группе

Привитие ребенку любви к книге и миру художественной литературы происходит ещё в детстве. Ребята учатся находить в произведениях прекрасное и нравственное до начальной школы, а именно – в детском саду. Сегодня мы поговорим про ознакомление с художественной литературой в подготовительной группе: почему этот возраст нельзя упускать из внимания, какие формы процесса наиболее действенны, как выстраивать диалог с маленьким ребенком, если речь идет о непростых для понимания категориях?

Особенности возраста детей, перешедших в подготовительную группу

Ознакомление с художественной литературой в подготовительной группе важно потому, что возраст 6-7 лет является особенно активным этапом в развитии и становлении ребенка. Происходит усложнение игрового пространства, начинается освоение сложного взаимодействия между людьми. Дети этого возраста, в отличие от младших ребят, способны воспринять и осмыслить такие категории, как трудоустройство, брак, болезнь, рождение ребенка и т. п. Увеличивается спектр применяемых в процессе игры ролей, так как ребенок день ото дня становится все более восприимчивым к образам окружающего мира. Именно поэтому ознакомление с художественной литературой в подготовительной группе – это возможность сделать так, чтобы эти образы, идеалы, образцы были как можно более положительными.

Каких благоприятных итогов можно добиться?

Если работа будет организована правильно и рационально, то на выходе из дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) ребенок будет обладать навыками грамотной диалогической и некоторыми видами монологической речи. Формирование позиции школьника, освоение форм позитивного общения с окружающими и восприятие вещественного мира как пространства достижений человеческой культуры, обладание высоким уровнем личностного и познавательного развития – всё это глобальные задачи, над достижением которых должны трудиться в совместном тандеме и воспитатель, и родители для того, чтобы в результате ребенок смог успешно продолжить обучение в школе, чувствовал себя спокойно и комфортно. Достижению поставленных целей служит в том числе и ознакомление с художественной литературой в подготовительной группе.

Локальные, узконаправленные задачи

Чтение художественной литературы в подготовительной группе необходимо для того, чтобы:

  • Сформировать у ребенка начальные представления об особенностях мира художественной литературы. На самом простейшем, понятном уровне объяснить ему категории жанра, поэзии, прозы и их специфики, композиции, элементов языковой образности.
  • Развить поэтическое восприятие, чувство прекрасного, способность воспринимать произведение в совокупности его содержания и звучности, ритмичности, музыкальности, поэтичности. В этом особенно помогает стихотворение (про осень, лето, весну, зиму, про животных, взрослых, детей и т. д.), хотя характерны данные положения и для рассказов, и для сказок, и для небольших повестей.
  • Воспитать литературный вкус и способность улавливать, понимать и истолковывать настроение произведения.
  • Взрастить интерес к произведениям литературного творчества, обеспечить закрепление информации о содержании книги и вызвать на него эмоциональный отклик.

Почему для процесса важны родители?

Как уже было сказано выше, к ознакомлению детей с художественной литературой необходимо активно привлекать и родителей, ведь если в сознании ребенка познание и усвоение нового закрепится только за личностью воспитателя, в будущем это может привести к плачевным результатам. Привычный «наставник» уйдет, и его заменит школьный учитель, к чему новоиспеченный ученик может оказаться не готов. Это вызывает дезадаптацию, самостоятельно справиться с которой ребенку подчас бывает трудно. В этом случае существует риск необходимости обращения уже к настоящему специалисту – психологу, который единственный сможет разрешить появившиеся затруднения. Именно поэтому родители как бессменные провожатые ребенка на пути его взросления должны принимать заинтересованное участие в его жизни и постепенном формировании как ученика.

Что следует учитывать при отборе книг?

Список литературы в подготовительной группе – это составляющая процесса, которая может изменяться в зависимости от взглядов руководства, непосредственного мнения самого педагога-воспитателя, а также родителей. Здесь, в отличие от школьной программы, где над сотрудниками всех уровней довлеет невидимый призрак необходимости уложиться в отведенный годовой период и успеть охватить материал, все куда проще. Однако это не значит, что к выбору материала можно подойти «абы как». Наоборот, каждое литературное произведение должно обеспечивать осуществление познавательных, нравственных и эстетических функций. Занятие по художественной литературе в подготовительной группе всегда должно ставить во главе угла книгу, которая:

  • Имеет идейную направленность, то есть соответствует целям разностороннего нравственного воспитания, прививает любовь к отечеству, человеку, природе. В качестве главного действующего лица являет героя с положительным моральным обликом.
  • Характеризуется высоким художественным мастерством и литературной ценностью, что отражается в наличии образцового литературного языка и существовании в произведении единства содержания и формы. Яркий пример – Пушкин для детей и его сказки, где слово само по себе является искусством.
  • Решает конкретные педагогические задачи. Например, закрепляет знания о названиях, героях, авторах, возможно, даже художниках-иллюстраторах, развивает логическое и образное мышление, воображение, память, речь и т. д.
  • Определяется как доступная для данного возраста ввиду соответствия возрастным и психологическим особенностям развития, жизненному опыту детей, кругу их интересов.
  • Обладает занимательностью сюжета, ясностью и простотой композиции. Например, Ганс Христиан Андерсен, сказки которого и сегодня любимы детьми, не перенасыщал свои произведения перипетиями повествования. В «Дюймовочке» мы видим и чудеса, и приключения, которые развиваются поступательно и линейно, не запутывают малыша.

Группы произведений

Основываясь на вышеперечисленных критериях, в современных подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений выделяются следующие группы продуктов художественного творчества, а именно:

  1. Произведения русского фольклора и творчества народов мира. Традиционно наиболее активное внимание уделяется малым формам фольклора, а именно пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам, песенкам, небылицам, пестушкам, прибауткам, перевертышам, однако лавры за звание наиболее любимого детского жанра с ними разделяет и сказка.
  2. Произведения русской и зарубежной классики литературы для детей.
  3. Произведения русской и зарубежной современной литературы.

Педагог-воспитатель – главный ориентир, организатор и координатор чтения

Воспитателю никогда нельзя забывать о том, что литература для периода детства постоянно пополняется новыми экземплярами. Именно поэтому за ним как за главой данного процесса закрепляется важная миссия, а именно – неустанное ознакомление с продуктами творчества новых авторов, пересмотр круга детского чтения, исключение из него устаревших и неактуальных произведений и добавление новых, ярких, живых, интересных детям XXI века. Компетентный воспитатель также должен уметь обращаться вместе с детьми к самым разным методикам, приемам и средствам, а именно к:

  • беседе;
  • словесному чтению материала;
  • пересказу;
  • выразительному чтению;
  • театральной игре-драматизации;
  • словесной дидактической игре;
  • элементам инсценировки;
  • составлению простейших алгоритмов;
  • проведению анализа;
  • оформлению выставки, книжного уголка;
  • показу иллюстративного материала, наглядных схем и т. д.

Жанры, книги и произведения, которые никогда не будут лишними

Несмотря на то что универсального перечня произведений для занятий в подготовительной группе не существует, можно перечислить наиболее рекомендованную специалистами педагогической науки и практики литературу, обращение к которой вместе с дошкольниками никогда не пройдет даром. Сюда относятся:

  • Песенки. К примеру, «Ранним-рано поутру...», «Как на тоненький ледок...», «Веснянка» в литературной обработке Г. Литвака, «Гречку мыли» в художественной обработке Ю. Григорьева и др. Заклички - например, «Дождик, дождик, веселей».
  • Русские народные сказк: «Лиса и кувшин» в обработке О. Капицы, «Хаврошечка» в обработке А. Н. Толстого, «Финист – Ясный сокол», «Заяц-хвастун» и др.
  • Поэтические творения: произведения А. Фета, С. Маршака, Д. Хармса, Б. Заходера, И. Тургенева, С. Есенина и т. д. Какая форма наиболее помогает ребенку этого возраста систематизировать знания? Конечно, стихотворение! Про осень («Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» А. К. Толстого, в сокращении), зиму и другие сезоны, про окружающие явления, про людей – дети 7 лет могут уже не только читать, понимать и заучивать, но и на начальном уровне анализировать произведения.
  • Прозаическая литерата: рассказы Л. Толстого, например, «Косточка», «Прыжок», отдельные главы из «Чука и Гека» А. Гайдара, маленькие по форме, но крайне остроумные произведения для детей В. Драгунского, а именно «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» и др., цикл Л. Пантелеева «Рассказы о Белочке и Тамарочке» и аналогичные.
  • Сказки.

Например, Пушкин для детей и его знаменитая «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». П. Бажов, В. Бианки («Сова» и др.) – всё это авторы, с которыми ребенок еще столкнется в недалеком школьном будущем. Ганс Христиан Андерсен, сказки которого появились из воспоминаний писателя о собственной юности и детстве. Поэтому целесообразным шагом является начало работы с их произведениями уже с детьми подготовительной группы, благо материал для данного возраста подходит отлично.

fb.ru

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе на тему: «Литературная викторина»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение (ясли-сад))

№ 11 «Жемчужинка» муниципального образования городской округ

Красноперекопск Республики Крым

Конспект занятия по художественной литературе

в подготовительной группе на тему: «Литературная викторина»

Провела и подготовила

Менажиева Ф.С.

г. Красноперекопск – 2017

Конспект занятия по художественной литературе

в подготовительной группе на тему: «Литературная викторина»

Цель: с помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений. Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи). Формировать умение отгадывать литературные произведения по описанию. Закрепить знания о структуре художественных произведений.

Развивать: умение детей участвовать в диалоге, выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других; умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры, использовать выразительную интонацию речи.

Воспитывать: ценностное отношение к художественной литературе; уважение к высказываниям собеседника, умение договариваться между собой и поддерживать друг друга.

Материал: ИКТ, наборы иллюстраций к литературным произведениям, портреты писателей.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интересному миру литературы. Нас ждут три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов.

  1. «Сказочное королевство».

Чем отличается сказка от рассказа? – В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Животные умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами, обладают необычными способностями

Какие вы знаете волшебные предметы? – Метла и ступа Бабы Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, ковер-самолет, шапка-невидимка, сапого-скороходы, волшебное зеркало.

Какими сказками начинаются сказки?

Какими заканчиваются?

Сколько частей в сказке?

Игра «Отгадай сказку».

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое,

А ну подскажите имя ее. (Красная Шапочка)

На сметане мешен,

На окошке стужен.

Круглый бок, румяный бок

Покатился (Колобок)

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный человечек

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует свой длинный

Кто же это? (Буратино).

У золушки с ножки свалилась случайно

Была не простою она, а хрустальной. (Туфелька).

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабой помогла. (Мышка).

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти маленькие дети? (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»).

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя).

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор. (Айболит).

Игра «Чьи это слова?»

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел.»

(Колобок из сказки «Колобок»)

«Не садись на пенек, не ешь пирожок.»

(Маша из сказки «Маша и медведь»)

«Печка, матушка, спрячь нас!»

(Сестрица из сказки «Гуси-лебеди»)

«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? Кто тесто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пек?»

(Петушок из сказки «Колосок»)

«У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи – я никого не боюсь!»

(Заяц из сказки «Заяц-хваста»)

«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закаулочкам!»

(Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)

Игра «Угадай сказку по иллюстрации».

Игра «Исправь ошибку».

Детям нужно исправить ошибку в названии сказки.

«Суп из топора», «По заячьему велению», «Два поросенка», «Маша и волк», «Утки-лебеди», «Лисичка со сковородкой», «Свекла», «Волк и семеро щенят», «Курочка Маша».

Драматизация.

Дети тянут листочки с названием сказок «Лисичка- сестричка и волк» и «Красная шапочка». Кому какая сказка попадает, тот драматизирует отрывок из этой сказки.

  • Обыграть отрывок из сказки «Лисичка- сестричка и серый волк»

«Собрала лисичка рыбу в кучу и сидит ест. Навстречу ей волк.» Что сказал волк лисе и что она ему ответила? (дети одевают маски и говорят диалог).

  •  Обыграть отрывок из сказки «Красная шапочка».

 «Вот Красная шапочка прилегла рядом с волком и спрашивает…» Что, дети спрашивает Красная шапочка, а волк ей отвечает? (дети одевают маски и говорят диалог).

  1. Физминутка «Сказка даст нам отдохнуть».

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем – и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

 - Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево-вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

 - Чтоб была спина пряма

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять

Красной Шапочки совет:

 - Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть. Отдохнули? Снова в путь!

  1. «Край рассказов».

Чем отличается рассказ от сказки? – В рассказах речь идет о том, что может быть на самом деле.

Игра «Портреты».

Дети рассматривают портреты писателей и называют их.

Игра «К какому рассказу иллюстрация?»

«Косточка» Л. Толстой, «Кто сказал мяу?» В. Сутеев, «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский, «Как муравьишка домой спешил?» В. Бианки, «Лисичкин хлеб» М. Пришвин.

 5.«Мир стихов».

Чем отличаются стихи от рассказов? – Стихи записывают в столбик, а еще в стихах слова созвучны.

Игра «Подскажи словечко».

Вот тебе под спинку

Мягкую (перинку).

Сверху на перинку

Чистую (простынку).

Вот тебе по ушки

Белые (подушки).

«Усатый-полосатый» С. Маршак.

Мой веселый, звонкий мяч

Ты куда помчался (вскачь)?

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко (топал)

«Мяч» С. Маршак.

Маша варежку надела.

- Ой, куда я пальчик (дела)?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не (попал)!

«Где мой пальчик?» Н. Саконская

Если бы у елочки были бы ножки,

Побежала бы она по (дорожке).

Заплясала бы она вместе с нами,

Застучала бы она (каблучками).

«Елка» Е.Трутнева.

Мама спит, она устала…

Ну и я играть (не стала).

Я волчка не завожу,

А уселась и (сижу).

«Посидим в тишине» Е.Благинина.

Пальчиковая гимнастика «Мы на пальчиках считали»

(По стихотворению И. Токмаковой).

Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Как дела? - спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: -Во!

Указательный поманет,
Погрозит, укажет путь,
А потом в носу застрянет:
Где-то ж надо отдохнуть!

Средний палец – злой мальчишка.
Щелкнет по лбу – будет шишка,
Щелк по шару – лопнет шар,
Щелк – и в обморок комар.

Безымянный до утра
Выбирает имена:
Может Петя? Или Вова?
Или Алла Пугачева?
Мальчик-с-пальчик? Карабас?
Все уж было тыщу раз!
Надоело, спать пора,
Лучше выберу с утра!

А мизинец – мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю –
Очень маленьких люблю!

  1. Итог занятия.

Молодцы, ребята!Какие правила обращения с книгами вы знаете?
1. Книги брать чистыми руками. 
2. Книги нельзя рвать. 
3. Книги нельзя мять. 
4. Нельзя рисовать на книгах. 
5. Нельзя загибать углы.

А если с книжкой случилась беда, стала она порванная, чем мы сможем ей помочь? (Заклеить).

Вам понравилось занятие?

Что понравилось больше всего?

Что нового вы сегодня узнали?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


menazhieva-zhemchuzhinka.educrimea.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о