Художественной чтение – понятие, принципы и основные средства передачи чувств

Содержание

понятие, принципы и основные средства передачи чувств

Умение качественно подать печатный текст выразительным художественным чтением всегда отличало людей культурных и творческих. Несмотря на то что чтец, передавая написанное, ничего не добавляет от себя и может допустить по отношению к задумке автора только голосовые импровизации, от того, как он отнесется к своей задаче, зависит очень многое, и прежде всего то, как автор будет понят слушателем.

Понятие и основные принципы художественного чтения

Речь – это один из важнейших ресурсов коммуникации между людьми, передающийся и воспринимаемый в момент общения одновременно всеми участниками разговора. Однако речь, произносимая спонтанно, сильно отличается от речи «читаемой», если к процессу подойти с одним лишь старанием донести информацию. Ключевое правило художественного чтения еще в прошлом веке было предложено русским лингвистом Ильей Чернышевым, сказавшим, что читать надо так, словно говоришь, то есть – живо и убедительно.

В чтении выразительном, как и в речевой импровизации, должны присутствовать 3 обязательных момента:

  1. Чувство, воля чтеца и мысль, которую он стремится донести, должны выступать в единстве. Это говорит о том, что, озвучивая вложенную в текст эмоцию и выпуская ее в виде интонации, чтец одновременно преподносит слушателю и свое личное отношение к произносимому.
  2. Читая текст, человек преследует ту же цель, что и разговаривая с кем-либо – ему важно, чтобы слушатель воспринял информацию в том же контексте, в каком он сам осмыслил ее.
  3. Выразительное чтение обладает всеми преимуществами невербальной передачи внутреннего смысла. Даже хорошо сделанная аудиозапись передает весь спектр активной, живой речи чтеца, включая жестикуляцию в «нужных» местах и голосовые модуляции. Что же касается артистической игры на зрителя, то здесь в ход идут все средства художественного чтения.

По мнению Станиславского, слову плоскому, лишенному «двойного дна» (подтекста), не место на сцене или в художественной среде. Творчество артиста только тем и творчество, что слова оно заимствует у писателя, а смыслом напитывается от исполнителя. Именно поэтому художественное чтение (или декламацию) относят к устным формам речи, хотя они и лишены главного аспекта свободного словоизъявления – импровизации.

Художественное чтение - это искусство

Художественное чтение в искусстве определяется как интерпретация продукта художественной деятельности первичного характера в ходе артистического исполнения. Первичный продукт творческого труда (писательское произведение) уже сам по себе является самостоятельным видом искусства, поэтому любая его трактовка, от игры со сцены до выразительного чтения, считается вторичным воплощением.

Зачастую устные выразительные средства художественного чтения - это единственновозможная творческая передача текста с тем, чтобы смысл его и структура не были потеряны безвозвратно. Примером тому выступают произведения Тургенева, Гоголя, Фета и других писателей и поэтов, столь тонко и чувственно передающих характер образов природы и людей через описательные психологизмы, что сделать это путем визуального искусства просто невозможно.

Все выразительные средства художественного чтения (а это интонации, паузы, темп, ритм и др.) весьма близки к актерской игре, однако не являются ею, поскольку здесь не присутствует момента перевоплощения (погружения) в героев. Чтец словно со стороны наблюдает за тем, что восстает перед ним со страницы книги, описывая не только события, переплетающиеся в сюжете, но и портреты героев, пейзажи, на фоне которых развиваются действия, внутренние переживания персонажей. Это позволяет слушателю проникнуться полнотой картины, не отвлекаясь на видимые образы и визуализируя их в собственной трактовке на основании «заданных параметров».

Поскольку целью художественного чтения всегда является полная и безусловная передача мысли автора произведения, творческая составляющая работы чтеца придерживается строгих границ допустимой импровизации. Заботливое отношение к оригинальному тексту – одно из важнейших правил этики для любого профессионального чтеца.

Устные средства выразительного чтения

Сложность такого жанра, как художественное чтение, заключается в невозможности использовать в полной мере весь объем вспомогательных средств, которыми располагают актеры классического театра. Весь набор инструментов, которыми мастер художественного слова вынужден оперировать перед зрительской массой – это его голос, техника речи, жестикуляция.

Как актер или актриса средствами художественного чтения передают эмоции, вложенные в произведение автором? Набор инструментов, которыми мастер может оперировать перед зрительской массой, небольшой. Однако в этом комплекте преимуществ заключены все необходимые чтецу выразительные средства искусства художественного чтения. Всего их пять:

  1. Интонация («речевые краски») – включает в себя все разнообразие возможностей голоса актера, передающих чувства и личную оценку чтеца относительно конкретных эпизодов произведения. Интонация должна нести высокую тембральную насыщенность, вариативность, обладать пластикой и естественностью.
  2. Паузы логические – отделяют группы слов или фраз по принципу их логической законченности.
  3. Паузы психологические – призваны усилить эмоциональную нагрузку данного фрагмента действия, придать эпизоду психологическую глубину, спонтанность, насытить сцену чувственным отражением переживаний героев.
  4. Темп – определяет скорость речевого потока, регулирующую все необходимые приемы интонаций, длительность пауз, возрастающую или понижающуюся динамику передачи повествования.
  5. Ритм – организует манеру и передачу произведения в целом, гармонизируя активные и пассивные перепады речевой подачи с тем, чтобы удерживать постоянный интерес зрителя.

Такие выразительные средства искусства художественного чтения, как темп и ритм, постоянно между собой взаимодействуют. В моменты придания ритму инертности темп чтения замедляется (гаснет), и наоборот, когда ритм становится энергичным, темп также убыстряется.

Невербальные средства художественного чтения

Среди необходимых приемов, используемых профессиональным чтецом, пластическое сопровождение речевой передачи относится к разряду самых сложных. По словам писателя В. Аксенова, пластика как один из ярчайших примеров средств художественного чтения является неотъемлемой частью художественного вещания, дополнительно выражающая отношение чтеца к сюжетным поворотам, поведению и образам героев.

Пластическое изложение смысловой нагрузки произведения состоит из нескольких слагаемых:

  1. Мимика – по сути, это те же интонации, только передаваемые не голосом, а движениями лицевой мускулатуры. Поскольку мимика отражает действительное отношение чтеца к тому, что он проговаривает в данный момент, исполнителю важно понять все скрытые мотивы автора и принять их как свои собственные.
  2. Жестикуляция – при том, что каждый жест исполнителя должен быть «к месту» и обязательно отрепетирован, необходимым условием использования данного приема является непринужденность. С помощью выразительных движений рукой или своевременного покачивания головы создается мощный эффект эмоционального влияния на слушателя, который усиливает впечатление от речи актера.
  3. Движения, перемещения – ресурсы механического передвижения по сцене у актера разговорного жанра очень ограничены, поэтому ему необходимо максимально вкладываться в каждый свой шаг или поворот корпусом. Умело сочетая жесты, мимику и движения, исполнитель создает на сцене иллюзию развернутого пространства, делает представление масштабным, разноплановым.

После того как актер средствами художественного чтения сумел передать или усилить какую-либо сцену, он должен временно позволить себе «затихнуть», снять напряжение со своего монолога, немного «расслабить» зрителя. Если этого не делать, то ритм выступления будет нарушен, а сюжет повествования окажется перезагружен излишней эмоциональностью.

Важные условия для совершенствования устной речи

Постановка навыков художественного чтения во взрослом возрасте сопряжена со многими препятствиями устоявшихся нарушений дикции, поэтому переобучение подразумевает прежде всего изменение восприятия человеком своей речи, а уже потом - исправление дефектов. Работа над речевыми недостатками занимает много времени и включает в себя три вида упражнений:

  • чтение скороговорок;
  • дыхательные упражнения;
  • запись своей речи на диктофон и прослушивание записанного.

Из всех известных скороговорок будущий чтец должен выбрать не более пяти, дающихся ему с особенным трудом, и прорабатывать их буквально по слогам, добиваясь безупречного произношения при высоком темпе речи. Постепенно можно переходить к проговариванию текстов, составленных из большого количества (10 и более) скороговорок, объединяющих самые сложные для произношения словоформы.

Слабая диафрагма – причина нехватки воздуха при чтении длинных предложений. Является одним из основных препятствий на пути к сцене или кафедральному помосту лектора. Человек, чтобы успеть сделать вдох, вынужден частить фразами и делать ненужные паузы, что усложняет восприятие его речи аудиторией. Помочь исправить этот недостаток призваны дыхательные упражнения для ежедневных тренировок дома:

  • надувание шариков по 3-5 штук подряд;
  • протягивание гласных звуков (всех по очереди) на выдохе до полного освобождения легких от воздуха;
  • применение метода «глубокого дыхания» - сначала делается глубокий вдох животом, затем воздух медленно перемещается в грудную клетку, распирая легкие до предела, а после этого следует протяжный полный выдох.

Время от времени домашние занятия по художественному чтению проводятся при включенном диктофоне. Прослушивая свой голос в записи, человеку проще абстрагировать его от своей личности и увидеть явные недостатки речи, ускользающие от внимания при повседневном общении.

Невнятная речь – враг дикции

Некоторые чтецы при всем своем старании не могут добиться внимания слушателя из-за невнятной, неразборчивой речи при том, что с дыханием у них все в порядке и произношение отдельных звуков также не вызывает проблем. Если данная проблема не связана с врожденной патологией или развитием сложного заболевания, бороться с ней можно с помощью несложных артикуляционных упражнений:

  • открыв рот, нужно подвигать нижней челюстью из стороны в сторону, затем – вперед и назад;
  • перекрестив на груди запястья и наклонившись вперед, протянуть любой гласный звук в самой низкой октаве, затем, разогнувшись, сделать паузу и повторить упражнение с другим гласным звуком;
  • сомкнув зубы, языком дотрагиваться поочередно до правой и левой внутренней стороны щек.

Серию упражнений проводят 5-6 раз в течение дня и обязательно – накануне публичных чтений (выступлений, лекций).

Чтение педагогическое

Целью художественного чтения на любом этапе воспитания и обучения ребенка является приобщение его к эстетическому и гуманному миру литературы. Чтобы донести до ученика смысл произведения и красоту слога, уникального для каждой книги, педагог должен сам быть страстным поклонником печатного слова и гореть идеей воплощения сухого текста в живую речь.

Однако, в отличие от актера разговорного жанра, свободного в выборе темы для своего выступления, педагогу приходится иметь дело с ограниченным списком литературы, одобренным программой и рассчитанным на определенную возрастную категорию слушателя. Преподношение учителем произведения никогда не носит характер непрерывного прочтения текста, но обязательно содержит паузы, во время которых разъясняются сложные моменты действий, анализируются поступки и поведение героев.

Огромным значением для правильного понимания произведения учениками является художественное чтение повествований в различных интерпретациях. При этом школьникам предлагается сделать вывод, в каком варианте «озвучивания» уже знакомой им вещи яснее вырисовываются характеры героев, лучше проступают те или иные образы.

Выразительное чтение в средней группе детского сада

В 5-летнем возрасте ребенок уже не просто улавливает эмоциональный фон читаемой ему сказки, но и может искренне переживать за героев, выделять среди них положительных и отрицательных персонажей. Тексты для художественного чтения в средней группе подбираются содержательные, с большим количеством действующих лиц, каждое из которых играет в произведении характерную для него роль (заяц-трусишка, хитрая лиса, злой волк).

Воспитателю важно голосовыми модуляциями подчеркнуть индивидуальность каждого героя, сделать его запоминающимся. Большую роль в том, чтобы возбудить интерес детей к произведению, играют грамотно подобранные темп и ритм чтения, соблюдение логических акцентов и выразительных пауз. Те фрагменты текста, на которые следует обратить внимание детей, воспитатель прочитывает медленно и внушительно, а эпизодические моменты проговаривает своим обычным голосом и чуть быстрее разговорного темпа.

При подготовке к занятию воспитатель должен заранее разобрать текст, пометив те слова или словоформы, которые будут трудны для понимания аудиторией. Грамотная подача сложных слов, сопровождаемая жестикуляцией и мимикой, поможет детям уловить смысл незнакомых выражений и даже высказать свои предположения об их значении.

Программные задачи для дошкольников

В подготовительной группе детского сада воспитатель продолжает знакомить детей с малой художественной прозой, закрепляя в памяти дошкольников такие понятия, как считалка, пословица, поговорка, сказка, скороговорка, рассказ. Уделяется достаточно времени изучению структуры и оформлению книги: что такое оглавление? Иллюстрация? Как обозначаются главы, страницы?

Каждое прочитанное воспитателем произведение теперь анализируется с точки зрения положительности или отрицательности героев. Оцениваются поступки персонажей («А вы бы как поступили на его месте?»), создаются альтернативные варианты развития событий знакомых сказок («А если бы кошкин дом успели потушить, что тогда было бы?»). Формируются навыки использования эпитетов, сравнений, образных выражений.

В подготовительной группе ребенка ближе подводят к такому жанру, как поэтическая лирика («Весенние воды» Тютчева и др.), где много внимания уделяется описаниям природы, восхвалению красот Родины. Поэтические обороты, применяемые известными мастерами слова для уникальной передачи образов, расширяют кругозор и словарный запас дошкольника.

Выразительное чтение в подготовительной группе

Прослушивание и разучивание стихов формирует у дошкольника чувство темпа и ритма, расширяет его словарный запас, делает речь грамотной, а дикцию – четкой. Стихотворные конструкции воспринимаются ребенком легче, чем проза, но они имеют ряд особенностей, на которые следует обратить внимание дошкольника для лучшего понимания им поэтической формы:

  • в стихотворении слова идут в определенном ритмическом порядке, с чередованием ударных и безударных слогов;
  • ритмичность стихотворения определяется грамотно соблюдаемыми паузами;
  • стихотворения – это эмоционально окрашенные конструкции, требующие смены темпа, динамического развития и использования богатой палитры живого звучания;
  • читать стихи нужно звучным и чистым, в меру глубоким голосом, сила которого должна неоднократно изменяться по мере усиления или ослабления эмоциональной окраски произведения

Художественное чтение в подготовительной группе занимает очень важное место в обучении будущего школьника, ведь именно в этот период ребенок способен оценивать не только содержание текста, но и красоту слога и важность правильной передачи авторской мысли.

Известные педагоги с мировым именем, например, Константин Ушинский, предостерегали и предостерегают родителей и преподавателей от принуждения дошкольника к механическому разучиванию стихов и фрагментов прозы. По словам русского педагога и писателя, только углубленное изучение текста, нахождение в нем авторской задумки и анализ поведения героев способствуют лучшему запоминанию произведения и грамотному пересказу.

fb.ru

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ. Уроки вдохновения

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ

После необходимой подготовки речевого аппарата, занятий дикцией, постановкой голоса, овладением законами речи, чему был посвящен первый год обучения в студии, Константин Сергеевич считал возможным (не оставляя занятий техникой речи) перейти к работе над словесным действием. Первым этапом этой работы является художественное чтение.

Константин Сергеевич требовал, чтобы метод преподавания художественного слова в театральной студии был тождествен методу преподавания мастерства актера.

— Мы выращиваем актеров, — говорил он на совещании с педагогами художественного слова, — поэтому чтение, как таковое, для нас не существует. Читая, ученик должен находить живую связь с человеком.

Продолжая эту мысль, Константин Сергеевич указывал, что для драматического актера в художественном рассказе, также как и в роли, самое главное — внутренняя линия действий. Надо найти сверхзадачу рассказа, разделить его по эпизодам-событиям, наметить линию действий, создать подтекст, соответствующие видения. А задача донести эти видения до других заставит актера сделать свою речь активной, ввести в нее действенное начало.

Слово для артиста, утверждал Станиславский, не просто звук, это возбудитель образов. При словесном общении он сначала видит внутренним зрением то, о чем затем говорит. Видения, возникающие в воображении актера, должны передаваться через слово его партнерам: слушать — на нашем языке означает видеть то, о чем говорят.

Разумеется, для того чтобы возникающие в сознании актера зрительные образы были увидены другими, они, эти образы, должны быть достаточно четки, ярки, эмоционально окрашены.

— У вас не совсем благополучно с видениями, — обратился Константин Сергеевич на занятии к одному из студийцев, — Вы иногда не видите по-настоящему то, о чем говорите, поэтому перестаете действовать и начинаете наигрывать. «Прореху» в киноленте видений надо немедленно восполнять. Попробуйте сейчас пофантазировать. Каковы те лица, о которых вы вспоминаете — мать, тетя? Что они могут делать?

— Вечером играют в лото, — подает мысль студиец.

— Посадите их мысленно здесь, в этой комнате, — предлагает Константин Сергеевич, — вспомните, как протекает игра в лото. Какие еще воспоминания присутствуют в вашем монологе? (Речь идет о монологе из одного старинного водевиля. — Л.Н.)

— В детстве мы приходили к тете поздравлять ее с днем ангела.

— Откуда приходили?

— Из ближайших комнат.

— Какие были эти комнаты? Кто, кроме вас, приходил?

— Наши приятели, дети соседних помещиков.

— А вы отчетливо видите этих приятелей, эту комнату с ее мебелью, игрушками, вышивками? — продолжает свой «допрос» Станиславский. — А как вы были одеты? Всю эту картину надо нафантазировать со всеми подробностями и привыкнуть к ней, она должна стать вашим личным воспоминанием. Со временем эти подробности отпадут, но в воспоминаниях благодаря им уже будет создана нужная атмосфера. Эту атмосферу вы будете хранить в себе и в нужный момент «окунаться» в нее, вызывать в себе яркий образ того, о чем выговорите. Подлинное актерское искусство состоит, в частности, в том, чтобы каждый раз снова увидеть то, что вы уже видели неоднократно, и сегодня увидеть это не так, как вчера, и по-новому передать увиденное.

Актер должен накапливать видения, утверждал Константин Сергеевич, возвращаться к ним вновь и вновь, детализируя и углубляя факты роли. В этом актеру помогают наблюдения, знание жизни, его общая культура. Видения — это тот арсенал внутренних ощущений и эмоций, который необходим при сценическом общении.

Станиславский требовал от учеников студии умения не только создавать киноленту видений, но и передавать эти видения партнеру, заставляя его на каждой репетиции, на каждом спектакле видеть события так, как видит их сам актер.

На одном из занятий он предложил студийцу, только что прочитавшему «Первого любовника» Чехова:

— Попробуйте фразу, которая начинается словами «Евгений Алексеевич Поджаров…», рассказать по видениям. Вашим партнером буду я. Вы работали над видениями, накопили их в себе, а теперь передайте их мне. (Ученик читает.)

— Видения у вас разные, — продолжал он, выслушав ученика, — а вы валите их в одну кучу. Не следует нагромождать видения одно на другое, ведь так они не дойдут до партнера. Не замыкайтесь в себе, вникните и в состояние партнера, посмотрите, какой я сегодня, как лучше со мной общаться, чтобы передать мне свои видения. Если вы по-настоящему стремитесь к общению, то не станете говорить текст, не оглядываясь на партнера, не приспосабливаясь к нему; у вас обязательно появятся моменты выжидания, необходимые для того, чтобы партнер усвоил ваши внутренние видения и подтекст произносимых вами слов — ведь это делается не сразу.

Видения для слова, считал Константин Сергеевич, — это то же, что беспредметные действия для психофизических действий: как физические действия являются манками для чувства и переживания в области движения, так и внутренние видения должны стать манками для чувства и переживания в области слова и речи.

Большое значение в работе над словом Константин Сергеевич придавал подтексту, определяя его как внутренне ощущаемую «жизнь человеческого духа» роли, непрерывно присутствующую за словами текста. Станиславский говорил, что без подтекста слову нечего делать на сцене. Слово от писателя, а подтекст от артиста — иначе зритель мог бы не ходить в театр, а читать пьесу дома. «То, что в области действия называют сквозным действием, то в области речи мы называем подтекстом».[52] При этом Константин Сергеевич отмечал, что актеру нужен не простой (в виде мысли), а «иллюстрированный» (оформившийся в образы, картины) подтекст пьесы и роли. Создание «иллюстрированного» подтекста — один из определяющих моментов актерского мастерства. Такой подтекст дает обильную пищу воображению, обогащает авторский текст все новыми и новыми деталями, углубляет его. Кинолента видений, созданная актером, самым тесным образом связана с подтекстом, в ней отражается не только настоящее, но и прошлое и будущее роли. Такие видения определяют подлинные чувства, хотения, настроения действующего лица. Текст же служит часто прикрытием истинных стремлений персонажа и находится в противоречии с подтекстом.

Ярким подтверждением этих слов Константина Сергеевича является, например, сцена Вари и Лопахина из четвертого действия чеховского «Вишневого сада». (Роль Вари мне близка: я репетировала ее в студии под руководством М. П. Лили-ной, которая точно следовала методическим указаниям Станиславского.)

Сущность подтекста в этом эпизоде та, что Варя всем своим существом ждет предложения от Лопахина, — она любит его. А теперь, когда ее семья уезжает и Варе предстоит идти в экономки к чужим людям, она особенно жаждет стать женой Лопахина. Да и он не против, Варя по душе ему, к тому же Лопа-хин дал обещание Любови Андреевне, что женится на Варе… он хочет сделать предложение, но… с мыслями и стремлениями Лопахина вступают в противоречие его слова:

«Варя (долго осматривает вещи). Странно, никак не найду…

Лопахин. Что вы ищете?

Варя. Сама уложила и не помню.

Пауза.

Лопахин. Вы куда же теперь, Варвара Михайловна?

Варя. Я? К Рагулиным… Договорилась к ним смотреть за хозяйством… в экономки, что ли.

Лопахин. Это в Яшнево? Верст семьдесят будет.

Пауза.

Вот и кончилась жизнь в этом доме…

Варя (оглядывая вещи). Где же это… Или, может, я в сундук уложила… Да, жизнь в этом доме кончилась… больше уже не будет…

Лопахин. А я в Харьков уезжаю сейчас… вот с этим поездом. Дел много. А тут во дворе оставляю Епиходова. Я его нанял.

Варя. Что ж!

Лопахин. В прошлом году об эту пору уже снег шел, если припомните, а теперь тихо, солнечно. Только что вот холодна… Градуса три мороза. Варя. Я не поглядела.

Пауза.

Да и разбит у нас градусник…

Пауза.

Голос в дверь со двора: „Ермолай Алексеевич!“

Лопахин (точно давно ждал этого зова). Сию минуту! (Быстро уходит.)

Варя, сидя на полу, положив голову на узел с платьем, тихо рыдает…».[53]

Слова текста Варя произносила почти механически. Они были нужны моей героине для того, чтобы оправдать свое присутствие здесь, чтобы задержаться в этой комнате и дать Лопахину возможность объясниться. Мысли же ее ничего общего с текстом не имели. Она думала:

«Вот сейчас наконец-то он сделает мне предложение… вот счастье-то будет! Но что же он? О чем это он? Смущается, не знает как начать! Ну смелей, смелей, я жду… Господи! Опять о другом. Неужели… Нет, нет, сейчас скажет… все будет хорошо. Ну, ну, скорее говори, родной… Все не о том… Неужели мамочка все придумала?! Не может этого быть! Нет, нет… Ушел… все кончено… навсегда!..»

Все эти мысли Вари связаны с видениями прошлого. Лопахин часто бывал у них, оказывал ей внимание, дружеское участие, шутил с Варей, окружающие замечали его особое расположение к ней, намекали, что все это не случайно — было и стыдно, и приятно слушать это. Мысли связаны с видениями-мечтами о будущей совместной жизни с Лопахиным: Варя — полновластная хозяйка в его доме, они заботятся друг о друге, Варя помогает мамочке, дяде, Ане — ведь они беспомощны, как дети… И еще эти мысли связаны с видениями страшной, одинокой жизни в экономках у Рагулиных.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Художественное чтение - это... Что такое Художественное чтение?

        публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики), драматических отрывков; жанр эстрадного искусства. Устным творчеством поэтов-импровизаторов славилась античная Греция. Искусство декламации культивировалось в Древнем Риме. Так, например, в эпоху Французской революции 1848 актриса Рашель прославилась исполнением «Марсельезы». Её традиции продолжала актриса Агар. В жанре Х. ч. выступали выдающиеся западно-европейские актёры — братья Коклен, В. Дежазе (Франция), И. Кайнц (Германия), Г. Ирвинг (Англия) и др. Выразительное устное слово составляло основу искусства русских сказочников, скоморохов, армянских ашугов, казахских акынов. Особое место в Х. ч. занимают т. н. авторские чтения. Замечательными исполнителями своих произведений в России были А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, позднее С. А. Есенин, В. В. Маяковский и др.

         Основоположником профессионального искусства Х. ч. в России был М. С. Щепкин (вечера литературных чтений стихов Пушкина, Т. Г. Шевченко). Большой популярностью пользовались выступления импровизатора-рассказчика И. Ф. Горбунова. Героической приподнятостью, эмоциональностью отличалось чтение М. Н. Ермоловой (гражданская лирика Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова). Выдающимся чтецом был В. Н. Андреев-Бурлак, с именем которого связано появление на эстраде инсценировок-композиций по произведениям Ф. М. Достоевского, Гоголя.

         В советское время Х. ч. стало самостоятельным видом эстрадного искусства, обогатилось новыми формами. Первым профессиональным мастером был А. Я. Закушняк, выступавший с «Вечерами интимного чтения», «Вечерами рассказа». Его традиции блестяще развивал В. Н. Яхонтов, основатель особого вида Х. ч. — «Театра одного актёра». К выдающимся чтецам принадлежали В. К. Серёжников, А. И. Шварц, В. Н. Аксенов, А. Н. Глумов, Э. И. Каминка. Эпические творения мировой литературы, искусство чтеца-сказителя культивирует С. А. Кочарян. Оригинальностью отличается творчество И. Л. Андроникова, автора-исполнителя устных рассказов, посвященных писателям, актёрам, учёным. Х. ч. занимало видное место в творчестве многих драматических актёров. Мастерами этого жанра были В. И. Качалов, И. М. Москвин, Д. Н. Орлов и др. Среди современных исполнителей — Д. Н. Журавлёв, И. В. Ильинский, С. М. Балашов, В. В. Сомов, Я. М. Смоленский, Г. М. Сорокин и др.

         Лит.: Верховский Н., Книга о чтецах, М. — Л., 1950; Аксёнов В., Искусство художественного слова, 2 изд., М., 1962; Искусство звучащего слова. [Сб. статей], М., 1965.

dic.academic.ru

Художественное чтение — искусство исполнительское

Разделы: Организация школьной библиотеки


Школьная библиотека является неотъемлемой частью системы школьного образования России, а ее сотрудники действуют в соответствии с законом Российской Федерации об образовании (июль 1992 г.), Законом о библиотечном деле (декабрь 1994 г.), обязаны соблюдать основные положения Декларации прав ребенка, Этический кодекс Российского библиотекаря.

Мы в значительной степени определяем первичный контакт ребенка с информационным полем культуры, оказывая влияние на подбор, организацию и хранение информации. На нас лежит ответственность перед ныне живущими и будущими поколениями страны за беспрепятственное распространение информации и идей, создание условий интеллектуальной свободы, свободы совести и культурного самоопределения ребенка, свободы доступа к информации. Являясь информационными посредниками между детьми и культурой, мы осознаем педагогический характер нашей миссии и руководствуется привычным принципом “Не навреди”.

В обслуживании наших читателей мы следуем принципам равноправия, не исключающими особой заботы и внимания к самым юным, а также детям с ограниченными возможностями, не допускаем никаких различий по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное происхождение, имущественное положение самого ребенка или его родителей.

Школьная библиотека – это то место в школе, куда каждый ребенок, включая всех озорников и двоечников, проходит с положительной, мажорной Я -концепцией. Здесь он нравится, здесь он имеет возможность проявить себя по-другому, нежели в классе, и, соответственно, занимать в библиотечном сообществе иное место, нежели в классе.

Нравственность, духовность не приходит сама, она воспитывается через улыбку, голос, жест матери, доброе слово учителя, библиотекаря, через игру, занятия любимым делом, книгу.

Изменения содержания образования и повышение требований к уровню знаний школьников приводят к увеличению востребованности юношеством школьных библиотек. Юного посетителя в библиотеке интересуют не только книги, но и новые информационные носители, познавательные игры, библиотечные праздники, и семейные встречи, возможность найти новых друзей и понимающих взрослых, всегда готовых подсказать, где и что прочитать, быть друзьями, наставниками, собеседниками. Школьная библиотека – это то место где постоянно кипит жизнь. Без библиотек общество обречено на выживание. Мы жадно ловим все новое и пытаемся “примерить” все на себя. Каждый день приносит столько эмоций и движений, что реакция библиотекарей должна быть как у вратаря, быстрая и точная.

Как известно, дети любят выдумывать различные игры, сочинять сказки, небылицы, создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление творчества… Литературное творчество проявляется не только в сочинении стихов, оно гораздо разнообразнее. Побуждать к нему – значит обращать внимание школьников на внутренний, духовный мир человека. Воспитать в своих читателях чувство слова – значит одновременно приобщить их к таким сокровищам великой русской речи, с которыми вряд ли что – нибудь может сравнится. Убеждение, что развитие творческих начал – достояние лишь небольшой группы учащихся, наделенных особыми способностями, ошибочно. Можно развивать способность к самостоятельной творческой активности, например в кружке. Что мы и стараемся делать в нашей библиотеке.

Вот уже на протяжении 25 лет многие поколения читателей библиотеки посещают кружок “Художественное чтение”. Все девчонки и мальчишки, которые в разное время посещали этот кружок, объединены, пожалуй, вот такими общими чертами – они не забывают удивляться тому, что их окружает, сопереживают тем радостным либо грустным событиям, которые каждый день происходят вокруг них. Им нравится быть рядом друг с другом. Страдать, радоваться, негодовать – и все это по поводу того, что лично их не касается, что было с другими, а может быть, и вообще не было. Это начало творческого отношения к миру и к жизни. И такое восприятие ребятами мира мы стараемся развивать. В нем залог будущей гармонии художественного и научного отражения мира в человеке. Особое значение мы придаем мажорному настроению в кружке. Этот аспект очень важен для мотивации творчества, т.к. мало задействовать интеллектуальную сферу, должен быть затронут не только ум, но и прежде всего его чувства.

Являясь руководителем кружка на протяжении 25 лет, я горда тем уже, что моя коллега, а она же бывший и очень активный член кружка “художественное чтение”, является моей первой помощницей. И я уверена, что она будет хорошим продолжателем всех традиций кружка. А сейчас, она вместе со мной, на всех заседаниях кружка приобщает ребят к прекрасному, способствует развитию музыкальных данных, учит добру и нравственности, а также воспитывает культуру речи. Самое главное в нашем единении это то, что если уж пришли ребята к нам в кружок, то редко кто уходит из него до окончания школы, а многие и после приходят нам в гости, рассказывают о себе, о своих успехах, радуются нашим достижениям.

Так кто же они наши бывшие и сегодняшние кружковцы. Какими людьми они стали, усвоили ли они уроки добра и красоты. И я с уверенностью говорю “Да”. Это замечательные и увлеченные люди, любящие жизнь и людей. Одни избрали благородную профессию – библиотекаря. Живут и трудятся у нас в Труновском районе в сельских библиотеках и являются хорошими работниками в своих коллективах. Они участники конкурса библиотек в номинации “молодой специалист” и достойно выступили в нем, привезя домой дипломы. Это настоящие специалисты своего дела. И я с гордостью могу сказать, что посещение нашего кружка тоже помогло им стать теми, кем они стали.

Очень многие члены кружка выбрали прекраснейшую на земле профессию учителя. Они тоже избрали себе совсем нелегкий путь. Но они всегда были большими знатоками мира литературы, иностранного языка и вообще были очень увлеченными людьми. Если говорить о профессиях, которые избрали наши кружковцы – они прежде всего связаны с людьми. Это медицинские работники, воспитатели детских садов, студент Школы милиции, который с увлечением играл на сцене влюбленного бойца, уходящего на фронт и читающего своей девушке замечательные стихи о любви. Сколько детских судеб прошло за эти 25 лет, и все они мне очень дороги. Я вспоминаю о них с большой теплотой и рада, что они не утратили своего огонька, который горел у них на занятиях нашего кружка.

Как у любого творческого объединения, у нас есть план, по которому мы работаем:

  1. Основы художественного чтения.
  2. На этих занятиях мы говорим о том, что “художественное чтение” - искусство исполнительское. Его материал – идейный “экстракт” веков и народов, закрепленный в литературных произведениях. У чтецов исключительные возможности выбора репертуара. От “Илиады” и “Слова о полку Игореве” до злободневного газетного фельетона – все может быть воплощено в художественном слове. Но задача заключается не в том, чтобы “выразительно огласить” литературное произведение. На основе литературного материала , чтец должен создать новое художественное произведение, отличающиеся от первоисточника. Поэтому исполнение должно быть понятным, впечатляющим и убедительным. Оно должно воздействовать на ум, чувство и волю слушателей; соответственно в нем должны участвовать разум, чувство и воля исполнителя.

  3. Мастерство исполнения.
  4. Этот раздел нашего плана посвящен основному виду работы чтеца – мастерству исполнения. Мы учимся тому, как надо произвести впечатление на зрителя своим исполнением, чтобы он перестал видеть вас, ваш костюм, декорацию за вашей спиной, - будет видеть только то, о чем вы рассказываете.

  5. Исполнение стихотворных произведений.
  6. Стихи представляют собой наиболее специализированный тип художественной речи, своеобразную выразительную систему, существенно отличающуюся и от обиходной речи, и от художественной прозы. Поэтому здесь мы учимся методам работы над стихотворным текстом – от первого знакомства с произведением до его исполнения перед слушателями.

  7. Чтец на эстраде.
    Трудно представить какие – либо нормы эстрадного поведения чтецу. И все же мы говорим здесь о том, что основными принципами поведения на эстраде должны быть скромность и подтянутость. Всякий исполнитель, выходя на эстраду, должен помнить, что он артист, творческий работник, что ему предстоит высокая честь владеть залом. Выходя на эстраду, чтец должен быть (образно говоря) одет не только внешне, но и внутренне: он должен знать, что он сейчас скажет людям, уделяющим ему интерес и внимание, чем он ответит их интересу. Вот почему он должен быть подтянутым, собранным, несущим нечто.

Это лишь некоторые разделы нашего плана. Хотя занятия кружка у нас должны проходить всего один раз в неделю и всего 2 часа, мы не расстаемся в школе ни на один день. А на переменах все кружковцы в библиотеке. Нет урока – опять мы вместе. Творим, надумываем, просто общаемся. Надо сказать, что мы в кружке учимся не только красиво и правильно говорить, держаться на сцене. Но среди кружковцев очень много талантливых детей, которые замечательно рисуют. Все картины, которые украшают интерьер нашей библиотеки с любовью нарисованы нашими кружковцами. И мы с гордостью говорим всем, что это нам подарил не знаменитый художник или спонсор богатой фирмы, а наша дети. Общаясь с этими замечательными девочками и ребятами, мы сами у них многому учимся. А самое главное они помогают нам думать о том, что жизнь все-таки чудесная штука, когда рядом такие энергичные, всегда веселые и добрые дети.

А как интересно мы проводим Дни рождения наших кружковцев. Мы придумываем конкурсы, поздравления и конечно же пьём чай со сладостями. Мы также устраиваем проводы из школы наших кружковцев, хотя уверены, что буквально через неделю - две они, повзрослевшие, но всё же наши родные, с улыбками на лицах снова заглянут в свою любимую библиотеку, где им всегда рады и где их всегда ждут. И ещё очень радует один момент в работе нашего кружка. Когда к нам в коллектив вживается кто-то новенький, его сначала принимают хотя и с подобающей вежливостью, но с ревностью. Никто из старших ребят не хочет уступать лидерство в кружке, а это стимулирует всех всё делать ещё лучше. Старшие хотят показать, какие они уже знающие, а младшие не хотят уступать им ни в чём. Вот и получается соревнование на лучшее исполнение той или иной роли в кружке. Но постепенно все понимают, что они здесь все равны и одинаково любимы. Так начинается плодотворное сотрудничество двух поколений, перерастающее в большую дружбу. Старшие стараются подучить младших, а те уже смотрят на них, как на своих наставников. Как я уже говорила, все школьные мероприятия проходят с участием наших кружковцев. Это и ведущие всех торжественных линеек, и экскурсоводы школьных залов, и участники многих других мероприятий. А мне сейчас хотелось бы остановиться лишь на нескольких мероприятиях, которые проходили у нас в школе с участием кружка "Художественное чтение ". Мы очень тесно сотрудничаем с классами и классными руководителями. На наших мероприятиях частыми гостями являются наши ветераны ВОВ, библиотекари детской библиотеки нашего села, родители, бабушки и дедушки.

Мы встречаемся с талантливыми людьми нашего села. И об одной такой встрече мне хочется рассказать.

Подготовка этой встрече была очень трогательной. Кружковцы учили и перечитывали стихи этого замечательного поэта и художника, читали биографию и вникали в ее историю. На эту же встречу мы пригласили и таланты нашей школы, которые также пишут сами стихи. Мы красиво оформили зал, а наши художницы нарисовали яркого Пегаса. Мы так и назвали свою встречу "Под крыльями Пегаса". Сценарий писали все вместе. Купили подарки всем гостям и написали пригласительные. Гостями пригласили на эту встречу 9-11 классы и учителей литературы, которые сами очень хотели побывать на этом мероприятии.

Хочу, чтобы рассветы
Приникли бы к окну,
А я их утром встретил,
Щекой припав к стеклу...

Это прекрасное стихотворение принадлежит удивительному человеку. И сегодня он у нас в гостях - В.Н. Сулимкин. Так мы встретились с этим поистине удивительным человеком - творцом и великолепным собеседником. Он рассказал, о том, как он начал писать стихи и рисовать замечательные картины. Ребята, затаив дыхание, слушали, а затем сами кружковцы читали полюбившиеся им стихи Василия Николаевича: “Солдатская вдова”, “Ручей”, “Что раньше было пережитком”, “Срубили березу”. Василий Николаевич был приятно удивлен, что столько его стихов знают наши девчонки и мальчишки. А вот вторая страничка нашей встречи называлась “Гавань мечты, юности и дружбы”. На ней мы встретились с юными талантами нашей школы и попросили прочитать свои стихи, а Василия Николаевича попросили прорецензировать их стихи.

Что дала эта встреча нашим кружковцам говорить не приходится. Они получили большую школу любви к поэзии, увидели великий талант оратора, сами захотели писать стихи. И это главное! Пробуждение чувства творчества - вот конечный результат этого мероприятия.

Продолжая говорить и писать о встречах, которые проходят у нас с кружковцами, мы можем сказать, что ни один праздник, “День учителя” или “23 февраля”, не проходит без нашего участия. Мы даже были участниками и помощниками в конкурсе “Учитель года”. И мы это делали всегда с большой любовью к тем людям, которые отдают детям сердце и душу, знания и здоровье. И после таких поздравлений в адрес учителя дети и сами становятся ближе к ним. Если говорить о встречах кружковцев с самыми маленькими читателями нашей библиотеки, хочется отметить праздник “В гостях у Береднея”, где мы были и посланцами лесного царя, и Бабой-Ягой и Доктором Айболитом, и цветиком-семицветиком и конечно же царем Берендеем. И все это было сыграно великолепно. Дети верят в сказку и поверили, что к ним приходили настоящий царь Берендей, Баба-Яга и т.д.

Вот так и живем мы полной и яркой жизнью с нашими кружковцами. Мы любим книгу, людей живущих на этой земле, мир, в котором мы живем, и по-другому мы жить не хотим. И никакие инновации в библиотеке в виде продажи канцелярских товаров не могут заменить главной задачи библиотеки - это межличностные отношения библиотекаря и читателя, включающие заинтересованность в детях и их судьбе, сотрудничество и мастерство общения.

Мы все несем ответственность за то, чтобы за порогом школы молодой человек не почувствовал себя ненужным и слабым. А опорой ему служит конечно же гармоничный, богатый внутренний духовный мир. И поэтому, как приоритетную задачу мы определяем для себя пропаганду традиционных "общечеловеческих" ценностей, таких, как патриотизм, гражданственность, национальное достоинство, профессиональная компетентность, высокая культура, дружба, любовь, семья.

30.12.2003

urok.1sept.ru

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ - что такое в Большой Советской энциклопедии

        публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики), драматических отрывков; жанр эстрадного искусства. Устным творчеством поэтов-импровизаторов славилась античная Греция. Искусство декламации культивировалось в Древнем Риме. Так, например, в эпоху Французской революции 1848 актриса Рашель прославилась исполнением «Марсельезы». Её традиции продолжала актриса Агар. В жанре Х. ч. выступали выдающиеся западно-европейские актёры — братья Коклен, В. Дежазе (Франция), И. Кайнц (Германия), Г. Ирвинг (Англия) и др. Выразительное устное слово составляло основу искусства русских сказочников, скоморохов, армянских ашугов, казахских акынов. Особое место в Х. ч. занимают т. н. авторские чтения. Замечательными исполнителями своих произведений в России были А.С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, позднее С. А. Есенин, В. В. Маяковский и др.

         Основоположником профессионального искусства Х. ч. в России был М. С. Щепкин (вечера литературных чтений стихов Пушкина, Т. Г. Шевченко). Большой популярностью пользовались выступления импровизатора-рассказчика И. Ф. Горбунова. Героической приподнятостью, эмоциональностью отличалось чтение М. Н. Ермоловой (гражданская лирика Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова). Выдающимся чтецом был В. Н. Андреев-Бурлак, с именем которого связано появление на эстраде инсценировок-композиций по произведениям Ф. М. Достоевского, Гоголя.

         В советское время Х. ч. стало самостоятельным видом эстрадного искусства, обогатилось новыми формами. Первым профессиональным мастером был А. Я. Закушняк, выступавший с «Вечерами интимного чтения», «Вечерами рассказа». Его традиции блестяще развивал В. Н. Яхонтов, основатель особого вида Х. ч. — «Театра одного актёра». К выдающимся чтецам принадлежали В. К. Серёжников, А. И. Шварц, В. Н. Аксенов, А. Н. Глумов, Э. И. Каминка. Эпические творения мировой литературы, искусство чтеца-сказителя культивирует С. А. Кочарян. Оригинальностью отличается творчество И. Л. Андроникова, автора-исполнителя устных рассказов, посвященных писателям, актёрам, учёным. Х. ч. занимало видное место в творчестве многих драматических актёров. Мастерами этого жанра были В. И. Качалов, И. М. Москвин, Д. Н. Орлов и др. Среди современных исполнителей — Д. Н. Журавлёв, И. В. Ильинский, С. М. Балашов, В. В. Сомов, Я. М. Смоленский, Г. М. Сорокин и др.

         Особой разновидностью Х. ч. является Мелодекламация.

         Лит.: Верховский Н., Книга о чтецах, М. — Л., 1950; Аксёнов В., Искусство художественного слова, 2 изд., М., 1962; Искусство звучащего слова. [Сб. статей], М., 1965.

rus-bse.slovaronline.com

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ - Большая советская энциклопедия, БСЭ - Энциклопедические словари

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ

чтение, публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики), драматических отрывков; жанр эстрадного искусства. Устным творчеством поэтов-импровизаторов славилась античная Греция. Искусство декламации культивировалось в Древнем Риме. Так, например, в эпоху Французской революции 1848 актриса Рашель прославилась исполнением 'Марсельезы'. Её традиции продолжала актриса Агар. В жанре Х. ч. выступали выдающиеся западно-европейские актёры - братья Коклен, В. Дежазе (Франция), И. Кайнц (Германия), Г. Ирвинг (Англия) и др. Выразительное устное слово составляло основу искусства русских сказочников, скоморохов, армянских ашугов, казахских акынов. Особое место в Х. ч. занимают т. н. авторские чтения. Замечательными исполнителями своих произведений в России были А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, позднее С. А. Есенин, В. В. Маяковский и др.

Основоположником профессионального искусства Х. ч. в России был М. С. Щепкин (вечера литературных чтений стихов Пушкина, Т. Г. Шевченко). Большой популярностью пользовались выступления импровизатора-рассказчика И. Ф. Горбунова. Героической приподнятостью, эмоциональностью отличалось чтение М. Н. Ермоловой (гражданская лирика Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова). Выдающимся чтецом был В. Н. Андреев-Бурлак, с именем которого связано появление на эстраде инсценировок-композиций по произведениям Ф. М. Достоевского, Гоголя.

В советское время Х. ч. стало самостоятельным видом эстрадного искусства, обогатилось новыми формами. Первым профессиональным мастером был А. Я. Закушняк, выступавший с 'Вечерами интимного чтения', 'Вечерами рассказа'. Его традиции блестяще развивал В. Н. Яхонтов, основатель особого вида Х. ч. - 'Театра одного актёра'. К выдающимся чтецам принадлежали В. К. Серёжников, А. И. Шварц, В. Н. Аксенов, А. Н. Глумов, Э. И. Каминка. Эпические творения мировой литературы, искусство чтеца-сказителя культивирует С. А. Кочарян. Оригинальностью отличается творчество И. Л. Андроникова, автора-исполнителя устных рассказов, посвященных писателям, актёрам, учёным. Х. ч. занимало видное место в творчестве многих драматических актёров. Мастерами этого жанра были В. И. Качалов, И. М. Москвин, Д. Н. Орлов и др. Среди современных исполнителей - Д. Н. Журавлёв, И. В. Ильинский, С. М. Балашов, В. В. Сомов, Я. М. Смоленский, Г. М. Сорокин и др.

Особой разновидностью Х. ч. является мелодекламация .

Лит.: Верховский Н., Книга о чтецах, М. - Л., 1950; Аксёнов В., Искусство художественного слова, 2 изд., М., 1962; Искусство звучащего слова. [Сб. статей], М., 1965.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Словари → Энциклопедические словари → Большая советская энциклопедия, БСЭ


Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:


slovar.cc

художественное чтение - это... Что такое художественное чтение?


художественное чтение
recitation

Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.

  • художественное травление
  • художественное чутье

Смотреть что такое "художественное чтение" в других словарях:

  • Художественное чтение — Художественное чтение  публичное исполнение литературных произведений. Художественное чтение  жанр эстрадного искусства. Устным творчеством поэтов импровизаторов славилась античная Греция. Искусство декламации культивировалось в Древнем …   Википедия

  • Художественное чтение —         публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики), драматических отрывков; жанр эстрадного искусства. Устным творчеством поэтов импровизаторов славилась античная Греция. Искусство декламации… …   Большая советская энциклопедия

  • ЧТЕНИЕ — ЧТЕНИЕ, чтения, ср. 1. только ед. Действие по гл. читать во всех знач., кроме 6 и 8. Чтение про себя. Чтение вслух. Учиться чтению и письму. Художественное чтение. Выразительное чтение. Чтение по складам. Книга для чтения. «Рая до чтения была… …   Толковый словарь Ушакова

  • Чтение — …   Википедия

  • Художественное творчество( детей) —     выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме. Х.т. составная часть системы эстетического воспитания и художественного воспитания, средство развития личности.… …   Педагогический терминологический словарь

  • ЧТЕНИЕ — совокупность практик, методик и процедур работы с текстом. Возникает вместе с появлением письменности, письма как формы фиксации выражаемых в языке содержаний, знаковой системы коммуникации людей, отделенной от ситуации ‘здесь и сейчас’… …   История Философии: Энциклопедия

  • ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО детей — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка худож. форме X т составная часть системы эстетич. и худож. воспитания, средство развития личности Проявлением X т могут быть отд работы… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ЧТЕНИЕ — совокупность практик, методик и процедур работы с текстом . Возникает вместе с появлением письменности, письма как формы фиксации выражаемых в языке содержаний, знаковой системы коммуникации людей, отделенной от ситуации здесь и сейчас… …   Социология: Энциклопедия

  • ЧТЕНИЕ — совокупность практик, методик и процедур работы с текстом. Возникает вместе с появлением письменности, письма как формы фиксации выражаемых в языке содержаний, знаковой системы коммуникации людей, отделенной от ситуации здесь и сейчас… …   История Философии: Энциклопедия

  • Выразительное чтение —     искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению. Термин В.ч. получил распространение в середине 19 в. и наравне с терминами декламация… …   Педагогический терминологический словарь

  • Устное творчество — Художественное чтение публичное исполнение литературных произведений. Художественное чтение жанр эстрадного искусства. Устным творчеством поэтов импровизаторов славилась античная Греция. Искусство декламации культивировалось в Древнем Риме.… …   Википедия

Книги

  • Литературное чтение. 3 класс. Учебник в 2 частях. Часть 2. ФГОС, Матвеева Е.И., Учебник для 3-го класса состоит из двух книг. Вторая книга 2 Секреты рождения образа . Цель учебника ввести ребенка в мир книги, всесторонне развить их познавательные интересы, сформировать… Категория: Учебники для ВУЗов Серия: Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. 3 класс Издатель: Вита-Пресс, Производитель: Вита-Пресс, Подробнее  Купить за 702 грн (только Украина)
  • Литературное чтение. 3 класс. Учебник в 2 частях. Часть 2. ФГОС, Матвеева Е.И., Учебник для 3-го класса состоит из двух книг. Вторая книга – 2 «Секреты рождения образа». Цель учебника – ввести ребенка в мир книги, всесторонне развить их познавательные интересы,… Категория: Учебники: основные Серия: Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. 3 класс Издатель: Вита-Пресс, Подробнее  Купить за 557 руб
  • Литературное чтение. 4 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 1, Климанова Л.Ф., Учебник "Литературное чтение" входит в образовательную систему" Перспектива" . Концептуальная основа учебника ориентирована на духовно-нравственное воспитание младших школьников и развитие их… Категория: Учебники: основные Серия: Перспектива. 4 класс Издатель: Просвещение, Подробнее  Купить за 500 руб
Другие книги по запросу «художественное чтение» >>

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о