Юные цветоводы – Программа кружка “Юные цветоводы”

Программа кружка “Юные цветоводы”

Разделы:
Биология, Внеклассная работа


Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения.

Задачи:

  1. Образовательные – систематизировать знания учащихся о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений в природе и жизни человека, познакомить учащихся со строение и составлением бонсаи и икебан,
  2. Воспитательные – продолжить работу по формированию научного мировоззрения, раскрывая связь строения с функцией, с условиями обитания, осуществление экологического и природоохранительного воспитания, раскрывая вред, наносимый растениям, трудовое воспитание в процессе самостоятельной работы учащихся с книгой, при составлении сообщений, биологических карт по растениям, при выполнении рисунков и лабораторных работ, осуществление эстетического воспитания при раскрытии вопросов, касающихся расположения комнатных растений, при выполнении фотографий, составлении гербария и коллекций семян однолетних и многолетних растений.
  3. Развивающие – продолжить умение работать с книгой, текстом учебника, с микропрепаратами, развивать умение при изготовлении наглядных пособий, навыки выращивания и ухода за комнатными растениями, решить проблему озеленения и ухода за комнатными растениями в школе, работа на пришкольном участке, с целью сделать красивой школу.

Формы работы – экскурсии, практические работы, изготовление наглядных пособий, составление сообщений, опытническая работа, работа с литературой.

Программа кружка рассчитана на 2 ч в неделю, всего 72 часов.

Возраст учащихся 6-7 класс.

В основе программы взят курс лекций (Основы цветоводства) преподавателя биолого – химического факультета МГОПИ Фроловой Н.А., и дипломной работы (Жизненные формы комнатных растений) Климушиной (Гундаревой) Л. И. 5 курс 2001 г.

Программа кружка “Юные цветоводы”

Тема 1. Вводное занятие (1 ч)

Ознакомление с планом работы кружка, с видами общественно полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать члены кружка. Выборы старосты.

Тема 2. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека (1 ч)

Экскурсия в цветочно-декоративное хозяйство; ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно-декоративными растениями, деревьями, кустарниками, травами, используемыми для озеленения; беседа со специалистами о значении зеленых насаждений в жизни человека, в народном хозяйстве нашей страны.

Тема 3. Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений (3 ч)

Понятие о цветочно-декоративных растениях; их группировка; разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений; их биологические особенности; способы выращивания.

Практические работы: Сбор и изучение строения семян однолетних-цветочно-декоративных растений; выкапывание и пересадка цветущих растений в горшки.

Изготовление наглядных пособий: гербариев и коллекций семян однолетников.

Работа с книгой: выписка кратких сведений об однолетних растениях.

Тема 4. Биологические особенности комнатных растений (4 ч)

Значение комнатных растений; их группировка; биологические особенности. Практические работы. Знакомство с комнатными растениями; проведение паспортизации растений.

Работа, со справочной литературой по комнатному цветоводству.

Изготовление наглядных пособий: карты родины комнатных растений; проведение викторины по распознаванию комнатных растений.

Тема 5. Уход за комнатными растениями (4 ч)

Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха температуре, освещению; виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с его биологическими особенностями растений и временами года.

Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений; сроки и техника проведения этой работы.

Практические работы: Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре; поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев; приготовление почвенных смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдения, за ростом и развитием комнатных растений.

Проведение опытов по выяснению лучших агротехнических приемов по уходу за комнатными растениями, выращиванию комнатных растений на разных почвах.

Тема 6 . Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними (3 ч)

Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими; меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей. Практические работы: Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения; рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых; обмывание листьев и стеблей; знакомство с устройством опрыскивателя.

Наблюдения за состоянием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней.

Тема 7. Семена однолетников и подготовка их к посеву (4 ч)

Условия необходимые для прорастания семян однолетников; способы их подготовки к посеву.

Практические работы: Знакомство с семенами однолетников по внешнему виду; очистка; определение всхожести семян; стратификация; намачивание и другие способы подготовки семян к посеву.

Наблюдение за прорастанием семян. Изготовление наглядных пособий: коллекции семян однолетников.

Тема 8. Подготовка к опытнической работе. (1 ч)

Осуждение и распределение тем опытов между членами кружка; разработка планов проведения опытов, оформление записей в дневнике.

Тема 9. Питание комнатных растений из почвы и их подкормка (8 ч)

Питание комнатных растений. Питательные вещества необходимые для правильного развития комнатных растений.

Виды удобрений их характеристика; подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода. Практические работы: Распознавание минеральных удобрений; составление календаря подкормки комнатных растений; приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок.

Работа со справочной литературой по подкормке комнатных растений. Наблюдения за ростом и развитием растений, за появлением вредителей.

Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными удобрениями, по выращиванию комнатных растений на питательных растворах.

Тема 10. Вегетативное размножение комнатных растений размножение черенками (6 ч)

Биологические обоснование размножения комнатных растений черенками; растения, размножающиеся черенками.

Условия, необходимые для укоренения черенков; правила черенкования и пересадка окоренившихся черенков.

Практические работы: Заготовка песка, земли; подготовка ящиков парников, горшков для посадки; черенкование комнатных растений; пересадка окоренившихся черенков; уход за черенками.

Наблюдения за укоренением черенков и их ростом, температурой, влажностью помещения.

Изготовление наглядных пособий по размножению комнатных растений черенками.

Постановка опытов по выявлению лучших субстратов для укоренения черенков комнатных растений, сроков черенкования, влияния температуры и влажности помещения на приживаемость и рост черенков.

Тема 11. Выращивание рассады однолетников (6 ч)

Условия, необходимые для выращивания рассады; агротехника выращивания рассады.

Практические работы: Подготовка ящиков, плошек и земли для посева; посев семян; написание и установка этикеток на ящиках; уход за посевами; пикировка; уход за рассадой.

Работа со справочной литературой по выращиванию цветочной рассады.

Наблюдения за появлением всходов, ростков и развитием растений. Постановка опытов по выяснению лучших способов выращивания рассады.

Изготовление наглядных пособий: засушивание и зарисовка растений на разных стадиях развития.

Тема 12. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения (2 ч)

Понятие о почве, ее свойствах, плодородии; питание растений из почвы; значение обработки, почвы и внесение удобрений для роста и развития растений.

Практические работы: Внесение удобрений; перекопка почвы и разбивка участка.

Тема 13. Выращивание цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт (4 ч)

Значение выращивания цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт. Сроки и способы посева. Площади питания и глубина заделки семян.

Проведение ухода за посевами в связи с биологическими особенностями однолетников.

Практические работы: Выбор участка для грунтового посева семян однолетников; подготовка почвы; разбивка делянок; поделка бороздок и посев семян; уход за подсевами; пересадка грунтовой рассады на постоянное место.

Наблюдения, за появлением всходов, ростом и развитием растений. Проведение опытов по выяснению лучших сроков и способов грунтовых посевов и уходу за грунтовыми посевами цветочно-декоративных растений.

Тема 14. Высадка рассады в грунт (4 ч)

Биологическое обоснование и агротехнические правила высадки рассады в грунт.

Практические работы: Распределение клумб, рабаток, грядок между юннатами; подготовка почвы; подготовка рассады и высадка ее в грунт; уход за высаженной рассадой.

Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт.

Проведение опытов по выяснению лучших сроков и способов высадки рассады в грунт.

Тема 15. Общественно полезный труд в весенний период (2 ч)

Размножение комнатных растений для озеленения помещений школы, детского сада.

Выращивание цветочной рассады однолетников для озеленения улиц, дворов; высадка цветов на территории школы, на улицах, во дворах, детских садах и уход за ними; участие в дне леса.

Тема 16. Летние работы на участке однолетников (7 ч)

Правила ухода за однолетниками; потребности цветочно-декоративных растений в питательных веществах; значение подкормок для роста и цветения растений.

Практические работы: Полив, прополка, подкормка однолетников; ведение календаря цветения.

Наблюдения за ростом и развитием однолетников.

Изготовление наглядных пособий: гербариев из засушенных цветов, зарисовка лучших цветущих растений.

Фотографирование лучших цветущих однолетних растений; изготовление фотомонтажей.

Проведение опытов по применению подкормок, прищипок и других приемов, влияющих на величину цветов: начало и продолжительность цветения.

Экскурсия в ботанический сад, парк, цветочно-декоративное хозяйство, на участок любителя цветовода, на выставку цветов для ознакомления с разнообразием однолетников с работой цветоводов по улучшению ассортимента, по применению методов влияющих на улучшение количества цветов растений и продолжительность цветения.

Тема 17. Проведение Праздника цветов (1 ч)

Подготовка экспонатов на выставку; изготовление и оформление наглядных пособий, панно из засушенных растений, фотомонтажей и дневников, работ юннатов, стенгазеты кружка; подготовка выступлений на празднике цветов; участие в празднике цветов.

Тема 18. Сбор и хранение семян (7 ч)

Признаки созревания плодов и семян; правила их сбора; правила сушки и хранения семян.

Практические работы. Отбор растений для семенников; сбор и сушка плодов; очистка семян. Наблюдения за созреванием плодов и семян однолетников.

Проведение опытов по влиянию прищипки, удалению части соцветий на сроки созревания плодов и семян однолетников.

Подведение итогов опытнической работы.

Учет результатов опытов; оформление записей дневников; изготовление наглядных пособий.

Тема 19. Подведение итогов работы кружка (4 ч)

Фотографирование объектов живой природы Экскурсия

Подведение итогов фотоконкурса “Самый причудливый фрукт”

Информационно-методическое обеспечение

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по понедельникам (2 часа)

Членами кружка являются учащиеся 6-7 классов (20 человек)

Материально-техническая база

  1. Гербарий растений
  2. Коллекции образцов растений, почвы, вредителей, насекомых
  3. Набор удобрений
  4. Торф
  5. Приборы для демонстрации
  6. Коллекция плодов и семян
  7. Вредители сада
  8. Таблицы
  9. Муляжи
  10. Микроскопы
  11. Лупы
  12. Динамическое пособие
  13. Модели
  14. Пресс для гербария
  15. Семена
  16. Горшки
  17. Вёдра
  18. Грабли
  19. Грохот
  20. Колья
  21. Лопата
  22. Совки
  23. Шнур
  24. Ящики посевные и другой необходимый инвентарь

Используемая литература

  1. 1000+1 совет по уходу за комнатными растениями./ Авт. – сост. Е. Манжос. – М, 1999. – 432 с.
  2. Аксёнов Е.С., Аксёнова Н.А. Декоративные растения. Т. II. (Травянистые растения).
  3. Вакуленко В.В., Лайцева Е.Н., Клевенская Т.М и др. Справочник цветовода. М. Колос, 1996.
  4. Гончарова Т.А. Энциклопедия лекарственных растений: (лечение травами): Т.1.- М.: Изд. Дом МСП,1997. – 560 с.
  5. Д-р Д.Т. Хессайон. Всё о комнатных растениях Expert Books 1998.
  6. Зозулин Г.М. К вопросу о путях и направлении эволюции жизненных форм. – М, 1958.
  7. Зозулин Г.М. Система жизненных форм высших растений. – М, 1961.
  8. Зозулин Г.М. Схема основных направлений и путей эволюции жизненных форм семенных растений. – М, 1968.
  9. И.Х. Шарова. Экологическая морфология животных. – М, МГПИ имени В.И. Ленина, 1987. – 69 с.
  10. И.Х. Шарова., Свешников В.А. Экологическая морфология. – М, 1988. – 64 с. ( Новое в жизни, технике, науке. Сер. “Биология”; №1) .
  11. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Изд – во МГУ, 1989. – 190 с.
  12. Клинковская Н.И.; Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. – М. Просвещение, 1986. – 143 с.
  13. Комнатные растения – Сост. Е.Сербина.-М.: “РИПОЛ-КЛАССИК”, 1999.-192 с.
  14. Комнатные растения. Сост. Галкина Е.Г. : Изд – во “Феникс”, 1997. – 384 с.
  15. Культиасов И.М. Экология растений. – М.: Изд – во Моск. Ун-та, 1982. – 384 с.
  16. М.С. Двораковский. Экология растений. – М.: Высшая школа , 1983.
  17. Н. Верзилин. Путешествие с домашними растениями. – Л, 1951
  18. Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. – Л.: Колос. Ленингр. Отделение, 1982. – 192 с.
  19. Цветы круглый год. – СПб.: Дельта – С.П.: 1999.-192с., ил.
  20. Чуб В.В., Лезина К.Д. Комнатные растения. – М, 1999 – 336 с.
  21. Энциклопедия Природы России. М.: 1997. –608с.; 48c. цв.илл.
  22. Биология: Ботаника: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2002. – 256.: ил. (Я иду на урок)

19.03.2008

urok.1sept.ru

Кружок “Юный цветовод” – внеурочная работа, планирование

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)школа №2 VIII вида»

Согласовано зам. директора Утверждено:

По УПР В. П. Бачева Директором Т.В Плескач

Программа кружка « Юный цветовод ».

Составила: учитель

по профессионально-трудовому

обучению профиль

«Цветоводство и декоративное садоводство»

Григорьева Л.А.

Соликамск 2014 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс представлен для проведения кружковых занятий учащихся 6-х классов коррекционных учебных заведений, желающих как можно больше узнать о цветоводстве.

Написание данной программы вызвано желанием развить в детях любовь к окружающей среде.

Основная идея программы:

Через знакомство с растениями и заботу о них воспитать в детях бережное отношение к природе, трудолюбие, привить любовь к окружающему миру, желание беречь и заботиться о нем.

А так же развить такие качества, как наблюдательность, аккуратность, трудолюбие, воображение.

Актуальность программы в том, что через выращивание растений и заботу о них дети приобретают положительные качества.

Только убедив подрастающее поколение в необходимости бережного отношения к природе, мы можем рассчитывать на гармоничное развитие личности. Значение экологического воспитания детей не ограничивается развитием знаний о растениях, цветах, о лесе, о природе, развитием полезных навыков. Эта работа позволяет успешно сочетать теоретическую подготовку с практической деятельностью, получить глубокие знания основ цветоводства. Чем осмысленнее ребята познают биологические особенности жизни растений, тем глубже они убеждаются в том, что состояние природы значительно зависит от деятельности человека.
В озеленении школы основными организаторами должны быть сами ребята. Значимость этого важного дела можно объяснить тремя обстоятельствами: оно сочетает в себе трудовое воспитание, природоохранную работу и социализацию детей в обществе. 
Программа предназначена для учащихся 6 классов.

Группа состоит из 6-8человек, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 1 часу. Срок реализации программы 1 год.

Программа составлена таким образом, что при необходимости некоторые занятия можно менять местами – отличительная особенность.

Основа курса – изучение разнообразия и агротехнических приемов выращивания цветочно-декоративных растений, элементов оформления садовых участков, интерьера в группе, основ аранжировки.

Данная программа направлена на формирование практических навыков по вегетативному и семенному размножению растений добавлены следующие разделы: выгонка луковичных растений, семенное размножение растений, цветочное оформление мини-участка.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключают­ся в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на практическую деятельность. Кроме того, программа способствует формированию у обучающихся эстетического вкуса и сознательного отношения к труду.

Занятия кружковой работой дают большие возможности для воспитания и развития личности ребенка. В процессе занятий развивается внимание, наблюдательность, пространственные представления, воображение, сообразительность, фантазия, творчество.

Цель курса: Создать условия для приобретения навыков самостоятельного наблюдения и ухода за растениями; сформировать интерес к цветоводству. Поддержать интерес к отдельным группам растений путем расширения знаний, сбора коллекций растений; создать условия для общения с теми, кто разделяет увлечение цветоводством. Привить практические умения и навыки по выращиванию растений, воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

1. Приобрести практические навыки по уходу и содержанию растений открытого и закрытого грунта. 
2.Выработать умение экологически грамотно украсить свое жилище цветами. 
3.Овладеть дополнительными знаниями о наиболее интересных видах растений. 

4. сформировать у учащихся приемы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов и наблюде­ний за растениями, которые впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований;

5. обеспечить усвоение учащимися важнейших приемов и тру­довых навыков ухода за растениями, дать возможность реализовать полученные умения и навыки на практике.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Особое внимание в программе уделяется практическим занятиям и совместной деятельности.

Формы работы:

групповые занятия, практическое выполнение опытов, лабо­раторных работ, проведение экскурсий и массовых мероприятий в школе, консультации.

Учащиеся должны уметь:

1) самостоятельно проводить лабораторные опыты;

2) ухаживать за комнатными растениями;

З) проводить прививку, черенкование, знать правила агротехники комнатных и садовых растений.

Методы обучения:

монологический,

диалогический,

показательный (рассказ с элементами беседы).

Методы преподавания:

объяснительный,

информационно-сообщающий,

иллюстративный.

Методы учения:

репродуктивный,

частично поисковый,

поисковый,

проблемный (работа с литературой и печатными изданиями, выполнение индивидуальных заданий).

Методы воспитания:

убеждения,

упражнения,

пример.

Принципы:

  1. Научности и доступности.

  2. Природосообразности (по возрасту).

  3. Системности и систематичности.

  4. Эмоциональной окрашенности.

  5. Индивидуального подхода к каждому ребенку.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В конце занятий по данному курсу дети

Должны знать:

  • биологические и экологические особенности декоративных растений;

  • способы размножения декоративных растений;

  • требования к условиям выращивания растений;

  • связи природы и человека.

Должны уметь:

  • применять полученные знания на практике;

  • составлять букеты из живых и высушенных цветов;

  • работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;

  • наблюдать за растениями;

  • размножать и выращивать декоративные растения.

КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Для оценки результативности применяется входной, текущий и итоговый контроль.

Входной контроль – диагностика знаний, умений и навыков, имеющихся у воспитанников.

формы: анкетирование, собеседование.

Текущий контроль – оценка качества усвоения знаний.

формы: текущие тестовые задания, викторины, творческие задания, собеседование, практическая деятельность.

Итоговый контроль – оценка знаний, умений, навыков, имеющихся у ребенка в конце курса занятий.

формы: тестовые задания, качество и количество выращенных растений, выставка творческих работ, оформление альбома; защита проектов; отчеты о проведении опытов и наблюдений; составление коллекций растений.

Практическая значимость курса:

Знания, полученные учащимися, имеют практическое значение для оформления коридоров, классных комнат, библиотеки.

Формы подведения итогов:

организация выставки растений;

проведение открытых мероприятий, викторин, предметных недель.

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

    1. Семена комнатных растений.

    2. Гербарные материалы.

    3. Цветочные горшки, кашпо.

    4. Удобрения.

    5. Лопаты.

    6. Грабли.

    7. Лейки.

    8. Ведра.

    9. Носилки.

    10. Подставки.

    11. Камни для оформления клумбы.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
ОБУЧАЮЩИЕ:

– познакомить детей с группами и основными представителями декоративных растений;
– изучить биологические особенности и агротехнику выращивания цветочных культур;
– научить детей ухаживать за растениями;
– научить составлять цветочные композиции и планировать цветочно-декоративные участки ;
– научить работать со специальной литературой;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
– сформировать у детей системный подход к изучению растений;
– формировать интереса к исследовательской деятельности ;
– развить понимание неразрывности биологических связей в живой природе и необходимости в сохранении окружающего мира;
– развивать интеллектуальные и творческие способности детей, их воображение и духовный мир;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
– воспитать у детей любовь и бережное отношение к природе; 
– формировать общественно активную личность, способную реализовать себя в социуме.

6 класс

месяц

содержание занятий

Форма проведения

Сентябрь

1 .Я садовником родился.
2.Цветочная тропинка.

3.Сбор семян цветов.

4.Подготовка земляной смеси для посадки цветов.

игра
наблюдение

пр. занятие

пр. занятие

Октябрь

1.Здравствуй цветок (знакомство с комн.растенияим).
2.Составление этикеток комнатных цветов.

3.Посадка черенков растений.

4.Сбор природного материала для цв. композиций.

наблюдение
практическая работа

пр. занятие

экскурсия

Ноябрь

1. Уход за комнатными растениями.

2. Цветики-цветочки.

3-4.Подготовка цветочных композиций из природного материала и сухоцветов.

Пр. беседа
конкурсная программа практическая работа

Декабрь

1.Роль комнатных растений в жизни человека.

2. Легенды и предания о цветах.

3. Цветочный калейдоскоп.

беседа

беседа

конкурсная программа

Январь

1.Заболевания и вредители комнатных растений.

2. Мой цветок (этапы развития растения в рисунке).

3. Цветы и живопись.

пр. беседа
рисование

демонстрация картин

Февраль

1. Комнатное цветоводство и эстетика.

2. Цветы на клумбе.

3.Альпийская горка.

4.Узнай меня

пр.беседа

аппликация

беседа

игра

Март

1.Уход за комнатными цветами в школе.

2.Условия ухода за комнатными растениями.

3. Цветы в природе.

Пр.занятие

наблюдение

беседа

Апрель

1.Подготовка земляной смеси к посадке семян цветов.

2.Посадка семян цветов.

3.Опасные для здоровья комнатные растения.

4.Уход за рассадой.

пр. работа

пр. работа

пр .беседа

пр. работа

Май

1.Первоцветы.

2.Подготовка клумбы к посадке цветочных культур.

3.Посадка цветов в открытый грунт.

4.Итоговое занятие «Чему я научился».

наблюдение

пр.работа

пр.работа

пр.занятие

Ожидаемые результаты

  1. Осознание детьми о том, что нужно вести работу по озеленению школы. 

  2. Повышение положительного отношения к комнатным растениям. 

  3. Умение учеников нашей школы различать опасные для здоровья растения. 

  4. Повышение интереса учащихся к изучению цветочных культур. 

  5. Развитие работы в школе кружка « Юный цветовод»

Список рекомендуемой литературы

  1. Батурицкая Н.В., Фенчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями. – Минск: Народная асвета, 1991.

  2. Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. и др. Биологический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1990.

  3. Жизнь растений / под ред. Фёдорова А.А. – М.: Просвещение, 1998.

  4. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. – М.: Просвещение, 1986.

  5. Комнатные растения. Большая иллюстрированная энциклопедия / Пер. с франц. И. Крупичевой. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

kopilkaurokov.ru

Программа кружка “Юный цветовод”

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат № 9»

 

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

__________ В.А. Савочка

«____» __________ 2017 г.

«Утверждаю»

Директор школы __________ В.С. Кушнир

от «___» _________ 2017 г.

 

 

План работы

кружка «Юный цветовод»

на 2017-2018 учебный год

 

 

 

 

 

Учитель трудового обучения:

Саблина Е.В.

 

 

  

п. Переяславка

2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

План работы педагога, осуществляющего внеурочную деятельность составлен на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации

  • ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • Годового плана КГКОУ ШИ 9 на 2016/2017 учебный год

  • Годового календарного графика КГКОУ ШИ 9 на 2017/2018 учебный год

  • Программ для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1,2./ Под ред В.В. Воронковой/ – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  • Устава КГКОУ ШИ 9.

Курс представлен для проведения кружковых занятий обучающихся -4- 5х классов коррекционных учебных заведений, желающих как можно больше узнать о цветоводстве.

Написание данной программы вызвано желанием развить в детях любовь к окружающей среде.

Основная идея программы:

Через знакомство с растениями и заботу о них воспитать в детях бережное отношение к природе, трудолюбие, привить любовь к окружающему миру, желание беречь и заботиться о нем.

А так же развить такие качества, как наблюдательность, аккуратность, трудолюбие, воображение.

Актуальность программы в том, что через выращивание растений и заботу о них дети приобретают положительные качества.

Только убедив подрастающее поколение в необходимости бережного отношения к природе, мы можем рассчитывать на гармоничное развитие личности. Значение экологического воспитания детей не ограничивается развитием знаний о растениях, цветах, о лесе, о природе, развитием полезных навыков. Эта работа позволяет успешно сочетать теоретическую подготовку с практической деятельностью, получить глубокие знания основ цветоводства. Чем осмысленнее ребята познают биологические особенности жизни растений, тем глубже они убеждаются в том, что состояние природы значительно зависит от деятельности человека.
В озеленении школы основными организаторами должны быть сами ребята. Значимость этого важного дела можно объяснить тремя обстоятельствами: оно сочетает в себе трудовое воспитание, природоохранную работу и социализацию детей в обществе. 
Программа предназначена для обучающихся 4-5 классов коррекционной школы.

Группа состоит из 10 человек, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Срок реализации программы 1 год.

Программа составлена таким образом, что при необходимости некоторые занятия можно менять местами.

Основа курса – изучение разнообразия и агротехнических приемов выращивания цветочно-декоративных растений, выполнение поделок из природных материалов.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключают­ся в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на практическую деятельность. Кроме того, программа способствует формированию у обучающихся эстетического вкуса и сознательного отношения к труду.

Занятия кружковой работой дают большие возможности для воспитания и развития личности ребенка. В процессе занятий развивается внимание, наблюдательность, пространственные представления, воображение, сообразительность, фантазия, творчество.

Цель курса: Создать условия для приобретения навыков самостоятельного наблюдения и ухода за растениями; сформировать интерес к цветоводству. Привить практические умения и навыки по выращиванию растений, воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

1. Приобрести практические навыки по уходу и содержанию растений открытого и закрытого грунта. 
2.Выработать умение экологически грамотно украсить свое жилище цветами. 
3.Овладеть дополнительными знаниями о наиболее интересных видах растений. 

4. обеспечить усвоение учащимися важнейших приемов и тру­довых навыков ухода за растениями, дать возможность реализовать полученные умения и навыки на практике.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Особое внимание в программе уделяется практическим занятиям и совместной деятельности.

Формы работы:

групповые занятия, практическое выполнение работ, проведение экскурсий и массовых мероприятий в школе, работа с природными материалами.

Учащиеся должны уметь:

1) ухаживать за комнатными растениями;

2)проводить черенкование, знать правила агротехники комнатных и садовых растений.

Методы обучения:

монологический,

показательный (рассказ с элементами беседы).

Методы преподавания:

объяснительный,

информационно-сообщающий,

иллюстративный.

Методы учения:

репродуктивный,

частично поисковый,

поисковый,

проблемный (работа с литературой и печатными изданиями, выполнение индивидуальных заданий).

Методы воспитания:

убеждения,

упражнения,

пример.

Принципы:

  1. Доступности.

  2. Природосообразности (по возрасту).

  3. Системности и систематичности.

  4. Эмоциональной окрашенности.

  5. Индивидуального подхода к каждому ребенку.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В конце занятий по данному курсу дети

Должны знать:

способы размножения декоративных растений;

  • требования к условиям выращивания растений;

  • связи природы и человека.

  • ухаживать за комнатными растениями.

Должны уметь:

  • применять полученные знания на практике;

  • работать с наглядными пособиями;

  • наблюдать за растениями;

  • размножать и выращивать декоративные растения.

КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Для оценки результативности применяется входной, текущий и итоговый контроль.

Входной контроль – диагностика знаний, умений и навыков, имеющихся у воспитанников.

Формы :собеседование.

Текущий контроль – оценка качества усвоения знаний.

формы: викторины, творческие задания, собеседование, практическая деятельность.

Итоговый контроль – оценка знаний, умений, навыков, имеющихся у ребенка в конце курса занятий.

формы: качество и количество выращенных растений, выставка творческих работ, оформление альбома; защита проектов ,составление коллекций растений.

Практическая значимость курса:

Знания, полученные учащимися, имеют практическое значение для оформления коридоров, классных комнат, библиотеки.

Формы подведения итогов:

организация выставки растений;

проведение открытых мероприятий, викторин.

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

    1. Семена комнатных растений.

    2. Гербарные материалы.

    3. Цветочные горшки, кашпо.

    4. Удобрения.

    5. Лопаты.

    6. Грабли.

    7. Лейки.

    8. Ведра.

    9. Носилки.

    10. Подставки.

    11. Камни для оформления клумбы.

Программа кружка “Юные цветоводы”

Тема 1. Вводное занятие (1 ч)

Ознакомление с планом работы. С задачами курса кружка.

Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. Правила безопасного поведения на занятиях кружка.

Экскурсия на пришкольный участок. Ознакомление с цветочно-декоративными растениями, используемыми в озеленении.

 

Тема 2. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека (1 ч)

Экскурсия в цветочный магазин; на территорию школы ,ознакомление с комнатными цветочно-декоративными растениями, используемыми для озеленения; беседа со специалистами о значении зеленых насаждений в жизни человека.

Тема 3. Особенности однолетних цветочно-декоративных растений (4 ч)

Понятие о цветочно-декоративных растениях; разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений; способы выращивания.

Практические работы: Сбор и изучение строения семян однолетних цветочно-декоративных растений; выкапывание и пересадка цветущих растений в горшки.

Изготовление наглядных пособий: гербариев и коллекций семян однолетников.

Тема 4. Особенности комнатных растений. 10 часов.

Комнатные растения – наши друзья. Растения и микроклимат помещения. Внешнее строение растений (корень, листья. Стебель, цветок, почки, луковицы, плод, семена). Питание растений. Пересадка комнатных растений. Особенности сезонного ухода. Размножение комнатных растений. Рыхление. Опрыскивание. Техника безопасности при выполнении практических работ.

Практические работы.

Размещение растений соответственно их требованиям и освещению. Поливка, рыхление почвы, опрыскивание растений, определение необходимости пересадки растений. Пересадка комнатных растений. Оформление фотоальбома “Растения нашего класса”.

Тема 5. Уход за комнатными растениями (8 ч)

Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха температуре, освещению; виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения связи с особенностями растений и временами года.

Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений; сроки и техника проведения этой работы.

Практические работы: Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре; поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев; приготовление почвенных смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдения, за ростом и развитием комнатных растений.

Тема 6 . Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними (4 ч)

Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими; меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей. 

Практические работы: Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения; рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых; обмывание листьев и стеблей; знакомство с устройством опрыскивателя.

Наблюдения за состоянием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней.

Тема 7. Семена однолетников и подготовка их к посеву (4 ч)

Условия необходимые для прорастания семян однолетников; способы их подготовки к посеву.

Практические работы: Знакомство с семенами однолетников по внешнему виду; очистка; определение всхожести семян; стратификация; намачивание и другие способы подготовки семян к посеву.

Наблюдение за прорастанием семян. Изготовление наглядных пособий: коллекции семян однолетников.

Тема 8. Питание комнатных растений из почвы и их подкормка (4 ч)

Питание комнатных растений. Питательные вещества необходимые для правильного развития комнатных растений.

Виды удобрений их характеристика; подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода. 

Практические работы: Распознавание минеральных удобрений; приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок.

Наблюдения за ростом и развитием растений, за появлением вредителей.

Тема 9. Размножение комнатных растений размножение черенками (6 ч)

Размножения комнатных растений черенками; растения, размножающиеся черенками.

Условия, необходимые для укоренения черенков; правила черенкования и пересадка окоренившихся черенков.

Практические работы: Заготовка песка, земли; подготовка ящиков парников, горшков для посадки; черенкование комнатных растений; пересадка окоренившихся черенков; уход за черенками.

Наблюдения за укоренением черенков и их ростом, температурой, влажностью помещения.

Тема 10. Выращивание рассады однолетников (6 ч)

Условия, необходимые для выращивания рассады; агротехника выращивания рассады.

Практические работы: Подготовка ящиков, плошек и земли для посева; посев семян; написание и установка этикеток на ящиках; уход за посевами; пикировка; уход за рассадой.

Наблюдения за появлением всходов, ростков и развитием растений. Изготовление наглядных пособий: засушивание и зарисовка растений на разных стадиях развития.

Тема 11. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения (4 ч)

Понятие о почве, ее свойствах, плодородии; питание растений из почвы; значение обработки, почвы и внесение удобрений для роста и развития растений.

Практические работы: Внесение удобрений; перекопка почвы и разбивка участка.

Тема 12. Выращивание цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт (8 ч)

Значение выращивания цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт. Сроки и способы посева. Площади питания и глубина заделки семян.

Проведение ухода за посевами. Практические работы: Выбор участка для грунтового посева семян однолетников; подготовка почвы; разбивка делянок; поделка бороздок и посев семян; уход за подсевами; пересадка грунтовой рассады на постоянное место.

Наблюдения, за появлением всходов, ростом и развитием растений.

Тема 13. Высадка рассады в грунт (6 ч)

Правила высадки рассады в грунт.

Практические работы: Распределение клумб между юннатами; подготовка почвы; подготовка рассады и высадка ее в грунт; уход за высаженной рассадой.

Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт.

Тема 14. Заключение.2 час.

Подведение итогов работы кружка “Юный цветовод” за год.

Календарно-тематическое планирование

занятия

Тема занятия

Дата

Основные вопросы по теме

Форма проведения, методы, приёмы

1.

Вводное занятие 1 час.

04.09.

Ознакомление с планом работы. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. Правила безопасного поведения на занятиях кружка

Экскурсия на пришкольный участок. Ознакомление с цветочно-декоративными растениями, используемыми в озеленении.

Рассказ, экскурсия.

2.

Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека 1ч.

04.09.

Ознакомление с комнатными цветочно-декоративными растениями, используемыми для озеленения класса, школы.

Экскурсия, беседа со специалистом.

3.

Особенности однолетних цветочно-декоративных растений 1 ч.

11.09.

Понятие о цветочно-декоративных растениях; их группировка; разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений; способы выращивания.

Рисунки, презентация

4.

5.

Практические работы 3ч

Особенности комнатных растений.2ч.

11.09.

18.09.

18.09.

25.09.

25.09.

Сбор и изучение строения семян однолетних цветочно-декоративных растений; выкапывание и пересадка цветущих растений в горшки.

Изготовление наглядных пособий: гербариев и коллекций семян однолетников.

Комнатные растения – наши друзья. Внешнее строение растений (корень, листья. Стебель, цветок, почки, луковицы, плод, семена).

Питание растений. Пересадка комнатных растений. Особенности сезонного ухода. Рыхление. Опрыскивание. Техника безопасности при выполнении практических работ.

Экскурсия на пришкольный участок, работа в классе.

Работа с книгой, памятки по уходу за растениями

6.

Практические работы.8 ч.

02.10.

02.10.

09.10.

09.10.

16.10.

16.10.

23.10.

23.10.

Посуда для посадки растений, подготовка почвенной смеси.

Знакомство с правилами полива и опрыскивания.

Удаление пыли с листовой пластины.

Знакомство с правилами рыхления почвы.

Уход за посаженными комнатными растениями (применение полученных знаний на практике).

Инвентарь,

Памятки, цветы, цветочные горшки.

7

Уход за комнатными растениями 1 ч.

13.11.

Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха температуре, освещению; виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с временами года.

Рассказ, работа с карточками, альбомами

8.

Практические работы 7ч.

13.11.

20.11.

20.11.

27.11.

27.11.

04.12.

04.12.

Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре; поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев; приготовление почвенных смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдения, за ростом и развитием комнатных растений.

Показ, наглядность,

инвентарь

9

Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними1ч.

11.12.

Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими; меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей. 

Презентация, рисунки.

10

Практические работы:3ч.

11.12.

18.12.

18.12.

Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения; рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых; обмывание листьев и стеблей; знакомство с устройством опрыскивателя.

Наблюдения за состоянием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней. Уход за комнатными растениями.

Микроскоп,

Рисунки, инвентарь.

11

Семена однолетников и подготовка их к посеву1ч

25.12.

Условия необходимые для прорастания семян однолетников; способы их подготовки к посеву.

Рассказ, презентация.

12

Практические работы:3ч.

25.12.

15.01.

15.01.

: Знакомство с семенами однолетников по внешнему виду; очистка; определение всхожести семян; стратификация; намачивание и другие способы подготовки семян к посеву.

Наблюдение за прорастанием семян. Изготовление наглядных пособий: коллекции семян однолетников.

Рисунки,

Пособия, семена

13.

. Питание комнатных растений из почвы и их подкормка 4ч.

22.01.

22.01.

29.01.

29.01.

Питание комнатных растений. Питательные вещества необходимые для правильного развития комнатных растений.

Виды удобрений их характеристика; подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода. 

Инвентарь.

Практическая работа.

14.

Размножение комнатных растений размножение черенками (6 ч)

05.02.

05.02.

12.02.

12.02.

19.02.

19.02.

Размножения комнатных растений черенками; растения, размножающиеся черенками.

Условия, необходимые для укоренения черенков; правила черенкования и пересадка окоренившихся черенков.

Практические работы: Заготовка песка, земли; подготовка ящиков парников, горшков для посадки; черенкование комнатных растений; пересадка окоренившихся черенков; уход за черенками.

Наблюдения за укоренением черенков и их ростом, температурой, влажностью помещения.

Наглядный материал, рассказ, инвентарь

15.

Выращивание рассады однолетников 6 ч.

26.02.

26.02.

05.03.

05.03.

12.03.

12.03.

Условия, необходимые для выращивания рассады; агротехника выращивания рассады.

Практические работы: Подготовка ящиков, плошек и земли для посева; посев семян; написание и установка этикеток на ящиках; уход за посевами; пикировка; уход за рассадой.

Наблюдения за появлением всходов, ростков и развитием растений. Рисунки

Емкости, грунт, наглядность, рассказ.

16.

Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения 4ч.

19.03.

19.03.

02.04.

02.04.

Понятие о почве, ее свойствах, плодородии; питание растений из почвы; значение обработки, почвы и внесение удобрений для роста и развития растений.

Практические работы: Внесение удобрений; перекопка почвы и разбивка участка.

Инвентарь, рассказ. Т\Б при работе лопатой

17

Выращивание цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт8 ч.

09.04.

09.04.

16.04.

16.04.

23.04.

23.04.

30.04.

30.04.

Значение выращивания цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт. Сроки и способы посева. Проведение ухода за посевами.

Практические работы: Выбор участка для грунтового посева семян однолетников; подготовка почвы; поделка бороздок и посев семян; уход за подсевами; пересадка грунтовой рассады на постоянное место.

Наблюдения, за появлением всходов, ростом и развитием растений

Рассказ, инвентарь, семена.

18.

Высадка рассады в грунт

6 ч.

07.05.

07.05.

14.05.

14.05.

21.05.

21.05.

Правила высадки рассады в грунт.

Практические работы: Распределение клумб между юннатами; подготовка почвы; подготовка рассады и высадка ее в грунт; уход за высаженной рассадой.

Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт.

Рассказ, инвентарь, наглядность.

19.

Заключение.2ч.

25.05.

25.05.

Подведение итогов работы кружка “Юный цветовод” за год.

Чаепитие

multiurok.ru

Проект (средняя группа) на тему: Проект 2 “Юные цветоводы”

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Колобок»

п.Пелым

Проект

«Юные цветоводы»

«Экологическое воспитание детей средней  группы»

Воспитатель:

Шевченко О.А

Тема: «Экологическое воспитание детей через наблюдения за комнатными растениями».

Тип проекта: познавательно – игровой.

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Продолжительность проекта: 2015-2016 учебный год

Предметы исследования: комнатные цветы.

Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатель, родители.

Цель проекта:

* Развитие экологического воспитания детей. Расширение знания детей о комнатных растениях и формирование основ экологической культуры всех участников проекта.

*Знакомство детей с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста и развития и влиянием на эмоциональное состояние человека.  

Задачи проекта:

 – Формировать представления о комнатных цветах, их значимости в жизни человека.

 – Развивать любознательность, наблюдательность, активность в познавательной деятельности.

 – Развивать навыки моделирования и экспериментирования.

 – Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к цветам.

 – Изучить влияние деятельности человека на жизнь растений.

                                     Подготовительный этап
  1.Подбор литературы о комнатных цветах.
 2.Приобретение необходимого оборудования для  комнатных цветов.
  3.Трудовая деятельность: уход за комнатными цветами (поливка, рыхление, подкормка).
                                       

                                            Основной этап
1.Пересадка комнатных цветов.
2.Изготовление табличек с названием комнатных цветов.
3.Опытно-экспериментальная деятельность:
«Размножение, рост, развитие растений», «Растения пьют воду», «Может ли растения дышать?», «С водой и без воды»,
«Строение цветов», «Условия, необходимые для жизни растений».
4.НОД с детьми: «Комнатные растения», Беседа: «Уход за комнатными цветами», «Без растений на земле».
5.Проведение дидактических игр: «Узнай по запаху», «От какого растения часть», «Сложи цветок», «Угадай цветок».
6.Разучивание с детьми стихов о цветах.
7.Придумывание стихотворений о комнатных цветах.                                              

                                     

                                       Заключительный этап
1.Оформление паспорта комнатных растений.
2.Оформление выставки рисунков «Мой любимый комнатный цветок».
3.Подведение итогов реализации проекта.

                                       

                                        Работа с родителями
1.Родительский уголок «Участвуем в проекте «Мир комнатных цветов»
2. Подбор информации на темы: «Как ухаживать за комнатными растениями», «Виды комнатных  растений».
3. Помогают ребёнку в выборе комнатного растения, знакомят его с необходимой литературой, сочиняют сказки, стихи.
4.Обеспечивают детей всем необходимым, для реализации данного этапа.
5. Оказывают помощь в посадке растений.
6. Приобретают необходимые удобрения и делают фотографии роста цветов.
7.Участвуют в презентации.

                                 

                                     Ожидаемый результат:

1.Осознанное отношение детей к комнатным растениям.
2.Сформированные знания о комнатных цветах.
3.Умение самостоятельно наблюдать за изменениями, которые                                                                              происходят с комнатными растениями.
 
 Формы презентации:
 *  Оформление альбома.
*  Фотовыставка «Дети и цветы». 

                         

                     Образовательная деятельность «Познание»
* НОД «Комнатные растения».
* НОД «Уход за комнатными цветами».
* НОД  «Без растений на земле».
* Д/игра «Узнай по запаху».
* Д/игра «От какого растения часть».
* Д/игра «Сложи цветок».
* Д/игра «Угадай цветок».
*«Размножение, рост, развитие растений».
*«Строение цветов».
*«Условия, необходимые для жизни растений».
* Наблюдения за комнатными растениями.

                          Образовательная деятельность «Труд»
* Уход за комнатными цветами (поливка, рыхление, подкормка)
* Пересадка комнатных цветов
* Изготовление табличек с названием комнатных цветов
* Оформление паспорта комнатных растений

                Образовательная деятельность «Коммуникация»,
                          «Чтение художественной литературы»
Подбор литературы о комнатных цветах.
Разучивание с детьми стихов о цветах.
Придумывание стихотворений о комнатных цветах.
Чтение сказки «Аленький цветочек», «Цветик-семицветик»
Чтение сказок о  цветах.

     

                 Образовательная деятельность «Художественное творчество»
Рисование
Мой любимый комнатный цветочек
Аппликация
Цветок для мамы
Лепка
Барельеф «Мои цветы»

                                     

                                                Уголок природы
Предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания.

В уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к  растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение.
                                       
Комнатные растения
– ценный дидактический материал, они являются обязательными  обитателями уголка природы

Нельзя забывать,

что  комнатные растения это  для детей источники:

Красоты
               Доброты
                                 Хорошего настроя

                                                                    Здоровья                    

                                                                                        Чистого воздуха

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Зарядка: «Мы – цветы»

Распрямили стебли, вытянули ветки (руки).

Расправили листочки, пошелестели листочками (пальцы).

Гимнастика для стебля: наклоны туловища вправо-влево; вперёд-назад.

Гимнастика для корней: вытянули правую ногу – повращали ступнёй; вытянули левую ногу – повращали.

Моем листья, стебли под дождём: подняли руки вверх, растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся.

 2. Пальчиковая гимнастика: «Алые цветы»

Наши красные цветки
Открывают лепестки.

Разжать пальцы.

Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.

Пошевелить пальчиками.

Наши красные цветки
Закрывают лепестки.

Пальцы сжать в кулачок.

Головой качают,
Тихо засыпают.

Покачивание кулачками.

 3. Физминутка: «Клумба»

Клумба посреди двора выросла вчера.

Имитирует движения: копают землю.

Там сажает детвора цветики с утра.

Сажают цветы.

И ромашки, и вьюнок

Поливают.

Собирай в букет, дружок.

Срывают, нюхают, дарят друг другу.

4.  Загадки

Куст – оконный и балконный,

Лист – пушистый и душистый,

Он сборчатый и каемчатый

А цветы на окне – словно шапка в огне.

                                                             ( Герань)

В кадке вырос куст –

И широк, и густ:

Лист как кожаный,

Плотно сложенный,

Ствол бузиновый,

Как резиновый.

                                                        (Фикус)

Своими узкими листами
Озеленю ваш дом,
И всех отдельными кустами
Я награжу потом.
Своих детей очень люблю –
  Их при себе я сохраню.  
                                        (Хлорофитум)

Хоть мы ростом  низковаты,
Любят очень нас ребята.
Мы целый год почти цветем
И украшаем дом.
Всех оттенков наши глазки,
Не жалеем для них краски.      
                                         (Фиалки)

Вырос кустик пышный,

На окне не лишний;

Листья – незаметные,

А плоды – запретные.  

                                    (Аспарагус)

С цветочного горшка
Вниз свесила я косы.

Я не цвету пока
На улице морозы.
Но только снег растает-
Я тут же расцветаю.    
                                 (Традесканция)

Лист растет косой,
Не умыт росой;
У него на спине
Белые пестринки,
А цветы – горстями,
Красными кистями.  

                                        (Бегония)
Щучий хвост
Пошел в рост:
Не в пруду, не в речке –
На окне, у печки.

                                   (Сансевьера)                    

Меня по кличке все зовут,
А имени не знают.

 Но будет сухо или дождь-
Я тут же сообщаю.  
                                            (Бальзамин)

Вышла балеринка,
Блузка- как рябинка.
Юбочка лиловая
Лента васильковая.
Ножки как точеные,
Туфли золоченые.
                                     (Фуксия)

nsportal.ru

Юные цветоводы – биология, презентации


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа №61 г. Челябинска”.

«Чудный уголок»

Объект озеленения: Рекреация на четвертом этаже

Авторы:

Стрельникова Ирина,

Хаймова Анна,

ученицы 9 «а» класса


Схема помещения

  • Окна выходят на восточную часть;
  • Освещение помещения происходит рассеянным светом из двух больших окон;
  • Реакция находится возле кабинета биологии;
  • Отсутствие сквозняка;
  • Температура в помещении – «комнатная»


Расположение цветов

1

2

3

4

4

5

5

6

  • Плющ (Hedera)
  • Хлорофитум (Chlorophytum)
  • Филодендрон (Philodendron Scandens)
  • Герань (белая,красная) (Philodendron Scandens)
  • Фиалка (розовая,фиолетовая) (Viol a )
  • Папоротник ( Filicopsida)


8

7. Ховея

(Howea)

8. Сингониум

(SYNGONIUM)

9. Кипарисовик крупноплодный

( Goldcrest)

10. Традесканция (TRADESCANTIA)

11. Замиокулькас

(Zamioculcas)

9

7

10

11

6


Плющ (Hedera)

Температура:  Прохладно — в идеале в неотапливаемом помещении в зимний период.

Свет:  Ярко освещенные места, защищенные летом от прямых солнечных лучей.

Полив:  Держите субстрат во влажном состоянии летом, зимой поливайте скудно.

Влажность воздуха:  Опрыскивайте листву часто летом и зимой, если помещение отапливается.

Пересадка:  Пересаживайте весной каждые два года.

Размножение:  Используйте срезанные верхушки побегов в качестве черенков .


Хлорофитум (Chlorophytum)

Температура.  Умеренная. Зимой не выше 18 °C. Хлорофитум не погибнет при неблагоприятных температурах, но это обязательно скажется на его внешнем виде. Холодные сквозняки или содержание около не утепленного окна вредят растению.

Освещение. Хлорофитум относится к светолюбивым растениям. Предпочитает яркий рассеянный свет. Хорошо растет около восточного или западного окна. Может расти и на северном окне, но в слишком темном месте растение теряет декоративную привлекательность. На южном окне нужно притенение.

Полив.  Требует обильного полива с весны до осени и умеренного зимой. Почва должна быть все время влажной.

Удобрение.  Проводят удобрительные поливки 1 раз в 2 недели с марта по август комплексным удобрением для декоративно-лиственных растений.

Влажность воздуха.  Летом время от времени листья полезно опрыскивать и устраивать теплый душ. Обязательно опрыскивание, если растение содержится рядом с отопительной системой.

Пересадка.  Ежегодно в феврале — марте. Крупные растения или старые пересаживают через два года, но подкармливают ежегодно. Почва — 2 части дерновой, 1 часть перегнойной, 1 часть листовой земли и 1 часть песка. Хлорофитум имеет большие толстые корни, если они разрастаются, то горшки трескаются около дна. Поэтому хлорофитуму дают просторную посуду.

Размножение.  Укоренением дочерних розеток, а также делением при пересадке.


Филодендрон (Philodendron Scandens)

Температура:  Умеренная — минимум 13°C в зимний период.

Свет:  Обычно рекомендуется умеренно освещенное место или полутень — P scandens может расти в тени. Защищайте от прямых солнечных лучей.

Полив:  Поливайте основательно и регулярно—держите почву слегка влажным в зимний период.

Влажность воздуха:  Опрыскивайте листву регулярно.

Пересадка:  Пересаживайте весной каждые два-три года.

Размножение:  Стеблевыми черенками летом.


Герань(Geranium)

Растение очень любит хорошее освещение, и в отличие от других цветов совсем не боится прямого солнечного света.  Герань любит тепло, идеальным будет, если температура попадает в диапазон +18-+20 градусов. В зимнее время возможно незначительно понизить температуру, но следите, чтобы она не опускалась ниже +10 градусов. Все цветоводы утверждают, что она совсем не требовательная к влажности воздуха. Она одинаково спокойно переносит как сухой, так и влажный. Опрыскивать листья пеларгонии тоже не стоит, это принесет только вред. Просто следите за влажностью почвы, и этого будет достаточно.


Фиалка (Viol a )

Уход за комнатной фиалкой требует ровную температуру, осторожного полива, специального субстрата, хорошего освещения, высокой влажности воздуха и регулярной подкормки. Температура, при которой сенполии чувствуют себя хорошо, должна быть равномерной, оптимально 21-22 град. Зимняя – не ниже 16. Фиалки не выносят сквозняков.


Папоротник

Любят хорошее рассеянное освещение, но нуждаются в защите от прямых солнечных лучей. Для содержания папоротников лучше всего подходят западные или восточные окна, где солнце светит несколько часов утром или вечером.

Не переносят холодных сквозняков, но нуждаются в регулярном проветривании помещения.

Вода для полива должна быть мягкой, не содержащей извести. Подойдет дождевая, кипяченая и отстоянная в течение суток. Зимой в прохладных помещениях поливают реже. Излишняя сырость тоже вредна для папоротников.

Большинство папоротников выращивают в слабокислой почве, состоящей из смеси равных частей компостной (лучше листовой) земли, торфа и крупного речного песка. Иногда к этой смеси добавляют мох сфагнум, хвойную кору и древесный уголь.

Зимой папоротники почти не растут, весной с появлением новых листьев, их удобряют слабым раствором органических и минеральных удобрений.

Пересаживают по мере необходимости весной после того, как появится первый рост. Посадку производят так, чтобы корневая шейка папоротника находилась над землей. Листья и корни хрупкие почти в всех видов, пересаживать осторожно.


Сингониум (SYNGONIUM)

Температура:  Умеренная — минимум 16°C в зимний период.

Свет:  Ярко освещенное место вдали от прямых солнечных лучей.

Полив:  Держите почву все время во влажном состоянии — зимой полив сократите. Избегайте переувлажнения.

Влажность воздуха:  Опрыскивайте листву регулярно.

Пересадка:  Пересаживайте весной каждые два года.

Размножение:  Стеблевыми черенками, несущими воздушные корни, весной. Используйте гормоны для укоренения.


Кипарисовик крупноплодный ( Goldcrest)

Расположение  – кипарисовик не любит прямых солнечных лучей, поэтому лучше его располагать на восточных и северных окнах квартиры, создав летом там небольшое затенение. На зимовку лучше отправлять его в хорошо освещаемое помещение.

Температурный режим  – это растение не выносит высокой температуры воздуха, поэтому его лучше располагать на лоджии или в самой прохладной комнате, подальше от батарей и отопительных приборов. В зимний период температура в помещении должна быть +8 – +10°C.

Почва  – оптимальной для выращивания кипарисовика считается смесь, состоящая из дерновой земли, торфа, песка и листовой земли, взятые в пропорции 3:1:1:1. Обязательно на дно горшка нужно положить дренаж, например из керамзита и гальки.

Полив  – для хорошего роста кипарисовику требуется обильный полив с весны до самой осени, а в зимний период – по мере необходимости, не допуская пересыхания или перелива почвы. Так как хвойные растения любят влажный воздух, рекомендуется опрыскивать его в жаркую погоду ежедневно, а зимой опрыскивать только в случае содержания его в теплом Размножение  – можно проводить весной семенами или одревесневевшими черенками (весной и летом), используя для их укоренения торфяные таблетки


Ховея (Howea)

Температура:  Умеренная в течение всего года – 14-18°С, желательно не выше..

Освещение:  Для ховеи нужно светлое место, притенение от солнечных лучей. Но не стоит размещать эту пальму в затененном месте. Зимой освещение должно быть очень хорошим.

Полив:  Частота полива, зависит от температуры, при которой растение содержится. Удобрительные поливки  проводят с мая по сентябрь еженедельно, специальным удобрением для пальм или любым жидким удобрением для комнатных растений.

Влажность воздуха:  Ховея очень любит опрыскивание и душ, не смотря на то, что некоторые источники пишут, что эти пальмы переносят сухой воздух.

Пересадка:  Очень не любит пересадку, поэтому пересаживают только тогда, когда корни заполнят весь горшок или кадку и начинают вылезать за пределы емкости, т.е. примерно через 2-3 года – молодые растения, через несколько лет – старые.

Размножение:  Семенами .


Традесканция (TRADESCANTIA)

Температура:  Умеренная — минимум 7°C в зимний период.

Свет:  Яркий свет необходим.

Полив:  Поливайте основательно с весны до осени. Поливайте умеренно в зимний период.

Влажность воздуха:  Опрыскивайте листву время от времени.

Пересадка:  Пересаживайте, если необходимо, весной.

Размножение:  Стеблевыми черенками с весны до осени.


 

Замиокулькас (Zamioculcas)

Уход за замиокулькасом

Замиокулькас в целом неприхотлив. Предпочитает относительно теплое место, оптимальная температура +18…+25 °С. На лето можно вынести на балкон или в сад. Зимой его желательно расположить поближе к окну. Хорошо переносит большое количества света, в том числе и прямые солнечные лучи. Неприхотливое растение. Ему скорее может повредить излишнее увлажнение, чем непродолжительная засуха. Удобрения вносят после появления нового листа и потом ежедневно до полного его развития. Болезнями и вредителями не повреждается.

 

Размножение замиокулькаса

Легко размножается делением, кроме того, можно размножить опавшими листьями, которые укореняются и образуют клубень. Делать это желательно с почвенным подогревом и с применением фитогормонов.

 

kopilkaurokov.ru

Юный цветовод – Бабушкина дача

Аленький цветочек

За городом, на даче, где, казалось бы, простор для подобных ботанических занятий, детей чаще всего совершенно не интересует выращивание цветов, а тем более овощей. Многие бабушки и дедушки хорошо знают, что ребячьего энтузиазма хватает в лучшем случае на несколько дней, а потом выделенные малышам грядочки тихо зарастают и переходят на попечение все тех же бабушек. Оно и понятно — летом на даче есть масса куда как более захватывающих занятий. Хотя, конечно, все дети очень разные. Другое дело — комнатные растения, которые всегда под рукой и на виду. Особое внимание они привлекают осенью и зимой, когда на улице так голо и уныло. Живой росточек на окошке, за которым кружат снежинки, — это и яркая память о лете, и надежда на новую весну.

Мир растений удивительно разнообразен, и так же, как, заводя собаку, мы невольно выбираем существо, подобное себе (по внешности или характеру), при выборе растений у вас и вашего малыша есть замечательная возможность завести зеленого друга с характером, подобным своему. Вдумчивым, неторопливым натурам больше по нраву кактусы, которые обычно долго находятся как бы в спячке, а потом вдруг расцветают необыкновенным ярким цветком. Порывистым, подвижным людям нравятся быстроразвивающиеся растения, выбрасывающие стрелки и крупные цветы, например бамбук, гиппеаструм или стрелиция. Да мало ли на свете растений! Любой найдет себе что-то по вкусу, благо, что справочников по растениям и цветочных магазинов нынче великое множество.

Уроки юного ботаника

С самого начала нужно привлечь ребенка к уходу за растениями. Купите ему маленькую леечку, и пусть малыш помогает вам поливать цветы. Сначала, конечно, вода будет только в вашей большой лейке, но ведь важен сам ритуал: каждый день вы вместе в определенный час, утром или вечером, берете свои лейки и идете «поливать цветочки».
Уже в возрасте полутора лет кроха будет ходить за вами со своей леечкой и изображать, как он поливает цветы. Когда малыш станет поаккуратнее, можно будет доверить ему заниматься с водой. Важно только проследить, чтобы, увлекшись, он не залил цветы сверх нормы.

Главное — воспитать ответственность за живое создание, которое погибнет без воды. Здесь и самодисциплина разовьется. А сколько пользы могут принести наблюдения за жизнью растений! Пусть трех-четырехлетний ребенок вырастит какой-нибудь цветок сам (с вашей помощью, естественно). Сначала росточек будет в стакане с водой давать корни, потом вы его вместе пересадите в горшочек с землей (это не так сложно, ведь умеет же ваш малыш делать куличики в песочнице и успешно орудовать совочком!), после некоторого ожидания появятся новые листья, а затем и цветы. То-то будет радости юному цветоводу! Кстати, это и к будущим урокам ботаники хорошая подготовка. Единственное, с чем могут возникнуть проблемы, — терпение. Любой кроха будет торопить время, а может, и уподобится Карлсону, который ежедневно выкапывал посаженную абрикосовую косточку, чтобы посмотреть, насколько она выросла. Так что заодно придется и воспитанием характера серьезно заняться.

Несколько советов для начинающих цветоводов.

 

  • Горшок не должен быть выше, чем растение.
  • Когда расцветка горшка совпадает с цветом листьев или цветков растения, их красота подчеркивается.
  • Для одинаковых растений лучше подобрать одинаковую посуду, но разных размеров.
  • Растениям в пластмассовых или обливных горшках нужно меньше воды, чем в глиняных.
  • Пока ребенок мал, лучше брать пластмассовые горшки для цветов — они легче керамических и не бьются.
  • Есть идеи и по выбору комнатных растений.
  • Тихони-фиалки весьма неприхотливы, обильно цветут и легко размножаются листочками. Можно собрать целую коллекцию фиалок всех оттенков — от белого до темно-фиолетового, махровых и немахровых. Только не забудьте, что они не любят прямых солнечных лучей.
  • Фуксия будет радовать вас и ребенка обильным цветением почти круглый год — ее изящные цветочки-балеринки знакомы всем. Обрезав нижние ветви растения, можно сформировать крохотное деревце — на одеревеневшем стволе будет пышная крона, усыпанная цветами.
  • Посадив в горшочки виноградные помидоры, вы получите растение-игрушку: высокий стебель с листьями (до полутора метров), украшенный крохотными красными помидорчиками! То-то будет радости малышу — можно просто сорвать и съесть!

Свой садик

А если вас тянет к экзотике, разведите с детьми миниатюрный садик в пузатой бутылке прозрачного стекла. Тропическим растениям подойдет влажный микроклимат внутри закупоренного сосуда. Поливать такой садик не нужно очень долгое время. Важно лишь аккуратно создать это маленькое чудо, подобрав подходящие растения (например, аир, папоротник, традесканцию, фиттонию, пеперомию, селагинеллу) и вооружившись миниатюрными инструментами — ложкой с длинной ручкой, палочками. На дно насыпьте материал для дренажа (керамзитовые шарики, гравий или осколки старого разбитого горшка) слоем 3-6 см, разровняйте его и слегка примните. Поверх этого слоя уложите предварительно увлажненную смесь земли и торфа (в равных долях). Зажав двумя палочками, поместите каждое растение в свою лунку, затем немного утрамбуйте землю. Опрыскайте растения, плотно закупорьте сосуд и поставьте его в светлое место, но не под прямые солнечные лучи — и можете долгие месяцы любоваться «садиком в бутылке». Иногда его нужно проветривать, а если растения разрослись, их обрезают. А вот идея для экспериментаторов авантюрного плана: если у ананаса верхушка еще свежая и зеленая, ее можно срезать и посадить, только мякоть плода перед этим обязательно удаляют. Температура почвы должна быть высокой: 28-30°С. Представляете, у вас вырастет ананас!

Рисуем и читаем

Занимаясь растениями, можно найти еще массу интересных и полезных дел. Например, учитывая то, что все дети любят рисовать, раскрасьте вместе с ними горшки для цветов разноцветными орнаментами. Только не забудьте затем покрыть их сверху бесцветным лаком, чтобы узоры не смылись водой и не облупились. Когда кроха подрастет, он может заняться созданием гербария из комнатных или дикорастущих растений. А как будет здорово, если малыш увлечется книгами о растениях и живом мире вообще! Сейчас немало таких книг, удивительно красиво изданных и занимательных по содержанию.

Самое же главное — ребенку, который самостоятельно вырастил хотя бы одно растение, вряд ли придет в голову бездумно и бездушно ломать кусты, цветы или деревца на улице. Он верит, что они живые и им больно. А ведь воспитать человека, чувствующего живую природу и реагирующего на ее боль, наверное, искренне хотели бы многие из нас.

babushkinadacha.ru

Рабочая программа кружка “Юный цветовод”

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка « Юный цветовод»

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка.

Данная программа составлена с учетом реализуемой в образовательном учреждении программы воспитания и социализации по эколого – биологическому направлению.

Цель программы: воспитывать у обучающихся любовь к природе, наблюдать за жизнью природы, развивать практические навыки по выращиванию и уходу за комнатными растениями.

Задачи: формировать нравственные ценности обучающихся, развивать исследовательскую деятельность, побуждать школьников к чтению литературы, привлекать детей и родителей к озеленению школы.

Общая характеристика предмета:

Одним из путей воспитания у обучающихся любви к природе, своему краю, дому, является приобщение детей к изучению природы и активная деятельность во внеурочное время. Кружок « Юный цветовод» играет важную роль в экологическом воспитании. Обучающиеся изучают основные комнатные растения, их названия, факторы их жизни и правильный уход за ними. Комнатные растения находят самое разностороннее применение, поэтому они являются незаменимыми объектами в работе кружка. Работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за растениями, раскрывает эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение в жизни человека.

Растения, правильно подобранные и со вкусом размещенные в помещении создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей. Работа с комнатными растениями расширяет кругозор ребенка, заставляет его глубже узнавать окружающий мир, способствует приобретению опыта по организации собственной деятельности.

Реализация программы направлена на развитие познавательных интересов обучающихся, развитие творческой инициативы и самостоятельности по озеленению школы.

Место предмета в учебном плане:

Курс кружка « Юный цветовод» рассчитан на 1 час в неделю, всего 34 часа.

Планируемые результаты:

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

  • основные факторы среды обитания;

  • -виды комнатных растений;

  • приемы размножения и выращивания комнатных растений;

  • вредителей комнатных растений.

Обучающиеся должны уметь:

  • провести посадку растения;

  • ухаживать за растениями;

  • проводить паспортизацию растений.

Организация процесса:

Для проведения кружка выбраны наиболее приемлемые формы проведения занятий. Обучающиеся ведут наблюдения за растениями, выращивают разные комнатные растения с учителем, самостоятельно или с помощью родителей.

Содержание программы:

1.Введение.

2. Цветочно – декоративные растения, их значение в жизни человека.

3. Грунтовые и комнатные цветочно – декоративные растения, используемые для озеленения помещений. Подбор литературы по цветоводству.

4. Биологические особенности комнатных растений. Значение комнатных растений, их группировка, биологические особенности.

5.Способы размножения растений.

6. Цветы в интерьере. Правила озеленения помещений.

7. Вредители и болезни комнатных растений.

В ходе реализации курса проводятся практические работы для получения и развития навыков и умений . которые пригодятся в жизни.

Тематическое планирование.

Количество часов

1

Вводное занятие. Расстановка и уход за растениями.

2

Декоративные растения, их значение в жизни человека. Ознакомление с декоративно- лиственными растениями.

2

Биологические особенности комнатных растений.

1

Практическая работа. Размещение комнатных растений к источнику света в рекреации, классе.

3

Правила полива и опрыскивания растений, удаление пыли с растений и сухих листьев.

2

Влияние подкормки на рост и развитие растений, правила удобрения растений.

1

Вегетативное размножение комнатных растений.

1

Правила черенкования и ухода за растениями.

4

Уход за комнатными растениями.

2

Правила рыхления.

2

Особенности ухода за растениями в осеннее и зимнее время.

1

Основные факторы, влияющие на рост и развитие растений. Тепловой режим.

3

Водный режим растений. Воздушный режим.

2

Питание растений. Удобрения, применяемые для комнатных растений.( беседа)

2

Выращивание красивоцветущих растений для оформления рекреации. Подбор растений.

3

Изучение растений, способы размножения, правила ухода, подбор горшков для выращивания растений.

2

Цветы в интерьере. Создание проектов оформления школьных помещений комнатными растениями.

Материально техническое обеспечение:

1.Т.Князева, Д.Князева Комнатные растения от А до Я. –М.:ОЛМА Медиа групп,2010

2.А.В.Степура., М.Ю.Степура Энциклопедия комнатных растений. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги»,2010

3.Д.Г.Хессайон Все о комнатных растениях.- М.: «Кладезь –Букс», 2006

4.Журнал «Все о цветах»

5.Журнал « Планета цветов»

6.Журнал «Современная усадьба»

7.журнал «Вокруг цветов».

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о