Юный шахматист программа кружка – Рабочая программа на тему: Программа кружка “Юный шахматист”.

Рабочая программа кружка "Юный шахматист"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА

ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ

(внеурочная деятельность)

Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5-6 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. ст. 12, 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 No 1897;

  3. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (редакция от 24.11.2015), зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993;

  4. Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №840 от 27 июля 2012 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  5. Основная образовательная программа образовательного учреждения.

  6. Учебным планом образовательного учреждения.

Цель: формирование у учащихся целостного представления о шахматах и шахматной игре.

Основные задачи программы: систематизировать подходы к изучению шахматной игры; сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации по теории шахматной игры; показать основные приемы эффективного использования основных приемов шахматной игры; сформировать практический навык игры.

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система  шахматных  занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обуче­ния, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят  спортив­ную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внима­ния, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющей­ся обстановке и т.д.    Шахматы, сочетающие в себе также  элементы науки и искусст­ва, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Форми­рование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению  логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • развитие любознательности и сообразительности;

  • развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

  • развитие наглядно-образного мышления и логики.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками 

    давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Предметные результаты:

К концу учебного года дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  • правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать;

  • объявлять шах;

  • ставить мат.

Содержание курса

Вводное занятие. Что такое шахматы? Развитие шахмат. Рождение шахмат. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

Шахматная доска. Поле боя и войско. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Запись начального положения.

Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр презентации «Приключения в Шахматной стране». Первый шаг в мир шахмат.

«Способности фигур». Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

Ходы и взятие фигур. Шахматные мудрости.

Ценность шахматных фигур. Кто сильнее? Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее?». Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.

Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие). Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Превращение пешки.

Ладья против слона. «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения).

Ферзь. Ферзь против слона и ладьи. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь - тяжелая фигура. Ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения.

Конь против ферзя, слона и ладьи. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь - легкая фигура. Конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения.

Мат ферзем и мат ладьей. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

Мат двумя слонами. Мат в один ход слоном, двумя слонами, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход».

Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля).

Типичные матовые финалы. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход»

Рокировка и ее правила. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода»,

Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Игровая практика.

Ничья, пат. «Сделай ничью или пат». Игровая практика.

Шахматный дебют (продолжение). Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Мат в 1 ход».

Основы Миттешпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.

Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Турниры между обучающимися.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения образовательного процесса

Литература

  1. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. - М.: ФиС, 1972;

  2. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. - М.: ФиС, 1980, 1982;

  3. Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. - М.: ФиС, 1980;

  4. Панов В. Шахматы для начинающих. - М.: ФиС, 1955;

  5. Шахматы детям. - СПб.: Респекс, 1994;

  6. Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. - М., 1997;

  7. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества - М., 1981;

  8. Спутник шахматиста: Справочник/В.П. Елесин, Б.М. Волков, А.И.Крюков. - М.: Воениздат, 1992;

  9. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. - М.: Агентство «ФАИР», 1997;

  10. Сухин И.  Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М..  ПОМАТУР. 2000г.

  11. Шахматный словарь. М. ФиС. 1968 г.

  12. Шахматы - школе. М. Педагогика. 1990 г.

Тематическое планирование курса «Юный шахматист» 5-6 класс

Тема

Количество

часов

Дата по плану

(номер недели)

Дата по факту

Примечания

1

Вводное занятие. Возникновение шахмат. Что такое шахматы?

1

1

2

Шахматная доска.

1

2

3-4

Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур.

2

3-4

5

«Способности» фигур.

1

5

6

Ходы и взятие фигур.

1

6

7

Ценность шахматных фигур. Кто сильнее?

1

7

8-9

Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат»

2

8-9

10-11

Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен.

2

10-11

12

Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие).

1

12

13

Ладья против слона.

1

13

14

Ферзь. Ферзь против слона и ладьи.

1

14

15

Конь против ферзя, слона и ладьи.

1

15

16

Мат ферзем.

1

16

17

Мат ладьей.

1

17

18

Мат двумя слонами.

1

18

19

Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля).

1

19

20

Типичные матовые финалы.

.1

20

21

Рокировка и ее правила.

1

21

22

Шахматная партия.

1

22

23

Техника матования одинокого короля.

1

23

24

Ничья, пат.

1

24

25-26

Шахматный дебют.

Основы дебюта.

2

25-26

27-28

Тактические приемы и особенности их применения.

2

27-28

29-30

Шахматная комбинация.

2

29-30

31-32

Основы Миттешпиля.

2

31-32

33-35

Турниры между обучающимися.

3

33-35

multiurok.ru

Программа кружка "Юный шахматист"

БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии

Программа кружка

«Юный шахматист»

2016-2017 учебный год

Руководитель: Николаев В.М.

п.Саланчик, 2016г.

Программа кружка «Юный шахматист»

Пояснительная записка.

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений. Шахматы учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Они содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др.

Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Объем – 68 часов, один раз в неделю по 2 часа. Программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов.

Цели и задачи

1. Знакомство с шахматной терминологией и правилами передвижения фигур.

2. Обучение основам шахматного дебюта и приемам шахматной борьбы.

3. Привитие интереса учащихся шахматами, культуры общения, уважения к сопернику.

4. Воспитание волевых качеств личности, целеустремленности, самодисциплины и ответственности.

5. Развитие логического мышления и творческого воображения, внимания.

6. Воспитание умения анализировать свои и чужие ошибки, планировать свои действия.

Тематическое планирование

Кол-во

часов

1

Шахматы. Шахматные фигуры

2

2

Шахматная доска. Нотация

2

3

Запись положения фигур. Запись шахматных ходов.

2

4

Король. Правила передвижения короля. Очередность хода в шахматах

2

5

Пешка. Правила передвижения пешки. Превращение пешки в фигуру

2

6

Ладья. Правила передвижения ладьи. Правило взятия в шахматах

2

7

Шах. Шах - особый ход. Ограничение фигур (короля) в шахматах

2

8

Мат. Цель игры в шахматах - мат

2

9

Пат. Пат – особое положение на шахматной доске

2

10

Слон. Правила передвижения слона. Качество шахматной партии

2

11

Шах и мат слоном

2

12

Открытый шах. Двойной шах

2

13

Ферзь. Правила передвижения ферзя

2

14

Дальнобойные фигуры. Сравнительная сила фигур

2

15

Шах и мат ферзём

2

16

Взаимодействие фигур (короля и ферзя)

2

17

Мат тяжёлыми фигурами. Взаимодействие фигур (ферзя и ладьи)

2

18

Конь. Правила передвижения коня, его «прыгучесть»

2

19

Мат конем

2

20

Шах и мат пешкой. Проведение пешки в ферзи

2

21

Взятие на проходе.

2

22

Оппозиция. Ключевые поля

2

23

Рокировка. Правила выполнения рокировки. Цель рокировки

2

24

Дебют. «Детский мат»

2

25

Развитие фигур. Эффективное расположение пешек и легких фигур

2

26

Развитие фигур. Эффективное расположение дальнобойных фигур

2

27

Миттельшпиль. Тактика

2

28

Миттельшпиль. Стратегия

2

29

Эндшпиль ладейный.

2

30

Эндшпиль слоновый

2

31

Эндшпиль «конь против слона»

2

32

Планирование своих действий

2

33

Решение этюдов.

2

34

Шахматный турнир

2

Итого:

68

Литература

  1. В.Касаткина. Шахматная тетрадь, г.Архангельск, 2015г.

  2. В.Барский, В.Касаткина. Учебник шахмат для младших школьников. Карвин в Шахматном лесу. Том 1, г.Архангельск, 2015г.

  3. В.Браский, В.Касаткина. Учебник шахмат для младших школьников. Карвин в Шахматном лесу. Том 2, г.Архангельск, 2015г.

  4. В.Барский, В.Касаткина. Учебник шахмат для второго года обучения. Шахматы от новичка к III разряду. Том 1, г.Архангельск, 2011 г.

  5. В.Барский, В.Касаткина. Учебник шахмат для второго года обучения. Шахматы от новичка к III разряду. Том 2, г.Архангельск, 2011 г.

Список членов кружка «Юный шахматист»

  1. Михуткин Игорь, 5 класс

  2. Кагайкин Андрей, 5 класс

  3. Данилов Владимир, 5 класс

  4. Малофеев Станислав, 6 класс

  5. Павлов Юрий, 6 класс

  6. Угарин Дмитрий, 6 класс

  7. Кашников Михаил, 7а класс

  8. Леонтьев Константин, 7а класс

  9. Капитонов Сергей, 7а класс

  10. Шестаков Родион, 7 а класс

  11. Андрианов Павел, 7б класс

  12. Григорьев Николай, 7б класс

  13. Зарипов Михаил,7б класс

  14. Копейкин Константин, 7б класс

  15. Андреев Дмитрий, 8 класс

  16. Ябыков Дмитрий, 8 класс

  17. Ванюшкина Елена, 8 класс

  18. Степанова Екатерина, 8 класс

  19. Узякова Олеся, 8 класс

  20. Гаврилов Дмитрий, 9а класс

  21. Лаврентьев Дмитрий, 9а класс

  22. Каратаев Сергей, 9а класс

  23. Жирнов Фёдор, 9а класс

  24. Нурдинов Валентин, 9б класс

  25. Сингильдин Андрей, 9б класс

  26. Трифанов Александр, 9б класс

infourok.ru

Рабочая программа на тему: Программа кружка "Юный шахматист"

БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии

        

Программа кружка

«Юный шахматист»

  2016-2017 учебный год

Руководитель: Николаев В.М.

п.Саланчик, 2016г.

Программа кружка  «Юный шахматист»

Пояснительная записка.

      Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений. Шахматы учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Они содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др.

    Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

    Шахматы  положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

    Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

    Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен  школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

      Объем – 68 часов, один раз в неделю по 2 часа.  Программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов.

Цели и задачи

1. Знакомство с шахматной терминологией и правилами передвижения фигур.

2.  Обучение основам шахматного дебюта и приемам шахматной борьбы.

3. Привитие интереса учащихся шахматами, культуры общения, уважения к сопернику.

4. Воспитание волевых качеств личности, целеустремленности, самодисциплины и ответственности.

5. Развитие  логического мышления и творческого воображения, внимания.

6. Воспитание умения анализировать свои и чужие ошибки, планировать свои действия.

Тематическое планирование

Наименование темы (содержание)

Кол-во

часов

1

Шахматы. Шахматные фигуры

2

2

Шахматная доска. Нотация

2

3

Запись положения фигур. Запись шахматных ходов.

2

4

Король. Правила передвижения короля. Очередность хода в шахматах

2

5

Пешка. Правила передвижения пешки. Превращение пешки в фигуру

2

6

Ладья. Правила передвижения ладьи. Правило взятия в шахматах

2

7

Шах. Шах - особый ход. Ограничение фигур (короля) в шахматах

2

8

Мат. Цель игры в шахматах - мат

2

9

Пат. Пат – особое положение на шахматной доске

2

10

Слон. Правила передвижения слона. Качество шахматной партии

2

11

Шах и мат слоном

2

12

Открытый шах. Двойной шах

2

13

Ферзь. Правила передвижения ферзя

2

14

Дальнобойные фигуры. Сравнительная сила фигур

2

15

Шах и мат ферзём

2

16

Взаимодействие фигур (короля и ферзя)

2

17

Мат тяжёлыми фигурами. Взаимодействие фигур (ферзя и ладьи)

2

18

Конь. Правила передвижения коня, его «прыгучесть»

2

19

Мат конем

2

20

Шах и мат пешкой. Проведение пешки в ферзи

2

21

Взятие на проходе.

2

22

Оппозиция. Ключевые поля

2

23

Рокировка. Правила выполнения рокировки. Цель рокировки

2

24

Дебют. «Детский мат»

2

25

Развитие фигур. Эффективное расположение пешек и легких фигур

2

26

Развитие фигур. Эффективное расположение дальнобойных фигур

2

27

Миттельшпиль. Тактика

2

28

Миттельшпиль. Стратегия

2

29

Эндшпиль ладейный.

2

30

Эндшпиль слоновый

2

31

Эндшпиль «конь против слона»

2

32

Планирование своих действий

2

33

Решение этюдов.

2

34

Шахматный турнир

2

Итого:

68

Литература

  1. В.Касаткина. Шахматная тетрадь, г.Архангельск, 2015г.
  2. В.Барский, В.Касаткина.  Учебник шахмат для младших школьников. Карвин в Шахматном лесу. Том 1, г.Архангельск, 2015г.
  3. В.Браский, В.Касаткина. Учебник шахмат для младших школьников. Карвин в Шахматном лесу. Том 2, г.Архангельск, 2015г.
  4. В.Барский, В.Касаткина. Учебник шахмат для второго года обучения. Шахматы от новичка к III разряду. Том 1, г.Архангельск, 2011 г.
  5. В.Барский, В.Касаткина. Учебник шахмат для второго года обучения. Шахматы от новичка к III разряду. Том 2, г.Архангельск, 2011 г.

Список членов кружка «Юный шахматист»

  1. Михуткин Игорь, 5 класс
  2. Кагайкин Андрей, 5 класс
  3. Данилов Владимир, 5 класс
  4. Малофеев Станислав, 6 класс
  5. Павлов Юрий, 6 класс
  6. Угарин Дмитрий, 6  класс
  7. Кашников Михаил, 7а класс
  8. Леонтьев Константин, 7а класс
  9. Капитонов Сергей, 7а класс
  10. Шестаков Родион, 7 а класс
  11. Андрианов Павел, 7б класс
  12. Григорьев Николай, 7б класс
  13. Зарипов Михаил,7б класс
  14. Копейкин Константин,  7б класс
  15. Андреев Дмитрий, 8 класс
  16. Ябыков Дмитрий, 8 класс
  17. Ванюшкина Елена, 8 класс
  18. Степанова Екатерина, 8 класс
  19. Узякова Олеся, 8 класс
  20. Гаврилов Дмитрий, 9а класс
  21. Лаврентьев Дмитрий, 9а класс
  22. Каратаев Сергей, 9а класс
  23. Жирнов Фёдор, 9а класс
  24. Нурдинов Валентин, 9б класс
  25. Сингильдин Андрей, 9б класс
  26. Трифанов Александр, 9б класс

nsportal.ru

Рабочая программа по физкультуре на тему: Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист"

Куйбышевский район, с. Куйбышево

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевская средняя общеобразовательная школа

имени Маршала Советского Союза А.А.Гречко

«УТВЕРЖДАЮ»

                                                        Директор школы

  Приказ от____.08.2015 №_____ОД

                                                                  Подпись ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности:

 «Юный шахматист»                                                                                               Уровень общего образования (класс)                                           начальное  общее     образование      1 класс                                                              Количество часов  33                                                                                 Учитель     Штенский Анатолий Владимирович                                                                                      Программа разработана на основе                                                    

авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы в школе»

Пояснительная записка.

Кружок « Юный шахматист» организуется при  школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:

  • Закон Российской Федерации « Об образовании».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  • Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
  • Должностная инструкция классного руководителя.

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.

         Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

        Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

         Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности.  Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.

        Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются кружки по интересам детей.

Одним из таким кружков является  кружок «Юный шахматист».

Цель программы:  

Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Задачи программы:

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся .
  2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
  3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

           Сверстниками.

  1. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
  2. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)-  для формирования здорового образа жизни.

Прогнозируемый результат:

*овладение навыками игры в шахматы

*интеллектуальное развитие участников кружка

*результативное участие в соревнованиях различных уровней.

Количество часов: 1 час в неделю (33 часа в год)

Сроки реализации: 2015-2016 г.

Участники программы: учащиеся 1 -4 классов.

«Юный шахматист»

Учебно – тематический план (1-4кл.)

 1кл. -33 ч. 2 кл.- 34 ч. 3 кл. -34 ч. 4 кл. – 34 ч.= 135 ч.

темы

Всего

(часов)

Теория

(часов)

Практика

(часов)

1

Шахматная доска и фигуры

4

2

2

2

Ходы и взятие фигур

16

6

10

3

Цель и результат шахматной партии Понятия «шах», «мат», «пат».

16

6

10

4

Ценность шахматных фигур.

Нападение, защита и размен.

16

4

12

5

Понятие о дебюте .Общие принципы разыгрывания дебюта.

20

6

14

6

Особенности матования одинокого короля.

14

4

10

7

Тактические приёмы и особенности их применения.

14

4

5

8

Начальные сведения об зндшпиле.

16

4

12

9

Начальные сведения об миттельшпиле.

16

4

12

10

Подведение итогов

4

-

4

итого

135

40

95

Содержание  курса

1. Шахматная доска и фигуры.

Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста.понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.

Шахматная доска, поля, линии и обозначения.Легенды о возникновении шахмат.

Шахматные фигуры и их обозначения.

Позиция. Запись позиций.

Практическая  работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

2.Ходы и взятие фигур.

Геометрические мотивы перемещения шахматных фигур.

Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки.

Ударность и подвижность игр.

Превращение пешки и взятие на проходе пешкой.

Угроза, нападение, защита, двойной удар.

Контроль полей.

Ограничение подвижности фигур.

Моделирование на шахматном материале.

Рокировка, правила ее выполнения.

Практика: упражнения по выполнению ходов различными фигурами. Запись ходов.

3 Цель и результат шахматной партии.

Понятие «шах», способы защиты от шаха.

Открытый и двойной шах.

Понятие «мат».

Обучение алгоритму матования в  один ход.

Сходство и различие понятий, выигрыш, ничья.

Практика.

Решение упражнений на постановку мата и пата.

Различное количество ходов.

4.Ценность шахматных фигур.

Нападение, защита, размен.

Ценность фигур.

Единица измерения ценности.

Защита, размен, виды размена.

Материальный перевес.

Легкие и тяжелые фигуры, их качество.

Практика. Решение арифметических и логических задач.

5.Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта.

Классификация дебютов.

Мобилизация фигур.

Короткая и длинная рокировка .Борьба за центр.

Роль и мобилизация работы фигуры, гамбиты.

Правила поведения при игре в шахматных турнирах.

Практика. Игровая практика.

6. Особенности матования одинокого короля.

Матование двумя ладьями.

Матовые и патовые позиции.

Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски.

Управление качеством матования.

Практика. Решение задач с нахождением короля в разных зонах.

7 Тактические приемы и особенности их применения.

Слабость крайней горизонтали , двойной удар, открытое нападение , связка.

Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия.

Освобождение пространства.

Перегрузка, комбинаторика, комбинации.

Мельница как алгоритм с циклами.

Эстетика шахматных комбинаций.

Практика. Решение тестовых позиций, соревнования.

8.Начальные сведения об эндшпиле.

Пешечный эндшпиль.

Король и пешка против короля.

Правило квадрата.

Роль оппозиции. Отталкивание.

Треугольник, прорыв, игра на пат.  

Ладельный зншпиль. Ладья и пешка против пешки.

Построение моста , активность фигур.

Практика. Отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.

9.Начальные сведения о миттельшпиле.

Понятие о варианте.

Логические связи. открытая, линия, проходная пешка.

Пешечные слабости, форпост, позиции короля.

Атака на короля, централизация, овладение тяжелыми фигурами.

Вскрытие и запирание линий , блокада.

Практика .Отработка на практике миттельшпиля.

Поведение итогов года.

Презентация, соревнование.

Тематическое планирование  1 класс.

(далее буквой  «т» обозначена теория, буквой «п» практика.)

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Познаватель-ные

УУД

Коммуни-кативные

УУД

Регуляти-вные

УУД

Личност-ные

УУД

1

Вводный урок

1

03.09.15

Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Учится использовать знако- символические средства

представления информации.

Использовать различные способы поиска информации  на заданную на кружке тему.

Собирать и обрабатывать материал , учится его передавать окружающим разными способами.

Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии , строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте(шах-

матах)

учиться работать в  информационной среде  по поиску  данных изучаемого объекта.

Активно использо-вать речевые средства в процессе общения   с товарищами во время занятий в кружке.

Учится слушать собеседника, напарника по игре  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

Учиться договариваться о распределении функций  и ролей в совместной деятельнос-ти.

Овладе-вать  способно-стью прини-мать и сохранять  цели и задачи занятия.

Находить способы решения и осуществления поставленных задач.

Формировать умение контролиро-вать свои действия.

Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.

Адекват-но оценивать свое поведе-ние и поведе-ние окружаю-

щих.

Ориенти-ро-

ваться на становле-ние гуманис-

тических

ценностей.

 Формиро-вать

Социаль-но

-ориентирова-

нный взгляд

на мир.

Форми-ровать

Уважи-тельное

Отноше-ние

 К иному мнению

и культуре

 других народов.

Учиться понимать

свою

социаль-ную

роль

развивать

самосто-

ятель-ность и

оветствен-

ность.

 Развивать

навыки

сотрудни-

чества

со взрослы-ми

и сверстни-ками.

Учиться

Относи-ться

бережно к

матери-

аль

ными духовным

ценнос-тям.

2

Место шахмат в мировой культуре

1

10.09.15

3

Роль шахмат в воспитании и развитии личности

1

17.09.15

4

Шахматная доска и фигуры(т, п.)

1

24.09.15

5

Шахматная доска и фигуры (т., п.)

1

01.10.15

6

Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска.

1

08.10.15

7

Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска.

1

15.10.15

8

Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска.

1

22.10.15

9

Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска.

1

29.10.15

10

Сильнейшие шахматисты мира.(т)

Поля, линии, обозначения.(п)

1

12.11.15

11

Тренировочные упражнения.(п.)

Запись позиций.(т.)

1

19.11.15

12

Тренировочные упражнения.(п.)

Запись позиций.(т.)

1

26.11.15

13

Названия фигур.(т)

Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)

1

03.12.15

14

Названия фигур.(т)

Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)

1

10.12.15

15

Названия фигур.(т)

Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)

1

17.12.15

16

Названия фигур.(т)

Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)

1

24.12.15

17

Ходы и взятие  ладьи, слона , и др. фигур.(т.)

Дидактические игры.(п.)

1

14.01.16

18

Ходы и взятие  ладьи, слона , и др. фигур.(т.)

Дидактические игры.(п.)

1

21.01.16

19

Ходы и взятие  ладьи, слона , и др. фигур.(т.)

Дидактические игры.(п.)

1

28.01.16

20

Ударность и подвижность фигур в  зависимости от положения на доске.(Т.)

Упражнения на ограничение подвижности фигур.(п.)

1

04.02.16

21

Ударность и подвижность фигур в  зависимости от положения на доске.(Т.)

Упражнения на ограничение подвижности фигур.(п.)

1

18.02.16

22

Превращение пешки и взятие

На проходе пешкой.(т.)

Тренировочные упражнения.(п.)

1

25.02.16

23

Превращение пешки и взятие

На проходе пешкой.(т.)

Тренировочные упражнения.(п.)

1

03.03.16

24

Угроза, нападение, защита, двойной удар.

Дидактические игры на маршруты фигур(п.)

1

10.03.16

25

Ограничение подвижности фигур.(т.), (п.).

1

17.03.16

26

Моделирование на шахматном материале.(п.)

1

24.03.16

27

Моделирование на шахматном материале(п.)

1

07.04.16

28

Рокировка. Правила её выполнения(т)

Решение упражнений на рокировку.(п.)

1

14.04.16

29

Рокировка. Правила её выполнения.(т)

Решение упражнений на рокировку.(п.)

1

21.04.16

30

Упражнения на шахматной доске.

1

28.04.16

31

Понятие о шахматном турнире. (т.)Правила поведения  при игре на  турнирах(п.)

1

05.05.16

32-33

Шахматный турнир.(п.)

2

12.05.16

19.05.16

Итого 33 часа.

Учебно-методическая литература.

  1. Авторская программа И. Г. Сухина «Шахматы – школе».
  2. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Астрель, АСТ, 2009.
  3. Весела  И., Веселы  И. Шахматный букварь.— М.: Просвещение, 1983.
  4. Гончаров В.И. Очерки по шахматной педагогике. – Наб. Челны, 2002.
  5. Гончаров В.И. Как стать тренером по шахматам.  – Наб. Челны, 2004.
  6. Зак В.Г., Длуголенский Я.Н. ОТДАТЬ, ЧТОБЫ НАЙТИ! – Л.:Детская литература, 1989.
  7. Вольф П. Шахматы. – М.: АСТ-Астрель, 2004.
  8. Губницкий С. Б. и др. Полный курс шахмат, 64 урока для новичков и      не очень опытных игроков.

                           

     СОГЛАСОВАНО                                                                                    СОГЛАСОВАНО

   Протокол заседания                                                                 Заместитель директора по УВР      

   методического совета

МБОУ Куйбышевской СОШ                                                          ___________________ФИО

     имени А.А.Гречко

           от  .08.2015  №1                                                                               (подпись)

_________     ______________                                                                       .08.2015

(подпись руководителя МС, ФИО)

nsportal.ru

Рабочая программа внеурочной деятельности .Кружок "Юный шахматист"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общие положения.

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок «Юный шахматист» для 4-го класса разработана в соответствии с

  • ФГОС начального общего образования

  • На основе Основной образовательной программы начального общего образования СОГБОУСТ « Красноборская санаторно-лесная школа»,

Методических рекомендаций по формированию благоприятных условий реализации духовных познавательных и творческих потребностей развивающейся личности:

Авербах Ю.А. Шахматная школа. – Ростов-на Дону: Феникс, 2010.

Зак В.Г. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 2014.

Сухин И.Г. Шахматы для детей. – М.: Новая школа, 2013.

Задачи рабочей программы:

Обучение игре в шахматы обладает оптимальными возможностями для воспитания логического мышления, волевых качеств, потребности в личностном самосовершенствовании.

Цель Программы – создание оптимальных условий для интеллектуального развития занимающихся, воспитания самостоятельности мышления и общей культуры через занятия шахматами. Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие

Задачи:

- научить занимающихся основным приемам шахматной игры, умению правильно развивать фигуры, строить планы, находить наилучшие ходы;

- освоить в процессе обучения умение разыгрывания дебютов, защит, окончаний;

- научить концентрировать внимание на предлагаемой проблеме;

- развивать умение правильно расходовать время, отведенное на шахматную партию;

- развивать умение думать за себя и за противника;

- развивать образное мышление, внимание;

- развивать понятие красоты в шахматах, как через спокойное логическое течение партии, так и через интуитивное, эмоциональное ведение шахматной борьбы;

- прививать любовь к шахматам;

- воспитывать бойцовские качества и уважение к противнику;

- воспитывать общую культуру поведения за шахматной доской и вне её.

Занятия шахматами с традиционной точки зрения относятся к физкультурно-спортивному направлению. Вместе с тем, характер и содержание обучения этой игре в значительной степени связаны с интеллектуально-мыслительной деятельностью, с общекультурным развитием и обладают широкими личностно-формирующими и образовательно-развивающими возможностями.

Шахматы как вид спорта (особенности и проблемы эмоционально-физической нагрузки) .Шахматы, как известно, относятся к спорту, несмотря на то, что игра в них не сопряжена с усиленной мышечной деятельностью. В период подготовки к выступлениям и во время самой игры шахматисты часто ведут малоподвижный образ жизни. По существу шахматы должны быть отнесены к гиподинамическому виду спорта, при этом характерной особенностью игры является то, что она сопровождается значительным эмоциональным и интеллектуальным напряжением. В процессе шахматной игры эмоции остаются как бы незавершенными, их отрицательное влияние на организм не гасится мышечной активностью. Продолжительность турнирной партии составляет в среднем около 5 часов.

Вместе с тем, известно, что способность успешно справляться с нервно-эмоциональным напряжением, возникающим во время игры, в значительной мере определяет спортивную форму шахматиста. Более того, эмоциональное напряжение необходимо для результативного творчества шахматиста. По справедливому замечанию известного философа, без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Именно этому подчинен каждый ход шахматиста.

В процессе игры шахматист сам учится управлять своим эмоциональным состоянием. Этому способствует соблюдение рационального режима. Опытные шахматные бойцы сохраняют эмоциональную устойчивость, необходимую для успешной игры, с помощью переключения на другую деятельность, включающую мышечные нагрузки, прослушивание классической музыки и др. Юным шахматистам рекомендации об особенностях режима занятий и отдыха должен дать тренер-преподаватель.

Воспитательные возможности шахмат и развитие мышления

Шахматная игра не без основания относится и к спорту, и к искусству, и даже – к науке. Влияние шахмат на формирование интеллекта, логического, тактического и стратегического мышления общепризнанно.

Шахматы – подлинно военная игра. Клетчатая доска – это своеобразное поле сражения, на котором деревянные войска ведут бескровные шахматные схватки по законам, имеющим много общего с военной стратегией. Детей привлекает в шахматную школу желание научиться успешно командовать этими войсками и общаться с противником через фигуры и игру. В дальнейшем они учатся

планировать операции, вести атаку, стойко защищаться, быстро ориентироваться, быть выдержанными и организованными.

Играя партию, шахматист стремится к победе, напрягая свой ум, волю, духовно мобилизует себя. В значительной мере это становится привычкой, и целеустремленность, приобретенная в занятиях шахматами, со временем проецируется на другие виды жизненной деятельности, в том числе на учебу и работу.

Развивающее влияние шахмат особенно органично проявляется у детей в возрасте 7-12 лет. В этот период складывается специфическая интеллектуальная способность общего характера – умение действовать в уме. Как нельзя лучше этот процесс мышления представлен в шахматной игре, поэтому она признана оптимальным материалом или моделью для развития способностей действовать в уме. Развитие мышления в шахматах складывается как искусственно-естественный процесс, в котором «искусственная» составляющая определяется усилиями обучающего. Развитое мышление шахматиста характеризуется такими показателями, как самостоятельность, практичность, дисциплинированность, изобретательность, самообладание. Эти показатели являются основополагающими при формировании мышления шахматиста как личности.

Актуальность программы

Актуальность программы обучения шахматам взаимосвязана с ее воспитательными и развивающими возможностями. Шахматы оказывают благотворное, формирующее влияние на развитие качеств личности, которые сегодня востребованы в самых различных областях профессиональной деятельности. Это целеустремленность, воля, самодисциплина, способность к стратегическому мышлению и другие.

Сегодня, в эпоху компьютеров и информационных технологий, важное значение приобретает умение быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, анализировать ее и делать логические выводы. В формировании логического и системного мышления шахматы способны сыграть существенную роль. Включение шахмат в систему образования способствует повышению уровня интеллектуального развития детей, выработке умения концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени. Формирование умения правильно и корректно вести себя в стрессовой ситуации, возникающей в течение шахматной партии, позволяет отнести шахматы не только к учебному, но и воспитательному фактору. Поэтому настоящая программа помимо узко - специальных задач учитывает именно эти возможности обучения игре в шахматы.

Тип, новизна и особенности программы

В настоящее время стандартов обучения шахматам для общеобразовательных учреждений дополнительного образования пока нет. Предлагаемая программа является модифицированной. При ее создании обобщался практический и педагогический опыт тренеров-преподавателей спортивных школ по шахматам.

В программе также учитываются рекомендации шахматной федерации. Теоретический и практический материал программы адаптирован к уровню младшего школьного возраста. Обучающиеся осваивают законы игры. В процессе обучения шахматной игре по программе перед обучающимися раскрывается уже готовая, сложившаяся система знаний (теория шахматной игры), созданная человечеством в ходе всей его предшествующей истории. Учащиеся должны освоить с помощью тренера-преподавателя эти, уже известные человечеству знания. Важно, чтобы процесс изучения «добытых ранее знаний» шел в единстве с развитием индивидуальной мыслительной деятельности, с органичным усвоением и собственным «открытием старых истин» каждым учеником.

Возраст и особенности контингента обучающихся

Основной контингент – учащиеся от 10 до 12 лет . В группе занимаются учащиеся 4-го класса. При реализации программы воспитание шахматистов-разрядников не является самоцелью обучения. Важно, чтобы занятия шахматами оказали благотворное воздействие на развитие каждого ребёнка, на его способности к обучению вообще, кроме того, представляется важным занять досуг обучающихся интересным и полезным делом, показать увлекательные и содержательные возможности такого досуга.

Сроки реализации программы и основные этапы обучения

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Занятия проводятся в групповой форме. Количество детей в группе должно быть не более 15 человек, поскольку при воспитании и обучении шахматиста чрезвычайно важным является личностно-дифференцированный подход, во время занятий тренер-преподаватель должен иметь возможность уделить внимание каждому ученику индивидуально.

Продолжительность и режим занятий для групп:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Ожидаемые результаты

Модель выпускника, прошедшего полный курс обучения

В конце первого года обучения обучающиеся должны знать правила шахматной игры, что такое «шах», «мат», «рокировка». Уметь играть партию с записью, доводить партию до логического конца.

Исходя из основных целей, задач и образовательно-развивающих возможностей настоящей Программы, можно условно спроектировать модель выпускника, как некоторый объем нравственных, практических, умственных и других личностных качеств. С этой точки зрения, можно прогнозировать, чтообучающийся, прошедший полный курс обучения по программе, будет обладать:

  1. компетентностью в области истории и теории шахмат, в общекультурной и коммуникативной сферах;

  2. практическими навыками по пройденной программе;

  3. навыками самостоятельной работы;

  4. сформированной потребностью к деятельности, к самосовершенствованию, способностью к самоопределению и самореализации;

  5. активной личностной позицией, развитыми волевыми качествами, способностью формировать и достигать цели;

  6. психологической устойчивостью по отношению к неблагоприятным жизненным обстоятельствам, выдержкой, реалистическим мышлением, адекватным ситуации;

  7. развитым логическим, стратегическим и творческим мышлением;

  8. опытом и навыками участия и организации любительских шахматных соревнований, а также организации культурного досуга средствами шахматной игры.

Способы проверки результатов и

формы подведения итогов обучения по программе

В программе предусмотрены различные формы контроля и подведения итогов обучения: контрольные уроки, зачеты, игры, внутриклассные соревнования и др. Приведем основные:

  1. тестовые задания на изученную тему с показом приемов на большой демонстрационной доске;

  2. игровой метод в виде практической партии;

  3. индивидуальная работа – анализ ошибок в сыгранной партии;

  4. игра по эталону с использованием партий сильнейших шахматных мастеров.

Содержание курса программы

для группы 1 года обучения.

1. Вводный урок. Место шахмат в мировой культуре. Легенда возникновения шахмат.

Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.

2. Шахматная доска и фигуры.

Шахматная доска, поля, линии и обозначения. Легенда о возникновении шахмат.

Шахматные фигуры и их обозначения.

Позиция. Запись позиций.

Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

3. Ходы и взятие фигур. Сравнительная сила фигур. Геометрические мотивы перемещения шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Ударность и подвижность игр. Превращение пешки и взятие

на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей.

Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ее выполнения.

Практика: упражнения по выполнению ходов различными фигурами. Запись ходов.

4. Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат». Понятие «шах», способы защиты от шаха.

Открытый и двойной шах. Понятие «мат».

Обучение алгоритму матования в один ход. Сходство и различие понятий, выигрыш, ничья.

Практика. Решение упражнений на постановку мата и пата. Различное количество ходов.

5. Особенности матования одинокого короля. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Матование двумя ладьями.

Матование ферзем и ладьей. Матование ферзем. Матовые и патовые позиции. Управление качеством матования.

Практика. Решение задач с нахождением короля в разных зонах.

6. Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта. Классификация дебютов.

Мобилизация фигур.

Короткая и длинная рокировка. Борьба за центр. Роль и мобилизация работы фигуры, гамбиты. Правила поведения при игре в шахматных турнирах. Практика. Игровая практика.

7. Начальные сведения о миттельшпиле.

Понятие о варианте.

Логические связи. Открытая линия, проходная пешка.

Пешечные слабости, форпост, позиции короля.

Атака на короля, централизация, овладение тяжелыми фигурами.

Вскрытие и запирание линий, блокада.

Практика. Отработка на практике миттельшпиля.

8. Начальные сведения об эндшпиле.

Пешечный эндшпиль.

Король и пешка против короля.

Правило квадрата.

Роль оппозиции. Отталкивание.

Треугольник, прорыв, игра на пат.

Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки.

Построение моста, активность фигур.

Практика. Отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.

9. Тактические приемы и особенности их применения.

Слабость крайней горизонтали , двойной удар, открытое нападение , связка.

Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия.

Освобождение пространства.

Перегрузка, комбинаторика, комбинации.

Мельница как алгоритм с циклами.

Эстетика шахматных комбинаций.

Практика. Решение тестовых позиций, соревнования.

  1. 10. Подведение итогов года.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Принципы построения программы

Программа опирается на общедидактические принципы, которые по-своему проявляются в процессе обучения. Отметим некоторые из них.

Принцип последовательности, движение от простого к сложному выстраивают логику освоение основных тематических разделов программы. Это делает процесс обучения органичным и непринужденным.

Принцип научности. В процессе обучения дети осваивают систему дебюта, середину игры и окончания, знакомятся с целым рядом партий, приемами и методами ведения игры.

Принцип наглядности в настоящем образовательном курсе сочетается с опорой на коллективное творчество: объясняя материал, тренер-преподаватель показывает на большой доске те или иные позиции используя при этом коллективную творческую работу занимающихся.

Принцип доступности реализуется, прежде всего, в объяснении тренером-преподавателем материала, который должен даваться с учетом индивидуальных особенностей и способностей занимающихся. При необходимости тренер-преподаватель должен включать в занятия индивидуальное объяснение сложных моментов в освоении программы.

Методы обучения

В программе применяются разнообразные методы обучения. Основополагающее значение имеют следующие:

поисковый метод как нахождение учащимися самостоятельного оптимального решения;

соревновательный метод как включение в занятие творческой конкурсной ситуации или проведение занятия в форме соревнования;

метод мобилизации морально-волевых качеств, необходимых для решения задачи и участия в соревновательной ситуации;

метод анализа и синтеза, как отработка отдельных тактических приемов и их последующее применение в более сложной комбинации, практическом задании или целой партии;

игровой метод, организующий определенные этапы и формы занятия. Он органичен для занимающихся младшего школьного возраста, где часть занятия может проводиться в игровой форме с целью развития сообразительности, скорости реагирования, например, игра в мини-соревнования, конкурсный «экспресс-опрос» по пройденному материалу и др.

Для поддержания интереса к шахматной игре и повышения квалификации шахматистов применяются методы морального стимулирования, состоящие из ряда грамот. Награждение производится строго по возрастающей значимости грамот, т.е. с учетом ранее полученных.

Психолого-педагогические особенности обучения шахматам занимающихся школьного возраста.

    1. Методы преодоления инертности мышления.

Наиболее благоприятным для начала обучения шахматам является возраст 7-12 лет, т.к. у занимающихся более старшего возраста не приобщённых к подобной интеллектуальной деятельности, нередко складывается привычка к пассивному восприятию, бездумному заучиванию и шаблонным способам действий. Реконструировать такие стереотипы восприятия и мышления достаточно трудно. Поэтому каждого занимающегося с момента поступления на отделение шахмат, необходимо активно включить в процесс обучения, своеобразного открытия приемов и методов шахматной борьбы на основе тактического и стратегического мышления.

В процессе обучения приходится преодолевать негибкость, инертность, косность мыслительных процессов. Инертность мышления приводит к образованию шаблонов мысли, к стереотипности действий, к стремлению действовать уже закрепившимся способом, несмотря на изменение позиции. В результате чего юные шахматисты, пришедшие к ошибкам или неверным решениям, при новых попытках решить задачу возвращаются к тем же вариантам, которые уже привели к неудаче. Они испытывают большие трудности при попытках рассматривать несколько вариантов в многовариантных решениях задач. С наибольшей остротой трудности ломки и перестройки стереотипов мышления проявляются при переходе от атаки на короля к защите и наоборот.

Все вышеперечисленные трудности, связанные с инертностью, устраняются в результате систематических, целенаправленных теоретических занятий, основанных на базе таких методов обучения, как переключение и стимуляция поисковой активности. Все это дает положительные результаты и помогает развивать гибкость мышления даже у самых инертно мыслящих занимающихся, если, конечно, это не слишком поздно.

Учебно-материальные условия реализации программы

· Класс для занятий, оборудованный мебелью (столы, стулья).

· Наборы шахмат и шахматных досок.

Литература для учителя

1..Авербах Ю.А. Шахматная школа. – Ростов-на Дону: Феникс, 2011.

2.Герушанский Б.С. Шахматы – школе. – М.: Педагогика,2012.

3.Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение,2011.

Литература для обучающихся

2.Авербах Ю.А. Шахматная школа. – Ростов-на Дону: Феникс, 2013.

3.Зак В.Г. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 2014.

infourok.ru

Календарно-тематическое планирование на тему: Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист"

Куйбышевский район, с. Куйбышево

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевская средняя общеобразовательная школа

«УТВЕРЖДАЮ»

                                                        Директор школы

  Приказ от_______.08.2014 №_____ОД

                                                                  Подпись ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

По общеинтеллектуальному направлению

 «Юный шахматист»                                                                                               Уровень общего образования (класс)                                           начальное  общее     образование      1 класс                                                              Количество часов  34                                                                                 Учитель     Штенский Анатолий Владимирович                                                                                      Программа разработана на основе                                                    

авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы в школе»

Пояснительная записка.

Кружок « Юный шахматист» организуется при  школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:

  • Закон Российской Федерации « Об образовании».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  • Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
  • Должностная инструкция классного руководителя.

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.

         Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

        Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

         Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности.  Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.

        Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются кружки по интересам детей.

Одним из таким кружков является  кружок «Юный шахматист».

Цель программы:  

Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Задачи программы:

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся .
  2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
  3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

           Сверстниками.

  1. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
  2. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)-  для формирования здорового образа жизни.

Прогнозируемый результат:

*овладение навыками игры в шахматы

*интеллектуальное развитие участников кружка

*результативное участие в соревнованиях различных уровней.

Количество часов: 1 час в неделю (34 часа в год)

Сроки реализации: 2014-2015 г.

Участники программы: учащиеся 1 -4 классов.

«Юный шахматист»

Учебно – тематический план (1-4кл.)

 1кл. -34 ч. 2 кл.- 34 ч. 3 кл. -34 ч. 4 кл. – 34 ч.= 135 ч.

темы

Всего

(часов)

Теория

(часов)

Практика

(часов)

1

Шахматная доска и фигуры

4

2

2

2

Ходы и взятие фигур

16

6

10

3

Цель и результат шахматной партии Понятия «шах», «мат», «пат».

16

6

10

4

Ценность шахматных фигур.

Нападение, защита и размен.

16

4

12

5

Понятие о дебюте .Общие принципы разыгрывания дебюта.

20

6

14

6

Особенности матования одинокого короля.

14

4

10

7

Тактические приёмы и особенности их применения.

14

4

5

8

Начальные сведения об зндшпиле.

16

4

12

9

Начальные сведения об миттельшпиле.

16

4

12

10

Подведение итогов

4

-

4

итого

135

40

95

Содержание  курса

1. Шахматная доска и фигуры.

Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста.понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.

Шахматная доска, поля, линии и обозначения.Легенды о возникновении шахмат.

Шахматные фигуры и их обозначения.

Позиция. Запись позиций.

Практическая  работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

2.Ходы и взятие фигур.

Геометрические мотивы перемещения шахматных фигур.

Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки.

Ударность и подвижность игр.

Превращение пешки и взятие на проходе пешкой.

Угроза, нападение, защита, двойной удар.

Контроль полей.

Ограничение подвижности фигур.

Моделирование на шахматном материале.

Рокировка, правила ее выполнения.

Практика: упражнения по выполнению ходов различными фигурами. Запись ходов.

3 Цель и результат шахматной партии.

Понятие «шах», способы защиты от шаха.

Открытый и двойной шах.

Понятие «мат».

Обучение алгоритму матования в  один ход.

Сходство и различие понятий, выигрыш, ничья.

Практика.

Решение упражнений на постановку мата и пата.

Различное количество ходов.

4.Ценность шахматных фигур.

Нападение, защита, размен.

Ценность фигур.

Единица измерения ценности.

Защита, размен, виды размена.

Материальный перевес.

Легкие и тяжелые фигуры, их качество.

Практика. Решение арифметических и логических задач.

5.Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта.

Классификация дебютов.

Мобилизация фигур.

Короткая и длинная рокировка .Борьба за центр.

Роль и мобилизация работы фигуры, гамбиты.

Правила поведения при игре в шахматных турнирах.

Практика. Игровая практика.

6. Особенности матования одинокого короля.

Матование двумя ладьями.

Матовые и патовые позиции.

Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски.

Управление качеством матования.

Практика. Решение задач с нахождением короля в разных зонах.

7 Тактические приемы и особенности их применения.

Слабость крайней горизонтали , двойной удар, открытое нападение , связка.

Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия.

Освобождение пространства.

Перегрузка, комбинаторика, комбинации.

Мельница как алгоритм с циклами.

Эстетика шахматных комбинаций.

Практика. Решение тестовых позиций, соревнования.

8.Начальные сведения об эндшпиле.

Пешечный эндшпиль.

Король и пешка против короля.

Правило квадрата.

Роль оппозиции. Отталкивание.

Треугольник, прорыв, игра на пат.  

Ладельный зншпиль. Ладья и пешка против пешки.

Построение моста , активность фигур.

Практика. Отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.

9.Начальные сведения о миттельшпиле.

Понятие о варианте.

Логические связи. открытая, линия, проходная пешка.

Пешечные слабости, форпост, позиции короля.

Атака на короля, централизация, овладение тяжелыми фигурами.

Вскрытие и запирание линий , блокада.

Практика .Отработка на практике миттельшпиля.

Поведение итогов года.

Презентация, соревнование.

Тематическое планирование  1 класс.

(далее буквой  «т» обозначена теория, буквой «п» практика.)

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Познаватель-ные

УУД

Коммуни-кативные

УУД

Регуляти-вные

УУД

Личност-ные

УУД

1

Вводный урок

1

04.09.14

Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Учится использовать знако- символические средства

представления информации.

Использовать различные способы поиска информации  на заданную на кружке тему.

Собирать и обрабатывать материал , учится его передавать окружающим разными способами.

Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии , строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте(шах-

матах)

учиться работать в  информационной среде  по поиску  данных изучаемого объекта.

Активно использо-вать речевые средства в процессе общения   с товарищами во время занятий в кружке.

Учится слушать собеседника, напарника по игре  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

Учиться договариваться о распределении функций  и ролей в совместной деятельнос-ти.

Овладе-вать  способно-стью прини-мать и сохранять  цели и задачи занятия.

Находить способы решения и осуществления поставленных задач.

Формировать умение контролиро-вать свои действия.

Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.

Адекват-но оценивать свое поведе-ние и поведе-ние окружаю-

щих.

Ориенти-ро-

ваться на становле-ние гуманис-

тических

ценностей.

 Формиро-вать

Социаль-но

-ориентирова-

нный взгляд

на мир.

Форми-ровать

Уважи-тельное

Отноше-ние

 К иному мнению

и культуре

 других народов.

Учиться понимать

свою

социаль-ную

роль

развивать

самосто-

ятель-ность и

оветствен-

ность.

 Развивать

навыки

сотрудни-

чества

со взрослы-ми

и сверстни-ками.

Учиться

Относи-ться

бережно к

матери-

аль

ными духовным

ценнос-тям.

2

Место шахмат в мировой культуре

1

11.09.14

3

Роль шахмат в воспитании и развитии личности

1

18.09.14

4

Шахматная доска и фигуры(т, п.)

1

25.09.14

5

Шахматная доска и фигуры (т., п.)

1

02.10.14

6

Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска.

1

09.10.14

7

Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска.

1

16.10.14

8

Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска.

1

23.10.14

9

Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска.

1

30.10.14

10

Сильнейшие шахматисты мира.(т)

Поля, линии, обозначения.(п)

1

13.11.14

11

Тренировочные упражнения.(п.)

Запись позиций.(т.)

1

20.11.14

12

Тренировочные упражнения.(п.)

Запись позиций.(т.)

1

27.11.14

13

Названия фигур.(т)

Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)

1

04.12.14

14

Названия фигур.(т)

Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)

1

11.12.14

15

Названия фигур.(т)

Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)

1

18.12.14

16

Названия фигур.(т)

Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)

1

25.12.14

17

Ходы и взятие  ладьи, слона , и др. фигур.(т.)

Дидактические игры.(п.)

1

15.0.115

18

Ходы и взятие  ладьи, слона , и др. фигур.(т.)

Дидактические игры.(п.)

1

22.01.15

19

Ходы и взятие  ладьи, слона , и др. фигур.(т.)

Дидактические игры.(п.)

1

29.01.15

20

Ударность и подвижность фигур в  зависимости от положения на доске.(Т.)

Упражнения на ограничение подвижности фигур.(п.)

1

05.02.15

22

Ударность и подвижность фигур в  зависимости от положения на доске.(Т.)

Упражнения на ограничение подвижности фигур.(п.)

1

19.02.15

23

Превращение пешки и взятие

На проходе пешкой.(т.)

Тренировочные упражнения.(п.)

1

26.02.15

24

Превращение пешки и взятие

На проходе пешкой.(т.)

Тренировочные упражнения.(п.)

1

05.03.15

25

Угроза, нападение, защита, двойной удар.

Дидактические игры на маршруты фигур(п.)

1

12.03.15

26

Ограничение подвижности фигур.(т.), (п.).

1

19.03.15

27

Моделирование на шахматном материале.(п.)

1

02.04.15

28

Моделирование на шахматном материале(п.)

1

09.04.15

29

Рокировка. Правила её выполнения(т)

Решение упражнений на рокировку.(п.)

1

16.04.15

30

Рокировка. Правила её выполнения.(т)

Решение упражнений на рокировку.(п.)

1

23.04.15

31

Упражнения на шахматной доске.

1

30.04.15

32

Понятие о шахматном турнире. (т.)Правила поведения  при игре на  турнирах(п.)

1

07.05.15

33-34

Шахматный турнир.(п.)

2

14.05.15

21.05.15

Итого 34 часа.

Учебно-методическая литература.

  1. Авторская программа И. Г. Сухина «Шахматы – школе».
  2. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Астрель, АСТ, 2009.
  3. Весела  И., Веселы  И. Шахматный букварь.— М.: Просвещение, 1983.
  4. Гончаров В.И. Очерки по шахматной педагогике. – Наб. Челны, 2002.
  5. Гончаров В.И. Как стать тренером по шахматам.  – Наб. Челны, 2004.
  6. Зак В.Г., Длуголенский Я.Н. ОТДАТЬ, ЧТОБЫ НАЙТИ! – Л.:Детская литература, 1989.
  7. Вольф П. Шахматы. – М.: АСТ-Астрель, 2004.
  8. Губницкий С. Б. и др. Полный курс шахмат, 64 урока для новичков и      не очень опытных игроков.

                           

     СОГЛАСОВАНО                                                                                    СОГЛАСОВАНО

   Протокол заседания                                                                 Заместитель директора по УВР      

   методического совета

МБОУ Куйбышевской СОШ                                                          ___________________ФИО

     от 28.08.2014  №1                                                                               (подпись)

_________     ______________                                                                      29.08.2014

(подпись руководителя МС, ФИО)

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *