Зачем человеку нужен язык конспект урока 5 класс фгос – Конспект урока “Зачем человеку нужен язык” 5 класс скачать

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Зачем человеку нужен язык?

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Самоопределение к деятельности

Включение в рабочий ритм. (Слайд №1,2)

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте? Все в порядке?

Учебник, дневник, ручка, тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Выявляет уровень знаний. (Слайд №3)

•Что такое язык? (покажите, а еще?)

•Для чего нужен язык?

•Как мы можем общаться?

•А если собеседник далеко, а телефона нет?

Отвечают на вопросы:

- Орган

-Разговаривать, общаться.

- Разговариваем, т.е. устное общение.

- Пишем, т.е. письменное. Значит, речь бывает устной и письменной.

Коммуникативные: ученическое сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные: логический анализ с целью выделения признаков.

3. Постановка учебной задачи.

(Слайд №4,)Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

- Прочитайте текст упр.2 стр.3.

- Прочитайте эпиграф к тексту.

- Какие  строчки текста раскрывают его содержание?

- Какое слово встречается и в тексте , и в эпиграфе ?

Ставят цели, формулируют тему урока.

- Язык

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные:  формулирование проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

- Какая тема урока?

- Опирайтесь на слова: язык, речь

- Доказывают, что язык — это особая система передачи информации.

Регулятивные: планирование

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные:  моделирование, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

5. Первичные закрепления

Автор выдвигает тезис и затем аргументирует его. Давайте зачитаем их.

Чтение текста вслух. Поиск тезиса и аргумента.

Физкультминутка

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: контроль, оценка действий партнера.

Познавательные:  умение применять полученные знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по  эталону.

Организует деятельность по применению новых знаний. (Слайд №5,6)

- Придумайте заголовок к тексту упр3 стр.4, запишите его и те предложения, которые выражают главную мысль текста.

Самостоятельная работа

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний.

Личностные: самоопределение.

7. Рефлексия.

Организует рефлексию. (Слайд №7)

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

Оцените себя на уроке:

☼ - настроение хорошее, работа понравилась

☼ -  старались, довольны, но допускали ошибки.

☼ - старались, но не всё получилось.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Личностные: смыслообразование.

Познавательные: рефлексия.

Коммуникативные: умение выражать свои чувства

8. Домашнее задание

- Найдите  и запишите пословицы, поговорки, загадки, в которых говорится о языке.

Самостоятельная работа

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Зачем человеку нужен язык

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат деятельности

Этап мотивации к учебной деятельности.

- Здравствуйте, дорогие ребята. Посмотрите вокруг, и вы увидите много разных вещей, созданный руками человека. Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, - это язык. Говорить умеют все люди на земле. Они говорят на разных языках, а задача у всех языков одна – помогать людям понимать друг друга при общении, в совместной работе. Без языка невозможна жизнь человека, общества, развитие науки, искусства.

- Как называется школьный предмет, на котором мы будем изучать наш родной язык?

- Давайте познакомимся с учебником и поговорим о том, что у вас должно быть на каждом уроке.

(Учитель знакомит с учебником; 2 рабочие тетради, 1 для письменных работ и тетрадь для схем, таблиц, справочного материала; должны купить тетрадь для оценки качества знаний, тесты)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Диалог с учителем

Целеполагание

- Откройте стр. 3 учебника. Давайте прочитаем, с чего мы начнем разговор на наших уроках. Познакомимся с эпиграфом к этому разделу.

- Что такое эпиграф?

- упр.1 (устно)

Работают с учебником, вступают в диалог с учителем.

Устные ответы

Планирование

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Ранее вы уже изучали этот предмет. Вы учились сначала писать буквы, затем изучали некоторые правила. В 5 классе мы продолжим изучение Русского языка. Существует целая наука о языке. Посмотрите, как она называется. Внимательно прочитайте  по слогам. Давайте запишем этот термин в тетради (затем переписать в справочные материалы).

- Учимся читать и понимать лингвистический текст. Что обозначает слово «лингвистический»?

- Работаем с упр.2 (учитель читает текст медленно)

- Выполните задания 2, 3, 4

- Работаем с упр. 3 по заданию.

Открывают тетради, оформляют записи в тетради.

Слушают учителя, следят по тексту.

Выполняют зад.2,3,4

выполнение заданий

выполнение упражнений

Самоконтроль

- К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас выполнение упражнений?

- О какой стороне языка мы еще не говорили?  (о важности орфографической грамотности)

Высказывают и обосновывают свою точку

устные ответы

Информация о домашнем задании, инструкция к выполнению

Домашнее задание: стр.5, упр.4.

Записывают домашнее задание

Рефлексия учебной деятельности

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что уже знали?

- Какое настроение у вас сейчас?

- Писатель Л.Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли.

Спасибо всем за урок.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

листы обратной связи

nsportal.ru

Вводный урок "Зачем человеку нужен язык"

5 класс

Урок 1

Язык и человек. Язык и речь.

(Зачем человеку нужен язык?)

Планируемые результаты:

Предметные: научиться дифференцировать понятия язык и речь, определять коммуникативную функцию языка.

УУД

коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.

познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.

ХОД УРОКА

  1. Подведение к теме урока.

  1. Поздравление учеников с началом учебного года.

  2. Беседа о важности предмета «русский язык».

- Как вы думаете, почему наш школьный журнал открывается страницей «Русский язык», а за ней располагаются страницы, называющие другие предметы?

  1. Инсценирование

Наш урок посвящён очень интересному вопросу, но, чтобы ответить на него, нужно провести, как говорят учёные, эксперимент. СЛАЙД 1

- Что значит это слово? (Опыт)

- Кто из вас хочет хоть на минутку побыть актёром? Три человека у доски без слов разыгрывают сценки. Темы сценок: «Поймал большую щуку»; «Ох, болит зуб»; «Пятёрку получил».

  1. Беседа по инсценированию.

- Что изображали наши «актёры»?

- На каком языке они говорили?

Язык мимики и жеста, пантомимы. Понятие пантомимы на слайде. СЛАЙД 1

- Почему нам не всегда было понятно, что изображали товарищи?

Бессловесная, неозвученная речь трудна для понимания и общения.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? Какой вопрос мы должны будем решить?

(Зачем человеку нужен язык) СЛАЙД 2

  1. Работа по теме урока.

  1. Прослушивание текста и ответ на вопрос. СЛАЙД 3

Цель: выделять и формулировать основную мысль.

Вспомним историю, рассказанную Редьярдом Киплингом – английским писателем. Слушайте внимательно, потому что рассказ закончится вопросом.

Жил когда-то мальчик по имени Маугли. Будучи ребёнком, он попал к волкам, и мать-волчица воспитала маленькое безволосое существо. Повзрослев, Маугли научился подражать боевому кличу оленей в джунглях и хрюканью диких свиней… Но однажды он попал к людям. «Что толку быть человеком, если не понимаешь человеческой речи?» - подумалось Маугли. Мессуа, женщина, у которой волки когда-то украли сына, решила, что Маугли – её дитя, и стала учить его словам. Как только Мессуа произносила какое-нибудь слово, Маугли очень похоже повторял его и достаточно быстро заучил названия многих предметов в хижине.

- Зачем Маугли старательно учил слова?

  1. Толкование пословиц. СЛАЙД 4

- Растолкуйте записанные на доске выражения.

- Понял бы Маугли их смысл?

Язык мал, а вЕликим делом вОрОчает.

Ласковое слово и кость ломИт.

- Объясните выделенные орфограммы.

- Что представляют эти выражения по форме?

(Пословицы)

- Раскройте смысл пословиц на примерах.

(К первой:

В 1941 году прозвучало: «Вставай, страна огромная!», и весь народ встал на защиту Отечества.

В 90-х годах партия зелёных призвала: «Спасём природу от людей-хищников!», и многие из людей изменили своё отношение к природе.

Ко второй:

Иной человек упрямый, твёрдый, несгибаемый, как кость, но и к нему можно подступиться ласковым словом.)

  1. Из истории возникновения языка. СЛАЙД 5

А )Знаете ли вы…

…что канадские индейцы разводили костры, дым которых передавал на большие расстояния важную информацию соплеменникам?

…что в Африке известия передавались дробью большого барабана-тамтама?

…что язык свиста помогал жителям островов вдоль побережья Африки передавать новость и даже позвать в гости?

Но был и изобретён и «язык», более понятный нам.

Б) Прочитаем отрывок из поэмы американского классика Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате».

- В чём своеобразие «языка», изобретённого древними индейцами? СЛАЙД 6

...Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на берёсте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур и знаков.

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

- Что же нарисовал Гайавата? Давайте нарисуем язык древних. СЛАЙД 7

Трудно понять его современному человеку без пояснений поэта:

Дальше шли изображенья

Неба, звёзд, луны и солнца.

Вод, лесов, и горных высей,

Землю вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

И всего, что населяет

Всё пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звёзды в центре – время ночи,

Краской линию прямую,

А волнистые полоски –

Для небес – дугу под нею,

Тучи, дождь и непогоду.

Такое письмо называют рисуночным или пиктографией.

  1. Записать в тетрадь: Пиктография – рисуночное письмо.

К нему иногда прибегает и современный человек, изображая знаки символы. Знаете ли вы их?

  1. Чтобы это значило? СЛАЙД 8

Что означает изображение красного креста? Пяти колец, тесно связанных между собой? Чаша и над ней головка змеи? И т.д.

  1. Сделаем выводы.

Попробуем сделать в ы в о д ы из проделанной работы и ответить на вопрос урока: «Зачем человеку нужен язык?»

(Язык нужен для передачи мыслей от одного человека к другому, для общения, взаимопонимания)

  1. Работа с учебником.

Чтобы расширить наши представления о роли языка, поработаем с учебником. Откроем параграф 1 на стр. 4. Прочитайте задание к упр.1. Что надо сделать? Работа с упражнением.

- Для чего ещё нужен язык?

  1. Интересная задача. СЛАЙД 9

Продолжите мысль английского драматурга Бернарда Шоу: «Если у вас и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то…»

(«…то у каждого из нас будет две идеи».)

  1. Диктант

Идея – это мысль, выраженная словами. А у меня, например, есть мысль подарить вам в форме диктанта стихи.

Родной язык, родные звуки,

Отца и матери язык,

Которым с детства радость, муки

И мысль я выражать привык.

- Выразительно прочитайте стихотворение.

- Какова идея этой строфы?

- Как эти стихи дополняют наше исследование роли языка в жизни человека?

(Язык помогает выразить самые сокровенные чувства.)

  1. Подведение итогов

  1. Закончите фразу. СЛАЙД 10

Язык нужен…

  • для передачи мыслей от одного человека к другому;

  • для общения;

  • для взаимопонимания;

  • для согласованной работы;

  • для движения вперед науки, техники, ремёсел, искусства;

  • для выражения чувств.

  1. Выставление отметок.

  1. Домашнее задание СЛАЙД 11

Параграф 1

Упр.3

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока по русскому языку "Зачем нужен язык?" 5 класс

Конспект урока русского языка

Учитель: Щеголева Людмила Валентиновна

Класс: 5

Учебник:

Название раздела: Вводный урок в 5 классе

Тема урока: «Зачем нужен язык?»

Тип урока: урок открытия новых знаний (урок-исследование)

Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная, парная

Цель урока: дать понятие о разнообразии функций языка в жизни человека

Задачи урока:

  1. Предметные (образовательные): способствовать формированию представления о разных функциях языка и связи этих функций друг с другом
  2. Метапредметные: умение выделять главное,  систематизировать, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, формулировать выводы, умение работать в группе.
  3. Личностные: воспитание уважительного отношения к языку как к средству общения людей, осознание важности его эстетической ценности.

Формируемые УУД:

  1. Познавательные:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний.
  2. Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение дополнений и изменений в свою работу.
  3. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения.

Ход урока:

I  Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность)

Ученики разделены на 3 группы по 6 человек на основе пожеланий

Слайд 1

Учитель обращается к детям с добрыми пожеланиями и задаёт вопрос:

« Почему наш школьный журнал с оценками открывается страницей Русский язык, и только потом за ней располагаются страницы, называющие другие предметы?»

Ответы самые разные ( Главное, чтобы все желающие высказались!!!)

II Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока)

Учитель: «  Тема нашего урока очень интересная, но сформулируете её вы сами. А для этого мы проведём небольшой эксперимент (спросить лексическое значение этого слова Эксперимент – это проба, опыт, попытка сделать, исследовать ). В конверте каждой группе предложено задание:  разыграть сценку без слов на определённую тему, это сделать надо так, чтобы всем нам стало понятно, о чём идёт речь.»

Темы в конвертах:

1 гр.: Поймал большую рыбу!

2 гр.: Ох, болит зуб!

3 гр.: Пятёрку получил!

После каждого показа группы советуются о теме показанной сценки и выдают одно решение.

Учитель: Почему не всегда было понятно, что изображали ребята? ( Бессловесная,  не озвученная речь трудна для понимания и общения)

Как вы думаете, какой вопрос мы будем сегодня исследовать на уроке?

(Варианты могут быть разные: Зачем нужна речь? Зачем человеку язык? и т.д.)

В тетрадь запишем : Зачем нужен язык? Это тема нашего урока. Запись в тетрадь!!!

У нас есть вопрос, значит целью нашего урока что будет? (Найти ответ на этот вопрос.)

Слайд 2

III Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе которой ученики понимают, что знаний недостаточно)

Учитель: Я произношу слово Язык и прошу написать в тетради ассоциации, связанные с этим словом. (У детей возникают ассоциации, связанные с разными значениями слова язык).

Какие значения слова язык вы имели в виду? (Язык- орган человеческого организма; язык – металлический стержень колокола; язык ???????????????????????????????????????????????????)

Работаем со словом СРЕДСТВО!

Далее используем приём технологии развития критического мышления « Верные и неверные утверждения» (даются утверждения на ещё не изученную тему, согласившись или не согласившись с ними, ученики пытаются аргументировать своё мнение). После знакомства с основной информацией урока нужно будет вернуться к данным утверждениям и оценить их достоверность.

Предлагаю самостоятельно проанализировать утверждения, согласившись или не согласившись с ними ( материал распечатан для каждого ребёнка).

Утверждение

Да/Нет

Доказательство

  1. Можно знать язык, но нельзя использовать его как средство общения
  1. Не обязательно пользоваться языком для передачи информации, и без языка всё можно донести точно и понятно
  1. Язык – средство взаимопонимания
  1. Язык – средство пополнения знаний
  1. Язык помогает выразить самые сокровенные чувства

Учащиеся работают самостоятельно или в паре, соглашаясь или нет с утверждениями. Однако, заполняя 3 столбик таблицы, они обязательно будут испытывать затруднения: скажется отсутствие знаний и текстового материала по этим вопросам.

Учитель: Всё ли получилось написать или в чём-то вы испытываете затруднения? Эти затруднения мы и попробуем сегодня преодолеть!

IV Коммуникация (поиск новых знаний индивидуально, в паре, в группе)

Учитель организует деятельность по поиску знаний.

Учитель: Вспомним историю про мальчика « Маугли», рассказанную английским писателем  Редьярдом Киплингом . Слушайте внимательно, потому что рассказ закончится вопросом.

Слайд 3: анимация

(2 учеников читают текст с презентации)

Зачем Маугли старательно учил слова? (Маугли учил слова, чтобы пополнить свои знания и научиться общаться с людьми).

Учитель: Понял бы Маугли смысл этих выражений?

Слайд 4:

Язык мал, а вЕликим делом вОрОчает.

Ласковое слово и кость лОмит.

(Маугли не понял бы смысл этих выражений, ему не хватило бы знаний, словарного запаса). Давайте мы поработаем с этими выражениями:

Слайд 4: анимация по номерам:

  1. Объясните выделенные орфограммы.
  2. Что представляют эти выражения по форме?
  3. Раскройте их смысл. (Это задание выполняется в группах) (Если не смогут сами, то я: К 1 пословице - в 1941 году прозвучало: « Вставай, страна огромная!». И весь народ встал на защиту Родины. Ко 2 пословице - иной человек упрямый, твёрдый, как кость, но и к нему можно подступиться с ласковым словом).

Учитель: Посмотрите, сколько вы всего знаете и понимаете благодаря языку. Конечно, Маугли нужно ещё много заниматься языком, чтобы так, как вы всё объяснять и понимать.

Эти пословицы пришли к нам в современный русский язык из глубокой древности.

Как вы думаете, какими путями, какими способами они дошли до нас? ( Из уст в уста, при помощи письменности)

Слайд 5:

Знаете ли вы

…что в Африке известия передавались дробью большого барабана-тамтама?

…что язык свиста помогал жителям островов вдоль побережья Африки передать новость и даже позвать в гости?

… что канадские индейцы разводили костры, дым которых передавал на большие расстояния важную информацию?

Но был изобретён и «язык», более понятный нам.

Слайд 6: (читает ученик)

Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате»

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур, и знаков.

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Это отрывок из поэмы американского писателя Генри Лонгфелло « Песнь о Гайавате».

Кто такой Гайавата? (отвечает подготовленный ученик)

(Гайавата – это главный герой поэмы Генри Лонгфелло « Песнь о Гайавате». Гайавата – это человек чудесного происхождения, который был послан к индейцам, чтобы расчистить их реки, леса, рыболовные места и научить народы мирным искусствам и ремёслам. В прямом переводе с одного из языков древнеиндейских племён Гайавата – это пророк, учитель.)

Что же нарисовал Гайавата?

Слайд 7: Рисунок Гайаваты

Учитель: Какие мысли и какие речи хотел донести рисунком Гайавата?

Учитель организует работу в группах: ученики описывают рисунок, затем каждая группа читает своё описание.

Слайд  8:

Затем читаем отрывок из поэмы «Песнь о Гайавате»(читает ученик):

«Дальше шли изображенья

Неба, звёзд, луны и солнца.

Вод, лесов и горных высей,

Землю вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Для восхода - точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

И всего, что населяет

Всё пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звёзды в центре – время ночи,

Краской линию прямую,

А волнистые полоски –

Для небес – дугу под нею,

Тучи, дождь и непогоду».

Слайд 11:

Такое письмо называют рисуночным или пиктографией. Благодаря рисункам, сохранившимся  на скалах, на стенах и во многих других местах, мы с вами знаем очень многое о людях, живших до нас. Они нам так передали информацию о себе, так как письменности тогда ещё не было.

Вам удалось точно-точно понять, что хотел своим рисунком сказать Гайавата? (Нет)

А когда прочитали пояснения писателя, стало понятней? (Да)

Как вы думаете, с целью передачи информации что легче и точнее: говорить или рисовать? ( Говорить) Значит, зачем нам нужен язык? ( Для более точной передачи информации).

Учитель: Но это не значит, что современный человек не пользуется для передачи информации рисунками. В нашей с вами речи существует много знаков-символов, которые позволяют нам передавать информацию побыстрей в более сокращённом виде.

Слайд 12: анимация

Что означают эти знаки-символы?

1.Красный крест – эмблема Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Это международная гуманитарная организация, работающая сегодня по всему миру. Она оказывает гуманитарную помощь людям, пострадавшим в результате конфликтов и вооружённого насилия.

2. Пять колец – эти кольца окрашены в синий, жёлтый, чёрный, зелёный и красный, и переплетены друг с другом. Олимпийские кольца были разработаны Пьером Кубертеном в 1912 году. Пять колец представляют 5 частей света: Америку, Европу, Азию, Африку и Океания (Австралию).

3.Чаша и над ней головка змеи – символ медицины. Чаша – в ней готовили лекарство, а змея – могущество и мудрость. Вместе – победа над смертью и болезнью.

Учитель: И ещё одна очень интересная задача, принадлежит она английскому драматургу Бернарду Шоу: «Если у меня и у вас есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и меня  останется по сколько яблок? По одному. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по сколько идей? По две». Как известно, идея – это мысль, выраженная словами. У меня, например, есть идея подарить вам стихи в форме диктанта.

(1 чел. пишет на доске):

Родной язык, родные звуки,

Отца и матери язык,

Которым с детства радость, муки

И мысль я выражать привык.

(Проверяем орфографию, пунктуацию, ставим оценку)

Учитель: Какова идея этой небольшой строфы? (Любовь к родному языку)

Как эти стихи дополняют наше исследование роли языка в жизни человека? Зачем ещё нужен язык? (Язык помогает выразить самые сокровенные чувства)

V Самопроверка, самоконтроль

Учитель:

Обратимся к нашим таблицам с утверждениями: посмотрите на ваши записи и добавьте к ним или исправьте в них что-то, что вам кажется неполным или неправильным.

Учитель: Теперь я вам раздам таблицы с правильными ответами. Сравните свои ответы с ними, добавьте в последний столбик свои мысли, которые, по вашему мнению, всё-таки необходимо оставить.

Затем учитель раздаёт каждому ученику таблицы с эталоном доказательства (верного утверждения), где в разделе « Примечания/Дополнения» ученик может записать и свои мысли-аргументы. Учащиеся сопоставляют, дополняют свою работу. Затем учитель подводит класс к выводу по всему уроку.

Учитель:

Какая же у нас была цель урока? (Ответить на вопрос: «Зачем нужен язык?») Слайд 13

Пользуясь вашими таблицами с утверждениями, составьте и запишите в тетрадь одним предложением ответ на этот вопрос. ( Язык нужен для общения, взаимопонимания, передачи информации, выражения самых сокровенных чувств)

VI Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал на уроке и чему научился)

Учитель: Научное решение нашей цели урока мы сформулировали. Попробуем подойти к этому творчески. Выразите своё отношение к вопросу «Зачем нужен язык?» при помощи синквейна или ТРИЗ-загадки.( Можно работать парами.)

Вспоминаем:

Синквейн – это пятистрочие.

1 строка – название-существительное  

2 строка – 2 прилагательных к этому существительному

3 строка – 3 глагола к этому существительному

4 строка – фраза, состоящая из 4 слов, показывающая отношение к теме

5 строка – синоним, который раскрывает суть темы

Мой синквейн:

Язык!

богатый  разнообразный

передаёт учит помогает

Нужен для общения

Сокровище!

ТРИЗ-загадка – это загадка в 4 строки о предмете изучения по признакам или действиям

Нужный, но не интернет     или        Учит, а не преподаватель

Читаем синквейны и триз-загадки.

Мои триз-загадки о языке:

Учит, а не преподаватель             Меткий, но не стрела

          Обогащает, а не золото               Богатый, но не миллионер

       Наполняет, а не вода                      Нужный, но не интернет

       Просвещает, а не мудрец              Могучий, но не великан

VII Домашнее задание:

  1. Написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужен язык?»
  2. Посочинять ТРИЗ-загадки (по желанию)

nsportal.ru

Презентация по теме "Язык и человек" 5 класс ФГОС

Первое сентября.

Классная работа.

Язык и человек.

Цель урока:

* Познакомиться с понятиями «язык», «речь», «формы речи».

* Вспомнить пословицы и поговорки о языке.

* Отличать устное общение от письменного.

Писатель Лев Успенский в книге «Слово о словах» пишет:

«Язык - удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли. Не случайно мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом.»

Философ Ксанф и его раб Эзоп

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа.

Однажды философ Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед: в первый день — самый плохой, во второй день — самый лучший. В первый день на первое, второе и третье Эзоп приготовил языки.

—    Почему ты подаёшь одни языки? — спросили Эзопа. —    Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже языка? Только потому, что есть язык, мы огорчаем друг друга, бранимся, лжём, обманываем, хитрим, соримся. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Во второй день Эзоп снова подал языки. Хозяин и гости изумились. —    Мне велели приготовить самый лучший обед, — пояснил Эзоп, — а что на свете может быть лучше языка!

При помощи языка изучаются науки и получаются знания, посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даём, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга.

При помощи языка строятся города, развивается культура. Думаю, что нет ничего лучше языка.

Ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных. И ни один из детей не мог общаться с людьми, когда попадал в человеческое общество.

Как вы думаете, почему это происходило?

Народы мира говорят на сотнях языков.

Какие языки вам известны?

Русский язык - один из богатейших языков мира. Писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

К слову нужно относиться бережно.

Недаром поэт В. Шефнер писал:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

за собой повести.

Работаем с учебником.

§ 2, упражнение 4.

* Язык до Киева доведет.

* Слово не воробей: вылетит- не поймаешь.

*Человеческое слово стрелы острее.

*От доброго слова язык не усохнет.

*Языком кружева плетет.

*Хорошую речь хорошо и слушать.

* Каков разум, такова и речь.

* Без языка и колокол нем.

ОТДОХНЕМ

Работаем с учебником.

§ 2, упражнение 6.

Домашнее задание.

§ 1,2 упражнение 7. Выучить наизусть весь текст.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Понравилось ли вам на уроке?
  • Добились ли мы поставленной цели?

Рефлексия

  • Какое настроение у вас сейчас?
  • Дайте оценку нашей работе.
  • Выберите одну из предложенных картинок, которая соответствует вашему настроению.

kopilkaurokov.ru

5 класс. Занятия 1-2. Зачем человеку нужен язык.

1.  Не торопясь, вслух перечитайте ещё раз теоретические сведения. Ответьте на вопросы:

·        Как бы вы озаглавили текст? Запишите это заглавие.

·        В каждой части теоретических сведений найдите предложения, которые выражают главную мысль. Выпишите эти предложения.

·        Ответьте на вопрос (устно или, если хотите, письменно)  «Что изменится в нашей жизни, если исчезнет язык?»

 

2. Прочитайте сначала про себя, а затем вслух легенду о языке. Объясните (устно), как вы поняли её смысл. Затем попытайтесь прочитать вслух этот текст по ролям. Подумайте, сколько человек потребуется для такого чтения?

 

Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс... язык. «Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» — спросил Ксанф. «Конечно, — ответил Эзоп. — Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык? [ ]» — «Хорошо. Иди опять на базар и принеси теперь самую худшую в мире вещь», — сказал Ксанф. Эзоп ушёл и принёс... язык.

·        На месте [ ] пропущено объяснение Эзопа, почему он считает язык «лучшим в мире». Попробуйте доказать, что язык — ваш друг, самое лучшее, что есть в мире.

Подсказка

3. Подготовьте устное сообщение, которое будет ответом на вопрос «Какая речь вредит человеку, становится его врагом?».

При подготовке сообщения используйте план и тексты. Выясните, с каким пунктом плана связан каждый текст.

 

План

1. Небрежная речь, засорённая пустыми, бессмысленными словами.

2. Злая речь, жестокая и оскорбительная для других.

З. Невежливая, неуважительная речь.

4. Неграмотная речь.

 

1.

КАК ЕГО ЗОВУТ?

Спасибо, здравствуйте, простите

Произносить он не привык.

Простого слова извините

Не одолел его язык.

 

Не скажет он друзьям по школе:

Алёша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовёт он только:

Алёшка, Петька, Ванька, Толька.

(М. Червинский.)

 

2. Я, эта... в кино... Клёвый фильм. В общем, эта... ну... здорово!.. Он как даст ему, а он... эта... значит, это самое... как... упал. А он, так сказать, того... удрал. Здорово!

 

3. Получил Ваня записку: «Выходи в 5 вечера на пустырь, принеси мечи. Васька».  Встретились ребята в назначенный срок, только совсем не рады встрече. Вася-то в футбол решил играть, друзей созвал для этого, на команды разделил. А всё дело испортил Ваня: вместо мячей принёс пластмассовые мечи... Кто же виноват в этом недоразумении?

 

4. Словом можно убить... Словом можно продать, и предать, и купить, слово можно в разящий свинец перелить. (В. Шефнер.)

·        Примите участие в дискуссии на предложенную тему.

 

4. Прочитайте текст о М.В. Ломоносове. Что нового вы узнали об ученом?

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ.

Удивительным человеком был Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765). Сын поморского крестьянина, он испытывал непреодолимую тягу к учению и в возрасте девятнадцати лет покинул отчий дом и пешком отправился с рыбным обозом в Москву. Трудным был путь юноши к науке, но, преодолев все препятствия, он стал великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, основателем Московского университета.

Кроме того, М. В. Ломоносов был создателем русской лингвистики — науки о языке, создателем первой научной грамматики. По этой книге занималось более пятидесяти поколений русских школьников.

М. В. Ломоносов всегда подчёркивал, что без грамматики невозможно познать не только родной язык, но и все другие науки. «Все науки в грамматике нужду имеют», — писал учёный. И он был, конечно, прав:  чтобы правильно и грамотно изложить какую-то мысль по любому школьному предмету, нужно владеть правилами построения родной речи.  Под влиянием идей Ломоносова находились все крупные лингвисты ХVIII—ХIХ веков.

 

Материал повышенной трудности *
 

5. Выразительно прочитайте текст. О чём говорится в нём? Согласны ли Вы с высказыванием ученого?

 

Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков. (М. Ломоносов.)

 

6. Попробуйте прочитать и понять отрывок из рассказа украинского писателя И. Сенченко (буква i соответствует русской букве и, а буква и — русской букве ы).

 

ХЛIБ СВЯТИЙ. 

Принесла баба хлiб з магазину. Катруся не голодна була. Покуштувала i аж нiс зморшила:

— Фе, який поганий!

Бабуся розсердилася:

— Так нiколи не можно говорити на хлiб...Коли хтось кине на землю — скажи пiдiбрати. Топтати хлiба не можна. Хлiб даэ людям життя.

 

·        Переведите текст на русский язык. Запишите его. Объясните, почему, несмотря на трудности, вы всё-таки сумели справиться с этой работой.

·        Придумайте конец рассказа.

·        Какие русские пословицы о хлебе вы знаете? Запишите одну из них.
 

Для любознательных

Язык человека и «языки» животных сходны в одном: они выполняют роль средства общения. Но человеческий язык является главным инструментом мышления, познания окружающего мира. А этого никак нельзя сказать о системах сигнализации у животных, хотя их сигнализация очень развита и богата.

Подсчитано, например, что домашняя свинья может издавать лее 20 звуковых сигналов, дельфин — более 30, соловей — несколько десятков. С помощью таких сигналов птицы и животные выражают страх, гнев, удовольствие, призывают своих сородичей, пример, к смене дежурства у гнезда, к сбору всей стаи.

Даже у самых, с нашей точки зрения, примитивных животных сигналы достаточно сложны. Так, у курицы сигнал тревоги делится на четыре различных вида, которыми она пользуется зависимости от создавшейся ситуации:  1) опасность близко, 2) опасность далеко, 3) опасность — человек, 4) опасность — коршун. Всего в «языке» курицы около десятка основных сигналов, из которых слагается 20—30 более сложных.

Умение издавать какое-то число звуков совершенно не означает, что животные обладают языком, подобным человеческому, который, повторяем, является не только средством передачи информации, но и средством познания окружающего мира, инструментом мышления. Этими свойствами не обладают «языки» даже животных с высокоразвитой психикой.

www.openclass.ru

Конспект урока по русскому языку " зачем человеку нужен язык"

Урок русского языка в 5 классе по теме «Зачем человеку нужен язык». 
Тип урока: урок открытия новых знаний и способов деятельности
Цели: 

-по достижению предметных результатов

характеризовать основные социальные функции языка;

-по достижению метапредметных результатов

анализировать тексты различных стилей;

понимать смысл необходимой терминологии то определённой теме;

-по достижению личностных результатов

уважительно относиться к языку как к явлению культуры, основному средству общения, получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, осознавать эстетическую ценность родного языка.


Оборудование
:ПК; мультимедийный проектор

Ход урока 
I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. 

На доске записаны слова:

- Добрый день! - тебе сказали. 
- Добрый день! - ответил ты. 
Нас две ниточки связали 
Теплоты и доброты. 

- Вспомним правило подготовки к письму. 
• Я тетрадь свою открою 
• И наклонно положу, 
• Я, друзья, от вас не скрою - 
• Ручку я вот так держу! 
• Сяду прямо, не согнусь, 
• За работу я возьмусь! 
(Дети повторяют все движения.) 
Запишите в тетради:

 Второе сентября. 
Классная работа. 
- А тему урока вы сами позже сформулируете. 


2 . Актуализация знаний.

На полях учебника на стр. 3 знакомимся со справочным материалом: что такое эпиграф.

Приложение 1. СЛАЙД 1

Учитель читает эпиграф к уроку, слова  Г.Р.Державина:

Человек через слово всемогущ:

язык – всем знаниям

и всей природе ключ. Г.Р. Державин

Учитель предлагает поразмышлять над высказыванием, объяснить его смысл.

3.Постановка учебной задачи.

На полях учебника на стр. 3 знакомимся со справочным материалом: что такоелингвистика

Слово учителя.

С давних пор люди задумывались над загадкой языка, тайной его происхождения. Сколько увлекательных лингвистических легенд, удивительных сказаний, смелых научных предположений знает история человечества! Но загадка происхождения языка так и остаётся загадкой. И только в одном единодушны современные учёные: если бы вдруг исчез язык, люди бы перестали быть людьми. Язык делает человека человеком.

ЗАДАНИЕ.

- Внимательно прослушайте текст из книги В.В.Волиной «Русский язык в рассказах, сказках, стихах» и попытайтесь словом или словосочетанием записать всё то, что получили люди, когда у них появился язык.

СЛАЙД 2

Что получили люди,

когда у них

появился язык?

1.

2.

3.

4.

5.

ТЕКСТ.

Вы, наверное, очень удивитесь, узнав, что древние люди вообще не умели разговаривать, хотя всё у них для этого было: и достаточно развитый мозг, и органы речи. Удивительно, не правда ли? Даже птицы и разные другие существа, едва появившись на свет, умеют «изъясняться» на своём языке. А у человека, «царя природы», всё по-другому: только что родившийся не умеет говорить, каждому ребёнку нужно этому учиться. Но кто же обучал звуковой речи самых первых детей, если взрослые сами не умели говорить?

www.prodlenka.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *