Задания к сказке конек горбунок – . . – 1. ,

Игра-путешествие по сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»

МБОУ Татарско-Сайманская СОШ

Игра-путешествие по сказке

П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»

Из опыта работы учителя начальных классов Яфясовой А.К.

Игра-путешествие по сказке П.П. Ершова

«Конек–Горбунок

Оформление: сказка П.Ершова «Конек – Горбунок», портрет П.П.Ершова, карточки с заданиями, карточки с названиями команд, жетоны, рисунок с изображением Конька –Горбунка, призы. Ведущий: Сегодня, дорогие ребята, мы с вами встретимся с героями замечательной сказки « Конек-горбунок», которую написал русский писатель Петр Ершов. Ершов – родился и жил в городе Тобольске Тюменской области. Писатель создал свое произведение, когда ему было всего 19 лет. К сожалению, сказка оказалась единственным произведением Ершова, которое дошло до нас, и до сих пор оно потрясает всех своим юмором, знанием русских обычаев и традиций. Многие высказывания Для того, чтобы совершить путешествие - игру по сказке, необходимо разделиться на три  команды. Каждая команда получает по флажку с изображением Конька- горбунка, который нужно поднять тогда, когда команда хочет ответить на поставленный перед ней вопрос. Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов.

I. Вопросы для разминки.

1)  Как вы думаете, кто является главным героем этой сказки?

Ответ: В этой сказке два главных героя: Конек – Горбунок, Иванушка.
И все же автор назвал сказку именем только одного героя.

2)  А почему именно с Коньком – Горбунком подружился Иван? Хотели бы вы иметь такого друга? А знаете ли вы, откуда пришел этот замечательный герой в сказку Ершова?

Ответ: Другом Ивана он стал потому, что это верный, надежный друг, который не подведет в трудную минуту. Такого друга, наверное, мечтает иметь каждый человек. Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой  самодельной  игрушки. А какова была его дальнейшая судьба, мы узнаем, если перелистаем страницы сказки Ершова.

II. Литературная викторина

1)  Как звали трех братьев в сказке П. Ершова « Конек – Горбунок»?
(Данило, Гаврило, Ванюша)

2)  Что рассказал старший брат, вернувшись под утро домой, не поймав ночного вора? 

(Всю я ноченьку не спал;
На мое ж притом несчастье
Было страшное ненастье:
Дождь вот так ливмя и лил
Рубашонку всю смочил)

3)  Что сказал средний брат, вернувшись с ночного дежурства?

( Всю я ноченьку не спал,
Да к моей судьбе несчастной
Ночью холод был ужасный,
До сердцов меня пробрал.)

4)  А что рассказал Иван-дурак, когда утром вернулся после ночного караула?

(« Всю я ноченьку не спал,
Звезды на небе считал,
Вдруг приходит дьявол сам,
С бородою и с усам….
Вот и стал тот черт скакать
И зерно хвостом сбивать.
Я шутить ведь не умею
И вскочил ему на шею….» )

5)  Откуда у Ивана появился Конек – Горбунок?
( Это подарок от кобылицы, которую поймал на своем поле Иван)

6)  Опишите, как выглядел Конек – Горбунок.
( Это конек ростом три вершка ( вершок равен 4 см) 
с аршинными ушами ( аршин равен 71 см), на спине с двумя горбами)

7)  У Ивана – дурака, кроме Конька- Горбунка, было еще два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней?  ( На базаре в конном ряду)

8)  Сколько денег запросил Иван в обмен на коней?  ( Десять шапок серебра)

9)  Однажды Иван – дурак нашел перо Жар – птицы и взял его себе, хотя Конек-горбунок и предупреждал его, что много не покоя принесет оно с собою. Кто сообщил царю о том, что у Ивана есть перо Жар – птицы?  (Спальник – слуга царя)
10. И вот Иван отправился на поимку Жар – птицы. Чем он приманивал Жар – птицу?
(Пшеном, смешанным с вином)

11. А когда Иван поехал за царь –девицей, то с ним приключилась небольшая неприятность. Какая неприятность случилась с Иваном?  (Когда царь – девица играла на гуслях, Иван неожиданно заснул) 
12. За что рыба – кит несла свое мучение?
(За то, что «без божия веленья проглотила среди морей три десятка кораблей»)

13. Почему царь сварился в котле, а Иван нет?  (Ивану помогал Конек – Горбунок)

14. Назовите любимое занятие Ивана-дурака.  (Иван очень любил петь и спать)

III. Сказочный словарь.


Для проведения этого конкурса мы выбрали ряд устаревших слов, значения которых объясняются в подстрочном примечании. Надо найти значение слов (карточки разрезаны на две половины). Надо правильно совместить части карточек, выложив своеобразный словарь из десяти слов и их значений. Оценивается скорость выполнения заданий, кто быстрее сделает- поднимает флажок.

· Почивальня - спальня
· Стрельцы – старинное войско в Древней Руси
· Басурман - иноземец
· Городничий - начальник города в старину
· Глазей - подсматривающий
· Красно платье - нарядное, цветное, красивое
· Челядь – слуги
· Буерак - овраг, яма

Лубок   (Раскрашенные картинки с изображением героев былин и сказок)

Малахай   (Меховая шапка с длинными ушами. Длиннополая одежда без пояса)

Опояски  (Длинный кусок ткани, которой опоясывались, в него зашивали деньги)

Постучали ендовой

   (Выпили вина)

Рядовой   (Слуга)

Объясни значение подчёркнутых старинных слов:

  1. «Гости! Лавки отпирайте,
    Покупайте, продавайте!»
    (Гости - купцы, торговцы.)

  2. «Тут Иван с печи слезает,
    Малахай свой надевает.»
    (Малахай - широкая одежда без пояса.)

  3. «Вот неделей через пять
    Начал спальник примечать.»
    (Спальник - придворный, состоящий при великом князе или царе для личных услуг.)

  4. «Вот люблю дружка Ванюшу,
    Взвеселил мою ты душу,
    И на радости такой - 
    Будь же царский стремянной
    (Стремянной - придворный, стоящий у царского стремени при выезде царя.)

  5. «Царь кричит на весь базар:
    «Ахти, батюшки, пожар!
    Эй, решёточных сзывайте!
    Заливайте, заливайте!»
    (Решёточные - пожарные.)

  6. «Постой немножко,
    Прикажи сперва окошко
    В почивальне затворить…»
    (Почивальня – спальня)

IV. Составь портрет.

Каждая команда получает карточки с именами героев сказки «Конек–Горбунок». Пользуясь текстом сказки, они должны найти в книге словесный портрет данных героев и по желанию рисунок свой.

Чудо-юдо рыба-кит.
«Поперек моря лежит
Чудо- юдо рыба кит.
Все бока ее изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр–бор шумит.
На спине село стоит,
Мужики на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дубраве меж усов,
Ищут девушки грибов…»

 Царь–девица.
« Царь–девица подплывает,
Входит с гуслями в шатер,
И садится за прибор.
« Хм! Так вот та царь-девица!

Как же в сказках говорится , -
Рассуждает стременной, -
Что куда красна собой
Царь- девица, так что диво!
Эта вовсе не красива:
И бледна–то, и тонка,
Чай, в обхват–то три вершка,
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу-ты! Словно у цыпленка!
Пусть полюбится кому,
А я и даром не возьму»

 Жар–птицы.
« Неча молвить страх красивы!
Ножки красные у всех,
А хвосты-то сущий смех!

Чай, таких у куриц нету,
А уж сколько парень свету,
Чай таких у куриц нету,
А уж сколько парень свету,
Словно батюшкина печь»

Чудо–кони.
«Молодые, вороные,
Вьются гривы золотые, 
В мелки кольца завитой
Хвост струится золотой,
И алмазные копыты
Крупным жемчугом обиты»

V. Чьи это слова?

Всю я ноченьку не спал;
На моё ж притом несчастье
Было страшное ненастье!
Дождь вот так ливмя и лил…
(Старшего брата Данилы.)

Ну, Иван, - ему сказала -
Коль сумел ты усидеть,
Так тебе мной и владеть.
(Кобылицы.)

Я с повинной головою,
Царь, явился пред тобою,
Не вели меня казнить,
Прикажи мне говорить.
(Спальника.)

Но, сказать тебе по дружбе,
Это – службишка, не служба.

(Конька - Горбунка.)

Коль себя не пожалеешь,
Ты опять помолодеешь.
(Царь - девицы.)

Будьте милостивы, братцы,
Дайте чуточку подраться.
(Ерша.)

Ты вот, так сказать, примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть, будучи при всем

Не ударил в грязь лицом”

(Старик о старшем сыне Даниле)

Соколины твои очи

Не дадут мне спать средь ночи.

И во время бела дня –

Ох! Измучают меня”

(Царь о Царь-девице)

Я шутить ведь не умею

(Иван-дурак – кобылице)

Эй, хозяин,- полно спать!

Время службу исправлять”

(Конек-Горбунок Ивану)

Что ты долго не являлся?

Где ты, вражий сын, шатался?”

(Кит Ершу)

Путь-дорога, господа!

Вы откуда и куда?”

(Рыба-кит Ивану и Коньку)

VI. «Кто  это?» (определить по описанию героя  сказки)

Вьётся кругом над полями

Виснет пластью надо рвами

Мчится скоком по горам

Ходит дыбом по лесам”

(Кобылица – мать Конька-Горбунка)

Ражий парень, хоть куды!

Волос гладкий, сбоку ленты,

На рубашке прозументы,

Сапоги как ал сафьян

(Царский спальник об Иване-дурачке)

Эта вовсе не красива;

И бледна-то, и тонка,

Чай в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка!

Пусть полюбится кому,

Я и даром не возьму.

(Иван-дурачок о Царь-девице)

Ох, ты, вечная гуляка,

И крикун и забияка!

Всё бы, дрянь, тебе гулять

Всё бы драться да кричать”

(Дельфины об Ерше, когда его искали по Китову приказу)

 “Он зимой тебя согреет,

Летом холодом овеет,

В голод хлебом угостит

В жажду мёдом напоит”

(Кобылица говорила Ивану о Коньке-Горбунке)

  1. Конкурс «Что, где, когда?» 

1) Чем занимались старик и его сыновья? (Братья сеяли пшеницу, Да возили в град-столицу)

2)  Где “караулил” поле старший брат? (На сеннике)

3) Как старик сумел уговорить младшего сына, Ивана-дурака, отправиться караулить поле? Что он ему пообещал?  ((Я куплю тебе лубков. Дам гороху и бобов)

4)  Иван очень любил петь. Назовите некоторые из его песен. (“Распрекрасные вы очи”, ”Ходил молодец на Пресню”)

5)  Какие условия Иван-дурак поставил царю, когда соглашался идти служить в царскую конюшню?(Только, чур, со мной не драться,  И давать мне высыпаться,                  А не то я был таков!)

6)  Какой срок давал царь Иванушке, чтобы он достал Жар-птицу и Царь-девицу?                    (Три недели)

7) В какую сторону и сколько дней ехали Иван и Конек-Горбунок за Жар-птицей и Царь-девицей?  

(На восток, 8 дней.)

8) Чем наградил царь Ивана, когда он привез Жар-птицу?  (Пожаловал чин ”царский стременной”)

9) Чем угрожал царь Ивану, если он не привезёт ему Царь-девицу?  (Посадить на кол)

10) При помощи чего Иван поймал Жар-птицу?  (Два корыта белоярова пшена,                          Да заморского вина)

11) Что потребовал у царя Иван для  «царевниной поимки»?                                (Две ширинки, шитый золотом шатёр,  Да обеденный прибор,                          Весь заморского варенья, И сластей для прохлажденья)

12) Какие условия выдвинула Царь-девица царю, когда он предложил ей выйти   за него замуж?  (То доставь ты мне в три дня Перстень мой из Окияна. Коль себя не пожалеешь, То опять помолодеешь)

13)  С какой скоростью скакал Конек-Горбунок?  (И в почин на первый вечер Верст сто тысяч отмахал И нигде не отдыхал)

14) Назовите родных Царь-девицы.  (Месяц – мать мне, Солнце – брат)

15) Сколько лет рыба-кит был в немилости у Солнца и за что?  (10 лет уж тут лежу … что без божьего веленья  Проглотил среди морей Три десятка кораблей)

16) Что предлагал в награду рыба-кит Ивану и Коньку-Горбунку за то, что они помогли ему освободиться?  (Раковин цветистых, Рыбок золотистых, Крупных жемчугов)

17) Какие рыбы помогали Ивану достать со дня морского сундук Царь-девицы?    (Рыба-кит, белые осетры, ёрш, лещ, сом, черный рак, два дельфина, сельди)

18)  Опишите сундучок Царь-девицы.  (С перстнем красным сундучок Пуд, по крайней мере, во сто)

19) Сколько лет было Царь-девице?  (Мне 15 только лет)

20) Сколько лет было Царю?  (70 лет)

21) В сказке описываются 4 лошади – кобылица, два коня и игрушка-Горбунок. Какой масти были лошади?  (Кобылица та была  Вся, как зимний снег, бела  Молодые, вороные, Вьются гривы золотые, В мелки кольца завитой Хвост струится золотой)

22) Какой рост Конька-горбунка? ( 3 вершка = 4,4 x 3 =13,2 см ) 

23) Вспомните эпиграф ко второй части.                                                             (Скоро сказка сказывается, А не скоро дело делается!) 

24) Сколько сказок было в книге слуги? (Пять.)   

25)  О чём эти сказки? (О бобре; о царе; о боярыне восточной; о князе Бобыле; о Царь-девице.)

26) На каком музыкальном инструменте играла Царь-девица? (На гуслях.)

27)  В какой последовательности советовал конек-горбунок нырять Ивану в котлы?              ( В молоко сперва ныряй,// Тут в котел с водой вареной,// А оттудова в студеной.)

28) Чем закончилась сказка?  ( Сердцу  мило! Я там был; мёд, вино и пиво  пил.      По усам хоть и бежало, в рот ни капли не попало.)

29) А.С.Пушкин, прочитав сказку “Конек-горбунок”, сказал Ершову: “Ваша сказка – настоящая сокровищница русского языка”. Что же это за “сокровища”?   (Автор сказки использовал пословицы, поговорки, диалектные слова, народные фразеологизмы, загадки, приемы народных сказок – это все и есть сокровища русского языка.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:                                                                 – Чему  учит  эта  сказка?  (Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее)

–  Какова основная мысль сказки? (Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку преодолевает  их)

Понравилась ли вам сказка?

– Эта сказка действительно стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.

ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ  ИГРЫ. НАГРАЖДЕНИЕ  ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

multiurok.ru

Викторина по сказке П. Ершова «Конёк горбунок»

«Сказка ложь, да в ней намёк…»:

игра – викторина по сказке П. Ершова «Конёк – горбунок»

для 4-5 классов

«Теперь этот род сочинений можно мне и оставить»,- заметил А.С. Пушкин вскоре после выхода в свет сказки в стихах «Конёк-горбунок» в 1834г. Её автором был студент философско-юридического факультета Санкт-Петербургского университета П.П. Ершов, который и написал свою сказку под впечатлением пушкинских сказок. И была она курсовой работой по русской словесности студента Петра Ершова, которую, вместо положенной лекции, в один из учебных дней прочитал своим студентам профессор поэт Пётр Плетнёв. В одночасье никому неизвестный девятнадцатилетний студент стал знаменитым на всю Россию литератором. Так появилась весёлая сказка, полная удивительных приключений и сказочных чудес и в то же время очень правдиво отображающая трудности крестьянской жизни. В «Коньке-горбунке», как и в старинных народных сказках, остроумно высмеиваются глупый царь, его завистливые приближённые и жадные слуги, а прославляется смелый, честный крестьянский сын. И написана сказка русским народным языком, ярким и метким.

Однако профессиональным литератором Ершов не стал. После университета в 1836г. он возвращается на родину, в Сибирь, где в 1815 году он родился в селе Безруково в семье мелкого чиновника. П.П. Ершов поселяется в Тобольске, где когда-то учился в здешней гимназии, а теперь стал работать преподавателем, затем её инспектором и директором. На педагогическом поприще он проявил себя настоящим профессионалом, о чем свидетельствуют отзывы его учеников, среди которых был будущий знаменитый химик Д.И. Менделеев, вспоминавший Ершова с благодарностью и выхлопотавший ему впоследствии пенсию, а также помог в переиздании «Конька-горбунка».

Ершов мечтал о просвещении народов Сибири, но обстоятельства – смерть родных – матери, жены, детей, непонимание гимназического начальства сменяются тягостным чувством одиночества. Среди немногих радостей – гимназический театр. Не оставляет Ершов и поэтическое творчество. Но ни одному из последующих произведений – многочисленных стихотворений, поэм, рассказов, эпиграмм – не удалось даже приблизиться к славе «Конька-горбунка».

В 1869 году в возрасте 54 лет П.П. Ершов умер. На старом кладбище в Тобольске стоит памятник с примечательной надписью – «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конёк – горбунок». Можно ли более высоко оценить то, что создано поэтом!

Вопросы викторины:

  1. Сколько братьев было у Ивана и как их звали? / Два. Данила и Гаврила/

  2. Чем занимались Иван с братьями?/ Сеяли и продавали пшеницу/

  3. Как провели ночь в карауле на пшеничном поле братья Ивана? /Один закопался в сене, а другой « ходил дозором у соседки под забором»/

  4. Кого увидел на поле Иван и что он соврал дома про вора их пшеницы? /Белую кобылицу с золотой гривой; сказал, что дьявол воровал их пшеницу/

  5. Сколько коней было у Ивана, и откуда они взялись? /Три; родила их Ивану в подарок белая кобылица/

  6. Какую первую помощь оказал Конёк-горбунок Ивану? /Догнал братьев, укравших у Ивана коней/

  7. Какую первую чудесную вещь нашёл Иван? /Перо Жар-птицы/

  8. Почему Конёк-горбунок не советовал Ивану брать перо Жар-птицы? /Много непокою принесёт оно с собою/

  9. Куда спрятал перо Жар-птицы Иван? /Завернул в тряпицу и в шапку спрятал/

  10. Кто и почём купил златогривых коней у Ивана? /Царь, за 10 шапок серебра/

  11. Как попал Иван конюхом на царскую конюшню? /Потому, что златогривые кони никого, кроме Ивана, не слушались/

  12. Кто выкрал перо Жар-птицы у Ивана и зачем? /Бывший конюх, чтобы избавиться от Ивана/

  13. Какое первое задание царь дал Ивану? /Поймать жар-птицу/

  14. Где Иван ловил Жар-птицу? /На горе из серебра/

  15. Куда спрятался Иван, чтобы высмотреть и поймать Жар-птицу и что использовал для приманки? /Под корыто, наполненное зерном с вином/

  16. Какое второе задание дал царь Ивану? / Найти и привезти Царь-девицу/

  17. Где обитала Царь-девица и сколько раз в году она сходила на Землю? /На океяне; два раза/

  18. На чём плавала Царь-девица и на каком музыкальном инструменте она играла? /На шлюпке; на гуслях/

  19. Чем Иван заманил Царь-девицу? /Золотым шатром с угощением/

  20. Почему Иван с первого раза не смог поймать Царь-девицу? /Уснул/

  21. Что сделал Иван, чтобы не проспать Царь-девицу? /Колол себя острыми гвоздями и камнями/

  22. Какое третье задание царь дал Ивану? /Достать перстень Царь-девицы со дна океана/

  23. Кто помог Ивану найти перстень на дне океана /Чудо-юдо Рыба-кит и Ёрш/

  24. Кто были родственники Царь-девицы? /Мать-Месяц (Луна), брат-Солнце/

  25. За что и как был наказан Чудо-юдо Рыба – кит? /За то, что он проглотил три десятка кораблей, Бог поселил на его спине людей /

  26. Что должен был сделать Рыба – кит для своего прощения? /Дать свободу кораблям/

  27. Какое условие поставила Царь-девица царю, чтобы не выходить за него замуж и как царь должен был выполнить это условие? /Царь должен помолодеть, а для этого ему надо было искупаться в трёх котлах: кипятке, в кипящем молоке, студёной воде /

  28. Какую последнюю волю царя выполнил Иван и как помог ему Конёк-горбунок? /Иван искупался в трёх котлах, после того, как Конёк-горбунок в те котлы мордой макнул и на Ивана дважды прыснул/

  29. Что стало с царём и с Иваном? /Царь, сварился, а Иван стал красавцем/

  • Сколько братьев было у Ивана и как их звали?

  • Чем занимались Иван с братьями?/

  • Как провели ночь в карауле на пшеничном поле братья Ивана?

  • Кого увидел на поле Иван и что он соврал дома про вора их пшеницы?

  • Сколько коней было у Ивана, и откуда они взялись?

  • Какую первую помощь оказал Конёк-горбунок Ивану?

  • Какую первую чудесную вещь нашёл Иван?

  • Почему Конёк-горбунок не советовал Ивану брать перо Жар-птицы?

  • Куда спрятал перо Жар-птицы Иван?

  • Кто и почём купил златогривых коней у Ивана?

  • Как попал Иван конюхом на царскую конюшню?

  • Кто выкрал перо Жар-птицы у Ивана и зачем?

  • Какое первое задание царь дал Ивану?

  • Где Иван ловил Жар-птицу?

  • Куда спрятался Иван, чтобы высмотреть и поймать Жар-птицу и что использовал для приманки?

  • Какое второе задание дал царь Ивану?

  • Где обитала Царь-девица и сколько раз в году она сходила на Землю?

  • На чём плавала Царь-девица?

  • На каком музыкальном инструменте играла Царь-девица?

  • Чем Иван заманил Царь-девицу?

  • Почему Иван с первого раза не смог поймать Царь-девицу?

  • Что сделал Иван, чтобы не проспать Царь-девицу?

  • Какое третье задание царь дал Ивану?

  • Кто помог Ивану найти перстень на дне океана

  • Кто были родственники Царь-девицы?

  • За что и как был наказан Чудо-юдо Рыба – кит?

  • Что должен был сделать Рыба – кит для своего прощения?

  • Какое условие поставила Царь-девица царю, чтобы не выходить за него замуж и как царь должен был выполнить это условие?

  • Какую последнюю волю царя выполнил Иван и как помог ему Конёк-горбунок?

  • Что стало с царём и с Иваном?

gigabaza.ru

Игра – путешествие по сказке П.П. Ершова «Конек – Горбунок»

Игра – путешествие по сказке

П.П. Ершова «Конек – Горбунок»

Разминочный тест

1. Приключения Ивана вызваны:

а) Похищением коней братьями;

б) Поимкой кобылицы;

в) Тем, что он взял перо Жар-птицы.

2. Конёк-горбунок выступает в сказке в роли:

а) Главного героя;

б) Волшебного помощника;

в) Любимого животного Ивана.

3. Основным противником Ивана в сказке является:

а) Царь;

б) Спальник;

в) Братья Ивана.

4. Образ Конька-горбунка:

а) Придуман самим автором;

б) Взят из русского фольклора;

в) Взят из зарубежного фольклора.

5. Иван в сказке:

а) Действительно дурак;

б) Прикидывается дураком;

в) Простодушный и честный человек, в конце сказки награждён умом и красотой.

6. Как звали старшего брата?

а) Иван;

б) Данило;

в) Гаврило.

7. Что взял с собой в караул Иван?

а) Краюшку хлеба;

б) Вилы и топор;

в) Воду.

8. Кого поймал Иван во время своего караула? а) Дьявола;

б) Кобылицу;

в) Конька-Горбунка.

9. Когда Иван поймал вора, за что он его удерживал?

а) За хвост;

б) За гриву;

в) За поводья.

10. Какого роста был конек-горбунок?

а) 4 вершка;

б) 2 вершка;

в) 3 вершка.

11. Сколько конюхов вели коней к царю?

а) 8;

б)10;

в) 6.

12. На какую должность взял царь Ивана?

а) Стрелком;

б) Воеводой;

в) Конюхом.

Литературная викторина

1. Как звали трех братьев в сказке П. Ершова « Конек – Горбунок»?

(Данило, Гаврило, Ванюша)

2. Что рассказал старший брат, вернувшись под утро домой, не поймав ночного вора?

(Всю я ноченьку не спал;

На мое ж притом несчастье

Было страшное ненастье:

Дождь вот так ливмя и лил

Рубашонку всю смочил)

3. Что сказал средний брат, вернувшись с ночного дежурства?

(Всю я ноченьку не спал,

Да к моей судьбе несчастной

Ночью холод был ужасный,

До сердцов меня пробрал)

4. А что рассказал Иван-дурак, когда утром вернулся после ночного караула?

(« Всю я ноченьку не спал,

Звезды на небе считал,

Вдруг приходит дьявол сам,

С бородою и с усам….

Вот и стал тот черт скакать

И зерно хвостом сбивать.

Я шутить ведь не умею

И вскочил ему на шею….» )

5. Откуда у Ивана появился Конек – Горбунок?

(Это подарок от кобылицы, которую поймал на своем поле Иван)

6. Опишите, как выглядел Конек – Горбунок.

(Это конек ростом три вершка ( вершок равен 4 см)

с аршинными ушами ( аршин равен 71 см), на спине с двумя горбами)

7. Сколько денег запросил Иван в обмен на коней?

(Десять шапок серебра)

8. За что рыба – кит несла свое мучение?

(За то, что «без божия веленья проглотила среди морей три десятка кораблей»)

9. Почему царь сварился в котле, а Иван нет?

(Ивану помогал Конек – Горбунок)

10. Назовите любимое занятие Ивана-дурака.

(Иван очень любил петь и спать)

Сказочный словарь

1. Почивальня

А. Овраг, яма

2. Стрельцы

Б. Нарядное, цветное, красивое

3. Басурман

В. Иноземец

Г. Начальник города в старину

4. Городничий

5. Глазей

Д. Слуги

6. Красно платье

Е. Спальня

7. Челядь

Ж. Старинное войско в Древней Руси

8. Буерак

З. Подсматривающий

Составь портрет героя сказки

Чудо-юдо рыба-кит

Царь–девица

« Царь–девица подплывает,

Входит с гуслями в шатер,

И садится за прибор.

« Хм! Так вот та царь-девица!

Как же в сказках говорится , -

Рассуждает стременной, -

Что куда красна собой

Царь- девица, так что диво!

Эта вовсе не красива:

И бледна–то, и тонка,

Чай, в обхват–то три вершка,

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу-ты! Словно у цыпленка!

Пусть полюбится кому,

А я и даром не возьму»

«Поперек моря лежит

Чудо- юдо рыба кит.

Все бока ее изрыты,

Частоколы в ребра вбиты,

На хвосте сыр–бор шумит.

На спине село стоит,

Мужики на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

А в дубраве меж усов,

Ищут девушки грибов…»

Чудо–кони

«Молодые, вороные,

Вьются гривы золотые,

В мелки кольца завитой

Хвост струится золотой,

И алмазные копыты

Крупным жемчугом обиты»

Кому из героев принадлежат

слова:

Ну, Иван, - ему сказала -

Коль сумел ты усидеть,

Так тебе мной и владеть.

Будьте милостивы, братцы,

Я с повинной головою,

Царь, явился пред тобою,

Дайте чуточку подраться.

Не вели меня казнить,

Прикажи мне говорить.

(Ершу)

(Кобылице)

(Спальнику)

Всю я ноченьку не спал;

Коль себя не пожалеешь,

Ты опять помолодеешь.

На моё ж притом несчастье

Было страшное ненастье!

Дождь вот так ливмя и лил…

(Царь - девице)

(Старшему брату Даниле)

Но, сказать тебе по дружбе,

Это – службишка, не служба.

(Коньку - Горбунку)

Верно!!!

Неверно!!!

kopilkaurokov.ru

Литературная игра по сказке П.П.Ершова «Конек- Горбунок».

Тема : Литературная игра по сказке П.П.Ершова «Конек- Горбунок».

Цель: способствовать расширению кругозора учеников, формировать у них умение работать с информацией, развивать исследовательскую, творческую активность. Углубить и расширить имеющиеся у них знания о сказке, о биографии П.П.Ершова. Формировать у детей читательский интерес. Воспитывать уважение и любовь к своей истории, литературе. Ценить добрые семейные отношения. Помочь учащимся овладеть навыками работы с дополнительными информационными источниками: словарями, справочниками, газетами и журналами; Интернетом.

Оборудование: слайд- шоу, выставка книг (разные издания), рисунки детей. Костюм для ведущего: сарафан, лента на голову. Мешочек с бочонками.

Ход игры.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители и дети. Мы очень рады, что вы несмотря на бесконечные дела и заботы, пришли сегодня к нам в школу, чтобы отдохнуть и поучаствовать в конкурсе «Мама, папа, я – читающая семья».

Семья для каждого из нас- самое главное в жизни. И если в семье царит взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье.

Именно такие семьи пришли сегодня к нам в гости, в нашу страну Читалию.

2015 год – объявлен годом литературы в России.

Представление семей.

И пусть он вас и нас с вами подружит книгой еще больше. И чтоб ваша эрудиция и смекалка были сейчас с вами.

Удачи вам всем!

Сегодня наш конкурс будет оценивать совет мудрейших:

- А сейчас, каждую семью прошу показать свои визитки.

1 скоморох:

За горами, за лесами
За широкими морями
Не на небе на земле
Жил старик в одном селе.

2 скоморох:

У старинушки два сына
Старший умный был детина.
Средний сын и так и сяк
Младший вовсе был дурак.

3 скоморох:

Братья сеяли пшеницу
Да возили в град столицу
Знать столица та была
Недалече от села.

1 скоморох:

В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе
Кто – то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.

2 скоморох:

Мужички такой печали
Отродяся не видали
стали думать да гадать
Как бы вора соглядать.

3 скоморох:

Наконец себе смекнули,
Чтоб стоять на карауле.
Хлеб ночами поберечь,
Злого вора подстеречь.

Ведущий:

А что произошло дальше? Поймали ли злого вора и кто это сделал?

Не спешите с ответом.

Послушайте музыку из балета “Конёк- горбунок” автора Родиона Щедрина.

Как замечательному композитору удалось при помощи музыки нарисовать картину ночи?

Звучит музыка.

Что вы представили? Словесное рисование.

А теперь послушаем как Ершов при помощи художественного слова изобразил этот же эпизод.

Слушаем грамзапись.

Ночь настала, месяц всходит

Поле всё Иван обходит…

А теперь посмотрим, как ребята изобразили ночь караула на своих рисунках.

Ведущий:

Да, смекалистому Ивану на счастье достался смешной “игрушечка- конёк”.

А как Ершов описал его?

/ ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами/

Уродец, правду говоря, но многих друзей и приобретений он стоит.

Учёный:

А вы знаете, что Ершов сам выдумал этого конька. В русских сказках, да и в сказках других народов действуют много коней; крылатых, огромных, сильных, волшебных. А вот такой игрушечка конёк в литературе появился впервые из-под пера Ершова. Но конёк недаром говорил, что

Я хоть росту небольшого,
Да сменю коня любого,
Как пущусь да побегу
Так и беса настигу.

Ведущий:

А вы помните, какие дела- подвиги совершили два друга Иванушка и конёк?

Звучит сказочная музыка.

1 скоморох:

Снова сказкой позабавим
православных христиан
что наделал наш Иван
находясь на службе царской
при конюшне государской.

2 скоморох:

Как к суседке он попал
Как перо своё проспал
Как хитро нашёл жар-птицу
Как похитил царь-девицу

3 скоморох:

Как он ездил за кольцом
Как был на небе послом
Как он в солнцевом селенье
Киту выпросил прощенье.

1 скоморох

Как к числу других затей
Спас он 30 кораблей.

1 скоморох:

Как в котлах он не сварился
Как красавцем учинился
Словом наша речь о том
Как он сделался царём

Всё хорошо, но мы ещё не сказали ни слова об авторе этой сказки Петре Павловиче Ершове.

Биография Ершова.

Петр Павлович Ершов родился 6 марта 1815 года в деревне Безруково Тобольской губернии в семье чиновника. Многочисленные переезды с отцом по Сибири обогатили представление Ершова о жизни русского народа.

Во время учёбы в Тобольской гимназии были написаны первые стихи. С 1831 по 1835 учился в Петербургском университете, много занимался самообразованием, увлекался литературным творчеством. После окончания университета вернулся в Тобольск, где сначала работал учителем, а потом и директором гимназии.

Под впечатлением сказок В. А. Жуковского и А.С.Пушкина была написана стихотворная сказка “Конёк-Горбунок”, основанная на сюжетах русского фольклора. Первое чтение сказки состоялось в студенческой аудитории, а первая публикация- в 1834 году. В этом году вышло и отдельное издание сказки. А.С. Пушкин после знакомства с рукописью “Конька-Горбунка” одобрил её и признался, что “теперь этот род сочинений мне можно и оставить”.

Сказка Ершова стала настолько популярной, что через некоторое время появилась в сборнике русских народных сказок.

Сам писатель объяснял этот факт так “Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилку. Зазвенела родная – и русское сердце отозвалось

Ведущий. А читали ли гости сказку про Конька-горбунка, про Ивана дурака, про Царь-девицу и про чудную жар-птицу?

- сейчас устроим состязанье,

Вашим знаньям испытанья.

Звучит музыка Алябьева, любимая музыка Ершова.

Вопросы викторины

1. Что делал Иван, чтобы не заснуть, когда караулил царь- девицу?

(колол себя острыми камнями и гвоздями).

2. Что было на спине у рыбы- кита?

3. Назовите любимое занятие Ивана. (Любил петь.)

И лишь только рассвело,
отправляется в село,
напевая громко песню
“Ходил молодец на Пресню”

4. Где провели ночь братья, когда отправились в дозор?

(старший закопался под сенник, средний у соседки под забором, младший под кустом в поле)

5. Кто помогал Ивану достать сундучок с перстнем? (осетры)

6. Каким образом Иван превратится в доброго молодца?

(он нырнул в кипяченное молоко, затем в котел с водой вареной, а оттуда в котел с водой студеной)

За что рыба-кит нес свое мучение?

(За то, что он “без Божьего веление” проглотил среди морей три десятка кораблей)

Как звали братьев Ивана? (Данила и Гаврила)

Опишите Конька-Горбунка.

(Ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами)

3 вершка=14см. 1 аршин=71,12см.

Выберите тот, на котором изображена кобылица П.П. Ершова.

Опишите ее.

(Кобылица та была
Вся, как зимний снег, бела
Грива в землю, золотая,
В мелки кольца завитая)

Ведущий:

Много ль времени аль мало
С той минуты пробежало
Я про это ничего
Не слыхал ни от кого,
Ну да, что нам в том за дело,
Час ли два ли пролетело
Ведь за ними не бежать,
А игру пора кончать.
Вот и всё игре конец.
А кто слушал молодец!

Пусть эти перышки принесут вам удачу, будут напоминать вам о нашей встрече.

Дружите с книгой и вы поверите в чудеса.

Вопросы для 1 группы:

Можно ли Ивана считать глупым? Почему? (Подтвердите текстом).

Что взял с собой в дозор Иван? Что взяли братья? О чём это говорит?

Мстит ли Иван братьям? Почему?

Кому Иван выпросил прощение в «Солнцевом селенье»?

Каково отношение автора к Ивану? Почему?

Вопросы для 2 группы:

Кто помогает Ивану в сказке?

Опишите внешний вид помощника. (Найдите описание в тексте).

Что, по-вашему мнению, важнее: внутренняя красота или внешняя?

Справился бы Иван с трудностями, если бы у него не было друга?

Если бы на месте Ивана оказался один из братьев, стал бы автор помогать ему?

Вопросы для 3 группы:

Кого в сказках называют противниками? Какова их роль?

Кого можно считать противниками Ивана в этой сказке?

Как звали братьев Ивана?

Сравните образы братьев Ивана, спальника, царя. Какие черты являются общими для них? (Назовите их отрицательные качества).

Как относится автор к этим персонажам?

Вопросы для 4 группы (для сильных учащихся):

Сколько самостоятельных частей в этой сказке?

Каким образом все части объединяются в одно произведение?

Какова роль пера жар-птицы?

Где происходит действие сказки? (Найдите в тексте подтверждение).

Что помогло Ершову написать такую интересную сказку?

Чему учит сказка «Конёк-Горбунок»?

1. В некотором царстве, в некотором государстве –

В славном городе Тобольске, жил-был сказочник.

Как его звали? Кто звал тот и знал, а мы его зовем П.П.Ершовым.

Красна сказка сказом, а дело ладом.

Хочу вас проверить, внимательно ли вы сказку «Конек- Горбунок» прочитали.

Я скажу - вы отвечайте,

Всех героев угадайте.

1.Конкурс «Лови удачу за хвост». О ком идет речь? Чьи слова?

1. Ночь ненастная настала;

На него боязнь напала,

И со страху наш мужик

Закопался под сенник.

(Данило)

2. Ночь холодная настала,

Дрожь на малого напала,

Зубы начали плясать;

Он ударился бежать –

И всю ночь ходил дозором

У соседки под забором.

(Гаврило)

3. Малахай свой надевает,

Хлеб за пазуху кладет,

Караул держать идет.

(Иван)

4. Вдруг приходит дьявол сам,

С бородою и с усам;

Рожа словно как у кошки,

А глаза-то что те плошки!

(Кобылица)

5. «Погоди же ты, злодей!

Не минуешь ты плетей!..»

(Царь)

6. «Велика беда, не спорю;

Но могу помочь я горю…»

(Конек-Горбунок)

7. «Гей хозяин! полно спать!

Время дело исправлять!»

(Конек-Горбунок)

8. «Если хочешь взять меня,

То достань ты мне в три дня

Перстень мой из окияна»

(Царь девица)

9. «Так нельзя ль, отцы родные,

Вам у солнышка спросить:

Долго ль мне в опале быть

И за кои прегрешенья

Я терплю беды-мученья?»

(Рыба Кит)

10. «Ладно, ладно! для дружка

И сережку из ушка!

Отыщу я до зарницы

Перстень красной Царь девицы»

(Кит)

11. Но взгляни-ка, ты ведь сед;

Мне пятнадцать только лет…

(Царь девица)

2. Мешочек полным–полон мой,

В мешочке есть вопрос любой,

Вопросы буду задавать,

Вам нужно верно отвечать.

2. Конкурс «Мешочки из мешочка».

«Заморочки из мешочка»

Вопросы по биографии и творчеству П.П.Ершова.

1. Кому принадлежат эти слова: «Этот Ершов владеет русским стихом, точно своим крепостным мужиком» (А.С.Пушкин.)

2. Какой талантливый российский композитор написал балет «Конек-Горбунок?» (Родион Константинович Щедрин)

3. Назовите автора оригинального проекта скульптура П.Ершова с Коньком-Горбунком. (Около музея книги) Московский скульптор Михаил Переяславец. К какому празднику была установлена эта скульптура? (К празднованию 420 г. Тобольска.)

4. На каком музыкальном инструменте играл П.П.Ершов, и почему предпочтение было отдано именно ему? Кто был его учителем музыки?(Флейта, орган. Иосиф Карлович Гунке)

5. Какое воспоминание детства воплотилось впоследствии в сказочный персонаж Конька – Горбунка? (Верблюды и ослик. Горбатые животные словно сказочные существа, неделями и могли обходиться без пищи и воды, преодолевая пустыни и горы.)

6. Кому принадлежат эти слова: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». О каких сочинениях идет речь? (А.С.Пушкин. Сказки.)

7. Кто из декабристов был близким другом П.Ершова? (Вильгельм Карлович Кюхельбекер)

3. Конкурс «Путаница».

Семьи выполняют задание на листочках и сдают жюри. Зрители после сдачи работ читают правильно строчки по слайду.

Путаница.

Братья сеяли столицу

Да возили в град-пшеницу.

И с набитою домой

Возвращалися сумой.

Вот, как стало лишь сбираться,

Начал старший брат смеркаться.

Огонек горит скорее,

Горбунок бежит светлее.

Коль себя помолодеешь,

Ты опять не пожалеешь.

Вот он в платье поклонился,

Царь-девице нарядился.

Тут царица показала,

На Ивана замолчала.

4. Героев много в сказке есть,

Их описаний мне не счесть,

Даю я вам задание:

Узнать их по описанию.

4. Конкурс «Угадай героя по описанию». Продолжи фразу.

Вам часто на уроке приходилось описывать героев. А сейчас, я хочу вас попросить по описанию, сказать о ком идет речь?

Вареная, студеная - это… (водица)

Горбатый, ушастый - это… (конек)

Ленивые, трусливые - это… (Братья)

Ослепительная – это… (жар птица)

Сладкоголосая, бесподобная – это… (Царица)

Обжорливый – это…(кит)

Находчивый, удачливый – это …(Иван)

5. Музыкальная пауза.

5. Скоро сказка, сказывается,

Да не скоро дело делается,

Сказка продолжается,

Гостья появляется.

На нее вы посмотрите,

Кто она, мне подскажите?

6. Следующий конкурс «Темная лошадка».

1. В какой деревне родился П.Ершов? (Безруково)

2. Как звали его брата? (Николай)

3. Кто возглавлял гимназию в период учебы Николая и Петра? (Иван Павлович Менделеев.

4. На какой факультет поступил Петр в Петербурге? (Филосовско-юридический)

5. В каком возрасте написал сказку Петр Ершов? (19)

6. Кто первый прочитал сказку? (Петр Александрович Плетнев -профессор русской словесности)

7. Какие события, повлияли на скорейшее написание сказки? (Смерть брата.)

8. Объясните слова из сказки «А глаза-то что те плошки» (Большая круглая плоская посудина, в нее вливалось сало, вкладывался фитиль, который зажигали, горящей плошкой освещали помещение. Крупные глаза сравнивали с горящей плошкой.)

9. Кому принадлежал дом, до того как в нем поселился П.П.Ершов? (Токарев.)

10. Кто автор этой картины? (Чукомин Пантелеймон Петрович.)

7. Конкурс «Дальше, дальше… Продолжи фразу.

1. Вдруг о полночь конь заржал…

Караульщик наш привстал,

Посмотрел под рукавицу

И увидел… (кобылицу)

2. Вечер к ночи прибирался;

На ночлег Иван собрался;

Вдоль по улице идет,

Ест краюшку и… (поет)

3. Стало на небе темнеть;

Воздух начал холодеть.

Вот, чтоб им не заблудиться,

Решено… (остановиться)

4. Говорит ему конек:

«Вот уж есть чему дивиться!

Тут лежит перо… (Жар-птицы)

5. Гладит гриву золотую,

И, довольно насмотрясь,

К окружающим: « Эй, ребята!

Чьи такие… (жеребята?)

6. Вот неделей через пять

Начал спальник примечать…

Надо молвить, этот спальник

До Ивана был… (начальник)

7. Свет такой тут заблистал,

Что чуть спальник не вскричал,

И от страху так забился,

Что овес с него… (свалился)

8. Закричал от нетерпенья,

Подтвердив свое веленье

Быстрым взмахом кулака:

«Гей! Позвать мне… (дурака)

9. Что, Иванушка, не весел?

Что головушку повесил?» -

Говорит ему конек.

Помоги мне, горбунок!

Видишь, вздумал царь жениться,

Знашь, на тоненькой… (царице)

10. Тихо море – окиян.

На песке сидит Иван,

Ждет кита из синя моря

И мурлыкает от… (горя)

7. Сказку вы внимательно читали,

Много новых слов из сказки вы узнали,

Буду я слова те говорить,

Вам же нужно мне их объяснить.

8. Конкурс «Объясните значение слов».

Балаган - шалаш, загон с навесом.

Балясы - пустые речи, болтовня, россказни.

Басурманин - иноземец, человек чужой веры.

Буерак - яма, овраг.

Глазей – подсматривающий.

Глашатай – человек, который объявляет волю царя.

Клепать – наговаривать, напрасно, без основания обвинять.

Курево – огонек, костер.

Льзя – можно.

Мед – медовый напиток с добавлением хмеля и пряностей.

Пост – дни, недели в году когда церковью запрещается есть мясную пищу.

Сенник – навес, под которым хранилось сено.

Станичники – разбойники, от слова стан – становище разбойников.

Фата - покрывало из легкой ткани.

Челядь - слуги.

Вот вопросам всем конец кто ответил МОЛОДЕЦ!

Подведение итогов и награждение.

infourok.ru

Сценарий игры-путешествия по сказке П.П.Ершова "Конек

Сценарий игры-путешествия по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк - Горбунок»

Цель: закрепить и расширить знания детей о жизни и творчестве П.П.Ершова и его сказки «Конёк- Горбунок».

Задачи:

•развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса, читательской памяти, внимания, творческого мышления;

•развивать у обучающихся умение инсценированного чтения;

•воспитания стремления к самостоятельному чтению, бережного и уважительного отношения к слову.

Планируемые результаты

Познавательные УУД:

- формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

- развитие навыков работы с различными источниками информации.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- способность высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- осуществлять совместную деятельность в рабочих группах.

Личностные УУД:

-освоение общекультурного наследия России;

- совершенствование имеющихся знаний и умений, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.

Регулятивные УУД:

- планирование в сотрудничестве с учителем и одноклассниками работу, решения, действовать по плану;

- контроль процесса и результатов деятельности;

- умение адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, выставка детских рисунков по сказке «Конёк-горбунок», декорации для инсценировок, грамоты, флажки.

Предварительная работа: подготовить сообщение о жизни и творчестве П.П.Ершова (индивидуальное задание). Прочитать сказку П.П.Ершова «Конёк - Горбунок». Сформировать две команды, придумать название. Выбрать и инсценировать отрывок из сказки. Подготовить костюмы, декорации, выставку рисунков по сказке.

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя

- Добрый день, ребята. Наше сегодняшнее мероприятие посвящается замечательному сказочнику Петру Павловичу Ершову и его удивительной сказке «Конёк-Горбунок». Мы с вами сегодня совершим путешествие по сказке Ершова. Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте вспомним историю жизни П.П.Ершова.

2. Сообщение о жизни и творчестве П.П.Ершова (индивидуальное задание).

Пётр Павлович Ершов родился 6 марта 1815 года в сибирской деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии (сейчас это Тюменская область). В этом году мы будем отмечать его двухсотлетний юбилей.

Отец его, Павел Алексеевич, был мелким чиновником, служил в полиции. Кроме Петра, в семье рос старший брат – Николай. Дети в семье Ершовых были окружены бесконечной любовью и заботой родителей.

В 1824 году Петра отдали учиться в Тобольскую гимназию. В то время город Тобольск был столицей Сибири, а Тобольская гимназия – одним из лучших учебных заведений Сибири. Учеба давалась Петру довольно легко. В Тобольске Петр не только учился, здесь он собирал русские сказки, пословицы и поговорки. В 1830 году Петр Ершов с отличием закончил гимназию.

Отец, Павел Алексеевич Ершов, очень хотел, чтобы сыновья получили достойное образование. Именно поэтому он добился своего перевода в Петербург, чтобы Петр и Николай смогли продолжить свое обучение. И в 1831 году братья Ершовы поступили в Петербургский университет. Именно в годы учебы Петр Павлович прочитал замечательные сказки А.С.Пушкина. Петр Павлович тут же задумал написать своего «Конька-Горбунка» - веселую сказку о смелом Иванушке – крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке – горбунке. Многое взял Ершов для «Конька - Горбунка» из старинных народных сказок.

В 1834 году сказка была напечатана в журнале «Библиотека для чтения». Сказка при жизни автора выдержала семь изданий. Когда из печати вышло четвертое издание сказки, Ершов писал: «Конек мой снова поскакал по всему русскому царству, счастливый ему путь!» Сказку узнала вся читающая Россия. Когда Александр Сергеевич Пушкин прочитал «Конька - Горбунка», он сказал: «… теперь этот род сочинений можно мне оставить».

Слава пришла к Ершову в 19 лет. Но Петр Павлович свою будущую жизнь не связывал с литературной деятельностью; он был страстным патриотом родного края, его тянуло к просветительской деятельности в Сибири.

В 1836 году он вернулся в Тобольск и стал преподавателем в той самой гимназии, в которой сам когда-то учился. Позднее он стал директором гимназии.

Умер Петр Павлович Ершов 30 августа 1869 года в Тобольске. Земляки поставили ему памятник с надписью: «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конек - Гобунок». В Тобольске Ершову и его сказочным героям поставили памятники.

Сказке «Конек – Горбунок» в мае 2014 года исполнилось 180 лет.

Ее издают на английском, французском, немецком, польском … даже на японском языках.

По сказке был поставлен балет «Конек - Горбунок», снят художественный фильм.

В 1947 году на киностудии Союзмультфильм был снят мультипликационный фильм.

«Конек - Горбунок» - сказка в стихах. Она насыщена волшебными героями. Сказку «Конек - Горбунок» читать одно удовольствие! В ней и юмор, и философия, и, конечно, чудеса…

  1. Слово учителя

- Итак, теперь мы многое знаем о самом авторе сказки. А знаем ли мы саму сказку «Конек - Горбунок»? Сейчас мы проведем игру - соревнование двух команд («Жар-птица», «Рыба-кит»).

Каждая команда получает по флажку с изображением Конька-Горбунка, который нужно поднять тогда, когда команда хочет ответить на поставленный перед ней вопрос. Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов.

Конкурс оценивает жюри из 3-х человек (представить членов жюри).

Система оценки: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а за инсценировку отрывка – 5 баллов.

- Итак, мы отправляемся в путешествие по сказке Ершова «Конёк - Горбунок». Но любое путешествие начинается с приобретения билетов. Чтобы это сделать, ответим на вопросы (капитаны команд выбирают билетики, на обратной стороне которых вопросы, и отвечают на них).

- Билеты приобретены, можно отправляться в путешествие.

  1. Сказочная игра-путешествие.

- Наша первая станция – «Город Сказочная арифметика».

Жители этого города подготовили для вас свои вопросы.

Вопросы для команды «Жар - птица».

  1. Сколько лет царю?(70)

  2. Какой срок дал царь Ивану, чтобы он достал Жар – птицу?(3 недели)

  3. Сколько раз выручал Конек – Горбунок Ивана? (4)

Вопросы для команды «Рыба - кит».

  1. Сколько лет Царь – девице?(15)

  2. Сколько кораблей проглотил Чудо – юдо рыба кит?(три десятка )

3) Сколько лет страдает Чудо - юдо рыба-кит? (10)

- Вторая станция – «Замок героев».

В этом замке, ребята, живут герои сказки П.П.Ершова. Вам нужно угадать, кому из героев сказки принадлежат эти слова.

Задания для команды «Жар - птица»:

  1. «Эй, хозяин, - полно спать!

Время службу исполнять». (Конек – Горбунок)

  1. «Будьте милосливы, братцы!

Дайте чуточку подраться». (Ерш)

  1. «Ну, Иван, коль умел ты усидеть,

Так тебе мной и владеть». (Кобылица)

Задания для команды «Рыба - кит»:

  1. «Молви ласковое слово!

Чем тебя я огорчил?

Али тем, что полюбил?» (Царь)

  1. «Велика беда, не спорю;

Но могу помочь я горю…» (Конек – Горбунок)

  1. «Чем вам, други, услужить?

Чем за службу наградить?» (Рыба - кит)

- Третья станция – «Словарный переулок»

На этой станции вам встретятся устаревшие слова, т.е. слова, которые не употребляются в современном русском языке, но они встретились вам в сказке П.П.Ершова. Надо найти значение слов (карточки разрезаны на две половины). Надо правильно совместить части карточек, выложив своеобразный сказочный словарь из пяти слов и их значений. Кто быстрее сделает, поднимает флажок.

Сказочный словарь

Значения устаревших слов

•Почивальня

•Басурман

•Городничий

•Малахай

•Стремянный

спальня

иноземец

начальник города

тёплая меховая шапка

конюх - слуга

Сказочный словарь

Значения устаревших слов

•Красно платье

•Челядь

•Вершок

•Аршин

•Плошка

нарядное, цветное, красивое

слуги

старинная русская мера длины, равная 4,4 см.

старинная русская мера длины, равная 0, 711метра

плоский и круглый сосуд со свечой, применявшийся в старину для освещения

- Четвёртая станция«Улочка Хитрые вопросики»

Вопросики для команды «Рыба - кит»:

  1. Как звали отца Ивана – дурака? (Петр)

  2. На каком музыкальном инструменте играла Царь – девица? (На гуслях)

  3. Кто был братом Царь – девицы? (Солнце)

  4. Кто строил козни Ивану – дураку? (Спальник)

Вопросики для команды «Жар - птица»:

  1. Кто был матерью Царь – девицы? (Месяц)

  2. Кто или что принесло Ивану – дураку столько неприятностей? (Перо Жар - птицы)

  3. Где прятался Иван, когда поджидал Жар – птицу? (Под корытом)

  4. Кто выполнил приказ кита и достал перстень Царь – девицы? (Ерш)

- Пятая станция – «Остров Сказочных инсценировок»

Каждая команда инсценирует отрывок из сказки.

Слово учителя: вот и подошло к концу наше путешествие по сказке П.П.Ершова «Конек - Горбунок». Давайте вспомним последние слова сказки:

Сердцу любо! Я там был,

Мёд, вино и пиво пил;

По усам хоть и бежало,

В рот ни капли не попало.

Вот и конкурсу конец! А кто играл, тот молодец!!!

Подведение итогов игры – путешествия и награждение победителей.

Фото на память

infourok.ru

Литературная игра по сказке П.П.Ершова "Конек-Горбунок"

Разделы: Внеклассная работа


Описание игры: В игре участвуют три команды, которые придумывают названия, соответствующие теме игры. Это могут быть такие, как «Перо Жар-птицы», «Конек-Горбунок» и другие. Команды отвечают на вопросы конкурсов по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

ХОД ИГРЫ.

Учитель. Петр Павлович Ершов – один из самых знаменитых писателей. Он прославился одной своей сказкой – сказкой «Конек-Горбунок». По своей значимости и популярности она превзошла многие произведения литературы. Сказка Ершова, как и сказки А.С.Пушкина, написана в стихах.  О своей сказке сам автор, несмотря на успех, отозвался очень скромно: «На «Коньке-Горбунке» воочию сбывается русская пословица: не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив. Вся моя заслуга в том, что мне удалось попасть в народную жилу». Однако критика и читатели оценили заслуги автора по-другому, отметив близость сказки к народному творчеству и по содержанию, и по красоте, поэтичности народного языка,  и по точности изображения деталей быта.

Вопросы.

1. Прочитай начало сказки наизусть. («Начинается сказка сказываться. За горами, за лесами, За широкими морями, Против неба – на земле  Жил старик в одном селе.»)
2. Сколько детей было у крестьянина? ( У крестьянина три сына: Старший умный был детина, Средний сын и  так и сяк, Младший вовсе был дурак.)
3. Какую сельскохозяйственную культуру выращивали братья? (Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу.)

Конкурс «Узнай героя»

Представителям каждой команды вручается конверты с карточкой, содержащие описание  героя из сказки «Конек-Горбунок»:

А) Наш удалый молодец
Затесался во дворец;
При  конюшне царской служит
И нисколько не потужит
Он об братьях, об отце
В государевом дворце.

Б)  К…                та была
Вся, как зимний снег, бела,
Грива – в землю, золотая,
В мелки кольца завитая.

В) Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

Ответы: А) Иван-дурак,    Б) Кобылица;    В) Конек-Горбунок

Конкурс «Подскажи словечко»

Вставить пропущенные слова в строку стихотворения:

А) Двух коней, коль хошь, ….,
Но конька не отдавай
Ни за пояс, ни за шапку,
Ни за черную, слышь, бабку.

Б) На земле и под землей
Он …              будет твой;
Он зимой тебя согреет,
Летом холодом обвеет;
В голод хлебом угостит,
В жажду медом напоит.

В) «Вдруг приходит …сам
С бородою и с усам;
Рожа словно как у кошки,
А глаза-то что те плошки!»

Ответы: а) продай            б) товарищ                в) дьявол.

«Говорят герои»

Определите, кто и кому так говорил.

А)  «Посмотри, каких красивых
Двух коней золотогривых
Наш  дурак себе достал:
Ты и  слыхом не слыхал».

Б) «… Ну, брат,
Пара нашим не дается;
Делать нечего, придется
Во дворце тебе служить.
Будешь в золоте ходить,
В красно платье наряжаться,
Словно в масле сыр кататься,
Всю конюшенну мою
Я в приказ тебе даю».

В)   «…Помилуй!
Вот те истинный Христос,
Справедлив мой, царь, донос.
Наш Иван, то всякий знает,
От тебя, отец, скрывает,
Но не злато, не сребро –
Жароптицево перо…»

Ответы:

А) Вот Данило в дом бежит
И Гавриле говорит:

Б) Царь отправился назад,
Говорит ему (Ивану):

В) Спальник наш, собравшись с силой,
Говорит царю.

Конкурс «Чье это жилище?»

А) Что за поле! Зелень тут
Словно камень-изумруд;
Ветерок над нею веет,
Так вот искорки и сеет;
А по зелени цветы
Несказанной красоты.
Посреди же той поляны,
Словно облачные станы,
Возвышается гора
Вся из чистого сребра.
Солнце летними лучами
Красит всю ее зарями,
В сгибах золотом бежит,
На вербах свечой горит.

Б) Ездит в красном полушубке,
В золотой, ребята, шлюпке
И серебряным веслом
Самолично правит в нём;
Разны песни попевает
И на гусельцах играет…

В) Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дубраве, меж усов,
Ищут девушки грибов.

Ответы:

А) поляна Жар-птиц
Б) прекрасная Царь-девица
В) чудо-юдо рыба-кит.

Конкурс  «Заполни кроссворд»

По горизонтали:

1. Как называется сказка П.П.Ершова? (Конек-Горбунок)
3. Какая вещь царь-девицы  хранилась в океане? (перстень)
6. Сколько горбов у конька горбунка? (два)
8. Как зовут старшего брата Ивана? (Данило)
9. Кем является месяц для красавицы царь-девицы? (мать)

По вертикали:

2. На ком хотел жениться царь-отец в сказке? (царь-девица)
4. Как зовут среднего брата Ивана? (Гаврило) 
5. Куда Иван поместил кобылицу? (балаган, т.е. сарай)
7. Синоним слова СОДОМ. (беспорядок)
6. Сколько лет страдает чудо-юдо рыба-кит? (десять)
10. Кем является солнце для красавицы царь-девицы?  (брат)

Конкурс  «Толковый словарь»

В сказке встречаются необычные слова. От каждой команды ведущий вызывает по одному игроку и предлагает «перевести» «народные» слова на современный русский язык. Задание выполняется устно или письменно на доске.

Задание 1. Яхонт, седмица, бояре, басурманить, тишком, школить. (рубин и сапфир, воскресенье, знатные дворяне, обращать в чужую веру, тихо и незаметно, учить).

Задание 2. Сенник, соглядать, несподручно,  малахай, буерак, трепак. (сеновал; подсмотреть, увидеть; неудобно, трудно; длинная, широкая одежда без пояса; овраг, русский народный танец)

Задание 3. Обнова, курево, станичники, давёж, сафьян, порука. (новая вещь; , огонь, костер; разбойники; давка, теснота; мягкая, дорогая кожа; ручательство, подтверждение).

Подведение итогов игры.

7.01.2015

urok.1sept.ru

Интерактивная игра по сказке П.П.Ершова "Конек-горбунок" на тему "Загадки конька

Автор (ФИО, должность)

Путкова Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Каменноозерская ООШ» МКУ УО ГО Богданович Свердловской области

2

Название ресурса

Интерактивная игра по сказке П.П.Ершова «Конек-горбунок» на тему «Загадки конька-горбунка» (тур 2)

3

Вид ресурса

Презентация

4

Предмет, УМК

Литература, УМК любой

5

Цель и задачи ресурса

Данный электронный ресурс может быть использован на уроках литературы, а также как самостоятельный ресурс во внеклассной работе по данной теме.

Цель: развивать познавательный интерес учащихся, повторить содержание сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок» через необычную форму игры, стимулировать учащихся на оценивание своих знаний литературного произведения и умения работать с электронными ресурсами.

6

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

10-12 лет

7

Программа, в которой создан ресурс

MO PowerPoint 2010

8

Методические рекомендации по использованию ресурса

Использовать в индивидуальной, парной и групповой работе с учащимися.

9

Источники информации

http://az.lib.ru/e/ershow_p_p/text_0020.shtml

Текст сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок»

http://az.lib.ru/e/ershow_p_p/text_0020.shtml

Иллюстрации к слайдам 3,6,7,8,9,11,14

http://gostei.ru/skazki/

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *