Загадки коми народа: КОМИ НАРОДНЫЕ ЗАГАДКИ | Образовательная социальная сеть

Содержание

КОМИ НАРОДНЫЕ ЗАГАДКИ | Образовательная социальная сеть

МОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Усть-Вымь

 

(Творческая работа учащихся 5 класса)

 

Коми народные загадки

 

«Интерьер коми крестьянской избы»

 

1.Тридцать братьев на одной подушке спят

Двадцать братьев одним поясом подпоясаны   ( потолок и матица).

     2. Красивая шаль, но никто не позволит себе надеть её     (полати).

      3. Марья с Дарьей смотрят друг на друга  (пол и потолок)

     4. Парень с девушкой все время смотрят друг на друга, а подойти друг к другу не могут  ( пол и потолок).

    5. Добрый молодец да каждому под подол заглядывает (порог).

    6. Старую – престарую бабу туда и сюда за грудь дергают (дверь)

     7. В сенях ходит да в избу  не заходит (дверь)

    8. Четыре брата живут под одной крышей (стол).

    9. В каждой избе Кузьма (длинная лавка) и Кондрат (короткая лавка).

    10. В каждой избе хлев без стен (стул).

   11. Ночью гладь, а днем возвышенность (постель).

12. С четырьмя  рогами, с двумя животами, а не живой (подушка).

13. На день по разу ест (печка)

14. В каждой избе подстилка из медвежьей шкуры (лежанка)

15. Зимой все время ест, а летом все спит (железная печь).

16. Корова маленькая, а молоко никогда не исчезает (рукомойник).

« Посуда»

1.     Сестра с братом зимой и летом купаются (ведра).

2.     В каждом доме Петр с большим носом (подойник).

3.     Баба с толстым животом многими поясами подпоясана (кадка).

4.     Посреди моря лодка плывет (ковш).

5.     С огненным сердцем, с водяным животом, в медном платье (самовар).

«Орудия труда»

1.     Отец кривой, мать мохнатая, сын – дурак (пряслице, куделя, веретено)

2.     На привязи быка откармливают (веретено).

3.     Чем больше я верчусь, тем больше богатею и толстею (веретено)

4.     Через железное окно пугало высовывается (игла, нить).

5.     Мал мужичок да всем нужен (иголка).

6.     Пятеро братьев дом строят: один ходит вокруг дома, а остальные сидят (вязальные спицы).

7.     Четвероногий бежит, а двуногий гонится за ним (одноколка).

«Одежда»

1.     Дуйся, не дуйся,

Через голову суйся.

Попляши день-деньской

И пойдешь на покой.

 

Собой не однака, а нужна одинако

Младенцу и добру молодцу.

 

 

Входишь в одну дверь,

А выходишь из трех.

Думаешь, что вышел,

А на самом деле – вошел.

 

Один вход, три выхода.

                                              (Рубаха).

 

 

Не шит, не кроен,

А на ниточке сборен.      (Чулки).

 

Две сестренки, две плетенки из овечьей щерсти тонкой.

Как гулять – так надевать, чтоб не мерзли пять да пять.     (Носки).

 

 

Я на плечиках держусь,

Повернешься – я кружусь.  (Сарафан).

 

Два котика, четыре хвостика  ( Лапти).

 

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в школу, днем – домой.

 

Треплют, катают, а зимой таскают     (Валенки).

 

Два бочонка днем полны,

А ночью пусты.

 

Два братца не могут расстаться:

Утром – в дорогу,

Ночью – к порогу.

 

Сшили их из черной кожи,

В них теперь ходить мы можем.

И по слякотной дороге

Не промокнут наши ноги.

 

Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома,

Если дождь – у нас работа:

Топать – шлепать по болотам.

 

Если дождик, мы не тужим,

Бойко шлепаем по лужам.

Станет солнышко сиять-

Нам под вешалкой стоять.

                                    ( Сапоги).

Зимой потянулся,

А летом свернулся.

 

Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода.

                                            (Шарф)

 

Надену – ободом сведет,

Сниму – змеею упадет,

Тепла не дает,

А без него холодно.

 

Днем – обручем, ночью – змеёй   

                                        (Пояс).

 

Сижу верхом, не знаю на ком,

Знакомого встречу – соскочу, привечу (Шапка).

 

Я на поясе держусь,

Я на кухне пригожусь.  (Передник).

 

Черна, а не земля,

Пушиста, а не снег,

Греет, а не печка.

 

Таскал меня зверь, а попала на людей.

 

 С одной стороны лес,

А с другой – поле

                                       (Шуба).

 

Сверху – голо, снизу – мохнато, теплом богато. (Тулуп).

 

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился   (Варежки).

 

Как только отправляются

Они зимой гулять,

Жильцы в дома вселяются

И в каждый целых пять.   (Перчатки).

 

 

«Животные»

 

1.     Днем скамья, а ночью – круг или хомут (собака).

2.     Сначала хлоп-хлоп, а затем резкий крик (петух).

3.     Старик в пушистом совике в прорубь смотрит (олень)

4.     Стоит копна посреди двора

     Спереди вилы, сзади метла (корова).

 

«Деревья»

1.     В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы  (Береза).

2.     Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы   (Рябина).

3.     Зимой и летом,

Одним цветом (Ель).

4.     У меня длинее иголки,

     Чем у елки.

     Очень прямо я расту

      В высоту   (Сосна)

5. Будто снежный шар бела

По весне она цвела,

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна  (Черемуха)

 

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит (Осина)

 

 

     

 

 

Коми народные загадки | Материал по теме:


КОМИ ЗАГАДКИ.

Неживая природа.

  1. Через речку жердь перекинута.
  2. *Поле не меряно,

       Овцы не считаны,

       Пастух рогат.

  1. *Сквозь стену рыжая кобыла глядит.
  2. *Что нельзя спрятать в чёрном?
  3. *Какой зверь не кусается,

       Ни на кого не бросается,

       А живёт выше всех?

  1. *Стоит столб,

       На столбе двенадцать гнёзд,

       В каждом гнезде по четыре синицы,

       У каждой синицы по семь яиц.

  1. *В огне не горит,

       А в воде не тонет.

  1. *Что всех вкуснее?
  2. *Что всех на свете жирнее?

Растения.

  1. *Про какое дерево говорят:

      Первое дело – мир освещать,

      Второе дело – крик унимать,

      Третье дело – больных исцелять,

      Четвёртое дело – чистоту соблюдать?

                                       

  1. *Маленький горшочек,

              Сладенькая опарка.

  1. *Брошу в землю маленькую крошку,

               Вытащу оттуда лепёшку.

  1. *Заплата на заплате,

              А иглы не бывало.

  1. *Сарафан – не сарафан,

       Платьице – не платьице,

Станешь раздевать –

 Досыта наплачешься.

  1. Зимой и летом в одной одежде.
  2. Семьдесят пять пальто и все без застёжек.
  3. Маленький рыжеголовый мужичок

       всех заставляет плакать.

  1. Изба совсем тёмная,

       А в ней живёт полно людей.

  1. Зелёная, но не трава,

 Круглый, но не шар,

       С хвостом, но не мышь.

  1. Около речки красный напёрсток.

КОМИ ЗАГАДКИ

Животные.

  1. *Среди двора стоит копна,

       Спереди вилы, сзади    метла.

  1. *С бородой, а не старик,

       С рогами, а не бык.

  1. *Серый клубок

       Шмыг в уголок.

  1. *Рыжий, да не конь,

       Рогатый, да не бык,

      Шесть ног без копыт.

  1. С длинным хвостом,

       С чёрной головой,

       Белой грудью.

14.Под одним платком

Четыре сестры плачут.

  1. Без рук, без топора,

       Без ножа построена изба.

  1. Как ни идёт, а задние лапы

                         Всегда обгоняют передние.

  1. Сначала хлоп-хлоп,

       А потом резкий крик.

  1. Ночью калачиком, днём скалочкой.
  2. Жизни трудней, чем у меня, нет ни у кого,

      Всю ночь мне приходится работать.

  1. На печку старуха с хвостом карабкается.
  2. На двух свечках переная подушка.
  3. В одной бочке еда двух сортов.

Человек.

  1. *Горшок умён, семь дырочек в нём.
  1. *Живут два брата через дорогу,

               А друг друга не видят.

  1. *Шёрстка с шёрсткой сходятся,

              Пуще спать хочется.

  1. *Кругло, горбато, около мохнато.

              Придёт беда, потечёт вода.

  1. *Тридцать два молотят,

              Один поворачивает.

  1. *У двух матерей по пять сыновей,

              Всем одно имя.

  1. *Что всех на свете любе человеку?
  1. Не варят, не пекут, на стол не подают,

               А каждый человек ест.

КОМИ ЗАГАДКИ.

Дом, изба.

  1. Мать бела, дочь красна,

                Сын под облака ушёл.

  1. *Дарья и Марья видятся,

                А не сходятся.

  1. Маленькая собачка

               Свернувшись лежит,

               Не лает, не кусает,

               А в дом не пускает.

  1. *Не сторож, а домой не пускает.
  2. *С четырьмя рогами,

                С двумя животами,

                А неживая.

  1. *Висит, лягаитсе,

                Всяк им утирается.

  1. *Четыре брата под одной шляпой.
  2. Два братца пошли в реку купаться.
  1. Щука в море, хвост на заборе.
  2. Сел на конь и поехал в огонь.
  3. *Мохнательно, кругленько,

   За хвост не поднять.

  1. Сама не ем, а людей кормлю.
  2. Стоит толстуха –

                   Деревянное брюхо,

                Железный поясок.

  1. Что за чудо птица,

              В которой соль хранится?

  1. Из бересты плетут,

              В лес меня берут,

              На плечах несут.

  1. Берестяной мальчишка,

              Вместо шляпы – крышка.

              Людям очень помогает:

              Всяку пищу сохраняет.

  1. Хозяйкам – нужна,

              С ложкой – дружна,

              Всех кормлю, мыться люблю.

КОМИ ЗАГАДКИ.

Орудия труда, инструменты.

  1. *Умной-безумной под лавкой лежит.
  2. В лесу лает-лает,

       Домой вернётся,

       Под лавку ляжет.

  1. *Маленький, горбатенький

       Всё поле обскочит.

  1. *Два волка дерутся,

      Меж ними пена жмётся.

  1. *Туловище деревянное,

       Голова железная,

       По двору шныряет,

       Сено собирает.

  1. Маленькая девочка,

       А всех обшивает и наряжает.

                                 Загадки,

               Загадки,

                            Загадки…

  1. *Кабы стала, кабы стала –

Неба достал.

Руки, ноги были –

Вора связал.

Кабы рот да глаза –

Всё  рассказал.

  1. *Бегут бегунчики,

Текут текунчики,

Везут рогатика

Колоть мохнатика.

  1. *Бежал бесок

Возле самый лесок,

Высоко подняв носок

Заломя хвостичок.

  1. *Два волка бежат,

Сами на небо глядят.

  1. *Еду, еду – следу нету,

Режу, режу – крови нету.

  1. *Когда его надо – бросают,

А когда не надо – поднимают.

  1. *На небе есть,

На земле нету.

У бабы две,

У девки нету.

А у барышни одна

И та спереди.

  1. *То толстеет, то худеет,

На колене сидит,

На весь дом голосит.

  1. Свинина из-под ели.
  2. Идёт-идёт, а всё на том же месте.
  3. Беднягу всё время бьют палками,

       А он быстро бегает.

  1. В воде родилась,

       А воды боится.

  1. Белый, как снег, всем нравится,

       Но зубам вредно.

  1. Не живой, а человека учит.
  2. Пять парней разошлись по разным клеткам.
  3. В каждой избе Кузьма и Кондрат.
  4. *Выше коленца, ниже пупенца,

       В него суют, как зовут?

  1. *И комковато, и ноздревато,

       И мягко, и ломко,

       И всех милее.

ОТГАДКИ

Неживая природа

  1. Радуга.
  2. Небо, звёзды, месяц.
  3. Солнце.
  4. Луч солнца.
  5. Созвездие большой медведицы.
  6. Год, 12 месяцев, 4 недели месяца, 7 дней недели.
  7. Лёд .
  8. Вода.
  9. Земля.

Растения

  1. Берёза: лучина, прутик, банный веник, веник для подметания пола.
  2. Орех.
  3. Репа.
  4. Капуста.
  5. Луковица.
  6. Ель.
  7. Капуста.
  8. Лук.
  9. Огурец.
  10. Репа.
  11. Шиповник.

Животные

  1. Корова.
  2. Козёл.
  3. Мышка.
  4. Таракан.
  5. Сорока.
  6. Гнездо птицы.
  7. Заяц.
  8. Петух.
  9. Собака.
  10. Кошка.
  11. Кошка.
  12. Курица.
  13. Яйцо.
  14. Корова.

Человек

  1. Голова.
  2. Глаза.
  3. Ресницы.
  4. Глаза.
  5. Зубы и язык.
  6. Пальцы рук.
  7. Сон.
  8. Материнские груди.

Дом. Изба.

  1. Печь, огонь, дым.
  2. Пол, потолок.
  3. Замок.
  4. Замок.
  5. Подушка.
  6. Полотенце.
  7. Стол.
  8. Вёдра.
  9. Ковш.
  10. Чугунок.
  11. Клубок ниток.
  12. Ложка.
  13. Кадка.
  14. Утка-солонка.
  15. Пестер
  16. Туес.
  17. Миска.

Орудия труда, инструменты.

  1. Топор.
  2. Топор.
  3. Серп.
  4. Жернова.
  5. Вилы.
  6. Иголка.

Загадки. Загадки. Загадки…

  1. Дорога.
  2. Ноги лошади, сани, вилы, сено.
  3. Лыжи.
  4. Сани.
  5. Едут на лодке и гребут вёслами.
  6. Якорь.
  7. Буква «Б».
  8. Гармонь.
  9. Гриб.
  10. Часы.
  11. Мяч.
  12. Соль.
  13. Сахар.
  14. Книга.
  15. Пальцы в перчатке.
  16. Лавка и табурет.
  17. Карман.
  18. Хлеб.

   

    *Загадки из книги «Жили мы у бабушки, кушали оладышки…»

                                      Детский фольклор Усть-Цильмы.

                                      Сыктывкар.

                                      Коми книжное издательство  

                                      2006

ЗАГАДКИ КОМИ В РЕПЕРТУАРЕ ОДНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ (НА МАТЕРИАЛЕ СБОРНИКА Т. Е. УОТИЛЫ «SYRÄNISCHE TEXTE» («ЗЫРЯНСКИЕ ТЕКСТЫ»))

Айбабина, Безносикова 2012  — Айбабина Е.А., Безносикова Л.М. Названия радуги и  молнии в  коми-зырянских диалектах // Пермистика 13: Вопросы пермского языкознания: Труды ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН. Вып. 69. Сыктывкар, 2012. С. 26–29.

Афанасьев 1995 — Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и  верований в  связи с  мифическими сказаниями других родственных народов: В  3  т. Т. 1. М., 1995. URL: http://imli.ru/upload/elibr/folklor/ Afanasev_A. N. _Poeticheskie_vozzreniya_slavyan_ na_prirodu. _T. _I. _1995. pdf (дата обращения: 15.11.2016).

Белицер 1958 — Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми XIX  — начала XX в. // Труды Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Т. 45. М., 1958.

Герд 2004  — Герд К. К  изучению вотских загадок // Герд К. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4: Стихотворения, поэмы, статьи, научные работы, письма / Сост., авт. предисл., коммент. Ф.К. Ермаков. Ижевск, 2004. С. 194–203.

Грен 1925 — Грен А. Зырянская мифология // Коми му. 1925. № 1. Зырянский мир 2004  — Зырянский мир: Очерки о традиционной культуре коми народа / Сост., науч. ред. и рук. авт. колл. Н.Д. Конаков. Сыктывкар, 2004.

Кёнгес-Маранда 1984  — Кёнгес-Маранда Э. Теория и практика анализа загадок // Паремиологические исследования. М., 1984.

Китиков 1973  — Китиков А.Е. Марийские народные загадки. Йошкар-Ола, 1973. Книга памяти РК  — Книга памяти Республики Коми. Т. 6. URL: http://kp. rkomi.ru:8080/ mbdetail. jsp?id=165170 (дата обращения: 22.01.2015).

Конаков 1999  — Конаков Н.Д. Охотничий быт // Этнографическая электронная энциклопедия «Традиционная культура народов Европейского Северо-Востока России». 1999. URL: http://www. komi. com/FOLK/KOMI/101. htm (дата обращения: 10.11.2016).

Лавонен 1977 — Лавонен Н.А. Карельская народная загадка. Л., 1977.

Лыткин, Гуляев 1999  — Лыткин В.И., Гуляев Е.С. Краткий этимологический словарь коми языка. Сыктывкар, 1999.

Митрофанова 1986 — Пословицы. Поговорки. Загадки  / Сост.А. Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. М., 1986.

Низовцева 2016а  — Низовцева С.Г. Случаи нарушения морально-этических норм в  фольклорной традиции коми (наблюдения над  загадками с  телесно-физиологическим кодированием)  // Норма и  аномалия в  славянской и еврейской культурной традиции: Сб. ст. / Отв. ред. О.В. Белова. М., 2016. С. 203–217.

Низовцева 2016б  — Низовцева С.Г. Заместительные номинации в  загадках коми // Фольклористика Коми. Фольклорные жанры Европейского Северо-Востока России: динамика развития, трансформации, классическое наследие и современные формы. Сыктывкар, 2016. С. 93–114. (Труды Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уро РАН. Вып. 74). ОКЗР 1971  — Образцы коми-зырянской речи / Под ред. Д.А. Тимушева. Сыктывкар, 1971.

Панюков 2009  — Панюков А.В. Динамика развития коми фольклорных традиций в  контексте теории самоорганизации. Сыктывкар, 2009.

Перевозчикова 1982  — Удмуртский фольклор. Загадки  / Сост. Т.Г. Перевозчикова. Ижевск, 1982. Плесовский 1975 — Коми народные загадки / Сост.Ф. В. Плесовский. Сыктывкар, 1975.

Садовников 1959  — Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач / Cост. Д.Н. Садовников. М., 1959.

Сивков 2005 — Сивков Н. Мифический образ радуги у  южнославянских и  финно-пермских народов // История, современное состояние, перспективы развития языков и культур финноугорских народов: Матер. III Всерос. науч. конф. финно-угров. Сыктывкар, 2005. С. 290–292.

ССКЗД 1961  — Сравнительный словарь коми-зырянских диалектов  / сост. Т.И. Жилина, М.А. Сахарова, В.А. Сорвачева. Сыктывкар, 1961.

Федорова 2007  — Федорова Е.Г. Река в  погребальной обрядности народов Сибири // Реки и народы Сибири: Сб. науч. ст. / Отв. ред. Л.Р. Павлинская. СПб, 2007. С. 216–237. URL: http://kunstkamera.ru/files/lib/978-5-02-025222- 6/978-5-02-025222-6_08. pdf (дата обращения: 16.11.2016).

Филиппова 2007 — Филиппова В.В. Фольклор народа коми. Сыктывкар, 2007.

Хелимский 1994  — Хелимский Е.А. Номинативная мини-загадка: на стыке загадки, метафоры и  лексического субститута // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Загадка как текст. 1. М., 1994. С. 256–263.

Fokos-Fuchs 1951  — Fokos-Fuchs D.R. Volksdichtung der Komi (Syrjänen). Budapest, 1951. Uotila  — Uotila T.E. Syrjänische Texte. Band I. Helsinki. 1985; Band II. Helsinki. 1986; Band III. Helsinki. 1989; Band IV. Helsinki. 1995.

Uotila 2006  — Uotila T.E. Syränische Texte. Band V. Komi-Syränisch: Ober-Vyčegda-Dialekt. M. Žikins Texte. Helsinki, 2006.

“Коми загадки о животных”. Проектная работа с использованием икт ученика 2 класса Прохора Яценко. Внеурочная деятельность.

Коми загадки о животных

Презентация Прохора Яценко

МБОУ «СОШ» с. Гурьевка, 2016,

Руководитель Анталь Н.Г..

Коми народные загадки

Без иглы и нитки

заплатки нашиты?

Коми народные загадки

Пёстрая корова

Коми народные загадки

Четыре сестры в одну

яму мчатся ?

Коми народные загадки

Доение коровы

Коми народные загадки

Не кузнец, не столяр,

не плотник, а на селе

первый работник?

Коми народные загадки

Лошадь

Коми народные загадки

Кончик шеста качнётся,

И сто воробьев разлетятся?

Коми народные загадки

Баран

Коми народные загадки

Как ни бежит,

но задние ноги

всегда обгоняют

передние?

Коми народные загадки

заяц

Коми народные загадки

Сама красная, хвост

длинный, в лесу

живёт?

Коми народные загадки

лиса

Коми народные загадки

Хорош конь,

а сесть на него не

посмеешь?

Коми народные загадки

медведь

Коми народные загадки

Днём на четырёх ногах

ходит, а ночью в клубке спит? .

Коми народные загадки

Собака

Коми народные загадки

На печку хвостатая

старуха карабкается?

Коми народные загадки

кошка

Коми народные загадки

Литература:

Кудряшова В. М.

«Коми народные загадки»,

Сыктывкар:

издательство «ЭСКОМ», 2008.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

yandex.ru/images

СЕМАНТИКА ПРОСТРАНСТВА В ЗАГАДКАХ КОМИ: ЖИЛИЩЕ

  • Светлана Григорьевна Низовцева
    • Институт языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН

Ключевые слова: фольклор коми, загадка, традиционная формула, пространство, дом

Аннотация

Семантика пространства – одна из актуальных тем современных исследований. Будучи важнейшей частью мифопоэтической картины мира, пространство часто соотносится с образом дома / жилища. К образу дома и его репрезентациям в различных фольклорных жанрах, обрядах и традициях обращались многие исследователи. В частности, дом / жилище – как одна из основополагающих семантем в фольклорной модели мира рассмотрен Т. В. Цивьян на примере балканских загадок. Опираясь на это и другие исследования, покажем, как реализуется образ дома в загадках народа коми. Материалом исследования послужили опубликованные и неопубликованные тексты загадок коми из лингвистических сборников и архивных источников сер. XIX – первой трети XX вв. Анализ текстов показал, что дом, его элементы и связанные с ним объекты составляют существенную часть всего корпуса загадок. Дом как целый объект, но чаще – на уровне составляющих его компонентов – появляется в большом количестве текстов и в загадываемой части, и в отгадываемой (денотативной). Набор этих компонентов в принципе универсален для большинства традиций загадывания, в том числе и для коми.

Литература

1. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. 2-е изд., испр. М.: Языки славянской культуры, 2005. 224 с. (Studia philologica. Series minor).
2. Безносикова Л. М., Айбабина Е. А., Коснырева Р. И. Коми-русский словарь / Отв. ред. Л. М. Безносикова. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 2000.
3. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон, 1890-1907. URL: https://rus-brokgauz-efron.slovaronline.com (дата обращения 03.06.2019).
4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 1: А – З. М.: Терра, 1995.

5. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. URL: https://www.efremova.info/ (дата обращения 03.06.2019).
6. Жеребцов Л. Н. Крестьянское жилище в Коми АССР. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1971. 96 с.
7. Завьялова М. В. Литовские загадки о доме как животном // Tautosakos darbai (Folklore Studies). XLVI (Т. 46). 2013. С. 32-51.
8. Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач / Сост. Д. Н. Садовников. М.: Изд-во Московского университета, 1959.
9. Карельские народные загадки / Изд. подготовила Н. А. Лавонен. Петрозаводск: Карелия, 1982 (Памятники фольклора Карелии). 144 с.
10. Колегова Н. А., Бараксанов Г. Г. Среднесысольский диалект коми языка. М.: Наука, 1980. 228 с.
11. Коми фольклор. Собрал П. Аристэ / Сост. Н. Кузнецов. Тарту, 2005.
12. Конаков Н. Д. Традиционное мировоззрение народов коми: окружающий мир. Пространство и время. Сыктывкар, 1996. 132 с.
13. Лавонен Н. А. Карельская народная загадка. Л.: Наука, 1977.
14. Мороз А. Б. Стол в севернорусских поверьях и обрядах // Традиционное русское застолье: сборник статей. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2008. С. 36-43.
15. Невская Л. Г. Семантика дома и смежных представлений в погребальном фольклоре // Балто-славянские исследования – 1981. М., 1982. С. 106-121.
16. Невская Л. Г. Печь в фольклорной модели мира // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Загадка как текст. 2. М.: Индрик, 1999. С. 101-109.
17. Некрасов Р. В. Локальные традиции предметно-пространственной организации жилой среды крестьянской избы коми-зырян как регламентированная сакрально-образная система // Молодой ученый. 2015. № 17. С. 518-527. URL: https://moluch.ru/archive/97/21766/ (дата обращения: 03.06.2019).
18. Низовцева С. Г. Образ медведя в коми загадках // Коми-пермяки и финно-угорский мир. Материалы I Международной научно-практической конференции. Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во, 1997. С. 336-338.
19. Низовцева С. Г. Поэтика загадок коми: к вопросу о фольклорных формулах // Ежегодник финно-угорских исследований. 2017. Т. 11, вып. 2. С. 36-52.
20. Низовцева С. Г. Случаи нарушения морально-этических норм в фольклорной традиции коми (наблюдения над загадками с телесно-физиологическим кодированием) // Норма и аномалия в славянской и еврейской культурной традиции. Сборник статей / Отв. ред. О. В. Белова. Москва, 2016. С. 203-217.
21. Образцы коми-зырянской речи / Под ред. Д. А. Тимушева. Сост. Т. И. Жилина, В. А. Сорвачева. Сыктывкар, 1971. 310 с.
22. Пермиловская А. Б. Крестьянский дом в культуре Русского Севера (XIX – начало XX века). Архангельск: Правда Севера, 2005. 312 с., 290 ил.
23. Пчеловодова И. В. Образ дома в удмуртских лирических песнях // Ежегодник финно-угорских исследований. 2017. Т. 11, вып 1. С. 35-42.
24. Семенов В. А. Традиционная духовная культура коми-зырян: Ритуал и символ. Учебное пособие по спецкурсу. Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1991. 80 с.
25. Семенов В. А. Традиционная семейная обрядность народов Европейского Севера: к реконструкции мифопоэтических представлений коми (зырян). СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1992. 152 с.
26. Топоров В. Н. Числа // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1982. С. 629-630.
27. Цивьян Т. В. «Дом» в фольклорной модели мира (на материале балканских загадок) // Труды по знаковым системам 10. Тарту: ТГУ, 1978. С. 65-85.
28. Цивьян Т. В. Архетипический образ дома в народном сознании // Живая старина. 2000. № 2 (26). С. 2-4.
29. Fokos-Fuchs D. R. Volksdichtung der Komi (Syrjänen). Budapest, 1951. 472 s.
30. Rédeі K. Zyrjan Folklore Texts. Budapest: Akademia Kiado, 1978. 652 p.
31. Uotila T. E. Syrjänische texte. Band III / Übersetzt und herausgegeben von Paula Kokkonen. Helsinki: Suomal.-ugrilainen seura, 1989. 402 s.
32. Wichmann Y. Syrjänische Volksdichtung. Helsinki: Societe finno-ougrienne, 1916. 338 s.

Поступила в редакцию 2020-03-18
Опубликована 2020-06-29

Раздел

Фольклористика

Загадки Пермского звериного стиля и таинственного народа Чудь — Наш Урал

Древние находки времен неолита, найденные на территории Приуралья, Урала и Западной Сибири, изображающие фантастических животных и существ, относят к Пермскому звериному стилю. Это действительно уникальные артефакты прошлого, которые до сих пор вызывают множество вопросов учёных и исследователей об их создателях – таинственном народе Чудь.

Из передачи вы узнаете, как однажды в деревне Усть-Кишерть, недалеко от Кунгура (Пермская область), во время весенней пахоты был совершенно случайно обнаружен клад – потемневшие от времени металлические пластины, изображающие фантастических животных и таинственных существ. Все выглядело так, как будто кто-то собрал священные вещи со всей округи и спрятал в земле. Даже сегодня ученые не знают, кто и когда сделал эти удивительные предметы и зачем их аккуратно собрали вместе и зарыли в землю. В XIX веке эти удивительные находки рассматривались учеными как подтверждение, что когда-то давно на территории Прикамья существовала некая развитая загадочная культура.

И действительно, коми-пермяцкие предания утверждают, что образки сделал народ Чудь – таинственное племя, которое жило в древности. И что племя это было не простое – они были «магами» и знали то, что было не известно другим народам. Чудь, согласно преданиям, ушла под землю – волшебный народ не захотел жить в меняющемся мире.

Но почему коми-пермяки боялись этих древних изображений, не считали их своими, называли чудскими образками? Почему, обнаружив клад, коми-пермяки могли тут же выбросить его в реку или поскорее переплавить? Возможно, они боялись, потому что не знали с чем имеют дело, но понимали, что эти предметы несут в себе огромный смысл?

Для того, чтобы разгадать загадку этих древних находок, мы в этой передаче отправимся в Пермский край, пообщаемся с музейными сотрудниками и ведущими специалистами по пермскому звериному стилю, а также ознакомимся с многочисленными экспонатами в закрытых хранилищах музеев, и проведём некоторые аналогии…

Мы проведём анализ уральских древностей – и вы увидите очень интересную закономерность и множество совпадений символики пермского звериного стиля с артефактами других культур — скифов, Хараппии, Древнего Египта, Триполья, индейцев Северной Америки, и даже инков  – поразительные совпадения сюжетов: женский образ, который держит в руках по бокам двух животных (змей, тигров, львов, шакалов и тд), и очень часто стоит на ящере (крокодиле, змеях), а сверху мы часто можем видеть солярные знаки или птицу.

Что это может означать? Об этом — смотрите в данном выпуске программы «Мой Путь»!

Факты нам чётко говорят о том, что по всему миру, на разных континентах и в разных культурах существовало некое Единое Знание, с одними и теми же символами и обозначениями, и которое по каким-то причинам было утрачено со временем…

Интересно? Расскажи друзьям!

Мастер-класс для педагогов “Загадки орнамента народов Коми”

 

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20»

Мастер класс

«Загадки орнамента народа коми»

 Подготовили :  Татаурова Н.И. Сергун М.М.

Цель для педагогов:

Представление педагогам элементов используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста

Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ

Повышение теоретического уровня и профессионализма;

Цель для детей

ü Углубить представление детей о знаках-символах в народном коми орнаменте.

ü Развивать навык составления узоров из различных элементов.

ü  Способствовать развитию воображения.

ü Воспитывать аккуратность

ü Вызвать интерес к искусству коми народа.

Задачи:

ü Способствовать более раннему приобщению старших     дошкольников к новому для них языковому миру.

ü Развитие художественных способностей: в цветовом сочетании, постановки руки, умение чувствовать ритм орнамента.

ü Приобщить к национальной культуре коми народа путем знакомства с особенностями искусства и орнамента коми.

ü Развивать речь дошкольников.

ü Формировать у детей навыки и умения самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи.

ü Обеспечить усвоение определённого круга знаний из области  словообразования, фонетики и формировать умение применять эти знания в речевой деятельности.

ü Ознакомить с окружающим миром, историей, культурой, традициями коми народа.

Одним из видов приобщения детей к коми традиционной культуре является знакомство детей дошкольного возраста с коми орнаментом, это  помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания.  В совместной деятельности с детьми, при проведении непосредственно образовательной  деятельности  педагог  учит их видеть и понимать красоту предметов,  украшенных коми орнаментом, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий. Соединяя прошлое с настоящим, коми национальный орнамент говорит  не только о культуре, но и о характере народа. Его ритм, цвет, форма, пронесённые через века, не мешают проявляться чувству современности.  Это отражается в изделиях наших коми мастеров и мастериц: обувь (пимы, тапочки), одежда (малица, пояса, чулки, носки, рукавицы и др.), предметы быта (солонки, хлебницы, расписанные блюда для печенья, сахарница, шкатулка, салфетка и т.д.), сувениры (панно, украшения, сумки и др.), игрушки. Все это воспитывает бережное отношение к вещам, уважение к национальному достоянию.

Образовательные области

Орнаментэто узор, состоящий из ряда ритмически упорядоченных элементов. В соединении элементов обязательно  соблюдается строгая закономерность, связанная симметрией и ритмом (чередованием). Ритм определяет особое структурное построение произведения, для которого характерны повторяемость одних и тех же компонентов, чередование нескольких. Ритму свойственно движение, повторяемость. Симметрия – (спокойное равновесие элементов), это такое композиционное  построение, при котором правая и левая стороны  рисунка уравновешены.

Начинать  работу по знакомству с коми орнаментом  следует с составления перспективного плана по всем возрастным группам.

В младшей группе можно внести куклу в коми национальной одежде. Обращать внимание  детей на элементы коми орнамента при узорном вязании чулок, варежек. Можно приобщать родителей к изготовлению вязаных изделий с использованием коми орнамента.

В средней возрастной группе воспитатель знакомит детей с элементами : ель, следы, рога оленя, столбы, следы маленьких зверей, копры, цветок, пирожок, гусиная лапка, крестики, прямые и косые линии, уголки, геометрические фигуры.Со средней возрастной группы   вносятся подлинные предметы быта, сувениры, декоративные панно, изделия из глины, бересты, украшенные коми орнаментом,  которые могут быть размещены в оборудованном  в группе уголке краеведения либо размещаться  на «полочке красоты».  Дети с педагогом беседуют о предметах, рассматривают их. Воспитатель проводит непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Художественное творчество» – рисование, лепка,  аппликация. Детям предлагается украшать элементами коми орнамента  различные прямоугольные или квадратные полоски, закладки, коврики, полотенца, фартуки, солонки, блюдца, кувшины и др.   Для закрепления знания  названий элементов  коми орнамента педагог в свободной деятельности  проводит с детьми разного рода дидактические игры, такие как: «Составь узор», «Укрась шарфик», «Разрисуем свитер для папы», «Украшаем сундук», «укрась рукавичку».

В старшей возрастной группе воспитатель знакомит детей с  элементами коми орнамента: ошейник барана, розета, голова, оленевод, чум, лучевая звезда, охотничьи силки, ромбы, компас, коровьи рога, рога лося, параллельные линии, зигзаг, линии в круге, ломаная линия, косая сетка. Детям предлагается украшать треугольные формы, косынки, шарфы, кокошники, разделочные доски, пимы, платья, сумки, туеса, рукавицы, гольфы. Проводятся дидактические игры: «Узнай по описанию», «Составь орнамент», «Домино», «Лото», «Разрезные картинки», «Занимательные кубики», «Найди ошибку».

В подготовительной к школе группе продолжается знакомство с коми орнаментом. Добавляются элементы: чайка, сердце, паук, ошейник коровы, хомут, оленевод, рога барана, человек, олень. Детям предлагается украшать рубашки, коврики, шторы, прялки, сумки, пестерь, веретёна. Добавляются к выше перечисленным дидактические игры:

Мы предлагаем вам одну из многочисленных игр: « Составление рассказов как по готовым картинкам, по картинкам с расшифрованным изображением

Мы уже несколько занятий знакомились с коми орнаментом, теперь знаем, что рисовать его надо из прямых линий, каждый элемент рисуется одним цветом. Мы играли с коми орнаментом, узнали, как он может заставлять думать. Сегодня  я покажу вам как с помощью коми орнамента можно придумать рассказ или сказку. Писать вы ещё не умеете, а с помощью коми орнамента сегодня попробуете стать маленькими писателями.

Составляем  рассказы и сказки коми орнаментом      

 Задачи: 

Продолжать учить самостоятельно делать выбор  материала для работы, фона. Развивать воображение детей в составлении рассказов или сказок с помощью элементов коми орнамента. Воспитывать интерес к культуре коми народа.

Материал:

 демонстрационный материал: таблица элементов коми орнамента со значениями, карточки с элементами орнамента, планшеты для рисования. Нарисованные образцы для игры «Угадай картину по рассказу» и «Составь рассказ по картинке»

 

1 вариант; – Составить рассказ по готовой картинке, в помощь детям картинки двойники.

2 вариант- По рассказу выложить картинку с использованием карточек коми орнамента.

3 вариант- По рассказу нарисовать картинку с использованием  коми орнамента.


 

ЗАГАДКИ КОМИ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ РЕПЕРТУАРЕ ИСПОЛНИТЕЛЯ

Айбабина Е.А., Безносикова Л.М. (2012) Названия радуги и молнии в коми-зырянских диалектах. Пермь 13: Вопросы пермского языка. Тр. ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН. [Труды Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН]. Сыктывкар. Выпуск 69. Стр. 26–29.На русском.

Афанасьев А. Н. (1995) Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. Москва. На русском. Vol. 1. URL: http://imli.ru/upload/elibr/folklor/Afanasev_A. Н. _Поэтические_воззрения_славян_на_природу. _T. _Я. _1995. pdf (дата обращения 15.11.2016). На русском.

Белицер В.Н. (1958) Очерки по этнографии народов коми XIX – начала XX в.Тр. Instituta etnograœi im. Н.Н. Миклухо-Маклая [Труды Института антропологии и этнологии имени Н.Н. Миклухо-Маклай РАН. Москва. Vol. 45. На русском.

Федорова Е.Г. (2007) Река в погребальной обряде народов Сибири. Реки и народы Сибири: Сб. Статьи. Эд. автор L.R. Павлинская. Санкт-Петербург. Стр. 216– 237. URL: http://kunstkamera.ru/Úles/lib/978-5-02-025222-6 / 978-5-02-025222-6_08.pdf (дата обращения 16.11.2016). На русском.

Филиппова В.В. (2007) Фольклор народа коми. Сыктывкар. На русском.

Fokos-Fuchs D.R. (1951) Volksdichtung der Komi (Syrjänen). Будапешт. На немецком.

Герд К. (2004) К изучению вотских загадок. Герд К. Собрание сочинений. Т. 4: Стихотворения, стихотворения, статьи, научные работы, письма [Сб. Работает в 6 т. Vol. 4. Лирика, стихи, статьи, этюды, письма.Ред., Преф., Комм .. Ф.К. Ермаков. Ижевск. Стр. 194–203. На русском.

Грен А. (1925) Зырянская мифология. Коми му [Коми край]. 1925. № 1. На русском языке.

Хелимский Е.А. (1994) Номинативная мини-загадка: на стыке загадки, метафоры и лексического заместителя. Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Загадка как текст. 1 [Исследования в области балтийско-славянской духовной культуры: Загадка как текст.1]. Москва. Стр. 256–263. На русском.

Китиков А.Е. (1973) Марийские народные загадки. Йошкар-Ола. На русском. Книга памяти Республики Коми. Vol. 6. URL: http: // kp. rkomi.ru:8080/mbdetail. jsp? id = 165170 (получено 22.01.2015). На русском.

Конаков Н.Д. (1999) Охотничий быт. Этнографическая электронная энциклопедия «Традиционная культура народов Европейского Северо-Востока России».URL: http: // www. коми. com / FOLK / KOMI / 101. htm (дата обращения 10.11.2016). На русском.

Конаков Н.Д. (сост., Ред., Руководство авторского коллектива) (2004) Зырянский мир. Очерки о традиционной культуре коми народа. Очерки традиционной культуры народа коми. На русском.

Кьонгас-Маранда Э. (1984) Теория и практика анализа загадок [еория и практика анализа загадок]. Паремиологические исследования. ]. Комп. Пермякова Г.Л.Москва. Пер. с английского. На русском.

Лавонен Н.А. (1977) Карельская народная загадка. Ленинград. На русском и карельском языках. Лыткин В.И., Гуляев Е.С. (1970) Краткий этимологический словарь коми языка. Москва. На русском и на коми языке.

Митрофанова В.В., Мартынова А.Н. (сост.) (1986) Пословицы. Поговорки. Загадки [Притчи. Поговорки. Загадки. Москва. На русском. Низовцева С.Г. (2016) Случаи нарушения морально-этических норм в фольклорной традиции коми (наблюдения над загадками с телесно-эзиологическим кодированием). -Физиологическое кодирование. Норма и аномалия в славянской и еврейской культурной традиции. Под ред. О. В. Беловой. Москва. С. 203–217.

.

Низовцева С.Г. (2016) Заместительные номинации в загадках коми. Фольклористика Коми. Фольклорные жанры Европейского Северо-Востока России: динамика развития, трансформации, классическое наследие и современные формы. Фольклорные жанры европейского Северо-Востока России: динамика развития, трансформации, классическое наследие и современные формы. Труды Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уро РАН.Сыктывкар. Выпуск 74. Стр. 93–114. На русском. Тимушев Д.А. (ред.) (1971) Образцы коми-зырянской речи. Сыктывкар. На языке коми и на русском языке.

Панюков А.В. (2009) Динамика развития коми фольклорных традиций в контексте самоорганизации. Сыктывкар. На русском.

Перевозчикова Т.Г. (сост.) (1982) Удмуртский фольклор. Загадки.Загадки. Ижевск. На русском и удмуртском языках. Плесовский Ф.В. (сост.) (1975) Коми народные загадки. Сыктывкар. На русском и на коми языке.

Садовников Д.Н. (сост.) (1959) Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, прич и задач. Сборник загадок, вопросов, притч и головоломок. Москва. На русском.

Сивков Н. (2005) Мифический образ радуги у южнославянских и Úнно-пермских народов.История, современное состояние, перспективы развития языков и культур œноугорских народов. Труды 3-й Всеросс. Конференция финноугристов. Сыктывкар. Стр. 290–292. На русском языке,

Уотила Т.Э. (1985–1995). Syrjänische Texte. Band I. 1985; Группа II. 1986; Группа III. 1989; Группа IV. 1995. Хельсинки. На немецком.

Уотила Т.Э. (2006) Syränische Texte.Группа В. Коми-Сырениш: Обер-Вычегда-Диалект. M. ikins Texte. Хельсинки.

Жилина Т.И., Сахарова М.А., Сорвачева В.А. (сост.) (1961) Сравнительный словарь коми-зырянских диалектов. Сыктывкар. На русском.

Коми – Циркум-Арктическая галерея

Тамара Кула

К западу от Уральских гор, от бассейнов рек Вычегды и Печоры до океана, лежит родина народа Коми. С населением около 550 000 человек их культура охватывает широкий спектр географии, подгрупп, диалектов и образов жизни.Большинство из них проживает в Республике Коми, некоторые группы населения проживают также в соседних районах, от Мурманской области до Ямало-Ненецкого автономного округа.


Источник изображения

Хотя элементы коми культуры поддались давлению ассимиляции, самая северная подгруппа, коми-ижемцы, сохранила большую часть своего традиционного образа жизни. Население, насчитывающее около 15 000 человек, берет свое название от реки Ижма, которая протекает через луга, болота и леса, а затем впадает в Печору у Усть-Ижмы.На протяжении веков они поддерживали себя охотой, рыбной ловлей и, начиная с 17 века, оленеводством.


Изображение Александры Марчук

Заимствуя ненецкие обычаи, но внося свои собственные изменения, к концу XIX века коми стали одной из крупнейших оленеводческих групп в мире. В качестве транспорта используют оленей, а также деревянные и берестяные лодки, которые традиционно использовались вверх и вниз по рекам. Соленые для консервирования мясо северных оленей и рыба составляют значительную часть их обычного рациона.Deerskin также предоставила их одежду, от малицы с капюшоном до хорошо утепленных ботинок.


Рисунок Александры Марчук

Коми давно ощущают на себе перетягивание каната между культурными традициями и ассимиляцией. К XII веку русские торговцы из Новгорода начали проникать на свою территорию, страстно желая добывать меха животных. XIV век стал свидетелем обращения коми в православие, по крайней мере частично, а последующие века принесли катастрофические последствия индустриализации, переселения колоний и репрессивного режима Сталина.Несмотря на силы, которые нанесли урон их культуре, языку и населению, многие из их изначальных обычаев и ценностей продолжают поддерживать их. Коми и сегодня по-прежнему пасут оленей по знакомым миграционным маршрутам, преодолевая 400 километров зимовки в лесотундре, чтобы провести лето в Ненецком автономном округе.


Рисунок Александры Марчук

Ценности и верования коми очевидны в их устных традициях и фольклоре. Число «старообрядцев» в их древнем анимизме сокращается, но их глубокая связь с окружающей средой сохраняется.Когда-то водные духи ассоциировались с рыбаками, лесные – с охотниками. В культуре Коми всегда чтили священных животных, особенно щуку и утку. Следовательно, кости этих животных – челюсть щуки и грудина утки – использовались для изготовления защитных амулетов. Также охотники носили амулеты из медвежьих когтей и клыков. Деревья также считались священными, и считалось, что ольха хранит дух умершего. На некоторых кладбищах рядом с православными крестами еще можно найти пни возле могил Коми.

Коми также известны своим музыкальным мастерством; песни изначально сопровождали все аспекты жизни от рождения до смерти. Особой культурной примечательностью, противостоящей влиянию внешних культур, являются их свадебные песни, оплакивание траура и эпосы. Точно так же у них есть клады легенд, загадок, лимериков и историй о волшебниках, целителях и олицетворенных животных. В их рассказах подчеркивается связь с природой, их идеал тяжелой работы и их щедрое гостеприимство. Что касается произведений искусства, то благодаря многовековому опыту коми хорошо разбираются в резьбе по дереву.Деревянные предметы быта красивы и функциональны, в том числе посуда, утварь, украшения и украшения. Помимо резьбы, они также обладают навыками изготовления ювелирных изделий, обработки металлов, штамповки и гравировки. Плетеные корзины или другие поделки создаются путем сложного плетения корней сосны, соломы или бересты. Коми вязание очень развито, каждый регион создает свои собственные узоры из пяти спиц. Их материалы, как и всегда, поступают из земли, будь то кожа, кости, кора или дерево.

Продолжая свой образ жизни, народ Коми знает, что в современном мире сталкивается с давлением культурной гомогенизации. Тем не менее, точно так же, как их традиции до сих пор оставались неотъемлемой частью их идентичности, они также будут сопровождать их на пути вперед, поскольку они стремятся сохранить свое наследие.


Изображение Александры Марчук

Краткое руководство по выборам в России 13 сентября – RIDDLE Россия

Член Совета Движения в защиту прав избирателей «Голос»

Станислав Андрейчук о том, как российские власти подойдут к различным региональным выборам 2020 года

9 071 избирательная кампания пройдет в России.13. Среди самых крупных: дополнительные выборы в Государственную Думу в четырех округах, выборы 17 глав регионов, 11 региональных парламентов и 22 городских совета в административных центрах. Выдано более 78 тысяч депутатских мандатов и выборных должностей.

Выборы, проводимые в таком количестве, могут широко варьироваться: выбор главы Татарстана или избрание депутатов городского совета в городе Шуя Ивановской области – две разные вселенные. Тем не менее есть некоторые общие тенденции.

Новые главы регионов

Губернаторские выборы с момента их возвращения в 2012 году продолжают восприниматься администрацией президента как чисто бюрократическая процедура замены высокопоставленного чиновника.Избирателям не должно быть места. За прошедшие годы система в целом работала безупречно; конкурентные кампании были чрезвычайно редки. За весь период 2012-2019 гг. Прямые выборы губернаторов проводились 126 раз – реальную роль избиратели играли лишь в единичных случаях. Среди наиболее запоминающихся – выборы губернатора Иркутской области в 2015 году, на которых победил коммунист Сергей Левченко, и неожиданные результаты в четырех регионах в 2018 году. К этому списку, пожалуй, можно добавить только выборы главы Республики Алтай. в 2015 году.Здесь всего 500 голосов спасли действующего губернатора от второго тура голосования. В то же время кампании 2018 года сложно назвать конкурентными в смысле борьбы кандидатов. Победители от Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) и Либерально-демократической партии (ЛДПР) затем выиграли кампанию, что противоречит их планам и действиям.

Однако после 2018 года даже эта система полного контроля за приемом кандидатов была модернизирована; в следующем году наблюдатели могли заметить свежие ветры: противодействие выдвижению кандидатов даже от парламентских партий; использование самовыдвижения «административными» кандидатами; и дистанцироваться от партийных брендов.Наиболее показательными были выборы губернатора Забайкальского края. Здесь формально не участвовала ни одна парламентская партия.

Эта тенденция усилилась в 2020 году. И снова из 18 «административных» кандидатов шесть, то есть треть, пошли на избирательные участки как самовыдвиженцы. Дело не только в «Единой России»: в Чувашии и.о. губернатора – представитель «Справедливой России», а в Смоленской области и.о. губернатора – член ЛДПР. Конечно, в этих регионах не было противников от «Единой России».

Вообще наличие сговора между партиями на выборах губернатора – обычная история. На этот раз признаки сговора заметны в семи регионах (Коми, Татарстан, Чувашия, Архангельская, Брянская, Смоленская, Еврейская автономные области).

В целом можно сказать, что имитационная модель выборов губернатора полностью сформировалась. Последнее заметное «обновление» произошло в 2019 году.

Однако есть еще одно отличие на выборах 2020 года: усиление давления на КПРФ.Коммунисты активно участвуют в «раздаче» и не выдвигают кандидатов в губернаторы двух регионов. Однако еще в пяти субъектах федерации их кандидаты не прошли регистрацию из-за так называемого «муниципального фильтра», заключающегося в необходимости сбора подписей муниципальных депутатов и избранных глав местного самоуправления. Более того, в Еврейской автономной области и Севастополе накануне выборов были распущены советы депутатов. Здесь был большой процент представителей Коммунистической партии.В результате вторая по силе партия страны будет участвовать только в 11 из 18 выборов губернатора.

Несмотря на это, в некоторых регионах власти столкнутся с проблемами. Наряду с Архангельской областью и Коми, где еще свежи воспоминания о протестах вокруг полигона Шиес, основная вспышка может быть в Иркутской области. В конце 2019 года губернатор-коммунист Сергей Левченко, победивший на конкурентных выборах в 2015 году, был вынужден уйти в отставку. Затем были некоторые проблемы со сроками выборов 2020 года.Это было сделано для того, чтобы Сергей Левченко, как уходящий в отставку губернатор, не мог в них участвовать. Однако на этих выборах присутствует кандидат от КПРФ. Раздражение граждан нарастает из-за того, что Москва не позволяет им самим решать, кто будет управлять регионом. Неслучайно именно в Иркутске прошли вторые после Хабаровского края митинги в поддержку арестованного хабаровского губернатора Сергея Фургала.

Наверное, стоит ожидать непростой кампании властей и на Камчатке – Дальний Восток становится все более критичным по отношению к федеральным властям.

Региональные парламентские изменения

Главная интрига региональных парламентских выборов этого года заключается в том, какая из партий сможет обеспечить себе привилегию на выборах в Государственную Думу 2021 года. Речь идет о праве выдвигать кандидатов без сбора подписей избирателей.Для этого партия должна либо набрать более 3% на последних выборах в Государственную Думу, либо преодолеть барьер для входа хотя бы в один из регионов на выборах в соответствующее законодательное собрание.

Таким образом, нынешние выборы – последний шанс получить такую ​​привилегию. Это особенно важно в связи с тем, что на протяжении многих лет. Кандидаты в депутаты практически не имеют шансов зарегистрироваться путем сбора подписей. Наиболее ярко эта ситуация проявилась год назад на выборах в Мосгордуму, но характерна для всех российских выборов последних полутора десятилетий.На этот раз ситуация даже ухудшилась; Весной федеральный законодатель ужесточил требования к сбору подписей избирателей: он вдвое сократил допустимую долю «недоработки» и обязывал избирателей указывать свое имя в своих подписных листах, что увеличило количество ошибок при их заполнении. А эпидемиологическая ситуация не помогла установить контакты между сборщиками подписей и избирателями.

В результате только 10% одномандатных кандидатов, выдвинутых партиями без парламентских льгот, смогли зарегистрироваться путем подписи.Среди самовыдвиженцев доля выше – до 1/3. Исключение составляют, как правило, кандидаты, «согласованные» с администрацией. Это «технические» кандидаты, спойлеры или «административные» кандидаты, не желающие использовать бренд «Единая Россия».

Поразительны результаты регистрации списков новых партий, вынужденных собирать подписи. Все они были созданы весной и получили регистрацию в Минюсте уже в период эпидемиологических ограничений.При этом все четыре рекорда по времени, прошедшему с момента учредительного съезда до момента получения регистрации в качестве партии – такой скорости работы Минюста с 2012-2013 годов эксперты не помнят.

Среди новых партий наибольшее количество региональных списков зафиксировала партия русского писателя Захара (Евгения) Прилепина. Он идет сразу в восемь региональных парламентов. Ибо правда сейчас воспринимается как возможный спойлер ЛДПР.Если «За правду» удастся получить фракцию хотя бы в одном региональном парламенте, то на радикально-патриотическом фланге в следующем году ЛДПР придется конкурировать сразу с тремя партиями: «За правду», «Патриотами России» и «Родиной». Это похоже на ситуацию с Коммунистической партией Российской Федерации, у которой также появляются сразу три конкурента в своей сфере: КПСС, Коммунисты России и Российская партия пенсионеров за социальную справедливость.

Партия «Новый народ» должна отвечать за конкуренцию на условно либеральном фланге.Он выдвинул списки в шести регионах и зарегистрировался в четырех. Правда, в отличие от других новых партий, она тоже пытается участвовать в местных выборах. То есть можно сказать, что у Новых людей есть амбиции, минимально необходимая организационная структура и финансовые ресурсы. Кроме того, основатели партии имеют опыт общественной деятельности. Они связаны с коммерческой компанией Faberlic, которая еще в 2010 году запустила Зеленое движение России (ЭКА). Ее лидером стала Марина Кокорина, бывший комиссар движения «Наши» и советник первого главы Росмолодежи Василия Якеменко.В случае успеха партия выйдет на поле, где сейчас действуют Партия роста, Партия дела, ПАРНАС и «Яблоко», хотя и без видимого успеха.

В то же время «Яблоко» может получить еще одного условного конкурента со стороны экологической тематики, которую оно традиционно поддерживает. Списки партии «Зеленая альтернатива» зарегистрированы в двух регионах.

Последний из новых проектов – странная структура под названием «Партия прямой демократии», основанная создателями онлайн-игры «Мир танков» и пропагандирующая идею радикального пересмотра всей партийной системы.

Среди старых малых партий Партия пенсионеров смогла зарегистрировать больше всех региональных списков (в девяти регионах, в семи из которых предполагалось собрать подписи). При этом старая демократическая партия «Яблоко» выставила списки в четырех регионах и смогла зарегистрироваться только в одной – Костромской области, где имела «депутатскую привилегию». ПАРНАС представил только один список и не смог собрать подписи.

Анализируя партии, допущенные к участию в выборах, хорошо видно, что администрация президента накануне начала федеральной кампании пытается протестировать разные сценарии: где-то очень ограниченный набор старых партий участвует в выборах, где-то Напротив, обилие кандидатов напоминает Ноев Ковчег, а в других случаях специфические спойлеры тех или иных партий испытываются на регионах с разными протестными настроениями.

И хотя федеральная кампания будет серьезно отличаться по характеру и технологии от нынешних выборов, ее сценарий в головах кремлевских администраторов будет формироваться по результатам голосования 13 сентября. Поэтому за этими выборами нужно следить с особым вниманием.

Фото: Scanpix

флораISF.P65

% PDF-1.6 % 117 0 объект > эндобдж 145 0 объект > / Шрифт >>> / Поля 149 0 R >> эндобдж 114 0 объект > эндобдж 146 0 объект > поток приложение / pdf

  • cps
  • floreISF.P65
  • 2005-09-23T17: 46: 33PageMaker 6.52013-12-12T12: 25: 22 + 02: 002013-12-12T12: 25: 22 + 02: 00Acrobat Distiller 4.05 для Windowsuuid: 4f385e57-2977-4f4d-8c12-5a11c6227b9duuid: 1b3a37c3 -f9e3-48b1-8235-5d51d9b36d7a конечный поток эндобдж 104 0 объект > эндобдж 118 0 объект > эндобдж 1 0 объект > эндобдж 4 0 obj > эндобдж 7 0 объект > эндобдж 11 0 объект > эндобдж 15 0 объект > эндобдж 17 0 объект > поток HW [o ֵ ܸ8 & n | * £ HJm- ֻ c5Rg! M} C!) $ Grf4 “yO9d ~ GCa! G՞] {{Ȳ2XZrϣ 翂, ae_ ٓ OhDBdJ, 28-teVc;? C “X6p ^ @ $ / a (MgzQeV” * mtyM.Q

    Орхелия – Арктическая антропология

    К сожалению, междисциплинарные подходы часто декларируются, но редко применяются на практике. Вот почему мне было особенно приятно принять участие в совместной работе лингвистов и антропологов в Фонде сибирских культур в Германии по организации семинара и совместного проекта публикации по сохранению языков и образовательной деятельности в коренных общинах Севера и Юга. .

    Рядом с красивым озером в маленьком городке Фюрстенберг, в девяноста километрах к северу от Берлина Эрих Кастен и Тьерд де Грааф организовали в начале января 2012 года уже вторую встречу для обсуждения документов, касающихся альтернативных моделей школ для оленеводов в Сибири и положение языковых меньшинств в Нидерландах, России и Китае.Представленные документы способствовали более глубокому пониманию процессов языкового изменения и предпосылок для сохранения языкового разнообразия.

    Эрих Кастен, Оливия Краеф, Стефан Дудек, Тьерд де Грааф, Виктор Денисов и Майкл Дюрр

    Многие языки находятся под угрозой исчезновения, а языки меньшинств теряют престиж и интерес к передаче из поколения в поколение. Научные исследования имеют дело с исчезающими языками, часто как биологи с редкими видами растений или животных, которые заслуживают только научного анализа, прежде чем они неизбежно вымрут.

    Нисходящий подход к разработке и внедрению учебных материалов и программ сохранения языка обычно страдает отсутствием реакции со стороны местных сообществ. Государственная политика требует защиты языков, но она регулярно продвигает искусственные стандарты и фольклоризированные и коммерциализированные версии культур коренных народов и часто представляет собой красочный фасад для попыток стереть любые различия в образе жизни и ценностях с целью интеграции и бюрократического контроля над меньшинством. численность населения.Но в некоторых случаях местное население сопротивляется политике колонизации и иногда использует красочные фасады, чтобы скрыть свои внутренние культурные обычаи от вмешательства посторонних.

    «Ленин жил, живет и будет жить» или «Все было вечно, пока его не было»

    Первые отзывы участников семинара указывают на то, что особое внимание следует уделить обсуждению адекватных современных средств обучения и методов обучения, связанных с культурой . Кроме того, мы должны учитывать конкретную социальную и политическую среду и, насколько это возможно, выяснять, как на нее положительно влиять.Без тщательной этнографической работы и социолингвистического анализа проекты, направленные на сохранение языков и местных знаний, могут иметь обратный эффект.

    Двое исследователей, участвующих в проекте «Орхелия», внесут свой вклад в запланированный сборник статей об альтернативных образовательных проектах в Западной Сибири. Роза Лаптандер пишет о разработке модели тундровой школы в Ямало-Ненецком автономном округе как новой формы обучения детей из кочевых и полукочевых ненецких семей.Доклад Стефана Дудека озаглавлен: «Вызов государственной системы образования в Западной Сибири: таежная школа и мультимедийный центр на реке Тюитяха».

    Кроме того, DVD с буклетами на разных языках подведет итоги этого семинара для местных сообществ. Аннотированные видеоклипы дадут примеры подобных инициатив из различных культурных контекстов по всему миру. Цель состоит в том, чтобы повысить межкультурную осведомленность в сообществах, что должно побудить их развивать инициативы сообществ по сохранению своего культурного наследия.

    Нравится:

    Нравится Загрузка …

    10 ПРИЧИН ПОСЕТИТЬ | Туризм Республики Коми

    ПРОГУЛЯТЬСЯ ПО РЕЛИКТНОЙ ТАЙГЕ.

    Дикая местность – «легкие Европы» – находится под охраной ЮНЕСКО с 1995 года. Печоро-Илычский заповедник и национальный парк Югыд ва являются «девственными лесами Коми».

    ПОСМОТРЕТЬ ИСКУССТВО МЕЗОЛИТА – ЛЫЖНЫЙ ФРАГМЕНТ ЙИРКАПЫ.

    Экспонат Национального музея Республики Коми датируется 7000 лет назад.Ранее самыми древними лыжами считалась дубокраская находка Норвегии, которой около 4500 лет.

    Фото А.Ретанова

    ПОСЕТИТЬ УХТУ – МЕСТО РОЖДЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ НЕФТЯНОЙ ДОБЫЧИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

    Указом Петра Великого купец Федор Прядунов из Архангельска основал нефтеперерабатывающий завод. Это первый нефтеперерабатывающий завод в мире. Добыча началась в 1746 году.

    ПРИКАСАТЬСЯ К ЧУДУ РОССИИ – СКАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ.

    Памятник природы окутан легендами и суевериями манси. Возраст столбов выветривания составляет 200 миллионов лет. Волшебная загадка таинственного Урала.

    ПУТЕШЕСТВУЙТЕ В СРЕДНЕВЕКОВУЮ РОССИЮ.

    Это реально. Это уникальный аутентичный мир старообрядцев в селе Усть-Цильма. Здесь живут потомки новгородцев, не признававших церковную реформу Никона. Ритуализм, культурные традиции, мелодия древнерусского языка – все это не тронуто цивилизацией.Красная Горка привлекает этнографов, историков, лингвистов со всего мира.

    ПО СЛЕДАМ ВАСИЛИЯ КАНДИНСКОГО НА ЗИРЯНСКОЙ ЗЕМЛЕ.

    Студент юридического факультета Московского университета совершил научную экспедицию. Фольклор, обряды, образ жизни коми изменили мировоззрение юного исследователя: «Здесь я научился не смотреть на картину со стороны, а сливаться с картиной, жить в ней.Спустя 8 лет он решил отказаться от своей юридической карьеры и заложил основы модернизма в искусстве.

    НА ЭКСКУРСИЮ НА РОДИНУ МИРОВОГО УЧЕНОГО

    основоположник социологии Питирим Сорокин в селе Турья Княжпогостского района. Будучи любознательным ребенком, Питирим быстро научился читать и писать; и освоил ремесло реставратора церковных изделий. В 11 лет ему был дан самый крупный заказ на восстановление Яренского Спасского собора.

    ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К ИСТОРИИ ИЗГНАННОЙ ТЕРРИТОРИИ.

    Медвежий угол, как его называли в царской России. Туда были сосланы пленные французы из армии Наполеона. В 19 веке земля зырян стала местом ссылки политических подозреваемых. Система ГУЛАГа ХХ века сегодня представляет собой музейный комплекс, сохранивший атмосферу и образ жизни заключенных в СССР.

    ПОГРУЖЕНИЕ В МИРЕ ИЖМА КОМИ

    Фото В.Костылев

    традиционно занимается оленеводством, посетит чум, попробует малицу и продегустирует оленину – айбарч.

    НАСЛАДИТЕСЬ ВКУСОМ КУХНИ КОМИ.

    Sur – пиво, которое варят в деревнях. Его рецепт сохранился несколько веков. Мало кто знает: слово «шанга» пришло в русский язык из языка коми. Испечь буханку хлеба своими руками, ну кто предаст такое удовольствие?

    История Республики Коми

    Удивительный и загадочный край – Республика Коми.
    На Земле много красивых мест, где первозданная природа сочетается с древними легендами, суровый климат с уникальной историей. Одна из них – Республика Коми. История этого государства восходит к далекому I тысячелетию нашей эры. Именно тогда на этой территории стали появляться первые племена – марийцы, угры, вепсы, зыряне. Они стали прародителями нынешнего народа Коми. Их язык – фино-угорский. Они поселились вдоль Уральских гор и обосновались в своих домах на берегах многочисленных рек в этом регионе.Жизнь местных жителей была связана с охотой, они торговали мехами, и это был единственный способ поддерживать связь с другими государствами. Население на этих территориях было невелико – суровый климат не поощрял большие поселения.
    Спустя много лет здесь начали добывать полезные ископаемые и регион ожил, стали появляться новые люди, заселялись территории. Были и другие причины увеличения количества местных жителей. Именно здесь, в конце 20-, в 50-е годы сформировалась система лагерей особого назначения.Сколько человек прошло через эти лагеря, пока неизвестно, построили Северо-Печорскую железную дорогу, добывали нефть в Ухте, уголь в Воркуте. Коми стал местом отправки политзаключенных. Многие из них, отбыв срок, остались жить в этом регионе.
    Современная территория Республики Коми составляет более 416 тыс. Км2, а численность населения – более 800 тыс. Чел. Столица Республики Коми – Сыктывкар (в переводе с языка коми означает «город на реке»).Тысячи лет назад здесь уже были древние поселения. Постепенно город стал центром торговли местного региона. В советское время здесь работали мебельная и швейная фабрики, деревообрабатывающие комбинаты. Сейчас в городе есть аэропорт, который связывает столицу области со многими городами России и других стран. Это небольшой, но очень самобытный город, в котором до сих пор можно встретить настоящих коми – сегодня их здесь намного меньше, чем россиян. Именно коми являются истинными носителями одного языка, и больше, чем любая энциклопедия может рассказать вам об истории и традициях их древнего народа.
    Уникальная культура местных жителей, природные, этнографические и исторические памятники сегодня привлекают на эти территории все больше и больше туристов. Здесь же находятся знаменитые столбы Маньпупнер. Это каменные столбы, происхождение которых окружено сказочными легендами. В переводе с местного диалекта название столбов переводится как «гора идолов». Хребет каменных гигантов (каждая колонна более 30 м) состоит из шести смежных возвышенностей. Один стоит немного в стороне.Издавна местные жители считают это место священным, и близко под страхом смерти к великанам запрещалось приближаться. Согласно старинной легенде, семь гигантов хотели уничтожить людей, живущих на этой территории. Но как только их лидер достиг вершины холма, перед ним поднялась гора ялпиннер. Испугавшись священной горы, лидер остановился, а за ним последовали шесть других гигантов. Все они окаменели и с тех пор стоят на высокой равнине.Геологи по-разному объясняют происхождение этих уникальных творений. За многие миллионы лет Уральские горы были разрушены. Менее устойчивые породы обрушились, а остальные остались живы. Так возникло это чудо света. К счастью, проникнуть на эту территорию вандалам довольно сложно – путь до них составляет более двух недель. Так что есть надежда, что эти каменные гиганты простояют еще много лет и только безжалостный климат этих мест уничтожит их.
    Еще одно загадочное место в Республике Коми, связанное с историей и развитием этого региона, – город-призрак Хальмер-Ю (в переводе с ненецкого «река в долине смерти»). 40- залежей природного угля на этих территориях было открыто в начале 50-х годов прошлого века. Геологи, сделавшие это открытие, чуть не погибли, будучи буквально отрезанными от цивилизации. Их пытались спасти несколько месяцев, но непогода не оставила шансов провести спасательную операцию.Несмотря на безуспешные попытки, они в конце концов были спасены измученными, едва живыми. Однако, благодаря их открытию, через год здесь началась добыча ценного минерала. С двухсот человек население города выросло до 7 тысяч. Родились дети, появились школы и больницы, магазины и детские сады. Город был связан железной дорогой с Воркутой. Прошли годы, в середине 90- x запасы полезных ископаемых были исчерпаны, рудник стал убыточным, и правительство России приняло решение о ликвидации поселения.Люди отказывались покидать свои дома, но из-за отсутствия припасов город стал «мертвым». Сейчас здесь никто не живет, остались только полуразрушенные дома и пустые детские площадки. А вокруг – бескрайняя тундра, чистейшая река и величественные Уральские горы с заснеженными вершинами.
    Есть еще одно удивительное место в Республике Коми – село Ыб. Как и многие другие территории, это место окружено легендами и удивительными историями. Так, местные жители утверждают, что возле этого села перестает работать всякая техника, а из глубин земли слышны жалобные стоны.Если обратиться к истории, то можно узнать, что в 16 веках люди в этих местах были вынуждены принять христианство и отказаться от языческих традиций. Местные жители не позволяли проповедникам приближаться к этим местам, за что их ругали. Позже, в 19 в 19 веке в селе была построена Вознесенская церковь. После 1939 года , когда церковь была закрыта, колокол исчез с колокольни. Говорят, его утонули в реке.Деревня Ыб до сих пор окружена загадочной легендой. Однако именно эта загадка привлекает сюда туристов.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *