Загадки по фольклору – Загадки из русского фольклора | Наши детки от 0 до школы и дальше

Загадки из русского фольклора | Наши детки от 0 до школы и дальше

Загадка очень древний жанр, служит проверкой гибкости ума, догадливости, наблюдательности.

А загадки из русского фольклора являются и образцом народной поэзии, поэтому очень полезно знакомить детей с ними. Ребенок учится поэтически мыслить, проникать в ее художественный образ.

Разгадывая загадки, дети учатся не только думать, но и образно мыслить, развивая свою фантазию и воображение.

И, конечно, какое удовольствие получает ребенок, когда правильно угадывает загадку.

Загадки из русского фольклора.

Дарья и Марья видятся,

Да не сходятся.

(пол и потолок)

Ходит-ходит, а в избу не заходит.

(дверь)

Маленький мальчик всем под ноги смотрит.

( порог)

Поля стеклянные, межи деревянные.

(окно)

Красная корова всю солому поела.

(огонь)

Стоит столбом, горит огнем,

Ни жару, ни пару, ни угольков.

(свеча)

Два брюшка , четыре ушка.

(подушка)

Из горячего колодца через нос водица льется.

(чайник)

Сама не ест, а других кормит.

(ложка)

В полотняной стороне, по реке простыне

Проплывает пароход.

(утюг)

На четырех ногах и руки в боках.

(самовар)

Сидит на ложке, свесив ножки.

(лапша)

Легкое круглое за хвост не поднять.

(клубок)

Два Егорки живут возле горки.

(глаза)

В печке белые овечки.

(зубы)

Не сеют, не сажают, а сами вырастают.

(волосы)

Белое поле – черное семя, кто его сеет, тот разумеет.

(письмо)

Встали человечки дружно в ряд,

Обо всем нам говорят.

(буквы)

Пришла Паня в красном сарафане.

Стали Паню раздевать,

Давай плакать и рыдать.

(лук)

Красные сапожки в земле и в лукошке.

(свекла)

Был ребенок – не знал пеленок.

Стал стариком – сто пленок на нем.

(капуста)

Лежат в земле яички- снесли их не птички.

(картофель)

На сучках висели – от жары посинели.

(сливы)

У кола, у кола золотая голова.

(подсолнух)

Явились в желтой шубке – прощайте две скорлупки.

(цыплята)

Лежит брус – через всю Русь.

(дорога)

Кабы я встала – небо достала.

(дорога)

Через речку лег – пробежать помог.

(мост)

Стоят столбы беленые,

На них шапочки зеленые.

(береза)

В озере купалась – сухая осталась.

(утка)

Летит гудит, сядет замолчит.

(комар)

На потолке, в уголке

Висит сито – не руками свито.

(паутина)

Рассыпался горох на тысячу дорог.

(звезды)

Меня часто кличут, ждут,

А только покажусь,

так прятаться начнут.

(дождь)

Летит молчит, лежит молчит,

Когда умрет – тогда заревет.

(снег)

На всех садится – никого не боится .

(снег)

Старик у ворот все тепло уволок.

Сам не бежит и стоять не велит.

(мороз)

Лечу, кручу, на весь мир ворчу.

(метель)

Шуба нова да дыра в подоле,

(прорубь)

Зацепилась за карниз

И растет не вверх, а вниз.

(сосулька)


Warning: file_get_contents(https://plusone.google.com/_/+1/fastbutton?url=http%3A%2F%2Fnpnl.org.ua%2Fshestoy-god-zhizni%2Fzagadki-iz-russkogo-folklora.html): failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.0 404 Not Found in /home/npnl.org.ua/public_html/wp-content/themes/npnl/framework/functions/posts_share.php
on line 151

npnl.org.ua

Русские народные загадки — Щи.ру

Русская загадка – это короткий вопрос на смекалку, заданный в иносказательной форме, про описания предметов, явлений, заданный чаще всего в развлекательном ключе, главная задача которого позабавить, рассмешить и проявить сообразительность.

Загадки имеют сходство с пословицами краткостью изложения, однако в отличие от последних, они дают представление о предмете в завуалированной, непрямой форме. Могут просто описывать предмет, не называя его или рассказывать о нем, посредством описания сходных черт других предметов или объектов. Представляют собой традиционную русскую забаву на внимание и смекалистость.

Русские народные загадки нечасто подаются в стихотворной форме, обычно это небольшое и лаконичное предложение со спрятанной за ассоциативными словами отгадкой.

Палят и варят, а не едят.
(Ответ: иʞнǝvɐʚ)

 

В избу идут — плачут, из избы идут — пляшут.
(Ответ: ɐdɓǝʚ)

 

На одном месте мотков двести.

(Ответ: ʞоƍʎvʞ)

 

Жужжит, жужжит, а с места не улетит
(Ответ: онǝɯǝdǝʚ)

 

Сяду на хвост, а руками бороду дергаю.
(Ответ: ɐжʁdu)

 

Рыба в море — хвост на заборе.
(Ответ: ʞɐudǝҺ)

 

Без начала, без конца
(Ответ: оʞҺǝvоʞ)

 

В лесу снято, в дому гнуто, а посередке заплетено.
(Ответ: оɯǝmǝd)

 

В лесу родился, а в доме хозяйничает
(Ответ: ʞинǝʚ)

 

Старая бабка по двору шныряет, чистоту соблюдает.
(Ответ: ɐvɯǝw)

 

Кто дом стережет?
(Ответ: ʞоwɐε)

 

Красная девица росла в темнице, люди в руки брали, косы срывали.
(Ответ: ɐʞʚоʞdоw)

 

Летом — в огороде, свежие, зеленые, а зимой — в бочке, желтые, соленые.
(Ответ: ǹǝdʎɹо)

 

Малые малышки, зеленые катышки, сквозь землю прошли, на тычинку всползли.
(Ответ: хоdоɹ)

 

С виду - красная, раскусишь - белая
(Ответ: ɐʞɔиɓǝd)

 

Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь, желта, как мед, а вкус не тот.
(Ответ: ɐʞuǝd)

 

Меня одну не едят, а без меня мало едят.
(Ответ: qvоɔ)

 

Упадет, разобьется — никакой кузнец не скует.
(Ответ: оǹņʁ)

 

Гибкий лес на плечи влез
(Ответ: оvɔıqwоdоʞ)

 

Стоит копытце полно водицы.
(Ответ: ǹǝɓоvоʞ)

 

Живу я от ветра, сама не ем, а тебе еду готовлю.
(Ответ: ɐǹинqvǝw)

 

Красненький котик по грядочке ходит, крошечки ронит.
(Ответ: ɐниҺʎv)

 

Полна коробушка золотых воробышков.
(Ответ: ɐʞҺǝu)

 

Небо да земля, в середке огонь да вода.
(Ответ: dɐʚоwɐɔ)

 

Длинная бечева потянулась в облака.
(Ответ: wıqɓ)

 

Бьют Ермилку что есть сил по затылку, он не плачет, только ножку прячет.
(Ответ: qɓεоʚɹ)

 

Спереди носок, сзади рулек, по бокам ручищи, а внутри людищи
(Ответ: ɐʞɓоv)

 

Был я копан,
Был я топтан,
Был я на пожаре,
Был я на кружале.
Молод был — сто голов кормил;
Сделался стар — пеленаться стал.
Выбросили за окно, и собакам не надобно.
(Ответ: ʞоmdоɹ ņıqнʁниvɹ)

 

Слезу пьет, сама молчит.
(Ответ: ɐʞmʎɓоu)

 

Какое дерево без ветра шумит?
(Ответ: ɐниɔо)

 

Есть дерево об четыре дела:
первое дело - мир освещает,
второе дело - крик утишает,
третье дело - больных исцеляет,
четвертое дело - чистоту соблюдает.
(Ответ: ɐεǝdǝƍ)

schci.ru

Русские народные загадки для детей, с ответами читать онлайн

Матушкой весной – в платьице цветном,

Матушкой зимой – в саване одном.

(Поле)
* * *

Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет.

(Плуг)
* * *

Ни море, а волнуется.

(Нива)
* * *

Кого бьют по голове, чтобы ровно шел?

(Гвоздь)
* * *

Ног много, а с поля на спине едет.

(Борона)
* * *

Кланяется, кланяется, придёт домой — растянется.

(Топор)
* * *

Нос стальной, хвост льняной.

(Нитка с иголкой)
* * *

Два кольца, два конца, в середине гвоздик.

(Ножницы)
* * *

Стучит, вертится, страху божьего не боится.

Считает наш век – а не человек.

(Часы)
* * *

Один братец отдыхает зимой, а другой летом.

(Телега и сани)
* * *

Не столько поест, сколько истопчет.

(Ступа)
* * *

Выкинем – не обеднеем: соберем – разбогатеем.

(Посев)
* * *

Стоит Баба Яга, распорота нога.

Весь мир кормит, а сама голодная.

(Соха)
* * *

Черная гагара по полю скакала, золото сбирала.

(Кочерга)
* * *

Без рук, без ног, лапшу крошит

(Нож)
* * *

Встану, так выше коня,

А лягу, так ниже кота.

(Коромысло)

Два братца хотят подраться,

да руки коротки.

(Коромысло)

Ни свет, ни заря пошел, согнувшись со двора.

(Коромысло)
* * *

Маленький, пузатенький, а весь дом бережет.

(Замок)
* * *

Никого не обижает, а ее все толкают.

(Дверь)
* * *

С потолка свисает груша,

И не думай ее скушать.

Ярко светится, как солнце,

А уронишь – разобьётся.

(Лампочка)
* * *

Что в сундук не запрешь?

(Звезды)

У нас под окошком полно репы лукошко.

(Звезды)
* * *

Красная девица в зеркало глядится.

(Заря)
* * *

Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет.

(Свет)
* * *

Бык во дворе – рога во стене.

(Месяц)

Родится с рогами, потом их теряет.

(Месяц)

Погляжу в окошко – висит лукошко.

(Месяц)
* * *

Без счёту одёжек, и все без застёжек.

(Капуста)
* * *

Не огонь, а жжётся.

(Крапива)

Не шмель, не пчела, а жалит.

(Крапива)
* * *

Стоит древо кудряво:

Кто подойдет, того обоймет.

(Репейник)
* * *

Никто не пугает, а вся дрожит.

(Осина)
* * *

Золотое решето чёрных домиков полно.

(Подсолнух)
* * *

Сидит дед, во сто шуб одет,

кто его раздевает — слёзы проливает.

(Лук)
* * *

Стоит кузница – вся в пуговицах.

(Черемуха)
* * *

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

(Морковь)
* * *

Сто братьев в одну избушку соткнулись.

(Колос)
* * *

Белым цветёт, зелёным висит, красным падает.

(Яблоко)
* * *

Что в хлебе родится, а есть не годится?

(Василек)
* * *

Стоит старик над водой, качает бородой.

(Камыш)
* * *

Золотой теленок на привязи толстеет.

(Дыня)
* * *

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава.

(Мох)
* * *

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

(Ёж)
* * *

Не прядёт и не ткёт, а людей одевает.

(Овца)

Шубу два раза в год снимает. Кто под шубою гуляет?

(Овца)

По горам, по долам ходит шуба да кафтан.

(Овца)
* * *

Сидел на заборе, пел да кричал, а как все собрались, замолчал.

(Петух)

Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

(Петух)

Кто больше всех кричит, а меньше всех делает?

(Петух)
* * *

Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла.

(Корова)
* * *

Она на белых камушках сидит, не подходите близко - закричит.

(Наседка)
* * *

Явился в жёлтой шубке:

-Прощайте, две скорлупки!

(Цыпленок)
* * *

Под большим камнем много камешков поют.

(Цыплята под курицей)
* * *

Стоит изба безугольна, живут в ней люди безуёмны.

(Улей)
* * *

Заплелись как густые травы,

Закудрявились рога,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже с завитком рога.

(Баран)
* * *

Пятак есть, а ничего не купит.

(Свинья)
* * *

Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька, два яхонта под шапкой.

(Кошка)

Зелёные глаза - всем мышам гроза.

(Кошка)
* * *

От одного очага весь свет греется.

(Солнце)

Сито свито,

Золотом покрыто,

Кто взглянет,

Тот заплачет.

(Солнце)

Что без крыльев летит и без огня горит?
(Солнце)
* * *

Шёл долговяз, в землю увяз.

(Дождь)
* * *

Крашеное коромысло через реку повисло.

(Радуга)
* * *

Белая скатерть все поле укрыла.

(Снег)
* * *

День и ночь кричит, а голос не устает.

(Водопад)
* * *

Без рук, без ног,

а ворота отворяет

и нас погоняет.

(Ветер)

Без рук, без ног,

А дерево гнёт.

(Ветер)

Никто меня не видит,

А всякий слышит.

(Ветер)

Летит не птица, воет не зверь.

(Ветер)

Живет без тела, говорит без языка

(Ветер)
* * *

Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт.

(Дождь, земля и трава)
* * *

Седой дедушка у ворот всем глаза заволок.

(Туман)

Сивые кабаны все поля облегли.

(Туман)

Над рекой, над долиной

Повисла белая холстина.

(Туман)
* * *

Гаркнул гусь на всю Русь.

(Гром)
* * *

Бежала – шумела, заснула – заблестела.

(Река)
* * *

Дверь откроешь – лохматая собака зайдет.

(Пар в мороз)
* * *

Все есть, не наедается, а воды попьет – умрет.

(Огонь)
* * *

Где лежала красная коза, там трава не растет.

(Кострище)
* * *

Солёная водица из огня родится.

(Слеза)
* * *

Острый, как бритва.

Сладок, как мёд.

И друга отыщет,

И врага обретёт.

(Язык)
* * *

На лице она цветёт –

И от радости растёт.

(Улыбка)
* * *

Что на всех языках мира звучит одинаково?

(Смех и плач)

www.tikitoki.ru

Русские народные загадки для детей



Загадки – совершенно особый вид народного фольклора. Это не просто развлечение, загадки тренируют ум ребенка, развивают внимание и память, учат выделять важные признаки предметов.

Загадывайте детям загадки! Даже если ребенок не смог отгадать загадку сам, а узнал ответ от вас – это тоже хорошо. Это помогает посмотреть на вещь или явление с другой стороны, обогащает словарный запас ребенка. Дети учатся определять переносное значение слов.

Мы привыкли предлагать маленьким детям стихотворные загадки, в которых ответом является легко угадываемая рифма. Ребенок часто даже не вникает с смысл слов загадки, а просто подставляет рифму. Но русские народные загадки для детей – редко бывают стихотворными, зачастую это всего одно предложение. Зато они лаконичны и требуют смекалки.

При отгадывании русских народных загадок детьми есть один нюанс. В некоторых из них используются устаревшие слова, а некоторые – о предметах, которые современный ребенок в глаза не видел, или которые не являются обыденными (например, валенок: «не шит, не кроен, а весь в рубцах»). Загадывая такую загадку, будьте готовы в случае затруднения ребенка, давать наводящие вопросы, небольшие подсказки, но не говорите сразу правильный ответ, не отнимайте удовольствия догадаться самому.

Русские народные загадки для детей

Загадки про инструменты

  • Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг)
  • Кого бьют по голове, чтобы ровно шел? (Гвоздь)
  • Кланяется, кланяется, придёт домой — растянется. (Топор)
  • Кочет голенаст, а кланяться горазд. (Топор)
  • Нос стальной, хвост льняной. (Нитка с иголкой)
  • Два кольца, два конца, в середине гвоздик. (Ножницы)
  • Стучит, вертится, страху божьего не боится. Считает наш век – а не человек. (Часы)
  • Один братец отдыхает зимой, а другой летом. (Телега и сани).
  • Не столько поест, сколько истопчет. (Ступа)
  • Стоит Бабя Яга, распорота нога. Весь мир кормит, а сама голодная. (Соха)
  • Без рук, без ног, лапшу крошит (Нож).
  • Маленькая головка и тысяча глаз. (наперсток)
  • Черная курица на красных яйцах сидит. (Котелок на огне)
  • Встану, так выше коня, А лягу, так ниже кота. ( Коромысло)
  •  Два братца хотят подраться, да руки коротки. (Коромысло)
  •  Ни свет, ни заря пошел, согнувшись со двора. (Коромысло)
  • Маленький, пузатенький, а весь дом бережет. (Замок)
  • Никого не обижает, а ее все толкают. (Дверь)

Загадки о растениях

  • Без счёту одёжек, и все без застёжек. (Капуста)
  • Не огонь, а жжётся. (Крапива)
  • Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух)
  • Сидит дед во сто шуб одет; А кто его раздевает — слёзы проливает. (Лук)
  • Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
  • Белым цветёт, Зелёным висит, красным падает. (Яблоко)
  • Золотой теленок на привязи толстеет. (Дыня)

Народные загадки про животных

  • Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)
  • Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать. (Лисица)
  • Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух)
  • Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова)
  • Под большим камнем много камешков поют. (Цыплята под курицей)
  • Стоит изба безугольна, живут в ней люди безуёмны. (Улей)
  • Кого в ноевом ковчеге не было? (рыб)
  • Ничего не болит, а все стонет. (Свинья)

Детские загадки о явлениях природы

  • От одного очага весь свет греется. (Солнце)
  • Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь)
  • Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)
  • Белая скатерть все поле укрыла . (Снег)
  • Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег. Заревет – тут в значении «заплачет», т.е. растает).
  • Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
  • Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт. (Дождь, земля и трава).
  • Седой дет у ворот нам глаза заволок. (Туман)
  • Гаркнул гусь на всю Русь. (Гром)
  • Когда видишь, то не видишь. А когда не видишь – то ее видишь. (Темнота)
  • Бежала – шумела, заснула – заблестела. (Река)
  • Дверь откроешь – лохматая собака зайдет. (Пар в мороз)
  • Все есть, не наедается, а воды попьет – умрет. (Огонь).
  • Где лежала красная коза, там трава не растет . (Кострище)

Читайте также:


kinderinfo.ru

Русские народные загадки с ответами для детей

Русские народные загадки — это особый вид фольклора, так как их используют не только для развлечения, но и для развития ребенка, для тренировки его внимания, памяти и мышления.

Родители малышей чаще всего предлагают им загадки в рифму, отвечая на которые ребенок порой даже не думает, а просто подставляет слово. А русские народные загадки заставляют его размышлять над ответом, вычленять из вопроса важные признаки.

Содержание статьи:

Русские народные загадки про животных

  1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
    (Ёж)
  2. Не прядёт и не ткёт, а людей одевает.
    (Овца)
  3. Шубу два раза в год снимает.
    Кто под шубою гуляет?
    (Овца)
  4. По горам, по долам ходит шуба да кафтан.
    (Овца)
  5. Не кузнец, а с клещами,
    С длинными усами.
    Когда он черен —
    Куслив и задорен.
    А лишь покраснеет,
    Так и присмиреет.
    (Рак)
  6. Теремок ползет,
    На себе его везет
    Хозяюшка богатая,
    Богатая, рогатая.
    (Улитка)
  7. Сидел на заборе,
    Пел да кричал,
    А как все собрались, замолчал.
    (Петух)
  8. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.
    (Петух)
  9. Кто больше всех кричит, а меньше всех делает?
    (Петух)
  10. Среди двора стоит копна:
    Спереди вилы, сзади метла.
    (Корова)
  11. Кто первый землю пашет?
    (Червяк)
  12. Два рога — не бык,
    Шесть ног без копыт
    Летит — так воет,
    Сядет — землю роет.
    (Жук)
  13. Она на белых камушках сидит,
    Не подходите близко — закричит.
    (Наседка)
  14. Плаваю под мостиком —
    И виляю хвостиком.
    По земле не хожу,
    Рот есть, да не говорю,
    Глаза есть — не мигаю,
    Крылья есть — не летаю.
    (Рыба)
  15. Явился в жёлтой шубке:
    -Прощайте, две скорлупки!
    (Цыпленок)
  16. Под большим камнем много камешков поют.
    (Цыплята под курицей)
  17. Днем молчит,
    Ночью кричит,
    По лесу летает,
    Прохожих пугает.
    (Филин)
  18. Стоит ствол,
    На стволе кол,
    На колу дворец,
    Во дворце певец.
    (Скворец)
  19. Стоит изба безугольна, живут в ней люди безуёмны.
    (Улей)
  20. Заплелись как густые травы,
    Закудрявились рога,
    Да и сам я весь кудрявый,
    Даже с завитком рога.
    (Баран)
  21. Что за зверь:
    Белый, как снег,
    Надутый, как мех,
    Лопатами ходит,
    А рогом ест?
    (Гусь)
  22. Пятак есть, а ничего не купит.
    (Свинья)
  23. Белый на белом написал, где бегал.
    Рыжая прочтёт — белого найдёт.
    (Заяц и лиса)
  24. Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька, два яхонта под шапкой.
    (Кошка)
  25. Зелёные глаза — всем мышам гроза.
    (Кошка)
  26. Как змейка в траве мелькает, хвостом виляет.
    Хвост потеряет — другой вырастает.
    (Ящерица)
  27. Летела птица,
    Не крылата,
    Не перната,
    Носик долгий,
    Голос тонкий.
    Кто ее убьет,
    Человечью кровь прольет.
    (комар)

Русские загадки про природу с ответами

  1. На поле на Романове стоят кони отобранные,
    Пьют воду дождевую, едят траву болотную.
    (Бревна И Мох)
  2. Сто гостей, сто постель,
    У всех по войлочку.
    (Бревна И Мох)
  3. Золотой теленок на привязи толстеет.
    (Дыня)
  4. Мягок, а не пух,
    Зелен, а не трава.
    (Мох)
  5. Без счёту одёжек, и все без застёжек.
    (Капуста)
  6. Не огонь, а жжётся.
    (Крапива)
  7. Не шмель, не пчела, а жалит.
    (Крапива)
  8. Красна девица,
    Каменное сердце.
    (Вишня)
  9. Стоят Ермачки,
    Красные колпачки.
    Кто ни пройдет,
    Всяк поклон им отдает.
    (Земляника)
  10. Весной вырастают, осенью опадают.
    (Листья)
  11. Низок да колюч, сладок да пахуч,
    Ягоды сорвёшь — всю руку обдерёшь.
    (Крыжовник)
  12. Стоит древо кудряво:
    Кто подойдет, того обоймет.
    (Репейник)
  13. Никто не пугает, а вся дрожит.
    (Осина)
  14. Золотое решето чёрных домиков полно.
    (Подсолнух)
  15. Вырос в поле дом
    Полон зерном,
    Стены позолочены,
    Ставни заколочены.
    Ходит дом ходуном
    На столбе золотом.
    (Колос)
  16. Маленек, удаленек,
    сквозь землю прошел,
    красну шапочку нашел.
    (Гриб)
  17. Сидит дед, во сто шуб одет,
    кто его раздевает — слёзы проливает.
    (Лук)
  18. Стоит кузница – вся в пуговицах.
    (Черемуха)
  19. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
    (Морковь)
  20. И зелен, и густ —
    На грядке вырос куст.
    Начали щипать —
    Стали плакать и рыдать.
    (Зеленый лук)
  21. Летом — в огороде, свежие, зеленые,
    А зимой — в бочке, желтые, соленые.
    (Огурец)
  22. Малые малышки,
    Зеленые катышки,
    Сквозь землю прошли,
    На тычинку всползли.
    (Горох)
  23. С виду — красная, раскусишь — белая.
    (Редис)
  24. Сидит баба на грядках, вся в заплатках,
    кто её раздевает, тот слёзы проливает.
    (Луковица)
  25. Кругла, а не шар,
    С хвостом, а не мышь,
    Желта, как мед, а вкус не тот.
    (Репа)
  26. Сто братьев в одну избушку соткнулись.
    (Колос)
  27. Летом — горька, зимой — сладка.
    Что за ягодка?
    (Рябина)
  28. У матери тысяча сыновей,
    Каждому она мисочку дала,
    А себе не взяла.
    (Желуди)
  29. Выду в лес без топора, без долота,
    Высеку две лодки ездовых,
    две доски половых,
    Горшку покрышку, уполовнику ручку.
    (Желудь)
  30. Есть дерево об четыре дела:
    первое дело — мир освещает,
    второе дело — крик утишает,
    третье дело — больных исцеляет,
    четвертое дело — чистоту соблюдает.
    (береза)
  31. Белым цветёт, зелёным висит, красным падает.
    (Яблоко)
  32. Что в хлебе родится, а есть не годится?
    (Василек)
  33. Стоит старик над водой, качает бородой.
    (Камыш)

Про явления природы

  1. Красная девица в зеркало глядится.
    (Заря)
  2. Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет.
    (Свет)
  3. Бык во дворе – рога во стене.
    (Месяц)
  4. Родится с рогами, потом их теряет.
    (Месяц)
  5. Погляжу в окошко – висит лукошко.
    (Месяц)
  6. Что в сундук не запрешь?
    (Звезды)
  7. У нас под окошком полно репы лукошко.
    (Звезды)
  8. От одного очага весь свет греется.
    (Солнце)
  9. Сито свито,
    Золотом покрыто,
    Кто взглянет,
    Тот заплачет.
    (Солнце)
  10. Что без крыльев летит и без огня горит?
    (Солнце)
  11. Сколько по ней ни иди, всё будет бежать впереди.
    (Тень)
  12. Шёл долговяз, в землю увяз.
    (Дождь)
  13. Белая скатерть все поле укрыла.
    (Снег)
  14. День и ночь кричит, а голос не устает.
    (Водопад)
  15. Без рук, без ног,
    а ворота отворяет
    и нас погоняет.
    (Ветер)
  16. Без рук, без ног,
    А дерево гнёт.
    (Ветер)
  17. Никто меня не видит,
    А всякий слышит.
    (Ветер)
  18. Летит не птица, воет не зверь.
    (Ветер)
  19. Живет без тела, говорит без языка
    (Ветер)
  20. Крашеное коромысло через реку повисло.
    (Радуга)
  21. Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт.
    (Дождь, земля и трава)
  22. Седой дедушка у ворот всем глаза заволок.
    (Туман)
  23. Сивые кабаны все поля облегли.
    (Туман)
  24. Над рекой, над долиной
    Повисла белая холстина.
    (Туман)
  25. Гаркнул гусь на всю Русь.
    (Гром)
  26. Когда видишь, то не видишь.
    А когда не видишь – то ее видишь.
    (Темнота)
  27. Бежала – шумела, заснула – заблестела.
    (Река)
  28. Дверь откроешь – лохматая собака зайдет.
    (Пар в мороз)
  29. Все есть, не наедается, а воды попьет – умрет.
    (Огонь)

Другие русские народные загадки с ответами

  1. Где лежала красная коза, там трава не растет.
    (Кострище)
  2. Кого бьют по голове, чтобы ровно шел?
    (Гвоздь)
  3. Бьют Ермилку что есть сил по затылку,
    Он не плачет, только ножку прячет.
    (Гвоздь)
  4. Ног много, а с поля на спине едет.
    (Борона)
  5. Кланяется, кланяется, придёт домой — растянется.
    (Топор)
  6. Кочет голенаст, а кланяться горазд.
    (Топор)
  7. Два братца Пошли по воду купаться.
    (ведра)
  8. Утка в море, Хвост на заборе.
    (ковш)
  9. Нос стальной, хвост льняной.
    (Нитка с иголкой)
  10. Два кольца, два конца, в середине гвоздик.
    (Ножницы)
  11. Стучит, вертится, страху божьего не боится.
    Считает наш век – а не человек.
    (Часы)
  12. Один братец отдыхает зимой, а другой летом.
    (Телега и сани)
  13. Не столько поест, сколько истопчет.
    (Ступа)
  14. Выкинем – не обеднеем: соберем – разбогатеем.
    (Посев)
  15. Стоит Баба Яга, распорота нога.
    Весь мир кормит, а сама голодная.
    (Соха)
  16. Был я копан,
    Был я топтан,
    Был я на пожаре,
    Был я на кружале.
    Молод был — сто голов кормил;
    Сделался стар — пеленаться стал.
    Выбросили за окно, и собакам не надобно.
    (Глиняный горшок)
  17. Черная гагара по полю скакала, золото сбирала.
    (Кочерга)
  18. Без рук, без ног, лапшу крошит
    (Нож)
  19. Вот Ася, разлеглася,
    Кабы встала,
    Небо достала!,
    Кабы руки — вора связала,
    Кабы ноги — коня догнала,
    Кабы глаза — увидала!
    Как бы язык – рассказала!
    (Дорога)
  20. В избу идут — плачут,
    Из избы идут — пляшут.
    (ведра)
  21. В огороде Тит стоит,
    Ничего не говорит,
    Сам с грядок не берет
    И воронам не дает.
    (Пугало)
  22. Выгляну в окошко:
    Лежит долгий Антошка.
    Кабы он встал —
    До неба достал;
    Сам не ходит,
    А других водит.
    (Дорога)
  23. Встану, так выше коня,
    А лягу, так ниже кота.
    (Коромысло)
  24. Два братца хотят подраться,
    да руки коротки.
    (Коромысло)
  25. Ни свет, ни заря пошел, согнувшись со двора.
    (Коромысло)
  26. Маленький, пузатенький, а весь дом бережет.
    (Замок)
  27. В новой стене,
    В круглом окне
    Днем стекло разбито,
    За ночь вставлено.
    (Прорубь)
  28. Никого не обижает, а ее все толкают.
    (Дверь)
  29. Маленький Ерофейка, подпоясан коротенько,
    ио полу скок-скок, по лавкам скок-скок и сел в уголок.
    (Веник)
  30. С потолка свисает груша,
    И не думай ее скушать.
    Ярко светится, как солнце,
    А уронишь – разобьётся.
    (Лампочка)
  31. Гладко, душисто, моет чисто.
    (Мыло)
  32. Два брюшка, четыре ушка.
    (Подушка)
  33. Посреди двух озерков — горушка.
    (Глаза И Нос)
  34. Вокруг озера камыш растёт.
    (Глаза И Ресницы)
  35. На одной горе много травы,
    Да скот этой травы не ест.
    (Голова И Волосы)

po-ymy.ru

Детский фольклор. Стихи, считалки, дразнилки, оралки, загадки

Знакомство с фольклором происходит у маленького человечка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос матери, улавливает его интонацию, учится различать настроение. Самый родной в мире человек поет малышу колыбельные песни, и через них кроха чувствует любовь и заботу, с которой мамочка нежно обращается к нему. Становясь старше, ребенок учит наизусть забавные стихи, запоминает загадки и считалки. Все это формирует его как личность, помогает развиваться: происходит тренировка памяти, мышления, воображения, внимания и речи.

Детский фольклор – неотъемлемая часть жизни каждого маленького человечка. Без него не происходит становление ребенка как личности, становится невозможным развитие эмоциональной сферы. Ведь когда мать поет своему малышу колыбельную песню, он эмоционально реагирует на нее: успокаивается, чувствует комфорт и удовлетворение. Подвижные игры развивают физическую активность ребенка, помогают ему влиться в коллектив сверстников, стать его частью. Загадки способствуют развитию интеллектуальных способностей.

Жанры детского фольклора известны всем: всевозможные загадки, пестушки, заклички, считалки, потешки... Их знание нередко становится своеобразным «пропуском» в детский коллектив: ребятишки часто рассказывают друг друга разные страшилки, дразнилки, считалки. Именно поэтому ребенок, который не посещает детский сад, а воспитывается дома, может не знать того, что дети передают друг другу, и в дальнейшем ему становится трудно адаптироваться в среде сверстников. Фольклор в детском саду – своя, особенная реальность, необходимая для полноценного роста и развития крохи.

Колыбельные песни

Колыбельная – это первый жанр фольклора, с которым ребенок знакомится, придя в этот мир. Малыш еще не умеет говорить, понимать окружающую действительность, но посредством колыбельной песни становится причастным к этому миру. Голос матери звучит ласково и нежно. Она трепетно гладит своего малыша по голове.

Никогда после он не испытает по отношению к себе такой абсолютной любви, как в раннем младенчестве, когда он любим не за какие–то заслуги, а сам по себе, просто потому, что он есть. Вот на что способен детский фольклор. Колыбельные песни убаюкивают младенца, дарят чувство совершенного покоя, радости, счастья, успокоения. Малыш растет счастливым, часто улыбается, ему снятся радужные сны.

Примеры детских колыбельных песен:

Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Дашеньку качать,
Стали Дашеньку качать,
Стала Даша засыпать.

***

Спи, сыночек мой, усни
Люли, люшеньки, люли...
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.

***

Баю-баю-баюшки,
Да прискакали заюшки,
Люли-люли-люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать,
Да стал мой милый засыпать.

Пестушки

Значение слова «пестушка» происходит от «пестовать», «воспитывать». Мать, которая поет своему младенцу пестушки, выполняет разные действия, показывает, где у малыша ножка, где ручка, и на самом деле незаметно учит его понимать сигналы внешнего мира. Чувствуя ласковые прикосновения материнских рук, ребенок одновременно получает и эмоциональную составляющую взаимодействия, и духовную, и информационную. Чем больше мама уделяет внимания малышу, тем лучше для его развития, тем скорее он запомнит, что ножки нужны, чтобы «топать по дорожке», а ручками можно звонко хлопать в ладошки. Примеры детского фольклора в жанре пестушек можно встретить в любых детских книжках, ориентированных на возраст от нескольких месяцев до полутора–двух лет.

Потешки

Потешки известны как жанр, где создается элементарная игровая ситуация и проигрывается какая–то простая деятельность. Цель потешек – развеселить, добиться от ребенка ответной реакции.

Например, когда играют с малышом в «ладушки», то от крохи требуется выполнять несложные действия – хлопки. Кроме этого, у ребенка обязательно поднимается настроение, он весело хохочет. Все эти радостные эмоции приносит фольклор. В детском саду потешки могут применяться в качестве развлекательно–познавательной деятельности, например, после дневного сна, когда нужно взбодрить малышей. Потешки предназначены для ребят от полутора до трех лет.

Примеры детских потешек:

Идет, идет петушок,
Набок колпачок,
Красная бородка,
Костяная головка,
Сам рано встает
И другим спать не дает,
На заборах сидит,
Больше всех кричит.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок!
На соломе спал,
Раным-рано встал,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Молодичка – добра
Сапожки дала.
Не успел он их сносить,
Как другие стал просить.

***

На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
ДЕСЯТЬ маковых колечек,
ДЕВЯТЬ сушек,
ВОСЕМЬ плюшек,
СЕМЬ лепешек,
ШЕСТЬ ватрушек,
ПЯТЬ коржей,
ЧЕТЫРЕ пышки,
ТРИ пирожных,
ДВЕ коврижки
И ОДИН калач купил –
Про себя не позабыл!
А для женушки – подсолнушки.

***

Танцевала репка с маком,
А петрушка с пастернаком,
Кукуруза с чесноком,
Наша Таня с казаком.
А морковка не хотела
Танцевать, танцевать,
Потому что не умела
Танцевать, танцевать.

Детские игры

Детский фольклор достаточно многообразен. Многие не знают, что к нему можно отнести и подвижные детские игры. Хороводы, пляски, танцы – это все неотъемлемая составляющая русского народного творчества. Как правило, игры подразумевают большое скопление детей и приемлемы только в детском коллективе. Посмотрите, понаблюдайте за ребятишками, с каким воодушевлением они играют друг с другом!

Подвижные игры часто подразумевают выполнение всяческих спортивных упражнений. Дети охотно соревнуются друг с другом в беге, прыжках в длину и высоту, танцах. Если найти правильный подход к этим занятиям и все хорошо организовать, то детский фольклор в жанре игр становится достаточно интересным и полезным предприятием.

Дразнилки и поддевки

Какой ребенок ни разу не слышал стишков наподобие «Жадина–говядина»? Едва малыш поступает в детский сад, как на него обрушивается целый ком различных выражений и дразнилок. Часто они употребляются детьми к месту и не к месту, лишь по случайному стечению обстоятельств. Тем не менее, все это детский фольклор. Дразнилки учат социальному общению, и их не стоит запрещать, а тем более - наказывать за это детей. Если запретить им пользоваться поддевками, дети все равно придумают что–нибудь свое.

Как это ни странно, подобные стишки помогают почувствовать себя социально значимой личностью. Ребенку гораздо проще общаться со сверстниками, если он знает детский фольклор. Дразнилки исполняют роль своеобразного определителя, позволяющего понять, насколько малыш вхож в коллектив, умеет в нем ужиться и понимает законы его существования. Таким образом, даже самый маленький ребенок, оказавшись в незнакомой групп, быстро разберется, что к чему.

Загадки

Русский детский фольклор не был бы столь богатым, если бы среди всего его разнообразия не существовало загадок. Что может быть занимательнее и необычнее, чем разгадывание рифмованных (а иногда и не очень) метафорических выражений? Дети очень любят необычные и красивые загадки, посвященные животным, природе, бытовым предметам. Вот каким занимательным может быть детский фольклор! Загадки придумывают сами дети, основываясь на собственных преставлениях о жизни и призывая на помощь богатую фантазию. Стоит сказать, что дети очень быстро запоминают тексты разных иносказательных описаний и ловко вставляют их при необходимости.

Шуточные загадки пользуются особенной популярностью среди детей: они с особым интересом задают столь "мудреные" вопросы друг другу. Тот, кто не может ответить, должен отгадать еще два-три подобных высказывания. Это самый интеллектуальный вид устного народного творчества, представляющий детский фольклор. Загадки распространены и на детской площадке среди ровесников, они встречаются на занятиях в детском саду. Прежде всего, эти миниатюры развивают внимание, память, стимулируют воображение, умение мыслить неординарно, творчески подходить к решению задачи. Примеры детского фольклора это подтверждают. Судите сами:

Из нее пьют молоко, чай, сок (кружка).

Этот предмет помогает людям договориться, когда они не могут увидеться друг с другом (телефон).

Этот предмет нужен для того, чтобы выводить на бумаге красивые надписи (карандаш, ручка).

Загадка помогает узнавать новое, учиться чему–нибудь. К примеру:

Сама говорить не умеет, но много рассказывает (книга).

Как называют человека, который любит бездельничать? (лентяй).

Оранжевый и спелый, всем ребятам в радость (апельсин).

Плачет тучка, а ее слезы поливают землю (дождь).

Висит груша - нельзя скушать (лампочка, люстра, светильник).

Охраняет дом, не пускает посторонних (собака).

Как у нашего дружка коготки–царапки, кто же он? (котенок)

Страшилки

Пожалуй, это самая интересная тема как среди младших школьников, так и среди подростков. Известно, что дети часто любят попугать своих сверстников невероятными загадочными историями, после которых страшно засыпать.

Это очень забавно и весело. Кто–то рассказывает историю, от которой холодеют руки и все внутри замирает, а все остальные слушают и потом еще долгое время после завершения рассказа «переваривают» услышанное. Детский фольклор, проявляющийся в форме страшилок, пользуется невероятной популярностью. Самое интересное заключается в том, что дети всегда с удовольствием слушают подобные истории, даже если они и вызывают у них страх.

Примеры детских страшилок:

1. Лесное чудовище

В одном лесу появилось страшное чудовище, которого все боялись. Мышь ли в лесу случайно проскочит или зайчишка серенький пробежит – огромное страшилище его обязательно съест. Большая беда заключалась в том, что чудовища этого никто никогда не видел, а если и встречался с ним нос к носу, то живым уже не возвращался. Дошло до того, что лесные обитатели боялись высунуть нос из своих домишек – настолько напугало их это чудище. А вы не боитесь, что монстр внезапно выйдет из лесу и направится в город? Тогда и вы окажетесь в опасности! Ребята, конечно, трусят: кому хочется попасться в лапы к лесному чудовищу? Из дому лишний раз не выходят, оглядываются по дороге в школу: вдруг следом за ними страшилище лесное крадется? Так и не поймали монстра, а может, его и не было никогда?

2. Кот–людоед

Жил–был на свете такой кот, который любил лакомиться людьми. Он был огромных, просто гигантских размеров, а потому мог проглотить целого слона, не то что человека. Люди, прослышав про это злобное животное, стали бояться выходить на улицу поздно вечером и ночью, так как нападал он исключительно в это время. Чаще всего подобные случаи наблюдались в полнолуние или незадолго до его наступления. В другое время никто про гигантского кота ничего не слышал. Не было известно и его местонахождение. Кота искала полиция, на него охотились разные смельчаки, но поймать "изверга" так и не удалось. Поговаривали даже о том, что это сам черт обращается в кота, чтобы причинять зло. Представляете, каково это - ходить по улицам и не быть уверенным в том, что ты сегодня вернешься домой живым? Матери стали прятать своих детей, мужья и отцы вооружились вилами и однажды пошли в лес. Хотели встать на защиту своих семей, которых кот-людоед вознамерился уничтожить. Долго они пытались отыскать мерзкое животное, но это оказалось непросто. Все дело в том, что кот–людоед был чрезвычайно хитрым и ловко умел замаскировать себя: едва к нему приближались, как он делался невидимым. Мужики вызывали его на бой, он прятался и делал вид, что его здесь нет. Его называли трусом и подлецом – кот никак не реагировал. А однажды случилось такое: в один из домов как–то проник обыкновенный серый кот с темными отметинами на груди и утащил у хозяйки кусок сала. Когда его поймали, он внезапно растворился в воздухе и сгинул. Наверное, это и был кот–людоед...

Стихи

Много поклонников есть и у детских стихов. Такие замечательные детские авторы, как Агния Барто, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, известны всем и каждому. Их произведения любит весь мир и знает наизусть. Дети легко запоминают забавные рифмованные строчки, которые вызывают улыбку и хорошее настроение. Запоминание стихов тренирует активность мозга, развивает память, мышление, воображение, внимание и речь. Малые жанры детского фольклора особенно любимы детьми.

Примеры детских стихов:

ДУМАЙ, ДУМАЙ...

Это Вовка, вот чудак!
Он сидит угрюмый,
Сам себе твердит он так:
"Думай, Вовка, думай!"

Заберется на чердак
Или мчится, вот чудак,
В дальний угол сада;
Сам себе твердит он так:
"Думать, думать надо!"

Он считает, что от дум
У него мужает ум.

А Маруся, ей пять лет,
Просит Вовку дать совет
И сказать: во сколько дней
Ум становится умней?

***

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!..

Песни

Детские песни часто звучат на занятиях в детском саду. Под музыку выполняются различные ритмичные движения: танцы, игры и т. д. Все это также относится к категории «детский фольклор».

Песни исполняются под самую различную музыку и на самую разнообразную тематику. В основном преобладает тема народного творчества. Детский народный фольклор пользуется особой популярностью. Русские песни разучивают даже с трехлетними детьми, поскольку их тексты очень легко запоминаются.

Считалки

Считалки помогают детям определять очередность в различных играх. Замечено, что вместо того, чтобы просто договориться между собой, кто за кем следует, ребятишки почему то предпочитают считаться. В качестве считалки обычно выступает короткое стихотворение, наделенное динамичностью и представляющее значительный интерес. Может быть, именно такой подход позволяет им иногда избегать лишних споров и разногласий, которые нередко приводят к ссорам внутри детского коллектива. Эти стишки тоже представляют собой детский фольклор. Считалки замечательны тем, что помогают определиться в выборе игры заранее и не тратить время на споры, что очень важно для сохранения внутреннего микроклимата. Кроме того, это просто забавные произведения устного народного творчества, легко запоминающиеся, веселые, добрые. Таким образом, очень полезным оказывается детский фольклор. Считалки как нельзя лучше подходят для любых игр. И только попробуйте начать отговаривать деток пользоваться этим чудесным инструментом! Мало того, что уже через пять минут они все перессорятся, так еще и испортят настроение всем, кто в данный момент окажется поблизости.

Примеры детских считалок:

Тише, мыши, кот на крыше,
а котята ещё выше.
Кот пошёл за молоком,
а котята кувырком.
Кот пришёл без молока,
а котята ха-ха-ха.

***

Раз, два, три, четыре, пять,
Научились мы считать.
Ну а дальше мы не знаем,
Может, вместе посчитаем?

Шесть – конфеты любим есть,
Семь – мы помогаем всем,
Восемь – мы друзей в беде не бросим.
Девять – учимся на пять,
Десять – кончили считать.

***

Кони, кони, кони, кони,
Мы сидели на балконе.
Чай пили, чашки били,
По-турецки говорили.

***

Жили-были у жилета
Три петли и два манжета.
Если вместе их считать,
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь, в чём секрет?
У жилета нет манжет!

Таким образом, детский фольклор имеет большое значение в контексте русского устного народного творчества. Изучать этот пласт культуры обязательно нужно, потому что дети – большие выдумщики и мастера придумывать забавные загадочные истории. При внешней похожести продуктов творчества все они оказываются уникальными и неповторимыми по своей сути.

Ребята, изучая всевозможные загадки, считалки, стихи, песни, принимая участие в подвижных и интеллектуальных играх, получают на будущее полезный урок. Детский фольклор развивает творческое мышление, учит анализировать, размышлять, относиться с величайшим вниманием к звучащему слову, любить и беречь природу. Фольклористы специально ездят по деревням и собирают материал для своих практических исследований.

Напоследок добавим, что жанры детского фольклора не исчерпываются перечисленными в этой статье произведениями. Существуют еще прибаутки, приговорки, всевозможные кричалки и оралки. Все эти направления только подчеркивают красоту и многообразие устного народного творчества.

fb.ru

Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок

2.Актуализация знаний.

Задание: разгадать кроссворд «Жанры и виды устного народного творчества» (ПРИЛОЖЕНИЕ№1).

1.»В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь…»

(Сказка.)

3.Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать и выколпаковать.

(Скороговорка.)

4.В трех соснах заблудился.

(Поговорка.)

5.Ох, милка моя,

Семечко рассадно…

До сих пор неграмотна,

Разве не досадно?

(Частушка.)

6.Федя-бредя

Съел медведя,

Упал в яму,

Кричал маму!

(Дразнилка.)

7.»Ладушки, ладушки!

Где был?» - «У бабушки».

«Что ели?» - «Кашку».

«Что пили?» - «Бражку».

(Потешка.)

8.В гостях хорошо, а дома лучше.

(Пословица.)

Ключевое слово «загадка» - тема нашего урока.

2.Изучение нового материала.

Происхождение загадок относится к глубокой древности. Ученые предполагают, что их происхождение связано с условной, тайной речью, к которой прибегал человек, не желая давать настоящие названия животным, предметам, явлениям. Люди боялись называть какое-либо существо, чтобы не накликать беды; например, избегали произносить название болезней, волка, черта, змеи И Т. Д. Охотник, боясь неудачи, окружал свое занятие тайной, не говорил, куда направляется на охоту, на какого зверя, не называл охотничьих орудий. Охотнику, уходящему на промысел, не следовало предлагать вопрос: «Куда идешь?». Ответ на этот вопрос значил бы раскрытие тайны. Когда вопрос был задан, охотник возвращался домой, бранился или шутливо отвечал: «На кудыкину гору журавлей пугать». Отсюда дореволюционная поговорка: «Не кудыкай, счастья не будет» (Даль).

Вместо запретных слов человек стал употреблять «подставные» слова. Так, сибирские крестьяне, «чтобы не навлечь на себя беды и по забывчивости не сказать дурного слова о медведе, избегали употребления слова «медведь», называя его в иных местах «дедушка», в других – «зверем», «хозяином», иногда называли его «он», «черный зверь». Отправляясь в тайгу произносили заговор: «Пень, колода, крутая гора, не видать черному зверя меня».

С этими «подставными» словами и связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путем указания на какие-либо признаки предмета: «Пошел по тух-туху, взял с собой тав-тавту, нашел я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела б меня храп-тахта» (Пошел я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей).

Когда-то в древности у народов, стоящих на низкой ступени общественного развития, загадки служили средством испытания мудрости. Древний человек был заинтересован в том, чтоб был обеспечен удачный исход при военном столкновении, благополучный брак, удачная охота. Поэтому проводились испытания «мудрости» при выборе вождя, жреца, при приеме в род, испытывали жениха пред свадьбой. В русском фольклоре сохранились следы такого рода значения загадок. Например, существовали сказки, в которых царевна обещала выйти замуж за того, чьи загадки она не сумеет отгадать.

С течением времени функция загадок изменяется. Они становятся средством развлечения. Испытания, состязания загадками приобретают игровое значение. Их очень любят дети. Отгадывая загадку, они испытывают большое удовлетворение. Загадка как бы по-новому раскрывает мир, заставляет видеть предметы или явления в новом часто неожиданном свете.

3.Закрепление.

4.»Литературное лото». (ПРИЛОЖЕНИЕ №3)

Раскроем по-новому мир, увидим предметы новом свете. Поиграем в лото «Русские народные загадки».

/Каждому учащемуся дается карточка с загадками. У учителя-ведущего остаются карточки с отгадками. Отгадка может быть в виде рисунка или в виде написанного слова.

Учитель достает по одной карточке, читают отгадку или показывает ребятам рисунок, а они, назвав загадку, читают соответствующие ей загадки со своих карточек, характеризуя каждую и закрывая затем жетоном.

Выигрывает тот, кто первым закроет все загадки на своей карточке/.

4.Итог:

Создатель поэтического чуда – русский народ! Загадки позволяют многое узнать о его быте, его характере. Понять, что оно любит, ценит, а над чем подшучивает или насмехается.

Роль пословиц в становлении русской литературы.

Читаю отрывок из поэмы Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Ребята называют использованные автором загадки:

Недаром зиму долгую

(Толкуют наши странники)

Снег каждый день валил.

Пришла весна – сказался снег!

Он смирен до поры:

Летит – молчит, лежит – молчит,

Когда умрет, тогда ревет.

Вода – куда ни глянь!

Поля совсем затоплены,

Навоз возить – дороги нет,

А время уж не раннее –

Подходит меся май…

Замок – собачка верная:

Не лает, не кусается,

А не пускает в дом!

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *