Занятия для дошкольников по экономике – . , . , – .

Содержание

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по экономическому воспитанию.

Конспект занятия НОД по экономическому воспитанию в подготовительной группе.

Тема. Бюджет семьи, доход, расход.

Программное содержание:

 формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей;

развитие экономического мышления, интереса к материально – предметному окружению;

ознакомить детей со следующими  понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы»;

дать представление о сущности расходов, показать их многообразие;

развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;

познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией;

воспитывать уважение к труду взрослых;

побуждение деловой активности.

Задачи: учить детей различать понятия «хочу» и «надо»; дать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров и т. п.; воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности.

Предварительная работа: Родители и дети изготавливают карточки-схемы семейных затрат, подбирают пословицы о бережливости. (Для использования на занятиях и пополнения игровой копилки в уголке экономики)

Оборудование и материалы:

Мультимедийная установка, мультфильм «Простоквашино» , карточки-схемы, карандаши, таблички с надписями «хочу», «надо» на каждого ребёнка, костюм военного, врача, бабушки, дедушки, студентки;

модель “семейный бюджет” – корзинка, слайды с изображением предметов, деньги.

 Ход занятия

Организационный момент.

Чтение стихотворения Ш.Галлиева «Три копейки на покупку»

Маму в магазин провожает сын,

Три копейки ей дает: Вот!

Купи мне самолет.

А еще ружье, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть!

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить…»

- Как вы думаете, чему учит это стихотворение? (мальчик не знает цену деньгам, у него очень много желаний)

- О чем мы будем сегодня разговаривать? (о деньгах, как ими распоряжаться)

Вступительная беседа.

Смотрим фрагмент мультфильма «Простоквашино», где кот Матроскин говорит: «А я ничего покупать не буду. Я экономить буду….»

- Что значит «экономить?» ( беречь, не тратить лишнего, делать разумные покупки)

- Вы слышали от своих родителей такие слова?

- В каких случаях? (ответы детей)

Сегодня к нам пришла семья (переодетые дети).

- Назовём членов семьи. (мама, папа, дочь, сын, бабушка и дедушка).

- Как вы думайте, чем каждый из них занимается?

( Папа – военный, мама – врач, Бабушка и дедушка не работают, они на пенсии на заслуженном отдыхе, старшая сестра-студентка, младший брат ходит в детский сад).

-  Правильно, папа – военный, мама – врач они трудятся, работают и за свой труд получают зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц или за день или за неделю.

- Кто получает зарплату? (Папа, мама)

- За что они получают зарплату? (За свой труд)

Дети кладу деньги в корзинку-копилку

- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет. (кладут деньги в копилку)

-Сестра – студентка она учится и за свой труд получает стипендию, это тоже деньги. (пополняют копилку)

- Брат ходит в детский сад, он не получает денег. Ему иногда дают деньги на сладости,  игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а старшие

(копилка  постепенно заполняется деньгами, и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи.)

- В гости приехала тётя семьи и добавила в доход свою заработную плату (добавляет в копилку деньги).

- Доходы увеличились или уменьшились?

- Сестра в этом месяце не получила стипендию (забирает из копилки деньги).

- Денег стало больше или меньше?

- В копилке лежат деньги – это доход семьи, т.е.– это все деньги, которые получают  члены семьи.

- Вот как складывается семейный бюджет.

- А какой доход в вашей семье?

-  Кто в вашей семье распоряжается семейным бюджетом? (Ответы детей: мама, папа, родители, взрослые).

-По нашей просьбе  ваши родители приготовили карточки-схемы вашего семейного бюджета.

- Давайте посмотрим и подумаем о самых важных и необходимых тратах, а что можно оставить и на вторую очередь или вообще обойтись без этого.

(Детям раздаются карточки, в которых схематично обозначены расходы – это оплата за воду и электричество, еда, оплата за детский сад, одежда, мебель, развлечения, игрушки, сладости, лекарства).

- Представьте, что вам родители доверили распоряжаться семейным бюджетом. Карандашом в схемах отметьте те расходы, которые вы считаете основными.

- Объясните, почему именно так. (Дети по желанию защищают свой семейный бюджет и отстаивают свою точку зрения. Возможна дискуссия).

 - Как  думаете, вы экономно распорядились деньгами?

- Если так, то на что можно их потратить? (Покупать товар, копить, класть в банк, потратить на отдых).

- Как вы можете помочь родителям экономить? Ведь на сэкономленные деньги они могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники? (Дети отвечают: не лить зря воду, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам и ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы не покупать их, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки)

- А для чего хотел экономить Матроскин?

 - Кто помнит? (Смотрим отрывок из мультфильма «Простоквашино»)

- Предлагаю поиграть. Игра  называется «Экономические загадки».

Встанем в круг. Я буду бросать вам мяч, и загадывать загадку, а вы возвращать его и называть отгадку.

Люди ходят на базар: там дешевле весь... (Товар)

На товаре быть должна обязательно... (Цена)

Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без... (Рекламы)

Коль трудился круглый год, будет кругленьким... (Доход)

Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой... (Вклад)

Приносить доходы стал в банке папин... (Капитал)

И врачу, и акробату выдают за труд ... (зарплату)

Чтобы партнёров не мучили споры, пишут юристы для них ... (договоры)

Он финансовый факир, в банк к себе вас ждёт ... (банкир)

В море коварном товаров и цен бизнес-корабль ведёт ... (бизнесмен)

Мебель, хлеб и огурцы продают нам ... (продавцы)

За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт ... (кассир)

- Продолжим разговор о наших семьях, о доходах и расходах. Я хочу открыть вам один секрет! Знаете, сегодня у меня очень хорошее настроение, потому что скоро праздник  - Новы год. В честь этого я хочу получить какой-нибудь особенный подарок. Мне хочется иметь видеокамеру, и я надеюсь на то, что мои близкие, которые любят меня, подарят мне ее.

-А что бы вы хотели получить в подарок на праздник.

- Мы остановимся на двух известных словах — «надо» и «хочу». (Дети читают слова на карточках.)

Человеку необходимо иметь три вещи. Какие? (Пища, одежда, жилье.) Ребята, считаете ли вы, что пища, одежда, жилье действительно необходимы человеку для жизни? Пища нужна для того, чтобы жить и быть здоровыми. С помощью одежды мы укрываемся от непогоды. Жилье — это место, где мы живем. Эти вещи обозначим словом «надо».

Словом «хочу» люди обозначают те предметы или вещи, которые им хотелось бы иметь, но без которых вполне можно обойтись. Это не жизненно необходимые вещи.

Бывают вещи, с помощью которых наш быт значительно упрощается: холодильник, телевизор, компьютер и т.д. Теперь люди часто покупают их в интернет магазинах электроники. Мы тоже посетим такой магазин. Расплачиваться будем с помощью карточек.

Сейчас на экране будет представлен товар, а вы поднимите вверх ту карточку, которая, по вашему мнению, подходит для характеристики предмета как желаемого или необходимого (у детей карточки со словом «хочу» и «надо»). Пожалуйста, тщательно обдумывайте свой ответ в полной тишине.

На мультимедиа проводится показ слайдов: пальто, мяч, санки, яблоки, кровать, стакан с водой, велосипед, книга, молоко, телевизор, хлеб, свитер, кукла, машина, карандаш, стол, лимонад, коньки, сок, куртка, цветы, обувь, дом. После каждого слайда дети обосновывают свой выбор.

Работа с пословицами о бережливости и экономии.

Молодцы! У русского народа очень много разных пословиц и поговорок. Есть и о бережливости и экономии.

Копейка рубль бережет.

Доход не живет без хлопот.

Кто не бережет копейку, тот сам не стоит рубля.

Курочка по зернышку клюет, да сыто живет.

Пушинка к пушинке – и выйдет перинка.

-Как вы понимаете эту пословицу? Объясните смысл?

Итог.

Есть еще одна  пословица - БЕРЕЖЛИВОСТЬ – ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО. Конечно это мудрая пословица, но не забывайте еще об одном богатстве – это дружная семья, верная дружба и здоровье.

 1 ребенок: С экономикою нас

Начали знакомить.

И как деньги получать

И их же экономить.

2 ребенок: Мы доход своей семьи

Вместе подсчитали,

Знаем цену всем вещам

Что нам покупали!

3 ребенок: Будем знания получать,

Денежки накопим,

И вам, детские сады,

В будущем построим!

Литература 

  1. А.А. Смоленцева “Введение в мир экономики”. Санкт-П., “Детство пресс”, 2002год.
  2. Б.А. Райзберг “Экомика для детей” Издательство “Ось-89”

nsportal.ru

Сценарий занятия по экономике с детьми дошкольного возраста

Чтение сказки «Цветик-Семцветик»

Цель: формировать у детей понятия «хочу», «надо»; воспитывать чувство сострадания, желание помочь; дать детям возможность осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все; воспитывать нравственные понятия и активизировать словарь за счёт таких терминов, как покупка, сделать покупку.

Оборудование: склеенный из цветного картона цветок с семью лепестками.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям сделанный из цветной бумаги цветок с семью лепестками. Рассматривает его с детьми, уточняет цвет каждого лепестка, спрашивает: нравится ли детям этот цветок и предлагает послушать сказку о нем.

Чтение сказки. Беседа по содержанию: Все ли девочка получила от цветка по своему желанию? Как вы думаете, какое из желаний было самое ценное? Почему? Все ли наши желания могут исполняться в реальной жизни? Почему не все? Если мы хотим что-то иметь, как мы это приобретаем? Да, мы это покупаем. Что мы можем купить? (Дети перечисляют все возможности торговли.) Все ли, что продается, нам необходимо покупать? (Нужно спросить у детей поочередно, что они уже покупали и что хотели бы купить.)

Воспитатель (В.). Да, дети, многое можно купить, есть вещи, которые необходимы: это пища, жилье, одежда. Эти предметы нам необходимо покупать. А нужен ли нам в группе, например, подъемный кран или грузовик? А может, нам нужен столярный станок? Что еще, на ваш взгляд, нам не нужно? А без чего мы в группе не можем обойтись? А можно ли, ребята, купить себе товарища? Почему товарища мы купить не можем? Как мы находим себе друга? Кого мы можем считать настоящим другом? Да, ребята, настоящий друг — это тот, кто тебя не обижает, помогает тебе во всем, заботится о тебе, т. е. любит тебя. Назовите ваших друзей.

Этот цветок, дети, останется у нас в группе, и мы, глядя на него, будем стараться быть лучше, добрее.

Прогулка в магазин цветов

Задачи: показать на конкретном примере, что такое покупка и продажа; как, где и через кого это можно осуществить; воспитывать нравственные чувства по отношению к родителям, желание порадовать их своим трудом; продолжить формировать элементарные понятия об экономике: продажа, покупка.

Предварительная работа: беседа о предстоящей экскурсии.

Оборудование: комнатные растения, семена, луковицы.

Ход занятия

Воспитатель, собрав возле себя детей, показывает им цветик-семицветик, с которым знакомила их раньше.

В. Дети, вы, наверное, вспомнили, какое чудо совершил этот цветок для девочки. Какое? Да, цветок выполнил самое заветное желание девочки. А как вы думаете, что такое чудо? Да, ребята, чудо — это когда неожиданно для человека исполняется его сокровенное желание. А вы хотели бы сами совершить чудо для ваших мам? Как вы думаете, чему больше всего ваши мамы могли бы удивиться и обрадоваться? (Выслушать как можно больше ответов детей.)

Все ваши ответы были очень хороши, я тоже хотела бы порадовать ваших мам и поэтому приготовила вам сюрприз. Мы сегодня с вами пойдем в магазин цветов и купим там семена тюльпанов (показ цветов тюльпана). Мы их с вами посадим в ящик с землей и будем ухаживать за ними. А когда они зацветут, мы подарим их вашим мамам. Как вы думаете, удивятся они или обрадуются? Вы согласны с моим предложением?

Итак, куда мы с вами сейчас пойдем? Что мы будем там делать? У кого мы будем покупать цветы? Кто нам будет их продавать? Кто будет покупать цветы: мы или продавец? Кто будет продавать цветы: мы или продавец? Да, ребята, мы произведем покупку цветов, а продавец — их продажу.

По приходу в магазин дети покупают пакет семян, каждый благодарит продавца, воспитатель тоже покупает пакет семян. Возвратившись в группу, воспитатель снова заостряет внимание детей на том, что они совершили покупку цветов, а продавец — их продажу.

Математика в гостях у тетушки Экономики

Цель: наряду с развитием математических способностей развивать у детей понятие об экономике; показать детям, какое большое значение имеет в нашей жизни бережное отношение к вещам, предметам, как экономика влияет на благосостояние людей; пробуждать у детей желание быть экономным, расчетливым, бережливым.

Предварительная работа: занятия по воспитанию у детей элементарных понятий об экономике и пополнение словарного запаса детей словами экономно, экономично.

Оборудование: кукла «тетушка Экономика», «квартира», сделанная из бросового материала — комната, кухня, спальня; фланелеграф, плоскостные ежи и грибы для фланелеграфа, бусинки (колечки, вырезанные из цветной бумаги и склеенные), нитки, плоскостные куклы, небольшие иллюстрации по каждому диктанту.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей в гости к одной очень доброй тетушке, которую зовут тетушка Экономика.

В. А вот почему ее все называют доброй, мы узнаем, побывав у нее в гостях.

Воспитатель подводит детей к ширме, раскрывает ее. Дети видят куклу и комнату, кухню. Воспитатель обращает внимание на то, из чего все это сделано, отмечает, что благодаря умелым рукам тетушки, у нее такая красивая квартира. Далее тетушка предлагает детям отправиться на лесную поляну и посмотреть, как животные готовятся к зиме. Поляну можно изобразить в виде полотна зеленого цвета на доске, на ней два ежа несут на себе по одному грибу или яблоку (материал плоскостной).

Воспитатель обращает внимание детей на поляну и говорит: «Дети, кого мы видим на поляне? Куда идут ежи? Почему у них на спине грибы? Сколько всего ежей? Сколько у каждого ежа грибов? А как вы думаете, дети, хватит ли столько грибов ежам на зиму? Конечно, не хватит. Давайте им поможем, подскажем, как же можно за один раз принести много грибов». Воспитатель предлагает детям нерациональное расположение грибов, и дети отмечают, что это тоже мало. Такие ситуации подталкивают детей самостоятельно думать и находить решение. Дети предлагают свои варианты, в итоге пересчитывают грибы у двух ежей, если их не поровну, то можно предложить добавить, чтобы грибов стало поровну.

Воспитатель благодарит детей за помощь ежам и переходит к новому игровому заданию: «Собери бусы для кукол».

Детям предлагаются склеенные маленькие колечки из цветной бумаги и нитки, далее на каждого ребенка дается вырезанная из картона или плотной бумаги кукла. Эти куклы — дочери тетушки Экономики. Дети должны подумать и рассчитать, сколько бус для куклы они сделают. Важно, чтобы бусы были не очень длинные, не очень короткие, и чтобы при этом все бусинки были истрачены и ни одна не испорчена. Дети выполняют задание. После того, когда они закончат работу, подвести итог и выяснить, кто из детей был более рационален в выполнении задания.

Л. Матюк

vscolu.ru

План-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме: Конспект НОД "Кошкина экономика"

Конспект

познавательного занятия по экономическому воспитанию

в  подготовительной к школе группе детского сада

«Кошкина экономика»

Программное содержание:

Дать детям первоначальное представление о семейном бюджете. Помочь понять, почему нельзя у родителей требовать покупать все, что хочется. Дать детям понятие экономика, калькулятор, доходы, расходы, бюджет. Активизировать в речи детей слова: деньги, котинки, считать. Объяснить смысл понятия: накопление.

Материал:

Фланелеграф, картинки: Ученый Кот, мама-кошка, три котенка, изображения домика и магазина, калькулятор.

Ход занятия:

Воспитатель, выставляя на фланелеграфе картинки, с изображением ученого кота, кошки, его домика, магазина и его детей-котят говорит:

Это наш ученый кот.

Здесь семья его живет:

Три его ребенка –

Маленьких котенка.

Рядом с домом магазин.

Кот работает один,

По хозяйству дома – кошка,

А котята - у окошка.

Греют хвостики, играют,

Папу дружно поджидают.

В. – Ребята, я вам напомнила про нашего знакомого ученого Кота. Вспомните, почему мы называем его Ученым Котом?

Д. – Потому, что он очень умный, прочитал много книжек, все знает.

       Потому, что он умеет хорошо считать.

В. – Верно. А теперь наш Кот построил себе магазин, в нем он продает различные товары. Мама-кошка трудится дома по хозяйству: стирает, убирает, готовит обеды. Как все мамы. А котята еще маленькие. И как все маленькие дети очень любят, когда папа-Кот приходит домой и что-нибудь приносит вкусное.

Вот и сейчас он пришел домой, а котята:

  1. Папа, купи мне!
  2. Нет, мне!
  3. И мне тоже!

В. - Папа – Ученый Кот, очень рассудительный, внимательно выслушал котят. Оказалось, что они увидели у соседских котят новые игрушки. Им тоже захотелось такие. Кот усадил всех за стол, достал свой калькулятор…

       Что такое калькулятор, кто из вас знает?

Дети отвечают на вопрос.

В. – Как вы думаете. Может быть, Кот перепутал что-нибудь? Для чего ему понадобился калькулятор? Может быть, нужно было сначала достать кошелек?

Ответы детей.

В. – Верно, ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо  доходы посчитать.

        А кто знает, почему нужно считать доходы и расходы?

Дети высказывают свои предположения.

В. – Ребята, подсчет расходов и доходов – это расчет бюджета. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой бюджет.

А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

Д. – Потому что, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают.

В. – А как вы думаете, вы смогли бы помочь Ученому Коту подсчитать, сможет ли он купить своим котятам игрушки?

Д. – Смогли бы.

    -  Нет, это очень трудно.

В. – А давайте попробуем. Нужно спросить у Кота, какие у него будут расходы, сколько котинок ему нужно потратить?

Д. – А что такое котинки?

В. – В разных государствах деньги называются по-разному. Я вам об этом обязательно расскажу. Так вот, у  нашего Ученого Кота деньги называются котинки. Подумайте, почему у кошек так странно называются деньги?

Дети высказывают свои предположения.

К. – Сначала мне нужно оплатить квартплату – 2 котинки, заплатить за свет – 1 котинка, дать маме кошке на продукты – 3 котинки.

В. – Дети сосчитайте, сколько котинок нужно на все это истратить.

Дети считают.

Д. – 6 котинок.

В. – Теперь нужно спросить, сколько котинок стоят игрушки.

К. – На игрушки нужно 2 котинки.

В. – Так сколько котинок нужно иметь Ученому Коту, чтобы он смог купить новые игрушки котятам?

Д. – 8 котинок.

В. – А вот теперь, нам нужно спросить у Кота сколько у него есть денег.

К. – А меня есть в кошельке только 9 котинок.

Воспитатель предлагает детям вместе посчитать, сколько осталось котинок на игрушки.

Дети считают.

Д. – Осталась только одна котинка, а нужно две.

В. – Так сможет Кот купить игрушки сейчас, или нужно еще  подкопить денег?

Д. – Нужно еще копить.

В. – А кто знает, что такое копить деньги, сделать накопление?

Дети высказывают свои суждения.

Воспитатель обобщает ответы детей и добавляет, что делать накопление, значит их нужно отложить и не тратить. Накопления, это та часть денег, которая остается после того, как израсходованы денежки на все необходимое.

К. – Вот из этих-то накоплений я и смогу купить вам новые игрушки. А вы, ребятки, так же как и мои котятки, не забывайте про семейный бюджет. Мамы и папы вас очень любят, и очень любят делать вам различные покупки, и если у них есть деньги. Они обязательно сделают вам покупку. Пока! В следующий раз  мы поговорим о том, где и как можно копить деньги, мы поговорим в другой раз.

nsportal.ru

План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Конспект занятия "Экономика для малышей"

Конспект занятия для детей средней группы

воспитатель: Посунько Т. М.

«Экономика для малышей»

Цель:

- познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата;

- дать  представление о рекламе;

- пробуждать здоровый интерес к деньгам;

- формировать экономическое сознание;

- развивать наблюдательность, пополнять активный словарный запас детей за счет следующих слов: деньги, семейный бюджет, реклама, пенсия, зарплата, рубли.

 - воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги, а так же  бережное отношение к природе, желание экономно относиться к природным ресурсам и  охранять окружающую среду.

Материал: магнитофон с  записью смс сообщения, предметные картинки   карточки – схемы, с изображением товаров и магазинов, атрибуты к подвижным играм, муляжи фруктов, видеокамера, модули, денежное дерево, мольберты, атрибутика сказочного леса, копилка, поощрительные призы для детей.

Предварительная работа:

-  дети знакомились с живой и неживой природой, учились  правильно с ней взаимодействовать;

- в игровой деятельности использовались сюжетно – дидактические игры «Маленькие покупки», «Магазин», «Реклама»;

- рассматривали модель семейного бюджета;

- использовали дидактические игры «Вкусно и полезно», «Бюджет моей семьи», «Товарный склад».

- проводились экскурсии в магазин и беседы на данную тему.

Ход:

Дети сидят на коврике, под музыкальное сопровождение заходит  Гном.

 Гном: Здравствуйте ребята, сегодня я хочу вам рассказать про очень интересную, необычную семью. Хотите послушать?

Дети: Да! Очень хотим!

Гном:  Жил был в лесу Гном по прозвищу Эконом. Его так прозвали, потому что он, очень  много работал, копил, экономил лесные денежки. На заработанные и сэкономленные деньги он построил в лесу свой магазин  и стал там работать и зарабатывать. С ним вместе живет его жена, Гномела, она работает  врачом, лечит гномов  и за свой труд они  получают…….Эх, забыл, как это называется. Вот ваши родители тоже ходят каждый день на работу и получают там…

Дети: Зарплату.

Гном: Правильно, а еще с ними живут Гном - дедушка и Гномела - бабушка. Они уже старенькие и не работают, но тоже что-то получают…

Дети: Пенсию!

Воспитатель: Правильно, какие вы молодцы! Пенсия это деньги, которые платят пожилым людям, проработавшим много лет. А вот все деньги, которые заработали Гном -  Эконом,  его жена Гномела, дедушка - Гном и бабушка - Гномела, называется  семейный бюджет. Давайте  все вместе скажем……. (дети смотрят на модель семейного бюджета, представленного на мольберте) и произносят хором фразу: семейный бюджет.

Воспитатель: дети, давайте расскажем нашему гостю как мы,  которые не работаем, а посещаем детский сад, можем помочь родителям экономить семейный бюджет? (заработанные родителями деньги)

Дети: нужно беречь одежду, обувь, игрушки, мебель….

Гном: Какие вы молодцы так много знаете об экономии семейного бюджета. Я непременно должен о вас рассказать своему другу Гному – Эконому. До свидания!

Звучит риалтон смс

Воспитатель: Ребята, это пришла смс от феи сказочного леса, которая  защищает и оберегает лес и его жителей. Она приглашает  нас к себе в гости. Там нужна помощь Гному -  Эконому, который  предлагает  нам поработать  помощниками  в его магазин. А за то, что мы  будем его помощниками, он нам за каждое правильно выполненное задание тоже заплатит, как вы думаете, что?

Дети: Зарплату.

Воспитатель: Молодцы!  Я приглашаю вас в путешествие. Все задания Гном - Эконом будет присылать по смс. Ну что, готовы к путешествию?

Дети: Да!

Воспитатель: Ой, кто-то в нашей группе разбросал листья, давайте посмотрим куда они нас приведут (звучит музыка,  дети идут по листочкам и попадают на поляну).  Посмотрите, в какой необычный лес мы с вами попали, как вы думаете какое в этом лесу время года и почему?

Дети: Осень

Воспитатель: Правильно. А почему именно осень, Маша?

Маша: Потому что на деревьях висят желтые листья.

Воспитатель: А ты как думаешь, Коля?

 Коля: и на земле лежат желтые листочки, которые опадают с деревьев.

Воспитатель: Умницы! Верно ответили. В осеннем лесу так красиво, свежо,  давайте послушаем звуки леса (дети слушают магнитофонную запись).

Звучит риалтон смс

Воспитатель: Это смс от Гнома - Эконома   он пишет, что рад  нас приветствовать в  сказочном лесу. Просит найти необычное дерево. Ребята, посмотрите внимательно, где же стоит это необычное дерево?

Дети находят дерево.

Воспитатель: Молодцы! А что же на нем вместо листочков?

Дети: Деньги!

Воспитатель: Правильно. Это дерево не простое, а денежное.

  Если мы справимся с заданием, то мы можем снять один денежный листок. Ребята, а вы знаете, как называются деньги, которыми мы пользуемся?

Дети: Да.

Воспитатель: И как же, Филипп?

Филипп: Это денежки.

Воспитатель: Нет, Филипп, не верно. А как считает Саша?

Саша: Это монетки.

Воспитатель: Нет, Сашенька, ты ошибся, это не монетки. Кирочка, а как ты считаешь?

Кира: Я считаю, что это рубли.

Воспитатель: Молодец, Кирочка, совершенно верно. Давайте вместе повторим,  как называются деньги, которыми мы пользуемся.

Дети отвечают хором: Рубли.

Воспитатель: Правильно.

Звучит риалтон смс

Воспитатель: В  смс Гном – Эконом   сообщает о том, что уже все продал и торговать ему больше нечем. Давайте поможем ему. А как мы это сделаем? Что для этого нужно, Света?

Света: Нужно посадить урожай

Воспитатель: Правильно. А как он попадет к Гному – Эконому?

Сережа: Мы его соберем и отправим к Гному – Эконому в магазин.

Воспитатель: Молодцы. Приступайте к работе.

Проводиться игра «Урожай»

Воспитатель: Замечательно. Посмотрите, сколько овощей мы собрали. Теперь лесные жители передадут их в магазин.

Звучит риалтон смс

Воспитель: В своем смс сообщении Гном – Эконом написал:  «Спасибо вам ребята.  За свой труд  вы можете снять с дерева один денежный листок».

Воспитатель: Ой, ребята, а куда же мы будем складывать заработанные деньги?

Дети: В копилку.

Воспитатель: А еще он пишет, что овощей мы собрали и вырастили  много, боится, что  не успеет их все продать, пропасть могут.

 Ребята, а как вы думаете,  чтобы  у гнома все  раскупили, что ему для этого нужно?

Дети: Реклама.

Воспитатель: Молодцы! Давайте мы с вами прорекламируем овощи, то есть снимим рекламный ролик, и по электронной почте отправим Гному -Эконому (в роли оператора выступает ребенок с настоящей видеокамерой, а остальные дети озвучивают текст «рекламы»):

1 ребенок: Свеклу надо для борща и для винегрета.

Кушай сам и угощай – лучше свеклы нету!

2 ребенок: Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный.

А огурчик свежий ароматен, нежен.

3 ребенок: Ах, какие вкусные пирожки капустные!

Зайчики - плутишки любят кочерыжки.

Угощу ребяток кочерыжкой сладкой

4 ребенок: Про морковь рассказ не длинный: кто не знает витамина.

Пей всегда морковный сок и грызи морковку-

Будешь ты тогда дружок, крепким, сильным, ловким.

5 ребенок: Самый вкусный и приятный, уж, конечно, сок томатный.

Витаминов много в нем. Мы его охотно пьем!

Приходит смс

Воспитатель: Спасибо ребятишки. Пока вы делали рекламу моего товара, у меня все раскупили. Можете снять с денежного дерева еще один денежный листок. А я на заработанные деньги куплю для всей свой семьи подарки. Они мне  нарисовали, что и где купить, только я разобраться не могу. Помогите, пожалуйста. Рисунок находится на вашей сказочной поляне.                                                                                                  

  (на картинках изображены продукты, телевизор, игрушки, книги, дети проводят стрелочки к нужному магазину).

Воспитатель: Замечательно. И с этим заданием вы справились.

Приходит смс

Воспитатель: В смс написано, что за нашу помощь мы можем снять с дерева и положить в  копилку еще один денежный листок. Ребята, интересно, как вы думаете, все ли можно купить за деньги?

Ответы детей: Нет!

Воспитатель: А что нельзя купить за деньги?

Дети: ветер, солнце, речку, облака…..

Воспитатель: Молодцы, а сейчас я вам предлагаю поиграть на этой чудесной поляне в игру, которая так и называется «Что можно купить, а что нельзя купить за деньги».

Дети получают карточки с обозначенными объектами и по музыкальному сигналу занимают соответствующее место на поляне, а затем анализируют правильность выполненного задания.

Приходит смс

Воспитатель: В смс сообщении Гном – Эконом пишет о том, что   лесные жители ему рассказали про  то, как вы дружно и весело играли, за это  мы можем снять еще один денежный листок и положить в свою копилку.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что мы должны бережно относиться, и к тому, что можно купить и к тому чего нельзя. Вот, например, если в лесу грибы рвать, сколько хочешь, топтать их ногами, то грибов просто не станет. А если покупать хлеб, не относиться к нему бережно (крошить, не доедать и выбрасывать), то никогда не станешь экономным и не сделаешь накопления, потому что деньги на хлеб будете тратить зря. Запомните это и будьте бережливыми ко всему, что вас окружает.

Вот и  подошло к концу наше путешествие. Давайте посмотрим,  сколько мы с вами заработали денег.

А когда вы вырастите, и будете работать, получать зарплату, накопите много денег, что вы купите? (ответы детей).

Воспитатель: Замечательно. Вот  сколько мы заработали денежных листочков. А мы можем на них что - нибудь купить в магазине?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему вы так считаете?

Дети: Потому что они не настоящие.

Воспитатель: А что значит не настоящие. Как называются деньги, которыми мы пользуемся?

Дети: Рубли!

Воспитатель: Поэтому я предлагаю заработанные нами денежные листочки отправить в магазин Гному – Эконому, а он нам пришлет что-нибудь вкусненькое из своего магазина. Но перед тем как мы с вами вернемся в группу, давайте  расскажем о наших планах на будущее:

1 ребенок: С экономикою нас

Начали знакомить.

И как деньги получать

И их же экономить.

2 ребенок: Мы доход своей семьи

Вместе подсчитали,

Знаем цену всем вещам

Что нам покупали!

3 ребенок: Будем знания получать,

Денежки накопим,

И вам, детские сады,

В будущем построим!

В конце занятия дети получают призы и угощение от Гнома - Эконома.

nsportal.ru

Конспект занятия в подготовительной группе: «Интересно об экономике»

Цель:

Продолжать расширять знания старших дошкольников по экономическим вопросам.

Расширить активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами: экономика, экономный, товарообмен, экспорт, импорт, потребности, деньги (купюры и монеты), цена.

Учить выражать свои мысли и анализировать ситуацию.

Учить классифицировать, рассуждать.

Закрепить умение выполнять математические вычисления.

Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание, интерес к окружающей жизни.

Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).

Воспитывать навыки рационального потребления, культуры поведения.

Ход занятия в подготовительной группе детского сада

I. Приветствие

Воспитатель. Мы рады приветствовать наших гостей. Сегодня я приглашаю Вас и наших детей к разговору об экономике.

Дети, кто-нибудь знает, что такое экономика? Как вы считаете, это наука о мультиках, или наука о деньгах, закупке товаров? (Варианты ответа детей). Экономика — это наука, которая изучает обмен, торговлю, наше умение выбирать и использовать товары и услуги.

А что значит быть экономным? (Варианты ответа детей). Быть экономным, это значит бережно и экономно использовать деньги, товары, услуги.

Сегодня мы попробуем быть экономными, познакомимся с экономическими названиями и решим экономические вопросы. Согласны? Тогда начнем!

II. Экономическая игра «Экспорт — импорт»

Приглашаю вас посмотреть на карту. Внимательно рассмотрите. Вот где мы находимся. Вот наш флаг. Как называется наша страна? Существуют ли другие страны в мире? Можете назвать? Рассмотрите внимательно карту мира и флаги, которые являются символом разных стран — больших и малых, далеких от нас, и стран-соседей.

Каждая страна производит товары, которых нет в других странах, а значит, есть возможность ими поделиться. Обмен товарами между странами называется товарообменом. Товар, который производится в других странах мира и привозится для продажи в России, называется — импорт. Товар, который производится в России и перевозится для продажи в другие страны называется — экспорт.

Внимательно рассмотрите рисунки, и определите, какими товарами богата наша страна. И те товары, которые у нас не производятся. Давайте загрузим товарами поезда, следующие в Россию, и из России.

III. Игра «Определи потребность».

А для чего Россия и другие страны покупают эти товары? Потому что они им нужны. Потребность — это необходимость в чем-то, желание иметь. Вот что нужно вам? У вас очень много потребностей. А все ли потребности одинаковы? Если ваши родители купят вам игрушек на все деньги, это хорошо? А если из-за этого у вас теперь не будет возможности купить одежду, еду лекарства, это хорошо? (Помочь детям сделать вывод о том, что сначала удовлетворяют потребности в пище, воде, одежде, жилье — это первоочередные нужды, а уже потом — второстепенные, второстепенные нужды: игрушки, развлечения, сладости, путешествия и т.д.).

Молодцы! Теперь вы знаете потребности первоочередные, а какие второстепенные, и сможете рассказать об этом другим.

IV. Игра «Найди российские деньги».

А где мы можем удовлетворить свои потребности? В магазине. А в магазине удовлетворяют наши потребности бесплатно. За деньги. Найдите среди денег других стран российские деньги.

Как называются наши деньги? (Рубль). Бумажные деньги называются — купюры. Железные деньги называются — монеты.

Итак, у нас есть деньги. Вы правильно определили. А теперь можно идти в магазин? А вы знаете что в магазинах есть разные отделы? Какие? А для чего? Так, чтобы было удобно, чтобы люди экономили свое время. Если я хочу купить молоко, то я иду в … молочный отдел. Если я хочу купить овощи, то иду в … овощной отдел.

Игра «Распредели продукты по отделам»

V. «Как можно съэкономить»

Ну что же, я приглашаю вас в наш магазин делать закупки. Рассмотрите товар, определите, что бы вам хотелось купить. Каждый товар имеет свою цену. Цена — это денежное выражение стоимости товара. Ой, дети, обратите внимание, в нашем магазине на товаре 2 цены. Почему? Как вы считаете? Потому что в разных магазинах, или в разных фирмах один и тот же товар может иметь разную цену. Как считаете, по какой цене лучше покупать товар, за меньшую, или за большую? Почему? Да, конечно за меньшую, потому что так мы экономим, сохраняем часть наших денег. Тогда определим по какой цене будем покупать, и сколько мы сэкономим. (Дети выполняют вычисления, и объясняют свою экономию. Н-р: Миша, что ты хочешь купить? За какую цену лучше купить? Почему? Сколько ты сэкономил?).

VI. Игра «Отсортируйте мусор»

Вот представьте себе, что все мы съели, выпили, одели … Что у нас осталось? Обертки, бутылки, банки и тому подобное. Куда это все девать? Выбросить в мусор? Все вместе? Я предлагаю все рассортировать. То есть каждый вид мусора положить отдельно, в отдельный контейнер. (Дети сортируют мусор ориентируясь на отметки на контейнерах).

Для чего мы сортировали мусор? Все просто — чтобы его стало меньше. Сортированный мусор можно переработать — он автоматически перестает быть мусором, а взамен становится полезным сырьем. Если вы все сбрасываете в одну кучу, много сырья теряет свою ценность. И все же большинство сырья попадает на заводы. Из макулатуры изготавливают газетную и обычную бумагу, а еще технический и кровельный картон. Из пластиковых бутылок сначала делают специальные гранулы, а уже из них могут изготавливать множество всего другого — от таких же бутылок и другой тары до тканей, одежды и игрушек. Стекло моют, измельчают плавят в печи, а потом разливают в формы. Так получают новые бутылки, баночки и другие стеклянные предметы. Кроме того, полученное сырье могут использовать на производстве абразивов, керамических изделий, изоляции, плитки и кирпича. Из резиновых покрышек создают новые напольные коврики, подошвы для обуви и покрытия для спортплощадок.

А теперь я вам хочу показать пример использования собранного и рассортированного мусора.

Более всего макулатура используется в изготовлении гофрированного картона, используется для упаковки разнообразной продукции, ее защиты при трансформировании, из него даже делают мебель. Картон — это экологически чистый материал и не вредит природе. Его можно переделывать вечно.

Изделия из пластика, в том числе бутылки вошли в нашу жизнь резко и надолго. На очень долго. Это полезная емкость, одновременно … очень коварная. Ведь выражение — нет ничего вечного — не о ней. Пластиковая тара имеет очень длительный срок распада. Она или же материал, из которого она сделана, практически не поддается утилизации, а сжигать ее опасно.

А мы с вами создавали поделки из пластиковых бутылок.

VII. Поделки из бумаги

Посмотрите, вот у меня остатки бумаги. Бумажные отходы. Как вы считаете, нам их выбросить в мусор, преобразовать, переделать в что-то полезное, хорошее, новое? Предлагаю из этих бумажных лоскутков сделать аппликацию в стиле бумажной обрывной мозаики. (Работа в подгруппах).

Видите, мы стали экономными, превратили остатки бумаги в такие красивые изделия.

VIII. Итог. Рефлексия

Молодцы! Мы сегодня хорошо работали. Много интересного об экономике вы узнали? Какие новые слова запомнили? Поняли, зачем сортировать и перерабатывать мусор? Научились экономить?

А что можно купить на сэкономленные деньги? Вкусности! Вот я тоже сэкономила, и хочу угостить и вас!

chudor.ru

Конспект интегрированного занятия по экономическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе

Задачи:

Обучающие:

1. Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий.
2. Формировать экономическое мышление, проводить эксперименты, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Закрепить экономические знания в практической ситуации,
4. Использовать обобщенные способы решения задач.

Развивающие:

  1. Развивать мышление, способность к умозаключению, речь: сформулировать своё мнение.
  2. Активизировать словарь детей словами: дорого, дешево, обмен, заработать, потребности , производители, реклама.
  3. Подбирать антонимы: дорого – дешево, заработать – продать.
  4. Закреплять умение строить сложноподчиненные предложения;
  5. Развивать внимание.

Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения, чувства доброжелательности в общении с детьми.

Изобразительная деятельность: лепка печенья для презентации.

Раздаточный материал: лист бумаги, карандаш, пластилин, доски.

Демонстрационный материал : иллюстрации, картинки, карточки, ватман, доска.

Предварительная работа: цикл учебных ситуаций: экономические термины.

  • Потребности растений, людей.
  • Какие бывают товары и услуги.
  • Какие бывают производители.
  • Цепочка производителей.
  • Что такое цена.

Ход занятия

– Я предлагаю вам сегодня заняться продумыванием плана:

“Как заработать деньги, выпекая своё печенье”.

– Сегодня мы будем заниматься проектом и будем  бизнесменами. Мы не сами будем печь печенье, мы будем для этого процесса всё организовывать.

Первое – нам нужен начальный капитал, чтобы открыть своё дело: выпечку вкусного печенья.

Воспитатель задает вопросы детям:

– Что означает “мое”, “твое”, “наше”?

– Что означает “цена”, “дорого”, “дешево”?

– Что означает “продавать”, “зарабатывать”, “покупать”?

– А где взять деньги?

– Можно деньги взять в банке в кредит, а потом отдавать. И нам надо заработать столько, чтобы кредит отдать и получить прибыль.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился.
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто.
В магазине занял место. (Хлеб.)

Дети отгадывают загадку.

– А загадка нам подсказывает, что нам нужно для выпечки печенья.

– А, что еще нам необходимо для приготовления теста? (Яйца, сахар, ванилин , соль, муку , изюм , воду.)

А кто будет печь печенья? (Кондитеры.)

– Значит, мы должны пригласить кондитеров и платить им зарплату.

– А где будут кондитеры выпекать печенья?

– В печи, покупаем печь электрическую.

А печи должны стоять в здании.

Вначале берем в аренду здание. Аренда – это не покупка, а временное пользование за плату.

Закупаем печи, продукты и приглашаем на работу кондитеров.

– У вас какие предложения по проекту?

– А как будет называться наше печенье?

– Что вы предлагаете сделать, чтобы наше печенье покупали?

Теперь составляем бизнес – проект: берем листы бумаги, карандаши и рисуем проект:

  • Мешок с деньгами – начальный капитал.
  • Здание – пекарню.
  • Нанимаем рабочих – кондитеров.
  • Покупаем оборудование.
  • Покупаем необходимые продукты.
  • Придумываем рецепт и название печенья.
  • Делаем презентацию печенья.
  • Договариваемся, где будем продавать.

Словесно-дидактическая игра “Бывает – не бывает”.

Цель: учить внимательно слушать , быстро соображать, развивать эмоции : реагировать на смешное.

Дети рисуют бизнес – проекты.

Работа на листах бумаги : рисуем начальный капитал, ресурсы – здание, оборудование, рабочие, продукты.

Карта проекта.

– Для того, чтобы наше печенье покупали, давайте вылепим из пластилина образцы нашего товара и представим его гостям.

Лепка печенья для рекламы и презентации.

Дети лепят из пластилина печенья по своему замыслу и выставляют его на просмотр.

– Продали печенье, заплатили рабочим зарплату, выплатили кредит, а остальные деньги как потратим?

Воспитатель подводит итог.

Занятие закончено.


Рис. 1. Мука


Рис. 2.


Рис. 3. Конвейер.


Рис. 4.


Рис. 5.


Рис. 6.


Рис. 7, 8. Печенье.

urok.1sept.ru

Занятия экономического содержания для дошкольников "Труд — продукт"

Задачи экономического занятия:

  • формировать представления о деятельности людей отдельных профессий;
  • учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • стимулировать проявление творчества и изобретательности.

Предварительная работа:

  • Чтение сказки С. Михалкова «Три поросенка»;
  • рассматривание картинок с изображением людей разных профессий;
  • беседа родителей с детьми о своей профессии, ее необходимости и результатах труда.

Материал: игрушка Хрюша, картинки с изображением домиков поросят.

В. — Каждый человек имеет свою профессию, свое дело. Профессия — это работа, которую надо выполнять. Каждое утро вы приходите в наш детский сад, но вы никогда не задумывались, как он появился.

Вопросы:

  • Как появился детский сад?
  • Кто его построил?

В. Есть такая профессия строитель. Строители строят дома, детские сады, школы, магазины и многое другое.

Появляется Хрюша:

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наф-Наф. Вы знаете из какой я сказки? Что случилось со мной и с моими братьями? Как мы сумели спастись от волка? В чьем домике смогли спрятаться? Почему волк не смог разрушить мой домик? Какие дома построили мои братья?

Чтение отрывков из сказки.

В. Если бы вы строили себе дом, кого из поросят попросили бы помочь? Почему?

Правильно, качественно выполненной работе отдают предпочтение, поэтому ее оценивают дороже, чем выполненную недобросовестно.

Игра «Покупка домика»

В. Кем работают ваши мама и папа?

Словесная игра: «Угадай, о ком я говорю». (Набор дидактических картинок о профессиях взрослых.)

Рисование с детьми на тему: «Мои папа и мама на работе».

«Лучшая реклама»

Задачи:

  • выявить способности детей рекламировать товары и услуги; поощрять способность детей придумывать более оригинальную по форме и содержанию рекламу;
  • выбирать наиболее интересную рекламу.

Словарная работа: ярмарка, товар, рекламный агент, конкурс.

Методические приемы:

  • Вступительная беседа.
  • Вопросы к детям по теме.
  • Самостоятельная работа детей.
  • Заключительная беседа.

Материал: поделки, изготовленные детьми; рекламные листы на от-дельные предметы; карандаши, бумага.

  • Беседа с детьми об отправлении на ярмарку, где они смогут продать свои изделия (поделки).
  • Что нужно сделать, чтобы быстрее распродать товар?
  • Придумать для него рекламу.
  • Что такое реклама?
  • Информация о товаре, с целью его долее быстрой реализации.
  • Кто такой рекламный агент?
  • Человек, помогающий продаже товара посредством описания лучших его качеств.
  • Что такое ярмарка?
  • Праздничная распродажа товаров.
  • Что такое товар?
  • Изделие, предназначенное для продажи.

Предложить детям придумать рекламу для своих поделок.

Предупредить детей, что от того, какую рекламу они придумают, будет зависеть распродажа товара, т. е. устроить конкурс реклам.

Самостоятельная работа детей по изготовлению рекламы.

Вместе с детьми подведение итогов конкурса реклам.

Продолжить путешествие по ярмарке, делая покупки понравившихся товаров.

Глазырина Л., Зайцева Н., Подолинская Л.

vscolu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *