Занятия по познавательному развитию в первой младшей группе по фгос – . , – .

Содержание

План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе "Волшебное путешествие"

Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе "Волшебное путешествие"

Воспитатель: Федорова Татьяна Владимировна, воспитатель Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 172 г.Нижнеудинск»

Цель: создать условия развития познавательной деятельности детей.

Задачи:

- формировать представление детей о цветах;

-развивать мелкую моторику, речь, двигательную активность;

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира.  

Материалы и оборудование: кукла Маша, стрелки двух цветов, ежик с запасами, волшебный цветок.

Ход занятия:

 Воспитатель: Ребята посмотрите кто пришел к нам в гости?

Дети: Кукла Маша

Воспитатель: Послушайте сказку. В некотором царстве - государстве жила была девочка Маша. Но злая колдунья заколдовала ее, и девочка превратилась в куклу. Но мы с вами можем помочь Маше, нужно найти волшебный цветок. Поможем Маше?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь! Только не забыли ли мы не чего? Давайте проверим.

Словесная игра

Нос, рот, голова,

Уши, щеки, нос, глаза,

Плечи, плечи, шея, грудь,

Не забыть бы что-нибудь.

 Ножками топ-топ-топ.

 Ручками хлоп-хлоп-хлоп.

Шаг вперед, шаг назад,

Это нет, а это да.

Воспитатель: Только вот куда идти я не знаю. Стрелочка была, но сломалась. Давайте соберем стрелки и узнаем куда нам нужно идти.

Игра "Собери по цвету"

Воспитатель: Молодцы, ребята правильно собрали стрелы. Тогда в путь!

Воспитатель: Вот мы пришли в лес густой. Деревья здесь растут разные.

Игра "Высоко - низко"

А в лесу деревья высокие стоят (покажите какие высокие), И совсем низкие (показали), а вот дерево упало (перешагиваем).

Воспитатель: Ребята, смотрите ежик потерял свои запасы на зиму, нужно помочь ему.

Игра "Помоги ежику"

Воспитатель: Какие мы с вами добрые ежику помогли. Пойдемте дальше. Смотрите ребята болото впереди. Что бы пройти его нужно по кочкам идти и с пути не сворачивать. (Ходьба по кочкам)

Воспитатель: Ребята а вот и цветок волшебный, только он у медведя в огороде растет.

Медведь: Здравствуйте, ребята! Зачем пришли?

Дети: За цветком волшебным.

Медведь: Отдам я вам цветок если вы поиграете со мной.

Игра " Мишка лапу поцарапал "

1. Мишка лапу поцарапал!

-Дай- помажем йодом лапу! (Ручкой позвать мишку к себе)

-Ой, не надо йодом! (Отрицательно машем головой)

Мажьте лучше медом! (На первое слово топнуть ногой)

Ой, не надо йодом! (Отрицательно машем головой)

Мажьте лучше медом! (На первое слово топнуть ногой)

2. -Мишка, маму должен слушать! (Грозим пальчиком)

Ты котлетку должен скушать! (Грозим пальчиком)

- Не хочу котлетку! (Повтор движений 1го куплета)

Дайте мне конфетку!

Не хочу котлетку!

Дайте мне конфетку!

Медведь: Вот молодцы ребята, порадовали меня! Так и быть отдам я вам волшебный цветок!

Дети: Спасибо!

Воспитатель: Пора ребята нам к Маше идти.

Воспитатель: Дайте, в ручки кукле Маше цветочек, а сами давайте крепко закроем глазки и скажем волшебные слова "Кукла Маша - девочка"!

Воспитатель: Ребята смотрите Кукла Маша превратилась в девочку

Девочка Маша: Спасибо вам ребята! Помогли вы меня расколдовать! Подарю я вам сладости разные! Досвидания!

nsportal.ru

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в 1 младшей группе.

Конспект открытого занятия

по познавательному развитию

в 1 младшей группе.

Тема: «Домашние животные и их детеныши»

Воспитатель:

С.А.Куксенко

Образовательная область: Познавательное развитие.

Вид деятельности: непосредственно - образовательная

Возрастная группа:  1 младшая

Тема: Домашние животные и их детеныши.

Программные задачи: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Цель:

Образовательные задачи: Знакомить детей с домашними животными и их детенышами, учить называть,  сравнивать их по величине.

Развивающие: Развивать любознательность, память, внимание, речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные: Воспитывать любовь к животным.

Предварительная работа: Рассматривание картинок с изображением домашних животных.

Словарная работа: Кошка, котенок, собака, щенок, лошадь, жеребенок, корова, теленок, чистят, защищают, согревают.

Материалы и оборудование: Презентация «Домашние животные», миски разного размера и цвета.

         

Ход деятельности

  1. Организационный момент.

Воспитатель обращает внимание на сюжетные картинки с изображением домашних животных.

  1. Основная часть. Отгадывание загадок о животных.

Воспитатель загадывает загадку, дети должны назвать отгадку (на экране появляется изображение животного).

  • Сама пестрая, ест зеленую траву, дает белое молоко. Кто это? (Корова.)
  • Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, но с водой не знается. Кто это? (Кошка.)
  • Длинная грива, скачет игриво, твердые копытца, дайте ей воды напиться. Кто это? (Лошадь.)
  • С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком. Кто это? (Собака.)
  1. Беседа о детенышах домашних животных.

Воспитатель. У собаки маленький … (щенок), а у кошки маленький … (котенок), у коровы … (теленок), у лошади … (жеребенок). Посмотрите, мама кошка большая,  а котенок какой? (Маленький.) Собака большая, а ее щенок какой? (Маленький.) Лошадь большая, а ее жеребенок какой? (Маленький.) Корова большая, а теленок какой?  (Маленький.) Вы знаете, как заботятся животные о своих маленьких детенышах? Кормят их молоком, чистят им шерстку языком, защищают, согревают. Как заботятся животные о детенышах? (Дети повторяют то, что услышали от воспитателя, на экране появляется изображение детеныша животного).

Физкультминутка.

Воспитатель предлагает детям представить, что они котята, затем читает стихотворение, показывает соответствующие тексту движения, дети повторяют за ним:

Если кто-то с места сдвинется,

На него котенок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котенок схватится.

Прыг-скок, цап-царап!

Не уйдешь от наших лап!

Прыжок на месте.

Имитация движения «котенок царапается»

Прыжок на месте, затем присесть на корточки.

Прыжки на месте «котенок царапается»

Развести руки в стороны, затем хлопнуть в ладоши.

  1. Игра «Найди миски для кошки и котенка».

Воспитатель. Хотите покормить кошку и котенка? (Да.) Что любят есть кошка с котенком? (Молоко, сметану.) Мы возьмем молоко, а наливать его будем в миски. Посмотрите, сколько у нас мисок, какие же выбрать для котенка и кошки? (Дети среди нескольких мисок находят самую маленькую для котенка, большую – для кошки,  «наливают молоко».) А что любит есть собака со щенком? (Косточки, мясо.) Ребята, только их нужно найти. (Предлагает детям емкость с фасолью, где лежат предметы заместители или муляжи.) (Дети находят предметы заместители и угощают собаку со щенком.) Теперь котенок и щенок наелись и будут спать на ковриках.

  1. Игра «Разноцветный коврик».

Воспитатель (показывает на экране разноцветные коврики.) Какие красивые коврики! Разноцветные! Скажите, какой коврик? (Красивый, разноцветный.) Что нарисовано на коврике? (Дети показывают и называют: «Цветы, листочки, бабочки».) Покажите листочки. Какие листочки? (Показ; «Листочки зеленые».) Что это? (Цветы.) Какие цветы? (Цветы красные.) А еще кто на коврике есть? (Бабочки.) Бабочки какие? (Красные.)

  1. Итог занятия.

Вопросы детям:

  • Каких животных мы видели на картинке?
  • Как называют их детенышей?
  • Кого мы кормили и укладывали спать?

nsportal.ru

Конспект занятий познавательное развитие детей (первая младшая группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №328

660132 г. Красноярск ул. Славы 3 т. 2-25-81-02

Материалы для участия в городском конкурсе

Среди педагогов дошкольных образовательных учреждений

«Конспект занятий с детьми»

Номинация: познавательное развитие детей

Участник: Валентинова В.А, воспитатель, МБДОУ №328

г. Красноярск, 2014

Конспект занятий познавательное развитие детей

Тема: «Помощь доктору Айболиту»

Возрастная группа детей: Первая младшая

Актуальность темы: одним из важнейших направлений в работе с детьми раннего возраста, является развитие их познавательной сферы, что способствует, развитию внимания, мышления, любознательности, уточнению отношений, знаний.

Цель занятия: Формировать представления детей раннего возраста о здоровье.

Образовательные задачи по основной образовательной области:

- Воспитывать у детей навыки здорового образа жизни

- Обогащение словаря (личная гигиена, полезные продукты, витамины, спорт, лечебные растения)

- Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес

Образовательные задачи по интегрируемым образовательным областям:

Социально - коммуникативное развитие:

-Развитие игровой деятельности

-Формировать у детей моральные и нравственные ценности

-Развивать общение с взрослыми и сверстниками

Речевое развитие:

-Воспитывать умение слушать новые словосочетания

-Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей

-Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность

Физическое развитие:

Совершенствовать культурно - гигиенические навыки

Труд:

-Безопасность

Музыка:

-Развивать музыкально – художественную деятельность. Приобщать к музыкальному искусству.

Перечень видов детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, творческая продуктивная деятельность (на развития воображения и фантазии), развитие движения, музыкальное.

Планируемый результат:

-Возникает интерес к значимой деятельности

-Сформировать начальное значение о работе доктора, здоровом образе жизни

-Получают удовольствие от совместной деятельности с взрослым

- Развивать ясность, выразительность мысли, вступить в диалоговое общение, использовать обобщающее понятие

Предварительная работа: чтение: « Мойдодыр» К. Чуковского, беседа: «Работа доктора», просмотр иллюстраций: « Здоровый образ жизни».

Перечень оборудования и используемых материалов:

  1. Оборудование: Магнитная доска, музыкальный центр, стулья

  2. Материал: Иллюстрации «Здоровый образ жизни», «лечебные травы», аудиозапись песни «Паровоз – Букашка», «звуки леса». Игрушки животных, доктор Айболит, телеграмма, корзина. Инструменты доктора. Деревья, пенёк, растения.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон Печкин, утром принёс нам телеграмму, отгадайте от кого?

Загадка: лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…..(Айболит)

Дети:

Воспитатель: Ребята, послушайте, что он пишет

Телеграмма: - Здравствуйте детишки! У нас в Африки случилась беда! Заболели звери, они кушали грязными руками, и я один не справляюсь, к тому же закончились лекарства. Жду вашей помощи!

Воспитатель: Что же нам делать?

Дети:

Воспитатель: Может нам отправиться в Африку на помощь к Айболиту!

Дети:

Воспитатель: Давайте сначала вспомним, что нужно взять с собой.

Игра: « Что нужно для работы врача»

Воспитатель: Дети, а давайте подойдем к магнитной доске и посмотрим картинки, чтобы вспомнить, что ещё нужно делать, чтобы быть здоровым.

Беседа детей:

Воспитатель: подводит итоги; итак, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, принимать водные процедуры, есть полезные продукты, заготавливать лечебные растения летом.

-Теперь можем отправляться в путешествие в Африку, а на чём же мы поедим? Может на паровозике?

Дети:

Дети подходят к паровозику (сделанному из стульев) и рассаживаются в вагончики. И отправляются в путь.

Звучит аудиозапись, и дети подпевают.

Песня «Паровоз – Букашка!»

Паровозик останавливается в лесу.

Воспитатель: Ребята остановка, давайте найдём лечебные травы.

Физминутка «Белый одуванчик»

Воспитатель: Ребята, ведь не только одуванчик полезный, полезны и другие растения. Послушайте загадки:

1. Стоит в саду кудряшка -

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка)

 2. Растёт зелёный кустик,

дотронешься – укусит.

(крапива)

Игра: « Собери лечебные травы »

Воспитатель: Ребята нам пора дальше в путь, нас ждет Айболит.

Дети отправляются дальше в путь, звучит аудиозапись «Звуки леса». Вскоре на горизонте виднеется Африка.

Воспитатель: Ребята вот мы и приехали!

Дети выходят из вагончиков, здороваются с доктором Айболитом, и начинают помогать лечить зверей.

Методическая литература: Истоки: « Познание окружающего мира детьми третьего года жизни». Автор: Павлов Л.Н.

Художественная литература: « Мойдодыр» К. Чуковского.

Приложения

Игра: « Что нужно для работы врача»

Дети отбирают медицинские инструменты и одежду, рассказывают, почему именно эти инструменты и как их использовать.

Лечебные травы

Текст (слова) песни "Паровоз - Букашка!"

Плывут за окошком поля и леса
мы едем туда где нас ждут чудеса
И солнышко светит и речка блестит
и наш паровоз так быстро летит
Припев:
чух чух чух ту ту ту белые барашки
выдувает на ходу ПАРОВ БУКАШКА
чух чух чух ту ту ту белые барашки
выдувает на ходу ПАРОВ БУКАШКА
За желтой поляной за синей горой
стоит у реки городок не большой
там дружна, и люби и звери живут
Играют танцуют и песни поют
Припев:
чух чух чух ту ту ту белые барашки
выдувает на ходу ПАРОВОЗ БУКАШКА
чух чух чух ту ту ту белые барашки
выдувает на ходу ПАРОВ БУКАШКА
Колеса по рельсам стучат тух тух тух
дорога железная делает круг
Наш поезд бежит к той далёкой стране
Которую ночью я видел во сне
Припев:
чух чух чух ту ту ту белые барашки
выдувает на ходу ПАРОВОЗ БУКАШКА
чух чух чух ту ту ту белые барашки
выдувает на ходу ПАРОВ БУКАШКА

Физминутка «Белый одуванчик»

Белый одуванчик на солнышке блестит

И легкою пушинкой по воздуху летит.

( Дети стоят в узком кругу, спиной к центру, взявшись за руки и подняв их вверх – одуванчик. Ветерок подул – пушинки разлетаются по группе, затем собираются вместе).

Игра: « Собери лечебные травы »

(дети в лесу собирают лечебные травы и складывают в корзину)

infourok.ru

План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспекты занятий в первой младшей группе в соответствии с Рабочей программой по всем темам года

Тема: «Дикие и домашние птицы». Итоговое занятие. 2 младшая группа.

Цель: закрепление знаний о птицах.

Задачи:

• Установление причинно-следственной зависимости домашних птиц и птиц леса.

• Коррекция и развитие связной речи посредством упражнений в анализе внешнего облика птиц, их поведения.

• Воспитание бережного отношения к птицам.

Развивать любознательность, познавательные интересы.

Формировать способность к диалогической речи, звукоподражанию голосов птиц.

Оборудование: карточки с изображением домашних и диких птиц, аудиозаписи голосов птиц, магнитная доска, крышка от обувной коробки, верёвочки (Пряжа, корм (хлеб, крупы, семечки).)

Предварительная работа: запись пения птиц, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, подбор загадок и пословиц.

Ход занятия.

Воспитатель: У нас сегодня интересное занятие. Но сначала давайте поприветствуем наши ручки, ножки, глазки, щёчки…

Приветствие

- Здравствуйте ручки хлоп, хлоп, хлоп

- здравствуйте, ножки топ, топ, топ

- здравствуйте, щёчки плюх, плюх, плюх

- здравствуйте, глазки хлоп, хлоп, хлоп

- здравствуйте, губки (вытягивают 3 раза)

- здравствуйте, мой носик би, би, би

- здравствуйте., все, всем привет!

Воспитатель: Молодцы, всех поприветствовали, у всех хорошее настроение. И с хорошим настроением начинаем наше занятие. Послушайте загадку: Они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Молодцы. Мы знаем, что птиц очень много. Они бывают по размеру какие? (если дети затрудняются можно сказать – большие и какие).

По цвету? (если дети затрудняются можно сказать одного цвета, какого? И какие)

Но у всех птиц есть что? Как узнать птицу? Что есть у птицы? (Крылья). Правильно, у птицы есть крылья. Сколько их? (два). Зачем птице крылья? (Чтобы летать). Что есть ещё у птицы? (Лапки). Сколько их? (Две). Зачем птице лапки? (Ходить, прыгать по земле). Чем покрыто тело птицы? (Перьями). Что есть на голове у птицы, чем она клюет? (Клювом). Как вы думаете, чем питаются птицы? (Червяками, крошками, зернами, семечками) .

Дети отвечают: крылья, перья, клюв.

Воспитатель: Что умеют делать птицы, а не умеют делать животные?

Дети отвечают летать.

Воспитатель: Сейчас мы с вами отгадаем загадки и найдём картинку отгадку.

Он чирикает и скачет,

Он похож на серый мячик,

Просит крошек у детей… (Воробей)

Что блестит, не пропущу,

Всё в гнездо себе тащу.

Чернохвоста, белобока.

Догадались? Я – (сорока).

Грудка ярче, чем заря у кого?. (Снегиря).

Звонкоголосые красотки

И посвистушки, и трещётки.

Лесные пташки невелички

Желтогрудые … (Синички) О. Карелин

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона.

Кто она?. (Ворона)

Воспитатель: Попробуем отгадать птиц по голосу и повторить. (Запись голосов птиц, включается по очереди, дети называют птиц и подражают.)

Воспитатель: Где же живут все наши птицы?

Дети: В лесу (другие варианты).

Воспитатель: Если птицам не всегда нужна помощь человека, живут они в природе (в лесу, в деревне, на карнизах в городе, вьют сами себе гнездо, чтобы вырастить своих деток и сами себе добывают пищу. Как мы назовём таких птиц?.

Дети. Это дикие птицы.

. Динамическая пауза. Сочетание речи с движением. Проговаривают совместно с воспитателем, дети встают в произвольном порядке.

«Снегири» (Н. Нищева)

Вот на ветках, посмотри 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы.

В красных майках снегири.

Распушили перышки, Частые потряхивания руками, опущенными вниз.

Греются на солнышке. Головой вертят 2 поворота головы на каждую строну.

Улететь хотят. — Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате, взмахивая

За метелью, за метелью! руками, как крыльями

На места свои летят. Бегут к стульчикам.

Воспитатель. Молодцы. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской своих перышек. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество пословиц и поговорок так или иначе связано с пернатыми. Давайте я вам прочитаю несколько.

Пословицы.

Соловей поет месяц, а ворона каркает круглый год.

Здоровое дерево дятел не долбит.

Поет петух, да не по-соловьиному.

Старый ворон не каркнет впустую.

Весну гусь кличет.

Птица хохлится к непогоде.

Галки тепла накричали.

(по выбору воспитателя).

Физкультминутка:

- А сейчас выходите, вставайте в круг, и давайте поиграем.

«Птички прыгают, летают, птички весело поют,

Птички крошки собирают, птички зернышки клюют.

Перышки почистили, клювики почистили,

Дальше полетели и на место сели».

Воспитатель. Миллионы лет назад появились на Земле первые птицы, когда жили динозавры, раздалось в этом мире птичье пение. Первые птицы появились и стали учиться летать, живя в лесу на ветвях деревьев, прыгали и лазали по ветвям, цепляясь за них длинными пальцами с когтями Затем они расправили свои крылья и начали летать. Человек издавна приручил многих птиц и теперь они не могут жить без его помощи. Как мы называем этих птиц?

Дети называют (домашние)

Воспитатель:. А каких домашних птиц вы знаете?

Дети называют.

Воспитатель. А сейчас постарайтесь отгадать мои загадки о домашних птицах и показать картинку.

- Распускает хвост павлином, ходит важным господином, по земле ногами - стук, как зовут его? (Индюк)

- Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами, не будильник, а всех будит. (Петух)

- Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)

- Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)

- Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, может плавать и нырять, как его родная мать. (Утёнок)

Воспитатель: Попробуем отгадать домашних птиц по голосам и попробовать повторить. (Включается фонограмма, дети называют птиц и подражают)

Воспитатель: Вот сколько картинок у нас, Давайте справа на магнитной доске наклеим домашних птиц, слева диких птиц. (Дети по очереди наклеивают птиц).

Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь попробуйте закончить за мной предложение.

- Зимой гибнет много птиц, потому что…. (наступили холода) .

Воспитатель. Ребята, сейчас зима – очень холодно. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тогда для наших птиц друзей наступают голодные дни. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода, из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того, чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжелую зимнюю пору. В это время им просто необходима наша помощь. Ребята, что нужно сделать, чтобы помочь птицам не погибнуть от голода и холода?

Дети предлагают покормить, сделать кормушки.

Воспитатель: Послушайте стихотворение.

В воздухе кружится беленький снежок.

Он укрыл деревья поле и лужок.

Птичкам стало хуже, корма не достать.

Мы поможем пташкам перезимовать.

Вывесим кормушки с хлебом и зерном.

Прилетайте, пташки, в гости вас зовём!

Воспитатель. Сейчас мы с вами сделаем простую кормушку из крышки от коробки, положим туда корм и вынесем на участок покормить птиц.

Во время изготовления кормушки воспитатель и дети беседуют, что же нужно положить в кормушку птицам.

Воспитатель выбирает какое из стихотворений прочитать.

Отрывок из стихотворения Е. Благининой.

Морозы жестокие

В этом году!

Тревожно за яблоньки

В нашем саду.

Но больше всего

Беспокойно за птиц-

За наших воробышков,

Галок, синиц.

Но птицы!

Как холодно

В воздухе им!

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,

И тогда

Им будет легко

Пережить холода.

nsportal.ru

занятия и игры по ФГОС для 1 и 2

До трех лет каждое действие ребенка совершается с целью познания мира. Даже тогда, когда кажется, что он играет, на самом деле происходит процесс анализа предмета, в мозг поступает огромное количество ощущений. Далее они формируют базовое знание о предмете, которое используется в повседневной жизни для нормального функционирования.

В младших группах детского сада есть возможность проводить занятия, которые целенаправленно развивают и подталкивают ребенка к познавательной и исследовательской деятельности. В дальнейшем это благотворно скажется на всех этапах взросления и формирования личности.

Познавательно-исследовательская деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность детей в 1 и 2 младших группах

Такая деятельность детей в 1 и 2 младших группах состоит из различных этапов.

Виды и этапы познавательной деятельности

Этапы познавательной деятельности имеют следующую структуру:

  1. Формулировка проблемы, когда воспитатель занимается постановкой главной цели.
  2. Изучение информации – дети могут выдвигать предположения на счет поставленной темы, объяснять самостоятельно, почему происходит так, а не иначе.
  3. Постановка практического решения – воспитатель предлагает шаги исследования проблемы.
  4. Сбор материалов – дети и педагог вместе подготавливают те вещи, которые понадобятся для практического эксперимента.
  5. Проведение опыта — обязательно задействовать всех детей в группе.
  6. Анализ и формулировка выводов.

Обратите внимание! При этом виды познавательной деятельности могут быть либо стихийными, либо организованными. Спонтанная деятельность начинается в том случае, если ребенка что-то резко заинтересовало. Организованная – в случае правильной мотивации и под контролем воспитателя.

Материалы для познавательной деятельности

Мотивация и задача занятий

Познавательное развитие в младшей группе проходит под девизом: «Ребенок добывает знания». То есть любое занятие, какое на первый взгляд кажется баловством, может оказаться процессом познания (поломал игрушку – изучил ее строение).

Важно! Задача воспитателя – организовать ситуации, которые могут вызвать у группы интерес и удивить новизной. Так первые месяцы в младших группах связаны с исследованием помещения, новых людей. Но вскоре все изучено, и ребенок начинает скучать. Задача преподавателя — предотвратить такой застой.

Задача познавательно-исследовательской деятельности — дать простор для деятельности наглядно-действенному мышлению, которое характерно для детей в младшей группе. Кроме того важно дать возможность переживать практический опыт. Все это сформирует в характере постоянное стремление к исследованию окружающего мира, любовь к знаниям и любопытство.

Чтобы мотивировать ребенка заниматься по предложенному воспитателем алгоритму, можно задействовать следующие рычаги:

  1. Игровая мотивация – в процессе игры возникает проблема, и дети должны ее решить. Например, ситуация: «Помогите игрушке найти свой дом».
  2. Помощь взрослому – младшим нравится помогать старшим, общаться с ними на равных. Дети проявляют интерес к совместной деятельности.
  3. «Научи меня» — взрослый просит ребенка научить его чему-нибудь или объяснить тему.
  4. Создание предметов – детям понравится мастерить поделки для собственного пользования.

Стоит помнить правила мотивирования:

  • нельзя навязывать младшим виденье игры;
  • надо учитывать мнение ребенка, он имеет право не хотеть чем-то заниматься;
  • за полученный результат надо хвалить.

Важно! Нельзя прибегать к мотивации «Помощь взрослым», полностью перекладывая работу на ребенка и оставляя его справляться с задачей в одиночестве. Взрослый и ребенок – это команда, которая работает вместе, активно при этом общаясь.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе

В первой младшей группе необходимо сконцентрировать занятия вокруг тем, которые:

  • обеспечат безопасность дома и на улице;
  • помогут в быту;
  • сформируют знания об окружающей среде.

Обратите внимание! Например, полезно познакомить с водой: для чего она нужна, какими свойствами обладает, почему нельзя прикасаться к кипятку или купаться без взрослых.

Детям в этом возрасте надо меньше сидеть и больше щупать, исследовать, ломать и познавать самостоятельно. Поэтому надо дать возможность двигаться, при этом не получая эмоциональную и физическую перегрузку.

Картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности

Темы, которые будет полезно поднять в ходе занятий по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе:

  1. Овощи и фрукты.
  2. Съедобное и несъедобное.
  3. Домашние животные.
  4. Погода.
  5. Предметы домашнего обихода, посуда и мебель.
  6. Мои друзья – как надо заводить новых знакомых и поддерживать с ними общение.
  7. Игра с губкой – знакомство с предметами, которые впитывают воду.
  8. Вода – изучение свойств и назначения.
  9. Живая и неживая природа.

Уход за комнатными растениями

Обратите внимание! В этот период идет комплексное развитие ребенка, поэтому надо совмещать исследовательское направление с другими видами деятельности. Например, можно подключать логопедические упражнения, отрабатывать артикуляцию на занятиях, активизировать мелкую моторику рук и другое.

Длительность занятия

Продуманное занятие не будет переутомлять детей. Допускается делать перерывы или организовывать урок в несколько этапов. Так одно занятие не должно идти дольше 30 минут. Важно чередовать виды деятельности, чтобы ребенок не успевал заскучать, расфокусировать внимание или утомиться.

Обратите внимание! Также большую роль играет возраст воспитанников. Чем они младше, тем короче должны быть занятия.

Занятие по познавательному развитию во второй младшей группе

Во второй младшей группе можно проводить различные занятия.

Дидактические игры по познавательному развитию во второй младшей группе

Пример тем, которые можно поднять с целью познавательного развития во второй младшей группе по ФГОС:

  • агрегатные состояния вещества;
  • изменения состояний природы;
  • дикие и домашние животные и птицы;
  • изучение материалов, которые тонут и плавают;
  • праздники и традиции;
  • весна и осень, зима и лето;
  • народные приметы;
  • одежда и погода.

Временной план

Есть усредненная длительность занятий, которая основывается на возрасте учеников. Исходя из этого, возможно построить временной план занятий:

  • младшая группа – 15 минут;
  • вторая младшая группа – 20 минут;
  • средняя группа – 25 минут;
  • старшая группа – 30 минут.

Важно! Во время каждого занятия должна проводиться зарядка или активная игра, чтобы дети имели возможность размяться.

Пример временного плана одного занятия:

  1. Мотивация и создание игровой ситуации – до 5 минут.
  2. Дидактическая игра или обучающий момент – 3-5 минут.
  3. Подвижная зарядка – 3 минуты.
  4. Проведения эксперимента – 10 минут.
  5. Итоги – до 2 минут.

Уголок в классе для изучения природы

Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности детей 1,5–4 лет

Для детей в возрасте 1,5-4 лет характерно стремление собственноручно проверить правдивость утверждений. Только на практике можно узнать, что в случае удара предмет разбивается, что вода растекается, а мыло невкусное, хоть и приятно пахнет.

Непроизвольное внимание и память – еще одна особенность. На практике это означает, что ребенок не сможет сконцентрироваться и запомнить на слух инструкции взрослого. Поэтому, чтобы занятие состоялось, надо постоянно возвращать внимание ребенка к предмету разговора.

Важно! Все, что происходит, должно быть занимательным, интерактивным и привлекать внимание. В любой момент занятия ребенок должен быть готов включиться в практическую деятельность. Непроизвольная память хоть и усложняет задачу педагога, но позволяет хорошо сохранить в памяти пережитые эмоции.

На занятиях, которые посвящены практично-исследовательской деятельности детей, можно поднимать любую тему. Более того, они прекрасно подходят для интегрирования в другие направления обучения (речь, чтение, ИЗО, арифметика). Главное, над чем должен задуматься преподаватель, это как дать ребенку возможность поучаствовать в практической деятельности. Исследования не должны ограничиваться детским садом. Хорошо, если родители будут продолжать домашнее обучение.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

vk.com ▪ instagram.com

vospitanie.guru

Конспект занятия по познавательному развитию в 1 младшей группе на тему : "Машины клубочки"

Конспект занятия по познавательному развитию в 1 младшей группе :

«Машины клубочки»

Цель:

  1. Формировать основы познавательного отношения к окружающему миру.

  2. Развивать познавательную активность.

Основное направление «Познавательное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная,

двигательная.

Современные образовательные технологии:

Здоровьесберегающие:

  • развитие общей моторики;

  • подвижные игры;

  • гимнастика пальчиковая.

Игровые технологии:

Коррекционно – развивающие:

Технология развивающего обучения:

Оборудование:

  • геометрические фигуры, белочка;

  • кукла, телефон, дорожка;

  • грибочки, корзинки, домик, медведь, клубочки.

Предварительная работа.

  1. Рассматривание иллюстраций о жизни животных.

  2. Чтение художественных произведений.

Задачи:

Образовательные

Закрепить знания детей о диких животных (белка, медведь).

Формировать способность детей к диалоговой речи, учить отвечать на вопросы словом и предложением.

Совершенствовать знание детьми сенсорных эталонов:

  • цвет

  • форма

  • величина

Формировать умение выполнять движения в соответствии со словами.

Активизировать словарь за счет слов:

  • белка, мишка, кукла, корзинка, грибочки, до свидания, большой.

Развивающие

Развивать умение принимать игровую роль.

Развивать математические умения (один, много).

Развивать сенсорное восприятие детей в игровых ситуациях.

Воспитательные

Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение действовать сообща.

Ход занятия.

Воспитатель:

Дети, почему куклы Маши нет?

Где она? Мы её ждем, а она не идёт.

Звонит телефон.

Воспитатель:

Ребята, кукла Маша звонит. Она шла по лесу, испугалась и уронила корзинку. Ребята, поможем Маше найти корзинку?

Дети отвечают на вопросы воспитателя:

Воспитатель:

Поедем искать Машину корзинку. К лесу поедем на поезде, а потом пойдем по тропинке. А чтобы нам не было скучно, мы будем петь песенку.

Паровоз, детская песня, музыка З. Компанейца,

Текст песни:

Паровоз, паровоз,

Новенький, блестящий!

Он вагоны повез,

Будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Плюшевые мишки,

Кошки пушистые,

Зайцы да мартышки.

Паровоз, паровоз,

Новенький, блестящий

Он вагоны повез,

Будто настоящий.

Воспитатель:

Посмотрите дети, что случилось с дорожкой?

Внимательно посмотрим на камешки.

Какой формы этот камешек?

А этот? Дети называют форму предметов.

А теперь отремонтируем дорожку.

Вкладывание геометрических форм в отверстия.

Дети с воспитателем идут дальше.

Ребята, кто это сидит на дереве в дупле?

Ответы детей.

Дети вместе с воспитателем здороваются с белкой.

А почему ты такая грустная?

Воспитатель: Белочка говорит, что все грибочки ветер сдул с дерева, и они упали на землю.

Поможем белочке, собрать грибы в корзинки.

Воспитатель обращает внимание, что корзинки разного цвета.

Надо грибочки разложить в корзинки по цвету.

Дети собирают грибы и кладут в корзинки по цвету.

Белочка благодарит детей.

Воспитатель: А теперь она хочет с вами поиграть.

Пальчиковая игра.

По грибы.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

(Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

Узнав, что белочка не видела Машу, дети прощаются с ней.

Воспитатель обращает внимание детей на дом.

Посмотрите, ребята, что это? Какой дом? Кто живет в нем?

Дети здороваются с мишкой.

Спрашивают, находил ли он в лесу корзинку?

Мишка просит детей рассказать, какую корзинку они ищут.

Какого она размера? Что в ней есть.

Медведь говорит, что нашел корзинку.

Воспитатель:

Мы сейчас проверим, Машина это корзинка или нет.

Давайте вспомним, что в Машиной корзинке было. Правильно, клубочки.

Дети, что в корзинке лежит. Ответы детей.

Сколько клубочков? Правильно, много.

Дети рассматривают и называют цвет, форму и величину клубочков.

Миша, это Машины клубочки.

Воспитатель. Скажем медведю спасибо.

Медведь. Я хочу с вами поиграть.

«Игра Медвежата в чаще жили»

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили. Вот так, вот так — головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали. Вот так, вот так — дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)

И в развалочку ходили

И из речки воду пили. Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)

А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!

Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)

Вот болотце на пути! Как его нам перейти?

Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)

Мы с тобой мишка поиграли.

Нам пора домой, нас Маша ждет.

До свидания.

infourok.ru

План-конспект занятия (младшая группа) на тему: КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ЧТО ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО?»

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», « Художественно-эстетическое развитие».

Цели: расширятьопыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

   Задачи:

ОО Познавательное развитие

1.Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой.

ОО Речевое развитие

1.Формировать  умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы.

2. Воспитывать желание слушать короткие стихотворения.

ОО  Физическое развитие

1.Формировать способности формировать и воспроизводить движения, показываемые взрослым.

2. Развивать интерес к играм-действиям.

ОО  Художественно-эстетическое развитие.

2. Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу.

3. Менять движения с изменением содержания песни.

Планируемые результаты.

1. Слушает доступные по содержанию стихи.

2. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу, выполняет игровые действия с предметами, осуществляет перенос действий с объекта на объект.

3. Общается в диалоге со взрослым.

4. Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.

Предварительная работа: показывание и называние частей тела, лица; разучивание игр «Застучали ножки», «С добрым утром, глазки».

Приёмы работы:игра;художественное слово; указания; вопросы; совместное рассказывание; совместное выполнение действий; обыгрывание; поощрение; игровые упражнения;  самостоятельное выполнения действий с детьми;  логоритмические упражнения.

Материалы: куклы; мягкие игрушки в виде животных в игровом уголке.

 

Ход занятия

Воспитатель. Когда сегодня утром вы пришли в детский сад, вы все здоровались, говорили друг другу: «Здравствуй! С добрым утром!» Всем было приятно приветствовать друг друга и самим слышать пожелание доброго утра!»? Желали им здоровья? (Ответы детей.) Нет? Они тоже хотят услышать от вас добрые слова. Давайте их поприветствуем. Делайте как я, делайте вместе со мной.

Малоподвижная игра «Делай как я». Воспитатель называет и показывает части тела(голова, живот, руки, ноги) дети повторяют движения и проговаривают слова за педагогом.

Воспитатель. А зачем нам нос, глаза и уши? Послушайте, я вам расскажу, а вы показывайте на себе то, что я буду называть.

Игра «Это глазки, это ручки». Воспитатель читает стихотворениеи вместе с детьми выполняет действия.

Это глазки, чтобы видеть.

                         Это носик, чтоб дышать.

                         Это ушки, чтобы слышать.

                         Это ножки, чтоб бежать.

                         Это ручки, чтобы маму

                         Очень крепко обнимать.

И.Ильина

Затем воспитатель говорит, что игрушки тоже хотят играть с детьми, и предлагает им посмотреть, как она будет играть с куклой. Воспитатель читает тоже стихотворение и касается называемых частей тела на кукле, а в конце стихотворения прижимает к себе игрушку. Далее воспитатель предлагает детям взять игрушку. Дети берут кукол или мягкие игрушки в виде животных. Воспитатель читает то же стихотворение, а дети обыгрывают действия с игрушкой, проговаривая отдельные слова и фразы. По желанию детей игру можно повторить.

Воспитатель. А могут ли ваши ручки и ножки танцевать? Выходите, покажите, как вы красиво танцуете.

Игра «Все захлопали в ладошки».Воспитатель напевает слова песенки и вместе с детьми выполняет движения.

Все захлопали в ладошкиХлопать в ладоши.

Дружно, веселее.

Застучали наши ножкиТопать ногами на месте.

Громче и быстрее.

По коленочкам ударим,                                Ударять ладонями по коленям.

Тише, тише, тише…

Ручки, ручки поднимаемМедленно поднимать руки  вверх.

Выше, выше, выше…

Завертелись наши ручки,«Фонарики».

Снова опустились.

Покружились, покружилисьКружиться на месте.

И остановились.

А. Ануфриева

Воспитатель. Молодцы, вы хорошо играли, танцевали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о