Журова обучение грамоте 6 7 лет – Рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Программа по грамоте для детей 6-7 лет
Методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной к школе группе (учебно-методический комплекс)
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)
«Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Занятие №6
Тема: «Гласные и согласные звуки»
Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Дать представление о слиянии звуков в слоги.
Задачи:
Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Формировать понятие «слог».
Развивающая задача: Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание и воображение детей.
Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», разрезная азбука для демонстрации и для индивидуальной работы детей, презентация, карточки красного, синего и зеленого цвета, колокольчики, волшебный мешочек, предметные картинки, макет трехэтажного дома, зашифрованные слова, картинки-схемы, наклейки с изображением животных.
Ход занятия:
Воспитатель раздаёт детям буквы (по 3 штуки: 1гласн., 1 звонкий согл., 1 глухой согласный.
Воспитатель:
- Что это? (Это буквы)
- А это что? Послушайте: [а],[о], [м], [с], [и], [г]»? (Это звуки)
- Прочитайте свои буквы – назовите звуки. (Дети называют свои буквы)
- Найдите к каждой букве нужную звуковую карточку. (Дети кладут под гласной буквой красную карточку, под звонкой согласной — синюю с колокольчиком, под глухую – синий символ без колокольчика)
Воспитатель: Сегодня нас ждет новое путешествие по волшебной стране «Пиши-Читай» и наш путь лежит через лес. Но этот лес необычный, так же как и все в этой стране. (воспитатель обращает внимание детей на карту страны). Он называется «Фонетический». «Фонема» – в переводе на русский язык обозначает «звук». В этом «Фонетическом лесу» живут существа, которые напоминают гномиков, но это не совсем гномики, их зовут Звуковички.
Мы с вами уже многое знаем и про буквы и звуки, поэтому вы сегодня мои главные помощники в путешествии по лесу.
В группу входят воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо».
Воспитатель: Большое спасибо. (зачитывает письмо вслух…)
Письмо Пиши-Читая.
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам, Пиши-Читай. Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в стране Пиши-Читай недавно побывала вредная злодейка Опечатка. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху! Она пробралась в «Фонетический лес» и заколдовала его жителей, они совершенно забыли свои имена. Опечатка рассмеялась и весело сказала, что теперь Звуковички никогда не смогут помочь детям научиться читать.
Дорогие ребята! Мне известно, что вы готовитесь стать школьниками и, уже знакомы с буквами и звуками. Помогите нам, пожалуйста! Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Пиши-Читай.
Воспитатель: Бедные Звуковички, нужно им помочь! Вы, согласны, ребята? (Да). Не испугаетесь? (Нет). Тогда отправляемся в «Фонетический лес».
Воспитатель: Вот мы и в лесу, посмотрите ребята, как здесь красиво! (Слайд2) Смотрите, красный домик. (Слайд 3) В домике кто-то поет. Какие чудесные звуки! Как поют! Давайте постучим и войдем. (Слайд 4) Посмотрите это же Звуковички! Ребята, они хотят нам, что-то сказать, но не могут, потому, что забыли свои имена. Давайте поможем им вспомнить, как их зовут. Внимательно посмотрите на их губы и попробуйте догадаться, какой звук пытаются произнести Звуковички.
(По артикуляции гласных, изображённых символически на слайде, дети определяют звуки; ребёнок называет звук, показывает букву, после этого на слайде появляется данная буква.)
Воспитатель: Какие это звуки? (это гласные звуки). Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поёте!
Воспитатель: А нам пора отправляться дальше.
Физкультминутка.
Дети встали, закрыли глаза.
Открываем мы глаза,
Вдох – и долго тянем: “а – а- а – а..” (голос звучит тихо на одном уровне)
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем: ” о- о – О – О…”(звук голоса звучит с повышением)
Днем по горкам ездим мы: ” Ы – Ы – Ы – Ы…”.(звук голоса звучит громко на одном уровне)
Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем “У – У – у – у”.(звук голоса звучит с понижением)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, синий домик. (Слайд 5) Песенку не слышно. Зато, слышные другие звуки, послушайте, в домике кто-то рычит (как? – р-р-р…дети определяют 1-й звук в слове «рычит») шипит (как?…), жужжит (как?), фыркает (как?..). . Как вы думаете, какие звуки мы там встретим? (мы встретим согласные звуки.)
Воспитатель: Давайте войдем и проверим. (Слайд 6) Действительно Звуковички одеты в синие костюмчики, значит это согласные звуки. Молодцы, ребята.
Но посмотрите, согласные звуки расстроены, Опечатка и здесь навредничала. Посмотрите, ребята, у некоторых Звуковичков на груди висят колокольчики, а других колокольчиков нет. Я поняла! Они забыли, кто из них звонкие согласные звуки, а кто глухие согласные звуки, и никак они не могут найти свои места. Надо им помочь. Как вы думаете, у каких звуков есть колокольчики? (у звонких согласных звуков, а у глухих согласных звуков колокольчиков нет)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что получится, если подружить гласные и согласные звуки? (дети высказывают свои предположения). Звуки объединяются и образуют слоги. А слоги образуют слова. (Слайд 7). Посмотрите, наши звуки подружились, потому что только вместе можно справиться со всеми трудностями. И никакая Опечатка не справится с дружными и неразлучными Звуковичками.
Давайте попробуем прочитать получившиеся слоги. Выложите у себя на столе слог «до». Какая буква будет первая? «д». Какой звук она обозначает? [д]. Какая буква будет второй? «а». Какой звук она обозначает? [а]. Давайте попробуем прочитать получившийся слог. (такая работа проводится и с другими слогами).
А теперь давайте превратим слоги в слова. («до» – м, получается дом, «ма» – к, получается мак и т.д.) К слогам добавляются буквы. (работа ведется и на доске и на местах)
Воспитатель: Мы с вами помогли Звуковичкам вспомнить, кто они такие. Даже подружили их. А это значит, они смогут и дальше помогать людям. В благодарность за нашу помощь Звуковички хотят с нами поиграть в интересные игры.
Игра «Хитрый гласный звук»
Воспитатель предлагает детям прослушать внимательно звуки русского языка, которые он будет произносить, и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук. Звуки произносятся отчетливо и громко: [а], [о], [с], [у], [т], [к], [и], [ы], [п].
Игра «Ушки на макушке»
Воспитатель отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании:
ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.
Игра “Волшебный мешочек”
Воспитатель предлагает достать картинку из «Волшебного мешочка» и четко назвать, изображенный предмет. Ребенок громко называет предмет, изображенный на картинке. Педагог уточняет количество слогов в каждом из слов, предлагает выделить и определить позицию гласных звуков в названном слове. В зависимости от количества слогов в слове, дети распределяют картинки по домикам в 1,2 и 3 этажа, которые помогают наглядно дифференцировать слова с разным количеством слогов.
Физкультминутка
Игра: «Гласные звуки»
Дети повторяют движения и текст вслед за воспитателем:
Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть, прочесть:
[А] – на Астре расцветает,
[И] – на Иволге летает,
[О] – на Ослике сидит,
[У] – на Улицу глядит,
[Э] – на Эхо отозвался,
[ы] – во внутрь слов забрался,
СЫром тЫкву закусил
И добавки попросил!
Игра ” Подскажи звук ”
Воспитатель сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать последний звук. Его должны подсказать дети.
Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили всё слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все дети хором, потом по указанию. Дети должны быстро подсказывать последний звук, чтоб прозвучало всё слово целиком.
На солнышке грелся черноухий котёно… На него смотрел белоухий щено … Охотники развели в лесу костё… Ученик держал в руке каранда… Малыш попросил маму завязать красный шар… На лесную полянку выскочил зая… В зоопарке жили ено…, бегемо…, крокоди… По стволу стучал пёстрый дяте… Белочка спрятала орешки в дупл… По двору бродили петух…, куриц…, утк…
Воспитатель: А теперь, ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Прочти слово».
Перед нами — «заштрихованное слово», и чтобы его прочесть, нужно знать правило: в каждой картинке-схеме нужно выделить первый звук и записать букву. Давайте попробуем: колобок, облако, тигр – получается слово «кот».
Дети читают слова по картинкам-схемам.
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие по «Фонетическому лесу»? (Да). А что больше всего вам понравилось? (ответы детей) Чем мы занимались в нашем путешествии? (ответы детей)
Вы молодцы, победили вредную Опечатку и помогли Звуковичкам. Они приготовили вам подарки. (наклейки с изображением животных)
Спасибо вам за вашу помощь, активность, за ваши знания. Наше путешествие закончилось.
nsportal.ru
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 «МНОГОПРОФИЛЬНАЯ»
 /  Дошкольное образование  /  Образовательная деятельность  /  Программно-методическое обеспечение  /  Обучение дошкольников грамоте Л.Е. Журова
Подготовка к обучению грамоте
|
Методическое обеспечение:
- «Обучение дошкольников грамоте»: Методическое пособие /Л.Е.Журова. Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н. Невская/ Под ред. Н.В.Дуровой.- M.:Школа Пресс,1998. -144 с. (Дошкольное воспитание и обучение)
Пояснительная записка
В пособии излагаются основы подготовки дошкольников к обучению грамоте, описывается демонстрационный материал. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения детей дошкольного возраста и соответствуют современным стандартам в дошкольном образовании. Приводятся конспекты занятий в группе старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группе детского сада.
В современном обществе остро встал вопрос о подготовке детей дошкольного возраста к школе. Педагоги, работающие в дошкольных учреждениях, и особенно родители часто склонны решать этот вопрос, «натаскивая» детей 6 лет по программе 1 класса. К сожалению, очень быстро выясняется, что такой путь подготовки ребенка к школе не эффективен: как только кончается запас «школьных» знаний, он начинает отставать от своих одноклассников. Это объясняется тем, что современная программа начальной школы требует особого внимания к формированию у детей навыков учебной деятельности.
Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольного детства? Конечно нет! Если система воспитания и обучения дошкольников в детском саду должна быть подчинена конечной цели – подготовке к обучению в школе, то необходимо говорить также и о специфике обучения не только в подготовительной к школе, но и в старшей группе детского сада, т. е. о специфике умственного воспитания детей во второй половине дошкольного детства.
Данное пособие посвящено одному из вопросов умственного воспитания дошкольников — обучению грамоте на основе теоретических положений, разработанных П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным. Предлагаемый курс обучения грамоте учитывает возрастные возможности старших дошкольников и построен на введении детей в звуковую действительность языка.
Выработка у детей соответствующих средств и навыков выделения, сопоставления единиц языковой действительности служит непременным условием грамотности.
Авторы пособия считают, что подготовку детей к школе целесообразно начинать не в подготовительной к школе, а в старшей группе детского сада. При этом они опираются на данные советских психологов, свидетельствующие об особом «чутье» ребенка 4—5-летнего возраста к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, ребенок, как говорит Д. Н. Богоявленский, как бы теряет свои «лингвистические способности». Введение ребенка в языковую действительность в момент наиболее острого «языкового чутья» является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью.
В основу данной программы положена методика обучения начальному чтению, разработанная Д. Б. Элькониным, дополненная большим количеством различных словесных игр, составляющих основную часть занятий и обязательно содержащих в себе учебную задачу.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д.Б.Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение — это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой). Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада.
Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов — первому действию по обучению собственно грамоте.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.
В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучаются грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.
Обучение грамоте носит обшеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников, являются существенным компонентом этого обучения и соответствуют требованиям ФГОС ДО.
Обучение дошкольников грамоте Л.Е. Журова
Подготовка к обучению грамоте детей группы среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Подготовка к обучению грамоте детей группы старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Подготовка к обучению грамоте детей группы старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Методический материал:
www.sosh5-ugansk.ru
Рабочая программа для кружковой работы с детьми 6-7 лет “Обучение дошкольников грамоте”
Пояснительная записка
Окружающее ребёнка человеческое общество делает его говорящим. Речевая деятельность является одной из важнейших функций человека. Она необходима для общения с окружающими, при участии человека в коллективном труде и при выполнении различных форм деятельности. Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь.
Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие: о языке, литературе, обогатить речь, развивать внимание и интерес к речи, прививать любовь к чтению, к книге. Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочаровываться в школьной жизни.
Актуальность программы
Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются не только нарушения чтения, но и немало таких, речевое развитие которых нарушено. Одним из речевых нарушений является фонетико-фонематическое недоразвитие речи, когда страдает процесс формирования произношения из-за дефектов восприятия и различения фонем. Дети с такими нарушениями речи испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, путают их, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и к ошибкам при письме.
В нашем учреждении работают группы общеобразовательной направленности для детей старшего дошкольного возраста не охваченные специальной логопедической помощью, направленной на исправление речевого дефекта и на предупреждение затруднений при овладении письмом и чтением. “Программа обучения и воспитания” в детском саду предусматривает занятия по подготовке дошкольников к грамоте 1 раз в неделю в подготовительной группе, поэтому обучение грамоте было решено организовать на кружковых занятиях. Этому также способствовали просьбы родителей, озабоченных качеством дошкольного образования своих детей.
Цель программы
Развитие фонематического слуха и обучение детей первоначальному чтению, введение понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «ударение».
Задачи
Воспитывающие:
Воспитывать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, понимание содержания произведений искусств, художественных произведений.
Совершенствование навыков общения.
Развивающие:
Развивать связную речь.
Развивать звуковую культуру речи.
Развивать фонематический слух: проводить работу над узнаванием, выделением и различием звукового фона.
Развивать интонационную выразительность речи.
Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний.
Обучающие:
Формировать умение проводить звуковой анализ слов различной слоговой структуры, качественно характеризовать выделяемый звук.
Учить детей первоначальному чтению.
Знакомить с терминами: «предложение», «звук», «слово», «буква», «ударение».
Знакомить с гласными звуками и буквами, учить соотносить звук и букву, сопоставлять ее графический образ.
Знакомить с согласными звуками и буквами, учить соотносить звук и букву, сопоставлять ее графический образ.
Учить плавному слоговому чтению слов, предложений и небольших текстов.
Основные методы построения программы
-Метод наглядности
-Метод игровой
-Метод практический
-Словесный метод
Методические рекомендации
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста посещающих детские дошкольные учреждения в возрасте 6-7 лет. Материал данной программы может быть гибко использован для детей, как имеющих проблемы в развитии речи, так и без них. Направлена на обучение плавному слоговому чтению.
Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (то есть от простого к сложному), с учетом условий дошкольного учреждения.
Данная кружковая форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе. Непосредственно образовательная деятельность не превышает 30 минут (СанПин 2.12).
Организация обучения построена таким образом, что:
- обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания;
- каждый ребенок может участвовать в процессе выполнения заданий;
- используется индивидуальный и дифференцированный подходы к детям (сильные, слабые группы детей по уровню знаний, умений).
Занятия проводятся в форме игр и игровых упражнений с использованием наглядного материала, игрушек. Использование такой формы обучения пробуждает у детей интерес к новым знаниям. Подобраны дидактические игры с буквами, со словами; книжки, кроссворды, схемы, ребусы.
Большое место в программе в работе с детьми занимают стихотворные тексты, которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для формирования и совершенствования их речевого слуха (Волина В.В. Занимательное азбуковедение.- М.: Просвещение, 1991). Однако возможно использование стихотворных описаний букв различных авторов.
С учетом речевого дефекта значительное внимание уделяется закреплению звукопроизношения, лексико-грамматическим упражнениям, формированию навыков звуко-слогового анализа.
Овладение грамотой требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии учебная деятельность обязательно сочетается с игрой и своего рода разминкой, минигимнастикой, состоящей из артикуляционных, пальчиковых упражнений. Так же включаются 1-2 упражнения для профилактики нарушения зрения, осанки, гиподинамии. Разминка проводится 1-2 раза во время занятия по мере утомления детей.
Используются разнообразные упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма, на развитие внимания, памяти, мышления.
Таким образом, во время непосредственно образовательной деятельности у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма, происходит всестороннее развитие: умственное развитие, развитие творческих и психофизических процессов.
Обучение грамоте – это сложный процесс, который включает несколько этапов:
- подготовительный этап – подготовка к звуковому анализу слова;
- основной этап – формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Подготовительный этап обучения – подготовка к звуковому анализу слова.
На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом). Для того чтобы создать возможность успешного усвоения детьми навыков чтения и письма, предусматривается подготовительный период обучения, длительность которого 16 занятий. В течение этого времени подготовка к обучению грамоте осуществляется одновременно с формированием произносительных навыков.
В результате специальных упражнений у детей воспитывается направленность на звуковую сторону речи, они учатся четко произносить, различать и выделять отдельные звуки слова. На этом этапе учим детей: составлять схемы предложений, определять количество слов в предложении. Называть первое слово в предложении, второе и т.д. далее ведется работа над словами: слова делятся на слоги, слог состоит из звуков. Учим отличать слово от звука и слога, составлять схему слога, слоговые схемы. И в итоге знакомим с термином «ударение» и его обозначением.
Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слов.
Задачи этапа.
1. Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.
2. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении.
3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух.
4. Введение терминов “звук” и “слово”, «буква», «предложение», «ударение».
5. Научить называть слова с заданным звуком.
6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.
Основной этап – формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Второй этап включает в себя изучение букв, которое происходит параллельно с изучением звуков. Сначала дается звук, потом буква и ее графическое написание. Затем дети обучаются согласованию букв в слоге, слогов в слове, слов в предложении. Постепенно переходим к обучению плавному слоговому чтению.
Задачи этапа.
1.Познакомить с буквами родного языка, с их названиями.
2.Научить читать вслух по слогам отдельные слова, короткие предложения и небольшие тексты.
3. Научить правильно согласовывать слова в предложении.
4.Развивать интонационную выразительность речи, развитую дикцию, умение отчетливо произносить слова.
Обучение грамоте неразрывно связано с формированием произносительных навыков. При этом устные упражнения, направленные на произношение, различение на слух и дифференциацию в произношении отдельных звуков, а также на воспитание навыка правильного использования звуков и речи, постоянно сочетаются с анализом слов постепенно усложняющегося слогового состава и выделением из слов ударных и безударных гласных.
Слова различного слогового состава включаются в материал, предназначенный для чтения, в определенной последовательности после устной подготовки, направленной на произношение и звуковой анализ этих слов.
Максимальное внимание уделяется пониманию детьми читаемых слов, предложений, текстов. С этой целью применяются специальные приемы.
Структура непосредственно образовательной деятельности:
I.Организационный момент
II.Новая тема
1. Повторение пройденного материала
2. Изучение нового материала
3. Закрепление материала
III.Итог
Объем знаний, умений и навыков к концу обучения.
К концу обучения старший дошкольник должен обладать следующими ЗУН:
-Уметь различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка.
-Уметь различать звуки: гласные, согласные; твердые и мягкие.
-Хорошо владеть понятиями: «предложение», «слово», «слог», «звук», «ударение»; знать порядок букв и их названия (алфавит).
-Правильно ставить ударение в знакомых словах.
-Последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы.
-Уметь распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове (что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения).
-Овладеть сознательным послоговым чтением, уметь читать не только слова, но и простые предложения и короткие тексты.
-Осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, иметь
интонационную выразительность, развитую дикцию, отчетливо произносить слова.
-Доброжелательно относиться к ответам и рассказам других детей и педагога.
К моменту поступления в школу дети, прошедшие данный курс обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы.
Для реализации учебной программы имеется перспективно-календарный план работы (Приложение №1), демонстрационный и раздаточный материал.
Базисный план кружковой работы МАДОУ д/с №5
Обучение дошкольников грамоте
Группы | Количество НОД | |
В неделю | В год | |
Подготовительная | 2 | 72 |
Итого | 2 | 72 |
nsportal.ru
Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет
Предисловие
Неумение читать или медленное чтение (побуквенное) является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему
Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.
Оказывается, что детям в возрасте 2–5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести («погрузить») ребенка в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к шести годам, минуя пресловутые «муки слияния» звуков посредством соединения букв («м и а — будет ма »).
Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивают слова по звучанию, находят сходство и различие, делят слова на слоги, составляют слова из фишек, соответствующих звукам, и др. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения – на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.
Обучение по настоящему пособию рассчитано на детей 3–7 лет. Оно построено с учетом возрастных особенностей дошкольников и основывается на их избирательной восприимчивости к овладению грамотой. Дети 3–5 лет занимаются звуковой стороной речи, проявляя при этом особую одаренность, а дети 6 лет с большим интересом осваивают знаковую систему, читают.
В результате обучения дети приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки.
При обучении детей письму мы сознательно ограничиваемся подготовкой руки к письму. В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) важным достижением является овладение произвольными движениями рук и пальцев. При этом широко используется способность детей к подражанию: ребенок подлаживает свои движения к определенной мерке взрослого, изображая любимый персонаж. В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) дети овладевают непосредственно графическими умениями и пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом). Дошкольники обводят по контуру очертания домиков, заборчиков, солнышка, птичек и т. д.; штрихуют, достраивают и конструируют изображения букв. Дети учатся воспроизводить в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации печатных букв. При обучении детей письму важно не столько научить их отдельным умениям, сколько сформировать у них весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.
Обучение проходит в увлекательной игровой форме.
Данное пособие состоит из нескольких частей: программы, методических рекомендаций по развитию у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомлению их с основами грамоты и подробных планов занятий с описанием дидактического материала по всем возрастным группам.
Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Оно также может быть полезно и родителям.
План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме: Конспект по подготовке детей 6-7 лет к обучению грамоте
Конспект по подготовке детей 6-7 лет к обучению грамоте
В мире волшебных звуков
Цель занятия: Закрепить знания у детей о гласных звуках и буквах.
Задач:
- Закрепить знание детей о гласных звуках и их признаках с помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики.
- Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.
- Совершенствовать умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
- Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительности.
- Совершенствовать навык выделения заданного звука из слова в ударной позиции.
- Развивать фонематический анализ и синтез.
- Сформировать понятие –звук и буква.
Материал: игрушка – дядюшка АУ, доска, материал для проведения упражнений и игр, мяч, картинки, схемы, Азбука, шумованые буквы.
Оборудование:
Интерактивная доска, проектор, ноутбук, МР3 проигрыватель.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Ребята, посмотрите, кто это идет к нам в гости? Правильно , дядюшка Ау. Вот и дошел до нас и принес целый мешок сувениров.
Присаживайтесь на стульчики, будем смотреть, что же в мешке у нашего гостя.
В. Достает – Азбуку.
-Что же это такое, ребята?
-Правильно – Азбука.
Азбука – это главный помощник ученика в обучении грамоте. Такое название сложилось из первых двух букв старинного славянского алфавита – Аз и Буки. Раньше у каждой буквы было свое название (Аз, Буки, Веди, Глаголь), ученикам приходилось сначала долго заучивать все названия букв алфавита, а потом уже они учились читать и писать.
Фонетические упражнения. Работа над четкостью дикции, интонационной выразительностью.
- Давайте вместе произнесем слово – Азбука. Какой звук мы слышим в начале слова?
Правильно слово Азбука начинается со звука –[А].
Знакомство со звуком и буквой А
Артикуляция звука [А]
В. Показывает детям правильную артикуляцию произношения звука [А]:
Произнесем звук [А]:
– рот открыт широко,
– язык лежит спокойно во рту,
– работает «горлышко».
ААААААА
Дети повторяют.
Звук [А] – гласный, мы его можем петь. Гласный звук обозначают красным цветом.
Представьте, что звук [А], удаляется от нас – чем дальше звук [А], тем тише мы его поем (сделали глубоки вдох и на длинном выдохе – ААААаааааа):
А теперь, приближается, чем он ближе, тем громче мы его поем (сделал глубокий вдох и на длинном выдохе поем-аааААА)
Звук А можно пропеть плавно:
ААААААА
А можно отрывисто:
А-А-А-А
- Посмотрим, а что же еще есть в мешке – кукла.
Кукла плачет, Рита, возьми куклу на ручки, попробуй ее укачать. Какой звук ты будешь напевать, (как ты его будешь напевать6 громко или тихо, плавно или отрывисто?).
А куколка все равно плачет, может у нее болит горлышко? Никита, представь, что ты доктор – ЛОР и тебе нужно проверить горлышко нашей кукле – что ты попросишь сделать куклу? (открыть ротик и громко произнести звук – [А]).
Никита, представь, что у тебя есть бабушка – она старенькая и плохо слышит, ты ей рассказываешь про свои дела в садике, а она не расслышала. Как она тебя переспрашивает (А?).
Молодцы!
Дидактическое упражнение
- Ребята, вам буду произносить разные звуки, вы должны будете хлопнуть в ладоши, если услышите звук [А]:
У-А-К-Т-А-А-Д-Т-А.
Фонетическая зарядка
- Поиграем в такую игру:
Я буду показывать вам домино, а вы будете отрывисто произносить звук [А], столько раз, сколько точек на косточке домино.
Например (одна точка – один раз – А)
Дидактическая игра
- Отгадайте загадку. Слушайте внимательно:
Звонкий, громкий и прыгучий
Улетает аж за тучи
И на радость детворе
Звонко скачет во двор (мяч)
С мячом можно придумать много интересных игр, например:
Вставайте в кружок, тому, кому я буду бросать мяч, возвращает мне его обратно и называет любое слово, которое начинается на звук [А].
Фонетические упражнения по развитию фонетического анализа и синтеза
- В мешке все еще много вещей, вот, к примеру: картинки и схемы.
На схеме изображено три квадрата, что обозначает эта схема? (начало, и конец слова).
На первой схеме красный круг (который, мы знаем, обозначает гласный звук) находится в первом квадрате – значит где должен находиться звук [А] в слове? (в начале слова), а если красный круг находится в конце слова. Где должен находиться звук [ А]? (в конце слова).
Слова, в котором заданный звук [А], находится в начале слова (автобус, аист, осень).
Слова, в которых звук [А], находится в конце слова (рука, коса, лиса).
Каждый ребенок выбирает по одной картинке и вешает ее под соответствующей схемой.
Остается одна картинка – на ней изображено время года – Осень.
В. – А, что же изображено на последней картинке и почему она нам не походит для нашего задания…(в ней нет звука [А])
Осень…произнесем протяжно
ОООООсень, какой звук мы слышим в начале слова – [О]-
Какое у нас на дворе время года? Осень. Назовите мне месяца осени (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь). Какое время года следует за осенью? Зима. Какая зимой погода? Зимой наступают холода, а наш дядюшка Ау живет в лесу. Давайте поможем ему заготовить дрова на зиму.
Физминутка – В лесу.
Мы в лес пошли, топор нашли.
Дрова рубили:
– Ах! Ух! Ох! Эх! Их! Ых!
Руки – в замок, энергичные наклоны вперед.
Какие мы молодцы, помогли дядюшке Ау.
Дидактическая игра
- Ребята, я знаю еще одну игру с мячом. Вставайте в кружок, я буду называть слова, а вы будете определять в этих словах одинаковый гласный звук:
кОт – Окна – Рита, какой одинаковый гласный звук ты услышала.
Звук [О] – Произнесем его вместе ООООО.
Ива– КИт – Олеся, какой одинаковый гласный звук ты услышала.
Звук [И] – Произнесем его вместе ИИИ.
Эхо-Эля – Никита, какой одинаковый гласный звук ты услышал.
Звук [Э] – Произнесем его вместе ЭЭЭЭ.
ДУб – Утка – Настя, какой одинаковый гласный звук ты услышала в этих словах?
Звук [У] – Произнесем его вместе УУУУУ.
ЦветЫ – дЫм – Никита, какой одинаковый гласный звук ты услышал в этих словах.
Звук [Ы] – Произнесем его вместе ЫЫЫЫЫЫ.
Знакомство с понятием звук и буква
Присаживайтесь.
- Повторим, с какими гласными звуками мы сегодня познакомились.
с [А], [О], [У], [И], [Э], [Ы].
Посмотрите на доску.
На ней находятся два домика.
В первом домике живут звуки – что мы делаем со звуками? (Говорим и слышим, гласные обозначают красным цветом).
Поселим в этот домик наши гласные звуки.
Наши звуки очень дружные и веселые. Представьте, что вы превратились в гласные звуки, встаньте, возьмитесь за руки, споем веселую песенку звуков. Сделали глубокий вдох и плавно на длинном выдохе пропеваем каждый звук.
[А], [О], [У], [И], [Э], [Ы].
А теперь в обратную сторону.[ Ы], [Э],[ И], [У]. [О]. [А].
Звуков много, а домик один маленький, они все в него не поместятся.
Дидактическая игра
Построим каждому звуку по домику.
У меня есть дома, но в них не окон. Будем устанавливать окна. В домиках для звуков окна будут круглые красные. Устанавливать будем снизу вверх, начиная с первого этажа. Я буду произносить звуки, сколько звуков я произнесу, столько окон нужно будет установить на заданный этаж.
Первый этаж сделаем вместе.
АУ – сколько звуков я назвала? Два. Сколько окон на первом этаже? Два. Устанавливаем.
Следующий этаж. Слушайте и считайте.
И
Устанавливайте.
Третий этаж.
Э – Ы – А
Четвертый этаж:
О-А-Э-У
Выполняйте.
Фонетическое упражнение на выделение заданного звука в ударной позиции
Ребят, давайте поиграем с вами в игру, я буду называть слова и когда вы услышите в них звук [И], вы будете хлопать:
Мак, Игра, Гиря, Цветок, Изюм, Лук, Сила.
А теперь вы должны будете топнуть ножкой, если услышите слова в которых нет звука [У] (слушайте внимательно):
Утюг, Крот, Трава, Ухо, Утка, Осы, Суп, Кино, Руль.
Молодцы!
- А на доске есть еще один дом. Этот дом для букв. У каждого звука есть свой знак – Буква. Что мы делаем с буквами? Мы их пишем и читаем.
Поселим наши буквы в дом.
Заскучал наш гость.
Дядюшка Ау очень любит загадывать загадки. Он вам сейчас загадает несколько загадок, а вы попробуете их угадать.
Загадки:
Он хозяйке добрый друг,
Электрический …(Утюг)
Какой первый звук мы слышим в слове –Утюг?
Ветер лист бросает оземь,
Значит, наступила …(осень)
Какой первый звук мы слышим в слове –Осень?
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая? (Электричка)
Какой первый звук мы слышим в слове –Электричка?
Птичка-невеличка,
Носик стальной,
Хвостик льняной. (Игла)
Какой первый звук мы слышим в слове –Игла?
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит.
Это доктор …. (Айболит)
Какой первый звук мы слышим в слове –Айболит?
Упражнение – Формирование понятия: звук и буква
Шумованные буквы
Ребята назовите звуки, которые обозначают, спрятавшиеся буквы.
Ну, вот и пора нашему гостю отправляться обратно домой. Отдадим ему его мешок. Ой, а что, то еще в мешке осталось. Да это же лесное угощение – грибочки. Поблагодарим дядюшку Ау и попрощаемся с ним.
До свидания, дядюшка Ау, приходи к нам еще.
СПАСИБО!
nsportal.ru
№ п/п | Тема | Цель | Интеграция | Материал |
сентябрь | ||||
1 неделя Неделя знаний «Умники и умницы» | Путешествие в страну знаний с Незнайкой | -закрепить представление детей о слове; -закреплять умения интонационно выделять звук в слове, различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове. | Чтение художественной литературы Т.М.Бондаренко стихотворение В. Берестовой «Читалочка» Здоровье Физкультминутка «Кузнечики» (Т.М.Бондаренко стр. 61) | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр. 27 |
2 неделя ПДД, транспорт | Мой друг Светофор | -закреплять умения интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком; -учить детей делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов. | Чтение художественной литературы А. Северный «Светофор» Здоровье Физкультминутка «Дети едут на машине» (Рыжова стр. 391) | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.28 |
3 неделя Как прекрасен этот мир! 3 неделя | Путешествие в мир искусства | – учить детей делить на слоги двусложные и трёхсложные слова, познакомить с термином «слог»; -учить называть слова с заданным слогом; -закреплять умение интонационно выделять звук в слове. | Познание Отгадывание загадок, Д/и «Угадай звук» (Т.М.Бондаренко стр. 80 -83) Коммуникация Беседа с опорой на вопросы о видах искусства | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.29 |
4 неделя Моя семья | Мама, папа, я – спортивная семья | -учить составлять предложения из двух слов, называть первое, второе слово; -учить называть слова с заданным звуком. | Коммуникация Беседа с опорой на вопросы о семье, о видах спорта , которыми занимаются члены семьи (Т.М.Бондаренко стр. 178 ср. гр.) Здоровье Пальчиковая гимнастика «Мы писали…» | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.30 |
октябрь | ||||
1 неделя Неделя вежливых детей (этикет, правила поведения за столом, сервировка) | Волшебные слова не лень повторять мне целый день | -закрепить знания о предложении, учить составлять предложения; -познакомить детей со схемой звукового состава слова, сделать звуковой анализ слова ау. | Коммуникация Беседа о вежливости и о «волшебных словах» Музыка Слушание песни из мультфильма про кота Леопольда | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.32 |
2 неделя Этот загадочный подводный мир | Где спит рыбка? | -учить детей проводить звуковой анализ слова; -закреплять умение называть первый звук в слове; -учить называть слова с заданным звуком. | Чтение художественной литературы И. Токмакова «Где спит рыбка?» (Т.М.Бондаренко стр. 129) Здоровье Физкультминутка «Рыбка» Стр. 313 | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.33 |
3 неделя Сад-огород | Здоровье у меня на грядке | -учить детей проводить звуковой анализ слова; -закреплять умение называть слово с заданным звуком; -разучить игру с заданиями. | Коммуникация Беседа о пользе овощей (Т.М.Бондаренко стр. 116) Художественное творчество Рисование на тему «Овощи» | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.35 |
4 неделя Разноцветная осень | Ходит осень по дорожке, замочила себе ножки | -учить проводить звуковой анализ слова, находить одинаковые звуки в словах; -познакомить со словоразличительной ролью звука. | Коммуникация Беседа по вопросам об осени Познание Д/и «Найди, что опишу» (Т.М.Бондаренко стр. 85) | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.36 |
ноябрь | ||||
1 неделя Россия – Родина моя | Славлю своё Отечество | –учить детей проводить звуковой анализ слова; -закреплять знание о словоразличительной роли звука; -продолжать учить называть слова с заданным звуком. | Музыка Слушание песни «То берёзка, то рябина…» Здоровье Пальчиковая гимнастика «Мы писали…» | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.38 |
2 неделя В мире птиц | Где живёт лесной доктор? | -обучать звуковому анализу слова; -продолжать обучение находить слова с заданным звуком; -закреплять знания о словоразличительной роли звука. | Познание Рассматривание и обсуждение картины «Пёстрый дятел» (Т.М.Бондаренко стр. 160) Разгадывание загадок (Т.М.Бондаренко стр. 201) Здоровье Пальчиковая гимнастика «Уточка» | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.39 |
3 неделя Дикие животные и их детёныши | В гостях у Мишки – косолапого и Лисички – сестрички | -учить проводить звуковой анализ слова; -закреплять умение называть слова с заданным звуком; -учить составлять предложения из трёх слов и делить их на слова. | Коммуникация Беседа о диких животных Познание Д/и «Кто где живёт?» (Т.М.Бондаренко стр. 376) Упр. «Помоги найти детёнышей» (Рыжова стр. 377) | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.40 |
4 неделя Домашние питомцы | Наш живой уголок | -дать понятие о гласных звуках; -продолжать обучать детей называть слова с заданным звуком. | Чтение художественной литературы С. Маршак «Усатый – полосатый» Здоровье Пальчиковая гимнастика «Котёнок – шалун» (Рыжова стр. 382» | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.41 |
декабрь | ||||
1 неделя Неделя милосердия и добра | Школа добрых волшебников | -учить проведению звукового анализа слова; -закреплять знания о гласных звуках; -познакомить со словообразовательной ролью гласных звуков; -продолжать учить называть слова с заданным звуком. | Музыка Слушание песни «Дорогою добра» Чтение художественной литературы В.в. Бианки «Приключения Муравьишки» | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.42 |
2 неделя Любимые игры и игрушки | Мой любимый мишка | -продолжать обучение звуковому анализу слова; -познакомить с тем, что бывают звуки гласные и согласные, а согласные – твёрдые и мягкие. | Социализация Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки» (Т.М.Бондаренко стр. 79 – 80) Здоровье Пальчиковая гимнастика «Уточка» | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.43 |
3 неделя Труд и профессии людей | Все работы хороши – выбирай на вкус | -продолжать обучение звуковому анализу слова; -учить различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. | Чтение художественной литературы Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» Здоровье Физкультминутка «Дети едут на машине» (Рыжова стр. 391) | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.45 |
4 неделя Новый год | В ожидании чудес | -продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова -закреплять знания о гласных, твёрдых и мягких согласных звуках; -познакомить со словоразличительной ролью твёрдых и мягких согласных звуков; -учить называть слова с заданным звуком. | Коммуникация Беседа о Новом годе (Т.М.Бондаренко стр. 212) Здоровье Физкультминутка «Зайцы» | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.47 |
январь | ||||
1 неделя Новый год | В гостях у Деда Мороза | -закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки; -закреплять знание о словоразличительной роли звука; -учить называть слова с заданным звуком. | Музыка Пение песни «В лесу родилась ёлочка» Коммуникация Сочиняем сказку про Деда Мороза» »(В.Н. Волчкова (развитие речи) стр.39) | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.48 |
2 неделя Зимушка – зима | Зимние кружева | -продолжать обучение звуковому анализу слов, умению различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки; -закреплять знание о словоразличительной роли звука; -учить называть слова с заданным звуком. | Чтение художественной литературы И. Суриков «Зима», беседа по содержанию (Т.М.Бондаренко стр. 262) Художественное творчество Рисование снежинок | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.49 |
3 неделя Зимние забавы и развлечения | Встречаем зиму с санками, с коньками | -закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки; -закреплять знание о словоразличительной роли звука; -учить называть слова с заданным звуком. | Чтение художественной литературы Н. Носов «На горке» (Т.М.Бондаренко стр. 261) Здоровье Пальчиковая гимнастика «Котёнок – шалун» (Рыжова стр. 382» | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.50 |
4 неделя Многообразие рукотворного мира | Идёт Маша на прогулку | -закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки; -учить называть слова с заданным звуком. | Чтение художественной литературы Л. Воронкова «Маша-растеряша» Здоровье Пальчиковая гимнастика «Мы писали…» | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.51 |
февраль | ||||
1 неделя Человек по имени « Я » | Один за всех, и все за одного | -продолжать обучение звуковому анализу слов, умению различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки; -закреплять знание о словоразличительной роли твёрдых и мягких согласных звуков; -учить называть слова с заданным звуком | Чтение художественной литературы Басня Л.Толстого «Два товарища»(В.Н. Волчкова (развитие речи) стр.10) Музыка Слушание песни «Дружба» | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.52 |
2 неделя Наши добрые дела | Птичья столовая открыта | -продолжать обучение звуковому анализу слов, умению различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки; -закреплять знание о словоразличительной роли звука, продолжать учить называть слова с заданным звуком. | Чтение художественной литературы А. Яшин «Покормите птиц зимой» »(В.Н. Волчкова (экология) стр.66) Здоровье Физкультминутка «Дети едут на машине» (Рыжова стр. 391) | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.53 |
3 неделя Защитники Отечества | Мой папа служил в армии | -продолжать обучение звуковому анализу слов, умению различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки; -закреплять знание о словоразличительной роли звука; -продолжать учить называть слова с заданным звуком. | Здоровье Физкультминутка «Чтобы сильным стать и ловким» (Рыжова стр.328) Социализация Рассматривание и обсуждение фотографий из армейских альбомов пап | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.54 |
4 неделя Масленица широкая | Проводы зимы | -закреплять умение детей делить слова на слоги; -учить вычленять в слове ударный слог; -закреплять умение проводить звуковой анализ слова. | Чтение художественной литературы К.Ушинский «Проказы старухи – зимы» »(В.Н. Волчкова (экология) стр.59) Здоровье Физкультминутка «Зайцы» | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.55 |
март | ||||
1 неделя Мамина неделя | «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». | -продолжать обучение звуковому анализу слов, умению различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки; -учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове; -закреплять знание о словоразличительной роли звука. | Социализация Упр. «Маму я свою люблю» ( Н.В. Рыжова стр.349) Художественное творчество Рисование «Портрет мамы» | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.56 |
2 неделя Весна – красна | «К нам весна шагает…!» | -продолжать обучение звуковому анализу слов, умению различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки; -учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове; -познакомить со словоразличительной ролью ударения; -продолжать учить называть слова с заданным звуком. | Чтение художественной литературы Конкурс стихов о весне Музыка Чайковский «Времена года» (март) | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.57 |
3 неделя Неделя творчеств и фантазии | Жители страны «Тили – мили – Трямдии» | -продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки; -учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове; -учить называть слова с заданным ударным гласным звуком. | Коммуникация Придумывание и рассказ детей о волшебной стране (Т.М.Бондаренко стр. 399) Здоровье Физкультминутка «Дети едут на машине» (Рыжова стр. 391) | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.58 |
4 неделя Театральная неделя | Оживим наши сказки | -продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки; -учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове; -учить называть слова с заданным ударным гласным звуком. | Социализация Инсценирование сказки «Теремок» Здоровье Физкультминутка «Зайцы | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.59 |
апрель | ||||
1 неделя Ребёнок и его права | Мы все такие разные! | -продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать ударные и безударные гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки; -учить сравнивать слова по звуковому составу. | Коммуникация Беседа «Кого можно назвать настоящим другом» Музыка Слушание песни «Вместе весело шагать…» | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.60 |
2 неделя Наш дои – Земля. Космос. | Отправляемся в полёт | -продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать ударные и безударные гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки; -закреплять умение называть слова с заданным ударным гласным звуком. | Коммуникация Беседа по иллюстрации о Космосе, о планетах (В. И. Натарова «Моя страна» стр.143) Художественное творчество Рисование «Пришельцы с другой планеты» | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.61 |
3 неделя Город, в котором я живу | Моя малая Родина | -продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать ударные и безударные гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки; -закреплять умение называть слова с заданным звуком. | Чтение художественной литературы Вениамин Баснер «С чего начинается Родина» Здоровье Физкультминутка «Ветер веет над полями» ( Н. В.Рыжова стр.410) | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.62 |
4 неделя Праздник весны и труда | К нам шагает Первомай | -продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать ударные и безударные гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки; -закреплять знание о различительной роли звука. | Коммуникация Беседа об истории появления праздника Рисование «Весёлые шарики» | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.63 |
май | ||||
1 неделя Великая Победа | Памяти павших, будем достойны | -продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать ударные и безударные гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки; -закреплять умение называть слова с заданным звуком. | Коммуникация Беседа о герое Советского Союза Зое Космодемьянской Музыка Слушание песни «Вставай страна огромная» | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.64 |
2 неделя Азбука здоровья | Если хочешь быть здоров – закаляйся! | -продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать ударные и безударные гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки; -учить называть слова с заданным звуком. | Здоровье Гимнастика «Как живёшь?» (Т.М.Бондаренко стр. 184) Коммуникация Беседа о пользе и видах закаливания | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.65 |
3 неделя Неделя безопасности | Спички не тронь – в спичках огонь | -продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать ударные и безударные гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки; -учить называть слова с заданным звуком. | Безопасност ь Беседа о работе пожарных, о последствиях игр с огнём Здоровье Пальчиковая гимнастика «Мы писали…» | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.66 |
4 неделя Здравствуй, лето! | Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья | -продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать ударные и безударные гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки; -учить называть слова с заданным звуком. | Коммуникация Составление короткого рассказа о лете Здоровье Физкультминутка «Ветер веет над полями» ( Н. В.Рыжова стр.410) | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.67 |
-продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать ударные и безударные гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки; -учить называть слова с заданным звуком. | Л. Е. Журова «Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе» Стр.69 |
nsportal.ru