Звук ц твердый – Ц – твердый или мягкий звук?

«Твердый согласный звук [ц], буква “Ц, ц”»

Разделы:
Начальная школа


Цели:

  • познакомить уч-ся с твёрдым согласным звуком [ц],
    буквой Ц ц;
  • формировать навыки чтения;
  • способствовать развитию фонематического слуха,
    связной речи,
  • памяти, логического мышления.



Оборудование.


1. Песочные часы.


2. Магнитофон.


3. Аудиокассета В.В.Волина “Занимательное
азбуковедение”.


4. Мягкая игрушка “Кошка”.


5. Серия картинок “На что похожа буква?”.


6. Карточки с буквами Ц – 6 шт., А, О, У, И, Ы, Е.


7. Плакат с буквами Ц для проведения игры
“Четвёртый лишний”.


8. Плакат “ОГБРУАЧМЕОНТИЕЕ”.


9. Раздаточный материал (буква П, текст со
стёртыми буквами, коррекционная проба, конверты
с набором для составления схемы слова).




Ход урока




I . Сообщение темы и целей урока.


1) – Прочитайте сначала буквы, написанные
красным, потом синим, и вы узнаете, какой будет
сейчас урок.



2) – Как хозяйка зовёт цыплят? (Цып – цып – цып)


– Какой первый звук? ([ц)



– Сегодня на уроке нам предстоит определить,
согласный этот звук или гласный, твёрдый или
мягкий, глухой или звонкий. А также мы
познакомимся с буквой этого звука, чтобы
обозначать на письме звук [ц].




II. Работа над новым материалом.



1) Звуко-буквенный анализ слов-отгадок.


На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (Цапля)


Делать трюки он привык,

Ведь его работа… (Цирк)


(Уч-ся из раздаточного материала выкладывают
схемы слов).


На доску прикрепляется слово ЦИРК.


– Произнесите ещё раз слово. Что заметили?




– Попробуйте поставить в мягкую позицию.


– Дайте характеристику звуку [ц]. (Согласный,
всегда твёрдый)


– Определите, глухой или звонкий? (Закрывают
ладошками уши и произносят этот звук. Вывод: глухой)


– Какой буквой обозначается звук [ц] ?


2) Знакомство с буквой Ц ц.


– Послушайте стихотворение:


Эта буковка – цеплялка

С хитрой, цепкой лапкою:

“Подходи, кому не жалко,

Мигом оцарапаю”.


– А сейчас вас ждёт чудесное превращение: у вас
на парте лежит буква П, переверните её и в правом
нижнем углу допишите “цеплялку”.


– Покажите, что у вас получилось. Повернитесь и
покажите нашим гостям. (Учитель вывешивает
плакат с этой буквой).


3) “На что похожа буква?”


– На что, ребята, похожа буква? (Ответы детей)


– А ещё вот на что. (Учитель читает первое
стихотворение, остальные звучат на аудиокассете
и одновременно вывешивает картинки).


Целый день в траве густой

Бродят рожки с бородой.




Буква Ц –

Внизу крючок,

Точно с краником бочок.



Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.



Цапля в зарослях зелёных

Встала важно буквой Ц.



Стул чинил сегодня мастер.

Клеил он его и красил.

Мастер стул перевернул –

Стал на Ц похожим стул.



4) Работа с коррекционной пробой.


– В течение минуты найдите среди множества букв
букву Ц и обведите её.


– Сколько букв нашли?


5) Игра “Четвёртый лишний”.


– Найдите лишнюю букву.




6) Печатание буквы Ц Ц.


– А кто из героев передачи “Спокойной ночи,
малыши” носит имя, содержащее звук [ц]? (Цап-Царапыч)


– Вот и сам Цап-Царапыч. Посмотрите, он держит
букву… (Ц). Поучимся её писать. (Дети
сравнивают написание большой и маленькой букв.
Учитель показывает на доске, затем дети печатают
в тетрадях Ц ц).


7) Игра “Подружись с буквами”.


– Цап-Царапыч очень хочет, чтобы буква Ц
подружилась с гласными. Буква новая, ей
страшновато: здесь она никого не знает. Давайте
познакомим её с гласными и поможем ей
подружиться с ними. Сейчас Ц здоровается с А.
(Учитель крепит к доске Ц, подходит ученик с А и
крепит рядом с Ц. Дети читают образованный слог).
А теперь А здоровается с Ц. (А ставят перед Ц.
Читают получившийся слог).


(Аналогично с буквами О, У, И, Ы, Е).


– С другими гласными она не может подружиться,
т.к. в русском языке нет слов с такими
буквосочетаниями


– Придумайте слова, оканчивающиеся на:


ЦА (курица, единица, синица, овца, луковица)


ЦО (кольцо, яйцо, крыльцо)


ЦЫ (концы, кузнецы, птенцы, огурцы)


8) – Цап-Царапыч просит вас, ребята, назвать
слова из сказок со звуком [ ц] . (Царевна-лягушка,
царевна Несмеяна, принц, принцесса, жар-птица,
падчерица, златая цепь, зеркальце, аленький
цветочек и др.
)


III. Физкультминутка.


Все уч-ся выходят к доске и образуют круг.
Учитель ходит вдоль круга. Тот, перед кем он
останавливается, должен быстро назвать слово со
звуком [ц]. Если ученик задержится с ответом, он
должен присесть в середине на корточки.




IV. Продолжение работы.



1) – Цап-Царапыч предлагает состязание
между мальчиками и девочками.
Прочитайте
буквосочетания (хором).




На доске:


Д.: ца – цари – царица.


М.: ца – царе – царевич.


– А теперь вам будет легко прочитать столбик
слов, к-рый приготовил для вас Цап-Царапыч:




2) Работа со столбиком слов (листочки).


– Положите перед собой листочки. Давайте
прочитаем столбик слов “по цепочке”.


царь

царица

царевич

царевна

царство

царствовать


– Знакомые слова? Что общего у этих слов?
Выделите корень.


– Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно
лишнее?


3) Работа с чистоговорками.


– Цап-Царапыч очень любит сочинять
чистоговорки. Сегодня он решил познакомить вас
со своим творчеством. Но только последнее слово в
чистоговорке никак не получается придумать, оно
обязательно должно содержать звук [ц]. Давайте
ему поможем.




Це, це, це, це – скучно принцу во… (дворце).


Ца, ца, ца, ца – нет у бублика… (конца).


Цо, цо, цо, цо – уронила я… (кольцо).


Цы, цы, цы, цы – собираю… (огурцы).


Цу, цу, цу , цу – льются слёзы по… (лицу).


Цо, цо, цо, цо – снесла курочка… (яйцо).




4) Кот-лакомка.


– Цап-Царапыч любит не только сочинять, но также
любит чем-нибудь полакомиться: сметаной, рыбой,
сладким, а иногда, оказывается, любит слизывать
буквы, вот как сегодня случилось. Я приготовила
вам слова и предложения для чтения, а он взял и
подпортил мне материал. Давайте попробуем его
восстановить.



веточек, епкий, иклон, илиндр, ирк, ифра,
окотуха, ыплёнок.

арии а Кури а в ветнике сидит.

апля Цицилия учит ифры.

ыплёнок Цыпа хочет в ирк.

У аревны Мурки на лапках арапки.

Зай у кузне у заказали выковать епь.

У племянни ы Нар исса на ветнике растут огур ы.


– Какую же букву он слизал? (Ц)


– А как вы думаете, почему? (Ответы детей)




V. Итог урока.


– Какой звук обозначает эта буква?
Охарактеризуйте его.




Литература



1. Савина С.В., Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки
в начальной школе. Изд-во “Учитель”. Волгоград,
2000. – 12 с.


2. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и
чтению. Изд-во “Вако”. М., 2006. – 77 с.


3. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя.
Изд-во “5 за знания”. М., 2007. – 168, 170 с.


4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение.
Изд-во “Просвещение”. М., 1994. – 323 с.

19.02.2014

urok.1sept.ru

“Звук [ц] и его обозначение буквами Ц, ц”

Разделы:
Начальная школа


Цели:

  • Образовательные:
  • научить выделять звук [ц] в словах и правильно
    его произносить; познакомить с буквами Ц, ц;
  • научить читать с ними слоги, слова, предложения,
    способствовать развитию фонематического слуха;
  • обогащать словарный запас учащихся; вести
    подготовительную работу по развитию
    орфографической зоркости.
  • Воспитательные: воспитывать бережное
    отношение к природе.
  • Развивающие: развивать мышление, память,
    воображение, интерес к предмету.

Оборудование:

  • учебник «Букварь» М. С. Соловейчик, Н. М.
    Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина;
  • тетради для печатания; кассы букв и слогов;
  • наглядный материал.

ХОД УРОКА


I. Организационный момент


– Поприветствуйте гостей, посмотрите на них,
улыбнитесь, а теперь улыбнитесь мне. Занимайте
свои места.

– Посмотрите внимательно и скажите, сейчас у нас
урок (Читают дети)

О г Б р У а Ч м Е о Н т И е Е


II. Формирование темы и цели урока.


– Слушаем внимательно, работаем старательно,
но, а если кто-то шумит и мешает, что ему говорят?
«Цыц»

– Как лошадка копытцами стучит?  (Цок – цок)

– Как мы позовём цыплят? (Цып – цып)

– Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком, я
думаю, вы догадались с каким. Помогите мне,
пожалуйста, назвать тему урока.

(Звук [ц] и буква, которая его обозначает.)

– Цель нашего урока познакомиться со звуком [ц] и
буквой, которая его обозначает, учиться читать
слоги и слова с новой буквой.


III. Знакомство с новым звуком.


– Когда мы произносим звук [ц], губы приоткрыты,
не растягиваются, зубы не касаются друг друга,
между ними образуется очень маленькая щель, язык
упирается в зубы нижнего ряда.

– Произнесите звук [ц] ещё раз.

– Дайте характеристику этому звуку. (Согласный,
твёрдый, глухой)

– Отгадайте загадку.    


На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.


(Ответ: цапля)


– Откройте букварь на с.76. Рассмотрите рисунок
в верхнем левом углу.

Посмотрите на первую схему, к какому она слову?
(Цапля)

– Нас интересует первый звук, произнесите его.
([ц])

– Посмотрите на рисунок справа. Кто это? (Синица)

– Вспомним характеристику звука [ц] (Согласный,
твёрдый, глухой)

– А теперь попробуйте назвать слова, где звук [ц]
был бы мягким.

(Дети называют слова.)

– Не получается? Я тоже не знаю слов, где звук [ц]
был бы мягким.

– Какой мы можем сделать вывод? (Звук [ц] всегда
только твёрдый.)

– Итак, звук [ц] согласный, глухой и всегда
твёрдый.


IV. Работа в тетрадях


– Откройте тетради для печатания. Записываем
звук [ц]

– Ой, смотрите, хитрый знак вопроса появился.
Есть «ловушка»! Где?



(Звук  [ц] всегда только твёрдый)

– В букваре на с. 77 в верхнем левом углу
прочитайте загадку.

(Читает ученик)

– Вы узнали кто это – это скворец.

– Цапля, синица, скворец. Как сказать одним
словом. Кто это? (Птицы)

– Пропустите клеточку вниз и запишите схему к
слову.

– Сделайте звуковой анализ.

(Один человек работает у доски)

– Проверяем. Поменяйтесь тетрадями, возьмите в
руки красный карандаш

(Работа в парах. Взаимопроверка.)

– Назовите первый звук, дайте ему характеристику
и т. д.

(Молодцы.)


V. Работа с учебником


 – А сейчас  возвращаемся на с. 77 и
прочитаем текст под загадкой.

(Несколько учеников читают текст)

– Назовите слова, в которых встретился звук [ц]


VI. Физкультурная минутка  «Хочу быть
птичкой»
[1]


Я по улице гулял,

Встречных птичек я считал.

Рот открыл, смотрю на небо.

Влево, вправо. Я там не был.

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать.

Я подпрыгнул, чтоб взлететь,

Но пришлось на землю сесть.


VII. Знакомство с новой буквой


Звуки говорим и слышим,

Буквы видим мы и пишем.


Чтение стихотворения.


 – Белая цапля над полем летала,

Будто бы букву изображала. 


  [2]


– Буква называется «Це».

– Откройте кассу букв и слогов и покажите буквы
Ц, ц. Поставьте их на наборное полотно.

– А теперь запишите букву ц в тетради для
печатания. (Учитель показывает  на доске)


VIII. Чтение слов и слогов с новой буквой


– Сильных крыльев взмах,

И цапля в облаках. (рисунок на доске)



– Прочитаем слоги.

(Читает стихотворение подготовленный ученик)


Букв не мало, мы узнали,

Добрались до буквы Ц.

Есть слова, где Ц в начале,

В середине и в конце.


– Букварь с. 76. Читаем столбики слов сверху.


IX. Игра


– Замени первую букву на новую.

Ларь, мель, свет, белый, капля. (Царь, цель, цвет,
целый, цапля)


X. Пальчиковая гимнастика [3]


– Птичек мы окольцевали,

Наблюдали, узнавали.

Улетев, в какие дали,

Где морозы переждали,

Что пернатые клевали,

Гнёзда, где свои свивали.


XI. Развитие орфографической зоркости


– Положите перед собой тетради для печатания.

– Сейчас мы с вами поработаем с предложением.

– Послушайте пословицу.

Летит скворец – зиме конец.

– Сколько  слов в этом предложении?

– Какое первое, второе, третье, четвёртое?

– В тетради для печатания записываем схему
предложения.

–  Кто пойдёт к доске?

– Вспомним признаки предложения. (Начало, конец,
слова пишем отдельно)

– Как мы дальше работаем с предложением? (Слова
делим на слоги)

– Отметим в нашем предложении опасные места.

(Буква безударного звука)

– Напечатаем предложение.


XII. Работа с книгой


Чтение текста на с. 77.


XIII. Подведение итогов


– С каким новым звуком мы сегодня
познакомились?

– Дайте характеристику звуку [ц].

– Как называется буква для обозначения
согласного звука [ц]?


XIV. Рефлексивная деятельность


Выскажите, своё отношение к уроку, используя
слова, записанные на доске:

  • научился…
  • узнал…
  • понравилось…
  • затруднялся…
  • поделюсь…
  • расскажу…

Список литературы:

  1. Алябьева Е. А.  Логоритмические
    упражнения без музыкального сопровождения, М.:
    Творческий центр, Сфера, 2006, с.39.
  2. Бондарева Л. Ю. Обучение грамоте
    дошкольников и младших  школьников, Ярославль,
    Академия развития, 2007, с.261.
  3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры,
    Санкт-Петербург, Литера, 2005, с.18.

4.11.2011

urok.1sept.ru

“Буквы Ц, ц, обозначающие согласный твёрдый звук [ц]

Разделы:
Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с новой буквой и звуком /ц/
  2. Формировать навыки чтения
  3. Способствовать развитию фонетического слуха
  4. Воспитывать доброе отношение к животным.

Ход урока

1) Приветствуя гостей, посмотрите на них, улыбнитесь, а теперь улыбнитесь мне. Садитесь.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и заселим ее в один из свободных домиков на нашей ленте букв, а их осталось только пять.

Отгадайте загадку:

Разноцветные сестрички

Весь день гостей встречают,

Нектаром угощают. (Цветы)

Правильно. Вот эти цветы я буду дарить вам за правильно выполненные задания. /Учитель показывает разноцветные цветы, на оборотной стороне каждого цветка напечатана буква/

Произнесем слово « цветы», выделив первый звук.

– Какой первый звук? (Ц)

– Он согласный или гласный?

– Почему?

– Звук /ц/ мягкий или твердый?

Он имеет младшего братца?

Звук /ц/ звонкий или глухой? Можем произнести его без голоса? Слышим только шум, поэтому этот звук… (глухой)

Звук /ц/ парный или непарный.

Итак, что мы узнали о звуке /ц/? Какой он? ( Звук /ц/ согласный, твердый, глухой, непарный).

Хорошо, поздравляю, вы получаете первый цветок. /Учитель прикрепляет его на доску/

2) Следующее задание: запомните слова со звуком /ц/, доскажите словечко.

Цветет у птичницы цветок-

Цветет на паре тонких ног.

Цветок пушист и звонок…

– Цветок, ты кто?

(– Цыпленок!)

Какие слова со звуком /ц/ вы услышали? (Цветок, цыпленок, цветет, птичница).

Что вы можете сказать о словах «цветок», «цветет». (Это однокоренные слова).

Продолжите ряд: цветок, цветет (зацветать, цветник, цветовод, цветочница…)

Ребята, чем занимается птичница? (Выращивает птиц).

Каких домашних птиц птичница может выращивать? (Уток, кур, гусей, индюшек).

Сейчас я превращаюсь в птичницу. А вы в цыплят. Как я должна вас позвать? ( Цып, цып, цып)

– Цып, цып, цып. Бегите ко мне.

Вы получите зернышко, если назовете слово со звуком /ц/ и скажите, в какой части слова он находится. (Цифра- звук/ц/ находится в начале слова…)

А теперь по местам мои цыплятки, много слов вы знаете со звуком /ц/, получите второй цветок.

3) Звук /ц/ на письме обозначается буквой «Ц». На что похожа буква «Ц»?

Я предлагаю выучить такое стихотворение:

Вот какая буква «Ц».

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

Выложим букву «Ц» из палочек.

Какую букву выкладываем?

Повторим стихотворение.

А теперь поселим букву «Ц» в домик./Работа с лентой букв. Учитель предлагает поселить новую букву в пустующие домики. Дети, рассуждая, определяют домик для буквы «Ц»./

Пока вы убираете палочки, я прикреплю для вас цветок.

4) Буква «Ц» дружит с гласными буквами, образуя слияния. Давайте прочитаем их.




ца

це

цо

ци

цу

цы

Надеюсь, теперь вы сможете прочитать напечатанные мною на доске слова.

Какое из этих слов трехсложное? (улица) Почему? (3 слога, З гласные буквы)

Какое из этих слов лишнее? (1 вариант: птицы – множественное число, остальные слова стоят в единственном числе; 2 вариант: юла – нет буквы «Ц», все остальные имеют букву «Ц»)

Подберите схему к слову юла. ( Схема № 2) Проверим (Ю-ла, слово состоит из двух слогов; второй слог ударный; первый слог состоит из слияния согласного звука «й» с гласным «у», второй слог – из слияния согласного звука «л» с гласным « а»)

Все выполнили верно. Я дарю вам еще один цветок.

5) А сейчас вы сами составите звуковую схему слова. Какого? Узнаете, отгадав загадку:

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

/Один ребенок у доски, а все остальные на местах делают звуковой анализ слова, составляя звуковую схему./

Сколько всего в слове звуков? (5 звуков)

Звуки обозначаются на письме буквами. Запишем это слово. Откройте кассы букв. (Звук /Ц/ обозначается на письме буквой «Ц»…)

Молодцы. Дарю вам цветок.

Наша цапля стояла на одной ноге. А мы так сможем?

Встали.

Физминутка

 Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

6) У буквы «Ц» купив билет,

Мы побываем в цирке.

Там медведь ведет мотоциклет,

А цапли – пассажирки.

Откройте учебник /В.Г.Горецкий» Русская азбука»/ по закладке. Переверните страницу (стр.174)

Рассмотрите иллюстрацию. И ответьте на вопрос: как называется круглая площадка в центре цирка, где дается представление? (Арена)

Расскажите, что происходит на арене? / Звучит музыка « Парад – алле». Затем она приглушается и на ее фоне дети говорят составленные по иллюстрации предложения/

На следующей странице текст. Посчитайте, сколько в нем предложений? (4)

Прочитаем этот текст.

Какое по интонации последнее предложение? (Восклицательное).

А три предыдущие? (Повествовательные).

Как озаглавим это текст?

Ответьте на вопросы к тексту:

  • Что делают собачки в цирке?
  • Чем занимаются тигры?
  • Что сказано о медведях?

Ребята, как вы думаете, какими качествами характера должен обладать дрессировщик, чтобы научить животных таким трюкам?

Ребята, кто из вас был в цирке? Расскажите о своих впечатлениях.

Вы получаете очередной цветочек.

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем.

Дружно до пяти считаем.

Открываем. Поморгаем

И работать продолжаем.

7) Очень любил цирк и Самуил Яковлевич Маршак. Он написал интересное стихотворение. Прочитаем его на станице 176. Ребята, какие вам встретились непонятные слова в этом стихотворении?

(Гастролер, канатоходец, жонглер) / Учитель выставляет карточку со словом, дети хором по слогам читают его, затем учитель объясняет значение этого слова/

Гастролер – артист, дающий представления, переезжая из города в город.

Канатоходец – артист, выполняющий номера на высоко натянутом канате.

Жонглер – цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов.

Прочитаем стихотворение С.Я.Маршака еще раз хором.

Молодцы. Вот вам еще один цветочек.

8) Ну, что ж, большую работу вы выполнили на уроке. Об этом свидетельствует большое количество цветов. Сколько их, посчитайте.(7)

С какой новой буквой вы познакомились на уроке?

Сколько звуков она обозначает? Назовите его.

Дайте характеристику звуку /ц/

Я вам открою секрет. Цветы наши необычные, волшебные./ Учитель переворачивает каждый цветок по очереди. / На каждом из них есть буква. Прочитайте, какое слово из цветов получилось? (МОЛОДЦЫ)

Да, вы сегодня молодцы. Все хорошо работали на уроке.


14.06.2009

urok.1sept.ru

Буква ц – мягкая или твердая? Правила русского языка

Буква “ц” – мягкая или твердая? Правила русского языка



01.12.2018 14:31

В наши дни многие проявляют интерес к своему прошлому, в том числе – к истории рода. Интерес к этой теме возник не случайно: изменилось представление о себе, как о личности. Если раньше человек был частью системы, то сегодня он, прежде всего, индивидуальность. А потому вопрос, откуда я и мои предки, весьма актуален.

Приоткрыть слегка завесу тайны можно, как ни странно, изучая правила русского языка и букву “Ц”. Почему, например, пишется “ЕльцИн”, но “СолженицЫн”, если, согласно правилу, после “Ц” следует “И”, за исключением нескольких слов. Все просто: на написание фамилий этот закон не распространяется, поскольку они вписывались в паспорт в соответствии с произношением, бытовавшим на территории проживания человека. В Украине считалось правильным писать “ЦЫ”, а в России – “ЦИ”. Из чего становится понятно, откуда, чьи предки.

Звук и шум

Количество согласных букв в русском языке – 21. Одна часть из них произносятся с участием голоса и шума, а другая – только с участием шума. Соответственно, первая часть относится к звонким согласным, а вторая, соответственно, – к глухим.

Следующим признаком, по которому разделяют согласные буквы, является твердость – мягкость, которые зависят от гласной буквы, следующей за согласной в слоге.

  • Если вы попробуете выкрикнуть буквы: к, п, с, т, ф, х, ц, ш, то у вас возникнут затруднения, так как их артикуляция не предполагает участия голоса: все эти буквы глухие. Учителя в начальной школе предлагают запомнить предложение: “Степка, хочешь щец? Фи!”, в котором заложен весь набор глухих согласных. Но они замечательно произносятся шепотом.
  • А вот выкрикнуть буквы: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р, у вас получится легко, так как при их произношении принимают участие звуковые вибрации, образуемые связками и изменяемые при помощи артикуляции. Это – звонкие согласные. Но, если вы их попытаетесь прошептать, то это у вас плохо получится.

В разговорной речи звонкие и глухие согласные могут произноситься практически одинаково: жить – шить; гол – кол; день – тень, однако их значения не совпадают.

Все подружки по парам

Звонкие и глухие согласные образуют пары: б – п; в – ф; г – к; д – т; ж – ш; з – с. Эти сочетания являются парными как по принципу глухости-звонкости, так и по принципу мягкости-твердости.

Как вы заметили, некоторым согласным пары не досталось: й, х, л, ц, м, ч, н, щ, р. Для некоторых из них также не нашлось пары в русском языке и по принципу мягкости-твердости.

Пары и “непары”

Необходимо выяснить, может ли быть глухая буква “ц” твердой или мягкой. У нас имеется группа непарных букв. Это – й, х, л, ц, м, ч, н, щ, р, части из которых соответствуют мягкие пары, а некоторые только таковыми согласными буквами и являются.

Это согласные, называемые в русском языке сонорами: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. В их произношении принимает участие верхнее небо.

Среди них буквы “ц” нет.

Оставшаяся часть состоит из букв, произношение которых связано с шипением: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]. Из них одна буква является парной по принципу мягкости-твердости, две буквы могут быть только мягкими – “ч” и “щ”, а четвертая буква не имеет пары по мягкости, соответственно является твердой.

Вопрос о том, является ли буква “ц” мягкой или твердой решен: шипящая буква “ц” в русском языке может быть только твердой.

Буква “Ц” и ее произношение

Итак, буква “Ц” не образует пары, следовательно, она относится к непарным, глухим согласным буквам. Если мы рассмотрим произношение буквы “ц”, то выяснится, что она состоит из двух звуков: [т] и [с], что в сумме звучит как [тс]. В русском языке “ц” существует только в твердом варианте.

Есть некоторые незначительные отличия в произношении слов на букву “ц” в случаях ее сочетания с гласными [а],[о],[у], стоящими позади нее, и с гласными [э], [и]. В слогах ца, цо, цу буква “ц” звучит твердо, а в слогах цэ, ци – несколько мягче. То же касается и слов, в которых данные слоги находятся в середине.

В некоторых словах, пришедших к нам из других языков, встречается сдвоенная буква “ц”, однако произносится данное слово так, как будто в нем только одна “ц”. Тем не менее, в таких случаях делается акцент на составляющем букву “ц” звуке [т]. Возьмем слово, пришедшее к нам из Италии, “пиццикато”: его следует произносить не [пи,тс,тсикато], а [пи,т.сикато].

Произношение слов с сочетанием букв “т” и “ц” (святцы) происходит по такому же принципу.

В славянских языках

В отличие от русского языка, где буква “ц” всегда твердая, вопрос парности буквы “ц” в других языках славян, в том числе, болгарском, белорусском или украинском решен иначе. Здесь буква “ц” может быть, как в “мягком”, так и в “твердом” варианте. Мягкое произношение “ц” в словах “перец” или “птица” звучит как “перець” и “птиця”. Фамилии украинского происхождения легко определить по тому же признаку: в них присутствует мягкая буква “ц”, состоящая из звуков [тс,] (Кацюба).

Сочетание двух мягких звуков [т,с,] все чаще трансформируется в один звук [т,]. Особенно это проявилось в белорусском и польском языках, где буква “ц” произносится как [т,].

Твердые согласные

Вопрос о том, является ли буква “ц” мягкой или твердой в русском языке решен однозначно: буквы “ж”, “ш” и “ц” могут быть только твердыми.

Влияние соседствующих с ними гласных букв не имеет значения: птица [птитса], царь [тсар,], цель [тсэл,]. В словах на букву “ц” звук [тс] остается твердым и при сочетании с гласными, являющимися “смягчителями” для согласных, имеющих “мягкую” пару: я, е, е, ю, и.

В отношение буквы “и”, составляющей слог с буквой “ц”, находящийся в составе корня слова, существует правило, которое гласит, что, несмотря на то, что в данном случае слышится вместо “и” звук [ы], пишется такой слог как “ци”: бацилла, акционер, гиацинт, цирк.

Однако из этого правила существуют исключения, о которых речь пойдет ниже.

Сочетания гласных с “Ц”

К вопросу о том, является ли буква “ц” мягкой или твердой, относятся правила ее правописания с гласными буквами а-я, о-е, у-ю, э-е.

В словах русского происхождения отсутствуют сочетания буквы “ц” с гласными я, е, ю, э. Так что, если мы встречаем слог, включающий “ц” и эти гласные, то можно с уверенностью утверждать, что перед нами заимствованное слово: цезарь, Цюрих, цэфедрин, цяньлин (кит.).

Правописание сложных слов также возможно с включением слогов “ця”, “це”, “цю”, “цэ”, однако в таком случае присутствует, как правило, слогораздел: спец∨электрод.

Особые случаи

Для полного изучения вопроса: является ли буква “ц” мягкой или твердой, следует обратиться к ее правописанию с гласной “ы”.

Слог “цы” пишется в особых случаях, к которым относятся:

  • слова: цыган, цыпленок, цыц, мцыри и относящиеся к ним однокоренные;
  • притяжательные прилагательные, имеющие в своем составе суффикс “ын”, стоящий после корня, оканчивающегося на “ц”: лисицын, курицын. На фамилии это правило не распространяется: Вицын, Станицын, Ельцин;
  • имена прилагательные, имеющие окончание “ый”, следующее за основой, завершающейся буквой “ц”: круглолицый, бледнолицый;
  • имена существительные, после основы которых, оканчивающейся на букву “ц”, находится окончание “ы”: месяцы, перцы, святцы;
  • фамилии украинской этимологии: Цыбин, Цыбулько;
  • имена собственные иностранного происхождения: Цынь, Ван Цы;
  • производные формы глагола несовершенного вида “сцать”: сцышь, сцыт.

За исключением вышеперечисленных пунктов, в сочетании с буквой “ц” пишется гласная буква “и”.

В каждой букве есть загадка

Итак, как оказалось, буква “ц” не так проста.

Кстати, она присутствует во всех канонических алфавитах славян, значащаяся как “цэ”. В церковной литературе и в старославянском языке она называлась “цы”, а иногда “ци”.

Современная версия написания этой буквы восходит к кириллице. Но откуда и каким образом она появилась там, выяснить уже не представляется возможным. Ясно одно: сходные очертания буквы “ц” можно увидеть у древних арамеев, иудеев и эфиопов.

www.navolne.life

СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ ТВЕРДЫЙ ЗВУК [ц]. БУКВЫ Ц, ц-пнш 1 класс

Тема: СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ ТВЕРДЫЙ ЗВУК [ц]. БУКВЫ Ц, ц

Ц е л и : познакомить учащихся с условным обозначением глухого твердого звука [ц] с

помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; продолжить

формирование умения читать слова по слогам и орфоэпически; продолжить формирование

навыка беглого чтения; развивать внимание, память, фонематический слух и культуру

звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять

стихотворный текст и корректировать его содержание; воспитывать любовь к природе;

культуру учебного труда, коллективизм.

О б о р у д о в а н и е : фишки-звуки; загадки; слоговые карточки.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель проводит игру «Веселые звуки».

– Узнайте, какой звук потерялся.

На Садовом на кольце

Буква «С» и буква «Ц»

У прохожих на виду

Заиграли в чехарду.

– Эй, баран, подай

Овса! –

Просит белая …

(Овца).

Я не притронусь

К сену,

Ему я знаю …

(Цену).

Видала я

Лису,

Ей рыжий цвет

К … (лицу).

Окрась меня,

Мой свет,

В такой же рыжий …

(Цвет).

– Сегодня на уроке продолжим читать слоги, слова с буквой «ц».

III. Чтение слогов и слов с доски.

– Когда после буквы «ц» пишется «и», а когда «ы»?

– Какие мы знаем слова-исключения?

– Прочитайте.

ЦЫ ЦИ ЦЫ ЦЕ

цыц

цыган

цыпленок

цыпочки

цинк

циновка

цикада

циферблат

цикорий

певцы

купцы

молодцы

скворцы

колодцы

цепь

цена

церковь

центр

концерт

– Что вы знаете о букве «ц»? (Служит для обозначения согласного звука.)

– Буква «ц» обозначает твердый непарный звук, поэтому буквы «е», «и» не оказывают на

букву «ц» никакого влияния. Буква «ц» всегда читается твердо. Тем не менее в русском языке

принято в середине слова писать «е», «и», хотя слышим [э], [ы], а в конце слова писать «ы».– В первом столбике записаны слова-исключения.

– Прочитайте еще раз второй и третий столбики и сделайте вывод. (В словах, кроме слов-

исключений, в корне слова после «ц» пишется буква «и», вне корня на конце слова после «ц»

пишется буква «ы».)

IV. Чтение слогов и слов (с. 112).

После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-действия, слова-

признаки. У каждого слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета

обозначают слова-предметы, прямоугольники голубого цвета – слова-действия, прямоугольники

желтого цвета – слова-признаки.

– Объясните значение слов:

Ц и л и н д р – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из

его сторон. Либо высокая твердая шляпа.

Ц ы г а н е – люди, ведущие кочевой образ жизни.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

ЦАПЛЯ

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не пускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Стихотворение декламируется 2 раза. Первый раз дети стоят на правой ноге, второй раз –

на левой.

V. Чтение пар слов на розовом и голубом фоне (с. 112).

У слов на розовом фоне учащиеся находят буквы, которыми’ отличаются слова в парах. У

слов на голубом фоне указывают буквы, которые были добавлены во второе слово каждой пары.

– Объясните значение слов и составьте звукобуквенные схемы:

М ы ш ц а – мягкий орган человека и животных.

Ц е н а – стоимость товара в деньгах, плата.

Д е л е ц – предприимчивый человек.

Т е л е ц – теленок.

Г о р е ц – житель гор.О ц е н и т ь – определить цену.

Ц е н и т ь – называть то или иное значение. Ценность кого-нибудь, чего-нибудь; дорожить

кем-то или чем-то.

VI. Чтение предложений.

Учащиеся анализируют слова «цикорий», «цикада».

– Где растет цикорий?

– Какие еще лекарственные растения вы знаете?

– Что вы узнали про цикаду?

– Какие еще насекомые вам известны?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

VII. Чтение шуточных стихотворений (с. 113).

– Чем интересно стихотворение Л. Яхнина? (Каждое слово стихотворения начинается с

буквы «ц».)

– Что интересного можно увидеть в цирке? О чем рассказал автор?

– Кто автор стихотворения «Я люблю»?

– С чем сравнивает автор короткий дождик?

– Зачем цапле длинный нос?

– Чем питаются цапли?

– О каких приметах весны рассказано в стихотворении «Весна»?

– Назовите другие приметы весны.

– Давайте вспомним весенние месяцы. Ребята, отгадайте загадки:

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март.)

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Месяц к нам пришел… (Апрель.)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май.)

– Какие приметы весны названы в этих загадках?

VIII. Задания на развитие речи, внимания.

1. С о п о с т а в л е н и е слов с вопросами.КТО? КАКОЙ? (КАКАЯ?)

цапля

заяц

лисица

куница

гусеница

цыпленок

птица

важная

белый

рыжая

мохнатая

зеленая

желтый

красивая

2. С о с т а в ь т е предложения со словами:

цветы цветущий

цветенье цветовод

цветистый соцветие

цветник цветет

– Что объединяет данные слова? (Общая часть – «цвет».)

3. Н а з о в и т е предмет, меньший по размеру:

окно – … оконце болото – … болотце

платье – … платьице зеркало – … зеркальце

дерево – … деревце сало – … сальце

блюдо – … блюдце дело – … дельце

колено – … коленце тело – … тельце

полено – … поленце масло – … маслице

IX. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите согласные, которые обозначают только твердые звуки.

multiurok.ru

План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему: Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

  1. Организация начала урока и целеполагание.

Цель: актуализировать требования обучающихся со стороны учебной деятельности, создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деютельность

Приветствие учащихся.

Отдых наш кончается,

Работа начинается

Усердно будем мы трудится

Чтоб чему-то научиться.

Ведь девиз у нас таков:

Больше дела, меньше слов

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Регулятивные: волевая саморегуляция

  1. Постановка учебной задачи

– Какой новый звук вы сейчас произнесли?

– Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. Я открою вам секрет –этот звук особенный. А вот, чем он особенен- ответите мне вы.

-Я всех учу, а сама всегда молчу. Какие наши действия?

.- Откройте учебник ( азбука стр. 51.)

-На какие три вопроса мы должны ответить?

 

Формируют учебную задачу. Ответы детей:

– познакомимся со звуком [ц], и буквой которая его обозначает;

-Гласный или согласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий.

Регулятивные: целеполагательные.

Познавательные: общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи

  1. Усвоение новых знаний

Работа в парах.

 – Сейчас вы будете работать в парах, головка к головке. Вспомните правила работы в парах.

– Отгадайте загадки:

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад-

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

-Перед вами белые конверты,в них лежат схемы, достаньте и составьте схему слова цапля.

-Проверяем.

-У кого так же, как на экране?

-Произнесите первый звук.

-Какой звук слышите?

-Ответьте на вопросы из учебника. Докажите.

-Доскажи словечко:

Он властелин огня и стали.
Всегда в труде, всегда в поту.
Под звонкий грохот наковальни
Куёт он людям красоту.

Наковал оружье, щит и меч,

Вот какой он молодец!

А зовут его… (кузнец).

-Продолжаем работу в парах. Выделите последний звук в слове кузнец. Какой звук слышите? Дайте ему характеристику.( 3 вопроса)

 -Оцените работу соседа по парте.

-Что посоветуете ребятам, которые получили невысокую оценку?

-Ребята, а кто такой кузнец? Какое незнакомое слово встретилось?

-Серёжа приготовил для вас небольшое сообщение.(Ёще с давних пор люди заметили, что под воздействием высокой температуры металл становится мягким как пластилин и ему можно предавать любую форму. Этот процесс  назвали ковка металла.)

-Встречайте нашу гостью букву Ц.

-На что похожа буква Ц?  

-Физминутка. Игра. Если услышите звук [ц]- присядьте, если в слове нет звука [ц]- хлопок в ладоши.

Полотенце, яхта, парус, цель, аист, заяц, цыплёнок, цепь, стул, сумка.

-называем товарища по имени;

-говорим тихо, чтобы не мешать другим;

-внимательно слушаем соседа;

-справедливо оцениваем.

Цапля.

-один ученик у доски.

-составлять схему слова

-Мастер по ковке металла.

-Ковка

-Аплодисменты.

-Ответы детей.

Познавательные:

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков. Выделяют звук [ц] в процессе слого-звукового анализа слов цапля и огурец делают вывод, что в обоих случаях согласный звук  [ц] глухой и твердый.

Общеучебные: постановка и решение проблемы, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: умение планировать, определять последовательность действий.

Коммуникативные: умение работать в паре, учитывать разные мнения, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  1. Первичное закрепление

Цель: организовать выполнение обучающимися работы на новые знания

– С буквой познакомились, со звуком который она дает познакомились. Как думаете, что будем делать дальше?

– Ответив на мой вопрос, вы узнаете почему этот звук особенный.

– Какие слияния вы услышали? Как вы думаете  почему все слияния твердые?

-Какие ещё звуки русского языка всегда твёрдые?

– Чтение слов «эхом».

– Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. У вас на партах лежат красные листы. Давайте прочитаем, кому адресовано это письмо?

 – Чтение по цепочке. Будьте внимательны, цепочку могу прервать на любом месте.

Работа с текстом:

  1. Кто написал письмо Волку?
  2. О чем просила Красная Шапочка?
  3. Какие гостинцы она обещала Волку?
  4. Что еще пообещала Красная Шапочка?

– Объявляется конкурс кто больше найдет слов в тексте со звуком[ц]   . Покажите веером сколько нашли слов. Прочитайте их.

– Учится читать слоги, слова и предложения с новым звуком.

– Хоровое чтение слогов.

-Все слияния твердые, потому что звук [ц] всегда твердый.

-Звуки [ш], [ж].

– Чтение заголовка

– Чтение по цепочке.

– Отвечают на вопросы

– Ищут слова

Регулятивные:

Прогнозирование;

поиск и выделение нужной информации

  1. Рефлексия

Цель: организовать усвоение обучающимися новой темы

Психологическая разгрузка и снятие напряжения: закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке. Открывайте глазки. Перед вами звуковая лента, работая в паре, поселите звук [ц].

-Где будет жить звук [ц]? Докажите.

– Оцените свою работу на уроке (красный – мне было все понятно и интересно, зеленый – мне было интересно, но на некоторые вопросы я затруднялась(ся) отвечать, синий – было интересно, но я не понял(а) темы урока)

– Что посоветуем ребятам, которые подняли синий кружок?

-Ребята, а кому-нибудь захотелось оживить букву. Я с удовольствием приму ваши работы и оценю их.

– Урок окончен, спасибо.

– Оценивают свою работу

Регулятивные: оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

nsportal.ru

Урок обучению грамоте в 1-м классе “Твердый согласный звук [ц], буква Ц, ц”

Разделы:
Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить учащихся с твёрдым согласным
    звуком [ц], буквой Ц, ц;
  • развивать память, логическое мышление,
    внимание, любознательность;
  • способствовать развитию фонематического слуха;
  • формировать навыки выразительного чтения,
    умение рассуждать, работать с текстом;
  • воспитывать чувство товарищества,
    самостоятельности;
  • воспитывать у детей интерес к учебной
    деятельности;
  • расширять кругозор учащихся.




  • Оборудование: учебник “Русская азбука”,
    предметные картинки, магнитная доска, магнитная
    азбука (буквы, слоговые схемы), счётные палочки,
    мел, указка.




    Ход урока


    I. Организационный момент.


    Ребята! Проверьте свою готовность к уроку.
    Сегодня на уроке нам понадобится учебник
    “Русская азбука”, счётные палочки и слоговые
    схемы. А чтобы наш урок прошёл хорошо, вы должны
    настроиться на работу, поднимать руку и активно
    работать.




    II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.


    – Давайте вспомним все, что мы с вами изучили.


    – Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и
    согласные)


    – Чем они различаются? (Гласные звуки можно
    пропеть, а согласные нельзя. Когда мы произносим
    гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает во
    рту никаких преград)


    – Какими бывают гласные звуки? (Гласные бывают
    ударными и безударными)


    – Какими бывают согласные звуки? (Согласные
    звуки бывают твёрдыми и мягкими, звонкими,
    глухими, парными, непарными, некоторые из них
    бывают шипящими)


    – Какие гласные обозначают мягкость согласных
    звуков? (Обозначают мягкость согласных звуков
    буквы: я, е, ё, и, ю)


    – Какие гласные обозначают твёрдость согласных
    звуков? (Обозначают твёрдость согласных звуков
    буквы: а, о, у, ы, э)


    – Сколько вы знаете гласных звуков? (Мы знаем 6
    гласных звуков)


    Назовите их. (А, о, у, ы, э, и.)


    Что вы знаете про буквы я, е, ё, ю? (У этих букв
    бывает два звука, а бывает и один звук)


    – Когда у букв я, е, ё, ю два звука и какие? (У буквы
    я [й/а], е [й/э], ё [й/о], ю [й/у]. У букв я, е, е, ю два
    звука, когда они стоят в начале слова, после
    гласных, после разделительного твёрдого и
    мягкого знака)


    – Когда у букв я, е, ё, ю один звук и какой? (У буквы
    я [а], е [э], ё [о], ю [у], когда они стоят после
    согласных)


    – Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в
    слове гласных, столько и слогов)


    Молодцы, ребята!




    III. Сообщение темы урока.


    Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной
    новой буквой и её звуком. А какая это буква, вы
    скажете позже сами.


    Физкультминутка.




    IV. Работа над новым материалом.


    – Ребята! Отгадайте загадку.


    На одной ноге стоит,

    В воду пристально глядит,

    Тычет клювом наугад –

    Ищет в речке лягушат.


    – Кто это? (Цапля)


    (Ученик выходит к доске и из букв магнитной
    азбуки выкладывает на доске слово – цапля.)


    1. Слого-звуковой анализ слов-отгадок.


    Ребята! Давайте произнесём хором это слово.
    Сколько в нём слогов? (2) Почему? (В нём 2 гласных).
    Назовите 1 слог (цап), 2 слог (ля). Поставьте
    ударение. (Дети хором ставят ударение. Ударение
    падает на 1 слог, на гласный звук [а].)


    Ребята! Составьте схему этого слова у себя на
    партах, разделите его счётными палочками на
    слоги и поставьте знак ударения. Один ученик
    выполняет эту работу на доске.


    Дети! Произнесите 1звук в слове цапля. ([ц] Какой
    он? (Он согласный, твёрдый, глухой, непарный)


    Молодцы! Отгадайте следующую загадку.


    Проживают в трудной книжке

    Хитроумные братишки.

    Десять их, но братья эти

    Сосчитают всё на свете.


    Что это? (Цифры) (Ученик выходит к доске и
    выкладывает это слово из букв магнитной азбуки)


    Ребята! Произнесите хором слово цифры. Сколько
    в нём слогов? (2) Почему? (2 гласных). Назовите 1 слог
    (циф), 2 слог (ры). Поставьте ударение. (Ударение
    падает на 1 слог)


    Дети! Составьте на партах схему этого слова и
    разделите его палочками на слоги, поставьте
    ударение. (Один ученик выполняет эту работу у
    доски)


    Ребята! Каким звуком начинается 1слог в слове
    цифры? (Звуком [ц]).


    Какой он? (Звук [ц] согласный, твёрдый, глухой,
    непарный)


    Итак, с какой буквой вы сегодня познакомились и,
    что про неё узнали? (Мы сегодня познакомились
    буквой Ц, и узнали, что у неё только один звук [ц].
    Он согласный, всегда твёрдый, глухой, непарный)


    Это и есть тема нашего урока.


    2. Знакомство с буквами Ц, ц.


    (Учитель показывает указкой место буквы Ц в
    алфавите и на ленте букв)


    Дети! На что похожа печатная буква Ц? (Дети дают
    свои ответы)


    Ребята! Выложите из счётных палочек на партах
    букву Ц.Молодцы!


    А теперь давайте прочитаем с доски стихи про
    букву Ц.


    Буква Ц – внизу крючок,

    Точно с краником бачок.

    Вот какая буква Ц:

    С коготочком на конце.

    Коготок-царапка,

    Как кошачья лапка.


    3. Игра “Кто внимательный?”


    Ребята! Давайте поиграем в игру “Кто
    внимательный?” Я буду называть слова, а вы
    слушайте. Если в них есть звук [ц], то хлопайте,
    если нет, то молчите.


    (Учитель называет слова: цыган, свет, колодец,
    цирк, светофор, мастер, цепочка, стул, стол, овца,
    Москва, блюдце, яйцо)


    А теперь сами придумайте слова, в которых есть
    звук [ц]. (Дети называют свои слова)


    4. Игра “Составь слово”.


    Дети! Следующая игра называется “Составь
    слово”. На магнитной доске в беспорядке
    выставлены буквы, надо собрать слово.


    я л ц п а


    (Ученик выходит к доске и с помощью карточек
    составляет слово-цапля)


    Физкультминутка.


    5. Работа с Азбукой.


    Ребята! Откройте учебник на странице
    52-53.Скажите, куда нужно посмотреть, чтобы узнать
    какую букву мы сегодня изучаем. (Нужно посмотреть
    на странице 53 в верхний правый угол, где
    напечатана буква Ц с узорами, которая
    встречается в сказках и печатные буквы Ц, ц,
    заглавная и строчная, слоги-слияния с буквой Ц.


    Дети! Схема какого слова изображена в учебнике?
    (Это схема слова кузнец)


    (Проводится слого-звуковой анализ слова кузнец)


    Ребята! Кто такой кузнец? (Если дети
    затрудняются сказать, то учитель объясняет,
    кузнец-это мастер по ковке металла.) Рассмотрите
    картинку с изображением кузнеца. Сколько слогов
    в слове кузнец? (2) Назовите их. (куз-нец). Поставьте
    ударение. (Ударение падает на второй слог.)
    Назовите последний звук в слове кузнец. ([ц]) Какой
    он? ( Он согласный, всегда твёрдый, глухой,
    непарный.) А где работает кузнец? (В кузнице.)
    Сколько слогов в слове кузница? (Три.) Назовите их
    и поставьте ударение.


    Дети! Кого мы видим ещё на странице 53? (Мы видим
    двух кузнецов, которые работают в кузнице.) Какие
    они? (Они могучие, сильные, крепкие.) Что они
    делают? Один кузнец держит огромную кувалду, а
    другой клещами держит раскалённый кусок железа,
    а в другой руке у него кувалда, которой он будет
    ударять по железу. (Работа у кузнецов тяжёлая.)


    Хорошо! Молодцы! А теперь читаем хором слоги –
    слияния. Придумайте слова, чтобы в них были эти
    слоги.


    Ребята! Прочитайте слова на странице 53, вверху.
    (Кузнец, кузнецы, кузница, кузницы)


    Чем различаются слова? (Кузнец, кузница стоят в
    единственном числе, а кузнецы и кузницы во
    множественном числе, кузнец и кузнецы отвечают
    на вопрос кто?, а кузница и кузницы отвечают на
    вопрос что?)


    Прочитайте слова, в которых два слога, три
    слога.


    Прочитайте слова, в которых ударный третий
    слог, второй слог, первый слог.


    Ребята! Давайте составим свои предложения со
    словами, которые напечатаны в учебнике, но перед
    этим вспомним, что такое предложение?
    (Предложение – это слово или несколько слов,
    которые выражают законченную мысль)


    Из чего состоит предложение? (Предложение
    состоит из слов)


    Что вы ещё знаете о предложении? (В предложении
    о ком-то или о чём-то говорится. Начало
    предложения пишется с заглавной буквы, а в конце
    предложения ставится точка, вопросительный,
    восклицательный знак)


    Какие бывают предложения по цели высказывания?
    (Предложения по цели высказывания бывают
    повествовательные, вопросительные и
    побудительные)


    А по интонации? (По интонации предложения
    бывают восклицательные и невосклицательные)


    Молодцы! А теперь составьте свои предложения.
    (Дети составляют свои предложения со словами из
    учебника)


    Физкультминутка.


    6. Работа с иллюстрацией на странице 52.


    Ребята! Рассмотрите картинку на странице52.


    Где происходит действие? (В цирке)


    Кто выступает на арене цирка? (Клоуны, медведь,
    лошадь, собачка, жонглёры)


    Кто катается на велосипеде? (Медведь)


    Кто играет на гармошке? (Клоун)


    Кто стоит на лошади? (Девочка)


    А вы были в цирке? Вам нравится цирк?


    7. Чтение текста к иллюстрации на странице 53.


    Дети! Прочитайте предложения на странице 53.
    Молодцы!


    Сколько вы прочитали предложений? (5) Как вы
    узнали? (Здесь 4 точки и восклицательный знак)


    Это текст или нет? (Текст, так как все
    предложения связаны.) А его можно озаглавить? (Да)
    Давайте это сделаем. (В цирке. Цирковое
    представление)


    Ребята! Найдите в тексте слова, в которых есть
    звук [ц].


    Задайте сами вопросы к этому тексту. (Одни
    ученики задают вопросы, а другие отвечают на них)


    Молодцы!


    Ребята! Какие в этом тексте встретились
    предложения по цели высказывания?
    (Повествовательные, побудительные)


    А по интонации? (Восклицательные и
    невосклицательные)


    Прочитайте повествовательные предложения.
    (Ученики читают)


    Прочитайте побудительное предложение. (Я очень
    люблю цирк!)


    Как его нужно читать? (Выразительно, с голосом)


    Давайте составим схему этого предложения. (Один
    ученик чертит схему предложения на доске, а
    остальные ученики с помощью счётных палочек
    выкладывают схему на партах)


    I_ _ _ _! Сколько слов в этом предложении? (4)


    Молодцы!


    Ребята! Давайте перескажем этот текст.
    (Несколько учеников выходят к доске и
    пересказывают.)


    Молодцы!


    8. Чтение пословиц.


    Дети! Прочитайте пословицы на странице 52 и
    объясните их смысл.


    Назовите из этих пословиц слова, в которых есть
    звук [ц]. Хорошо.




    V. Закрепление изученного.Самостоятельная
    работа.


    Сейчас каждый ряд будет самостоятельно на
    партах с помощью слоговых схем составлять схему
    какого-то слова, делить на слоги и ставить
    ударение. А мы потом проверим. (В классе 5 рядов. 1
    ряд составляет схему слова цветок, 2 ряд – колодец,
    3 ряд – кольцо, 4 ряд – цыган, 5 ряд – концерт)


    Проверка самостоятельной работы.


    (Представители каждого ряда выходят к доске и с
    помощью магнитных карточек ставят схемы слов, а
    весь класс проверяет)


    Молодцы!




    VI. Итог урока.


    С какой буквой вы сегодня познакомились?


    Что вы узнали про букву Ц?


    Какие задания вы делали на уроке?


    Что вам особенно понравилось?

    15.11.2010

    urok.1sept.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о