Звук т – [] [Ғ]. һ. , – .

правильная артикуляция и способы научить ребенка говорить букву Т

Постановка звука “Т” — наша сегодняшняя тема. Если эта проблема актуальна для вас и вашего малыша… Если ваш ребенок вместо слова “футбол” говорит “фукбол”.

А еще, если:

  • переставляет согласные (таблетка — таблекта),
  • теряет “Т” (птичка — пьичка),
  • заменяет (дети — деци).

Тогда читайте нашу статью. В ней мы расскажем о том, как поставить звук “Т” у ребенка, как закрепить его произношение в повседневной речи.

Правильная артикуляция звука “Т”

Чтобы отчетливо произнести “Т”, надо:

  • слегка разомкнуть губы и зубы;
  • языком упереться в передние верхние резцы;
  • поднять мягкое небо;
  • обратить внимание на то, что воздушная струя должна быть толчкообразной;
  • не включать голос.

При произнесении мягкого “Ть” в альвеолы у верхних зубов упирается выгнутая спинка языка передней своей частью, а его кончик находится у нижних резцов.

Причинами того, что звук “Т” произносится неправильно, когда формирование речевого аппарата завершено, может быть нарушение мышечного тонуса органов артикуляции либо трудности при дифференциации с другими звуками.

Постановка звука “Т” поэтапно

Классическими приемами коррекционной работы в логопедии являются подготовительный этап, постановка звука, его автоматизация и дифференциация.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе проводится артикуляционная разминка, чтобы подготовить к работе речевой аппарат.

Последовательно выполните такие упражнения:

На этом этапе важно также проделать дыхательные упражнения, чтобы при произнесении проблемного звука научиться регулировать силу воздушной струи:

Познакомьте ребенка с характеристикой “Т”:

Покажите на картинках слова с этой буквой, обратите его внимание, как она выглядит и как звучит:

Постановка звука “Т”

Есть несколько способов для логопедов, используя которые можно поставить “Т”:

  • по подражанию;
  • механический;
  • от других звуков;
  • артикуляционная гимнастика.

Давайте разберем каждый из них подробнее.

По подражанию

Покажите малышу перед зеркалом, как расположить язычок; продемонстрируйте, как толчками выходит воздух; акцентируйте его внимание на то, что голос при этом не образуется.

Спросите его: “Как стучат в дверь, когда хотят зайти? Правильно, тук — тук”.

Чтобы научить ребенка говорить букву “Т”, попросите его улыбнуться, и немного высунув язычок, плюнуть. Отработав такой навык, можно учиться произносить “Т” уже с правильным положением язычка.

Используйте иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный образ звука.

Для фонематического восприятия называйте слова с “Т”, пусть ребенок научится определять его на слух.

Для формирования кинестетического образа малышу будет интересно ощутить короткие воздушные толчки на своей ладошке при произнесении этого звука.

Механический способ постановки “Т”

Если произносить “Та”, положив язык между зубами, а в это время шпателем немного поднять верхнюю губу, то такой прием приводит к тому, что кончик языка занимает правильную позицию за верхними зубами и становится возможным правильное произношение.

Постановка “Т” от других звуков

“Т” можно поставить от “П”. Для этого попросите ребенка повторять “па-па-па”, держа широкий язык между губами. Теперь пусть он широко улыбнется, продолжая повторять  то же самое. Вместо “П” слышится “Т”.

Чтобы поставить “Т” от “С”, нужно слегка прикусив язык, попытаться произнести  “С”, а потом ритмично смыкать и размыкать зубы. Будет получаться звук “Т”.

Чтобы снять излишнее напряжение во время постановки и расслабить мышцы лица, можно помассировать их подушечками пальцев. А еще — вздохнуть, а потом выдыхая, сказать “Уфф” и улыбнуться:)

Артикуляционная гимнастика для “Т”

Целью артикуляционной гимнастики, как способа постановки звука, является укрепление мышц речевого аппарата, увеличение его подвижности, отработка нужного подъема языка, развитие его гибкости, освоение навыка им управлять.

Выполните комплекс, состоящий из следующих упражнений:

Автоматизация “Т”

Чтобы поставленный звук в повседневной речи звучал уверенно, его надо закрепить. Поэтому на этапе автоматизации его произношение отрабатывают в слогах, словах и предложениях.

Если с ребенком повторять слова, разучивать чистоговорки и стихи, отгадывать загадки, где есть эта буква, проговаривать скороговорки, читать тексты, играя, а не сидя за столом, то процесс освоения нужного звука пойдет значительно быстрее.

Повторяйте вместе с ребенком слоги:

Поиграйте в слова:

Прочитайте чистоговорки со звуком “Т”:

Постарайтесь выговаривать “Т” в скороговорках:

Отгадайте загадки на букву “Т”:

Объясните значение фразеологизмов на букву “Т”:

Повторите предложения:

Дифференциация “Т”

На этапе дифференциации у дошкольников развивается навык различать “Т” и созвучные ему “Д”, “К”, “Г”.

Уметь дифференцировать звуки — это значит, понимать отличие в артикуляции, фонематическом звучании, определять их местоположение в составе слова.

Здесь тот же алгоритм. Проблемный звук отрабатывается в паре с близким по звучанию в слогах, словах и предложениях.

Итак, прочитайте слоги:

Слоги “Та”, “Ка” есть в начале и в конце слов, назовите их:

Слова для дифференциации “Т”:

Вставьте нужную букву:

Прочитайте словосочетания и предложения:

Разучите стихи:

Попробуйте повторить без запинки:

А теперь задание для детей и взрослых — поиграйте в игры.

Как добраться к домику? Только отгадывая слова 🙂

Помогите бабушке и дедушке собрать картинки:

Точку ставить еще рано

Чтобы, уже имея в своем арсенале правильно поставленный звук “Т”, не продолжать говорить по привычке, ребенку нужна поддержка взрослых и мотивация. Находясь в кругу сверстников, так легко расслабиться и перестать контролировать себя.

Но зато как можно гордиться собой за то, что собственными усилиями, терпением, упорством смог одолеть непокорный звук. Не без помощи взрослых, конечно. 🙂

Теперь он звучит правильно. А малыш готов к новым свершениям!

kakgovorit.ru

Тема № 10. Звуки [Т], [Т']; [Т] - [Т']. Буква Т - 13 Апреля 2014

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка дифференцировать неречевые звуки по длительности.

2. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду.

3. Научить правильно произносить звуки [Т] и [Т], дифференцировать их на слух и в произношении; познакомить ребенка с глухими согласными звуками.

4. Учить воспроизводить слоговой ряд из двух элементов с выделением голосом ударного слога.

5. Учить анализировать и сравнивать слова Том, Тим; закрепить правило правописания большой буквы в собственных именах.

6. Учить читать и списывать простые предложения по образцу (понятие о раздельном написании слов в предложении, точке в конце предложения, употреблении большой буквы в начале предложения).

Задание 1. Дидактическое упражнение «Длинный звук — короткий звук» (развитие слухового внимания).

Взрослый протяжно дудит на дудочке (длинный звук), а затем ударяет в барабан (короткий звук), объясняет ребенку разницу в звучании. Ребенок слушает и в дальнейшем определяет самостоятельно длительность звука, а также по заданию (например, «воспроизведи „короткий" звук») выбирает сам музыкальный инструмент.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Что пропущено?» (развитие слухового внимания).

Взрослый называет по порядку ряд цифр от 1 до 10 и при этом пропускает какую-либо цифру, например 5. Ребенок должен назвать пропущенный элемент автоматизированного речевого ряда (аналогично игра проводится на материале дней недели, месяцев и времен года).

Задание 3. Знакомство со звуком [Т].

Взрослый просит ребенка отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

Автоматизированные речевые ряды— речевые действия, реализуемые без непосредственного участия сознания (например, порядковый счет).

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Т]:

- губки в свободном положении;

- зубки сближены, но не сомкнуты;

- кончик язычка стучит за верхними зубками;

- горлышко «молчит».

Символ звука: большой молоток стучит: ТТТТ...

Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой (горлышко «молчит»). Обозначение: синий кружок.

Задание 4. Фонетическое упражнение. Колеса поезда стучат: тук-тук-тук...

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т]»:

а, у, т, т, м, и...; та, то, ма, му, ты...; ам, ат, от, ум...

Задание 6. Взрослый предлагает ребенку повторить ряд слогов, при этом ударный слог выделять голосом и более сильным хлопком в ладоши:

та-та; то-то; ...; та-ту; ту-ты...

Задание 7. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: та-ат, то-от...; ту-..., ты...

Задание 8. Взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов, выделив голосом звук [Т]:

туфли, топор, трусики; самолет, самокат, парашют.

Задание 9. Выполнить задания (взрослый начинает слово, а ребе-яок заканчивает слово всегда одинаково):

— договорить последний звук [Т] в словах: вин..., бин..., зон..., кус..., мое..., лис..., сала..., жаке..., паке...;

— договорить последний слог ТА в словах: лопа..., конфе..., моне..., да..., газе..., воро..., котле...

Задание 10. Взрослый предлагает ребенку назвать одним словом: автобус, самолет, самокат, метро, троллейбус, такси, трамвай (транспорт). Определить место звука [Т] во всех этих словах, используя карточку синий кружок. (Сколько звуков [Т] в слове «транспорт», где они стоят?)

Задание 11. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках:

Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

Кланяется, кланяется,

Придет домой — растянется. (Топор)

Задание 12.Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть зв.[Т].

Задание 13. Выучить чистоговорки:

Та-та-та — я везу кота.

Ту-ту-ту — помоги коту.

Ты-ты-ты — сметану съели всю коты.

То-то-то — я иду в пальто.

Задание 14. Знакомство со звуком [Т'].

Символ звука: часы тикают: тьтьть...

Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 15. Фонетическое упражнение. Часики тикают: тик-тик...

Задание 16. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т]»:

ть, и, мь, ть, а, ть...; тя, те, мя, ми; ать, оть, умь...

Задание 17. Договорить последний слог в словах:

ТЯ: Ви..., Ка..., Ми..., Нас..., Кос...;

ТИ: пус..., мес..., вез..., пас...

Задание 18. Взрослый предлагает ребенку:

назвать первый звук в словах: теплый, тигр, телефон...;

назвать последний звук в словах: петь, гулять, шить...

(Продолжить ряды слов самостоятельно.)

Задание 19. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.

Огромная кошка,

Вся шубка в полосках. (Тигр)

Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)

Сколько по ней не иди — Будет бежать впереди. (Тень)

Задание20.Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов,в названиях которых есть зв.[Т'].

Задание 21. Выучить чистоговорки:

Тя-тя-тя — у меня дитя.

Ти-ти-ти — со мной не шути.

Те-те-те — чайник на плите.

Ать-ать-ать — я иду гулять.

Еть-еть-еть — я буду петь.

Ить-ить-ить—я хочу пить.

Задание 22. Дифференциация звуков [Т] — [Т'].Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т']:

ть, ть, т, т, ть...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

та-тя, то-те, ту-тю...; тю-ту, ти-...

Повторить за взрослым слоговой ряд, голосом и сильным хлопком выделить ударный слог:

та-тя, то-те...

Договорить последний звук в слове ([Т] — [Т']):

самоле..., парашю..., гуля..., писа...

Попросить ребенка загнуть пальчик, если он услышит звук [Т] в словах:

тиф, туфли, телефон, трамвай, тело, туча.

Дидактическое упражнение «Договори словечко, назови первый звук слове»:

Быть должны всегда в порядке

Твои школьные... (тетрадки).

Поэт закончил строчку,

В конце поставил... (точку).

Дидактическое упражнение «Подари подарки Тиму и Тому» (подобрать слова со звуками [Т] и [Т']).

Вспомнить загадки, картинки на звуки [Т] и [Т'].

Выучить скороговорку:

Под деревом тетерев тетерева встретил:

«Тетерев, тетерев! Как твои тетеревята?»

Тетерев тетереву в ответ:

«Мои тетеревята, — здоровые ребята,

Твоим тетеревятам от них привет?»

Задание 23. Упражнение для развития координации речи с движением

Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая —

Вот компания какая!

С. Михалков

(Руки согнуты в локтях, ребенок имитирует езду на поезде.)

Задание 24. Знакомство с буквой Т.

Т трудилась целый день.

Забивала гвозди в пень.

О. Гофман

На что еще похожа буква Т?

Буква Т из пальцев: указательный палец правой руки поднят вертикально, а указательный палец левой руки расположен горизонтально над ним.

Игры с буквой.

Задание 25. Анализ и сравнение слов Тим, Том (составление схем из кружков, чтение, составление из букв разрезной азбуки).

Составление коротких предложений с помощью взрослого из разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

Взрослый показывает сюжетную картинку и задает вопрос: «Кто тут?» Ребенок читает:

Тут мама. Тут Том. Тут Тим. Тут Тома. Тут Тата.

Взрослый дает ребенку понятие о границах предложения, объясняет, что первое слово в предложении, как и имена людей, пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.


logopeddoma.ru

Артикуляционная гимнастика на звук Т

В среднем формирование произношения завершается к пяти годам, если в этом возрасте всё ещё есть проблемы, следует обратиться к врачу-логопеду. Это не значит, что до пяти лет за речью можно не следить. Важно контролировать и тренировать произношение, не умиляясь детскому искажению слов. Чтобы научить ребёнка выговаривать звуки Т и ТЬ (если это у него не получается), следует регулярно проводить специальную гимнастику. Прежде чем приступить к занятиям, важно уметь объяснять и показывать, как заниматься артикуляционной гимнастикой на звук Т на своём примере. Количество повторений лучше увеличивать постепенно.

Тренируем артикуляцию

Артикуляция звука Т. В исходной позиции губы должны быть приоткрыты, щель между рядами зубов 5 мм. Язык кончиком прижимается к верхним альвеолам (углублениям в челюстях, где находятся зубные корни), смыкаясь с ними, при этом произносятся гласные А, О, У, Ы. При выполнении упражнения мягкое нёбо приподнимается, размыкаются гортанные складки, а поток воздуха имеет толчкообразный характер.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука ТЬ. Упражнение выполняется молча, не должно быть вибраций и подрагивания связок. Кончиком языка нужно дотронуться до нижнего ряда зубов. Верхняя его часть в этом положении должна быть выпуклой, прислонённой спереди к бугоркам за верхним зубным рядом. При выдохе воздушный поток должен отрывать язык от бугорков.

Гимнастика для постановки звука T

Постановка звука Т

Есть несколько методов:

  1. Нужно выбрать несколько слов или слогов, с сочетанием звуков ТА, повторяя их, ребёнок тренирует постановку Т.
  2. Исходное положение — язык находится между зубов и плотно прижимается челюстями с обеих сторон. Затем делается глубокий вдох. После получения межзубного Т, он убирается назад.
  3. Исходное положение — язык между зубов. Далее приоткрыть в улыбке зубы и слегка «поплевать».
  4. Т тренируется как производный звук от П. Начать с нескольких повторений ПА — ПА, прислонив кончик языка в его широком месте к нижней губе. Потом нужно повторить исходные звуки в улыбке, при этом должно прозвучать ТА — ТА.
  5. Межзубное положение кончика, опять тренировка от П. Нужно несколько раз повторить ПА — ПА, в это время нужно раздвинуть губы большим и указательным пальцем. Если всё сделано правильно, должно прозвучать ТА — ТА.

Постановка звука ТЬ

Методы:

  1. Вначале ребёнок проговаривает немного другое сочетание звуков — ТА.
  2. Чтобы смягчить твёрдый слог, специальной лопаткой нужно слегка прижать и опустить вниз кончик языка, должен получиться звук ТЯ.
  3. Звук ТЬ получают от при пощёлкивании кончиком языка за сомкнутыми зубами.
  4. Во время щелчка издаётся мягкое цоканье (похожий звук дети издают, попробовав вкусную еду), звук должен получиться близким к ТЬ. Потренировавшись, его можно улучшить, если язык не прижимать к нёбу, а пытаться «выдуть» его наружу.

Игровые упражнения

Поддержать интерес помогут упражнения в игровой форме:

  1. «Чистим зубки». Ребёнок в улыбке приоткрывает зубы, слегка открывает рот и кончиком языка проходит сначала по верхним, потом по нижним зубам с обратной стороны, двигаясь влево и вправо.
  2. «Лопатка». Надо улыбнуться, приоткрыть рот, поместить широкую часть переднего края языка на нижнюю губу. Такое положение сохраняется, пока взрослый считает от 1 до 10. Можно начать с 5 секунд, затем постепенно увеличить время до 10 секунд.
  3. «Трубочка». Вначале нужно из открытого рта высунуть язык и вытянуть его как можно сильнее. Затем, сужая, напрячь его. Положение сохраняется около 10 секунд.
  4. «Качаемся на качелях». Улыбнувшись, нужно слегка открыть рот и прислонить к нижнему зубному ряду кончик языка (в его широкой части). Вначале он находится за нижними зубами, потом перемещается за верхние. Позиции вверх и вниз меняются несколько раз.
  5. «Горка». Опять исходное положение — приоткрытый в улыбке рот, кончик языка прислонён к нижнему ряду зубов. Далее он выгибается дугой, плотно соприкасаясь с нижними зубами.
  6. «Горный ветер». Ребёнок улыбается с приоткрытым ртом. Пока язык выгнут дугой, не торопясь, нужно плавно подуть в его центр. Поток воздуха должен быть холодным.

Не нужно спешить и оказывать давление на ребенка, нужно заниматься ежедневно и результат обязательно будет, у кого-то из детей раньше, у кого-то позже. Терпение, и ещё раз терпение! Главное, внимательно следить за техникой выполнения артикуляционной гимнастики, прислушиваться к индивидуальным потребностям и особенностям ребёнка.

gimnastikasport.ru

Конспект НОД «Звуки [Т] — [Т’]. Буква Т»

Конспект НОД «Звуки [Т] — [Т’]. Буква Т»

Цель:

- Закрепить согласные звуки [т] - [т’], познакомить с буквой Т.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнить и закрепить произношение звуков [т], [т’];

-закрепить знание о понятии согласный звук, согласная буква;

-учить выделять звуки из состава слова;

-дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

- продолжать формирование навыка звукового анализа;

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематические процессы;

- развивать зрительное внимание, память, мышление;

-совершенствовать умение грамматически верно оформлять речевое высказывание;

- продолжать развивать координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

-формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование:

предметные картинки, конверты с фишками, схемы, пазлы-буквы, карандаши, кукла

Ход НОД:

Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята! Все встали в круг. Мы ребята дружные. А еще какие?

-Мы большие, послушные, добрые.

-Давайте поделимся добром друг с другом!

-Я отдаю свою частичку добра тебе, Маша! (дети "делятся")

-Теперь мы стали еще добрее. Садитесь на места.

Отгадывание загадок.

- Отгадайте загадки:

Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе (Туча)

Кто кричит во дворе,

Будит нас на заре?

У него есть перья - пух!

И зовут его.! (Петух)

Кто мне скажет, что за птица

В небесах, как ветер, мчится,

Белый чертит за собой

След в лазури голубой?

А ведёт её пилот! –

Что же это?. (Самолёт!

Слева бантик, справа бантик

У Красотки платье фантик.

Пренарядная Кокетка

Шоколадная. (Конфетка.)

-Молодцы! Скажите, какой звук встречается во всех словах?

-Во всех словах встречается звук [т].

-Правильно!Какой это звук(характеристика звука).

Знакомство со звуками

Логопед проводит сравнительную характеристику звуков:

Звук [т] – согласный, глухой, твердый,мы его обозначаем синей фишкой.

Звук [т’] – согласный, глухой и мягкий,мы его обозначаем зеленой фишкой.

Различение звуков [т], [т’]

Игра "Расставь по полочкам"

Дети выходят к доске, берут картинку и ставят на полочку.

-Назовите слова с твердым звуком [т]

-Назовите слова с мягким звуком [т']

-Слышите, к нам кто-то идет? К нам в гости пришла кукла Тоня!

-Тоня, а почему ты такая грустная?

-Я не умею выговаривать звуки и меня плохо понимают мои друзья.

-Не грусти, Тоня, мы научим тебя красиво и правильно говорить.

-Послушайте как я говорю:

У меня есть друг. оля.

-Ты хотела сказать Толя?

-Да. (кукла называет слова без звука [т], потом за детьми повторяет правильно).

.арелка. анцы

.аблица. апки

.уча. уман

.умба. анки

.умба. урист

.ачки. урник

-Спасибо, что научили меня правильно говорить.

-Садись, посмотри как наши ребята готовятся к школе.

-Какой звук повторяется в этих словах?

-Повторяется звук [т]. Где он находится?

-Звук [т] находится в начале слова.

-Какой это звук?

-Во всех словах встречается твердый звук.

Игра закончи звуком [т’].

У девочки Насти

Собака рыжей масти.

Пришел к ней как-то в гости

С котенком мальчик Костя.

Собаке Лайке гос. (ть)

Принес большую кос. (ть).

Открыла Лайка пас. (ть,

Схватила кос. (ть) и шас. (ть)

Пол Настину крова. (ть,

Чтоб кот не смог доста. (ть).

Собака: хрус. (ть) да хрус. (ть,

Но вдруг такая грус. (ть!-

Застряла в пасти кос. (ть)

И колет, словно гвоздь!

Котенок крикнул:"Нас. (ть!

Раскрой собаке пас. (ть!"

Схватил когтями кос. (ть)

И спас собаку гос. (ть).

Котенок, Костя, Настя

Сияют все от счастья!

Весь день котенок Вася

Учил собаку Насти:

"Жадных, знай, никто не любит,

Жаднос. (ть, знай тебя погубит!"

-Какой звук вы добавляли? Какой это звук? Где он находится?

Пальчикова гимнастика "Дятел".

Дятел,дятел, (соединяем пальцы по очереди с большим)

Тук, тук.

-Эй, приятель (грозим пальцем)

Ты не жук! (указываем, указательным пальцем)

-Я не жук!

Тогда пока, (машем)

Но похож ты на жука!

Звуковой анализ.

Какой звук у нас в гостях? Какими фишками обозначаем?

Достаньте схемы и фишки.

Логопед показывает картинки, дети на местах выклалывают фишки.

-Молодцы ребята!

Знакомство с буквой Т

ПРАВИЛОЗвуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!

Показать образ буквы:

-На что похожа буква Т(дети отвечают)

-Выложите букву из карандашей из 2, из 3.

-Молодцы!

Чтение слогов, слов:

ТА,АТ, ТО, ОТ, ТУ, УТ, ТИ, ИТ, КОТ, КИТ.

Подведение итогов

-Что вы сегодня узнали? Кукла Тоня вас благодарит за то, что вы ее научили красиво и правильно говорить.

infourok.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме: Звук [т] и буква Т.

Занятие.

Тема: «Буква Тт и звук [т]».

Образовательные задачи. Буква Тт и звук [т]. Формирование умения находить новую букву среди др. букв алфавита.

Развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки для организационного момента, пальчиковый бассейн, пластмассовые объёмные буквы, «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, цветные карандаши, массажные мячики.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Объявление темы занятия.

Педагог встречает детей с пальчиковым бассейном в руках и предлагает им по очереди опустить в него ладони, достать по одной букве, назвать свою букву. Дети выполняют задание и занимают места за столом.

Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой, почитаем и поиграем.

  1. Игра  «Выбери картинки».  Развитие внимание, фонематических представлений.

Педагог рассыпает на столе картинки.

Посмотрите на картинки. Каждый из вас должен выбрать две картинки, в названиях ко-ых первой будет та буква, ко-ую вы держите в руках. (Я выбрал утюг и улей, потому что у меня буква У….). Отлично,  все верно.

  1. Рассказывание логопедом стихотворения. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия.

Педагог кладет перед каждым ребенком раскрытый букварь и показывает, на какую картинку нужно смотреть.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушаете и скажете, какой звук я выделяла голосом.

Творог из тарелки ел Танин щенок.

Теперь у него на ушах весь творог.

(звук [т]). Верно. Об этом звуке и о букве, ко-ая его обозначает, мы и поговорим сегодня.

  1. Упражнение «Будь  внимательным». Развитие фонематического восприятия.

Произнесите звук [т]. Почувствуйте, как язык ударяется в верхние зубы и отскакивает от них. Как вы думаете, это гласный или согласный звук? (Это согл. звук. Его нельзя петь). Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Согласные звуки мы будем обозначать вот такими синими кружками. Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [т] от гласных звуков. Встаньте около стульчиков так, чтобы не мешать друг другу. Я буду говорить, а вы будете поднимать руки в стороны, если услышите звук [т].

Для упражнения используется следующий материал: а, у, т, о, т, и, у, т, ау, от, ут, уа, кот, Оля, рот.  Дети разводят руки в стороны, услышав звук [т].

Отлично. Вы были очень внимательными.

  1. Упражнение «Что получится?». Формирование навыков звукового и слогового анализа.

Педагог достает магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и раздаточный материал для звукового анализа.

А сейчас мы поиграем в игру «Что получилось?» Если я сначала произнесу звук [а], потом звук [т]. Что получится? (Ат). Верно. Каким кружком я обозначу звук [а] , а каким – звук [т]? (Для звука [а] нужно взять красный кружок, для звука [т] – синий. )

Педагог выкладывает схему слога на доске.

Если я произнесу [у], потом [т], что получится? (Ут). Обозначьте звуки кружками, выложите схему.

Дети выполняют задание.

Молодцы. Разберите схему. Если я произнесу [т], потом – [а], что получится? (Та). Выложите схему.

Дети выполняют задание.

Отлично. Разберите схему. Если я произнесу [та], потом – [та], что получится? (Тата). Молодцы. Послушайте, как я произнесу имя девочки Тата и прохлопаю, сколько в нем частей – слогов. Та-та.

Педагог прохлопывает слоговой рисунок слова, произнося его.

Сколько раз я хлопнула? (2 раза). И сколько слогов в слове Тата? (2 слога). Давайте вместе прохлопаем это слово.

Дети вместе с педагогом прохлопывают слово.

  1. Работа по букварю. Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, фонематических представлений. Формирование навыка чтения закрытых, открытых и двусложных слов из открытых слогов.

Продолжаем работу по букварю. Посмотрите на страницу слева. Вы видите букву Тт. почему она синего цвета? (Она согл.). Верно. Из скольких палочек она состоит? (Из 2). Правильно. А теперь найдите на картинке в нижней части страницы все предметы, похожие на букву Т. Покажите и назовите их. (Пугало, антенна, насос, колонка, молоток, гвоздики). Теперь посмотрите на соседнюю страничку. Вы видите букву Т, ко-ую сложили из кубиков. Дома вы попробуете сложить такую же букву. А сейчас давайте почитаем слоги в зеленой рамке. (Ат, от, ут, …). А теперь посмотрите на картинки под рамкой. Кого вы видите на них? (Щенка и девочку). Давайте прочитаем, как их зовут. (Тото, Тата). Посмотрите на картинку в нижней части страницы. Найдите на ней предметы, названия ко-ых начинаются со звука [т].(Тапки, туфли). Эти слова написаны рядом с картинкой. Покажите мне новую букву в этих словах. Молодцы! Следующую страницу букваря вы рассмотрите дома с мамой.

  1. Подвижная игра  «Облака». Координация речи с движением.

Облака плывут куда-то…      Медленно идут по кругу, совершая плавные взмахи руками

Словно сахарная вата,

Белые, кудрявые                     Меняют направление движения.

В синем небе плавают.

У них толстые бока.       Останавливаются, разводят руки, показывают толстые бока.

Только тают облака,              Опускают руки.

Постепенно исчезают,           Опускают голову и плечи. Расслабляются.

Тают, тают, улетают…

  1. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, совершенствование  навыка печатания.

Педагог раздает тетради, простые и цветные карандаши. Дети садятся за столы.

На странице слева вы видите большую и маленькую буквы Тт. Каким карандашом вы обведете и раскрасите их? (Синим). Почему? (Буква Т - согласная). Выполняйте задание.

Дети выполняют задание.

Какие предметы нарисованы у вас в тетради? (Трактор, труба, топор). С какого звука начинаются эти слова? (Со звука [т]). Верно. Вы раскрасите эти картинки вечером, после полдника. А сейчас посмотрите, как я «пишу» новую букву в воздухе.

Педагог поворачивается к детям спиной и «пишет» новую букву в воздухе.

Давайте «напишем» новую букву в воздухе вместе.

Дети вместе с педагогом «пишут» новую букву в воздухе.

А сейчас возьмите простые карандаши. Мы будем писать новую букву в тетради. Посмотрите, как я напишу её на доске. Сначала я сверху вниз пишу длинную палочку, а потом слева направо пишу короткую палочку. Попробуйте сделать то же самое в тетрадях.

  1.  Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.

Что нового вы узнали на занятии? (Мы познакомились с буквой Тт и узнали, что она согласная). Какие слова на звук [т] вы запомнили? (…). Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы!

nsportal.ru

План-конспект на тему: Звук и буква Т

Цели и задачи:

- развитие фонематического восприятия;

- дифференциация звуков Т-Ть по твердости-мягкости;

- закрепление навыков чтения и печатания;

- закрепление образа буквы Т;

- развитие мелкой моторики;

- развитие слухового внимания.

Оборудование:

Магнитофон, домики зеленого и синего цвета с куклами, предметные картинки на заданные звуки, разрезные азбуки по количеству детей, индивидуальные тетради, шариковые ручки зеленого и синего цветов, сухие бассейны с горохом и фасолью, индивидуальные карточки с неправильно написанными буквами, элементы буквы Т и ранее изученных букв (а,о,у,ы,э,и, и т.д.), фломастеры, картинки с похожими на букву Т предметами, слоговые таблицы для чтения, корзинка с игрушками, в названии которых присутствует буква Т по количеству детей.

Ход занятия:

1.0рг. момент

- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в мир звуков и букв. А поедет с нами тот, кто правильно прицепит свой вагон к поезду.

Игра «Слоговая цепочка»

У логопеда первое слово, у детей - остальные картинки.

Инструкция:

-        На какой слог заканчивается слово, с такого же слога начинается следующее слово.

(нора, рамы, мышата, тапки, кисточка, каша, шары, рыба, банка)

Дети выстраиваются в форме поезда и «едут».

- Вот колёса застучали: т-т-т. В путь дорожку нас позвали: ть-ть-ть.

2.  Введение в тему занятия.

(Звучит музыка со звуками деревни). Дети подходят к домикам с куклами.

- Посмотрите ребята, мы приехали в тихую деревню, которая называется Трюфельки. Здесь живут два друга, два волшебника. Живут, не тужат, потому что дружат. Дома у них похожи. Посмотрите, чем они отличаются? (цветом). И имена у них похожи. Припомните, как зовут друзей? Как вы догадались, кого как зовут?

Назовите первый звук в слове Том, Тим. (т, ть)

3. Работа над звуками Т,Ть.

1. Характеристика звуков.

 - Расскажите, что вы знаете об этих звуках, какие они.

Дети дают характеристику: звук Т - согласный, глухой. Может звучать твёрдо или мягко, обозначается синим или зелёным цветом.

2. Дифференциация звуков по твёрдости - мягкости.

- Друзья любят перекликаться, превращая твёрдые звуки в мягкие и наоборот. Если один говорит твёрдо: ТА, то другой отвечает мягко: ТЯ.

Поиграем. Логопед выбирает двух детей, умеющих читать и даёт им слоги. -Тихон будет говорить за Тома, а мы - отвечать:

Ты- ...ти, ту- ...тю, то- ...тё, тэ- ...те, та-...

А Саша будет говорить за Тима:

Ти- ...ты, тё- ...то, те- ...тэ, тю- ...ту, тя- ...та.

3. Звуковой анализ.

- На дверях домов Тима и Тома висели таблички - схемы их имён. Но

ветром их унесло. Давайте вернём их на место.

 Дети объясняют свой выбор.

- Молодцы, теперь можно пойти в гости к друзьям. А когда мы ходим в гости, то дарим подарки. Вот и мы принесли с собой подарки (логопед достаёт корзину с игрушками: труба, телёнок, термометр, тигр, телефон, тёрка, термос, танк, точилка, тыква).

• Определение первого звука в слове.

Том любит свой звук - Т твёрдый, а Тим - свой звук Ть - мягкий. Подарим то, что им понравится. Слушаем начало слова. (Дети достают игрушки, произносят слово, определяют первый звук, ставят игрушку возле нужного домика.)

•        Определение, добавление последнего звука в слове. Волшебникам понравились ваши подарки и они хотят с вами поиграть. Логопед раздаёт детям символы звуков (синий и зелёный квадрат каждому ребёнку). Дети сидят на ковре.

- В этой игре нужно добавить последний звук (т или ть). Я называю слово без последнего звука. А вы поднимаете нужную карточку. Например: сала....т, се....ть (салю..., буке..., кист..., компо..., крова..., мос..., и др.)

- Молодцы!

• Чтение слогов, добавление до слова.

- Том и Тим решили показать вам свой волшебный ящик, а что внутри, вы догадаетесь сами. В ящике находятся слоги с их любимой буквой Т. Нужно прочитать слог, сказать, какое слово может начинаться с этого слога.

Дети называют предполагаемые слова, а когда кто- то угадает спрятанное слово, логопед достаёт этот предмет. (та - тарелка, то - точка, ту - туфельки, ты - тыква, ти - тигрёнок).

4. Физминутка

- А ещё у друзей жили котята. Их тоже звали Тим и Том. Они приглашают вас поиграть.

 Логопед раздаёт массажные мячики. Дети под музыку и текст выполняют движения:

Смотрите, два котёнка! Их Тим и Том зовут.

Они сейчас по крыше, мяу, мяу! тихонечко идут.

(перебирать пальцами по туловищу)

Идут до края крыши, идут, идут, идут,

Посмотрят вниз на землю, мяу, мяу, тихонько повернут.

(качать мяч, сгибая локти)

Поднимутся повыше, улягутся поспать.

(перебирать пальцами вверх по туловищу, прижать и пружинить)

Обнимутся друг с другом, чтоб мягче было спать.

Потом они проснулись, запрыгали вдвоём:

Сначала Тим на Тома, потом на Тима Том.

Тим оказался сверху, а после сверху Том,

( чередовать ладони)

И вдруг они по крыше скатились кувырком.

(круговые движения мячом по ладоням)

И, жалобно мяукнув, упали в лужу - плюх!

(скатиться по мячу, ударить по полу ладонями)

Задрав хвосты, помчались куда - то во весь дух (шевелить мизинцами)

И долго умывались шершавым языком,

(подражательные движения руками)

И лапкой причесались котята Тим и Том.

(большие пальцы гладят остальные пальцы)

После окончания звучания - слышится музыка с шумом дождя. Что это, ребята?

5.Работа над буквой Т.

• Конструирование букв из элементов.

Пока мы играли, на улице пошёл дождь, но не простой, а буквенный. На доске появляется картина. Капельки упали к вам на столы и буквы рассыпались по элементам. Садитесь на свои места и соберите каждый свою букву. (у детей элементы изученных букв: а о у ы и э м в н п - у каждого разные буквы)

• Работа над зрительным образом буквы Т.

Припоминание образа буквы Т, выделение её из ряда похожих фигур.

- Тим и Том очень любят свою букву, поэтому даже в их рисунках обязательно прячутся буквы Т. Увидите ли вы их?

(На доске рисунки: окно, антенна, дом с трубой, гриб, телефон). Дети фломастером обводят букву.

• Уточнение образа буквы.

- Из каких элементов состоит буква Т?

 Логопед показывает образец правильно написанной буквы, проговаривает стих для запоминания. Дети собирают буквы из элементов.

• Закрепление правильного образа буквы

-  Возьмите  листочки с написанными буквами. Зачеркните неправильно написанные буквы. Тим и Том хотят, чтобы вы научились писать их букву.

На доске появляется семейка букв T (разные по размеру буквы, написанные точками). Дети поочерёдно выходят к доске, обводят буквы по контуру. Далее придумывают имена на T (Тамара, Таня, Тоня, Таня, Тихон, Тарас).

- Вы порадовали друзей - и волшебники от радости стали танцевать. Потанцуем вместе, сидя на стульчиках.

6. Пальчиковая гимнастика под музыку «Тук, ток»

Тук, ток, туки ток - бьёт кулак как молоток (правый кулак)

Тук, Ток, туки ток - бьёт кулак как молоток (левый кулак)

Тук, тук, тук, туки - застучали две руки (по коленям)

Тук, тук, тук, туки - застучали две руки (поочерёдно)

Тук, ток, туки ток - застучал мой каблучок (правый)

Тук, ток, туки ток - застучал мой каблучок (левый)

Тук, тук, тук, туки - застучали каблучки (одновременно)

Тук, тук, тук, туки - две ноги и две руки (вместе)

Тук, тук, тук, туки - две ноги и две руки (поочерёдно)

7.        Поиск букв Т в лотках с горохом, фасолью.

8.        Работа в тетрадях.

• Письмо букв

- Открыли тетради. Будем писать дорожку из букв Т. Пишем большую букву, чередуем синюю и зелёную, (письмо разноцветными ручками).

• Письмо слогов под диктовку разноцветными ручками.

- По дорожке шли друзья и пели песни, тренируя голос.

Логопед диктует слоги: Та, то, ты, ти, ту, ат, ит, ут. Закрыли тетради.

9.Чтение.

- А теперь почитаем (с доски)

Тон, там, Том, Тим, тут, тап, пот, вот, это.

Найти лишнее, что не является словом?

10. Составление слов из букв разрезной азбуки.

Каждому из вас друзья написали слово, буквы лежат у вас в лотке. Попробуйте составить свои слова.

11. Подведение итогов, закрепление материала.

- Тим и Том довольны вашей работой и они решили узнать у вас, запомнили ли вы их звук и букву? А чем же отличается звук от буквы?

Логопед предъявляет символы.

- Что мы видим и пишем, а что говорим и слышим?

Кто из ребят хочет рассказать на прощание волшебникам скороговорки с их любимым звуком?

Примерные ответы детей:

От топота копыт пыль по полю летит.

Ткач ткёт ткани на платье Тане.

Не будь тороплив, а будь терпелив.

Тетерев сидел в клетке, а тетёрка с тетеревятками на ветке.

Три сороки - тараторки тараторили на горке.

Молоток стучит «тук- тук! Букве Т я старый друг!»

Таракан живёт за печкой, то- то тёплое местечко.

Буква Т стоит на крыше, телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась и на крыше очутилась.

Дядя Тихон ходит тихо, тихо ходит дядя Тихон.

12.Оценка деятельности детей, сюрпризы.

nsportal.ru

Обучение грамоте. Звуки [т], [т’], буквы Т,т.

Конспект урока в 1 –Б классе МБОУСОШ г.Курильска по программе «Школа России»

Тема: Звуки [т], [т’], буквы Т, т

Тип урока. Решение учебной задачи.

Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению со звуками [т] и [т] и буквой Т, т. Сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы Т, т; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [т]; используют заглавную букву в именах собственных

Целевые установки уроков.

Из планируемых результатов наиболее значимыми являются следующие:

Предметные результаты: учащийся познакомится со звуками [т] и [т,] и отражением их на письме с помощью буквы т, с позиционным чтением слогов, местом буквы н на «ленте букв»; научится характеризовать звуки [т], [т,] по данной в учебнике схеме, находить эти звуки в слого-звуковых схемах, читать слоги с буквой т и буквами, обозначающими гласные звуки, а также слова со знакомыми буквами, а также слова со знакомыми буквами, писать строчную т и заглавную Т по образцу в прописях, писать слоги и слова со знакомыми буквами; совершенствует устную речь в ходе дискуссии по теме урока, подбора слов .

Метапредметные результаты:

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы, осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

Познавательные: содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Коммуникативные: принимать участие в работе парами , допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.

Личностные результаты: способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельность, проявляють доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, колонки, презентация, DVD-диск с электронным приложением к «Азбуке»,учебник «Азбука» (1 часть), DVD-диск с электронным приложением с «Уроки тетушки Совы», созданная учителем авторская презентация в Power Point,индивидуальные карточки.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический, наглядно-демонстрационный

Учебно-методическое обеспечение урока: Горецкий В.Г. и др. Учебник по обучению грамоте и чтению. «Азбука». Москва «Просвещение»2011г. Часть 1.В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова. Обучение грамоте. Пропись, часть №3.

Образцы письменных букв.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте повернемся и поприветствуем наших гостей. Садитесь.Я желаю вам, дорогие ребята, и вам, уважаемые гости, хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели

И на доску посмотрели.

Итак, начинаем урок литературного чтения.

II. Подготовка к работе на основном этапе.

- Перед началом работы проведем разминку речевого аппарата.

1) Дыхательная гимнастика. «Ароматный цветок»

- Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержите дыхание; на выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок».

2) Артикуляционная разминка«Губы»

- Плотно сжав губы, вытяните их вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите упражнение 2-3 раза.

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Игра «Полубуковка».

А С У К Н О Ы И (на каждую букву дети называют несколько слов)

- На какие две группы можно разделить эти буквы? (ученик выходит и делит буквы на гласные и согласные)

- Что это за буквы? (гласные и согласные)

- Согласные буквы обозначают звуки … (согласные)

- Гласные буквы обозначают звуки… (гласные)

- Чем отличаются звук и буквы?

Все ли буквы русского алфавита мы с вами знаем? (Нет).

- Значит, наша цель сегодня на уроке ….?( узнать еще одну букву алфавита.)

- Сформулируйте тему урока.

(на доске вывешивается тема урока)

- Какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке?

(На доске запись: Познакомиться со звуком … и буквой, ….

Учиться отличать …

Учиться читать….)

1. Познакомиться со звуком [т] и буквой, которая его обозначает.

2. Учиться отличать звук [т] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв.

3. Учиться читать слоги, слова с новой буквой.

- Это и будет планом нашего урока.

- Какие знания и умения нам потребуются?

(Знания о звуке и букве, умение выделять звук, сравнивать, делать выводы).

IV.Реализация построенного проекта.

Работа над новым материалом.

- А помогут нам начать загадки. (загадки на слайдах презентации)

Живет в нем вся вселенная,

А вещь обыкновенная. (телевизор)

Поверчу волшебный круг

И меня услышит друг. (телефон)

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет –

Семь плугов тащит. (трактор)

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей – ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (тетрадь)

Дети отгадывают загадки и отгадки делят на слоги (на доске).

- Чтобы узнать количество слов в слове, мы хлопали в ладоши. А как по-другому можно определить количество слогов в слове? (посчитать гласные)

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Это знает каждый из учеников.

- Кто помнит слова-отгадки? (телефон, телевизор, тетрадь, трактор)

- Что объединяет все эти слова? (все они начинаются со звуков [т ] и [т,])

- Назовите еще слова со звуками [т ] и [т,].

Фонетическая зарядка.

- Как тикают часы? (тик-так)

- Какие звуки мы снова слышим в начале слов?

- Произнесем эти звуки, встречается ли преграда?

- Где находится язык? (поднимается вверх к зубам и нёбу)

- Гласные или согласные эти звуки?

- Назовите твердый звук, мягкий.

На слайде картинки, слова на этих картинках начинаются со звуков ,] и

[т ] .

- Какой это звук: гласный или согласный? Докажите.

(При произнесении звука [т] воздух встречает препятствие, значит он согласный).

- Какой он: твердый или мягкий? (Твердый).

- Звонкий или глухой? (При его произнесении слышится только шум, значит он глухой).

- Дайте полную характеристику звуку [т]. (Согласный, глухой, твердый).

- Подумайте, имеет ли этот звук звонкую пару?

- Как это определить? («Включить» голос).

- Какой согласный является парным глухому согласному звуку [т]? (Звонкий [д]).

2. Постановка проблемы, открытие новых знаний.

- Звуки [т] и [т,] не простые, а с секретом. И секрет этот вы сможете открыть сами, если правильно выполните следующее задание.

Работа в парах.

Нужно составить звуковые схемы отгадок.

(Дети работают в парах).

- Какой вывод можно сделать?).

- Вот вы и открыли секрет согласного звуков.

3. Знакомство с новой буквой.

- С новыми звуками познакомились. Что дальше по нашему плану мы должны делать?

- Кто знает, как называется буква, которая обозначает звуки [т] и [т,]?

- Как и другие звуки, звуки [т ] и [т,] на письме обозначаются значком- буквой, это буква ТЭ.

На слайде печатные буквы Т, т. (показ картинки с написанием печатного и письменного вариантов букв, строчной и заглавной)

- Для чего нужна заглавная, строчная буква «тэ»?

- Найдите в алфавите букву «тэ».

- Откройте Азбуку на странице 56. Посмотрите еще раз на печатные буквы Т, т.

- Повторим хором имя этой буквы.

* На что похожа буква.

- На что похожа буква «тэ»? Прослушав стихотворении, вы узнаете, с чем сравнил образ буквы «тэ» поэт?

- Посмотрите внимательно, на что похожа эта буква? (ответы детей).

- Посмотрите на экран. (на что похожа буква)

Молоток стучит: «Тук–тук!

Букве Т я старый друг»

Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток?

Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

Просмотр отрывка из «Урока тетушки Совы». Нужно найти и запомнить слова с новой буквой.

Физкультминутка.

Есть в слове звук – руки вверх,

Нет звука – приседание.

Учитель и два его помощника называют слова, а дети выполняют упражнения.

Тигр, ручка, суббота, кот, среда, стекло, пятница, тарелка, дверь, книга, тетрадь, дом.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа по иллюстрации.

- Рассматривайте иллюстрацию и послушайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Учитель зачитывает отрывок.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том;

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

- О ком говорится в стихотворении? (об ученом коте)

- Посмотрите на иллюстрацию, составьте предложение об ученом коте. (Ученый кот читает книгу).

- Сколько слов в этом предложении?

- Составьте предложение о Бабе Яге. (Баба Яга летит в ступе).

- Сколько слов в этом предложении?

- Вам нравятся сказки? Когда мы выучим все буквы и научимся читать, вы сможете прочитать много сказок.

- Назовите еще предметы на картинке, в названии которых есть звуки [т ] и [т,]. (ступа, метла, терем)

- Возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы Т, которые найдете в стихотворении за 1 минуту. Работа с электронным приложением к «Азбуке»

VI

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *