А фет ласточки пропали презентация 2 класс школа россии – Презентация для 2 класса по теме “А.Плещеев «Осень наступила», А.Фет «Ласточки пропали»

Конспект и презентация урока литературного чтения “Люблю природу русскую. Осень. А.Фет «Ласточки пропали»”. 2 класс – Литературное чтение – Начальные классы

Урок литературного чтения.

Тема: “Люблю природу русскую. Осень.

А.Фет «Ласточки пропали»”.

(2 класс. Учебник Л.Ф. Клемановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературоное чтение» )

Цели:

образовательная – познакомить детей со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали…»;

развивающая – развивать образное мышление;

– совершенствовать лексической стороны речи;

– вырабатывать навык сознательного, выразительного чтения;

воспитательная – эстетически воздействовать на чувственную сферу через слово,

– прививать интерес к наблюдениям за природой, внимание

к художественному слову;

– воспитывать стремление к самостоятельному познанию.

Ход урока

  1. Организационный момент.

– Ребята, я знаю, что вы очень любите слушать сказки, поэтому приготовила вам

подарок. Сегодня у нас в гостях ученица 6 «А» класса Петрухо Полина. Она –

начинающий писатель. Её сказки и стихи опубликованы в детском журнале

«Колокольчик»

Полина читает свою сказку. ( Автор читает сказку «Осенняя сказка»)

– Где мы оказались, слушая сказку?

– Какая осень в этой сказке?

– Какое настроение было у сказки?

– Спросим у автора о том, почему она решила написать такую сказку?

-Мы благодарим Полину за подарок и ждём новых интересных сказок.

2. Подготовительная работа.

– Сегодня я предлагаю продолжить разговор об осени. Для этого мы отправимся в страну, в которой бываем на каждом уроке чтения. Догадались, куда мы отправляемся? ( Страна Литературия)

– Наш путь лежит в город, в котором рождаются прекрасные стихи. Как называется этот город? (город Поэзии)

– Кто живёт в этом городе?

– Предположите, почему на сегодняшнем уроке чтения мы попадаем в город Поэзии?

– Правильно. На уроках чтения мы убедились, что многие поэты говорили об осени стихами.

3. Проверка домашнего задания.

– Вспомните имена поэтов, чьи стихи мы читали.

( На слайдах появляются портреты поэтов, а дети называют их имена)

На следующем слайде остаются портреты А. Плещеева и К. Бальмонта

– Ребята, почему я оставила портреты этих поэтов? (Их стихи об осени похожи по настроению)

– Докажем это.

– Послушаем ещё раз эти замечательные стихи. ( Дети читают стихи А. Плещеева «Осень наступила» и К. Бальмонта «Поспевает брусника»)

Дети читают стихи наизусть.

Анализ чтения.

– Докажите, что прозвучавшие стихи похожи по настроению.

4. Подготовительная работа (продолжение)

Сегодня картину осени нам поможет нарисовать поэт – Афанасий Афанасьевич Фет.

-Почему я сказала нарисовать, ведь мы говорим о поэте?

-Действительно, поэтов называют художниками слова.

– Прочитаем вместе имя ,отчество и фамилию поэта.

– Прочитайте имя, прочитайте отчество, прочитайте фамилию. Что заметили? (Имя и отчество похожи)

– Кому из вас знакомо это имя? (Выслушиваются ответы детей)

– Предлагаю вам узнать ещё больше об этом замечательном поэте.

– Но сначала – отдохнём.

Физпауза.

Рассказ учителя.

А.А. Фет родился и жил в 19 веке. Первая его книга вышла в 1840 году, когда Фету было 20 лет. Он сразу же стал знаменитым поэтом. Чем же нравились стихи Фета? Своей красотой. Они были похожи на прекрасные звуки волшебной музыки. «Это не просто поэт,а, скорее, музыкант», – писал об Афанасии Фете великий русский композитор П. И. Чайковский.

С детства поэт любил наблюдать за природой родных лесов и полей. Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается:

Снова птицы летят издалёка,

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

А за весной – лето приходило с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадях

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подёрнуты слегка,

И, как мечты почиющей природы,

Волнистые приходят облака…

Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко – далеко, за синие горы. И наступала осень. Какой она была в стихах Фета? Я предлагаю вам узнать это. Послушайте стихотворение «Ласточки пропали».

5. Первичное восприятие.

(учитель читает стихотворение наизусть)

6. Краткая последующая беседа.

– О какой осени рассказывает автор?

– Что представили, слушая стихотворение?

-Прочтите стихотворение самостоятельно молча и дополните картину.

7. Перечитывание и анализ.

1). Чтение детьми стихотворения.

  • Чем дополните картину?

  • Как об этом сказал автор? Найдите в тексте.

– На уроке изобразительного искусства мы учимся рассматривать картины художников. Сначала рассматриваем передний план, крупные предметы, потом – задний план, мелкие детали и создаётся полный образ картины. Для того, чтобы не только увидеть, но и понять картину, которую создал А. Фет в своём стихотворении нужно проанализировать каждое слово в стихотворении поэта.

2) Анализ по частям

Прочитаем стихотворение по частям

Чтение 1 части.

Дети читают 1 часть вслух.

– Что представили?

– Что сказано о ласточках?

– Что значит «пропали»?

– О каких ещё птицах говорится в этой части?

– Когда грачи летали?

– Что такое заря?

– В этом стихотворении автор говорит о вечерней заре. ( Слайд)

– Почему следующая строчка начинается со слова «всё» (Значит, только грачи летали.)

-С чем сравнивает автор стаю грачей? ( С сетью)

– Почему используется такое сравнение? (показ слайда)

– Сравнивая стаю с сетью, автор использует приём, который называется – сравнение.

– Как летала стая, похожая на сеть?

– Что значит «мелькала»?( Работа со словарём) ( Показ действия на слайде)

– Где мелькала стая?

– Для чего автор использует слово «вон»?

– Как прочитаете это слово?

– Мы закончили разбор первой части стихотворения. Теперь нужно подготовить

выразительное чтение этой части.

Работаем по плану.

План:

  1. Темп (медленный, средний, быстрый).

  2. Паузы (/ – короткая, // – средняя, /// – длинная).

  3. Сила голоса.

  4. Логическое ударение (выделение главного слова).

– Ребята, мы вместе поработали над выразительностью первой части, поэтому чтение было похоже, но чтение вы можете наполнять своими чувствами, т.к. вы можете увидеть картину по-своему.

Чтение 2 части.

– Прочитаем 2 часть вслух.

– Какую картину увидели?

– Что услышали?

– Прочитайте 1 и 2 строчки.

– О каком явлении природы говорит автор?

– Как автор сказал об этом?

– Что значит спится?

– Прочитайте 3 строчку.

– Почему лист, а не листья?

– Почему лист сухой?

– Что значит валится?

– Обратите внимание на ударение в этом слове.

– Ещё раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе.

– Что услышали? ( Повторяется звук [с])

– Автор, подобрав такие слова, создаёт шорох листьев звуками. Такой приём называется – звукопись.

– Прочитайте последние строчки этой части.

– Какой образ появился? ( Образ ветра)

– Что сказано о ветре?

– О ком можно так сказать?

– Ветер, как человек – злится. Здесь автор использует приём – олицетворение.

-Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова?

– Как ветер может стучать в окно?

– Подготовьте выразительное чтение этой части по плану самостоятельно.

– Кто попробует прочитать?

– Почему прозвучало по-разному?

Чтение 3 части.

– Прочитаем 3 часть вслух.

– В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах.

– Докажите. Найдите эти строчки, прочитайте.

– О чём просит автор?

– Почему?

– Какой знак стоит в конце предложения?

– Для чего автор использует этот знак?

– Автор просит зиму поскорее наступить.

– Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? (Журавли)

– Как они летят?

– Почему они кричат?

– Они, действительно, испугались?

– Автор сравнивает. Определите, какой прием использовал автор? (Сравнение)

– Почему журавли кричат?

– Куда летят птицы?

– Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках. После слова «раскричавшись», необходимо сделать паузу, почему?

– Подготовьте выразительное чтение этой части плану самостоятельно.

– Обратите внимание на знак, который стоит в конце 3 части. Как он называется

(Многоточие)

– Как вы думаете, почему здесь поставлен этот знак?

– Я думаю, что вам будет интересно узнать, как заканчивается это стихотворение.

Попробуйте узнать это самостоятельно дома.

3). Работа над настроением.

– Интересно было бы узнать, как вы почувствовали настроение стихотворения Фета, Поможет нам в этом словарь настроений (на доске: восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, любование, тоска, грусть, безразличие и т.п).

– Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения.

Выбирая слова, дети объясняют свой выбор.

– Какой была осень в стихотворении « Ласточки пропали…»

– Теперь у каждого из вас появилось собственное отношение к осени Фета, каждый по-своему почувствовал это стихотворение и увидел свои картины.

-Предлагаю провести литературные чтения стихотворения А. Фета «Ласточки пропали»

(Выразительное чтение стихотворения учениками)

– В литературных чтениях приняли участие ____ .Они читала одно стихотворение, но оно звучало каждый раз по-разному. Кому лучше удалось передать настроение стихотворения? Почему вы так решили?

– В городе Поэзии сегодня открывается выставка, которая называется « Осень в стихах». Художники – иллюстраторы подбирают картины, которыми можно проиллюстрировать стихи поэтов об осени.

– Я предлагаю вам тоже поучаствовать в этой работе.

– Сейчас будут показаны картины, а вы должны подобрать строчки из стихотворения

« Ласточки пропали…», которыми можно подписать эти картины.

8. Итог урока.

– Вспомните, какие произведения звучали на нашем сегодняшнем уроке?

– К какой осени ближе стихотворение А. Фета: к осени в сказке Полины или к осени в стихах А. Плещеева и К. Бальмонта. Докажите.

– Наше сегодняшнее путешествие в страну Литературию подходит к концу.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно понравилось?

– Что осталось непонятным?

Домашнее задание.

  1. Выучить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…» наизусть.

2. Проиллюстрировать стихотворение

3.Узнать, как заканчивается стихотворение А. Фета

pedsovet.su

Презентация “Люблю природу русскую. Осень А. Фет «Ласточки пропали»” 2 класс

“Люблю природу русскую. Осень.

А.Фет «Ласточки пропали»”

Брощук Александра Рудольфовна

Муниципальная общеобразовательная школа

г. Мурманска средняя общеобразовательная

школа № 53

Учитель начальных классов

Страна

Литературия

Ярмарка

Деревня

Устного народного творчества

Город

Поэзии

Город

Прозы

Институт научных исследований

Город

Поэзии

Город

Поэзии

Город

Поэзии

ПОЭТ

ПОЭТЕССА

СТИХОТВОРЕНИЯ

ПОЭТ

ПОЭТЕССА

СТИХОТВОРЕНИЯ

ПОЭТ

ПОЭТЕССА

Александр Сергеевич

Пушкин

Алексей Николаевич

Плещеев

Фёдор Иванович

Тютчев

Константин Дмитриевич

Бальмонт

Константин Дмитриевич

Бальмонт

Алексей Николаевич

Плещеев

Афанасий Афанасьевич Фет

Афанасий Афанасьевич Фет

…а вчера

заря

зарёй

… да как мелькали…

сеть

Использованные ресурсы:

  • http://holmogor.livejournal.com/2527683.html
  • http://etnaa.mylivepage.ru/image/316/15450
  • http://www.rulex.ru/rpg/portraits/33/33357.htm
  • http://mavlid-konkurs.ucoz.ru/publ/1
  • http://neofit.ru/modules.php?name=bs&file=displayimagepopup&pid=349&fullsize=1
  • http://zarjana.mylivepage.ru/image/index/
  • http://wahsegavalleyfarm.typepad.com/photos/uncategorized/2007/10/31/autumn_leaf.jpg
  • http://nature.baikal.ru/obj.shtml?obj=fauna&id=delichon_urbica
  • http://fotocrop.ru/component/option,com_true/Itemid,60/func,detail/catid,1/id,1/
  • http://fotki.yandex.ru/users/life2005/album/58259/
  • http://wizardsland.ru/index.php?topic=10823.0
  • http://siteoboev.ru/photo/oboi_rabochego_stola/1-49-0-0-2
  • http://7bazar.com.ua/news/show/549/0/rus.html
  • http://www.liveinternet.ru/community/898372/post67528431/

uchitelya.com

Конспект урока + презентация по литературному чтению на тему “А. А. Фет “Ласточки пропали…”” (2 класс)

Учитель: Тагакова Е. В. (МБОУ СОШ № 2, г.Поронайска)

Класс: 2 «Б»

Предмет: литературное чтение

УМК: «Школа России»

Раздел: «Люблю природу русскую. Осень.»

Тема урока: А. А. Фет «Ласточки пропали».

Цели:

образовательная – познакомить детей со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали…»;

развивающая – развивать образное мышление; совершенствовать лексической стороны речи;

вырабатывать навык сознательного, выразительного чтения;

воспитательная – эстетически воздействовать на чувственную сферу через слово; прививать интерес

к наблюдениям за природой, внимание к художественному слову; воспитывать

стремление к самостоятельному познанию.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовительная работа.

  1. Загадки.

Слайд 2.

Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь.)

Слайд 3.

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет. (Ветер.)

Слайд 4.

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ! (Осень.)

  1. Речевая разминка

Слайд 5.

Осенью.

Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.

А. А. Фет

  • Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.

  • Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?

(Дети делятся своими впечатлениями.)

  • Прочитайте с интонацией удивления.

  • Прочитайте с утвердительной интонацией.

  • Прочитайте с интонацией раздражения.

  • Прочитайте с интонацией восхищения.

  • Прочитайте с весёлой интонацией.

  • Прочитайте выразительно.

III. Проверка домашнего задания.

  • Вспомните имена поэтов, произведения которых мы изучали.

  • Стихи каких поэтов похожи по настроению? (Стихи К. Бальмонта, А. Плещеева.)

IV. Работа по теме урока.

  1. Подготовительная работа.

Слайд 6.

Рассказ учителя.

Афанасий Афанасьевич Фет родился (1820 – 1892) – замечательный русский поэт. Он родился в селе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии. Когда мальчик подрос, он воспитывался в пансионе Крюммера и Погодинском пансионе в Москве. В 1838 г. Он поступил в Московский университет, где начал писать стихи. В 1840 г. Вышел его первый поэтический сборник под инициалами А. Ф.

С детства поэт любил природу родных лесов и полей. Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается:

Снова птицы летят издалёка,

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

А за весной – лето приходило с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадях

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подёрнуты слегка,

И, как мечты почиющей природы,

Волнистые приходят облака…

Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко – далеко, за синие горы. И наступала осень. Какая она в стихах Фета? Я предлагаю вам узнать это. Послушайте стихотворение «Ласточки пропали».

  1. Первичное восприятие и обсуждение стихотворения.

Слайд 7. (Слушают аудиозапись, следят по учебнику на с. 71.)

  • Что представили, слушая стихотворение?

  • По каким признакам вы узнали, что в стихотворении изображена осень?

  • Найдите строки, в которых изображается осеннее замирание природы

  • О какой осени рассказывает автор?

V. Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

VI. Продолжение работы по теме урока

1 часть (Дети читают 1 часть вслух).

  • Что вы представили?

  • Что сказано о ласточках?

  • Что значит «пропали»?

  • О каких ещё птицах говорится в этой части?

  • Когда грачи летали?

  • Что такое заря? (Слайд 8.)

  • Почему следующая строчка начинается со слова «всё»? (Значит, долго грачи летали.)

  • С чем сравнивает автор стаю грачей? ( С сетью) (Слайд 9.)

  • Почему используется такое сравнение?

  • Сравнивая стаю с сетью, автор использует приём, который называется – сравнение.

  • Как летала стая, похожая на сеть?

  • Что значит «мелькала»?( Работа со словарём) (Показ действия на слайде 10.)

  • Где мелькала стая?

  • Для чего автор использует слово «вон»?

  • Как прочитаете это слово?

2 часть. (Дети читают 2 часть вслух).

  • Какую картину вы увидели?

  • Что вы услышали?

  • Прочитайте 1 и 2 строчки. О каком явлении природы говорит автор?

  • Как автор сказал об этом?

  • Что значит спится?

  • Прочитайте 3 строчку.

  • Почему лист, а не листья?

  • Почему лист сухой?

  • Что значит «валится»?

  • Обратите внимание на ударение в этом слове.

  • Ещё раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе.

  • Что услышали? ( Повторяется звук [с])

  • Автор, подобрав такие слова, создаёт шорох листьев звуками. Такой приём называется – звукопись.

  • Прочитайте последние строчки этой части.

  • Какой образ появился? (Образ ветра.)

  • Что сказано о ветре?

  • О ком можно так сказать?

  • Ветер, как человек – злится.

  • Какой приём использует здесь автор? (Олицетворение.)

  • Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова?

  • Как ветер может стучать в окно?

3 часть.

  • Прочитаем 3 часть вслух.

  • В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах.

  • Докажите. Найдите эти строчки, прочитайте.

  • О чём просит автор?

  • Почему?

  • Какой знак стоит в конце предложения?

  • Для чего автор использует этот знак?

  • Автор просит зиму поскорее наступить.

  • Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? (Журавли.)

  • Как они летят?

  • Почему они кричат?

  • Они, действительно, испугались?

  • Автор сравнивает. Определите, какой прием использовал автор? (Сравнение.)

  • Почему журавли кричат?

  • Куда летят птицы?

  • Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках. После слова «раскричавшись», необходимо сделать паузу, почему?

  • Подготовьте выразительное чтение этой части плану самостоятельно.

  • Обратите внимание на знак, который стоит в конце 3 части. Как он называется? (Многоточие.)

  • Как вы думаете, почему здесь поставлен этот знак?

  • Я думаю, что вам будет интересно узнать, как заканчивается это стихотворение.

  • Попробуйте узнать это самостоятельно дома.

VII. Рефлексия.

VIII. Подведение итогов урока.

  • Назовите автора стихотворения, которое мы сегодня читали.

  • Какое настроение вы почувствовали?

  • Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения: восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, любование, раздражение, тоска, грусть, безразличие. (Слайд 12.)

  • Знаете ли вы. Что у этого стихотворения есть продолжение?

  • Попробуйте его найти, принесите на следующий урок.

Домашнее задание.

Выучить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…» наизусть (с. 71).

infourok.ru

Конспект урока литературного чтения во 2 классе-А.Фет “Ласточки пропали…”

Урок литературного чтения.

Тема: А.Фет «Ласточки пропали»”

Учебник Л.Ф. Климановой, В.Г Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»

2 класс.

Цели:

образовательная – познакомить детей со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали…»;

развивающая – развивать образное мышление;

– совершенствовать лексической стороны речи;

– вырабатывать навык сознательного, выразительного чтения;

воспитательная – эстетически воздействовать на чувственную сферу через слово,

– прививать интерес к наблюдениям за природой, внимание

к художественному слову;

– воспитывать стремление к самостоятельному познанию.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Речевая разминка.

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осинке,
Бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.

чтение по слогам

        • чтение целыми словами

        • чтение обычным темпом/быстрым

        • чтение шепотом

        • чтение с вопросительной интонацией

3. Проверка домашнего задания.

– Вспомните имена поэтов, чьи стихи мы читали.

– Послушаем ещё раз эти замечательные стихи. ( Дети читают стихи А. Плещеева «Осень наступила…» и К. Бальмонта «Поспевает брусника…»)

Конкурс чтецов.

– Докажите, что прозвучавшие стихи похожи по настроению.

4. Подготовительная работа

Сегодня картину осени нам поможет нарисовать поэт – Афанасий Афанасьевич Фет.

-Почему я сказала нарисовать, ведь мы говорим о поэте?

-Действительно, поэтов называют художниками слова.

– Прочитайте имя, прочитайте отчество, прочитайте фамилию. Что заметили? (Имя и отчество похожи).

– Предлагаю вам узнать об этом замечательном поэте.

– Но сначала – отдохнём.

Физкультпауза.

Рассказ учителя.

А.А. Фет родился и жил в 19 веке. Первая его книга вышла в 1840 году, когда Фету было 20 лет. Он сразу же стал знаменитым поэтом. Чем же нравились стихи Фета? Своей красотой. Они были похожи на прекрасные звуки волшебной музыки. «Это не просто поэт, а, скорее, музыкант», – писал об Афанасии Фете великий русский композитор П. И. Чайковский. С детства поэт любил наблюдать за природой родных лесов и полей. Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается:

Снова птицы летят издалёка,

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

А за весной – лето приходило с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадях

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подёрнуты слегка,

И, как мечты почиющей природы,

Волнистые приходят облака…

Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко – далеко, за синие горы. И наступала осень. Какой она была в стихах Фета? Я предлагаю вам узнать это. Послушайте стихотворение «Ласточки пропали».

5. Первичное восприятие.

(учитель читает стихотворение наизусть или прослушивают аудиозапись)

6. Краткая последующая беседа.

– О какой осени рассказывает автор?

– Что представили, слушая стихотворение?

-Прочтите стихотворение самостоятельно молча и дополните картину.

7. Перечитывание и анализ.

1). Чтение детьми стихотворения.

  • Чем дополните картину?

  • Как об этом сказал автор? Найдите в тексте.

– На уроке изобразительного искусства мы учимся рассматривать картины художников. Сначала рассматриваем передний план, крупные предметы, потом – задний план, мелкие детали и создаётся полный образ картины. Для того, чтобы не только увидеть, но и понять картину, которую создал А. Фет в своём стихотворении нужно проанализировать каждое слово в стихотворении поэта.

2) Анализ по частям

Прочитаем стихотворение по частям

Чтение 1 части.

Дети читают 1 часть вслух.

– Что представили?

– Что сказано о ласточках?

– Что значит «пропали»?

– О каких ещё птицах говорится в этой части?

– Когда грачи летали?

– Что такое заря?

– В этом стихотворении автор говорит о вечерней заре. ( Слайд)

– Почему следующая строчка начинается со слова «всё» (Значит, только грачи летали.)

-С чем сравнивает автор стаю грачей? ( С сетью)

– Почему используется такое сравнение? (показ слайда)

– Сравнивая стаю с сетью, автор использует приём, который называется – сравнение.

– Как летала стая, похожая на сеть?

– Что значит «мелькала»?( Работа со словарём) ( Показ действия на слайде)

– Где мелькала стая?

– Для чего автор использует слово «вон»?

– Как прочитаете это слово?

– Мы закончили разбор первой части стихотворения. Теперь нужно подготовить

выразительное чтение этой части.

Партитура стихотворения

  1. Темп (медленный, средний, быстрый).

  2. Паузы (/ – короткая, // – средняя, /// – длинная).

  3. Сила голоса.

  4. Логическое ударение (выделение главного слова).

– Ребята, мы вместе поработали над выразительностью первой части, поэтому чтение было похоже, но чтение вы можете наполнять своими чувствами, т.к. вы можете увидеть картину по-своему.

Чтение 2 части.

– Прочитаем 2 часть вслух.

– Какую картину увидели?

– Что услышали?

– Прочитайте 1 и 2 строчки.

– О каком явлении природы говорит автор?

– Как автор сказал об этом?

– Что значит спится?

– Прочитайте 3 строчку.

– Почему лист, а не листья?

– Почему лист сухой?

– Что значит валится?

– Обратите внимание на ударение в этом слове.

– Ещё раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе.

– Что услышали? ( Повторяется звук [с])

– Автор, подобрав такие слова, создаёт шорох листьев звуками. Такой приём называется – звукопись.

– Прочитайте последние строчки этой части.

– Какой образ появился? ( Образ ветра)

– Что сказано о ветре?

– О ком можно так сказать?

– Ветер, как человек – злится. Здесь автор использует приём – олицетворение.

-Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова?

– Как ветер может стучать в окно?

– Подготовьте выразительное чтение этой части по плану самостоятельно.

– Кто попробует прочитать?

– Почему прозвучало по-разному?

Чтение 3 части.

– Прочитаем 3 часть вслух.

– В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах.

– Докажите. Найдите эти строчки, прочитайте.

– О чём просит автор?

– Почему?

– Какой знак стоит в конце предложения?

– Для чего автор использует этот знак?

– Автор просит зиму поскорее наступить.

– Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? (Журавли)

– Как они летят?

– Почему они кричат?

– Они, действительно, испугались?

– Автор сравнивает. Определите, какой прием использовал автор? (Сравнение)

– Почему журавли кричат?

– Куда летят птицы?

– Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках. После слова «раскричавшись», необходимо сделать паузу, почему?

– Подготовьте выразительное чтение этой части плану самостоятельно.

– Обратите внимание на знак, который стоит в конце 3 части. Как он называется

(Многоточие)

– Как вы думаете, почему здесь поставлен этот знак?

– Я думаю, что вам будет интересно узнать, как заканчивается это стихотворение.

Попробуйте узнать это самостоятельно дома.

3). Работа над настроением.

– Интересно было бы узнать, как вы почувствовали настроение стихотворения Фета. Поможет нам в этом словарь настроений (на доске: восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, любование, тоска, грусть, безразличие и т.п).

– Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения.

Выбирая слова, дети объясняют свой выбор.

– Какой была осень в стихотворении « Ласточки пропали…»

– Теперь у каждого из вас появилось собственное отношение к осени Фета, каждый по-своему почувствовал это стихотворение и увидел свои картины.

-Предлагаю провести литературные чтения стихотворения А. Фета «Ласточки пропали»

(Выразительное чтение стихотворения учениками)

– В литературных чтениях приняли участие ____ .Они читала одно стихотворение, но оно звучало каждый раз по-разному. Кому лучше удалось передать настроение стихотворения? Почему вы так решили?

8. Итог урока.

– Вспомните, какие произведения звучали на нашем сегодняшнем уроке?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно понравилось?

– Что осталось непонятным?

9. Домашнее задание.

1.Выучить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…» наизусть.

2. Проиллюстрировать стихотворение

3.Узнать, как заканчивается стихотворение А. Фета

multiurok.ru

А. ФЕТ «ЛАСТОЧКИ ПРОПАЛИ…», А. ТОЛСТОЙ «ОСЕНЬ


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Составитель: Беляева Ирина Владимировнаучитель начальных классов І кв. категорияМБОУ СОШ с. Кремово Проверка домашнего задания с. 69 – 70 – наизусть понравившиеся стихотворение (1820 — 1892) А.А. Фет родился и жил в 19 веке. Первая его книга вышла в 1840 году, когда Фету было 20 лет. Он сразу же стал знаменитым поэтом. Чем же нравились стихи Фета? Своей красотой. Они были похожи на прекрасные звуки волшебной музыки. «Это не просто поэт,а, скорее, музыкант», – писал об Афанасии Фете великий русский композитор П. И. Чайковский. С детства поэт любил наблюдать за природой родных лесов и полей. Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается:Снова птицы летят издалёка,К берегам, расторгающим лёд,Солнце тёплое ходит высокоИ душистого ландыша ждёт. А за весной – лето приходило с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадяхЗа мглой ветвей синеют неба своды,Как дымкою подёрнуты слегка,И, как мечты почиющей природы,Волнистые приходят облака… Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко – далеко, за синие горы. И наступала осень. Какой она была в стихах Фета? Я предлагаю вам узнать это. Послушайте стихотворение «Ласточки пропали». – О какой осени рассказывает автор?- Что представили, слушая стихотворение?-Прочтите стихотворение самостоятельно молча и дополните картину. Чем дополните картину? Как об этом сказал автор? Найдите в тексте. – Вспомните, какие произведения звучали на нашем сегодняшнем уроке?- Наше сегодняшнее путешествие в страну Литературию подходит к концу.- Что нового вы узнали на уроке?- Что особенно понравилось?- Что осталось непонятным? 1. с. 71 – Выучить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…» наизусть.2.Проиллюстрировать стихотворение3.Узнать, как заканчивается стихотворение А. Фета

Приложенные файлы

  • file 1 pptx31
    А. ФЕТ «ЛАСТОЧКИ ПРОПАЛИ…», А. ТОЛСТОЙ «ОСЕНЬ
    Размер файла: 5 MB Загрузок: 219

educontest.net

А. Плещеев “Осень”, А. Фет “Ласточки пропали…”, А. Толстой “Осень”

Просмотр содержимого документа
«А. Плещеев “Осень”, А. Фет “Ласточки пропали…”, А. Толстой “Осень”»

Кто всю ночь по крыше бьёт,  Да постукивает,  И бормочет, и поёт, убаюкивает?

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет.

Солнца нет, на небе тучи, Ветер вредный и колючий, Дует так, спасенья нет! Что такое? Дай ответ!

Афанасий Афанасьевич Фет

(1820-1892)

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893)

Алексей Константинович Толстой

(1817 -1875)

Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты.

Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.. Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края.

Озимь – поле, занятое озимыми культурами — пшеницей, рожью, ячменём.

Ласточки пропали, А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали Вон над той горой.

С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин.

С. 70-72,

выуч. любое стих-е.

multiurok.ru

А.Фет “Ласточки пропали” – литература, презентации

Сегодня картину осени нам поможет нарисовать поэт – Афанасий Афанасьевич Фет. 

А. А. Фет родился и жил в 19 веке. Первая его книга вышла в 1840 году, когда Фету было 20 лет. Он сразу же стал знаменитым поэтом. Чем же нравились стихи Фета? Своей красотой. Они были похожи на прекрасные звуки волшебной музыки.

«Это не просто поэта, скорее, музыкант», – писал об Афанасии Фете великий русский композитор

П. И. Чайковский. 

С детства поэт любил

наблюдать за природой

родных лесов и полей. 

Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается:

Снова птицы летят издалёка,  К берегам, расторгающим лёд,  Солнце тёплое ходит высоко  И душистого ландыша ждёт.

А за весной – лето приходило с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадях:

За мглой ветвей синеют неба своды,  Как дымкою подёрнуты слегка,  И, как мечты почиющей природы,  Волнистые приходят облака…

Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко – далеко, за синие горы. И наступала осень. Какой она была в стихах Фета? 

  – О какой осени рассказывает автор?  – Что представили, слушая стихотворение?  – Прочтите стихотворение самостоятельно молча и

дополните картину.

Прочитайте стихотворение с интонацией удивления,

с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, восхищения, весёлой интонацией.

Прочитаем стихотворение по частям 

Чтение 1 части.  – Что представили?  – Что сказано о ласточках?  – Что значит «пропали»?  – О каких ещё птицах говорится в этой части?  – Когда грачи летали?  – Что такое заря?  – В этом стихотворении автор говорит о вечерней заре. – Почему следующая строчка начинается со слова «всё» – С чем сравнивает автор стаю грачей?   – Почему используется такое сравнение? Сравнивая стаю с сетью, автор использует приём, который

называется – сравнение.  – Как летала стая, похожая на сеть?  – Что значит «мелькала»? – Где мелькала стая?  – Для чего автор использует слово «вон»?  – Как прочитаете это слово?

Чтение 2 части.  – Какую картину увидели?  – Что услышали?  – Прочитайте 1 и 2 строчки.  – О каком явлении природы говорит автор?  – Как автор сказал об этом?  – Что значит спится?  – Прочитайте 3 строчку.  – Почему лист, а не листья?  – Почему лист сухой?  – Что значит валится?  – Обратите внимание на ударение в этом слове.  – Ещё раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе.  – Что услышали? Автор, подобрав такие слова, создаёт шорох листьев звуками. Такой приём называется звукопись.  – Прочитайте последние строчки этой части.  – Какой образ появился? – Что сказано о ветре?  – О ком можно так сказать?

  – Ветер, как человек – злится.

Здесь автор использует приём – олицетворение.  -Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова?  – Как ветер может стучать в окно?  – Подготовьте выразительное чтение этой части по плану самостоятельно.  – Кто попробует прочитать?  – Почему прозвучало по-разному?

Чтение 3 части.

  – В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он

говорит о своих чувствах.  – Докажите. Найдите эти строчки, прочитайте.  – О чём просит автор?  – Почему?  – Какой знак стоит в конце предложения?  – Для чего автор использует этот знак?  – Автор просит зиму поскорее наступить.  – Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? – Как они летят?  – Почему они кричат?  – Они, действительно, испугались?  – Автор сравнивает. Определите, какой прием использовал автор?

– Почему журавли кричат?  – Куда летят птицы?  – Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках.

После слова «раскричавшись», необходимо сделать паузу, почему? 

– Подготовьте выразительное чтение этой части плану самостоятельно.  – Обратите внимание на знак, который стоит в конце 3 части.

Как он называется ?  – Как вы думаете, почему здесь поставлен этот знак?  – Я думаю, что вам будет интересно узнать, как заканчивается это стихотворение. 

Подбери строчки из стихотворения к картинкам.

восхищение

печаль

радость

удивление

удовольствие

любование

тоска

грусть

безразличие

Назовите автора стихотворения, которое мы сегодня читали.

Какое настроение вы почувствовали?

Знаете ли вы , что у этого стихотворения есть продолжение?

Попробуйте его найти и принести на следующий урок.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *