Актерское мастерство этюды – Этюд для поступления в театральный – Примеры актерских этюдов

Актерские этюды – как делать, что показывать?

Нередко меня спрашивают, что такое актерские этюды? Как их делать? Как показывать? Поделюсь определенной информацией об этом с Вами.

Итак, актерский этюд — это небольшая сценка, в которой есть начало, продолжение (развитие) и логическое завершение. Обычно актерский этюд длится 3-5 минут, не более. Конечно, можно сыграть и спектакль — только на методе актерского этюда. Но мы не будем рассуждать глобально, а остановимся лучше на задачах.
Если совсем коротко и схематично — существует четыре основных разновидности актерского этюда:

— этюды «наблюдения». Это Ваши наблюдения из жизни других людей. Они основаны на «подсматривании» того, что делают другие люди, как они существуют в определенных ситуациях. Одна моя сокурсница следовала за какой-то седой бабушкой от магазина до самого дома, чтобы повторить ее походку и манеру смотреть и разговаривать. Узнав все это, она творчески переработала увиденное, назвав этюд «Бабушка на скамейке кормит голубей». В нем «бабушка» шла к себе домой, затем присаживалась на скамейку и, увидев голубей, примостившихся рядом, раскидывала небольшие кусочки хлеба, купленного в магазине, вокруг скамейки. «Голуби» садились возле нее, бабушка называла их ласковыми именами… Затем, скормив все, она шла дальше. На этом этюд заканчивался. Как видите, ее этюд имел свое начало — «бабушка идет из магазина», продолжение — «история с голубями», и конец — «бабушка уходит, покормив голубей».
Очень важно, чтобы в ЛЮБОМ актерском этюде прослеживалось эмоциональное изменение Вашего персонажа — от начала — к концу. В данном случае — усталая бабушка идет из магазина. Она присаживается на лавочку, вокруг которой гуляют голуби. Она вынимает хлеб — и кормит голубей. С удовольствием смотрит, как они лакомятся. Затем, радостная, идет дальше.
Разновидностью этюдов «наблюдения» являются этюды — наблюдения за животными. Вы идете в зоопарк (или как-то еще, можно и по Интернету или вживую, если у Вас дома есть домашние животные), и наблюдаете за отдельными животными, а затем делаете этюд «с ними». Например, «кошечка» подходит к тарелке с едой, видит что-то вкусное, лакомится и, довольная, уходит. Этюды «с животными» требуют очень подробного присвоения их повадок, пластики, движений. Нужно очень долго наблюдать за животными, прежде чем их «показать».

— этюды на «ПФД» (память физического действия). Это этюды, в которых на первое место выходит достоверность физических движений для достижения Вами определенных приземленных целей. Например, Вы заходите к себе в комнату, садитесь за стол, берете лист бумаги и ручку, и пишете письмо своему близкому другу (подруге, родителям, прочим родственникам, что кому ближе). Затем, дописав, упаковываете письмо в конверт и берете его с собой, чтобы отослать по почте. И письмо, и конверт — должны быть воображаемыми. Но текст — должен быть Вашим — самым конкретным, вплоть до букв, интонаций, обращений.

— этюды «я в предлагаемых обстоятельствах». Это выдуманные или невыдуманные истории, произошедшие с Вами лично, или могущие с Вами произойти. Например: Вы приходите к себе домой, заходите в свою комнату, видите, что там все вверх дном, и начинаете уборку. Делаете два-три действия (например, смахиваете со стола пыль, убираете раскиданные вещи в шкаф, застилаете неубранную постель) и, закончив уборку, уходите. Тут тоже необходимо «развитие»: приходите в комнату, недовольный «замечаете», что в Вашей комнате бардак, а скоро приедут родители (например), быстро убираетесь и, удовлетворенный, выходите из комнаты. Заметьте — и это очень важно — состояние «неудовлетворенность» или «радость» — никогда нельзя играть. Но оно должно быть (ощущаться) в Вас в каждом сегменте этюда. Это довольно сложно объяснить на словах, но главное — никак не показывать эмоцию, но ощущать ее в себе.

— этюды «на событие». Это этюды, где — с Вами или с Вашими персонажами происходит нечто, что меняет все Ваши (их) изначальные планы, или сильно увеличивает роль данного события (этого неожиданного «нечто») в Вашей (или их) жизни. Героями этюда «на событие» можете быть Вы («я в предлагаемых обстоятельствах») или подсмотренные Вами персонажи («наблюдения»). В этюде с той же бабушкой — пока она кормит голубей — может появиться «вор», который стащит ее сумку с хлебом и кошельком — и она уже бежит за ним, вместо того, чтобы и далее на скамейке кормить голубей. Вор, конечно, должен быть воображаемый, но оценка факта кражи сумки — вполне себе настоящая.
Или — в случае с уборкой — во время уборки квартиры вдруг звонит телефон, и родители говорят, что они уже в подъезде Вашего дома (а должны были приехать только через час). Данный «звонок» заставляет Вас сильно ускорить уборку комнаты, превращая ее в комедию положений и нестандартных ситуаций.
Разновидностью этюдов «на событие» являются этюды под условным названием «прийти, чтобы остаться» или «прийти, чтобы уйти». Пример первого случая: Вы находитесь в ссоре с родителями и приходите, чтобы помириться. Вы заходите к ним домой (предположим, Вы живете сейчас в другом месте) — и Вас встречает Ваша мама (или Ваш папа). Ни слова не говоря, Вы берете половую тряпку и начинаете драить пол. Затем протираете пыль на мебели и вешаете новые (принесенные Вами по такому случаю) занавески. «Мама», конечно же, оттаивает и накрывает на стол. Пример второго случая: Вы приходите, якобы, к себе домой и видите, что Вы ошибочно вошли не в ту квартиру (Ваша квартира находится этажом выше). Вы извиняетесь перед хозяином и спешно ретируетесь.

В актерских этюдах очень важно внимание и достоверность происходящего, Вам важно сродниться с Вашим персонажем (если только это не «Вы в предлагаемых обстоятельствах»), быть очень внимательным к движениям и деталям («ПФД»). Перед созданием подобных этюдов — Вам помогут упражнения на воображение и на внимание.
Все это — актерское мастерство и актерские упражнения.
О них мы поговорим позднее.

 

Источник: Блог Александра Баринова

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

subscribe.ru

Актерские этюды – ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

Фотограф Говард Шац (Howard Schatz) выпустил книгу под названием In Character: Actors Acting (В образе: Актерская игра). Шац принял на себя роль режиссера и не только сфотографировал актеров в различных драматических сценах, но проинтервьюировал их. Vanity Fair  так понравилась эта идея, что журнал предложил Шацу продолжить этот проект с одними из самых ярких имен в Голливуде. Все, что вы увидите на этих снимках – сплошная импровизация.

1. Эллисон Дженни

1. Вы свекровь, которую новоиспеченная невестка только что в пылу ссоры назвала “сукой”. “Ты, милочка, еще даже себе не представляешь какой сукой я могу быть”
2. Вы буддистка-веган, которую новый бойфренд затащил на профессиональный бокс. И вдруг вы вскочили, да как заорете: “Давай, убей, добей его!!!!!”
3. Вам 8 лет и вы вместе с друзьями купаетесь в карьере. Ваши старшие друзья “на слабо” и плохо завуалированными угрозами заставили вас забраться на самый высокий утес…

2. Джош Чарльз

1. Ты безработный муж, решивший сделать своей работающей жене сюрприз. Ты приходишь к ней на работу, чтобы угостить ее только что приготовленной фритатой. И застаешь свою жену в объятьях ее помощницы Дианы.
2. Ты отец, чья дочь пропала в национальном парке. По телевидению ты обращаешься к зрителям с просьбой помочь найти ее: “Мы должны найти ее, люди, помогите мне найти ее”
3. Ты патологический игрок, задолжавший мафии кучу денег. Последние три тысячи ты только что поставил на лошадь, чьи шансы 26 к 1. И вот она уже на последнем отрезке перед финишом, на пол головы отстает от лидера.

3. Джули Боуэн

1. Вы обеспеченная женщина, пришли за покупками в универмаг Harrods. Вас только что поймал охранник, заметивший как вы пихали банки черной икры себе в клатч. “Я абсолютно не понимаю как они могли сюда попасть!”
2. Вы домохозяйка, выглядывающая из окошка своего дома. Вы видите, как в доме через дорогу ваш короткостриженный и быковатый сосед стоит перед огромным зеркалом в нижнем белье своей жены.
3. Вы взрослая женщина, начальник отдела в большой компании. Вы только что ворвались в кабинет своего босса, чтобы потребовать объяснений: почему вас уволили, а на ваше место взяли молодого мальчика за меньшие деньги.

4. Джон Слэттери

1. Вы священник из маленького рабочего городка. вы слушаете исповедь своего племянника, который признается вам что убил человека.
2. Вы гангста-рэппер, которому вышибала на входе в модный клуб сказал только что “Тебя нет в списке”.
3. Вы шестилетний мальчишка, ободравший колено на детской площадке. Вы ждете, когда ваша мама закончит говорить по телефону, чтобы заорать изо всех сил.

5. Трейси Морган

1. Вы молодой отец, учащий свою маленькую дочь кататься на велосипеде. Вы только что перестали поддерживать ее, и она тут же свалилась в канаву.
2. Вы кот, который только что съел канарейку.
3. Вы молодой человек, который отказывается поверить что его бросает любимая девушка. Вы думаете, что если вы заткнете уши и не будете слышать, как она вам говорит что пора расстаться, то все опять будет хорошо.

6. Рики Джервейс

1. Вы ненавидимый всеми коллегами офисный подхалим, дежурно смеющийся над несмешной расистской шуткой своего начальника.
2. Вы финалистка конкурса “Мисс Вселенная”. За наносекунду до того, как вам присуждают пятое место, вы вспоминаете что нужно изобразить на лице эмоцию “ах, я так счастлива”.
3. Вы наивный школьный ботаник, вы совершенно не подозреваете, что вас назначили “королем выпускного” в шутку и над вами издеваются все вокруг.

7. Брендан Фрейзер

1. Вы начальник смены на заводе, вы поставили $200 на футбольный матч и за секунду до финального свистка ваша команда не забивает.
2. Вы новичок, решивший прыгнуть с парашютом. Ваш инструктор только что сказал вам “Пошел!” но вы не расслышали. “Что? не слышно! что вы сказали??”
3. Вы ученик шестого класса. Вместе со своим товарищем вы хихикаете над учительницей по биологии, которая только что сказала слово “пенис”.

8. Кен Чон

1. Вы лонгбордист, нашедший секретный пляж с сумасшедше крутым склоном. Только вы собрались его освоить, как вас заметили местные и иду бить морду.
2. Вы продавец поддержанных автомобилей, демонстрирующий в своем рекламном ролике сколько “БАБЛА” экономят его клиенты.
3. Вы румынский тренер по гимнастике, в отчаянье кричащий своей 12-летней подопечной: “Ты дура! д-у-р-а!”

9. Джейсон Шварцман

1. Вас зовут Адам и вам пять лет. Вы засовываете свою ручную крысу в ящик, в котором ваша семилетняя сестра Лейси хранит свое нижнее белье.
2. Вы Лейси, семилетняя сестра Адама, вы только что открыли ящик, в котором вы храните свое нижнее белье.
3. Вы Адам, который прячется в шкафу и с удовольствием наблюдает за тем, как ваша сестра Лейси в ужасе и с криками АААААА бегает по комнате.

10. Лоуренс Фишборн

1. Вы бедствующий сценарист, который сумел договориться о встрече с представителем студии. Вам очень нужно было произвести хорошее впечатление. Но выходя из ресторана, где была встреча, вы видите, как какой-то гребаный пикап, выезжая с парковки, таранит вашу взятую на прокат Lamborgini.
2. Вы укуренный учитель, заменяющий урок в третьем классе. Перед тем как погрузиться в сон, вы предупреждаете учеников: кто хоть пискнет, отправится к мамочке домой по кусочкам.
3. Вы 11-летний геймер, попавший на BlizzCon. В окружении таких же задротов-геймеров, вы чрезвычайно эмоционально и всерьез играете в World of Warcraft.

11. Хоуп Дэвис

1. Вы выпускница Йельской школы драмы, вы жутко переигрываете монолог леди Макбет “Прочь, прочь проклятое пятно!” на прослушивании.
2. Вы 13-летняя девочка, вы в ярости от того, что на больших семейных посиделках все хвалят только вашего младшего брата.
3. Вы пожилая одинокая женщина, до помутнения рассудка влюбленная в телеактера. Вы только что увидели, как он выходит из ресторана и уверены, что он направляется именно к вам.

12. Джейн Линч

1. Вы маленький ребенок, которому мама только что впихнула в рот ложку лекарства. Вам обещали, что оно вкусное, а теперь мама говорит, что если вдруг покажется не вкусным, то не подействует.
2. На званном ужине вы в отчаянье знаками пытаетесь показать своему бойфренду, чтобы он перестал обсуждать за столом вашу секс-жизнь.
3. Вы недавно встали на лыжи и решили сразу опробовать “черную” трассу. Теперь вы несетесь по склону, не понимая как тут тормозят, а впереди у вас дерево.

13. Брук Шилдс

1. Вы знаменитость, приглашенная на ужин в Белый дом. После того, как весь вечер вы пытались игнорировать вашего соседа, наконец вам приходится обратить на него внимание, хотя он “никто и имя ему ничто”.
2. Вы домохозяйка из Канзаса на отдыхе в Лас-Вегасе. Вы пришли на шоу гипнотизера, который загипнотизировал вашего мужа крякать уткой.
3. Вы сидите в четвертом ряду на школьном представлении и с ужасом смотрите как ваша 15-летняя дочка забыла слова песни.

14. Томас Хэйден Черч

1. Вы капо Неаполитанской мафии, вы слушаете своего помощника, который пришел вам рассказать, что он собирается заняться “сольной карьерой”: Босс, я от тебя ухожу и собираю свою банду, ты ведь не против?
2. Вы дизайнер-гей, которого наняли обставить и декорировать новый дворец арабского эмира. Его помощник, завершая встречу, говорит вам: эмир настаивает, чтобы перед началом работы вы со своей супругой отужинали бы с ним.
3. Вы 15-летний балбес. Уходя с безумной вечеринки (на которой вам не положено было быть) вы видите как студенты угоняют ламборджини вашего папы (который вам категорически нельзя было брать).

15. Майкл Империоли

1. Вы пришли в магазин возвращать неработающий ноутбук, но продавец вместо того, чтобы взять и обменять, говорит – запишитесь на курсы компьютерной грамотности. В бешенстве вы кричите ему: да не нужно быть компьютерно-грамотным, чтобы понять – эта херня просто сломалась!
2. Вы иракский отец, ваш сын случайно лопнул свой футбольный мяч и на хлопок сбежались американские солдаты. Они наставили на него автоматы. Вы кричите – не стреляйте, это всего лишь ребенок!
3. Вы врезались в зад ехавшей впереди машины. Вылезший водила начал на вас орать и грозить всеми карами небесными, хотя вы, ну, в лучшем случае, чуть-чуть поцарапали его бампер. Вы пытаетесь успокоить этого истерика: поспокойнее, друг, не горячись.

16. Джейн Краковски

1. Вы финалистка программы “Главная супермодель Америки”. Вы слышите, как ведущая говорит вашей сопернице, что она должна покинуть шоу и вы внутренне готовитесь “искренне” обнять ее на прощанье.
2. Вы стэнд-ап комик, выступающий в ночном клубе в Торонто. В зале сидят талант-скаут из HBO и Saturday Night Live, а вы понимаете, что ваши шутки про цыплят-лесбиянок их совершенно не веселят.
3. Ну вам, типа, 15 лет и вы, типа, влюблены в одного ооооочень миленького пусечку 17-летнего и даже несмотря на то, что он с вами раньше максимум здоровался в коридоре, он только что вам прислал смску: а ты типа не против со мной типа на выпускной вместе пойти? на выпускной!!!

17. Джефф Дэниелс

1. Вы форвард в команде NBA. Только что вас легонько задел соперник. Вы всем своим видом пытаетесь показать, что это чуть ли не смертельное ранение. Вы стонете, изгибаетесь от боли и, вообще, вам, конечно, за такое представление надо “Оскар” дать. Хотя вам хватит и фола, засчитанного команде-соперника.
2. Вы страшный гурман, испытывающий форменный оргазм от поданного вам блюда.
3. Вы 11-классник, которого только что публично оскорбил и унизил школьный хулиган. Уходя с поджатым хвостом вы все равно не упускаете шанса оставить за собой последнее слово и хотя бы из-за спины ему фак показать.

18. Джефри Раш

1. Вы эмоциональный тренер девушки-боксера. Вы прыгаете вокруг ринга и кричите ей: Она увела у тебя парня! Она похитила твоего ребенка! Ну ка, давай, убей нахер эту корову!!
2. Вы счастливо женаты вот уже пять лет. Не то, чтобы прямо очень счастливо, но вы довольны и брак ваш спокоен. Вы объясняете своей жене: “Дорогая, я сказал Рубенсовских пропорций, это не значит толстая! Ну что ты! Это значит Рубенсовских пропорций”.
3. Вы 10-летний мальчик, играющий в мяч с собакой в квартире на высоком этаже небоскреба. Только что ваш мячик вылетел в окно, а за ним вдогонку выпрыгнула и ваша собака.

19. Джефф Голдблум

1. Вы 14-летний сын матери-одиночки. Вы внутренне готовитесь выслушать ее наивную попытку рассказать вам о том, откуда берутся дети. С примерами из жизни насекомых. всякие пчелы, цветы, опыления.
2. На выпуском вечере вашей дочери ее симпатичная подружка, на которую вы тайком все время пялитесь, сказала вам: “мистер Лефоквиц, ну вам никак не можем быть 58 лет, вы слишком клевый”.
3. Вы студент, который должен произнести торжественную речь. Вас только что представили аудитории, но вся ваша заготовленная речь совершенно вылетела у вас из головы.

20. Терренс Говард

1. Вы преуспевающий молодой адвокат. Ваш сосед на званном ужине только что начал вам говорить “вы, черные, такие талантливые… джазз… баскетбол”.
2. Вы стоите у алтаря и смотрите, как по проходу идет ваша невеста со своим отцом. И тут вы понимаете, что сейчас сделаете самую большую ошибку в своей жизни.
3. Вы нью-йоркский таксист, получивший только что доллар чаевых за 45-долларовую поездку из аэропорта. Вы еле сдерживаетесь, чтобы не сказать “да засунь себе их в жопу, жадная сволочь”.
4. Вы могущественный голливудский продюсер. Вы только что решили согласиться на встречу с красивой, наивной инженю. И думаете вы только об одном…

21. Элизабет Мосс

1.Вы госсекретарь США. Вы с недоверием смотрите на министра иностранных дел России, который только что сказал вам “ну да, мы легко готовы отправить 50 000 солдат в Афганистан”.
2. Вы номинантка на премию “Оскар”. В момент объявления победительницей вашей соперницы вы понимаете, что камера направленна именно на вас.
3. Вы выпускница Йельского университета. Как член Peace Corps вы отправились в далекую африканскую страну. И вот, вылезая из ленд-ровера в лагере беженцев, вы впервые видите что на самом деле значат слова “голод” и “нищета”.

22. Фред Армисен

1. Во время своего первого ужина в Белом доме вы пытаетесь не уснуть, пока ваш вице-президент Джо Биден все рассказывает и рассказывает и рассказывает вам о своих политических подвигах, совершенных еще в 70-е.
2. Во время встречи с советником по национальной безопасности к вам подходит помощник и сообщает, что в Белый дом явился пастор Джеремия Райт (сумасшедший пастор-антисемит-расист, дружба с которым чуть не стоила Обаме президентства).
3. Спустя месяц после инаугурации вы выясняете, что “неизвестное место” (undisclosed location – обычная отговорка пресс-сека Чейни на вопрос, где именно находится его босс), в котором исчезал вице-президент Дик Чейни – это кладовка в вашей резиденции. и он все еще там!

23. Грег Киннеар

1. Вы полицейский-новобранец. Ваш сержант только что сказал вам, что подозреваемый, которого вы застрелили, держал в руках мобильный, а не пистолет.
2. Вы школьник, подглядывающий с помощью телескопа за жильцами в соседнем доме. Вы только что углядели вашего учителя математики в постели с классной руководительницей.
3. Вы кандидат в президенты на гигантском званом обеде в вашу честь. Вот уже который час улыбка не сходит с вашего лица, пока вы здороваетесь со всеми приглашенными.

24. Дэвид Швимер

1. Вы игрок команды New England Patriots, которого на решающий матч тренер оставил в раздевалке. вы понимаете, что упустили шанс всей своей жизни.
2. Вы ученый-энтомолог в экспедиции на Амазонке. Вы только что обнаружили неизвестный доселе науке подвид червя-буравщика.
3. Вы тренер женской сборной по волейболу во время матча. Вы кричите своим подопечным: разорвите их в клочья, заставьте их рыдать!

25. Хэл Холбрук

1. Вы следователь из Северной Кореи. Вы сказали своим людям перестать избивать и мучать арестанта только тогда, когда он во всем сознается.
2. Вы бездомный, который никак не может понять за что его арестовали и куда его тащат (невероятно пронзительный кадр).
3. Вы баптистский проповедник, призывающий свою паству “принять Иисуса”.

26. Боб Балабан

1. Вы начальник почтового отделения, услышавший выстрелы в соседней комнате.
2. Вы муж очень социально-амбициозной женщины. Вам только что отказал в членстве элитный клуб.

27. Сидни Поллак

1. Вы кандидат на пост конгрессмена. По результатам опросов, дела ваши очень плохи. Вы сидите в избирательном штабе и слушаете, как спорят между собой ваши консультанты.
2. Вы портной. Вы наблюдаете за привередливым клиентом, который любуется собой в зеркало и радуется, как хорошо сидит на нем сшитый вами костюм.
3. Вы гений-математик, который осознал, что работа всей его жизни была основана на ошибочной формуле.

28. Стив Гутенберг

1. Вы одержимый баскетбольный тренер, вы в пятнадцатый раз отрабатываете прием со своими никчемными игроками из команды третьего дивизиона.
2. Вы маленький мальчик, впервый пришедший в зоопарк. Слон только что взял у вас хоботом из руки орешек, который вы ему протянули.
3. Вы муж, умоляющий жену дать ему еще один шанс.

29. Кристофер Ллойд

1. Вы учитель скрипки на репетиции. Ваша лучшая ученица чудовищно играет Моцарта, она буквально убивает гениальное произведение.
2. Вы молодой отец, который впервые остался дома со своими полуторогодовалыми тройняшками. Они разбегаются в разные стороны!

30. Эрик Штольц

1. Вы учитель младших классов, в пятый раз просящий учеников успокоится.
2. Вы лыжник, слышащий грохот надвигающейся лавины.
3. Вы совестливый гендиректор маленькой компании, который должен объявить своим работникам, что денег на зарплату нет и, видимо, не будет.

31. Голос Дарта Вейдера и просто отменный актер Джеймс Эрл Джонс

1. Вы окружной прокурор. Звезда обвинения и ваша главная надежда на обвинительный приговор только что солгал под присягой.

32. Мартин Ландау

1. Вы видите перестрелку на своей тихой, засаженной деревьями улице в Бруклине.
2. Вы слушаете тосты друзей на вечеринке по случаю 50-й годовщины вашей свадьбы.

33. Мартин Ландау

3. Один из ваших друзей-пенсионеров во время вашей еженедельной игры в шашки рассказал вам пошлый анекдот.
4. Вы мафиозный босс, слушающий оправдания пойманного стукача.

34. Джеймс Кромвель

1. Вам только что сказали, что у вас неоперабельный рак.
2. Вы смотрите баскетбольную игру. На последней минут команда, на проигрыш которой вы поставили, забросила трехочковый и выиграла.
3. Вы заботливый отец, ваша дочь-инвалид с отличием закончила колледж и вы смотрите как ей вручают диплом.

Продолжение ТУТ.

p-i-f.livejournal.com

Методическая разработка «Этюды и упражнения на занятиях по актёрскому мастерству»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» Володарского района города Брянска.

Методическая разработка

«Этюды и упражнения на занятиях по актёрскому мастерству».

педагог дополнительного образования

Чекусова М.Я.

2016 год

Введение.

Дети, придя в театральное объединение, горят желанием выступать, быстрее получить роль и воплотить её, но делая первые творческие шаги на сцене, появляется робость, неуверенность, неумение взаимодействовать на сцене, куда-то исчезает та эмоциональность, которая была несколько минут назад в общении со сверстниками. Перед педагогом стоит задача подготовить ребёнка психологически и физически к работе на сцене и выступлению. В этом процессе большую помощь педагогу оказывают этюды и упражнения. Напрасно некоторые педагоги избегают их, приступая сразу к постановкам. Ребята с интересом выполняют этюды и упражнения, которые способствуют развитию актёрских способностей, учат импровизировать, воспитывают фантазию, внимание, наблюдательность, творческое мышление, эмоционально-пластическую выразительность и становятся более увереннее в своих силах. Это одна из ступенек подготовки детей в объединении к изучению роли и перевоплощению. Существует огромное количество этюдов, упражнений, тренингов. В этой разработке предлагается ряд практических заданий по направлениям: этюды и упражнения на память физических действий, на внимание,фантазию, освобождение мышц, движение, на органическое молчание для двоих, нескольких человек, общение, музыкальные этюды, действия ради чего-нибудь.

Главное, чтобы ребёнок выполнял их не ради того, чтобы угодить педагогу или показать себя лучшим – это связывает свободу ребёнка, а постараться вдуматься, для начала мысленно проиграть. Необходимо делать действия не ради действия, а ради определённой цели. Здесь помогают «Если бы» и предлагаемые обстоятельства.

Этюды на память физических действий и действий в различных обстоятельствах.Предложите ребятам пофантазировать и выполнить действия на заданную тему. Но попросите, чтобы эти действия были расширенными. Например, этюд «Мою пол». Пусть ребёнок не просто представит, что у него в руках швабра и тряпка, и он моет, а несёт ведро, берёт швабру и тряпку, полощет тряпку в ведре, выкручивает, навешивает на швабру и моет. Затем опять выполаскивает тряпку, выкручивает, выливает воду из ведра, разворачивает тряпку и вешает сушить. Этюд на память физических действий заключается в том, что у ребёнка нет в руках настоящей тряпки, швабры, ведра – это всё воображаемые предметы, которые необходимо представить. Если ребёнку будет сложно выполнять действия, позвольте ему в руки взять настоящую швабру, ведро, тряпку. Пусть проведёт с ними действия, а затем без них. Точно так же – «Подметаю пол».

Зашиваю кофту (взять иголку, нитки, оторвать определённой длины нить, вдеть в иголку, взять вещь и зашить, затем, оторвать нить, вернуть иголку с ниткой на то место, где взяли, посмотреть на вещь, оценить).

Собираю чемодан. Достать чемодан, если он долго стоял, то наверняка на нём будет пыль, стереть пыль, а дальше определите в каком темпе укладываются вещи в него: человек спешит, боится опоздать или от кого хочет сбежать, или собирается в приятное путешествие и для сборов есть много времени. В данной ситуации позвольте ребёнку пофантазировать. Это действия при различных обстоятельствах.

Пью чай. Каждый день мы пьём чай, казалось бы, чего проще показать, как берём чайник, завариваем чай, достаём из шкафа чашку, наливаем чай, кладём сахар, размешиваем. Но это всё не так-то и просто. А ещё чай горячий, ребёнку необходимо попытаться это передать. Замечательно будет, если он сделает и бутерброд.

Ловлю рыбу. Ловить рыбу – это не просто взять удочку, сесть и сидеть какое-то время. Пусть возьмёт наживку, наденет на крючок, а потом ждёт.

Ситуации могут быть разными: долго не клевала, а потом поймалась большая рыба или вначале поймал несколько рыбёшек, а потом клевать рыба перестала, необходимо передать эмоции. Предложите обстоятельства: пошёл дождь или жарко, постоянно кусают комары.

Примерные темы этюдов.

Обедаю в кафе. Занимаюсь рисованием и меняю перегоревшую лампочку. Поливаю и пересаживаю цветы. В лесу летом. Принимаю лекарство от боли в животе. Головная боль и приём лекарства. Стираю. Перелезаю через забор, трясу яблоки и ворую их. Играю на скрипке, виолончели, пианино, гитаре, ударных инструментах. Ловлю бабочек. Глажу.Пишу письмо. Мою окно. Колю дрова. Летом читаю книгу, жарко, мешает пчела. Кормлю птиц. Чищу зубы, умываюсь, вытираю лицо и руки полотенцем. Играю с кошкой. Просыпаюсь. Читаю книгу, засыпаю. Смотрю по телевизору передачу и засыпаю, пробуждаюсь от внезапного стука или звонка. Смотрю футбол, команда забивает гол, пропускает гол. Играю в компьютере. Хожу босиком по стёклам. Плету венок из полевых цветов. Чищу картошку, варю суп. Нахожу муху в тарелке с супом.

После нескольких занятий и выполнения этюдов на заданную тему, предложите ребятам попробовать придумать новые этюды на любую тему. Пусть фантазируют. Но не забывайте контролировать и ненавязчиво корректировать точность передаваемых действий.

Этюды на внимание.Внимание важно не только актёрам, а всем людям, как взрослым, так и детям. Поэтому этюды и задания на внимание могут взять на вооружение все. Но всё будет завесить от возрастных особенностей детей. Маленький ребёнок не запомнит все предметы, которые находятся в незнакомой комнате, что порой бывает не под силу и подросткам. В тесной взаимосвязи с вниманием находится память. Поэтому мы сразу работаем в двух направлениях.

Зрение.

Для начала предложите такие задания, как запомнить, что находится на столе, что поменялось, какой предмет, или какая вещь исчезли, может быть появилась новая вещь, определить какая именно. Осмотреться и запомнить, что находится в комнате, перечислить, или задаются определённые вопросы, например, сколько стульев находится в данном помещении, что нарисовано на картине, которая висит на стене и т.д.

Дальше предложите быть внимательными друг к другу. Посмотреть друг на друга, запомнить, кто в чём одет, какая обувь, какая причёска, заколки, серёжки и другие детали. Через несколько минут приглашайте к себе ребёнка, пусть повернётся спиной к остальным ребятам и задавайте вопросы. Например, у скольких девчонок сегодня заплетены косички, сколько человек сегодня пришли в джинсах, что нарисовано на футболке у Вани и т.д.

Рассматриваю предмет и рассказываю о нём, Показываем группу предметов ученикам, закрываем их, просим рассказать порядок. Рассматриваем двух человек, находим сходство и различия.

Поставить за ширму всех участников занятия, только, чтобы была видна обувь. Один из участников пытается назвать, как можно имён ребят, кому из них принадлежит обувь.

Показать на плакате несколько написанных цифр или букв, дайте несколько секунд на запоминание, затем пусть перечислят очередность написанного на плакате. Чтобы проверить долгосрочную память ребят, отложить плакат в сторону, в течение всего занятия не напоминайте про него, а в конце занятия попросите назвать, то, что там написано и последовательность.

Вкус.

Пью горячий чай, пью кислый напиток,ем невкусную кашу, выпиваю напиток с ядом, определить вкус во рту.

Слух.

Слушаю только то, что в данной комнате. Два человека читают вслух, одна группа слушает одного, другая – другого. Слушаю, что за дверью. Определить звук на слух. Определить по голосу участника.

Осязание.

Определить на ощупь предметы, вещи. Углубиться в осязание одного предмета.

Обоняние.

Сравнить запахи двух предметов. Неприятный запах, ароматный запах. Нюхаем лук.

Этюды на фантазию.

Я неодушевлённый предмет, вещь, мебель: история жизни предмета, вещи, мебели. Например, башмаки, сапоги: два участника, один из них играет роль старого башмака, другой-только что купленная пара обуви. Между ними происходит диалог, как живётся старому предмету, какое у него настроение, что с ним происходит, что с ним может в дальнейшем произойти, какая участь его ожидает. Вот новый башмак, какой он по своему «характеру». Заносчивый, ни во что не ставит старый башмак, не обращает на него ни какого внимания, брезгливо посматривает на него и сторонится, отворачивается. А может быть издевается над ним, и говорит, что он ни кому уже ненужный башмак, с оторванный подошвой, посмеивается над ним.Но может быть и другой вариант, новый башмак с сожалением разговаривает со старым башмаком, сочувствует ему и думает о том, что рано или поздно и его такая же участь ждёт, поддерживает его, как может. Какова реакция старого башмака будет. Пусть дети придумают истории жизни старого башмака: как ему жилось, заботливый ли был у него хозяин, чистил ли он обувь, ухаживал ли ней, или наоборот.

Старый и новый карандаши, старое и новое кресло, телефоны, планшеты.

Несколько предметов: фантазировать картину и события по поводу их. Фантазировать в заранее данных условиях: обусловливается время, место и количество действующих лиц.

Упражнения на освобождение мышц.Дети на занятиях зажаты не только психологически, но и физически, или наоборот очень «раскрепощены», что порой не могут себя остановить и сконцентрироваться.

Постепенно напрягать тело, например, от ступней до колен, потом освобождать. Напряжение и освобождение рук. Менять расположение тела по сигналу. Кулак-сосредоточить всю энергию в кулаке, стараясь ударить. Злость: напряжение и освобождение мышц тела. «Красим забор». «Достаём предмет с высоко расположенной полки», «Марионетки».

Этюды и упражнения на движение.

«Походка на пружинных ногах». «Хромота». «Не разбудить» (пройтись по комнате, взять предмет и тихонько выйти из комнаты). «Вор» (пройтись крадучись, с опаской оглядываясь, схватить предмет и скрыться).

«Движение» обучающихся по комнате, стараясь не задеть друг друга. «Перемещение» с предметами в руках (со стульями, не задевая друг друга). Можно попросить выстроиться в определённой последовательности. Наметить ряд движений и добиться лёгкости и чистоты перехода.

Этюды на органическое молчание для двоих.

1) Девочка хочет сказать свой подружке очень неприятную новость, но не решается.

2) На остановке встретили два человека, которые когда-то были знакомы, каждый не хочет подать виду, что узнал другого, и боится, что тот его узнает.

3) Два друга поругались. Оба хотят помириться, но не решаются сделать первыми шаг на примирение.

Этюды на органическое молчание для нескольких человек.

1) В коридоре больницы, у кабинета к зубному врачу очередь.

2) Каждый знает, что среди них, есть вор, каждому хочется узнать, кто он.

3) ЕГЭ. Все сдали экзамен, ждут результатов.

4) Большая очередь в магазине, касса сломалась.

Этюды на общение.

1) В школе девочка обвиняет другую за то, что из-за неё она получила двойку.

2) В автобусе. Кондуктор и пассажир.

3) Занять деньги. Один просит в долг, другой сомневается в том, отдаст он или нет.

4) Двойка. Ребёнок получил двойку, оправдывается, родители ругают.

5) Разбитое окно. Директор, ученик, родитель.

6) Телефонный разговор. Ошиблись номером, завязывается разговор.

7) В магазине. Продавец покупателю продал испорченный продукт.

Музыкальные этюды.Музыка помогает фантазировать, думать, размышлять. Включайте разнообразную музыку, пусть закроют глаза и попытаются что-то представить. Задаём вопросы – Кто? Когда? Где? Для чего? Почему? Что делает? Предложите ребятам побыть в качестве сценаристов, придумать маленький сюжет на заданную музыку и воплотить его на сцене.

Упражнения «действие ради чего-нибудь».

Сидеть:

– чтобы отдохнуть,

– чтобы спрятаться, притаиться, чтоб не нашли,

– чтобы слушать, что делается в соседней комнате,

– чтобы смотреть, что делается на улице,

– ожидать своей очереди к доктору,

– читать газету,

– чтобы умножить 268 на 47,

– что-то вспоминать.

Войти в дверь:

встретиться с близкими,

чтобы испугать,

– подсмотреть.

Ходить:

– обдумывать или вспоминать что-нибудь,

– считать шаги, измеряя помещение,

– ожидая кого-то,

– караулить,

– умерить свой гнев, волнение, попробовать успокоится,

– чтобы согреться,

– взбодриться и не заснуть.

Стоять:

– чтобы притаиться и не обращать на себя внимание,

– ожидать очереди,

– никого не пропускать,

– чтобы лучше видеть.

Существует огромное количество упражнений и этюдов, которые помогают педагогу в работе с детьми раскрывать и развивать творческие способности. Творческий процесс становится разнообразным и полезным для обучающихся, главное, чтобы не было муштры и занятия были в удовольствия детям, а соответственно и педагогу. Системность выполнения тренировочных упражнений принесут свои плоды.

Список литературы.

«Искусство представления» К.Станиславский, С-Петербург, изд. Азбука, 2015г.

infourok.ru

Актерское мастерство для начинающих: какие упражнения делать дома

Сколько не клади зубы на полку, но творческие люди нуждаются в самовыражении. И дабы раскрыть актерский талант, усовершенствовать сценическое мастерство, нужно упорство и терпение. Приобрести и отточить все навыки, необходимые профессиональному актеру, помогут упражнения по актерскому мастерству. Ведь актер на сцене непросто механическая кукла, которая бездумно выполняет установки режиссера, а кукла, умеющая мыслить логично, просчитывать действия на несколько шагов вперед. Профессиональный актер пластичен, имеет хорошую координацию, выразительную мимику и внятную речь.

Основные правила актерского мастерства

Прежде чем начинать на полную катушку изучать и прорабатывать этюды и сценки, нужно немного разобраться в себе. Настоящему актеру необходимы определенные черты характера, которые надлежит активно в себе развивать. Другие же качества стоит запрятать в дальний угол и вспоминать о них крайне редко.

Рассмотрим такое качество, как любовь к себе. Казалось бы – нормальное состояние для каждого человека. Но у этого качества есть 2 стороны:

  • Самолюбие – заставляет каждый день развиваться и учиться, не опускать руки. Без этого качества стать знаменитым актером не сможет даже очень талантливый человек.
  • Себялюбие и самолюбование – тупик для актерской карьеры. Такой человек никогда не сможет работать на зрителя, все внимание будет приковано к собственной персоне.

Хороший актер не может быть рассеянным. Он не должен отвлекаться на посторонние шумы во время игры на сцене. Ибо актерское мастерство по своей сути подразумевает постоянный контроль себя и партнера. В противном случае роль просто станет механическим представлением. А внимание позволяет не упускать важные детали во время обучения, просмотра театральных постановок, мастер-классов и тренингов. Для того чтобы научиться концентрироваться, используйте упражнения для развития внимания из сценического мастерства.

Внимание – основа хорошего старта театральной карьеры

Развитие внимания начинается не со специальных упражнений, а с повседневной жизни. Начинающему актеру следует много времени проводить в людных местах, наблюдать за людьми, их поведением, мимикой, характерными особенностями. Все это в дальнейшем можно использовать для создания образов.

Заведите творческий дневник – это обычный дневник творческого человека. В нём выражайте свои мысли, чувства, записывайте все изменения, которые произошли с окружающими предметами.

После заполнения творческого дневника, можно переходить к отработке сценок и этюдов. Начинающий актер обязан максимально точно передать образ и мимику человека, за которым наблюдал. Нужно помещать прототипы в нестандартные ситуации – именно такие постановки показывают, насколько актер смог понять и вжиться в образ неизвестного человека.

«Слушаем тишину»

Следующее упражнение – умение слушать тишину, нужно научиться направлять внимание на определенную часть внешнего пространства, постепенно расширяя границы:

  • прислушаться к себе;
  • слушать, что происходит в комнате;
  • прислушаться к звукам во всем здании;
  • распознать звуки на улице.

Упражнение «Тень»

Оно не только развивает внимание, но и учит осознано двигаться. Один человек медленно делает какие-либо беспредметные действия. Задача второго – максимально точно повторять все движения, стараться их предугадать, определить цель действий.

Пантомимы и инсценировки

Хороший актер умеет выразительно передавать эмоции словами и телом. Эти навыки помогут вовлечь в игру зрителя, донести до него в полной мере всю глубину театральной постановки.

Пантомима – особый вид сценического искусства, основанный на создании художественного образа посредством пластики, без использования слов.

  • Лучшее упражнение, чтобы научиться пантомиме – игра «крокодил». Цель игры – без слов показать предмет, фразу, чувство событие. Простая, но веселая игра прекрасно тренирует выразительность, развивает мышление, учит быстро принимать решения.
  • Инсценировка пословиц. Цель упражнения – при помощи небольшой сценки показать известную пословицу или афоризм. Зритель должен понять смысл происходящего на сцене.
  • Игра в жесты – при помощи невербальных символов актер может очень многое сказать на сцене. Для игры надо не менее 7 человек. Каждый придумывает себе жест, показывает его окружающим, затем показывает какой-нибудь чужой жест. Тот, чей жест показали, должен быстро повторить его сам, и показать следующий чужой жест. Кто сбился – выбывает из игры. Эта игра – комплексная, развивает внимание, учит работать в команде, улучшает пластику и координацию рук.

Упражнения для развития пластики

Если с пластикой дела обстоят не очень хорошо, можно легко исправить этот недостаток. При регулярном выполнении следующих движений дома можно научиться лучше чувствовать собственное тело, умело им управлять.

«Красим забор»

Хорошо развивает пластику кистей и рук упражнение «красим забор». Необходимо красить забор, используя кисти рук вместо кисточки.

Какие упражнения делают руки послушными:

  • плавные волны от одного плеча к другому;
  • невидимая стена – необходимо руками прикасаться к невидимой поверхности, ощупывать ее;
  • гребля невидимыми веслами;
  • выкручивание белья;
  • перетягивание невидимого каната.

«Собери по частям»

Более сложное задание – «собери по частям». Надо собрать по частям какой-нибудь сложный механизм – велосипед, вертолет, самолет, создать из досок лодку. Взять невидимую деталь, ощупать руками, показать размер, вес и форму. Зритель должен представлять, какая запчасть находится в руках у актера. Установить деталь – чем лучше пластика, тем быстрее зритель поймет, что собирает актер.

«Гладим животное»

Упражнение «гладим животное». Задача актера – погладить животное, взять его на руки, покормить, открыть и закрыть клетку. Зритель должен понимать – это пушистый заяц или скользкая, извивающаяся змея, маленькая мышка или большой слон.

Развитие координации

Актер должен обладать хорошей координацией. Этот навык позволяет выполнять сложные упражнения на сцене, выполнять несколько движений одновременно.

Упражнения на развитие координации:

  • Плаванье. Вытянуть прямые руки параллельно полу. Одной рукой совершать круговые движения назад, другой – вперед. Двигать руками одновременно, периодически менять направление движений каждой руки.
  • Постучать — погладить. Одну руку положить на голову и начать гладить. Другую руку поместить на живот, легко постукивать. Движения делать одновременно, не забывая менять руки.
  • Дирижер. Руки вытянуть. Одна рука совершает движения вверх-вниз на 2 такта. Другая – совершает произвольные движения на 3 такта. Или рисует геометрическую фигуру. Действовать обеими руками одновременно, периодически менять руки.
  • Путаница. Вытянуть одну руку, прямой рукой совершать круговые движения по часовой стрелке, при этом одновременно вращать кистью в другом направлении.

Эти упражнения первое время выполнять непросто. Но постоянная практика дает результаты. Каждое упражнение стоит повторять не менее 10 раз каждый день.

Сценки и этюды для начинающих актеров

Начинающему актеру необязательно все придумывать с нуля. Умение качественно копировать и подражать – неотъемлемая часть сценического мастерства. Нужно просто найти фильм с любимым персонажем, постараться максимально точно скопировать его мимику, движения, жесты и речь, передать эмоции и настроение.

Задание кажется простым, но на первых порах могут возникнуть затруднения. Только регулярные занятия помогут отточить мастерство подражания. В этом упражнении не обойтись без внимания и умения сконцентрироваться на мелочах. Хорошим даром подражания обладает Джим Керри – у него есть чему поучиться.

Упражнение «Додумай»

Актерская профессия предполагает хорошо развитую фантазию и воображение. Развивать эти навыки можно при помощи упражнения «додумай». Необходимо пойти в места большого скопления людей, выбрать человека, понаблюдать, обратить внимание на внешний вид и манеру поведения. Потом придумать ему биографию, имя, определить род занятий.

Если рядом есть такой же начинающий актер – можно поделиться выводами с ним, услышать его версию, обосновано и аргументировано объяснить свою точку зрения. Упражнение учит обращать внимание на мелочи, формулировать мысли, развивает фантазию и творческое мышление.

Сценическая речь

Хорошая сценическая речь подразумевает не только четкое произношение и хорошую артикуляцию. Хороший актер должен уметь тихо кричать и громко шептать, одним только голосом передавать эмоции, возраст и душевное состояние героя.

Чтобы научиться предавать эмоции словом, необходимо какую-либо простую фразу произнести с точки зрения разных персонажей – маленькой девочки, зрелой женщины, мужчины в возрасте, знаменитого актера или политического деятеля. Нужно найти особенные интонации для каждого персонажа, использовать типовые речевые обороты.

Упражнения для развития сценической речи:

  • Задуваем свечи. Набрать побольше воздуха, поочередно задуть 3 свечи. Количество свечей нужно постоянно увеличивать, задействовать при вдохе мышцы диафрагмы.
  • Отрабатываем технику выдоха. Для этого упражнения подходит стихотворение «Дом, который построил Джек». На одном дыхании необходимо произносить каждую часть произведения.
  • Улучшаем дикцию. Невнятная речь недопустима для хорошего актера. Нужно честно определить проблемные звуки в своей речи, ежедневно произносить скороговорки, которые направлены на устранение проблемы. Заниматься надо не менее получаса 3–5 раз в день. Скороговорки учат четко говорить в быстром темпе, что крайне важно в актерской деятельности.
  • Интонация играет видную роль в создании правильного образа. Для тренировки необходимо ежедневно читать вслух художественные драматические тексты.

Упражнения по актёрскому мастерству можно изучать самостоятельно, на помощь придут различные тренинги. Но лучше заниматься в компании таких же единомышленников – можно пойти на курсы или устраивать дома театральные вечера. Главное, никогда не сдаваться, всегда верить в собственный талант, двигаться к намеченной цели.

yourspeech.ru

Театральные игры и этюды на занятиях в «Театральной студии»

Театральные этюды и игры на занятиях в «Театральной студии»

Цели и задачи:

– Развитие духовных, творческих и интеллектуальных способностей детей на основе игровой художественно-творческой деятельности в области театрального искусства.

– развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

– развитие внимания, фантазии и воображения;

– воспитание творческой инициативы;

– устранение излишнего мышечного напряжения, зажатости;

– создание комфортной среды для общения, гарантирующей ребенку ситуацию эмоционального благополучия, психического здоровья и успеха.

Этюд. «Дерево».
Исходное положение: свободная стойка, руки опущены.Задание: представьте, что ваше тело — это замёрзший и окаменевший за зиму ствол дерева. Весна, согрелась почва, дерево начинает оживать. Вот согрелись корни (ноги), тёплый сок пошёл по стволу вверх, оживляя ветки. Очень валено добиться ощущения разницы между теми участками ствола (тела), которые уже «ожили», и теми, которые ещё «мертвы». Когда процесс оживления доходит до рук, они поднимаются, словно распускаются листья, и дерево расцветает. Движение рук единственное в этом упражнении. Рисунок движения произвольный и зависит от того, какое дерево воображает ученик. Какова его графика: мощные изломы дуба, плавность ивы, развесистость берёзы.Затем дерево «увядает». В обратном порядке происходит его омертвление от пальцев рук через расслабление мышц.

Этюд «Корабль».

Задание: представьте своё тело как большой корабль. Рисунок позы произвольный (по воображению).Корабль тонет, медленно погружается в воду. Верхняя его часть ещё ощущает солнце и воздух, нижняя скрылась под водой. Вот уже не виден весь корабль. Всё глубже опускается он в пучину, всё больше давление воды, всё гуще темнота. Вот корабль лёг на дно, погрузился в ил. Так пролежал он 300 лет, оброс водорослями и ракушками, но вот он поднимается на поверхность. Медленно и тяжело он отрывается от грунта и, преодолевая давление воды, поднимается. Всё больше света, всё прозрачнее вода, вот после 300-летней тьмы он ощущает солнце, голубое небо и вновь качается па волнах. Все этапы жизни корабля ученик должен ощутить своим телом: кожей, суставами, мышцами. Рисунок при этом прост. Приседаешь (тонешь), не меняя позы «корабль», а затем поднимаешься в исходное положение.

Этюд «Снежная баба».

Задание: представьте себя снежной бабой. Всё тело из снега, плотно скатанного, с ледяной коркой. Солнце пригревает, и снег начинает таять. Сначала ощущается непривычное тепло и чувствуется, что снег становится более рыхлым вверху, но внизу ещё прочен. Сверху вниз стекает талая вода. Постепенно, также сверху вниз, фигура начинает терять форму, оплывать и в результате превращается в «горку снега». Основной рисунок движения: «оплывание» позы через постепенное приседание до группировки.

Игра «Рисунки на заборе»

Педагог предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе» (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причём надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал»на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения художественных достоинств. Здесь «каждый – гений», что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и «коллективного воображения», доверия к способностям партнёра.

Игра «Роботы»

Играют двое. Первый – участник, дающий «роботу» команды. Второй – «робот», исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям:

1. Умение поставить точно сформулированную задачу для «робота».

2. Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.

Педагог должен чётко проследить за тем, чтобы команды подавались не «вообще», а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного действия, к примеру, – найти, подобрать и принести какой-либо предмет. Говоря о контроле за действиями самого «робота», важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам. Робот должен доверять командам, исполнять их в строгой очерёдности.

Игра «Рисунки на спине»

Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было «нарисовано» у него на спине.

Стоит дать рисующему задачу – «не захотеть», чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, «обманывая», пытается сбить накал внимания партнёра нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, – важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.

Игра “Собери фигурки”

Ребёнку дается набор  вырезанных из плотного  картона небольших фи гурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготав лива ются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сло жить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают кар тинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Пред меты на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

Игра “Нелепицы”

Рисуется картинка по любому сюжету – лес, двор, квартира. На этой кар тинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.  

Игра “Словоассоциации”

Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:

  1. с хлебобулочными изделиями.

  2. с созвучными словами: барон, бекон.

  3. с рифмующимися словами: кулон, салон.

Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.

Ассоциативность мышления можно развивать что называется “на ходу”. Гуляя с детьми можно вместе подумать, на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу.

Игра “Хорошо – Плохо”

Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положи тельные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.

Игра «Снежный ком».

Участники сидят в кругу. Первый участник называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий – имена первого и второго, потом – свое и т.д., пока круг не замкнется. В итоге, последний участник говорит имена всех играющих, а затем – и свое. Легче, конечно, быть первым, но последним – полезней (рекомендуется участие в этой игре не более 4-5 детей и преподавателя).

Игра «Назови свое имя».

Дети встают в круг, выбирается водящий. Водящий ребенок бросает мяч любому участнику круга и представляется: «Я – Миша», поймавший мяч должен представиться в ответ, назвав своё имя. Игра проводится несколько раз, причем преподаватель тоже играет с детьми, и дети обращаются к нему по имени. В ходе игры отметить, какие красивые имена у детей, вместе рассуждая о том, зачем нужно имя человеку. Правила игры можно изменять, придумывать новые.

Игра «Я – цифра».

Мизансцена тела (принять позу) в форме цифр. Найти в позах своего тела цифры от 1 до 9. Игровая ситуация «учимся вместе считать». Например, дети с помощью различных поз изображают арифметический пример: 1+3 = 4. Такие знаки как «плюс», «минус», «равно» ребенок может показывать с помощью рук.

Игра «Я – буква».

Мизансцена тела (принять позу) в форме букв алфавита от А до Я.

Игра «Эстафета».

Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм и не вмешиваясь в действия друг друга. Это упражнение можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые ситуации.

Игра «Что ты слышишь?».

Ход игры. Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для занятий в течение определенного времени. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.

Игра «Что поменялось?»

Ход игры: Педагог произвольно раскладывает на столе несколько предметов (карандаш, тетрадь, часы, спички, монету).

Водящий ребенок в это время отворачивается. По команде он подходит к столу, внимательно смотрит и старается запомнить расположение всех предметов. Затем снова отворачивается, а педагог в это время либо убирает один предмет, либо меняет что-то в их расположении. Водящий соответственно должен либо назвать пропавший предмет, либо разложить все, как было.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о