Алгоритм учебного занятия краткое описание структуры занятия и его этапов – Учебно-методический материал по теме: Алгоритм учебного занятия в системе дополнительного образования | скачать бесплатно

Алгоритм подготовки к занятию

Типовой алгоритм подготовки преподавателя к занятию

  • Внимательно изучите раздел программы, который предстоит излагать на следующем занятии.

  • Проанализируйте итоги предыдущего занятия, представьте мысленно коллектив группы, конкретных студентов, уровень их реальной подготовленности к усвоению учебного материала.

  • Сформулируйте образовательную цель занятия, продумайте его развивающую и воспитывающую цели, пути и способы достижения результатов.

  • Чётко определите содержание материала занятия, изучите или просмотрите конкретный фактический материал.

  • На основе педагогического замысла определите организацию занятия, т.е. основные его структурные элементы, их последовательность и продолжительность.

  • Из всего арсенала методов и методических приёмов выберите самые результативные применительно к содержанию, цели и структуре занятия.

  • Соразмерьте выбранные методические приёмы со своими возможностями и способностями, продумайте свои действия и действия студентов на каждом этапе занятия.

  • Выполните демонстрационные эксперименты, практические работы, сложные иллюстрации, которыми будет сопровождаться сообщение и последующая работа с учебным материалом.

  • Подготовьте и проверьте наглядные пособия и технические средства обучения.

  • Подготовьте домашнее задание студентам.

  • Составьте план занятия, подготовьте конспект изложения учебного материала или ознакомьтесь с ранее составленным конспектом.

  • Просмотрите всё подготовленное к занятию, при необходимости мысленно или вслух повторите узловые моменты изложения материала.

  • Подготовленные материалы расположите в рабочей папке таким образом, чтобы ими было удобно пользоваться во время занятия.

  • Настройтесь на качественное и эффективное проведение занятия.

  • www.metod-kopilka.ru

    Подготовка педагога к учебному занятию — МегаЛекции


    Конечно же, для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Что обеспечивает успех занятия? Как удержать внимание ребят, развить интерес к учебному предмету? Эти и многие вопросы волнуют практически каждого педагога.

    Что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия? По существу, здесь необходимо говорить о целой методике подготовки учебного занятия.

    Алгоритм подготовки педагога к учебному занятию может быть следующим:

    1 этап. Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы.

    – Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

    – В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?

    – Насколько полно и качественно реализовано содержание?

    – Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?

    – За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?

    – В зависимости от результатов что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?

    – Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач.

    2 этап. Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:

    – определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий),

    – обозначение задач учебного занятия,

    – определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного:

    – определение вида занятия, если в этом есть необходимость,

    – продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия;

    – подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

    3 этап. Обеспечение учебного занятия.

    а) Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия).


    б) Обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала: подготовка заданий.

    в) Хозяйственное обеспечение; подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.

    Конечно, необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а построение системы обучения, которая позволит достигать высоких образовательных результатов и полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.

    Построение современного занятия может быть определено теорией, на основе которой оно проектируется.

    Технология проведения учебного занятия, построенного в соответствии стеорией общего развития (Л.В. Занков) включает:

    · ознакомление детей с планом занятия и объяснение нового материала;

    · выделение основных терминов и правил, оформление конспекта занятия;

    · выполнение практических и творческих заданий с помощью алгоритмов и образцов;

    · выполнение творческих заданий для развития интереса к определенному виду деятельности.

    Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного

    обучения (И.Унт) предполагает несколько этапов:

    Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.

    Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение).

    Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.

    Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.

    Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.

    Технология проведения учебного занятия в соответствии с теорией проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер):

    · ознакомление обучающихся с планом занятия и постановка проблемы;

    · дробление проблемы на отдельные задачи;

    · выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала;

    · анализ полученных результатов, формулировка выводов.

    Групповая технология складывается из следующих элементов:

    · постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;

    · планирование работы в группах;

    · индивидуальное выполнение задания;

    · обсуждение результатов;

    · сообщение о результатах;

    · подведение итогов, общий вывод о достижениях.

    Технология построения учебного занятия в соответствии с теорией педагогики сотрудничества:

    · ознакомление обучающихся с будущими результатами занятия и объяснение практического значения учебного материала;

    · составление крупных блоков основного содержания учебного материала;

    · дифференциация учебного материала для свободного выбора обучающимися заданий (при сохранении обязательного минимума), исключение принуждения в обучении и воспитании, свободный выбор уровня сложности;

    · повторение приемов и алгоритмов выполнения творческих заданий;

    · выполнение практических и творческих заданий с применением игровых и групповых форм работы, с использованием активных методов обучения;

    · самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятии;

    · выполнение заданий по культуре поведения, по воспитанию нравственности и т.п.

    Технологическая цепочка группового творческого воспитательного дела (И.П. Волков, И.П. Иванов):

    · Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу– занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).

    · Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).

    · Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (Коллектив делится на микро- группы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? Где и когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта).

    · Коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.

    · Собственно, деятельность (высокий культурный уровень). Осуществление разработанного плана.

    · Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?

    · Результаты коллективного дела.

    Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:

    · Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).

    · Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).

    · Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).

    При подготовке занятия для педагога важны еще два момента.

    Первый: подумать, как показать детям, ради чего этот материал «проходится», зачем он нужен.

    Второй: как распланировать занятия, чтобы тема (раздел) не распадалась на несвязанные кусочки.

    Множество удачных примеров решения данной проблемы существует в отечественной дидактике. Учитель математики В.Ф.Шаталов, например, тему укладывает в один урок (с помощью опорных сигналов – специальных схем). Учитель истории С.Д.Шевченко законченный раздел (несколько уроков) изучает таким образом: после уроков, на которых дети получают новые знания, следует этап (2-3 урока) систематизации, обобщения и зачет. Обобщающий урок-семинар включает в себя синтетический (по всей теме) конспект (схему), самый обычный, без остроумных, но подчас головоломных выдумок, в котором четко обозначены связи между частями темы. Естественно, у каждого предмета, каждой темы могут быть свои особенности, и представить тему (раздел) так, чтобы она выступила как нечто цельное, единое, можно с обычным устным объяснением.

    В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко (Мозг. Обучение. Здоровье. — М.,1989) справедливо замечают, что поучение в лоб – не лучший вариант, и предлагают несколько «обходных» способов.

    1. Занимательная история о том, что происходит с людьми, у которых нет нужных знаний, в ситуации, когда они необходимы.

    Курс орфографии, например, начать с пересказа глав книги Н. Панова «Авсе-таки она хорошая!», где рассказывается о сказочном городе, жители которого

    живут «без правил» и пишут как слышат (это не окуджавовское «каждый пишет, как он слышит»–здесь смысл переносный). В городе выше преступность, сплошные несчастные случаи.

    2. Эффект незнания, причем комический.

    Вот неправильно поставленная запятая: «Я подошел к калитке с громким лаем, навстречу мне выбежал Барбос».

    3. Постоянно включать в занятия старый материал, чтобы дети убеждались, что он нужен.

    4. Викторины, олимпиады, инсценировки, различные игры, специальные «предметные» игры, и игровые паузы- «разрядки».

    Все эти способы уступают главному – увлеченности, вовлеченности в предмет, когда ведет даже не утилитарный интерес, а интерес «вообще» (если научно- внутренняя мотивация). Внутренний мотив – такой, при котором сама деятельность приносит удовлетворение.

     

    Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании, но сегодня существенно меняется его форма организации. Главное не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний. Превратить учебное занятие в технологичное педагогу помогает:

    ü организация работы детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом темпе;

    ü четкое, поэтапное объяснение на высоком уровне учебного материала или обучение практической операции;

    ü установка не на запоминание учебной информации, а на смысл практическую значимость полученных знаний.

    ü обязательный контроль, который можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговая проверка;

    ü реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания способностей, потребностей и склонностей).



    Рекомендуемые страницы:

    Воспользуйтесь поиском по сайту:

    megalektsii.ru

    § 3. Структура плана учебных занятий

    ние правил-алгоритмовдля создания вариантов различных технологий обучения существенно облегчают труд учителя по разработке планов занятий применительно к разным классам, отдельным ученикам и реальным условиям обучения.

    Технологический блок

     

     

     

     

     

     

    Базы данных

     

     

    Название

    Основные задачи

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Актуализировать

    личный

    опыт

    Вводный

     

    семинар, вводная

     

     

    знания

    учеников

    для«введения»

    лекция,

    проблемная

    лаборатор-

     

     

    их в тему; помочь школьникам

    ная работа, разработка концепта

     

    Вводные

    самоопределении

    и

    личном

    целе-темы,занятие по целеполаганию,

     

    занятия

    полагании по отношению к тем;защита

    учениками

    индивидуаль-

     

     

    разработать индивидуальные обра-ных

    образовательных

    программ

     

     

    зовательные

    программы

    и

    постро-идр.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ить общую программу по теме

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Достичь главных целей по теме;

    Урок-исследование,

    про-

     

     

    выполнить основное содержаниеблемный семинар, конференция,

     

     

    индивидуальных

     

    образователь-групповые

    и

     

    индивидуальные

     

    Основная

    ных программ учеников;

    освоитьзанятия, погружение, цикл эври-

     

    содержание

    темы, соответству-стических

    ситуаций,

    концепту-

     

    часть

     

    ющее образовательным стандаральная

    лекция,

    лекция

    по зна-

     

     

    там и фундаментальным образокомству

     

     

     

    с

     

    — культурно

     

    вательным объектам

     

     

     

     

    историческими аналогами, дело-

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    вая игра и др.

     

     

     

     

     

     

    Достроить

    созданные

    учениками

    Дифференцированный

    семи-

     

     

    образовательные продукты до це-нар,групповой семинар, практи-

     

    лостной системы; закрепить ре-кум

    по

    решению

    задач, лабора-

    Тренинг

    зультаты основной части кабло;торная

     

    работа,

    «мозговой

     

    выполнить требования по деятель-штурм»,

    урок

    по

    индивидуаль-

     

    ностной

    подготовке –

    освоить

    не-нымцелям учеников, консульта-

     

    обходимые способы действий

     

    ция, взаимное обучение

     

     

     

    Проверить и оценить уровень -доЗащита творческих проектов

     

     

    стижения поставленных целей; об-и

    работ,

    урок-собеседование,

     

    наружить изменения в личностны урок-зачет,урок устного опроса,

    Контроль

    качествах

    учеников,

    их

    знаниях,письменная

    контрольная

    работа,

     

    умениях, освоенных способах, в со-сочинение,

    урок-самопроверка,

     

    зданной образовательной продук-экзамен

     

     

     

     

     

     

     

     

    ции

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Вспомнить

    и осознать

     

    осныеов

    Урок-анкетирование,круг-

     

     

    этапы учебной деятельности, ин-лый

    стол, рефлексия

    деятельно-

     

    дивидуальные и коллективные ре-сти,индивидуальные

    и

    группо-

    Рефлексия

    зультаты деятельности, возникшиевые уроки-отчеты,

    самооценки и

     

    проблемы и способы их решени;характеристики учеников

     

     

     

    соотнести поставленные цели с ре-

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    зультатами обучения

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    studfiles.net

    § 4. Структура плана учебных занятий

    4.1. Структура плана учебной работы

    ПО
    МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

    КРАЕВСКИЙ
    В. В., ХУТОРСКОЙ А. В.

    ОСНОВЫ
    ОБУЧЕНИЯ. ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА

    Типы структур
    учебных занятий

    Начальным
    этапом конструирования системы занятий
    по определенной теме или разделу является
    выбор их структуры. Выделим следующие
    типы структур.

      1. Последовательная
        структура.
        Все
        вопросы темы изучаются последовательно,
        в соответствии с порядком, предложенным
        учебной программой или учебником.
        Материал творчески перерабатывается
        и усваивается школьниками постепенно,
        шаг за шагом. В ходе занятий ученики
        выполняют и обсуждают творческие
        работы по изучаемым вопросам.

      2. Блочная
        структура.
        Материал
        темы рассматривается как единый
        логический блок, который затем
        прорабатывается на отдельных занятиях.
        Ученики составляют и защищают собственные
        концепты темы в начале и в конце ее
        изучения. Изменения в таких концептах
        подлежат диагностике и оценке.

      3. Разнородные
        концепты.
        Последовательно
        рассматриваются различные концепты
        всей темы (исторический, методологический,
        экологический, технический и др.),
        имеющие знаковую, образную или
        символическую форму представления
        информации. Концепты предлагаются
        учителем. Такая система занятий
        развивает комплексный подход к изучению
        единых образовательных объектов.

      4. Однородная
        деятельность.
        Учебные
        занятия по теме проводятся на основе
        одной ведущей деятельности. Так, в ходе
        практикума по эксперименту или решению
        задач вся тема изучается с помощью
        опытов или задач. Происходит «погружение»
        учеников в определенный вид деятельности.
        Выбранный вид деятельности предполагает
        многообразие способов ее осуществления.
        Например, ученики могут решать задачи
        индивидуально, парами, в группах,
        составлять их самостоятельно и выносить
        на коллективную защиту, решать задачи
        во время олимпиад и т. д.Образовательной
        доминантой в этом случае выступает
        предметная деятельность учеников,
        содержание материала оказывается
        вторичным и вариативным.

      5. Групповая
        работа.
        Тема
        изучается дифференцированно, ученики
        делятся на группы по целям, склонностям
        или желаниям, например: теоретики,
        экспериментаторы, историки. Все группы
        занимаются одновременно, каждая 
        по своему плану, разрабатывая тему в
        своем аспекте. Периодически проводятся
        коллективные уроки, на которых группы
        обмениваются полученными результатами,
        обсуждают возникшие проблемы,
        корректируют дальнейшую работу. Для
        обозначения общих «связок» в работе
        применяются лекции учителя. Эта система
        занятий более вариативна, чем предыдущая,
        поскольку предполагает выбор учениками
        доминирующих видов их деятельности.

      6. Ситуативная
        структура.
        Данная
        структура занятий опирается на этапы
        создания и развития образовательной
        ситуации: на первых занятиях происходит
        обеспечение мотивации деятельности,
        постановка проблемы; затем организуется
        индивидуальное или коллективное ее
        решение, демонстрация и обсуждение
        полученных результатов; после этого
        изучаются культурно-исторические
        аналоги, формулируются результаты,
        проводится рефлексия и оценка
        индивидуальной и коллективной
        деятельности.

      7. Индивидуальные
        программы.
        Учащиеся
        выбирают творческие задания по общей
        теме, над которыми работают по
        индивидуальным программам как в школе
        (в лаборатории, мастерской), так и вне
        школы (дома, в библиотеке, в сети
        Интернет). Ученики пишут сочинения,
        проводят исследования, изготавливают
        технические конструкции. Регулярно
        по общему расписанию проводятся
        коллективные занятия, на которых
        рассматривается тема, проводятся
        инструкции, заслушиваются отчеты
        учеников о выполнении их программ,
        проводятся консультации. Данная форма
        интегрирует очное, самостоятельное и
        дистантное обучение.

    Могут
    выбираться также и другие структуры
    занятий, например, соответствующие тем
    или иным дидактическим системам,
    авторским школам и др.

    Ни
    одну из описанных структур нельзя
    считать единственно правильной
    исключающей применение других. На
    различных этапах обучения, применительно
    к характеру содержания образования,
    конкретных условий и возможностей
    обучения данному предмету,
    в данном месте и в определенное время
    может быть использована
    та или иная структура.

    Выбор
    обшей структуры занятий позволяет
    переходить к конструированию ее
    содержания.

    Для
    этого применяется технологическая
    карта с соответствующими базами данных170.

    ПО МАТЕРИАЛАМ
    КНИГИ:

    ПЕДАГОГИКА /

    ПОД
    РЕД. Ю. К. БАБАНСКОГО

    Подготовка
    учителя к уроку заключается в планировании
    каждого учебного занятия. План урока
    (иногда его называют рабочим планом
    урока в отличие от тематического плана)
    необходим для каждого учителя. Различается
    обычно только его объем от подробного
    конспекта у начинающего учителя до
    краткого и сжатого плана у опытных
    учителей

    Подробный
    план свидетельствует о продуманности
    учителем всех деталей предстоящего
    урока. Нельзя согласиться с мнением
    некоторых учителей, что обращение к
    плану во время урока может отрицательно
    влиять на авторитет их у учащихся. Как
    раз наоборот: учитель своим примером
    должен учить детей работать по плану.

    План урока
    составляется в произвольной форме,
    однако в нем должны найти отражение
    следующие элементы:

    • дата
      проведения урока и его номер по
      тематическому плану; название темы
      урока и класса, в котором он проводится;
      задачи образования, воспитания и
      развития школьников;

    • структура урока
      с указанием последовательности его
      этапов и примерного распределения
      времени по этим этапам;

    • содержание учебного
      материала;

    • методы
      и приемы работы учителя и учащихся в
      каждой части урока;

    • учебное оборудование,
      необходимое для проведения урока,
      включая наглядные и технические средства
      обучения;

    • задание
      на дом.

    Составляя
    план урока, учитель исходит из тематического
    планирования, определяет место и роль
    данного урока как структурной единицы
    в общей системе уроков. При отборе
    содержания урока учитываются требования
    учебной программы по предмету, обращается
    особое внимание на его научно-теоретическую
    и мировоззренческую направленность,
    логическую последовательность и
    дозировку, с тем чтобы не перегружать
    урок и вместе с тем обеспечить усвоение
    учащимися необходимых знаний, умений
    и навыков.

    Не
    менее важно определить методы и приемы
    обучения на каждом этапе урока, характер
    познавательной деятельности учащихся
    (репродуктивной и поисковой), сочетание
    фронтальной, групповой и индивидуальной
    работы учеников на уроке, отобрать и
    подготовить необходимый дидактический
    материал, эксперименты, наглядные и
    технические средства обучения. Вся эта
    работа проводится с учетом реализации
    принципов обучения, цементирующих и
    определяющих все компоненты урока. При
    подготовке к предстоящему уроку ледует
    проанализировать предыдущие уроки,
    проведенные в данном классе, чтобы
    предусмотреть меры по устранению
    обнаруженных недостатков и недоработок.

    Успех
    урока и его результаты зависят не только
    от подготовки учителя, но и от подготовки
    учащихся. К сожалению, этому вопросу не
    уделяют должного внимания в практической
    работе многие учителя. Между тем
    целенаправленная подготовка учеников
    к следующему уроку (или урокам) создает
    у них положительной психологический
    настрой, вызывает повышенный познавательный
    интерес. Подготовка учащихся к урокам
    предполагает:

    • ознакомление
      их с планом изучения программного
      материала на предстоящих уроках, что
      особенно важно в учебной работе со
      старшеклассниками;

    • выполнение
      подготовительных домашних заданий,
      таких, как знакомство с отдельными
      разделами учебника, доступными пониманию
      учащихся, чтение научно-популярной
      литературы по проблемам предстоящего
      урока, проведение наблюдений и несложных
      опытов, которые будут способствовать
      изучению нового материала171.

    ПО
    МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

    КРАЕВСКИЙ
    В. В., ХУТОРСКОЙ А. В.

    ОСНОВЫ
    ОБУЧЕНИЯ. ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА
    172

    Карта
    занятий


    педагогическое средство, цель которого

    предоставить учителю инструментарий
    для конструирования системы занятий
    по определенной теме с целью обеспечения
    образовательного процесса. С помощью
    такой карты достигается вариативность
    конструируемых занятий.

    Карта
    содержит базы данных с наборами учебных
    целей, критериев оценки их достижения,
    форм, методов, способов, приемов обучения,
    образцов индивидуальных образовательных
    программ и способов их составления,
    других технологических и информационных
    средств обучения. Она включает в качестве
    инвариантов фундаментальные образовательные
    объекты по изучаемому курсу, этапы и
    процедуры обучения. С помощью такой
    карты можно обеспечить достижение одних
    и тех же целей обучения различными
    наборами форм и методов занятий, которые
    применяются в качестве вариативных
    средств, дополняющих и достраивающих
    инвариантную структуру до уникального
    варианта обучения.

    Предлагаемая
    нами карта учебных занятий состоит из
    пяти блоков: вводные занятия, основная
    часть, тренинг, контроль, рефлексия.
    Каждый блок имеет свои задачи и базы
    данных.

    Линия
    обучения выстраивается следующим
    образом. Из базы данных каждого блока
    карты выбираются виды деятельности,
    формы, методы, приемы, средства обучения,
    с помощью которых предполагается
    реализовать поставленные цели. Ориентиром
    для учителя при планировании системы
    занятий является образ предполагаемого
    образовательного продукта ученика.
    Такой продукт соотносится, во-первых,
    с личностным потенциалом учеников;
    во-вторых,
    с содержанием образования и организационными
    формами, обеспечивающими его получение;
    в-третьих,
    с
    усвоением учеником образовательных
    процедур.

    Учитель,
    составляя карту, постоянно пополняет
    ее новым инструментарием. Эффективность
    составления и применения карт возрастает
    при использовании компьютерных
    технологий. Принципы структуризации
    технологического инструментария и
    задание правил-алгоритмов для создания
    вариантов различных технологий обучения
    существенно облегчают труд учителя по
    разработке
    планов занятий применительно к разным
    классам, отдельным ученикам и реальным
    условиям обучения.

    Технологический
    блок

    Базы данных

    Название

    Основные
    задачи

    Вводные

    занятия

    Актуализировать
    личный опыт и знания учеников для
    «введения» их в тему; помочь школьникам
    в самоопределении и личном целеполагании
    по отношению к теме; разработать
    индивидуальные образовательные
    программы и построить общую программу
    по теме

    Вводный
    семинар, вводная лекция, проблемная
    лабораторная работа, разработка
    концепта темы, занятие по целеполаганию,
    защита учениками индивидуальных
    образовательных программ и др.

    Основная
    часть

    Достичь
    главных целей по теме; выполнить
    основное содержание индивидуальных
    образовательных программ учеников;
    освоить содержание темы, соответствующее
    образовательным стандартам и
    фундаментальным образовательным
    объектам

    Урок-исследование,
    проблемный семинар, конференция,
    групповые и индивидуальные занятия,
    погружение, цикл эвристических
    ситуаций, концептуальная лекция,
    лекция по знакомству с
    культурно-историческими аналогами,
    деловая игра и др.

    Тренинг

    Достроить
    созданные учениками образовательные
    продукты до целостной системы;
    закрепить результаты основной части
    блока; выполнить требования по
    деятельностной подготовке – освоить
    необходимые способы действий

    Дифференцированный
    семинар, групповой семинар, практикум
    по решению задач, лабораторная работа,
    «мозговой штурм», урок по индивидуальным
    целям учеников, консультация, взаимное
    обучение

    Контроль

    Проверить
    и оценить уровень достижения
    поставленных целей; обнаружить
    изменения в личностных качествах
    учеников, их знаниях, умениях, освоенных
    способах, в созданной образовательной
    продукции

    Защита
    творческих проектов и работ,
    урок-собеседование, урок-зачет, урок
    устного опроса, письменная контрольная
    работа, сочинение, урок-самопроверка,
    экзамен

    Рефлексия

    Вспомнить
    и осознать основные этапы учебной
    деятельности, индивидуальные и
    коллективные результаты деятельности,
    возникшие проблемы и способы их
    решения; соотнести поставленные цели
    с результатами обучения

    Урок-анкетирование,
    круглый стол, рефлексия деятельности,
    индивидуальные и групповые уроки-отчеты,
    самооценки и характеристики учеников

    Помимо
    карты занятий для планирования занятий
    используются и другие средства:

    • тематическое
      планирование занятий;

    • индивидуальные
      образовательные программы учащихся,
      включаемые в общую программу занятий
      по предметам в качестве отдельных
      компонентов;

    • индивидуальное
      расписание для каждого ученика,
      являющееся компонентом общего расписания.
      Такое расписание регламентирует
      индивидуальные занятия учеников, их
      консультации, подготовку и защиту
      индивидуальных творческих работ;

    • индивидуальные
      характеристики образовательных
      результатов учащихся;

    • качественно-количественные
      системы оценивания образовательных
      результатов;

    • рефлексивные
      дневники и книжки учащихся173.

    studfiles.net

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о