Антонимы карточки 2 класс – Картотека по русскому языку (2 класс) на тему: Карточки по теме “Синонимы и антонимы” 2 класс | скачать бесплатно

Карточки к уроку русского языка “Синонимы и антонимы” (2 класс)

Прочитай, раскрась слова СИНОНИМЫ

разными карандашами:

неразговорчивый

отважный

неудачный

алчный

несложный

чудесный

жадный

молчаливый

смелый

ошибочный

прекрасный

простой

Прочитай стихотворение Олеси Емельяновой, найди и подчеркни слова АНТОНИМЫ:

Грустный клоун громко плачет,

А весёлый клоун скачет.

Хочет подвиг совершить-

Хочет рёву рассмешить!

Найди в следующих стихах слова АНТОНИМЫ, выпиши парами:

1.Разочаровался старый дед:

«Доживёшь до сотни лет!»

Внук ответил: «Никогда!

Буду молодым всегда!

_____________________________________

2. Петя пил чай ледяной

И теперь он весь больной.

Если б пил компот сливовый,

Был бы, как Степан, здоровый!

_____________________________________

3. Долго рисовала Даша

Птиц оранжевой гуашью,

Но вмешался Дима в дело:

«Ворон-чёрный, голубь – белый!»

_____________________________________

Найди в следующих стихах слова АНТОНИМЫ, выпиши парами:

  1. Вышел в поле храбрый рыцарь

Может он с любым сразиться,

А трусливого зайчонка

Напугает и девчонка!

_______________________________

  1. Вася птичкам сыплет крошки,

Жору все боятся кошки-

Он гоняет их метлой.

Вася-добрый, Жора-злой!

________________________________

  1. За высоким за забором

Можно спрятать даже гору,

А за низеньким, увы,

Виден каждый пук травы.

________________________________

Найди слова-СИНОНИМЫ,

соедини стрелочками:

сиять буря

ветер отец

лгать черта

жаркий потчевать

линия блестеть

метель вьюга

угощать обманывать

свет горячий

Найди слова-АНТОНИМЫ,

соедини стрелочками:

близкий мелкий

крупный чужбина

свет разрешать

родина далёкий

вечер утро

запрещать темнота

начало конец

infourok.ru

Мастер класс ” Антонимы” 2 класс

Тема мастер класса : Антонимы.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

– познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов;

– учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам

– расширять, уточнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты.

Предметные: сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова; обогатить словарный запас учащихся.

Метапредметные:

Личностные: формирование словарного запаса; способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: 1) Мультимедийная установка.

2) Карточки для работы в парах и в группах с заданием.

Мастер класс.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель :

Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, улыбнитесь ему, подарите хорошее настроение и молча пожелайте своему товарищу что-нибудь приятное, доброе и удачи в работе.

Девиз нашего урока: «Новый день – новые знания!»

2. Актуализация знаний.

– Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Лексика.

– Что изучает наука Лексика?( слово и его значение).

– С какими словами мы уже познакомились ? ( однозначные, многозначные, синонимы)

-Повторим, что мы знаем о синонимах .

-Какие слова называются синонимами?

-Чем отличаются синонимы друг от друга. различаются они по смысловым оттенкам.

-Какова роль синонимов в нашей речи? ( Они делают нашу речь более выразительной, яркой, насыщенной, точной).

3. Этап открытия новых знаний. ( ролик с выступлением)6 класс

-Словарный запас человека с возрастом пополняется. Сейчас я хочу озвучить вам задание.

-отгадайте, о каком герое идёт речь

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью “Каланча”,

-Кто это?

Слайд ( Иллюстрация Дяди Стёпы)

Учитель?

-Из какого произведения? Кто автор?

– Чем отличался Дядя Стёпа от других людей? ( Был большой).

-Подберём синонимы к слову большой. Запишем их в своих листочках в столбик. ( фронтальная работа)

Большой

Огромный

Гигантский

Учитель: поиграем «Скажи похоже»

Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам.

Ход игры.

1. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.

– Думать – ….(размышлять), открыть – ….. (отворить), отыскать – … (найти), зябнуть – … (мерзнуть), поразить – … (удивить), шалить – … (баловаться), забавлять – …. (развлекать), прощать – …(извинять), звать – … (приглашать), реветь – … (плакать), мчаться – … (нестись), вертеться – … (крутиться), опасаться – … (бояться), бросать – …. (кидать).

Учитель : поработаем в парах. ( Работа в парах)

-Детям предлагалось сравнить разные предметы. У них получились такие высказывания

Этот пруд глубокий, а тот чистый.( мелкий)

Эта ягода горькая, а та спелая. (сладкая)

Этот дом просторный, а тот новый.( тесный)

Учитель : –Всё ли вам нравится в этих предложениях? (Дети неправильно сравнили)

Исправим эти предложения.

У вас на столе лежат листки с заданиями. Вам нужно исправить высказывания. ( работа уч-ся)

Учитель: -Какие значения у слов глубокий и мелкий ? (противоположные)

-Эти слова похожи на синонимы? Значит, это другие слова.( Это антонимы).

– Итак, мы подошли к теме нашего урока. Что мы сегодня изучаем в стране Лексика?

А что мы о них можем узнать ? (ответы детей)

(что это за слова,
– их роль, значение в речи,

– учиться употреблять их в своей речи).

-Можем ли мы уже сейчас после выполнения первого упражнения вывести правило о том, какие слова называюся антонимами? ( ответы детей).

Учитель: кроме синонимов и антонимов,в русском языке много устойчивых выражений и оборотов, свойственных только этому языку. Если их дословно перевести на другой язык – смысл будет потерян вспомните как называются такие выражения.

Называются они фразеологизмы. Мы с вами с первого класса работаем с фразеологическими оборотами .

Прочитайте стихотворение. Какие фразеологизмы вы найдете?

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

О чем же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

– Попробуйте объяснить значение этих фразеологизмов.

Ответы детей.

Учитель : повесил нос- огорчился

Краснеет до корней волос—покраснеть от стыда

Провалиться сквозь землю – стыда – испытавать сильную неловкость

Бить баклуши—бездельничать.

– рефлексия.

Работа в группах.

На листочках у вас даны фразеологические обороты . Вы должны к ним подобрать антонимы

Итог урока

Наше путешествие по стране Лексика подошло к концу.

-Что узнали об антонимах?

Какое задание показалось вам наиболее трудным?

А интересным?

Домашнее задание: найти и записать в тетрадь пословицы, или загадки с антонимами ( 3 -4)

Антонимы подчеркнуть.

Ода антонимам.

Антонимы умеют плакать и смеяться,

Печалиться и веселиться от души,

Молчать и говорить , грустить и улыбаться,

Кому-то скажут: «Плохи вы», кому-то: «Хороши».

Антонимы нужны нам в этом мире,

С врагом поссорить , с другом помирить.

И им всегда, как дважды два – четыре,

Все нужно помнить, ничего нельзя забыть.

Антонимы помогут разобраться,

Кто смел и честен, добр и справедлив,

Они подскажут, как надо держаться

С тем, кто труслив, как заяц, зол и лжив.

Антонимы даны нам для того,

Чтоб мы не путали на свете ничего.

infourok.ru

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс ” Антонимы”

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя

– Сегодня продолжим работать
с антонимами и познакомимся
с мудрыми изречениями –
пословицами

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулиро-
ванную учителем

IV. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Работа с пословицами (упр. 73).

Работа в рабочей тетради (№ 43)

Фронтальная. Словесный,
проблемный, практический.

Чтение, беседа, письмо

Предлагает прочитать
пословицы, объяснить их смысл, привести примеры использования в речи, найти антонимы, записать две
пословицы

Читают пословицы, объясняют смысл, приводят примеры использования в речи, находят антонимы

Анализируют посло-
вицы, высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других. Распознают антонимы

Чтение
и анализ
пословиц, нахождение антонимов

2. Работа с загадкой (упр. 74)

Фронтальная. Словесный,
наглядный,
практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте загадку, объясните отгадку.

– Выполните задания к загадке

Объясняют отгадку,
находят антонимы,
списывают текст
загадки. Составляют предложение к рисунку

Анализируют смысл
загадки. Распознают
в тексте антонимы.

Грамотно осуществляют списывание загадки. Составляют пред-
ложение

Загадка,
беседа по вопросам, письмо

3. Подбор
антонимов
(упр. 75)

Групповая.

Словесный,
практический. Чтение, письмо

Организует работу с упраж-
нением, контролирует его
выполнение

Подбирают антонимы, списывают предло-
жения

Владеют понятием антонимы. Подбирают слова по смыслу

Письмо

videouroki.net

Синонимы и антонимы (2 класс)

Урок родного языка

“Синонимы и антонимы в речи”.

2-й класс

Цель:

Продолжить формирование понятий “синонимы” и “антонимы”.

Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы.

Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;

Развитие умения выбирать антонимы в зависимости от значения слова.

Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.  

Оборудование: индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, кроссворды, мячик, компьютер, проектор, карточка “Спасательный круг”, штурвалы красного и зелёного цвета, якоря.

Тип урока: закрепление знаний

Перед уроком дети делятся на 2 команды. На столах заранее разложены карточки необходимые для занятия. В качестве наглядного сопровождения используется компьютерная презентация

Перед началом занятия на экране высказывание А.И. Куприна о русском языке:

“Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен” (слайд 1)

Ход урока.

I Организационный момент

II Сообщение темы занятия.

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно – 

В огромном море – море слов – 

Купаться ежечасно!

Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали.

В нашем путешествии участвуют две команды: команда девочек и команда мальчиков.

Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.

У каждой команды своё задание. Вам надо продолжить пословицу и слово -продолжение вписать в клеточки кроссворда. Работаем под девизом: “Не спеши языком, торопись делом”

Дети по очереди зачитывают пословицы, капитаны команд записывают их в кроссворды. (слайд 2)

Кто хочет много знать, тому надо мало ::.(СПАТЬ)

Как аукнется, так и ::(ОТКЛИКНЕТСЯ)

Правда в огне не горит и в воде не ::.(ТОНЕТ)

Корень учения горек, да плод его ::.(СЛАДОК)

Один за всех и все за ::. (ОДНОГО)

Нет друга – ищи, а нашёл – ::.. (БЕРЕГИ)

Родная сторона – мать, а чужая – :::(МАЧЕХА)

Худой мир лучше доброй :::(ССОРЫ)

Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали. (слайд 3,4)

(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ). Сформулируйте тему нашего занятия.

Сегодня тема нашего занятия “СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ” (слайд 5,6)

Мы продолжим знакомство с этими понятиями.

III Путешествие на остров Синонимов. (слайд 7)

Итак, путешествие начинается. Вот мы на острове Синонимов.

Для того, чтобы сойти на берег, каждой команде надо выполнить своё задание (каждый ученик работает индивидуально).

Задание 1. Подбери синонимы. (слайд 8)

огонь

шалун

чистый озорник

красный

конница

алфавит

бросать

алый

скакать

азбука

озорник

кавалерия

кидать

пламя

аккуратный

Задание 2. Скажите кому подходят следующие синонимы. (слайд 9)

Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок. (слайд 10)

На нашем пути Дворец Синонимов. Чтобы зайти в него, нужно ответить на вопрос: “Какие слова называются синонимами?” (слайд 11)

Во Дворце устроена выставка (на слайде рисунки: луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка).

Рассмотрите картины, к каким из них можно подобрать синонимы?

ЛУНА – МЕСЯЦ

СОБАКА – ПЁС

ДОКТОР – ВРАЧ

ЛОШАДЬ – КОНЬ

БЕГЕМОТ – ГИППОПОТАМ

Продолжите фразу:

– Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов)

(слайд 12)- Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют).

Подъём на гору Находок (слайд 13)

Путешествие продолжается.

Чтобы вновь оказаться на берегу моря, надо перебраться через гору. Горные тропинки узкие, поэтому каждая команда будет двигаться по своей тропе.

Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.

Это задание дети выполняют коллективно.

Задание для 1 команды. (слайд 14)

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Задание для 2 команды.

Кот ходил, бродил, набрёл на избушку.

Захотел есть – пошёл в лес, птичек, мышей наловил.

Вот навстречу ему идёт лисица.

Задание для 1 команды.

С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица.

Задание для 2 команды.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Приятелей много, а друга нет.

Свой хлеб слаще чужого каравая.

Посмотрите, ребята, в таких небольших отрывках автор использовал синонимы. Попробуйте сделать вывод:

– Для чего синонимы нужны в речи? (слайд 15)

Путешествие по острову Синонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал.

– Что такое синонимы?

Синонимы – это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.

– Для чего используют синонимы в речи?

Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов. (слайд 16)

IV Динамическая пауза “Игра наоборот”

Учитель поднимает руки вверх – дети опускают вниз.

Вперед – назад

Вниз – вверх 

Назад – вперед

Присел – подпрыгнул

Подпрыгнул – присел (слайд 17)

V На острове Антонимов

Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов. (слайд 18)

Каждой команде по очереди задается загадка, дети вслух договаривают ответ. (слайд 19)

Отгадайте загадки.

Я антоним к слову “зной”,

Я в реке, в тени густой,

И в бутылках лимонада,

А зовут меня 😕 (прохлада)

Я антоним к слову “лето”,

В шубку снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я 😕 (зима.)

Я антоним к слову “смех”.

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле

И от счастья, и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? – Это : (плач).

Я антоним шума, стука.

Без меня вам ночью мука.

И на уроках я нужна,

А называюсь : (тишина).

– Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?

Минус – плюс, огонь – вода,

Дерзкий – осторожный:

Все антонимы всегда

Противоположны.

Сыграем в игру “Противоположные слова” (слайд 20)

Учащиеся по очереди читают слова и подбирают противоположные. (слайд 21)

Отправляемся дальше.

В пещере Тайн (слайд 22)

Посмотрите, перед нами пещера Тайн.

Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов.(3 минуты) (слайд 23)

Худой (человек) – ________________, (толстый)

Худой (карман) – _________________, (целый)

Близкий (путь) – _________________, (далёкий)

Близкий (человек) – _______________, (чужой)

Весёлый (праздник) – ______________, (грустный)

Весёлый (смех) – ________________, (невесёлый)

Высокий (голос) – _________________, (низкий)

Высокий (человек) – _______________. (невысокий)

Б) Проверка. (Дети по цепочке зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)

– Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)

Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал. (слайд 24
)

– Что такое антонимы?

Антонимы – это слова противоположные по смыслу.

– Для чего используют антонимы в речи?

Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.

VI Бухта Творчества (слайд 25)

Путешествие продолжается. Наш кораблик причалил в бухте Творчества. (слайд 26). Нам предстоит справиться еще с одним испытанием.

Прочитайте текст. (слайд 27)

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.

– Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)

– С помощью каких слов передается это настроение?

Внимательно прочитайте задание на карточке и вместе выполните его в группе. При затруднении обращайтесь к спасательному кругу, который лежит у вас на парте (на спасательном круге записаны слова-помощники).

Задание 1 группе заменить пропущенные слова синонимами.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.

Задание 2 группе заменить пропущенные слова антонимами.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.

Проверка.

А) Получившийся текст читают. (слайд 28)

– Какое настроение передает ваш текст?

– Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова? (использовали синонимы – слова близкие по смыслу)

Б) Получившийся текст читают. (слайд 29)

– Какое настроение передает ваш текст?

– Изменилось ли настроение? Почему? (использовали антонимы – слова противоположные по смыслу)

Как приятно выходить на берег в такую погоду! (слайд 30)

VII Рефлексия

Наше путешествие подошло к концу. У вас на партах лежат штурвалы разного цвета. Кому было интересно и легко путешествовать, возьмите штурвал зелёного цвета.

Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, возьмите штурвал красного цвета.

Покажите ваши штурвалы. Положите их на свой лист с заданиями.

Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу! (слайд 31)

multiurok.ru

Антонимы. | Блог Оксаны Бычкуновой

Развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса, одна из важнейших задач, решаемых на уроках русского языка. Во 2 классе дети знакомятся с такими темами, как Синонимы, Антонимы и Омонимы. Несколько позже дети знакомятся с Фразеологическими оборотами речи. Использование их в речи, делает ее более образной, красочной, богатой. К сожалению, далеко не всегда дети понимают подобные обороты. Включение заданий, которые вынуждают детей использовать эти слова для оживления речи, необходимо. Но эти задания должны быть интересны детям. Могу предложить использование книг — листалок «Антонимы». Работу с книгой можно организовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Главное отличие этой книги от других, что ребенок может выполнять в ней задания самостоятельно или под руководством взрослых, так как имеется возможность проверить правильность выбора антонимов на следующей, скрытой от глаз ребенка, странице.  Для просмотра книги, нажмите на ее обложку, немного подождите и можете работать. 

 

 

 

 

 

Если у Вас не открываются книжки-листалки, такое возможно, если на компьютере установлены фильтры, которые запрещают выход на иностранные сайты, то Вы можете посмотреть книги в немного другом формате. Нажмите на ссылки далее, немного подождите, книга откроется. переходить от страницы к странице можно с помощью бегунка справа на странице Ссылки для просмотра книг в таком режиме Антонимы 1 (книга №1) и  АНТОНИМЫ 2  (Книга №2). 

Кроме книг, можно использовать разнообразные карточки для работы на уроке. Эти карточки Вы можете скачать и распечатать для более удобной работы. Или же просто загрузить или открыть в программе виртуальной доски, например в Twiddla, и работать с электронным вариантом карточки.

Карточки для работы на уроке. 

       

bov44.ru

карточки руский язык.doc – карточки по русскому языку (тема …

Соедините линией слова, противоположные по значению. Вставьте пропущенные
буквы.
Друзья к…нец
Б…льшой легкий
Х…лодный св…тло
Т…желый теплый
Начало маленький
Т..мно вр…ги
Соедините линией слова, противоположные по значению. Вставьте пропущенные
буквы.
Друзья к…нец
Б…льшой легкий
Х…лодный св…тло
Т…желый теплый
Начало маленький
Т..мно вр…ги
Соедините линией слова, противоположные по значению. Вставьте пропущенные
буквы.
Друзья к…нец
Б…льшой легкий
Х…лодный св…тло
Т…желый теплый
Начало маленький
Т..мно вр…ги
Соедините линией слова, противоположные по значению. Вставьте пропущенные
буквы.
Друзья к…нец
Б…льшой легкий
Х…лодный св…тло
Т…желый теплый
Начало маленький
Т..мно вр…ги
Соедините линией слова, противоположные по значению. Вставьте пропущенные
буквы.
Друзья к…нец
Б…льшой легкий
Х…лодный св…тло
Т…желый теплый
Начало маленький
Т..мно вр…ги
Соедините линией слова, противоположные по значению. Вставьте пропущенные
буквы.
Друзья к…нец
Б…льшой легкий
Х…лодный св…тло
Т…желый теплый
Начало маленький
Т..мно вр…ги

znanio.ru

Слова-антонимы. 2-й класс

Разделы:
Начальная школа


Класс: 2.

Тип урока: новый материал.

Обеспечение достаточной мотивации учащихся, способной вызывать и поддерживать
интерес к содержанию проблем в процессе обучения.

План урока:










Части – блоки урока (краткое содержание деятельности
учителя и учащихся)
Временная реализация
Организационный момент: приветствие, проблемная
ситуация.
3 мин.
Первичное знакомство с темой. Актуализация опорных
знаний. Освоение новых знаний. Знакомство с темой “Антонимы”. Наблюдать
над языковым явлением. Антонимия.

Образовательная задача урока: стимулировать активность обучающихся,
наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин
“антонимы”

Развивающая задача: развивать коммуникативные компетенции учащихся:
умение задавать вопросы; умение аргументировать свою точку зрения.

9 мин.
Обобщение. Вывод. Задача – убедиться в освоении
обучаемыми только что предложенной единицы материала
5 мин.
Физ. минутка1 мин.
Закрепление знаний. Распределение слов по парам.
Нахождение лишней пары. Вывод. Задача – стимулирование интереса
обучаемых, закрепление полученных знаний, понятий.
10 мин.
Работа в группах. Задача – закрепление полученных
знаний, понятий; развитие навыка контроля и самоконтроля; развитие
умения аргументировать свою точку зрения; развитие умения толерантно
относится к чужому мнению; способность участвовать в совместном принятии
решений; развитие внимания, логического мышления.
10 мин.
Выходящий контроль. Тестовое задание. Задача –
стимулирование интереса обучаемых, проверка уровня усвоения полученных
знаний, понятий. Обобщение. Выводы.
5 мин.
Домашнее задание. Итог урока. Рефлексия.2 мин.


Задачи урока:

  • Дидактическая – создать условия, для усвоения нового материала
    используя методы активного обучения.

  • Образовательная
  • – наблюдать за словами, имеющими противоположное
    значение;

    Ввести термин “антонимы”.

  • Развивающая
  • – Развивать коммуникативные компетенции учащихся ;
    умение задавать вопросы, умение аргументировать свою точку зрения; умение
    толерантно относится к чужому мнению; способность участвовать в совместном
    принятии решений; развитие внимания, логического мышления.

  • Воспитательная – формировать ответственность за результаты своего
    труда и работы всего класса; прививать любовь к “слову”, сокровищнице
    народной мудрости и традиций.


Оборудование: Н. Ф. Виноградова. Учебник “Русский язык”, часть 2, урок
107. Издательский центр “Вентана – Графт” 2008, тетрадь для 2 класса, карточки,
наглядность, компьютер, проектор.



Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие. Проблемная ситуация.

Учитель:
Здравствуйте. Запишите дату. Классная работа.

Тема урока не объявляется. Дети сидят в группах..



Учитель:Внимание на экран . Перед вами зашифровано послание. Если вы
сумеете объяснить, что показано на экране, вы узнаете тему урока.

(Дети отвечают вслух)


Сравните (Презентация)

(Слайд  3, 4,
5)

Пары слов. (Слайд 6)




2. Первичное знакомство с темой урока.


1. Проблемная ситуация с опорой на рисунок



Учитель.

Внимание на экран, посмотрим, какие пары слов получились.

  • Зима – лето
  • Низкий – высокий
  • Стоять – идти

Объясните орфограмму в слов НИЗКИЙ.


Проблемная ситуация.

Уголки.



Учитель:

Что объединяет эти пары?



– Подумайте и назовите тему урока.


Дети работают в группе, тему записывают на лист. Приложение 1

  • Зима – лето
  • Низкий – высокий
  • Стоять – идти

(Дети могут назвать: время суток, существительное, могут найти правописание,
звуков меньше чем букв, но главное, что между этими парами есть общее в
значении, эти пары слов объединяет противоположное значение.)

Уголки. (Слайд 7)

1. Установите, что объединяет эти пары слов?

2. Аргументируйте свою точку зрения.

  • Учитель делает запись на доске основных точек зрения

Например: 1.части речи, 2. противоположные слова, 3. вопросы

Уголки

3. Разойтись по “углам”

4. Каждая образовавшаяся группа аргументирует свое мнение.

5. По ходу обсуждения может измениться позиция и ученик имеет право перейти в
другую группу.

Каждая группа аргументирует свой вариант, группы приходят к общему мнению
и сообщают тему урока.

Например “противоположные слова”.

Тема урока. (Слайд 9)

Учитель предлагает познакомиться с рубрикой “ Тайны языка”.

– Откройте учебник, стр.

Приложение 2



Слова – антонимы. (Слайд 10)

  • Слово антоним произошло от древнегреческих слов

  • анти – “против” и онима “
  • имя”


Информация для учителя. Антонимы (греч.
αντί– “против” +
όνομα “имя”) — это слова одной
части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные
значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать.

Учитель: Запишем тему урока “Слова – антонимы”.



Учитель: Внимание на экран. Как стоят слова?

(Парами.)

Антонимические пары. (Слайд 11)

  • Зима – лето
  • Низкий – высокий
  • Стоять – идти


Учитель: Антонимы создают Антонимические пары.
Приложение 3


3. Постановка цели и задач. Подготовка к усвоению новых знаний.

Учитель: О чем будем говорить на уроке? (Об антонимах.)



– Давайте сформулируем задачи. Что должны узнать сегодня на уроке, изучая
тему “Антонимы”?

– Чему должны научиться?

Ученики:

– Что такое противоположные слова.

– Находить и подбирать слова– антонимы.



Учитель:

Как нужно работать на уроке, чтобы выполнить поставленные задачи?

Ученики: Работать дружно, быть внимательными, стараться т .д.



4. Физкультминутка (Слайд 8 не показывать)

5. Актуализация опорных знаний. Первичная проверка понимания новых знаний.

Учитель: Какие части речи мы знаем? (сущ., прил.. гл.)



Ученики: На какой вопрос отвечают сущ., прил, гл.?



Учитель: Посмотрите на экран. Вам даны слова.


Поиск антонимов.

(Слайд 12)

– Подберите к словам 1 столбика подходящие антонимы из 2 столбика: (У детей
карточки со словами 1 столбика, 2 столбик записывают самостоятельно).

Начало – быстро
Медленно – конец
Веселый – разрушать
Строить – грустный

Молодость – старый

– Объясните орфограмму в слове веселый, грустный.



Учитель:


– Какие пары у вас получились?

– Все ли слова образовали антонимическую пару?

– Почему вы считаете, что слова “молодость” – “старый” не образуют
антонимическую пару?

– Проверим результаты.



Внимание на экран



Проверь себя. (Слайд 13)

Вывод. (Слайд 14)

  • Антонимы отвечают на один и тот же вопрос. Приложение 4

Этот слайд стоит до тех пор, пока дети не выполнят задание № 2.

Материал для учителя. Слова с приставкой не редко являются антонимами,
правда – неправда. Антонимами называют такие пары слов, которые называют
противоположные понятия (крайние точки одного и того же понятия) белый – черный,
– небелый, т.е красный, синий, и т.д.



Закрепление знаний. Самостоятельная работа.



1. Творческое задание, текст с лакунами.



Учитель:
Возьмите карточку № 2.

Вставьте антонимы.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

как Зима катит в глаза

И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей

Крутыми тропинками в горы,

Вдоль быстрых и медленных рек

Минуя большие озера,

веселый шагал человек.

С.В. Михалков. Веселый турист.

Кто виноват, кто прав, – судить не нам,

Да только воз и ныне там.

И.А.Крылов. Лебедь, Щука и Рак.

Кто труда не боится, того и лень сторонится.
Труженику медовые пышки, а лодырю – еловые шишки.

Пословица.

С каждой группы спросить по 1 ученику.



Внимание на экран


Проверка. (Слайд 15, 16, 17)

2. Проверка уровня усвоения изучаемых знаний.



6. Работа в группах.


3 группы.

Антитеза. (Слайд 18)



Учитель: Внимание на экран. (На экране слово “антитеза”.)

– Как вы думаете, что обозначает это слово?

Ответы детей.



Учитель:

Антитеза – резкое противопоставление понятий в пословицах и
поговорках построенных на антонимической паре.

Антитеза – противопоставление. Приложение 5



Учитель: Антонимы это слова с противоположным значением. С антонимами
мы встречаемся часто, используя в пословицах, поговорках. Например: Готовь сани
летом, а телегу зимой, Меньше говори, а больше делай или Знание человека
возвышает, а невежество – унижает.



Антитеза построена на антонимической паре.


Варианты использования антитезы



Как средство усиления выразительности. Приложение 6 (Приложение
1, Приложение 2
)



Информация для учителя. Антите́за (редко антитезис;
риторическое противопоставление
;
др.-греч. άντίθεσις —
противоположение) — стилистическая фигура контраста в художественной или
ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений,
образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним
смыслом.



Внимание на экран. Слайд показывать до проверки задания в группах.

Учитель:


– Найдите антонимы. (Летом – зимой).

– Отвечают ли они на один и тот же вопрос?

– Объясните, как вы понимаете пословицу.



Работа в группах.

Каждой группе раздаются карточки с незаконченными пословицами. И карточки со
второй частью пословиц. Дети должны подобрать пословицы и наклеить их.

Каждая группа после выполнения работы читает и объясняет свои пословицы,
называет антонимы.



Учитель: Вам нужно составить пословицы и объяснить их значение.

– Составьте пословицы. Подчеркните антонимы.



Внимание на экран


Проверка. (Слайд 19, 20, 21.)

1-я группа

  • Бедность учит, а счастье портит.
  • Богатство гинет, а нищета живет.
  • Старый стареет, а молодой растет.


Объясните орфограмму в слове БОГАТСТВО, ЖИВЕТ, МОЛОДОЙ.

2-я группа

  • Женишься раз, а плачешься век.
  • Добра ищи, а худо само придет.
  • Глазами плачет, а сердцем смеется.

Объясните орфограмму в слове ДОБРА, СЕРДЦЕМ, СМЕЕТСЯ.


3-я группа

  • Говорит направо, а глядит налево.
  • Осень прикажет, а весна свое скажет.
  • Лето собирает, а зима поедает.


Объясните орфограмму в слове ГОВОРИТ, ГЛЯДИТ, ВЕСНА, СОБИРАЕТ, ПОЕДАЕТ.


7. Выходящий контроль

Учитель:

Молодцы, хорошо поработали.




Синквейн.


Выполняют только в том случае, если остается время.



Учитель:

Насколько хорошо вы поняли тему я узнаю после того , как вы
составите синквейн.

Внимание на доску.

– Посмотрите, на таблицы, которые у нас появились. (Прочитать с детьми таблицы.)
Внимание на экран . Показадь слайд Синквейн, антонимы.

– Подумайте. Запишите.



Работа в группе.

Учитель:

А сейчас проверьте себя.

Синквейн. (Слайд 22) Приложение 3

  • Антонимы
  • Противоположные, антонимические
  • Являются, создают, отвечают
  • Антонимы – слова с противоположным значением.
  • Антонимы делают нашу речь более выразительной, красочной.


8. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока.
Нашли ли ответ на поставленные вопросы?

– Что такое противоположные слова. (Антонимы.)
– На какие вопросы отвечают слова – антонимы. (Антонимы – слова одной
части речи, отвечают на один и тот же вопрос.)
– Для чего нужно использовать слова – антонимы? (Делают речь более
выразительной, яркой. Умело включенные в речь АНТОНИМЫ могут сделать фразу
острой, убедительной. Повышают и обогащают культуру речи.)


– Как работали на уроке, чтобы выполнить поставленные задачи?

(Работали дружно, были внимательными, старались?)



Учитель: Достигли ли поставленной цели?



Учитель: Какие задания вам показались наиболее трудными? Наиболее
важными? Наиболее интересными? При выполнении, какого задания вы чувствовали
себя уверенно? Почему? При выполнении, какого задания чувствовали себя
неуверенно? Почему? Над чем вам еще предстоит поработать?

Ученики отвечают на вопросы.



Учитель: Большое спасибо за совместную работу. На уроке все
работали хорошо. Оценки за урок. Послушайте домашнее задание.

Используемая литература.


  1. “Методические рекомендации. Комментарии к урокам С.В. Иванова.
    Русский язык, 2 класс”.
  2. Словарь антонимов русского языка М.Р. Львов.
  3. http://wikipedia.laaax.ru/ru.wikipedia.org/wiki
  4. Современный русский язык. М., “Просвещение”. 1986 г.

27.01.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о