Азбука театра мхк 9 класс конспект урока – Виды театрального искусства – МХК

Виды театрального искусства – МХК

Урок по теме: «Виды театрального искусства»

Тема: «Виды театрального искусства».

Цели и задачи урока:

– формировать понятие про театр как синтез искусства, определить его особенности;

– рассмотреть виды театрального искусства;

– определить их сходство и специфические особенности, охарактеризовать выразительные средства театрального языка для создания сценического образа;

– расширить знания о жанрах драматургии;

– познакомить с выдающимися театральными произведениями;

– воспитывать любовь и уважение к театральному искусству.

Оборудование: проектор, компьютер, видеоматериалы.

Ход урока.

І. Организация класса.

ІІ. Актуализация опорных знаний в форме повторение пройденного материала.

ІІІ. Мотивация учебных знаний.

Посещение театра – всегда праздник. Чувство праздничности усиливается и нарядными одеждами зрителей, и прекрасным настроением. Встреча со сценическим искусством требует, чтобы люди были готовы к нему, относились к театру с уважением. Прозвучат звонки, погаснет свет, свободно поплывёт вверх занавес… Начался спектакль. Что же за искусство – театр?

ІV. Объявление темы урока.

Вопросы для рассмотрения.

  1. Театр как вид искусства.

  2. Виды театра: драматический театр, музыкальный театр, пантомима, театр – кабаре, театр кукол.

  3. Художественно – образный язык театрального искусства.

V. Изучение нового материала.

Рассказ учителя с элементами беседы.

«Весь мир – театр, а люди в нём – актёры» (В. Шекспир)

Театр – вид искусства, особенностью которого является художественное отображение жизни посредством сценического действия актёров перед зрителями. В переводе с греческого театр – это зрелище. Считается, что именно в Греции возник профессиональный театр (V ст. до нашей эры), но истоки театра следует искать в старинных обрядах первобытных людей, где в единое целое объединялись ритуальные действия, ритмичная музыка, соответственные ритмические движения, специфические одежды участников, маски, татуировки.

Театром называют учреждение, осуществляющее сценические постановки определённым коллективом артистов (трупа), а также само помещение, дом в котором происходят представления.

Одна из главных особенностей театрального искусства – синтетичность. Театр стремится к объединению различных видов искусства:

– литературного;

– музыкального;

– изобразительного;

– хореографического.

Это коллективное искусство, а спектакль – произведение, которому присуще художественное единство, гармония элементов. Коллективное восприятие – это ещё одна характерная особенность театра – зритель, его реакция – компонент действия, их сотворчество.

От реакции зрителей, от их отношения к тому, что происходит на сцене, зависят игра актёров, ход представления и его успех.

«Драматург – пьеса – актёрская игра – зритель»

Вот формула театра.

Театр предлагает собственный способ познания окружающего мира и, соответственно, собственный набор художественных средств.

Спектакль – это эмоциональный дуэт актёра и зрителя.

В основе театральной постановки лежит текст (пьеса для драматического спектакля), даже в тех спектаклях, где текст отсутствует (балет, пантомима), обязательно нужен сценарий – либретто. Процесс работы состоит из переноса драматургического текста на сцену. В результате литературное слово превращается в слово сценическое.

Игровая сущность театра исторически меняется. Веками накапливался опыт актёрского мастерства, совершенствовалась театральная техника, сочетались различные формы. Эти факторы привели к образованию новых видов театрального искусства.

Виды театрального искусства.

Драматический театр, музыкальный театр, театр кукол, пантомима.

Опера, оперетта, балет, кабаре, мюзикл.

Драматический театр.

Его главное выразительное средство – слово.

Самые известные драматурги мира: Уильям Шекспир, Антон Павлович Чехов, Лопе де Вега, Островский и т.д.

(показ примера)

Музыкальный театр.

К музыкальному театру относят оперу, балет, оперетту, театр – кабаре, мюзикл.

(характеристика каждого искусства, показ примеров).

Пантомима – спектакль без слов: короткие номера или развёрнутые действа с сюжетом (жесты, мимика, движения тела).

Театр кукол.

В таких театрах участвуют только куклы (куклы – марионетки, тростниковые, перчаточные, плоские и др.

Вывод: Театр – искусство, которое способно говорить о том, что

волнует людей. Оно умеет заставить их пережить и переосмыслить увиденное, сравнить со своим жизненным опытом и получить эстетическое наслаждение.

VI. Закрепление новых знаний.

Объясните по таблице особенности каждого вида театра.

VII. Словарь основных понятий:

Трагедия – жанр драматургии, в основе которого – трагическое событие, которое заканчивается чаще всего гибелью героя.

Комедия – жанр драматургии, в котором действие и характеры представлены в комическом, смешном виде.

Трагикомедия – драматическое произведение, где объединены черты трагедии и комедии.

Мелодрама – жанр драматургии, в котором страшные события завершаются на оптимистической ноте.

Монодрама – произведение для одного актёра.

Д/З – подготовка сообщения про выдающегося театрального актёра

multiurok.ru

Урок “Искусство театра”. 9-й класс

Разделы: МХК и ИЗО


Тема урока: Искусство театра.

Цели урока:

  • Обучающая: познакомить, углубить и закрепить знания учащихся о театральном искусстве.
  • Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство прекрасного.
  • Развивающая: продолжать развивать умения и навыки самостоятельно, логически мыслить, делать выводы, развиваем актерское мастерство, развитие культуры речи, наблюдательность, воображение.

Оборудование:

  1. Карточки с вопросами.
  2. Карточки-скороговорки
  3. Карточки-задания с этюдами
  4. Телевизор, видеомагнитофон, кассеты.
  5. Аудиомагнитофон

План урока:

  1. Вводная часть.
  2. Сообщения учащихся о зарождении театрального искусства в Древней Греции.
  3. Соревнования между командами (вопрос-ответ)
  4. Тренер речи (скороговорки)
  5. Домашнее задание (вопрос-ответ)
  6. Показать этюдов на заданную тему.
  7. Конкурс театрального гримера.
  8. Показ инсценировок.
  9. Просмотр отрывков из спектакля театральных артистов г. Усть-Кута.

ХОД УРОКА:

Тема нашего урока – «Искусство театра». Сегодня наша задача как можно больше узнать об этом удивительном виде искусства.
Итак, как начинается театр? Этот вид искусства зародился в Древней Греции около двух с половиной тысяч лет назад. Само слово «театр» греческое, означает «место зрелищ». Как же возникло это искусство? Греки верили во многих богов, но более всего почитали Диониса, бога плодородия и вина. В честь Диониса весной устраивали празднества, во время них разыгрывалась сцена – это были первые театральные представления. Позднее появились и специальные произведения для театра – пьесы.
Спектакль в древнегреческом театре начинался очень рано – около 7 часов утра. В то время не было хорошего искусственного освещения, вот и приходилось актерам работать только при дневном свете, Греки очень любили театральные представления. С конца шестого века каждый уважающий себя город имел специально построенный театр, где собиралось множество зрителей. Например, афинский театр вмещал 17 тысяч зрителей (гораздо больше, чем любой современный, хотя жителей в древних городах было значительно меньше). Располагается он на склоне холма. За вход в театр нужно было платить. Роль билетов играли небольшие пластины из свинца или обожженной глины. Места для зрителей – каменные скамьи, рядами расположенные на склоне лестницами, разделялись на «клинья» (похожие на трибуны современного стадиона). В билете указывался буквами только «клин», а место в нем можно было занять любое, кроме первого ряда, где были бесплатные мест для почетных зрителей.

А как же на Руси появился театр?

В середине XVII века, русские послы, возвращаясь из-за границы, рассказывали о «театральных действах». На Руси театра еще не было, только бродячие скоморохи и кукольники бродили по городам и давали свои представления.
Царь Алексей Михайлович
(отец Петра Великого) решил устроить театр в Москве. Первый спектакль состоялся 17 октября 1672 года. В нем участвовало более 60 актеров. Актеры были иностранцы, и первые спектакли шли на немецком языке. Придворный театр просуществовал недолго: в 1676 г., после смерти царя, он распался. А первый публичный (доступный) театр появился в Москве при Петре в 1702 году.
Театры бывают драматические и музыкальные. В драматических театрах ставятся пьесы. Если в театре ставятся произведения музыкального искусства – оперы и балеты. Участвуют в создании спектакля – это художники-декораторы, костюмеры, гримеры, режиссеры, актеры. Есть в театре люди, которые, казалось бы, непосредственного отношения к сценическому действию не имеют, но не зря великий театральный деятель К.С. Станиславский сказал: «Театр начинается с вешалки» (билеты, гардеробщики, капельдинеры).

О театре можно говорить бесконечно, но мне хотелось, чтоб вы сами приняли в этом участие. Домашнее задание у вас было разделиться на две команды, дать им название.
Итак, команда Актеры и команда Режиссеры.
Сейчас я каждой команде задам по десять вопросов.

Вопросы первой команде:

  1. Театральное представление. (Спектакль)
  2. Первое публичное выступление. (Дебют)
  3. Объявление о том, что все билеты проданы. (Аншлаг)
  4. Нужное для игры на сцене оформление лица. (Грим)
  5. Рисованная декорация на заднем плане сцены. (Задник)
  6. Выступление приезжего артиста или театральной группы.
  7. Разговор между двумя лицами. (Диалог)
  8. Первые места в зрительном зале. (Партер)
  9. Возгласы, требующие повторения. (Бис)
  10. Богиня – покровительница театра. (Мельпомена)

Вопросы второй команде:

  1. Повторение, повторение. (Репетиция)
  2. Предварительное объявление о спектакле. (Анонс)
  3. Исполнитель ролей в театральном представлении. (Актер)
  4. Пояснение автора к тексту пьесы. (Ремарка)
  5. Речь одного лица или мысли вслух. (Монолог)
  6. Полотнище, разделяющее зрительный зал от сцены. (Занавес)
  7. Краткий перерыв между действиями спектакля. (Антракт)
  8. Специальная накладка, скрывающая лицо, с вырезами для глаз.
  9. Актер пьесы. (Драматург)
  10. Заменитель основного исполнителя роли. (Дублер)

Подведение итогов.

– А сейчас мы с вами еще больше окунемся в мир театра. Вы знаете, что актер обязан уметь четко и ясно говорить, поэтому каждый актер перед выступлением проводит тренаж речи. Я даю вам скороговорки, вы должны четко и ясно попытаться произнести их три раза:

  1. Сшить колпак, да не по-колпаковски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
  2. Висит колокол, да не по-колоколовски. Надо колокол переколоковать, перевыколоковать.

Каждая команда должна была подготовить для другой вопросы по теме: «Искусство театра». (Команды задают друг другу вопрос).
А сейчас каждая команда должна показать этюд по заданной теме (жеребьевка).

Этюды:

  1. Банкет новых русских.
  2. Ночь на вокзале.
  3. Дети (ясли) – группа на прогулке.
  4. Обезьяны – обезьяний питомник.
  5. Рынок – торговля на рынке.
  6. Вора – ограбление ночью.

На подготовку – три минуты. Показ, подведение итогов.

– Продолжаем наш урок очередными вопросами для команд.

Вопросы первой команды:

  1. Вид рекламы, объявление о спектакле, вывешивание в публичных местах. (Афиша)
  2. Передняя часть сцены перед занавесом. (Авансцена)
  3. Театральный художник, пищащий декорации. (Декоратор)
  4. Пьеса с психологической глубиной конфликтов, переживаниями. (Драма)
  5. Накладные волосы, нашитые на матерчатую основу. (Парик)
  6. Этим морским названием называется помещение под сценой театральные подмостки. (Сцена)
  7. Расположение актеров на сцене в разные моменты спектакля. (Мизансцена)
  8. Плоские части театральной декорации, расположенные по бокам сцены. (Кулисы)
  9. Актриса, исполняющая роль мальчиков. (Травести)

Вопросы второй команде:

  1. Тот, кто подсказывает актерам текст роли. (Суфлер)
  2. Комплекс театральных упражнений для тренировки чего-либо. (Тренаж)
  3. Предметы, имитирующие подлинные. (Бутафория)
  4. Исполнитель пантомимы. (Мим)
  5. Поставщик спектакля. (Режиссер)
  6. Первое представление нового спектакля. (Премьера)
  7. Театральная осветительная аппаратура, установленная на полу сцены вдоль ее переднего края. (Рампа)
  8. Драматическое произведение для спектакля. (Пьеса)
  9. Спектакль в честь одного из его участников, как выражение признания его заслуг. (Бенефис)
  10. Упражнение, предназначенное для усовершенствования мастерства. (Этюд)

– А сейчас я объявляю конкурс гримеров. Каждая команда выбирает актера и гримера, которого при помощи грима надо превратить в сказочный персонаж Бабы-Яги. Время ограничено – 5 минут. (Подведение итогов).
– У каждой команды домашним задание было подготовить инсценировки для показа (Просмотр, подведение итогов).
– В нашей стране очень много людей занимаются в любительских театральных студиях. И в заключение нашего урока я хочу предложить вам для просмотра любительский спектакль. (Просмотр видеозаписи). Мне хочется, чтобы наш урок не прошел напрасно для вас, и вы смогли расширить свои знания по театральному виду искусства.

5.05.2009

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация по искусству на тему “Азбука театра” (9 класс)

Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация по искусству на тему “Азбука театра” (9 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Азбука театра 9 класс Искусство

2 слайд Описание слайда:

Великие о театре «Зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины» М.де Сервантес

3 слайд Описание слайда:

Великие о театре «Волшебный край» А.С. Пушкин

4 слайд Описание слайда:

Великие о театре «Театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу» Ф.Шиллер

5 слайд Описание слайда:

Великие о театре «Кафедра, с которой можно много добра принести людям» Н.В. Гоголь

6 слайд Описание слайда:

Зритель – полноправный соучастник театрального действа

7 слайд Описание слайда:

УСЛОВНОСТЬ Зритель проникается доверием к происходящему на сцене

8 слайд Описание слайда:

Античный театр

9 слайд Описание слайда:

Театр «Глобус». Современный вид. Лондон Дощечки: «Лес», «Сад», «Дворец»

10 слайд Описание слайда:

Условный характер театрального искусства никогда не смущал зрителей

11 слайд Описание слайда:

Правдоподобие театра не абсолютно. Он не искажает реальную действительность, а лишь художественно отображает ее

12 слайд Описание слайда:

Средства художественной выразительности Мизансцены Сценическое движение Мимика Жесты Позы Слово

13 слайд Описание слайда:

Пространство

14 слайд Описание слайда:

Сценическое время Время спектакля Время создание спектакля Время исторических эпох, отраженных в спектакле

15 слайд Описание слайда:

Театр Музыка Танец Живопись Скульптура Архитектура (декорации) Прикладное искусство (реквизит, костюмы)

16 слайд Описание слайда:

С XXI века театр стал нагляднее подчеркивать «не массовость», а в определенном смысле «ЭЛИТАРНОСТЬ»

17 слайд Описание слайда:

Домашнее задание Сообщения об истории театра в различные исторические периоды

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-289954

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Театральное искусство Презентация 9 класс

Описание слайда:

Сноски 1 — вид комедии положений с песнями-куплетами и танцами. Возник во Франции; с начала XIX в. получил общеевропейское распространение. Лучшим произведениям в этом жанре присущи задорное веселье, злободневное отображение действительности. 2 — один из ведущих жанров драматургии, начиная с эпохи Просвещения, в котором изображается мир реального человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой. В XX в. драма отличалась серьёзным содержанием, отражала различные аспекты жизни человека и общества, исследовала человеческую психологию. 3 — вид драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического. Как и трагедия, родилась в Древней Греции из обрядов, сопровождавших шествия в честь бога Диониса. Комедия, трезво исследуя человеческую природу, высмеивала пороки и заблуждения людей. 4 — пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Возникла в конце XVII в. во Франции, в России — в 20-е гг. XIX в. 5 — комедийный жанр в античном народном театре, короткие импровизационные сценки сатирического и развлекательного характера. 6 — жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. Мистерии представлялись на площадях городов. Религиозные сцены в них чередовались с интермедиями. 7 — драматическое произведение, исполняемое одним актёром. 8 — жанр западноевропейского театра XV—XVI вв., назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные добродетели и пороки. 9 — музыкально-сценическое произведение, главным образом комедийного характера, в котором используются средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств, жанр сформировался в США в конце XIX в. 10 — жанр в театре, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальной манеры, стиля, стереотипов речи и поведения. 11 — опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни. 12 — комедийно-сатирический жанр французского театра XV—XVII вв., разновидность фарса. 13 — вид драмы, проникнутый пафосом трагического. Основу трагедии составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы бытия, столкновения личности с судьбой и обществом. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью героя. 14 — драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе её лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении. Наиболее характерна для XX в. 15 — 1) вид средневекового западноевропейского народного театра, существовавший в XIV—XVI вв. Близок немецкому фастнахтшпилю, итальянской комедии дель арте и др.; 2) в театре XIX—XX вв. комедия-водевиль лёгкого содержания с чисто внешними комическими приемами. 16  — жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в XVII вв. 17 — народные театральные представления в Древней Греции, особенно распространённые в III—IV вв. до н.э. в греческих колониях: короткие импровизационные шутки-сценки из повседневной жизни о весёлых похождениях богов и героев. Назад

infourok.ru

Презентация к уроку МХК (9 класс)по программе Г.И.Даниловой “Музыкальные театры мира”

Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация к уроку МХК (9 класс)по программе Г.И.Даниловой “Музыкальные театры мира”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

МХК 9 КЛАСС (ПРОГРАММА Г.И. ДАНИЛОВОЙ) МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ МИРА Учитель МХК МАОУ СОШ №19 г.Томска Скрипниченко Л.А.

2 слайд Описание слайда:

ИСТОРИЯ Италия, 16 век КАМЕРАТА -объединение поэтов, музыкантов, учёных-гуманистов, любителей музыки, сложившееся к 1580 во Флоренции.

3 слайд Описание слайда:

ОПЕРА – развлечение и придворное празднество изысканной публики. Декорации (пейзажи с фонтанами, цветущими лугами и дремучими лесами) Небольшие (камерные) театры: каждое слово певца должно звучать отчетливо. Использование музыки в спектакле (около 100 исполнителей) Исполнение разговорных партий речетативом (речь нараспев) Арии –законченные эпизоды в музыкальном спектакле.

4 слайд Описание слайда:

Прославленные музыкальные театры «Гранд-Опера» Париж, (Франция) 2. «Метрополитен-Опера», Нью-Йорке (США) Григ. Утреннее настроение

5 слайд Описание слайда:

3. «Комише Опер» (Германия) 5 5. «Большой театр», Москва (Россия) 4. Мариинский театр, Санкт-Петербург (Россия)

6 слайд Описание слайда:

6. Музыкальный театр ЛА СКАЛА, Милан, (Италия) Здание театра было построено по проекту арх. Джузеппе Пьермарини (1776—1778 гг.) на месте церкви Санта-Мария делла Скала, откуда произошло и название самого театра. Церковь, в свою очередь, получила название в 1381 году не от “лестницы” (scala), а от покровительницы – представительницы рода правителей Вероны по фамилии Скала .

7 слайд Описание слайда:

Театр был открыт 3 августа 1778 года постановкой оперы Антонио Сальери «Признанная Европа».

8 слайд Описание слайда:

Здание театра равнялось 100 метрам в длину и 38 – в ширину. В середине фасада возвышался портал для въезда карет с дамами и их кавалерами. Зал имел форму подковы. В нем было пять ярусов лож и галерея. Лож было всего 194 (еще и королевская ложа). В каждой ложе помещалось от 8 до 10 человек. Все ложи были связаны между собой коридором. За ним следовал второй ряд лож, в котором располагались столы для карточной игры и торговли напитками. Сцена театра была довольно невелика.

9 слайд Описание слайда:

В партере первоначально не было кресел – их заменяли складные и передвижные стулья. Освещение было довольно скудным. В ложах зажигали свечи, а те, кто сидел в партере, не рисковали снимать своих шляп и прочих головных уборов, так как на них капал расплавленный воск. Отопления в театре не было. Но зал театра был чудесным – выполнен в белых, серебряных и золотых тонах. В этом чудесном зале происходило все – от балов до азартных игр и корриды. Здание театра стоило Милану около 1 миллиона лир. Расходы распределяли между собой 90 аристократов города. Здание театра не раз реставрировалось.

10 слайд Описание слайда:

Дж. Россини (1792-1868) Созданные им 38 опер ставились в театре Ла Скала и всегда имели успех!

11 слайд Описание слайда:

Балетное искусство Мария Тальони – итальянская артистка балета (1804-1884)

12 слайд Описание слайда:

Певцы ЭНРИКО КАРУЗО (Италия) Ф.И.Шаляпин Лучано Паваротти (Италия) Ирина Архипова Мария Каллас (США) Пласидо Доминго (Испания). Паганини Каприз №24

13 слайд Описание слайда:

ПЕКИНСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА 7-10 века Народные традиции (народные легенды, популярные романы)

14 слайд Описание слайда:

Акробатическое мастерство 4 основных амплуа персонажей (герой, героиня, раскрашенные лица-маски и комики) Актеры Героиня: мимика и жесты, яркие нарядные костюмы

15 слайд Описание слайда:

Мужские персонажи-маски пестрый грим сильно звучащий голос

16 слайд Описание слайда:

Символика: игра руками, рукавами -50 вариантов; с двумя длинными перьями)

17 слайд Описание слайда:

Способность передачи чувств и эмоций героев (богатая мимика)

18 слайд Описание слайда:

Музыкальное сопровождение Строгие правила: Все движения актеров – в такт музыке и в полном соответствии с их мимикой и жестами. Использование музыкальных инструментов: струнные инструменты – в бытовых и лирических сценах, чеканная дробь ударных предназначается для военных сцен. Герой в гневе: звучит малый барабан, кастаньеты и гонг.

19 слайд Описание слайда:

Декорации Отсутствие реквизита – сцена должна быть свободной (для танцев) Традиционные: стул и стол (Герой внутри помещения –стул стоит за столом Если принимал гостей –стул ставился с внешней стороны)

20 слайд Описание слайда:

Костюмы соответствуют амплуа Император –в богатом костюме желтого цвета, высшие сословия придворной знати – в красных платьях, положительные герои – в синей одежде, молодые –в белой, пожилые – в коричневой.

21 слайд Описание слайда:

Грим Лица ярко раскрашиваются определенным образом, передавая суть характера (жестокого, храброго, доброго…)

22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда:

1.Когда и где впервые зародился музыкальный театр? А) Флоренция, 16 век Б) Милан, 19 век В) Вена, 17 век

24 слайд Описание слайда:

2. Что такое камерата? А) сообщество любителей поэзии Б) первый музыкальный театр В) объединение поэтов, музыкантов, учёных-гуманистов, любителей музыки в 16 веке

25 слайд Описание слайда:

3.Что такое опера в самом начале возникновения этого жанра? А) развлечение и придворное празднество изысканной публики Б) музыкальный спектакль для средних слоев населения В) музыка и танцы

26 слайд Описание слайда:

4. Прославленный музыкальный театр в Париже? А) «Гранд-Опера» Б) «Ковент-Гарден» В) «Метрополитен-Опера»

27 слайд Описание слайда:

5.Какой это театр? А) Мариинский театр в Петербурге Б) Большой театр в Москве В) Венский театр в Австрии

28 слайд Описание слайда:

6. Откуда появилось название Музыкального театра ЛА СКАЛА в Милане, (Италия)? А) от слова “лестница” (scala), Б) от названия церкви Санта-Мария делла Скала В) от покровительницы – представительницы рода правителей Вероны по фамилии Скала .

29 слайд Описание слайда:

7. Почему в театре Ла Скала во время спектакля зрители партера не снимали своих шляп и прочих головных уборов? А) принадлежали к придворной знати Б) зал освещался свечами, и воск мог капнуть зрителям на голову В) так согревались: театр не отапливался

30 слайд Описание слайда:

8.Назовите известного итальянского певца 20-21 вв., блиставшего на сцене ла Скала? А) Лучано Паваротти Б) Федор Шаляпин В) Пласидо Доминго

31 слайд Описание слайда:

9.В каком городе в Китае сложилась оригинальная музыкальная драма, основанная на народных традициях? А) в Шанхае Б) в Пекине В) в Гонконге

32 слайд Описание слайда:

10.Что было оригинальным в актерском мастерстве в пекинском театре? А) хорошее знание роли Б) умение перевоплощаться В) акробатическое мастерство

33 слайд Описание слайда:

11.Почему на сцене пекинского театра практически отсутствовал реквизит? А) действие происходило на улице Б) сцена должна быть свободной для танцев В) изображалась жизнь бедных китайцев

34 слайд Описание слайда:

12.Что подчеркивалось гримом? А) характер Б) фантастичность героев В) их сословие

35 слайд Описание слайда:

13.Какая музыка звучала, если герой был в гневе? А) барабан или гонг Б) струнные инструменты В) труба

36 слайд Описание слайда:

14. Каким цветом была одежда у положительных героев? А) красным Б) синим В) желтым

37 слайд Описание слайда:

15. Что было самым главным в игре пекинских актеров? А) мимика и жесты Б) умение владеть собой В) знание роли

38 слайд Описание слайда:

Составить синквейн на тему «Пекинская драма» 1. Существительное (тема) 2. Два прилагательных (к теме) 3. Три глагола (к теме) 4. Моя основная мысль по теме 5. Синоним темы Актер Жестокий, храбрый, Декламирует, танцует, жестикулирует Необыкновенно талантлив Акробат

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-108481

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

разработка урока по МХК “Театр как синтетический вид искусства” 9 класс

МБОУ «Мотовиловская СОШ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

(учебного занятия)

«Театр как синтетический

вид искусства»

выполнила

учитель музыки

Хмельникова Ю.В.

          1. Информация об авторе (ах) и предметной направленности разработки

Фамилия, Имя, Отчество автора

Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.

Предмет

Мировая художественная культура

Класс

9

УМК (программа)

«Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.

          1. Пояснительная записка и описание занятия

Аннотация разработки

Раздел учебной программы, тема

Раздел – «Воздействующая сила искусства»

Урок №8 «Театр как синтетический вид искусства»

Тип урока

Изучение нового материала

Цели и задачи

Цель: знакомство с театральным искусством посредством исследования, анализа и систематизации получаемых знаний.

Задачи: Дать представление о синтетическом характере театрального искусства.

Учить анализировать произведения искусства.

Заинтересовать учащихся театральным искусством

Ожидаемые результаты

Личностные: воспитание любви и уважения к искусству своей страны, чувства гордости за прошлое и настоящее своего народа, формирование целостного мировоззрения, осознанного, уважительного отношения к труду другого человека

Метапредметные: формирование умения определять цели своего обучения, соотносить свои действия с планируемым результатом, владение основами самооценки и самоконтроля

Предметные: формирование понимания театрального искусства как синтеза различных видов искусств, умения определять виды театральных постановок, формирование представления о развитии театрльного искуттсва в разные эпохи развития общества.

Формы контроля и оценки результатов урока

Фронтальный опрос, самооценка

Учет специфики новых стандартов***

Урок основан на системно- деятельностном подходе, формируются следующие УУД:

Личностные: действия нравственно- этической ориентации, смыслообразования

Регулятивные: действия целеполагания, постановка учебной задачи, самооценка деятельности на уроке.

Познавательные: знаково – символические действия. Умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме анализ полученной информации, выделение главного в тексте

Коммуникативные: умение публичного выступления

Необходимые предварительные знания и умения

Понятия –«культура», «искусство», виды искусств и жанры., умение анализировать произведения искусства., работать с текстом, составлять опорные конспекты

Рефлексия учебной деятельности

Учащиеся в начале урока формулирую проблему и учебную задачу, в конце урока – делают самостоятельно вывод.

Дополнительные задания

Задание творческо – исследовательского характера : найти информацию о выдающихся личностях театрального искусства.

Программно-техническое и дидактическое обеспечение

Оборудование

Оборудование ACTIV – интерактивная доска

Компьютер(-ы) / ноутбук

Проектор

колонки

Программное обеспечение

  1. ActivInspire –Studio

  2. Проигрыватель для видеофрагментов

Дидактическое обеспечение ACTIV

Электронный конспект-флипчарт

Дидактические материалы

Рисунки – фотографии театров

Схемы (Виды театров)

Таблицы (История возникновения и развития театрального искусства.)

Видео ( примеры балета, драм. Спектакля, оперы, мюзикла.)

таблица для заполнения

Ключевые понятия

Глоссарий

Подготовка к занятию

Принадлежности к занятию

Нет

Что необходимо организовать

Нет

Литература

Рекомендуемые ученикам учебные материалы к занятию

Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Искусство, учебник для 8-9 класса, М, Просвещение, 2011

Г.И. Данилова Мировая художественная культура учебник для 7-9 класса, М, Дрофа, 2011.

Е.И. Ткачева Его величество театр, учебное пособие, СПб СМИОО Пресс, 2006

Список литературы, используемой для разработки занятия

Энциклопедия «Искусство», М, Росмен,2004

Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Искусство, учебник для 8-9 класса, М, Просвещение, 2011

Г.И. Данилова Мировая художественная культура учебник для 7-9 класса, М, Дрофа, 2011.

Е.И. Ткачева Его величество театр, учебное пособие, СПб СМИОО Пресс, 2006

С.А. Ивлев Художественная культура средневековья, материалы для учителя МХК, МСК: М. 2001

Сост..О.В.Свиридова МХК – рефераты, Волгоград, 2008

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование ИКТ

Орг. момент

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с таким видом искусства как театр.

К какой группе искусств относится театр (синтетический), а почему?

Что вы знаете о театре?

Какие средства художественной выразительности театрального искусства вам знакомы?

Мы должны определить, почему театр относят к синтетическим видам искусства. Для этого необходимо знать его художественный язык, историю возникновения и развития.

Давайте попробуем настроиться на урок с помощью фрагмента одного из спектаклей.

Ответы детей

Определение

Постановка учебной задачи

Просмотр «Дон Кихот»

Электронный конспект-флипчарт «Театр»

Слайд 1, режим демонстрации, фронтальная работа, видео

Мотивацион

ный момент.

Обратите внимание на иллюстрации. Все они вызывают у нас не только интерес, но и различные эмоции.

К каким видам искусства относятся эти произведения (фотография)?

Все они передают информацию о театре и мы можем сразу сказать, что театр это нечто яркое, незабываемое и зрелищное…

А что же такое театр? Вспомните пожалуйста слова, значения, связанные с театром. (запись на доске слов, предложенных учащимися)

Выдающийся режиссер XX в. Георгий Александрович Товстоногов в своей книге «О профессии режиссера» так высказался о театре: «Театр — это школа, в которой учатся с удовольствием, не замечая того, что учатся.

Театр — зрелище. Театр — праздник. Театр — развлечение. На этом празднике не только смеются, но и плачут, волнуются и страдают, решают философские проблемы…»

Почему Товстоногов, говорит, что театр учит, театр – это школа, зрелище, праздник?

Действительно, театр рассказывает о жизни посредством разнообразного художественного языка искусства.

Рассматривание иллюстраций на доске, высказывание своего мнения.

Трагедия, комедия, сцена, актер, режиссер, драма, и т.д.

Читают цитату с презентации

Рассуждение детей.

Слайд 2

Демонстрация фотографий, фронтальная работа, интерактивная работа (запись слов)

Слайд 3

Демонстрация, фронтальная работа

Подготовительный этап к изучению нового материала (повторение пройденного материала)

Давайте повторим основные термины и понятия, которые могут пригодиться для того, чтобы понять из чего состоит театральное искусство.

Выполнение практической работы по повторению пройденного материала:

1)Культура , искусство – соотнести понятия и определения

2) Назвать группы видов искусств по их классификации.

3)Живопись (определение), определить жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный)

4) Архитектура ( определение), убрать лишнее из видов архитектуры.

5)Скульптура (определение) – круглая, рельефная, малых форм, медальное искусство

6) Распределить по столбцам таблицы средства музыкальной выразительности, музыкальные жанры, виды муз исполнительства.

Выполнение заданий по очереди (каждому учащемуся – 1 вопрос)

Выполнение заданий , оценивание.

Слайд 4

Фронт.работа, выполнение на доске по одному учащемуся

Слайд 5

Проверка учителем на доске ответов учеников

Слайд 6

Волшебный фломастер – 1 ученик, проверку выполняют ученики на доске

Слайд 7

Выполняет один ученик

Слайды 8-12

Выполняет один ученик один слайд

Слайд 13

Выполняют три ученика на доске, остальные в тетрадях , затем проверяют правильность выполнения.

Изучение нового материала

И так, что же такое театр с точки зрения культурологии? Записываем определение

ТЕАТР (от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище), вид искусства, средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Определение

Запись в тетрадь определения с презентации

Слайд 14,

демонстрация

История возникновения

Когда же возник театр? Откуда появились слова «Драма», «Комедия», «Трагедия»?

Домашним заданием было подготовить информацию о развитии театрального искусства по группам, изучив конспект по данной теме. Давайте попробуем систематизировать наши знания, заполнив таблицу.

Развитие театра

Заполнение таблицы.

Выступления учащихся и заполнение таблицы

Слайд 15, 16 заполнение таблицы,

проверка выполнения

Виды театров

По иллюстрациям можно понять, что здесь представлены фотографии различных спектаклей по видам театров.

Давайте заполним схему « Виды театров» и попробуем определить связь театра с другими видами искусства.

Итак, самым распространенным видом театра является ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР. (начинаем оформлять схему) Главное выразительное средство — слово (не случайно этот театр иногда называют разговорным). Смысл происходящих на сцене событий, характеры действующих лиц раскрываются с помощью слов, которые складываются в текст (он может быть прозаическим или стихотворным).

Мы обращаемся с вами к великому произведению русского писателя Н.В. Гоголя «Ревизор».

ГОГОЛЬ Николай Васильевич [20 марта (1 апреля) 1809,— 21 февраля (4 марта) 1852,], русский писатель, принесший миру такие незабываемые произведения как «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Нос», «Женитьба», «Мертвые души». Драматургия Гоголя была новаторской и обогатила русский театр жанром социальной комедии, где сатира обрушивается на существующие пороки общества. Сюжет комедии был подсказан Пушкиным (анекдот) Мастерски закрученная интрига вокруг приезда в уездный город ревизора помогла обнажить и высмеять глупость, мздоимство, лицемерие и другие пороки, широко распространенные в среде провинциального (и не только) чиновничества.

19 апреля 1836 года в петербуржском Александровском театре состоялась премьера комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», которая породила огромное кол-во отзывов – от самых ругательных до восторженных. С тех пор «Ревизор» стал классикой театрального жанра и является популярным спектаклем на различных театральных площадках. Давайте посмотрим фрагмент спектакля «Ревизор» в постановке Московского театра Ленком.

С помощью каких средств выразительности происходит воздействие на зрителя? ( Какие примеры видов искусства мы увидели?

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР– театр, который включает в себя различные музыкальные жанры – оперу, оперетту, музыкальную комедию, балет, мюзикл и другое.

Особое место занимает среди них ОПЕРНЫЙ ТЕАТР – сочетающий вокальную и инструментальную музыку со сценическим действием; возник в Италии на рубеже 16-17 веков. В самом общем виде оперу можно определить как театральное представление, в котором не говорят, а поют. Такой спектакль требует особого мастерства от исполнителей: они должны не только уметь петь, но и обладать актёрскими способностями. При помощи звуков актёр-певец способен выразить самые сложные чувства. Особое место в опере занимает хоровое пение, в котором раскрывается не индивидуальный, а массовый образ — образ народа или какой-то большой группы людей. В некоторых операх хоровые формы играют ведущую роль. Это характерно для музыкальных народных драм.

В качестве примера можно привести гениальное произведение М.И. Глинки «Иван Сусанин», где раскрывается подвиг русского крестьянина, героя освободительной борьбы русского народа против польских интервентов в период Смутного времени в начале 17 века. Сусанин намеренно завел отряд в непроходимый болотистый лес, за что был замучен. Память о Сусанине сохранилась в устных народных сказаниях и преданиях и муз произ. Глинка неслучайно выбрал героический сюжет из народной жизни. Прекрасны люди – герои оперы должны рассказать о силе и красоте русского характера языком народных мелодий.

Мы сможем посмотреть фрагмент записи спектакля Большого театра оперы и балета в Москве. Данный театр занимает одно из первых мест в ранге оперных театров России.

ТЕАТР КУКОЛ – вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами, обычно скрытыми от зрителя ширмой.

У каждого народа свои кукольные герои, в чём-то похожие, а чем-то разные. Но всех их объединяет одно: на сцене они шутят, озорничают, высмеивают недостатки людей. Особая форма кукольного театра — театр марионеток, деревянных кукол. Для кукольного театра сочинялись специальные сценарии. В русском театре кукол прославился театр Петрушки. Один из ведущих кукольных театров – Центральный театр кукол имени С. В. Образцова (Москва).

НАРОДНЫЙ ТЕАТР – театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством (см., например, Балаган, Вертеп, Петрушка, Скоморохи). Не замечая того, мы с детства вовлечены в театральную деятельность. Можете ли вы привести примеры театрального искусства в жизни. ( Действительно, это и самодеятельные детские постановки, разыгрывание различных сценок, театрализованные представления на народных праздниках.

Давайте проверим заполнение схемы «Виды театров»

Слушание лекции и оформление схемы

«Виды театра»

ПРОСМОТР

Анализ произведения

Рассуждение учащихся, запись примера в схеме и обозначение видов искусства

ПРОСМОТР

История, музыка, живопись с примерами

Приведение примеров

Рассуждение учащихся, запись примера в схеме и обозначение видов искусства

Проверка схемы

Слайд 17 Схема

Слайд 18, демонстрация, видео

Слайд 19, демонстрация, показ видеофрагмента

Слайд 20 демонстрация

Слайд 21 демонстрация

Слайд 22 Работа со схемой

Закрепление. материала

Просмотр фрагментов

В конце XIX столетия в США появился мюзикл. Это сценическое произведение (как комическое, так и драматическое по сюжету), в котором используются формы эстрадного искусства, драматического театра, балета и оперы, бытового танца. Это новое явление в театральном искусстве XX века.

Мюзикл — искусство для всех. Сюжеты, как правило, просты, а мелодии часто становятся шлягерами.

Одним из ярких примеров является известный всему миру мюзикл «Нотр –Дам де Пари». Сюжет спектакля основан на легендарном произведении Виктора Гюго, рассказывающем о несчастной любви уродливого горбуна Квазимодо к прекрасной цыганке Эсмеральде. Премьера спектакля состоялась 18 сентября 1998 года в Париже.

Пожалуйста, самостоятельно определите все виды искусства, применяемые в данном спектакле.

Известно ли литературное произведение?

Знакома ли вам услышанная музыка?

Запись в тетрадь определения Мюзикл

Просмотр фрагмента мюзикла, анализ

Слайд 23, демонстрация видеофрагмента

Слайды 24 -26

демонстрационные

Проверка усвоения

Что является главным средством выразительности в театральном искусстве?

Что дополняет игру актеров в этом виде искусства?

Какие виды искусства сочетаются в театре?

Почему же театр относится к синтетическим видам искусства?

Почему Товстоногов называл театр школой? (театр заставляет зрителя не только радоваться и сострадать героям спектакля, но и рассуждать на поставленные со сцены вопросы, учиться у героев …..)

Какое влияние оказывает театральное искусство на человека и общество?

Театр во все времена отражал жизнь и развитие общества, это такой своеобразный слепок исторического развития человечества. Со сцены с помощью средств выразительности различных видов искусства (и литературы, и музыки, живописи, скульптуры, архитектуры) действительно происходит обучение зрителя главному уроку – ЖИЗНИ. И чем больше этих средств в спектакле – тем сильнее воздействие театрального искусства на зрителя и общество в целом.

Ответы на вопросы учителя, рассуждения

Определение вывода.

Слайд 27

Демонстрация вопросов

Контроль усвоения материала урока

Давайте прочитаем высказывания о театре и выберем самое подходящее:

– театр, синтетический вид искусства, средством выражения которого является игра актера.

– театр – синтетический вид искусства, где в равной степени сочетаются все виды искусства.

– театр – синтетический вид искусства, где средством выражения является сценическое действие, основанное на игре актера и сочетании различных видов искусства.

– театр – синтетический вид искусства, где происходит синтез искусств

Слайд 28 демонстрационный

Заключи-тельный этап

Ведущая роль в создании театрального спектакля отдается режиссеру. На следующем уроке мы познакомимся с выдающимися личностями, без которых наверно не было бы театра в его современном представлении. Дома необходимо найти информацию о
Константине Сергеевиче Станиславском, Всеволоде Эмельевиче Мейерхольде,

Владимире Ивановиче Немирович – Данченко, Михаиле Семеновиче Щепкине,

Мариусе Петипа,

Анне Павловне Павловой,

Федоре Ивановиче Шаляпине,

Слайд 29 демонстрационный

infourok.ru

Искусство. 9 класс. Методическое пособие

Методическое пособие к учебнику Г. И. Даниловой «Искусство» для 9 класса содержит тематическое планирование и поурочные разработки, которые позволят педагогу построить образовательный процесс в соответствии с требованиями стандарта образования. 

Различные варианты сценариев уроков и дополнительный материал к ним помогут учителям реализовать системно-деятельностный подход в обучении, организовать урочную и внеурочную деятельность школьников, наиболее эффективно используя материалы учебника, рабочей тетради и ЭФУ.

Содержание

  1. Введение
  2. Поурочно-тематическое планирование
  3. Поурочные разработки
    • Синтетические искусства: их виды и особенности
      • – Урок 1. Пространственно-временные виды искусства 
      • – Урок 2. Азбука театра 
      • – Урок 3. Актер и режиссер в театре
      • – Урок 4. Искусство оперы
      • – Урок 5. В мире танца
      • – Урок 6. Страна волшебная — балет
      • – Урок 7. Искусство кинематографа
      • – Урок 8. Фильмы разные нужны
      • – Урок 9. Экранные искусства: телевидение, видео
      • – Урок 10. Мультимедийное искусство
      • – Урок 11. Зрелищные искусства: цирк и эстрада
    • «Под сенью дружных муз»
      • – Уроки 12, 13. Изобразительные искусства в семье муз 
      • – Уроки 14, 15. Художник в театре и кино
      • – Уроки 16, 17. Архитектура среди других искусств
      • – Уроки 18, 19. Содружество искусств и литература
      • – Уроки 20, 21. Музыка в семье муз 
      • – Уроки 22, 23. Композитор в театре и кино
      • – Уроки 24, 25. Когда опера превращается в спектакль
      • – Уроки 26, 27. Создание балетного спектакля 
      • – Уроки 28, 29. На премьере в драматическом театре 
      • – Уроки 30–32. Как снимается кинофильм 

rosuchebnik.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *