Беседа зачем говорят здравствуй – . , – .

Конспект “Зачем говорят “Здравствуйте”

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Приморско-Ахтарский

социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Конспект занятия

«Зачем говорят «здравствуй»

Разработчик: социальный педагог

Богач М.В.

18.05.2017г.

«Зачем говорят «здравствуй»

Задачи:

– формировать представления детей о культуре поведения в общественных местах;

– совершенствовать коммуникативно-речевые навыки, научить умению высказывать свое мнение;

– развивать наблюдательность, креативные качества и умение решать проблемные ситуации;

– воспитывать у детей вежливость, отзывчивость, дружелюбие, умение взаимодействовать в коллективе.

Оборудование: кукла Маша, кукла Юля, изображение тучи, две веревочки, аудиозапись «Звуки дождя», стрелочки, мяч.

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Что люди делают при встрече друг с другом? (здороваются) Какие слова приветствия вы знаете? (ответы детей: здравствуйте, добрый день, привет, доброе утро, добрый вечер, приветствую вас, доброго здоровья).

Педагог: Посмотрите ребята, к нам сегодня пришла Маша. Но почему-то она молчит и не здоровается с нами, наверно она не умеет здороваться, давайте мы ее научим. Маша ты согласна?

Маша: Конечно, я хочу научиться.

Дидактическая игра «Научи здороваться»

Педагог: Давайте каждый поздоровается с Машей как вы умеете, красивыми словами ( дети здороваются с Машей).

Педагог: Почему ты Маша стала такой грустной?

Маша: Я вспомнила, про свою подругу Юлю. Сегодня я играла с ней в мяч и толкнула ее. А она на меня обиделась и спряталась. Я так сильно хочу ее найти и снова с ней дружить, но совсем не знаю где она.

Педагог: А я знаю, где она. Она убежала в страну вежливых слов. Ребята, чтобы помочь Маше, нам нужно отправиться в путешествие в страну вежливости. Посмотрите, что поможет нам найти дорогу к Юле. (Дети: стрелки показывают, куда надо идти).

Педагог: Ну, что отправимся в путешествие? Маша пойдет с нами. Давайте встанем друг за другом паровозиком и отправимся в путь.

Первая остановка.

Маша: Ох, какая большая туча! (изображение)

Педагог: Туча по небу летела-

Всё толстела и толстела.

А потом на радость нам

Громко лопнула по швам.

“Ба-ба-бах!” – ударил ГРОМ,

И разлился дождь ведром.

Начинается дождь (аудиозапись «Звуки дождя»). Надо его переждать, я вам предлагаю присесть, мальчики приглашают, девочек, помогают им сесть. (Дети рассаживаются на стулья). Послушайте, какие истории я вам расскажу:

История 1:

Ваня принес в детский сад новую игрушку – самосвал. Bceм детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Ване подошел Савелий, выхватил машину и стал с ней играть. Ваня на него обиделся и заплакал.

Педагог: Как поступил Савелий? А как бы ты поступил на его месте? А как ты думаешь? Как помирить Савелия и Ваню? Что ты предлагаешь? Ребята, я считаю, что Савелий поступил некрасиво, потому что…

История 2:

Катя взяла очень красивую куклу и стала с ней играть. К ней подошла Соня и попросила куклу. А Катя предложила поиграть вместе.

Педагог: Как поступила Соня? А как поступила Катя? А как ты думаешь? А ты поступил бы так? (спросить 3х – 4х детей).

Маша: Ребята, вы молодцы! Я ни за что бы, не догадалась так поступить. Вот и кончился дождь, нам пора отправляться дальше.

Педагог: динамическая пауза «Перейди ручеёк»

Дождь прошел и разлился ручей. Нужно пройти по мостику (выложенный на полу веревочками, либо спортивная лавочка) не разъединяя рук, чтоб никто не промочил ноги. Подумайте, как можно это сделать. (Дети предлагают варианты: пройти боком, пройти друг за другом. Строятся и проходят по мосту друг за другом)

Педагог: Ой, что здесь делает мяч. А здесь, какая-та записка лежит. Кому же это? Маше. Маша, а ты читать умеешь?

Маша: Нет, я еще не научилась.

Педагог: Ребята, а вы умеете?

Дети: Нет.

Педагог: Тогда кто же нам прочитает? (Отвечают: вы).

Содержание записки: Маша, ответь на вопросы, тогда я буду с тобой дружить. Ребята, давайте поможем Маше.

Если вежливый поступок хлопайте в ладоши, а невежливый – топайте ногами.

– Поздороваться при встрече…

– Сказать перед обедом: «Приятного аппетита»…

– Перебивать во время разговора…

– Уметь выслушать друга…

– Громко разговаривать…

– Пропустить вперед девочек…

– Сказать, уходя домой «До свидания»…

– Пройти и не поздороваться…

– Помочь поднять упавшую вещь…

– Обозвать обидным словом…

– Толкнуть, но не извиниться…

Маша: Теперь я поняла, почему Юля обиделась. Я ее толкнула и не извинилась перед ней. Как мне стыдно.

Появляется кукла Юля.

Маша: Юленька, прости меня, пожалуйста!

Юля: Хорошо, я тебя прощаю. Спасибо вам ребята, что научили Машу и помогли ей найти меня.

Педагог: А нам пора возвращаться. Вернуться нам поможет мяч. Каждый назовет вежливое слово. А теперь закройте глаза, три раза повернитесь вокруг себя. Крибли, крабли, бум! Вот мы и на месте! (Дети перечисляют вежливые слова, закрывают глаза, поворачиваются вокруг себя).

Педагог: Открывайте глаза. Где мы сегодня с вами были? Что понравилось в нашем путешествии? (Дети высказывают свои впечатления). Вы сегодня все молодцы, мне очень понравилось с вами путешествовать.

infourok.ru

Беседа зачем говорят здравствуы | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов


Беседа с детьми «Зачем мы говорим «Здравствуй?»
Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришла Фея Вежливости. Только вот она себя заколдовала и стала невидимой, но она сейчас ходит по группе и наблюдает за всеми нами. Она очень любознательна, но все забывает. Давайте ей поможем. Вы согласны? (ответы детей)
– Что вы говорите, приходя утром в детский сад? (ответы детей)
– Кому вы говорите «здравствуйте»? (ответы детей)
– Что вы говорите вечером, когда уходите домой? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Фея Вежливости поняла, что вы очень вежливые и культурные детки и решила появиться. Смотрите вот она. (входит переодетая в Фею воспитатель другой группы). Давайте поздороваемся с ней.
Дети здороваются.
Фея:”Здравствуйте, ребята. Скажите, вы знаете, что слово “здравствуйте”-вежливое слово?
Ответ детей.
Фея:А какие ещё вежливые слова вы знаете? Я их немного забыла. Напомните?
(Ответы детей)
Фея: Вот спасибо, ребята, теперь я вспомнила, что есть вежливые слова:”здравствуйте”, “спасибо”, “пожалуйста”. Ребята, есть ещё вежливые слова: “благодарю”,”извините”,”будьте здоровы”,”доброго пути”,только после вас”. А давайте я вам загадаю загадки.
Фея загадывает детям загадки.
Встретив зайку, ёж – сосед
Говорит ему:”…” (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает:”Ёжик…” (Здравствуй!)
К осьминожке комбала В понедельние заплыла.
А во вторник на прощанье ей сказала:”…”
(До свидания!)
Неуклюжий пёсик Костик
Мышке наступил на хвостик
Поругались бы они
Но сказал он:”…” (Извини)
Бегемот и слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот , кто вежливей сейчас
Скажет:”…” (Только после вас.)
Фея: Какие же вы молодцы, всё отгадали
Воспитатель: Ну вот и всё, мы вспомнили некоторые правила этикета. Фее пора снова заколдовать себя и отправиться к другим детям.
Фея: “Спасибо, вам, мне было очень интересно с вами поиграть и побеседовать. До свидания, ребята!”

educontest.net

Беседа “Для чего мы здороваемся” – Беседы – воспитатель года – Каталог статей

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть! Давайте поздороваемся друг с другом.

Сегодня мы с вами поговорим о важных и нужных для человека словах. Это приветствия. Какими словами мы друг друга приветствуем?  (ответы детей.) 

Правильно, мы говорим: Здравствуйте, привет, Добрый день, доброе утро, добрый вечер. 

Кому мы можем сказать “привет”, вместо “здравствуйте”, а кому нельзя? (ответы детей)

“Привет” мы говорим друзьям, приятелям, своим ровесникам, родственникам. А взрослым или малознакомым людям мы говорим “Здравствуйте”. Своим приветствием мы показываем своё уважение к окружающим. “Здравствуйте” – хорошее доброе слово! ведь сказав его, мы желаем человеку здоровья. 

Куда бы вы не пришли – в гости к друзьям, в детский сад, в магазин или в поликлинику, – везде первым делом нужно сказать вежливое слово: “Здравствуйте!” Недаром, одно из правил вежливости гласит: “Всюду сначала поздоровайся”. С этого слова начинается дружба. 

Раньше в русских деревнях был прекрасный обычай здороваться со всеми, кто шел навстречу – со знакомыми и даже незнакомыми людьми.

Так принято быть вежливым и желать человеку доброго здоровья!

А вы знаете как правильно здороваться? Не достаточно просто сказать “Здравствуйте”, для этого существуют правила приветствия. Давайте с ними познакомимся и по тренируемся правильно здороваться.

Правило 1. Если вы идёте по улице и встречаете знакомого человека, лучше всего остановиться на минутку или замедлить шаги, приветливо улыбнуться, дружелюбно посмотреть человеку в глаза и негромко, но чётко и ясно сказать: “Здравствуйте!”  (дети проигрывают эту ситуацию)

Правило 2. Когда входит девочка или женщина, мужчины должны  встать  поклониться и поприветствовать женщину первым. (проигрывается ситуация: мальчики сидят, входит девочка, мальчики встают, кивают головой – поклон, здороваются)

Правило 3. Первым здоровается младший со старшим. Например, дети со взрослыми, молодые мужчины, женщины со стариками. Этим мы выказываем своё почтение и учтивость к старшим по возрасту, по мудрости, по работе. (Ситуация: Один из детей изображает старушку проходящую навстречу)

Правило 4. Входящий первым здоровается с присутствующими. (Ситуация: Дети приходя в детский сад заходят в группу, где уже находятся дети, первым здороваются со всеми)

Это несколько правил, которые вы должны помнить всегда, и правильно выполнять, показывать своё доброе отношение к людям. 

Давайте каждый день будем стараться их выполнять у нас в группе.

А если вы встречаете человека несколько раз в день? Как быть? Нужно поздороваться по-разному. Если встретим утром, скажем “Доброе утро!”. Днём – “Добрый день!”. Вечером – “Добрый вечер!”. 

Запомните эти добрые слова и не забывайте о них. Это очень приятно быть вежливыми людьми.

 

dou.do.am

Этические беседы( Тема: “Вежливость”)

Этические беседы на тему «Вежливость»

Цель: ребёнок должен уметь пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные.

 

Занятие №1  Тема: «Зачем говорят «здравствуй» (5 -6лет).

Цель: в ходе беседы напомнить детям вежливые слова, разъяснить, что они выражают доброе отношение к другим людям.

Вопросы к детям:

Что вы говорите, когда приходят к нам утром в детский дом гости или другие взрослые?

Кому вы говорите ещё «здравствуйте»?

Что вы говорите вечером, когда уходят они домой?

Все ли знают эти слова и всегда ли о них вспоминают – это мы узнаем из небольшого рассказа о Вини – Пухе и Кролике.

Вини- Пух решил навестить своего друга Кролика. Он знал, что Кролик ходил в школу вежливых наук и хотел узнать, что это такое.

Подойдя к домику Кролика, Пух открыл дверь, вошел и громко крикнул: «Я пришел узнать, в какую школу ты ходил». Кролик любил Пуха, но не любил тех, кто был невежлив.

Пух, почему ты не сказал мне «здравствуй»?

Но ведь мы же друзья, – удивился Пух.

А разве другу ты не хочешь пожелать здоровья? – обиделся Кролик.

Кролик рассказал Пуху обо всем, что узнал в школе вежливости. Теперь, когда Вини- Пух и Кролик встречались, они всегда говорили друг другу «здравствуй», то есть желали друг другу здоровья, а когда расставались, говорили «до свидания».

Завершая беседу уточнить с детьми: говоря «здравствуй», мы выражаем свое дружеское расположение, хорошее отношение к собеседнику;

слово «до свидания» говорит о том, что друзья хотят увидеться вновь, это свидетельствует об их добром отношении друг к другу.

 

Занятие №2 Тема: «Праздник вежливости» (5- 6 лет).

Цель: в ходе беседы обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.

Беседа с детьми: Представьте себе, что люди вдруг забыли слова вежливости. Что бывает, когда люди перестают быть вежливыми, вы узнаете из сказки «Праздник вежливости».

Одна злая волшебница решила поссорить людей. Она заколдовала их, и они забыли все вежливые слова. Встретились соседи утром и ничего друг другу не сказали, не поздоровались. «Какой невежливый! Не буду больше с ним разговаривать», – подумал каждый из них. Так люди перестали говорить друг с другом, перестали помогать друг другу, перестали дружить друг с другом. Плохо всем стало жить, одиноко, скучно. И однажды в этот город пришел путник из другой страны. Встретил он первого жителя и сказал: «Здравствуйте», встретил другого и его поприветствовал и третьему тоже сказал: «Здравствуйте». Вспомнили люди главное вежливое слово и снова стали каждый день здороваться друг с другом. Вспомнили они и другие слова: «до свидания», «спасибо». Жители города, устроили праздник, салют, приготовили угощение. Одна злая волшебница не радовалась, но сделать ничего не могла и ушла навсегда из города в дремучий лес.

– Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, добрые и очень-очень нужные. Давайте вместе повторим вежливые слова: «здравствуй», «до свидания», «спасибо».

Воспитатель читает детям стихотворение Г. Ладонщикова:


 

Петя ловко ловит рыбу,

Может плотик смастерить.

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить!

Чему Петя научился?

Чему Петя должен учиться?


 

Теперь вам известно, что надо не только знать вежливые слова,
но и уметь их говорить, когда это необходимо. 
В свободное время предложить детям инсценировать следующую ситуацию: кукла с медвежонком приходят в гости к зайчику; зайчик угощает друзей, затем они прощаются и уходят. По ходу игры-инсценировки дети используют вежливые слова.

 

Занятие №3 Тема: «Чего не знал воробышек» (5-6 лет).

Цель: в беседе напомнить детям правила вежливого обращения.

У волшебных слов много своих секретов, которые не всегда нам известны. Один из них мы сейчас узнаем.

Рассвело. В небе сияло солнышко. Просыпаясь, радовались ему молодые воробышки. Они прыгали, кричали солнышку: «Здравствуй! Здравствуй!» «Здравствуй!» – говорили они друг другу, встречаясь на лету. Старая воробьиха с любовью смотрела на воробышков, сидя на высокой ветке дерева. Она была довольна, что о них, таких маленьких, уже можно сказать: вежливые детки. Один из воробушков подлетел к воробьихе и прочирикал: «Здравствуй». Воробьиха огорчилась: «Ты знаешь одно правило. Это хорошо. Но ты не знаешь еще одного правила». «Какого? – удивился воробышек. – Я все знаю».

Какого правила еще не знает маленький воробышек? Как воробышек должен обратиться к воробьихе? (Здравствуйте). Предложить детям вспомнить, как они здороваются с взрослыми, как обращаются к ним. Из ответов детей следует, что к старшим надо обращаться на «вы» и говорить им «здравствуйте».

 

Занятие № 4 Тема: «Вежливая просьба» (5-6 лет).

Цель: в ходе этой беседы помочь детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой.

Ход беседы: с рассказа о Павлике (В. Осеева «Волшебное слово», можно прочитать это произведение).

Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не выполнял его просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на скамейке и с обидой думал о том, что сестра не дала ему краски, бабушка прогнала с кухни, а брат не взял кататься на лодке. Вдруг он увидел старичка, который направлялся к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, почему он такой грустный. Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что его никто не жалеет. Старичок хитро улыбнулся и пообещал, что откроет ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сделает его просьбы выполнимыми.

Кто догадался, о каком волшебном слове идет речь? (Пожалуйста.)

Да, слово «пожалуйста» помогает исполниться желаемому. Но достаточно ли этого? (Ответы детей.)

Слово «пожалуйста» могло и не помочь Павлику. Старичок предупредил мальчика, что это слово нужно произносить тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься с просьбой. Только тогда оно станет волшебным. Поэтому Павлик, глядя в глаза сестре, попросил тихим голосом: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста». (Педагог просит детей повторить, что и как сказал Павлик сестре (2-3 индивидуальных ответа).) Затем он обратился к бабушке: «Бабушка, дай мне кусочек пирожка, пожалуйста». Павлик получил краски и попробовал пирожок. Волшебное слово и то, как его сказал Павлик, подействовало даже на брата. Он взял Павлика кататься на лодке.

В свободное время организовать игры детей, в которых они используют вежливые слова, обращаясь, друг к другу.

 

Занятие № 5 Тема: «Фея учит вежливости» (5-6 лет).

Цель: в процессе беседы вместе с детьми вспомнить правила вежливого обращения.

Ход беседы: Некоторые дети, не знают правил вежливости (как Павлик из рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой). А некоторые знают эти правила, но не выполняют их, бывает очень обидно, когда детей называют невоспитанными.

Предложить детям послушать стихотворение И. Токмаковой и придумать ему название.


 

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

И по целым дням ей мама,

Про него твердит упрямо:

Почему такой пустяк

Не запомнишь ты никак?

Но молчит она, как рыба,

Вместо каждого… (спасибо)


 

Нужно ли учить Машу говорить «спасибо»? Зачем?

Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости. Но
не у всех это получается. Послушайте, что решили сделать родители,
чтобы научить своих детей вежливости. 
Однажды родители решили обратиться к старичку, который помог Павлику стать вежливым. Этот старичок был знаком с одной доброй Феей. Она обещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невежливых детей в сказочный город. Но предупредила, что помочь она сможет только тем, кто действительно захочет узнать правила вежливости и кто будет их выполнять. 
Когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость. В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители. Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте», а прощаясь – «до свидания». Если они обращались с просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста». За помощь, угощение благодарили словом «спасибо». Когда все дети научились вежливости, их щеки стали обычного цвета. Счастливые родители захотели чем-нибудь отблагодарить Фею, но она отказалась: «Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда – ваша радость».

Как по-другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные…)

Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.

В свободное время организовать игру «Город вежливых».

 

Занятие № 6 Тема: «Еще один секрет вежливости» (5-6лет).

Цель: в ходе этой беседы напомнить детям о том, что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

Ход беседы: Вспомните, какое волшебное слово узнал Павлик и как оно ему помогло? (В. Осеева. «Волшебное слово».) А как нужно было произнести это слово? (Тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься).

А вот как повел себя Буратино, когда пришел на урок к Мальвине. (Сцены из пьесы А. Толстого «Золотой ключик»).

Мальвина (приветливо). Здравствуйте, дети!

Буратино (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте! Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино? Буратино. Невеселый и все. А тебе что от меня надо?

Мальвина (с обидой). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь? Буратино. А что я тебе такого сказал?

Мальвина. Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло!

Буратино. Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал? А разве я один так разговариваю и шучу? Есть такие ребята, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина. Очень хорошо, Буратино.

Затем воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

Как Буратино оправдывал свое поведение? (Другие тоже бывают грубыми.)

Что придумал Буратино, чтобы исправиться? (Просто станем все лучше.)

Какие принято говорить слова, когда хотят извиниться за грубость, шалость? (Простите, извините, прошу прощения.) Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении.

Воспитатель читает отрывок стихотворения А. Шибаева «Добрые слова» и предлагает детям отгадать слово, которое герой хотел услышать от Вити:

Встретил Витю я, соседа

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда

Налетел из-за угла!

Что Витя должен был сказать соседу?

Но – представьте – зря от Вити Ждал я слова… (извините).

Витя не извинился? Как мы его назовем? (Невежливый.)


 

А теперь послушайте стихотворение «Я не плачу» (Г. Ладонщиков) и подумайте, что мальчик хотел сказать маме.


 

Мама сильно рассердилась,

Без меня пошла в кино.

Жалко мне, что так случилось,

Но не плачу все равно.

Я за шалости наказан,

Справедливо, может быть,

Только я прощенья сразу

Не решился попросить.

А теперь сказал бы маме:

«Ну прости в последний раз!»

Я не плачу, слезы сами,

Сами катятся из глаз.


 

Почему мальчик плачет? (Он наказан за шалости. Мама сердится, она не взяла его в кино.)

О чем жалеет мальчик? (Мальчик сразу не попросил у мамы прощения.)

Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится
тепло на сердце, а злое слово может сделать человеку больно. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». 
 

Занятие №7 Тема: «Воспитанность и вежливость» (5-6 лет). 


Цель: вспомнить правила вежливости, в ходе беседы выяснить, что вежливый человек не только пользуется вежливыми словами, но и с их помощью выражает свое отношение к окружающим, что умение хорошо относиться к окружающим, проявлять к ним уважение называется воспитанностью. 
Ход беседы: предложить детям послушать отрывок из произведения Г. Остера «Зарядка для хвоста»:

Воспитание, что это? – спросила мартышка.

Это много чего, – сказала бабушка. – В двух словах не скажешь. Ну вот ты, мартышка. Если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь?

Спелый банан? – уточнила мартышка.

Очень спелый, – кивнула бабушка.

Съем! – сказала мартышка.

Бабушка неодобрительно покачала головой.

Сначала скажу «спасибо», – поправилась мартышка. – А потом съем!

Ну что ж, ты поступишь, как вежливая мартышка! – сказала бабушка.

Но вежливость – это еще не все воспитание! Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!

А вдруг он его возьмет?! – испугалась мартышка.

Слоненок ничего не сказал, но про себя он тоже подумал, что если предложить банан товарищу, то никакой товарищ от банана не откажется, если, конечно, он умный, этот товарищ.

Нет! Воспитанной быть не интересно! – сказала мартышка.

А ты попробуй! – Бабушка сорвала спелый и сочный банан и протянула его мартышке: – Попробуй!

Что пробовать? – спросила мартышка. – Банан? Или быть воспитанной?

Бабушка ничего не ответила. Мартышка посмотрела на банан, потом на бабушку. Потом опять на банан. Банан был очень спелый и удивительно вкусный на вид.

Большое спасибо! – сказала мартышка и уже открыла рот, чтобы съесть банан, как вдруг заметила, что на нее очень внимательно смотрит слоненок. Вернее, не на нее, а на ее банан. Мартышка смутилась. Ты ведь не очень любишь бананы? – спросила она слоненка.

Ты ведь, на верно, их почти совсем не любишь, правда?

Нет, почему же? – возразил слоненок. – Я их довольно сильно люблю.

Вопросы по прочитанному произведению:

Почему мартышке не понравилось быть воспитанной? (Надо делиться бананом.)

Почему мартышка спросила слоненка, любит ли он бананы? Что ответил слоненок на вопрос мартышки?

Как должна была поступить мартышка, чтобы про нее сказали «воспитанная»?

Давайте дочитаем эту сказку и узнаем, как поступила мартышка.

Да? – сказала мартышка упавшим голосом. – Ну, тогда – на!

И мартышка отдала слоненку свой банан. Слоненок сказал «спасибо» и стал очищать банан от кожуры. К слоненку подошел попугай. Слоненок вздохнул и положил перед попугаем очищенный банан. Бери! Это тебе! – сказал слоненок.

Попугай поблагодарил слоненка, взял банан и понес его удаву.

Удав, – сказал попугай. – Прими от меня этот прекрасный банан!

Я принимаю его от тебя с глубокой благодарностью! – сказал удав, взял банан и протянул его мартышке. Сначала мартышка очень удивилась, а потом сильно обрадовалась. Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно!

Как вы думаете, что было дальше. (Педагог подводит детей к мысли, что нужно разделить банан на всех.)

В свободное время сделать инсценировку по этой сказке.

a2b2.ru

Внеклассное занятие “Вы сказали: Здравствуйте!”

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Внеклассное занятие по обогащению активного словаря учащихся начальных классов формулами речевого этикета в различных ситуациях общения.

Цель: Обеспечить усвоение этикетных выражений в ситуации приветствия; сформировать умение пользоваться ими в жизни.

Оборудование: Рисунок с изображением Кота Леопольда, глобус, «цветик-семицветик», шляпы.

Ход занятия

1. Вступительная беседа.

  • Здравствуйте, глубокоуважаемые ученики!
  • А почему вы смеётесь? Вам не нравится, как я вас приветствую? Ну, тогда попробуем так: «Здоров ли ваш скот?» или «Guten Tag!» или «Здоровеньки булы!»
  • Всё, что я произнесла – приветствия.

Как видите, здороваться можно по-разному, но при этом надо знать, где, кого и как приветствовать.

  • Сегодня мы с вами поговорим о том, как надо правильно приветствовать друг друга; вспомним различные приветствия, которые мы употребляем каждый день; узнаем, как приветствуют друг друга люди в разных странах.
  • Сегодня к нам в гости пришёл Кот Леопольд. Как вы думаете, Леопольд – вежливый кот? (на доску вывешивается изображение Кота Леопольда)

2. Сведения из истории речевого этикета.

А) – Приветствия бывают разные.

«Ели вы сегодня?», «Здоров ли ваш скот?» – именно такими фразами обменивались встретившиеся друг с другом жители Древнего Китая, Монголии, Египта. На первый взгляд кажется немного смешно, но если подумать чуть-чуть, то легко можно доказать, что «Здоров ли ваш скот?» синоним слова «здравствуйте».

– Как вы думаете, почему?

В самом деле, что составляло основу жизни монгола-кочевника в старые времена? Его стадо. Здоровы животные – хватает еды – всё благополучно в семье. Пал скот от болезни или голода – и у людей голод, смерть. Вот и получается: пожелать здоровья рогатым кормильцам скотовода – всё равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.

– А вы знаете другие приветствия, кроме «здравствуйте»?

(привет, салют, чао, салам алейкум, хау ду ю ду и т.д.)

– Словами «Я вас (тебя) вижу» обмениваются при встрече зулусы (учитель сопровождает свой рассказ показом на глобусе). А вот племя других жителей Африки изобрело приветствия на все случаи жизни:

Акуше-работающему
Акуаре-уставшему
Акурин-путешественнику
Аквалейо-чужестранцу.

У них даже есть особые приветствия для сидящего, стоящего, лежачего, счастливого, несчастного и т.д. Представляете, каково приходится маленьким африканцам, пока они всё это заучат. И ведь нельзя перепутать, это издавна считается невоспитанностью.

О таких путаниках на Руси, например, даже присказка ходила (вывешивается на доске): «Где пень – тут челом, где люди – тут мимо, а где собаки дерутся – тут: «бог помочь!»

– Как вы это понимаете?

……………………………

Б) Демонстрация приветствий заранее подготовленными учащимися.

Движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, ещё разнообразнее. Одни кланялись в пояс, другие падали на колени и ударялись о землю лбом (били челом), третьи подносили руку ко лбу и к сердцу. Лапландцы, индейцы трутся носами. Эскимосы треплют друг друга по щекам. Японец, завидев знакомого, считает своим долгом, прежде всего, замереть на месте, даже если дело происходит на улице. Затем он как ба переламывается в пояснице и, застыв ещё на несколько секунд в таком положении, осторожно поднимает вверх глаза. Выпрямляться первым невежливо, и кланяющимся приходится зорко следить друг за другом.

В) Работа в парах.

– Представьте на минутку, что вы живетё на Тибете (показ на глобусе). Поприветствуйте друг друга так: одной рукой придерживайте шляпу, а левую приставляйте к уху, будто прислушиваясь. А, желая оказать особые знаки уважения, тибетцы ещё и высовывают язык.

– А теперь мальчики побудут офицерами королевской гвардии, а девочки – великосветскими дамами.

Офицеры звонко щёлкали каблуками и роняли, словно подрубленную, голову на грудь. Дамы приседали в глубоком реверансе.

– А какие вы знаете жесты, которые могут применяться в ситуации приветствия?

(рукопожатия, помахивания издалека, обнимание, целование, военные – отдают честь…).

3. Приветствия в различных ситуациях.

– В течение дня мы слышим много разных приветствий. А как вы здороваетесь:

А) утром с родителями
Б) по дороге в школу с друзьями
В) в школе с учителями?

2 учащихся читают стихотворение «Добрые слова» (О. Дриз)

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу
«С добрым утром» – я кричу.

«Добрый день!» – кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» – так встречаю
Всех домой идущих к чаю.

2 учащихся читают стихотворение А. Яшина

Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
«С добрым утром!»,
«Добрый вечер!»,
«Доброй ночи» говорим.

Даже стае журавлиной,
Улетающей от нас,
По обычаям старинным
Мы кричим:
«В счастливый час!»

– Мы говорили сегодня, что по-разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни – встречу с другим человеком. И всё-таки общее тут есть.

– Что же здесь общее?

………………………………..

Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание:

«Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья». Вот что означает простое обыкновенное «здравствуйте!»

– Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение:

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы,
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуй!», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

– Вот видите, вы поздоровались и «на капельку радостней сделалась жизнь».

Правда, многое тут зависит ещё и от того, как вы поздоровались.

Входит мальчик Филипп:

– С этими здоровканьями – одни неприятности.

Я уже скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, «Здрасьте!» кричу. И мне же ещё выговор делают: «До чего же ты, Филипп, некультурный – просто ужас»

– Хотите посмотреть, как Филипп здоровается?

2 учащихся инсценируют такую ситуацию: Бежит Филипп по улице: руки в карманах, кепка на глаза надвинута, воротник поднят, ногой бьёт по консервной банке. Навстречу ему соседка. Он на бегу ей кричит «дрась!» и мчится дольше вперёд. А Соседка только руками развела и тяжело вздохнула «Учат их, учат, а толку мало».

– Как вы думаете, почему Филиппа называют некультурным, хотя он со всеми всегда здоровается?

………………………………..

4. Знакомство с новыми устойчивыми формулами речевого этикета.

– Леопольд очень доволен вашими знаниями.

Но он хочет, чтобы вы знали ещё больше различных приветствий и предлагает поиграть в игру «Цетик — семицветик».

На лепестках написаны приветствия:

  • Добро пожаловать!
  • Какая приятная встреча!
  • Рад вас видеть!
  • Мы уже с вами виделись сегодня!
  • Как жизнь?
  • Как идут ваши дела?
  • Как Ваше здоровье?

Вызванный ученик подходит к доске, снимает один лепесток и объясняет, в какой ситуации используется это приветствие.

5. Решение коммуникативно–ситуативных задач.

– Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

– На улице вы встретили пожилого соседа по дому, которого давно не видели. Какие слова вы добавите к вашему приветствию?

Вечером родители пришли с работы. Должны ли вы их приветствовать? Какие слова помогут вам показать, что вы рады их видеть?

– Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли с ними здороваться? Как это сделать?

– Можно ли вместо «Здравствуй» говорить «привет»?

Посмотрите следующую сценку «В школе».

В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя. Проходя мимо, Олег вежливо говорит: «Здравствуйте, Борис Сергеевич».

– Всё правильно сделал Олег?

………………………………..

6. Подведение итогов.

– Сегодня мы говорили о словах приветствия.

А сейчас Леопольд хочет проверить, как вы знаете другие волшебные слова.

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого….(спасибо)

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит….(добрый день)

Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы ………(спасибо)

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят ….(до свидания).

Надо знать как дважды два
Все волшебные слова.

Литература:

  1. Бушелёва В.В. Поговорим о воспитанности. Петрозаводск, «Карелия», 1991 г.
  2. Формановская Н.И. «Вы сказали: «Здравствуйте!»

20.06.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Материалы для проведения этических бесед “Вежливость” для детей детского сада

Материалы для проведения этических бесед

Вежливость

С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в об­щении. Расширяется круг людей, с которыми контактирует ребенок. Постепенно уточняются правила вежливого обращения, дети осваи­вают новые формулы вежливости.

Но в некоторых ситуациях ребенок отказывается пользоваться вежливыми словами. Например, он может не извиниться, так как не считает себя виноватым: «А что я такого сделал? А что я тако­го сказал?» Эти слова не произносятся ребенком, но суть эмоцио­нального отношения к ситуации именно такая. Причин этому мо­жет быть несколько. Одна из них заключается в том, что в семье ребенок редко слышит слова извинения, благодарности, поэтому он стесняется их произносить, внутренне относясь к ним как к чему-то необязательному, формальному, непривычному. Нельзя также ис­ключать отсутствие твердой связи правила с ситуацией. Выработка соответствующего навыка требует напоминаний, обращения к кон­кретным примерам, правилам. Образы литературных героев помо­гают стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные.

Зачем говорят «здравствуй» (4-5 лет)

В ходе беседы воспитатель напоминает детям вежливые слова, разъ­ясняет, что они выражают доброе отношение к другим людям. Педагог начинает беседу с вопросов:

  • Что вы говорите, приходя утром в детский сад?

  • Кому вы говорите «здравствуйте»?

  • Что вы говорите вечером, когда уходите домой?

  • Все ли знают эти слова и всегда ли о них вспоминают — это мы узнаем из небольшого рассказа о Винни Пухе и Кролике.

Винни Пух решил навестить своего друга Кролика. Он знал, что Кролик ходил в школу вежливых наук и хотел узнать, что это такое. Подойдя к домику Кролика, Пух открыл дверь, вошел и громко крикнул: «Я пришел узнать, в какую школу ты ходил». Кролик любил Пуха, но не любил тех, кто был невежлив.

  • Пух, почему ты не сказал мне «здравствуй»?

  • Но ведь мы же друзья, — удивился Пух.

  • А разве другу ты не хочешь пожелать здоровья? — обиделся Кролик. Кролик рассказал Пуху обо всем, что узнал в школе вежливости. Теперь, когда Винни Пух и Кролик встречались, они всегда говорили друг Другу «здравствуй», то есть желали друг другу здоровья, а когда расстава­лись, говорили «до свидания».

Завершая беседу, педагог уточняет:

  • Говоря «здравствуй», мы выражаем свое дружеское расположе­ние, хорошее отношение к собеседнику.

  • Слово «до свидания» говорит о том, что друзья хотят увидеться вновь. Это свидетельствует об их добром отношении друг к другу.

Праздник вежливости (4-5 лет)

В ходе беседы воспитатель обращает внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.

— Представьте себе, — обращается к детям воспитатель, — что лю­ди вдруг забыли слова вежливости. И тогда… Что тогда будет? О том,что бывает, когда люди перестают быть вежливыми, вы узнаете из
сказки «Праздник вежливости».

Одна злая волшебница решила поссорить людей. Она заколдовала их, и они забыли все вежливые слова. Встретились соседи утром и ничего друг другу не сказали, не поздоровались. «Какой невежливый! Не буду больше с ним раз­говаривать», — подумал каждый из них. Так люди перестали говорить друг с другом, перестали помогать друг другу, перестали дружить друг с другом. Плохо всем стало жить, одиноко, скучно. И однажды в этот город пришел путник из другой страны. Встретил он первого жителя и сказал: «Здравст­вуйте», встретил другого и его поприветствовал и третьему тоже сказал: «Здравствуйте». Вспомнили люди главное вежливое слово и снова стали каждый день здороваться друг с другом. Вспомнили они и другие слова: «до свидания», «спасибо».

Жители города устроили праздник, салют, приготовили угощение. Только злая волшебница не радовалась, но сделать ничего не могла и уш­ла навсегда из города в дремучий лес.

—Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, доб­рые и очень-очень нужные. Давайте вместе повторим вежливые сло­ва: «здравствуй», «до свидания», «спасибо».

Воспитатель читает детям стихотворение Г. Ладонщикова:

Петя ловко ловит рыбу,

Может плотик смастерить.

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить!

  • Чему Петя научился?

  • Чему Петя должен учиться?

  • Теперь вам известно, что надо не только знать вежливые слова, но и уметь их говорить, когда это необходимо.

В свободное время воспитатель предлагает детям инсценировать следующую ситуацию: кукла с медвежонком приходят в гости к зай­чику; зайчик угощает друзей, затем они прощаются и уходят. По хо­ду игры-инсценировки дети используют вежливые слова.

Чего не знал воробышек

(4-5 лет)

В беседе педагог напоминает детям правила вежливого обращения.

—У волшебных слов много своих секретов, которые не всегда нам
известны, — начинает беседу воспитатель. — Один из них мы сейчас

узнаем.

Рассвело. В небе сияло солнышко. Просыпаясь, радовались ему молодые воробышки. Они прыгали, кричали солнышку: «Здравствуй! Здравствуй!» «Здравствуй!» — говорили они друг другу, встречаясь на лету. Старая во­робьиха с любовью смотрела на воробышков, сидя на высокой ветке де­рева. Она была довольна, что о них, таких маленьких, уже можно сказать: вежливые детки. Один из воробышек подлетел к воробьихе и прочири­кал: «Здравствуй». Воробьиха огорчилась: «Ты знаешь одно правило. Это хорошо. Но ты не знаешь еще одного правила». «Какого? — удивился во­робышек. — Я все знаю».

—Какого правила еще не знает маленький воробышек? Как воро­бышек должен обратиться к воробьихе? (Здравствуйте.)

Педагог предлагает детям вспомнить, как они здороваются со взрос­лыми, как обращаются к ним. Из ответов детей следует, что к стар­шим надо обращаться на «вы» и говорить им «здравствуйте».

Вежливая просьба (5-6 лет)

В ходе этой беседы воспитатель помогает детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой.

Педагог начинает беседу о Павлике (по рассказу В. Осеевой «Вол­шебное слово»; позднее можно прочитать это произведение целиком). Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не вы­полнял его просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на скамейке и с оби­дой думал о том, что сестра не дала ему краски, бабушка не дала пирожок и прогнала с кухни, а брат не взял кататься на лодке. Вдруг он увидел старичка, который направлялся к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, почему он такой грустный. Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что его никто не жалеет. Старичок хитро улыбнулся и пообещал, что откроет ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сдела­ет его просьбы выполнимыми.

  • Кто догадался, какое слово надо сказать, чтобы просьба была выполнена? (Пожалуйста.)

  • Всегда ли слово «пожалуйста» помогает исполниться желаемо­му? Что еще нужно, чтобы оно стало действительно волшебным?

  • Слово «пожалуйста» могло и не помочь Павлику. Старичок пре­дупредил мальчика, что это слово нужно произносить тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься с просьбой. Только тогда оно станет волшебным. Поэтому Павлик, глядя в глаза сестре, попросил тихим голосом: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста». (Педагог просит детей повторить, что и как сказал Павлик сестре (2—3 индивидуаль­ных ответа).) Затем он обратился к бабушке: «Бабушка, дай мне ку­сочек пирожка, пожалуйста». Павлик получил краски и попробовал пирожок. Волшебное слово и то, как его сказал Павлик, подейство­вало даже на брата. Он взял Павлика кататься на лодке.

В свободное время воспитатель организует игры детей, в которых они используют вежливые слова, обращаясь друг к другу.

Фея учит вежливости (5-6 лет)

В процессе беседы воспитатель вместе с детьми вспоминает пра­вила вежливого обращения.

—Некоторые дети, — начинает беседу воспитатель, — не знают пра­
вил вежливости (как Павлик из рассказа «Волшебное слово» В. Осее­
вой). А некоторые знают эти правила, но не выполняют их. Мамам
и папам бывает очень обидно, когда их детей называют невоспи­
танными.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токма­ковой и придумать ему название.

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то, как на грех,

Говорится чаше всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

И по целым дням

Ей мама

Про него

Твердит упрямо:

— Почему

Такой пустяк

Не запомнишь

Ты никак?

Но молчит она как рыба

Вместо каждого… (спасибо)1.

  • Нужно ли учить Машу говорить «спасибо»? Зачем?

  • Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости. Но не у всех это получается. Послушайте, что решили сделать родители, чтобы научить своих детей вежливости.

Однажды родители решили обратиться к старичку, который помог Пав­лику стать вежливым. Этот старичок был знаком с одной доброй Феей. Она обещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невеж­ливых детей в сказочный город. Но предупредила, что помочь она сможет только тем, кто действительно захочет узнать правила вежливости и кто будет их выполнять.

Когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость. В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители. Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте», а прощаясь — «до свидания». Если они обращались с просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста». За помощь, угощение благодарили словом «спасибо». Когда все дети научились вежливости, их щеки стали обычного цвета. Счастливые родители захотели чем-нибудь отблагодарить Фею, но она отказалась: «Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда — ваша радость».

  • Как по-другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, вол­шебные…)

  • Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.

В свободное время можно организовать игру «Город вежливых». Одним из условий этой игры является использование слов, которые дети усвоили в беседе.

Еще один секрет вежливости (6-7 лет)

В ходе этой беседы воспитатель напоминает детям о том, что об­щаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

—Вспомните, какое волшебное слово узнал Павлик и как оно ему
помогло? (В. Осеева. «Волшебное слово».) А как нужно было произ­
нести это слово? (Тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься.)

А вот как повел себя Буратино, когда пришел на урок к Мальвине. (Сцена из пьесы А. Толстого «Золотой ключик».)

Мальвина (приветливо). Здравствуйте, дети!

Буратино (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте! Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино? Буратино. Невеселый и все. А тебе что от меня надо?

Мальвина (с обидой). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?

Буратино.А что я тебе такого сказал?

Мальвина. Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной го­воришь, что неприятно даже слушать и отвечать. Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

Мальвина.Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло!

Буратино. Подумаешь — тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал? А раз­ве я один так разговариваю и шучу? Есть такие ребята, которые даже на­зывают друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина? Мальвина. Очень хорошо, Буратино.

Затем воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

  • Как Буратино оправдывал свое поведение? (Другие тоже быва­ют грубыми.)

  • Что придумал Буратино, чтобы исправиться? (Просто станем все лучше.)

  • Какие принято говорить слова, когда хотят извиниться за гру­бость, шалость? (Простите, извините, прошу прощения.) Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении.

Воспитатель читает отрывок стихотворения А. Шибаева «Добрые слова» и предлагает детям отгадать слово, которое герой хотел услы­шать от Вити:

Встретил Витю я, соседа, — Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда, Налетел из-за угла!

Что Витя должен был сказать соседу?

Но — представьте — зря от Вити Ждал я слова... (извините).

  • Витя не извинился? Как мы его назовем? (Невежливый.)

  • А теперь послушайте стихотворение «Я не плачу» (Г. Ладонщиков) и подумайте, что мальчик хотел сказать маме.

Мама сильно рассердилась,

Без меня пошла в кино.

Жалко мне, что так случилось,

Но не плачу все равно.

Я за шалости наказан,

Справедливо, может быть,

Только я прошенья сразу

Не решился попросить.

А теперь сказал бы маме:

«Ну прости в последний раз!» Я не плачу, слезы сами,

Сами катятся из глаз.

  • Почему мальчик плачет? (Он наказан за шалости. Мама сердит­ся, она не взяла его в кино.)

  • О чем жалеет мальчик? (Мальчик сразу не попросил у мамы про­щения.)

  • Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а злое слово может сделать человеку больно. Неда­ром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит».

Воспитанность и вежливость (6-7 лет)

Воспитатель вместе с детьми вспоминает правила вежливости. В хо­де беседы выясняется, что вежливый человек не только пользуется веж­ливыми словами, но и с их помощью выражает свое отношение к ок­ружающим, что умение хорошо относиться к окружающим, проявлять к ним уважение называется воспитанностью.

Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из произведения Г. Остера «Зарядка для хвоста»:

  • Воспитание, что это? — спросила мартышка.

  • Это много чего, — сказала бабушка. — В двух словах не скажешь. Ну вот ты, мартышка. Если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь?

  • Спелый банан? — уточнила мартышка.

  • Очень спелый, — кивнула бабушка.

  • Съем! — сказала мартышка.

Бабушка неодобрительно покачала головой.

  • Сначала скажу «спасибо», — поправилась мартышка. — А потом съем!

  • Ну что ж, ты поступишь, как вежливая мартышка! — сказала бабушка.

  • Но вежливость — это еще не все воспитание! Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!

  • А вдруг он его возьмет?! — испугалась мартышка.

Слоненок ничего не сказал, но про себя он тоже подумал, что если пред­ложить банан товарищу, то никакой товарищ от банана не откажется, ес­ли, конечно, он умный, этот товарищ.

—Нет! Воспитанной быть не интересно! — сказала мартышка.

—А ты попробуй! — Бабушка сорвала спелый и сочный банан и протянула его мартышке: — Попробуй!

—Что пробовать? — спросила мартышка. — Банан? Или быть воспитанной?

Бабушка ничего не ответила. Мартышка посмотрела на банан, потом на бабушку. Потом опять на банан. Банан был очень спелый и удивительно вкусный на вид.

  • Большое спасибо! — сказала мартышка и уже открыла рот, чтобы съесть банан, как вдруг заметила, что на нее очень внимательно смотрит слоненок. Вернее, не на нее, а на ее банан. Мартышка смутилась. — Ты ведь не очень любишь бананы? — спросила она слоненка. — Ты ведь, на­верно, их почти совсем не любишь, правда?

  • Нет, почему же? — возразил слоненок. — Я их довольно сильно люблю.

Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы по прочитан­ному произведению:

  • Почему мартышке не понравилось быть воспитанной? (Надо де­литься бананом.)

  • Как мартышка спросила слоненка, любит ли он бананы? Какой ответ она хотела услышать? Что ответил слоненок на вопрос мартышки?

  • Как должна была поступить мартышка, чтобы про нее сказали «воспитанная»?

  • Давайте дочитаем эту сказку и узнаем, как поступила мартышка.

—Да? — сказала мартышка упавшим голосом. — Ну, тогда — на!

И мартышка отдала слоненку свой банан. Слоненок сказал «спасибо» и стал очищать банан от кожуры. К слоненку подошел попугай. Слоненок вздохнул и положил перед попугаем очищенный банан.

—Бери! Это тебе! — сказал слоненок.

Попугай поблагодарил слоненка, взял банан и понес его удаву.

  • Удав, — сказал попугай. — Прими от меня этот прекрасный банан!

  • Я принимаю его от тебя с глубокой благодарностью! — сказал удав, взял банан и протянул его мартышке.

Сначала мартышка очень удивилась, а потом сильно обрадовалась.

—Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно!

—Как вы думаете, что было дальше. (Педагог подводит детей к
мысли, что нужно разделить банан на всех.)

В свободное время можно сделать инсценировку по этой сказке.

infourok.ru

Этнические беседы( Тема: “Вежливость”). – 10 Марта 2015 – Блог

                              Этические беседы на тему «Вежливость»

Цель: ребёнок должен уметь пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные.

 

Занятие №1  Тема: «Зачем говорят «здравствуй» (5 -6лет).

Цель: в ходе беседы напомнить детям вежливые слова, разъяснить, что они выражают доброе отношение к другим людям.

Вопросы к детям:

Что вы говорите, когда приходят к нам утром в детский дом гости или другие взрослые?

Кому вы говорите ещё «здравствуйте»?

Что вы говорите вечером, когда уходят они домой?

Все ли знают эти слова и всегда ли о них вспоминают – это мы узнаем из небольшого рассказа о Вини – Пухе и Кролике.

Вини- Пух решил навестить своего друга Кролика. Он знал, что Кролик ходил в школу вежливых наук и хотел узнать, что это такое.

Подойдя к домику Кролика, Пух открыл дверь, вошел и громко крикнул: «Я пришел узнать, в какую школу ты ходил». Кролик любил Пуха, но не любил тех, кто был невежлив.

Пух, почему ты не сказал мне «здравствуй»?

Но ведь мы же друзья, – удивился Пух.

А разве другу ты не хочешь пожелать здоровья? – обиделся Кролик.

Кролик рассказал Пуху обо всем, что узнал в школе вежливости. Теперь, когда Вини- Пух и Кролик встречались, они всегда говорили друг другу «здравствуй», то есть желали друг другу здоровья, а когда расставались, говорили «до свидания».

Завершая беседу уточнить с детьми: говоря «здравствуй», мы выражаем свое дружеское расположение, хорошее отношение к собеседнику;

слово «до свидания» говорит о том, что друзья хотят увидеться вновь, это свидетельствует об их добром отношении друг к другу.

 

Занятие №2 Тема: «Праздник вежливости» (5- 6 лет).

Цель: в ходе беседы обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.

Беседа с детьми: Представьте себе, что люди вдруг забыли слова вежливости. Что бывает, когда люди перестают быть вежливыми, вы узнаете из сказки «Праздник вежливости».

Одна злая волшебница решила поссорить людей. Она заколдовала их, и они забыли все вежливые слова. Встретились соседи утром и ничего друг другу не сказали, не поздоровались. «Какой невежливый! Не буду больше с ним разговаривать», – подумал каждый из них. Так люди перестали говорить друг с другом, перестали помогать друг другу, перестали дружить друг с другом. Плохо всем стало жить, одиноко, скучно. И однажды в этот город пришел путник из другой страны. Встретил он первого жителя и сказал: «Здравствуйте», встретил другого и его поприветствовал и третьему тоже сказал: «Здравствуйте». Вспомнили люди главное вежливое слово и снова стали каждый день здороваться друг с другом. Вспомнили они и другие слова: «до свидания», «спасибо». Жители города, устроили праздник, салют, приготовили угощение. Одна злая волшебница не радовалась, но сделать ничего не могла и ушла навсегда из города в дремучий лес.

– Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, добрые и очень-очень нужные. Давайте вместе повторим вежливые слова: «здравствуй», «до свидания», «спасибо».

Воспитатель читает детям стихотворение Г. Ладонщикова:


 

Петя ловко ловит рыбу,

Может плотик смастерить.

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить!

Чему Петя научился?

Чему Петя должен учиться?


 

Теперь вам известно, что надо не только знать вежливые слова,
но и уметь их говорить, когда это необходимо. 
В свободное время предложить детям инсценировать следующую ситуацию: кукла с медвежонком приходят в гости к зайчику; зайчик угощает друзей, затем они прощаются и уходят. По ходу игры-инсценировки дети используют вежливые слова.

 

Занятие №3 Тема: «Чего не знал воробышек» (5-6 лет).

Цель: в беседе напомнить детям правила вежливого обращения.

У волшебных слов много своих секретов, которые не всегда нам известны. Один из них мы сейчас узнаем.

Рассвело. В небе сияло солнышко. Просыпаясь, радовались ему молодые воробышки. Они прыгали, кричали солнышку: «Здравствуй! Здравствуй!» «Здравствуй!» – говорили они друг другу, встречаясь на лету. Старая воробьиха с любовью смотрела на воробышков, сидя на высокой ветке дерева. Она была довольна, что о них, таких маленьких, уже можно сказать: вежливые детки. Один из воробушков подлетел к воробьихе и прочирикал: «Здравствуй». Воробьиха огорчилась: «Ты знаешь одно правило. Это хорошо. Но ты не знаешь еще одного правила». «Какого? – удивился воробышек. – Я все знаю».

Какого правила еще не знает маленький воробышек? Как воробышек должен обратиться к воробьихе? (Здравствуйте). Предложить детям вспомнить, как они здороваются с взрослыми, как обращаются к ним. Из ответов детей следует, что к старшим надо обращаться на «вы» и говорить им «здравствуйте».

 

Занятие № 4 Тема: «Вежливая просьба» (5-6 лет).

Цель: в ходе этой беседы помочь детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой.

Ход беседы: с рассказа о Павлике (В. Осеева «Волшебное слово», можно прочитать это произведение).

Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не выполнял его просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на скамейке и с обидой думал о том, что сестра не дала ему краски, бабушка прогнала с кухни, а брат не взял кататься на лодке. Вдруг он увидел старичка, который направлялся к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, почему он такой грустный. Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что его никто не жалеет. Старичок хитро улыбнулся и пообещал, что откроет ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сделает его просьбы выполнимыми.

Кто догадался, о каком волшебном слове идет речь? (Пожалуйста.)

Да, слово «пожалуйста» помогает исполниться желаемому. Но достаточно ли этого? (Ответы детей.)

Слово «пожалуйста» могло и не помочь Павлику. Старичок предупредил мальчика, что это слово нужно произносить тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься с просьбой. Только тогда оно станет волшебным. Поэтому Павлик, глядя в глаза сестре, попросил тихим голосом: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста». (Педагог просит детей повторить, что и как сказал Павлик сестре (2-3 индивидуальных ответа).) Затем он обратился к бабушке: «Бабушка, дай мне кусочек пирожка, пожалуйста». Павлик получил краски и попробовал пирожок. Волшебное слово и то, как его сказал Павлик, подействовало даже на брата. Он взял Павлика кататься на лодке.

В свободное время организовать игры детей, в которых они используют вежливые слова, обращаясь, друг к другу.

 

Занятие № 5 Тема: «Фея учит вежливости» (5-6 лет).

Цель: в процессе беседы вместе с детьми вспомнить правила вежливого обращения.

Ход беседы: Некоторые дети, не знают правил вежливости (как Павлик из рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой). А некоторые знают эти правила, но не выполняют их, бывает очень обидно, когда детей называют невоспитанными.

Предложить детям послушать стихотворение И. Токмаковой и придумать ему название.


 

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

И по целым дням ей мама,

Про него твердит упрямо:

Почему такой пустяк

Не запомнишь ты никак?

Но молчит она, как рыба,

Вместо каждого… (спасибо)


 

Нужно ли учить Машу говорить «спасибо»? Зачем?

Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости. Но
не у всех это получается. Послушайте, что решили сделать родители,
чтобы научить своих детей вежливости. 
Однажды родители решили обратиться к старичку, который помог Павлику стать вежливым. Этот старичок был знаком с одной доброй Феей. Она обещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невежливых детей в сказочный город. Но предупредила, что помочь она сможет только тем, кто действительно захочет узнать правила вежливости и кто будет их выполнять. 
Когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость. В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители. Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте», а прощаясь – «до свидания». Если они обращались с просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста». За помощь, угощение благодарили словом «спасибо». Когда все дети научились вежливости, их щеки стали обычного цвета. Счастливые родители захотели чем-нибудь отблагодарить Фею, но она отказалась: «Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда – ваша радость».

Как по-другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные…)

Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.

В свободное время организовать игру «Город вежливых».

 

Занятие № 6 Тема: «Еще один секрет вежливости» (5-6лет).

Цель: в ходе этой беседы напомнить детям о том, что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

Ход беседы: Вспомните, какое волшебное слово узнал Павлик и как оно ему помогло? (В. Осеева. «Волшебное слово».) А как нужно было произнести это слово? (Тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься).

А вот как повел себя Буратино, когда пришел на урок к Мальвине. (Сцены из пьесы А. Толстого «Золотой ключик»).

Мальвина (приветливо). Здравствуйте, дети!

Буратино (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте! Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино? Буратино. Невеселый и все. А тебе что от меня надо?

Мальвина (с обидой). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь? Буратино. А что я тебе такого сказал?

Мальвина. Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло!

Буратино. Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал? А разве я один так разговариваю и шучу? Есть такие ребята, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина. Очень хорошо, Буратино.

Затем воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

Как Буратино оправдывал свое поведение? (Другие тоже бывают грубыми.)

Что придумал Буратино, чтобы исправиться? (Просто станем все лучше.)

Какие принято говорить слова, когда хотят извиниться за грубость, шалость? (Простите, извините, прошу прощения.) Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении.

Воспитатель читает отрывок стихотворения А. Шибаева «Добрые слова» и предлагает детям отгадать слово, которое герой хотел услышать от Вити:

Встретил Витю я, соседа

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда

Налетел из-за угла!

Что Витя должен был сказать соседу?

Но – представьте – зря от Вити Ждал я слова… (извините).

Витя не извинился? Как мы его назовем? (Невежливый.)


 

А теперь послушайте стихотворение «Я не плачу» (Г. Ладонщиков) и подумайте, что мальчик хотел сказать маме.


 

Мама сильно рассердилась,

Без меня пошла в кино.

Жалко мне, что так случилось,

Но не плачу все равно.

Я за шалости наказан,

Справедливо, может быть,

Только я прощенья сразу

Не решился попросить.

А теперь сказал бы маме:

«Ну прости в последний раз!»

Я не плачу, слезы сами,

Сами катятся из глаз.


 

Почему мальчик плачет? (Он наказан за шалости. Мама сердится, она не взяла его в кино.)

О чем жалеет мальчик? (Мальчик сразу не попросил у мамы прощения.)

Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится
тепло на сердце, а злое слово может сделать человеку больно. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». 
 

Занятие №7 Тема: «Воспитанность и вежливость» (5-6 лет). 


Цель: вспомнить правила вежливости, в ходе беседы выяснить, что вежливый человек не только пользуется вежливыми словами, но и с их помощью выражает свое отношение к окружающим, что умение хорошо относиться к окружающим, проявлять к ним уважение называется воспитанностью. 
Ход беседы: предложить детям послушать отрывок из произведения Г. Остера «Зарядка для хвоста»:

Воспитание, что это? – спросила мартышка.

Это много чего, – сказала бабушка. – В двух словах не скажешь. Ну вот ты, мартышка. Если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь?

Спелый банан? – уточнила мартышка.

Очень спелый, – кивнула бабушка.

Съем! – сказала мартышка.

Бабушка неодобрительно покачала головой.

Сначала скажу «спасибо», – поправилась мартышка. – А потом съем!

Ну что ж, ты поступишь, как вежливая мартышка! – сказала бабушка.

Но вежливость – это еще не все воспитание! Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!

А вдруг он его возьмет?! – испугалась мартышка.

Слоненок ничего не сказал, но про себя он тоже подумал, что если предложить банан товарищу, то никакой товарищ от банана не откажется, если, конечно, он умный, этот товарищ.

Нет! Воспитанной быть не интересно! – сказала мартышка.

А ты попробуй! – Бабушка сорвала спелый и сочный банан и протянула его мартышке: – Попробуй!

Что пробовать? – спросила мартышка. – Банан? Или быть воспитанной?

Бабушка ничего не ответила. Мартышка посмотрела на банан, потом на бабушку. Потом опять на банан. Банан был очень спелый и удивительно вкусный на вид.

Большое спасибо! – сказала мартышка и уже открыла рот, чтобы съесть банан, как вдруг заметила, что на нее очень внимательно смотрит слоненок. Вернее, не на нее, а на ее банан. Мартышка смутилась. Ты ведь не очень любишь бананы? – спросила она слоненка.

Ты ведь, на верно, их почти совсем не любишь, правда?

Нет, почему же? – возразил слоненок. – Я их довольно сильно люблю.

Вопросы по прочитанному произведению:

Почему мартышке не понравилось быть воспитанной? (Надо делиться бананом.)

Почему мартышка спросила слоненка, любит ли он бананы? Что ответил слоненок на вопрос мартышки?

Как должна была поступить мартышка, чтобы про нее сказали «воспитанная»?

Давайте дочитаем эту сказку и узнаем, как поступила мартышка.

Да? – сказала мартышка упавшим голосом. – Ну, тогда – на!

И мартышка отдала слоненку свой банан. Слоненок сказал «спасибо» и стал очищать банан от кожуры. К слоненку подошел попугай. Слоненок вздохнул и положил перед попугаем очищенный банан. Бери! Это тебе! – сказал слоненок.

Попугай поблагодарил слоненка, взял банан и понес его удаву.

Удав, – сказал попугай. – Прими от меня этот прекрасный банан!

Я принимаю его от тебя с глубокой благодарностью! – сказал удав, взял банан и протянул его мартышке. Сначала мартышка очень удивилась, а потом сильно обрадовалась. Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно!

Как вы думаете, что было дальше. (Педагог подводит детей к мысли, что нужно разделить банан на всех.)

В свободное время сделать инсценировку по этой сказке.

malishokrm5.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *