Беседы в начальной школе по нравственному воспитанию – Беседы по нравственному воспитанию – классному руководителю, прочее

Содержание

Конспекты бесед по духовно-нравственному воспитанию для 1-2 класса

ЧОУРО НЕРПЦ (МП) «Православная гимназия

им. серафима Саровского г.Дзержинска»

Выполнила : уч.нач.классов Кумбрасьева А.Е.

БЕСЕДА

«ЕСЛИ ДОБРЫЙ ТЫ…»

Цели:

  1. Учить размышлять о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера, способствовать глубокому проживанию темы.

  2. Раскрыть смысл понятия “доброта”.

  3. Развивать творческие возможности детей.

Ход беседы

На доске написаны слова: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». Педагог предлагает прочитать их про себя, а затем включает отрывок из мультфильма «Фунтик и Беладона», песенку о доброте.

Далее детям задается вопрос «Вы прочитали пословицу на доске, прослушали песню из мультфильма, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?»

Педагог зачитывает стихотворение:

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

 

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…

 Обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.

Учитель предлагает детям вспомнить случаи из жизни, были случаи, когда их обижали. (ответы детей)

У. – Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.)

Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили? (Ответы детей.)

У. – А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы детей.)

У. А теперь поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

У.В Евангелии от Матфея сказано: «…во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.

Далее дети разбиваются на четыре группы и пробуют составить пословицы, из предложенных слов.

Про доброе дело говори смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Худо жить без ласкового слова.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

Далее дети зачитывают пословицы и пробуют объяснить их смысл.

Педагог зачитывает рассказ В. Донникова «Канавка»

Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит.

Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном – чуть не упала.

– А чтоб тебя! – рассердилась она на канавку. – Вот сколько молока пролила!

А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки – платье запачкала.

– Противная канавища! – топнула девочка ногой и убежала.

Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? – думает он. – Из неё птицы воду пьют. Возле незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»

Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток…сделал переход.

Теперь можно было переходить спокойно.

Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.

И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!

Примерные вопросы: Для кого постарался Витя, когда сделал переход через канавку? Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его хорошем поступке?

Учитель предлагает вспомнить народные сказки, где добро побеждает зло и добрый человек становиться счастливее, чем тот, кто хотел достичь своей цели злым способом.

Далее педагог спрашивает: «Какие добрые поступки можем сделать мы?» (дети предлагают свои варианты, учитель записывает на доске)

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого- то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому — то, кому — то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

infourok.ru

Духовно-нравственное воспитание в начальной школе

Забота о нравственном здоровье молодежи – стратегическая задача не только семьи, но и государства, поскольку это основа безопасности страны. В восстановлении традиционной нравственной культуры значимое место принадлежит работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Условия, которые для этого необходимы:

  • развитие в единстве чувств, сознания, поведения детей;
  • усилия воспитателей по приобщению ребят к разнообразной полезной деятельности;
  • содействие развитию в школьном коллективе гуманистических отношений, создание ситуаций, когда воспитанники поставлены перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора.

Значение воспитания нравственности для общества

Морально-нравственная обстановка многих семей, общества в целом оставляет желать лучшего. Характерными причинами такой ситуации можно назвать отсутствие постоянной культурно-досуговой работы, здоровая физическая подготовка молодежи подменяется псевдонаукой о безопасном сексе, в школе отсутствует патриотическое воспитание, а политика государства скорее разрушает накопленный десятилетиями ценный педагогический опыт.

Процессы усиливаются мощным потоком пропаганды насилия, разврата, алкоголя при полном отсутствии у государственных и правоохранительных органов действенных методов для изменения ситуации.

В современной системе образования духовно-нравственному развитию уделяется чрезвычайно малое внимание. Спасением для страны должно стать восстановление научной, художественной, традиционной религиозной культуры. Гармония и красота, построенные на православно-христианских принципах – главный рычаг в преодолении кризиса в образовании, культуре, внутреннем мире человека.

Основными критериями, позволяющими судить о нравственной воспитанности детей, могут служить:

  • гордость за свою Родину;
  • умение быть полезным, обслуживать себя;
  • стремление к добрым взаимоотношениям, любовь к чтению, труду;
  • умение выбирать друзей, не подводить близких;
  • критическое отношение к своим недостаткам;
  • желание сохранять общественные ценности, родную природу;
  • помощь близким, товарищам, инвалидам;
  • творческое отношение к учебе и самостоятельной работе, участие в общественных мероприятиях.

Роль школы и личности учителя в духовном и нравственном воспитании

Нынешние дети сильно отличаются от школьников, что были даже 10 лет назад. Они более осведомлены, самоуверенны, чаще бывают склонны переоценивать свою информированность, пренебрегают авторитетами, чужим мнением, для них характерны поверхностные чувства, нежелание задумываться. Очень часто национальная, гражданская принадлежность для учеников начальных классов мало что значит, значение школьной жизни, образования тоже теряют значение. Литературные герои, известные соотечественники, учителя перестают быть нравственными образцами.

Мысли о будущей профессии мало связаны с бескорыстным служением другим, жизненные ориентации меркантильны, сознание детей направлено на личные интересы, кумирами становятся певцы, футболисты, банкиры, герои из боевиков.

Правильно организованная школьная жизнь активно противодействует примерам аморального и разрушительного поведения, которые захватывают детское сознание посредством компьютерных игр и телепередач.

В стенах школы моделируется культурное пространство, где абсолютным приоритетом являются традиционные нравственные начала. Но ценности высокой культуры воспринимаются ребенком только через собственную деятельность.

💬

Урок – это не что-то индивидуальное, а место коллективных переживаний и действий, где детьми накапливается нравственный опыт, они учатся работать самостоятельно, слушать, сопоставлять, отстаивать мнение, помогать другим.

Для младших школьников учитель во многом образец подражания в манерах и отношении к детям. Если в классе царствует душевность, отзывчивость, преподаватель заботится о своих подопечных, то такими же становятся и взаимоотношения между одноклассниками. Старшие, как и в семье, должны уделять внимание не только успехам детей в чтении и математике, но и их духовно-нравственному развитию, воспитание и процесс обучения в начальной школе связаны неразрывно.

Организация духовно-нравственного развития

По мере взросления детям приходится искать ответы на вечные вопросы о том, что есть семья и Отечество, милосердие, честь, почему необходимо придерживаться правил, уважать закон. Понимание смысла ответов приобретает личностный смысл для ребенка, становится воспитательной задачей школы. Для решения этих задач привлекаются следующие рычаги:

  • общеобразовательные дисциплины;
  • художественные произведения;
  • современные периодические публикации, телепрограммы;
  • фольклор, культура народов, населяющих Россию;
  • традиции, жизненный опыт семьи;
  • личная практика в рамках социальных и культурных мероприятий;
  • различные источники научной информации.

Теоретические основы учебных программ, содержание учебников предполагают использование пласта культурологических знаний, дающих представление о многонациональности российского общества.

💬

Одно из важных условий полноценного духовно-нравственного созревания – соблюдение принципа равноценности детства и социализации, одновременное раскрытие внутреннего и внешнего реального мира. С одной стороны, ребенку необходимо нравственное здоровье личности, с другой – возможность бесконфликтного взаимодействия с другими людьми.

Уроки литературы

Суть работы учителя – организовать полноценное восприятие детьми тех произведений, которые они читают. В процессе обсуждения случаев из жизни героев, рассуждений над их взаимоотношениями с людьми, природой, выяснений важных жизненных вопросов младшие школьники знакомятся с миром посредством искусства, у них формируется должное отношение к людям, труду.

Малыша не испугать серьезными вопросами. Современные дети в жизни порой сталкиваются с довольно сложными проблемами. Чем раньше они начнут задумываться об истоках любви и ненависти, порядочности, добра, тем лучше. Чувство участия, сопереживания воспитывают гораздо лучше назиданий и нравоучений.

История и краеведение

Учащиеся мало знают о родном крае, его прошлом и настоящем. Организация краеведческой работы поможет осознать свое место в мире, формирует гражданственность. Знания ребят о родном крае, его ресурсах, знаменитых земляках, важных исторических событиях убеждают в необходимости заботливого отношения к природе, уважения к истории.

Знакомство с идеями православия

Согласно православному мировоззрению, смысл жизни человека, его семейного бытия – воплощение высоких духовных установок, хранителем которых всегда была православная церковь. Принципы, которые она проповедует, обладают высокими образовательными, воспитательными возможностями.

Стержень духовно-нравственного воспитания — идеи основных конфессий, что существуют в России. Главной целью учебных предметов, которые представлены в виде изучения истории религии или культуры – помочь детям понять непреходящую актуальность тех мудрых советов, которые противостоят разрушению, помогают встать на путь жертвенности, самоотдачи.

Внеклассная работа

Основная работа по духовно-нравственному воспитанию во время внеурочной деятельности проводится в форме игр, экскурсий, тематических классных часов, различных занятий клубного типа или рассказов, этических бесед.

Малышам трудно сфокусироваться на большом количестве целей, поэтому лучше выбрать что-то одно.

Мероприятия по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе

Мероприятия лучше разделить по подгруппам:

Познание

Сюда относят различные интеллектуальные игры, работу по заполнению рейтинговых таблиц. Ребятам необходимы беседы, направленные на возбуждение интереса к учебе по таким темам: «О чем не написано в учебнике», «Выдающиеся женщины-ученые», «О людях науки».

Главное не давить на детей, а развить у них интерес к учебе, желание развиваться.

Ценностные ориентиры

Скучные классные часы, сухие беседы не смогут дать должного патриотического воспитания, не научат основам этикета. Гораздо более интересны, познавательны виртуальные путешествия, онлайн-игры.

Детям полезно услышать подлинные истории о патриотических поступках из уст ветеранов. Правила этикета закрепляются под контролем классного руководителя во время обеда, внеклассных мероприятий с выходом в город или на природу.

Необходимость труда

Осознание важности труда прививается детям во время небольших дежурств, генеральных уборок класса, пришкольной территории. Дополнительным подспорьем выступят классные часы на тему призвания, выбора будущей профессии, посещения местной фабрики, завода, организация школьной ярмарки.

Общественная польза

У этой группы бесед и мероприятий задача помочь осознать каждому ученику, что он должен быть полезен кому-то в реальной жизни. Это может быть шефство над более младшими школьниками, кроликом, котенком. С классным руководителем дети посещают приюты, детские дома, больницы.

Развлечь малышей, рассказать им сказку, помочь больному с обедом – эти занятия не только воспитывают сострадание, но становятся решающим фактором при выборе будущей профессии.

Творческие занятия

Поездки по родному краю, местам боев, тематические вечера на тему прихода осени, Масленицы, показы мод, встречи с поэтами и композиторами развивают у школьников интерес к творческим занятиям.

Уверенности в себе будущим творцам придаст неподдельный интерес окружающих к его творениям. Ребенку важно выражение восхищения, чрезмерная критика или игнор разрушают желание рисовать, выступать в драматическом кружке.

Укрепление здоровья

Регулярные спортивные состязания и классные часы на тему правил сохранения здоровья – полезное начинание. Чтобы ребятам было интересно принимать участие в играх, поездках в оздоровительные лагеря, походах, к ним тщательно готовят реквизит, плакаты, проводят сравнительную диагностику показателей здоровья «до» и «после».

Свободное время младших школьников может быть посвящено занятиям в тематических кружках, спортивных секциях. Для ненавязчивого контроля учителя могут использовать проведение анкетирования или метод обсуждения. Только здесь важно, чтобы такая «беседа» не превратилась в монолог учителя или разговор исключительно в среде детей.

vospitanie.guru

“Беседы по социально-нравственному воспитанию”

Методические разработки.

Материал по социально – нравственному воспитанию детей.

Не важно, кем ребенок будет в будущем, когда он вырастит – колхозником, ученым, учителем или бизнесменом, главное чтобы он вырос ЧЕЛОВЕКОМ созидателем, а не прожигателем жизни!

Беседа «Наши имена»

Цели:

1. Рассказать об именах, о правилах знакомства. 
2. Совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверстниками.        
3. Воспитывать уважение к имени другого человека. 
У каждого из вас есть имя, правда? Зачем оно вам? Зачем люди дают друг другу имена? (Люди дают имена,  чтобы отличать одного человека  от другого, различать людей.) 
Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя? 
Вы иногда кричите друг другу:  «Эй, ты, иди-ка сюда!». Это обидно, оскорбительно и очень невежливо. Хорошо ли так звать человека? Вы отзываетесь, когда вас так зовут? Не надо отзываться, если вас кто-то зовет таким образом. 
Но иногда вы хотите к кому-то обратиться, а имени не знаете. Как поступить в этом случае? Надо спросить имя, познакомиться. Вы умеете знакомиться? Давайте немножко поиграем. Представьте себе, что вы не знаете друг друга и очень хотите узнать имя. Как вы это сделаете? (Воспитатель вызывает двух детей, желательно активных, и предлагает им узнать имена друг друга.) 
– Как тебя зовут? 
– Меня зовут Саша: А тебя как зовут? 
– А меня зовут Вова. 
Хорошо, дети, имя вы узнали. Но, к сожалению, показали себя не очень вежливыми. Во-первых, если вы хотите познакомиться, то надо улыбнуться, сделать жест головой или рукой, подчеркивающий это желание. Во-вторых, имя называют целиком. Кто подскажет, как правильно назвать себя? В-третьих, после знакомства говорят: «Очень приятно было с Вами (с тобой) познакомиться». Или просто: «Очень приятно». Давайте-ка попробуем еще раз, уже без ошибок. 
Обратиться к человеку можно так: «Я хочу с тобой (с Вами) познакомиться. Давай(те) познакомимся!» 
Ответные реплики бывают такие: «Рад нашему знакомству. Сердечно рад с тобой (с Вами) познакомиться». 
Еще важно запомнить, что надо подать друг другу руку и пожать ее. Если знакомятся девочка и мальчик, то первой руку подает девочка. 
(Можно еще раз повторить сцену знакомства с введением новых формул знакомства и жестов). 
Итак, имя мы узнали. Но тут еще одна загадка. Вот послушайте стихотворение. Оно называется «Сколько имен у подружки, у Оли?». Может кто-то из вас догадается, сколько? 
Сколько имен у подружки, у Оли? 
Как бы, друзья, не запутаться  тут.
Олей зовут эту девочку в школе,
Олечкой папа и мама зовут. 
Олюшкой тетя ее называет. 
«Олька!» – кричит озорник во дворе. 
Кто же, скажи-ка мне, посчитает, 
Сколько имен у подруги моей? 
Правильно, имя у Оли одно, а другие формы – это варианты имени. Официальный вариант, полное имя, какое? 
Верно, так ее называют в школе или в другой официальной обстановке. А почему папа и мама, родственники, называют ее Олечка, Олюшка? 
Да, это ласкательные формы имени. Вспомните, как называют вас ваши родители, бабушки, дедушки. А почему озорник кричит: «Олька!»? Это культурная форма имени? Нет, конечно, это невежливо. Вы называете друг друга «Петька», «Танька», «Сашка»? Я думаю, нет. Ведь если вы так к кому-нибудь обратитесь, все сразу поймут, что вы человек невоспитанный. 
Мы узнали, что бывают имена полные и неполные. 
Хорошо ли вы знаете полные и неполные формы одного и  того же имени? Я назову полную, а вы подберете к нему неполные формы. Их ведь несколько, да? 
Екатерина – Катя, Катюша, Катенька. 
Людмила – Люда, Людочка, Мила, Милочка, Людмилка. 
Елена – Лена, Леночка, Аленка, Аленушка. 
Сергей – Сережа, Сереженька, Сережечка. 
Владимир – Вова, Вовочка, Володя, Володечка. 
Теперь, наоборот, я называю неполную форму, а вы полную.  
Яша, Яшенька – Яков. 
Тема, Темочка – Артем. 
Коля, Николенька, Колечка – Николай. 
Настенька, Настюша – Анастасия. 
Леша, Алешенька – Алексей . 
Леня, Ленечка – Леонид. 
Давайте еще раз вернемся к этикету знакомства. Не всегда бывает достаточно назвать только имя. Если вы хотите, чтобы вас отличали от других Саш, Вань, Тань, то назовите не только имя, но и фамилию. Теперь я познакомлю вас еще с одной формой этикета: знакомство через посредника. Посредником называют человека, который знает двух незнакомых между собой людей и представляет их друг другу. 
(Педагог вызывает троих детей, один из них будет посредником и познакомит двух других.) 
Не забывайте, что выражение лица у всех должно быть доброжелательным, знакомьтесь с улыбкой и, пожав друг другу руки, не забудьте сказать, что вам очень приятно было познакомиться. 
Посредник:  Я хочу познакомить тебя со своим другом (братом, сестрой) Петровым Александром (Сашей). А это мой сосед, Смирнов Сергей. Разреши познакомить тебя … 
Посредник может сказать только первую фразу «Разрешите познакомить вас … »), а участники знакомства представляются друг другу сами, жмут руки и говорят «очень приятно». 
Вы усвоили этикет знакомства и теперь сможете узнать имя и фамилию другого человека. Я уверена, что сегодня вы стали более образованными и воспитанными. 
2. Игра «Имена людей» 
Все дети берут по бумажной ромашке; вспоминают, как их называют друзья, воспитатель записывает на лепестках. 
Например:      

 

 

 

 

 

3. Заучивание стихотворения «Сколько имен у подружки, у Оли?».

Беседа «Наши фамилии»

Цели:

Дать представление о происхождении фамилий.

Развивать любознательность.

Воспитывать интерес к прошлому.

1.Моя фамилия – Нечаева. Она появилась от старого русского глагола «чаять» – ждать. В современном языке есть слово нечаянно, оно значит неожиданно. В старину так называли последних детей в семье. Все дети выросли, все уже взрослые, но родился еще один ребенок, которого вроде и не ждали. А если очень ждали, то называли Жданом. 
Кто из вас знает значение своей фамилии? 
Еще лет 150- 200 назад у большинства людей фамилий не было, были прозвища и отчества, Петров, Николаев, Сидоров – это сыновья Петра, Николая и Сидора. Значит, у Васильева, был пра-пра-пра-прадедушка, которого звали Василием. Если фамилия Васькин, то и пра-пранра-прадедушку звали Васькой. 
Давайте вместе придумаем фамилии от русского имени Иван. Я начинаю: Иванов, Ванюшин, Ванечкин. Продолжайте! 
Какие интересные фамилии получались от прозвищ! 
Если у человека были белые волосы, его могли прозвать Беляк, и фамилия получалась … 
Если ноги длинные, как у журавля, получится … Некоторые фамилии произошли от названия профессий: Плотников, Кузнецов, Гончаров. Некоторые – от названий мест, где жил человек. Например, Московский или Москвичев. Как вы думаете, когда родился пра-прапрадедушка человека по фамилии Зимин? 
Некоторые фамилии разгадать легко, а некоторые трудно, потому что в их основе лежат старые русские слова. Например, фамилия Ушакова происходит от слова «утаю» человек небольшого роста. 
Есть ученые, которые разгадывают происхождение имен и фамилий. Наука эта называется ономастика. Необязательно вам запоминать это слово. Может быть, когда вы станете взрослыми, кто-то из вас будет заниматься этой интересной наукой.

 2. Заучивание стихотворения 
– Девочка Эмилия, 
Как твоя фамилия? 
– Милая фамилия, – 
Говорит Эмилия. 
– Как же она пишется, 
Милая фамилия?
– Так же, как и слышится, – 
Говорит Эмилия. 
– Как же у родителей
У твоих фамилия?
– Так же, как и у меня, – 
Говорит Эмилия, – 
Только вот у папы – Милый, 
А у мамы – Милая…

3. Домашнее задание (раб. с родителями) Узнайте у родителей значения ваших фамилий.

Беседа  «Россия – наша Родина»

1.Детям предлагается обсудить следующие вопросы: 
Что такое Родина? Как называется наша Родина? Назовите столицу нашей Родины.
Нужно ли заботиться о Родине? Как? 
Почему говорят, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому? 
Мой добрый дом
Уютно в доме и тепло, 
В нем много радости и шума, 
Он не умеет быть угрюмым 
Мне с нашим домом повезло. 
По воскресеньям на площадках 
Туда-сюда жильцы снуют,
 Одни – выходят на зарядку,
 Другие – песенки поют. 
Играют папы вместе с нами, 
А мамы пироги пекут 
И угощают нас тортами 
Все в доме воскресенья ждут. 
Весь день к соседям в гости ходим, 
Давно мы с ними дружбу водим, 
Улыбки, шутки дарим им 
Гордимся домом мы своим! 
Но понедельник наступает, 
И шумный дом наш замирает. 
У всех забот полным-полно, 
Но не грустит дом все равно. 
В нем наши бабушки и деды 
Для внуков стряпают обеды, 
Квартиры моют, чинят что-то, 
В нем каждый день кипит работа!

Что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой? Дружит ли ваша семья со своими соседями? 
Как вы думаете, что радует, а что огорчает ваш дом?

2. Упражнение в названии домашнего адреса, номера телефона (индивидуально  с каждым ребенком в течение дня)

КТО Я ТАКОЙ

Цель: развить самосознание детей: знать полное имя, отчество, фамилию, адрес, телефон, страну, родной язык и сведения о родителях (фамилию, имя, отчество и место работы). 
Словарь: сведения, национальность, страна, гражданин.

П е д а г о г. Дети, сегодня мы с вами поговорим об очень важных вещах. Давно-давно, когда была война, совсем молодого солдата ранило – и он потерял память: он забыл, как его зовут, свою фамилию, домашний адрес. И много-много лет врачи в госпитале, где он лежал, звали его словом «солдат». 
Как вы думаете, что переживал этот человек, что он чувствовал? Представьте себе, что где-то

infourok.ru

Урок на тему “Система работы по нравственному воспитанию в начальной школе”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 7»

города Норильска Красноярского края

Из опыта работы
«Система работы по нравственному воспитанию

в начальной школе»

подготовили

учитель начальных классов высшей категории

Махонина Наталья Николаевна

учитель начальных классов высшей категории

Николина Эльвира Николаевна

г. Норильск

2011

Тема: «Система работы по нравственному воспитанию в начальной школе»

(Из опыта работы учителей высшей категории

МБОУ «Гимназия №7» Махониной Н.Н. и Николиной Э.Н.)

Цель:

Создание  системы  формирования нравственных ориентиров для младших школьников.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучение личности ребёнка.

  2. Взаимодействие с педагогами дополнительного образования, школьным психологом.

  3. Взаимодействие с семьями учащихся.

Как известно, воспитание в школе – непрерывный и систематический процесс воздействия учителя на ученика не только во время учебы, но и вне урока. А учитель начальной школы является еще и классным руководителем.

Одной из распространенных форм работы классного руководителя со школьниками является классный час. Каждый учитель знает: эффективно провести классный час значительно сложнее, чем дать хороший урок. В подготовке классного часа уже со второго класса дети принимают самое активное участие: находят пословицы, рисуют, разучивают стихи, песни; с третьего класса готовят сообщения, выпускают газеты. Всего в месяц проходит 4 классных часа по расписанию. В нашей системе классный час по нравственному воспитанию обязательно проводится 1 раз в месяц. Если есть необходимость, то и чаще. Все зависит от подбора детей в классе и сложившихся непредвиденных ситуаций. Главное в воспитании не жалеть ни сил, ни времени для формирования и закрепления нравственных качеств у детей.

Предлагаем коллегам тематику классных часов по нравственному воспитанию с 1 по 4 класс.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования. Кроме уроков и традиционных классных часов, у нас есть возможность продолжить эту работу в группе продленного дня. Программа «50 уроков о добрых качествах» под редакцией А. Лопатиной применяется на занятиях с 1 класса. Проводимые уроки состоят из сказок, игр, бесед и заданий, направленных на глубокое проживание той или иной темы, на развитие творческого потенциала детей. Ребята учатся высказывать свои суждения, работать в группах, учатся излагать свои мысли в творческой форме. Дети любят эти уроки доброты и всегда ждут их с нетерпением.

Приведем несколько тем данных воспитательных уроков:

  • «Взаимопонимание».

  • «Великодушный поступок».

  • «Трудно ли быть добрым».

  • «Как найти друга».

  • «Тропа милосердия».

  • «Любовь матери» и др.

Незаменимым помощником в нравственном воспитании детей является участие детей в благотворительных акциях, проводимых в гимназии и в городе. Такие как «Подари ребенку праздник», «Помоги пойти учиться», «Подари учебник школе», «Наши ветераны», «Добрая дорога детства». Главное в данном мероприятии – активное участие всех или большинства детей и обязательная оценка их участия. Это может быть Благодарственное письмо детям от администрации школы или отражение данного мероприятия в классном уголке, где будут указаны фамилии детей, принявших участие в данном мероприятии, да и просто запись в дневнике слова благодарности от учителя.

Особенно трогательно и нежно проходит участие детей в сборе передачи долго болеющему ребенку. Дети пишут добрые письма, рисуют веселые рисунки и желают скорейшего выздоровления. Заболевшие дети хранят эти письма и благодарят своих одноклассников за поддержку и внимание.

Хорошей традицией в наших классах стало оформление альбома детям, уезжающим на «материк». В альбоме каждая страница принадлежит одному ученику, где он помещает свою фотографию, свой адрес и красивую открытку или рисунок с пожеланиями и добрыми словами на память. Все это воспитывает в детях чуткое отношение друг к другу, к товарищам и учит дружить и ценить дружбу.

Кроме того, во внеклассной работе всегда стараемся использовать возможности дополнительных образовательных учреждений:

театра им. В. Маяковского, картинной галереи, музея, Детского дома творчества, станции юных техников, боулинга «Африка», игрового комплекса «Лимпопо», кинотеатров «Арт» и «Родина». Организаторами и помощниками всех экскурсий являются родители, так как воспитание и обучение детей в школе не может проходить без их непосредственного участия. Именно они должны стать верными помощникам учителя на долгие школьные годы. На родительских собраниях постоянно ведется просветительная работа в вопросе воспитания детей доверием, примером, праздником, совместными делами.

Но организация взаимодействия с родителями требует от классного руководителя соблюдения определенных правил:

  • Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен.

  • Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку.

  • Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.

  • Изучение семей должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Поэтому, принимая детей в первый класс, стараемся изучить атмосферу в семье, взаимоотношения детей и взрослых. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей – является классное родительское собрание. Из 4 собраний в учебном году одно всегда посвящаем нравственному воспитанию детей. Учитель сам вправе выбрать необходимую тему.

Тематика родительских собраний по нравственному воспитанию может быть различной в зависимости от класса. Но цели воспитание при этом остаются неизменными. В своей работе используем следующую тематику :

1 класс:

  • «Трудности адаптации первоклассника к школе».

  • «Нравственный микроклимат семьи – основа формирования личности ребенка».

  • «Пусть будет добрым ум у Вас и сердце умным будет».

  • «Причины и последствия детской агрессии»

  1. класс:

    • «Воспитание культуры поведения у младших школьников»

    • « Как вырастить ребенка нравственным? »

    • «О детской дружбе. Ваш ребенок и его друзья».

    • «Воспитание милосердия».

3 класс:

  • « Почему дети лгут? Проблемы нравственности».

  • «Как научить своего ребенка жить в мире людей? Уроки этики поведения для детей и родителей».

  • «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром».

4 класс:

    • «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня».

    • «Что делать если… Ситуации для обсуждения с родителями».

    • «О родных и близких людях с любовью».

    Вся эта система работы дает положительные результаты уже к середине 1 класса. Учителя, работающие в наших классах, отмечают высокий уровень сознательной дисциплины, организованности, высокой учебной мотивации. Дети отзывчивые, добрые, умеющие сопереживать, способные принять решение в непростой для них ситуации.

    Ежегодно в нашей гимназии проходит конкурс «Лучший класс гимназии» с вручением переходящего кубка «Малая семерка». По итогом соревнования в 2006 году кубок был вручен классу Николиной Э.Н., а в 2007 году кубок перешел классу Махониной Н. Н.

    Занимаясь воспитанием подрастающего поколения, всегда нужно помнить замечательные слова В.А. Сухомлинского: «Все дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру, учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так) – в результате будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать». Так не пожалеем ни сил, ни времени, чтобы воспитать этого Человека.

    Список использованной литературы

    1. Н.И. Дереклеева «Новые родительские собрания».

    2. И. А.Каирова «Азбука нравственного воспитания».

    3. Л.Р. Болотина «Методика внеклассной работы в начальных классах».

    4. О.С.Богданова «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками».

    5. Н.А.Касаткина «Уроки знаний. Классные часы»

    6. О.С.Богданова «Методика воспитательной работы в начальных классах»

    7. Л.Н.Дрозд «Нравственное воспитание в семье»

    8. О.С.Богданова «Воспитание культуры поведения учащихся»

    9. Журналы «Воспитание школьника», «Начальная школа», «Завуч начальной школы», «Педсовет», «Педагогическое творчество».

Тема

Художественные произведения

Форма работы

  1. 1

Друзья Мойдодыра

Стихотв. «Письмо Тувима». «Мойдодыр» К. Чуковский

Чтение. Мультфильм.

Анализ.

  1. 2

О доброте и отзывчивости.

В.Воровьев «Мама», записи песен о маме, рисунки, фотографии

Чтение рассказа. Беседа о прочитанном.

Стихи и песни о маме.

Волшебные слова.

С. Маршак «Ежели вы вежливы». А. Барто «Любочка»

Анализ ситуации. Ролевые игры.

Помни о других.

С. Маршак «Почта»

Игра «Почта»

Ты и твои товарищи

С. Косов «Терешка»

Чтение. Беседа о прочитанном. Привести примеры из жизни.

Уважай свое время и время других

«Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин

Чтение. Пословицы о времени. Какие бывают часы?

Каждой вещи свое место

«Маша-растеряша» Л. Воронкова

Чтение. Беседа.

Инсценирование.

Правила обязательные для всех.

«Телефон» К. Чуковский

Просмотр мультфильма. Беседа.Практикум.

  1. 1

Любить все живое

Я.Сербин «Лесное происшествие»

Чтение. Конкурс рисунков «Мое любимое животное»

Тема

Художественные произведения

Форма работы

1

Друзья Мойдодыра

М. Разумовская. «Димка – санитар»

Знакомство с произв.

Выборы санитаров класса.

2

О доброте и отзывчивости.

Б. Емельянов «Мамины руки», рисунки,

Чтение рассказа. Беседа о прочитанном.

Пословицы о маме.

3

Ежели вы вежливы.

В. Морозов «Неблагодарные»

Инсценировка.

4

Помни о других

«Хорошие товарищи» С. Михалков.

Чтение. Обсуждение ситуации.

5

Ты и твои товарищи

«Ежик» О.Высотская

6

Уважай свое время и время других

А. Кумм «Обещалкин»

Ситуации из твоей жизни

7

Каждой вещи свое место

«Перчатки» О. Бедарев

8

Правила обязательные для всех.

«Почему телефон занят?» А.Барто

Практическое занятие

9

Любить все живое.

А.Обрывалин «Чалый»

Чтение. Рассказы детей из жизни. Конкурс рисунков «Мое любимое животное»

Тема

Художественные произведения

Форма работы

1

Друзья Мойдодыра

В. Лифшиц Неряха»

Практическое занятие Конкурс модельеров

2

О доброте и отзывчивости

П.Гультяй «Шурик»,

Чтение. Обсуждение ситуации. Письмо больному другу

.

3

Волшебные слова.

«Чего нельзя, того нельзя» В. Осеева

Ситуации из твоей жизни

4

Помни о других

«Навестила» В.Осеева

диспут

5

Ты и твои товарищи

«Самое страшное»

Е. Пермяк

Придумай свое окончание рассказа

6

Уважай свое время и время других

«Стыдно»

И. Токмакова

Ситуации, когда тебе было стыдно

7

Каждой вещи свое место

«Твое хозяйство» Ю.Коринец

практикум

8

Правила обязательные для всех.

«Вася Хохолков»

О. Дмитриев

Составление правил

9

Любить все живое

«Наши младшие друзья»

Викторина «Мое любимое животное»

Тема

Художественные произведения

Форма работы

1

Друзья Мойдодыра

В. Осеева «Пуговица»

Утренник

2

О доброте и отзывчивости

П.Гультяй «Морской кортик»

Чтение. Прослушивание песни кота Леопольда. Сочинение «Что значит быть добрым»

3

Волшебные слова

«Перемена» Б.Заходер

Праздник

4

Помни о других

В. Лифшиц «Разговор»

Викторина

5

Ты и твои товарищи

С. Маршак «Друзья-товарищи»

Диспут

6

Уважай свое время и время других

А.Барто «В театре»

Выход в театр.

7

Каждой вещи свое место

«Пенал» Ю.Коренец

Практикум

8

Правила обязательные для всех.

«Мишины гости» Е, Ильина.

9

Любить все живое

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Чтение. Сообщения детей, фотографии «Мое любимое животное»

doc4web.ru

Урок на тему “Система работы по нравственному воспитанию в начальной школе”

Здесь Вы можете скачать Урок на тему “Система работы по нравственному воспитанию в начальной школе” для предмета : Педагогика.
Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 7»

города Норильска Красноярского края

Из опыта работы
«Система работы по нравственному воспитанию

в начальной школе»

подготовили

учитель начальных классов высшей категории

Махонина Наталья Николаевна

учитель начальных классов высшей категории

Николина Эльвира Николаевна

г. Норильск

2011

Тема: «Система работы по нравственному воспитанию в начальной школе»

(Из опыта работы учителей высшей категории

МБОУ «Гимназия №7» Махониной Н.Н. и Николиной Э.Н.)

Цель:

Создание  системы  формирования нравственных ориентиров для младших школьников.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучение личности ребёнка.

  2. Взаимодействие с педагогами дополнительного образования, школьным психологом.

  3. Взаимодействие с семьями учащихся.

Как известно, воспитание в школе – непрерывный и систематический процесс воздействия учителя на ученика не только во время учебы, но и вне урока. А учитель начальной школы является еще и классным руководителем.

Одной из распространенных форм работы классного руководителя со школьниками является классный час. Каждый учитель знает: эффективно провести классный час значительно сложнее, чем дать хороший урок. В подготовке классного часа уже со второго класса дети принимают самое активное участие: находят пословицы, рисуют, разучивают стихи, песни; с третьего класса готовят сообщения, выпускают газеты. Всего в месяц проходит 4 классных часа по расписанию. В нашей системе классный час по нравственному воспитанию обязательно проводится 1 раз в месяц. Если есть необходимость, то и чаще. Все зависит от подбора детей в классе и сложившихся непредвиденных ситуаций. Главное в воспитании не жалеть ни сил, ни времени для формирования и закрепления нравственных качеств у детей.

Предлагаем коллегам тематику классных часов по нравственному воспитанию с 1 по 4 класс.

1 класс

Тема

Художественные произведения

Форма работы

  1. 1

Друзья Мойдодыра

Стихотв. «Письмо Тувима». «Мойдодыр» К. Чуковский

Чтение. Мультфильм.

Анализ.

  1. 2

О доброте и отзывчивости.

В.Воровьев «Мама», записи песен о маме, рисунки, фотографии

Чтение рассказа. Беседа о прочитанном.

Стихи и песни о маме.

Волшебные слова.

С. Маршак «Ежели вы вежливы». А. Барто «Любочка»

Анализ ситуации. Ролевые игры.

Помни о других.

С. Маршак «Почта»

Игра «Почта»

Ты и твои товарищи

С. Косов «Терешка»

Чтение. Беседа о прочитанном. Привести примеры из жизни.

Уважай свое время и время других

«Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин

Чтение. Пословицы о времени. Какие бывают часы?

Каждой вещи свое место

«Маша-растеряша» Л. Воронкова

Чтение. Беседа.

Инсценирование.

Правила обязательные для всех.

«Телефон» К. Чуковский

Просмотр мультфильма. Беседа.Практикум.

  1. 1

Любить все живое

Я.Сербин «Лесное происшествие»

Чтение. Конкурс рисунков «Мое любимое животное»

2 класс

Тема

Художественные произведения

Форма работы

1

Друзья Мойдодыра

М. Разумовская. «Димка – санитар»

Знакомство с произв.

Выборы санитаров класса.

2

О доброте и отзывчивости.

Б. Емельянов «Мамины руки», рисунки,

Чтение рассказа. Беседа о прочитанном.

Пословицы о маме.

3

Ежели вы вежливы.

В. Морозов «Неблагодарные»

Инсценировка.

4

Помни о других

«Хорошие товарищи» С. Михалков.

Чтение. Обсуждение ситуации.

5

Ты и твои товарищи

«Ежик» О.Высотская

6

Уважай свое время и время других

А. Кумм «Обещалкин»

Ситуации из твоей жизни

7

Каждой вещи свое место

«Перчатки» О. Бедарев

8

Правила обязательные для всех.

«Почему телефон занят?» А.Барто

Практическое занятие

9

Любить все живое.

А.Обрывалин «Чалый»

Чтение. Рассказы детей из жизни. Конкурс рисунков «Мое любимое животное»

3 класс

Тема

Художественные произведения

Форма работы

1

Друзья Мойдодыра

В. Лифшиц Неряха»

Практическое занятие Конкурс модельеров

2

О доброте и отзывчивости

П.Гультяй «Шурик»,

Чтение. Обсуждение ситуации. Письмо больному другу

.

3

Волшебные слова.

«Чего нельзя, того нельзя» В. Осеева

Ситуации из твоей жизни

4

Помни о других

«Навестила» В.Осеева

диспут

5

Ты и твои товарищи

«Самое страшное»

Е. Пермяк

Придумай свое окончание рассказа

6

Уважай свое время и время других

«Стыдно»

И. Токмакова

Ситуации, когда тебе было стыдно

7

Каждой вещи свое место

«Твое хозяйство» Ю.Коринец

практикум

8

Правила обязательные для всех.

«Вася Хохолков»

О. Дмитриев

Составление правил

9

Любить все живое

«Наши младшие друзья»

Викторина «Мое любимое животное»

4 класс

Тема

Художественные произведения

Форма работы

1

Друзья Мойдодыра

В. Осеева «Пуговица»

Утренник

2

О доброте и отзывчивости

П.Гультяй «Морской кортик»

Чтение. Прослушивание песни кота Леопольда. Сочинение «Что значит быть добрым»

3

Волшебные слова

«Перемена» Б.Заходер

Праздник

4

Помни о других

В. Лифшиц «Разговор»

Викторина

5

Ты и твои товарищи

С. Маршак «Друзья-товарищи»

Диспут

6

Уважай свое время и время других

А.Барто «В театре»

Выход в театр.

7

Каждой вещи свое место

«Пенал» Ю.Коренец

Практикум

8

Правила обязательные для всех.

«Мишины гости» Е, Ильина.

9

Любить все живое

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Чтение. Сообщения детей, фотографии «Мое любимое животное»

Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования. Кроме уроков и традиционных классных часов, у нас есть возможность продолжить эту работу в группе продленного дня. Программа «50 уроков о добрых качествах» под редакцией А. Лопатиной применяется на занятиях с 1 класса. Проводимые уроки состоят из сказок, игр, бесед и заданий, направленных на глубокое проживание той или иной темы, на развитие творческого потенциала детей. Ребята учатся высказывать свои суждения, работать в группах, учатся излагать свои мысли в творческой форме. Дети любят эти уроки доброты и всегда ждут их с нетерпением.

Приведем несколько тем данных воспитательных уроков:

  • «Взаимопонимание».

  • «Великодушный поступок».

  • «Трудно ли быть добрым».

  • «Как найти друга».

  • «Тропа милосердия».

  • «Любовь матери» и др.

Незаменимым помощником в нравственном воспитании детей является участие детей в благотворительных акциях, проводимых в гимназии и в городе. Такие как «Подари ребенку праздник», «Помоги пойти учиться», «Подари учебник школе», «Наши ветераны», «Добрая дорога детства». Главное в данном мероприятии – активное участие всех или большинства детей и обязательная оценка их участия. Это может быть Благодарственное письмо детям от администрации школы или отражение данного мероприятия в классном уголке, где будут указаны фамилии детей, принявших участие в данном мероприятии, да и просто запись в дневнике слова благодарности от учителя.

Особенно трогательно и нежно проходит участие детей в сборе передачи долго болеющему ребенку. Дети пишут добрые письма, рисуют веселые рисунки и желают скорейшего выздоровления. Заболевшие дети хранят эти письма и благодарят своих одноклассников за поддержку и внимание.

Хорошей традицией в наших классах стало оформление альбома детям, уезжающим на «материк». В альбоме каждая страница принадлежит одному ученику, где он помещает свою фотографию, свой адрес и красивую открытку или рисунок с пожеланиями и добрыми словами на память. Все это воспитывает в детях чуткое отношение друг к другу, к товарищам и учит дружить и ценить дружбу.

Кроме того, во внеклассной работе всегда стараемся использовать возможности дополнительных образовательных учреждений:

театра им. В. Маяковского, картинной галереи, музея, Детского дома творчества, станции юных техников, боулинга «Африка», игрового комплекса «Лимпопо», кинотеатров «Арт» и «Родина». Организаторами и помощниками всех экскурсий являются родители, так как воспитание и обучение детей в школе не может проходить без их непосредственного участия. Именно они должны стать верными помощникам учителя на долгие школьные годы. На родительских собраниях постоянно ведется просветительная работа в вопросе воспитания детей доверием, примером, праздником, совместными делами.

Но организация взаимодействия с родителями требует от классного руководителя соблюдения определенных правил:

  • Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен.

  • Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку.

  • Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.

  • Изучение семей должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Поэтому, принимая детей в первый класс, стараемся изучить атмосферу в семье, взаимоотношения детей и взрослых. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей – является классное родительское собрание. Из 4 собраний в учебном году одно всегда посвящаем нравственному воспитанию детей. Учитель сам вправе выбрать необходимую тему.

Тематика родительских собраний по нравственному воспитанию может быть различной в зависимости от класса. Но цели воспитание при этом остаются неизменными. В своей работе используем следующую тематику :

1 класс:

  • «Трудности адаптации первоклассника к школе».

  • «Нравственный микроклимат семьи – основа формирования личности ребенка».

  • «Пусть будет добрым ум у Вас и сердце умным будет».

  • «Причины и последствия детской агрессии»

  1. класс:

    • «Воспитание культуры поведения у младших школьников»

    • « Как вырастить ребенка нравственным? »

    • «О детской дружбе. Ваш ребенок и его друзья».

    • «Воспитание милосердия».

3 класс:

  • « Почему дети лгут? Проблемы нравственности».

  • «Как научить своего ребенка жить в мире людей? Уроки этики поведения для детей и родителей».

  • «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром».

4 класс:

    • «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня».

    • «Что делать если… Ситуации для обсуждения с родителями».

    • «О родных и близких людях с любовью».

    Вся эта система работы дает положительные результаты уже к середине 1 класса. Учителя, работающие в наших классах, отмечают высокий уровень сознательной дисциплины, организованности, высокой учебной мотивации. Дети отзывчивые, добрые, умеющие сопереживать, способные принять решение в непростой для них ситуации.

    Ежегодно в нашей гимназии проходит конкурс «Лучший класс гимназии» с вручением переходящего кубка «Малая семерка». По итогом соревнования в 2006 году кубок был вручен классу Николиной Э.Н., а в 2007 году кубок перешел классу Махониной Н. Н.

    Занимаясь воспитанием подрастающего поколения, всегда нужно помнить замечательные слова В.А. Сухомлинского: «Все дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру, учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так) – в результате будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать». Так не пожалеем ни сил, ни времени, чтобы воспитать этого Человека.

    Список использованной литературы

    1. Н.И. Дереклеева «Новые родительские собрания».

    2. И. А.Каирова «Азбука нравственного воспитания».

    3. Л.Р. Болотина «Методика внеклассной работы в начальных классах».

    4. О.С.Богданова «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками».

    5. Н.А.Касаткина «Уроки знаний. Классные часы»

    6. О.С.Богданова «Методика воспитательной работы в начальных классах»

    7. Л.Н.Дрозд «Нравственное воспитание в семье»

    8. О.С.Богданова «Воспитание культуры поведения учащихся»

    9. Журналы «Воспитание школьника», «Начальная школа», «Завуч начальной школы», «Педсовет», «Педагогическое творчество».

    docbase.org

    Классные часы по теме “Духовно-нравственное воспитание с использованием художественной литературы” для 1-4 кл. – Внеклассная работа – Начальные классы

    Кучевская Ольга
    Владиславовна

    Учитель начальных
    классов

    ГБОУ СОШ №58
    Приморского района г. Санкт-Петербурга

    Классные часы
    по духовно – нравственному воспитанию
    с использованием художественной
    литературы

    Изменения в социальной жизни нашей
    страны, перемены в области просвещения
    делают особенно актуальными проблемы
    духовности, морали, этики. Это учитывается
    в современных школьных образовательных
    стандартах. Результатом обучения в
    начальной школе должно стать формирование
    у учащихся «умения учиться». Школа
    должна формировать УУД для применения
    знаний, умений и навыков в любой жизненной
    ситуации, обеспечить возможность каждому
    ученику самостоятельно осуществлять
    деятельность учения. При этом именно
    личностные УУД, сформированные в
    соответствии с ФГОС НОО, позволяют
    личности определять социально
    востребованные задачи как значимые.
    Личностные УУД делят на 3 блока:

    1)самоопределение

    2)смыслообразование

    3)нравственно – этического оценивания

    Третий блок – линия нравственного
    развития личности. В начальной школе
    особую значимость, на наш взгляд,
    приобретают занятия (классные часы)
    связанные с этической проблематикой и
    вопросами культуры поведения. По
    сравнению с этапом дошкольным значительно
    расширяются контакты с окружающим
    миром, ширится круг общения, в определенной
    мере меняется социальная роль ребенка,
    усложняются сами жизненные ситуации,
    в которые попадает школьник.

    Важно организовать ряд занятий, которые
    формируют личностные качества, где на
    конкретных примерах, доступных детскому
    восприятию раскрыть сущность нравственных
    отношений между людьми. Личностные УУД
    обеспечивают развитие способности
    соотносить свои поступки с общепринятыми
    этическими и моральными нормами,
    способности оценивать свое поведение
    и поступки, понимание моральных норм:
    взаимопомощи, правдивости, честности,
    ответственности, установки на здоровый
    и безопасный образ жизни, в том числе и
    в информационной деятельности.

    Творчески работающие педагоги понимают,
    какую уникальную возможность для
    развития личности ребёнка дает классный
    час, если его грамотно подготовить и
    провести. Именно здесь педагог получает
    возможность прямого диалога с учащимися
    по жизненно важным проблемам. Самый
    благодатный материал – литературные
    образы, поэтому на каждом занятии
    используется много произведений детской
    художественной литературы. Многие
    тексты по литературному чтению несут
    духовно – нравственный смысл, являются
    источником нравственных знаний. Они не
    в декларативно – плакатной, а в
    эмоционально – увлекательной форме, в
    конкретных жизненных ситуациях раскрывают
    такие понятия, как доброта, порядочность,
    вежливость, воспитанность, благородство,
    правдивость, чистосердечность, стремление
    к красоте, желание помогать тем, кто в
    этом нуждается.

    Художественные тексты для чтения
    подбираются на основе развития в детях
    высоконравственных качеств, воспитания
    в них чувства доброты, помощи, отзывчивости,
    сопереживания, сочувствия. В этом
    возрасте дети хорошо понимают и очень
    чутко относятся к рассуждению о добре,
    справедливости, правде и проявлению
    самых благородных чувств. В детях все
    это есть, задача учителя, как развить
    эти чувства, а порочные удалять. Кроме
    этого, художественный материал подбирается
    и с точки зрения его объёма, формы,
    образности, силы воздействия на
    эмоциональную сферу слушателя. Можно
    сказать так: художественный текст должен
    быть не столько понятен и доступен,
    сколько приятен и образен.

    Каждое новое художественное произведение
    нужно преподносить детям как радость,
    которую они испытают при восприятии
    его. Читать текст выразительно,
    эмоционально, проникновенно. Важно
    правильно расстановить смысловые
    акценты, соблюсти логические ударения
    и паузы, обратить внимание на повышение
    и понижение голоса. Используют такой
    приём – чтение с пропуском заглавия и
    конца. О чём следует предупредить детей
    перед чтением. Дети сами додумывают,
    подбирают подходящие по смыслу варианты
    заглавий, находят окончание, логически
    завершающее смысл всего художественного
    текста. Далее они сопоставляют свои
    варианты с данными автором заглавием
    и концом произведения, оценивают их и
    выбирают наилучший. Затем учитель ставит
    перед детьми 1 – 2 проблемных вопроса.
    Чтобы ответить на них, дети обращаются
    к содержанию и предметом анализа делают
    его значащие детали, помогающие им
    раскрыть глубинный смысл художественного
    текста, для чего, собственно, он был
    написан. Из опыта работы замечено что
    «…отношение к герою и его оценка у
    младшего школьника основывается, прежде
    всего, на анализе отдельных его поступков
    и очень редко – качеств, проявляющихся
    в них. Дети сосредоточивают свое внимание
    на действиях и поступках героев. У
    младших школьников отсутствуют достаточно
    четкие представления относительно
    содержания определенного качества.
    Задача учителя помочь учащимся разобраться
    в том, какое качество проявляется в том
    или ином случае. Определения нравственных
    понятий формируются в процессе обсуждения
    темы в начале занятия или в качестве
    итога, в ходе беседы или анализа ситуации
    учитель подводит учеников на указание
    существенных признаков понятия.

    В работе можно использовать приём
    описания детьми аналогичных прочитанным
    и услышанным в художественных текстах
    ситуаций из их собственной жизни. Приём
    помогает детям легко переключиться с
    объективно воспринимаемого содержания
    художественного текста на субъективно
    переживаемые аналогичные случаи, которые
    непроизвольно всплывают в их памяти.
    При чтении ребёнок отождествляет себя
    с героем произведения, сопоставляет
    его действия со своими. Дети начинают
    понимать, что художественные тексты –
    это то, что помогает им разобраться в
    разных жизненных явлениях, в самих себе
    и, что самое главное, находить и
    формулировать собственную оценку
    поступку героя произведения и самого
    себя – как бы он вел себя в подобной
    ситуации. Именно типичность изображенной
    в произведении ситуации является, на
    наш взгляд, её преимуществом перед
    жизненной ситуацией как «учебным
    материалом».

    Уже с первоклассниками следует начать
    работу по формированию образов
    возвышенных, нравственных, благородных.
    Без идеального элемента не явится
    высоких идей, и нечему будет подражать.
    Однако, если изображать только
    положительные типы то, они не будут
    ярки, так как нельзя будет изобразить
    высоких добродетелей, проявляющихся в
    прощении за причиненное зло или в борьбе.
    Такое изображение одного лишь хорошего
    не будет согласовываться с жизненной
    истиной. Дурные люди могут терпеть
    наказание, но в жизни не всякий дурной
    поступок влечет за собой явное наказание.
    Человек, не прощающий обиды, мстительный,
    честолюбивый находит себе наказание
    то в угрызении совести, то в самом пороке.
    Самое же главное воспитательное влияние,
    которое может быть при изображении
    отрицательных типов в несочувствии
    автора произведения ко злу. Чувство
    автора обыкновенно передаётся читателю.
    При этом условии отрицательный персонаж
    будет несимпатичен ребёнку и, он не
    захочет быть таким.

    Один из этапов работы над художественным
    текстом – создание образа внутри
    ребёнка. Образа, которого не существует
    в видимом обозрении; образа, который
    лучше видится с закрытыми глазами, через
    внутренний взор; образа, который развивает
    детскую фантазию, творчество. Например,
    после прочтения рассказа, попросить
    детей закрыть глаза, представить в своем
    воображении, т.е. внутри себя, и, если
    это не секрет, рассказать. По мере
    усиления такой работы дети начинают
    приносить в класс книги, в которых нашли
    сказку, прочитанную накануне, другие
    любимые книги (по иллюстрациям, оформлению,
    содержанию) и показывать всем. Итог
    учитель предлагает подвести самим
    учащимся. Это позволяет проявить
    самостоятельность в оценке и определении
    позиции по данному вопросу. Итог может
    быть сформулирован и в виде задания,
    выполнение которого требует использования
    полученных на уроке знаний. Очень важно,
    на наш взгляд, всем ученикам предоставить
    возможность высказать свое мнение: это
    формирует веру в свои собственные силы,
    положительное отношение к себе,
    демонстрирует внимание коллектива к
    мнению ученика. Дома дети делают рисунки
    на тему прослушанного и понятого на
    уроке. Со второго класса к рисункам
    можно писать маленькие рассказы, чтобы
    приучать владеть словом, выражать свои
    мысли, чувства. Лучшие рассказы детей
    можно объединить в маленький сборник.
    Дети все разные и каждый понимает то,
    что ему особенно близко, что в нем уже
    есть. А все они дополняют друг друга.
    Ученики старших классов могут напечатать
    книжечки на компьютере, практически
    знакомясь с редакционным делом. Малышам
    будет награда, поощрение за творческий
    труд.

    В то же время необходимо использовать
    и активные формы работы, в которых
    реализуются творческие способности
    школьников: игры, игровые ситуации,
    инсценировки, конкурсы, турниры,
    викторины, совместное составление
    правил поведения и другие коллективные
    творческие работы, написание детьми
    рассказов и стихов, рисование, составление
    газет.

    Необходимые материалы можно найти в
    сборниках (список использованной
    литературы).

    Следует иметь в виду, что при ведущей
    роли педагога учащиеся не должны быть
    пассивными слушателями. Только
    самостоятельное участие ребёнка в
    обсуждении нравственных проблем,
    жизненных ситуаций может дать
    воспитательный эффект. Но главное –
    психологическая подготовка: необходимо
    настраивать учеников на серьёзный
    разговор. Следует организовать работу
    с отдельными группами учащихся:
    подготовить инсценировки, выразительное
    чтение, наглядные пособия, предложить
    учащимся прочитать что – либо
    предварительно.

    У младших школьников жизненный опыт
    еще очень небогат. Для них воспроизведением
    общественной жизни является игра.
    Игровые ситуации позволяют легко,
    увлекательно усваивать на практике
    правила поведения.

    «Игра, – говорил А.С. Макаренко, – имеет
    важное значение, какое у взрослого имеет
    деятельность, работа, служба. Каков
    ребёнок в игре, таков во многом он будет
    в работе, когда вырастет».

    В сущности, любая область поведения и
    жизни учащихся затрагивает сферу
    нравственности, поэтому все разнообразные
    виды педагогической деятельности
    направлены на стимулирование нравственного
    развития учащихся. Однако наиболее
    распространенной формой остаётся
    классный час.

    В качестве примера
    предлагаем фрагменты классных часов
    во 2 классах:

    Знакомство детей
    с рассказом В. Сухомлинского «Именинный
    обед»

    Учитель выразительно читает рассказ,
    но без заглавия и конца, до предложения
    «Мама побледнела». Дети на ушко шепчут
    учителю свои варианты конца рассказа,
    а также заглавия («Дрожащая рука»,
    «Жестокость», «Будь настоящим человеком»).
    Затем учитель читает рассказ до конца.
    Рассуждения детей примерно такого
    характера:

    «Девочка оказалась злой. Бессердечной.
    Это очень расстроило маму. Она такого
    не ожидала от своей дочери. Потому
    отказалась справлять праздничные
    именины. Потому так чётко и строго
    поздравила дочь и пожелала ей быть
    настоящим человеком».

    Учитель. Оставим Нину со своей совестью.
    Она сама себя наказала. Пусть каждый из
    вас обратится к самому себе и ответит
    на вопрос – чему же учит рассказ В.
    Сухомлинского? Какими качествами вы
    должны обладать?

    Подобранные детьми слова записываются
    на доске, потом хором читаются и
    запоминаются. Дети с помощью учителя
    называют примерно такие слова:

    человечность сердечность

    доброта воспитанность

    сочувствие внимание

    понимание взросление

    сопереживание содружество

    милосердие добросердечность

    душевность доброжелательность

    благородство ласка

    совесть порядочность

    уважение помощь

    любовь красота

    великодушие теплота

    Творческая работа
    « Инсценируем сказку»

    Учитель. Каким другим словом можно
    заменить слово «хитрость»? Хорошо ли
    быть хитрым? Уважают ли хитрых людей?

    Учитель. А сейчас мы поработаем в
    командах.

    Задание: каждая команда должна изменить
    конец сказки так, чтобы хитрость была
    наказана. Капитан команды читает сказку,
    затем все участники её инсценируют.

    Лисичка – сестричка и волк.

    Лисичка и лапоток.

    Лиса, заяц и петух.

    Оценить инсценировки, поощрить самых
    активных участников. Лучшая команда
    награждается.

    Учитель. Как вы думаете, в жизни хитрость
    всегда наказывается?

    От хитрого человека страдают другие
    люди, и в результате он остаётся один.
    А каким надо быть, чтобы к тебе тянулись
    люди?

    Тренинг «Листопад
    доброты»

    Дети встают в круг, у каждого в руках
    лепесток. На несколько секунд все
    задумываются над вопросом: что же я могу
    сделать доброго? Затем дети бросают
    лепесток и называют своё желание.

    Тест на аккуратность

    Рассмотреть свой портфель по следующим
    критериям:

    Наличие в них:

    – пенал;

    -папки для тетрадей;

    -обложек на учебниках;

    – «лишних» предметов в портфеле (огрызки,
    бумажки).

    Дети записывают следующее правило
    поведения в школе.

    Творческое задание
    «Ромашка»

    Склейте ромашку, выберите лепестки, на
    которых написано, каким должен быть
    человек, чтобы у него было много друзей.
    Каждый ребёнок комментирует свой выбор.

    Коллективное
    творческое дело «Как хорошо иметь
    друзей»

    Каждый ребёнок рисует свой портрет.
    Далее все рисунки приклеиваются на
    длинный лист.

    Задание:

    1.Соедините красным карандашом свой
    портрет с портретом вашего друга.

    2. Соедините синим карандашом свой
    портрет с портретом того, с кем сидите
    за одной партой.

    3.Соедините зелёным карандашом свой
    портрет с портретом того, с кем хотели
    бы дружить.

    Материалы для классных часов можно
    найти в сборниках из списка используемой
    литературы.

    Список литературы:

    1. Попов В.И. Хрестоматия «Отблески». Книга
      для чтения и изучения родного языка.
      Репринтное издание. Санкт – Петербург:
      2005г.

    2. Сборник художественных текстов под
      ред. Ш.А. Амонашвили. Издательский дом
      Шалвы Амоношвили. Москва, 2007.

    3. Управителева Л.В. «Классные часы по
      нравственному воспитанию в начальной
      школе». Ярославль: Академия развития;
      Владимир: ВКТ, 2009г.

    pedsovet.su

    К тебе пришли гости., Зейц Алёна Альбертовна

    МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида п.Сарс»

    Беседа по нравственному воспитанию в 4 классе.

    Тема: «К тебе пришли гости».

    Зейц Алёна Альбертовна

    воспитательI квалификационной

    категории МКС(К)ОУ «Специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида п.Сарс» Октябрьского района

    Пермского края.

    Беседа по нравственному воспитанию.

    Тема: «К тебе пришли гости».

    Программное содержание:

    Обеспечить в ходе занятия усвоение следующих правил гостевого этикета:

    а) Гость в доме – хозяину радость.

    б) Хозяин гостю уступает, исполняет его желания.

    в) Приглашённые гости должны играть все вместе.

    г) Хозяин заранее продумывает, чем занять гостей.

    2. Развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас детей.

    3. Воспитывать культуру поведения в гостях.

    Оборудование: картинки и иллюстрации по правилам поведения в гостях. Класс переоборудован под ТВ студию, парты стоят по периметру комнаты.

    Ход занятия.

    Оргмомент.

    Сообщение темы занятия.

    – Ребята, сегодня у нас речевое занятие по нравственному воспитанию, мы будем много говорить. А пройдёт занятие в необычной форме. Сейчас мы с вами находимся в телевизионной студии программы «Пусть говорят». Вы – зрители и участники программы. Итак, мы начинаем. Добрый вечер! В эфире программа «Пусть говорят». В этой студии мы обсуждаем невыдуманные истории. Тема нашей программы: «К тебе пришли гости».

    3. Речевая разминка.

    К нам гости пришли.

    Дорогие пришли.

    Мы не зря кисель варили,

    Пироги пекли.

    Чтение хором, пропевая гласные звуки.

    Вступительная беседа.

    Действительно, быть в роли хозяев – приятная обязанность, ведь мы приглашаем в гости тех, кого рады видеть, стараемся сделать так, чтобы гости были довольны своим визитом, а покидая наш дом, унесли

    впечатления о том, как прекрасно провели время.

    Сегодня мы познакомимся с правилами гостевого этикета.

    Задание для студии. У меня пословица рассыпалась, помогите собрать, и вы узнаете первое правило.

    Упражнение «Пословица рассыпалась».

    Гость в доме – хозяину радость.

    – Если к вам пришёл гость без приглашения, как вы поступите?

    Собираясь в гости, нужно заранее предупредить хозяев, чтобы не ставить их в неловкое положение. Самый желанный гость тот, кого пригласили.

    Сейчас у нас в студии появится первый герой нашей программы – Влад Бекурин. Он проведает нам историю о том, как побывал в гостях у соседа, и что с ним случилось.

    www.prodlenka.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о