Буква и звук с обучение грамоте – Обучение грамоте «Звуки [с], [с`] и буква С»

Содержание

Урок обучения грамоте "Звуки [с] и [с']"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (839,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Предмет: обучение грамоте.

Образовательная программа: «Школа 2100».

УМК: «Букварь» Р.Н. Бунеев.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • познакомить с новым согласным звуком [с] и буквой «с»
  • упражнять в чтении слов с новой буквой
  • совершенствовать фонематический слух, познавательную активность детей, развивать артикуляционный аппарат.
  • формировать навык сознательного чтения, расширять словарный запас и кругозор
  • учить писать строчную букву «с», развивать мелкую моторику

Оборудование:

  • зеркало у каждого ребенка;
  • вырезанная из бумаги буква «о»;
  • учебник «Букварь» Р.Н. Бунеев;
  • мультимедийная презентация.

Ход урока

Ι. Орг. момент

Эмоциональный настрой на урок: Стоя у парт руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов, улыбнуться. <Слайд 1>

ΙΙ. Повторение 

Произнесите звуки, которые обозначены следующими буквами а,о,и,у,ы. Какие это звуки? Почему? <Слайд 2>

А есть другие звуки не такие напевные. Как мы их называем? Назовите их.<Слайд 3>

IΙΙ. Сообщение темы

1. Загадки <Слайд 4>

Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
как гора огромный он
Ты узнал кто это? (слон)

Говорят один рыбак
в речке выловил башмак

Но зато ему потом
на крючок попался.. (сом)

Днем спит, ночью летает,
прохожих пугает (сова)

– Что объединяет эти слова? (животные, начинаются со звука «с»)

– Мы познакомимся с новым звуком, буквой, научимся читать слова и предложения

ΙV. Изучение нового материала

1. <Слайд 5> Сегодня к нам в гости пришли два мальчика. Одного из них зовут Саша, а другого Сева. Но вот беда – наши мальчики близнецы, они так похожи друг на друга, что невозможно понять кто из них Сева, а кто Саша. Узнать имена мальчиков нам помогут схемы, которые они держат в руках. Рассмотрите их, чем они отличаются? Какие согласные звуки в схеме мы обозначаем зелёным цветом? А какие синим? Определите, как зовут мальчика, имя которого начинается на твёрдый согласный звук. Определите, как зовут мальчика, имя которого начинается на мягкий согласный звук

2. Работа над артикуляцией

– Возьмите зеркала. Произнесём протяжно первый звук в слове Саша. В каком положении при произнесении этого звука находятся ваши зубы? Губы? Язык?

– Произнесём протяжно первый звук в слове Сева. Изменилось ли положение зубов? Губ? Языка? Что изменилось в положении язычка

– Дать характеристику звуку [с] ( показать звуковичка) <Слайд 6>

3. Работа по учебнику «Букварь» (с. 62)

*Дорисовать звуковичка

Физминутка

Пойдем в глубь леса, но будем осторожны. В лесу много опасностей. Если произнесу «с» – прячетесь, если нет звука «с» – встаете.

Лиса, трава, барсук, соболь, крыса, кабан, цветы, осы, шишка, синица

4. Знакомство с буквой

Новая буква находится на одном из упавших листьев. Кто сможет узнать? <Слайд 7>

– На что она похожа? <Слайд 8>

  • Шел конь подковами звеня, как буква «с» следы коня.
  • Полумесяц в небе темном буквой «с» повис над домом.

Эта буква родится у вас прямо в руках. Для этого нужно «выщипать» уже известную вам букву о (на партах у ребят вдвое сложенные листочки, на которых написана буква о). Как букву «о» превратить в букву «с»?

5. Работа в тетради по печатанию (с. 17)

Напечатать букву «с»

Физминутка <Слайд 9>

Зрительный тренажер

6. Чтение слогов. <Слайд 10>

Налетел ветер, некоторые слоги закрыл облаками, попробуем прочитать.

– Прочитать слоги с мягкой согласной, чтение наоборот

7. <Слайд 11> Сова не пропускает нас. Знаете почему? Она не может выбрать свою схему.

Сколько слогов? Назвать ударный слог. Назовите первый, второй слог. Твердые или мягкие согласные в этих слогах?

8. Работа в «Прописи» (обложка, часть 3)

– Написать буквы носом (и, н, р, г, о)

– Посмотрите на букву, запомните. Закройте глаза, представьте, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранную букву. Открыть глаза, посмотреть на нее.

– Мудрая сова научит нас писать письменную строчную букву «с». Сравнить письменную и печатную букву. Из какого элемента состоит?

– Обвести этот элемент на картинках.

– Показ буквы учителем на доске, обвести на табло

– Письмо буквы на 1 строке

9. Работа по слоговой таблице <Слайд 12>

– Прочитать слоги

10. Работа в «Прописи» (обложка)

– Нам нужно научиться писать слоги, которые только что прочитали

– Прописать слоги 5 раз, дополнить до слова <Слайды 13-14>

Сон, сок
Сито, сироп
Сутки
Сыр, сын, осы

11. Чтение слов <Слайды 15-17>

Ус        сон        стон        рост
Усы   сок   стоп   торс
Усик   сын   сток   трос
Усики   сынок   стук   ступа

– Чтение слов 1 столбика

Прочитать самое длинное слово, самое короткое. Обратить внимание, что у этих слов одинаковая часть. Это корень слова.

– Чтение слов 2 столбика про себя

Прочитайте маленькое слово, обозначающее большой предмет; большое слово, обозначающее маленький предмет

– Чтение слов 3 столбика хором

Прочитать слово, обозначающее слив воды

Чтение слов 4 столбика тихо-громко

Значение каких слов непонятно

  • Трос – стальной канат
  • Торс – туловище

Прочитать слово, обозначающее предмет без которого не мог обойтись один из сказочных героев

12. Работа с текстом (с.62) <Слайд 18>

Мудрая сова рассыпала буквы. Помогите собрать (сопка)

Рассмотрите иллюстрацию. О чем будем читать? ( На картинке изображен пейзаж, будем читать о природе)

– Как называется текст? Что такое сопка?

– Чтение про себя.

– Что растет у сопки? Что растет у куста? Как это понять? (появились новые побеги)

– Повторное чтение вслух.

– Совпадает ли взгляд художника и автора текста?

13. Работа в «Прописи» (с.1)

– Дана таблица. Восстановим ее. Напечатаем буквы и прочитаем слова

V. Итог урока

14.03.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте Звуки [С-С’], Буква С

I. Цель: Различение звуков [С-С’] на слух, изучение буквы С.

II. Задачи:

1.    Учить детей давать характеристику звуков [С-С’];
2.    Выделение звуков [С-С’] в ряду звуков, слогов, слов;

3.    Формирование умения чёткого произнесения звуков [С-С’];
4.    Развитие фонематического восприятия;
5.     Формирование навыков звукового анализа;
6.    Развитие слухового и зрительного внимания;
7.    Развитие мелкой моторики;
8.    Знакомство со зрительным образом буквы.

III. Оборудование: зеркала, предметные картинки на звуки [с] и [с’], картинки с изображением инопланетян, макеты ракет, разрезанные буквы С.

IV. Ход урока

Организационный момент.

Дети, отгадайте мою загадку:

Что видим мы, взглянув в оконце?
Нам ярким светом светит …солнце.

1.    Назовите первый звук в слове «СОЛНЦЕ»? [С]

•    Посмотрите в зеркала и скажите, есть преграда для воздуха? (да)
•    Что мешает воздуху? (зубы и язык)
•    Теперь положите ладошки на горлышко и произнесите звук [С]. Горлышко звенит? (нет) Значит это какой звук? (глухой)
•    А как вы думаете звук [С] …твердый или мягкий? (твердый)
•    А теперь давайте назовем полную характеристику звука.

А что делает солнце? (сияет) назовите первый звук в слове «СИЯЕТ»? (с’)

•    Посмотрите в зеркала и скажите, есть преграда для воздуха? (да)
•    Что мешает воздуху? (зубы и язык)
•    Теперь положите ладошки на горлышко и произнесите звук С’. Горлышко звенит? (нет) Значит это какой звук? (глухой)
•    А как вы думаете звук [С’] …твердый или мягкий? (мягкий)
•    А теперь давайте назовем полную характеристику звука.

Скажите а чем похожи, и чем отличаются звуки [с] и [с’].

2. «По местам» (слоговой анализ)

Логопед: сегодня мы с вами совершим путешествие в космическое государство, на планету Марс. А на чем же лететь на Марс?( на ракете). Да, ребята, но полетим мы на двух ракетах. Сейчас я раздам вам картинки, если в слове будет 2 слога – сядете в ракету с двумя окошками, а если в слове будет 3 слога – сядете в ракету с тремя окошками.

3. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: итак, все космонавты на местах. Но прежде чем отправиться в полет нам нужно изучить язык марсиан, а понимают они язык жестов. Итак, если мы услышим звук [С] – хлопнем в ладоши, а если услышим [С’] – тихонечко стукнем по столу. Давайте потренируемся.

- на уровне звука: с м ж с с’ л п в с н с’ р к с п м с’;

- на уровне слога: со, пы, се, ли ны, су, ся, эн, ос, кы, си;
- на уровне слова: сыр, пол, кот, капуста, персик, ухо, сени, коса.

Приготовились. Внимание. Пуск! Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью.

4. Физминутка.

Откройте глаза. Наш полет продолжается. Выходите на коврик и становитесь в кружок.

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два потянись.
Вот летит ракета ввысь! (В.Волина)

5. «Говорим по-марсиански»

Логопед: Ребята, мы с вами приземлились на планету Марс. И тут нас встречают инопланетяне.

Давайте поздороваемся с ними. На марсианском языке это звучит су-се.

Как дела? – сю –са.
Хорошо. – сэ-ся.
Как тебя зовут? – си-со.
Мы прилетели к вам с далекой планеты Земля, чтобы познакомиться с вами — со-си-се.

6. «Поможем Симбе и Самбе»

Логопед: Марсианин Симба и марсианка Самба просят вашей помощи. Мама подарила им картинки, а они никак не могут разделить их между собой. Давайте Симбе подарим все картинке со звуком С’, а Симбе – все картинки со звуком С. Дети выходят по очереди и дарят картинки с соответствующим звуком.

7. «Собери букву»

Логопед: А теперь нам пора возвращаться домой на Землю. Но прежде, давайте оставим на память марсианам подарок – букву С. Но в пути они рассыпались, давайте сложим буквы С и подарим марсианам. А чтобы вы собрали все правильно, я оставлю вам вот такой образец.

А теперь отправляемся в путь. Занимайте свои места в ракетах. К полету готовы? Закрывайте глаза. Мы летим в космических ракетах и возвращаемся домой. Открывайте глаза. Вот мы и оказались дома.

Итог занятия.

•    Понравился вам полет на Марс?
•    А с кем вы там познакомились?
•    А  какие звуки мы сегодня вспоминали?

Маслякова Виктория Константиновна,
учитель-логопед ГБОУ детский сад
комбинированного вида №1814, Москва

 Loading ...

logoportal.ru

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква [с]"

Разделы: Логопедия


Цель: Обучение грамоте.

Задачи:

  1. Закрепить и уточнить артикуляцию звука «С».
  2. Развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза слогов и слов.
  3. Познакомить с буквой С.
  4. Обучать чтению слогов и слов с буквой С.
  5. Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память.
  6. Продолжать развивать мелкую и общую моторику.
  7. Воспитывать чувство любви к природе.

Оборудование: пеналы, предметные картинки, буква С, птичка с подарками, таблица по чтению, схемы-таблицы слов, песочные часы, «зимующие птицы», «домики».

Активизация и обогащение словаря: звук, слог, слово, схема, предложение, гласные, согласные звуки, звонкий, глухой, твердый, мягкий, красный, зеленый, синий.

Методические приемы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Логопед: Дети представьте себе, что мы с вами оказались в зимнем лесу.

Вдруг подул ветер тихо-тихо: «в-в-в-в-в-в-в...»,
Закачались деревья, зашептались их верхушки: «ш-ш-ш-ш-ш...»,
Завыла вьюга, сначала тихо, затем громко: «у-у-у-у-у-у...»,
И вдруг все стихло. Тишина. Вдали послышался звук пилы: «з-з-з-з-з-з...».
Пошел снег. Снежинки падают, падают...
Сдуйте с правой руки снежинки,
С левой руки снежинки,
С правого плеча, с левого плеча...
А на деревьях спят зимующие птицы.

Поиграем в чудесное превращение:

1, 2, 3, 4, 5 – вокруг повернись и в зимующих птиц превратись.

Дети «превращаются» в зимующих птиц и «улетают» на свои места.

II. Основная часть.

1. Знакомство со звуком.

Логопед: К нам на занятие прилетели зимующие птицы и просят у вас помощи в выполнении задания, которое задала им учительница-сова. Вы согласны?

Дети: Да.

Логопед: Чтобы справиться с заданиями, необходимо познакомиться с новым звуком, а какой это звук вы догадаетесь, если отгадаете загадку. В слове-отгадке он стоит первым.

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(снег)

Логопед: Загадку отгадали правильно. А какой звук стоит первым в этом слове?

Дети: Звук «С».

2. Артикуляция звука [С] и его характеристика.

(используется схема для характеристики звука)

3. Игра: «Лови звук».

Развитие фонематического восприятия.

A) выделение звука в звукоряде:
С, М, 3, Н, С, Р, К, С.

Б) в слогах:
СА, ЗА, АС, КА, СЫ, УС...

B) в словах:
Санки, сад, ком, сом, лиса, кипа, доска, снегирь, воробей, синица...

4. Развитие звукового анализа и синтеза на слух.

Логопед: Дети, определите сколько звуков я сказала: СА, СОК, ЛИСА.

– Какой звук 1, 2, 3 ..?

5. Игра: «Загадочные конверты».

Логопед: Сова передала загадочные конверты с картинками и попросила определить место звуков [С],[С'] в названиях картинок.

САНКИ, СОСУЛЬКА, АВТОБУС, СНЕГИРЬ, СИНИЦА, СИТО.

6. Игра: «Домик».

Логопед: В этой игре нужно определить место звуков [с],[с'] в словах на слух. Я буду произносить слова, а вы будите класть фишку в то или другое окошечко домика в зависимости от того, где стоят звуки в данных словах.

СНЕГ, СИНИЦА, НОС, КОСЫНКА, СОРОКА, ГУСЬ, ЛИСА, СИМА.

7. Задание-ребус.

Логопед: Вам нужно отгадать имя мальчика, используя первые звуки в названиях картинок: СВЕЧА, АПЛЬСИН, ШАР, АСВТОБУС (Саша)

8. Упражнение: «Подбери картинку»

Логопед: Сова приготовила схемы, к которым нужно подобрать картинки или слова.

9. Пальчиковая гимнастика.

1, 2, 3, 4, 5
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись,
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.

10. Физ. минутка.

Сегодня из снежного мокрого кома
Мы снежную бабу слепили у дома,
Стоит наша баба у самых ворот,
Никто не проедет, никто не пройдет.
Знакома она уже всей детворе,
А шарик все лает: «Чужой во дворе»

11. Знакомство с буквой С.

Логопед показывает детям букву С и спрашивает:

– На что похожа буква С?

– Давайте напечатаем букву С в воздухе, а теперь на столе.

12. Игра: «Покорение вершин».

Логопед вывешивает на доску плакат и предлагает детям прочесть слоги, двигаясь от подножья к вершине и наоборот.

13. Игра: «Буква потерялась».

Логопед вывешивает на доску плакаты со словами, в которых пропущены буквы.

– Сова придумала еще одно сложное задание, написала слова, но в них пропущены буквы.

Вам необходимо догадаться какие это буквы, вставить их, и прочесть полученные слова.

14. Игра-соревнование: «Кто больше составит слов из слогов».

Первая команда
КО, СА, СИ, МА, САН, КИ
коса
Сима
санки
Вторая команда
ЛИ, СА,СА, ША, ДОС, КА
лиса
Саша
доска

Дети делятся на две команды и подходят к столам, на которых разложены слоги.

15. Упражнение: «Составь предложение»

Логопед предлагает посмотреть на схему и составить предложение со словом СИНИЦА.

III. Итог занятия.

10.05.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Обучение грамоте. "Буква С, с"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Образовательная программа: «Гармония».

УМК: «Букварь» М.С. Соловейчик.

Цель: познакомить с новыми звуками [с], [с'] и буквой С с.

Задачи:

Образовательные:

  • учить выделять звуки из слов, давать им характеристику;
  • учить узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
  • формировать навык чтения слогов и слов с вновь изученной буквой.

Развивающие:

  • развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание, мышление;
  • развивать познавательный интерес учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению.
  • расширять коммуникативные способности детей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник «Букварь» М.С.Соловейчик, мультимедийная презентация, иллюстрации птиц.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Прозвенел звонок веселый,
Все готовы? Все готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.

<Слайд 1>

II. Повторение изученного.

Урок мы начнем с повторения того, что изучили на предыдущих уроках.

– Какая буква лишняя? Почему? <Слайд 2>

– Что общего у этих согласных?

– Какая лишняя буква на этих листочках? <Слайд 3>

Прочитай слог, дополни до слова. <Слайд 4>

– Ещё раз прочитайте слоги, где согласный мягкий.

ΙΙΙ. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы.

К нам сегодня на урок прилетели гости. Кто это?

1. Загадки. <Слайд 5>

– Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синичка)

– Какой первый звук в слове синичка? Охарактеризуйте его. ( согласный, глухой, парный, мягкий)

– Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут. (Снегирь)

– Какой первый звук в слове снегирь? Охарактеризуйте его. (согласный, глухой, парный, твёрдый)

– Какие это птицы? (зимующие)

– Они ждут от вас зимой помощи. Как вы им можете помочь? (сделать кормушки) <Слайд 6 >

– Кто догадался, какую букву принесли наши гости? (На доске появляются синичка, снегирь, буква с.)

– Сегодня на уроке мы научимся читать слоги, слова и предложения с буквой С .

IV. Работа над новым материалом.

1. Знакомство с буквами Сс

― Посмотрите, какой буквой обозначаются звуки [с ], [с']

– На что похожа буква? <Слайд 7>

– Полумесяц в небе темном буквой «с» повис над домом.

– Села мышка в уголок, съела бублика кусок.

– Шел конь, подковами звеня, как буква «с», следы коня.

2. Разминка. Игра «Где звук?».

– Если услышите звук [с], или [с'] – встаньте. (Сосна, ваза, лиса, Вася, заяц, озеро, осина)

– Различаем твердый и мягкий с.

– Если слышим твердый с – топаем, если мягкий – хлопаем.

– Саша, Сеня, Соня, Серёжа, Света, Слава, Стас.

– Как одним словом можно назвать эти слова? (имена)

– Как пишутся имена? (с большой буквы)

3. Работа по учебнику «Букварь» с. 84-85

4. Физкультминутка

Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вдохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

5. Игра «Эхо»

– Я буду произносить слова, а вы конец слова. Ответ у вас всегда будет начинаться с буквы С с.

Барсук (сук), место (сто), песок (сок), заслон (слон), присоска (соска), восемь (семь).

6. <Слайд 8> Из слов убежала буква С. Найдите беглянку и поставьте на место так, чтобы получилось слово.

V. Закрепление изученного материала.

– Ребята, вы готовы работать дальше? (да)

1. Работа в группах.

– А задания вам будет давать …Как вы думаете, кто? (мудрая сова) <Слайд 9>

– Она просит найти её схему.

  • 1-я группа доказывает, сколько слогов в слове.
  • 2-я группа показывает голосом ударный слог.
  • 3-я группа даёт характеристику звукам 1 слога.
  • 4-я группа даёт характеристику звукам 2 слога.

2 задание – отгадать ребусы.

Проверка <Слайд 10>

– Наши гости, синичка и снегирь, довольны, что они сегодня многому научились на уроке вместе с вами. <Слайд 11>

Они спрашивают у вас:

– А что больше всего вам понравилось на уроке?

– А в чём вы испытывали затруднения?

VI. Итог урока.

– С какой буквой мы сегодня познакомились?

– Эта буква – гласная или согласная?

– Какие звуки она обозначает?

– Спасибо! Урок окончен.

7.04.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Обучение грамоте «Звуки [и], [й] и буквы И, Й»

Начнем мы наш интернет — урок со сказки…

«Один мальчик нарисовал лесного зверька с длинными ушами, с большими задними ногами и маленьким хвостиком. И написал, как зовут зверька, чтобы никто не сомневался. Вот тут-то и начались чудеса…. Зверек вдруг заговорил!…

-Бе – бе — безобразие! — сказал он.

-Почему безобразие?
-Ко – ко — конечно! — рассердился зверек.
Мальчик удивился:
-В чем дело? То ты бараном блеешь, то курицей квохчешь…
-Му – му – му — читель ты, вот кто! — замычал зверек. – Что ты со мной сделал?
-Ничего. Разве я плохо тебя нарисовал?
-Нет, узнать можно.
-Так в чем же дело?
-З – зачем меня за – за –заикой сделал? Я не заика.

Спохватился мальчик и еще один хвостик пририсовал, но уже к букве И. И зверек перестал заикаться.
-Cпасибо, — сказал он. – Теперь каждый знает, что я — ….

— Догадались, кого нарисовал мальчик? Какие буквы перепутал мальчик?

Вот и мы сегодня познакомимся с этими звуками и буквами. Звуки-то разные. Сравните: иголка и йогурт.

Какой первый звук в слове «иголка»? Какой это звук?… Да, звук [и] — гласный звук

Какой первый звук в слове «йогурт»? Каковы особенности звука [й’]? (согласный, мягкий, звонкий).

Запомни! Звук [й’] ВСЕГДА МЯГКИЙ и звонкий!

1. Придумайте слова со звуком [й’] в начале (йод, йог, йота), в середине (майка, лейка, змейка), в конце слова (май, чай, край).

2. Измените слова так, чтобы они обозначали просьбу, приказание, побуждение к действию: стоит (стой), моет (мой), строит (строй), поёт (пой), решает (решай), играет (играй), повторяет (повторяй), плавает (плавай), думает (думай).

3. Послушайте слова, скажите, где, в какой позиции стоит звук [й’]: сильный, жокей, шайба, йод, линейка.

4. Хлопните в ладоши один раз, если услышите звук [й’] в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.

Как странно, звуки разные, а вот буквы почти по написанию очень — очень похожи. Не перепутай!  Очень важно правильно читать слова, замена одной буквы повлечёт за собой изменение смысла слова. Чтобы зайка не превратился в заику….

5. Доскажи словечко

Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай.
Отправляется…   (трамвай).

***

Врач живет в стеклянной банке.
Лечит он болячки, ранки.
«Ай, как щиплет!»,
«Ой, как жжет!».
Узнаете? Это…   (йод)

Зимой уснули комары,
Спит медведь в берлоге,
А где-то в джунглях от жары
Изнывают…   (йоги)

***

Что мы пели, угадай?
«Кара…»   (вай).
Что нам пели, угадай?
«Баю…»   (бай).
Что за месяц, угадай?

Месяц…   (май).
Что в стакане, угадай?
Сладкий…   (чай)
Знакомьтесь, буква И и буква Й!

1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

 

2. Найди спрятанные буквы И и Й. Обведи их.

3. Определи букву в неправильном положении.

 

 

4. Отремонтируй буквы:

 

5. Выдели знакомую букву.

 

6. Раскрась только те кубики, на которых написана буква Й.

7. Раскрась обе буквы И красным цветом с правой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу в середине рисунка. Найди и раскрась букву И с правой стороны рисунка.

 

8. Раскрась обе буквы зелёным цветом. Заштрихуй. Найди и раскрась букву Й.

9. Соедини с буквой И только те предметы, названия которых начинаются со звука [и].

 

10. Соедини с буквой Й только те предметы, названия которых начинаются со звука [й’].

11. Подчеркни такую же букву, как внизу на рисунке слева. Обведи в кружок все буквы И на рисунке справа.

 

12. 

Букву зовут «И кратким»
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.

Возьми зелёный карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы Й.

13. Пишем…

Учимся красиво писать здесь

 

14.

 

Словарь

  • Иллюзия — вымысел, фантазия
  • Иллюзионист — фокусник
  • Имидж — «образ» товара, услуги, предприятия, человека
  • Иммунитет — защитная реакция организма
  • Империя — могущественная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство
  • Интеллект — ум
  • Ипподром — спортивный комплекс для соревнований по конному спорту.
  • Исследование — действие, при котором учёные изучают какое-либо явление.
  • Йод — химический элемент.
  • Йога —  физический упражнений для поддержания формы. Это особый стиль жизни и образ мысли.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Играть первую скрипку — играть ведущую роль в каком-либо деле; являться руководителем, заводилой.
  • Играть с огнём — рисковать.
  • Идти по чьим-либо стопам —  подражать кому-либо; следовать чьему-либо примеру.
  • Идти против течения — делать что-либо наперекор окружающим.
  • Излить душу — рассказать кому-либо о чём-то самом сокровенном, личном.
  • Искать иголку в стоге сена — искать среди большого объёма; искать то, что найти заведомо невозможно.
  • Искры из глаз посыпались — о последствии сильного удара.

 

www.klass39.ru

Звук и буква И - конспект занятия по обучению грамоте

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • формировать у детей умение выделять гласный звук [и];

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей навыки звукового анализа;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • закреплять понятие «гласный звук»;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать память, мышление, внимание;

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать уважение к ответам товарища.

Оборудование:

картинки, в названии которых есть этот гласный звук [И]: ива, снеговик, слива, индеец, индюк, кит, улитка, санки, пони, очки, коньки, игрушки; карандаши, карточки-схемы, герои путешествия – попугай Гоша, черепаха Тортилла, пираты, корабль с индейцами, сказка «Индеец Изумрудный Глаз»; золотые монетки в ларце.

Ход занятия:

Организационный момент.

- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы познакомиться со звуком и буквой И. А отправимся на далёкий остров, где живёт путешественник Робинзон.

- Путешествие далекое, интересное, но опасное, так как на нашем пути могут встретиться неожиданности. Я думаю, что мы с ними обязательно справимся: ведь все вы у меня смелые, дружные, сообразительные и находчивые.

Вспомним наше правило:

Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.

- Наш корабль плывет к острову попугаев.

- Вас встречает говорящий попугай Гоша. Он интересуется, можете ли вы определить на какой звук начинаются названия картинок?

Выставить картинки: ива, игрушки, индеец.

Логопед вывешивает на доску букву И.

- Это звук [И]. Он гласный, потому что его можно пропеть. Обозначается красным цветом.

- Мы снова отправляемся в путь. Перед нами – остров черепах.

- Хозяйка острова мудрая черепаха Тортилла приготовила для путешественников необычное задание: «Доскажи словечко».

Как это скучно -
Сто лет без движенья
В воду глядеть на своё отраженье.
Свесила ветки с обрыва
Такая грустная … (ива)

В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьёт, зашивает и колется колко.
А называют кораблик … (иголка)

Не колючий,
Светло-синий,
По кустам развешан … (иней)

- И с этим заданием справились.

Пальчиковая гимнастика.

«Рыбка».

Глаза есть, но не мигает,
Крылья есть, но не летает,
Плавает под мостиком,
Хвостиком виляет,
Ночью тихо засыпает.

- Нас ждет корабль с индейцами, которые учатся в школе и никак не могут справиться с заданием. Давайте поможем им. Найти в сказке слова в которых слышим звук [И].

«Индеец Изумрудный Глаз».

В июле Игорёк приехал к бабушке в деревню. Утром он вышел из избы с красивым игрушечным луком и увидел игравшую во дворе девочку.

- Тебя как зовут?- спросил Игорь.

- Ириной. А тебя?

- Индеец Изумрудный Глаз!-гордо сказал Игорь. – Хочешь быть индейкой?

- Надо говорить не индейкой, а индианкой.

- Нет, индейкой!

- Тогда ты будешь индюком!

Игорёк подумал и сказал:

- Ну ладно. Ты прячься, а я тебя буду искать.

Идёт Игорёк, ищет, а Иринки нигде нет. Как будто исчезла! Подошёл к изгороди, раздвинул руками траву да как закричит:

- Ой-ёй-ёй-ёй! — и бежать. А Иринка ему вслед:

- Эх ты, индеец! Крапивы испугался! А ещё Изумрудный глаз!

- Какие слова со звуком [И] встретились нам в рассказе? Ребятки, о чём этот рассказ? Правильно, этот рассказ о мальчике, который играл в индейца. Как зовут главных героев? О чём спорили Ирина и Игорь? Чего испугался Игорь?

Физкультминутка.

«Индюк».

Ходит по двору индюк
(Шаги на месте)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача.
(Остановиться, удивленно посмотреть вниз)
Рассердился сгоряча.
Сгоряча затопал,
(Потопать ногами)
Крыльями захлопал.
(Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар.
(Руки на поясе)
Или медный самовар.
(Сцепить округленные руки перед грудью)
Затряс бородою.
(Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк)
Понесся стрелою.
(Бег на месте)

- Что это? Необитаемый остров?

- Смотрите, на нашем корабле пираты. Если мы не дадим ответ на их задание, они нас не выпустят, могут даже потопить корабль. Быстрее, ребята, за работу.

* Подобрать к схемам слова-картинки. (гласный звук стоит в середине слова: кит, улитка, антилопа, слива; гласный звук стоит в начале слова: игла, ива, индюк; гласный звук стоит в конце: санки, коньки, пони)

– Ребята, к сожалению нам не удалось застать на острове Робинзона и увидеть как же выглядит наш звук. Но он оставил нам письмо. «Здравствуйте, ребята! Какие вы смелые, дружные, добрались до моего острова, и не побоялись опасностей. Очень хотел с вами увидеться, но мне пора на охоту. А ещё помогите мне решить задачу. Мой друг, ослик Иа готовится к встрече Нового года. Помогите ему сделать две гирлянды. Соедини правильно украшения на ёлке со схемами.» (рабочая тетрадь)

– Молодцы, ребята! Отправляемся домой на паровозике. Но для этого нам нужно вставить буквы в соответствующие фигурки по образцу. (рабочая тетрадь)

Итог занятия.

- Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные. Робинзон в награду вам оставил ларец. Давайте посмотрим что в нём? Монетки, на каждой монетке цифра 5, это ваша заслуженная отметка за сегодняшнее занятие.

Всем детям вручаются медальки.

Пичугина Екатерина Александровна,
учитель-логопед,
МБДОУ №286 компенсирующего вида,
г. Казань

 Loading ...

logoportal.ru

Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе "Буква и звук С"

Инфоурок › Другое › Конспекты › Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе "Буква и звук С"

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Специалист по охране труда

Курс профессиональной переподготовки

Библиотекарь

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-1340425

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *