Чем рабочая программа отличается от календарно тематического планирования – Чем отличается рабочая программа от тематического планирования?

Методические рекомендации по составлению рабочей программы, календарно-тематического планирования по предмету

Методические рекомендации по составлению рабочей программы, календарно-тематического планирования по предмету

примерная программа

Рабочая программа – важный школьный документ, обеспечивающий планомерное прохождение учебной программы и выполнение её практической части.

Рабочая программа – это предметная программа, составная часть образовательной программы. Эта программа должна отвечать логике и основным целям и задачам образовательной программы. Об этом в первую очередь должен думать учитель, предлагая свою рабочую программу.

Структура и содержание рабочей программы должны обеспечить единство всех находящихся во взаимодействии сторон учебного процесса. Следовательно, необходимыми элементами каждой рабочей программы учебной дисциплины должны быть:

- титульный лист;

- пояснительная записка;

- календарно-тематический план, включающий разделы и темы программы, планируемые результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов, формы занятий (теоретические занятия, практические занятия), приемы и методы преподавания, виды деятельности обучающихся;

- перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса, включая перечень основной и дополнительной литературы, Интернет – ресурсы, электронные приложения и контрольно-измерительные материалы.

Порядок разработки и утверждения рабочих учебных программ

На основе принятых образовательной программы и программы развития, учебного плана общеобразовательной организации и примерных учебных программ, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, учителем самостоятельно составляется рабочая программа, включающая титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематический план на текущий учебный год, содержание учебного материала, перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ, результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, список литературы для учителя и обучающихся. К рабочим программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса.

В титульном листе указывается:

полное наименование учредителя и образовательной организации в соответствии с уставом;

где, когда и кем утверждена рабочая программа;

наименование учебного предмета;

указания на принадлежность рабочей программы к уровню общего образования;

срок реализации данной программы;

Ф.И.О. учителя, составившего данную рабочую программу.

В пояснительной записке, как правило, содержатся цели и задачи изучения предмета, концепция, заложенная в содержании учебного материала с учетом вида общеобразовательной организации и контингента обучающихся, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой, сроки реализации рабочей программы, формы и методы, технологии обучения, используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе, обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей программы, отражение национально-регионального компонента.

Разработанные учителем рабочие программы рассматриваются на заседании методического объединения учителей общеобразовательной организации. Методическое объединение учителей после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке рабочих программ. Решение методического объединения оформляется протоколом. После чего при положительном решении рабочие программы представляются в администрацию общеобразовательной организации.

Директором школы издается приказ об утверждении рабочих программ по каждому предмету. На всех рабочих программах указывается дата их принятия на заседании методического объединения, согласования с заместителем директора по НМР, подпись директора общеобразовательной организации об их утверждении с указанием даты и номера приказа. Утверждение рабочих программ по учебным предметам осуществляется до начала учебного года, но не позднее 31 августа текущего учебного года.

Один экземпляр утвержденных рабочих программ хранится в документации общеобразовательной организации в соответствии с номенклатурой дел, второй экземпляр передается учителю для осуществления учебного процесса.

Администрацией общеобразовательной организации ведется периодический контроль реализации и выполнения рабочих программ.

Календарно – тематическое планирование регламентирует деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету, разрабатывается учителем на каждый год обучения в соответствии с учебной программой и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Задачами составления календарно-тематического планирования являются:

- определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;

- определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса;

- формирование рациональной системы работы по формированию планируемых результатов.

Календарно-тематическое планирование в обязательном порядке включает: общее название темы, количество часов, отведенных на изучение данной темы, название темы каждого урока или содержание учебного материала, планируемые результаты, формы организации познавательной деятельности учащихся, формы контроля. В графе «Примечание» могут содержаться сведения, сделанные учителем в процессе работы по данному тематическому планированию, - например, используемая дополнительная литература, содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих или одаренных детей и т.д.

Важно!

Совершенствование системы общего образования в России, в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов, направлено на решение важнейших задач в обучении и воспитании школьника. Идеи педагогики развития: системно-деятельностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Элькониин, В.В.Давыдов, А.Г. Асмолов), личностно ориентированное развивающее образование (В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская, В.В.Сериков), смысловое вариативное развивающее образование (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, Е.А.Ямбург) нашли свое воплощение в изменении содержания и организации образовательного процесса начального, основного и среднего образования в России. Данные изменения направлены на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на формирование личности учащихся, способных самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готовых к самостоятельным действиям и принятию решений.

Мерой способности человека активно включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Большие возможности для их формирования предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД), определяющих мотивационную ориентацию учащихся, обеспечивающих социальную компетентность, умение организовать собственную деятельность, позволяющих формировать общеучебные универсальные действия, логические, связанные с решением проблем.

Именно поэтому в графе «Планируемые результаты» календарно-тематического планирования определяются не только предметные (знания и умения), но метапредметные и личностные результаты обучения.

Уважаемые коллеги! Понимание того, что структура КТП зависит и от специфики предмета, позволило нам предложить Вам несколько вариантов оформления календарно-тематического планирования. Однако рекомендуем Вам придерживаться единой структуры КТП в рамках отдельных школьных методических объединений или смежных дисциплин.

Приложение 1.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

п/п

Тема урока

Основное содержание

Информационно-методическое обеспечение / оборудование

Целеполагающие задачи

Вид (тип)

урока

Д/з

Дата (план / факт)

Примечание

предметные

метапредметные

личностные

1.

                   

n

                   

Приложение 2.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Тема урока

Дата

Кол-во ч.

Планируемые результаты

Форма организации познавательной деятельности

Формы контроля

Организация самостоятельной работы

Наглядность, ИКТ

примечание

предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

знать

уметь

   
 
   
                         
                         
                 
 
     

Приложение 3.

п/п

Наименование раздела, тем

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Формы контроля

Д/з

Дата проведения

 

СОТ

предметные

метапредметные

личностные

   

план

факт

 

1.

                     

n

                     

Приложение 4.

урока

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата

Оборудование

Формы работы

Виды деятельности

Осваиваемые учебные навыки

Осваиваемые метапредметные

умения

Д\З

примечание

     

                       

             

 

6

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Основное

содержание

Основные виды

деятельности

учителя и учащихся

Дата

план

Дата

факт

1

Введение.

1

Урок повто-

ения и обоб-

щения.

Изображение человека

как важнейшая идей-

но-нравственная про-

блема литературы.

Выявление уровня ли-

тературного рязвития

учащихся.

Беседа.

Тестирование.

Устное народное творчество ( 4 ч.)

2

Понятие о былине.

“Вольга и Микула Селянинович”.

1

Урок чтения

и изучения

нового

материала.

Понятие о былине. Со-

биратели былин.“Воль-

га и Микула Селянино-

вич”. Нравственные

идеалы русского наро-

да в образе главного героя. Прославление

мирного труда.

Рассказ учителя.

Чтение.

Беседа.

3

Киевский цикл

былин. “Илья Му-

ромец и Соловей

Разбойник”.

1

Урок чтения

и изучения

нового

материала.

Бескорыстное служе-

ние Родине и народу,

мужество, справедли-

вость, чувство собст-

венного достоинства-

основные черты Ильи

Муромца.

Рассказ учителя.

Чтение.

Беседа.

Новгородский цикл

былин. “Садко”.

1

Урок внеклас-сного чтения.

Своеобразие былины.

Поэтичность языка.

Собиратели былин.

Слово учителя.

Выразительное чтение.

Беседа.

5

Пословицы и поговорки.

1

Урок повто-

рения и обоб-

щения.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Пословицы

народов мира. Сборни-

ки пословиц. Собира-

тели пословиц. Крат-

кость и выразитель-

ность.

Рассказ учителя.

Беседа. Устный рас-

сказ по пословице ( на

выбор).

Из древнерусской литературы ( 3 ч.)

6

“Поучение” Владимира Монома-

ха.( отрывок).

“Повесть времен-

ных лет(отрывок

“О пользе книг”).

1

Урок чтения

и изучения

нового

материала.

Поучение как жанр

древнерусской литера-

туры. Нравственные

заветы Древней Руси.

Русские летописи.

Формирование тради-

ции уважительного

отношеня к книге.

Рассказ учителя.

Беседа. Чтение.

Лексическая работа.

7

“Повесть о Петре и

Февронии Муромских”.

1

Урок чтения

и изучения

нового

материала.

“Повесть о Петре и

Февронии Муромских”

Внимание к личности,

гимн любви и вернос-

ти. Высокий мораль-

ный облик главной героини.

Рассказ учителя. Беседа. Обучение

устному рассказу.

8

Р.Р.Подготовка к сочинению.

1

Урок разви-

тия речи.

Подготовка к сочине-

нию на одну из тем:

1. Народная мудрость в произведениях устного

народного творчества.

2.Художественные

особенности русских

былин ил малых жан-

ров фольклора.

3. Что воспевает народ в героическом эпосе?

4. Нравственные идеа-

лы и заветы Древней

Руси.

Беседа.

Выборочный пересказ.

Черновые наброски к сочинению.

Из русской литературы 18 века ( 3 ч.)

9

10

Михаил

Васильевич

Ломоносов.

“К статуе Петра Ве-

ликого”, “Ода на

день восшествия…”

( отрывок)

2

Уроки чтения

и изучения

нового

материала.

Биография М.В.Ломо-

носова. Понятие о жанре оды. Уверен-

ность Ломоносова в будущем русской нау-

ки и ее творцов. Мысли автора о Роди-

не, призыв к миру.

Слово учителя.

Обучение выразитель-

ному чтению. Беседа.

11

Гавриил

Романович

Державин.

“Река времен в своем стремленьи..”

“На птичку”, “При-

знание”.

1

Урок чтения

и изучения

нового

материала.

Слово о поэте. Фило-

софские размышления

о смысле жизни, о судьбе, о свободе твор-

чества.

Слово учителя.

Обучение выразитель-

ному чтению. Беседа.

Из русской литературы 19 века ( 30 ч.)

  12                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Александр Серге-

вич Пушкин.

“Полтава” ( отры-

вок).

1

Урок чтения

и изучения

нового

материала.

Слово о поэте. Интерес

Пушкина к истори

России. Мастерство в

изображении Полтав-

ской битвы, прославле-

ние мужества и отваги русских солдат.

Петр 1 и Карл Х11.

Рассказ учителя.

Беседа. Обучение вы-

разительному чтению

и сопоставлению геро-

ев. Работа с текстом.

13

Александр Серге-

вич Пушкин.

“Медный всадник”

( отрывок).

1

Урок чтения

и изучения

нового

материала.

Выражение чувства

любви к Родине. Про-

славление деяний Пет-

ра. Образ автора в отрывке из поэмы.

Рассказ учителя.

Беседа. Устное словесное рисование.

14

Александр Серге-

вич Пушкин.

“Песнь о вещем

Олеге”.

1

Урок чтения

и изучения

нового

материала.

“Песнь о вещем Олеге”

и ее летописный источ-

ник. Смысл сопостав-

ления Олега и волхва.

Художественное восприятие быта и нравов Древней Руси.

Развитие понятия о балладе.Особенности содержания и формы баллады Пушкина.

Особенности компози-

ции, своеобразие языка.

Беседа. Практикум.

Обучение выразитель-

ному чтению. Лекси-

ческая работа.

15

Александр Серге-

вич Пушкин.

“Борис Годунов”

( сцена в Чудовом монастыре).

1

Урок чтения

нового

материала.

Пушкин – драма-

тург.“Борис Годунов”.

Образ летописца как

образ древнерусского

писателя. Монолог

Пимена: размышления о значении труда ле-

тописца для последу-

ющих поколений.

Чтение. Слово учителя.

Беседа. Чтение по ролям.

16

Александр Серге-

вич Пушкин.

“Станционный

смотритель”.

1

Урок вне-

классного

чтения.

“Станционный смот-

ритель”- произведение

из цикла “Повести

Белкина”. Изображе-

ние “маленького че-

ловека”, его положения

в обществе. Призыв к

уважению человечес-

кого достоинства. Гу-

манизм повести. Раз-

витие понятия о по-

вести.

Беседа. Чтение и выборочный пересказ.

Практикум: анализ эпизода “Самсон Вы-

рин у Минского”.

17

18

Михаил Юрьевич

Лермонтов.

“Песня про царя

Ивана Васильевича,

молодого опрични-

ка и удалого купца

Калашникова”.

2

Уроки чтения

и изучения

нового

материала.

Слово о поэте. Поэма

об историческом про-

шлом Руси. Картины быта 16 века, их значение для понима-

ния характеров и идеи поэмы. Нравственный

поединок Калашникова

с Кирибеевичем и Ива-

ном Грозным.

Рассказ учителя.

Беседа. Обучение устному рассказу.

Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

Фольклорные начала.

Особенности сюжета.

Образ автора.

19

Михаил Юрьевич

Лермонтов.

“Когда волнуется

желтеющая нива..”,

“Молитва”, “Ангел”

1

Урок – прак-

тикум.

Проблема гармонии

человека и природы.

Мастерство поэта в создании художествен-

ных образов.

Чтение. Обучение анализу одного стихотворения.

Обучение выразительному чтению.

20

Р.Р. Подготовка к

домашнему сочине-

нию “История Рос-

сии в произведени-

ях А.С.Пушкина и

М.Ю.Лермонтова”.

1

Урок развития

речи.

Подготовка к сочине-

Нию по произведениям

А.С.Пушкина или

М.Ю. Лермонтова.

Беседа.

Выборочный пересказ.

Черновые наброски к сочинению.

21-22

Николай Васильевич Гоголь.

“Тарас Бульба”.

2

Уроки чтения

и изучения

нового

материала.

Слово о писателе. Ис-

торическая и фольк-

лорная основа повести.

Нравственнй облик

Тараса Бульбы и его

товарищей-запорож-

цев: героизм, верность

Рассказ учителя.

Беседа.

боевому товариществу.

развитие понятие об эпосе.

23

Николай Васильевич Гоголь.

“Тарас Бульба”.

1

Урок чтения

и изучения

нового

материала.

Смысл противопостав-

ления Остапа и Анр-

рия. Патриотический пафос повести.

Особенности изобра-

жения природы и лю-

дей в повести. Разви-

тие понятия о литера-

турном герое.

Беседа. Обучение устному рассказу.

24

Р.Р. Характеристика

литературного ге-

роя.

1

Урок развития

речи.

Подготовка к сочине-

нию по повести “Та-

рас Бульба”.

1. “Тарас Бульба – ге-

рой повести Гоголя”.

2. “Смысл противопос-

тавления Остапа и Ан-

дрия в повести “Тарас

Бульба”.

3. “Роль картин приро-

ды в понимании чело-

веческих характеров”.

Черновые наброски к сочинению.

Беседа.

25

Иван Сергеевич

Тургенев.

“Бирюк”.

1

Урок чтения

и изучения

нового

материала.

Рассказ о писателе.

Цикл рассказов “За-

писки охотника” и их гуманистический па-

фос. “Бирюк “ как

произведение о бес-

правных и обездолен-

ных. Лесник и его дочь. Нравственные

проблемы рассказа.

Мастерство в изобра-

жении пейзажа. Худо-

жественные особен-

ности рассказа.

Чтение.

Беседа. Слово учителя.

Работа с текстом.

26

Иван Сергеевич

Тургенев.

Стихотворения в

прозе. “Русский

язык”. “Близнецы”.

“Два богача”.

1

Урок чтения

и изучения

нового

материала.

Тургенев о богатстве

и красоте русского

языка. Нравственность

и человеческие взаимо-

отношения. Особен-

ности жанра.

Обучение развернуто-

му ответу на вопрос.

27

Иван Сергеевич

Тургенев.

Рассказы.

1

Урок внеклас-

сного чтения.

Рассказы И.С.Тургенева из цикла “Записки охот-

ника” ( “Бежин луг”, “Бурмистр”, “Певцы”).

Пересказ. Беседа.

28

Николай Алексеевич Некра-

сов.

 “Русские жен-

щины”.

1

Урок чтения

и изучения

нового

материала.

Слово о поэте.

“Русские женщины”:

“Княгиня Трубецкая”.

Развитие понятия о

поэме. Историческая

основа поэмы. Величие

духа русской женщины

Рассказ учителя.

Беседа. Обучение вы-

разительному чтению.

29

Николай Алексеевич Некра-

сов.

 “Русские жен-

щины”.

1

Урок – прак-

тикум.

Художественные осо-

бенности поэмы.

Эпизод “Встреча кня-

гини Трубецкой с гу-

бернатором Иркутска”.

Обучение анализу

эпизода.

30

Николай Алексеевич Некра-

сов.

 “Размышления

у парадного подъез-

да” и другие стихи.

1

Урок внеклас-

сного чтения.

Лирика Н.А.Некрасова

о судьбе народа. Боль

поэта за судьбу наро-

да. Образ Родины.

Обучение выразительному чте-

нию.

31

Михаил Евграфо-

вич Салтыков-Щед-

рин.

“Повесть о том, как

один мужик двух

генералов прокор-мил”.

1

Урок чтения

и изучения

нового

материала.

Слово о писателе.

“Сказки для детей из-

рядного возраста”.

Сатирическое изобра-

жение нравственных

пороков общества.

Смысл противопостав-

ления генералов и мужика. Авторское

осуждение покорности

народа.

Рассказ учителя.

Беседа.

32

Михаил Евграфо-

вич Салтыков-Щед-

рин.

“Дикий помещик”.

1

Урок внеклас-

сного чтения.

Смысл названия сказ-

ки. Понятие о гротес-

ке.

Пересказ. Работа с

текстом.

33

Р.Р. Подготовка к

домашнему сочинению.

1

Урок развития

речи.

Подготовка к домаш-

нему сочинению

“Средства создания

комического в сказ-

ках М.Е.Салтыкова-

Щедрина”.

Беседа. Черновые

наброски к сочинению.

34

Проблемы и герои

произведений

Н.В.Гоголя, И.С.Тур

генева, Н.А.Некра-

сова, М.Е.Салтыко-

ва-Щедрина.

1

Урок контроля.

Проблемы и герои

произведений

Н.В.Гоголя, И.С.Тур

генева, Н.А.Некра-

сова, М.Е.Салтыко-

ва-Щедрина.

Тест.

35

36

Лев Николаевич

Толстой.

“Детство” ( главы

из повести).

2

Уроки чтения

и изучения

нового

материала.

Слово о писателе.

“Детство” ( главы из повести): “Классы”,

“Наталья Савишна”,

“Маман” и др.

Взаимоотношения де-

тей и взрослых. Проя-

вления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных

поступков. Развитие понятия об автобио-

графическом произве-

дении и о герое-повес-

твователе.

Рассказ учителя.

Беседа. Обучение устному пересказу.

37

Иван Алексеевич

Бунин.

“Цифры”.

1

Урок чтения

и изучения

нового

материала.

Слово о писателе.

Сложность взаимопо-

нимания детей и взрослых. Авторское

решение этой пробле-

мы. Воспитание де-

тей в семье.

Рассказ учителя.

Беседа.

38

Р.Р.Иван Алексеевич

Бунин.

“Лапти”

1

Урок развития

речи.

Нравственный смысл

рассказа. Мастерство

Бунина. Душевное бо-

гатство простого

крестьянина.

Подготовка к сочине-

нию “Золотая пора

детства”.

Чтение. Беседа.

Подготовка рабочих

материалов.

39

Антон Павлович

Чехов.

“Хамелеон”.

1

Урок чтения

и изучения

нового

материала.

Слово о писателе.

Живая картина нравов.

Осмеяние трусости и угодничества. Смысл

названия рассказа.

“Говорящие” фамилии

как средство создания юмористической ха-

рактеристики.

Рассказ учителя.

Беседа.

40

Антон Павлович

Чехов.

“Злоумышленник”,

“Размазня”

1

Урок чтения

и обсуждения.

Два лица России в рас-

сказе “Злоумышлен-

ник”. Многогранность

 комического в расска-

зах Чехова. Развитие представлений о сатире и юморе.

41

Стихотворения

русских поэтов 19 века о родной при-

роде.

В.А.Жуковский.

 “Приход весны”.

Ф.И.Тютчев. “Ве-

сенние воды”. А.А.Фет. “Вечер”.

И.А.Бунин.

1

Урок – прак-

тикум.

Поэтическое изображе-

ние родной природы

и выражение авторско-

го настроения, миросо-

зерцания.

Выразительное чтение.

Обучение анализу лирического текста.

Из литературы ХХ века ( 21 ч.)

42

Максим Горький.

“Детство” ( главы

из повести).

1

Урок чтения

и обсуждения.

Слово о писателе.

Автобиографический характер повести. Изо-

бражение “свинцовых

мерзостей жизни”. Дед

Каширин. Изображе-

ние быта и характеров.

Рассказ учителя.

Беседа.

43

Максим Горький.

“Детство” ( главы

из повести).

1

Урок чтения

и обсуждения.

“Яркое, здоровое, твор-

ческое в русской жизни”: бабушка Аку-

лина Ивановна, Алеша

Пешков, Цыганок, Хо-

рошее Дело. Вера в

творческие силы наро-

да. Понятие о теме и

идее произведения.

Беседа по вопросам.

Работа с текстом.

Пересказ.

44

Максим Горький.

“Детство” ( главы

из повести).

1

Урок – прак-

тикум.

Портрет как средство

 характеристики героя.

Обучение анализу эпизода ( по выбору

учителя).

45

Максим Горький.

“Легенда о Данко”.

1

Урок внеклас-

сного чтения.

“Легенда о Данко” из

Рассказа М.Горького

“Старуха Изергиль”.

Романтический характер легенды.

Пересказ.

Беседа. Выразительное

чтение.

46

Владимир Владими-

рович Маяковский.

“Необычайное при-

ключение, бывшее

с Владимиром

Маяковским на даче”.

1

Урок чтения

и изучения

нового

материала.

Слово о поэте.

Мысли автора о роли

поэзии в жизни чело-

века и общества. Юмор автора. Роль фантасти-

ческих картин. Своеобразие художест-

венной формы.

Роль ритма и рифма.

Рассказ учителя.

Беседа. Обучение вы-

разительному чтению.

47

Владимир Владими-

рович Маяковский.

“Хорошее отноше-

ние к лошадям”.

1

Урок чтения

и изучения

нового

материала.

Два взгляда на мир:

безразличие, бессерде-

чие мещанина и гума-

низм, доброта, состра-

дание лирического ге-

роя стихотворения.

Понятие о лирическом герое.

Чтение. Беседа.

Обучение выразитель-

ному чтению.

48

49

Леонид Николаевич

Андреев.

“Кусака”.

2

Уроки чтения

и изучения

нового

материала.

Слово о писателе.

Чувство сострадания

к братьям нашим меньшим, бессерде-

чие героев. Гуманисти- ческий пафос рассказа.

Чтение. Беседа.

Рассказ учителя.

50

Андрей Платонович

Платонов.

“Юшка”.

1

Урок чтения

и изучения

нового

материала.

Слово о писателе.

Главный герой произ-

ведения, его непохо-

жесть на других, ду-

шевная щедрость.

Внешняя и внутренняя

красота человека.

Призыв к состраданию и уважению к человеку

Рассказ учителя.

Беседа.

51

Андрей Платонович

Платонов.

“Неизвестный

цветок”.

1

Урок внеклас-

сного чтения.

Сказка- быль.

Преодоление препятст-

вий как одна из цен-

ностей жизни.

“Ни на кого не похо-

жие” герои Платонова.

Беседа.

Выборочны пересказ.

Письменный ответ на вопрос.

52

Р.Р. Подготовка к

домашнему сочинению.

1

Урок развития

речи.

Подготовка к сочине-

нию на тему: “Нужны ли в жизни сочувствие

и сострадание?” ( по

произведениям ХХ века).

Черновые наброски к

сочинению. Рабочие материалы.

53

На дорогах войны.

Интервью с поэтом-

участником Вели-

кой Отечественной

войны.

1

Урок внеклас-

сного чтения.

Интервью как жанр публицистики. Геро-

изм, патриотизм, само-

отверженность, труд-

ности и радости гроз-

ных лет войны в сти-

хотворениях позтов-

участников войны:

А.Ахматовой, К.Симо-

Нова, А. Суркова и др.

Слово учителя.

Беседа. Обучение выразительному чтению.

54

55

Федор Александрович

Абрамов.

“О чем плачут лошади”.

2

Уроки чтения

и изучения

нового

материала.

Слово о писателе.

Эстетические и нравст-

венно-экологические

проблемы рассказа.

Понятие о литератур-

ной традиции в расска-

зе Ф.А.Абрамова “ О

чем плачут лошади.”

Рассказ учителя.

Беседа.

56

57

Евгений Иванович

Носов.

“Кукла” (“Акимыч”)

“Живое пламя”.

2

Уроки чтения

и изучения

нового

материала.

Практикум.

Слово о писателе.

Нравственные пробле-

мы рассказа “ Кукла”.

Е.Н.Носов. “Живое

пламя”.

Сила внутрен-

ней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия,

бездуховности, безраз-

личного отношения к

окружающим людям, к

природе.

Рассказ учителя.

Беседа.

Обучение целостному анализу эпического

произведения.

58

59

Юрий Павлович

Казаков.

“Тихое утро”.

2

Уроки чтения

и обсуждения.

Слово о писателе.

Герои рассказа и их

поступки. Взаимовы-

ручка как мерило нрав-

ственности человека.

Особенности характера героев – сельского и

городского мальчиков,

понимание окружаю-

щей природы. Подвиг мальчика и радость

от собственного доб-

рого поступка.

Рассказ учителя.

Беседа по вопросам.

60

“Тихая моя Родина”.

Стихи поэтов ХХ

века о Родине, род-

ной природе.

1

Урок внеклас-

сного чтения.

Родина и природа в

стихах В.Брюсова,

С.Есенина, Н.Рубцова,

Н.Заболоцкого и др.

Единство человека и

природы. Общее и индивидуальное в вос-

приятии природы русскими поэтами.

Слово учителя. Чтение и анализ стихотворе-

ний. Обучение выразительному чтению.

61

Александр Трифо-

нович Твардовский.

“Братья”, “Спасибо, моя родная…”,

“Июль – макушка

лета…”

1

Уроки чтения

и обсуждения.

Слово о поэте.

Размышления поэта о

неразделимости судь-

бы человека и народа.

Философские пробле-

мы в лирике Твардовс-

кого. Развитие понятия

о лирическом герое.

Рассказ учителя.

Беседа. Чтение и анализ стихотворений.

Выразительное чтение.

62

Дмитрий Сергеевич

Лихачев.

“Земля родная”

( главы из книги).

1

Урок внеклас-

сного чтения.

Слово о писателе, ученом, гражданине.

“Земля родная” (главы)

как духовное напутст-

вие молодежи. Развитие представле-

ний о публицистике.

Начальные представле-

ния о мемуарах.

Рассказ учителя.

Чтение. Беседа.

Из зарубежной литературы ( 5 ч.)

63

Роберт Бернс.

“Честная бедность”.

Джордж Гордон

Байрон. “Ты кончил

жизни путь, герой!”

1

Урок чтения

и обсуждения.

Слово о поэтах.

Представления поэта о справедливости и честности. Народно-

поэтическая основа и

своеобразие лирики Бернса.

Прославление подвига во имя свободы Роди-

ны. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Слово учителя.

Выразительное чтение.

Беседа.

64

Японские хокку

(хайку). Трехстишия.

1

Урок- практикум.

Изображение жизни

природы и жизни человека в их нерас-

торжимом единстве

на фоне круговорота года. Поэтическая

картина, нарисованная

одним-двумя штриха-

ми. Особенности жанра.

Беседа. Слово учителя.

Анализ трехстиший.

Составление собственных хокку.

65

О.Генри.

“Дары волхвов”.

Луинжи Пиран-

делло. “Черепаха”.

1

Урок чтения

и обсуждения.

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писа-

телей.Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.

В “Черепахе” герои в масках.Задача писате-

ля – заставить героя

сбросить маску, пока-

зать истинное лицо.

Слово учителя.

Беседа.

66

Джеймс Олдридж.

“Отец и сын”

( из повести “Пос-

ледний дюйм”).

1

Урок внеклассного

Чтения.

Слово учителя.

Героическая тема, утверждение мораль-

ной стойкости чело-

века.

Беседа. Пересказ.

67-68

Рей Дуглас

Брэдбери.

“Каникулы”,

“Зеленое утро”.

2

Уроки чтения

и обсуждения.

Слово о писателе.

Фантастические рас-

сказы как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле.

Мечта о чудесной по-

беде добра.

 Слово учителя.

Беседа. Пересказ.

69-70

Заключительные уроки. Выявление

уровня литератур-

ного развития учащихся.Итоги года и задание на лето.

2

Повторительно-

обобщающие

уроки.

Нравственные про-

блемы русской и зару-

бежной литературы.

“Вечные” темы.

Слово учителя.

Беседа.

Тестирование.

nsportal.ru

Рекомендации по составлению календарно - тематического планирования

РЕКОМЕНДАЦИИ

по составлению календарно-тематического планирования.

Составить план – значит продумать и представить себе в общем и деталях весь процесс учебной работы, ее организацию и результаты. Продуманное планирование обеспечивает четкую организацию учебной работы, намечает перспективы, способствует реализации определенной системы обучения, достижения целей, поставленных перед учителем.

Ключевой критерий при составлении плана - обеспечение логической взаимосвязи и интеграции дисциплин учебного плана.

Обязательные этапы подготовки тематического планирования:

1.Обсуждение методическими объединениями школы.

2.Согласование с завучем по методической работе.

3.Утверждение директором школы.

При составлении тематического плана необходимо изучить и использовать следующие нормативные документы:

  • Государственный образовательный стандарт по предмету, в котором определены цели, требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;

  • дополнение к государственному образовательному стандарту в качестве «регионального компонента»;

  • учебный план к данной образовательной программе;

  • примерная образовательная программа, рекомендуемая Министерством образования и науки РФ;

  • учебные пособия, методические рекомендации к отдельным разделам программы, учебно-методические разработки;

  • новые учебники, пособия.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается и обсуждается в течении учебного года, и утверждается до начала нового учебного года.

Планирование утверждается на один учебный год. Титульный лист меняется ежегодно.

При планировании учителю необходимо ориентироваться на такие показатели, как:

  • системность в работе

  • последовательность в организации учебной деятельности

  • логика развертывания учебного содержания

  • использование разнообразия методов обучения

  • использование дидактического разнообразия средств наглядности

  • использование разнообразия педагогических технологий

  • использование вариативности учебных заданий

  • исключение однообразия в структуре уроков

  • исключение перегрузки учащихся учебной информацией

  • своевременность подготовки раздаточного материала

  • возможность исправить недостатки программы и учебника.

Структура тематического планирования включает следующие разделы:

1) Титульный лист.

  1. Класс, название учебного курса, количество часов по плану.

  2. Ссылку на нормативные документы и материалы, на основе которых составлено планирование.

  3. Перечень тем отдельных уроков и распределение учебного времени по четвертям, полугодиям, год.

Таким образом, план должен представлять собой СИСТЕМУ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

В таком виде тематическое планирование предупреждает учителя от возмож­ных ошибок и неточностей, от расширительного или ограничи­тельного толкования целей каждого урока, помогает отбирать эф­фективные приемы и средства учебной работы на уроке. К сожале­нию, на практике многие учителя из-за недостатка времени и по другим причинам часто игнорируют данный подготовительный этап преподавательской работы. Это вызывает большие, часто не­преодолимые трудности в подготовке эффективных уроков, особенно в определении их целей, в отборе необходимых приемов и средств преподавания и обучения

Приложение 1. Оформление титульного листа.

Утверждаю

Директор школы МБОУ СОШ №

_______________ И.И.Иванов

30.08.2016 г.

Согласовано:

Зам. директора по УМР

___________

30.08.2016 г.

Рассмотрено:

На заседании МО

29.08.2016 г.

Протокол № 1

Календарно – тематическое

планирование уроков

на 2016 – 2017 учебный год

Учитель:________________________

.

Приложение 3. Примерные схемы календарно- тематического плана.

Схема 1.

Номер

урока

Количество часов

Тема и основное

содержание уроков

Тип

урока

Задачи

Вопросы и

задания

Проверяемый

материал

Виды

Самостоятельной

работы

Планируемые

умения и навыки

Виды

контроля

и обратной

связи.

Формы

организации

учебной

деятельности

Домашнее

задание

Схема 2.

Номер

урока

Количество часов

Тема и основное

содержание уроков

Тип

урока

Задачи

Вопросы и

задания

Проверяемый

материал

Виды

Самостоятельной

работы

Планируемые

умения и навыки

Виды

контроля

и обратной

связи.

Формы

организации

учебной

деятельности

Домашнее

задание

урока

Содержание уроков

Кол-во

часов

Кален-

дарные

сроки

Материал

по

учебнику

Доп.

мате-

риал

к

уроку

Наглядные

пособия

Лабораторный

опыт

Виды

письменных

работ

Повторение

пройденного

материала

Межпредметные

связи

Схема 3

урока

Название тем курса

Всего часов

В том числе

Формы

контроля

лекции

практ. работы

семинары

Номер

урока

Количество часов

Тема и основное

содержание уроков

Тип

урока

Задачи

Вопросы и

задания

Проверяемый

материал

Виды

Самостоятельной

работы

Планируемые

умения и навыки

Виды

контроля

и обратной

связи.

Формы

организации

учебной

деятельности

Домашнее

задание

Схема 4

урока

по теме

Название разделов, тем,

уроков

Основные понятия,

названия,

персоналии

Домашнее

задание

Количество

часов

Календарные сроки

Схема 5

дата

Номер урока по теме

Тема урока

Тип урока

Триединая задача урока

Методы обучения

Повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся

Виды контроля знаний и обратной связи

Планируемые знания, умения и навыки

Дидактические средства урока

Самост. работа учащихся на уроке, методы закрепления пройденного

Дом.заданиерепродуктивное и творческое

Схема 6.

урока

Разделы,

темы,

содержание

уроков

Кол-во

часов

Календарные

сроки

Тип и форма

урока

Виды

письменных

работ

Домаш.

задание

Простой календарный план

Разделы темы

Количество часов

Календарные сроки изучения

Этот вид плана удобен для предварительного распределения учебного времени на разделы и крупные темы школьных курсов истории.

Поурочный календарный план

Темы (Тематические блоки)

Количество часов

Занятия и основные вопросы

Календарные сроки

С помощью этого вида тематического плана разрабатывается содержание конкретных тем (тематических блоков): определяется принцип изложения учебного материала, темы и вопросы каждого занятия и сроки их проведения.

Расширенное поурочное планирование может состоять из разного набора граф в зависимости от того, что методисты или учителя счи­тают важным определить заранее. Например, в «Примерном пла­нировании курсов истории...» (М., 1996) учебный материал распре­делен по темам и занятиям с указанием часов, рекомендованы конкретные рубрики учебников и дополнительная литература, ролевые игры, практические занятия, наглядные средства, темы рефератов и сообщений. Авторы учебно-методического комплекта по Новой истории (А.Я. Юдовская и Л.М. Ванюшкина) для каждого занятия сформулировали «планируемые результаты изучения материала», указали «основные понятия, термины, реалии» и «литературу из учебно-методического комплекта».

По нашему мнению, для творческого планирования системы учебных занятий в условиях вариативного обучения истории необ­ходим более упорядоченный и расширенный набор параметров. И хотя в этом случае работы на подготовительном этапе прибавит­ся, но в результате учитель получит развернутый, охватывающий все факторы процесса обучения методический проспект темати­ческого блока, логично выстроенный по горизонталям (в рамках одного занятия) и по вертикалям (преемственность изучения темы по этапам блока, последовательность вопросов и понятий, разви­тие познавательных умений учащихся, взаимосвязь форм занятий и контроля). Вариант такого планирования учитель может построить самостоятельно. Порядок его разработки следующий:

  1. В первую графу таблицы переносится соответствующая теме часть обязательного минимума содержания исторического образо­вания.

  2. Во вторую — соответствующая часть учебной программы, по которой ведется обучение.

  3. Положения двух документов сопоставляются между собой и с учебником, определяется принцип изложения учебного материа­ла в блоке, на этой основе он распределяется по занятиям, форму­лируются их темы и основные вопросы.

  4. Анализ содержания каждого занятия показывает, какие по­нятия формируются или актуализируются на каждом из них. Опор­ные понятия фиксируются в четвертой графе.

  1. В пятой графе перечисляются: учебники, карты и другие Учебные пособия для каждого занятия блока.

  2. Ориентируясь на требования к уровню подготовки выпуск­ников основной/полной школы и на содержание занятий данного тематического блока, в шестой графе составляется программа раз­вития учащихся.

  3. В соответствии с этапами изучения темы, спецификой учеб­ного материала, целевой установкой блока и субъективными фак­торами процесса обучения в седьмой графе планируются конкрет­ные типы уроков и (или) другие формы учебных занятий.

  4. Содержание и форма каждого занятия, а также программа развития учащихся определяют способы проверки знаний и уме­ний школьников, которые отмечаются в последней графе тематического плана. По вертикали они должны представить систему усложняющихся форм познавательной деятельности и видов заданий. Раскрывающих все компоненты подготовки учащихся по истории.

В данном виде тематический план вдвое сокращает подготовку поурочного конспекта.

Литература:

1.Закон об образовании РФ ст.32 п.2.7

2.В.И.Горовая, Р.И.Кузьминов, Л.Н. Харченко «Теория и практика дидактического проектирования».

3.Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. Москва, 2000.

4. Журнал «Завуч», №8, 2002 г.

№5, 2004 г.

5. Журнал «Школьное планирование», №6, 2006 г.

infourok.ru

Нужно ли календарно-тематическое планирование? — Дидактор

Извините за провокационный вопрос. Безусловно, каждый добросовестный и творческий учитель продумывает стратегию и тактику своей деятельности на весь учебный год. Это стержень его профессионального успеха.

Однако на практике не все так понятно. Планирование большинства учителей представляет собой «сизифов труд».

Не знаю, как в других регионах, но в Краснодарском крае департамент уже который год требует «строгого соответствия календарно-тематических планов образовательным программам». Причем понимается это абсолютно буквально. В календарно-тематическом плане требуется буквально дословное воспроизведение тезисов программы.

Насколько надо быть некомпетентным, чтобы не понимать, что программы и планы — это совершенно разные документы, которые пишутся совершенно разным языком. И не может быть абсолютного совпадения. В итоге вместо лаконичных записей в планах появляются громоздкие фразы, причем чаще всего не совпадающие с темами в учебниках.

Далее эти большие текстовые куски обязательно необходимо умудриться поместить одной строкой в классный журнал.

И еще одно. Даже у одних и тех же авторов последовательность тем в программах и учебниках разная.

Выводы печальные: учитель долгими вечерами сейчас создает то, что на практике ему не пригодится.

И все ради того, чтобы приехавший из управления или департамента образования чиновник проверил «буковка к буковке» это злосчастное соответствие.

И редко кто из учителей после таких тяжких трудов будет писать добротный рабочий план не для чиновника, а для себя. Учителя-ветераны только сокрушаются: бумаг стало намного больше, чем в советские времена.

Учитывая кроме этого и общественный пресс, который в последнее время уж очень давит на педагогов, ничего удивительного, что популярность профессии падает все ниже и ниже.

На днях узнал печальную новость. В одной из лучших школ г. Армавира написали заявление об уходе сразу 6 учителей. Причем самого трудоспособного возраста: от 25 до 40 лет.

фото заимствовано на сайте «Домой»

didaktor.ru

Требования к календарно-тематическому плану

Календарно-тематический план — план, который составляется по одной из учебных дисциплин (учебному предмету) и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, определение типа урока, межпредметные связи, методическое обеспечение. Работа по календарному плану гарантирует выполнение программ, предохраняет учащихся от перегрузок.

Требования к оформлению плана

Календарно-тематическое планирование оформляется в печатной форме.

Титульный лист должен содержать следующие сведения:

Название документа (календарно-тематическое планирование).

Название предмета (должно соответствовать названию в учебном плане).

Класс.

Ф. И. О. учителя.

Учебный год.

«Утверждено: директор школы».

Название школы в соответствии с Уставом.

Календарно-тематическое планирование учителя составляется в двух экземплярах (краткое и развёрнутое).

Краткое календарно-тематическое планирование учителя должно содержать следующие графы:

№ урока по порядку. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показа соответствия количества часов используемой программы учебного курса и учебного плана.

Наименование раздела программы и количество часов на раздел.

Содержание (тема) урока.

Одна тема может быть рассчитана на несколько уроков, на что указывается в графе «Количество уроков». По завершению изучения темы должен быть указан контроль. Должны быть указаны названия практических и лабораторных работ.

Количество часов.

Дата (планируемая дата проведения урока, которая должна быть проставлена на момент сдачи тематического планирования). В случае планирования блока уроков дата проведения определяется на каждый урок. Необходимое требование: совпадение дат урока по плану, по фактическому проведению и по записи в классном журнале.

Календарно-тематическое планирование учителя должно соответствовать следующим техническим требованиям:

Формат А-4.

Шрифт - Times New Roman.

Начертание основного текста – обычное, начертание заголовков и названий разделов – полужирное, видов работ – курсивом.

Размер – 12, на титульном листе - не более 18.

Интервал – одинарный. 

Развёрнутое календарно-тематическое планирование учителя должно содержать все всю информацию краткого тематического планирования и т ребования к уровню подготовки обучающихся, которые формулируются в деятельностной форме (знать, уметь).

Сроки составления и порядок утверждения календарного планирования.

1. Календарно-тематическое планирование на каждый учебный год составляется заблаговременно, до начала учебного года.

2. Календарно-тематическое планирование рассматривается на заседании предметного методического объединения, согласовывается с заместителем директора школы, курирующего предмет, утверждается директором школы до начала учебного года.

3. Копия календарно-тематического планирования сдается заместителю директора, курирующему предмет.

Весь материал смотрите документ.

videouroki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *