Что такое бытовая сказка 5 класс – Какие жанры сказок стали известны вам в 5 классе?

Содержание

Определение, признаки и примеры народных, волшебных и бытовых сказок

Сказка — это чудо! Прекрасный мир, знакомый с детства, где добро всегда побеждает зло. На страницах сказочных книг живут говорящие звери и драконы, смелые богатыри и прекрасные принцессы, добрые феи и злые колдуны. Сказки призывают не только верить в чудеса, но и учат добру, отзывчивости, не пасовать перед трудностями, слушать родителей и не судить других по внешности.

Какие бывают сказки

Сказка — это повествование с выдуманными героями и сюжетом, носящее бытовой, героический или волшебный характер. Они бывают фольклорные (составленные народом), литературные (включают в себя черты народных сказаний, но принадлежат одному автору) и авторские (написаны одним конкретным автором). Фольклорные сказки делятся на волшебные, бытовые и о животных.

Это интересно: что такое антитеза, примеры художественного приема в стихах.

Фольклорные

Прежде чем дойти до читателя, они проходят длинный путь. В устной форме передаются из поколения в поколение до тех пор, пока какой-нибудь собиратель сказаний не запишет их на бумаге. Считается, что героями первых повествований были Земля, Солнце, Луна и другие природные явления, а образы людей и животных стали использовать позже.

У народных сказаний довольно простая структура: присказка, зачин и конец. Текст легко читается и не содержит сложных слов. Но при кажущейся простоте сохраняет все богатство русского языка. Фольклорные сказки легко воспринимают даже малыши, что делает их лучшим выбором для чтения перед сном. Это не только подготовит ребёнка ко сну, но и ненавязчиво обучит жизненным ценностям.

Основные признаки сказки:

  1. Сказочные штампы «Жили-были», «В некотором царстве».
  2. Использование пословиц и поговорок.
  3. Обязательная победа добра в финале.
  4. Испытания, которые проходят герои, носят воспитательный и нравственный характер.
  5. Спасённые героем звери, помогают ему выбраться из трудных ситуаций.

Это интересно: аллегория в литературе – что это, примеры.

Бытовые

Действие происходит в повседневной жизни, не «в тридевятом царстве», а обычном городе или деревне. Описывается быт того времени, особенности и привычки. Героями выступают бедняки и купцы, супруги, солдаты, слуги и господа. Основой сюжета служат

обычные жизненные ситуации и конфликты, решать которые героям приходится с помощью мастерства, смекалки и даже хитрости.

Бытовые сказки высмеивают человеческие пороки: жадность, глупость, невежество. Главный посыл таких историй в том, что надо не бояться работы, не лениться и уверенно преодолевать препятствия. С добром относиться к окружающим, быть отзывчивым к чужому горю, не лгать и не скупиться. Например, «Каша из топора», «Репка», «Дочь-семилетка».

О животных

Часто персонажами выступают животные. Они живут и общаются как люди, разговаривают и проказничают, ссорятся и мирятся. Среди персонажей нет чёткого разделения на положительных и отрицательных героев. Каждый из них наделен одной отличительной чертой, которая и обыгрывается в сюжете сказки. Хитрый лис, злой волк, трудолюбивый заяц, а филин мудрый. Такие образы понятны детям, и дают представления об уме и глупости, о трусости и отваге, о жадности и доброте.

Волшебные

Что такое волшебная сказка? Это таинственный мир, наполненный магией и волшебством. Где умеют говорить звери, природа и даже предметы. Композиция более сложная, включает в себя вступление, завязку, центральный сюжет, кульминацию и развязку. В основе сюжета лежит преодоление какой-либо трудной ситуации или возвращение утраты. Например, «Морозко», «Финист ясный сокол», «Золушка».

Мир персонажей необычайно разнообразен. Главные герои обладают всеми положительными качествами, а то есть такими как доброта, щедрость, отзывчивость, смелость. Противостоят им злые, жадные и корыстные отрицательные герои. В борьбе против недругов положительным героям помогают чудесные помощники и волшебные предметы. Развязка непременно счастливая. Герой с почестями возвращается домой, преодолев все невзгоды и препятствия.

Литературные

Имеет определённого автора, но тесно связана с фольклором. Литературная сказка отражает взгляд автора на мир, его идеи и желания в то время, как народные сказания демонстрируют обобщённые ценности. Писатель сопереживает главным героям, выражает симпатию отдельным действующим лицам и откровенно высмеивает отрицательных героев.

Основой зачастую служат сюжеты народных сказок.

  • принадлежность героя к миру волшебства;
  • неприязнь между приёмными родителями и детьми;
  • герою помогает природа, живые существа и магические атрибуты.

Для подражания народным сказкам применяются те же принципы: сказочная обстановка, говорящие звери, троекратные повторения и просторечия. Нередко используются и образы главных героев народных сказок: Иван-дурак, Баба-Яга, Царь Кощей и другие. Автор стремится к большей детализации, характеры и личностные качества героев подробно прописаны, окружение приближено к реальности и обязательно присутствуют два поколения: старшее (родители) и младшее (дети).

К ярким примерам литературной сказки можно отнести произведение А. Пушкина «Золотая рыбка», Г. Андерсена «Снежная королева» и Ш. Перро «Кот в сапогах».

Какая бы ни была сказка, её цель научить ребёнка не отчаиваться, смело браться за выполнение задач, уважать чужое мнение. Рассматривая яркие иллюстрации, легко придумать свой сюжет на уже знакомую историю. Даже взрослому будет полезно оторваться от обычного круговорота дней и погрузиться в прекрасный мир волшебства.

obrazovanie.guru

5 класс. Урок № 12. Русские бытовые сказки

  1. Чтение по ролям сказки «Добрый поп»

  2. Диалог учителя с учениками.

  1. Анализ содержания сказки

1) Какая нереальная ситуация лежит в основе сказки? (Герои за один присест завтракают, обедают и ужинают.)

2) Какой человеческий недостаток высмеивается в сказке? (Жадность.)

3) Действительно ли поп в сказке добрый или в названии звучит насмешка? (В названии звучит насмешка над жадным попом.)

4) Чего хотел добиться поп, предлагая работнику за один присест позавтракать, пообедать и поужинать? (Он хотел, чтобы работник мало ел и много работал.)

5) Каким образом в сказке работник наказывает жадного попа? (Плотно поев, он отказывается работать, т.к. после ужина спать ложиться надо.)

6) Прочитайте концовку сказки и скажите, что утверждает ее народная мудрость. («С тех пор перестал поп угощать работника за раз завтраком, обедом и ужином». В сказке торжествует справедливость: поп наказан за жадность, и это послужило ему уроком.)

  1. Анализ композиции сказки.

1) Найдите и зачитайте зачин сказки. («Жил - был поп…»)

2) На каком приеме построено описание трапезы попа и работника? (Прием троекратного повтора.)

3) Найдите и зачитайте кульминацию сказки, неожиданный поворот сюжета. («Работник схватил свой армяк и собирается вон: «Куда ты, свет? « - спрашивает поп. «Как куда? Сами вы, батюшка, знаете, что после ужина надо спать ложиться»,)

4) В каких словах заключается мудрость сказки, ее поучительный смысл? (В последнем предложении сказки.)

  1. Построение композиционной схемы сказки учителем на доске,

учениками в тетрадях

«Зачин (введение в бытовую ситуацию) –

развитие событий (нереальные ситуации и невероятные поступки персонажей) –

кульминация (неожиданный поворот сюжета) –

развязка –

концовка (мудрость сказки, торжество справедливости)

Вывод учителя: Итак, мы рассмотрели особенности построения этой сказки. Таким образом, строится большинство бытовых сказок. Сказка вводит нас в бытовую ситуацию, затем стремительно развивается сюжет сказки, когда герои создают нереальные жизненные ситуации, совершают невероятные поступки. Кульминацией сказки является обычно

неожиданный поворот сказочного сюжета (это сближает бытовые сказки с анекдотами), следует развязка и заключительные слова сказки (концовка), в которых зачастую и скрыт смысл бытовой сказки.

  1. Анализ художественных средств сказки «Добрый поп».

А теперь давайте посмотрим, с помощью каких художественных средств создается особый сказочный мир сказки «Добрый поп»:

- Почему сказка «Добрый поп» лучше всего воспринимается при чтении по ролям? (Это помогает нам различать голоса героев).

Действительно, мы как бы слышим голос попа и голос работника, потому что бытовая сказка всегда строится как диалог персонажей, сопровождаемый комментариями рассказчика сказки. Голоса персонажей при рассказывании всегда обыгрывались сказочником, при помощи интонации он пытался передать характер персонажа».

1) Какую интонацию можно придать голосу попа в данной сказке? (Слащавую, т.к. поп пытается задобрить работника и скрыть свою хитрость).

2) Какое слово поп употребляет в обращении к работнику, а работник в обращении к попу? ( Слова: «свет» - к работнику, «батюшка» - к барину.)

Сказка всегда стремится сделать диалог персонажей более емким и выразительным, поэтому в словах каждого персонажа отражаются особенности речи той социальной группы, представителем которой он является. Здесь обращение попа к работнику «свет» передает снисходительно-презрительное отношение попа к работнику, как к низшему существу, которое не учует обмана за ласково приторной интонацией попа»

3) Какие слова, описывающие быт крестьянина, мы встречаем? (Сенокос, армяк, сарай.)

4) Какие устаревшие слова встречаются в сказке, объясните их значение (Позавтракать «порядком», т.е. плотно; косить «без роздыху», т.е. без отдыха; «полудновать» - полдничать; «армяк»- крестьянская верхняя одежда из сукна.)

  1. Обобщение изученного.

Повторяются и записываются в тетрадях основные особенности бытовой сказки:

1) наличие зачина и концовки;

2) прием повтора ситуаций и положений;

3) диалог персонажей – представителей противоборствующих сторон;

4) краткость, лаконичность сюжета;

5) комические ситуации и поступки персонажей;

6) преувеличение отрицательных качеств персонажа,

7) бытоописательные слова;

8) речь, характеризующая персонажа;

9) включение в сказки загадок, пословиц, поговорок.

  1. Самостоятельное чтение сказки «Наговорная вода» и письменный

ответ на вопросы к тексту этой сказки.

1) Какой тип взаимоотношений осмысливается (описывается) в сказке? (Семейные отношения между мужем и женой.)

2) Почему между персонажами не было согласия? (Они все время спорили и не уступали друг другу последнего слова.)

3) Какое средство советует бабе колдун для восстановления мира и согласия в семье? (Набрать в рот чудесные капли; и следить, когда муж начнет ругаться, чтобы ни одной капли не вылилось.)

4) С помощью капель согласие в семье восстановлено. Действительно ли капли имеют чудодейственное свойство и являются «святой водой» или их действие не является волшебным? Ответ обоснуйте. (Действие капель не волшебное.)

5) Постройте композиционную схему сказки.

6) Какое качество преувеличивается и высмеивается в сказке?

multiurok.ru

Какие бывают сказки? Виды и жанры сказок

Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй. Повзрослев, он пересказывает их своим детям, которые понимают их по-своему, вырисовывая в воображении образы действующих персонажей и переживая эмоции, которые сказка передает.

Что такое сказка? Какие бывают сказки? Именно на эти вопросы попробуем ответить далее.

Определение

Согласно научному определению в литературе, сказка – "эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях, которое имеет четкую структуру: зачин, средина и концовка". Из любой сказки читатель должен извлечь какой-то урок, мораль. В зависимости от вида, сказка выполняет и другие функции. Существует много классификаций жанра.

Основные виды сказок

Какие бывают сказки? Каждый из нас согласится с тем, что в отдельный вид стоит выделить сказки о животных. Второй вид – волшебные сказки. И, наконец, существуют так называемые бытовые сказки. Все виды имеют свои особенности, которые становятся понятными путем сравнительного их анализа. Попробуем разобраться более подробно в каждом из них.

Какие бывают сказки о животных?

Существование таких историй вполне обосновано, ведь животные – существа, которые обитают с нами в непосредственной близости. Именно этот факт повлиял на то, что народное творчество использует образы животных, причем самых разнообразных: как диких, так и домашних. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что животные, встречающиеся в сказках, представлены не как типичные животные, а как особенные животные, наделенные человеческими чертами. Они живут, общаются и ведут себя как настоящие люди. Такие художественные приемы позволяют сделать образ понятным и интересным, наполнив его при этом определенным смыслом.

В свою очередь, сказки о животных также можно разделить на сказки с участием диких или домашних животных, предметов или объектов неживой природы. Часто литературоведы, говоря о том, какие бывают жанры сказок, классифицируют их на волшебные, кумулятивные и сатирические. Также в эту классификацию входит и жанр басни. Можно разделить сказки о животных на произведения для детей и для взрослых. Часто в сказке присутствует человек, который может выполнять главенствующую или второстепенную роль.

Обычно со сказками о животных дети знакомятся еще в возрасте от трех до шести лет. Они наиболее понятны маленьким читателям, так как те встречаются с постоянными персонажами: хитрой лисой, трусливым зайцем, серым волком, умным котом и так далее. Как правило, основная черта каждого животного и является его характерной особенностью.

Какие бывают построения сказки о животных? Ответ – самые разные. Кумулятивные сказки, к примеру, подбираются по принципу сюжетной связи, где встречаются одни и те же герои, просто в разных обстоятельствах. Часто герои сказочных историй имеют имена в уменьшительно-ласкательной форме (Лисичка-Сестричка, Зайчик-Побегайчик, Лягушка-Квакушка и так далее).

Второй вид - волшебная сказка

Какие бывают литературные сказки о волшебстве? Основная характерная черта этого вида – волшебный, фантастический мир, в котором живут и действуют главные герои. Законы этого мира отличаются от привычных, в нем все не так, как на самом деле, что привлекает юных читателей и делает этот вид сказок, несомненно, самым любимым среди детей. Волшебное окружение и сюжет позволяют автору проявить все свое воображение и использовать как можно больше соответствующих художественных приемов, с целью создать произведение специально для детской аудитории. Не секрет, что детское воображение безгранично, и удовлетворить его очень и очень непросто.

В большинстве случаев этот вид сказок имеет типичный сюжет, определенных героев и счастливый финал. Какие бывают сказки о волшебстве? Это могут быть повествования о героях и фантастических существах, сказки о необычных предметах и различных испытаниях, которые преодолеваются благодаря волшебству. Как правило, в финале герои женятся и живут долго и счастливо.

Отметим, что герои волшебных сказок воплощают множество положительных качеств. Среди основных тем этого литературного жанра – борьба добра и зла, борьба за любовь, правду и другие идеалы. Обязательно должен присутствовать отрицательный герой, который в финале будет повержен. Структура сказки обычная – зачин, основная часть и концовка.

Бытовые сказки

Такие истории повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные социальные проблемы и человеческие характеры. В них автор высмеивает негативные человеческие качества. Такие сказки бывают социальными и сатиричными, с элементами волшебной сказки и многие другие. Здесь высмеиваются отрицательные качества богачей и тщеславных людей, в то время как представители народа воплощают в себе положительные черты. Бытовые сказки показывают, что главное – не деньги и сила, а доброта, честность и ум. Литературоведы утверждают – и это факт – что писались они во времена, когда люди переживали социальные кризисы, стремились изменить строй общества. Среди популярных художественных приемов здесь выделяются сатира, юмор, смех.


Какие типы сказок бывают?

Кроме приведенной выше классификации, сказки еще делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уст в уста из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. Рассмотрим каждый из типов отдельно.

Народные сказки

Народные сказки по праву считаются мощным источником исторических фактов, информации о быте и общественном строе определенного народа. Каждый из народов за свою историю придумал огромное количество поучительных историй для взрослых и детей, передавая свой опыт и мудрость следующим поколениям.

Народные сказки отражают человеческие отношения и смену моральных принципов, показывают, что основные ценности остаются неизменными, учат проводить четкую грань между добром и злом, радостью и горем, любовью и ненавистью, правдой и кривдой.

Особенностью народных сказок является то, что в простом и легко читаемом тексте скрывается глубочайший социальный смысл. Кроме того, они сохраняют богатство народного языка. Какие народные сказки бывают? Они могут быть и волшебными, и бытовыми. Много народных сказок повествует о животных.

Часто возникает вопрос о том, когда была придумана первая русская народная сказка. Это наверняка останется тайной, и можно только предполагать. Считается, что первыми «героями» сказок были явления природы – Солнце, Луна, Земля и прочее. Позднее они стали подчиняться человеку, и в сказки вошли образы людей и животных. Есть предположение, что все русские народные повествования имеют под собой реальное основание. Иными словами, какое-то событие пересказывалось в форме сказки, изменялось на протяжении веков и дошло до нас в том виде, к которому мы привыкли. Какие бывают русские народные сказки, разобрались. Пора поговорить о сказках, авторы которых хорошо известны читателям.

Авторские сказки

Обычно авторское произведение является субъективной обработкой народного сюжета, однако и новые истории встречаются довольно часто. Характерные черты авторской сказки – психологизм, возвышенная речь, яркие персонажи, использование сказочных клише.

Еще одной особенностью этого жанра является то, что она может быть прочитана на разных уровнях. Так, одна и та же история воспринимается по-разному представителями разных возрастных групп. Детские сказки Шарля Перро ребенку кажутся невинным рассказом, в то время как взрослый человек найдет в них серьезные проблемы и мораль. Часто книги, ориентированные изначально на юного читателя, растолковываются взрослыми по-своему, равно как и фантастические истории для взрослых приходятся по вкусу детям.

Кто они, авторы сказок? Наверняка все слышали о «Сказках моей матушки Гусыни» Шарля Перро, сказках итальянца Гоцци, произведениях немецкого писателя Вильгельма Гауфа, братьев Гримм и датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Нельзя забывать и о русском поэте Александре Пушкине! Их истории обожают дети и взрослые по всему миру. На этих сказках растут целые поколения. Вместе с тем все авторские произведения интересны с точки зрения литературоведения, все они подпадают под определенную классификацию, располагают своими художественными особенностями и авторскими приемами. По самым известным и любимым сказкам снимают фильмы и мультфильмы.

Заключение

Итак, мы разобрались, какие бывают сказки. Какая бы сказка ни была – авторская, народная, социально-бытовая, волшебная или повествующая о животных – она обязательно чему-то научит читателя. Самое интересное, что совершенно неважно то, кто читает историю. И взрослые, и дети обязательно почерпнут из нее что-то полезное. Сказка каждого заставит задуматься, передаст мудрость народа (или автора) и оставит неизгладимое хорошее впечатление в головах читателей. Эффект нисколько не преувеличен. Существуют даже так называемые терапевтические сказки, которые способны перевоспитать и отучить от самых разных вредных привычек!

fb.ru

Бытовые сказки. 5 класс

КГУ «Средняя школа №4»

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока литературы

в 5 классе

Тема: «Бытовые сказки. Художественные особенности бытовых сказок, их отличие от волшебных сказок»

 

 

 

 

Выполнила: Шамшиева А. Х.,

учитель русского языка и литературы

 

2014-2015 учебный год

 

Урок по теме«Бытовые сказки. Художественные особенности бытовых сказок, их отличие от волшебных сказок»

 

Цель урока: различать бытовые и волшебные сказки, уметь выделять особенности каждого типа.

Ресурсы:разрезные открытки, стикеры, тексты для чтения, таблица вопросов, презентация, фрагмент мультфильма, ватман, маркеры

Критерии успеха:

Я знаю содержание сказки

Я понимаю подтекст сказки

Я могу сравнить волшебные и бытовые сказки, выделить особенности

Ожидаемые результаты:

Все: изучат особенности, определят тему и цель урока, примут участие в групповой работе

Большинство: научаться анализировать и сравнивать информацию, смогут составить вопросы

Некоторые: определят значимость изученной темы для себя, организуют работу групп

Ход урока

Этапы урока

 

Задание,

действия учителя и ученика

Цель задания

Форма, метод, прием, стратегия

Форма оцениваня

Организационный момент

(5мин.)

1.Игра «Приветствие на разных языках». (Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах) .

- Сейчас мы поприветствуем друг друга, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.

- троекратные объятия (Россия)

-  легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай)

-  легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия)

- легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония)

- простое рукопожатие и взгляд в газа (Германия)

- потереться друг о  друга носами (эскимосская традиция)

В течение 1 мин поприветствовать как можно больше одноклассников.

2. Деление на группы:

Каждый уч-ся получает часть разрезной открытки. 6 человек, собравших картинку, садятся за один стол.

3. Распределение ролей.

 

создание коллаборативной среды, деление на группы, распределение ролей

 

 

Групповая игра «Приветствие на разных языка»

 

формативное

 

Целеполагание

(10 мин)

Просмотр мультфильма про Алдара Косе.

Определение темы и цели урока.

- Вы просмотрели фрагмент сказки про Алдара Косе. Как вы думаете, к какому из изученных типов сказок относится эта сказка?

Ответ: к бытовым.

- Каковы особенности бытовых сказок? Можете ли вы ответить на этот вопрос?

Значит, какова тема урока?

Ответ: Особенности бытовых сказок.

Для того , чтобы в конце урока вы смогли оценить то, что получили на уроке, я хочу дать для вас критерии успеха.

Критерии успеха:

Я знаю содержание сказки

Я понимаю подтекст сказки

Я могу сравнить волшебные и бытовые сказки, выделить особенности

Развитие навыков саморегуляции: самостоятельного определения темы и цели урока

 

 

 

 

 

 

 

Оценка достижений

групповая

формативное

Изучение нового материала

(25 мин)

Задание 1: Прочитайте статью «Бытовые сказки» выделите сходства и различия между бытовыми и волшебными сказками, представьте их виде диаграммы Венна на постере.

Защита постеров

После защиты постеров каждой команде задается вопрос с использованием метода «Начало вопроса»

Задание 2:

Заполните таблицу, прочитав сказку (индивид.задание)

 

 

Развитие навыков критического мышления: анализ, синтез, аргументация, выводы, выделение ключевых идей

Саморегуляция

 

Групповая

«Диаграмма Венна»

 

 

Метод «Начало вопроса»

 

Оценка

(5 мин)

Возвращение к критериям успеха. Оцените, соответствуете ли вы обозначенным критериям и поставьте себе оценку

Развитие навыка оценивания

 

самооценка

Рефлексия

(5 мин)

Синквейн «Сказка»  (на стикерах)

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам.

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Схема составления на слайде.

Пример: Сказка.

Мудрая,загадочная.

Удивляет,интересует, учит.

В ней добро побеждает зло.

Волшебница.

Осмысление своей деятельности

Синквейн

формативное

Домашнее задание

Составьте кроссворд по теме «Особенности волшебной сказки»

 

 

 

 

 

 

 

 

infourok.ru

Виды сказок

Существует два вида сказок: авторские и народные. Само название говорит о себе. К авторским сказкам относятся произведения, написанные одним конкретным человеком. Как правило, он является создателем и родителем, чье имя афишируется в книге.

Народные сказки передаются из поколения в поколения, из уст в уста. Одного конкретного писателя нет, каждый добавляет свое. В итоге с каждым пересказчиком появляются новые действия, и тогда сказка звучит уже по – новому.
Из века в век, из поколения в поколении передаются рассказы, где предки учат и передают свою мудрость, свои наставления и огромнейший опыт.

Общей чертой двух видов является глубочайший смысл, заключенный между строк. Для ребенка сказка – это веселый и интересный рассказ, для взрослого текст, несущий моральные и нравственные подтексты.

Виды сказок по содержанию

По своему содержанию сказки делятся на следующие группы:

  • волшебные
  • о животных
  • бытовые

Волшебные сказки

Волшебство присуще почти в каждой сказке. Именно оно побеждает зло, помогает героям справиться с трудностями. Благодаря таким рассказам, многие дети с раннего возраста верят в чудеса и волшебство. Автор погружает в фантастический мир, где с помощью волшебных предметов или действий любое желание воплощается в реальность. Цель таких повествований – донести до читателя, что вера в чудеса должна быть всегда. Чудеса могут настигнуть в самый неожиданный момент. Именно их так не хватает главному персонажу, для достижения цели.

Наиболее читаемые волшебные сказки:

  • Царевна – лягушка
  • Кощей Бессмертный
  • Морозко
  • Емеля

Сказки о животных

В данном виде роль человека заменяют животными, причем не только домашними, но и лесными и дикими. Рыбы, птицы, насекомые, вся живность задействована, каждому отведена особая роль. Даже природным явлениям достается если не главное, то второстепенная значимость. И тот и другой зверь имеет свой характер и принцип поведения. Нам внушили, что заяц трусишка – боится все и всех. Лиса – хитрая и жадная. Медведя – все боятся, но по замыслу, он один из разумных животных. Волк на первый взгляд зубастый и хищный. В сказках часто встречается, где он оказывается трусом и жалостливым животным. Во всех действиях эти герои выполняют аналогичные роли. Именно повести о животных внушают читателям, какими должны их представлять.

К самым популярным сказкам о животных относятся:

  • Теремок
  • Колобок
  • Репка

В свою очередь рассказы о братьях наших меньших делятся на две подгруппы: в одних животные играют второстепенную роль - По щучьему веленью. В других их важность равноценна с человеческой – Добрыня Никитич и Змей Горыныч.

Бытовые сказки

Произведения данного характера, показывают, что ждать чудес не стоит, нужно делать все самим. Только трудолюбивый, справедливый и расчетливый сможет сам всего добиться в жизни. Они показывают присущую жизнь каждого человека. Делают акцент на негативные черты, высмеивают и подают необходимый урок. В данных произведениях главное, не могучая сила, а ум и нравственность. В этих сказках скупых и жадных людей, всегда проучит мудрый и благородный.

К ним принадлежат:

  • Каша из топора
  • Сказка о попе и о работнике его Балде
  • Волшебная дудочка

Какими бы сказки не были, их очень любят дети всех возрастов. Ведь именно они являются уроком в повседневной жизни. Они учатся на ошибках персонажей и подражают главным героям. Сказка важна особенно маленьким детям. Она подсознательно подает уроки в разных ситуациях. Показывает, что защита своего собственного мнения важна. Также отношениям к разным национальностям и расам не должно быть преградой в общении. Правильное обращение к взрослым и пожилым людям. Недаром говорят, что на сказках учатся.

Кто-то выделяет 4 вида сказок, кто-то 3 вида. 5 класс, 2 класс.

Виды сказок

Интересные ответы

  • История Древнего Китая доклад, сообщение

    Издавна на обширной территории, между реками Янцзы и Хуанхэ расположилась маленькая страна, которая примерно в 1766 году до нашей эры. получила название Государство Шан-Инь.

  • Значение слова дедлайн что это такое

    В нашем мире абсолютно все не стоит на месте, мир движется вперед. Технологии постоянно обновляются. Люди меняются, учатся. Города строятся, расширяются. Так же и в нашем общении появляются новые слова и термины.

  • Виктор Драгунский - доклад сообщение

    Детская литература - одно из множества направлений в литературе. Много известных детских авторов знакомы с детства. Среди них и Виктор Юзефович Драгунский

  • Белый медведь - сообщение доклад про Полярного медведя

    Полярный медведь (Ursus maritimus), также называемый белым медведем и морским медведем, обитает на территориях арктического региона. Он проходит огромные расстояния на обширных пустынных просторах

  • Фламинго - сообщение доклад (3 класс окружающий мир, красная книга)

    Розовый фламинго известен своими розовыми перьями, длинными как у цапли лапами и кривым клювом. По размеру взрослые особи бывают разные, крупные достигают 1,5 м высотой и весят до 3,5 кг

sochinite.ru

Сказка - Чего на свете не бывает, читать | Русская народная бытовая сказка для детей 5 класса

Чему нас учит сказка? Это выявление особенностей реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо нереальных ситуациях бытовой сказки, определение художественной идеи сказки; воспитание чувства социальной справедливости, формирование гуманистического мировоззрения учащихся.

Жил-был барин, богатый-пребогатый. Не знал он, куда свои деньги девать. Ел-пил сладко, одевался нарядно, гостей у него каждый день столько было, что у иных по праздникам того не бывало. А все у него денег не убывало, еще прибывало.

И захотелось раз барину пошутить над мужиком-дураком себе и гостям на потеху. Призывает он самого бедного мужика из деревни и говорит ему:

— Слушай, мужик. Дам я тебе денег целую маленку, только скажи мне, чего на свете не бывает. Нынче люди до всего дошли: и на черте ездят, и по небу летают, и в Питер по проволоке лапти послать можно. Скажи же: чего на свете не бывает?

Почесал мужик затылок.

— Не знаю, — говорит, — барин, кажись, взаправду все на свете бывает. Дай сроку до завтра — может, и вздумаю.

— Ну пойди подумай, — говорит барин, — а завтра приходи, ответ приноси.

Мужик до петухов не спал, все барскую загадку отгадывал. Раздумает, так и мало ли чего на свете не бывает, а и то в ум придет: «Может, это и бывает, только я не знаю. Ну да ладно, скажу наудачу, авось чего и не бывает!»

На другой день пришел он к барину.

— Ну что, мужик, теперь знаешь, чего на свете не бывает?

— Одного, барин, не бывает: топором никто не подпоясывается, ног за топорище не заткнет.

Усмехнулся барин, усмехнулись и гости; видят — мужик-то сер, да ум-то у него не волк съел. Надо маленку отмеривать. Да барин не то денег пожалел, не то хотел еще над мужиком пошутить, кто его знает, только и говорит мужику:

— Нашел, брат, что сказать. У нас подлинно этого не делают, а в чужих землях — так сплошь и рядом. Ступай с богом до завтра. Придумаешь — ответ принеси.

Продумал мужик и другую ночь. Что ни надумает, все надежда плохая на барские деньги. «Хитры немцы, — думает, — у них, может, все бывает. Ну да скажу еще что-нибудь!»

Приходит наутро к барину.

— Ну, мужик, все ли на свете бывает?

— Не все, барин: баба попом не бывает, красная девка обедни не служит.

Усмехнулись все, только барин опять ему денег не дал.

— Нет, — говорит, — это бывает; по неметчине и все так. Поди подумай последний раз. Скажешь — бери деньги, а то не прогневайся.

Плюнул с досады мужик; идучи домой, думает: «Видно, одному только не бывать, чтобы у меня деньги были!»

Все-таки через ночь опять идет к барину. «Наскажу, — думает, — ему всякой всячины, может, что и небывальщина будет».

— Ну, что хорошенького скажешь? — спрашивает барин. — Не узнал ли, чего на свете не бывает?

— Все, барин, бывает, — говорит мужик. — Думал я, что люди хоть на небо не попадают, а здесь сам побывал, теперь поверил, что и это бывает.

— Как же ты на небо попал?

— Покойница жена побывать наказывала и подводу за мной выслала: двух журавлей в разнопряжку. Повидался с ней, с ребятишками и к твоей милости воротился.

— И назад с журавлями?

— Нет, назад я соскочил.

— Как же ты, мужичок, не убился?

— А так, что по уши в землю завяз, не жестка земля попалась.

— Из земли же как вылез?

— Хе… как! А сходил домой, принес лопату, выкопался, да и вылез.

— Не видал ли ты на небе покойного барина, моего родителя?

— Как же, видел к ручке допустить изволили.

— Ну, что он там делает? — допрашивает барин.

А мужик-то, не будь плох, догадался и говорит:

— Что покойный барин делает? Да после моих ребятишек постилки моет.

— Врешь, мужик-дурак! — закричал барин. — Того на свете не бывает, чтобы барин у холопа нянчился! Бери деньги, да не мели околесицы.

Из сборника «Народные сказки Костромской губернии».

VN:F [1.9.8_1114]

Rating: 4.5/5 (67 votes cast)

VN:F [1.9.8_1114]

Rating: +41 (from 51 votes)

Сказка - Чего на свете не бывает, читать, 4.5 out of 5 based on 67 ratings

Читай, это тоже интересно!

skazochnyj-domik.ru

Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Бытовые сказки"

Конспект урока литературы в 5 классе

по теме «Особенности русских народных бытовых сказок»

Тип урока: урок изучения художественных произведений.

Тема урока: «Русские народные бытовые сказки»

Вид урока: урок углубленной работы над текстом.

Форма урока: общедидактическая (литература как учебный материал)

Оборудование урока: магнитофон, кассета с записью русских народных песен; иллюстрированный материал, воссоздающий элементы бытовой жизни русского народа (различные бытовые предметы: вышитые полотенца, крынка, деревянные ложки; фотографии народных костюмов; репродукции лубочных картинок), иллюстрации к сказкам; карточки с заданиями.

Цель урока: сформировать у учащихся представление об особенностях русских народных бытовых сказок.

Задачи урока:

1. Вызвать интерес к бытовым сказкам, устному народному творчеству.

2. Познакомить ребят с разновидностями сюжетов, особенностями вымысла, композиции новеллистических сказок, их художественным своеобразием.

3. Научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость.

4. Развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление.

5. Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения.

6. Воспитывать любовь к народному творчеству, патриотические чувства учащихся.

План урока:

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Активизирующее начало урока, формулирование задач урока (2 мин.)

3. Актуализация знаний учащихся (2 мин.)

4. Объяснение нового материала (25 мин.)

А) Чтение и анализ сказки «Сбрехал» (6 мин.)

Б) Чтение и выявление композиционных и художественных особенностей сказки «Добрый поп» (15 мин.)

В) Обобщение изученного материала: запись в тетрадь основных особенностей бытовых сказок (4 мин.)

5. Закрепление изученного материала: чтение и самостоятельный анализ сказки «Святая вода» (8 мин.)

6. Домашнее задание (1 мин.)

7. Подведение итогов урока (1 мин.)

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Активизирующее начало урока, формулирование задач урока.

Вступительное слово учителя, сопровождающееся негромким звучанием народных мелодий: «Ребята, посмотрите, пожалуйста, на художественное оформление доски. Какие предметы вы видите? (Ученики перечисляют приметы народного быта.) Чем связаны между собой эти предметы? (Все они представляют собой элементы народного быта.) Эти предметы погружают нас в атмосферу быта далекого прошлого России, когда зарождались и распространялись русские народные бытовые сказки. С какой целью народ, отрываясь от тяжелых будней создавал эти сказки? Как отразилась народная мудрость в этих сказках? Какие человеческие пороки, недостатки, или, наоборот, достоинства отражены в этих сказках? На эти и другие вопросы мы ответим после более близкого знакомства с народной бытовой сказкой».

Чтение эпиграфа: «Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своею старою сказкою», - призывает нас Н.С.Лесков.

Почему люди должны жить в ладу со сказкою? Какие мудрые советы может дать человеку сказка? (Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, верить в свои силы)

Запись эпиграфа в тетрадь.

Формулирование задач урока: «Наша задача на сегодняшнем уроке – вникнуть в особенности художественного мира бытовой сказки, научиться видеть ее скрытый смысл».

3. Актуализация знаний учащихся.

Повторение изученного на уроках литературы в форме фронтального опроса. 1) В чем особенности вымысла в волшебных сказках? (В них совершаются чудеса, действуют волшебные помощники и сверхъестественные персонажи.) 2) Где чаще всего происходит действие волшебной сказки? (В сказочном тридевятом царстве.) 3)В чем, по-вашему, особенность вымысла в сказках о животных? (В них действуют говорящие и думающие, как люди, животные.)

Слово учителя, постановка проблемного вопроса: «В бытовых сказках нет ни сверхъестественного, ни говорящих животных, в них действуют обычные персонажи в реальной обстановке русской деревни. Почему же мы называем их сказками, на чем основан их вымысел? Какие персонажи в них действуют? На эти и другие вопросы мы ответим в ходе урока».

4. Объяснение нового материала.

А) Чтение учителем сказки «Сбрехал». (Краткое содержание сказки. Барин просит цыганенка «сбрехать», Цыганенок говорит, что отец его лучше брешет и просит двух коней, чтобы привезти отца. Барин отдает коней, а цыганенок не возвращается. Барин отправляется домой пешком, неся на себе телегу, а кучер несет хомут, т.к. барин поверил, что хомут тяжелее телеги.)

Выявление особенностей сказки в форме беседы по вопросам:

1) К какому типу мы отнесем данную сказку и почему? (В сказке нет чудес, нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи в реальной обстановке русской деревни. Значит, это бытовая сказка.)

2) Какие необычные поступки совершает барин? (Он отдает цыганенку лошадей, тащит на себе телегу.)

3) Можем ли мы представить, что барин в действительности мог совершить такие поступки? (Ответы могут быть и «да» и «нет». «Да»-если предположить, что барин непроходимо глуп, «нет» - если он разбирается в элементарных вопросах.)

4) На чем же основан вымысел в данной сказке? ( Учитель должен подвести ребят к выводу, что вымысел в сказке создается изображением нереальных поступков, преувеличением глупости.)

Запись вывода в тетради: «Вымысел в бытовой сказке заключается в том, что персонажи попадают в невероятные ситуации и совершают необычные, смешные поступки, их отрицательные качества сильно преувеличиваются».

Б) Чтение по ролям сказки «Добрый поп» (Текст сказки раздается на каждую парту. Краткое содержание сказки. Жадный поп, чтобы не кормить работника, предлагает ему за один присест позавтракать, пообедать и поужинать. Работник, плотно закусив, отправляется спать, т.к. после ужина принято спать ложиться)

Анализ содержания сказки в форме беседы по вопросам:

1) Какая нереальная ситуация лежит в основе сказки? (Герои за один присест завтракают, обедают и ужинают.)

2) Какой человеческий недостаток высмеивается в сказке? (Жадность.)

3) Действительно ли поп в сказке добрый или в названии звучит насмешка? (В названии звучит насмешка над жадным попом.)

4) Чего хотел добиться поп, предлагая работнику за один присест позавтракать, пообедать и поужинать? (Он хотел , чтобы работник мало ел и много работал.)

5) Каким образом в сказке работник наказывает жадного попа? (Плотно поев, он отказывается работать, т.к. после ужина спать ложиться надо.)

6) Прочитайте концовку сказки и скажите, что утверждает ее народная мудрость. («С тех пор перестал поп угощать работника за раз завтраком, обедом и ужином». В сказке торжествует справедливость: поп наказан за жадность, и это послужило ему уроком.)

Анализ композиции сказки.

1) Найдите и зачитайте зачин сказки. («Жил - был поп…»)

2) На каком приеме построено описание трапезы попа и работника? (Прием троекратного повтора.)

3) Найдите и зачитайте кульминацию сказки, неожиданный поворот сюжета. («Работник схватил свой армяк и собирается вон: «Куда ты, свет? « - спрашивает поп. «Как куда? Сами вы, батюшка, знаете, что после ужина надо спать ложиться»,)

4) В каких словах заключается мудрость сказки, ее поучительный смысл? (В последнем предложении сказки.)

Построение композиционной схемы сказки учителем на доске, учениками в тетрадях «Зачин (введение в бытовую ситуацию) – развитие событий (нереальные ситуации и невероятные поступки персонажей) – кульминация (неожиданный поворот сюжета) – развязка – концовка (мудрость сказки, торжество справедливости)».

Вывод учителя: «Итак, мы рассмотрели особенности построения этой сказки. Таким образом, строится большинство новеллистических сказок. Сказка вводит нас в бытовую ситуацию, затем стремительно развивается сюжет сказки, когда герои создают нереальные жизненные ситуации, совершают невероятные поступки. Кульминацией сказки является обычно неожиданный поворот сказочного сюжета (это сближает бытовые сказки с анекдотами), следует развязка и заключительные слова сказки (концовка), в которых зачастую и скрыт смысл бытовой сказки».

Анализ художественных средств сказки «Добрый поп».

«А теперь давайте посмотрим, с помощью каких художественных средств создается особый сказочный мир сказки «Добрый поп»:

- Почему сказка «Добрый поп» лучше всего воспринимается при чтении по ролям? (Это помогает нам различать голоса героев).

Действительно, мы как бы слышим голос попа и голос работника, потому что бытовая сказка всегда строится как диалог персонажей, сопровождаемый комментариями рассказчика сказки. Голоса персонажей при рассказывании всегда обыгрывались сказочником, при помощи интонации он пытался передать характер персонажа».

Беседа по вопросам:

1) Какую интонацию можно придать голосу попа в данной сказке? (Слащавую, т.к. поп пытается задобрить работника и скрыть свою хитрость).

2) Какое слово поп употребляет в обращении к работнику, а работник в обращении к попу? ( Слова: «свет» - к работнику, «батюшка» - к барину.)

«Сказка всегда стремится сделать диалог персонажей более емким и выразительным, поэтому в словах каждого персонажа отражаются особенности речи той социальной группы, представителем которой он является. Здесь обращение попа к работнику «свет» передает снисходительно-презрительное отношение попа к работнику, как к низшему существу, которое не учует обмана за ласково приторной интонацией попа»

3) Какие слова, описывающие быт крестьянина, мы встречаем? (Сенокос, армяк, сарай.)

4) Какие устаревшие слова встречаются в сказке, объясните их значение (Позавтракать «порядком», т.е. плотно; косить «без роздыху», т.е. без отдыха; «полудновать» - полдничать; «армяк»- крестьянская верхняя одежда из сукна.)

В) Обобщение изученного.

Повторяются и записываются в тетрадях основные особенности бытовой сказки:

1) наличие зачина и концовки;2) прием повтора ситуаций и положений;

3) диалог персонажей – представителей противоборствующих сторон;

4) краткость, лаконичность сюжета;

5) комические ситуации и поступки персонажей;

6) преувеличение отрицательных качеств персонажа,

7) бытоописательные слова;

8) речь, характеризующая персонажа:

9) включение в сказки загадок, пословиц, поговорок.

5. Закрепление изученного материала.

Самостоятельное чтение сказки «Святая вода» и письменный ответ на отдельном листе на вопросы к тексту этой сказки. (Тексты сказок и вопросы распечатываются учителем и предлагаются каждому ученику или по одному на парту.)

1) Какой тип взаимоотношений осмысливается (описывается) в сказке? (Семейные отношения между мужем и женой.)

2) Почему между персонажами не было согласия? (Они все время спорили и не уступали друг другу последнего слова.)

3) Какое средство советует бабе колдун для восстановления мира и согласия в семье? (Набрать в рот чудесные капли; и следить, когда муж начнет ругаться, чтобы ни одной капли не вылилось.)

4) С помощью капель согласие в семье восстановлено.Действительно ли капли имеют чудодейственное свойство и являются «святой водой» или их действие не является волшебным? Ответ обоснуйте. (Действие капель не волшебное.)

5) Постройте композиционную схему сказки.

6) Какое качество преувеличивается и высмеивается в сказке?

6. Домашнее задание.

Прочитать сказку «Каша из топора» (с. 26-27 учебника), ответить на вопросы по сказке (с. 27 учебника), подготовить выразительное чтение по ролям одного эпизода.

7. Подведение итогов урока.

Ответ на вопросы учителя:

1. Какие особенности бытовой сказки вы запомнили?

2. На чем основан вымысел в бытовой сказке?

3. Как строится бытовая сказка?

4. Чем бытовая сказка похожа на анекдот?

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *