Что такое глагол 3 класс правило – Подборка правил: глагол

Содержание

Основные правила по русскому языку за 3 класс. — КиберПедия

Основные правила по русскому языку за 3 класс.

Речь. Текст. Предложение. Слово.

Текст состоит из предложений, а предложения – из слов.

Предложение-это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.

Каждое предложение произносится с какой-либо целью.

Предложение в котором о чем- либо сообщают (повествуют), называется повествовательным.

Предложение, в котором о чем то спрашивают, называется вопросительным. Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется побудительным.

Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!)

Текст- это связанные по смыслу предложения. Текст можно озаглавить.

Слово- это название предмета, признака предмета, действия предмета.

Фамилия, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сел, улиц, озер, рек, морей пишутся с большой буквы.

Тема текста – это то, о чем говорится в тексте.

Текст – повествование отвечает на вопросы что случилось? Что произошло? В повествовании три части:начало, основная часть, концовка.

В тексте – описании дано описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов.

Текст – рассуждение объясняет причину явлений, событий. К этому тексту можно поставить вопрос почему?

Главные члены предложения:

Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? Или что?

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает?

В предложении есть главные члены и второстепенные.

Главные члены– подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены поясняют подлежащее, сказуемое или второстепенный член

Для того чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу, ставь вопрос от одного слова к другому.

Однокоренные слова.

Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень, называются однокоренными.

Звуки и буквы.

Звуки мы произносим и слышим.

Букву пишем и видим.

Звук на письме обозначается буквой.

Буквы Ь Ъ звуков не обозначают.

Гласных звуков шесть: а, и, о, у, ы, э.

Гласных букв десять: а, и, о, у, ы, э, е, ё, ю, я.

Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в начале слова, после гласных, после ъ, ь.

Буквы е, ё, ю, я после согласных обозначают мягкость согласного звука и гласный звук.

При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.


Гласный звук образует слог.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Перенос слов:

Слово переноситься по слогам, слова из одного слога не переносятся.

Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую.

Буквы Ь, Й при переносе слов нельзя отделять от стоящей впереди буквы. При переносе слов с двойными согласными одна согласная остается на строчке, а другая переносится

В конце слова мягкость согласного звука обозначается Ь.

Ударные и безударные гласные.

Безударные гласные в корне слова нужно проверять.

Для проверки измените слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

Словосочетание

Словосочетание – два слова, связанные между собой по смыслу.

В словосочетании одно слово зависит от другого.

Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетание.

Состав слова.

Корень – это общая (одинаковая) часть однокоренных слов. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Окончание – это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении.

Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Основа – это часть слова до окончания.

Слова с непроизносимыми согласными в корне.

В корнях некоторых слов звуки в, д,л, т не произносятся, а буквы в, д,л, т пишутся.

Для проверки подбираем однокоренное слово. Если звук слышится, то пишем в слове. Если звук не слышится, то и в слове его не пишем.

Правописание приставок.

Приставка – это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня. Приставки о-, об – (обо-), от – (ото-), до-, по-, под – (подо-), про-, за-, на-, над-, в – (во-), с – (со-), вы-, пере- пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.


Предлог и приставка.

В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки: в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от.

Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос.

Предлоги никогда не стоят перед словами, которые обозначают действие предмета.

Части речи.

Слова в нашей речи делятся на большие группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения.

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? Или что?, называются именами существительными.

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? называются глаголами.

Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? называются именами прилагательными.

Чтобы узнать, какой частью речи является слово, поставь к нему вопрос и определи, что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета).

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Они не называют предмет, а только на него указывают.Местоимение это часть речи.

Предлог не бывает членом предложения. Он употребляется в предложении вместе с существительным или местоимением и служит для связи слов в предложении.

Имя существительное.

Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Это одушевленные.

Другие имена существительные отвечают на вопрос что? Это неодушевленные.

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой,- мужского рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя. – женского рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, мое,- среднего рода.

Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе.

Имена существительные изменяются по числам (единственное и множественное). При изменении существительного по числам изменяется его окончание.

Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением:

Родительный Кого? Чего?

Дательный Кому? Чему?

Винительный Кого? Что?

Творительного Кем? Чем?

Предложный О Ком? О чем?

Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.

Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.

Падеж Предлоги Вопросы
Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный
от, до, из, без, у, для, около, с
к, по
в, во, на, за, про, через
с, со, за, под, над, между, перед
о, об, в, на, при
Кто? Что?
Кого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.

На конце существительного женского рода после шипящих пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.

Имя прилагательное

Имена прилагательные обозначают признак предмета. Они делают нашу речь точной и выразительной.

Один предмет можно противопоставить другому по какому – либо признаку: температуре, цвету, размеру.

Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.

Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано.

Мужской род – какой?

Женский род – какая?

Средний род – какое?

Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопросы какие? и имеют окончания –ие, -ые.

Глагол.

Глагол это часть речи, которая обозначает действие предметов.

В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.

В русском языке есть глаголы, близкие по смыслу и противоположные. Один и тот же глагол может употребляться в разных значениях.

Смысл слова уточняется в предложении и в тексте.

Глаголы изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета.

Если глагол обозначает действие двух и более предметов, то он стоит во множественном числе.

Глагол изменяется по временам.

Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы Что делаю? Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делаете? Что делают?

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы Что делал? Что сделал?Что делали? Что сделали?

Глаголы в прошедшем времени можно отличить по суффиксу –л-

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам: мужской род – что делал?

Женский род – что делала?

Средний род – что делало?

Род глагола в предложении зависит от рода имени существительного, с которым он связан по смыслу.

Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы Что сделает? Что будет делать? Что сделают? Что будут делать?

Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос Что делать? Что сделать?

Не придает глаголу отрицательный смысл.

Не с глаголами пишется раздельно.

 

Основные правила по русскому языку за 3 класс.

cyberpedia.su

Глагол. Инфинитив. Вид глаголов — урок. Русский язык, 3 класс.

Здравствуй, мой друг. Меня зовут Знайка! Сегодня нам предстоит изучить, что такое глагол, его неопределённая форма, и какие бывают виды глаголов.

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие: рисовать, писать, создавать.

Очень часто глаголы имеют одинаковые корни со словами других частей речи, однако отличаются от них именно обозначением действия. Попробуй сравнить приведённые ниже слова, чтобы убедиться в правильности вывода.

 

Запас (Что?), запасливый (Какой?), запасаться (Что делать?).
Собрание (Что?), собранный (Какой?), собирать (Что делать?).
Жизнь (Что?), жизненный (Какой?), жить (Что делать?).

Неопределённой формой (инфинитивом) глагола называется форма, в которой глагол отвечает на вопросы «Что делать?» или «Что сделать?»: сообщать (Что делать?), запоминать (Что делать?), сообщить (Что сделать?), запомнить (Что сделать?).

Средством образования неопределённой глагольной формы являются суффиксы –ть (делал и делать, жил и жить, носил и носить), –ти (полз и ползти, нёс и нести, вёз и везти) и –чь (берёг и беречь, стерёг и стеречь, пёк и печь).

 

Инфинитив является начальной формой глаголов, то есть, от неё образуются другие формы.

 

Если глагол отвечает на вопрос «Что делать?» (бегать, прыгать, говорить), то он является глаголом несовершенного вида; если отвечает на вопрос «Что сделать?» (убежать, подпрыгнуть, заговорить) — совершенного вида.

 

Очень часто глаголы образуют пары слов совершенного и несовершенного видов.

 

Расчёсывать и расчесать.
Звонить и позвонить.
Бросать и забросать.

 

Обрати внимание!

1. Все глаголы обозначают действие.

2. Инфинитивы (или неопределённая форма) могут отвечать на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?»

3. Средством образования инфинитивов являются суффиксы –ть, –ти и –чь.

4. Глаголы бывают совершенного и несовершенного видов.

www.yaklass.ru

Что такое глаголы в русском языке?

Глагол – чрезвычайно интересная часть речи, отражающая все многообразие действий, состояний, отношений, существующих в нашем мире.

Из-за многообразия форм и грамматических признаков глагол довольно сложен в изучении. Однако внимательно и вдумчиво изучив морфологию глагола, вы научитесь решать задачи, которые ставит эта «хитрая» часть речи.

Что такое глагол?
На какие вопросы отвечает глагол?
Примеры глаголов в русском языке
Какие виды глаголов бывают?
Что такое спряжение глаголов?

Что такое глагол?

Глагол – это часть речи, обозначающая действие или состояние предмета.

В русском языке глагол может быть любым членом предложения, хотя чаще всего он выступает в роли сказуемого.

Глагол имеет ряд грамматических признаков. Глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду, могут быть переходными и непереходными. Глаголы могут употребляться в изъявительном, условном и повелительном наклонении.

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, то есть могут быть настоящего, будущего и прошедшего времени. Глаголы спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам.

На какие вопросы отвечает глагол?

Глагол отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?», «Что делает?», «Что будет делать?», «Что сделает?», «Что делал?», «Что сделал?»

Примеры глаголов в русском языке

Глаголы – это чрезвычайно многочисленная, разнообразная, интересная в грамматическом отношении группа слов. Примерно треть всего словарного запаса нашего языка – глаголы. И это неудивительно, ведь глаголы обозначают весь спектр возможных действий, состояний, отношений. Сидеть, видеть, работать, читать, знать, состоять, намереваться – все это глаголы.

В русском языке существует две отглагольные формы – это причастия и деепричастия. Эти формы сохраняют некоторые признаки глагола и. одновременно, приобретают признаки другой части речи.

Причастия (пришедший, насмотревшийся, читающий, спящий, ведомый) по некоторым признакам схожи с прилагательными. Деепричастия (глядя, сидя, поев) – с наречиями.

Какие виды глаголов бывают?

Существует два вида глагола: совершенный и несовершенный. Грамматическая категория вида отражает характер протекания действия, его отношение к результату.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «Что сделать?». Они обозначают действие, которое завершилось (прочитать, приехать), начнется в определенный момент (запеть), произойдет одномоментно (толкнуть, сдвинуть).

Глаголы несовершенного вида обозначают действие, протяженное во времени, длительное, повторяющееся (читать, ехать, петь).

Глаголы совершенного и несовершенного вида образуют видовые пары. Это слова, близкие или одинаковые по лексическому значению и различающиеся видом, а также составом слова. Например:

Читать-прочитать, сидеть-посидеть, рисовать-нарисовать, толкать-толкнуть.

Некоторые видовые пары отличаются только ударением:

Нарѐзать-нареза̀ть, рассы̀пать-рассыпа̀ть

Или вовсе имеют разные корни:

Брать-взять, искать-найти.

Есть в нашем языке и такие «хитрые» глаголы, которые в совершенном и несовершенном виде звучат и пишутся абсолютно одинаково. Например: велеть, казнить, ранить.

Что такое спряжение глаголов?

Глаголы спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам. Спряжением называются также группы, на которые делятся все глаголы русского языка . Глаголы, относящиеся к одному спряжению, спрягаются однотипно, то есть имеют одинаковые окончания в определенной форме. Есть два спряжения – I и II.

Глаголы первого спряжения имеют следующие личные окончания:

Единственное число | Множественное число

1 лицо -у (-ю) | -ем

2 лицо -ешь | -ете

3 лицо -ет | -ут (-ют)

Глаголы второго спряжения имеют другие окончания:

Единственное число | Множественное число

1 лицо -у (-ю) | -им

2 лицо -ишь | -ите

3 лицо -ит | -ат (-ят)

Если ударение приходится на окончание, определить спряжение и грамотно написать слово несложно. Но в большинстве глаголов ударными являются другие слоги, поэтому приходится запоминать правило определения спряжения.

Ко второму спряжению относятся:

-все глаголы на –ить, кроме брить, стелить;

-7 глаголов исключений на –еть (смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть) и 4 глагола на –ать (гнать, держать, слышать, дышать).

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.

Есть немногочисленная группа разноспрягаемых глаголов: хотеть, бежать, чтить, брезжить. Эти слова спрягаются то по первому, то по второму спряжению в разных формах.

www.mnogo-otvetov.ru

Глагол в русском языке

  1. Главная
  2. Глагол

Категория вида глагола

В Русском языке выделяют совершенный и несовершенный виды глагола.

Категория видаОсобенностиПримеры
СовершенныйОтвечает на вопрос что «сделать?».Вставить, открыть, добавить
НесовершенныйОтвечает на вопрос «что делать?»Возвращаться, слышать, писать

Категория возвратности глагола

Возвратные глаголы имеют постфикс ся, сь.

Примеры: Мыть — не возвратный. Мыться — возвратный.

Категория переходности глаголов

Переходные глаголы — глаголы, от которых можно задать вопрос винительного или родительного падежа (обязательно без предлога).

  • Люблю маму (Винительный падеж)
  • Выпить молока (Родительный падеж)
  • Выпить молоко (Винительный падеж)

Категория наклонения глаголов

Выделяют 3 наклонения – условное, повелительное, изъявительное.

Категория наклоненияОсобенностиПримеры
УсловноеГлаголы с частицей «бы»Увидел бы, пришёл бы, сел бы
ПовелительноеВыражает приказ, побуждает к действиюПосмотри, давайте поиграем, пусть войдут
ИзъявительноеВсе остальные глаголы настоящего, будущего, прошедшего времениИдёт, шёл, будет

Спряжение глаголов

Спряжение — изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Начнем со второго спряжения для более простого запоминания.

Второе спряжение
Первое спряжение

  • К глаголам первого спряжения относятся все остальные глаголы.
  • Примеры: Колоть, болеть, хохотать, выйти.

Глаголы 1 и 2 спряжения имеют разные гласные в окончаниях:

  • В окончаниях глаголов 1 спряжения, ставим гласные — е, у, ю.
  • В окончаниях глаголов 2 спряжения, пишем гласные — и, а, я

Пройди тест на знание частей речи — Пройти тест
И еще один тест на знание частей речи — Пройти тест

best-language.ru

3 класс. Русский язык. Неопределённая форма глаголов – Неопределённая форма глаголов

Комментарии преподавателя

 Какая форма глаголов называется неопределённой?

Тема урока: «Неопре­де­лён­ная форма гла­го­лов».

Она на­зы­ва­ет­ся неопре­де­лён­ной, по­то­му что по ней нель­зя опре­де­лить ни время, ни число, ни лицо, ни род  гла­го­ла.

По­слу­шай­те сти­хо­тво­ре­ние, най­ди­те гла­го­лы.

Как хо­ро­шо, дру­зья, ша­гать

По троп­ке с  рюк­за­ком.

Чу­дес­но по полю ска­кать

На ло­ша­ди вер­хом.

При­ят­но также сесть в экс­пресс –

Мельк­нёт в окош­ке луг и лес.

Сколь­зить непло­хо по вол­нам

На ко­раб­ле  мор­ском.

Но лучше мчать­ся в небе­сах

На лай­не­ре сталь­ном. (И. Холин)

Ша­гать, ска­кать (что де­лать?),

сесть (что сде­лать?),

сколь­зить (что де­лать), мчать­ся (что де­лать?).

Гла­го­лы в неопре­де­лён­ной форме от­ве­ча­ют на во­прос что де­лать? или что сде­лать? Это на­чаль­ная форма гла­го­ла. Её осо­бен­ность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не опре­де­ля­ют­ся.

Гла­гол мельк­нёт  (что сде­ла­ет?) упо­треб­лён в форме бу­ду­ще­го вре­ме­ни, един­ствен­но­го числа, 3-го лица. Лицо гла­го­лов вы на­учи­тесь опре­де­лять в 4 клас­се.

 Как отличить глаголы, которые стоят в неопределённой форме

Узнай сказ­ки Пуш­ки­на, из ко­то­рых  взяли от­рыв­ки, и найди в них гла­го­лы, ко­то­рые стоят в неопре­де­лён­ной форме. Как от­ли­чишь их?

Гла­го­лы в неопре­де­лён­ной форме от­ве­ча­ют на во­прос что де­лать? или что сде­лать?

Свой­ство зер­каль­це имело:

Го­во­рить оно умело…

«Ты, ца­ри­ца, всех милее,

Всех ру­мя­ней и белее».

И ца­ри­ца хо­хо­тать,

И пле­ча­ми по­жи­мать,

И под­ми­ги­вать гла­за­ми,

И при­щёл­ки­вать пер­ста­ми…

«Сказ­ка о мёрт­вой ца­ревне и о семи бо­га­ты­рях».

Гла­го­лы в неопре­де­лён­ной форме:

что де­лать?  

го­во­рить

хо­хо­тать

по­жи­мать

под­ми­ги­вать 

при­щёл­ки­вать

Царь Дадон под ста­рость за­хо­тел

От­дох­нуть от рат­ных дел

И покой себе устро­ить.

Тут со­се­ди бес­по­ко­ить

Стали ста­ро­го царя,

Страш­ный вред ему творя.

Чтоб концы своих вла­де­ний

Охра­нять от на­па­де­ний,

Дол­жен был он со­дер­жать

Мно­го­чис­лен­ную рать.

«Сказ­ка о зо­ло­том пе­туш­ке».

что де­лать?  

бес­по­ко­ить

охра­нять

со­дер­жать

что сде­лать?

от­дох­нуть

устро­ить

Хо­чешь – за­пом­ни.

Гла­го­лы, ко­то­рые от­ве­ча­ют на во­прос что де­лать?, яв­ля­ют­ся гла­го­ла­ми несо­вер­шен­но­го вида. Гла­го­лы, ко­то­рые от­ве­ча­ют на во­прос что сде­лать?,  яв­ля­ют­ся гла­го­ла­ми со­вер­шен­но­го вида.

 Почему важно при поиске неопределённой формы не перейти с одного глагола на другой

Гла­го­лы, ко­то­рые от­ве­ча­ют на во­про­сы что де­лать? и что сде­лать?, счи­та­ют­ся раз­ны­ми сло­ва­ми, даже если они од­но­ко­рен­ные. Они от­ли­ча­ют­ся друг от друга ка­ки­ми-то ча­стя­ми ос­но­вы и по­то­му раз­лич­ны по зна­че­нию.

Что де­лать?

хо­хо­тать

пожимать

го­во­рить

Что сде­лать?

захо­хо­тать

пожать

дого­во­рить             

хо­хо­тать – за­хо­хо­тать

Слова от­ли­ча­ют­ся при­став­кой за- (при­став­ка за- имеет зна­че­ние  «на­чать дей­ствие»).

по­жи­мать (ко­рень жим -) – по­жать (ко­рень жа-)

Гла­гол по­жи­мать на­зы­ва­ет дей­ствие, ко­то­рое со­вер­ша­ет­ся часто (неод­но­крат­но), гла­гол  по­жать на­зы­ва­ет дей­ствие, ко­то­рое со­вер­ша­ет­ся один раз (од­но­крат­но).

го­во­рить – до­го­во­рить

Слова от­ли­ча­ют­ся при­став­кой до – (при­став­ка до- имеет зна­че­ние «за­кон­чить дей­ствие»).

Чтобы не пе­рей­ти с од­но­го гла­го­ла на дру­гой, нужно сле­дить за при­став­кой в во­про­се.

 Как правильно действовать, чтобы найти неопределённую форму глагола

1. По­ставь во­прос к форме гла­го­ла и узнай, есть в во­про­се при­став­ка С – или нет.

2. Задай во­прос неопре­де­лён­ной формы с при­став­кой С- или без неё.

3. На­зо­ви неопре­де­лён­ную форму нуж­но­го гла­го­ла.

                    1? к форме гл.      2 ? неопр.ф.          3 неопр.ф.

до­го­ня­ли     Что де­ла­ли?          Что де­лать?           До­го­нять.

до­гна­ли       Что сде­ла­ли?        Что сде­лать?         До­гнать

на­ка­зы­ва­ет  Что де­ла­ет?           Что де­лать?          На­ка­зы­вать

на­ка­жет       Что сде­ла­ет?         Что сде­лать?        На­ка­зать

остав­ля­ла    Что де­ла­ла?           Что де­лать?          Остав­лять

оста­ви­ла      Что сде­ла­ла?         Что сде­лать?        Оста­вить

 несу             Что делаю?           Что де­лать?          Нести

по­не­су          Что сде­лаю?         Что сде­лать?        По­не­сти

 По каким приметам в самόм слове можно отличить начальную форму глагола от других?

Неопре­де­лён­ная форма гла­го­ла чаще всего окан­чи­ва­ет­ся на –ть или –ти (идти, выйти, найти, везти, ползти). О том, как на­зы­вать эту часть слова, учё­ные ещё не до­го­во­ри­лись. Одни счи­та­ют её окон­ча­ни­ем, а дру­гие – суф­фик­сом.

Ино­гда неопре­де­лён­ная форма гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на –чь, но эти буквы –часть корня:

сте­ре­гут –сте­речь (ко­рень сте­рег-, сте­речь-), при­ля­гу –при­лечь (ко­рень ляг-, лечь-).

В неопре­де­лён­ной форме гла­го­лов, если она окан­чи­ва­ет­ся не на –ти, все­гда пи­шет­ся ь. Пи­шет­ся он и после буквы ч (-чь) – это ор­фо­грам­ма на пра­ви­ло: ь в неопре­де­лён­ной форме гла­го­ла.

Опре­де­лим время гла­го­лов и най­дём неопре­де­лён­ную форму.

по­тек­ла – что сде­ла­ла?, прош.в., что сде­лать?, по­течь (ко­рень тек-течь)

стри­гу – что делаю?, наст.в., что де­лать?,  стричь (ко­рень стриг-стричь)

сбе­ре­гу – что сде­лаю?, буд.в.,  что сде­лать?, сбе­речь (ко­рень бе­рег-бе­речь)

увле­ку – что сде­лаю?, буд.в., что сде­лать?, увлечь (ко­рень влек-влечь)

 Какие суффиксы в неопределённой форме глаголов

Буквы глас­ных в неопре­де­лён­ной форме гла­го­лов перед –ть – это чаще всего суф­фик­сы. Они могут быть раз­ны­ми: -а, -е, -и, -я, -о.

Если они без­удар­ные, то на их месте все­гда есть ор­фо­грам­ма. Эти бук­вы-суф­фик­сы опре­де­лить по пра­ви­лу нель­зя, их можно толь­ко узнать по сло­ва­рю и за­пом­нить.

Суф­фикс –а: услы­шать, пла­вать, пры­гать, слу­шать

Суф­фикс –е: уви­деть, оби­деть, за­ви­сеть

Суф­фикс –и: по­стро­ить, гла­дить, го­то­вить, кле­ить, ста­вить, стро­ить

Суф­фикс –я: за­ла­ять, таять, веять, сеять

 Что такое постфикс?

Най­дём гла­гол в неопре­де­лён­ной форме.

Ветер чуть слыш­но поёт,

Липа взды­ха­ет у сада…

Чут­кая му­зы­ка всюду жи­вёт-

В ше­ле­сте трав,

В шуме дуб­рав,

Толь­ко при­слу­шать­ся надо. (В. Се­мер­нин)

Что де­ла­ет?, поёт, взды­ха­ет, живёт – гла­го­лы в на­сто­я­щем вре­ме­ни.

Что сде­лать?, при­слу­шать­ся – гла­гол в неопре­де­лён­ной форме.

В гла­го­лах часто встре­ча­ет­ся осо­бый суф­фикс –ся или –сь. Осо­бый он по­то­му, что на­хо­дит­ся после -ТЬ. Чтобы от­ли­чать его от дру­гих суф­фик­сов, учё­ные дали ему своё на­зва­ние – пост­фикс («при­креп­лён­ный после»).

 Тренируемся в образовании глаголов неопределённой формы

Об­ра­зуй­те гла­го­лы неопре­де­лён­ной формы с по­мо­щью дан­ных суф­фик­сов и при­ста­вок.

При­став­ки ВЗ-, ПО-, ПРИ-, ОТ-.

Корни –ДРЕМ-, -КАШЛ-, -ПЛЯС-.

Суф­фик­сы –ИВА-, -НУ-, -ЫВА-, -А-, -Я-, -СЯ.

Вздремнуть – при­став­ка вз-, суф­фикс –ну-,

подремать – при­став­ка по-, суф­фикс –а,

покашлять – при­став­ка по-, суф­фикс –я-,

откашляться – при­став­ка от-, суф­фикс –я-,

поплясать – при­став­ка по-, суф­фикс –а-,

приплясывать – при­став­ка при-, суф­фикс –ыва-,

отплясывать – при­став­ка от-, суф­фикс –ыва-.

 Ищем в тексте глаголы в неопределённой форме

Кто как пи­та­ет­ся.

Муха хо­бот­ком может вса­сы­вать толь­ко жид­кую пищу. У неко­то­рых ба­бо­чек  на конце хо­бот­ка – по­хо­жие на резцы зубы, ко­то­ры­ми они могут про­гры­зать ко­жу­ру фрук­тов и пить их сок! Во­семь гиб­ких щу­па­лец с при­сос­ка­ми по­мо­га­ют ось­ми­но­гухва­тать и очень креп­ко дер­жать любую до­бы­чу. Длин­ной шеей спо­со­бен до­ста­вать жираф по­бе­ги де­ре­вьев. Улит­ка, жи­ву­щая в ра­ко­вине, своим язы­ком спо­соб­на сре­зать  и пе­ре­ма­лы­вать  пищу. Паук может вы­ра­ба­ты­вать лип­кий шёлк для па­у­ти­ны, в ко­то­рую долж­ны по­па­дать­ся на­се­ко­мые. Бы­ва­ют па­у­ти­ны с крыш­ка­ми, тогда  до­бы­че не ускольз­нуть от него.

Может (что де­лать?) вса­сы­вать,

могут (что де­лать?) про­гры­зать и пить,

по­мо­га­ют (что де­лать?) хва­тать и  дер­жать,

спо­со­бен (что де­лать?) до­ста­вать,

спо­соб­на (что де­лать?) сре­зать и  пе­ре­ма­лы­вать,

может (что де­лать?) вы­ра­ба­ты­вать,

долж­ны (что де­лать?) по­па­дать­ся,

что сде­лать? не ускольз­нуть.

 Подбираем подходящие по смыслу глаголы в неопределённой форме

Во время ка­ни­кул.

Хо­ро­шо летом рано ….и …к озеру. При­ят­но ….на солн­це, …в про­зрач­ной воде, …в лесу грибы, ягоды, ….пение птиц. Ин­те­рес­но ….за по­ве­де­ни­ем на­се­ко­мых, ….с дру­зья­ми в фут­бол. По­лез­но …в саду и на ого­ро­де, …стар­шим по хо­зяй­ству.

Во время ка­ни­кул.

Хо­ро­шо летом рано (что сде­лать?) встать и (что сде­лать?) пойти к озеру. При­ят­но (что де­лать?) за­го­рать на солн­це, (что де­лать?) ку­пать­ся в про­зрач­ной воде, (что де­лать?) со­би­рать в лесу грибы, ягоды, (что де­лать?) слу­шать пение птиц. Ин­те­рес­но (что сде­лать?) по­на­блю­дать за по­ве­де­ни­ем на­се­ко­мых, (что сде­лать?) по­иг­рать с дру­зья­ми в фут­бол. По­лез­но (что сде­лать?) по­ра­бо­тать в саду и на ого­ро­де, (что сде­лать?) по­мочь стар­шим по хо­зяй­ству.

 Ставим глаголы в неопределённую форму

Как при­го­то­вить ола­душ­ки.

Надо (возь­мём) пол-лит­ра ке­фи­ра, (при­ба­вим) немно­го соли, са­ха­ра и соды, (взо­бьём) одно яйцо и (вы­льем) в эту массу, (до­ба­вим) муку и всё (пе­ре­ме­ша­ем). Можно (печём).

По­ста­вим гла­го­лы в неопре­де­лён­ную форму.

возь­мём – что сде­ла­ем?, что сде­лать?, взять

при­ба­вим – что сде­ла­ем?, что сде­лать?, при­ба­вить

взо­бьём – что сде­ла­ем?, что сде­лать?, взбить

вы­льем – что сде­ла­ем?, что сде­лать?, вы­лить

до­ба­вим – что сде­ла­ем?, что сде­лать?, до­ба­вить

пе­ре­ме­ша­ем – что сде­ла­ем?, что сде­лать?, пе­ре­ме­шать

печём – что де­ла­ем?, что де­лать?, печь

Как при­го­то­вить ола­душ­ки.

Надо взять пол-лит­ра ке­фи­ра, при­ба­вить немно­го соли, са­ха­ра и соды, взбить одно яйцо и вы­лить в эту массу, до­ба­витьмуку и всё пе­ре­ме­шать. Можно печь.

 Какое значение имеют глаголы одеть и надеть?

(Что сде­лать?) Одеть или на­деть? Эти два слова часто пу­та­ют.

Гла­го­лы одеть и на­деть по­хо­жи, но у них раз­ное зна­че­ние.

Одеть можно ко­го-то, а на­деть толь­ко что-то на себя.

По­это­му пра­виль­но го­во­рить так:

на­деть (что-ни­будь)

форму

паль­то

туфли

пла­тье

ко­стюм

одеть (ко­го-ни­будь)

ре­бён­ка

куклу

де­воч­ку

боль­но­го

ма­лы­ша

На уроке вы узна­ли, что гла­го­лы в неопре­де­лён­ной форме от­ве­ча­ют на во­прос что де­лать? или что сде­лать? Это на­чаль­ная форма гла­го­ла. Её осо­бен­ность в том, что ни время, ни число, н

www.kursoteka.ru

Неопределённая форма глаголов. Видеоурок. Русский язык 3 Класс

На этом уроке вы узнаете, как нужно действовать, чтобы найти неопределённую форму глагола. Потренируетесь в образовании неопределённой формы глагола. Узнаете, по каким приметам в самόм слове можно отличить начальную форму глагола от других. Познакомитесь с суффиксами неопределённой формы глагола.

Тема урока: «Неопределённая форма глаголов».

Она называется неопределённой, потому что по ней нельзя определить ни время, ни число, ни лицо, ни род  глагола.

Послушайте стихотворение, найдите глаголы.

Как хорошо, друзья, шагать

По тропке с  рюкзаком.

Чудесно по полю скакать

На лошади верхом.

Приятно также сесть в экспресс –

Мелькнёт в окошке луг и лес.

Скользить неплохо по волнам

На корабле  морском.

Но лучше мчаться в небесах

На лайнере стальном. (И. Холин)

Шагать, скакать (что делать?),

сесть (что сделать?),

скользить (что делать), мчаться (что делать?).

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола. Её особенность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не определяются.

Глагол мелькнёт  (что сделает?) употреблён в форме будущего времени, единственного числа, 3-го лица. Лицо глаголов вы научитесь определять в 4 классе.

Узнай сказки Пушкина, из которых  взяли отрывки, и найди в них глаголы, которые стоят в неопределённой форме. Как отличишь их?

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать?

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело…

«Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами…

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Глаголы в неопределённой форме:

что делать?  

говорить

хохотать

пожимать

подмигивать 

прищёлкивать

Царь Дадон под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

«Сказка о золотом петушке».

что делать?  

беспокоить

охранять

содержать

что сделать?

отдохнуть

устроить

Хочешь – запомни.

Глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, являются глаголами несовершенного вида. Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?,  являются глаголами совершенного вида.

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать?, считаются разными словами, даже если они однокоренные. Они отличаются друг от друга какими-то частями основы и потому различны по значению.

Что делать?

хохотать

пожимать

говорить

Что сделать?

захохотать

пожать

договорить             

хохотать – захохотать

Слова отличаются приставкой за- (приставка за- имеет значение  «начать действие»).

пожимать (корень жим -) – пожать (корень жа-)

Глагол пожимать называет действие, которое совершается часто (неоднократно), глагол  пожать называет действие, которое совершается один раз (однократно).

говорить – договорить

Слова отличаются приставкой до – (приставка до- имеет значение «закончить действие»).

Чтобы не перейти с одного глагола на другой, нужно следить за приставкой в вопросе.

1. Поставь вопрос к форме глагола и узнай, есть в вопросе приставка С – или нет.

2. Задай вопрос неопределённой формы с приставкой С- или без неё.

3. Назови неопределённую форму нужного глагола.

 

Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на –ть или –ти (идти, выйти, найти, везти, ползти). О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие – суффиксом.

Иногда неопределённая форма глагола оканчивается на –чь, но эти буквы –часть корня:

стерегут –стеречь (корень стерег-, стеречь-), прилягу –прилечь (корень ляг-, лечь-).

В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на –ти, всегда пишется ь. Пишется он и после буквы ч (-чь) – это орфограмма на правило: ь в неопределённой форме глагола.

Определим время глаголов и найдём неопределённую форму.

потекла – что сделала?, прош.в., что сделать?, потечь (корень тек-течь)

стригу – что делаю?, наст.в., что делать?,  стричь (корень стриг-стричь)

сберегу – что сделаю?, буд.в.,  что сделать?, сберечь (корень берег-беречь)

увлеку – что сделаю?, буд.в., что сделать?, увлечь (корень влек-влечь)

Буквы гласных в неопределённой форме глаголов перед –ть – это чаще всего суффиксы. Они могут быть разными: -а, -е, -и, -я, -о.

Если они безударные, то на их месте всегда есть орфограмма. Эти буквы-суффиксы определить по правилу нельзя, их можно только узнать по словарю и запомнить.

Суффикс –а: услышать, плавать, прыгать, слушать

Суффикс –е: увидеть, обидеть, зависеть

Суффикс –и: построить, гладить, готовить, клеить, ставить, строить

Суффикс –я: залаять, таять, веять, сеять

Найдём глагол в неопределённой форме.

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт-

В шелесте трав,

В шуме дубрав,

Только прислушаться надо. (В. Семернин)

Что делает?, поёт, вздыхает, живёт – глаголы в настоящем времени.

Что сделать?, прислушаться – глагол в неопределённой форме.

В глаголах часто встречается особый суффикс –ся или –сь. Особый он потому, что находится после -ТЬ. Чтобы отличать его от других суффиксов, учёные дали ему своё название – постфикс («прикреплённый после»).

Образуйте глаголы неопределённой формы с помощью данных суффиксов и приставок.

Приставки ВЗ-, ПО-, ПРИ-, ОТ-.

Корни –ДРЕМ-, -КАШЛ-, -ПЛЯС-.

Суффиксы –ИВА-, -НУ-, -ЫВА-, -А-, -Я-, -СЯ.

Вздремнуть – приставка вз-, суффикс –ну-,

подремать – приставка по-, суффикс –а,

покашлять – приставка по-, суффикс –я-,

откашляться – приставка от-, суффикс –я-,

поплясать – приставка по-, суффикс –а-,

приплясывать – приставка при-, суффикс –ыва-,

отплясывать – приставка от-, суффикс –ыва-.

Кто как питается.

Муха хоботком может всасывать только жидкую пищу. У некоторых бабочек  на конце хоботка – похожие на резцы зубы, которыми они могут прогрызать кожуру фруктов и пить их сок! Восемь гибких щупалец с присосками помогают осьминогу хватать и очень крепко держать любую добычу. Длинной шеей способен доставать жираф побеги деревьев. Улитка, живущая в раковине, своим языком способна срезать  и перемалывать  пищу. Паук может вырабатывать липкий шёлк для паутины, в которую должны попадаться насекомые. Бывают паутины с крышками, тогда  добыче не ускользнуть от него.

Может (что делать?) всасывать,

могут (что делать?) прогрызать и пить,

помогают (что делать?) хватать и  держать,

способен (что делать?) доставать,

способна (что делать?) срезать и  перемалывать,

может (что делать?) вырабатывать,

должны (что делать?) попадаться,

что сделать? не ускользнуть.

Во время каникул.

Хорошо летом рано ….и …к озеру. Приятно ….на солнце, …в прозрачной воде, …в лесу грибы, ягоды, ….пение птиц. Интересно ….за поведением насекомых, ….с друзьями в футбол. Полезно …в саду и на огороде, …старшим по хозяйству.

Во время каникул.

Хорошо летом рано (что сделать?) встать и (что сделать?) пойти к озеру. Приятно (что делать?) загорать на солнце, (что делать?) купаться в прозрачной воде, (что делать?) собирать в лесу грибы, ягоды, (что делать?) слушать пение птиц. Интересно (что сделать?) понаблюдать за поведением насекомых, (что сделать?) поиграть с друзьями в футбол. Полезно (что сделать?) поработать в саду и на огороде, (что сделать?) помочь старшим по хозяйству.

Как приготовить оладушки.

Надо (возьмём) пол-литра кефира, (прибавим) немного соли, сахара и соды, (взобьём) одно яйцо и (выльем) в эту массу, (добавим) муку и всё (перемешаем). Можно (печём).

Поставим глаголы в неопределённую форму.

возьмём – что сделаем?, что сделать?, взять

прибавим – что сделаем?, что сделать?, прибавить

взобьём – что сделаем?, что сделать?, взбить

выльем – что сделаем?, что сделать?, вылить

добавим – что сделаем?, что сделать?, добавить

перемешаем – что сделаем?, что сделать?, перемешать

печём – что делаем?, что делать?, печь

Как приготовить оладушки.

Надо взять пол-литра кефира, прибавить немного соли, сахара и соды, взбить одно яйцо и вылить в эту массу, добавить муку и всё перемешать. Можно печь.

(Что сделать?) Одеть или надеть? Эти два слова часто путают.

Глаголы одеть и надеть похожи, но у них разное значение.

Одеть можно кого-то, а надеть только что-то на себя.

Поэтому правильно говорить так:

надеть (что-нибудь)

форму

пальто

туфли

платье

костюм

одеть (кого-нибудь)

ребёнка

куклу

девочку

больного

малыша

На уроке вы узнали, что глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола. Её особенность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не определяют

interneturok.ru

Урок русского языка. 3-й класс. Тема: “Глагол”

Разделы:
Начальная школа


Цели:

  • образовательные:
    • обобщение, систематизация и актуализация
      имеющихся знаний о глаголе ;
    • продолжение формирования умения выделять
      глагол среди других частей речи, изменять по
      числам , временам, родам (глаголы прош. вр.), писать
      не с глаголами.
  • развивающие:
    • продолжение развития устной и объяснительной
      речи учащихся;
    • продолжение работы по формированию умения
      сравнивать, обобщать,группировать,
      анализировать; формулировать свои мысли,
      высказывать их вслух;
  • воспитательные:
    • создание условий для полноценного
      межученического диалога.

ХОД УРОКА


I. Оргмомент.


– Начнем наш урок с танцетерапии, которая
поможет нам настроиться на урок, поднимет
настроение.


Танцетерапия (методика В. Ф. Базарного). Под
музыку проводится танцевальная разминка с
элементами самомассажа точек головы.


– Подарите улыбки друг другу, возьмите с собой
на урок хорошее настроение, а грусть пусть
покинет вас.


– Итак, за работу.


– Начнем наш урок с минутки чистописания. Пусть
на протяжении всего занятия буквы радуют вас.


II. Минутка чистописания.


– У вас у каждого на столе – карточка. Что
записано на них? (Загадки). Спишите их красиво
и аккуратно. Отгадайте их. Что общего у всех слов? (Орфограмма).
Какая? (Непроверяемая безударная гласная в
корне слова)
. Как правильно написать слова с
этой орфограммой? (Их нужно запомнить или
посмотреть в словарь)
. В какой? (Орфографический)


III. Словарная работа.


– Давайте вспомним , как пишутся слова из
словаря.


Игра “Ассоциации”.


Новосибирск яма

Лекарство подвиг

Костюм ступеньки


– Все слова размещаются на сенсорных
крестах
(методика В.Ф.Базарного).
Прочитайте слова. Какие ассоциации у вас
возникли с каждым из этих слов? Город, лопата,
аптека, герой, одежда, лестница.
Запишите эти
слова. Прочитайте орфографически.


Вы на буквы посмотрите,

Что заметили, скажите.


– Из первых букв составьте слово.


ГЛАГОЛ.


– Сформулируйте тему урока. Сформулируйте цели
урока .


– Повторим все , что мы знаем о глаголе.


IV. Систематизация знаний.


1. Начнём с повторения .


Игра “Лото”.


Имя существительное обозначает предмет и
отвечает на вопросы: Кто? Что?

Имя прилагательное обозначает признак предмета
и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое?
Какие?


Глагол обозначает действие предмета и отвечает
на вопросы: Что делать? Что сделать? Что делает?

Имена существительные изменяются по числам и
падежам.

Глаголы изменяются по числам и временам.

Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

Глаголы прошедшего времени имеют суффикс л.

Глаголы в неопределённой форме отвечают на
вопросы: Что делать? Что сделать?

Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы
ть, ти, чь.


Инфинитив – это глагол в неопределённой форме.

В предложении глагол является сказуемым.

Сказуемое подчёркивается двумя чертами.

Не с глаголами пишется отдельно.

Перед глаголами никогда не пишется предлог.

Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы:
Что делает? Что делают?


У каждого ребенка карточка, на которой
записан вопрос или ответ на один из вопросов.
Ученик читает вопрос, а тот, у кого ответ на него
– продолжает.


2. Систематизация знаний.


– Мы обобщили наши знания, а теперь давайте их
систематизирует и выделим пошагово – что знаем и
что умеем.


– выделять глагол среди других частей речи;

– определять время глагола;

– определять число глагола;

– изменять глаголы прошедшего времени по родам;

– ставить глагол в неопределенную форму;

– писать не с глаголами.


– Все ли умеют это делать? (Нет). А как это
проверить? (Выполнить задания).


– Сформулируйте задачи, которые мы можем
поставить перед собой, исходя из всего
перечисленного и темы урока. Мы будем проверять
себя, как мы умеем: выделять глагол, определять
время глагола и т.д.


V. Проверка и самопроверка знаний и умений.


– Оценивать себя вы будете сами. Оценивание
производится до и после выполнения каждого
задания по шкале.



1 – задание выполнено;

2 – задание выполнено с 1-й ошибкой;

3 – задание выполнено с несколькими ошибками.


1-е задание. Выделение глаголов среди других
частей речи.


На доске слова: ночует, кричит, пчела, бегут,
удаляет.


Найди “лишнее”:

  • Пчела – имя существительное
  • Бегут – из оставшихся глаголов стоит во мн.
    числе
  • Удаляет – имеет приставку

– Что общего у оставшихся слов? (Проверяемая
безударная гласная в корне слова)


Образуй от оставшихся слов – однокоренные.
Запиши. Слова, какой части речи ты записал. Как ты
определяешь части речи? Оцени себя.


VI. Физминутка.


Сюжетно-ролевые картинки.


Работа с офтальмологическим тренажёром по
методике В.Ф. Базарного.


– Посчитайте уголки: 2-1-4-3 и т.д. (Дети
поворачиваются в нужную сторону.
) Вспомни,
какие рисунки ты видел. Назови глаголы,
подходящие к каждому.


– На одной из картинок изображены птицы. Какие?
Давайте проведем разминку для глаз и вспомним
стихотворение о птицах.


1 – веселая синица,

Ей на месте не сидится.

2 – задира воробей

Спорит с ветром кто быстрей.

3 – сорока –белобока

Как подпрыгнула высоко.

А 4 – наш приятель

Долбит шишку шустрый дятел.

5 – седая совушка –

Круглая головушка.


– Назови глаголы, которые ты услышал. Какой
глагол стоит в форме прошедшего времени? /
подпрыгнула/ . Как узнали?


VI. Проверка и самопроверка знаний и умений
(продолжение).


2-е задание. Определение времени глаголов.


Работа в группах.


Закончи стихотворение:


Белка шишки запасает,

С них орешки выбирает.

Ловко вешает грибы

На березки и дубы.


Каждой группе выдаются стихотворения с
пропущенными словами, которые нужно вставить


– Что у вас получилось?


Ответы групп.


– Измените время глаголов и запишите их в форме
пр., буд. вр.


Проверка. Оценка.


3 задание. Работа с информационным
полем.пометодике В.Ф.Базарного.


– Как мы определяем число глагола? (По
вопросу)


По классу размещаются карточки со словами.


Вместо ? поставь нужную букву.


Зима – с /существительное/

Зимний – п /прилагательное/

Зимовал – ?
Шьёт – п портной

Лечит – в врач

Продают – ?


Играют – н настоящее время

Сорили – п прошедшее

Высмотрит – ?


– Запишите глаголы 1 в. в ед.ч., 2 в. во мн.ч.
Оцените себя.


4 задание. Микротест.


– Изменяются ли глаголы по родам? Какие? Умеешь
ли ты определять род у глаголов прошедшего
времени? Как ты это делаешь? Оцени себя.  




М.р.Ср. р.Ж.р.
Зимовал

Говорил

Сверкало

Сияло

Кружилась

Пела
      

– Поставьте точки напротив каждого слова,
соедини их. Какая линия получилась? Сравните с
образцом. Оцените.

Пришло время ещё немножко отдохнуть.


VII. Разминка.


“Разминаем пальчики”


Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними
органами. Массаж большого пальца повышает
деятельность головного мозга, указательный –
работу желудка, среднего – кишечника и
позвоночника, безымянного – печени, мизинец –
помогает работе сердца.


“Сотвори солнце себе”


В природе есть солнце. Оно всем светит и всех
любит и греет. Давайте сотворим солнце себе.
Закройте глаза, представьте в своем сердце
маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней
лучик, который несёт любовь, звездочка
увеличивается. Направляем лучик, который несет
мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю
лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я
направляю к звездочке лучики, которые несут
здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку.
Теперь звездочка становится большой, как солнце.
Оно несет тепло всем-всем.


VIII. Проверка и самопроверка знаний и умений
(продолжение).


5-е задание. Работа в парах.


– Умеете ли вы определять неопределенную форму
глагола? Как вы это делаете? Оцените себя.


На каждой парте лежит конверт с заданием
собрать пословицу:

  • Жить – родине служить.
  • Чему быть, того не миновать.
  • Иное зло и терпеньем одолеть можно.
  • Больше знать, так меньше спать.
  • С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.

– Прочитайте свою пословицу, объясните её
смысл. Запишите, подчеркните глаголы в н.ф.
Оцените себя.


6-е задание.


– Как пишется не с глаголами? Всегда ли
пишется не с глаголами отдельно? Оцените
себя.


Инсценировка сказки.


Гордую и упрямую частицу Не полюбил
благородный Глагол. Трудной и печальной была эта
любовь. Он говорил люблю, а она не
люблю
. Он признавался верю, а она не
верю
.

Частица Не никогда не подходила к Глаголу
близко и писалась всегда отдельно. Вот однажды Не
говорит Глаголу: “Я отвечу взаимностью, если
докажешь, что жить без меня не можешь.”

Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться
по словарям и учебникам. Когда же он возвратился
к своей любимой, она, как обычно, отскочила от
него с криком: “Негодую! Ненавижу!” И вдруг
замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях
Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых
случаях не только он , но и частица жить друг без
друга не могут.


– Запишите глаголы-исключения.


Игра “Истинно – ложно”


Дети знаком показывают, какое это
утверждение: истинное или ложное.



Не выучил

Не пришла

Ненавижу

Не играл

Негодую

Нечасто


– Оцените себя.


IХ. Итог урока.


– Какая пословица подойдёт к уроку?


– Какие выводы вы сделали для себя, какие темы
вам нужно повторить, над чем нужно поработать?


Ответы детей.


– Решили ли мы задачи, поставленные в начале
урока?


Х. Рефлексия.


“Метод пяти пальцев”.


М – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я
сегодня получил?

Б – близость цели. Что я сегодня делал и чего
достиг?

С – состояние духа. Каким было сегодня моё
настроение?

У – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем
порадовал?

Б – бодрость, физическая форма. Что я сделал для
своего здоровья


ХI. Дифференцмрованное домашнее задание.

  • 1 группа – списать текст, выписать глаголы.
    Определить время, число, род., поставить в
    неопределенную форму;
  • 2 группа – учащиеся, которые допустили ошибки на
    уроке при выполнении заданий;
  • индивидуально – поработать с глаголами из
    предложений и устранить пробелы в знаниях.

    • Журавли кружатся над р_кой. Вет_р нырнул в п_хуч_ю
      тр_ву.
    • Звёзды приветливо смотрят на землю.
    • Еж_вика п_к_зала из ж_рной зел_ни нарядные
      ш_шеч_ки.
    • Ж_ть – род_не служить. Ласточка ловит мух,
      к_маров, мошек.

13.01.2005

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о