Что такое текст урок 2 класс школа россии – План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Урок русского языка “Что такое текст” 2 класс УМК “Школа России” | скачать бесплатно

Содержание

Урок русского языка "Что такое текст" 2 класс УМК "Школа России"

ТЕКСТ

Урок 4. Что такое текст?

Цели: повторить признаки текста; научить детей определять тему текста.

Планируемые результаты: научатся отличать текст от других записей по его основным признакам.

УУД:

регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

познавательные: проводить сравнения и классификацию по заданным критериям;

коммуникативные: строить понятное для партнёра высказывание.

Личностные результаты.

Грамотное построение своих высказываний; умение поддерживать беседу по заданной теме.

Оборудование: рисунки с изображением птиц (сорока, ворона,

воробей, синица).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Молчанка». (Учитель молча показывает рисунки с изображением птиц, дети записывают слова: воробей, сорока, ворона, синица.)

— Поставьте ударение, подчеркните букву, которую мы запо­минали.

— А теперь новое задание. Соедините названия птиц и звуки,

которые эти птицы издают. (На доске запись.) Воробей свистит. Сорока каркает. Ворона стрекочет. Синица чирикает.

— Запишите полученные пары. Прочитайте, что у вас получи­лось. (Воробей чирикает. Сорока стрекочет. Ворона каркает. Синица свистит.)

— Что вы записали? (Предложения.)

— Докажите. (Можно сказать, о ком говорится в предложении и что говорится о нем.)

III. Самоопределение к деятельности

— Расскажите о любой из этих птиц. (Отвечают 2—3 учащихся.)

— Что вы составили? (Рассказ.)

— Каким словом можно заменить слово рассказ, вы узнаете, если из цепочки мысленно уберете все буквы, обозначаю­щие звонкие согласные буквы.

ЗВТРЕЛКМСЖТЗ

Итак, тема нашего урока — текст.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 15.

— Прочитайте, что мы должны вспомнить, узнать при изуче­нии этой темы, чему научиться.

— Откройте учебник на с. 16 и прочитайте вопрос, на который

мы должны дать сегодня ответ. (Что такое текст?) Упр. 12 (с. 16).

— Прочитайте.

— Под каким пунктом записаны слова? предложение? текст? Обоснуйте свое мнение. (7 — слова, так как записаны через запятую и не связаны между собой; 2 — предложения, так как слова в них связаны между собой по смыслу, можно сказать, о К.ОЛГ 'мм о чем говорится, но предложения нельзя объединить общей темой; 3 — текст, так как записаны предложения, которые связаны общим смыслом.}

— Прочитайте текст и назовите его тему. (Как выглядят сви­ристели.} ~ Озаглавьте текст. («Свиристели». «Стайка на ветвях рябины»)

— Прочитайте первое предложение текста. В каком слове буквы выделены? Какие буквы нужно запомнить в слове свиристели?

~ Откройте памятку на с. 132. Спишите первое предложение текста.

(Проверка — обмен тетрадями.)

«!» — молодец, внимательно и аккуратно списал.

«+» — нужно еще постараться, есть ошибка или работа не­брежная.

«—» — у тебя не получилось списать без ошибок.

— Сделайте вывод: что такое текст? (Ответы детей.)

V. Физкультминутка

(При чтении стихотворения учащиеся показывают руками лево и право.)

Это — правая рука,

Это — левая рука.

Справа — шумная дубрава,

Слева — быстрая река.

Справа — роща протянулась,

Слева — чей-то огород...

А когда я обернулась, (Повернуться.)

Стало все наоборот.

Слева стала вдруг дубрава,

Справа — быстрая река...

Неужели стала правой

Моя левая рука?

С. Должепко

VI. Закрепление изученного материала

— Прочитайте правило на с. 17 и скажите: все ли признаки текста мы назвали? (Дети самостоятельно читают правило, отвечают на вопрос.)

— Что такое текст? (Это высказывание из нескольких предло­жений, объединенных общей темой и связанных по смыслу.)

— Что такое тема текста? Ответим на вопрос, выполнив

упр. 13. Упр. 13 (с. 17).

— Прочитайте.

(Читает ученик с хорошим навыком чтения.)

— Что прочитали? (Текст.)

— Докажите свое мнение. (Состоит из предложений, которые связаны по смыслу.}

— О ком говорится в тексте? (О петушках.) Это тема текста.

— Объясните значение выделенных словосочетаний. (Во все горло — очень громко. Откуда ни возьмись — появился неожи­данно, внезапно.)

— Придумайте заголовок к тексту. («Два петушка».)

— Прочитайте предложение, которое отвечает на вопрос: что сделал ястреб? (Дети списывают последнее предложение.)

(Самопроверка. Дети читают предложение до двоеточия орфо­графически, потом так же читают эту часть в тетради. Аналогично читают вторую часть предложения.)

— Как вы поняли, что такое тема текста? (Ответы детей.)

— Проверьте свое предположение, прочитайте правило нас. 18.

VII. Рефлексия Упр. 14 (с. 18).

— Прочитайте задание. Скажите, как будете выполнять упраж­нение. (Прочитаем текст, выберем только те предложения, которые могут составлять текст.)

— Что такое текст? (Несколько предложений, связанных по смыс­лу и имеющих общую тему.)

— Поднимите руку те, кто сам может выполнить задание. При­ступайте к выполнению задания.

(Остальным детям учитель дает карточку-под сказку: «Тема текста — ласточки и стриж».)

— Кто теперь сможет выполнить задание? Приступайте к вы -полнению задания.

— Кто не может выполнить задание? (Учитель помогает ин­дивидуально.)

(Фронтальная проверка. Дети читают получившийся текст.) (Дополнительное задание для учеников, которые составили текст раньше других: придумать заголовок к тексту.)

— Оцените свою работу. «!» — молодец, выполнил все верно. «+» — хорошо, ошибся совсем немного. «—» — с заданием не справился.

VIII. Подведение итогов урока

— Чем отличается группа предложений от текста? (В тексте предложения связаны по смыслу и объединены общей темой.)

— Что такое тема текста? (То, о чем или о ком говорится в тексте.)

Домашнее задание

Необходимый уровень. Списать оставшиеся предложения из упр. 14 (с. 18).

Программный уровень. Списать первое предложение из упр. 14 (с. 18). Написать еще 2 предложения, чтобы получился текст.


Автор: Сафонова Татьяна Сергеевна

pedportal.net

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему "Что такое текст?"

Тема: «Признаки текста»

Цель: выявить основные признаки текста.

Задачи:

а) уметь оформлять предложение на письме

б) развивать орфографическую зоркость;

в) воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Орг. момент

-Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и начнем урок. Откройте тетради и запишите «число и классная работа»

Дети здороваются кивком головы. Записывают в тетрадях

2.Минутка чистописания.

-Послушайте загадку. О каком времени года в ней говорится?

Пришла без красок и без кисти

И разукрасила все листья.

-Какие изменения происходят в природе с приходом осени?

Как называют явление природы, когда опадают листья?

-Представьте, что подул резкий ветер и опавшие листья закружились в танце.

-пропишем лл в круге безотрывно.

В этой загадке говорится об осени.

Идут дожди, дни становятся короче, опадают листья.

Листопад.

Прописывают 1 строчку ЛЛ.

3.Актуализация знаний

-Осень бывает разная: зеленая и шумная, грустная и дождливая, а бывает вот такая полыхающая всеми красками.

Именно такая осень очаровывала многих писателей, ей посвящен не один десяток стихотворений.

- Посмотрите на доску и прочитайте отрывок из стихотворения.

- Сколько предложений в этом отрывке?

-Какие знаки препинания стоят в конце предложений?

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца.

Запишите эти строчки в тетрадь, Подчеркните изученные орфограммы.

Физминутка (пальчиковая гимнастика)

Просматривают слайды.

Читают про себя.

Чтение вслух. (1 ученик)

2 предложения

Читают слово, называют орфограммы.

4.Постановка проблемы

- А сейчас я вам предлагаю исследовать два отрывка.

- Прочитайте их. Найдите, что в них общего?

Отрывок № 1

В канавах прозрачная вода. В лесу пахнет дубом и сосной. Дождь стучит по крышам домов. С берез падают жёлтые листья.

Отрывок № 2

Красив и печален русский лес в осенние дни. Медленно кружатся в воздухе и падают на землю листья. От дерева к дереву протянулись нити паутины. Прозрачен и чист воздух в осеннем лесу.

-А теперь подумайте, чем отличаются эти отрывки?

-Вы согласны? А кто думает иначе?

- Как можно назвать второй отрывок?

Сформулируйте тему нашего урока.

- На какой основной вопрос урока мы должны ответить? Сформулируйте.

Работа в парах.

Состоят из предложений, об осени

Предложения не связаны (№1).

Предложения связаны по смыслу(№2).

-Текстом.

ТЕКСТ

Из чего состоит текст?

Каковы признаки текста?

5.Поиск решения проблемы

Проверка гипотезы

- Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

-Какие у вас есть предположения?

Работа с отрывком.

Предложения связаны по смыслу.

Можно выделить тему(об осени).

Имеет заголовок (название)

6.Применение нового знания

-А теперь проверим ваши предположения.

Подумайте где текст, а где предложения?

Выпишите из текса 2 предложения, выделите корень в однокоренных словах

Физминутка «Танцуй сидя»

Упр. 29, с. 21

Ученик доказывает, используя признаки текста.

горох

горошина

7.Закрепление пройденного

-Давайте проверим свои знания. Выполните задание «Проверь себя»

Обведите правильные высказывания.

Проверка по слайду. Оцените работу:

вся работа без ошибок -5;

1 ошибка – 4;

  • 2 и более ошибки - не оценивают работу.

  • Как вы думаете, пригодиться ли новое знание в дальнейшей работе?

Вам нужно еще раз повторить признаки текста, и я думаю на следующем уроке у вас все получится.

1,3,5(верные)

«Проверь себя»

1.Текст состоит из предложений.

2. К тексту нельзя придумать заглавие.

3.Предложения в тексте связаны по смыслу.

4. Предложения в тексте не имеют границ.

5.В тексте можно выделить тему.

8.Итог урока.

Рефлексия.

- Какая тема была у нас сегодня на уроке?

- Какой был основной вопрос?

-Какой ответ на основной вопрос вы можете дать? (перечислите признаки текста)

-Что будете делать дома для того, чтобы закрепить полученные знания?

Оценить за устную работу.

Записать домашнее задание.

- На этом наш урок закончен. Всем спасибо за хорошую работу.

-Текст

-Каковы признаки текста?

- предложения связаны по смыслу

-можно выделить тему

- имеет заголовок (название)

Ответы детей.

*Упр.23,стр.12(дидактический материал)

*Подобрать текст из 5-6 предложений о школе,

о доброте (по желанию)

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку 2 класс «Текст»

Конспект урока по русскому языку во втором классе на тему: «Текст»

Учитель: Якина Валентина Ивановна, ГБОУ СОШ №339 Невского района Санкт-Петербурга

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: обучение умению определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово, предложение, текст и различать текст и не текст.

Задачи:

Образовательные: путём наблюдения, сравнения ввести понятие, что такое «текст»

Развивающие: способствовать развитию у детей орфографической зоркости, словесно-логического мышления, наблюдательности, памяти; умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать устную речь;

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, пытливость, любознательность.

УУД, формируемые на уроке:

- личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.

-коммуникативные: высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.

- познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

- регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность

Оборудование и технические средства обучения: компьютер,

Наглядные пособия: карточки

Ключевые слова: «текст» и не «текст»

Рабочие материалы для обучающихся: карточки

Планируемые результаты:

Умение различать слово, предложение и текст – и различать текст и не текст.

Приложение 1

Задание:

1. Рассмотрите таблицу.

2. Закрасьте в каждом ряду таблицы "лишнюю" букву.

3. Составьте из этих букв слово.

4. Запишите получившееся слово в клетках в тетрадь.

В

Приложение 2

Карточка №2

- Прочитайте и сравните две записи.

Около дома росла маленькая яблонька.

-Что за записи перед нами?

(В первом столбике – предложение, во втором – текст.)

- Что такое предложение? (Предложение – это законченная мысль.)

-А что же такое текст? (Это какая-то история. Это – несколько предложений.)

-О чём рассказывается в тексте? (О яблоньке.)

-Прочитайте предложение, с которого начинается текст (Росла маленькая яблонька.)

- Что произошло дальше? (Поднялся сильный ветер.)

- Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте его. (Из второго. «Поднялся сильный ветер.»)

- Что произошло дальше? (Он стал крутить и ломать яблоньку.)

- Кто пришёл на помощь яблоньке? (Мальчик Саша)

- Как он это сделал? (Мальчик подвязал яблоньку.)

- Прочитайте предложения, из которых вы узнали об этом. (Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.)

- Чем всё закончилось? (Яблонька была спасена.)

Приложение 3

Карточка №3

- Сравните две записи, одна из которых вам уже знакома.

Около дома росла маленькая яблонька. Летом всегда жарко. В лесу растёт земляника.

- Мы уже выяснили, что справа текст. Слева тоже группа предложений. Являются ли они текстом? (Нет) Почему вы так решили? (Они не подходят друг к другу по смыслу.)

- Давайте же повторим всё, что мы узнали сегодня о тексте.

«ТЕКСТ – это два или несколько предложений.

Все предложения связаны между собой по смыслу.

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Формирование УУД

1.

Организационный момент

Эмоциональный настрой

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

И давайте мы глазами

Пожелаем друг другу успехов.

Проверим готовность к уроку

Лёгкий или трудный урок русского языка? Почему?
Зачем нужно изучать русский язык?

На урок нужен учебник, тетрадь, дневник, пенал.

Рассуждение детей.

(Чтобы быть грамотными, чтобы нас понимали другие люди)

Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

2.

Актуализация новых знаний

Сегодня на  уроке вас ждёт новое исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну. Для этого вам нужно выполнить трудное задание. Вы готовы к этому?

Рассмотрите задание, которое вам надо выполнить.

Приложение 1

Какое слово получилось?

Минутка красивого письма.

– Итак, минутка красивого письма.

На доске: текст

–какое задание надо выполнить?

- Какую задачу мы поставим перед собой на минутке красивого письма?
– А сейчас обратите внимание на соединение этих букв. При выполнении задания будьте внимательны. Чтобы красиво написать, о чём мы должны помнить?
– Сели правильно. Проверяем положение тетради на парте (наклон).
– Выполните задание.
– Сравните, что вы написали, с моим образцом.

Если вы считаете, что вы справились, поставьте +.
– Посчитайте +.
– Поднимите руку у кого много +.

Молодцы, все старались писать красиво и аккуратно.

Карточка1

Выполняют задание самостоятельно.

Участвовать в диалоге

Написать очень красиво.

Вспоминаем, как надо сидеть во время письма.

Оценивают себя

Регулятивные УДД:

определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно), умение работать по алгоритму.

Познавательные УУД: умение сравнивать, анализировать.

Самоанализ и самооценка своей деятельности

3.

Открытие новых знаний

Физкультминутка

1.Постановка проблемного вопроса

– Прочитайте, какое слово мы с вами записали на минутке красивого письма еще раз.

– Вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке русского языка?

На доске слово «текст»

Что означает это слово?

- Какой вопрос возникает?

На доске Что такое текст?

- Чему мы будем продолжать учиться?

2. Введение нового понятия

Организовать «открытие» детьми нового знания

- А где мы можем узнать, что такое "текст"?

–А ещё можно подумать самим.

Мы не раз сочиняли с вами сказки, рассказы, загадки. Вы не раз слышали слово «текст».

Что же такое текст?

3.Выполнение задания

– Ребята, сейчас мы проведём маленькую исследовательскую работу

Приложение 2

- Итак, из чего же состоит текст?

Различение текста и не текста.

- Итак, мы сказали, что «текст – это два или несколько предложений». Как вы думаете, любую ли группу предложений можно назвать текстом?

-Сравните две записи, одна из которых вам уже знакома.

Приложение 3

- Сравните две записи, одна из которых вам уже знакома.

- Давайте же повторим всё, что мы узнали сегодня о тексте.

– Сравните свой вывод с правилом в учебнике в рубрике “Тайны языка”,

Постановка задачи

– Правило вы сформулировали и запомнили, можно на этом закончить урок?

Организовать эмоциональную разрядку (разминка)

(будем узнавать всё о тексте)

Что такое текст?

Можно узнать в учебнике.

Ответы детей.

Дети получают карточку №2

- Прочитайте и сравните две записи.

Из нескольких предложений

Карточка №3

«ТЕКСТ – это два или несколько предложений.

Все предложения связаны между собой по смыслу.

уч. с .11 «Тайны языка».

Надо потренироваться

С.10 «Подумай»

Дети самостоятельно выбирают и проводят разминку.

Целеполагание.

Способность прогнозировать деятельность на уроке.

Вывешивается на доске часть определения текста «ТЕКСТ – это два или несколько предложений».

Работа с информацией учебника

4.

Первичное закрепление

Организовать самостоятельную деятельность по применению полученных знаний с использованием парной работы.

Какая задача стоит перед вами?

Вспомнить правила работы в паре.

Уч. с. 11. упр.1

Определить, где текст, а где не текст. Объяснить почему.

Уметь использовать полученные знания при выполнении практических заданий.

Уметь работать в парах

5.

Рефлексия

Вернёмся к началу урока.

- На какой вопрос мы должны были ответить?

- Сможете ли вы сейчас  сказать, что такое "текст"?

Оценка работы учащихся. "Волшебная лестница знаний". Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание.

Что такое "текст"?

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности

6.

Домашнее задание

Организовать объяснение домашней работы

Выбрать задание и записать в дневник

В

В

Т

В

В

В

Х

Е

Х

Х

Х

Х

Х

А

А

К

А

А

А

А

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Д

Д

Д

Т

Д

Д

Д

Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.

Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.

doc4web.ru

Урок русского языка «Что такое текст?» (по программе Л.Занкова). 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


В начальной школе выстроить урок не просто: здесь дети еще живут в своем особенном мире, где проблемы возникают и понимаются иначе, чем в более старшем возрасте. Занимательность, увлечение выступают основой эмоциональности урока, а развитие функции общения обеспечивает взаимопонимание, побуждает к действию. Важно поддержать каждое самостоятельное высказывание, творческую инициативу, хорошее настроение, познавательный интерес. А личностная поддержка учителя состоит в совместном с учеником определении его интересов, целей, возможностей.

Данные аспекты отражены в структуре урока. В вводной части дети знакомятся с такими словами, как парадокс, просвещение, гений. Ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности. Его участие в процессе обучения заключается не в принятии готового образца, а в высказывании предположений, выборе альтернативы, обсуждении наиболее целесообразных способов ответа на вопрос, как решить какую-либо учебную задачу. После выдвижения гипотез, учащиеся обращаются к словарю В.И.Даля для уточнения своих предположений.

В следующей части урока ученики погружаются в атмосферу сказки. Встреча с любимым героем мультфильма “Алиса в стране Чудес” никого не оставит равнодушным. Такой урок требует предварительной подготовки, специального подбора материала, логической увязки каждого упражнения с основной темой.

Чтобы научить младших школьников самостоятельно создавать правильный текст, следует познакомить их с жанрами письменной речи, распространенными в обыденной жизни. На данном уроке эта работа строится на жанрово-ситуативном принципе, начиная с ситуации неофициального межличностного общения. Урок носит практический характер. Ученикам предлагается, опираясь на свой опыт общения со сверстниками, самим увидеть нарушения в тексте, то есть организуется работа на развитие языкового чутья учеников. Также формируется коммуникативная компетентность.

В ходе урока учащиеся не получают количество знаний, а добывают их и учатся пользоваться ими, применять в разнообразной самостоятельной деятельности, в том числе в нестандартных ситуациях. Учатся контролировать свою деятельность, деятельность товарища и давать оценку этой работе, что соответствует новым стандартам образования.

Тип урока: урок формирования навыков работы с деформированным текстом

Задачи урока

Практическая задача урока:

  • Обучить учащихся работе с деформированными текстами различных стилей, сформировать навык выделения главных признаков текста.

Воспитательная задача:

  • Способствовать формированию навыков коллективной работы.

Образовательная задача:

  • Способствовать формированию навыков грамотной речи, сформировать общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
  • Развивать умение отличать текст от набора предложений.

Развивающая задача:

  • Способствовать развитию способностей учащихся к догадке по словообразовательным элементам и аналогии с родным языком. Развивать дедуктивное мышление и способность к обобщению.

Оснащение:

  • Доска, экран, компьютер, карточки с текстами различных стилей, наглядное пособие.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

1. Релаксация.

2. Введение в тему урока.

II. Основной этап.

1. Актуализация знаний

- Я предлагаю вам отрывок из текста. Знаете ли вы это произведение? Кто его автор?

СЛАЙД 1.

Алиса увидела Кролика. Он достал из жилетного кармана часы и помчался дальше. Алиса удивилась. Ей стало очень любопытно…

Задания.

а) найти словарное слово;

б) найти орфограммы ча-ща, чу-щу, “ь” - показатель мягкости;

в) письменно: подобрать однокоренные слова к слову “удивился” (диво – дивный – удивительный и т.д.)

г) найти синоним к слову “любопытно”;

д) ответить на вопрос: “Что означает многоточие в конце?”

СЛАЙД 2

Чтобы нам отправиться дальше за Алисой, разгадаем цепочку:

слово – предложение – слог – звук - …

СЛАЙД 3

звук – слог – слово – предложение – текст

СЛАЙД 4

Текст. Что это такое?

2. Раскрытие темы урока. Формирование навыка работы с деформированным текстом.

Что называется текстом?

СЛАЙД 5

Мультфильм

Можно ли назвать это послание текстом?

СЛАЙД 6

Варкалось. Хливкие шорьки
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки
Как мюмзики в мове.

Что здесь написано? Можно ли назвать это текстом? Обоснуйте свой ответ. О чем этот текст? Как мы можем перевести этот текст со сказочного языка?

Смеркалось. Юркие хорьки
Бежали по траве,
И засверкали светлячки
Как звездочки во тьме.

3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. Работа со схемой-рисунком "Яркие признаки текста".

 На доске цветок с разноцветными лепестками.

- Назовите яркие признаки текста. (Заголовок, начало, основная часть, концовка, ключевые (опорные) слова, абзац, тема, основная мысль.)

Учитель раскрывает разноцветные лепестки и получается схема-рисунок.

- Объясните каждый признак. (Тема - это то, о чем или о ком говорится в тексте). Основная мысль - самое важное, главное, о чем говорит нам текст. Заголовок - заглавие, название. Начало, основная часть, концовка - структура текста. Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту, в которой содержится новая мысль. Ключевые (опорные) слова - слова, по которым можно понять основную мысль текста.)

Понять основную мысль текста - это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами. Какой признак должен быть обязательно в тексте? (Тема. Основная мысль.)

5. Работа в малых группах.

Каждая группа из четырех человек получает карточку с заданием по работе с деформированными текстами различных стилей (см. Приложение 1).

Группа 1.

Задание. Расположить предложения так, чтобы получился текст. Придумать и написать заголовок и концовку текста.

  • Обезьяна несла две полные горсти гороха.
  • Выскочила одна горошина.
  • Обезьяна хотела поднять ее и просыпала двадцать горошин.
  • Она бросилась поднимать и просыпала все.

Группа 2.

Задание. Расставить знаки препинания. Дать название тексту.

Есть у Никиты деревянный тигр есть крокодил резиновый и слон спрятал Никита тигра под кровать а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет.

Группа 3.

Задание. Восстановить текст. Кто автор сказки? Как называется сказка?

  • Они жили в ветхой землянке
  • Старик ловил неводом рыбу
  • Жил старик со своею старухой
  • Старуха пряла свою пряжу
  • У самого синего моря
  • Ровно тридцать лет и три года.

Группа 4.

Задание. Составить текст из предложений. Продолжить.

Миша прочитал три сказки. А в маленькой книге на семь сказок меньше. В большой книге 12 сказок.

Группа 5.

Задание. Составить текст, написать заголовок.

Там стоит ночь.

Солнце является центром Солнечной системы.

Когда Солнце освещает одну половину Земли, другая находится в ее собственной тени.

Солнце освещает Землю, которая, как и другие планеты, обращается вокруг него.

Солнце – это звезда, иначе говоря, раскаленный шар.

6 группа.

Задание. Составить текст из предложений и продолжить его. Что это за текст?

Ваш сын дядя Федор. У меня все есть. Дорогие родители! Я живу в деревне хорошо. До свидания. Как вы поживаете?

6. Контроль. Проверка усвоения темы. Тест “Верные и неверные высказывания”.

Учащиеся находят неверные высказывания, обосновывают свой выбор.

  • Текст состоит из предложений.
  • К тексту нельзя придумать заглавие.
  • Все предложения в тексте имеют границы.
  • Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
  • в тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
  • Текст можно разделить на части.
  • Каждая часть текста записывается с красной строки.

III. Заключительный этап.

1. Рефлексия.

- Какие открытия вы сделали на уроке? Что нового вы узнали? Вам было интересно?

2. Устное оценивание и выставление отметок.

3. Домашнее задание. Придумать и записать свой текст на любую тему.

Приложение 1.

17.03.2014

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Текст»

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

   

осуществляемые

действия

формируемые

умения

 

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный. Словесный.
Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Проверь-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Учебник, ручка и тетрадка?

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

 

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.

Практический. Письмо

иши

пиши

шишка

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное
написание

III. Проверка
выполнения
домашнего
задания.

Диалог-беседа, рассказ-монолог (упр. 11)

Парная, индивидуальная.

Словесный,
творческий.

Диалог-беседа, рассказ-монолог

Организует проверку подготовленного дома задания

«Разговор по теле-
фону».

«Что мне особенно
запомнилось в дни летних каникул?»

Различают диалог-
беседу и рассказ-
монолог.

Выступают с подготовленными творческими заданиями, проявляя эмоции

Диалог-беседа, рассказ-
монолог

IV. Актуализация знаний.

Наша речь
(учебник, с. 14)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

Предлагает ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Проверь себя»

Читают вопросы,
отвечают на них

Приводят примеры жизненной ситуации, распознают диалог
и монолог, характеризуют человека по речи

Беседа по вопросам

V. Подготовка
к основному этапу деятельности
(учебник, с. 15)

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа

– Как называется раздел, с которым мы начинаем знакомство?

– Давайте прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться на уроке

– «Текст».

Читают, отвечают

Знакомятся с основными положениями темы раздела

Беседа по вопросам

VI. Постановка учебной задачи

(учебник, с. 16)

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа

– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Почемучки.

– Цель нашего урока состоит
в том, чтобы найти ответ

на этот вопрос

– Что такое текст?

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

 

VII. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

 Презентация

1. Слово.

Предложение. Текст (упр. 12)

Фронтальная. Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

Предлагает сравнить записи, определить основную мысль текста, озаглавить его,
списать первое предложение

– 1. Слова. 2. Предло-
жения. 3. Текст.

– Свиристели.

Списывают предло-
жение

Отличают текст
от других записей. Определяют основную мысль текста,
озаглавливают его.

Правильно списывают

Беседа по вопросам, письмо

2. Текст (учебник, с. 17)

Фронтальная. Словесный.
Чтение, беседа

– Прочитайте правило.
Что такое текст?

Читают, отвечают

на вопрос

Извлекают необходимую информацию
из текста

Беседа по вопросам

Физкультминутка

Коллективная. Практический

На двери висит замок,

Кто открыть его бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали – и открыли

Выполняют движения по тексту под руко-

водством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни

Правильное выполнение дви-
жений

VIII. Закрепление знаний и способов действий.

Работа в рабочей тетради (№ 10)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

Организует работу с упражнением, контролирует выполнение, оказывает помощь при
необходимости

Читают. Составляют текст из предложений. Записывают два пред-
ложения

Составляют текст, устанавливая последовательность предложений. Правильно записывают предложения

Упражнение

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– На какой вопрос нужно было ответить Почемучке?

– Чему научились на уроке?

– Что вызвало затруднения?

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

X. Домашнее
задание.

Главная мысль текста. Работа
в рабочей тетради (№ 8)

Фронтальная. Словесный. Объяснение
учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя.

Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Русский язык 2 класс Тема: Что такое текст?

Цель: повторить признаки текста; научить детей определять тему текста.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать предложение и группу предложений; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Формирование универсальных учебных действий на уроках:

3.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Межпредметные связи: Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха).

Ресурсы: методическое пособие; Учебник; тетрадь с печатной основой; тетрадь для учащихся в узкую линейку.

Организация пространства: фронтальная, в парах, самостоятельная.

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Мобилизующее начало

Учитель настраивает детей на работу.

Самостоятельная работа

Минутка чистописания

м м м

л л л

лимон мел лампа

Л1. Ученики проверяют готовность к уроку.

Повторяют написание элементов букв, букв, слогов.

  1. Актуализация знаний

Самостоятельная работа

Орфографическая минутка

Учитель показывает детям изображения птиц, дети записывают слова: воробей, сорока, ворона, синица.

- - Поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

- А теперь соедините названия птиц и звуки, которые эти птицы издают (на доске):

Воробей свистит.

Сорока каркает.

Ворона стрекочет.

Синица чирикает.

- Запишите полученные пары. Что у вас получилось?

- Докажите, что это предложения.

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1.

Предложения.

Можно сказать, о ком говорится в предложении и что говорится о нем.

  1. Самоопределение к деятельности

Фронтальная работа

- Расскажите об одной из птиц.

- Что вы составили?

- Каким словом можно заменить слово рассказ, вы узнаете, если из цепочки мысленно уберете все буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.

ЗВТРЕЛКМСЖТЗ

- Итак, тема нашего урока – ТЕКСТ.

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1.

Рассказ.

4. Работа по теме урока

Фронтальная работа

Работа по учебнику, с. 15

- Прочитайте в учебнике, что мы должны вспомнить при изучении темы, чему научиться.

Фронтальная работа

Работа по учебнику, с. 16

- Прочитайте вопрос, на который мы должны дать сегодня ответ.

Упр. 12 – по заданию учебника.

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1.

Что такое текст?

Физминутка

5. Продолжение работы по теме

Работа по учебнику с. 17

Фронтальная работа

Работа с правилом.

Упр. 13 – по заданию учебника

Правило с. 18

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1

Определять тему текста. Списывать текст и выполнять задания.

6.Рефлексия

Самостоятельная работа

Работа по учебнику с. 18

Упр. 14

Индивидуальная помощь учителя.

Р2. Оценивать свои достижения.

Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».

7.Итог урока

Фронтальная работа

- Чем отличается группа предложений от текста?

- Что такое тема текста?

К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.

В тексте предложения связаны по смыслу и объединены общей темой.

То, о чем или о ком говорится в тексте.

8.Домашнее задание

С. 18 упр. 14

Л3, 4; Р2; П3.

multiurok.ru

Конспект урока русского языка Что такое текст — рассуждение 2 класс УМК Школа России


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Поронайска Сахалинской области
Конспект урока
Категория: начальные классы
Номинация: русский язык
Тема урока: «Что такое текст – рассуждение?»
Автор работы
Маслова Марина Дмитриевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
эл. адрес: [email protected]г. Поронайск
2016
Конспект урока
Предмет: русский язык
Класс: 2
УМК «Школа России»
Автор учебника: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных школ с приложением на электронном носителе. В 2 частях. Ч. 2 – М.: «Просвещение», 2013
Тема урока: «Что такое текст – рассуждение?»
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока:
Образовательные
познакомить учащихся с новым типом текста, его структурой;
формировать умение узнавать тип текста.
Развивающие
развивать умение грамотно строить высказывания в устной и письменной форме;
продолжить работу по развитию орфографической зоркости.
Воспитывающие
воспитывать интерес к изучаемому предмету, желание беречь и защищать окружающую природу.
Планируемые результаты:
Предметные
учащиеся узнают об отличительных особенностях текста – рассуждения, научатся узнавать тип текста.
Личностные продолжать формирование
положительного отношения к изучаемому предмету;
адекватному пониманию причин своих успехов или неудач;
позитивного отношения к окружающему миру, природе.
Регулятивные: учащиеся будут развивать умения
ставить цели и удерживать их на протяжении урока, совместно с учителем планировать деятельность;
оценивать свою деятельность, осознавая, что усвоено, а что ещё нет;
контролировать свой результат, корректировать результаты своей деятельности в случае расхождения с эталоном.
Познавательные общеучебные: учащиеся будут учиться
выделять и формулировать познавательные цели в совместной деятельности с учителем и другими учащимися;
осознано строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
читать

weburok.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *